Самоходный миномёт Википедия

Самоходный миномёт 2С4 в боевом положении, музей Пермской Артиллерии.

Самоходный миномёт — разновидность самоходных артиллерийских установок (САУ), характеризующаяся использованием миномёта в качестве основного вооружения боевой машины.

Конструктивно самоходные миномёты представляют собой разнородную группу, включающую как носители ротных или батальонных миномётов калибра около 81—120 мм, так и тяжёлые артиллерийские системы калибром до 240 мм, а в исключительных случаях и более. Самоходные миномёты появились в 1930-е годы и получили распространение в период Второй мировой войны. В послевоенный период развитие самоходных миномётов было продолжено и они получили широкое распространение в большинстве крупных армий мира.

История развития

Межвоенный период и Вторая мировая война

Великобритания
Mk IV «Tadpole» с установкой миномёта Стокса в кормовой части. 1917 год. 3 inch Mortar Carrier на базе австралийского варианта транспортёра

Один из первых опытов в области самоходных миномётов был произведён в Великобритании ещё в период Первой мировой войны. Опытный тяжёлый танк Mk IV «Tadpole», характерной особенностью которого являлись удлиннённые кормовые обводы гусениц, был в опытном порядке оборудован 81,2-мм миномётом Стокса. Миномёт устанавливался на специальной платформе, размещённой между кормовыми частями гусениц, чем обеспечивалась относительная защищённость миномётного расчёта от огня противника

[1].

Эксперименты были продолжены в 1930-е годы, когда миномётом Стокса была оборудована танкетка Mk.VI, однако нет данных о том, что этот опыт получил какое-либо развитие[2]. Работы в этой области возобновились перед Второй мировой войной, когда два лёгких бронетранспортёра Universal Carrier из 1-й серии, выпущенной в 1938 году, были в опытном порядке переоборудованы в носители миномёта и снаряжения (англ. Mortar and Equipment Carrier). Точные детали проекта неизвестны, но, предположительно, машины должны были действовать в паре, перевозя 81,2-мм миномёт ML 3 inch, его расчёт из четырёх или пяти человек и боекомплект. Машины прошли испытания в Исследовательском центре механизированных войск, но на вооружение приняты не были

[3]. Дальнейшие разработки в Великобритании и странах Британского Содружества также велись на базе Universal Carrier, ставшего их стандартным бронетранспортёром периода Второй Мировой войны.

В мае 1941 года была начата работа по созданию самоходного миномёта, размещавшегося на одном транспортёре, с перевозкой боекомплекта в передке от 88-мм пушки[4]. Испытания самоходного миномёта, получившего обозначением Mortar Carrier, прошли в октябре того же года и завершились в целом успешно, после чего установка была запущена в серийное производство. В британской армии самоходные миномёты поступали на вооружение самоходно-миномётных взводов в составе пехотных батальонов, имевших по шесть транспортёров. Для ведения огня миномёт обычно снимался с транспортёра и устанавливался на земле; при крайней необходимости огонь мог вестись и непосредственно из корпуса, но это приводило к повреждению днища корпуса

[5]. Помимо британского варианта, аналогичные самоходные миномёты выпускались на базе производившихся в Канаде и Австралии транспортёров[6]. Известны также случаи вооружения Universal Carrier миномётом SBML 2 inch[4].

Германия
Ведение огня из Sd.Kfz.251/2

В Германии в период Второй мировой войны самоходные миномёты выпускались на базе стандартных полугусеничных бронетранспортёров. На базе лёгкого бронетранспортёра Sd.Kfz.250 выпускался вариант Sd.Kfz.250/7, вооружённый стандартным 81,4-мм батальонным миномётом Gr.W.34. Миномёт устанавливался в боевом отделении бронетранспортёра и вёл огонь по курсу машины с углами горизонтального наведения, аналогичными переносному варианту; возимый боекомплект составлял 42 выстрела. Sd.Kfz.250/7 поступали на вооружение самоходно-миномётных взводов в составе бронетанковых разведывательных рот. Под тем же обозначением, Sd.Kfz.250/7, выпускался также подвозчик артиллерийских мин, перевозивший 66 выстрелов

[7][8][9].

Самоходный миномёт на базе среднего бронетранспортёра Sd.Kfz.251, носивший обозначение Sd.Kfz.251/2 был разработан в 1939—1940 годах. Конструктивно Sd.Kfz.251/2 был схож со своим лёгким аналогом и имел то же вооружение, но его возимый боекомплект составлял 66 выстрелов, а миномёт размещался в боевом отделении в специальной установке, хотя стандартная опорная плита также перевозилась в транспортёре, что позволяло вести огонь с земли в случае необходимости. В отличие от лёгкого самоходного миномёта, Sd.Kfz.251/2 поступали на вооружение самоходно-миномётных взводов панцергренадёрских рот[10][11][12].

США
107-мм самоходный миномёт T5E1

В 1935 году главой кавалерии США была рекомендована разработка 81-мм самоходного миномёта для сопровождения кавалерийских частей. В качестве базы для такого оружия изучались разрабатывавшиеся в тот период лёгкие разведывательные колёсные бронетранспортёры (англ. Scout Cars). В 1937 году была испытана установка 81-мм миномёта на шасси лёгкого бронетранспортёра, а также на шасси ½-тонного полноприводного грузового автомобиля. Последний вариант оказался неудачным, однако испытания 81-мм самоходного миномёта на базе нового бронетранспортёра M3 принесли положительные результаты и работы над машиной, получившей обозначение

T1, были продолжены. Кроме того, параллельно была начата разработка самоходного миномёта T5 на двухосном полноприводном шасси производства фирмы «Мармон-Херрингтон», вскоре перенесённая на шасси M3, под обозначением T5E1.

Конструкция T1 позволяла вести огонь как из корпуса машины, так и вынося миномёт на землю, в то время как 107-мм миномёт в T5E2 для ведения огня при помощи специального механизма опускался на землю через кормовые двери машины. Работы по самоходным миномётам на шасси M3 продолжались вплоть до 1940 года и они были приняты на вооружение под обозначениями

M2 (англ. 81mm Mortar Carrier M2 и 107mm Mortar Carrier M2), однако вскоре программа была прекращена в пользу самоходных миномётов на шасси полугусеничных бронетранспортёров[13]. В 1944 году был также построен 107-мм самоходный миномёт на шасси ¼-тонного автомобиля повышенной проходимости. Опорные устройства миномёта выполнялись складными и для ведения огня опускались на грунт; вследствие малой вместимости автомобиля, расчёт миномёта и его боекомплект перевозились на второй машине. Самоходный миномёт прошёл испытания на Абердинском полигоне в начале 1944 года, но на вооружение принят не был[14].

81-мм самоходный миномёт M4A1

19 сентября 1940 года на вооружение был принят самоходный миномёт M4, созданный на базе полугусеничного бронетранспортёра-тягача M2[15]. M4 вооружался 81-мм миномётом M1, установленным в боевом отделении, однако штатно для ведения огня миномёт снимался и устанавливался на земле, так как стрельба из корпуса могла приводить к повреждению машины и допускалась лишь в крайних случаях. Опыт эксплуатации M4 показал непрактичность такого решения, поэтому после выпуска 572 таких миномётов в 1942 году, в производство был запущен улучшенный вариант

M4A1, отличавшийся усиленным корпусом, рассчитанным на штатное ведения огня из машины, а также увеличенными углами горизонтального наведения миномёта. В 1943 году была выпущена серия из 600 M4A1, модернизации до этого варианта подверглось и некоторое количество M4. Возимый боекомплект миномёта в машинах обеих модификаций составлял 96 выстрелов[16].

81-мм самоходный миномёт M21

В январе 1944 года было начато производство самоходного миномёта M21, базировавшегося на полугусеничном бронетранспортёре M3 и отличавшегося от M4A1 прежде всего установкой миномёта с обстрелом в лобовом секторе машины, а не по корме, а также значительно увеличенным сектором горизонтального наведения. Из-за того, что потребности армии в самоходных миномётах были в основном удовлетворены за счёт M4/M4A1, выпуск M21 ограничился сравнительно малой серией из 110 единиц

[17][18]. Помимо 81-мм миномётов, в декабре 1942 года были начаты работы по установке на шасси M3 107-мм миномёта M2 для Химического корпуса. Испытания машины, получившей обозначение T21, показали, что стрельба из 107-мм миномёта вызывала серьёзные повреждения рамы транспортёра, что потребовало постройки прототипа с усиленным корпусом. Несмотря на успешные испытания усовершенствованного прототипа, к концу войны интерес армии сосредоточился на бронетранспортёрах нового поколения на гусеничном шасси, на базе которых предполагалась разработка и специализированных машин, в результате чего 29 марта 1945 года работы по T21 были прекращены[19]

Послевоенный период

Великобритания

В 1960-х годах в Великобритании самоходный миномёт был создан в составе семейства бронированных машин на базе бронетранспортёра FV432. Самоходный миномёт имел сходную с американскими аналогами компоновку и был вооружён стандартным для британской армии лёгким 81-мм пехотным миномётом L16, установленным на полу боевого отделения на поворотной плите с круговым обстрелом и ведшим огонь через люк в крыше боевого отделения; боекомплект самоходной установки составлял 132 выстрела

[20]. Самоходный миномёт выпускался серийно и поступал на вооружение шестиорудийных самоходно-миномётных взводов в составе батальонов механизированной пехоты британской армии[21].

США

Развитие самоходных миномётов продолжилось в США и после окончания Второй мировой войны, так как изучение вопроса показало сохранение потребности в войсках в самоходных миномётах на гусеничном шасси. Так как предпочтительной представлялась разработка семейства специализированных машин на шасси нового бронетранспортёра M75, на его основе были начаты работы по 81-мм самоходному миномёту

T62, 105-мм T63 и T64. Все три машины имели одинаковую конструкцию носителя; один из трёх свободно заменяемых между собой миномётов устанавливался в боевом отделении, открытом сверху в кормовой части, на поворотной плите и мог, с ограниченными углами наведения в горизонтальной плоскости, вести огонь в кормовом и бортовых секторах. Один прототип T64 был переоборудован из серийного бронетранспортёра и прошёл испытания, однако ко времени их окончания M75 уже не считался перспективным, что привело к прекращению дальнейших работ по первой послевоенной серии самоходных миномётов[22].

107-мм самоходный миномёт M106

После прекращения работ по M75, работы по самоходным миномётам были продолжены на базе нового бронетранспортёра, M59. Машинам всё того же триплекса из 81-мм, 105-мм и 107-мм мортир были присвоены обозначения, соответственно T82, T83 и T84. Первым из них был завершён T84, принятый на вооружение в ноябре 1955 года под обозначением M84 и запущенный в серийное производство в январе 1957 года. Работы по T83 были прекращены с отказом от 105-мм миномёта, а разработка 81-мм миномёта затянулась и была в конце концов переведена на бронетранспортёр M113. M84 вооружался миномётом M30, размещённым в боевом отделении на стандартной установке для огня с земли, используя днище машины вместо опорной плиты, и ведшим огонь через люк в крыше боевого отделения, с углами горизонтального наведения ±25° в кормовом секторе; возимый боекомплект миномёта составлял 88 выстрелов. Экипаж установки состоял из 6 человек

[23][24].

Вид на боевое отделение M106 через кормовую дверь

Разработка нового самоходного миномёта на базе M113 была начата на ранней стадии разработки бронетранспортёра, когда в мае 1956 года, параллельно с изготовлением десяти прототипов базовой машины, была заказана постройка двух прототипов 81-мм самоходного миномёта[25]. Прототипы машины, которой в августе 1957 года было присвоено обозначение T257, были завершены в марте 1958 года и после некоторой доработки успешно прошли испытания. К тому времени было принято решение об обеспечении взаимозаменяемости 81-мм и 107-мм миномётов, что привело к постройке усовершенствованного прототипа, получившего обозначение T257E1. Новый самоходный миномёт был в целом схож по конструкции с M84, но конструкция поворотной установки обеспечивала 81-мм миномёту круговой обстрел, в то время как для 107-мм миномёта углы горизонтального наведения увеличились до ±45°. Возимый боекомплект миномёта составлял 114 81-мм или 88 107-мм выстрелов. В октябре 1964 года 81-мм и 107-мм самоходные миномёты были приняты на вооружение под обозначениями, соответственно, M125 и M106, а их вариантам, базировавшимся на усовершенствованной модификации бронетранспортёра M113A1 — M125A1 и M106A1[26].

Серийное производство M106 было начато ещё до принятия самоходного миномёта на вооружение и в общей сложности было выпущено 860 машин этого типа до перехода к варианту M106A1, выпущенного в количестве 1316 единиц. M125, поступивший в производство позднее, выпускался только в варианте M125A1 и всего было произведено 2252 самоходных миномёта этой модификации. С появлением усовершенствованной модификации бронетранспортёра M113A2, до аналогичного уровня были модернизированы и шасси самоходных миномётов, получивших обозначения M125A2 и M106A2[27].

Россия

В таблице представлены самоходные миномёты разработанные в СССР и России:

Фотогалерея

См. также

  • AMOS — финско-шведский самоходный миномёт;
  • AMS — британский самоходный миномёт;
  • BMV — самоходный миномёт США на шасси Bradley;
  • Dragon Fire — опытный самоходный миномёт морской пехоты США на модифицированном шасси LAV-25;
  • M1129 Mortar Carrier Vehicle — самоходный миномёт армии США на шасси Stryker;
  • TDA 2R2M — французский самоходный миномёт на шасси VAB;
  • Кешет — израильский самоходный миномёт на шасси M113.

Примечания

  1. С. Л. Федосеев. «Сухопутные корабли». Английские тяжёлые танки Первой мировой войны. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — С. 11. — 32 с. — (Бронеколлекция № 5 (32) / 2008). — 4000 экз.
  2. М. Б. Барятинский. Танкетка Т-27 и другие. — Москва: Моделист-конструктор, 2008. — С. 5. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (78) / 2008). — 2000 экз.
  3. D. Fletcher. Universal Carrier 1936—48. The ‘Bren Gun Carrier’ Story. — Oxford: Osprey Publishing, 2005. — P. 10. — 48 p. — (New Vanguard № 110). — ISBN 1-84176-813-8.
  4. 1 2 D. Fletcher. Universal Carrier 1936—48. The ‘Bren Gun Carrier’ Story. — Oxford: Osprey Publishing, 2005. — P. 24. — 48 p. — (New Vanguard № 110). — ISBN 1-84176-813-8.
  5. D. Fletcher. Universal Carrier 1936—48. The ‘Bren Gun Carrier’ Story. — Oxford: Osprey Publishing, 2005. — P. 33. — 48 p. — (New Vanguard № 110). — ISBN 1-84176-813-8.
  6. И. Мощанский. Бронетанковая техника Великобритании 1939—1945 (часть II). — Москва: Моделист-конструктор, 1999. — С. 3. — 32 с. — (Бронеколлекция № 2 (23) / 1999). — 3000 экз.
  7. И. Б. Мощанский. Лёгкие бронетранспортёры семейства Sd.Kfz.250. Универсальные «солдаты». — Москва: Вече, 2010. — С. 63. — 80 с. — (Из истории бронетехники). — 3000 экз. — ISBN 978-5-95334-618-4.
  8. P. Chamberlain, H. L. Doyle. Encyclopedia of German Tanks of World War Two. A complete illustrated history of German battle tanks, armoured cars, self-propelled guns and semi-tracked vehicles, 1933—1945 / T. L. Jentz. — London: Arms and Armour Press, 1978. — P. 164, 39. — 272 p. — ISBN 0-85368-202-X.
  9. B. Perrett. German Armoured Cars and Reconnaissance Half-Tracks 1939—45. — Oxford: Osprey Publishing, 1999. — P. 16. — 48 p. — (New Vanguard № 29). — ISBN 1-85532-849-6.
  10. М. Б. Барятинский. Бронетранспортёры Гитлера. «Ганомаг» и «Бюссинг-Наг». — Москва: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. — С. 69. — 96 с. — (Война и мы. Танковая коллекция). — 2500 экз. — ISBN 978-5-69941-201-3.
  11. P. Chamberlain, H. L. Doyle. Encyclopedia of German Tanks of World War Two. A complete illustrated history of German battle tanks, armoured cars, self-propelled guns and semi-tracked vehicles, 1933—1945 / T. L. Jentz. — London: Arms and Armour Press, 1978. — P. 170, 39. — 272 p. — ISBN 0-85368-202-X.
  12. B. Culver. SdKfz 251 Half-Track 1939—45. — Oxford: Osprey Publishing, 1998. — P. 13. — 48 p. — (New Vanguard № 25). — ISBN 1-85532-846-1.
  13. R. P. Hunnicutt. Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 2002. — P. 42. — ISBN 0-89141-777-X.
  14. R. P. Hunnicutt. Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 2002. — P. 166. — ISBN 0-89141-777-X.
  15. R. P. Hunnicutt. Halftrack: A History of American Semi-Tracked Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 2001. — P. 27. — ISBN 0-89141-742-7.
  16. R. P. Hunnicutt. Halftrack: A History of American Semi-Tracked Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 2001. — P. 80—85. — ISBN 0-89141-742-7.
  17. R. P. Hunnicutt. Halftrack: A History of American Semi-Tracked Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 2001. — P. 90. — ISBN 0-89141-742-7.
  18. S. J. Zaloga. M3 Infantry Half-Track 1940—73. — Oxford: Osprey Publishing, 1994. — P. 43. — 48 p. — (New Vanguard № 11). — ISBN 1-85532-467-9.
  19. R. P. Hunnicutt. Halftrack: A History of American Semi-Tracked Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 2001. — P. 96. — ISBN 0-89141-742-7.
  20. C. F. Foss. The FV 432 Series. — Windsor: Profile Publications, 1973. — P. 17. — 22 p. — (Profile / AFV Weapons № 53).
  21. Г. Холявский. Гусеничные боевые машины: 1919—2000 гг. — Мн.: Харвест, 2001. — С. 331. — (Энциклопедия бронетехники). — 11 000 экз. — ISBN 978-9-85-130035-4.
  22. R. P. Hunnicutt. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 1999. — P. 48. — ISBN 0-89141-694-3.
  23. R. P. Hunnicutt. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 1999. — P. 61—62. — ISBN 0-89141-694-3.
  24. C. F. Foss. Jane’s World Armoured Fighting Vehicles. — London: MacDonald & Jane’s Publishers, 1976. — P. 307. — 438 p. — ISBN 0-35401-022-0.
  25. R. P. Hunnicutt. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 1999. — P. 78. — ISBN 0-89141-694-3.
  26. R. P. Hunnicutt. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 1999. — P. 139—142. — ISBN 0-89141-694-3.
  27. R. P. Hunnicutt. Bradley: A History of American Fighting and Support Vehicles. — Novato, CA: Presidio Press, 1999. — P. 143—. — ISBN 0-89141-694-3.

Литература

wikiredia.ru

Современные миномёты. Часть 1 | Армейский вестник

Минометы входят в состав полевой артиллерии. Они предназначены для навесной стрельбы по укрытым целям, а также для разрушения полевых укреплений и отличаются от пушек, ведущих огонь по целям прямой наводкой по низкой настильной траектории, и гаубиц, которые обычно стреляют по укрытым целям, не видимым с позиции обстрела, по навесной траектории.

Миномет отстреливает свой боеприпас (мину) по высокой траектории, что позволяет поражать цели за холмами, на узких улочках, в оврагах и окопах; последнее боевое качество сделало его особенно полезным в окопной войне Первой мировой войны. Миномет может быть очень простой системой: просто кинуть снаряд в ствол и стрелять с такой скоростью, с которой солдат может закидывать снаряды в ствол (20 выстрелов в минуту; вполне возможно закидывать каждые три секунды).

Плюс минометные системы можно переносить силами расчета, легкий миномет может весить до 23 кг и даже готовые к стрельбе тяжелые буксируемые минометы весят 150 кг, что не в пользу, например, 155-мм легкой гаубицы M777 от BAE Systems, которая весит 4200 кг. Кроме того, дальнобойность легких минометов может достигать 3,5 км, а новейших тяжелых систем 10 км.

60-мм минометный комплекс M224 LWCMS переносится расчетом из четырех человек. Это штатное вооружение армейской пехоты и корпуса морской пехоты предназначено для огневой поддержки небольших маневренных подразделений осколочно-фугасными, осветительными и дымовыми минами

Миномет появился в качестве осадного вооружения, которое могло стрелять поверх крепостных стен с целью уничтожения орудий и разрушения сооружений, находящихся за ними. После повторного появления минометов в Первой мировой войне этот класс артиллерии получил широкое распространение во время Второй мировой войны, где во многих боевых эпизодах сыграл исключительно важную, хотя зачастую и недооцененную роль. Например, доктрина Вермахта рассматривала минометы в качестве основного средства огневой поддержки пехоты, тогда как «ствольная» артиллерия приберегалась для «главных атак». Миномет состоялся в качестве «карманной» артиллерии небольшого подразделения – роль, которую он в широком смысле продолжает играть и сегодня.

Современные минометы делятся на три категории: легкие минометы (как правило 60 мм), используемые на уровне взвода и роты, средние минометы (81 мм для западных моделей или 82 мм для российских и китайских), используемые на уровне роты или батальона и 120-мм минометы батальонного уровня, используемые также в артиллерийских подразделениях. Тенденция состоит в том, что спешенная пехота на уровне батальона вооружена 81-мм минометами, тогда как механизированные части обычно имеют на вооружении 120-мм минометы, устанавливаемые на транспортные средства.

Современные минометы легче, стреляют дальше, имеют большую точность и поражающую способность, чем те системы, что были развернуты еще 15 лет назад. Всё это благодаря широкому применению новых сплавов и композиционных материалов при изготовлении минометных стволов и опорных плит, автоматизации и оцифровке управления огнем и прогрессу во взрывателях и минометных боеприпасах. Эти нововведения повысили возможности миномета при выполнении задач прямой огневой поддержки, несмотря на меняющуюся динамику наземного боя с его большой протяженностью, разнотипными операциями и асимметричностью. Напрашивается очевидный вывод о том, что в этих условиях для боевого командира повышается значение миномета как системы вооружения, а также его вклад в исход боя.

Высокая подвижность является одним из основных тактических преимуществ механизированных подразделений Stryker американской армии. Возможность незамедлительно открывать ответный огонь непрямой наводкой является критичной для сохранения маневренного преимущества этих подразделений

Легкие минометы

Какое вооружение более всего подходит в качестве штатного для подразделения конкретного уровня определяется двумя основными факторами. Первое, как оно вписывается в боевые обязательства подразделения этого уровня? В частности, соответствует ли оно интересам и кругу задач? Второе, совместимо ли оно со способностью подразделений развертывать систему, то есть, могут ли они перемещать и обслуживать его? Хотя преимущество обладания оружием большей дальнобойности очевидно, но если необходимо слишком много солдат для переноски его или входящих в него компонентов, то это может оказаться непрактичным. Сложности перемещения тяжелой системы и обеспечения достаточным количеством боеприпасов может свести на нет ценность увеличенной дальности. Необходимо достичь баланса.

Большинство армий мира согласны с тем, что 60-мм миномет является лучшим выбором для роты легкой пехоты. В руководстве боевого применения минометов FM7-90 американской армии сказано: «Достоинство 60-мм миномета… заключается в его незамедлительной реакции на приказы командира роты и скорости, с которой он может вступить в действие».

Американские армия и корпус морской пехоты имеют на вооружении легкую минометную систему M224 LWCMS (Lightweight Company Mortar System) с дальностью действительного огня от 70 метров до 3500 метров. Минимальная дальнобойность оружия настолько же важна, как и максимальная, поскольку определяет то, как близко перед своими силами оно способно вести огонь. Это может быть критичным для срыва атаки, которая угрожает «захлестнуть» свои позиции, или сдерживания противника, пытающегося прижаться к позициям союзных сил и избежать при этом ответного артиллерийского огня.

Миномет M224 и его облегченный на 20 процентов вариант M224A1 поставляется компанией General Dynamics Ordnance and Tactical Systems (GDOTS). Это семейство минометов ведет огонь осколочно-фугасными, дымовыми (белый и красный фосфор), осветительными (видимый и инфракрасный спектр) и практическими минами. В свою очередь компания Saab предлагает свой минометный боеприпас M1061 MAPAM (Multi-Purpose Anti-Personnel Anti-Materiel – многоцелевой, противопехотный, для поражения материальной части), который может использоваться с минометом M224/A1 и отстреливаться на меньшем удалении от своих сил благодаря контролируемому разлету осколков; кроме того, он способен пробить самое уязвимое место бронированной машины – крышу, и с задержкой детонировать внутри нее.

Еще один легкий пехотный 60-мм миномет под обозначением M6 Mortar выпускает австрийская компания Hirtenberger. Кроме австрийской армии он был принят на вооружение британской армии и морской пехоты под обозначением M6-895 (895 длина ствола в мм), максимальная дальнобойность которого составляет 3800 метров. В случае с британцами полностью поменялась предыдущая концепция, согласно которой легкий миномет исключался в пользу ручного гранатомета. Впрочем, боевой опыт во время вторжения Великобритании в Афганистан в 2001–2013 годы позволил оценить преимущества легкого миномета, что заставило пересмотреть планы по его замене. Устанавливаемый на треногу автоматический гранатомет (АГ) также порой рассматривается в качестве замены легкому миномету. Впрочем, характеристики траектории снаряда у АГ ближе к навесному огню гаубицы. В случае с АГ это делает затруднительным обстрел обратных склонов. Кроме того, они не имеют такой разнообразной номенклатуры боеприпасов.

Миномет M6 Mortar австрийской компании Hirtenberger

Одна из особенностей 60-мм миномета состоит в том, что, хотя большая точность и дальность достигается при установке на сошку и с помощью механизма горизонтального и вертикального наведения, он позволяет визуально прицеливаться и вести огонь с рук и тем самым быстро поражать цели. Учтя этот аспект, компания DSG Technology разработала сверхлегкий 60-мм миномет iMortar для небольших подразделений. При массе 5,5 кг и длине 900 мм со встроенной системой прицеливания он хорошо подходит для небольшой боевой группы, о чем также свидетельствует его небольшая дальнобойность 1,2 км.

Cверхлегкий 60-мм миномет iMortar

Американская армия приняла на вооружение 120-мм гладкоствольный миномет Elbit Soltam, который в наземном варианте с сошкой получил обозначение M120; используется этот миномет на уровне батальона

Буксируемые 120-мм тяжелые минометы были приняты на вооружение американской морской пехоты, поскольку их можно легко перебрасывать вертолетами. В самоходный экспедиционный комплекс огневой поддержки EFSS входят 120-мм нарезной миномет TDA и легкий тягач Growler

Средние минометы

Калибр 81 мм (фактически 81,4 мм) является самым распространенным в западных армиях, тогда как калибр 82 мм типичен для российского и китайского вооружения. Хотя во время Второй мировой войны в советской армии были распространены 82-мм минометы, впоследствии в большинстве частей они были заменены 120-мм минометами.

Исключение составил возимо-буксируемый и самоходный гладкоствольный миномет 2Б9 «Василек» калибра 82 мм на колесном шасси, принятый на вооружение в 1970 году и применявшийся во время Афганской войны в 1979–1989 годы. Он также до сих пор состоит на вооружении российских ВДВ. В отличие от традиционных минометов этот миномет ведет огонь либо одиночными выстрелами, либо в автоматическом режиме с использованием четырехснарядных магазинов. Дальнобойность миномета, способного вести огонь осколочно-фугасными, дымовыми, осветительными и бронебойными снарядами, составляет 4270 метров. Китайская армия имеет на вооружении Type 67, модернизированный советский полковой миномет ПМ-41, принятый на вооружение еще в 1941 году. Этот миномет широко применялся во Вьетнамской войне.

Гладкоствольный миномет 2Б9 «Василек» калибра 82 мм

В США с помощью передовых технологий усовершенствовали свои 81-мм минометы, среди которых новейшей является модель M252 массой 42,3 кг. Он является штатным вооружением батальонного уровня армейских подразделений легкой пехоты, а также принят на вооружение корпуса морской пехоты. Этот 81-мм миномет также устанавливался на модернизированный вариант бронетранспортера М113, получивший обозначение M125; стрельба из миномета велась через открытый люк на крыше корпуса. Он также устанавливается на машину LAV-M Mortar корпуса морской пехоты и перевозится в минометном транспортере M1129 Styker (основное вооружение – 120-мм миномет), где для ведения огня снимается с машины. M252 имеет дальнобойность 5608 метров при стрельбе всеми типами 81-мм боеприпасов.

Миномет Mo 81 LLR (Leger Long Renforce – легкий длинный укрепленный) разработки французской компании Thales состоит на вооружении французской и ирландской армий и предлагается с укороченным стволом длиной 1,1 метра (Leger Couf) и с удлиненным стволом длиной 1,5 метра (Leger long). Стандартная дальнобойность составляет 3100 метров, но при стрельбе минами увеличенной дальности она повышается до 5600 метров.

Французская компания Nexter поставляет минометные боеприпасы через свое дочернюю фирму Mecar, которая производит несколько типов, например 155-мм MPM (Metric Precision Munition – снаряд метровой точности) с максимальной дальностью 40 км. Компания Nexter также разработала и подготовила к производству на базе своей боевой бронированной машины VBCI (Vehicule Blinde de Combat d’Infanterie) 120-мм мобильный минометный комплекс, который заказан, но пока не куплен французской армией.

Миномет Mo 81 LLR производства французской компании Thales

Все 81-мм снаряды являются оперенными (со стабилизирующими плоскостями), а самым распространенным типом – осколочно-фугасный. Принятие на вооружение многорежимных взрывателей для осколочно-фугасной мины позволяет расчету непосредственно перед стрельбой легко выбирать режим детонации снаряда. Такие взрыватели, как например M734, могут устанавливаться в нескольких режимах: ударный, с задержкой (позволяет пробить крышу или укрытие) или дистанционный (подрыв в воздухе над целью с разлетом осколков на большой площади). Например, временной взрыватель осветительной мины устанавливается с таким расчетом, чтобы в спускаемом над целью на парашюте корпусе воспламенялась осветительная смесь и горела 50-60 секунд с яркостью 525000 свечей. Осветительный состав может снаряжаться либо для создания подсветки в видимом диапазоне, либо в инфракрасном.

Дымовые снаряды наполняются гранулами красного фосфора, которые воспламеняются с целью получения густой дымовой завесы. Еще один наполнитель минометных снарядов – белый фосфор – мгновенно образует дымовую завесу, ухудшая видимость в видимом и инфракрасном спектре. Он горит сильно и может стать причиной ожогов, но благодаря своему мгновенному действию он идеально подходит для маркирования целей.

У минометного комплекса SPEAR компании Elbit силы отката при стрельбе достаточно небольшие, что позволяет устанавливать его на легкие тактические автомобили. Система, установленная на пикап, уже была испытана американским спецназом в Афганистане

/Alex Alexeev, topwar.ru/

army-news.ru

Современные минометы (Часть 2) » Военное обозрение

Тяжелые минометы

В последние 20 лет многие армии мира предпочитают выбирать для своих тяжелых минометов калибр 120 мм. В некоторых подразделениях тяжелый миномет используется в качестве артиллерийского вооружения. Здесь в качестве примера можно привести экспедиционную систему огневой поддержки корпуса морской пехоты EFSS (Expeditionary Fire Support System) компании GDOTS, которая состоит на вооружении артиллерийских батальонов. Этот 120-мм нарезной миномет представляет собой модификацию миномета MO-120-RT разработки компании TDA Armament. Система EFSS специально предназначена для перевозки в кабине грузового вертолета CH-53E Super Stallion компании Sikorsky и конвертоплана CV/MV-22B Osprey компании Bell-Boeing. Миномет M327 комплекса EFSS буксируется специально созданным легким тягачом; подготовка к стрельбе занимает 4 минут, огонь ведется со скорострельностью до 4 выстрелов в минуту на дальность до 8 км.



Миномет MO-120-RT разработки компании TDA Armament

Американская армия также перешла на калибр 120 мм, приняв на вооружение гладкоствольный миномет M120 – модификацию системы Soltam K-6 компании Elbit Systems. Он имеет дальнобойность 7200 метров, но как у всех крупнокалиберных минометов масса 150 кг определяет либо буксируемый, либо устанавливаемый на машину вариант. Американская армия устанавливает M121 (возимый вариант) на свой минометный транспортер M1064 (на базе M113) и на бронемашину M1129 Stryker. Миномет Soltam Cardom, устанавливаемый на M1129, получает данные о цели, переводя их в вертикальные и горизонтальные углы, которые автоматические посылаются наводчику для подготовки к стрельбе. Cardom может быть готов к открытию огня через 30 секунд, он имеет скорострельность 16 выстрелов в минуту очередью и 4 выстрела в минуту при продолжительном ведении огня.

Повышение мобильности ставилось во главу угла при разработке 120-мм минометов и эта тенденция продолжается и сегодня. Принимаемый подход определяется видом подразделений конечного пользователя: легкие или бронетанковые силы. Для легких сил одно из решений предлагает компания Boeing – доработанный вариант своей легкой машины Phantom Badger для специальных сил. Это легкий бронеавтомобиль боевого обеспечения с 120-мм минометом, устанавливаемым в задней части. Соответствующий прицеп перевозит готовые боеприпасы. В минометном комплексе SPEAR от Elbit Systems используется специальная система снижения сил отката, позволяющая устанавливать миномет на грузовую платформу легких машин, например бронеавтомобиль HMMWV (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle) от AM General или даже модифицированный пикап. Компания уже получила контракт на поставку минометного комплекса SPEAR таиландской армии. Стив Раст из компании Mistral заметил, что «американские силы специального назначения, использовавшие минометы Elbit с малой отдачей в Афганистане, говорят об идеальном решении для открытия ответного огня, что ранее было невозможно для подразделений на легких грузовиках».


Бронеавтомобиль боевого обеспечения Phantom Badger с 120-мм минометом (вверху базовое шасси)

Для бронетанковых сил особо привлекательными являются разработка и развертывание башенных 120-мм минометов и пушек-минометов. Там предпочитают не ведение огня через люк на крыше платформы с бросанием мины в ствол, а скорее минометы, устанавливаемые в башню и заряжаемые с казенной части. Некоторые новые системы имеют автомат заряжания и могут вести огонь прямой и непрямой наводкой. Продвинутый минометный комплекс AMOS (Advanced Mortar System) производства Patria/BAE Systems состоит на вооружении финской армии. Его двуствольный 120-мм миномет в башне, вращающейся на 360 градусов, имеет скорострельность 16 выстрелов в минуту. За счет интеграции системы позиционирования GPS и инерциальной навигации в систему управления огнем минометный комплекс AMOS может занять позицию, отстрелять залп из 14 выстрелов и сняться с позиции через 30 секунд. Это также позволяет вести огонь в режиме MRSI (Multiple Rounds Simultaneous Impact – одновременный удар нескольких снарядов; меняется угол наклона ствола и все снаряды, выпущенные за определенный интервал времени, прилетают к цели одновременно) с возможностью отстрела до 16 снарядов. На базе двуствольного миномета AMOS компания Patria создала одноствольный вариант NEMO. Технический директор систем вооружения в компании Patria Юкка Тиайнен утверждает, что «основное преимущество минометных комплексов Nemo с необитаемой башней заключается в том, что они имеют такую же мобильность, как и подразделения, которые они поддерживают, и при этом обеспечивают хороший уровень защиты расчета/экипажа. Плюс комбинация автоматического заряжания и автоматического ведения огня позволяет одному минометному комплексу NEMO иметь огневое могущество, эквивалентное огневому могуществу целой батареи традиционных пушек».


Башенный минометный комплекс AMOS с двумя 120-мм стволами имеет автомат заряжания. Как результат, один комплекс AMOS может обстрелять цель таким же количеством мин, как целая батарея обычных минометов

Польская промышленная группа Polish Armament Group показала в конце 2014 года свой башенный миномет RAK-120 на шасси Rosomak (польский вариант восьмиколесной бронемашины AMV финской компании Patria), что говорит о том, что всё больше армий признают преимущества и более широкое тактическое применение башенных систем. Одно из них – это возможность ведения огня прямой наводкой, что позволяет использовать их в роли огневой поддержки десанта. Башенные минометы могут обстреливать бункеры, здания и фортификационные укрепления с высокой точностью на дальности до 1500 метров. Российское авиадесантируемая самоходная артиллерийская гаубица-миномет с полуавтоматическим заряжанием 2С9 «Нона-С» калибра 120 мм (на шасси боевой машины десанта производства ВгТЗ) и 120-мм самоходная гаубица-миномет 2С23 «Нона-СВК» (на шасси восьмиколесного БТР-80) выполняют подобные задачи. В семействе «Нона» производства российской компании «Мотовилихинские заводы» новейшим членом является самоходная гаубица-миномет 2С31 «Вена» с более длинным стволом и автоматическим заряжанием, устанавливаемая на шасси БМП-3 производства КМЗ. Кроме традиционных боеприпасов установка также может вести огонь по точечным целям управляемыми минами «Грань» с лазерным наведением на дальность до 13 км. Варианты мобильных минометов БТР-3 предлагает государственная компания Укрспецэкспорт, которая в 2013 году поставила минометные транспортеры БТР-3М2 таиландской армии.


Сверху вниз: гаубица-миномет с полуавтоматическим заряжанием 2С9 «Нона-С»; 120-мм самоходная гаубица-миномет 2С23 «Нона-СВК»; самоходная гаубица-миномет 2С31 «Вена» на шасси БМП-3


Турецкая компания FNSS разработала 120-мм миномет на гусеничном шасси ACV-19 своего же производства; получившийся минометный комплекс получил обозначение SPM-120. 120-мм миномет установлен на поворотной опоре в задней части машины, стреляет он через открытый люк на крыше. Шасси ACV-19 само является удлиненным вариантом бронемашины ACV-15, которая уже состоит на вооружении армий Малайзии, Филиппин и Объединенных Арабских Эмиратов. Впрочем, ACV-19 имеет удлиненный корпус и доработанную подвеску, что позволило повысить грузоподъемность по сравнению с ACV-15, но сохранить унифицированность по запасным частям на уровне 80 процентов. Миномет SPM-120 состоит на вооружении двух не называемых стран.


120-мм самоходный гусеничный миномет ACV-19 турецкой компании FNSS ведет огонь через открытый люк крыши корпуса

Высокоточные снаряды

Одно из преимуществ 120-мм минометного выстрела заключается в его повышенном поражающем воздействии. 81-мм выстрел снаряжен примерно 4 кг взрывчатого вещества, тогда как 120-мм выстрел снаряжен 13 кг взрывчатого вещества. Еще одно преимущество состоит в том, что на его базе проще разрабатывать другие продвинутые типы, включая кассетные боеприпасы и высокоточные снаряды. Но это не говорит о том, что 81-мм управляемые снаряды не могут иметь право на существование. Здесь можно напомнить о разработке компаниями BAE Systems и GDOTS комплекта 81-мм управляемого минометного выстрела RCGM (Roll Controlled Guided Mortar). При его установке существующие британские минометные боеприпасы получают систему наведения по GPS, носовые рули и многорежимный взрыватель M734A1. Снаряженный этим комплектом снаряд имеет круговое вероятное отклонение менее 5 метров. Модифицированный выстрел может отстреливаться из существующих минометов L16 или M253. Он обеспечивает накрытие цели двумя снарядами, тогда как при стрельбе обычными боеприпасами для этого необходимо до 10 выстрелов.


Комплект 81-мм управляемого минометного выстрела RCGM разработан компаниями BAE Systems и GDOTS

Подобная повышенная эффективность стрельбы заставляет пристально взглянуть на высокоточные управляемые минометные боеприпасы PGM (Precision Guided Munition). Например, мобильный минометный комплекс M1129 Stryker Mortar имеет в боеукладке 60 выстрелов, включая дымовые и осветительные, и при установке на эти мины комплектов PGM эффективность боекомплекта машины повышается в 10 раз. Программу корпуса морской пехоты по высокоточной мине увеличенной дальности PERM (Precision Extended Range Mortar) возглавляет компания Raytheon, сотрудничающая в этом проекте с Israel Military Industries. Этот боеприпас представляет собой управляемый по GPS 120-мм снаряд, который на стрельбовых испытаниях в 2014 году достиг точности 10 метров. Дополнительным преимуществом является носовые управляющие поверхности, которые позволяют повысить дальнобойность до 16 км. Компания Orbital ATK разработала подобный комплект XM395, также управляемый по GPS. Он базируется на 155-мм управляемом артиллерийском снаряде. Оба комплекта PERM и XM395 могут использоваться в нарезных и гладкоствольных минометах.


Высокоточная мина увеличенной дальности PERM

Подразделение компании Saab фирма Bofors Dynamics пошла по еще одному направлению разработки PGM со своим 120-мм минометным выстрелом STRIX, управляемым на конечном участке траектории. Инфракрасная головка самонаведения определяет и захватывает тепловые сигнатуры цели и затем летит на цель, не выпуская их из виду. Этот минометный выстрел относится к бронебойному типу; он поражает транспортные средства, атакуя сверху и пробивая более тонкую крышу, нанося при этом неприемлемый ущерб. Эта система позволяет получить уникальную штатную возможность поражать бронетехнику, даже находящуюся за укрытием. STRIX с конца 90-х годов состоит на вооружении швейцарской и шведской армий. Еще один управляемый комплекс вооружения «Грань» разработан российской компанией КБП. Головка самонаведения управляемой мины наводится по лучу лазерного указателя-дальномера, как правило, обслуживаемого наземным оператором. Дальность полета минометного боеприпаса составляет от 1,5 до 9 км.


Компания Raytheon получила контракт на поставку комплекта высокоточного минометного выстрела PERM (Precision Extended Range Mortar) для 120-мм минометов американской морской пехоты. Комплект позволяет увеличить дальнобойность до 16 км, а точность первого выстрела повысить до 10 метров

Развивающиеся возможности

Комбинация высокоточного определения местоположения, как цели, так и самого миномета, с цифровой системой управления огнем позволила получить еще более точные и быстро реагирующие минометные комплексы. Где ранее для пристрелочного огня необходимо было три выстрела до «стрельбы на поражение», теперь этот процесс пристрелки может быть сокращен до одного выстрела и даже полностью исключен. Система с обратной связью, которая связывает передового наблюдателя с орудием и автоматически рассчитывает и применяет решение по открытию огня, еще больше улучшает этот процесс. Добавление системы автоматического заряжания позволяет одному или распределенным огневым средствам поражать цели, хотя ранее на это требовался полный артиллерийский дивизион из шести и более орудий. Появление высокоточных управляемых боеприпасов и башен с минометами позволило открывать огонь по точечным целям и вести обстрел прямой наводкой небольшим подразделениям. Все эти достижения меняют методики применения минометов и расширяют диапазон выполняемых боевых задач. Технические и функциональные усовершенствования были продемонстрированы, и теперь солдатам пора развивать свои тактические приемы и в полной мере использовать всё то, что минометы могут предложить.

Использованы материалы:
www.gd-ots.com
www.hirtenberger.com
www.dsgtec.com
www.elbitsystems.com
www.thalesgroup.com
www.boeing.com
www.patria.fi
mz.perm.ru
www.raytheon.com
www.fnss.com.tr
www.baesystems.com
www.saabgroup.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org

topwar.ru

Миномёт — орудие самоходное… » Военное обозрение

Некоторое время тому назад на страницах «ВО» появился материал про шведский самоходный миномет. Какова история этого вида оружия и, главное, каковы его перспективы? Какие оригинальные технические решения предлагались конструкторами самоходных минометов? Об этом сейчас и пойдёт рассказ.
Танкетка «Карден-Ллойд» с минометом в качестве основного вооружения.

Начать надо будет с того, что и классический миномет Стокса, и первые мобильные минометы впервые появились у англичан. На танках «Тедпол тейл» («Хвост головастика») тяжелый английский миномет калибра 9,45 дюйма (по сути, это копия французского 240-мм миномета Дюмезиля-Батиньоля, но заряжавшаяся с дула) устанавливался на площадке между задними частями удлиненных гусениц и с этой же площадки он стрелял. Англичане со свойственным им английским юмором назвали снаряд к нему «Летучей свиньёй», а затем имя «приклеилось» и к самому миномету. Максимальная дальность выстрела составляла 2300 м при длине ствола 130 см у образца Мк.I и 175 см у Mк. II. Углы наведения по вертикали от +45° до +75°. Mark I весил 680 кг, а Mark II — 820 кг. Обслуживался миномет расчетом из 9 человек. Но на танке он был сокращен до 4. Поскольку цель перед танком была ему не видна, то командовал расчетом командир танка, указывавший на какую дистанцию стрелять, для чего перед ним на броневом листе была прикреплена специальная таблица. Понятно, что точных выстрелов по цели «летучей свиньей» было не дождаться, но мощный взрыв оказывал на противника сильное психологическое воздействие. Но все же от этого оружия англичане отказались, посчитав не очень эффективным.


3-дюймовый миномет на шасси «Брен-кэрриер».

Второй заход они же предприняли в 20-ые годы, установив на танкетку «Карден-Ллойд» 76-мм миномет Стокса. Правда, выпущено было таких минометов всего 18. В них миномет устанавливался на поворотном лафете, на месте пулемета, заряжался он вручную, затем наводился на цель и только затем производился выстрел. Такая схема сводила на нет главное достоинство миномета — его скорострельность, доходившую у минометов Стокса до 30 выстрелов в минуту. Но, с другой стороны, было у этого миномета и достоинство. Его снаряд падал на врага сверху!


Опытный 9,75-дюймовый американский (248-мм) миномет на шасси САУ M7.

В годы Второй мировой войны немцы, заполучив массу гусеничной трофейной техники, решили использовать ее не столько по назначению, сколько в качестве базы для самых широких экспериментов в области оружия. На шасси французских танков монтировались огнеметы, устанавливались пушки и гаубицы, монтировались установки для запуска реактивных снарядов. Одним из направлений было создание на базе как трофейных машин, так и своих собственных, самоходных минометов. Свои, как правило, имели традиционную схему размещения миномета в боевом отделении БТР, с которого снималась крыша. Тут и скорострельность не снижалась, и мобильность не уменьшалась, да к тому же еще и защищенность расчета повышалась во много раз.


Германский самоходный миномет на шасси БТРа Sdkfz250.

Но немцы попытались создать на базе трофейных шасси и первые самоходные минометы залпового огня. Существовали модификации и с шестнадцатью, и даже с двадцатью стволами. В обоих случаях применялись французские 81-мм минометы системы «Брандт» со стволом длиной 13,8 калибра, стрелявшие как осколочными, так и дымовыми минами весом 3,3 кг на расстояние 3030 м, фугасными минами в 6,5 кг с зарядом взрывчатки около 1,5 кг на дистанцию 1120 м. По своим данным этот миномет был очень близок к советскому 82-мм миномету. Но самоходный миномет отличался наличием поворотного лафета и возможностью вести огонь на 360 градусов. Углы возвышения были обычными для минометов — 40…90 градусов.


Германский самоходный миномет на шасси БТР «Сомуа».

В качестве шасси применялся «Сомуа» MCL, разработанный в 1933 году в качестве артиллерийского тягача для 155-мм пушки. Длина машины составляла 5,5 м, высота 2,44 м, колея колес 1,7 м, гусениц 1,6 м.

Вес MCL составлял 9 т, грузоподъемность 1,5 т, мощность четырехцилиндрового бензинового двигателя 85 л.с. Максимальная скорость его на шоссе оставляла 32 км/ч, а с прицепом для боеприпасов — 15…18 км/ч.


Миномет для самообороны на шасси опытной машины T6E1 на базе танка М24.

Стволы устанавливались на лафете и поворотном основании, имели механизмы наведения и дистанционный привод стреляющих механизмов. Расчет заряжал минами стволы, после чего машина отправлялась на позицию и… вела огонь либо с высоким темпом стрельбы, обрушивая на противника в считанные секунды все свои 16-20 мин, либо, напротив, выпускала их по одной, с тщательной корректировкой каждого выстрела. По вполне очевидным причинам, главной из которых было медленное заряжание, система эта после войны не прижилась.


Самоходный миномет на базе БТР М113 — М125.

Американцы, например, и не только они сделали самоходные минометы на базе своего самого массового БТР М-113. На нем была устроена раздвигающаяся крыша, то есть от немецких аналогичных машин он отличался только полностью гусеничным шасси. Оказалось, очень удобно использовать для таких минометов шасси устаревших танков. С них снимали башню, затем на них монтировалось что-то вроде бронированного «короба», на днище ставились фиксаторы для минометной плиты, что, кстати, позволяло снимать миномет с шасси и стрелять из него с грунта, и это было все, что требовалось. То есть такую модификацию боевой машины можно было соорудить даже, не имея развитой военной промышленности!


Советский монструозный самоходный миномет 2Б1 «Ока». Только одно можно о нем сказать: мал калибр! Надо было не меньше 508-мм сделать и показать в действии иностранным военным атташе и журналистам на одном из полигонов! Это было бы лучшим пиаром всех времен и народов, но и 420-мм произвело фурор!

В дальнейшем предпринималось немало попыток создать эффективный самоходный миномет с расположением вооружения в башне, причем для повышения скорострельности минометов в ней устанавливалось сразу два. Американцы также пошли по этому пути и создали опытный миномет на шасси М113, но… оказалось, что машина слишком велика, слишком заметна, а реальных преимуществ перед безбашенным вариантом не имеет.


Израильский 160-мм самоходный миномет на шасси танка «Шерман». Форт Латрун.

Главная проблема миномета заключается в особенности его конструкции. Так, если он заряжается с дула, то это высокая скорострельность, недостижимая в том случае, если подобный миномет ставится в башне. Если, напротив, он заряжается с казенной части, как, например, наш 240-мм «Тюльпан», то это огромная разрушительная мощь, но… низкая скорострельность! То есть в одном случае мы выигрываем, проигрывая в другом, и наоборот — в случае противоположном. Как совместить коня и трепетную лань в одной упряжке? Предложений тут очень много. Есть среди них и немало курьезов. Например, устроить самоходный миномет со стволами крупного калибра в кузове автомобиля КАМАЗ! Бронировать кабину и… использовать в качестве системы залпового огня на относительно небольших дистанциях.


Миномет «Тюльпан» — могущественное оружие во всех отношениях!

Сейчас все больше и больше бои ведутся в городах и на дорогах, где устанавливаются бетонные блокпосты. Расстояние до них определить достаточно легко. Вот мы и ставим на заранее выверенном расстоянии такой вот автомобиль, не вызывающий, кстати, особых подозрений, и… производим залп по цели. Блокпост если и не будет разрушен, то уж подавлен в любом случае, после чего группа захвата на авто сможет захватить его быстро и без потерь.


Миномет на шасси боевой машины «Визель».
Устройство миномета на шасси машины «Визель».

Есть и совсем экзотические проекты, один из которых показан на нашем рисунке. Миномет башенный, с восьмигранной башней сложной конфигурации. В ней располагаются четыре блока из 16 коротких стволов, в которых находятся 72 готовые к употреблению мины калибра 81-82-мм. На основании башни подвижно закреплен один блок длинных стволов с крановой системой регулирования давления газов. Блоки коротких стволов, вращающиеся вместе с башней, поочередно совмещаются с блоком длинных стволов. При этом происходит заряжание: все мины из коротких стволов сразу проваливаются в длинные. Башня при этом может вращаться во все стороны, поскольку блок длинных стволов фиксируется в любом положении, и угол возвышения у него всегда один, так же, как и у коротких стволов.


Финский AMOS-4.

Далее полностью снаряженный блок наводится вместе с башней на цель, при помощи крановой системы устанавливается дальность стрельбы, открывается бронированная крышка блоков и производятся выстрелы либо с высоким темпом, либо одиночным огнем. Такое устройство позволяет произвести 72 выстрела с высоким темпом, дать четыре залпа по 16 мин в каждом, либо довольно долго стрелять одиночными минами. Оригинальная система, не правда ли? Однако одно дело это придумать и запатентовать и совсем другое — добиться того, чтобы идею воплотили в металле!


Миномет с четырьмя блоками стволов и 72 минами во вращающейся башне (проект). Рис. А. Шепса.

topwar.ru

Миномёт — Википедия

81-мм миномёт системы капитана Стокса — британский миномёт времён Первой Мировой войны. Это был первый миномёт, созданный по схеме «мнимого треугольника», ставшей впоследствии классической для миномётов. Состоял из гладкоствольной трубы с навинтным казёнником, двуноги-лафета, опорной плиты и прицела.
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. (Октябрь 2016)

Миномёт — артиллерийское орудие, отличающееся отсутствием противооткатных устройств и лафета — их заменяет опорная плита, через которую импульс отдачи передается грунту или самоходному шасси (последнему — у самоходных миномётов). Кроме того, в СССР с середины 1920-х до середины 1930-х гг. к классу миномётов относили и мортиры, предназначенные для стрельбы надкалиберными боеприпасами (артиллерийскими бомбами; такие системы известны также как полевые бомбомёты или стержневые миномёты — впрочем, сейчас и термин «полевые бомбомёты»

ru.wikipedia.org

Самоходные минометные установки | Defence.Ru

Соединенные Штаты

Компания BAE Systems занимает лидирующие позиции в сфере интеграции самоходных минометов нового поколения для американской армии. В декабре 2014 года армия выдала компании BAE Systems контракт EMD (разработка и подготовка производства) на многоцелевую бронированную машину Armoured Multi-Purpose Vehicle (AMPV) с опционом на начальное производство. Итоговая стоимость контракта составила 1,2 миллиарда долларов. AMPV предназначается для замены семейства машин M113, и на один из вариантов AMPV будет установлен 120-мм миномет, который, таким образом, заменит собой самоходный миномет M1064. Компания BAE Systems отвечает за машины, которые примут минометные системы. Сразу после выбора минометного комплекса она интегрирует 120-мм миномет и систему управления огнем.

Последней модификацией минометного комплекса предыдущего поколения M1064 американской армии является вариант M1064A3, который базируется на шасси нового варианта M113A3. На эту машину устанавливается 120-мм миномет Soltam. Минометные комплексы M1064 были поставлены в Израиль тремя партиями, в 2007, 2008 и 2009 годах. Было поставлены, по меньшей мере, 120 машин и, скорее всего, они были поставлены без минометов, поскольку комплексы Soltam были установлены уже в Израиле. Новые системы также были заказаны Таиландом в 2005 году, который заказал 82 машины M113, включая 12 минометных комплексов M1064A3.

Как видно на примере CARDOM и SRAMS, усовершенствованные противооткатные устройства позволяют в настоящее время устанавливать 120-мм системы на существенно более легкие шасси, чем это было прежде. Поэтому они предлагаются для установки на шасси грузовых автомобилей или даже бронеавтомобилей типа Humvee. Они, а также сами самоходные минометы, позволяют обеспечить потребности современных сил быстрого реагирования, поскольку те задействуют более легкие и более транспортабельные машины и платформы вооружения. Как долго военные будут придерживаться этих концепций, столько же долго будет проявляться интерес к 120-мм самоходным системам как средству обеспечения высокомобильного огня непрямой наводки. Другой заметной тенденцией, возникшей в недавнее время, является переделка устаревших машин, например M113, 2С1 и МТ-ЛБ, под установку минометов. Кроме того, при нынешней моде на минометы, устанавливаемые в башни, имеется большой потенциал, заключающийся в том, что существующие боевые машины «быстро» переделывают в артиллерийские установки. Наконец, американская армия начинает гигантскую работу по замене своих машин M113, и вполне вероятно, проект AMPV получит значительные заказы от Пентагона, что, скорее всего, приведет к значительному увеличению экспортных продаж.

defence.ru

Все российские минометы «Тюльпан» модернизируют к 2020 году

МОСКВА, 16 ноя — РИА Новости. Все российские крупнокалиберные минометы «Тюльпан» будут модернизированы до 2020 года, сообщил РИА Новости в четверг источник в оборонно-промышленном комплексе.

Главный калибр: Минобороны России восстанавливает атомные пушки

«Тюльпан» по своему калибру (240 миллиметров) сегодня не имеет аналогов в мире, в настоящее время на вооружении и хранении российской армии находится порядка 500 таких минометов.

«В процессе восстановительного ремонта специалисты «Уралтрансмаша» (входит в Научно-производственную корпорацию «Уралвагонзавод») разбирают каждый миномет буквально до винтика, все тщательно проверяют, смазывают и собирают обратно. Модернизация позволит существенно повысить возможности «Тюльпанов»: на них устанавливаются новейшие прицельные комплексы, радиостанции и навигационное оборудование», — сказал собеседник агентства.

Среди основных особенностей данного орудия, максимальная дальность стрельбы которого составляет девять километров, – способность стрелять боеприпасами различного класса, в том числе ядерными. Так, «Тюльпаны» оснащены кассетными противопехотными минами, зажигательными минами «Сайда», нейтронными снарядами «Фата» и «Смола», а также активно-реактивным спецбоеприпасом 3Б11 с ядерной боевой частью мощностью до двух килотонн в тротиловом эквиваленте, а также корректируемые боеприпасы «Смельчак» с внешним целеуказанием.

Боги войны. Самые грозные артиллерийские системы Российской армии

Миномет предназначен для уничтожения укрепленных артиллерийских и ракетных батарей, бункеров, заглубленных командных пунктов и других железобетонных объектов противника, неуязвимых для обычной артиллерии.

Кроме того, источник РИА Новости рассказал, что модернизацию пройдет также весь российский парк дальнобойных пушек калибра 203 миллиметра 2С7 «Пион», способных вести огонь осколочно-фугасными и ядерными снарядами на расстоянии до 47 километров. Восстановительным ремонтом пушек по заказу Минобороны занимаются специалисты волгоградского машиностроительного предприятия «Баррикады».

ria.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *