Толстый Густав — самая большая пушка Гитлера. — DRIVE2

В 1936 году перед Адольфом Гитлером встала проблема преодоления французской линии обороны Мажино, 400-километровой защитной линии, состоящей из укрепленных бункеров, оборонительных сооружений, пулеметных гнезд и артиллерийских точек.

Благодаря этому линия обороны Мажино, помимо немалой протяженности, обеспечивала глубину обороны в 100 километров. Посетив в 1936 году машиностроительный завод компании Friedrich Krupp A.G., Гитлер приказал разработать оружие, способное разрушать долговременные укрепления, что должно было помочь преодолеть линию Мажино. В 1937 году инженеры компании Крупп закончили разработку этого оружия, а в 1941 году было создано два экземпляра оружия, 800-мм пушек «Дора» и «Толстый Густав».

Орудие «Толстый Густав» весило 1344 тонны и для передвижения его по железнодорожным путям требовался демонтаж некоторых частей. Орудие высотой с четырехэтажный дом, имело ширину 6 метров и длину 42 метра. Обслуживание орудия «Толстый Густав» занималась команда в 500 человек под командованием высокопоставленного армейского чина. Команде требовалось почти три дня времени, что бы подготовить орудие к стрельбе. Его собирали 2000 человек в течение шести недель. Длина ствола этого монстра — 30 метров. Выстреливая снаряды высоко в небо, оно стало страшной манифестацией нацистского приоритета в духе Фрейда.

Полный размер

Гитлер и Генералы осматривают толстячка Густава в 1941 году.

Диаметр снаряда пушки «Толстый Густав» составлял 800 мм. Для выталкивания снаряда из ствола использовался заряд бездымного пороха весом 1360 килограмм. Боеприпасы для пушки были двух типов:
фугасный снаряд весом 4800 килограмм, начиненный мощным взрывчатым веществом, и цельнометаллический снаряд, весом 7500 килограмм для разрушения бетона.

Скорость полета снарядов, вылетевших из ствола пушки «Толстый Густав» составляла 800 метров в секунду.

Снаряд для Толстого Густава

Угол поднятия ствола пушки «Толстый Густав» составляет 48 градусов, благодаря чему она может поразить цель фугасным снарядом на расстоянии 45 километров. Снаряд, предназначенный для разрушения бетона, мог поразить цель на расстоянии 37 километров. Взорвавшись, фугасный снаряд пушки «Толстый Густав» оставлял воронку глубиной 10 метров, а бетонобойный снаряд мог пробить около 8 метров железобетонных конструкций.

Закончили его строить к концу 1940 года и первые пробные выстрелы были произведены в начале 1941 на полигоне Ругенвальде (Rugenwalde). По этому поводу с визитом прибыл Гитлер и Альберт Шпеер (Albert Speer), рейхсминистр вооружений и боеприпасов. Супер пушки Гитлера
Мировой рекорд по самой большой пушке, которая воевала, остался за «Густавом», знаменитой пушкой Адольфа Гитлера. Это пушка из целого семейства орудий-монстров, пред назначенная для разрушения бетонных укреплений и бомбардировки целей на большом удалении. Две такие пушки обстреливали Кент через Ла-Манш.

Невероятно, но 800-мм орудие Круппа «Айсенбан» было построено по рискованной частной инициативе, а не по правительственному заказу. Орудие весило более 1000 тонн, для его монтажа требовались два параллельных железнодорожных пути.

Приглашенный на первые демонстрационные стрельбы в 1940 году Гитлер полюбил пушку сразу и назвал ее «Густавом» в честь семидесятилетнего главы семейства Круппа. Густав Крупп фон Вохлен Гальбах возглавлял группу германских промышленников, организовавших в 1933 году фонд Нацистской партии.

Полный размер

Послужил Густав недолго. Его боевым крещением было участие в осаде Севастополя.

Установку орудия начали в начале мая и к 5 июню пушка была готова к стрельбе. Она выпустила по Севастополю 300 снарядов (с частотой примерно в 14 штук в день) ещё 30 раз стреляла во время подавления восстания в Варшавском гетто, после чего орудие попало в руки союзников, которые сдали его в металлолом (и на вырученные деньги купили «виски» самогонки).

Интересные факты:

— По-немецки пушка называлась Schwerer Gustav.

— Сооружение «Толстого Густава» часто описывали как бесполезную трату времени и денег, что отчасти так и было, хотя защитники Севастополя могли иметь другое мнение. С другой стороны, если бы линию Мажино не удалось обойти и получилось бы пострелять по Гибралтару, то орудие могло бы сыграть важную роль в войне. Но тут слишком много «бы».

— Во время осады Севастополя выстрелы пушки направлялись данными самолёта-разведчика. Первым поражением из пушки была группа береговых орудий, разрушенная в общей сложности 8 залпами. 6 залпов были сделаны по форту Сталин с таким же эффектом. 7 выстрелов было выпущено по форту «Молотов» и 9 — по Северной бухте, где удачное попадание тяжелого снаряда пробило форт в глубину, до складов боеприпасов, что погубило его целиком.

После «Войны в заливе» в 1991 году выяснилось, что «Суперпушка Саддама Хусейна» действительно существует: специалист по баллистике Геральд Бул помог Ираку смонтировать гигантскую пушку вкопанную на склоне холма. Но ее так и не завершили.

Пушки на железнодорожном ходу
«Густав» — последняя и самая большая нацистская пушка на железнодорожном ходу, но немецкая программа разработки железнодорожных артустановок берет свое начало в 1930-х. Пушки, которые обстреливали Англию были скорее экспериментальным, чем практическим оружием. Инженеры хотели выяснить, насколько далеко можно пустить снаряд. В 1918 году известную «Пушку Парижа» использовали для обстрела французской столицы с немецких позиций с расстояния в 116 км. В 1938 году немецкая армия получила на вооружение пушку К 12 (Каноне 12 Eisenbahn). Эта 210-мм пушка стреляла на максимальную дальность 120 км.

Полный размер

280-мм пушка K5 (E) ведет огонь по Англии со своей позиции в Па-де-Кале. Хотя немецкие пушки на железнодорожных транспортерах легко могли стрелять на 35 км — ширину Английского канала, на такой большой дальности они не могли вести огонь по военным целям с приемлемой точностью.

Немецкая армия решила многие технические проблемы при разработке пушки К12, из числа тех, что беспокоили немецких артиллеристов в 1918 году. Пушка весила около 300 тонн, стреляла снарядом весом 107,5 кг и обходилась армии в почти 6 млн рейхсмарок (более 500 тыс. фунтов стерлингов по курсу 1938 года.). Эту гору денег потратили на решение проблем вчерашнего дня. Два орудия были введены в строй и стреляли из Па-де-Кале в 1940 году. Когда люфтваффе начали свои налеты на Британию, немецкая армия присоединилась к ним, ведя огонь через Английский канал, уничтожая цели в Кенте.

Снаряды


Один снаряд упал в Рейнхэме, в 88 км от Франции. Британские специалисты изучили фрагменты снаряда и пришли к выводу, что его выстрелили из пушки, а не сбросили как бомбу Но до 1945 года о существовании К12 ничего определенного известно не было. Пушка К12 использовала специальные снаряды с ребрами для зацепления с нарезами ствола, но стволы выдерживали только 90 выстрелов, настолько велики были температура и давление при выстреле.

Батарею пушек К12 отозвали в 1941 году и больше она не появлялась. Однако обмен снарядами через стратосферу время от времени случался. Британия использовала железнодорожную артустановку времен Первой мировой войны для обстрела доков Па-де- Кале. Немецкие береговые батареи, состоящие так же, как и у Британии, в основном из старых орудий, снятых с линкоров, отвечали взаимностью, зафиксировав достижение: это была самая крупная дуэль из наземных тяжелых орудий!

Судьба К12 оставалась тайной, но в 1944 году кое-что прояснилось. Союзники ничем не могли защитить штаб на побережье в Анцио от гигантской железнодорожной артустановки, скрытой в холмах. Солдаты прозвали ее «Энни из Анцио» (Anzio Annie). Это была немецкая 280-мм пушка К-5 (Каnоnе 5 Eisenbahn) или «Изящная Берта» (Schlanke Bertha). Достоверно известно, что две из них выводились на боевую позицию для стрельбы из железнодорожного тоннеля на линии Рим-Нетгуно.

Конструктивно 280-мм орудие К5 (Е) одно из самых совершенных артиллерийских орудий из всех когда-либо построенных. В отличие от большинства железнодорожных артустановок, она с самого начала разрабатывалась для этой роли. Она — единственная из нескольких артустановок такого типа — активно использовалась во Второй мировой войне от Атлантического побережья и Италии до Восточного фронта.

Пушку К5 создал концерн «Крупп» в начале 1930 года, основываясь на собственном опыте Первой мировой войны. Орудие поступило на вооружение вермахта в 1936 году, в 1940 году он располагал восемью пушками.

Некоторые особенности конструкции орудия.
Запирание затвора ствола, а также досылка снарядов проводились гидравлическими механизмами. Пушка была оборудована двумя подъемниками: для гильз и для снарядов. Первая часть ствола была с конической нарезкой, вторая с цилиндрической.
Орудие монтировалось на 40-ка осном транспортере, который располагался на сдвоенном ж/д пути. Расстояние между путями составляло 6 метров. Кроме того, по бокам орудия прокладывалось еще по одному ж/д пути для монтажных кранов. Полная масса орудия составляла 1350 тонн. Для ведения огня орудию необходим был участок длиной до 5 км. Время, которое затрачивалось для подготовки пушки к ведению огня, состояло из выбора позиции (могло достигать 6 недель) и самой сборки орудии (около 3-х суток).

Транспортировка орудия и обслуживающий персонал.
Перевозка орудия осуществлялась ж/д транспортом, 5-ю поездами в 106 вагонах:

1-й поезд: обслуга (672-й артдивизион, около 500 человек), 43 вагона;
2-й поезд, вспомогательное оборудование и монтажный кран, 16 вагонов;
3-й поезд: части пушки и мастерская, 17 вагонов;
4-й поезд: механизмы заряжания и ствол, 20 вагонов;
5-й поезд: боеприпасы, 10 вагонов.

Конец «Густава».
22.04.1945 года передовые части армии союзников в 36 км. от города Ауэрбах (Бавария) обнаружили остатки взорванных немцами орудия «Густав». В последующем, все, что осталось от этих исполинов 2-й мировой войны, было отправлено на переплавку.

Читайте также в блоге:
Армия роботов Бекаури. Гора породившая мышь, или не в то время.

www.drive2.ru

Пушка «Дора» как самое мощное и бесполезное орудие второй мировой

Из истории артиллерии известно, что самые крупные калибры перед началом Первой мировой войны имелись только на флоте, они были главным вооружением дредноутов и сверхдредноутов, это на них были установлены орудия калибром 305—381 мм с дальностью стрельбы до 35 км.

Однако немцы решили стрелять гораздо дальше 35 км, на дальность в 100 км и более. Суть их идеи заключалась в том, чтобы, придав снаряду высокую начальную скорость, заставить его пролететь большую часть пути в стратосфере, где сопротивление воздуха было на много меньше, чем у поверхности Земли. Разработкой орудия на известной фирме «Крупп» занялся Ф. Раузенбергер.

Особенность конструкции нового германского суперорудия состояла в том, что в рассверленный ствол 38-см морской пушки монтировалась составная 21-см труба с нарезным каналом и гладкой дульной частью (в Германии тогда калибры обозначали в сантиметрах). Сочетание ствола одного калибра с каморой от более крупного калибра позволило использовать метательный пороховой заряд, весивший в полтора раза больше, чем сам снаряд (196,5 кг пороха на 120 кг снаряда). Пушки тех лет редко имели длину ствола больше 40 калибров, а тут она достигла 150 калибров. Правда, чтобы исключить искривление ствола под действием собственного веса, приходилось удерживать его тросами, а после выстрела ждать две-три минуты, пока прекратятся колебания.

Установка перевозилась железнодорожным транспортом, а на позиции размещалась на бетонное основание с кольцевым рельсом, обеспечивавшим горизонтальную наводку. Чтобы снаряд входил в стратосферу под углом наибольшей дальности — 45° и быстрее покидал плотные слои атмосферы, стволу придавали угол возвышения более 50°.
В результате около 100 км снаряд пролетал в стратосфере, почти достигая ее верхней границы — 40 км. Время полета на 120 км достигало трех минут, и при баллистических расчетах артиллеристам даже приходилось учитывать вращение Земли.
По мере «расстрела» трубы ствола использовали снаряды чуть большего диаметра. Живучесть ствола составляла не более 50 выстрелов, после чего его требовалось менять. «Расстрелянные» трубы рассверливали до калибра 24 см и снова пускали в дело. Такой снаряд летел чуть меньше, на дальности до 114 км.

Созданная немцами пушка, в самой Германии была известна под названием как «Колоссаль», однако ее ещё называли и «орудием кайзера Вильгельма», и «парижской пушкой», и — ошибочно — «Большой Бертой» (это прозвище на самом деле носила 420-мм мортира).
Поскольку опыт обслуживания дальнобойных пушек в то время был только у флотских, то расчет «Колоссали» составили из комендоров береговой обороны.
Вес снаряда «кайзера» составлял 94 килограмма, а вес порохового заряда — 180 килограммов, дальность боя — 130 километров, максимальная высота траектории — 40 километров. Орудийный расчет — 80 человек (все моряки под командованием целого адмирала).

До города Парижа снаряд летел 170 секунд. Само орудие весило 256 тонн и имело очень маленький для таких размеров калибр в 210 миллиметров

Всего за 44 дня пушки «Колоссаль» выпустили по Парижу 303 снаряда, из них 183 упали в черте города. Всего от обстрелов «кайзеров-колоссалей» были убиты 256 и ранены 620 человек, в своем большинстве гражданских лиц, несколько сотен или тысяч парижан покинули город.
Таким образом, материальные потери от обстрела «кайзерами» никак не соответствовали затратам на их непосредственную предбоевую подготовку и проведение самого обстрела. Поражающая сила снарядов была мизерной, при этом сам ствол пушки приходилось часто менять, а точность ведения огня годилась лишь для обстрела объектов типа Парижа, и то разрушения в целом были невелики, самым драматическим эпизодом летнего обстрела было прямое попадание в церковь, где шла служба, тогда сразу погибло свыше 60 человек.

Единственным достоинством данного орудия, была его огромная дальность стрельбы, свыше 100 км, а это очень далеко, на такие дальности доставляет свой боезаряд не совсем современная, но, тем не менее, ОТР типа «Скад».

Дальнейшая судьба этих артиллерийских гигантов точно неизвестна, так по одним данным в 1918 году, два оставшихся «кайзера» вывезли в Германию, где их и демонтировали. По другим, после начала мощного наступления войск Антанты в августе 1918г. немцы, якобы оставшиеся «кайзеры» уничтожили, чтобы они не досталась врагу.
Следующим германским артиллерийским гигантом стала пушка под официальным названием “Шверер Густав” (“Schwerer Gustav”), неофициально ласково прозванная немецкими артиллеристами “Дора”, якобы в честь жены главного конструктора, это было по настоящему первое суперорудие второй мировой.
За три года до начала второй мировой, в 1936 году фирма «Крупп» начала разработку своей новой, сверхмощной пушки, специально предназначенной для борьбы с укреплениями французской линии Мажино.

Это была уже не старая допотопная «Колоссаль», а новая пушка, дальность стрельбы у которой хоть и была менее 50 км, однако её снаряды должны были пробивать броню толщиной до 1 м, а бетон до 7 м и взрываться в их толще.
Руководил разработкой нового германского монстра Э. Мюллер (имевший прозвище Мюллер-пушка).
Параметры «Доры» впечатляют:

Калибр — 813 мм.

Длина ствола — 32 м.

Вес снарядов составлял от 5 до 7,5 тонн (в зависимости от типа).

Минимальная дальность стрельбы — 25 км, максимальная — 40.

По другим данным дальность стрельбы составляла 45 километров для разрывных снарядов и 37 километров для бронебойных.

Полная длина орудия — 50 м.

Общий вес — 1448 тонн.

Живучесть ствола — 300 выстрелов.

Скорострельность — 3 выстрела в час

Минимальный интервал между выстрелами составлял 15 минут.

Для обслуживания этого гиганта требовалось 1500 человек.

Диаметр кратеров после взрыва снаряда “Доры” составлял 10 метров (и еще столько же в глубину). Пушка также была способна пробивать около 9 метров армированного бетона.
Работа над орудием затянулась на целых 5 лет, и, поэтому к моменту сборки первого орудия калибром в 80 см в 1941 году линия Мажино, как и укрепления Бельгии и Чехословакии, уже давно были в германских руках.

В результате в феврале 1942 года «Дору» направили в Крым в распоряжение 11-й армии, где ее главной задачей стал обстрел знаменитых советских 305-мм береговых батарей № 30 и №35 и укреплений осажденного Севастополя, отразившего к тому времени уже два штурма.

Подготовка и обслуживание данного артиллерийского чудища носила по настоящему масштабный характер. Известно, что только фугасный снаряд «Доры» массой 4,8 т нес 700 кг взрывчатки, бетонобойный массой 7,1 т — 250 кг, большие заряды к ним весили соответственно 2 и 1,85 т.

Люлька под ствол монтировалась между двумя опорами, каждая из которых занимала одну железнодорожную колею и покоилась на четырех пятиосных платформах. Для подачи снарядов и зарядов служили два подъемника. Перевозилось орудие, конечно, в разобранном виде. Для его установки железнодорожный путь разветвляли, прокладывая четыре изогнутые — для горизонтальной наводки — параллельные ветки. На две внутренние ветки загоняли опоры орудия. По внешним путям двигались два 110-тонных мостовых крана, необходимых для сборки орудия.

Сама позиция орудия занимала участок длиной 4 120—4 370 м. А в целом, подготовка позиции и сборка орудия длилась от полутора до шести с половиной недель.
Непосредственно сам расчет орудия составлял около 500 человек, дополнительно к орудию всегда были прикомандированы целый батальон охраны, транспортный батальон, два железнодорожных состава для подвоза боеприпасов, отдельный энергопоезд, а для кормёжки всего этого войска имелся свой полевой хлебозавод и даже комендатура со своими полевыми жандармами.
Таким образом, численность личного состава только на одну установку возрастала до 1 420 человек. Командовал расчетом такого орудия целый полковник.
В Крыму численность расчета «Доры» выросла свыше 1500 человек, так как артиллерийскому чудищу дополнительно придали группу военной полиции для его защиты от нападения диверсионных групп и партизан, химподразделение для постановки дымовых завес и усиленный зенитный дивизион, так как уязвимость от авиации была одной из главных проблем железнодорожной артиллерии. В итоге логово «Доры» было надежно прикрыто как на земле, так и с воздуха.
От «Круппа» с установкой направили группу инженеров.
Позицию для «Доры» во время облета окрестностей с воздуха выбирал сам лично генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек.

По замыслу германцев, пушка должна была быть укрыта в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, то для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» монтировалась на железнодорожной платформе, стоящей на 80 колесах, двигавшейся по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна с четырьмя путями. 
Окончательно позицию оборудовали к июню 1942 года в 20 км от Севастополя. Перемещали собранную «Дору» два дизельных локомотива мощностью в 1 050 л. с. каждый. Дополнительно, против укреплений Севастополя немцы применили еще и две 60-см самоходные мортиры типа «Карл».
Из истории обороны Севастополя известно, что с 5 по 17 июня «Дора» всего сделала 48 выстрелов. Вместе с полигонными испытаниями это исчерпало ресурс ствола, и орудие увезли в тыл.

Однако, в своих мемуарах Манштейн утверждал, что «Дора» выпустила по советской крепости гораздо больше, почти 80 снарядов. Немецкую громадину довольно скоро засекли советские летчики, которые нанесли по ее позиции бомбоштурмовой удар, в результате которого был поврежден энергопоезд.

В целом применение «Доры» не дало результатов, на которые рассчитывало командование вермахта, так было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв советского склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м.
В остальных же случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 метра и глубиной 12 м. В результате взрыва боевого заряда грунт в его основании уплотнялся, образовывалась каплеобразная глубинная воронка диаметром около 3 м. Оборонительные же сооружения могли быть повреждены только при условии прямого попадания.

Об эффективности самой стрельбы, боевого применения «Доры» историки спорят до сих пор, но почти все сходятся на том, что как и в случае с «парижской пушкой» , «Дора» никак не соответствовала своим колоссальным размерам и стоимости установки. Их мнение подтверждают слова того, чьи войска непосредственно применяли это орудие в ходе штурма Севастополя:

«Эрих фон МАНШТЕЙН:…5 июня в 5.35 первый бетонобойный снаряд по северной части Севастополя выпустила установка «Дора». Следующие 8 снарядов полетели в район батареи № 30. Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 м, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 км оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика. Еще 7 снарядов «Дора» в этот день выпустила по так называемому «Форту Сталин», в цель попал только один из них.»

На следующий день орудие 7-кратно обстреляло «Форт Молотов», а затем уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в штольне на глубине 27 м. Это, кстати, вызвало недовольство фюрера, который считал, что «Дора» должна использоваться исключительно против сильно укрепленных фортификационных сооружений. В течение трех дней 672-й дивизион израсходовал 38 снарядов, осталось 10. Уже в ходе штурма 5 из них 11 июня были выпущены по «Форту Сибирь» — в цель попали 3, остальные выстрелили 17 июня. Лишь 25-го числа на позицию был доставлен новый боезапас — 5 фугасных снарядов. Четыре использовали для пробной стрельбы и лишь один выпустили в сторону города….»
В дальнейшем, что после взятия Севастополя «Дору» отправили под Ленинград, в район станции Тайцы. А когда началась операция по прорыву блокады города, то немцы спешно эвакуировали свою суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали.
Наиболее точную оценку этому чуду военной техники дал начальник Генерального штаба сухопутных войск фашистской

Германии генерал-полковник Франц Гальдер: «Настоящее произведение искусства, однако, бесполезное».
В дальнейшем известно, что немецкие конструктора пытались модернизировать и сделать «Дору» сверхдальнобойной, для использования теперь уже на западном фронте.

С этой целью прибегли к схеме, похожей на так называемый проект Дамбляна, это когда из ствола пушки намеревались запускать трехступенчатый реактивный снаряд. Но дальше проекта дело не пошло. Как и сочетание 52-см гладкого ствола к той же установке и активно-реактивного снаряда с дальностью полета 100 км.

В годы второй мировой, немцами была изготовлена ещё и вторая 80-см установка, известная под именем «Тяжелый Густав» — в честь Густава Круппа фон Болен унд Гальбаха.

К концу войны «Крупп» смогла изготовить узлы и для третьей установки, но собрать ее германцы так и не успели. Отдельные части 80-см орудия, были захвачены советскими войсками, которые все это добро подобрали и отправили для изучения в СССР.
Вероятно свой боевой путь все эти «Доры» и «Густавы» завершили, где то там, в советских мартеновских печах, когда победители перековали все эти орудия войны и устрашения на обыкновенные орала.

И, тем не менее, следует признать, что в чисто техническом отношении 80-см артиллерийская железнодорожная установка была хорошей конструкторской работой и убедительной демонстрацией германской промышленной мощи.

http://byrnas.livejournal.com/42016.html

alternathistory.com

Суперпушки: «Дора» и «Густав» — информация и фото

Сверхтяжелое артиллерийское орудие на железнодорожном ходу «Дора» было разработано в конце 30-х годов прошлого века немецкой фирмой «Крупп». Это орудие было предназначено для разрушения фортификационных сооружений на границах Германии с Бельгией, Францией (линия Мажино). В 1942 году «Дора» была использована для штурма Севастополя, а в 1944 году для подавления восстания в Варшаве.

Развитие артиллерии Германии после 1-й мировой войны было ограничено Версальским договором. Согласно положениям этого договора, Германии запрещалось иметь любые зенитные и противотанковые пушки, а также орудия, калибр которых превышал 150 мм. Таким образом, создание крупнокалиберной и мощной артиллерии было вопросом чести и престижа, считали лидеры нацисткой Германии.

Создание этого оружия

Исходя из этого, в 1936 году, когда Гитлер посетил один из заводов фирмы «Крупп», он категорически потребовал от руководства компании спроектировать сверхмощное орудие, которое было бы способно разрушить французскую линию Мажино и бельгийские пограничные форты, например «Эбен-Эмаль». Согласно требованиям Вермахта, снаряд пушки должен быть способен пробить бетон толщиной 7 м., броню 1 м., твердый грунт 30 метров, максимальная дальнобойность орудия должна составлять 25-45 км. и иметь угол вертикального наведения +65 градусов.

Группу конструкторов концерна «Крупп», которая занялась созданием новой сверхмощной пушки по предложенным тактико-техническим требованиям, возглавлял профессор Э.Мюллер, имевший громадный опыт в данном вопросе. Разработка проекта была завершена в 1937 году, и в этом же году концерну «Крупп» был дан заказ на производство новой пушки калибра 800мм. Строительство первого орудия было завершено в 1941 году. Орудию, в честь жены Э.Мюллера, дали название «Дора». Второе орудие, которое в честь руководства фирмы Густава фон Болена и Гальбаха Круппа было названо «Толстый Густав», было построено в середине 1941 года. Кроме того, было спроектировано третье орудие калибра 520 мм. и длиной ствола 48 метров. Оно называлось «Длинный Густав». Но это орудие не было достроено.

В 1941 году в 120 км. западнее Берлина, на полигоне «Рюгенвальде-Хиллерслебен», прошли испытания орудий. На испытаниях присутствовал сам Адольф Гитлер, его соратник Альберт Шпеер, а также другие высокие армейские чины. Гитлер остался доволен результатами испытаний.

Хотя пушки и не имели некоторые механизмы, они соответствовали требованиям, которые были указаны в техзадании. Все испытания были закончены к концу 42-го года. Орудие было поставлено в войска. К этому же времени на заводах компании было изготовлено свыше 100 снарядов калибра 800 мм.

Запирание затвора ствола , а также досылка снарядов проводились гидравлическими механизмами. Пушка была оборудована двумя подъемниками: для гильз и для снарядов. Первая часть ствола была с конической нарезкой, вторая с цилиндрической.

Орудие монтировалось на 40-ка осном транспортере, который располагался на сдвоенном ж/д пути. Расстояние между путями составляло 6 метров. Кроме того, по бокам орудия прокладывалось еще по одному ж/д пути для монтажных кранов. Полная масса орудия составляла 1350 тонн. Для ведения огня орудию необходим был участок длиной до 5 км. Время, которое затрачивалось для подготовки пушки к ведению огня, состояло из выбора позиции (могло достигать 6 недель) и самой сборки орудии (около 3-х суток).

Транспортировка орудия и обслуживающий персонал

Перевозка орудия осуществлялась ж/д транспортом. Так, под Севастополь «Дора» была доставлена 5-ю поездами в 106 вагонах:

  • 1-й поезд: обслуга (672-й артдивизион, около 500 человек), 43 вагона;
  • 2-й поезд, вспомогательное оборудование и монтажный кран, 16 вагонов;
  • 3-й поезд: части пушки и мастерская, 17 вагонов;
  • 4-й поезд: механизмы заряжания и ствол, 20 вагонов;
  • 5-й поезд: боеприпасы, 10 вагонов.

Во второй мировой войне «Дора» принимала участие всего дважды.

Первый раз орудие было использовано для взятия Севастополя в 1942 году. Во время этой кампании был зафиксирован всего один случай удачного попадания снаряда «Доры», который вызвал взрыв находившегося на глубине 27 метров склада боеприпасов. Остальные выстрелы «Доры» проникали в грунт на глубину до 12 метров. После взрыва снаряда в грунте образовывалась каплеобразная форма диаметром около 3 метров, что не причиняло особого вреда защитникам города. В Севастополе орудием было выпущено 48 снарядов.

После Севастополя «Дора» была отправлена под Ленинград, а оттуда на ремонт в Эссен. Второй раз «Дора» использовалась в 1944 году для подавления Варшавского восстания. Всего Варшаве орудием было выпущено больше 30 снарядов.

22.04.1945 года передовые части армии союзников в 36 км. от города Ауэрбах (Бавария) обнаружили остатки взорванных немцами орудий «Дора» и «Густав». В последующем, все, что осталось от этих исполинов 2-й мировой войны, было отправлено на переплавку.

my-cccp.ru

Пушка «Дора» как самое мощное и бесполезное орудие второй мировой. — Артиллерия

       
        Из истории артиллерии известно, что самые крупные калибры перед началом Первой мировой войны имелись только на флоте, они были главным вооружением дредноутов и сверхдредноутов, это на них были установлены орудия калибром 305—381 мм с дальностью стрельбы до 35 км.
       Однако немцы решили стрелять гораздо дальше 35 км, на дальность в 100 км и более. Суть их идеи заключалась в том, чтобы, придав снаряду высокую начальную скорость, заставить его пролететь большую часть пути в стратосфере, где сопротивление воздуха было на много меньше, чем у поверхности Земли. Разработкой орудия на известной фирме «Крупп» занялся Ф. Раузенбергер.
     Особенность конструкции нового германского суперорудия состояла в том, что в рассверленный ствол 38-см морской пушки монтировалась составная 21-см труба с нарезным каналом и гладкой дульной частью (в Германии тогда калибры обозначали в сантиметрах). Сочетание ствола одного калибра с каморой от более крупного калибра позволило использовать метательный пороховой заряд, весивший в полтора раза больше, чем сам снаряд (196,5 кг пороха на 120 кг снаряда). Пушки тех лет редко имели длину ствола больше 40 калибров, а тут она достигла 150 калибров. Правда, чтобы исключить искривление ствола под действием собственного веса, приходилось удерживать его тросами, а после выстрела ждать две-три минуты, пока прекратятся колебания.
     Установка перевозилась железнодорожным транспортом, а на позиции размещалась на бетонное основание с кольцевым рельсом, обеспечивавшим горизонтальную наводку. Чтобы снаряд входил в стратосферу под углом наибольшей дальности — 45° и быстрее покидал плотные слои атмосферы, стволу придавали угол возвышения более 50°.
     В результате около 100 км снаряд пролетал в стратосфере, почти достигая ее верхней границы — 40 км. Время полета на 120 км достигало трех минут, и при баллистических расчетах артиллеристам даже приходилось учитывать вращение Земли.
По мере «расстрела» трубы ствола использовали снаряды чуть большего диаметра. Живучесть ствола составляла не более 50 выстрелов, после чего его требовалось менять. «Расстрелянные» трубы рассверливали до калибра 24 см и снова пускали в дело. Такой снаряд летел чуть меньше, на дальности до 114 км.
    Созданная немцами пушка, в самой Германии была известна под названием как «Колоссаль», однако ее ещё называли и «орудием кайзера Вильгельма», и «парижской пушкой», и — ошибочно — «Большой Бертой» (это прозвище на самом деле носила 420-мм мортира).
   Поскольку опыт обслуживания дальнобойных пушек в то время был только у флотских, то расчет «Колоссали» составили из комендоров береговой обороны.
   Вес снаряда «кайзера» составлял 94 килограмма, а вес порохового заряда — 180 килограммов, дальность боя — 130 километров, максимальная высота траектории — 40 километров. Орудийный расчет — 80 человек (все моряки под командованием целого адмирала).

        До города Парижа снаряд летел 170 секунд. Само орудие весило 256 тонн и имело очень маленький для таких размеров калибр в 210 миллиметровhttp://vasi.net/community/kartinki/2009/05/26/superoruzhie_v_istorii_chelovechestva_instrumenty_apokalipsisa.html
       Всего за 44 дня пушки «Колоссаль» выпустили по Парижу 303 снаряда, из них 183 упали в черте города. Всего от обстрелов «кайзеров-колоссалей» были убиты 256 и ранены 620 человек, в своем большинстве гражданских лиц, несколько сотен или тысяч парижан покинули город.
      Таким образом, материальные потери от обстрела «кайзерами» никак не соответствовали затратам на их непосредственную предбоевую подготовку и проведение самого обстрела. Поражающая сила снарядов была мизерной, при этом сам ствол пушки приходилось часто менять, а точность ведения огня годилась лишь для обстрела объектов типа Парижа, и то разрушения в целом были невелики, самым драматическим эпизодом летнего обстрела было прямое попадание в церковь, где шла служба, тогда сразу погибло свыше 60 человек.
    Единственным достоинством данного орудия, была его огромная дальность стрельбы, свыше 100 км, а это очень далеко, на такие дальности доставляет свой боезаряд не совсем современная, но, тем не менее, ОТР типа «Скад».
    Дальнейшая судьба этих артиллерийских гигантов точно неизвестна, так по одним данным в 1918 году, два оставшихся «кайзера» вывезли в Германию, где их и демонтировали. По другим, после начала мощного наступления войск Антанты в августе 1918г. немцы, якобы оставшиеся «кайзеры» уничтожили, чтобы они не досталась врагу.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2251/
http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/RW/03.htm
     Следующим германским артиллерийским гигантом стала пушка под официальным названием “Шверер Густав” (“Schwerer Gustav”), неофициально ласково прозванная немецкими артиллеристами “Дора”, якобы в честь жены главного конструктора, это было по настоящему первое суперорудие второй мировой.
За три года до начала второй мировой, в 1936 году фирма «Крупп» начала разработку своей новой, сверхмощной пушки, специально предназначенной для борьбы с укреплениями французской линии Мажино.
    Это была уже не старая допотопная «Колоссаль», а новая пушка, дальность стрельбы у которой хоть и была менее 50 км, однако её снаряды должны были пробивать броню толщиной до 1 м, а бетон до 7 м и взрываться в их толще.
Руководил разработкой нового германского монстра Э. Мюллер (имевший прозвище Мюллер-пушка).
Параметры «Доры» впечатляют:
Калибр — 813 мм.
Длина ствола — 32 м.
Вес снарядов составлял от 5 до 7,5 тонн (в зависимости от типа).
Минимальная дальность стрельбы — 25 км, максимальная — 40.
По другим данным дальность стрельбы составляла 45 километров для разрывных снарядов и 37 километров для бронебойных.
Полная длина орудия — 50 м.
Общий вес — 1448 тонн.
Живучесть ствола — 300 выстрелов.
Скорострельность — 3 выстрела в час
Минимальный интервал между выстрелами составлял 15 минут.

    Для обслуживания этого гиганта требовалось 1500 человек.

    Диаметр кратеров после взрыва снаряда “Доры” составлял 10 метров (и еще столько же в глубину). Пушка также была способна пробивать около 9 метров армированного бетона. Работа над орудием затянулась на целых 5 лет, и, поэтому к моменту сборки первого орудия калибром в 80 см в 1941 году линия Мажино, как и укрепления Бельгии и Чехословакии, уже давно были в германских руках.
     В результате в феврале 1942 года «Дору» направили в Крым в распоряжение 11-й армии, где ее главной задачей стал обстрел знаменитых советских 305-мм береговых батарей № 30 и №35 и укреплений осажденного Севастополя, отразившего к тому времени уже два штурма.
    Подготовка и обслуживание данного артиллерийского чудища носила по настоящему масштабный характер. Известно, что только фугасный снаряд «Доры» массой 4,8 т нес 700 кг взрывчатки, бетонобойный массой 7,1 т — 250 кг, большие заряды к ним весили соответственно 2 и 1,85 т.

   Люлька под ствол монтировалась между двумя опорами, каждая из которых занимала одну железнодорожную колею и покоилась на четырех пятиосных платформах. Для подачи снарядов и зарядов служили два подъемника. Перевозилось орудие, конечно, в разобранном виде. Для его установки железнодорожный путь разветвляли, прокладывая четыре изогнутые — для горизонтальной наводки — параллельные ветки. На две внутренние ветки загоняли опоры орудия. По внешним путям двигались два 110-тонных мостовых крана, необходимых для сборки орудия. Сама позиция орудия занимала участок длиной 4 120—4 370 м. А в целом, подготовка позиции и сборка орудия длилась от полутора до шести с половиной недель.
http://vasi.net/community/kartinki/2009/05/26/superoruzhie_v_istorii_chelovechestva_instrumenty_apokalipsisa.html
    Непосредственно сам расчет орудия составлял около 500 человек, дополнительно к орудию всегда были прикомандированы целый батальон охраны, транспортный батальон, два железнодорожных состава для подвоза боеприпасов, отдельный энергопоезд, а для кормёжки всего этого войска имелся свой полевой хлебозавод и даже комендатура со своими полевыми жандармами.
    Таким образом, численность личного состава только на одну установку возрастала до 1 420 человек. Командовал расчетом такого орудия целый полковник.
    В Крыму численность расчета «Доры» выросла свыше 1500 человек, так как артиллерийскому чудищу дополнительно придали группу военной полиции для его защиты от нападения диверсионных групп и партизан, химподразделение для постановки дымовых завес и усиленный зенитный дивизион, так как уязвимость от авиации была одной из главных проблем железнодорожной артиллерии. В итоге логово «Доры» было надежно прикрыто как на земле, так и с воздуха.
   От «Круппа» с установкой направили группу инженеров. Позицию для «Доры» во время облета окрестностей с воздуха выбирал сам лично генерал Цукерорт, командующий соединением тяжелых пушек.
     По замыслу германцев, пушка должна была быть укрыта в горе, для чего в ней сделали специальный разрез. Поскольку положение ствола пушки изменялось только по вертикали, то для изменения направления стрельбы по горизонтали «Дора» монтировалась на железнодорожной платформе, стоящей на 80 колесах, двигавшейся по круто изогнутой дуге железнодорожного полотна с четырьмя путями.http://www.webpark.ru/comment/35512
    Окончательно позицию оборудовали к июню 1942 года в 20 км от Севастополя. Перемещали собранную «Дору» два дизельных локомотива мощностью в 1 050 л. с. каждый. Дополнительно, против укреплений Севастополя немцы применили еще и две 60-см самоходные мортиры типа «Карл».
    Из истории обороны Севастополя известно, что с 5 по 17 июня «Дора» всего сделала 48 выстрелов. Вместе с полигонными испытаниями это исчерпало ресурс ствола, и орудие увезли в тыл.

     Однако, в своих мемуарах Манштейн утверждал, что «Дора» выпустила по советской крепости гораздо больше, почти 80 снарядов. Немецкую громадину довольно скоро засекли советские летчики, которые нанесли по ее позиции бомбоштурмовой удар, в результате которого был поврежден энергопоезд.
    В целом применение «Доры» не дало результатов, на которые рассчитывало командование вермахта, так было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв советского склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 м.
    В остальных же случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 метра и глубиной 12 м. В результате взрыва боевого заряда грунт в его основании уплотнялся, образовывалась каплеобразная глубинная воронка диаметром около 3 м. Оборонительные же сооружения могли быть повреждены только при условии прямого попадания.
   Об эффективности самой стрельбы, боевого применения «Доры» историки спорят до сих пор, но почти все сходятся на том, что как и в случае с «парижской пушкой» , «Дора» никак не соответствовала своим колоссальным размерам и стоимости установки. Их мнение подтверждают слова того, чьи войска непосредственно применяли это орудие в ходе штурма Севастополя:
«Эрих фон МАНШТЕЙН:…5 июня в 5.35 первый бетонобойный снаряд по северной части Севастополя выпустила установка «Дора». Следующие 8 снарядов полетели в район батареи № 30. Столбы дыма от взрывов поднимались на высоту 160 м, однако ни одного попадания в броневые башни достигнуто не было, точность стрельбы орудия-монстра с дистанции почти 30 км оказалась, как и следовало ожидать, весьма невелика. Еще 7 снарядов «Дора» в этот день выпустила по так называемому «Форту Сталин», в цель попал только один из них.»
     На следующий день орудие 7-кратно обстреляло «Форт Молотов», а затем уничтожило большой склад боеприпасов на северном берегу бухты Северной, укрытый в штольне на глубине 27 м. Это, кстати, вызвало недовольство фюрера, который считал, что «Дора» должна использоваться исключительно против сильно укрепленных фортификационных сооружений. В течение трех дней 672-й дивизион израсходовал 38 снарядов, осталось 10. Уже в ходе штурма 5 из них 11 июня были выпущены по «Форту Сибирь» — в цель попали 3, остальные выстрелили 17 июня. Лишь 25-го числа на позицию был доставлен новый боезапас — 5 фугасных снарядов. Четыре использовали для пробной стрельбы и лишь один выпустили в сторону города….»
     В дальнейшем, что после взятия Севастополя «Дору» отправили под Ленинград, в район станции Тайцы. А когда началась операция по прорыву блокады города, то немцы спешно эвакуировали свою суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали.
Наиболее точную оценку этому чуду военной техники дал начальник Генерального штаба сухопутных войск фашистской
    Германии генерал-полковник Франц Гальдер: «Настоящее произведение искусства, однако, бесполезное».
В дальнейшем известно, что немецкие конструктора пытались модернизировать и сделать «Дору» сверхдальнобойной, для использования теперь уже на западном фронте.
С этой целью прибегли к схеме, похожей на так называемый проект Дамбляна, это когда из ствола пушки намеревались запускать трехступенчатый реактивный снаряд. Но дальше проекта дело не пошло. Как и сочетание 52-см гладкого ствола к той же установке и активно-реактивного снаряда с дальностью полета 100 км.

      В годы второй мировой, немцами была изготовлена ещё и вторая 80-см установка, известная под именем «Тяжелый Густав» — в честь Густава Круппа фон Болен унд Гальбаха.http://www.webpark.ru/comment/35512
     К концу войны «Крупп» смогла изготовить узлы и для третьей установки, но собрать ее германцы так и не успели. Отдельные части 80-см орудия, были захвачены советскими войсками, которые все это добро подобрали и отправили для изучения в СССР.
Вероятно свой боевой путь все эти «Доры» и «Густавы» завершили, где то там, в советских мартеновских печах, когда победители перековали все эти орудия войны и устрашения на обыкновенные орала.
    И, тем не менее, следует признать, что в чисто техническом отношении 80-см артиллерийская железнодорожная установка была хорошей конструкторской работой и убедительной демонстрацией германской промышленной мощи.

ru-artillery.livejournal.com

«Дора» и «Густав» (8 фото)

«Дора» и «Густав» — орудия великаны

Сверхтяжелое артиллерийское орудие на железнодорожном ходу «Дора» было разработано в конце 30-х годов прошлого века немецкой фирмой «Крупп». Это орудие было предназначено для разрушения фортификационных сооружений на границах Германии с Бельгией, Францией (линия Мажино). В 1942 году «Дора» была использована для штурма Севастополя, а в 1944 году для подавления восстания в Варшаве.

Развитие артиллерии Германии после 1-й мировой войны было ограничено Версальским договором. Согласно положениям этого договора, Германии запрещалось иметь любые зенитные и противотанковые пушки, а также орудия, калибр которых превышал 150 мм. Таким образом, создание крупнокалиберной и мощной артиллерии было вопросом чести и престижа, считали лидеры нацисткой Германии.

Исходя из этого, в 1936 году, когда Гитлер посетил один из заводов фирмы «Крупп», он категорически потребовал от руководства компании спроектировать сверхмощное орудие, которое было бы способно разрушить французскую линию Мажино и бельгийские пограничные форты, например «Эбен-Эмаль». Согласно требованиям Вермахта, снаряд пушки должен быть способен пробить бетон толщиной 7 м., броню 1 м., твердый грунт 30 метров, максимальная дальнобойность орудия должна составлять 25-45 км. и иметь угол вертикального наведения +65 градусов.

Группу конструкторов концерна «Крупп», которая занялась созданием новой сверхмощной пушки по предложенным тактико-техническим требованиям, возглавлял профессор Э.Мюллер, имевший громадный опыт в данном вопросе. Разработка проекта была завершена в 1937 году, и в этом же году концерну «Крупп» был дан заказ на производство новой пушки калибра 800мм. Строительство первого орудия было завершено в 1941 году. Орудию, в честь жены Э.Мюллера, дали название «Дора». Второе орудие, которое в честь руководства фирмы Густава фон Болена и Гальбаха Круппа было названо «Толстый Густав», было построено в середине 1941 года. Кроме того, было спроектировано третье орудие калибра 520 мм. и длиной ствола 48 метров. Оно называлось «Длинный Густав». Но это орудие не было достроено.

В 1941 году в 120 км. западнее Берлина, на полигоне «Рюгенвальде-Хиллерслебен», прошли испытания орудий. На испытаниях присутствовал сам Адольф Гитлер, его соратник Альберт Шпеер, а также другие высокие армейские чины. Гитлер остался доволен результатами испытаний.

Хотя пушки и не имели некоторые механизмы, они соответствовали требованиям, которые были указаны в техзадании. Все испытания были закончены к концу 42-го года. Орудие было поставлено в войска. К этому же времени на заводах компании было изготовлено свыше 100 снарядов калибра 800 мм.

Запирание затвора ствола , а также досылка снарядов проводились гидравлическими механизмами. Пушка была оборудована двумя подъемниками: для гильз и для снарядов. Первая часть ствола была с конической нарезкой, вторая с цилиндрической.

Орудие монтировалось на 40-ка осном транспортере, который располагался на сдвоенном ж/д пути. Расстояние между путями составляло 6 метров. Кроме того, по бокам орудия прокладывалось еще по одному ж/д пути для монтажных кранов. Полная масса орудия составляла 1350 тонн. Для ведения огня орудию необходим был участок длиной до 5 км. Время, которое затрачивалось для подготовки пушки к ведению огня, состояло из выбора позиции (могло достигать 6 недель) и самой сборки орудии (около 3-х суток).

Транспортировка орудия и обслуживающий персонал.

Перевозка орудия осуществлялась ж/д транспортом. Так, под Севастополь «Дора» была доставлена 5-ю поездами в 106 вагонах:

1-й поезд: обслуга (672-й артдивизион, около 500 человек), 43 вагона;

2-й поезд, вспомогательное оборудование и монтажный кран, 16 вагонов;

3-й поезд: части пушки и мастерская, 17 вагонов;

4-й поезд: механизмы заряжания и ствол, 20 вагонов;

5-й поезд: боеприпасы, 10 вагонов.

Во второй мировой войне «Дора» принимала участие всего дважды.

Первый раз орудие было использовано для взятия Севастополя в 1942 году. Во время этой кампании был зафиксирован всего один случай удачного попадания снаряда «Доры», который вызвал взрыв находившегося на глубине 27 метров склада боеприпасов. Остальные выстрелы «Доры» проникали в грунт на глубину до 12 метров. После взрыва снаряда в грунте образовывалась каплеобразная форма диаметром около 3 метров, что не причиняло особого вреда защитникам города. В Севастополе орудием было выпущено 48 снарядов.

После Севастополя «Дора» была отправлена под Ленинград, а оттуда на ремонт в Эссен. Второй раз «Дора» использовалась в 1944 году для подавления Варшавского восстания. Всего Варшаве орудием было выпущено больше 30 снарядов.

22.04.1945 года передовые части армии союзников в 36 км. от города Ауэрбах (Бавария) обнаружили остатки взорванных немцами орудий «Дора» и «Густав». В последующем, все, что осталось от этих исполинов 2-й мировой войны, было отправлено на переплавку.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Сверх-пушка «Дора» (7 фото)

Автор: nlo-mir Технологии

«Дора» — уникальное сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие германской армии. Разработано фирмой «Крупп» (Германия) в конце 1930-х годов

  • Тип: Сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система
  • Страна: Третий Рейх
  • Годы эксплуатации: 1941-1945
  • Разработан: 1934
  • Всего выпущено: 2
  • Стоимость экземпляра: 7 миллионов рейхсмарок
  • Масса, кг: 1350 тонн
  • Длина, мм: 47,3 м
  • Длина ствола, мм: 32,48 м
  • Ширина, мм: 7,1 м
  • Высота, мм: 11,6 м
  • Экипаж (расчёт), чел.: 250 человек для подготовки орудия за 54 часа и 2,500 дополнительного персонала. 2 батальона ПВО
  • Снаряд: 4,8 тонн фугасный; 7 тонн бетонобойный
  • Калибр, мм: 807 мм (31,5 дюйма)
  • Скорострельность, выстрелов/мин: 1 выстрел каждые 30—45 минут или до 14 выстрелов в день
  • Начальная скорость снаряда, м/с 820 м/с фугасный; 720 м/с бетонобойный
  • Прицельная дальность, м: до 39 км
  • Максимальная дальность, м: 48 км

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Величайшее и бесполезное техническое творение

«Пушка «Дора» — величайшее техническое творение. Правда, абсолютно бесполезное» Э. Манштейн

«5 попаданий из 48 выстрелов? Не лучшая страница в истории германского артиллерийского искусства» А. Крупп

«В мире есть три самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды, Великая Китайская стена и линкор «Ямато» Японская шутка времен Второй Мировой

Если бы японцы знали об истории «Доры», она наверняка была бы добавлена в список и заняла в нем «почетное» четвертое место.


5 июня 1942 года была выведена на боевые позиции под Бахчисараем исполинская немецкая осадная пушка «Дора».

Сверхтяжёлое железнодорожное артиллерийское орудие «Дора» калибром 800 мм, массой 1350 тонн и стоимостью 7 млн. рейхсмарок было разработано фирмой «Крупп» (Германия) в конце 1930-х годов. Изначально оно было предназначено для разрушения укреплений линии Мажино, но, поскольку немцы в 1940 просто обошли ее и разбили силы союзников на оперативном просторе, услуги «Доры» тогда не понадобились. В 1942 году об исполине вспомнили после неудачного первого штурма Севастополя.


В инженерной подготовке позиции были задействованы 1000 саперов и 1500 рабочих, которые были принудительно мобилизованы из числа местных жителей. Позиция «Доры» охранялась караульной ротой численностью 300 солдат и большой группой военной полиции и специальной командой со сторожевыми псами. Помимо этого, в составе охранных частей имелось усиленное военно-химическое подразделение в составе 500 человек, предназначенное для постановки дымовой завесы для маскировки с воздуха, а также усиленный зенитно-артиллерийский дивизион численностью 400 человек. На фронт орудие было доставлено по железной дороге в 25 вагонах, а в районе боевой позиции была построена целая маневровая станция. Так же для укрытия и маскировки артиллерийской системы в горе близ Бахчисарая был сделан специальный разрез. По окончании подготовительных работ были поданы основные части оруди. Сборка и подготовка «Доры» к стрельбе заняли у двухтысячного персонала около 6 недель.


Первый бетонобойный снаряд весом 7088 килограмм «Дора» выпустила 5 июня по северной части Севастополя. Но применение пушки не дало тех результатов, на которые рассчитывало немецкое командование Вермахта. Было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв склада боеприпасов на северном берегу бухты Северной, находившегося на глубине 27 м. В остальных случаях снаряд пушки, проникая в грунт, пробивал круглый ствол диаметром около 1 м и глубиной до 12 м (по некоторым данным — до 32 м). У основания ствола в результате взрыва боевого заряда грунт уплотнялся и образовывалась каплеобразная полость диаметром около 3 м. Подобный результат не причинял особого вреда защитникам города. Вред мог быть гораздо больше, если бы снаряд орудия попал точно в железобетонные перекрытия важного объекта. Любое оборонительное сооружение могло быть серьёзно повреждено только при прямом попадании снаряда. Но для более точного попадания мешало то, что держать подобное орудие вблизи фронта было невозможным ввиду его чрезвычайной уязвимости. При минимальной дальности стрельбы в 25 км, артиллеристы наводили «Дору» не на конкретную цель, а на ориентировочную площадь. При этом попасть в заданную цель можно было при большом везении. Всего орудие израсходовало 48 снарядов, а также 5 испытательных дальнобойных фугасных снарядов, которые ушли на 35 километров в море. Обстрел из орудия вёлся 13 дней. После чего орудие было демонтировано. В сравнении с усилиями, затраченными на обеспечение боевой деятельности, толку от сверхпушки оказалось очень мало.



Ещё раз «Дору» использовали во время подавления Варшавского восстания в сентябре-октябре 1944 года. По Варшаве было выпущено около 30 снарядов. После этого орудия были эвакуированы вглубь Германии. В конце войны у немцев также были замыслы применить сверхмощное орудие для стрельбы с оккупированной французской территории по Лондону, но быстрое продвижение союзников не позволило их осуществить.


22 апреля 1945 года во время наступления в Баварии 3-й американской армии ее передовые части обнаружили в железнодорожном тупике в 36 км севернее города Ауэрбах остатки огромной и сложной металлической конструкции, сильно поврежденные взрывом. После исследования американцы отправили остатки пушек на переплавку.

Источник информации о сверхтяжёлом орудии «Дора»: сайт «Game Sait IIIreich klan».

Если вам понравился этот репортаж, воспользуйтесь кнопкой перепоста и/или нажмите иконки внизу. Спасибо за внимание!

army-reporter.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *