Папство — Википедия
Папа римский | |
---|---|
лат. Pontifex Romanus | |
Герб папского престола | |
Должность занимает Франциск с 13 марта 2013 года | |
Возглавляет | Католическую церковь и Государство Ватикан |
Форма обращения | Его Святейшество |
Официальная резиденция | Апостольский дворец[1] |
Назначается | избирается конклавом |
Срок полномочий | пожизненный, возможно отречение |
Первый в должности | апостол Пётр[2] |
Сайт | The Holy father |
Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па́пу Ри́мского видимым главой всей Католической церкви. Папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.
Содержание
- 1 Титул
- 1.1 Официальный титул Папы Римского
ru.wikipedia.org
ПАПА РИМСКИЙ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
ПАПА РИМСКИЙ. Папа, епископ города Рим, видимый глава Римско-католической церкви, верховный правитель государства Ватикан.
Титул «папа» в раннехристианскую эпоху применялся по отношению ко всем епископам и выражал особое почтение (по отношению к римскому епископу впервые встречается в начале III века у Тертуллиана). Позднее он закрепился лишь за епископами Рима и Александрии. Современная официальная титулатура Папа Римский: епископ Римский, викарий Иисуса Христа, преемник князя апостолов, Верховный понтифик вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской области, суверен государства Ватикан, раб рабов Божиих.
Рим с самого зарождения христианской Церкви играл большую роль в её жизни. Никакая другая западная Церковь, кроме римской, не имела апостольского происхождения, в то время как на Востоке было много апостольских кафедр (например, основанных апостолом Павлом в Малой Азии, Греции). Римская церковь активно участвовала в жизни других кафедр посредством адресованных им посланий по различным вопросам (например, по поводу споров о дне празднования Пасхи, середина II века, по вопросу перекрещивания еретиков, середина III века) и пользовалась у них авторитетом. В эпоху Вселенских соборов (IV-VIII веков) позиции Римской кафедры ещё более укрепились, так как Папы Римские выступали противниками еретических учений: арианства (которое приняли многие варварские племена ещё до нашествия на Римскую империю), монофизитства, монофелитства, иконоборчества, не останавливаясь даже перед временными разрывами с восточными церквами. Это стяжало римскому престолу славу оплота православия. После IV Вселенского собора (451) во вселенской Церкви сложилась система 5 патриархатов — крупнейших и наиболее авторитетных кафедр (Римская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская), к предстоятелям которых с VI века стал регулярно применяться титул патриарха (из официальной титулатуры Папы Римского титул патриарха Запада исключён в 2006 году, однако сохранён в латинской подписи «P. P.» — «Папа и Патриарх»).
Вместе с тем в Римской церкви постепенно развивалось учение о примате Папы Римского как верховного главы всей христианской Церкви, носителя высшей юрисдикции и авторитета в вопросах веры и христианской морали. С этим учением связано формирование особой вероучительной системы католицизма. Опирающееся на толкование отдельных мест Священного Писания (Мф. 16:16-19, Лк. 22:32, Ин. 21:15-17, 2 Кор. 11:28 и другие) учение о папском примате основано на представлении о первенстве в Церкви апостола Петра, который в западной традиции считается первым епископом Рима; папы, как преемники апостола Петра по Римской кафедре, наследуют от него это первенство. Римский собор 378 года определил принцип неподсудности пап светской власти и распространил судебную власть епископа Римского на всех епископов Запада, Римский собор 382 года впервые заявил о примате епископа Римского по отношению к апостольским кафедрам Востока. В V веке ярким выразителем учения о папском примате был папа Лев I Великий. Римский собор 494 года впервые назвал Папу Римского «наместником Христа» (vicarius Christi). На Востоке учение о примате Папы Римского не принималось в полном объёме, но и не оспаривалось до определённого времени.
Постепенно Папы Римские стали претендовать на высший сюзеренитет в Европе на основании поддельного документа в форме императорской конституции — «Константинова дара» (VIII-IX века). Особый импульс политические притязания пап получили после «Пипинова дара» (середина VIII века), которым франкский майордом Пипин Короткий давал Папе Римскому власть светских правителей на отвоёванных у лангобардов землях — будущей Папской области.
Ослабление Византии по причине внутренних смут и противоречий, арабских (VII-VIII веков) и тюркских (XI века) завоеваний способствовало активному стремлению Папы Римского распространить свою власть на Востоке, что привело к соперничеству с восточными патриархатами (например, борьба папы Николая I и патриарха Константинопольского Фотия из-за церковной юрисдикции над Болгарией и приоритета в миссионерской деятельности среди славян-язычников) и в итоге — к разделению церквей.
В период борьбы с императорами Священной Римской империи (XI-XIII веков) Папы Римские претендовали на высшую светскую власть во всех христианских землях, что было выражено в ходе григорианской реформы и в деятельности папы Григория VII. Крестовые походы, взятие крестоносцами Константинополя (1204), введение инквизиции (два последних события при папе Иннокентии III) ознаменовали пик усиления светской и духовной власти Папы Римского. В XIII-XV веках, особенно во время противостояния соборному движению, Авиньонского пленения пап, Великой схизмы, усилия Папы Римского были направлены на удержание достигнутого влияния.
Важными вехами в истории папства являются Реформация и противопоставленная ей Римско-католической церковью Контрреформация, одним из ключевых событий которой стал Тридентский собор (1545-1563), особо выделивший папские прерогативы, в частности то, что авторитет Папы Римского выше авторитета любого собора. Учение о папском примате в качестве догмата католицизма было провозглашено Ватиканским I собором (1869-1870) в догматической конституции «Pastor Aeternus». Этой же конституцией провозглашён догмат о безошибочности Папы Римского в важнейших официальных суждениях (ex cathedra) по вопросам веры и нравственности (в остальных случаях высказывания Папы Римского не носят общеобязательного характера; догмат не подразумевает личную безгрешность папы).
В результате многовековой эволюции католическое учение о Папе Римском приняло следующий вид. Иисус Христос поставил апостола Петра князем (латинский princeps) апостолов; Пётр — основание христианской Церкви, видимый её глава и начало единства. Он единственный воспринял власть (potestas) прямо от Христа, а не через посредство Церкви. Он наместник Христа, принявший всю полноту власти, а не одно лишь первенство чести; апостолы приняли власть не без Петра и не против Петра, они были ему подчинены и даже апостол Павел не был ему равен. Апостол Пётр был первым епископом Рима, поэтому Папа Римский — полновластный преемник апостола Петра. Отсюда именование папской кафедры как «апостольского престола», «престола святого Петра» и тому подобное. Петрово преемство не основано на вселенских соборных постановлениях. Единство Церкви в том, что «стадо Христово» в силу общения с Папой Римским имеет единого пастыря и исповедует его веру. Признание такого первенства Папы Римского необходимо для спасения; не повинующийся папе — схизматик. Папа Римский имеет непосредственную епископскую юрисдикцию над всей Церковью. Это — верховная власть в вопросах вероучения и морали, дисциплины и управления. Постановления Папы Римского не нуждаются в дополнительном согласии Церкви, чтобы быть непреложными, так как они выражают самую сущность церковной веры и являются голосом Церкви.
Папа Римский имеет верховную законодательную, административную и судебную власть. Будучи верховной судебной инстанцией, Папа Римский принимает апелляции от всех верных; его решение не подлежит пересмотру в какой-либо другой инстанции. Сам Папа Римский не подлежит ничьему суду, имеет власть над соборами. Он верховный учитель Церкви, сам по себе определяющий общеобязательные вероучительные истины и полномочно интерпретирующий соборные постановления, но может действовать и как частный учитель, например поддерживающий одно из допустимых мнений какой-либо богословской школы (богословские факультеты, монашеские ордена у католиков имеют право на частные доктрины по дискуссионным вопросам).
Трактуемая таким образом власть Папы Римского оспаривалась православными, протестантами и даже членами самой Римско-католической церкви (соборное движение, галликанство) в различных аспектах (Священное Писание, Священное Предание, каноника, церковная история). Ватиканский II собор (1962-1965) Римско-католической церкви, сохранив непререкаемым учение о первенстве Папы Римского во вселенской Церкви, наряду с этим, придал особое значение принципам епископской коллегиальности, в рамках которой римский понтифик осуществляет своё первоверховное служение. Согласно принятой собором догматической конституции «Lumen Gentium», коллегия епископов обладает унаследованной от апостолов полнотой власти в Церкви и безошибочностью в изложении учения о вере и нравах, однако обязательным условием осуществления этих прерогатив является согласие и единство с Папой Римским.
В начале XXI века большинство богословов всех христианских конфессий признают католическое учение о Папе Римском главным препятствием на пути восстановления единства Римско-католической церкви с другими церквами.
Светская власть Папы Римского, ныне действующая в государстве Ватикан (правопреемнике Папской области), важна как гарантия его независимости от любой человеческой власти. В международном праве в силу одновременного владения Папой Римским нераздельными функциями власти — как видимого главы Римско-католической церкви и как суверена государства Ватикан — он является суверенной персоной исключительного свойства (persona sui generis). Полный суверенитет Папы Римского сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.
В избрании нового Папы Римского после смерти (или отречения) предыдущего понтифика, согласно правилу, утвердившемуся со времён григорианской реформы XI века, могут принимать участие только кардиналы, собравшиеся на конклаве. С конца XIV века Папа Римский неизменно избирается из числа кардиналов. Согласно Кодексу канонического права, он может отречься от служения по собственной воле без соизволения с чьей-либо стороны.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
w.histrf.ru
Папа римский — это… Что такое Папа римский?
Герб Папского престола
Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па́пу Ри́мского главой всей Католической Церкви. В Римско-католической Церкви Папа также является верховным правителем Святейшего Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.
Папа
Папа римский (римский понтифик (лат. Pontifex Romanus), или верховный суверенный понтифик (Pontifex Maximus)) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:
- Монарх и Суверен Святого Престола,
- как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — глава Римско-католической Церкви и её верховный иерарх,
- суверен города-государства Ватикан. Полный суверенитет Папы Римского, как монарха Святого Престола, сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.
Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтвержденный Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета папы (Святого престола).
Термин «Папа» (pappas) по-гречески означает «отец». В первые века христианства это название применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались «Папами». Но начиная с VII века по настоящее время титул «Папа» давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам.
Согласно католическому учению, Папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.
В настоящее время (с апреля 2005) Папой Римским является Бенедикт XVI.
Написание термина
По современным правилам русского языка, термин «Папа Римский» везде пишется со строчных букв, кроме официальных документов, в которых должна быть официально указана эта должность. Православный же церковный справочник по грамматике рекомендует писать «Папа Римский» с заглавных букв, и такое написание встречается нередко.
Выборы Римского Папы
Папа Римский избирается пожизненно на собрании кардиналов (конклаве) после смерти своего предшественника (или отречения — что бывает крайне редко). Теоретически, Папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик, хотя на практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы.
Имя папы
Сразу после избрания на конклаве новый Папа выбирает себе имя и соответствующий номер, под которыми он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать это не обязан.
Смерть Папы
После того, как камерленго официально удостоверит смерть Папы, начинается период Sede vacante — вакантного престола, продолжающийся до выборов нового понтифика.
Отречение
Кодекс канонического права предусматривает право Папы отречься от Престола, причём не требуется утверждения этого отречения кем-либо: единственным условием действительности отречения является свободно выраженная воля папы. На текущий момент, последним Папой, воспользовавшимся этим правом, был Григорий XII в 1415 году. Существует предположение, что в начале 2000-х годов Иоанн Павел II обдумывал возможность отречения в связи с плохим состоянием здоровья. Официально эта точка зрения не подтверждена.
Официальный титул папы римского
Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской Церкви, Великий понтифик, [Патриарх Запада], Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.
На латыни:
- Episcopus Romanus
- Vicarius Christi
- Successor principis apostolorum
- Caput universalis ecclesiae
- Pontifex Maximus
- [Patriarcha Occidentis]
- Primatus Italiae
- Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae
- Princeps sui iuris civitatis Vaticanae
- Servus Servorum Dei
Власть папы в Церкви
Власть папы в Церкви — высшая и юридически полная власть над всей католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление церковью.
Папа осуществляет верховную законодательную власть в церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие.
Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами. Их объединяли в специальные канонические сборники — кодексы канонического права. Уже Халкидонский собор (451) выпустил такой сборник.
Средневековое каноническое право было кодифицировано в неоднократно переиздававшемся «Corpus Juris Canonici» («Свод юридических канонов»). Наиболее часто используемым его вариантом было, пожалуй, лейпцигское издание 1876—1884.
Свод законов, вступивший в силу 19 мая 1918, составила папская кодификационная комиссия, созданная в 1904 папой Пием Х под руководством кардинала Гаспарри и выпустившая его под названием «Codex Juris Canonici» («Кодекс канонического права»). 27 мая 1917 папа Бенедикт XV освятил его и опубликовал. Сборник источников Кодекса канонического права был издан между двумя мировыми войнами под названием «Источники Кодекса канонического права» («Codicis Juris Canonici Fontes», Рим-Ватикан, 1923—1929, тт. 1-7 — ред. П. Гаспарри, тт. 8-9 — ред. Шереди). В связи со значительным обновлением католической теологии II Ватиканский собор (1962—1965) указал на необходимость пересмотра «Codex Juris Canonici».
Подписанный Иоанном Павлом II в 1983 году новый кодекс сохраняет основное содержание прежнего при значительном сокращении количества статей (с 2412 до 1752) и причин для отлучения от церкви (с 37 до 7).
Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает Вселенские соборы католической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы.
Предмет вероучения — откровения Божьи, хранительницей которых является вся церковь. Церковь сообщает эти откровения (догматы веры) либо на Вселенском соборе либо путём провозглашения его папой ех cathedra (с кафедры, амвона). Догматы соборов (а после I Ватиканского собора, с 1870, и оглашаемые папой ex cathedra, — См. статью Догмат о безошибочности папы) по вопросам веры и морали объявляются как действительные для всей церкви и непогрешимые (infallibitas), то есть они не могут быть ошибочными.
Папа наделён высшей судебной властью в церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой.
Папе принадлежит высшая исполнительная власть в церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, осуществляет право посвящения в блаженные и святые.
Папа — гарант всеобщности (универсальности) и единства католической церкви. Поскольку папа — залог единства церкви, то и папская власть — суверенна. Через папу действуют в полную силу и части церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. В случае смерти папы во время собора, его заседания приостанавливаются до выборов нового папы.
Светская власть папы
Папа — глава государства Ватикан.
До 1870 года папы были светскими владыками значительных территорий в современной Италии — так называемой папской области.
В 756 году франкский король Пипин Короткий, получивший корону из рук Стефана II, передал тому отвоёванную им у лангобардов территорию Равеннского экзархата, до 752 года бывшего под властью Ромейских императоров.
Власть Папы над экзархатом обосновывалась подложным документом — Константиновым даром. Документ, якобы составленный Константином на имя епископа Сильвестра I, вошёл в IX веке в канонический сборник, известный как «Лжеисидоровы декреталии».
Вершину светского могущества папской власти ознаменовал документ, известный как Диктат папы (Dictatus рарае), изданный в 1075 году.
Литература
- Енё Гергей. История папства
- Самуил Лозинский. История папства.
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Кто такой папа римский и какова его роль? Кто такой папа римский и какова его роль ?
Кто такой папа римский и какова его роль? Кто такой папа римский и какова его роль ?
Даже фамилия есть такая! Например, британский поэт Alexander Pope (1688 1744) , переводчик Гомера.
Не холуинский ли это диалект?
Полный титул папы звучит более чем внушительно: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан, раб рабов Божьих. Согласно догмату католической церкви папа считается непогрешимым в вопросах веры и морали.
Папа избирается конклавом пожизненно. Конклав (от латинского cum clave запертый на ключ) собрание кардиналов, созываемое через 18 дней после смерти папы для избрания нового носителя упомянутых титулов. Конклавом также называется помещение Сикстинской капеллы, в котором происходят выборы. Входные двери капеллы на время конклава замуровывают и открывают лишь после избрания папы. Сигналом к открытию дверей служит дым, поднимающийся из трубы камина, расположенного в конклаве это горят бюллетени, с помощью которых кардиналы проводят голосование.
Порядок проведения конклавов был установлен ещ в 13 веке. Число участников конклава не должно превышать 120. Для избрания папы требуются 2/3голосов участников конклава плюс один голос.
В официальном списке римских пап фигурирует, включая ныне правящего, 262 папы. С 1523 по 1978 годы папский престол занимали только итальянцы. Эта традиция была нарушена в 1978 году, когда папой избрали польского кардинала Кароля Войтылу, принявшего имя Иоанн Павел II
Как преемник Святого Петра (первого римского епископа) видимый глава Католической церкви и е верховный иерарх,
Суверен города-государства Ватикан. Полный суверенитет папы римского как главы Святого Престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений. Власть папы в Церкви высшая и юридически полная власть над всей Католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на вс управление Церковью. Папа осуществляет верховную законодательную власть в Церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей Церкви или для е части, толковать их, изменять или отменять их действие. Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в Церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью) , созывает Вселенские соборы Католической церкви, ведт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц) , утверждает их решения, переносит или распускает соборы. Папа наделн высшей судебной властью в Церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой.
Папе принадлежит высшая исполнительная власть в Церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, провозглашает новых блаженных и святых.
Папа гарант всеобщности (универсальности) и единства Католической церкви. Поскольку папа залог единства Церкви, то и папская власть суверенна. Через папу действуют в полную силу и части Церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри Церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. В случае смерти папы во время собора, его заседания приостанавливаются до выборов нового епископа Рима.
Папа является епископом Римским, архиепископом и митрополитом Римской провинции, примасом Италии и патриархом Запада. Папу избирают римские кардиналы, которые затем помогают папе осуществлять его служение; когда кардиналы умирают или достигают 80-летнего возраста, папа назначает на их место новых. Папа управляет церковью через Курию, состоящую из различных конгрегаций, секретариатов и трибуналов. Важнейшая из них — Священная конгрегация по вопросам вероучения (прежде именовавшаяся Священной Палатой) , ответственная за чистоту католического вероучения и христианской морали. Важнейший из трибуналов — Священная Римская Рота, рассматривающая дела, связанные с заключением и расторжением браков. Когда-то папа был светским правителем большей части центральной Италии. С 1929 он является главой Ватикана — крошечного суверенного государства, расположенного на территории Рима.
Более подробно читайте на http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/5197/ПАПСТВО
Предупреждение! Читая эту статью, ты совершаешь серьзный грех. (((http://lurkmore.to/Римский_папа
Папа является епископом Римским, архиепископом и митрополитом Римской провинции, примасом Италии и патриархом Запада. Папу избирают римские кардиналы, которые затем помогают папе осуществлять его служение; когда кардиналы умирают или достигают 80-летнего возраста, папа назначает на их место новых. Папа управляет церковью через Курию, состоящую из различных конгрегаций, секретариатов и трибуналов. Важнейшая из них — Священная конгрегация по вопросам вероучения (прежде именовавшаяся Священной Палатой) , ответственная за чистоту католического вероучения и христианской морали. Важнейший из трибуналов — Священная Римская Рота, рассматривающая дела, связанные с заключением и расторжением браков. Когда-то папа был светским правителем большей части центральной Италии. С 1929 он является главой Ватикана — крошечного суверенного государства, расположенного на территории Рима.
info-4all.ru
Папа римский это что такое Папа римский: определение — История.НЭС
Папа Римский
глава Католический церкви и государства Ватикан. Избирается пожизненно (с 1389 г. — всегда из кардиналов) коллегией кардиналов.
Оцените определение:
Источник: Исторический словарь
ПАПА РИМСКИЙ
глава католической церкви и государства Ватикан. Избирается кардинальской коллегией, как правило, из числа кардиналов большинством в две трети плюс один голос при тайном голосовании. В Ватиканском реестре фигурируют 264 папы.
Оцените определение:
Источник: Словарь исторических терминов
Папа римский
от греч. pappas — отец) — глава католич. (римско-католич.) церкви. Христианство проникло в Рим еще ок. сер. I в., и вскоре римская христиан, община стала одной из крупнейших. По преданию, первым епископом Рима был глава апостолов Петр, и это использовалось в дальнейшем епископами для утверждения своего главенства, в христиан, церкви. В эпоху античности епископам Рима не удалось установить свое главенство над всей церковью из-за отпора, особенно со стороны восточно-рим. духовенства. Однако по решениям Константинопольского (381) и Халкидонского (451) Вселенских соборов п.р. признавался первым по достоинству среди епископов (в 451 г. наряду с константинопольским). В условиях бурных потрясений Раннего Средневековья папы римские сумели установить свое верховенство (примат) в зап. христианстве. Решающую роль в этом сыграл их союз с королями самой могущественной тогда в Зап. Европе державы франков. Благодаря дару короля Пипина Короткого папы в сер. VIII в. стали монархами в своем папском государстве в Сред. Италии.
П.р. избирался и избирается пожизненно. В Средневековье в выборах пап вначале участвовали наряду с высшим духовенством и светские лица. По постановлению Латеранского собора (1059) п.р. отныне могла избирать только коллегия кардиналов (конклав). Вначале они титуловались «наместниками апостола Петра», а в Высокое Средневековье пап римских стали рассматривать как «наместников Иисуса Христа». Тогда же появился и особый головной убор п.р. — двойная тиара, символизирующая соединение в руках папы двойной власти: духовной и светской. Неоднократно папы римские (Николай I, Григорий VII, Иннокентий III и др.) выступали с доктринами о превосходстве папской власти над королевской. В значительной мере эта доктрина нашла свое воплощение в XIII в. — веке пика полит, могущества папства. В своем руководстве католич. церковью папы римские опирались на созданный для этого бюрократич. аппарат — курию с сотнями чиновников-священнослужителей.
Лит.: Katolicyzm sredniowieczny. Warszawa, 1977.
Оцените определение:
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях
interpretive.ru
Папа Римский Франциск, биография, новости, фото!
Биография папы римского Франциска
Папа римский Франциск – верховный правитель Святого Престола и суверен Ватикана. Ранее он являлся кардиналом и архиепископом Буэнос-Айреса. Его светское имя – Хорхе Марио Бергольо. Он – член Общества Иисуса, отказавшийся от мирских благ в 23 года, единственный за всю историю папа-предстоятель этого аскетического монашеского ордена и первый из Америки, из Южного полушария и не из Европы (со времен правившего в VIII веке Григория III из Сирии).Детство и юность
Глава католиков появился на свет 17 декабря 1936 года в Буэнос-Айресе, Аргентина. Он — самый старший из 5 детей эмигранта из Италии и уроженки аргентинской столицы итальянского происхождения. Его отец был рабочим на железной дороге, мать – домохозяйкой. В детстве Хорхе был почтительным и добрым мальчиком. После школы он учился в техническом техникуме, защитил диплом химика. Затем трудился по специальности в химической лаборатории, подрабатывал вышибалой в ночном баре. В 21 год он перенес тяжелейшую болезнь – пневмонию с угрозой для жизни и с удалением части легкого. Практически воскреснув, он захотел посвятить себя служению богу. В 1958 году он примкнул к приверженцам Общества Иисуса. В качестве новиция (послушника) он изучал гуманитарные дисциплины в Сантьяго. Пройдя этап новициата в 1960 году, стал иезуитом.На пути к папству
В 1967 году юноша проходил духовное обучение в колледже Святого Иосифа родного города, заслужил академическую степень лицензиата по философии, преподавал в католических учебных заведениях столицы и Санта-Фе. Также он посещал философско-богословское отделение в столичном колледже Сан-Мигель, являлся мастером новициев и занимал пост профессора теологии. В 33-летнем возрасте молодой человек был рукоположен в сан священника. В 1970-1971 гг. завершил третий этап духовного обучения в знаменитом университете Алькала-де-Энарес, расположенном в пригороде Мадрида, где учились многие выдающиеся личности – Тирсо де Молина, Лопе де Вега, Мигель-де-Сервантес. В 1973 году Хорхе принял завершающий, четвертый обет – подчинение Папе, и вскоре получил звание провинциального настоятеля Аргентины.По истечению срока полномочий на этой должности в 1980 году его утвердили ректором родного учебного заведения Святого Иосифа. Перед тем как приступить к новым обязанностям, в течение трех месяцев он изучал английский язык в Дублине, в иезуитском центре Миллтаунского института теологии и философии. Через 6 лет пребывания на должности он провел несколько месяцев во Франкфурте, обучаясь в магистратуре, Хорхе защитил докторскую научную работу и, по возвращению, занял очередной высокий пост – духовного директора архиепископии и исповедника в Кордове.
В 1992-м решением высшего богословского руководства он был признан вспомогательным епископом столицы. В том же году его посвятили в епископы, а через 5 лет назначили коадъютором кардинала, архиепископа Антонио Кваррачино, то есть преемником с правом автоматического обретения должности «по наследству».В итоге после ухода из жизни Кваррачино в 1998 году Бергольо стал кардиналом и обрел звание кардинала-священника собора Сан-Роберто Беллармино. В новой должности он получил пять постов в административном органе Святого Престола и Ватикана – в Римской курии.
В 2001 году он лично выезжал в хоспис для умирающих от СПИДа бедняков. Он омыл и поцеловал ноги двенадцати страждущих, подчеркнув, что сам Христос не чурался прокаженных.
В 2005-2011 гг. он был главой Конференции епископов всей страны.
В 2013-м на конклаве Бергольо избрали верховным суверенным понтификом, папой римским. По статусу он получил также титул Принца и Великого Магистра Суверенного военного Мальтийского ордена. В качестве папского имени он взял имя Франциска в честь католического святого, покровителя нищих.В 2016 году в здании аэропорта Гаваны он встретился со святейшим патриархом Кириллом. По итогам встречи, прошедшей на столь высоком уровне впервые со времен Великой схизмы (церковного раскола) 1054 года, был подписан документ, призывающий к всехристианскому единству.
Личная жизнь папы Франциска
Глава католиков известен личной скромностью, простотой в общении, приверженностью социальной справедливости, доктринальным консерватизмом. Он всегда пользовался общественным транспортом, отказывался от подарков, а также придерживался традиционных церковных взглядов относительно священнического безбрачия, гомосексуализма, абортов, контрацепции, эвтаназии, рукоположения женщин в священники. После избрания папой он предпочел поселиться не в роскошных папских покоях Апостольского дворца, а в гостевом доме. Выбрал серебро для изготовления папского перстня (вместо золота), носил облачения, лишенные дорогих украшений, питался в обычной столовой для священников.Он является поклонником выдающегося литератора и философа Федора Достоевского и отечественных классиков – Хорхе Борхеса и Леопольдо Маречаля.
Что касается женщин, понтифик был влюблен один раз в жизни – в 12 лет.
Утром понтифик встает в 4 часа, а ложится спать в 9 вечера. От телевидения он полностью отказался в 1994 году, но очень любит фильмы с известной актрисой, танцовщицей и певицей Титой Мерельо. Его Святейшество любит также оперу, народную музыку, танго и футбол. Он является давним болельщиком сильнейшего в его родной стране футбольного клуба «Сан-Лоренсо».Папа Римский сейчас
Вместе с основной деятельностью на престоле его Святейшество большое внимание уделяет расширению отношений католиков с последователями других религий, в решение критических вопросов в международной дипломатии, призывая к толерантности, миролюбию, состраданию и благоразумию. Понтифик по-прежнему старается провести свой день рождения в кругу людей, особенно нуждающихся в его заботе. Ранее он отмечал его в компании бездомных, а в 2017 году посетил больных детей в ватиканской больнице Santa Marta.Выступая с балкона собора святого Петра с традиционным рождественским благословением, он призвал верующих молиться за мир и помогать мигрантам, вынужденным покинуть родину из-за вооруженных конфликтов.
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
uznayvse.ru
Папа Римский Википедия
Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па́пу Ри́мского видимым главой всей Католической церкви. Папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.
Титул
Папа Римский (лат. Pontifex Romanus — римский понтифик; или лат. Pontifex Maximus — верховный суверенный понтифик) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:
- Глава и суверен Святого Престола,
- Как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх,
- Суверен города-государства Ватикан.
Полный суверенитет Папы Римского как главы Святого Престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.
Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтверждённый Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета Святого Престола.
Согласно католическому учению, Папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.
13 марта 2013 года Папой Римским был избран Хорхе Марио Бергольо из Аргентины, который взял себе имя Франциск.
Официальный титул Папы Римского
Папские регалии и знаки отличия на гербе Ватикана. Пересеченные ключи отображают в символической форме ключи Симона Петра. Ключи золотые и серебряные, представляют власть связывать (серебро) и разрешать (золото), данное Церкви. Тройная корона (тиара) представляет три функции римского папы как «верховного пастыря», «верховного учителя» и «первосвященника». Золотой крест на шаре (яблоке), венчающий тиару символизирует владычество Иисуса.Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.
На латыни:
- Episcopus Romanus
- Vicarius Christi
- Successor principis apostolorum
- Caput universalis ecclesiae
- Pontifex Maximus
- Primatus Italiae
- Archiepiscopus ac metropolitanus provinciae ecclesiasticae Romanae
- Princeps sui iuris civitatis Vaticanae
- Servus Servorum Dei
Традиционный титул «Патриарх Запада» («Patriarcha Occidentalis») был удалён из папской титулатуры Папой Бенедиктом XVI в 2006 году.
Написание термина
По современным правилам русского языка, термин папа римский везде пишется со строчных букв, кроме официальных документов, в которых должна быть официально указана эта должность. Православный же церковный справочник по грамматике рекомендует писать Папа Римский с заглавных букв, и такое написание встречается нередко.
История
Титул
В первые века христианства название папа (др.-греч. πάππας, páppas — отец) применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались папами[3]. Но начиная с VII века по настоящее время сан папы давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам, при этом в Константинопольской православной церкви сохранялся титул «протопапа» — главный священник (после патриарха) в Соборе Святой Софии или в Большом дворце.
Основные периоды истории папства
В истории папства историками могут выделяться следующие периоды[4]:
Список римских пап
Выборы, смерть и отречение папы
Выборы римского папы
«Полную и верховную власть в Церкви Римский Понтифик обретает в силу принятого им самим законного избрания, а также епископского посвящения. Поэтому лицо, избранное на должность Верховного Понтифика, уже находящееся в сане епископа, обретает эту власть с момента принятия им своего избрания. Если же у избранного нет епископского сана, его следует немедленно посвятить в епископы»[5].
Папа римский избирается пожизненно на собрании кардиналов — конклаве — после смерти своего предшественника (или отречения, что бывает крайне редко). Как только новоизбранный заявляет о принятии престола (это происходит сразу после избрания), понтификат считается начавшимся. Теоретически, папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик; при необходимости, сразу после принятия престола он должен быть посвящён в священники и епископы. На практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы, имеющие сан священника. Последним папой не из кардиналов стал Урбан VI в 1378 году. Последним папой, не бывшим на момент избрания священником, стал Лев X в 1513 году (он был т. н. кардиналом-мирянином). Последним папой, не бывшим епископом при избрании, — Григорий XVI в 1831 году. С 1917 года все кардиналы должны иметь сан священника, а с 1962 года — быть посвящены в епископы (за редкими исключениями по особому распоряжению папы).
Имя папы
Сразу после избрания на конклаве новый папа выбирает себе имя и соответствующий номер, под которыми он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать этого не обязан.
Отречение
Кодекс канонического права предусматривает право папы отречься от Престола, причём не требуется утверждения этого отречения кем-либо: единственным условием действительности отречения является его добровольность. Отречение Римского папы регулируется каноном 332, параграфом 2 Кодекса канонического права, где упоминается, что «нет необходимости в том, чтобы кто-либо принимал это отречение»[6].
Папа Бенедикт XVI 11 февраля 2013 года объявил[7] о решении отречься от Римского престола в 20.00 28 февраля 2013 года[8], до него последним папой, воспользовавшимся этим правом, был Григорий XII в 1415 году. Существует предположение, что в начале 2000-х годов Иоанн Павел II обдумывал возможность отречения в связи с плохим состоянием здоровья.
Sede Vacante
После того как камерленго официально удостоверит смерть папы (или после того как вступит в силу отречение), начинается период вакантного престола (лат. Sede Vacante), продолжающийся до выборов нового понтифика.
Власть папы
Власть папы в Церкви
Власть папы в Церкви — высшая и юридически полная власть над всей Католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление Церковью.
«Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом порученное Господом Петру, первому из Апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле. Поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять[9] Против решения или декрета Римского Понтифика нельзя подать ни апелляцию, ни обжалование»[10].
Папа осуществляет верховную законодательную власть в Церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей Церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие.
Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами. Их объединяли в специальные канонические сборники — кодексы канонического права. Уже Халкидонский собор (451) выпустил такой сборник.
Средневековое каноническое право было кодифицировано в неоднократно переиздававшемся «Своде юридических канонов» (лат. Corpus Juris Canonici). Наиболее часто используемым его вариантом было лейпцигское издание 1876—1884 годов.
Свод законов, вступивший в силу 19 мая 1918 года, составила папская кодификационная комиссия, созданная в 1904 году папой Пием Х под руководством кардинала Гаспарри и выпустившая его под названием «Кодекс канонического права» (лат. Codex Juris Canonici). 27 мая 1917 года папа Бенедикт XV освятил его и опубликовал. Сборник источников Кодекса канонического права был издан между двумя мировыми войнами под названием «Источники Кодекса канонического права»[11]. В связи со значительным обновлением католической теологии Второй Ватиканский собор (1962—1965) указал на необходимость пересмотра Кодекса.
Подписанный Иоанном Павлом II в 1983 году новый кодекс сохраняет основное содержание прежнего при значительном сокращении количества статей (с 2412 до 1752) и причин для отлучения от церкви (с 37 до 7).
Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в Церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает Вселенские соборы Католической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы.
Предмет вероучения — откровения Божьи, хранительницей которых является вся Церковь. Церковь сообщает эти откровения (догматы веры) либо на Вселенском соборе, либо путём провозглашения его папой с амвона (лат. ех cathedra — с кафедры). Догматы соборов (а после I Ватиканского собора, с 1870 года, и оглашаемые папой с амвона) по вопросам веры и морали объявляются как действительные для всей Церкви и непогрешимые (лат. infallibitas), то есть они не могут быть ошибочными (догмат о безошибочности папы).
Папа наделён высшей судебной властью в Церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой.
Папе принадлежит высшая исполнительная власть в Церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, провозглашает новых блаженных и святых.
Папа — гарант всеобщности (универсальности) и единства Католической церкви. Поскольку папа — залог единства Церкви, то и папская власть — суверенна. Через папу действуют в полную силу и части Церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри Церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. В случае смерти папы во время собора его заседания приостанавливаются до выборов нового епископа Рима.
Светская власть папы
Папа — глава государства Ватикан.
До 1870 года папы были светскими владыками значительных территорий в современной Италии — так называемой папской области, а до 1791 года и незначительных территорий современной Франции — Конта-Венессена и Авиньона.
В 756 году франкский король Пипин Короткий, получивший корону из рук Стефана II, передал тому отвоёванную им у лангобардов территорию Равеннского экзархата, до 752 года бывшего под властью ромейских императоров.
Власть Папы над экзархатом обосновывалась подложным документом — Константиновым даром. Документ, якобы составленный Константином на имя епископа Сильвестра I, вошёл в IX веке в канонический сборник, известный как «Лжеисидоровы декреталии».
Вершину светского могущества папской власти ознаменовал документ, известный как «Диктат папы» (лат. Dictatus рарае), изданный в 1075 году.
Для укрепления власти Ватикана папы нередко использовали отлучение от церкви. Так в XI веке папы отлучали от церкви многих ведущих монархов, потом миловали и снова отлучали. Как минимум один раз были отлучены папой от церкви германский король Генрих IV, король Франции Филипп I, король Англии Гарольд, византийский император Алексей I Комнин и норманнский герцог Роберт Гвискар[12].
См. также
Примечания
- ↑ Официальное название — Дворец Сикста V.
- ↑ Первым епископом Рима, который стал употреблять титул «папа», был Сириций в 384 году.
- ↑ Гергей Е. История папства: (Пер. с венгр.) — М.: Республика, 1996. — 463 с.
- ↑ Некоторые периоды авторами могут объединяться в периоды большей продолжительности, даты периодов могут незначительно отличаться. Основные источники: Гергей, 1996; Ковальский, 1991; Лозинский, 1986.[⇨]
- ↑ ККП, канон 332, параграф 1
- ↑ ККП, канон 332, параграф 2
- ↑ Pope Benedict XVI announces his resignation at end of month
- ↑ Pope Benedict XVI in shock resignation
- ↑ ККП, канон 331
- ↑ ККП, канон 333, параграф 3
- ↑ Codicis Juris Canonici Fontes, Рим-Ватикан, 1923—1929, Т. 1—7 / ред. П. Гаспарри; Т. 8—9 / ред. Шереди
- ↑ Франкопан, 2018, с. 37.
Литература
- Гергей Ёне. История папства / Пер. с венгр. О. В. Громова. — М.: Республика, 1996. — 464 с. — ISBN 5-250-01848-3. [Ориг. изд.: Gergely Jeno. A papasag tortenete. Budapest, 1982.]
- Готлиб А. Г., Конский П. А. Папство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Григулевич И. Р. Папство. Век XX. — М.: Политиздат, 1981. — 2-е изд., доп. — 532 с.
- Задворный В. Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). — М.: Издательство францисканцев, 2011. — 480 с.: ил.
- Кодекс канонического права. Codex Iuris Canonici. — М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. — 624 с. — Серия «Bibliotheca Ignatiana». — ISBN 978-5-94242-045-1.
- Ковальский Ян Веруш. Папы и папство / Пер. с пол. Т. Трифоновой. — М.: Политиздат, 1991. — 240 с. — ISBN 5-250-01237-X.
- Лозинский С. Г. История папства. — М.: Политиздат, 1986. — 3-е изд. — 382 с.
- Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993—1995.
- Питер Франкопан. Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7.
Ссылки
wikiredia.ru