Содержание

Папство — Википедия

Папа римский
лат. Pontifex Romanus

Герб папского престола

Должность занимает
Франциск
с 13 марта 2013 года
Возглавляет Католическую церковь и Государство Ватикан
Форма обращения Его Святейшество
Официальная резиденция Апостольский дворец[1]
Назначается избирается конклавом
Срок полномочий пожизненный, возможно отречение
Первый в должности апостол Пётр[2]
Сайт The Holy father

Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па́пу Ри́мского видимым главой всей Католической церкви. Папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.

Содержание

  • 1 Титул
    • 1.1 Официальный титул Папы Римского

ru.wikipedia.org

ПАПА РИМСКИЙ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ПАПА РИМСКИЙ. Папа, епископ города Рим, видимый глава Римско-католической церкви, верховный правитель государства Ватикан.

Ти­тул «па­па» в ран­не­хри­сти­ан­скую эпо­ху при­ме­нял­ся по от­но­ше­нию ко всем епи­ско­пам и вы­ра­жал осо­бое поч­те­ние (по от­но­ше­нию к римскому епи­ско­пу впер­вые встре­ча­ет­ся в начале III века у Тер­тул­лиа­на). Позд­нее он за­кре­пил­ся лишь за епи­ско­па­ми Ри­ма и Алек­сан­д­рии. Современная официальная ти­ту­ла­ту­ра Папа Римский: епи­скоп Рим­ский, ви­ка­рий Ии­су­са Хри­ста, пре­ем­ник кня­зя апо­сто­лов, Вер­хов­ный пон­ти­фик все­лен­ской Церк­ви, при­мас Ита­лии, ар­хи­епи­скоп и ми­тро­по­лит Римской об­лас­ти, су­ве­рен государства Ва­ти­кан, раб ра­бов Бо­жи­их.

Рим с са­мо­го за­ро­ж­де­ния хри­сти­ан­ской Церк­ви иг­рал боль­шую роль в её жиз­ни. Ни­ка­кая дру­гая западная Цер­ковь, кро­ме рим­ской, не име­ла апо­столь­ско­го про­ис­хо­ж­де­ния, в то вре­мя как на Вос­то­ке бы­ло мно­го апо­столь­ских ка­федр (например, ос­но­ван­ных апостолом Пав­лом в Ма­лой Азии, Гре­ции). Римская цер­ковь ак­тив­но уча­ст­во­ва­ла в жиз­ни других ка­федр по­сред­ст­вом ад­ре­со­ван­ных им по­сла­ний по различным во­про­сам (например, по по­во­ду спо­ров о дне празд­но­ва­ния Пас­хи, середина II века, по во­про­су пе­ре­кре­щи­ва­ния ере­ти­ков, середина III века) и поль­зо­ва­лась у них ав­то­ри­те­том. В эпо­ху Все­лен­ских со­бо­ров (IV-VIII веков) по­зи­ции Римской ка­фед­ры ещё бо­лее ук­ре­пи­лись, так как Папы Римские вы­сту­па­ли про­тив­ни­ка­ми ере­тических уче­ний: ари­ан­ст­ва (ко­то­рое при­ня­ли многие вар­вар­ские пле­ме­на ещё до на­ше­ст­вия на Римскую им­пе­рию), мо­но­фи­зит­ст­ва, мо­но­фе­лит­ст­ва, ико­но­бор­че­ст­ва, не ос­та­нав­ли­ва­ясь да­же пе­ред временными раз­ры­ва­ми с восточными церк­ва­ми. Это стя­жа­ло римскому пре­сто­лу сла­ву оп­ло­та пра­во­сла­вия. По­сле IV Все­лен­ско­го со­бо­ра (451) во все­лен­ской Церк­ви сло­жи­лась сис­те­ма 5 пат­ри­ар­ха­тов — круп­ней­ших и наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ных ка­федр (Рим­ская, Кон­стан­ти­но­поль­ская, Алек­сан­д­рий­ская, Ан­ти­охий­ская и Ие­ру­са­лим­ская), к пред­стоя­те­лям ко­то­рых с VI века стал ре­гу­ляр­но при­ме­нять­ся ти­тул пат­ри­ар­ха (из официальной ти­ту­ла­ту­ры Папы Римского ти­тул пат­ри­ар­ха За­па­да ис­клю­чён в 2006 году, од­на­ко со­хра­нён в латинской под­пи­си «P. P.» — «Па­па и Пат­ри­арх»).

Вме­сте с тем в Римской церк­ви по­сте­пен­но раз­ви­ва­лось уче­ние о при­ма­те Папы Римского как вер­хов­но­го гла­вы всей хри­сти­ан­ской Церк­ви, но­си­те­ля выс­шей юрис­дик­ции и ав­то­ри­те­та в во­про­сах ве­ры и хри­сти­ан­ской мо­ра­ли. С этим уче­ни­ем свя­за­но фор­ми­ро­ва­ние осо­бой ве­ро­учительной сис­те­мы ка­то­ли­циз­ма. Опи­раю­щее­ся на тол­ко­ва­ние отдельных мест Свя­щен­но­го Пи­са­ния (Мф. 16:16-19, Лк. 22:32, Ин. 21:15-17, 2 Кор. 11:28 и другие) уче­ние о пап­ском при­ма­те ос­но­ва­но на пред­став­ле­нии о пер­вен­ст­ве в Церк­ви апостола Пет­ра, ко­то­рый в западной тра­ди­ции счи­та­ет­ся пер­вым епи­ско­пом Ри­ма; па­пы, как пре­ем­ни­ки апостола Пет­ра по Римской ка­фед­ре, на­сле­ду­ют от не­го это пер­вен­ст­во. Римский со­бор 378 года оп­ре­де­лил прин­цип не­под­суд­но­сти пап свет­ской вла­сти и рас­про­стра­нил су­деб­ную власть епи­ско­па Рим­ско­го на всех епи­ско­пов За­па­да, Римский со­бор 382 года впер­вые за­я­вил о при­ма­те епи­ско­па Рим­ско­го по от­но­ше­нию к апо­столь­ским ка­фед­рам Вос­то­ка. В V веке яр­ким вы­ра­зи­те­лем уче­ния о пап­ском при­ма­те был па­па Лев I Ве­ли­кий. Римский со­бор 494 года впер­вые на­звал Папу Римского «на­ме­ст­ни­ком Хри­ста» (vicarius Christi). На Вос­то­ке уче­ние о при­ма­те Папы Римского не при­ни­ма­лось в пол­ном объ­ё­ме, но и не ос­па­ри­ва­лось до оп­ре­де­лён­но­го вре­ме­ни.

По­сте­пен­но Папы Римские ста­ли пре­тен­до­вать на выс­ший сю­зе­ре­ни­тет в Ев­ро­пе на ос­но­ва­нии под­дель­но­го до­ку­мен­та в фор­ме императорской кон­сти­ту­ции — «Кон­стан­ти­но­ва да­ра» (VIII-IX века). Осо­бый им­пульс по­ли­тические при­тя­за­ния пап по­лу­чи­ли по­сле «Пи­пи­но­ва да­ра» (середина VIII века), ко­то­рым франк­ский май­ор­дом Пи­пин Ко­рот­кий да­вал Папе Римскому власть свет­ских пра­ви­те­лей на от­воё­ван­ных у лан­го­бар­дов зем­лях — бу­ду­щей Пап­ской об­лас­ти.

Ос­лаб­ле­ние Ви­зан­тии по при­чи­не внутренних смут и про­ти­во­ре­чий, араб­ских (VII-VIII веков) и тюрк­ских (XI века) за­вое­ва­ний спо­соб­ст­во­ва­ло ак­тив­но­му стрем­ле­нию Папы Римского рас­про­стра­нить свою власть на Вос­то­ке, что при­ве­ло к со­пер­ни­че­ст­ву с восточными пат­ри­ар­ха­та­ми (например, борь­ба па­пы Ни­ко­лая I и пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Фо­тия из-за цер­ков­ной юрис­дик­ции над Бол­га­ри­ей и при­ори­те­та в мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти сре­ди сла­вян-языч­ни­ков) и в ито­ге — к раз­де­ле­нию церк­вей.

В пе­ри­од борь­бы с им­пе­ра­то­ра­ми Свя­щен­ной Римской им­пе­рии (XI-XIII веков) Папы Римские пре­тен­до­ва­ли на выс­шую свет­скую власть во всех хри­сти­ан­ских зем­лях, что бы­ло вы­ра­же­но в хо­де гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы и в дея­тель­но­сти па­пы Гри­го­рия VII. Кре­сто­вые по­хо­ды, взя­тие кре­сто­нос­ца­ми Кон­стан­тино­по­ля (1204), вве­де­ние ин­кви­зи­ции (два по­след­них со­бы­тия при па­пе Ин­но­кен­тии III) оз­на­ме­но­ва­ли пик уси­ле­ния свет­ской и ду­хов­ной вла­сти Папы Римского. В XIII-XV веках, осо­бен­но во вре­мя про­ти­во­стоя­ния со­бор­но­му дви­же­нию, Авинь­он­ско­го пле­не­ния пап, Ве­ли­кой схиз­мы, уси­лия Папы Римского бы­ли на­прав­ле­ны на удер­жа­ние дос­тиг­ну­то­го влия­ния.

Важ­ны­ми ве­ха­ми в ис­то­рии пап­ст­ва яв­ля­ют­ся Ре­фор­ма­ция и про­ти­во­по­став­лен­ная ей Рим­ско-ка­то­лической цер­ко­вью Контр­ре­фор­ма­ция, од­ним из клю­че­вых со­бы­тий ко­то­рой стал Три­дент­ский со­бор (1545-1563), осо­бо вы­де­лив­ший пап­ские пре­ро­га­ти­вы, в ча­ст­но­сти то, что ав­то­ри­тет Папы Римского вы­ше ав­то­ри­те­та лю­бо­го со­бо­ра. Уче­ние о пап­ском при­ма­те в ка­че­ст­ве дог­ма­та ка­то­ли­циз­ма бы­ло про­воз­гла­ше­но Ва­ти­кан­ским I со­бо­ром (1869-1870) в дог­ма­тической кон­сти­ту­ции «Pas­tor Aeternus». Этой же кон­сти­ту­ци­ей про­воз­гла­шён дог­мат о без­оши­боч­но­сти Папы Римского в важ­ней­ших официальных су­ж­де­ни­ях (ex cat­hedra) по во­про­сам ве­ры и нрав­ст­вен­но­сти (в ос­таль­ных слу­ча­ях вы­ска­зы­ва­ния Папы Римского не но­сят об­ще­обя­за­тель­но­го ха­рак­те­ра; дог­мат не под­ра­зу­ме­ва­ет лич­ную без­греш­ность па­пы).

В ре­зуль­та­те мно­го­ве­ко­вой эво­лю­ции ка­то­лическое уче­ние о Папе Римском при­ня­ло сле­дую­щий вид. Ии­сус Хри­стос по­ста­вил апостола Пет­ра кня­зем (латинский princeps) апо­сто­лов; Пётр — ос­но­ва­ние хри­сти­ан­ской Церк­ви, ви­ди­мый её гла­ва и на­ча­ло един­ст­ва. Он един­ст­вен­ный вос­при­нял власть (potestas) пря­мо от Хри­ста, а не че­рез по­сред­ст­во Церк­ви. Он на­ме­ст­ник Хри­ста, при­няв­ший всю пол­но­ту вла­сти, а не од­но лишь пер­вен­ст­во чес­ти; апо­сто­лы при­ня­ли власть не без Пет­ра и не про­тив Пет­ра, они бы­ли ему под­чи­не­ны и да­же апостол Па­вел не был ему ра­вен. Апостол Пётр был пер­вым епи­ско­пом Ри­ма, по­это­му Папа Римский — пол­но­вла­ст­ный пре­ем­ник апостола Пет­ра. От­сю­да име­но­ва­ние пап­ской ка­фед­ры как «апо­столь­ско­го пре­сто­ла», «пре­сто­ла святого Пет­ра» и тому подобное. Пет­ро­во пре­ем­ст­во не ос­но­ва­но на все­лен­ских со­бор­ных по­ста­нов­ле­ни­ях. Един­ст­во Церк­ви в том, что «ста­до Хри­сто­во» в си­лу об­ще­ния с Папой Римским име­ет еди­но­го пас­ты­ря и ис­по­ве­ду­ет его ве­ру. При­зна­ние та­ко­го пер­вен­ст­ва Папы Римского не­об­хо­ди­мо для спа­се­ния; не по­ви­ную­щий­ся па­пе — схиз­ма­тик. Папа Римский име­ет не­по­сред­ст­вен­ную епи­скоп­скую юрис­дик­цию над всей Цер­ко­вью. Это — вер­хов­ная власть в во­про­сах ве­ро­уче­ния и мо­ра­ли, дис­ци­п­ли­ны и управ­ле­ния. По­ста­нов­ле­ния Папы Римского не ну­ж­да­ют­ся в до­пол­нительном со­гла­сии Церк­ви, что­бы быть не­пре­лож­ны­ми, так как они вы­ра­жа­ют са­мую сущ­ность цер­ков­ной ве­ры и яв­ля­ют­ся го­ло­сом Церк­ви. 

Папа Римский име­ет вер­хов­ную за­ко­но­дательную, административную и су­деб­ную власть. Бу­ду­чи вер­хов­ной су­деб­ной ин­стан­ци­ей, Папа Римский при­ни­ма­ет апел­ля­ции от всех вер­ных; его ре­ше­ние не под­ле­жит пе­ре­смот­ру в какой-либо другой ин­стан­ции. Сам Папа Римский не под­ле­жит ничь­е­му су­ду, име­ет власть над со­бо­ра­ми. Он вер­хов­ный учи­тель Церк­ви, сам по се­бе оп­ре­де­ляю­щий об­ще­обя­за­тель­ные ве­ро­учительные ис­ти­ны и пол­но­моч­но ин­тер­пре­ти­рую­щий со­бор­ные по­ста­нов­ле­ния, но мо­жет дей­ст­во­вать и как ча­ст­ный учи­тель, например под­дер­жи­ваю­щий од­но из до­пус­ти­мых мне­ний какой-либо бо­го­слов­ской шко­лы (бо­го­слов­ские факультеты, мо­на­ше­ские ор­де­на у ка­то­ли­ков име­ют пра­во на ча­ст­ные док­три­ны по дис­кус­си­он­ным во­про­сам).

Трак­туе­мая та­ким об­ра­зом власть Папы Римского ос­па­ри­ва­лась пра­во­слав­ны­ми, про­тес­тан­та­ми и да­же чле­на­ми са­мой Рим­ско-ка­то­лической церк­ви (со­бор­ное дви­же­ние, гал­ли­кан­ст­во) в различных ас­пек­тах (Свя­щен­ное Пи­са­ние, Свя­щен­ное Пре­да­ние, ка­но­ни­ка, цер­ков­ная ис­то­рия). Ва­ти­кан­ский II со­бор (1962-1965) Рим­ско-ка­то­лической церк­ви, со­хра­нив не­пре­ре­кае­мым уче­ние о пер­вен­ст­ве Папы Римского во все­лен­ской Церк­ви, на­ря­ду с этим, при­дал осо­бое зна­че­ние прин­ци­пам епи­скоп­ской кол­ле­ги­аль­но­сти, в рам­ках ко­то­рой римский пон­ти­фик осу­ще­ст­в­ля­ет своё пер­во­вер­хов­ное слу­же­ние. Со­глас­но при­ня­той со­бо­ром дог­ма­тической кон­сти­ту­ции «Lumen Gentium», кол­ле­гия епи­ско­пов об­ла­да­ет унас­ле­до­ван­ной от апо­сто­лов пол­но­той вла­сти в Церк­ви и без­оши­боч­но­стью в из­ло­же­нии уче­ния о ве­ре и нра­вах, од­на­ко обя­зательным ус­ло­ви­ем осу­ще­ст­в­ле­ния этих пре­ро­га­тив яв­ля­ет­ся со­гла­сие и един­ст­во с Папой Римским.

В начале XXI века боль­шин­ст­во бо­го­сло­вов всех хри­сти­ан­ских кон­фес­сий при­зна­ют ка­то­лическое уче­ние о Папе Римском главным пре­пят­ст­ви­ем на пу­ти вос­ста­нов­ле­ния един­ст­ва Рим­ско-ка­то­лической церк­ви с другими церк­ва­ми.

Свет­ская власть Папы Римского, ны­не дей­ст­вую­щая в государстве Ва­ти­кан (пра­во­пре­ем­ни­ке Пап­ской об­лас­ти), важ­на как га­ран­тия его не­за­ви­си­мо­сти от лю­бой че­ло­ве­че­ской вла­сти. В ме­ж­ду­народном пра­ве в си­лу од­но­временного вла­де­ния Папой Римским не­раз­дель­ны­ми функ­ция­ми вла­сти — как ви­ди­мо­го гла­вы Рим­ско-ка­то­лической церк­ви и как су­ве­ре­на государства Ва­ти­кан — он яв­ля­ет­ся су­ве­рен­ной пер­со­ной ис­клю­чительного свой­ст­ва (persona sui generis). Пол­ный су­ве­ре­ни­тет Папы Римского со­хра­ня­ет­ся за ним вне за­ви­си­мо­сти от на­ли­чия тер­ри­то­ри­аль­ных вла­де­ний.

В из­бра­нии но­во­го Папы Римского по­сле смер­ти (или отречения) пре­ды­ду­ще­го пон­ти­фи­ка, со­глас­но пра­ви­лу, ут­вер­див­ше­му­ся со вре­мён гри­го­ри­ан­ской ре­фор­мы XI века, мо­гут при­ни­мать уча­стие толь­ко кар­ди­на­лы, со­брав­шие­ся на конк­ла­ве. С конца XIV века Папа Римский не­из­мен­но из­би­ра­ет­ся из чис­ла кар­ди­на­лов. Со­глас­но Ко­дек­су ка­но­ни­че­ско­го пра­ва, он мо­жет от­речь­ся от слу­же­ния по собственной во­ле без со­из­во­ле­ния с чьей-ли­бо сто­ро­ны.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

w.histrf.ru

Папа римский — это… Что такое Папа римский?

Герб Папского престола

Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па́пу Ри́мского главой всей Католической Церкви. В Римско-католической Церкви Папа также является верховным правителем Святейшего Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.

Папа

Папа римский (римский понтифик (лат. Pontifex Romanus), или верховный суверенный понтифик (Pontifex Maximus)) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:

  1. Монарх и Суверен Святого Престола,
  2. как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — глава Римско-католической Церкви и её верховный иерарх,
  3. суверен города-государства Ватикан. Полный суверенитет Папы Римского, как монарха Святого Престола, сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.

Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтвержденный Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета папы (Святого престола).

Термин «Папа» (pappas) по-гречески означает «отец». В первые века христианства это название применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались «Папами». Но начиная с VII века по настоящее время титул «Папа» давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам.

Согласно католическому учению, Папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.

В настоящее время (с апреля 2005) Папой Римским является Бенедикт XVI.

Написание термина

По современным правилам русского языка, термин «Папа Римский» везде пишется со строчных букв, кроме официальных документов, в которых должна быть официально указана эта должность. Православный же церковный справочник по грамматике рекомендует писать «Папа Римский» с заглавных букв, и такое написание встречается нередко.

Выборы Римского Папы

Папа Римский избирается пожизненно на собрании кардиналов (конклаве) после смерти своего предшественника (или отречения — что бывает крайне редко). Теоретически, Папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик, хотя на практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы.

Имя папы

Сразу после избрания на конклаве новый Папа выбирает себе имя и соответствующий номер, под которыми он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать это не обязан.

Смерть Папы

После того, как камерленго официально удостоверит смерть Папы, начинается период Sede vacante — вакантного престола, продолжающийся до выборов нового понтифика.

Отречение

Кодекс канонического права предусматривает право Папы отречься от Престола, причём не требуется утверждения этого отречения кем-либо: единственным условием действительности отречения является свободно выраженная воля папы. На текущий момент, последним Папой, воспользовавшимся этим правом, был Григорий XII в 1415 году. Существует предположение, что в начале 2000-х годов Иоанн Павел II обдумывал возможность отречения в связи с плохим состоянием здоровья. Официально эта точка зрения не подтверждена.

Официальный титул папы римского

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Великий понтифик, [Патриарх Запада], Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.

На латыни:

  • Episcopus Romanus
  • Vicarius Christi
  • Successor principis apostolorum
  • Caput universalis ecclesiae
  • Pontifex Maximus
  • [Patriarcha Occidentis]
  • Primatus Italiae
  • Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae
  • Princeps sui iuris civitatis Vaticanae
  • Servus Servorum Dei

Власть папы в Церкви

Власть папы в Церкви — высшая и юридически полная власть над всей католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление церковью.

Папа осуществляет верховную законодательную власть в церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие.

Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами. Их объединяли в специальные канонические сборники — кодексы канонического права. Уже Халкидонский собор (451) выпустил такой сборник.

Средневековое каноническое право было кодифицировано в неоднократно переиздававшемся «Corpus Juris Canonici» («Свод юридических канонов»). Наиболее часто используемым его вариантом было, пожалуй, лейпцигское издание 1876—1884.

Свод законов, вступивший в силу 19 мая 1918, составила папская кодификационная комиссия, созданная в 1904 папой Пием Х под руководством кардинала Гаспарри и выпустившая его под названием «Codex Juris Canonici» («Кодекс канонического права»). 27 мая 1917 папа Бенедикт XV освятил его и опубликовал. Сборник источников Кодекса канонического права был издан между двумя мировыми войнами под названием «Источники Кодекса канонического права» («Codicis Juris Canonici Fontes», Рим-Ватикан, 1923—1929, тт. 1-7 — ред. П. Гаспарри, тт. 8-9 — ред. Шереди). В связи со значительным обновлением католической теологии II Ватиканский собор (1962—1965) указал на необходимость пересмотра «Codex Juris Canonici».

Подписанный Иоанном Павлом II в 1983 году новый кодекс сохраняет основное содержание прежнего при значительном сокращении количества статей (с 2412 до 1752) и причин для отлучения от церкви (с 37 до 7).

Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает Вселенские соборы католической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы.

Предмет вероучения — откровения Божьи, хранительницей которых является вся церковь. Церковь сообщает эти откровения (догматы веры) либо на Вселенском соборе либо путём провозглашения его папой ех cathedra (с кафедры, амвона). Догматы соборов (а после I Ватиканского собора, с 1870, и оглашаемые папой ex cathedra, — См. статью Догмат о безошибочности папы) по вопросам веры и морали объявляются как действительные для всей церкви и непогрешимые (infallibitas), то есть они не могут быть ошибочными.

Папа наделён высшей судебной властью в церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой.

Папе принадлежит высшая исполнительная власть в церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, осуществляет право посвящения в блаженные и святые.

Папа — гарант всеобщности (универсальности) и единства католической церкви. Поскольку папа — залог единства церкви, то и папская власть — суверенна. Через папу действуют в полную силу и части церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. В случае смерти папы во время собора, его заседания приостанавливаются до выборов нового папы.

Светская власть папы

Папа — глава государства Ватикан.

До 1870 года папы были светскими владыками значительных территорий в современной Италии — так называемой папской области.

В 756 году франкский король Пипин Короткий, получивший корону из рук Стефана II, передал тому отвоёванную им у лангобардов территорию Равеннского экзархата, до 752 года бывшего под властью Ромейских императоров.

Власть Папы над экзархатом обосновывалась подложным документом — Константиновым даром. Документ, якобы составленный Константином на имя епископа Сильвестра I, вошёл в IX веке в канонический сборник, известный как «Лжеисидоровы декреталии».

Вершину светского могущества папской власти ознаменовал документ, известный как Диктат папы (Dictatus рарае), изданный в 1075 году.

Литература

  1. Енё Гергей. История папства
  2. Самуил Лозинский. История папства.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Кто такой папа римский и какова его роль? Кто такой папа римский и какова его роль ?

Кто такой папа римский и какова его роль? Кто такой папа римский и какова его роль ?

  • Один из самых влиятельных политиков в мире. Католиков на земле больше всего!
  • А почему, собственно, ПАПА? Во всех цивилизованных странах — ПОП…
    Даже фамилия есть такая! Например, британский поэт Alexander Pope (1688 1744) , переводчик Гомера.
    Не холуинский ли это диалект?
  • Папа Римский глава католической церкви и верховный правитель (абсолютный монарх) государства-города Ватикан, расположенного на территории Рима, занимающего площадь 0,44 кв. км, с населением около тысячи человек.

    Полный титул папы звучит более чем внушительно: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан, раб рабов Божьих. Согласно догмату католической церкви папа считается непогрешимым в вопросах веры и морали.

    Папа избирается конклавом пожизненно. Конклав (от латинского cum clave запертый на ключ) собрание кардиналов, созываемое через 18 дней после смерти папы для избрания нового носителя упомянутых титулов. Конклавом также называется помещение Сикстинской капеллы, в котором происходят выборы. Входные двери капеллы на время конклава замуровывают и открывают лишь после избрания папы. Сигналом к открытию дверей служит дым, поднимающийся из трубы камина, расположенного в конклаве это горят бюллетени, с помощью которых кардиналы проводят голосование.
    Порядок проведения конклавов был установлен ещ в 13 веке. Число участников конклава не должно превышать 120. Для избрания папы требуются 2/3голосов участников конклава плюс один голос.

    В официальном списке римских пап фигурирует, включая ныне правящего, 262 папы. С 1523 по 1978 годы папский престол занимали только итальянцы. Эта традиция была нарушена в 1978 году, когда папой избрали польского кардинала Кароля Войтылу, принявшего имя Иоанн Павел II

  • Папа Римский в международном праве суверенная персона исключительного свойства, поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти: Глава и суверен Святого Престола,
    Как преемник Святого Петра (первого римского епископа) видимый глава Католической церкви и е верховный иерарх,
    Суверен города-государства Ватикан. Полный суверенитет папы римского как главы Святого Престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений. Власть папы в Церкви высшая и юридически полная власть над всей Католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на вс управление Церковью. Папа осуществляет верховную законодательную власть в Церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей Церкви или для е части, толковать их, изменять или отменять их действие. Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в Церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью) , созывает Вселенские соборы Католической церкви, ведт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц) , утверждает их решения, переносит или распускает соборы. Папа наделн высшей судебной властью в Церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой.

    Папе принадлежит высшая исполнительная власть в Церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, провозглашает новых блаженных и святых.

    Папа гарант всеобщности (универсальности) и единства Католической церкви. Поскольку папа залог единства Церкви, то и папская власть суверенна. Через папу действуют в полную силу и части Церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри Церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. В случае смерти папы во время собора, его заседания приостанавливаются до выборов нового епископа Рима.

  • Город-государство Ватикан — самостоятельное государство и центр Римско-католической церкви, резиденция Папы Римского. Папе Римскому, как главе Римско-католической церкви принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане. В его компетенцию входит представление Ватикана в международных вопросах, заключение, ратификация и денонсация международных договоров, прием дипломатических представителей и назначение представителей Ватикана в других странах.

    Папа является епископом Римским, архиепископом и митрополитом Римской провинции, примасом Италии и патриархом Запада. Папу избирают римские кардиналы, которые затем помогают папе осуществлять его служение; когда кардиналы умирают или достигают 80-летнего возраста, папа назначает на их место новых. Папа управляет церковью через Курию, состоящую из различных конгрегаций, секретариатов и трибуналов. Важнейшая из них — Священная конгрегация по вопросам вероучения (прежде именовавшаяся Священной Палатой) , ответственная за чистоту католического вероучения и христианской морали. Важнейший из трибуналов — Священная Римская Рота, рассматривающая дела, связанные с заключением и расторжением браков. Когда-то папа был светским правителем большей части центральной Италии. С 1929 он является главой Ватикана — крошечного суверенного государства, расположенного на территории Рима.

    Более подробно читайте на http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5197/ПАПСТВО

  • В древности правитель государства. Управляющий церковной системой на определнной территории (государстве) . Естественно католик.
  • Папа Римский (лат. Pontifex Romanus, persona sui generis, Vicarius Christi super terram, servus servorum Dei) сан и титулы римского епископа, патриарха Западной Римской империи, а также и. о. Св. Петра на этой грешноватой планете и одна из самых долговечных должностей в истории западной цивилизации.

    Предупреждение! Читая эту статью, ты совершаешь серьзный грех. (((http://lurkmore.to/Римский_папа

  • Город-государство Ватикан — самостоятельное государство и центр Римско-католической церкви, резиденция Папы Римского. Папе Римскому, как главе Римско-католической церкви принадлежит верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане. В его компетенцию входит представление Ватикана в международных вопросах, заключение, ратификация и денонсация международных договоров, прием дипломатических представителей и назначение представителей Ватикана в других странах.

    Папа является епископом Римским, архиепископом и митрополитом Римской провинции, примасом Италии и патриархом Запада. Папу избирают римские кардиналы, которые затем помогают папе осуществлять его служение; когда кардиналы умирают или достигают 80-летнего возраста, папа назначает на их место новых. Папа управляет церковью через Курию, состоящую из различных конгрегаций, секретариатов и трибуналов. Важнейшая из них — Священная конгрегация по вопросам вероучения (прежде именовавшаяся Священной Палатой) , ответственная за чистоту католического вероучения и христианской морали. Важнейший из трибуналов — Священная Римская Рота, рассматривающая дела, связанные с заключением и расторжением браков. Когда-то папа был светским правителем большей части центральной Италии. С 1929 он является главой Ватикана — крошечного суверенного государства, расположенного на территории Рима.

  • info-4all.ru

    Папа римский это что такое Папа римский: определение — История.НЭС

    Папа Римский

    глава Католический церкви и государства Ватикан. Избирается пожизненно (с 1389 г. — всегда из кардиналов) коллегией кардиналов.

    Оцените определение:

    Источник: Исторический словарь

    ПАПА РИМСКИЙ

    глава католической церкви и государства Ватикан. Избирается кардинальской коллегией, как правило, из числа кардиналов большинством в две трети плюс один голос при тайном голосовании. В Ватиканском реестре фигурируют 264 папы.

    Оцените определение:

    Источник: Словарь исторических терминов

    Папа римский

    от греч. pappas — отец) — глава католич. (римско-католич.) церкви. Христианство проникло в Рим еще ок. сер. I в., и вскоре римская христиан, община стала одной из крупнейших. По преданию, первым епископом Рима был глава апостолов Петр, и это использовалось в дальнейшем епископами для утверждения своего главенства, в христиан, церкви. В эпоху античности епископам Рима не удалось установить свое главенство над всей церковью из-за отпора, особенно со стороны восточно-рим. духовенства. Однако по решениям Константинопольского (381) и Халкидонского (451) Вселенских соборов п.р. признавался первым по достоинству среди епископов (в 451 г. наряду с константинопольским). В условиях бурных потрясений Раннего Средневековья папы римские сумели установить свое верховенство (примат) в зап. христианстве. Решающую роль в этом сыграл их союз с королями самой могущественной тогда в Зап. Европе державы франков. Благодаря дару короля Пипина Короткого папы в сер. VIII в. стали монархами в своем папском государстве в Сред. Италии.

    П.р. избирался и избирается пожизненно. В Средневековье в выборах пап вначале участвовали наряду с высшим духовенством и светские лица. По постановлению Латеранского собора (1059) п.р. отныне могла избирать только коллегия кардиналов (конклав). Вначале они титуловались «наместниками апостола Петра», а в Высокое Средневековье пап римских стали рассматривать как «наместников Иисуса Христа». Тогда же появился и особый головной убор п.р. — двойная тиара, символизирующая соединение в руках папы двойной власти: духовной и светской. Неоднократно папы римские (Николай I, Григорий VII, Иннокентий III и др.) выступали с доктринами о превосходстве папской власти над королевской. В значительной мере эта доктрина нашла свое воплощение в XIII в. — веке пика полит, могущества папства. В своем руководстве католич. церковью папы римские опирались на созданный для этого бюрократич. аппарат — курию с сотнями чиновников-священнослужителей.

    Лит.: Katolicyzm sredniowieczny. Warszawa, 1977.

    Оцените определение:

    Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    interpretive.ru

    Папа Римский Франциск, биография, новости, фото!

    Биография папы римского Франциска

    Папа римский Франциск – верховный правитель Святого Престола и суверен Ватикана. Ранее он являлся кардиналом и архиепископом Буэнос-Айреса. Его светское имя – Хорхе Марио Бергольо. Он – член Общества Иисуса, отказавшийся от мирских благ в 23 года, единственный за всю историю папа-предстоятель этого аскетического монашеского ордена и первый из Америки, из Южного полушария и не из Европы (со времен правившего в VIII веке Григория III из Сирии).

    Детство и юность

    Глава католиков появился на свет 17 декабря 1936 года в Буэнос-Айресе, Аргентина. Он — самый старший из 5 детей эмигранта из Италии и уроженки аргентинской столицы итальянского происхождения. Его отец был рабочим на железной дороге, мать – домохозяйкой. В детстве Хорхе был почтительным и добрым мальчиком. После школы он учился в техническом техникуме, защитил диплом химика. Затем трудился по специальности в химической лаборатории, подрабатывал вышибалой в ночном баре. В 21 год он перенес тяжелейшую болезнь – пневмонию с угрозой для жизни и с удалением части легкого. Практически воскреснув, он захотел посвятить себя служению богу. В 1958 году он примкнул к приверженцам Общества Иисуса. В качестве новиция (послушника) он изучал гуманитарные дисциплины в Сантьяго. Пройдя этап новициата в 1960 году, стал иезуитом.

    На пути к папству

    В 1967 году юноша проходил духовное обучение в колледже Святого Иосифа родного города, заслужил академическую степень лицензиата по философии, преподавал в католических учебных заведениях столицы и Санта-Фе. Также он посещал философско-богословское отделение в столичном колледже Сан-Мигель, являлся мастером новициев и занимал пост профессора теологии. В 33-летнем возрасте молодой человек был рукоположен в сан священника. В 1970-1971 гг. завершил третий этап духовного обучения в знаменитом университете Алькала-де-Энарес, расположенном в пригороде Мадрида, где учились многие выдающиеся личности – Тирсо де Молина, Лопе де Вега, Мигель-де-Сервантес. В 1973 году Хорхе принял завершающий, четвертый обет – подчинение Папе, и вскоре получил звание провинциального настоятеля Аргентины.

    По истечению срока полномочий на этой должности в 1980 году его утвердили ректором родного учебного заведения Святого Иосифа. Перед тем как приступить к новым обязанностям, в течение трех месяцев он изучал английский язык в Дублине, в иезуитском центре Миллтаунского института теологии и философии. Через 6 лет пребывания на должности он провел несколько месяцев во Франкфурте, обучаясь в магистратуре, Хорхе защитил докторскую научную работу и, по возвращению, занял очередной высокий пост – духовного директора архиепископии и исповедника в Кордове.

    В 1992-м решением высшего богословского руководства он был признан вспомогательным епископом столицы. В том же году его посвятили в епископы, а через 5 лет назначили коадъютором кардинала, архиепископа Антонио Кваррачино, то есть преемником с правом автоматического обретения должности «по наследству».

    В итоге после ухода из жизни Кваррачино в 1998 году Бергольо стал кардиналом и обрел звание кардинала-священника собора Сан-Роберто Беллармино. В новой должности он получил пять постов в административном органе Святого Престола и Ватикана – в Римской курии.

    В 2001 году он лично выезжал в хоспис для умирающих от СПИДа бедняков. Он омыл и поцеловал ноги двенадцати страждущих, подчеркнув, что сам Христос не чурался прокаженных.

    В 2005-2011 гг. он был главой Конференции епископов всей страны.

    В 2013-м на конклаве Бергольо избрали верховным суверенным понтификом, папой римским. По статусу он получил также титул Принца и Великого Магистра Суверенного военного Мальтийского ордена. В качестве папского имени он взял имя Франциска в честь католического святого, покровителя нищих.

    В 2016 году в здании аэропорта Гаваны он встретился со святейшим патриархом Кириллом. По итогам встречи, прошедшей на столь высоком уровне впервые со времен Великой схизмы (церковного раскола) 1054 года, был подписан документ, призывающий к всехристианскому единству.

    Личная жизнь папы Франциска

    Глава католиков известен личной скромностью, простотой в общении, приверженностью социальной справедливости, доктринальным консерватизмом. Он всегда пользовался общественным транспортом, отказывался от подарков, а также придерживался традиционных церковных взглядов относительно священнического безбрачия, гомосексуализма, абортов, контрацепции, эвтаназии, рукоположения женщин в священники. После избрания папой он предпочел поселиться не в роскошных папских покоях Апостольского дворца, а в гостевом доме. Выбрал серебро для изготовления папского перстня (вместо золота), носил облачения, лишенные дорогих украшений, питался в обычной столовой для священников.

    Он является поклонником выдающегося литератора и философа Федора Достоевского и отечественных классиков – Хорхе Борхеса и Леопольдо Маречаля.

    Что касается женщин, понтифик был влюблен один раз в жизни – в 12 лет.

    Утром понтифик встает в 4 часа, а ложится спать в 9 вечера. От телевидения он полностью отказался в 1994 году, но очень любит фильмы с известной актрисой, танцовщицей и певицей Титой Мерельо. Его Святейшество любит также оперу, народную музыку, танго и футбол. Он является давним болельщиком сильнейшего в его родной стране футбольного клуба «Сан-Лоренсо».

    Папа Римский сейчас

    Вместе с основной деятельностью на престоле его Святейшество большое внимание уделяет расширению отношений католиков с последователями других религий, в решение критических вопросов в международной дипломатии, призывая к толерантности, миролюбию, состраданию и благоразумию. Понтифик по-прежнему старается провести свой день рождения в кругу людей, особенно нуждающихся в его заботе. Ранее он отмечал его в компании бездомных, а в 2017 году посетил больных детей в ватиканской больнице Santa Marta.

    Выступая с балкона собора святого Петра с традиционным рождественским благословением, он призвал верующих молиться за мир и помогать мигрантам, вынужденным покинуть родину из-за вооруженных конфликтов.

    Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    uznayvse.ru

    Папа Римский Википедия

    Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па́пу Ри́мского видимым главой всей Католической церкви. Папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.

    Титул

    Папа Римский (лат. Pontifex Romanus — римский понтифик; или лат. Pontifex Maximus — верховный суверенный понтифик) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:

    1. Глава и суверен Святого Престола,
    2. Как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх,
    3. Суверен города-государства Ватикан.

    Полный суверенитет Папы Римского как главы Святого Престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.

    Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтверждённый Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета Святого Престола.

    Согласно католическому учению, Папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.

    13 марта 2013 года Папой Римским был избран Хорхе Марио Бергольо из Аргентины, который взял себе имя Франциск.

    Официальный титул Папы Римского

    Папские регалии и знаки отличия на гербе Ватикана. Пересеченные ключи отображают в символической форме ключи Симона Петра. Ключи золотые и серебряные, представляют власть связывать (серебро) и разрешать (золото), данное Церкви. Тройная корона (тиара) представляет три функции римского папы как «верховного пастыря», «верховного учителя» и «первосвященника». Золотой крест на шаре (яблоке), венчающий тиару символизирует владычество Иисуса.

    Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.

    На латыни:

    • Episcopus Romanus
    • Vicarius Christi
    • Successor principis apostolorum
    • Caput universalis ecclesiae
    • Pontifex Maximus
    • Primatus Italiae
    • Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae
    • Princeps sui iuris civitatis Vaticanae
    • Servus Servorum Dei

    Традиционный титул «Патриарх Запада» («Patriarcha Occidentalis») был удалён из папской титулатуры Папой Бенедиктом XVI в 2006 году.

    Написание термина

    По современным правилам русского языка, термин папа римский везде пишется со строчных букв, кроме официальных документов, в которых должна быть официально указана эта должность. Православный же церковный справочник по грамматике рекомендует писать Папа Римский с заглавных букв, и такое написание встречается нередко.

    История

    Титул

    В первые века христианства название папа (др.-греч. πάππας, páppas — отец) применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались папами[3]. Но начиная с VII века по настоящее время сан папы давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам, при этом в Константинопольской православной церкви сохранялся титул «протопапа» — главный священник (после патриарха) в Соборе Святой Софии или в Большом дворце.

    Основные периоды истории папства

    В истории папства историками могут выделяться следующие периоды[4]:

    Список римских пап

    Выборы, смерть и отречение папы

    Выборы римского папы

    «Полную и верховную власть в Церкви Римский Понтифик обретает в силу принятого им самим законного избрания, а также епископского посвящения. Поэтому лицо, избранное на должность Верховного Понтифика, уже находящееся в сане епископа, обретает эту власть с момента принятия им своего избрания. Если же у избранного нет епископского сана, его следует немедленно посвятить в епископы»[5].

    Папа римский избирается пожизненно на собрании кардиналов — конклаве — после смерти своего предшественника (или отречения, что бывает крайне редко). Как только новоизбранный заявляет о принятии престола (это происходит сразу после избрания), понтификат считается начавшимся. Теоретически, папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик; при необходимости, сразу после принятия престола он должен быть посвящён в священники и епископы. На практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы, имеющие сан священника. Последним папой не из кардиналов стал Урбан VI в 1378 году. Последним папой, не бывшим на момент избрания священником, стал Лев X в 1513 году (он был т. н. кардиналом-мирянином). Последним папой, не бывшим епископом при избрании, — Григорий XVI в 1831 году. С 1917 года все кардиналы должны иметь сан священника, а с 1962 года — быть посвящены в епископы (за редкими исключениями по особому распоряжению папы).

    Имя папы

    Сразу после избрания на конклаве новый папа выбирает себе имя и соответствующий номер, под которыми он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать этого не обязан.

    Отречение

    Кодекс канонического права предусматривает право папы отречься от Престола, причём не требуется утверждения этого отречения кем-либо: единственным условием действительности отречения является его добровольность. Отречение Римского папы регулируется каноном 332, параграфом 2 Кодекса канонического права, где упоминается, что «нет необходимости в том, чтобы кто-либо принимал это отречение»[6].

    Папа Бенедикт XVI 11 февраля 2013 года объявил[7] о решении отречься от Римского престола в 20.00 28 февраля 2013 года[8], до него последним папой, воспользовавшимся этим правом, был Григорий XII в 1415 году. Существует предположение, что в начале 2000-х годов Иоанн Павел II обдумывал возможность отречения в связи с плохим состоянием здоровья.

    Sede Vacante

    После того как камерленго официально удостоверит смерть папы (или после того как вступит в силу отречение), начинается период вакантного престола (лат. Sede Vacante), продолжающийся до выборов нового понтифика.

    Власть папы

    Власть папы в Церкви

    Власть папы в Церкви — высшая и юридически полная власть над всей Католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление Церковью.

    «Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом порученное Господом Петру, первому из Апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле. Поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять[9] Против решения или декрета Римского Понтифика нельзя подать ни апелляцию, ни обжалование»[10].

    Папа осуществляет верховную законодательную власть в Церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей Церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие.

    Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами. Их объединяли в специальные канонические сборники — кодексы канонического права. Уже Халкидонский собор (451) выпустил такой сборник.

    Средневековое каноническое право было кодифицировано в неоднократно переиздававшемся «Своде юридических канонов» (лат. Corpus Juris Canonici). Наиболее часто используемым его вариантом было лейпцигское издание 1876—1884 годов.

    Свод законов, вступивший в силу 19 мая 1918 года, составила папская кодификационная комиссия, созданная в 1904 году папой Пием Х под руководством кардинала Гаспарри и выпустившая его под названием «Кодекс канонического права» (лат. Codex Juris Canonici). 27 мая 1917 года папа Бенедикт XV освятил его и опубликовал. Сборник источников Кодекса канонического права был издан между двумя мировыми войнами под названием «Источники Кодекса канонического права»[11]. В связи со значительным обновлением католической теологии Второй Ватиканский собор (1962—1965) указал на необходимость пересмотра Кодекса.

    Подписанный Иоанном Павлом II в 1983 году новый кодекс сохраняет основное содержание прежнего при значительном сокращении количества статей (с 2412 до 1752) и причин для отлучения от церкви (с 37 до 7).

    Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в Церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает Вселенские соборы Католической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы.

    Предмет вероучения — откровения Божьи, хранительницей которых является вся Церковь. Церковь сообщает эти откровения (догматы веры) либо на Вселенском соборе, либо путём провозглашения его папой с амвона (лат. ех cathedra — с кафедры). Догматы соборов (а после I Ватиканского собора, с 1870 года, и оглашаемые папой с амвона) по вопросам веры и морали объявляются как действительные для всей Церкви и непогрешимые (лат. infallibitas), то есть они не могут быть ошибочными (догмат о безошибочности папы).

    Папа наделён высшей судебной властью в Церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой.

    Папе принадлежит высшая исполнительная власть в Церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, провозглашает новых блаженных и святых.

    Папа — гарант всеобщности (универсальности) и единства Католической церкви. Поскольку папа — залог единства Церкви, то и папская власть — суверенна. Через папу действуют в полную силу и части Церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри Церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. В случае смерти папы во время собора его заседания приостанавливаются до выборов нового епископа Рима.

    Светская власть папы

    Папа — глава государства Ватикан.

    До 1870 года папы были светскими владыками значительных территорий в современной Италии — так называемой папской области, а до 1791 года и незначительных территорий современной Франции — Конта-Венессена и Авиньона.

    В 756 году франкский король Пипин Короткий, получивший корону из рук Стефана II, передал тому отвоёванную им у лангобардов территорию Равеннского экзархата, до 752 года бывшего под властью ромейских императоров.

    Власть Папы над экзархатом обосновывалась подложным документом — Константиновым даром. Документ, якобы составленный Константином на имя епископа Сильвестра I, вошёл в IX веке в канонический сборник, известный как «Лжеисидоровы декреталии».

    Вершину светского могущества папской власти ознаменовал документ, известный как «Диктат папы» (лат. Dictatus рарае), изданный в 1075 году.

    Для укрепления власти Ватикана папы нередко использовали отлучение от церкви. Так в XI веке папы отлучали от церкви многих ведущих монархов, потом миловали и снова отлучали. Как минимум один раз были отлучены папой от церкви германский король Генрих IV, король Франции Филипп I, король Англии Гарольд, византийский император Алексей I Комнин и норманнский герцог Роберт Гвискар[12].

    См. также

    Примечания

    1. ↑ Официальное название — Дворец Сикста V.
    2. ↑ Первым епископом Рима, который стал употреблять титул «папа», был Сириций в 384 году.
    3. ↑ Гергей Е. История папства: (Пер. с венгр.) — М.: Республика, 1996. — 463 с.
    4. ↑ Некоторые периоды авторами могут объединяться в периоды большей продолжительности, даты периодов могут незначительно отличаться. Основные источники: Гергей, 1996; Ковальский, 1991; Лозинский, 1986.[⇨]
    5. ↑ ККП, канон 332, параграф 1
    6. ↑ ККП, канон 332, параграф 2
    7. ↑ Pope Benedict XVI announces his resignation at end of month
    8. ↑ Pope Benedict XVI in shock resignation
    9. ↑ ККП, канон 331
    10. ↑ ККП, канон 333, параграф 3
    11. ↑ Codicis Juris Canonici Fontes, Рим-Ватикан, 1923—1929, Т. 1—7 / ред. П. Гаспарри; Т. 8—9 / ред. Шереди
    12. ↑ Франкопан, 2018, с. 37.

    Литература

    • Гергей Ёне. История папства / Пер. с венгр. О. В. Громова. — М.: Республика, 1996. — 464 с. — ISBN 5-250-01848-3. [Ориг. изд.: Gergely Jeno. A papasag tortenete. Budapest, 1982.]
    • Готлиб А. Г., Конский П. А. Папство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
    • Григулевич И. Р. Папство. Век XX. — М.: Политиздат, 1981. — 2-е изд., доп. — 532 с.
    • Задворный В. Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). — М.: Издательство францисканцев, 2011. — 480 с.: ил.
    • Кодекс канонического права. Codex Iuris Canonici. — М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. — 624 с. — Серия «Bibliotheca Ignatiana». — ISBN 978-5-94242-045-1.
    • Ковальский Ян Веруш. Папы и папство / Пер. с пол. Т. Трифоновой. — М.: Политиздат, 1991. — 240 с. — ISBN 5-250-01237-X.
    • Лозинский С. Г. История папства. — М.: Политиздат, 1986. — 3-е изд. — 382 с.
    • Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993—1995.
    • Питер Франкопан. Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7.

    Ссылки

    wikiredia.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *