ИстребительHawker© Richard Vernon Hawker Tempest Mk.V № JF H из 3 Sqn, RAF Coltishall, 1944 Один из самых лучших истребителей Великобритании времен Второй мировой войны, Хаукер «Темпест» поступил в действующие подразделения незадолго до высадки союзных войск в Нормандии, а после окончания войны состоял на вооружении RAF до начала 50-х годов. 2 сентября 1942 года шеф-пилот Ф. Люкас впервые поднял «пятерку» в воздух. Она имела двигатель «Сейбр» II и четырехлопастный винт. Кабина с боковыми дверцами и хвостовое оперение были выполнены по типу «Тайфуна». Радиаторы размещались в едином блоке под мотором. В процессе испытаний выявилась плохая устойчивость самолета в полете, и его оснастили увеличенным горизонтальным оперением. Вертикальное оперение получило характерный для «Темпеста» форкиль. В целом отзывы пилотов о новом истребителе были положительными. 2 декабря 1942 года Люкас достиг на пикировании невиданной для британских машин скорости 925 км/ч. Горизонтальная скорость самолета составила около 700 км/ч. Эти показатели были убедительными для министерства авиации, и оно приняло решение о массовом производстве истребителя. Серийные «Темпесты» Mk V выпускались с обычной каплевидной кабиной, имеющей сдвижную заднюю часть. На 100 машинах первой серии устанавливались четыре 20-мм пушки «Испано» Mk II с боезапасом по 200 снарядов. Стволы пушек немного выступали за контур передней кромки крыла. На «Темпестах» второй серии монтировались облегченные пушки «Испано» Mk V с укороченным стволом. До конца 1943 года сборочный цех покинули 36 «Темпестов» Mk V, и почти половина из них была отправлена в MU (Maintenance Unit — ремонтная часть) для монтажа различного военного оборудования, радиостанций и т.д. В строевые части для замены «Тайфунов» истребители поступили в начале следующего года. «Темпесты» Mk V, выпущенные в количестве 803 единиц, продержались в первой линии RAF до 1948 года.
Источники
|
www.airpages.ru
Хоукер «Темпест» | Красные соколы нашей Родины
Фото тяжелого истребителя Хоукер Темпест Mk.II
Ввод в строй нового истребителя Хоукер «Тайфун» показал, что, несмотря на высокие летные данные, он не в полной мере отвечает условиям воздушных боев. Большинство схваток на Западе проходили на больших высотах, где летные качества «Тайфуна» были далекими от идеала. Причиной тому являлся толстый профиль крыла, обуславливавший быструю потерю скорости при маневрировании на больших высотах. К тому же, на самолете стоял невысотный двигатель. Поэтому в середине 1941 г. С. Кэмм предложил разработать новую модификацию «Тайфуна», снабженную крылом тонкого профиля и увеличенной площади. А поскольку новое крыло имело меньший внутренний объем, пригодный для размещения топлива, пришлось удлинить фюзеляж, дабы поместить там дополнительный топливный бак.
Идея Кэмма была поддержана министерством авиации, издавшим в сентябре 1941 г. соответствующую спецификацию F. 10/41. Самолет, изначально обозначавшийся «Тайфун» Mk.II, проектировался под 24-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Нэпир» «Сэйбр» IV (2340 л.с). В 1942 г. требования к машине несколько подкорректировали, и самолет получил название «Темпест» Mk.I.
Параллельно началась разработка ещё нескольких вариантов под другие силовые установки: «Темпест» Mk.II под 18-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Бристоль» «Центаурус» V (2520 л.с), «Темпест» Mk.NI под «Гриффон» IIB (1735 л.с), «Темпест» Mk.IV под «Гриффон» 61 (2035 л.с). А поскольку все эти моторы ещё находились на стадии отработки, для подстраховки начали разработку варианта «Темпест» Mk.V под мотор «Сэйбр» II (2180 л.с.) — такой же, как и на «Тайфуне».
Прототип этого варианта вышел на испытания 2 сентября 1942 г. Серийное производство началось в июне 1943 г. именно с последней модификации, оказавшейся единственной, успевшей принять участие во Второй мировой войне.
В общей сложности изготовили 4 прототипа и 1394 серийных «Темпеста» (построен 1 прототип Mk.V, 1 Mk.I и 2 Mk.II). Все самолеты, за исключением 50 Mk.II, выпущенных заводом «Бристоль» в Уэстон-Супер-Мар, построил завод «Хоукер» в Лэнгли.
Основные модификации Хоукер «Темпест»
«Темпест» Mk.V — двигатель «Сэйбр» II. Вооружение на большинстве самолетов 1-й серии (состоявшей из 100 самолетов) – 4 20-мм пушки «Бритиш Испано» Mk.II в крыле (боекомплект 200 снарядов на ствол). Остальные самолеты получили пушки «Бритиш Испано» Mk.V — более легкие, с укороченными стволами, несколько сниженной начальной скоростью снарядов, но увеличенной скорострельностью. Допускалась подвеска двух авиабомб калибром до 454 кг или двух ПТБ (205-л или 409-л), а при установке подкрыльевых направляющих — 8 76,2-мм НАР. До июня 1945 г. изготовлено 800 самолетов (из них 1 переделан в прототип «Темпест» Mk.VI).
«Темпест» Mk.II — двигатель «Центау-рус» V (2520 л.с), вооружение — 4 пушки «Бритиш Испано» Mk.V. Первый серийный самолет был готов в октябре 1944 г., но изготовление первой серийной партии (50 самолетов, строившихся «Бристолем») растянулось на весь 1945 г. С июня 1945 г. эту модификацию строил завод «Hawker», изготовивший до 1947 г. 402 машины. В 1947 г. обозначение изменено на «Темпест» FB.2 для самолетов, снабженных подкрыльевыми узлами для подвески НАР, и «Темпест» F.2 — для самолетов, не имеющих таких узлов.
«Темпест» Mk.VI — двигатель «Сэйбр» V (2340 л.с). В 1946-1947 гг. построено 142 самолета.
Летно-технические характеристики самолета Hawker «Tempest» Mk.II
- Двигатель: Бристоль «Центаурус» V
- мощность, л.с.: 2520
- Размах крыла, м.:
- Длина самолета, м.: 10,49
- Высота самолета, м.: 4,42
- Площадь крыла, кв. м.:
- Масса, кг:
- пустого самолета: 4040
- взлетная: 5360
- максимальная взлетная: 6240
- Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 645/0 710/4360
- Время набора высоты 4572 м, мин.: 4’30»
- Практический потолок, м.: 11430
- Дальность полета, км (с ПТБ): 1295 (2640)
Боевое применение самолетов Хоукер «Темпест»
Внедрение «Темпестов» Mk.V в строевые части Королевских ВВС велось медленно — к началу высадки в Нормандии в июне 1944 г. на них летали лишь две АЭ -3-я и 486-я (новозеландская). В боевых действиях над Нормандией эскадрильи участвовали с 8 июня, но примерно неделю спустя были переведены на борьбу с самолетами-снарядами Фау V-1. К концу сентября 1944 г. эти задачи выполняли уже 6 эскадрилий «Темпестов», сбивших к концу месяца 787 V-1 из 1771 самолета-снаряда, уничтоженного истребителями.
С конца сентября 1944 г. 5 АЭ «Темпестов», сведенных в 122-е крыло, занимались охотой за реактивными истребителями Мессершмитт Me 262, пытаясь подлавливать их при заходе на посадку (в общей сложности, до конца войны на счету пилотов «Темпестов» было 11 сбитых Me 262). Наиболее интенсивные воздушные бои 122-му крылу пришлось вести в декабре, во время немецкого наступления в Арденнах. Хотя основным истребителем -бомбардировщиком Королевских ВВС считался «Тайфун», «Темпесты» также привлекались для ударов по наземным целям, особенно в январе-апреле 1945 г. К концу войны в Европе на счету пилотов «Темпестов» было 240 подтвержденных и 13 вероятных побед, собственные потери составили немногим более 100 самолетов (2/3 — от зенитного огня).
В послевоенный период «Темпесты» находились на вооружении Королевских ВВС до 1951 г. В частности, они несли оккупационную службу в Британской Рейнской армии, участвовали в боях против повстанцев в Малайе, служили в Индии (до провозглашения её независимости), а также на Ближнем Востоке. Часть самолетов переоборудовали в буксировщики мишеней «Темпест» TT.V (80 единиц) и TT.VI (2).
Индия получила не менее 93 «Темпестов» Mk.II, 59 таких машин поставили Пакистану. Самолеты обеих сторон в 1947-1949 гг. принимали участие в первой индо-пакистанской войне. И в Индии, и в Пакистане «Темпесты» прослужили до середины 50-х гг.
«Темпест» представлял собой вершину развития тяжелых истребителей фирмы «Хоукер», однако объем его производства оказался сравнительно небольшим. К моменту его внедрения в серию уже выпускались новые модификации «Спитфайра», взявшие на себя решение задач, для которых и проектировался «Темпест».
www.airaces.ru
Истребитель «Хоукер Темпест» (Великобритания) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия
«Краткая справка: Английский истребитель времен Второй Мировой войны «Хоукер Темпест», своеобразный рекордсмен — немногие самолеты того времени располагали вооружением из 4х 20-мм-пушек. История создания и боевое применение самолета»
Английский истребитель «Хоукер Темпест»
Создание и эксплуатация истребителя «Хоукер Темпест»
Английский истребитель «Темпест»
Чертеж истребителя Хоукер Темпест
«Темпест» выпускался на заводах «Хаукер» в Лэнгли и «Бристоль» в Филтоне. Производство продолжалось до июня 1947 года. Всего было изготовлено 1257 самолётов различных модификаций, из них во время второй мировой войны — 805. На фронте самолёт начал применяться в июле 1944 года во время высадки союзников в Нормандии. «Темпесты» участвовали в перехвате немецких самолётов-снарядов V-1, в боевых действиях в Бельгии и Голландии. На вооружении Великобритании самолёт находился до июня 1953 года.
«Темпест» — один из самых мощных поршневых истребителей Второй Мировой войны.
Характеристики Темпест Mk.V | |
---|---|
Страна: | Великобритания |
Тип: | Истребитель |
Год выпуска: | 1943 г. |
Экипаж: | 1 человек |
Двигатель: | Сейбр Mk.II 2260 |
Максимальная скорость: | 690 км/ч |
Практический потолок: | 11150 м |
Дальность полета: | 2450 км |
Масса пустого: | Нет сведений |
Максимальная взлетная масса: | 6150 кг |
Размах крыльев: | 12,5 м |
Длина: | 10,26 м |
Высота: | Нет сведений |
Площадь крыла: | Нет сведений |
Вооружение: | 4х 20-мм пушки |
Конструкция и модификации истребителя «Хоукер Темпест»
Истребитель «Темпест» это цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Шасси трёхопорное с убирающимся хвостовым колесом. Силовая установка состояла из поршневого V-образного двигателя жидкостного охлаждения.
- «Темпест» Mk.II — самолёт с двигателем «Центаурус» Mk.II.
- «Темпест» Mk.V — самолёт с двигателем «Сейбр» Mk.II.
- «Темпест» Mk.VI — самолёт с двигателем «Сейбр» Mk.V. Отличался расположением маслорадиатора в крыле.
Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет, а также «Истребители Второй мировой войны 1939-1945», АВИАМ, 1994.
armedman.ru
Hawker «Tempest» Mk.V — Ретро-Модели.Ру
Потерпев неудачу с истребителем «Typhoon», недостатков у которого оказалось больше, чем преимуществ, главный конструктор фирмы Hawker Сидней Кэмм приступил к разработке его улучшенного варианта, получившего название «Tempest». На этот раз самолёт не просто соответствовал требованиям заказчика, а стал основой для одного из лучших британских палубных истребителей «Sea Fury». Несмотря на достаточно позднее появление, не позволившее стать «Tempest» основой истребительной авиации RAF, эти самолёты хорошо показатели себя и как истребители-перехватчики, и как штурмовики. После завершения войны почти все самолёты этого типа быстро вывели из первой линии, однако, несколько эскадронов на «Tempest» Mk.VI оставались нести службу на Ближнем Востоке до 1949-го года.
Под логотипом FROG пластиковая модель самолёта Hawker «Tempest» с масштабе 1:72 появилась в 1967-м году и успешно продавалась на западном рынке в течении следующих 10 лет. После продажи пресс-формы Советскому Союзу производство было возобновлено на химзаводе Луч (г.Ярославль), где выпуск «Темпеста» продолжался до 1992-го года. Впоследствии оснастка была приобретена фирмой Звезда, выпустившей в 2000-х гг. несколько ограниченных серий.
При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам А.Соколов и С.Просвирнин, а также с интернет-аукциона eBay.
Работы велись в рамках спецификации F.10/41, выданной в начале 1942 года, которая предполагала создание истребителя с максимальной скоростью 700 км\ч и обязательным пушечным вооружением. Новый самолёт сохранил множество общих черт с серийным «Typhoon», но по большому счету объём доработок был настолько большим, что по сути получился совершенно новый истребитель. Фюзеляж был удлинен и увеличили по площади хвостовое оперение. Также изменили крыло, которое стало тоньше и короче на 127 мм, а в передней кромке устанавливались щелевые радиаторы. Для увеличения дальности установили дополнительные баки в фюзеляже. Вооружение состояло из четырех 20-мм пушек Hispano, установленных попарно в каждой консоли. Параллельно разрабатывалось несколько вариантов с различными типами силовых установок:
«Tempest» Mk.I – рядный 24-цилиндровый Н-образный двигатель «Sabre» Mk.IV
«Tempest» Mk.II – радиальный 18-цилиндровый двигатель Bristol «Centaurus»
«Tempest» Mk.III – рядный двигатель Rolls-Royce «Griffon» 11B
«Tempest» Mk.IV – рядный двигатель Rolls-Royce «Griffon» 61
Когда планер для истребителя модификации Mk.I был готов, двигатель для него ещё только проходил испытания. Вместо него решили установить первый прототип двигателя «Sabre» II мощностью 2180 л.с., что привело к появлению модификации «Tempest» Mk.V. Опытный образец ещё имел дверцу в кабине пилота и фонарь с переплетом. Испытания этого самолёта начались в сентябре 1942 года. Тем временем, был получен двигатель «Sabre» IV и модификация «Tempest» Mk.I наконец-то поступила на испытания в феврале 1943 года. От Mk.V он также отличался носовой частью фюзеляжа без «бороды» для радиатора и новым каплевидным фонарем. Прототип показал максимальную скорость 750 км\ч и потолок около 12000 метров, однако его силовая установка оказалась слишком «сырой». От внедрения в серийное производство модификаций Mk.III и Mk.IV также отказались, отдав приоритет Mk.V.
Первые «Tempest» Mk.V series I, относившиеся к варианту, оснащались пушками с длинными стволами, а все последующие серийные самолёты (series II) получили короткоствольные орудия. Кроме того, под крылом установили держатели для двух бомб массой 227 или 454 кг. Вместо них можно было подвесить два 205-литровых бака с напалмом или два топливных бака на 409 литров.
Второй серийной версией стала модификация «Tempest» Mk.II, серийную постройку которой запланировали на заводе фирмы Gloster ещё в 1942 году. Однако, испытания первого прототипа начались только в июне 1943 года, причем на нём же прошли тесты несколько вариантов двигателя Bristol «Centaurus» (Мк.IV, V, XII, XV и XVIII). В августе 1943 года заказ на 600 самолётов передали фирме Bristol, но серийные «Tempest» Mk.II, оснащенные двигателями «Centaurus» V или VI, появились лишь в октябре 1944 года. Несмотря на то, что до мая 1945 года успели собрать 152 самолёта, в боевых действиях они участия не принимали.
Последним серийным вариантом стал «Tempest» Mk.VI, который представлял собой Mk.V с более мощным двигателем «Sabre» V мощностью 2340 л.с. Опытный образец впервые поднялся в воздух в мае 1944 года, а всего было выпущено 142 истребителя. Эти самолёты также не приняли участие во 2-й мировой войне, но нескольким британским Mk.VI довелось стать невольными участниками арабо-израильского конфликта 1948-1949 гг. На экспорт поставлялись только самолеты модификации Mk.II. Сначала в августе 1947 года несколько десятков «Tempest» поделили между собой Индия и Пакистан, а в 1949 году индийцы заказали дополнительную партию из 89 самолётов, которые были переданы из состава RAF. Обе стороны активно применяли свои «Tempest» Mk.II в качестве штурмовиков в ходе первой индо-пакистанского войны 1947 года. Вывод этих самолётов во вторую линию состоялся в 1953-1954 гг., когда из Великобритании начала поступать реактивная техника.
Наверх
Пластмассовая модель фирмы FROG была в её послужном списке не первой. Ещё в феврале 1946-го, в серии Penguin 9, был выпущен набор деталей из дерева для сборки модели «Hawker Tempest F.II» (индекс 903.Р9). В том же году, но несколькими месяцами позже, было возобновлено производство моделей из ацетата целлюлозы, в числе которых также находился «Hawker Tempest F.II» (индекс 103Р). И только в 1967-м году была готова пресс-форма для варианта из пластмассы.
Первое издание под коробочным названием «Hawker Tempest», выпущенное в 1967-1969 гг. в количестве 115.000 экземпляров, получило в каталоге FROG индекс F189 и относилось к Black Series. Отливки упаковывались в коробки типа F2, а схема окраски и декаль предполагали два варианта оформления:
«Tempest» Mk.V Srs.I – No.274 Sqn.RAF, JJ-N\EJ783 – состояние самолёта приведено на октябрь 1944 года, когда эскадрон находился на авиабазе Фолькен (Volken) в Нидерландах, пилотом был флайт-лейтенант Бейрд (Flight Lieutenant A.H.Baird)
«Tempest» Mk.V Srs.II – No.3 Sqn., RAF, JF-E\NV784 – на этом самолёт летал и закончил войну лучший французский ас винг-коммандер Пьер Клостерман (Wing Commander Pierre Closterman, 33 победы)
И вот тут возник небольшой казус, связанный с тем, что на лицевой стороне коробки имелся бокс-арт, изображавший истребитель с кодом JJ-N и серийным номером JN730, летящий рядом с «летающей бомбой» Fi-103 (V-1). Эта ошибка затем «перекочевала» на бокс-арты всех остальных коробок.
Второе издание, вышедшее в 1968-1974 гг., представляло собой «лепесток» с коробочным названием «Hawker Tempest Mk.5» и обновленным бокс-артом, на котором «летающая бомба» была убрана. В каталоге FROG индекс изменился на F189F, а всего было выпущено 320.000 комплектов. Интересной деталью комплектов первых двух изданий был отдельный диск из прозрачного пластика, имитировавший вращающийся пропеллер, однако в 1973-м году он был удален.
Третье издание, ставшее последним, вышло в 1974-1977 гг. Модель сменила упаковку на тип Н и коробочное название на «Tempest MK.V Fighter-bomber», хотя бокс-арт и варианты оформления остались прежними. В каталоге FROG индекс был изменен на F212, а модель перенесена в Blue Series. До окончания производства в Великобритании было произведено ещё 85.000 комплектов.
Перепаковкой «фроговской» модели занималась только фирма AMT, которая в 1968-м году выпустила набор «Famous Fighters Series II» (Cat.No.3956-135), в который вошли Hawker «Tempest» V, Dewoitine D.520 и Focke-Wulf FW-190A-3.
Наверх
Трудно сказать, посчастливилось ли пресс-форме на Hawker «Tempest» Mk.V, но попала она на химический завод Луч в Ярославле, куда также отправили производственную оснастку для Republic P-47D-25 «Thunderbolt» (F232) и Bristol «Britannia» (F350). Производство было развернуто в 1979-м году (предположительно).
Экспортный вариант представлял собой ярославские отливки, упакованные в коробки от Novo Toys Limited, при сохранении немного измененного бокс-арта и схем окраски от FROG. На декали изменили только расположение элементов. В каталоге Novo модель с коробочным названием «Tempest Mk.V Fighter Bomber» получила индекс 78071.
Насколько качественными были отливки, предназначенные для поставок в Великобританию, сказать сейчас трудно, но уже к 1983-му году пресс-форма серьёзно деградировала. Раскрой стал грубым, а некоторые детали просто утопали в облое. Качество единственной детали из прозрачного пластика вообще не обсуждается.
Тем не менее, для внутреннего рынка модель продолжала выпускать многотысячными тиражами. В «советской» версии отливки упаковывались в пакет с «лепестком», сохранившим рисунок с коробки Novo, но со смещением цветовой гаммы и резкости. Коробочное название в полной версии звучало совсем не лаконично — «Сборная масштабная модель самолёта Темпест», хотя в обиходе его почти всегда сокращали до приемлемого «Темпест», что было очень необычно, учитывая практику обезличивания «экс-фроговских» моделей. Комплекты, выпускавшиеся до середины 1980-х гг. отличались ни́точной прошивкой, и только в «перестроечные» годы её заменили на скрепки. Цвет пластика долгое время оставался только черным, но в годы «перестройки» его цвет изменился на серый и темно-серый.
После развала СССР производство пластиковых моделей на химзаводе Луч прекратили. Пресс-форма на «Thunderbolt» (F183) где-то сгинула, а вот двум другим «товарищам по несчастью» повезло несколько больше – «Britannia» была выкуплена фирмой Eastern Express, а «Tempest» достался фирме Звезда. Обе модели выпускались в 2000-х гг. небольшими партиями и даже сейчас их можно найти в интернет-магазинах за вполне приемлемые деньги. Кстати, Звезда произвела косметический ремонт пресс-формы, хотя проблемы с облоем ещё остались.
Наверх
Первое, что бросается в глаза даже у старой «фроговской» модели (F189) – это очень «жестокий» внешний раскрой, который с учетом масштаба представлял бы собой полосы высотой около 2-3 см. Этот нюанс исправляется новым внутренним раскроем, но вот с остальными элементами модели всё не так просто.
Модель стандартно для FROG пуста внутри – проработки ниш шасси нет совсем, а в кабине пилота присутствует только кресло. Лопасти винта выполнены отдельными деталями, но если у вас имеются отливки, сделанные «Лучом» во второй половине 1980-х гг., то с ними придётся повозиться. Замены также требуют колеса основных стоек шасси, подвесное вооружение и фонарь, а вырезы под 20-мм пушки совершенно непропорциональны.
Впрочем, всё не так уж и плохо – основные геометрические размеры выдержаны достаточно правильно и, если вы не боитесь пройтись напильником по «винтажным» отливкам от FROG или «Луча», то в итоге может получиться совсем недурственная модель-копия.
Ссылки (модель):
FIGHTERS! — Hawker Tempest V
Modelingmadness — Frog 1/72 Tempest V
Ссылки (инфо):
Hinaidi To Fritzlar — Hawker Tempest Pilot of 33 Squadron, Germany 1945
IAF Aircraft Database — Types, Serial Numbers, Fates
Литература:
Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639
retromodels.ru
В январе 1938 года, через два месяца после взлета первого серийного истребителя “Харрикейн” Мк-1, английская фирма “Хоукер” приступила к детальной проработке тяжелого скоростного одномоторного истребителя, тактико-технические данные которого должны были превосходить “Харрикейн” как минимум на 20%. Как и в предыдущем случае, руководителем работ был назначен главный конструктор фирмы Сидней Кэмм.
Определяющим элементом проекта стала новая силовая установка, мощность двигателя которой превышала 2000 л.с. Фирма выбрала для нового истребителя два типа моторов. Первый, фирмы “Роллс-Ройс”,—“Вал-тур”, мощностью 1760 л.с.; второй, фирмы “Нэпир”,—“Сейбр”, в 2100 л.с. Высокая мощность требовала эффективной системы охлаждения, что в конце концов и должно было решить судьбу проекта.
Разработка самолета шла по двум направлениям: создание истребителя по проекту “R” с Х-образным 24-цилиндровым жидкостным двигателем “Валтур” и по проекту “N” с Н-образным “Сейбр”. Вскоре проекты начали воплощаться в металл, и
новые истребители получили соответственно обозначения “Торнадо” и “Тайфун”.Внешне оба самолета очень походили на “Харрикейн”: чувствовалось фирменное родство; но в отличие от предшественника увеличились габариты, конструкция стала цельнометаллической. Хвостовое колесо было выполнено полностью убирающимся в полете. Совершенно новой стала система охлаждения двигателя, с сильно развитым радиатором.
Первыми завершились работы над “Торнадо”; его прототип стартовал 6 октября 1939 года; вторым, 24 февраля следующего года, поднялся в воздух прототип “Тайфуна”. Оба самолета имели близкие технические данные, но для дальнейших работ был выбран “Тайфун”: оказалась более надежной работа двигателя “Сейбр”.
В мае 1941 года взлетел первый серийный “Тайфун”. Машина выпускалась с двумя вариантами вооружения: с двенадцатью 7,7-мм крыльевыми пулеметами (модификация Мк-1А), и с четырьмя 20-мм пушками (Мк-1В). Первые 105 серийных “Тайфунов” оснащались двигателями
“Сейбр-1” мощностью 2100 л.с.; на последующие машины ставились “Сейбр-11”, мощностью 2180—2260 л.с. От серии к серии улучшалось оборудование самолета, более надежно работало вооружение, улучшался обзор летчика (последние истребители имели каплевидный фонарь). Всего за годы войны было выпущено 3315 экземпляров “Тайфунов”, из них 60 штук в модификации фоторазведчика FR.Мк-1В.“Тайфуны” активно использовались в боевых действиях в годы второй мировой войны. Хотя им было трудно сражаться в небе с более легкими и маневренными Ме-109, зато с новыми машинами “Фокке-Вульф-190” они боролись с успехом. Кроме того, самолеты этого типа проявили себя неплохими истребителями-бомбардировщиками. Именно “Тайфуны” нанесли ракетно-бомбовые удары по немецким радарам в Нормандии, серьезно ослабив ПВО нацистов перед высадкой союзных войск в июне 1944 года. А через месяц, 17 июля, “Тайфуны” атаковали штаб генерала Роммеля, при этом сам Роммель был ранен.
Недостатком “Тайфуна” как штурмовика следует считать отсутствие бронезащиты летчика и жизненно важных элементов конструкции, что иногда приводило к серьезным потерям.
Развивая идеи, заложенные в “Тайфуне”, Сидней Кэмм уже в 1941 году начал работы над дальнейшим совершенствованием самолета. Новым должны были стать удлинение фюзеляжа, форма и толщина крыла, хвостовое оперение.
В июне 1942 года в работе находилось пять проектов нового истребителя, получившего обозначение “Темпест”: Мк-1 с двигателем “Сейбр-IV” (2340 л.с.), Мк-11 с двигателем воздушного охлаждения “Центавр-IV” (2520 л.с.), Мк-1 II с двигателем “Гриффон-11В”, Мк-IV с двигателем “Гриффон-61 ”, Мк-V с серийным двигателем “Сейбр-И” (наследник “Тайфунов”).
Модификации Мк-
I, -III, -IV остались в опытных образцах, их силовые установки удалось довести лишь к концу войны; а Мк-V и Мк-II превратились через некоторое время в полноценные истребители.Первым вышел на испытания “Темпест” Мк-V. Опытный самолет совершил первый полет 2 сентября 1942 года, а в июне следующего года началось его серийное производство. Всего было построено 805 самолетов. Первые 100 машин имели выступающие из крыла пушки, остальные — скрытые в крыле. Двигатели менялись как и на “Тайфуне”— от 2180 л.с. до 2260 л.с.
Развитием “Темпеста” Мк-V стала модель Мк-V
I с двигателем “Сейбр-VA” мощностью 2340 л.с. Этот самолет совершил первый полет в мае 1944 года, но строился серийно уже после войны.“Темпест” Мк-V поступил на вооружение как раз в то время, когда на Британию обрушилось новое германское “чудо-оружие”— самолеты-снаряды V-I. И эти истребители внесли достойную лепту в их уничтожение: из 1771 сбитого авиацией V-I на долю “Темпестов” Мк-V приходилось 638.
Вариант с двигателем воздушного охлаждения —“Темпест” Мк-
II— совершил первый полет в июне 1943 года. Доводка самолета затянулась, и серийное производство началось лишь в конце войны. Всего изготовили 452 машины этой модификации, из них 300— после войны. Истребитель принимал участие в боях с Японией, использовался англичанами в конце 40-х годов в боях против повстанцев в Малайе, а также состоял на вооружении пакистанских и индийских ВВС.Прямым развитием “Темпеста” Мк-II стал послевоенный истребитель “Фьюри”. Этот самолет сразу проектировался в двух вариантах: сухопутном и палубном (“Си Фьюри”). Он строился сравнительно большой для послевоенного времени серией; 123 в сухопутном варианте и 665—в морском. Сухопутные “Фьюри” шли только на экспорт (Ирак, Пакистан). “Си Фьюри” до середины 50-х годов состоял на вооружении флотов Англии и Голландии.
В. РИГМДНТ
Модель | Год | Двигатель, мощность, л.с. | Размах крыла, м | Длина, м | Высота, м | Площадь крыла, м | Взлетная масса, кг | Скорость на высоте, км/ч/м | Потолок, м | Скороподъемность, м/мин | Вооружение |
«Торнадо» |
1939 | «Валтур- V»1980 | 12,77 | 10,0 | 4,47 | 26,29 | 4839 | 640/ 1010 | 10650 | 6095/ 7,2 | 12×7,7 мм/4×20 мм |
«Тайфун» Мк 1 B | 1941 | «Сейбр- IIA»2180 | 12,67 | 9,73 | 4,66 | 23,13 | 5171 (макс) | 652/ 5486 | 10363 | 4572/ 6,2 | 4х20 мм бомбы |
«Темпест» Мк V | 1943 | «Сейбр- IIA»2180 | 12,43 | 10,26 | 4,30 | 28,1 | 5226 | 700/ 5182 | 11125 | 6100/ 6,1 | -«- |
«Темпест» Мк- II | 1944 | « Центавр-V»2500 | 12,49 | 10,49 | 4,42 | 28,1 | 5352 | 708/ 5182 | 11400 | 6100/ 5,0 | -«- |
«Си Фьюри» Мк- II | 1947 | « Центавр-18″2780 | 11,69 | 10,56 | 4,84 | 28,01 | 5602 | 740/ 5485 | 10910 | 6035/ 5,7 | -«- |
Истребитель “Темпест”:
1 — выдвижная подножка, 2 — 20-мм пушка “Испано” Мк-V, 3 — прицел, 4 — броневая плита, 5 — кислородный баллон, 6 — направляющий рельс фонаря, 7 — подвесной топливный бак, 8 — 454-кг бомба, 9 — реактивный снаряд, 10 — фотопулемет, 11 — маслорадиатор, 12 — воздухозаборник, 13 — трубка Пито, 14 — фара, 15- аннтенна (только на Мк-V).Варианты раскраски:
А — “Темпест” Мк-V британских ВВС (3-я эскадрилья, 122-е авиакрыло, май 1945 г.). Б — “Темпест” Мк-11 индийских ВВС (конец 40-х гг.).Цифрами в кружках обозначены следующие цвета: 1 — темно-зеленый, 2 — “океанский” серый, 3 — бледный серо-голубой, 4 — синий, о — красный, 6 — небесный, 7 — желтый, 8 — белый, 9 — черный, 10 — полированный алюминий, 11 — ярко-зеленый, 12—копоть (сажа), 13—сажа и ржавчина, 14 — полированная сталь, 15 — зеленый.
Чертежи для печати
Источник: «Моделист-Конструктор» 1991, №5
OCR: mkmagazin.almanacwhf.ru
hobbyport.ru
Танки Самолеты | Британский одноместный истребитель Hawker TempestHawker Tempest являлся одноместным истребителем, цельнометаллическим монопланом с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Под руководством С. Кэмма создан в конструкторском бюро фирмы «Хаукер эйркрафт». 24 февраля 1943 года впервые поднялся в небо первый опытный образец самолета. В июне 1943 года началось серийное производство данного самолета на заводах «Хаукер» в Лэнгли и «Бристоль» в Филтоне. Снят с производства в июне 1947 года, за весь период было построено 1257 самолетов Хаукер «Темпест», из них 805 за время второй мировой войны. С апреля 1944 года находился на вооружении в Великобритании, снят с вооружения в июне 1953 года.
Во время второй мировой выпускались следующие модификации данного самолета:
Летно-технические характеристики самолетов: «Темпест» Mk.II
«Темпест» Mk.V
«Темпест» Mk.VI
Более подробно про британский самолет второй мировой войны Hawker TempestПосле того, как был введен в строй истребитель «Тайфун», ранее уже описанный на нашем сайте pro-samolet.ru, опыт боевого применения показал, что обладая относительно высокими летными характеристиками, он не в достаточной мере отвечает условиям воздушных боев, которые часто проходили на больших высотах, где все преимущества британского самолета второй мировой войны «Тайфун» таяли. Это происходило по причине того, что толстый профиль крыла создавал условия быстрой потери скорости при маневрировании на больших высотах, кроме того, на самолет устанавливался невысотный двигатель. С. Кэмм в середине 1941 года предложил разработать новую модификацию истребителя «Тайфун», снабженную крылом тонкого профиля и увеличенной площади. Однако, новое крыло имело меньший внутренний объем для размещения топлива, необходимо было удлинить фюзеляж, с целью поместить там дополнительный топливный бак. Эту идею поддержало Министерство авиации, которое издало в сентябре 1941 года спецификацию F. 10/41. Самолет вначале имел обозначение «Тайфун» Mk.II и проектировался под 24-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Нэпир «Сэйбр» IV (2340 л.с.). В 1942 году требования к истребителю были подкорректированы, и он получил название «Темпест» Mk.I. Параллельно велась разработка еще нескольких вариантов под другие двигатели:
Однако, упомянутые моторы находились на стадии отработки, поэтому стали разрабатывать вариант «Темпест» Mk.V под мотор «Сэйбр» II (2180 л.с.) — такой же, как и на «Тайфуне». 2 сентября 1942 года прототип этой модификации и вышел на испытания. С последней модификации и началось серийное производство в июне 1943 года, и именно этот вариант самолета успел принять участие во Второй мировой войне. Всего было построено 4 прототипа и 1394 серийных «Темпеста» (построен 1 прототип Mk.V, 1 Mk.I и 2 Mk.II). Все самолеты, кроме 50 Mk.II, произведенных заводом «Бристоль» в Уэстон-Супер-Мар, создал завод «Хоукер» в Лэнгли. Основные модификации:
Поступление в войска «Темпестов» Mk.V шло медленно, в июне 1944 года к началу высадки в Нормандии на них летали лишь две АЭ -3-я и новозеландская 486-я. В боевых действиях над Нормандией эскадрильи принимали участие с 8 июня, но приблизительно через неделю их перевели на борьбу с самолетами-снарядами V-1. К концу сентября 1944 года данные боевые задачи выполняли уже 6 эскадрилий Hawker Tempest, уничтоживших к концу месяца 787 V-1 из 1771 самолета-снаряда, сбитого истребителями. 5 АЭ «Темпестов», которые были сведены в 122-е крыло, с конца сентября 1944 года вели охоту за реактивными самолетами люфтваффе Me 262, стараясь атаковать их при заходе на посадку. До конца второй мировой войны пилоты самолетов Hawker Tempest сбили 11 реактивных истребителей Me 262. Наиболее интенсивные воздушные бои 122-е крыло вело в декабре, во время немецкого наступления в Арденнах. В тот период основным истребителем-бомбардировщиком Королевских ВВС считался «Тайфун», но Хаукер «Темпест» также привлекались для атак наземных целей, особенно в январе-апреле 1945 года. К концу второй мировой войны в Европе на счету пилотов самолетов Хаукер «Темпест» было 240 подтвержденных и 13 вероятных побед. Собственные потери составили несколько больше ста самолетов (две трети — от зенитного огня). После войны, до 1951 года (по некоторым данным — до 1953 года), самолеты Hawker Tempest состояли на вооружении Королевских ВВС. В частности, они несли службу в Британской Рейнской армии, принимали участие в боях против повстанцев в Малайе, работали в Индии (до провозглашения независимости), а также на Ближнем Востоке. Часть самолетов была переоборудована в буксировщики мишеней «Темпест» TT.V (80 самолетов) и ТТ.VI (2 самолета). Индией было получено не менее 93 самолета «Темпест» Mk.II, 59 единиц поставили Пакистану. Самолеты обеих сторон в 1947-1949 гг. участвовали в первой индо-пакистанской войне. И в Индии, и в Пакистане «Темпесты» несли службу до середины 50-х годов. |
wikiwar.ru
ИстребительHawkerКроме «Темпеста» Mk V, серийно производился также альтернативный истребитель «Темпест» Mk II с двигателем Бристоль «Центавр» V или VI мощностью 2520 л.с. Его опытный образец впервые был облетан Ф. Люкасом 28 июня 1943 года. Машина показала хорошие летные данные, и министерство авиации заказало строительство около 500 таких самолетов. Первые «Темпесты» Mk II поступили в части RAF в конце 1944 года. Поскольку было ясно, что пилоты не успеют освоить самолет до окончания военных действий в Европе, британское командование попыталось подготовить авиакрыло, оснащенное «двойками», для сражений на Дальнем Востоке. Однако и на этот театр военных действий «Темпесты» опоздали. «Темпесты» Mk II служили до начала 50-х годов, а затем были распроданы в Индию и Пакистан. В Индии они состояли на вооружении до 1953 года, а потом еще пять лет летали в учебных подразделениях.
Источники
|
www.airpages.ru