Сом (подводная лодка) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
«Сом»
англ. Fulton, рус. дореф. Сомъ

«Сом» в плавучем доке
История корабля
Государство флага Россия Россия
Спуск на воду 2 июня 1901
Выведен из состава флота 10 мая 1916
Современный статус погибла в результате тарана пароходом, найдена
Основные характеристики
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Сом»
Скорость (надводная) 8,5 узла
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 30 м
Автономность плавания 8 суток, 430 миль,
30 миль под водой
Экипаж 22 человека, в том числе 2 офицера
Размеры
Водоизмещение надводное 105 т
Водоизмещение подводное 120 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
19,3 м
Ширина корпуса наиб. 3,58 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,9 м
Силовая установка
бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л. с., 1 электромотор 70 л. с.
Вооружение
Артиллерия дополнительно устанавливалось орудие калибра 37 мм
Торпедно-
минное вооружение
1 ТА калибра 457 мм

ru.wikipedia.org

Подводные лодки типа «Сом» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ПЛ типа «Сом»
Тип «Holland-VIIR»

«Лосось» в Севастополе, 1912 год
Основные характеристики
Тип корабля торпедная подводная лодка
Обозначение проекта «Сом», Holland-VIIR
Главный конструктор Д. Ф. Голланд
Скорость (надводная) 8,5 узлов
Скорость (подводная) 6 узлов
Рабочая глубина погружения 35 м
Автономность плавания 8 суток, 430 миль,
30 миль под водой
Экипаж 22 человека, в том числе 2 офицера
Размеры
Водоизмещение надводное 105 т
Водоизмещение подводное 124 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
19,8 м
Ширина корпуса наиб. 3,6 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
2,9 м
Силовая установка
бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л. с., 1 электромотор 70 л. с.
Вооружение
Артиллерия дополнительно устанавливалось орудие калибра 37 мм
Торпедно-
минное вооружение
1 ТА калибра 457 мм, 3 торпеды.
 Категория на Викискладе

Подводные лодки типа «Сом» — серия российских подводных лодок, построенных в 1904—1906 годах по образцу американской субмарины «Fulton» проекта Holland-VIIR Джона Филлипа Голланда, получившей в России имя «Сом».

ru.wikipedia.org

«Сом»: история невезучей подлодки | Warspot.ru

27 июля 2015 года шведская компания «Ocean X Team», специализирующаяся на поиске затонувших сокровищ и исторических артефактов, поймала особенно крупную «рыбу». Обнаруженный объект длиной в 20 метров и шириной в 3 метра предварительно был идентифицирован специалистами компании как подводная лодка российского императорского флота «Сом». Если это действительно так, то находка, фотографии и видео которой шведы уже выложили в сеть, покоится на морском дне целых 99 лет, а задраенные люки скрывают за собой 18 трагически погибших моряков.

Как «Фултон» стал «Сомом»

Прежде чем на целое столетие залечь на морское дно, «Сом» довольно долго путешествовал. Подлодка была построена в самом начале XX века фирмой американского конструктора Джона Филипа Голланда, которого считают изобретателем современной конструкции подводной лодки.

С 1897 года Голланд успешно поставлял подводные лодки для ВМС США, а также военно-морских сил Англии, Австро-Венгрии и Японии. На начало XX века этот конструктор был законодателем мод в области подводного судостроения.

Джон Филип Голланд

Морское министерство Российской империи начало работы по проектированию собственных подводных судов в 1900 году, и с самого начала обратило внимание на субмарины Голланда. Русский флот хотел приобрести образец для дальнейшей постройки серии подводных лодок своими силами, но переговоры провалились: американцы отказались продавать партию из менее чем 10 судов. Сумма такого заказа в $1,9 млн показалась русским чрезмерной, так как к созданию подводного флота тогда ещё относились как к предприятию с довольно неопределёнными перспективами.

В течении нескольких лет Россия строила подводные лодки сама, а также закупила по одной субмарине во Франции («Губэ-2») и Германии («Форель»).

Тем не менее, интерес к передовым субмаринам Голланда у российского флота сохранился. То, что не удалось Морскому министерству, получилось у Невского судостроительного завода, правление которого приобрело у Голланда право на постройку судов его конструкции сроком на 25 лет. В 1904 году завод предложил Морскому министерству построить пять подводных лодок американской конструкции. Для образца было решено приобрести одну субмарину типа «Голланд –VII» (суда этого типа уже состояли на вооружении американского флота).

У Джона Голланда как раз была в наличии одна такая подлодка, построенная на средства фирмы в 1901 году в рекламных целях – «Фултон». На тот момент это было современное судно надводным водоизмещением 105 тонн (124 тонны под водой) и бензин-электрической силовой установкой. Мощность бензинового двигателя в 160 лошадиных сил позволяла развивать скорость в надводном положении до 8,5 узлов, а под водой 70-сильный электромотор разгонял машину до 6 узлов. Вооружалась она торпедным аппаратом калибра 457 мм, боекомплект состоял из трёх торпед Шварцкопфа. Экипаж из 22 человек мог действовать в автономном режиме до 8 суток, дальность автономного перехода у «Фултона» равнялась 430 милям (под водой субмарина могла проплыть 30 миль). Рабочая глубина погружения закупленного образца составляла 35 метров.

Подводная лодка «Фултон» (впоследствии – «Сом») в плавучем доке

Первые неприятности начались с подлодкой ещё в Америке, когда «Фултон» проходил испытания. При переходе субмарины из Нью-Йорка в Вашингтон в апреле 1902 года на ней произошёл взрыв, в результате которого несколько членов экипажа получили ранения. Но в остальном её «дороссийская» жизнь протекала без серьёзных происшествий более того, современниками она оценивалась как «обладающая большими достоинствами» с точки зрения мореходных качеств.

1 июля 1904 года, в самый разгар русско-японской войны, «Фултон» был доставлен в разобранном виде в Кронштадт британским пароходом «Менатик». На Невском заводе лодку собрали и 11 ноября, после ходовых испытаний, отправили железной дорогой во Владивосток. Там «Сом» (так лодка стала называться в соответствии с приказом Морского министерства) был включён в состав Отдельного отряда миноносцев правда, торпеды для него из Петербурга доставили только в конце марта 1905 года.

Ярко проявить себя в русско-японской войне «Сому» не удалось. Единственным боевым эпизодом с участием судна стала попытка атаки двух японских миноносцев в бухте Преображения 29 апреля 1905 года. Японцы, обнаружив субмарину, поспешно ретировались (впрочем, в вопросе о том, кто от кого убегал, среди историков единства нет).

Тем временем на Балтике одна за другой входили в строй пять подводных лодок типа «Сом», которые строились Невским заводом по образу и подобию «американки». Высокая подводная скорость, неплохая мореходность, простота конструкции и способность к быстрому погружению лодок серии были по достоинству оценены флотом. Когда Невский завод в 1907 году предложил построить ещё одного, уже шестого по счёту «Сома», Морское министерство ответило согласием. Новые суда также получили «рыбные» имена: «Щука», «Пескарь», «Стерлядь», «Белуга», «Лосось» и «Судак».

В процессе эксплуатации (а отдельные лодки серии прослужили в составе флота 13 лет, что по тем временам для подобных судов было большим достижением) «Сомы» неоднократно модернизировались. Использование бензиновых двигателей считалось самым серьёзным недостатком – они увеличивали пожаро- и взрывоопасность, а экипаж сильно угорал. Поэтому лодки переоснащали дизельными двигателями либо керосиновыми моторами.

Подводные лодки этой серии несли службу в Балтике, на Чёрном море и Тихом океане. После начала Первой мировой дальневосточные субмарины железной дорогой доставили на Балтийское море. Здесь «Сомы», в том числе и американский «родоначальник», несли преимущественно дозорную службу. Их довооружили, установив на каждую по одному 37-мм орудию.

Трагедия 99-летней давности

Самый старый «Сом», имевший американское прошлое, базировался в порту Мариехамн главном городе Аландских островов, принадлежавших в то время Российской империи. 10 мая 1916 года подлодка патрулировала воды Аландского моря (водный регион между Аландскими островами и Швецией) и в 4 часа утра столкнулась со шведским пароходом «Ингерманланд». В результате столкновения субмарина затонула, весь экипаж во главе с командиром, лейтенантом Хрисанфом Константиновичем Бугураевым, погиб. Всего на борту находилось 18 человек 2 офицера и 16 моряков.

Обстоятельства катастрофы довольно туманны. Капитан парохода «Ингерманланд» свидетельствовал позднее, что заметил перископ, который возвышался над уровнем воды на 1 метр, приблизительно за 150 метров при этом лодка шла параллельным курсом. Однако затем «Сом» поменял курс и повернул к пароходу. Капитан «Ингерманланда» решил, что его судно хотят подвергнуть обычной в военное время процедуре досмотра, и застопорил машину, но тут перископ полностью скрылся под водой, а лодка врезалась в пароход ниже ватерлинии. После удара, от которого шведское судно особо не пострадало, русская субмарина на поверхности больше не показывалась. Что стало причиной такого странного и самоубийственного манёвра – остаётся только догадываться. Возможно, экипаж не справился с управлением, а может быть, шведский пароход просто не заметили.

Почти наверняка именно этого «Сома» и обнаружили шведские искатели сокровищ. Как следует из их пресс-релиза, все люки на судне задраены, поэтому вполне вероятно, что внутри будут обнаружены останки членов экипажа.

На корпусе найденной шведами субмарины отчётливо виден твёрдый знак

Судьба остальных лодок серии тоже сложилась не слишком удачно. 4 оставшихся балтийских субмарины были захвачены зимой 191718 гг. наступающими германскими войсками в Ревеле, после чего их разобрали на металлолом. Две черноморские подлодки были захвачены немцами в Севастополе в апреле 1918 года, а в ноябре того же года они попали в руки англичан и французов, которые их затопили вместе с ещё десятью российскими подводными лодками других типов.

В 1935 году эти два «Сома» (точнее, «Судак» и «Лосось») были подняты Экспедицией подводных работ особого назначения в рамках испытания новой судоподъёмной техники. Свое боевое значение к этому моменту они уже утратили.


Литература:

warspot.ru

Сом (подводная лодка) — это… Что такое Сом (подводная лодка)?

«Сом»
Fulton
Сом в плавучем доке
История корабля
Государство флага Россия
Спуск на воду2 июня 1901
Основные характеристики
Тип корабляторпедная подводная лодка
Обозначение проекта«Сом»
Скорость (надводная)8,5 узлов
Скорость (подводная)6 узлов
Рабочая глубина погружения30 м
Автономность плавания8 суток, 430 миль,
30 миль под водой
Экипаж22 человека, в том числе 2 офицера
Размеры
Водоизмещение надводное105 т
Водоизмещение подводное120 т
Длина наибольшая (по КВЛ)19,3 м
Ширина корпуса наиб.3,58 м
Средняя осадка (по КВЛ)2,9 м
Силовая установка
бензин-электрическая, 1 двигатель 160 л. с., 1 электромотор 70 л. с.
Вооружение
Артиллериядополнительно устанавливалось орудие калибра 37 мм
Торпедно-
минное вооружение
1 ТА калибра 457 мм.
Изображения на Викискладе

«Сом» («Fulton») — российская подводная лодка, построенная в США по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда, по образцу которой в России в 1904—1906 годах была построена серия подводных лодок типа «Сом».

История

США

ПЛ «Фултон» спущена на воду 2 июня 1901 г. на верфи Льюиса Никсона (США). 28 апреля 1902 г. ПЛ «Фултон» вышла из Нью-Йорка в Вашингтон в сопровождении парохода «Норфолк». В самом начале этого перехода на лодке произошел взрыв, при котором пострадали несколько членов экипажа. Лодка повреждений не получила. Испытания лодки в рекламных целях продолжались до 1904 г. По свидетельству современников эта лодка «обладала большими достоинствами… Она в течение восьми с половиной часов прошла девяносто верст в такую сильную бурю, что матросам пришлось себя привязать к судну, так как они не в состоянии были держаться на ногах. При этом лодка находилась в море около 12 часов».

Прибытие в Россию

28 апреля 1904 г. с Невским заводом, как с представителем фирмы Голланд, был заключен договор на покупку ПЛ «Фультон» с доставкой ее в готовом и исправном виде без торпедного оружия в один из портов Балтийского моря. 31 мая 1904 г. приказом Морского ведомства эта лодка получила название «Сом». Она была отправлена из Америки на пароходе «Менатик» под названием «паровой котел» 13 июня 1904 г. и прибыла в Кронштадт 1 июля в адрес директора Невского завода. Из Кронштадта «груз» отправили в Петербург на Невский завод, где на лодку были установлены аккумуляторы и снятые при транспортировке механизмы. Сборка лодки закончилась 6 сентября. Командиром лодки был назначен лейтенант Трубецкой В. В. 26 сентября ПЛ «Сом» перешла в Бьерке-Зунд, где были проведены ходовые испытания. Комиссия признала лодку годной «для прибрежной обороны». 10 октября ПЛ перешла в Морской канал, где приступила к обучению экипажей.

Владивосток

15 ноября ПЛ была погружена на специальную железнодорожную платформу и отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 декабря 1904 г. Во Владивостоке ПЛ была окончательно собрана, испытана и готова к плаванию 1 февраля 1905 г., однако ее боевое использование задержалось из-за отсутствия торпед. Русским правительством для подводных лодок иностранного производства были заказаны на заводе Шварцкопфа в Берлине 75 торпед калибром 45 см и длиной 355 см 9 февраля к Владивостоку близко подошли японские корабли. ПЛ «Сом» был дан приказ выйти в море и атаковать неприятеля, но из-за отсутствия торпед приказ пришлось отменить. В этот период лодка отрабатывала боевые задачи, принимала участие в учении по преодолению противолодочных сетей. Командир ПЛ «Сом» в своем рапорте писал: «27 марта снялся с якоря, погрузился на глубину 16 ф. и, идя со скоростью 6 узлов, прорвал сеть, причем лодка быстро стала подниматься, не слушая горизонтальных рулей, но, увеличив ход до 7 узлов, заставил слушаться рулей. Всплыв по своему желанию на поверхность, оказалось, что я сеть прорвал и всю ее вместе с буйками тащил за собой…». Торпеды прибыли во Владивосток только 29 марта. Боевая деятельность ПЛ «Сом», как и других ПЛ, сводилась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и охране своего побережья в районе Владивостока. ПЛ «Сом» за 6 месяцев боевых действий прошла 1318 миль над водой и 93 мили под водой, удалялась от Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшая продолжительность пребывания лодки в море составила 8 суток, из них под водой 16 час 35 мин., при наибольшей продолжительности пребывания под водой до 1,5 часов. При ведении разведки и несении дозорной службы русским подводным лодкам в районе Владивостока лишь в одном случае удалось обнаружить японские военные корабли. Это произошло 28 апреля 1905 г., когда ПЛ «Дельфин», «Касатка» и «Сом» находились в районе бухты Преображения, расположенной в 70 милях от Владивостока.

ПЛ «Сом», несколько отставшая от других ПЛ, обнаружила 2 японских миноносца. Во время погружения для начала атаки ПЛ «Сом» была обнаружена и обстреляна одним из миноносцев. Попаданий в лодку не было. Погрузившись на глубину 12 метров, ПЛ «Сом» начала маневрировать для выхода в атаку. Подняв через несколько минут перископ, командир увидел, что миноносцы уходят. Лодка всплыла, чтобы продолжить атаку в позиционном положении, но неожиданно опустившийся туман скрыл миноносцы.

Черноморский флот

В декабре 1914 г. ПЛ «Сом» и «Щука» срочно погрузили на железнодорожные платформы и вместе с командами отправили в Севастополь, куда прибыли в первой половине января. «Сом» и «Щука» совершили переход из Севастополя в Одессу, где их включили в систему обороны порта. «Сом» и «Щука» поочередно несли дозорную службу на дальних подступах к порту, вплоть до июля 1915 г.

Балтийский флот

В июле 1915 г. ПЛ «Сом» была погружена на железнодорожную платформу и отправлена на Балтику в Петроград, откуда своим ходом пришла к новому месту базирования — базу Мариэхамн. ПЛ «Сом» неоднократно выходила на дежурство утром на рассвете, с темнотой возвращаясь на базу. 10 мая 1916 г. в 4 часа утра ПЛ «Сом», осуществлявшая патрулирование в районе Оландсгафа, погибла при подводном столкновении со шведским пароходом «Ингерман-ланд». Как засвидетельствовал капитан парохода, он заметил перископ, возвышающийся над водой на 1 м, на расстоянии 150 м. Лодка шла параллельным курсом, а затем повернула к пароходу. Решив, что его хотят осмотреть, капитан застоприл ход. Перископ внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. Больше лодка не показывалась. Вместе с лодкой погиб и ее боевой экипаж — 2 офицера и 16 нижних чинов.

Литература

  • Тарас А. Е. Подводные лодки Великой войны 1914—1918. — Мн.: Харвест, 2003. — 336 с. — ISBN 985-13-0976-1

Ссылки

dic.academic.ru

Тип «Сом» — подводные лодки 1904

12 сентября 1903 г. Правление Невского судостроительного и механического заводов в Санкт-Петербурге подписало с американской фирмой «Holland Torpedo Boat», принадлежащей Дж. Голланду, договор о праве Невского завода в течение 25 лет осуществлять постройку ПЛ по проектам Голланда в России.

10 февраля 1904 г. Правление Невского судостроительного и механического завода в Петербурге предложило Морскому техническому комитету (МТК) построить подводные лодки по проекту «Голланд-7Р» («Holland-VIIR») (по данным А.Е. Тараса этот проект назывался «Голланд-9»). МТК «признал желательным приобретение» одной-двух лодок этого проекта. В связи с началом русско-японской войны, 27 февраля 1904 г. Невскому заводу был выдан заказ на постройку пяти лодок со сдачей в августе-сентябре 1904 г. Одновременно, 28 апреля 1904 г., у фирмы Голланда была куплена подводная лодка проекта «Голланд-7Р» («Holland-VIIR»), «Fulton», построенная в 1901 году в США.

Подводная лодка «Пескарь» типа «Сом» в Либаве, 1905 год.

ПЛ было присвоено новое наименование «Сом». Закладка всех пяти лодок состоялась на Невском заводе 10 мая 1904 г., корпуса лодок строились из отечественных материалов, агрегаты и механизмы закупались в США и на Невском заводе лишь собирались. Из-за отсутствия опыта постройка этих лодок продвигалась медленно. Ходовые испытания первой лодки «Щука» начались только 15 июня 1905 г. Все пять заказанных лодок были сданы лишь к 25 мая 1906 г. Правление Невского завода не ограничилось постройкой пяти лодок и 4 июля 1907 г. предложило МТК построить еще одну подводную лодку этого типа. Отдел подводного плавания Главного управления кораблестроения (ГУК) поддержал это предложение. Ее испытания были закончены 22 ноября 1907 г. Лодке присвоено наименование «Судак». Обучение экипажей первых подводных лодок этой серии проводилось под руководством американских инструкторов.

Подводная лодка «Стерлядь» типа «Сом» 1910 год.

Подводные лодки типа «Сом» были однокорпусными. Корпус имел веретенообразную форму, напоминающую «форму быстро плавающих рыб (дельфина)». Он отличался утолщенной носовой частью и узкими обводами кормовой части. Для повышения мореходности сверху прочного корпуса была установлена легкая надстройка.
Прочная рубка имела восемь иллюминаторов для наблюдения за обстановкой в позиционном положении. Для наблюдения и управления стрельбой на перископной глубине был установлен перископ системы Фосса. Управление подводной лодкой осуществлялось двумя парами вертикальных и горизонтальных рулей, расположенных крестообразно за гребным винтом. Балластные цистерны располагались в прочном корпусе и продувались сжатым воздухом на любой глубине вплоть до предельной. Лодки были оборудованы «автоматическим прибором для опоражнивания главной цистерны при опускании на глубину больше 60 ф.». Удобной была и система уравнительных цистерн.

Все ПЛ типа «Сом», находившиеся в составе Балтийского флота, с началом Первой Мировой войны были вооружены 37-мм орудием. В процессе освоения ПЛ перископы Фосса заменены на более эффективные перископы системы Герца. Надстройка ПЛ «Сом» зимой 1908-1909 гг. переделана по образцу ПЛ постройки Невского завода.
В ноябре 1907 года ПЛ «Щука» принимала участие в опытах по плаванию подо льдом.
23 октября 1909 г. Главное Управ­ление кораблестроения и снабжении по результатам конкурса выдало заказ фирме «Л. Нобель» (С.Петербург) на изго­товление 5 дизелей мощностью 160 л.с. и весом 3,3 т для замены бензомоторов, обладавших повышенной взрывопожароопасностью. Из-за чрезмерного облег­чения дизели были ненадежными. На ПЛ «Белуга» был установлен керосиновый мотор фирмы Кертинг.

Подводная лодка «Белуга».

В целом лодки типа «Сом» положительно отличались от подводных лодок других проектов того времени. Они обладали сравнительно высокой скоростью хода, быстротой погружения, хорошей мореходностью, а также законченностью и продуманностью деталей. ПЛ этого типа находились в боевом строю до конца компании 1916 года.

Российская подводная лодка «Судак» типа «Сом».

Тактико-технические характеристики подводных лодок типа «Сом»

Водоизмещение надводное, тонн: 105;
подводное, тонн: 124; у ПЛ «Сом» — 120
Скорость хода полная надводная, узлов: 8,5
полная подводная, узлов: 6,0
Дальность плавания
(при скорости хода, уз)
в надводном положении, миль: 430 — 500
в подводном положении, миль: 30 — 40
Глубина погружения предельная: 30 метров
Размерения длина, метров: 19,80; у ПЛ «Сом» — 19,30
ширина, метров: 3,60; у ПЛ «Сом» — 3,58
осадка средняя, метров: 2,90
конструктивный тип: однокорпусная
Вооружение 457-мм носовые торпедные аппараты: 1 шт.
общее число торпед: 3 шт.
число и калибр орудий: 1 Х 37 мм
(в 1915г., только на ПЛ БФ)
Энергоустановка тип: ДВС-электрическая
количество х мощность бензомоторов, л.с.: 1х160
количество х мощность электромоторов, л.с.: 1х70
количество групп АБ х число элементов: 2х20
количество валов: 1
Время прибывания под водой 15 часов
Автономность 8 суток
Экипаж, человек 18 — 22


Добавить комментарий

oruzhie.info

Подводная лодка «Сом».

Шведские дайверы обнаружили на дне субмарину с надписями на кириллице.

Объект с надписью на кириллице

История с поисками «неизвестной подводной лодки» в территориальных водах Швеции в октябре 2014 года получила неожиданное продолжение.
Шведская организация Ocean X Team, занимающаяся поиском исторических артефактов под водой, сообщила об обнаружении в территориальных водах Швеции затонувшей подводной лодки, скорее всего российского происхождения.

Подлодка была обнаружена у восточного побережья Швеции, в полутора милях от берега. Дайверы, обследовавшие её при помощи подводного аппарата, установили, что длина её составляет около 20 метров, а ширина — около 3,5 метров.

По сообщениям исследователей, подлодка не имеет видимых повреждений на корпусе, а люки её закрыты. По всей видимости, считают дайверы, экипаж корабля погиб во время выполнения секретной миссии. На российское происхождение судна указывают надписи на борту, сделанные на кириллице.

Ocean X Team передала сведения ВМС Швеции, которые в настоящее время заняты изучением полученных материалов.

Лодка провела на дне 99 лет?

Шведские специалисты разошлись во мнениях о том, сколько времени подводная лодка провела на дне. Некоторые эксперты, изучив снимки, посчитали, что речь идёт о новом судне, которое могло погибнуть во время испытаний. Другие полагают, что дайверы наткнулись на подводную лодку, проведшую на дне около века.

Российские специалисты, ознакомившиеся с фотографиями шведских дайверов, также склоняются к тому, что найденная подлодка погибла в начале XX века. На одном из снимков достаточно отчётливо виден твёрдый знак на конце надписи (до реформы языка символ назывался «еръ») на борту обнаруженного судна, что соответствует правилам дореволюционной орфографии русского языка.
Размеры обнаруженной подлодки, её характерная форма, расположение люков идентичны мини-субмарине «Сом», входившей в состав ВМФ Российской империи.

Американский «Сом» на русской службе

Подводная лодка «Сом», построенная по проекту Джона Филипа Голланда, была спущена на воду в июне 1901 года на верфи Льюиса Никсона в США и изначально носила название «Фултон».

В 1904 году подлодка, до этого проводившая испытания в рекламных целях, была приобретена российским Морским ведомством, и в мае 1904 года включена в состав ВМФ Российской империи под названием «Сом».

В 1904–1907 годах в России были построены ещё шесть подводных лодок аналогичного типа. Корпуса лодок строились из российских материалов, а механизмы и оборудование приобретались в США.

Что касается самого «Сома», то в декабре 1904 года, во время Русско-японской войны, лодка по железной дороге была доставлена во Владивосток, где она использовалась для несения дозорной службы, ближней разведки и охраны побережья. Как часто бывает в России, начало боевой службы «Сома» было отложено из-за форменного разгильдяйства. В тот момент, когда японские корабли появились у российских берегов, «Сом» не имел торпед, поставка которых из-за рубежа задерживалась. В конечном итоге, к боевой службе подлодка приступила лишь в конце марта 1905 года. За полгода патрулирования «Сом» лишь однажды встретился с японскими кораблями, но из-за погодных условий произвести атаку не сумел.



Подводная лодка «Сом» во Владивостоке.


Во время Первой мировой войны в декабре 1914 года «Сом» был переброшен на Черноморский флот. После доставки железнодорожным транспортом в Севастополь лодка своим ходом перешла в Одессу, где была включена в систему обороны порта.

Одесский порт «Сом» защищал до июля 1915 года, когда командование приняло решение венуть лодку на Балтику. Доставленная в Петроград по железной дороге, подлодка свои ходом совершила переход к месту базирования на базу Мариэхамн.
Последний поход

«Сом» продолжал нести боевое дежурство вплоть до мая 1916 года. 10 мая 1916 года, около 4 часов утра, подводная лодка, патрулировавшая район Оландсгафа, столкнулась со шведским пароходом «Ингерманланд».

По свидетельству капитана парохода, незадолго до столкновения он обнаружил в 150 метрах перископ подводной лодки, который возвышался над поверхностью воды примерно на 1 метр. Лодка шла параллельным курсом с пароходом, а затем неожиданно повернула к нему. Капитан «Ингерманланда», старавшийся избежать конфликта, застопорил ход, готовый выполнить требования военных моряков.

Однако в этот момент перископ скрылся под водой, а лодка ударилась в подводную часть парохода. Больше она на поверхности воды не появлялась. Причины происшедшего так и остались до конца неясными.
В момент гибели на борту «Сома» находился экипаж из двух офицеров и 16 нижних чинов. Никому из них спастись не удалось.

Ориентировочный район гибели «Сома» 10 мая 1916 года очень близок к месту обнарушения неизвестной подлодки шведскими дайверами.

Последним командиром «Сома» являлся лейтенант Хрисанф Бугураев. Вместе с ним при выполнении боевого задания погибли Иван Андрианов, Дмитрий Безматерных, Михаил Гусев, Дмитрий Завадский, Дмитрий Захарченко, Николай Истратов, Лука Кирейчук, Алексей Климачев, Дмитрий Корнев, Захар Кривчиков, Даниил Лунин, Николай Романов, Борис Саско, Иван Сидоров, Николай Сорокин, Алексей Цвелодуб и Илларион Шевенок.

источник

спасибо


feldgrau.info

Подводные лодки проекта 641Б «Сом» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ДПЛ проекта 641Б «Сом»

Подводная лодка проекта 641Б в Северной Атлантике, 1 июня 1993 года
Основные характеристики
Тип корабля многоцелевая ДПЛ
Обозначение проекта 641Б «Сом»
Кодификация НАТО Tango
Скорость (надводная) 13 узлов
Скорость (подводная) 16,5 узлов
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания 80 суток
Экипаж 78 человек, в том числе 17 офицеров
Размеры
Водоизмещение надводное 2 770 т
Водоизмещение подводное 3 600 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
90.2 м
Ширина корпуса наиб. 8.6 м
Высота 12,2
Средняя осадка
(по КВЛ)
6.7 м
Силовая установка

Дизель-электрическая, трёхвальная
Дизели: 3 х 1900 л.с. типа 2Д42М[1]

Электродвигатели:
бортовые 2 х 1350 л.с. типа ПГ101
средний 2700 л.с. типа ПГ102
экономического хода 140 л.с. типа ПГ104
4 аккумуляторные батареи 60СУ по 112 элементов.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
6 носовых торпедных аппаратов калибром 533 м, боезапас 24 торпеды, или 44 мины. Дополнительно можно разместить 12 торпед (или 24 мины) во II отсеке, за счет ухудшения обитаемости.
 Категория на Викискладе

Подводные лодки проекта 641Б — серия советских дизель-электрических подводных лодок (Tango по классификации НАТО). Является модерни

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *