Су-24 ищет себе замену :: Армия
Бомбардировщик устарел не физически, а морально
Разбившийся во вторник при взлете в Сирии российский Су-24 был одной из главных «рабочих лошадок» в контртеррористической операции. Самолет, построенный еще в начале 70-х гг. прошлого века, остается основным фронтовым бомбардировщиком. А все потому, что новейших Су-34, которые по идее должны полностью заменить «двадцать четверки», построено еще слишком мало — чуть более ста штук. Да и те на вес золота. Они — одна из главных надежд Рособоронэкспорта наряду с Су-35.
«Утенок», как называют летчики «тридцать четвертого», хорош. Новый бомбардировщик даже не требует прикрытия истребителями, так как по идее может на равных вступить в бой с F-16 или F-15. Но, к сожалению, этого не скажешь про бомбардировщик Су-24. Еще не забылся грандиозный политический скандал, когда два года назад его сбил турецкий F-16. Российских летчиков не в чем упрекнуть, они такого развития событий точно не ожидали. И просто не верили, что пилот ВВС Турции нажмет гашетку. Бой был неравный. Разбираться с F-16 — это, скорее, работа Cу-30 или Су-35.
Другое дело, что для выполнения боевых задач в Сирии бомбардировщик подходит даже сейчас. А для своего времени Су-24 и вовсе был передовым самолетом. И по некоторым показателям даже выигрывал у своего ближайшего конкурента F-111, на которого во многом ориентировались конструкторы ОКБ «Сухого». Например, самолет может разгоняться до скорости сверхзвука на малой высоте, в то время как для американца это оказалось проблемой. Преимуществом «сушки» стала и прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума». Благодаря ей самолет мог наносить ракетно-бомбовые удары в любое время суток в сложных метеоусловиях.
Впрочем, есть у Су-24 и недостатки. Из-за них в СМИ, и особенно в 2000-х гг., машину начали называть одной из самых аварийных в российской военной авиации.
Немного хроники. Тридцатого октября 2012 г. Су-24 потерпел крушение в 70 км от Челябинска, когда выполнял учебно-тренировочный полет. У самолета сорвало носовой обтекатель. К счастью, оба пилота успели катапультироваться. Через десять дней на аэродроме в Ростовской области «двадцать четвертый» при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) и сгорел. Летчики катапультировались.
Одиннадцатого февраля 2015 г. Су-24 упал в 7 км от взлетно-посадочной полосы аэродрома «Мариновка» в Ростовской области. Оба пилота погибли. После этого Минобороны приостановило все полеты «двадцать четвертых». Но затем возобновило их вновь.
Шестого июля 2015 г. разбился Су-24 в Хабаровском крае. Сразу после отрыва от ВПП у самолета отказал двигатель. Летчикам спастись не удалось, все произошло слишком быстро — бомбардировщик резко накренился влево и врезался в землю.
По словам бывшего пилота Су-24 Игоря Сулима, причиной многих аварий этого бомбардировщика становился отказ механизма крыла, которое способно менять в полете стреловидность. Эту конструкцию, благодаря которой самолет меняет геометрию планера в зависимости от скорости, машина «позаимствовала» у F-111. В 1960-е гг. это решение считали очень удачным, но впоследствии от схемы начали уходить. Сейчас в составе ВКС РФ среди самолетов с такой конструкцией остались только стратегические бомбардировщики Ту-22М и Ту-160. А у ВВС США — B1 Lancer. Некоторые военные эксперты считают, что Су-24 слишком сложно скомпонован, из-за этого увеличивается риск возникновения нештатных ситуаций.
За самолет заступился летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев, который лично испытывал Су-24. Как рассказал «Утру» пилот, называть бомбардировщик аварийным нельзя — такое случается с любым самолетом.
«У американцев был самый аварийный самолет F-104, а у нас Су-7Б. Я на нем летал, падал и катапультировался. Нельзя обзывать каждый самолет. Тогда Су-24 шел впереди своего времени. Все падали, «Фантомы» (F-4) тоже падали», — вспоминает Толбоев.
При этом летчик-испытатель признал, что двигатели бомбардировщика Ал-21Ф-3 сложные из-за высоких температурных режимов. Впрочем, как и все турбины производства ОКБ А.М. Люльки.
«Лопатки титановые, и на взлете может произойти так называемый «титановый пожар». Он длится секунды, мгновения. И чтобы его распознать, мы датчики вокруг двигателя устанавливали. Если на взлете произошел пожар — нужно сразу катапультироваться», - говорит Толбоев.
То, что произошло во вторник на базе «Хмеймим», по словам летчика, обыкновенное явление, как это ни страшно звучит. Мог быть износ двигателя. Или попадание посторонних предметов — тот же песок, которого хватает в Сирии, он работает как наждак.
«Жалко, что ребята не успели катапультироваться. Там три секунды надо, видимо, затянули время», — сказал пилот.
Как сообщил еще в 2012 г. бывший главком ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин, до 2020 г. Су-24 будут сняты с вооружения и заменены на Су-34. К тому же времени пообещал замену Су-24 на Су-30СМ на Черноморском флоте начальник морской авиации ЧФ полковник Геннадий Загонов. Однако в прошлом году бывший главком ВКС РФ заявил, что «сушки» уйдут, когда выработают свой ресурс, и никаких дат называть не стал. Все это означает, что Су-24 пролетает минимум еще два года, а скорее всего и больше. Несмотря на то что сайт «Сухого» определяет срок службы бомбардировщика 25 лет, по словам летчиков, это вовсе не означает, что самолеты спишут. На бомбардировщиках меняют двигатели, оборудование. Затем самолеты проходят сертификацию. Остается только планер, который может быть в эксплуатации и 50 лет. К слову, американские B-52 летают с 1959 г., точно так же, как и советские Ту-95. Уже другой вопрос, нужна ли российским летчикам достаточно сложная по современным меркам машина. Пока, по всей видимости, нужна.
utro.ru
Су-24 ищет себе замену | sde.in.ua
Разбившийся во вторник при взлете в Сирии российский Су-24 был одной из главных “рабочих лошадок” в контртеррористической операции. Самолет, построенный еще в начале 70-х гг. прошлого века, остается основным фронтовым бомбардировщиком. А все потому, что новейших Су-34, которые по идее должны полностью заменить “двадцать четверки”, построено еще слишком мало – чуть более ста штук. Да и те на вес золота. Они – одна из главных надежд Рособоронэкспорта наряду с Су-35.
“Утенок”, как называют летчики “тридцать четвертого”, хорош. Новый бомбардировщик даже не требует прикрытия истребителями, так как по идее может на равных вступить в бой с F-16 или F-15. Но, к сожалению, этого не скажешь про бомбардировщик Су-24. Еще не забылся грандиозный политический скандал, когда два года назад его сбил турецкий F-16. Российских летчиков не в чем упрекнуть, они такого развития событий точно не ожидали. И просто не верили, что пилот ВВС Турции нажмет гашетку. Бой был неравный. Разбираться с F-16 – это, скорее, работа Cу-30 или Су-35.
Другое дело, что для выполнения боевых задач в Сирии бомбардировщик подходит даже сейчас. А для своего времени Су-24 и вовсе был передовым самолетом. И по некоторым показателям даже выигрывал у своего ближайшего конкурента F-111, на которого во многом ориентировались конструкторы ОКБ “Сухого”. Например, самолет может разгоняться до скорости сверхзвука на малой высоте, в то время как для американца это оказалось проблемой. Преимуществом “сушки” стала и прицельно-навигационная система ПНС-24 “Пума”. Благодаря ей самолет мог наносить ракетно-бомбовые удары в любое время суток в сложных метеоусловиях.
Впрочем, есть у Су-24 и недостатки. Из-за них в СМИ, и особенно в 2000-х гг., машину начали называть одной из самых аварийных в российской военной авиации.
Немного хроники. Тридцатого октября 2012 г. Су-24 потерпел крушение в 70 км от Челябинска, когда выполнял учебно-тренировочный полет. У самолета сорвало носовой обтекатель. К счастью, оба пилота успели катапультироваться. Через десять дней на аэродроме в Ростовской области “двадцать четвертый” при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) и сгорел. Летчики катапультировались.
Одиннадцатого февраля 2015 г. Су-24 упал в 7 км от взлетно-посадочной полосы аэродрома “Мариновка” в Ростовской области. Оба пилота погибли. После этого Минобороны приостановило все полеты “двадцать четвертых”. Но затем возобновило их вновь.
Шестого июля 2015 г. разбился Су-24 в Хабаровском крае. Сразу после отрыва от ВПП у самолета отказал двигатель. Летчикам спастись не удалось, все произошло слишком быстро – бомбардировщик резко накренился влево и врезался в землю.
По словам бывшего пилота Су-24 Игоря Сулима, причиной многих аварий этого бомбардировщика становился отказ механизма крыла, которое способно менять в полете стреловидность. Эту конструкцию, благодаря которой самолет меняет геометрию планера в зависимости от скорости, машина “позаимствовала” у F-111. В 1960-е гг. это решение считали очень удачным, но впоследствии от схемы начали уходить. Сейчас в составе ВКС РФ среди самолетов с такой конструкцией остались только стратегические бомбардировщики Ту-22М и Ту-160. А у ВВС США – B1 Lancer. Некоторые военные эксперты считают, что Су-24 слишком сложно скомпонован, из-за этого увеличивается риск возникновения нештатных ситуаций.
За самолет заступился летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев, который лично испытывал Су-24. Как рассказал “Утру” пилот, называть бомбардировщик аварийным нельзя – такое случается с любым самолетом.
“У американцев был самый аварийный самолет F-104, а у нас Су-7Б. Я на нем летал, падал и катапультировался. Нельзя обзывать каждый самолет. Тогда Су-24 шел впереди своего времени. Все падали, “Фантомы” (F-4) тоже падали”, – вспоминает Толбоев.
При этом летчик-испытатель признал, что двигатели бомбардировщика Ал-21Ф-3 сложные из-за высоких температурных режимов. Впрочем, как и все турбины производства ОКБ А.М. Люльки.
“Лопатки титановые, и на взлете может произойти так называемый “титановый пожар”. Он длится секунды, мгновения. И чтобы его распознать, мы датчики вокруг двигателя устанавливали. Если на взлете произошел пожар – нужно сразу катапультироваться”, – говорит Толбоев.
То, что произошло во вторник на базе “Хмеймим”, по словам летчика, обыкновенное явление, как это ни страшно звучит. Мог быть износ двигателя. Или попадание посторонних предметов – тот же песок, которого хватает в Сирии, он работает как наждак.
“Жалко, что ребята не успели катапультироваться. Там три секунды надо, видимо, затянули время”, – сказал пилот.
Как сообщил еще в 2012 г. бывший главком ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин, до 2020 г. Су-24 будут сняты с вооружения и заменены на Су-34. К тому же времени пообещал замену Су-24 на Су-30СМ на Черноморском флоте начальник морской авиации ЧФ полковник Геннадий Загонов. Однако в прошлом году бывший главком ВКС РФ заявил, что “сушки” уйдут, когда выработают свой ресурс, и никаких дат называть не стал. Все это означает, что Су-24 пролетает минимум еще два года, а скорее всего и больше. Несмотря на то что сайт “Сухого” определяет срок службы бомбардировщика 25 лет, по словам летчиков, это вовсе не означает, что самолеты спишут. На бомбардировщиках меняют двигатели, оборудование. Затем самолеты проходят сертификацию. Остается только планер, который может быть в эксплуатации и 50 лет. К слову, американские B-52 летают с 1959 г., точно так же, как и советские Ту-95. Уже другой вопрос, нужна ли российским летчикам достаточно сложная по современным меркам машина. Пока, по всей видимости, нужна.
Сайт источник
Еще больше интересных новостей на нашем Дзен канале — Подписывайтесь!
sde.in.ua
Перспективы Су-24М и Су-25СМ в ВКС России
Су-24 — фронтовой бомбардировщик, разработанный в конце 1960-х годов для замены бомбардировщика Як-28 и более старых типов самолетов.
Самолёт разрабатывался для нанесения бомбовых ударов по противнику. Для снижения заметности к вражеским радарам самолёт был способен летать на сверхмалой высоте (50-100 метров). Для этого на самолете была предусмотрена бортовая система автоматического огибание рельефа местности.
Чтобы снизить сопротивление воздуха, плотность которого на малых высотах была высока, конструкторы поставили крылья с изменяемой геометрией. Самолёт мог нести до шести тонн бомб.
Позже появилась модификация Су-24М, способная использовать управляемые ракеты малой дальности и корректируемые авиабомбы. Так Су-24М мог использовать ракету Х-59 с дальностью пуска до 45 км, ракеты семейства Х-29 с дальностью до 20 км, авиабомбы с телевизионным и лазерным наведением КАБ-500, ракеты воздух-воздух Р-60.
Су-24М в полёте
В дальнейшем появилась модификация Су-24М2. Новая версия способна использовать ракеты Х-59М с дальностью пуска до 115 км, Х-31 с дальностью до 160 км, ракеты воздух-воздух средней дальности Р-27/РВВ-АЕ с дальностью пуска до 70 км.
Самолёт Су-24 в настоящее время устарел (за исключением Су-24М2, современна только номенклатура вооружения). Самолеты Су-24, вместе с Су-25, должны быть заменены новым фронтовым бомбардировщиком (де-факто многоцелевым истребителем-бомбардировщиком) Су-34 «Утёнок». Тридцатьчетвёрка имеет большую маневренность, боевой радиус, бомбовую нагрузку, гораздо более лучшую авионику.
Звено фронтовых бомбардировщиков Су-24М
Штурмовик Су-25 также не способен конкурировать с «Утёнком», базовая версия Су-25СМ использует, в основном, неуправляемые ракеты и бомбы (может использовать некоторые ракеты Х-25 с лазерным наведением и дальностью не более 10 км), Су-25СМ3 использует вооружение, дальность боевого применения которого в основном не более 20 км (ПТУР «Штурм-В», «Атака», «Вихрь», Х-29).
Прямыми конкурентами Су-24 являются европейский Panavia Tornado и американский F-111, которые имеют схожие характеристики. F-111 снят с вооружения ВВС США в конце 1990-х годов, а в ВВС Австралии во второй половине 2000-х годов. «Торнадо» активно списывается из рядов ВВС стран Евросоюза.
Су-24М на авиабазе «Хмеймим» в Сирии
Боевое применение Су-24
1. Афганская Война (1979-1989) — ограниченно применялся советской авиацией. Все самолёты базировались только на советских аэродромах. Один самолёт разбился при приземлении (не боевая потеря).
3. Чеченские Войны (1994-2009).
4. Война в Южной Осетии (2008).
5. Военная операция России в Сирии (2015-2017), использовались только модернизированные версии (Су-24М).
Также самолёт Су-24 участвовал в некоторых других военных конфликтах.
Су-25 — российский штурмовик. Самолёт весьма распространён в ВКС России. Штурмовик предназначен для уничтожения наземной техники противника, живой силы и огневых точек. Су-25 является дозвуковым: малая скорость позволяет машине эффективней атаковать наземные цели за короткий промежуток времени.
Штурмовик Су-25
Су-25 предназначен для поддержки сухопутных войск на поле боя. Самолёт имеет широкую номенклатуру вооружения.
Базовая версия самолета использует только неуправляемые ракеты и бомбы. Штурмовик имеет лазерный комплекс «Клён» способный наводить ракеты Х-29Л, Х-25МЛ с лазерным наведением. Также самолёт имеет пушку ГШ-30-2, способную эффективно обстреливать живую силу противника, легкобронированную и небронированную технику.
Су-25СМ имеет улучшенную авионику, в том числе лазерное отображение параметров самолета на лобовом стекле. Улучшена также навигационная система.
Штурмовики чаще всего разрисовываются летчиками
Штурмовики Су-25/СМ уязвимы против зенитно-ракетных комплексов малой дальности. Штурмовик будет атаковать цели с 2-15 км (с такой дальности наиболее эффективно можно применять большую часть вооружения). ЗРК малой дальности широко распространены в мире (9К33 «Оса», С-125).
Также Су-25/СМ уязвимы против ПЗРК «Стингер», «Игла». Данные ПЗРК распространены в десятках стран мира. В сухопутных войсках США используется ЗРК M1097 «Avenger» в количестве около 1200 штук. Комплекс представляет из себя 8 зенитных ракет «Стингер», размещённых в пусковых установках на внедорожнике «Хайммер». Зенитная артиллерия и пулеметы также опасны для штурмовика, несмотря на внушительное бронирование (несколько сот кг брони).
Перспективы Су-24 и Су-25
Самолёты семейств Су-24 и Су-25 вероятно будут списаны в период 2018-2025 годов. Очевидно что к 2020 году будут списаны Су-24М и базовые версии штурмовика Су-25, к 2025 году Су-24М2 и Су-25СМ/СМ3. Также будет списана разведывательная модификация Су-24МР.
Фронтовой бомбардировщик Су-24 не имеет никаких перспектив после 2025 года ввиду полного морального устаревания и износа основных агрегатов. Самолёты Су-24М и Су-25СМ заменяет истребитель-бомбардировщик Су-34 «Утенок».
Почему Су-34 «Утенок» заменит Су-24М и Су-25/СМ
Многоцелевой истребитель-бомбардировщик Су-34 способен эффективно выполнять боевые задачи по уничтожению широкого спектра наземных целей. «Утенок» способен использовать широкую номенклатуру вооружения: от управляемых ракет с лазерным наведением и корректируемых бомб до дальнобойных ракет (с дальностью пуска более 50 км) с автономной (инерциальное наведение на марше и активное на конечном участке полёта) системой наведения. Су-34 также способен использовать авиапушку ГШ-30-1 и неуправляемые ракеты и бомбы.
Су-34 «Утенок» над облаками
Воздушное судно Су-34 (самолёты с максимальной взлетной массой 40 и более тонн классифицируются как воздушное судно, максимальная взлётная масса Су-34 45 тонн), несмотря на большой вес способно выполнять все фигуры высшего пилотажа. Единственная фигура пилотажа, невозможная для Су-34 это «Кобра Пугачева».
Высокая маневреммость позволяет Су-34 вести бой с вражескими истребителями на равных. Манёвренность дополняется широкой номенклатурой ракет класса «воздух-воздух». Ракета средней дальности Р-27 (в том числе и наиболее совершенная версия Р-27Т с тепловой головкой самонаведения) и ракета Р-73 не оставят шансов на выживание вражеским истребителям.
Мощные средства РЭБ (Л-175В «Хибина») позволят создавать сильные помехи в электронном оборудовании противника, что крайне актуально в современной войне.
Стандартный боевой радиус Су-34 1100 км с 8 тоннами бомб. Это значительно больше боевого радиуса Су-24М (500 км с бомбовой нагрузкой 4 тонны, 350 с 7,5 тоннами). Боевой радиус Су-25/СМ в среднем 300 км.
Возможность истребителя-бомбардировщика Су-34 использовать дальнобойные ракеты семейства Х-31ПД (до 250 км) и Х-59М/МЕ (до 200 км) позволяют самолету атаковать наземные и надводные цели не входя в зону ПВО малой и средней дальности. Такой возможности не имеют Су-24М и Су-25/СМ.
/Александр Растегин/
army-news.ru
Су-24 ищет себе замену | Лента новостей. Главные новости часа
Разбившийся во вторник при взлете в Сирии российский Су-24 был одной из главных «рабочих лошадок» в контртеррористической операции. Самолет, построенный еще в начале 70-х гг. прошлого века, остается основным фронтовым бомбардировщиком. А все потому, что новейших Су-34, которые по идее должны полностью заменить «двадцать четверки», построено еще слишком мало — чуть более ста штук. Да и те на вес золота. Они — одна из главных надежд Рособоронэкспорта наряду с Су-35.
«Утенок», как называют летчики «тридцать четвертого», хорош. Новый бомбардировщик даже не требует прикрытия истребителями, так как по идее может на равных вступить в бой с F-16 или F-15. Но, к сожалению, этого не скажешь про бомбардировщик Су-24. Еще не забылся грандиозный политический скандал, когда два года назад его сбил турецкий F-16. Российских летчиков не в чем упрекнуть, они такого развития событий точно не ожидали. И просто не верили, что пилот ВВС Турции нажмет гашетку. Бой был неравный. Разбираться с F-16 — это, скорее, работа Cу-30 или Су-35.
Другое дело, что для выполнения боевых задач в Сирии бомбардировщик подходит даже сейчас. А для своего времени Су-24 и вовсе был передовым самолетом. И по некоторым показателям даже выигрывал у своего ближайшего конкурента F-111, на которого во многом ориентировались конструкторы ОКБ «Сухого». Например, самолет может разгоняться до скорости сверхзвука на малой высоте, в то время как для американца это оказалось проблемой. Преимуществом «сушки» стала и прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума». Благодаря ей самолет мог наносить ракетно-бомбовые удары в любое время суток в сложных метеоусловиях.
Впрочем, есть у Су-24 и недостатки. Из-за них в СМИ, и особенно в 2000-х гг., машину начали называть одной из самых аварийных в российской военной авиации.
Немного хроники. Тридцатого октября 2012 г. Су-24 потерпел крушение в 70 км от Челябинска, когда выполнял учебно-тренировочный полет. У самолета сорвало носовой обтекатель. К счастью, оба пилота успели катапультироваться. Через десять дней на аэродроме в Ростовской области «двадцать четвертый» при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) и сгорел. Летчики катапультировались.
Одиннадцатого февраля 2015 г. Су-24 упал в 7 км от взлетно-посадочной полосы аэродрома «Мариновка» в Ростовской области. Оба пилота погибли. После этого Минобороны приостановило все полеты «двадцать четвертых». Но затем возобновило их вновь.
Шестого июля 2015 г. разбился Су-24 в Хабаровском крае. Сразу после отрыва от ВПП у самолета отказал двигатель. Летчикам спастись не удалось, все произошло слишком быстро — бомбардировщик резко накренился влево и врезался в землю.
По словам бывшего пилота Су-24 Игоря Сулима, причиной многих аварий этого бомбардировщика становился отказ механизма крыла, которое способно менять в полете стреловидность. Эту конструкцию, благодаря которой самолет меняет геометрию планера в зависимости от скорости, машина «позаимствовала» у F-111. В 1960-е гг. это решение считали очень удачным, но впоследствии от схемы начали уходить. Сейчас в составе ВКС РФ среди самолетов с такой конструкцией остались только стратегические бомбардировщики Ту-22М и Ту-160. А у ВВС США — B1 Lancer. Некоторые военные эксперты считают, что Су-24 слишком сложно скомпонован, из-за этого увеличивается риск возникновения нештатных ситуаций.
За самолет заступился летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев, который лично испытывал Су-24. Как рассказал «Утру» пилот, называть бомбардировщик аварийным нельзя — такое случается с любым самолетом.
«У американцев был самый аварийный самолет F-104, а у нас Су-7Б. Я на нем летал, падал и катапультировался. Нельзя обзывать каждый самолет. Тогда Су-24 шел впереди своего времени. Все падали, «Фантомы» (F-4) тоже падали», — вспоминает Толбоев.
При этом летчик-испытатель признал, что двигатели бомбардировщика Ал-21Ф-3 сложные из-за высоких температурных режимов. Впрочем, как и все турбины производства ОКБ А.М. Люльки.
«Лопатки титановые, и на взлете может произойти так называемый «титановый пожар». Он длится секунды, мгновения. И чтобы его распознать, мы датчики вокруг двигателя устанавливали. Если на взлете произошел пожар — нужно сразу катапультироваться», — говорит Толбоев.
То, что произошло во вторник на базе «Хмеймим», по словам летчика, обыкновенное явление, как это ни страшно звучит. Мог быть износ двигателя. Или попадание посторонних предметов — тот же песок, которого хватает в Сирии, он работает как наждак.
«Жалко, что ребята не успели катапультироваться. Там три секунды надо, видимо, затянули время», — сказал пилот.
Как сообщил еще в 2012 г. бывший главком ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин, до 2020 г. Су-24 будут сняты с вооружения и заменены на Су-34. К тому же времени пообещал замену Су-24 на Су-30СМ на Черноморском флоте начальник морской авиации ЧФ полковник Геннадий Загонов. Однако в прошлом году бывший главком ВКС РФ заявил, что «сушки» уйдут, когда выработают свой ресурс, и никаких дат называть не стал. Все это означает, что Су-24 пролетает минимум еще два года, а скорее всего и больше. Несмотря на то что сайт «Сухого» определяет срок службы бомбардировщика 25 лет, по словам летчиков, это вовсе не означает, что самолеты спишут. На бомбардировщиках меняют двигатели, оборудование. Затем самолеты проходят сертификацию. Остается только планер, который может быть в эксплуатации и 50 лет. К слову, американские B-52 летают с 1959 г., точно так же, как и советские Ту-95. Уже другой вопрос, нужна ли российским летчикам достаточно сложная по современным меркам машина. Пока, по всей видимости, нужна.
lentanovosti.ru
Су-34 заменит сразу две модели боевых самолетов
Самолет Су-34 в перспективе заменит не только бомбардировщики Су-24, но и штурмовики Су-25, дав основу универсальной линейке бомбардировочной и штурмовой авиации, сообщил РИА Новости главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) РФ герой России генерал-полковник Виктор Бондарев.
При посещении Новосибирского авиационного завода, где строятся многофункциональные истребители Су-34, главком ВКС сказал, что «этот самолет заменит Су-24, когда тот выработает свой установленный ресурс. Су-34 будет идти по программе как истребитель-бомбардировщик, и мы будем рассматривать его в перспективе как самолет штурмовой авиации. В будущем он, может быть, заменит и Су-25, и мы выйдем на одну линейку различных модификаций Су-34. Будет достигнута универсальность«.
При этом генерал Бондарев отметил, что у летчиков нет ни одного плохого отзыва об этих машинах и самолет полностью соответствует параметрам технического задания, выданного военно-космическими силами РФ.
Добавим, что многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34 изначально проектировался в качестве замены фронтовому бомбардировщику Су-24 и относится к поколению российских истребителей 4++.
Разработка самолета началась 19 июня 1986 года под кодовым названием Т-10В (Су-27ИБ «истребитель-бомбардировщик»), так как в качестве базовой модели был выбран именно Су-27.
Первый полёт Т-10В-1 — прототипа Су-34, состоялся 13 апреля 1990 года, а широкой публике он был впервые представлен весной 1995 года во Франции, на международном авиасалоне в Ле Бурже.
После государственной программы испытаний с 30 октября 2006 года по 19 сентября 2011 года новый истребитель-бомбардировщик был принят на вооружение ВВС РФ 20 марта 2014 года.
Государственный контракт с Новосибирским авиационным заводом на поставку до 2020 года 92-х Су-34 был подписан 1 марта 2012 года.
Отличительным качеством Су-34 является то, что он может вести бой в одиночку, без самолета сопровождения благодаря уникальным технологиям — ведения воздушного боя с задней полусферы с помощью специальной бортовой РЛС заднего обзора.
На вооружении самолета кроме ракет на внешней подвеске и бомб находится 30-миллиметровая пушка ГШ-30-1.
/Дмитрий Григорьев, rg.ru/
army-news.ru
Су-24 ищет себе замену | Мир новостей
Разбившийся во вторник при взлете в Сирии российский Су-24 был одной из главных «рабочих лошадок» в контртеррористической операции. Самолет, построенный еще в начале 70-х гг. прошлого века, остается основным фронтовым бомбардировщиком. А все потому, что новейших Су-34, которые по идее должны полностью заменить «двадцать четверки», построено еще слишком мало — чуть более ста штук. Да и те на вес золота. Они — одна из главных надежд Рособоронэкспорта наряду с Су-35.
«Утенок», как называют летчики «тридцать четвертого», хорош. Новый бомбардировщик даже не требует прикрытия истребителями, так как по идее может на равных вступить в бой с F-16 или F-15. Но, к сожалению, этого не скажешь про бомбардировщик Су-24. Еще не забылся грандиозный политический скандал, когда два года назад его сбил турецкий F-16. Российских летчиков не в чем упрекнуть, они такого развития событий точно не ожидали. И просто не верили, что пилот ВВС Турции нажмет гашетку. Бой был неравный. Разбираться с F-16 — это, скорее, работа Cу-30 или Су-35.
Другое дело, что для выполнения боевых задач в Сирии бомбардировщик подходит даже сейчас. А для своего времени Су-24 и вовсе был передовым самолетом. И по некоторым показателям даже выигрывал у своего ближайшего конкурента F-111, на которого во многом ориентировались конструкторы ОКБ «Сухого». Например, самолет может разгоняться до скорости сверхзвука на малой высоте, в то время как для американца это оказалось проблемой. Преимуществом «сушки» стала и прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума». Благодаря ей самолет мог наносить ракетно-бомбовые удары в любое время суток в сложных метеоусловиях.
Впрочем, есть у Су-24 и недостатки. Из-за них в СМИ, и особенно в 2000-х гг., машину начали называть одной из самых аварийных в российской военной авиации.
Немного хроники. Тридцатого октября 2012 г. Су-24 потерпел крушение в 70 км от Челябинска, когда выполнял учебно-тренировочный полет. У самолета сорвало носовой обтекатель. К счастью, оба пилота успели катапультироваться. Через десять дней на аэродроме в Ростовской области «двадцать четвертый» при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) и сгорел. Летчики катапультировались.
Одиннадцатого февраля 2015 г. Су-24 упал в 7 км от взлетно-посадочной полосы аэродрома «Мариновка» в Ростовской области. Оба пилота погибли. После этого Минобороны приостановило все полеты «двадцать четвертых». Но затем возобновило их вновь.
Шестого июля 2015 г. разбился Су-24 в Хабаровском крае. Сразу после отрыва от ВПП у самолета отказал двигатель. Летчикам спастись не удалось, все произошло слишком быстро — бомбардировщик резко накренился влево и врезался в землю.
По словам бывшего пилота Су-24 Игоря Сулима, причиной многих аварий этого бомбардировщика становился отказ механизма крыла, которое способно менять в полете стреловидность. Эту конструкцию, благодаря которой самолет меняет геометрию планера в зависимости от скорости, машина «позаимствовала» у F-111. В 1960-е гг. это решение считали очень удачным, но впоследствии от схемы начали уходить. Сейчас в составе ВКС РФ среди самолетов с такой конструкцией остались только стратегические бомбардировщики Ту-22М и Ту-160. А у ВВС США — B1 Lancer. Некоторые военные эксперты считают, что Су-24 слишком сложно скомпонован, из-за этого увеличивается риск возникновения нештатных ситуаций.
За самолет заступился летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев, который лично испытывал Су-24. Как рассказал «Утру» пилот, называть бомбардировщик аварийным нельзя — такое случается с любым самолетом.
«У американцев был самый аварийный самолет F-104, а у нас Су-7Б. Я на нем летал, падал и катапультировался. Нельзя обзывать каждый самолет. Тогда Су-24 шел впереди своего времени. Все падали, «Фантомы» (F-4) тоже падали», — вспоминает Толбоев.
При этом летчик-испытатель признал, что двигатели бомбардировщика Ал-21Ф-3 сложные из-за высоких температурных режимов. Впрочем, как и все турбины производства ОКБ А.М. Люльки.
«Лопатки титановые, и на взлете может произойти так называемый «титановый пожар». Он длится секунды, мгновения. И чтобы его распознать, мы датчики вокруг двигателя устанавливали. Если на взлете произошел пожар — нужно сразу катапультироваться», — говорит Толбоев.
То, что произошло во вторник на базе «Хмеймим», по словам летчика, обыкновенное явление, как это ни страшно звучит. Мог быть износ двигателя. Или попадание посторонних предметов — тот же песок, которого хватает в Сирии, он работает как наждак.
«Жалко, что ребята не успели катапультироваться. Там три секунды надо, видимо, затянули время», — сказал пилот.
Как сообщил еще в 2012 г. бывший главком ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин, до 2020 г. Су-24 будут сняты с вооружения и заменены на Су-34. К тому же времени пообещал замену Су-24 на Су-30СМ на Черноморском флоте начальник морской авиации ЧФ полковник Геннадий Загонов. Однако в прошлом году бывший главком ВКС РФ заявил, что «сушки» уйдут, когда выработают свой ресурс, и никаких дат называть не стал. Все это означает, что Су-24 пролетает минимум еще два года, а скорее всего и больше. Несмотря на то что сайт «Сухого» определяет срок службы бомбардировщика 25 лет, по словам летчиков, это вовсе не означает, что самолеты спишут. На бомбардировщиках меняют двигатели, оборудование. Затем самолеты проходят сертификацию. Остается только планер, который может быть в эксплуатации и 50 лет. К слову, американские B-52 летают с 1959 г., точно так же, как и советские Ту-95. Уже другой вопрос, нужна ли российским летчикам достаточно сложная по современным меркам машина. Пока, по всей видимости, нужна.
xn—-dtbjjinjibpqm.xn--p1ai
Су-34 может заменить не только Су-24, но и Су-25
Су-34 / Фото: forum.topwar.ru
Самолет Су-34 в перспективе заменит не только бомбардировщики Су-24, но и штурмовики Су-25, дав основу универсальной линейке бомбардировочной и штурмовой авиации, сообщил главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) РФ герой России генерал-полковник Виктор Бондарев.Су-34 в ходе эксплуатации в войсках показал себя «с самой прекрасной стороны». По словам В. Бондарева, у него «очень хорошая» бомбовая нагрузка — 8 тонн, прекрасные точностные характеристики, «позволяющие ему работать обычной бомбой практически как высокоточным оружием», а также надежность.
Самой главной положительной характеристикой этого самолета, по словам В.Бондарева, является отсутствие отрицательных отзывов от летчиков авиационных частей, сообщает РИА Новости.Техническая справка
Су-34 (изделие «Т-10В») — российский тактический истребитель-бомбардировщик, также позиционируемый как фронтовой бомбардировщик. Создан на основе Су-27. Предназначен для нанесения высокоточных ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, по сухопутным и надводным целям в любое время суток.Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев
Впервые Су-34 в количестве двух единиц применялся в ходе войны в Южной Осетии. Самолёты использовались для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО. Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех. По наиболее опасным РЭС ЗРК «Бук» и С-125 Су-34 наносил удары противорадиолокационными ракетами — в ходе боевого применения уничтожил ключевую грузинскую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори.Некоторыми аналитиками эта информация подвергается сомнению. Су-34 — основной ударный самолёт ВВС РФ, способный применять всю номенклатуру высокоточного вооружения. По информации газеты Известия в войне с Грузией 2008 года даже модернизированные Су-24 могли применять только обычные авиабомбы и неуправляемые ракеты на расстоянии 2-3 км. По итогам 6 лет эксплуатации Су-34 на первых серийных самолётах выявились технические проблемы.
Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев
Самолёты первых серийных поставок, а также предсерийные экземпляры имеют значительные технические отличия друг от друга, что объясняется развитием самого самолёта в течение периода эксплуатации. Были замечены проблемы с нестабильной работой РЛС и прицельно-навигационной системой, что, как заявляют эксперты, является характерными проблемами для всех новых самолётов (т. н. «болезни роста»). На самолётах, поставленных в 2011—2012 годах, большинство данных дефектов были устранены, также, все ранее поставленные самолёты, эксплуатирующиеся на а/б Балтимор, приводятся в полную техническую готовность по мере выявления неисправностей.Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев
Летно-технические характеристикиМодификация | Су-34 |
Размах крыла, м | 14.70 |
Длина самолета, м | 22.00 |
Высота самолета | 5.93 |
Взлетная масса, кг |
|
нормальная | 39000 |
максимальная | 44360 |
Тип двигателя | 2 ТРДФ АЛ-35 (АЛ-31Ф) |
Тяга нефорсированная, кгс | 2 х 14000 |
Практическая дальность, км | 4500 |
Боевой радиус действия, км | 600-1130 |
Практический потолок, м | 17000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 7 |
Экипаж, чел | 2 |
МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Юрий Иванов
www.arms-expo.ru
21
www.arms-expo.ru