Прогресс (космический корабль) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2017; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 октября 2017; проверки требуют 3 правки. Транспортный грузовой корабль «Прогресс М1-10»

«Прогресс» — серия транспортных беспилотных грузовых космических кораблей (ТГК), выводимых на орбиту с помощью ракеты-носителя «Союз». Разработана в СССР для снабжения орбитальных станций.

Разработка нового корабля на базе космического корабля «Союз» под кодом 7К-ТГ была начата в 1973 году. Первый «Прогресс» вышел на орбиту 20 января 1978 года. Все запущенные корабли получили название «Прогресс», за исключением корабля «Космос-1669» в 1985 году: он по принятой в СССР практике секретности и неразглашения космических неудач получил открытое название из ряда спутников, ввиду возникновения неполадок, которые вскоре были устранены и позволили кораблю состыковаться со станцией.

Разработчиком и изготовителем кораблей семейства «Прогресс» с 1970-х и по настоящее время является Ракетно-космическая корпорация «Энергия». Производство кораблей осуществляется на головном предприятии корпорации в подмосковном Королёве, а испытания и подготовка кораблей к запуску — в монтажно-испытательном корпусе (МИК) предприятия на 254-й площадке космодром

ru.wikipedia.org

История создания систем управления движением транспортных космических кораблей «Союз» и «Прогресс» – Журнал «Все о Космосе»

19:28 12/11/2017

👁 481

Первые транспортные корабли «Союз» управлялись как в основном автоматическом, так и в резервном ручном контуре аналоговыми системами управления. С 1979 года эксплуатировался корабль «Союз Т», система управления которого построена на основе бортового цифрового вычислительного комплекса (БЦВК) «Аргон-16». Была сменена также датчиковая аппаратура, заменена двигательная установка, модернизированы все системы.Алгоритмы БЦВК позволили организовать оптимальное управление ориентацией, маневрированием на орбите, автономным сближением и стыковкой со станциями. Был создан комплекс программ, занимающихся автоматическим распознаванием отказов и выходом из нештатных ситуаций. Основным датчиком, измеряющим параметры относительного движения корабля и станции при выполнении сближения и стыковки с дальности 25 км, являлся бортовой нерезервированный радиолокатор «Игла» с ретранслятором на станции. («Игла» использовалась как на кораблях «Союз» и «Прогресс» с аналоговой системой управления, так и на корабле «Союз Т» с цифровой системой.)

При сближении и причаливании система управления станции по угловым измерениям ретрансляционной аппаратуры «Иглы», установленной на станции, подворачивала станционный стыковочный узел навстречу кораблю. При необходимости, в нештатных ситуациях, завершающий участок сближения мог быть выполнен при ручном управлении космонавтами корабля.

Грузы на станцию доставлялись в основном грузовыми транспортными кораблями «Прогресс», система управления которых была идентична пилотируемому кораблю «Союз».

II. «Союз ТМ» и «Прогресс М»

Для полётов к крупногабаритной, тяжёлой станции «Мир» постоянного обитания была разработана модификация корабля «Союз ТМ». Одно из главных её отличий — установка на борт дублированного радиолокатора «Курс», обеспечивающего БЦВК измерительной информацией при сближении с дальности 200 км. Это позволило организовать оптимальное автономное управление сближением с дальности 600–800 км (до дальности 200 км

управление осуществлялось по заложенной с Земли априорной информации об орбитах корабля и станции). При этом станция «Мир» осуществляла экономичную ориентацию в орбитальной или инерциальной системе координат (то есть без выполнения встречной ориентации стыковочным узлом на корабль).

С дальности 400 м осуществлялся облёт корабля к прогнозируемому положению нужного стыковочного узла станции (на «Мире» их было три )

В конусе стыковочного узла станции (с полураствором около 30◦) локатор «Курс» переключался в режим измерений, позволяющий алгоритмам управления БЦВК осуществить соприкосновение стыковочных узлов корабля и станции с точностью 0,1–0,15 м и относительной скоростью около 0,3 м/с. Грузовые корабли «Прогресс» для полетов к станции «Мир» были заменены кораблями «Прогресс М» с цифровой системой управления, применявшейся в корабле «Союз ТМ». «Прогресс М» был также оборудован аппаратурой телеоператорного управления, которая позволяла экипажу станции при нештатных ситуациях осуществлять ручное управление движением грузовика со специального пульта, пользуясь изображением станции и её мишенью на телекамере грузовика, передаваемым на телеэкран станции.

III. «Союз ТМА» и «Прогресс M/M1»

Следующая модификация кораблей «Союз», получившая индекс «Союз ТМА», была разработана для обеспечения пилотируемых транспортных операций с
МКС. Аппаратура СУД рассредоточена по трём отсекам: спускаемому аппарату (СА), возвращаемому на Землю, приборноагрегатному (ПАО) и бытовому отсеку (БО). Доработанные по сравнению в «Союзом ТМ» приборы: шестиосный акселерометр БИЛУ,компьютер управления спуском КС020-М и оборудованный компьютерами пульт космонавтов «Нептун-МЭ» .

Программное обеспечение (ПО) КС020-М с использованием датчиков и аппаратуры спуска реализует путём разворотов спускаемого аппарата по крену
управляемый спуск в атмосфере с наведением на заданный полигон Земли.Максимальная перегрузка при номинальном спуске не превышает 4g,точность посадки — не хуже 22 км (3σ) относительно расчётной точки.Основной режим управляемого спуска резервируется в порядке приоритета ручным управляемым спуском, автоматическим баллистическим спуском, резервным баллистическим спуском.

Баллистические спуски выполняются на резервный полигон с большей перегрузкой (до 8,5g) и с большими разбросами точки посадки (до 150 км).
Унифицированное ПО БЦВК «Аргон-16» кораблей «Союз ТМА» и «Прогресс M/M1», предназначенных для полётов к МКС, было также доработано с
целью выполнения повышенных требований безопасности и надёжности выполнения их стыковок к МКС, а также снижения скорости стыковки до 0,15–0,20 м/с. Предпринятые меры обеспечили выполнение стыковок к МКС всех направленных к ней российских кораблей «Союз» и «Прогресс», в том числе при возникавших нештатных ситуациях, что подтверждает правильность разработанных схем и алгоритмов обеспечения надежности и безопасности. К марту 2009 года к МКС выполнено 61 стыковка российских кораблей (включая перестыковки «Союзов» и стыковку корабля «Прогресс», доставившего на МКС модуль СО-1).

Наиболее тяжелая нештатная ситуация сложилась при стыковке «Союза ТМА-5», когда при приближении к МКС произошел нерасчётный отказ одного из тормозных двигателей, что привело к значительному падению эффективности торможения. Тем не менее контрольные алгоритмы, не рассчитанные на подобный отказ, на дальности около 40 м выявили аномальность работы двигателей и остановили движение корабля на МКС. Экипажу была дана ре-
комендация выбрать другую пару тормозных двигателей и продолжить причаливание «Союза» к МКС при ручном управлении, что и было успешно реализовано.

IV. «Союз ТМА» с модифицированной системой управления и «Прогресс M-01M»

Эта модернизация отличается от предыдущих тем, что она связана не с текущей необходимостью её проведения (создание «Союза Т» был связано с необходимостью обеспечения полёта 3-х человек на корабле, «Союза ТМ» — обеспечение полётов к тяжёлой станции «Мир», «Союза ТМА» обеспечение полётов к МКС).

Целью модернизации прежде всего являлось создание потенциала для перспективных российских транспортных кораблей. Структура новой системы управления, архитектура, возможности нового ПО, модульность его построения позволяют сравнительно легко адаптировать её к новым датчикам, к новым задачам, к принципиально другим конструкциям будущих кораблей.В ноябре 2008 года состоялся первый полёт к МКС нового грузового корабля «Прогресс M-01M» с модернизированной системой управления.

Главным объектом модернизации стал новый цифровой вычислительный комплекс: устаревший «Аргон-16» сменила современная, постоянно работающая на орбите ЦВМ101 вместе с блоками согласующих устройств (БУС101-1 и БУС101-2). ЦВМ101 — троированный, аппаратно мажорированный компьютер с процессором RISC 3081, что особенно важно для реализации сложных алгоритмов СУДН.

Случай двойного отказа БЦВК на участке причаливания резервируется (как и на «Прогрессе М») с использованием системы ТОРУ.

Кроме того, в системе управления одноосный троированный акселерометр заменен на пятиосный БИПС-М (оси расположены по конусу, что позволяет использовать прибор при одном и даже двух отказах, а также использовать измерительную информацию акселерометра по трём связанным осям корабля).

На борт была установлена цифровая телеметрическая система МБИТС. Заменен блок формирования изображений (БФИ-М) на бортовом дисплее, передаваемый по телевизионному каналу в Центр управления полетом и на пульт экипажа МКС.

Модернизирован коммутационно-преобразующий блок системы управления БСУ-7M. Заново перекомплексировано программное обеспечение (ПО) системы
управления.Новое ПО прошло полный цикл моделирования режимов управления и отработки на стендах.Замеренные на стендах ресурсы ЦВМ101, оставшиеся после реализации ПО «Прогресса M-01M», составляют около 60% по каждой позиции (память ПЗУ,ОЗУ, времени работы программ на такте), что подтвердило возможность дальнейшей модернизации СУДН на основе использования ЦВМ101 и её дальнейших модификаций.

Модернизированные космические грузовики “Прогресс-МС : произведена замена бортовой радиотехнической системы “Квант-В” с антенно-фидерными устройствами на новую единую командно-телеметрическую систему ЕКТС. Кроме того, вместо аппаратуры сближения и стыковки “Курс-А” на “Прогрессе-МС” установлена система “Курс-НА”, что позволяет перейти на современную элементную базу с организацией производства в России”.

Для повышения отказоустойчивости в состав стыковочного механизма и герметизации стыка введены дублирующие электродвигатели.
“Прогресс-МС” оснащен фарой со светоизлучающими диодами, а вместо аппаратуры радиоконтроля орбиты в составе системы управления движением и навигации применяться аппаратура спутниковой навигации последнего поколения.

В “Союзе МС” усовершенствована система управления движением и навигацией, которая обеспечивает связь с космонавтами на всем этапе полета.

Бортовая командная радиотехническая система “Квант-В” заменена на единую командно-телеметрическую систему ЕКТС-ТКА (впервые была установлена на грузовой корабль “Прогресс МС-01”, который был запущен в декабре 2015 г.). Новая командная радиолиния обеспечивает прием сигналов через спутники-ретрансляторы “Луч-5” (в декабре 2015 г. система “Луч” в составе трех спутников была принята в эксплуатацию). Это позволяет поддерживать связь с кораблем почти в любой точке орбиты, а не только над территорией России, где расположены наземные станции связи.

Вместо аппаратуры радиоконтроля орбиты применяется система автономной спутниковой навигации (АСН), которая позволяет определять параметры движения корабля по сигналам от спутников навигационных систем ГЛОНАСС и GPS и тем самым упрощает задачу точного определения координат и скорости корабля на орбите (без привлечения дополнительных наземных средств). АСН позволяет определять параметры орбиты корабля с точностью до 5 м, координаты при сближении корабля со станцией – до одного метра (в перспективе – до 3-4 см).
Модернизирована система стыковки и сближения со станцией. Научно-исследовательский институт точных приборов (Москва) заменил свою же систему “Курс-А” на “Курс-НА” (НА – “новая активная”). В системе “Курс-НА” используются современные методы цифровой обработки сигналов. Кроме того, она вдвое легче и в три раза экономичнее по энергопотреблению аппаратуры предыдущего поколения. Для надежности в состав стыковочного механизма введены дублирующие электродвигатели.

Вместо аналоговой телевизионной системы “Клёст” на “Союзе МС” применяется цифровая телевизионная система (поддерживает связь между кораблем и станцией посредством межбортовой радиолинии).

На спускаемом аппарате корабля используемая ранее система запоминания информации (СЗИ) заменена на многоразовый “черный ящик”. Модернизированная система СЗИ-М разработана Научно-производственным объединением измерительной техники (Королёв, Московская обл.; входит в структуру компании “Российские космические системы”). Этот небольшой прибор располагается под креслом пилота, может использоваться для полетов до 10 раз и имеет ударотеплозащитный корпус: способен выдержать удар о землю со скоростью до 540 км/ч и температуру до 700 градусов Цельсия в течение 30 мин. С его помощью во время полета записывается техническая информация, физиологические параметры космонавтов и аудиоинформация.

Повышена эффективность солнечных батарей путем увеличения их площади и мощности фотоэлементов. “Союз МС” получил дополнительную защиту от космического мусора и микрометеоритов.


Источник 1 и Источник 2 и Источник 3

aboutspacejornal.net

Прогресс М-27М — Википедия

Прогресс М-27М
Заказчик Роскосмос
Производитель РКК «Энергия»
Оператор Роскосмос
Задачи доставка грузов на МКС
Спутник Земли
Запуск 28 апреля 2015, 07:09 GMT
Ракета-носитель Союз-2.1а
Стартовая площадка Байконур Площадка 31.
Сход с орбиты 8 мая 2015, 02:04 GMT
NSSDC ID 2015-024A
SCN 40619
Технические характеристики
Масса 7 290 кг
Сайт проекта

Прогресс М-27М — транспортный грузовой космический корабль (ТГК) серии «Прогресс», стартовавший к Международной космической станции 28 апреля 2015 года. 59-й российский корабль снабжения МКС. В ходе нештатного разделения с ракетой-носителем корабль был повреждён, выведен на нерасчётную орбиту, с неконтролируемым вращением вокруг своей оси. Управление кораблём было потеряно. После ряда неудачных попыток восстановить управление, было принято решение не пробовать состыковать корабль с МКС вручную. Корабль продолжил постепенное понижение орбиты и 8 мая 2015 года сгорел в плотных слоях атмосферы.

ru.wikipedia.org

Прогресс М-28М — Википедия

Прогресс М-28М
Общие сведения
СтранаРоссия
Организация РКК «Энергия»
Заказчик Роскосмос
Задачидоставка грузов на МКС
Полётные данные корабля
Название корабляПрогресс М-28М
Ракета-носительСоюз-У
Стартовая площадка Байконур Площадка 1
Запуск3 июля 2015, 04:55 UTC
Стыковка5 июля 2015, 07:11 UTC
Место стыковкиПирс
Сход с орбиты19 декабря 2015
NSSDC ID2015-031A
SCN40713
Полезная нагрузка
Доставлено
на МКС
2381 кг
Связанные экспедиции
ПредыдущаяСледующая
Прогресс М-27МПрогресс М-29М

ru.wikipedia.org

Прогресс М-25М — Википедия

Прогресс М-25М
Заказчик Роскосмос
Производитель РКК «Энергия»
Задачи доставка грузов на МКС
Спутник Земли
Запуск 29 октября 2014
Ракета-носитель Союз-2.1а
Стартовая площадка Байконур СП-31
Сход с орбиты 26 апреля 2015
NSSDC ID 2014-067A
SCN 40292
Технические характеристики
Масса 2 351 кг
Сайт проекта
 Прогресс М-25М на Викискладе

Прогресс М-25М — транспортный грузовой космический корабль (ТГК) серии «Прогресс», стартовавший к Международной космической станции 29 октября 2014 года. 57-й российский корабль снабжения

ru.wikipedia.org

РКЦ Прогресс РН «Союз-2»

Ракета-носитель «Союз-2»

Ввод в эксплуатацию ракеты-носителя «Союз-2» позволит заменить ракету-носитель «Союз-У» универсальной ракетой-носителем.

Ракета-носитель «Союз-2» в сочетании с разгонным блоком «Фрегат» или БВ «Волга» позволяет выводить космические аппараты на всевозможные типы орбит: низкие, средние, высокоэллиптические, солнечно-синхронные, геопереходные и геостационарные.

Разработка ракеты-носителя «Союз-2» велась на базе ракеты-носителя «Союз» в два этапа (этапы 1А и 1Б).

Этап модернизации 1А:

 · на двигателях 1-2 ступени применяются форсуночные головки с улучшенным смесеобразованием;

· разработана единая для всех трех ступеней система управления на базе высокопроизводительной цифровой машины;

· применяется цифровая радиотелеметрическая система;

· конструкция блока 3 ступени максимально унифицирована как для этапа 1А, так и для этапа 1Б.

Этап модернизации 1Б:

 · дополнительно к мероприятиям этапа 1А используется новый двигатель на блоке 3 ступени с повышенными энергетическими характеристиками.

Это позволило повысить точность выведения, устойчивость и управляемость ракеты-носителя, а также использовать сборочно-защитный блок с головным обтекателем диаметром 4,11 м и длиной 11,43 м.

Первый испытательный пуск ракеты-носителя «Союз-2» этапа 1А успешно состоялся 8 ноября 2004 года с космодрома Плесецк.

Первый коммерческий пуск ракеты-носителя «Союз-2» этапа 1А осуществлен в 2006 году с европейским метеорологическим космическим аппаратом Metop.

Летные испытания ракеты-носителя «Союз-2» этапа 1Б начаты 27 декабря 2006 года запуском с космодрома Байконур французского исследовательского аппарата Corot. В настоящее время летные испытания РН «Союз-2» этапов 1А, 1Б завершены и ведется передача ракеты-носителя в серийное производство.

www.samspace.ru

Прогресс МС-07 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Прогресс МС-07
Общие сведения
СтранаРоссия
Организация РКК «Энергия»
Заказчик Роскосмос
Задачидоставка грузов на МКС
Полётные данные корабля
Название корабляПрогресс МС-07 (№ 437)
Ракета-носительСоюз-2.1а
Стартовая площадка Байконур, Пл. 31
Запуск14 октября 2017 08:47 UTC[1]
Стыковка16 октября 2017, 11:04 UTC[2]
Место стыковкиПирс, надирный СУ
Расстыковка28 марта 2018, 13:50 UTC[3]
Сход с орбиты26 апреля 2018, 04:08 UTC[3]
NSSDC ID2017-065A
SCN42971
Полезная нагрузка
Доставлено
на МКС
2549 кг
Связанные экспедиции

Прогресс МС-07 (№ 437, по классификации НАСА Progress 68 или 68P) — 160-й с 1978 года космический грузовой корабль серии Прогресс, запущенный госкорпорацией Роскосмос для 68-й доставки грузов к

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *