Возродить малую авиацию: американский опыт поможет России
Фото: wikipedia.org/Общественное достояние
Россия может воспользоваться опытом США в рамках развития сферы малой авиации в труднодоступных районах страны. С таким мнением в интервью «Красному Северу» выступил губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов.
Глава региона сообщил, что сейчас по специальному заказу Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) разрабатывается самолет-амфибия Л-172, который может получить название «Ямал». Развитие малой авиации является одной из приоритетных задач для местных властей, ведь на Крайнем Севере существуют районы, в которых наземная транспортная инфраструктура не развита. Выходом из положения является использование самолетов, способных перевозить до 20 пассажиров. Малая авиация в России постепенно возрождается, появляются новые разработки, которые позволят наладить сообщение с самыми труднодоступными местностями.
Артюхов отметил, что мировая практика в данном вопросе довольно обширная. К примеру, Россия могла бы воспользоваться опытом США. На Аляске также существуют разрозненные поселения, между которыми сложно наладить надежное сообщение. В таких ситуациях мог бы помочь авиапарк из самолетов, перевозящих по 3-4 человека. Другими словами, можно создать разветвленную сеть аэротакси. Легкий самолет прилетает по вызову, отправляется на «большую землю», а потом возвращается в тундру, пояснил Артюхов. Американцы активно пользуются такими услугами. Это быстро и удобно, поэтому РФ стоит взять на заметку такое транспортное сообщение.
Однако сейчас этот проект реализовать сложно, поскольку необходимо перестраивать законодательство. Ради надежности в РФ запрещено коммерческое использование одномоторных самолетов. Другие аспекты малой авиации также подвергаются ограничениям. Но этот вопрос решается, и сейчас уже начинается подготовка к предложению по крайне перспективному направлению на Крайнем Севере.
Хотите больше новостей по теме? Кликайте и подписывайтесь на наше издание в Яндексе.
Автор: Артём Колчин
Комментарии
politexpert.net
Перспективы развития малой авиации в Российской Федерации — Четырнадцатая олимпиада (2016/17 уч.год) — Архив работ — Каталог статей
Работа выполнена
студентом 1 курса бакалавриата экономического факультета Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова
Максимовым Михаилом Антоновичем, 17,9 лет
Введение
На протяжении всей истории авиастроения постепенно воздушные судна усовершенствовались: повышалась скорость, высота полета, дальность беспосадочных перелетов, грузоподъемность и другие характеристики. Каждый самолет создавался под определенные цели и задачи. Авиация разделялась на различные классы: легкая, большая, военная авиация и др. Но несмотря на создание все больших типов судов, одним из самых востребованных типов является малая авиация.
Цель работы – изучить перспективы малой авиации в России. В процессе работы будет проведен анализ современного состояния малой авиации в РФ и необходимых действий для перспективного развития малой авиации в РФ
Современное понимание термина «Малая авиация» в России
В законодательстве российской федерации отсутствует такое понятие как малая авиация (несмотря на упорные попытки депутатов и сенаторов принять закон, регулирующий эту сферу). Однако существует проект соответствующего закона, датируемый 2007 г.. В нем малая авиация определена как: «Малая авиация Российской Федерации — вид авиации, предназначенный для обеспечения потребностей граждан, развития экономики, социальной сферы, авиационных работ, создания воздушных региональных транспортных коммуникаций; участия в обеспечении безопасности и оборонно-мобилизационных задач государства.» Также в упомянутом выше законопроекте уточняется, что к малой авиации относятся не только воздушные суда малой авиации, но и персонал, обслуживающий самолеты, и аэропорты, принимающие летательные аппараты малой авиации. К ВС малой авиации, согласно законопроекту, относят «пилотируемые моторные летательные аппараты с максимальной взлетной массой в диапазоне от 495кг до 21000кг (сверхлегкие летательные аппараты — до 495 кг; легкие летательные аппараты — до 5700 кг, оборудованные до 10 посадочных мест; иные летательные аппараты — с взлетной массой не более 21000 кг, оборудованные до 24 посадочных мест)». В моей работе мы будем опираться на положения данного законопроекта, для характеризации малой авиации.
Стоит отметить также и другие трактовки данного термина. Малую авиацию можно трактовать как авиацию общего назначения (здесь и далее АОН) или же наоборот, как ВС региональной авиации (т.е. часть коммерческой авиации). Учитывая положение воздушного кодекса об общей авиации (Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения (ст.21 п.3)) и учитывая приведенную выше выдержку из проекта ФЗ, формулировки проекта учитывают и региональную авиацию, и авиацию общего назначения, а также военную.
Итак, мы выясняли, что к малой авиации относятся самолеты взлетной массы до 21 т и пассажировсместимостью до 24 человек, а также аэродромы 1 и 2 класса. Примерами таких самолетов могут быть Ан-28 «Пчелка» или Ан-2 (более известный как «Кукурузник»).
Из истории малой авиации в России (СССР и странах ОВД)
Малая авиация в СССР начала зарождаться в 50-ых годах. Шло активное развитие регионов. Практически каждый районный центр имел свой небольшой аэропорт. Многие полевые работы, как то полив насаждений или химическая обработка совершались с воздуха, чаще всего для этого использовали Антонов АН-2. Преимуществом последнего ЛА было то, что он мог садиться практически на любую поверхность и соответственно взлетать с нее, был крайне ремонт способен и неприхотлив в обращении. Также в СССР активно развивался воздушный спорт. В Советском государстве за это отвечала Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (здесь и далее ДОСААФ), основанная в 1951 году. В результате практически каждый молодой человек в СССР имел доступ к полетам и к небу.
Региональная авиация также значительно развивалась. В отличии от современной России, где пункты назначений авиакомпаний диктуются рыночными законами, в Советском союзе, где существовала плановая экономическая система, самолеты летали из пункта А в пункт В даже если экономические издержки превышали чистый доход. В результате в СССР сеть авиаперевозок была паутинчатая, а не хабовая. Региональные перевозки чаще выполнялись на самолетах класса ЯК-40, но между мелкими поселениями нередко можно было увидеть АН-2.
Однако ситуация трагически меняется после развала СССР и блока стран Варшавского договора. Отсутствие финансирования коснулось и авиационную отрасль (во многих моментах как следствие экономического кризиса во всех других отраслях), заводы простаивали выпуская по несколько процентов от советского выпуска в месяц, сельхоз работы с самолетов были свернуты. Региональная сеть же была подвергнута радикальным изменениям. Переход к рыночному ценообразованию привел к резкому скачку цен, и как следствие к падению спроса на услуги перевозчикам, а т.к. больше не было дотаций от госплана, линии закрывались, аэропорты консервировались, а самолёты отправлялись на металлолом.
Ситуация с парком ВС малой авиации в СССР и РФ
Структурные проблемы в производстве самолетов отечественной малой авиации начались не сегодня. Советское правительство разбросало производство воздушных судов малой авиации из РСФСР в союзный республики и в страны Варшавского договора, сконцентрировав на территории современной России производство самолётов линейной и военной авиации (Хотя безусловно неполностью). После развала СССР и упразднения в 1991 году блока социалистических стран, за Россией осталось лишь малая доля производства малой авиации. Кроме того, в конце 80-ых годов прошлого века происходила разработка самолётов новых поколений, которые должны были прийти на смену устаревшим типам самолётов. Переход от плановой к рыночной экономике и резкое сокращение государственных расходов привело к заморозке и закрытию большинства проектов. На данный момент эти самолёты устарели, и не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Их разработка не перспективна.
России и странам переходной экономики достался в наследство от ОВД и СССР большой парк самолётов малой авиации, однако у большинства из них уже выработан ресурс, а их модернизация выглядит непривлекательно, с учётом возможных альтернатив, как-то замена устаревшего парка на зарубежную малую авиацию, что будет стоить дешевле и выгоднее в краткосрочной перспективе. Однако есть ли смысл создания современной малой авиации отечественной разработки? В 21 веке мир идет по пути всеобщей кооперации. Создание развитой сети региональных перевозок и развитой отрасли частных перевозок возможно и с использованием иностранного материалобеспечения. Скорее всего создание конкурентных типов малой авиации в России необходимо отложить до времен, когда эти типы будут востребованы на рынке, т.е. будут созданы условия для эксплуатации этих типов.
Особая роль малой авиация в РФ
В Российйской Федерацции на протяжении пооследних 10 лет наблюдалась определенный рост авиаперевозок, как внутренних так и международных. Однако региональные авиаперевозки в России переживали стагнацию, после шокирующего падения после развала коммунистической системы. Региональные перевозки за 90-ые годы перестали использоваться, население перестало иметь деньги на перелеты, а компании, которые росли как грибы из летных отрядов Аэрофлота, быстро банкротились и переставали существовать. Аэродромы местного значения перестали использоваться, и самое лучшее, что сними случилось, это разруха и запустение. Большинство же было упразднено и застроено.
Однако потребность населения в региональных перевозках не только не уменьшилось, но и увеличилось. В северных регионах нашей страны есть поселения, в которые можно попасть только по воздуху (особенно в зимний период). Урбанизация в современной России привела к тому, что молодое поколение с трудом может добраться к своим родственникам в отдаленных поселениях, а о развитии этих мест не может быть и речи. В свете этого стоит отметить необходимость развития сети малой авиации в РФ, необходимое для повышения уровня жизни жителей нашей страны и увеличения потенциала развития села.
Немаловажным источником дохода для государства от самолетов малой авиации – это частные перелеты на собственных машинах или на аэротакси. В российской федерации создание мощного парка таких ВС практически невозможно из-за разных факторов, которые мы рассмотрим далее.
Основной аспекты анализа
Изуччение перспектив малой авиации в России будет состаять из трех основных анализов:
- Рынок частной малой авиации.
Рынок частной малой авиации в мире наиболее развит в «старых капиталистических странах», т.е. в Западной Европе и США. Экономические показатели малой авиации США будем считать эталоном, к которому следует стремиться, это будет показано в процессе работы.
- Малая авиация на службе региональных авиалиний.
Что же касается перспектив малой авиации в секторе региональной авиации, то они будут рассмотрены только с точки зрения внутренних факторов, т.к. пассажиропоток на внутренних направлениях малой протяженности в развитых странах сильно превышает возможности малой авиации и сравнению с ситуацией внутри РФ не поддается.
- Анализ возможностей российских промышленных мощностей
Безусловно развитие малой авиации невозможно без создания соответствующих условий для производства и обслуживания самолетов малой авиации, а также без соответствующего наземного обеспечения. Анализ будет проводиться на основе данных внутренних факторов
Анализ 1. Частная малая авиация
Обзор и основные этапы анализа
В процессе анализа я обращусь к следующим экономическим и статистическим данным. (прим. Т.к. в других странах мира тоже не введена на законодательном уровне понятие «малая авиация» будем считать малой авиацией за рубежем общую авиацию (дословный перевод general aviation – англ.))
Во-первых, мы будем сравнивать количество судов малой авиации в США и в Российской Федерации на душу населения, объем доходов государства от судов малой авиации на душу населения в этих государствах, а также общий объем перевозок на этих судах.
Во-вторых, рассмотрим транспортную мобильность населения России и США, т.е. количество дальних (более 300 км) поездок на ед. населения, а также среднюю стоимость такой поездки, сравним ее с расходами на один перелет на частном самолете.
В-третьих, рассмотрим покупательскую возможность населения РФ и США, с учетом статистики по заработной плате и с учетом стоимости эксплуатации и покупки самолета малой авиации в данных двух государствах.
Отдельно будут рассмотрены особенности законодательства России и США связанные с частными авиационными перелетами.
Результаты анализа должны показать насколько развита в России частная малая авиация, какие необходимые капиталовложения требуется произвести для улучшения ситуации и какие качественные изменения необходимы в стране для создания крупного парка частных самолетов.
Результаты анализа
olymp.as-club.ru
Некоторые предложения по разрабатываемой концепции развития в России малой авиации
«АвиаПорт.Ру» стали известны некоторые положения предложений по проекту концепции развития в России малой авиации.
Как известно, 26 мая 2004 года вышло Поручение Президента РФ Владимира Путина о разработке концепции развития малой авиации, включая рассмотрение возможности передачи всей инфраструктуры малой авиации в ведение субъектов Федерации. Поручение адресовано Министерству промышленности и энергетики, в частности, Федеральному Агентству по промышленности, в чьем ведении находится вся авиационная деятельность в области создания новой авиационной техники.
«АвиаПорт.Ру» стали известно основные положения одного из вариантов предложений по созданию малой авиации в России, публикуемые ниже.
1. В первую очередь необходимо дать определение того, какие типы летательных аппаратов должны быть охвачены в концепции. На сегодня в известных предложениях фигурируют, кроме летательных аппаратов авиации общего назначения, также летательные аппараты местных воздушных линий, административные самолеты и вертолеты (модификации базовых и самостоятельные разработки), спортивные летательные аппараты, учебные и учебно-тренировочные самолеты и вертолеты.
2. В рамках компетенции Министерства транспорта и связи РФ (Федеральное Агентство воздушного транспорта) должна быть разработана концепция воссоздания и развития всей инфраструктуры деятельности так называемой малой авиации. В последнее время практически вся инфраструктура местных воздушных авиалиний разрушена, продана или находится в непригодном для эксплуатации состоянии. Необходимо просчитать потребность в инфраструктуре на определенный период, причем на новой технической базе, а также стоимость ее восстановления.
3. Необходимо выработать требования потенциальных эксплуатантов летательных аппаратов малой авиации к перспективным типам самолетов и вертолетов, как по их типажу, так и в части основных летно-технических характеристик, с безусловным учетом потенциальных эксплуатантов экономических показателей эксплуатации перспективных самолетов и вертолетов.
4. Необходимо проработать типаж и потребности в самолетах и вертолетах по их «отраслевой» направленности специального назначения — спасательных, санитарных (медицинских), РОСТО, действующих региональных и местных авиакомпаний и пр.
5. Требуется суммировать потребности в самолетах и вертолетах в пассажирском, грузопассажирском, грузовом, специальном исполнении с тем, чтобы просчитать объемы перспективной стоимости как создания самолетов и вертолетов, так и создания необходимой инфраструктуры для их эксплуатации.
6. Имеющееся в настоящее время в программе развития гражданской авиатехники количество подлежащих разработке и созданию самолетов и вертолетов на коммерческой основе в объеме 21 летательного аппарата является явно чрезмерным. Только в настоящее время во временной (опытной) или постоянной эксплуатации находится более 15 типов самолетов и вертолетов. Перспективный типаж самолетов и вертолетов малой авиации должен быть минимизирован и, по возможности, в максимальной степени унифицирован по авиадвигателям, узлам, агрегатам и система, бортовому оборудованию.
7. По каждому типу предусмотренных в программе к созданию летательных аппаратов должен быть разработан бизнес-план, в который будут включены сведения о потребностях в этом типе летательного аппарата авиакомпаний, учреждений или государственных структур, источники финансирования, стоимостные и экономические параметры проекта, сведения о лизинговой компании.
8. Должен быть разработан порядок передачи всей инфраструктуры деятельности малой авиации в собственность субъектов Федерации.
Разрабатываемая подпрограмма развития малой авиации должна стать приложением к откорректированной Федеральной целевой программы развития гражданской авиационной техники в России в 2002-2010 годах и на период до 2015 года.
Однако предложения по реализации поручения Президента разрабатываются в спешном порядке. Так как концепция развития малой авиации должна быть представлена в сжатые сроки, это, по мнению специалистов, может отразиться на качестве новой разработки.
Материал «Некоторые предложения по разрабатываемой концепции развития в России малой авиации» подготовлен сотрудниками агентства «АвиаПорт». Мы просим при цитировании указывать источник информации и ставить активную ссылку на главную страницу сайта или на цитируемый материал.
www.aviaport.ru
Развитие малой авиации в Российской Федерации
СОСТОЯНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО АВИАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА 35-я Сессия Совета IAC-35-WP03 22.10.2015 Баку, Азербайджан, 23 октября 2015 Пункт повестки дня 4: О состоянии безопасности полетов
ПодробнееУчебные программы АУЦ
Учебные программы АУЦ п/п Наименование программы Кол-во часов Курсы первоначальной подготовки 1 Программа профессиональной подготовки специалистов АУЦ, осуществляющих эксплуатацию технических средств 50-165
ПодробнееПРИМЕРНЫЕ ЗАДАЧИ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 160905, 160903 ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Тема: ПОКАЗАТЕЛИ ОБЪЕМА РАБОТ ГА Открылась новая авиалиния
ПодробнееРазвитие региональных авиаперевозок
Развитие региональных авиаперевозок Материалы для конференции Вице-президент Коршунов А. Ю. Экспертно-аналитическая дирекция ВЭБ 26.10.2017 Отраслевой план ВЭБ по работе в отрасли авиационной промышленности
Подробнее2016 АО «Вертолеты России», все права защищены
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ САНИТАРНОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ 1. Отсутствие нормативно-правовой базы не позволяет наладить работу в штатном режиме 2. Отсутствие достаточного количества современных воздушных судов в авиакомпаниях,
ПодробнееБЕЛОУСОВА ГЕННАДИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА
СЕВЕРОЗАПАДНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ С ВОЗДУШНЫМИ СУДАМИ АОН ЗА 20152017 ГОД»
ПодробнееПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Программе
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Программе п/п ИНФОРМАЦИЯ об основных организациях участниках инновационного территориального кластера «Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа» Наименование
ПодробнееВертолетный клуб Heli Club
Вертолетный клуб Heli Club О клубе Heli Club это современный аэроклуб, предоставляющий полный спектр услуг для граждан и юридических лиц владельцев воздушных судов, пользователей воздушного пространства
ПодробнееПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 28 ноября 2015 г. 1283 МОСКВА Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации Правительство
ПодробнееI. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Цель и структура программы Целью обучения по данной Программе является формирование специализированного подразделения государственных инспекторов по надзору за безопасностью
Подробнее2014 г. г. Москва 27 мая 2014 г.
Утверждаю Член Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации, председатель Совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации по авиастроению 2014 г. РЕШЕНИЕ
ПодробнееЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ПОПРАВОК И ИСПРАВЛЕНИЙ
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ПОПРАВОК И ИСПРАВЛЕНИЙ изменения документа, дата утверждения изменения Дата внесения изменения Подпись 1 ОГЛАВЛЕНИЕ Страница Сокращения.. 4 Общие положения 5 РАЗДЕЛ I. Теоретический курс…..
Подробнее05. Вопросы к зачету:
05. Вопросы к зачету: Разделы 1-2. 1. Укажите объем пассажирских перевозок ВТ в мире и в России за прошедший отчетный период. 2. Расскажите о тенденциях слиянии авиационного и туристического бизнеса. 3.
ПодробнееВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ РОССИИ
0617960 ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ РОССИИ HP I УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО емонт РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ 0CCUU и ВООРУЖЕНИЯ ввс РФ > «7> УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНО- ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ
Подробнее65 лет работы в гражданской авиации
Академик Российской Академии Транспорта, Международной академии человека в авиакосмических системах и Международной академии информатизации Заслуженный деятель науки РФ доктор технических наук профессор
Подробнееdocplayer.ru
Новости малой авиации
Самое большое число туристов как на короткие, так и на дальние расстояния предпочитают пользоваться услугами авиации. Именно малая авиация чаще всего участвует в перевозке туристов, особенно при доставке их на природные и другие труднодоступные для других средств транспорта объекты. В больших аэропортах малая авиация используется, как шаттл, для перевозки туристов челночными рейсами в туристические центры. Довольно распространенными являются услуги малой авиации с целью совершения экскурсионных полетов. Если эта сфера вам интересна, читайте новости малой авиации на нашем портале, которые появляются ежедневно.
Посмотреть все новости авиации на сайте Avia.pro
К сожалению, несмотря на то что малая авиация постоянно расширяет свою область применения, в России она существенно отстает от развития в мире. В первую очередь ситуация усугубляется слишком медленными темпами развития регулирующей и правовой базы частной и малой авиации, что сделало данную сферу практически нелегальной в нашей стране. Тем людям, которые рассматривают авиацию в качестве увлечения, она обходится довольно дорого. Хотя если вам интересны новости малой авиации и вы их постоянно читаете, то хорошо знакомы с нынешней ситуацией.
В наше время развитие малой авиации – это одна из главных задач для всего государства и отдельных его областей. Все хорошо понимают, насколько велика роль малой авиации в туристическом бизнесе. И во многом это определено, исходя из потребностей преодоления больших расстояний на территории нашей страны, активного развития разных видов туризма и самого интереса туристов. Как видите, для многих новости малой авиации более чем актуальны.
Как уже было сказано, развитие малой авиации является одной из приоритетных задач политики государства. Особая поддержка развития авиатранспорта и авиастроения осуществляется, начиная с 2002 года, и эта программа была рассчитана до 2015 года. Далее будут выявлены новые задачи и направления развития, которые положительно отобразятся на ситуации.
Но, как показывает практика, все разработанные программы не содержат каких-либо конкретных предложений по разрешению насущных проблем, обеспечению улучшения и стабилизации в сфере производства, разработок и эксплуатации легковой авиационной техники, что не позволяет назвать их совершенными. Но не исключено, что положение дел в будущем изменится. Читайте новости малой авиации и всегда оставайтесь в курсе всех событий!
Новости авиации
avia.pro