Арабский халифат

 

Арабский халифат являлся теократическим мусульманским государством, которое возникло в результате завоеваний мусульман во главе с халифом в VII-IX веках. Первоначальное его ядро было создано в форме общины пророком Мухаммедом в Западной Аравии в Хиджазе в VII веке. Результатом многочисленных мусульманских завоеваний стало создание огромного государства, которое включало в себя Аравийский полуостров, Иран, Ирак. В его составе была большая часть Закавказья и Средней Азии. Оно включало в себя также земли Египта, Северной Африки, Сирии и Палестины, охватывало значительную часть Пиренейского полуострова и одну из четырех провинций Пакистана – земли синдхов. Таким обширным было государство Арабский халифат. История его создания связана напрямую с влиянием халифов (наследников или наместников).

Во времена Арабского халифата происходил самый расцвет исламской культуры и науки, он являлся Золотым веком ислама. Датой его основания считают 632 год. Рассмотрим эпоху первых 4-х халифов, которые шли «правым путем». Арабский халифат включал следующих правителей: Абу Бакра (его правление продлилось с 632 по 634 г.), Умара (634-644 г.), Усмана, который правил последующие 12 лет (по 656 г.), Али (656 по 661) и дальнейшее господство династии Омейядов, просуществовавшее с 661 по 750 год.

Эта империя, образованная менее чем за 100 лет, по своим размерам превышала Римскую. После кончины Мухаммеда были предпосылки к ее распаду и краху тех успехов ислама, которые были получены благодаря нему. После его смерти практически вся Аравия отошла от этого верования, исключение составила Мекка, Медина и Таиф.

Пророк не оставил после себя наследника и разразился спор о преемнике между мединцами и мекканцами. Халиф после дискуссий выдвинул Абу Бакра, которому удалось вернуть в Арабский халифат и ислам, и разъединенную Аравию. После усмирения восстания арабов, Бакра продолжил политику Мухаммеда и повел войну против иранских и византийских владений. Под конец жизни он повелевал Аравией, Вавилонией, Сирией, Месопотамией, западным Ираном, Барком, Египтом и Триполи.

Усман завоевал Кипр, Восточный Иран, Карфагенскую область, расширив Арабский халифат. Из-за междоусобиц арабов, возникших в связи с убийством Усмана, были устранены некоторые пограничные области.

Али убили во время «дворцового переворота», и к власти пришли Омейяды. При них в государстве, имеющем выборное правление, закрепилась наследственная монархия.

Завоевания первых халифов были успешными из-за слабости противников, поскольку никто не противодействовал арабам. Местное население из-за ненависти к грекам часто само призывало и помогало арабам. Греки ни разу не позволили им завоевать Малую Азию, а под Константинополем арабы претерпевали поражения.

В покоренных землях, где распространился Арабский халифат, история характеризует стиль правления при Умаре как воинствующую церковь. При Усмане было разрешено арабам владеть завоеванными землями, что влекло к помещичьей деятельности. Религиозный характер изменился с приходом Омейядов. Из церковно-религиозной общины, руководимой духовным главой, произошла трансформация в светско-политическую державу.

Следующая династия Аббасидов отмечается как деспотичная, кровавая и сопровождающаяся бессердечной жестокостью. Народ стал свидетелем лицемерия, а коварство проявлялось исподтишка, в виде расправы над неугомонными гражданами. Эта династия характеризовалась безумием, при ней была введена система пыток. Несмотря на это, правящие круги считались гениальными политиками, при которых блестяще велись финансы.

Культура арабского халифата и ее развитие в этот период всячески поощрялись, развивалась наука и медицина. Этому способствовала талантливая семья визирей, которая правила до 803 г., и которую сверг Харун. Члены семьи в течение 50 лет поддерживали равновесие между арабами и персами, создали политическую крепость и восстановили сасанидскую жизнь.

При Аббасидах культура арабского халифата была развита благодаря мирным отношениям с соседями, меновой торговле. Производились предметы роскоши, шелковые ткани, оружие, ювелирные изделия, вышивки на коже и холсте, ковры, резные работы на костях. Получила распространение в те годы мозаика, чеканка, гравировка, фаянсовые и стекольные изделия. Персия повлияла на арабскую поэзию, возникновение правильной историографии и научную арабскую филологию. В те годы была создана арабская грамматика, происходило собирание словесности.

 

fb.ru

особенности и история. Вклад Арабского халифата в мировую культуру

Период, когда мусульманский мир находился под властью Халифата, назван Золотым веком ислама. Эта эпоха длилась с VIII по XIII столетие нашей эры. Она началась с торжественного открытия Дома Мудрости в Багдаде. Там ученые из разных уголков мира стремились собрать все доступные на тот момент знания и перевести их на арабский. Культура стран Халифата в этот период переживала небывалый расцвет. Закончился Золотой век во время монгольского нашествия и падения Багдада в 1258 году.

Причины культурного подъема

В VIII веке из Китая на территории, заселенные арабами, проникло новое изобретение — бумага. Она была намного дешевле и проще в производстве, чем пергамент, удобнее и долговечнее, чем папирус. Она также лучше впитывала чернила, что позволяло быстрее изготавливать копии рукописей. Благодаря появлению бумаги книги стали гораздо дешевле и доступнее.

Правящая династия Халифата, Аббасиды, поддерживала накопление и передачу знаний. Она ссылалась на изречение Пророка Мухаммеда, которое гласило: «Чернила ученого — большая святыня, чем кровь мученика».

Культура стран арабского Халифата возникла не на пустом месте. В ее основу легли достижения более ранних цивилизаций. Многие классические произведения античности были переведены на арабский и персидский, а позже на турецкий, иврит и латынь. Арабы ассимилировали, переосмысляли и расширяли знания, полученные из древнегреческих, римских, персидских, индийских, китайских и других источников.

Наука и философия

Культура Халифата сочетала исламские традиции с идеями античных мыслителей, в первую очередь Аристотеля и Платона. Арабская философская литература переводилась также на латынь, способствуя развитию европейской науки.

Опираясь на греческих предшественников, таких как Евклид и Архимед, математики Халифата первыми систематизировали изучение алгебры. Арабы познакомили европейцев с индийскими числами, системой десятичных дробей.

В марокканском городе Фес в 859 году был основан университет. Позже подобные заведения открылись в Каире и Багдаде. В университетах изучались богословие, право и исламская история. Культура стран Халифата была открыта для внешнего влияния. Среди преподавателей и студентов были не только арабы, но также и иностранцы, в том числе не мусульмане.

Медицина

В IX веке на территории Халифата начала развиваться система медицины, основанная на научном анализе. Мыслители этого времени Ар-Рази и Ибн Сина (Авиценна) систематизировали современные им знания о лечении болезней и изложили их в книгах, которые впоследствии получили широкую известность в средневековой Европе. Благодаря арабам христианский мир заново открыл древнегреческих медиков Гиппократа и Галена.

Культура стран Халифата включала в себя основанные на предписаниях ислама традиции помощи бедным. Поэтому в крупных городах существовали бесплатные больницы, оказывавшие помощь всем обратившимся пациентам. Они финансировались религиозными фондами — вакуфами. На территории Халифата появились и первые в мире учреждения для ухода за душевнобольными.

Изобразительное искусство

Особенности культуры арабского Халифата особенно ярко проявились в декоративном творчестве. Исламские орнаменты невозможно спутать с образцами изобразительного искусства других цивилизаций. Характерными узорами украшали ковры, одежду, мебель, посуду, фасады и внутренние помещения зданий.

Использование орнамента связано с религиозным запретом на изображение одушевленных существ. Но он не всегда строго выполнялся. В книжных иллюстрациях изображения людей были широко распространены. А в Персии, которая также была частью Халифата, подобные фрески рисовали и на стенах зданий.

Изделия из стекла

Египет и Сирия еще в античные времена были центрами стекольного производства. На территории Халифата сохранился и совершенствовался этот вид ремесла. В эпоху раннего средневековья лучшие в мире изделия из стекла производились на Ближнем Востоке и в Персии. Высочайшая техническая культура Халифата была по достоинству оценена итальянцами. Позже венецианцы, пользуясь наработками исламских мастеров, создали свою стекольную промышленность.

Каллиграфия

Стремлением к совершенству и красоте надписей пронизана вся культура арабского Халифата. Кратко выраженное религиозное наставление или отрывок из Корана наносили на самые разные предметы: монеты, керамические плитки, металлические решетки, стены домов и т. д. Мастера, владевшие искусством каллиграфии, имели в арабском мире более высокий статус, чем прочие художники.

Литература и поэзия

На начальном этапе культура стран Халифата характеризовалась концентрацией на религиозных сюжетах и стремлением вытеснить региональные языки арабским. Но позднее произошла либерализация многих сфер общественной жизни. Это в частности привело к возрождению персидской литературы.

Наибольший интерес представляет поэзия того периода. Стихи встречаются почти в каждой персидской книге. Даже если это труд по философии, астрономии или математике. Например, почти половина текста книги Авиценны по медицине написана стихами. Широкое распространение получили панегирики. Развивалась также эпическая поэзия. Вершиной этого направления является поэма «Шахнамэ».

Знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь» также имеют персидское происхождение. Но впервые они были собраны в одну книгу и записаны на арабском языке в XIII веке в Багдаде.

Архитектура

Культура стран Халифата сформировалась под влиянием как древних доисламских цивилизаций, так и соседних с арабами народов. Наиболее ярко этот синтез проявился в архитектуре. Здания в византийском и сирийском стиле характерны для раннего мусульманского зодчества. Архитекторами и оформителями многих сооружений, построенных на территории Халифата, были выходцы из христианских стран.

Великая мечеть в Дамаске была построена на месте базилики Иоанна Крестителя и почти в точности повторяла ее форму. Но вскоре появился и собственно исламский архитектурный стиль. Великая мечеть Кейруана в Тунисе стала образцом для всех последующих мусульманских религиозных сооружений. Она имеет квадратную форму и состоит из минарета, большого двора, окруженного портиками, и огромного молитвенного зала с двумя куполами.

Культура стран арабского Халифата имела ярко выраженные региональные особенности. Так, для персидской архитектуры были характерны стрельчатые и подковообразные арки, для османской — здания с множеством куполов, для магрибской — использование колонн.

Халифат имел обширные торговые и политические связи с другими странами. Поэтому его культура оказала большое влияние на многие народы и цивилизации.

fb.ru

Арабские завоевания и Арабский халифат — Юнциклопедия

Аравийский полуостров с древнейших времен был заселен арабскими племенами. Традиционно подавляющую часть населения полуострова составляли бедуины — кочевники-скотоводы. В меньшей степени здесь было развито земледелие, носившее оазисный характер. Некоторые области (Йемен, район Мекки) специализировались на посреднической торговле со странами Северной и Северо-Восточной Африки, Средиземноморья, Индией.

Кааба — главная святыня ислама. Представляет собой каменное здание в центре мечети аль‑Харам в Мекке. Кааба с вмурованным в нее черным камнем, якобы посланным Аллахом с неба, является главным объектом паломничества мусульман всего мира. Паломники 7 раз обходят вокруг Каабы и целуют заключенный в серебряное обрамление черный камень. Мечеть Омейядов в городе Дамаске. Построена при халифе Валиде I (705—712). В средние века эта мечеть, названная Великой, считалась чудом света. Она неоднократно подвергалась ограблениям и пожарам, но и сегодня считается одним из великолепных образцов архитектурного искусства. Древние ворота Багдада. 50‑метровый минарет мечети апь‑Мальвийа в виде усеченного конуса с наружной спиральной лестницей в Самарре (Ирак). Бухара. Мавзолей Исмаила Самани. IX—X вв. Завоевания арабов в VII—IV вв.

В VII в. в Аравии протекали процессы разложения первобытнообщинного строя и классообразования, усилилось социальное расслоение, выделилась племенная знать, завладевшая огромными землями, крупными стадами, рабами. В наиболее развитых районах уже возникли рабовладельческие, а кое‑где и раннефеодальные отношения. Сложились благоприятные условия для государственного объединения арабов. Ему во многом способствовало возникновение и распространение монотеистического учения ислама, основной идеей которого было единство всех мусульман (см. Религия). Мусульманская община стала ядром политического объединения страны.

В начале 30‑х гг. VII в. арабы приступили к военным походам, завершившимся завоеванием стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Египта. Было создано обширное государство — Арабский халифат, в котором в руках халифа («преемника и заместителя посланника Аллаха — пророка Мухаммеда») была сосредоточена светская и духовная власть.

В ходе военных кампаний арабы столкнулись с двумя могущественными державами того времени — Византией и Сасанидским Ираном. Ослабленные длительной борьбой друг с другом, обострением внутриполитических противоречий, они потерпели ряд поражений от арабов и уступили им значительные территории в Западной Азии и Северной Африке.

В 30—40‑е гг. VII в. арабами были покорены Сирия и Палестина, Месопотамия, Египет, практически вся Северная Африка (включая Барку, Триполитанию, Ифрикию), Кипр. К 651 г. завершилось завоевание Ирана. Византийская Малая Азия подверглась многочисленным грабительским набегам со стороны арабов, предпринявших несколько неудачных попыток взять Константинополь. В начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье, области Средней Азии (Мавераннахр — территория между реками Амударьей и Сырдарьей). В 712 г. арабы вторглись в Индию и завоевали Синд (область по нижнему течению Инда), в 711—714 гг., разгромив государство вестготов, захватили большую часть Пиренейского полуострова.

Подчинение чужих земель стало для арабской знати важным средством обогащения. Арабы получили огромные земли, военную добычу, пленников-рабов, собирали дань с покоренных народов. Первоначально в захваченных странах сохранялись местные порядки, старый государственный аппарат. Господствовавшие социально-экономические отношения не претерпели никаких существенных изменений. Сохранилась существовавшая система эксплуатации крестьянства, характерная для раннефеодального общества; в сельском хозяйстве и ремесле арабская знать широко использовала труд рабов, захваченных в военных походах. Рабский труд применялся на государственных работах — рытье и очистке каналов и т. д. (см. Рабство, Работорговля).

В покоренных странах началась постепенная арабизация местного населения. Особенно активно этот процесс протекал там, где уже задолго до VII в. проживали довольно обширные группы арабов, — в Палестине, Сирии, Месопотамии, Египте. Закавказье, Иран и Средняя Азия так и не были арабизированы. Арабы воспринимали многие элементы культуры завоеванных народов.

Вместе с расселением арабов по обширной территории распространялся ислам. Во всех частях халифата быстро росло число приверженцев мусульманской религии. По отношению к представителям других религий и культов — христианам, иудеям, зороастрийцам — соблюдался принцип веротерпимости. Иноверцы не преследовались, однако пользовались ограниченными правами по сравнению с мусульманами.

В начале 2‑й половины VII в. халифат становится ареной острой внутриполитической борьбы между представителями различных знатных арабских родов. Междоусобная война положила начало расколу мусульман на сторонников Али (зятя пророка Мухаммеда) — шиитов и его противников — суннитов, привела к возникновению движения хариджитов.

После убийства Али к власти приходит династия Омейядов, представлявшая один из родов племени курейш. Дамаск становится столицей, Сирия — столичной провинцией халифата. В период правления династии Омейядов (661—750) государство достигает больших успехов в социально-экономическом развитии. Совершенствованию товарно-денежных отношений способствует введение единой денежной системы во всем халифате, проводятся мероприятия по упорядочению налогово-податной системы, централизации государственного аппарата. Широкое распространение получает арабский язык, на котором ведется делопроизводство.

В середине VIII в. в халифате вновь обострилась внутриполитическая борьба. На этот раз с претензиями на престол выступили Аббасиды — богатые иракские землевладельцы, потомки Аббаса, дяди пророка Мухаммеда. При Аббасидах было решено перенести столицу халифата из Дамаска. С этой целью был основан новый город — Багдад, официально называвшийся «Мадинат ас‑салям», что значит «город мира». Халифат периода правления Аббасидов (750—1258) называют Багдадским. При первых аббасидских халифах, включая Харуна ар‑Рашида (786—809), халифат являлся достаточно сильным и относительно централизованным феодально-теократическим государством. Он продолжал вести завоевательные походы (были захвачены Сицилия, Мальта, Крит), вел непрерывные войны со своим давним врагом — Византией. В государстве Аббасидов шли процессы дальнейшего совершенствования феодальных отношений. Усилившийся гнет и эксплуатация крестьян, ремесленников, трудового населения городов, незаконные поборы и притеснения со стороны администрации вызывали крупные народные движения, которые часто проходили под религиозными лозунгами. Восстания вспыхивали в разных уголках халифата. Особой силой и упорством отличались восстание под руководством Муканны (776—783) в Средней Азии, восстание Бабека (816—837), охватившее Южный Азербайджан, Армению и Западный Иран, восстание зинджей — темнокожих рабов в Ираке, привезенных из Африки, которых первоначально поддержали ремесленники и бедуины (869—883), карматское религиозное движение, потрясшее халифат в IX — начале X в. и проходившее под лозунгами социального равенства и справедливости.

В 1‑й четверти IX в. начался политический распад Арабского халифата, единство которого держалось лишь на военной силе. Наблюдается быстрый рост крупной земельной собственности отдельных феодалов и семей, усиление их позиций в политической жизни, что в итоге привело к сепаратистским устремлениям, к обособлению отдельных частей халифата и их постепенному превращению в самостоятельные государства. Например, Хорасан, сохраняя номинальную зависимость от багдадского халифа, фактически управлялся членами династии Тахиридов (821— 873), в Египте к власти пришла тюркская династия Тулунидов (868—905), на территории современных Марокко — Идрисиды (788—974), Туниса и Алжира — Аглабиды (800—909). В IX в. возродилась местная феодальная государственность в Средней Азии, Армении, Азербайджане, Грузии. Халифат фактически распался на отдельные части, так и не сумев в дальнейшем восстановить свое былое могущество. Оплотом власти аббасидских правителей стал Ирак. В 945 г. западноиранская династия Бундов захватила Багдад, лишила Аббасидов политической власти, сохранив за ними только власть духовную. Окончательно халифат прекратил свое существование в середине XIII в., когда в 1258 г. его столицу покорили монгольские завоеватели.

В период существования Арабского халифата высокого уровня развития достигла культура. Следствием длительного культурного взаимодействия арабов с завоеванными ими народами явилось взаимопроникновение элементов разных культур, их взаимное обогащение. На этой основе возникла богатейшая средневековая арабская культура. Известны имена замечательных арабских средневековых поэтов и писателей — Абу Нуваса (762—815), Омара ибн Аби Рабиа (644—712), Абу Таммама (ок. 796—843), Абу‑ль‑Фараджа аль‑Исфахани (897—967), аль‑Мутанабби (915—965), Абу Фираса (932—967) и других. На основе переработанных сюжетов персидских, индийских и других сказок стал складываться популярный сборник увлекательнейших сказок «Тысяча и одна ночь». Широкое распространение получил оформившийся классический литературный арабский язык и письменность на основе арабского алфавита. Накапливались и совершенствовались научные знания, развивались математика, астрономия, химия, медицина, география, философия, исторические и филологические дисциплины. Многие города стали крупными научными и культурными центрами. В Багдаде даже возникло особое учреждение — «Байт аль‑Хикма» («Дом мудрости»), при котором имелись богатейшая библиотека и обсерватория. Багдад стал центром переводческой деятельности, на арабский язык переводились научные и литературные памятники древности.

На весь мир славились многие города халифата как крупнейшие центры ремесленного производства и торговли, известные великолепными памятниками средневековой арабской архитектуры. Это Багдад и Басра, Дамаск и Иерусалим, Мекка и Медина, Куфа и Нишапур, Бухара и Самарканд, Александрия, Кайруан и Кордова и многие другие города.

yunc.org

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ

Поиск Лекций

Средневековье на Востоке.

Возникновение ислама.

Арабский халифат

Основные термины и понятия: ислам, сунниты, шииты, халиф, халифат, каллиграфия, Османская империя, турки сельджуки, арабизация, теократическое государство.

Средневековье на Востоке

В историю Востока понятие средневековье было перенесено из Европы. Средневековье Востока – период между древностью и началом колониализма, т.е. активного проникновения европейских стран на Восток. Следует отметить, что это происходило на разных территориях в разные временные рамки. Развитие средневековья Запада и Востока имеет свою специфику в частности, в отдельных регионах оно имеет разные временные рамки. В европейской истории содержанием средневековья является феодализм, имеющий специфическую форму феодальной собственности: земля, которой феодалы владели на договорной основе, эксплуатация зависимых крестьян. При вассально-ленных отношениях феодалы обладали определенной степенью независимости от верховной власти. На Востоке феодальная система отличается от европейской, прежде всего тем, что государство, в лице правителя, оставалось верховным собственником земли, а представители господствующей власти обладали своим богатством по мере причастности к верховной власти и не были отделены от государства. На Востоке господствовал сформировавшийся еще в древности тип власти-собственности и перераспределения государством ренты-найма. Это гарантировало стабильность социальной структуры и зависимость человека от государства. Он им поглощался. Каждому полагалось столько, сколько предписывала традиция, в соответствии с его статусом

Запад Восток
1.Разные временные рамки установления средневековья
1.Феодальная собственность на землю Государственная собственность на землю.
2.Специфическая форма частной собственности: Собственники не зависели от верховной власти. Владение землей на основе договора. Эксплуатировали крестьян и присваивали их труд. Нестабильность социальной структуры, грабительские войны Человек зависел, прежде всего, от своего господина. Богатство завоевывали и присваивали. Наиболее отличившимся дружинникам феодал мог дарить землю и последний становился феодалом. 2. Специфическая форма частной собственности: Государство верховный собственник земли. Представители господствующих слоев обладали своим богатством по мере причастности к верховной власти. Существовал восточный тип власти-собственности, сформированный еще в древности. Перераспределение государством ренты-найма. Стабильность социальной структуры. Человек был поглощен государством. Каждому полагалось столько, сколько предписывала традиция в соответствии с его положением в государстве и обществе.

 

Возникновение ислама

V-VII вв. – эпоха перелома в мировой истории, время выбора, когда начали формироваться два великих мира – христианский, из которого выросла европейская цивилизация и исламский, объединивший многие цивилизации Азии и Африки. Для обоих миров религия стала фактором, определившим их самобытность, духовный потенциал и культуру, устройство общества, обычаи и нравы. В VIII веке эти нарождающиеся миры впервые встретятся друг с другом и будут утверждаться путем самоидентификации.

Ислам возник в Аравии в VII в., населенной семитскими племенами кочевых арабов. В племени курейшитов появился проповедник, его звали Мухаммед. Он утверждал, что ему открылась высшая истина и дано узнать Аллаха — единого бога. Поскольку Мухаммед был бедным. к нему мало кто прислушивался. Его проповеди вызывали раздражение и вскоре он был изгнан из Мекки и переселен в Ясриб (в настоящее время Медина – «город пророка»). Это случилось в 622 г. по христианскому летоисчислению. Эта дата и стала датой основания ислама и началом мусульманского летоисчисления. В 632 г. Мухаммед скончался и был похоронен в Медине. С этого времени началось политическое объединение арабских племен.

Слово ислам обозначает «покорность». Ислам также называют мусульманством, а последователей этой религии – мусульманами. Ислам — религия монотеистическая. Ислам признает существование единого бога -Аллаха, Творца мира и человечества. Священное писание мусульман — Священная книга — Коран, в которой запечатлено Божественное откровение, ниспосланное через архангела Джебраила (архангел Гавриил) пророку Мухаммеду. В исламе важна культовая, обрядовая сторона. Культ ислама опирается на «пять столпов веры»:

1.Догма — «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед пророк его»;

2.Ежедневная пятикратная молитва;

3.Ураз пост в месяц рамазан;

4.Закят- обязательная благотворительность;

5.Хадж — паломничество в Мекку — священный город для мусульман.

В ходе развития в исламе появляются дополнения и изменения. Так кроме Священного писания, возникло Священное предание – дополнение к Корану, которое называется Сунна. С появлением этого дополнения связано разделение ислама на шиизм и суннизм.

Шииты ограничиваются почитанием Корана. Считают, что наследниками миссии Мухаммеда могут быть только прямые его потомки.

Сунниты признают и святость Корана, и святость Сунны, возвеличивают ряд халифов, которых не признают шииты.

Ислам неоднороден, имеет ряд сект и разветвлений. Ислам мировая религия, его придерживаются около полутора млрд. последователей.

Арабский халифат

После смерти Мухаммеда арабами стали управлять халифы – наследники пророка. При первых четырех халифах, его ближайших сподвижниках и родственниках, арабы вышли за пределы Аравийского полуострова и обрушились на Византию и Иран. Главной их силой была конница. Арабы завоевали богатейшие византийские провинции – Сирию, Палестину, Египет и огромное Иранское царство. В начале VIIIв. В Северной Африке они подчинили племена берберов и обратили их в ислам. В 711г. арабы переправились в Европу, на Пиренейский полуостров, и завоевали почти полностью королевство вестготов. Но в дальнейшем, при столкновении с франками (732г.), арабы были отброшены на юг. На востоке они подчинили народы Закавказья и Средней Азии, сломив их упорное сопротивление. Халиф объединил функции светского и духовного правителя, пользовался беспрекословным авторитетом у подданных. В исламе есть такое понятие как «джихад» — усердие особое рвение в распространении ислама. Первоначально джихад понимался как духовное движение. Но вскоре под джихадом стали понимать войну за веру «газават». Джихад вначале призывал к объединению арабских племен, но потом превратился в призыв к завоевательным войнам. Арабы завоевали Восточный Иран, Афганистан, проникли в Северо-Западную Индию. Так, в течение VII –первой половине VIII вв. возникло огромное государство – Арабский халифат, протиравшееся от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Его столицей стал город Дамаск.

В середине VII в. при халифе Али, в стране вспыхнули междоусобицы, приведшие к расколу ислама на суннитов и шиитов. После убийства Али власть захватили халифы из рода Омейядов. При них халиф становился верховным собственником и распорядителем земли. Усилению власти халифов способствовала арабизация полиэтнического населения халифата. Арабский язык был языком религии. Складывались единые порядки землепользования. Земли халифа и его родни не облагались налогом. Чиновники и государственные служащие получали за службу землю. Земля обрабатывалась крестьянами и рабами. Основу арабского халифата составляла религиозная община. Структура общины создавалась шариатом – путем, предопределенным Аллахом.

В 750г. власть в халифате перешла к династии Аббасидов. При Аббасидах завоевания арабов почти прекратились: были присоединены лишь острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. На пересечении торговых путей на реке Тигр была основана новая столица – Багдад, давшая название государству Багдадский халифат. Время его расцвета пришлось на годы правления легендарного Харуна-ар-Рашида (766-809 гг.). Огромный халифат недолго оставался единым.

В IX-X вв. ряд тюрских племен, живших в Средней Азии, приняли ислам. Среди них выделялись турки-сельджуки, которые в середине XI в. дошли до Багдада, захватили его, а их глава стал именоваться «султаном Востока и Запада». К концу XII в. держава сельджуков распалась на несколько государств. В последнее десятилетие XII в. султан Осман I подчинил сельджуков и стал правителем Османской империи. В XIV в. Османская империя включала в себя практически все земли Арабского халифата, а также Балканы, Крым, часть Ирана. Армия турецких султанов была сильнейшей в мире, турецкий флот господствовал на Средиземном море. Османская империя стала угрозой Европе и Московскому государству – будущей России. В Европе империю называли «Блистательной Портой».

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Какое значение имело возникновение и распространение ислама для мировой истории?

2. Почему ислам называют мировой историей?

3.Как взаимосвязан ислам и христианство?

4.Что такое теократическое государство?

5.Какую роль в европейской истории сыграла Османская империя?

6.Можно ли считать Арабский халифат типичным восточным государством?

ТЕМА 11

ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Реферат по истории на тему Арабский халифат читать бесплатно

Арабский халифат

Арабский халифат — самое процветающее государство Средиземноморья, существовавшее там на­ протяжении средних веков. В его создании принимал участие пророк Мухаммед (Мохаммед, Магомет) и его преемники.­ Халифат, будучи средневековым государством, сложился в итоге объединения нескольких арабских племен­ Аравийского полуострова,­ который находится между Северо-Восточной Африкой и Ираном.­ Возникновение государственности у арабов в седьмом веке обладало такой характерной чертой, как религиозная окраска процесса, сопровождавшегося новой мировой религией — исламом.

В политическом движении за объединение разных племен­ был лозунг, в котором ясно выражался отказ от многого, в том числе были: язычество и многобожие, которые объективно отражали тенденции к зарождению нового строя («ханифского»).­ С именем Мухаммеда связывают поиски проповедников нового бога и новых истин, они происходили в то время под влиянием христианства и иудаизма. Он самолично провозгласил необходимость установить культ Аллаха, как единого бога.­ В новом общественном порядке должна быть исключена племенная рознь. Во главе арабов должен­ стать­ некий «посланник на земле от Аллаха» — то есть пророк.

В призывах исламистов установить социальную несправедливость были такие пункты:
1. Ограничить ростовщичество.
2. Установить­ милостыню беднякам.
3. Освободить рабов.
4. Требование честных отношений в торговле.

Это вызвало большое недовольство представителей­ купеческой знати, в итоге Мухаммед вынужден быть бежать со своими ближайшими сподвижниками в город Ясриб (позднее он назывался «городом Пророка» — Мединой). Там он вскоре заручился поддержкой кочевников-бедуинов и­ других представителей разных социальных групп. В городе возвели первую мечеть с определением порядка, по которому будет проводиться мусульманское богослужение.­ Мухаммед был предводителем: и военным, и духовным, а также занимал пост главного судьи.

Спустя тридцать лет после его смерти, ислам был разделен на три больших течения, вернее секты, а именно:
— сунниты, которые опирались в вопросах правосудных и­ богословских­­ на Сунну, где были собраны предания о поступках и словах пророка;
— шииты, считавшие себя точными выразителями и­ последователями и­ взглядов, которых придерживался пророк и точно исполнявшими предписания Корана;
— хариджиты,­ для которых образцом политики и практики были первые два халифа – Омар и абу Бакра.
­
В истории Арабского халифата, как средневековой, выделяется два разных­ периода:
— дамасский, когда правила династия Омейядов;
— багдадский, когда правила династия Аббассидов.

Оба соответствовали основным этапам в развитии средневекового арабского государства и общества. Что касается первого этапа развития халифата, то это была относительно централизованная теократическая монархия. В его было сосредоточение­ двух властей: духовной (имамата) и светской (эмирата), они считались неограниченными и неделимыми.
В самом начале халифы­ выбирались мусульманской знатью, но позже­ власть­ халифа передавалась написанным им завещательным распоряжением. Роль главного советника и высшего должностного лица при халифе принадлежала визирю.­ По мусульманскому праву их разделяли на два типа. У одних была широкая власть, у других лишь ограниченные полномочия, т.е. они могли только исполнять приказы халифа. В раннем периоде халифата, как правило, назначались визири второго типа.
К самым важными чиновникам при дворе относились такие должности: начальника личной охраны, заведующего полицией и особого чиновника, который, в свою очередь,­ осуществлял надзор за всеми остальными должностными лицами.
­
Центральным органом государственного управления халифа являлись правительственные­ специальные канцелярии, в них велось делопроизводство, почтовая служба и была функция тайной полиции. Территория халифата­ разделялась на несколько провинций под управлением эмиров — военных наместников, которых назначал сам халиф.
Но огромная средневековая империя, называемая Арабским халифатом, все же была упразднена монголами в тринадцатом веке. Резиденцию перенести в Каир, там халиф еще до шестнадцатого века сохранял духовное лидерство у суннитов, позже оно досталось турецким султанам.

см. также: Все рефераты по истории
Краткая история государств, городов, событий

­

www.sdamna5.ru

Периодизация истории Арабского халифата.

Поиск Лекций

1. Дамасский период (661-750 гг.), династия Омейядов.

2. Багдадский период (750-1258 гг.), династия Аббасидов.

Династия Омейядов. На этом этапе происходит процесс укрепления государства и усиления власти Омейядов посредством:

1. исламизации завоеванного населения;

2. арабизации — воины-арбы заселяли завоеванную территорию, брали в жены представительниц местного населения; занимали ключевые посты в государстве.

При первых четырех халифах управление велось на греческом и персидском языках, так как это были земли, отвоеванные у Византии и Ирана. Но при династии Омейядов начинается переход на арабский язык.

Социальная структура на двух этапах:

1. Мусульмане платили закят, своего рода добровольные выплаты имущих, которые составляли сороковую часть доходов от недвижимого имущества (2,5%).

2. Немусульмане (зиммии) платили поземельный налог — харадж, который составлял от 1/3 до 2/3 урожая и подушную подать — джизью. Величина налогов и их количество периодически менялись, что приводило к восстаниям среди зиммиев.

Государственный строй дамасского периода.На первом этапе в Арабском халифате существовала относительная централизованная теократическая монархия. В руках халифа была сосредоточена духовная (имамат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. С династии Омейядов власть передавалась по завещательному принципу.

В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву визири могут быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказы халифа. В раннем халифате практиковалось назначение визиря с ограниченной властью.

К числу важных чиновников при дворе относились начальник личной охраны халифа, заведующий полицией и особый чиновник с функциями надзора за другими должностными лицами.

Центральные органы государственного управления назывались диванами, это были специальные правительственные канцелярии. Были диваны военных дел, внутренних дел, почтовой службы (выполнял функции тайной полиции).

Местное управление. К VIII в. территория халифата делилась на провинции во главе с назначаемыми халифами военными наместниками — эмирами и их помощниками — наибами.

Судебная система. Судебные функции были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Отправление правосудия осуществляло духовенство.

Верховным судьей являлся халиф. На практике высшую судебную власть осуществляла коллегия авторитетных богословов, одновременно являвшихся правоведами. От имени халифа они назначали нижестоящих судей из представителей духовенства — кади и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Функции кади были обширны: рассмотрение судебных дел, наблюдение за исполнением решений, надзор за местами заключения, нотариусы и т.д.

Колебания налоговой политики и принципов землепользования приводили к недовольству и среди мусульман и среди немусульман. В результате этих волнений к власти приходит династия Аббасидов (750-1258 гг.). Придя к власти, Аббасиды стремятся не присоединять новые земли, а удержать прежние, но безуспешно. К IX в. халифат начинает распадаться.

Причины распада кроются в следующем:

1. Произошло фактическое ограничение светской и духовной власти халифа. Большие полномочия у визиря, который превращается в фактического руководителя государства. Духовную власть халиф делит с верховным кади, руководившим судьями и системой образования.

2. В государственном механизме возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. В конце VII — середине VIII вв. проводятся военные реформы. До реформирования армия состояла из двух частей под командованием особых полководцев. Это было постоянное войско, состоявшее из воинов- мусульман (занимали привилегированное положение) и добровольцев (ополчения). Пополнялась армия в основном за счет ополченцев. При Аббасидах на смену ополчению приходит профессиональная наемная армия, главное место в которой занимала гвардия халифа, составленная из мамлюков. Мамлюки — рабы тюркского, кавказского, славянского происхождения, захваченные, купленные либо взятые в форме налога «кровью» с покоренных народов. Мамлюки воспитывались в Багдаде, были лишены связей и родни, зависели от милостей халифа. Но вскоре мамлюки начинают диктовать свою волю халифам, свергают их и ставят своих.

3. Усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях и власть эмиров, которая начинает передаваться по наследству. В конце IX в. халифат распадается на эмираты и султанаты — независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии и Закавказье. Багдадский халиф оставался духовным главой суннитов, к Х в. контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В XIII в. В XVI в. восточный халифат был завоеван монголами и упразднен. Резиденция халифа была перенесена в Каир, в западную часть халифата, который был завоеван в XVI в. турецкими султанами.

Основные черты права.Ислам заявил о себе впервые в начале 7 века н.э. Буквально «ислам» — человек, покорный богу. Мало обращается внимания на внутренний мир человека и его состояние, главное здесь – следование Корану. Постепенно это стало юридической нормой.

Мусульманское право – право религиозное. Его недостаток состоит в том, что оно не поддается кодификации. Это очень жесткое право: если человек не соблюдает его – он не мусульманин. Оно сложилось к 10 веку и до сих пор не поддавалось никакому влиянию.

Основные источники мусульманского права:

1.Коран — священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей. Составление окончательной редакции произошло при халифе Омаре. Лишь 500 стихов относятся к правилам поведения мусульман (из 6000), при этом только 80 можно рассматривать как собственно правовые (в основном, о браке и семье).

2.Сунна (составленны на основе свидетельства табигов – тех, кто лично видел и слышал пророков)- состоит из хадисов — многочисленных рассказов о поступках и суждениях Мухаммеда. Хадисы содержали много противоречащих положений и выбор наиболее достоверного из них относился к усмотрению богословов и судей. В Сунне содержится нормы брачного и наследственного доказательственного и судебного права, правила о рабах, др.

3.Иджма— общее согласие мусульманской общины. Иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или (впоследствии) наиболее влиятельными теологами — имамами, муфтиями. Правомерность иджмы выводилась из указания Мухаммеда: “Если сами не знаете, спросите тех, кто знает”.

4.Фетва — решение и мнение отдельных муфтий по отдельным вопросам, толкование авторитетами корана или сунн.

5.Кияс (с 10 в.) — решение правовых дел по аналогии. Не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и часто становился орудием откровенного произвола.

6.Дополнительные источники. Местные обычаи. Признавались сложившиеся в самом арабском обществе — урф — и у покоренных народов — адаты. Фирманы — указы и распоряжения халифов. Кануны — законы.

Ассары – решения халифов.

Сахих – достоверное предание о решении пророка.

Мантук – недостаточно авторитетное свидетельство о решении пророка.

Мурсал – шаткое свидетельство о решении пророка.

Ичма – согласие всей общины на принятие нормы. В оправдании ичмы лежит следующий принцип: весь исламский мир – одна община. Все вместе ошибаться не могут.

Амал – юриспруденция (его вид – кияс – толкование по аналогии. Мучтахиды — юристы)

Урф (адат) – обычное право.

Фикх (ферман) – закон в нашем понимании.

В Мусульманской религии различаются ортодоксальная, правоверная направленность, насчитывающая большинство мусульман, а также ереси, впрочем не резко отличаются в установках. Еще при первых Аббасидах мусульманские религиозные школы пользовались большой славой. Каждая школа придерживалась определенного толка (мазхаба). С 1300 г. существовали следующие правоверные толкования: 1. Мазхаб Ханифитский — наиболее либеральный (Абу Ханиф умер в 767 году) и самый многочисленный. 2. Мазхаб Малинитский — 1/7 всех суннутов (Милин ибн Анас умер в 795 году). 3. Шафинтский Мазхаб — (Муххамед ибн Шифин умер в 820 году). 4. Ханбалитский Мазхаб — самый строгий (Ахмед ибн Ханбаль умер в 855 году).

Осуществим был переход из одного мазхаба в другой без соблюдения формальностей, это было возможно как на время, так и навсегда.

 

Публичное право. Понятия государства нет, но есть община (умма) — собрание правоверных, ей управляет Аллах, перед ним все равны. Общинники сами назначают начальника. Аллах руководит уммой через имама — теократическое гос-во.

Сначала строгого монархического принципа не было. Халиф — духовный руководитель, Визирь — светский.

Своеобразная теория верховной суверенной власти — власть халифа, султана, падищаха — прямых заместителей аллаха на земле. Они правят, поскольку есть воля Аллаха на это. Теория светской власти появилась с династии Абассидов, после принятия ислама.

Задачи существования исламского государства:

1.защита Веры от неверных.

2.прозелитизм — пропаганда ислама в мире. Сама власть покоится на 3-х принципах:

а)религия;

б)желание, воля к власти у монарха;

в)ислам — беспрекословное подчинение светской власти.

Организация государства:

1.халиф — религиозные вопросы;

2.визирь — светская власть через систему Диванов. Во главе диванов — лицо, докладывающее визирю.

3. Диванов, во главе их – лицо, докладывающее визирю.

 

Право собственности.Шариат не знал четкого деления на отдельные отрасли права. Но отношения, связанные с вещным правом получили широкое развитие. В мусульманском правоведении подробно разрабатывался вопрос о правоспособности, которая предоставлялась совершеннолетним лицам, находившимся в здравом рассудке. Существовало понятие ограниченной правоспособности.

Отношения собственности: большое внимание уделялось классификации вещей. Выделялись государственные земли, земли частных лиц, общее достояние (воздух, море и т.д.). Не признавалась собственность мусульман на нечистые вещи.

Способы возникновения: завоеванные земли — собственность государства, другое имущество делилось на несколько частей. Кроме этого наследование, договор, находка вещи. Существовали земли, изъятые из оборота (вагф).

Договорное право. В шириате в отличие от римского права не формулировалась общая концепция обязательства. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние (обеты), срочные и бессрочные.

Договор — правовая и одновременно божественная связь. Обязанность соблюдать договоры — священна.

Виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение.

Нет понятия ростовщичества (запрещено исламом). Для обхода запрета — применялся хейял — особая юридическая техника — цепочка особого рода действий, которые формально не противоречат исламу, но результат оказывается противоречащим.

Процессуальное право. Правосудие осуществляет духовенство. Высший судья гос-ва — халиф. Он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение.

Коллегия виднейших богословов (одновременно и правоведы) назначала судей — кадиев и уполномоченных, которые контролировали судей на местах (и те и другие — представители духовенства). Судебные решения и приговоры кадия окончательные и обжалованию не подлежат. Исключения — сам халиф или лица им уполномоченные изменяли решения кадия. Немусульманское население судилось представителями всего духовенства.

Судебный процесс носил обвинительный характер. Дела возбуждались заинтересованными лицами. Различий между уголовными и гражданскими делами — нет. Судебные дела рассматриваются публично — в мечети. Стороны должны были сами вести свое дело не прибегая к помощи адвоката. Процесс — устно.

Доказательства — признание , показания свидетелей, клятва.

Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. Процесс — состязание сторон.

Брачно-семейное право. Брак — религиозная обязанность мусульман. На деле брачный договор выступал как торговая сделка. Фактически, отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей.

Брачный возраст — у женщин с 9 лет, у мужчин раньше — возраст половой зрелости. Шииты допускали временный брак на определенный срок. Мусульманин мог одновременно иметь четырех жен. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины.

Существовало несколько видов разводов: в упрощенной форме — талак — без объяснения причин (только со стороны мужчины). В случае развода муж выделял жене необходимое имущество. Жена могла требовать развода только через суд и только в определенных случаях.

Наследственное право было сложным и запутанным. Существовало наследование по закону и по завещанию. Особенность шириата: наследованию подлежали только имущественные права, а не обязанности.

 

 

39 По мнению ряда японских ученых подушный надел являлся поливным рисовым полем.


Рекомендуемые страницы:

poisk-ru.ru

Арабский халифат — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Ара́бский халифа́т, длительно существовавшее теократическое средневековое государство, возникшее на базе раннего внутриарабского государственного образования, созданного пророком Мухаммедом, а после его смерти перешедшего под власть его преемников — халифов. После правления четырех так называемых «праведных» халифов в стране сменились две династии, так или иначе связанные кровным родством с семьей пророка. Первая династия Омейядов (661-750), при которой определились общие географические контуры Халифата, включавшие страны от Ирана на востоке до Египта и Северной Африки на юго-западе, была свергнута в 750 представителем другой линии рода пророка, чья династия получила наименование Аббасидов (750-1258). Большинство представителей предыдущей династии при этом погибли. Власть их сохранилась лишь на западе, в Испании, где организовался арабский эмират.

История Халифата отражает очень сложную социально-политическую реальность. Созданный кочевыми воинственными племенами Аравийского полуострова, он вскоре превращается в один из мощнейших унифицированных массивов культуры. По мере расширения завоеваний кочевые правители и их наместники все больше проникаются интересами оказавшихся под их властью завоеванных стран, что ведет к политическому сепаратизму. В то же время в таких центрах, как Багдад, Дамаск, Фустат (в Египте близ Каира) культурная жизнь достигает невиданного для средневековья расцвета. Ислам как религия требовал соблюдения определенной догматической обрядности, жестко контролируемой халифами, но в то же время допускал развитие светского общества в тех формах, которые были традиционно свойственны странам и народам, вошедшим в состав Халифата. Этим обусловлен мощный подъем науки, прежде всего гуманитарных ее отраслей. Благодаря арабскому языку и локальным арабским культурам в европейскую культуру вернулись многие сочинения античных авторов, переведенные в свое время на арабский язык.

Средневековая Европа благодаря Крестовым походам и вновь обретенным владениям в Восточном Средиземноморье снова вошла в прямой контакт с культурами арабского Востока и много позаимствовала от них в научном плане.

После эпохи активных завоеваний, когда вся страна так или иначе привлекалась к ведению завоевательных войн, что требовало большой политической централизации и унификации, наступает, как и в большинстве крупных древних и средневековых централизованных монархических режимов, созданных завоеваниями, период стабилизации, который наряду с расцветом культур таит в себе семена упадка и распада. Этот распад начинается уже в 10 веке в момент наивысшего взлета культуры и образованности в Халифате. Большая завоевательная деятельность Халифата имела своим последствием широчайшее распространение представителей арабского мира по огромной территории евразийского континента.

Арабские завоевания повсюду сопровождались повышением интенсивности контактов между населением разных стран и возрастанием объемов внешней торговли. Именно арабы впервые после античности создают на значительных территориях Ближнего и Среднего Востока, Южной, Западной, Центральной и Восточной Европы торгово-обменные пути, по которым регулярно движутся крупные караваны, перевозящие товары и серебряные деньги в различные страны евразийского континента. Особенно активной торговая политика Халифата или отдельных его частей оказывается в 9-12 вв. Поддержание высокого уровня жизни в крупных и средних городских центрах Халифата оказывается почти полностью обусловлено успешностью международной торговли, которая обеспечивает сбыт ремесленной продукции этих центров и создает условия для приобретения разнообразного необходимого сырья. Европейские страны, в свою очередь, ощущают прямую зависимость от этой торговли, которая осуществляет широкие поставки перца, пряностей, сладостей, но в то же время и больших масс тканей, особенно шелковых, а также различных металлов, в том числе драгоценных, и минералов. Многие страны, окружающие Халифат, испытывают подъем благодаря тому, что через их территорию проходят транзитные торговые пути Халифата. Однако ослабление военной активности Халифата ведет к упадку его армейских контингентов, их дисциплины и, следовательно, возможности оборонять завоеванное.

На границах и в отдельных владениях, особенно таких, как Иран, Египет, где основная масса населения этнически и культурно была далека от интересов и обычаев непосредственно арабского мира, зреет сепаратизм. Наступление Запада в форме крестовых походов, борьба с Византией, периодические вторжения на территорию культурных провинций Халифата кочевых орд и народов с востока и севера подрывают административную упорядоченность, политическое могущество, военную мощь страны. Монгольское нашествие полностью уничтожает его. Окончательная гибель Халифата настает в 1258, когда после взятия Багдада последний арабский халиф, зашитый в мешок, был затоптан конями монгольских всадников. Эта своеобразная казнь была проявлением особого отношения монгольских кочевников к правителям-чужестранцам, кровь которых нельзя было проливать на землю. Разнородность Халифата в этническом, политическом и культурном отношениях способствовала тому, что после ослабления его военной мощи части его постепенно обретали политическую самостоятельность, доходящую до полного сепаратизма в отношении центральной власти. Иногда правители отдельных частей получали от арабских халифов те или иные иерархические титулы, но чем позже, тем чаще они, обретя самостоятельность, эти титулы возлагали на себя сами. Кочевые племена по границам Халифата, обогатившиеся за счет контрибуций с арабских караванов и торговли в целом, обогащались еще и с помощью угроз прервать путем военных действий ту или иную торговую артерию Халифата, которому приходилось все дороже расплачиваться за свое военное бессилие.

megabook.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *