Содержание

Многоцелевой истребитель «Торнадо» / Tornado GR4/GR4A "Panavia"

Реактивный военный самолет «Торнадо» (Panavia Tornado) был разработан немецкой фирмой «Мессершмитт» совместно с британской компанией «Бритиш Аэроспэйс» (British Aerospace) и итальянской «Алениа Аеронаутика» (Alenia Aeronautica) в начале 1970-х гг.

Данный самолет существует в 2-х вариациях: истребитель-бомбардировщик (GR4) и разведчик-перехватчик (GR4A).

К конструкционным особенностям можно отнести крыло изменяемой стреловидности в зависимости от задач и условий полета.

Всего Великобритания построила 249 истребитель-бомбардировщик и 195 перехватчиков. По состоянию на 2011 год Британские ВВС имеют 125 модернизированных самолетов «Торнадо» (GR4 и GR4A).

Реактивный самолет «Торнадо» — это 2-х местный самолет, способный выполнять широкий спектр боевых задач в любое время суток и в любых погодных условиях. Самолет оснащен 2-мя турбореактивными двигателями фирмы «Роллс-Ройс» RB199 Mk103. «Торнадо» способен летать как на сверхзвуковых, так и на больших дозвуковых скоростях. Он способен летать на низких высотах в автоматическом режиме полета благодаря наличию сканера поверхности земли. Это особенно полезно в плохих погодных условиях, когда визуальный обзор ограничен. Самолет, также, оборудован приборами инфракрасного и ночного спектра видения.

Самолет оборудован целым набором электронных средств разведки и обнаружения целей, таких как передовая система RAPTOR (Reconnaissance Airborne Pod TORnado). Для навигации имеется система GPINS (Global Positioning Inertial Navigation System). На самолете, также, установлен радар поверхности земли (GMR или Ground Mapping Radar). В дополнение к этому самолет имеет систему лазерного целеуказания и поиска помеченных целей (LRMTS).

Внешний вид самолета довольно узнаваем. Он имеет короткий, толстый фюзеляж с очень большим, наклоненным назад хвостом (2). Также, у него изогнутый вид крыльев с изменяемым углом от 25 до 67 градусов (3). Самолет оснащен 2-х местной кабиной и коротким конусовидным заостряющимся на конце «носом». Две небольших капсулы под передней частью фюзеляжа — это системы инфракрасного и ночного видения и системы лазерного наведения. Самый легкий способ отличить «Торнадо» GR4 от предыдущей его модели «F3» (был на вооружении RAF до 2011 года) это сравнить их форму носа обоих самолетов. У GR4 нос более «тупой» и толще, а у  «F3» он более вытянутый и значительно тоньше. Так же, F3 длиннее примерно на 2м.

Технические характеристики истребителя «Торнадо»:

Экипаж: 2 человека
Грузоподъёмность: до 9000 кг
Длина: 16.8 м
Размах крыла: 8.6 м — 13.9 м  (зависит от текущего угла стреловидности)
Высота: 6 м
Масса пустого: 14100 кг
Обычная снаряженная масса: 20400 кг
Максимальная подъемная масса: 27200 кг
Двигатели: 2 турбореактивных двигателя «Роллс-Ройс» RB199, с тягой от 4380 кг/с до 7620 кг/с (при форсаже)
Максимальная скорость: 1,2 Маха (на малой высоте) — 2.2 Маха (2340 км/ч)
Крейсерская скорость: 0.9 Маха (1112 км/ч на малой высоте)
Запас топлива в боевом режиме: на 1390 км
Запас топлива при перегоне: на 3890 км
Практический потолок: 15000 м
Необходимая длина взлетной полосы: 760 м

 

Вооружение и электронные системы:

Пушечное вооружение: 2 х 27мм пушки «Маузер»
Точек подвески: 7
Ракетное вооружение: до 9 противорадиолокационных ракет ALARM (Air Launched Anti-Radiation Missile). Эти ракеты засекают излучение, генерируемое радарными системами противника и поражают его источники. Также, самолеты могут оснащаться ракетами «воздух-воздух» ASRAAM небольшого радиуса действия. Ракеты «Бримстон» (Brimstone) и  «Шторм Шэдоу» (Storm Shadow).
Бомбы: улучшенные «Пэйввэй 2» (Enhanced Paveway II) и  «Пэйввэй 3», 1000-фунтовые бомбы «Пингвин»
Лазерная система целеуказания: контейнер «Litening» (Litening Laser Designator Pod)
Комплекс разведывательных систем и систем наблюдения (включая видеосистемы высокого разрешения).

Предполагается планомерная модернизация части боевых машин с целью сохранения их в составе ВВС вплоть до 2025-2030гг.

Боевое применение истребителей «Торнадо»

Самолеты «Торнадо» успешно участвовали во многих операциях Британский ВВС начиная с 1990-х гг. За их плечами «Война в Заливе» (1991г.), в которой принимал участие 41 самолет, компания в Ираке (1998 — 2011гг.), Косово (1999г.), Конфликт в Ливии в 2011г. и война в Афганистане, которая длится по сей день (2012г.).

Текущий статус

В данный момент самолеты «Торнадо» используются 15-ой резервной эскадрильей, 12 эскадрильей и 617 эскадрильей по прозвищу «Dambusters» (база в Лоссмусе, Шотландия). Остальная часть самолетов GR4 используется 2, 9 и 31 эскадриьей «Золотые Звезды» (Gold Stars).

Показательные выступления Торнадо GR4 на авиашоу в Косфорде 2012г. (видео)

40cdo-rm.ru

Panavia Tornado — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Panavia Tornado (рус. Панавиа Торнадо) — боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970-х годов специалистами немецкой фирмы Мессершмитт-Бельков-Блом, совместно с британской компанией British Aerospace и при участии итальянской Alenia Aeronautica.

Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS и перехватчик «Торнадо» ADV. Является одним из основных боевых самолётов НАТО. Широко использовался во время боевых действий в Ираке и на Балканах.

Носитель ядерного оружия (авиабомбы B61).

Конструкция

Планер

В конструкции планера самолета «Торнадо» используются легкие сплавы (71 %), титановые сплавы (18 % главным образом для узла поворотной части консолей крыла), высокопрочные стали (6 %) и прочие материалы (5 %)[3].

Видео по теме

История создания и производства

Первый самолёт поступил на вооружение ВВС Италии 3 марта 1981 года[4]. Статистика серийного производства приведена по источникам: Panavia Tornado IDS, Panavia Tornado ADV.

  • Германия Германия — построено 363 самолёта: 4 прототипа, 2 предсерийных, 322 серийных «Торнадо» IDS, 35 серийных «Торнадо» ECR. В 2010 году на вооружение ВВС Германии были приняты истребители Tornado, модернизированные до стандарта ASSTA 2.0[5]. 8 февраля 2012 года совершил первый полёт истребитель Tornado, модернизированный до стандарта ASSTA 3.0. Благодаря модернизации, проводящейся в интересах ВВС Германии, истребители Tornado смогут простоять на вооружении по меньшей мере до 2025 года[6].
  • Великобритания Великобритания — построено 249 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» IDS: 4 прототипа, 3 предсерийных, 242 серийных для Королевских ВВС. Также построено 195 перехватчиков «Торнадо» ADV: 1 предсерийный, 194 серийных для Королевских ВВС. Также производились самолёты для Саудовской Аравии.
  • Италия Италия — построен 101 самолёт: 1 прототип, 1 предсерийный и 99 серийных «Торнадо» IDS. В 1995—2004 годах итальянские ВВС эксплуатировали 24 взятых в лизинг британских «Торнадо» ADV.
  • Саудовская Аравия Саудовская Аравия — получено 96 «Торнадо» IDS и 24 «Торнадо» ADV.

Модификации

«Торнадо» GR4 ВВС Великобритании
  • «Торнадо» IDS
     — истребитель-бомбардировщик ВВС и ВМС Германии, а также ВВС Италии
    • «Торнадо» GR1 — ударный истребитель ВВС Великобритании
    • «Торнадо» GR1A — тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании[7]
    • «Торнадо» GR1B — морской ударный истребитель[8]
    • «Торнадо» GR4 — модернизированный истребитель-бомбардировщик GR1[9]
    • «Торнадо» GR4A — модернизированный тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании
  • «Торнадо» ECR — разведчик-бомбардировщик, самолет РЭБ ВВС Германии[10]
  • «Торнадо» ADV — всепогодный дальний перехватчик[11]

Боевое применение

Война в Персидском заливе (1991)

В зоне конфликта было развёрнуто 80 самолётов «Торнадо» (42 со стороны Великобритании, 8 со стороны Италии, 30 со стороны Саудовской Аравии). Самолёты этого типа широко применялись для ведения разведки, нанесения сначала ночных, а потом и дневных ударов по наземным целям, а позже — при охоте за иракскими «Скадами». Самолёты совершили в сумме более 3600 вылетов[12].

3 самолёта разбилось до начала боевых действий и 9 самолётов было потеряно во время боевых действий. Были сбиты противником 8 самолётов (6 английских, 1 итальянский, 1 аравийский), также одна машина потеряна по небоевым причинам

[13]. Британия теряла 1 самолёт на каждые 80-400 вылетов, что примерно в десять раз чаще чем американские самолёты[14][15]. Известен случай тяжёлого повреждения иракского перехватчика МиГ-25 на аэродроме в результате атаки «Торнадо»[16]. Как отметил британский лётчик Ниалл Ирвинг, каждый раз, когда истребители Торнадо F3 появлялись в воздухе, иракские самолёты разворачивались и возвращались на аэродром[17].

Война в Югославии (1999)

40 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (14 со стороны Великобритании, 20 со стороны Германии и 6 со стороны Италии) привлекались для нанесения ударов по наземным целям[13]. По официальным данным НАТО, самолёты этого типа потерь не имели, сербская же сторона заявляла о сбитии 10 «Торнадо»[18]. О наличии каких-либо документальных подтверждений сербских заявок (обломки самолётов, пленные лётчики) ничего не известно.

Война в Ираке

Единственной потерей «Торнадо» стал британский самолёт, сбитый зенитно-ракетным комплексом «Пэтриот» американских союзников, оба пилота погибли

[19].

Война в Сирии

3 декабря 2015 года ВВС Великобритании нанесли первый бомбовый удар по позициям ИГИЛ. Два самолёта Panavia Tornado вылетели с авиабазы Акротири на Кипре и сбросили 6 бомб Paveway[20].

В январе 2016 года газета Bild сообщила, что обновление комплекса авионики до версии ASSTA-3.1 и установка цветных многофункциональных ЖК дисплеев на Tornado германских ВВС нарушило работу нашлемных устройств ночного видения, которые используются пилотами для ночного бомбометания.[21] В комментариях каналу Deutsche Welle министерство обороны Германии заявило, что ночные полёты Tornado в Сирии не планируются, и что возникшие проблемы с засветкой дисплеев будут устранены в течение нескольких недель.[22]

14 апреля 2018 года четыре самолета Panavia Tornado, действующие с авиабазы Акротири на Кипре, нанесли удар ракетами Storm Shadow по бывшей ракетной базе в пятнадцати милях к западу от Хомса, контролируемой официальными сирийскими властями, где по предположениям военного руководства Великобритании хранилось химическое оружие

[23].

Тактико-технические характеристики

Турбовентиляторный двигатель Turbo-Union RB199 в музее ВВС Германии, Берлин-Гатов

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации «Торнадо» IDS (GR4): Источник данных: В.Ильин, И.Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник.[13]

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 2 х 27-мм Mauser BK-27 (англ.)русск.[2]
    • Боезапас: 2 х 180 патронов
    • Скорострельность: 1600 выстрелов/мин
  • Точки подвески: 7
  • Боевая нагрузка: 9000 кг
  • Управляемые ракеты: УРВВ AIM-9, противорадиолокационные HARM, ALARM, ПКР Sea Eagle, TASM
  • Бомбы: BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177

На вооружении

Германия
  • ВВС Германии — 152 «Торнадо» (121 IDS и 31 ECR), по состоянию на декабрь 2011 года[25]. В 2014 году в строю находилось 89 "Торнадо".
Великобритания
Италия
Саудовская Аравия

Примечания

  1. ↑ Tornado: Status and Upgrades
  2. 1 2 Tornado at airforce-technology.com
  3. ↑ The birth of Tornado. Royal Air Force Historical Society, 2002 Postcombe, ISBN 0-9530345-0-X
  4. ↑ Н. Николаев. Первый самолёт «Торнадо» поступил в ВВС Италии // «Зарубежное военное обозрение», № 9, 1981. стр.75-76
  5. ↑ EADS модернизирует немецкие истребители Tornado
  6. ↑ Модернизированный истребитель Tornado совершил первый полет
  7. ↑ Tornado GR.1A
  8. ↑ Tornado GR.1B
  9. ↑ Tornado GR.4
  10. ↑ Tornado ECR
  11. ↑ Tornado ADV (F.2)
  12. ↑ Gulf War Air Power Survey, Volume V. A Statistical Compendium and Chronology. — Washington D.C., 1993. — P. 343—345.
  13. 1 2 3 В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник. — Московская Область, г. Балашиха: Астрель, 2001. — С. 123-139. — 510 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-271-01861-X.
  14. ↑ The Encyclopedia of Middle East Wars: The United States in the Persian Gulf, Afghanistan, and Iraq Conflicts. — ABC-CLIO, 2010. — С. 1277.
  15. ↑ Damaged and lost allied planes and helos
  16. ↑ Douglas Dildy, Tom Cooper. F-15C Eagle vs MiG-23/25, Osprey Publishing, 2016, стр.51
  17. ↑ SADDAM HUSSEIN AND IRAQI AIR POWER: JUST HAVING AN AIR FORCE ISN’T ENOUGH
  18. ↑ В. Е. Ильин, И. В. Кудишин. «Торнадо» — многоцелевой самолёт. — М.: Астрель, АСТ, 2001. — С. 81.
  19. ↑ Canadian Pugwash Group
  20. ↑ Britain launches airstrikes hours after Parliament backs ISIS bombings.
  21. ↑ Software Issues Ground Luftwaffe Tornadoes at Night in the Fight Against Daesh
  22. ↑ Deutsche Welle - Report: German jets useless at night
  23. ↑ https://www.gov.uk/government/news/raf-jets-strike-chemical-weapon-facility-in-syria
  24. 1 2 Panavia Tornado: General Characteristics
  25. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 39.
  26. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 50.
  27. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 47.

Литература

  • Ю. Алексеев. Многоцелевой тактический истребитель «Торнадо» // «Зарубежное военное обозрение», № 4, 1987. стр.36-40
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 29-30. — ISSN 0130-2701.
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 26-29. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

wiki2.red

Panavia Tornado - это... Что такое Panavia Tornado?

Panavia Tornado (рус. Панавиа Торнадо) — боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970-х годов специалистами немецкой фирмы Мессершмитт-Бельков-Блом, при участии британской компании British Aerospace и итальянской Alenia Aeronautica.

Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS и перехватчик «Торнадо» ADV. Является одним из основных боевых самолётов НАТО. Широко использовался во время боевых действий в Ираке и на Балканах.

Конструкция

Планер

В конструкции планера самолета "Торнадо" используются легкие сплавы (71%), титановые сплавы (18% главным образом для узла поворотной части консолей крыла), высокопрочные стали (6%) и прочие материалы (5%)[3].

История создания и производства

Первый самолёт поступил на вооружение ВВС Италии 3 марта 1981 года[4]. Статистика серийного производства приведена по источникам: Panavia Tornado IDS, Panavia Tornado ADV.

  • Германия — построено 363 самолёта: 4 прототипа, 2 предсерийных, 322 серийных «Торнадо» IDS, 35 серийных «Торнадо» ECR. В 2010 году на вооружение ВВС Германии были приняты истребители Tornado, модернизированные до стандарта ASSTA 2.0.[5] 8 февраля 2012 года совершил первый полёт истребитель Tornado, модернизированный до стандарта ASSTA 3.0. Благодаря модернизации, проводящейся в интересах ВВС Германии, истребители Tornado смогут простоять на вооружении по меньшей мере до 2025 года.[6]
  • Великобритания — построено 249 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» IDS: 4 прототипа, 3 предсерийных, 242 серийных для Королевских ВВС. Также построено 195 перехватчиков «Торнадо» ADV: 1 предсерийный, 194 серийных для Королевских ВВС. Также производились самолёты для Саудовской Аравии.
  • Италия — построен 101 самолёт: 1 прототип, 1 предсерийный и 99 серийных «Торнадо» IDS. В 1995—2004 годах итальянские ВВС эксплуатировали 24 взятых в лизинг британских «Торнадо» ADV.
  • Саудовская Аравия — получено 96 «Торнадо» IDS и 24 «Торнадо» ADV.

Модификации

«Торнадо» GR4 ВВС Великобритании
  • «Торнадо» IDS — истребитель-бомбардировщик ВВС и ВМС Германии, а также ВВС Италии
    • «Торнадо» GR1 — ударный истребитель ВВС Великобритании
    • «Торнадо» GR1A — тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании[7]
    • «Торнадо» GR1B — морской ударный истребитель[8]
    • «Торнадо» GR4 — модернизированный истребитель-бомбардировщик GR1[9]
    • «Торнадо» GR4A — модернизированный тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании
  • «Торнадо» ECR — разведчик-бомбардировщик, самолет РЭП ВВС Германии[10]
  • «Торнадо» ADV — всепогодный дальний перехватчик[11]

Боевое применение

Война в Персидском заливе (1991)

В зоне конфликта было развёрнуто 80 самолётов «Торнадо» (42 со стороны Великобритании, 8 со стороны Италии, 30 со стороны Саудовской Аравии). Самолёты этого типа широко применялись для ведения разведки, нанесения сначала ночных, а потом и дневных ударов по наземным целям, а позже — при охоте за иракскими «Скадами». Самолёты совершили в сумме более 3600 вылетов[12].

Было потеряно 9 самолётов (11 % от развёрнутых в зоне конфликта, т. е. примерно 1 самолёт на 400 вылетов). Были сбиты противником 8 самолётов (6 английских, 1 итальянский, 1 аравийский), также одна машина потеряна по небоевым причинам[13].

Война в Югославии (1999)

40 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (14 со стороны Великобритании, 20 со стороны Германии и 6 со стороны Италии) привлекались для нанесения ударов по наземным целям[13]. По официальным данным НАТО, самолёты этого типа потерь не имели, сербская же сторона заявляла о сбитии 10 «Торнадо»[14]. О наличии каких-либо документальных подтверждений сербских заявок (обломки самолётов, пленные лётчики) ничего не известно.

Тактико-технические характеристики

Турбовентиляторный двигатель Turbo-Union RB199 в музее ВВС Германии, Берлин-Гатов

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации «Торнадо» IDS (GR4):

Источник данных: В.Ильин, И.Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник. [13]

Технические характеристики


Лётные характеристики

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 2 х 27-мм Mauser BK-27 (англ.)русск.[2]
    • Боезапас: 2 х 180 патронов
    • Скорострельность: 1 600 выстрелов/мин
  • Точки подвески: 7
  • Боевая нагрузка: 9 000 кг
  • Управляемые ракеты: УРВВ AIM-9, противорадиолокационные HARM, ALARM, ПКР Sea Eagle, TASM
  • Бомбы: BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177

На вооружении

Германия
Великобритания
Италия
Саудовская Аравия

Примечания

  1. Tornado: Status and Upgrades
  2. 1 2 Tornado at airforce-technology.com
  3. The birth of Tornado. Royal Air Force Historical Society, 2002 Postcombe, ISBN 0-9530345-0-X
  4. Н. Николаев. Первый самолёт "Торнадо" поступил в ВВС Италии // "Зарубежное военное обозрение", № 9, 1981. стр.75-76
  5. EADS модернизирует немецкие истребители Tornado
  6. Модернизированный истребитель Tornado совершил первый полет
  7. Tornado GR.1A
  8. Tornado GR.1B
  9. Tornado GR.4
  10. Tornado ECR
  11. Tornado ADV (F.2)
  12. Gulf War Air Power Survey, Volume V. A Statistical Compendium and Chronology. — Washington D.C., 1993. — P. 343—345.
  13. 1 2 3 В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник. — Московская Область, г. Балашиха: Астрель, 2001. — С. 123-139. — 510 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-271-01861-X
  14. В.Е. Ильин, И.В. Кудишин. «Торнадо» — многоцелевой самолёт. — М.: Астрель, АСТ, 2001. — С. 81.
  15. 1 2 Panavia Tornado: General Characteristics
  16. Hoyle Flight International 13–19 December 2011, p. 39.
  17. Hoyle Flight International 13–19 December 2011, p. 50.
  18. Hoyle Flight International 13–19 December 2011, p. 41.
  19. Hoyle Flight International 13–19 December 2011, p. 47.

Литература

  • Ю. Алексеев. Многоцелевой тактический истребитель "Торнадо" // "Зарубежное военное обозрение", № 4, 1987. стр.36-40
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 29-30. — ISSN 0130-2701.
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 26-29. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

dic.academic.ru

Панавиа Торнадо Википедия

Panavia Tornado (рус. Панавиа Торнадо) — боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970-х годов специалистами немецкой фирмы Мессершмитт-Бельков-Блом, совместно с британской компанией British Aerospace и при участии итальянской Alenia Aeronautica.

Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS и перехватчик «Торнадо» ADV. Является одним из основных боевых самолётов НАТО. Широко использовался во время боевых действий в Ираке и на Балканах.

Носитель ядерного оружия (авиабомбы B61).

Конструкция

Планер

В конструкции планера самолета «Торнадо» используются легкие сплавы (71 %), титановые сплавы (18 % главным образом для узла поворотной части консолей крыла), высокопрочные стали (6 %) и прочие материалы (5 %)[3].

История создания и производства

Первый самолёт поступил на вооружение ВВС Италии 3 марта 1981 года[4]. Статистика серийного производства приведена по источникам: Panavia Tornado IDS, Panavia Tornado ADV.

  • Германия Германия — построено 363 самолёта: 4 прототипа, 2 предсерийных, 322 серийных «Торнадо» IDS, 35 серийных «Торнадо» ECR. В 2010 году на вооружение ВВС Германии были приняты истребители Tornado, модернизированные до стандарта ASSTA 2.0[5]. 8 февраля 2012 года совершил первый полёт истребитель Tornado, модернизированный до стандарта ASSTA 3.0. Благодаря модернизации, проводящейся в интересах ВВС Германии, истребители Tornado смогут простоять на вооружении по меньшей мере до 2025 года[6].
  • Великобритания Великобритания — построено 249 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» IDS: 4 прототипа, 3 предсерийных, 242 серийных для Королевских ВВС. Также построено 195 перехватчиков «Торнадо» ADV: 1 предсерийный, 194 серийных для Королевских ВВС. Также производились самолёты для Саудовской Аравии.
  • Италия Италия — построен 101 самолёт: 1 прототип, 1 предсерийный и 99 серийных «Торнадо» IDS. В 1995—2004 годах итальянские ВВС эксплуатировали 24 взятых в лизинг британских «Торнадо» ADV.
  • Саудовская Аравия Саудовская Аравия — получено 96 «Торнадо» IDS и 24 «Торнадо» ADV.

Модификации

«Торнадо» GR4 ВВС Великобритании
  • «Торнадо» IDS — истребитель-бомбардировщик ВВС и ВМС Германии, а также ВВС Италии
    • «Торнадо» GR1 — ударный истребитель ВВС Великобритании
    • «Торнадо» GR1A — тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании[7]
    • «Торнадо» GR1B — морской ударный истребитель[8]
    • «Торнадо» GR4 — модернизированный истребитель-бомбардировщик GR1[9]
    • «Торнадо» GR4A — модернизированный тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании
  • «Торнадо» ECR — разведчик-бомбардировщик, самолет РЭБ ВВС Германии[10]
  • «Торнадо» ADV — всепогодный дальний перехватчик[11]

Боевое применение

Война в Персидском заливе (1991)

В зоне конфликта было развёрнуто 80 самолётов «Торнадо» (42 со стороны Великобритании, 8 со стороны Италии, 30 со стороны Саудовской Аравии). Самолёты этого типа широко применялись для ведения разведки, нанесения сначала ночных, а потом и дневных ударов по наземным целям, а позже — при охоте за иракскими «Скадами». Самолёты совершили в сумме более 3600 вылетов[12].

3 самолёта разбилось до начала боевых действий и 9 самолётов было потеряно во время боевых действий. Были сбиты противником 8 самолётов (6 английских, 1 итальянский, 1 аравийский), также одна машина потеряна по небоевым причинам[13]. Британия теряла 1 самолёт на каждые 80-400 вылетов, что примерно в десять раз чаще чем американские самолёты[14][15]. Известен случай тяжёлого повреждения иракского перехватчика МиГ-25 на аэродроме в результате атаки «Торнадо»[16]. Как отметил британский лётчик Ниалл Ирвинг, каждый раз, когда истребители Торнадо F3 появлялись в воздухе, иракские самолёты разворачивались и возвращались на аэродром[17].

Война в Югославии (1999)

40 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (14 со стороны Великобритании, 20 со стороны Германии и 6 со стороны Италии) привлекались для нанесения ударов по наземным целям[13]. По официальным данным НАТО, самолёты этого типа потерь не имели, сербская же сторона заявляла о сбитии 10 «Торнадо»[18]. О наличии каких-либо документальных подтверждений сербских заявок (обломки самолётов, пленные лётчики) ничего не известно.

Война в Ираке

Единственной потерей «Торнадо» стал британский самолёт, сбитый зенитно-ракетным комплексом «Пэтриот» американских союзников, оба пилота погибли[19].

Война в Сирии

3 декабря 2015 года ВВС Великобритании нанесли первый бомбовый удар по позициям ИГИЛ. Два самолёта Panavia Tornado вылетели с авиабазы Акротири на Кипре и сбросили 6 бомб Paveway[20].

В январе 2016 года газета Bild сообщила, что обновление комплекса авионики до версии ASSTA-3.1 и установка цветных многофункциональных ЖК дисплеев на Tornado германских ВВС нарушило работу нашлемных устройств ночного видения, которые используются пилотами для ночного бомбометания.[21] В комментариях каналу Deutsche Welle министерство обороны Германии заявило, что ночные полёты Tornado в Сирии не планируются, и что возникшие проблемы с засветкой дисплеев будут устранены в течение нескольких недель.[22]

14 апреля 2018 года четыре самолета Panavia Tornado, действующие с авиабазы Акротири на Кипре, нанесли удар ракетами Storm Shadow по бывшей ракетной базе в пятнадцати милях к западу от Хомса, контролируемой официальными сирийскими властями, где по предположениям военного руководства Великобритании хранилось химическое оружие[23].

Тактико-технические характеристики

Турбовентиляторный двигатель Turbo-Union RB199 в музее ВВС Германии, Берлин-Гатов

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации «Торнадо» IDS (GR4): Источник данных: В.Ильин, И.Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник.[13]

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 2 х 27-мм Mauser BK-27 (англ.)русск.[2]
    • Боезапас: 2 х 180 патронов
    • Скорострельность: 1600 выстрелов/мин
  • Точки подвески: 7
  • Боевая нагрузка: 9000 кг
  • Управляемые ракеты: УРВВ AIM-9, противорадиолокационные HARM, ALARM, ПКР Sea Eagle, TASM
  • Бомбы: BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177

На вооружении

Германия
  • ВВС Германии — 152 «Торнадо» (121 IDS и 31 ECR), по состоянию на декабрь 2011 года[25]. В 2014 году в строю находилось 89 "Торнадо".
Великобритания
Италия
Саудовская Аравия

Примечания

  1. ↑ Tornado: Status and Upgrades
  2. 1 2 Tornado at airforce-technology.com
  3. ↑ The birth of Tornado. Royal Air Force Historical Society, 2002 Postcombe, ISBN 0-9530345-0-X
  4. ↑ Н. Николаев. Первый самолёт «Торнадо» поступил в ВВС Италии // «Зарубежное военное обозрение», № 9, 1981. стр.75-76
  5. ↑ EADS модернизирует немецкие истребители Tornado
  6. ↑ Модернизированный истребитель Tornado совершил первый полет
  7. ↑ Tornado GR.1A
  8. ↑ Tornado GR.1B
  9. ↑ Tornado GR.4
  10. ↑ Tornado ECR
  11. ↑ Tornado ADV (F.2)
  12. ↑ Gulf War Air Power Survey, Volume V. A Statistical Compendium and Chronology. — Washington D.C., 1993. — P. 343—345.
  13. 1 2 3 В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник. — Московская Область, г. Балашиха: Астрель, 2001. — С. 123-139. — 510 с. — 10 100 экз. — ISBN 5-271-01861-X.
  14. ↑ The Encyclopedia of Middle East Wars: The United States in the Persian Gulf, Afghanistan, and Iraq Conflicts. — ABC-CLIO, 2010. — С. 1277.
  15. ↑ Damaged and lost allied planes and helos
  16. ↑ Douglas Dildy, Tom Cooper. F-15C Eagle vs MiG-23/25, Osprey Publishing, 2016, стр.51
  17. ↑ SADDAM HUSSEIN AND IRAQI AIR POWER: JUST HAVING AN AIR FORCE ISN’T ENOUGH
  18. ↑ В. Е. Ильин, И. В. Кудишин. «Торнадо» — многоцелевой самолёт. — М.: Астрель, АСТ, 2001. — С. 81.
  19. ↑ Canadian Pugwash Group
  20. ↑ Britain launches airstrikes hours after Parliament backs ISIS bombings.
  21. ↑ Software Issues Ground Luftwaffe Tornadoes at Night in the Fight Against Daesh
  22. ↑ Deutsche Welle - Report: German jets useless at night
  23. ↑ https://www.gov.uk/government/news/raf-jets-strike-chemical-weapon-facility-in-syria
  24. 1 2 Panavia Tornado: General Characteristics
  25. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 39.
  26. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 50.
  27. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 47.

Литература

  • Ю. Алексеев. Многоцелевой тактический истребитель «Торнадо» // «Зарубежное военное обозрение», № 4, 1987. стр.36-40
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 29-30. — ISSN 0130-2701.
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 26-29. — ISSN 0130-2701.

Ссылки

wikiredia.ru

Торнадо, зародившийся в Европе (многоцелевой истребитель Panavia Tornado)

Еще в середине 60-х годов руководители ВВС Германии, Бельгии, Нидерландов и Италии окончательно убедились в необходимости искать замену самолетам F-104 «Старфайтер» и Фиат G.91, состоявшим на вооружении этих стран. Тому была масса причин. Мало того, что творение американской фирмы «Локхид» у натовских пилотов приобрело дурную славу «летающих гробов», так вдобавок самолет обладал довольно скромными боевыми возможностями. Ну a G.91 просто безнадежно устарел.

Предстояло выбрать, каким путем идти: в очередной раз закупить новые самолеты у США или создать свой. Последний путь для уже окрепших национальных авиафирм был более предпочтителен. Страны НАТО в то время переживали очередной экономический кризис, и, конечно же, новые военные заказы были бы кстати. Однако ни немцы, ни итальянцы, ни тем более Бельгия или Голландия еще не могли «поднять» столь масштабный проект в одиночку. В этих условиях решили создавать новый самолет совместными усилиями 

В январе 1968 года главнокомандующие ВВС ФРГ, Италии, Бельгии и Нидерландов договорились о создании рабочей группы экспертов с задачей выработать тактико-технические требования к перспективному многоцелевому ударному самолету, а также разработать принципы совместной работы. В июле Великобритания прислала своих представителей для участия в работе группы. Авиастроители этой страны уже имели богатый опыт совместной работы с Францией, полученный в период создания истребителя-бомбардировщика «Ягуар». Командование Королевских ВВС сумело убедить правительство в необходимости заменить «Лайтинги», «Канберры» и «Бакани-ры», которые, по их мнению, больше не могли конкурировать с советской авиацией.

Через 17 дней вышел в свет Меморандум № 1. В нем содержались принципы совместной деятельности, определялся круг фирм-участников проекта, решались другие вопросы. Была создана фирма «Панавиа», которая и координировала все работы между многочисленными участниками. В ее руководство вошли 5 немецких, 4 английских и 2 итальянских представителя.

К началу 1969 года были разработаны требования к самолету. В следующем году принимается решение о начале реализации одного из 6 представленных эскизных проектов истребителя-бомбардировщика с крылом изменяемой геометрии. Для этого создали широкую кооперацию фирм разных стран. Так английская «Бритиш Эркрафт Корпорейшен» разрабатывала переднюю секцию фюзеляжа и хвостовое оперение. «Турбо Юнион» — двигатели, немецкая «Мессершмитт Бельков Блом» — центральную часть фюзеляжа, «Аэрита-лия» — крылья. Кроме них, еще 30 различных фирм и компаний приняли участие в разработке и строительстве самолета.

Между тем перспектива создания нового европейского истребителя-бомбардировщика пришлась не по вкусу американским самолетостроителям. Они рассчитывали, что F-16 фирмы «Дженерал Дайнемикс» заменит устаревшие машины. Началась «обработка» возможных партнеров, и не без успеха. В результате правительства Бельгии и Нидерландов решили отказаться от участия в проекте и оснастить свои ВВС американским истребителем. Пытались американцы урвать кусок из финансового «пирога» программы «Торнадо» еще и путем поставок своих двигателей «ПраттУитни»ТР-30. Однако в этом вопросе они не преуспели.

В начале 1970 года совместная комиссия приняла решение о начале полномасштабной разработки самолета. Ее отчет занял 15 000 страниц и содержал полную информацию о создаваемой машине и принципах ее воплощения в металл. 1973 год стал знаменательным в истории «Торнадо». В начале года специалисты фирмы «Турбо Юнион» приступили к испытаниям ТРДДФ RB. 199-34R-01, установленных под фюзеляжем бывшего стратегического бомбардировщика «Вулкан». 15 марта вышел в свет шестой по счету меморандум, в котором определялся порядок строительства 10 прототипов и 6 предсерийных самолетов (15 из них использовались для различных испытаний).

В июле следующего года шеф-пилоты Пауль Милетт (Англия) и Нильс Мейстер (Германия) совершили первый полет на новой машине. Он был признан успешным. А в четвертом полете самолет достигнет скорости М=1,15 на горизонтальной прямой.

Пока шли летные испытания и доводка истребителя, определялось общее число самолетов, которые должны будут поступить на вооружение ВВС стран-разработчиков, а также квота поставокдругим государствам, пожелавшим закупить «Торнадо». С этой целью уже в 1977 году самолет выставлялся на авиасалоне в Париже.

На доводку ушло 4 года. За этот период был потерян всего один прототип английского производства Р.08, разбившийся 12 июня 1979 года. Первые серийные «Торнадо» в ФРГ и Великобритании взлетели в середине лета 1979-го, а итальянский — в 1981 году.

Основной модификацией в семействе «Торнадо» стал истребитель-бомбардировщик (английская аббревиатура IDS) — самолет нормальной схемы с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности и двумя ТРДДФ в хвостовой части фюзеляжа. Конструкция планера на 75% выполнена из алюминиевых сплавов.

Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок состоит из трех секций с технологическими разъемами за кабиной экипажа и перед килем. В передней секции размещены кабина экипажа под общим фонарем, открывающимся вверх на задних шарнирах, отсеки БРЭО и агрегаты системы кондиционирования. Средняя секция имеет монолитные шпангоуты. В середине расположена титановая балка с шарнирами поворота крыла. В хвостовой секции размещена большая часть компонентов бустерной системы управления, двигатели и вспомогательные агрегаты.

На верхней поверхности фюзеляжа установлены два воздушных тормоза, под хвостовой частью имеется тормозной крюк. Радиопрозрачный носовой обтекатель антенны РЛС крепится на шарнирах и может откидываться вправо.

Крыло кессонное с двумя лонжеронами и обшивкой из монолитных фрезерованных панелей. Корневая хорда крыла 2,7 м, концевая — 1,28 м. Удлинение крыла 7,3 при минимальной и 2,9 — при максимальной стреловидности. Механизм крыла состоит из предкрылков (по 3 секции на одной консоли) по всему размаху и двуще-левых закрылков (по 4 секции) также по всему размаху, которые используются для улучшения маневренности при промежуточных углах стреловидности. На верхней поверхности каждой консоли установлено по 2 секции интерцепторов. Элеронов нет. Все поверхности управления крыла отклоняются при помощи установленных тандемом гидроцилиндров по электрическим командам.

Хвостовое оперение самолета — двухлонжеронный киль и цельнопово-ротный дифференциальный стабилизатор, расположенный ниже плоскости крыла. Высота киля — 3 м, его площадь — 8,7 м2. Горизонтальное оперение имеет площадь 9 м2. • На конце киля установлена антенна системы РЭБ.

Шасси трехопорное с бескамерными пневматиками низкого давления. Рассчитано на эксплуатацию с элементарно подготовленных аэродромов. Передняя и основные стойки убираются вперед и снабжены масляно-пневматическими телескопическими амортизаторами.

Система управления полеnом электродистанционная, триплексная с подсистемами улучшения устойчивости и управляемости. Управление по крену при больших углах стреловидности крыла обеспечивается дифференциальным отклонением консолей стабилизатора. На малых углах стреловидности применяются также интерцепторы, которые используются и для гашения подъемной силы при посадке.

На самолетах первых серий устанавливались ТРДДФ RB. 199-34MK. 101, ас 1983 года — ТРДДФ RB. 19934 Мк. 103 (2x4380 кгс или 2x7675 кгс). Двигатель RB. 199 трехвальной схемы с форсажной камерой, регулируемым соплом и реверсом тяги створчатого типа, САУ двигателя электронно-гидромеханическая. Воздухозаборники двигателей боковые ковшовые, регулируемые цифровой электронной системой с внешним сжатием.

Топливо размещается в протестированных фюзеляжных баках и в двух баках-отсеках в подвижных частях крыла. В передней части фюзеляжа с правой стороны расположена штанга системы заправки топливом в полете. Возможна подвеска на двух подфюзе-ляжных и двух подкрыльевых пилонах сбрасываемых топливных баков емкостью соответственно по 1800 и по 1500 или 2250 л.

Две независимые гидравлические системы с приводом от двигателей обеспечивают дублированное питание приводов систем управления механизацией и механизмов поворота крыла и уборки шасси. При отказе обоих двигателей используется аварийный насос с электроприводом от аккумулятора.

На борту установлены: многорежимная картографическая РЛС переднего обзора, обеспечивающая автоматическое следование рельефу местности: трехканальная цифровая инерци-альная навигационная система FIN-1010; ИЛС; доплеровская РЛС «Дек-ка» тип 72; вычислитель воздушных данных; центральная ЭВМ; радиовысотомер; лазерный дальномер и це-леуказатель; приемопередатчик системы опознавания «свой-чужой»; обо-

рудование системы «Такан», а также различные индикаторы. Кабина экипажа с кондиционированием. Для защиты от поражения управляемым оружием «Торнадо» оснащен системой РЭП «Скай Шэдоу» и системой сброса дипольных отражателей и ИК ловушек BOZ 107. В кабине установлен индикатор системы предупреждения о радиолокационном облучении.

Вооружение самолета составляют две встроенные пушки «Маузер» калибром 27 мм, расположенные по бортам в передней части фюзеляжа, со скорострельностью 1600-1700 выстр./ мин. и боекомплектом 180 патронов на ствол.

На 7 узлах подвески (2 поворотных Пилона под каждой консолью крыла и 3 под фюзеляжем) могут устанавливаться: УР класса воздух-воздух AIM -9L «Сайдуиндер» и AIM7F «Спэрроу»; УР класса воздух-поверхность AJ. 168 «Мартел», AS.30, «Мартел», AGM-65 «Мейверик», противокорабельные УР «Си Игл» и «Корморан», а также ASRA-АМ; противолокационные ракеты ALARM и HARM; контейнеры с многоцелевым кассетным оружием MW-1n JP.233; планирующие и кассетные бомбы, бомбовые кассеты ВШ-1В с зажигательными бомбами калибром 340 кг, бомбы «Пэйвуэй» с лазерной системой наведения и контейнеры с напалмом.

Столь разнообразное вооружение позволяет самолету решать практически любые задачи по поражению наземного противника с высокой точностью. На практике номенклатура вооружения «Торнадо» зависитоттой страны, которой принадлежит каждый конкретный самолет.

Так как истребители-бомбардировщики строились в трех странах, они имели различное обозначение в соответствии с принятой национальной классификацией: в Германии «Торнадо-GS», в Великобритании «Торнадо-GR» Мк1 и в Италии «Тор-надо-IDS». Учебно-боевые варианты обозначались дополнительной буквой «Т».

В 1979 году главнокомандующие ВВС трех стран приняли решение создать объединенный центр подготовки экипажей «Торнадо». Он комплектовался самолетами английского и немецкого производства. Все машины этого центра несли опознавательный знак—буквы «ТТТЕ» на черном поле, вписанные в красный ромб, и буквенный код: G—Германия, В—Великобритания и I — Италия. На борта самолетов наносились порядковые номера—для каждой страны строго определенные. Так, «Торнадо», использовавшиеся для подготовки английских пилотов, могли иметь номера от 01 до 20, а для подготовки операторов—61... 75 и т. д.

С 1980 года начались поставки самолетов в ВВС Англии и ВМС ФРГ, годом позже—в ВВС ФРГ. В Италии первые серийные «Торнадо» стали поступать на вооружение в 1982 году. В Англии первым перевооружили на GR Мк19-й эскадрон . Он вел свою историю с 1914 года и до этого летал на «Вулканах». В авиации ВМС и ВВС ФРГ новые самолеты получили также наиболее заслуженные части.

Всего было поставлено истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» ВВС Англии — 254, ВВС ФРГ-211, ВМС ФРГ-111, ВВС Италии-99, Саудовской Аравии—45 и Иордании—8.

Во второй половине 70-х годов Великобритании потребовалось решить проблему истребите-ля-перехватчикас большим радиусом действия, так как руководство НАТО возложило на королевские ВВС задачу перехвата советских Ту-22М и Ту-95 в Северной Атлантике.

Решено было создать перехватчик на базе истребителя-бомбардировщика «Торнадо», испытания которого близились кзавершению. Специалисты английской фирмы «Бритиш Эркрафт Корпорейшн» 11 марта 1977 года приступили к работам по самолету, имевшему шифр ADV (Air Defense Variant). Больших переделок решили не делать. Да это было и ни к чему. Для маневренного воздушного боя эти машины не предназначались.

В результате уже 27 октября 1979 года поднялся в воздух первый прототип перехватчика, который пилотировали Д. Игалс и П. Кеуорд. Полет длился 92 минуты. Самолет развил скорость М=1.2. Испытания велись в высоком темпе. К концу года прототип налетал 41 час. В третьем полете скорость достигла числа М=1,75. Однако, вскоре летчики заметили, что носовой обтекатель новой формы вибрирует на скоростях, близких ктрансзвуковым.

Для отработки нового поискового радара был переоборудован один «Баканир», что позволило сократить сроки испытаний. В следующем году был готов второй прототип. На нем установили двигатели RB. 199-34 Мк. 104 и новое оборудование кабины. В сентябре 1980-го этот самолет был показан на авиасалоне в Фарнборо. Всего в испытаниях участвовало 3 прототипа и их сум -марный налет—376 летных часов.

Первый серийный «Торнадо-Р2» был сдан в марте 1984 года и поступил в центр переучивания летного состава. Первым строевым подразделением в королевских ВВС, оснащенным новыми перехватчиками, стал 29-й эскадрон, летчики которого ранее летали на «Фантомах».

«Торнадо-Р2» внешне почти не отличается от истребителя-бомбардировщика. Он имеет удли -ненный и измененный по форме обтекатель носового радара, а на киле отсутствует передний обтекатель пассивной антенны системы РЭП.

Для поиска и наведения УР на цель применен радар фирмы «Маркони»А1 Мк24 с дальностью обнаружения целей около 185 км. Дополнительно установили коллиматорный индикатор и сис-темуулучшения визуального опознавания VAS.

Изменилось и вооружение. На 4 подфюзеляжных узлах можно подвесить 4 УР «Скай Флэш» (английский аналог американской AIM-7 «Спэрроу») средней дальности. Под каждой консолью установлен один универсальный пилон для подвесного топливного бака иУРА1 М-91_ «Сайдуиндер». Из двух пушек было решено оставить одну.

Со второй половины 80-х годов на самолет стали устанавливать ТРДДФ RB. 199-34 Мк. 104 с тягой на форсаже 8000 кгс. Количество «Сайдуиндеров» довели до четырех. Этот перехватчик получил обозначение «Торнадо-РЗ». Всего ВВС Великобритании получили 165 «Торнадо» в варианте всепогодного дальнего перехватчика и еще 24 закупила Саудовская Аравия.

В начале 90-х годов в Германии специалисты фирмы М.В.В. на базе истребителя-бомбардировщика «Торнадо» разработали вариант самолета разведки и РЭБ «Торнадо-ЕС». На нем установлены более совершенное пилотажно-навига-ционное оборудование, средства радиотехнической разведки, две ИК станции (со строчной разверткой и переднего обзора), аппаратура сбора, обработки и передачи разведданных по радиоканалу. На внешней подвеске могут размешаться контейнеры с разведаппаратурой, станцией активных помех, автоматами выброса ди-польныхотражателей и ИК ловушек.

Боевое крещение истребители-бомбардировщики «Торнадо» прошли в период войны в Персидском заливе. Во время операции «Буря в пустыне» на долю их экипажей выпали наиболее сложные задачи нанесения ударов по аэродромам, имевшим достаточно мощную систему ПВО, и уничтожения Иракских зенитных комплексов. Для решения первой задачи применялись кассеты JP-233, снаряженные бетонобойными бомбами и противотранспортными минами, а для вто-рой—УР ALARM и HARM. Именно на долю этих самолетов выпали наибольшие потери среди всех типов авиации многонациональных сил. По официальным данным было сбито 8 «Торнадо».

В первые дни операции экипажи английских «Торнадо-GR» осуществляли полеты на малых высотах. Очень быстро выявилось несовершенство бортовой системы РЭБ. Огнем ЗСУ «Шилка» советского производства в первый же день было сбито 2 самолета и несколько повреждено. Надо отметить, что почти все потерянные самолеты авиации многонациональных сил стали жертвами малокалиберной зенитной артиллерии. И это в условиях сильнейшего воздействия средств РЭП.

Чтобы снизить уровень потерь, английское командование было вынуждено перенести маршруты на средние высоты. Это в свою очередь потребовало экстренной перестройки программы управления процессами бортовой системы РЭБ. Но на этом неприятности не закончились. По причинам отказа бортовых средств РЭБ были сорваны 10 боевых вылетов.

Еще больше проблем возникло с системой РЭБ истребителей «Торнадо-РЗ», переброшенных на территорию Саудовской Аравии. Так как она создавалась для действия в основном над своей территорией (морем), установленных средств оказалось недостаточно. Срочно провели доработки. На самолеты установили устройства выброса ИК ловушек и противорадиолокаионных отражателей (аналогичные устройства устанавливались на истребители «Торнадо-РЗ», поставленные ВВС Саудовской Аравии). Позднее стал использоваться подвесной контейнер РЭБ.

Несмотря на относительно большие потери, «Торнадо» подтвердили свою высокую эффективность в действиях по наземным целям. А в воздушных боях им участвовать не пришлось.

В настоящее время самолеты «Торнадо» продолжают эксплуатироваться в строевых частях и, по мнению специалистов, будут способны оставаться на уровне современных требований до конца века.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ «ТОРНАДО»

 

•Торнадо-GR*

1 Торнадо-GS» ВМС ФРГ

•Торнадо-F3»

Длина, м

16.7

16,7

18,06

Размах крыла, м:

 

 

 

максимальный

13,9

13,9

13,9

минимальный

8,6

6.6

6,6

Площадь крыла при мин.

 

 

 

стреловидности, кв.м:

30

30

30

Высота самолета, м

5,7

5.7

5.7

Угол стреловидности по перед.

 

 

 

кромке крыла, град:

 

 

 

максимальный

25

25

25

минимальный

67

67

67

Двигатели

2хТРДДФ

2хТРДДФ

2хТРДЦФ

 

RB.199-34

RB.199-34

RB. 199-34

 

Мк 101

Мк. 103

Мк.104

Тяга, кг/с: статическая

2x4080

2x4380

 

на форсаже

2x7260

2x7675

2x8000

Вес. кг: пустого

14000

12800

14100

нормальный взлетный

19100

20100

I9800

максимальный взлетный

27215

23000

23585

топлива во внутр. баках

5000

5000

5635

Максимальная скорость, км/ч:

 

 

 

на большой аысоте

М2,2

М2,2

М2.2

у земли без подвесок

1480

1480

 

у земли с подвесками

1112

1112

 

Практический потолок, м:

15 000

15 000

15 500

Радиус действия, макс., км:

1390

1800

650,

 

 

 

2 часа патрулиров. 1100

 

 

 

 

Макс, боевая нагрузка, кг:

9000

5500

 

Вооружение:

 

 

 

пушка -Маузер- калибра 27 мм

2

2

1

общее число УР «воздух-поверх».

ДО 4

4

в

бомбы весом до кг

8000

8000

 

 Сергей КОЛЕСНИКОВ
Крылья Родины №№9-10'1995

techno-story.ru

Panavia Tornado

Panavia Tornado ( рус. Панавиа Торнадо ) — боевой реактивный самолёт с крылом изменяемой стреловидности , разработанный в начале 1970-х годов специалистами немецкой фирмы Мессершмитт-Бельков-Блом , совместно с британской компанией British Aerospace и при участии итальянской Alenia Aeronautica .

Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS и перехватчик «Торнадо» ADV. Является одним из основных боевых самолётов НАТО . Широко использовался во время боевых действий в Ираке и на Балканах .

Носитель ядерного оружия (авиабомбы B61).

Конструкция

Планер

В конструкции планера самолета «Торнадо» используются легкие сплавы (71 %), титановые сплавы (18 % главным образом для узла поворотной части консолей крыла), высокопрочные стали (6 %) и прочие материалы (5 %) [3] .

История создания и производства

Первый самолёт поступил на вооружение ВВС Италии 3 марта 1981 года [4] . Статистика серийного производства приведена по источникам: Panavia Tornado IDS , Panavia Tornado ADV .

  • Германия   Германия  — построено 363 самолёта: 4 прототипа, 2 предсерийных, 322 серийных «Торнадо» IDS, 35 серийных «Торнадо» ECR. В 2010 году на вооружение ВВС Германии были приняты истребители Tornado, модернизированные до стандарта ASSTA 2.0 [5] . 8 февраля 2012 года совершил первый полёт истребитель Tornado, модернизированный до стандарта ASSTA 3.0. Благодаря модернизации, проводящейся в интересах ВВС Германии , истребители Tornado смогут простоять на вооружении по меньшей мере до 2025 года [6] .
  • Великобритания   Великобритания  — построено 249 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» IDS: 4 прототипа, 3 предсерийных, 242 серийных для Королевских ВВС. Также построено 195 перехватчиков «Торнадо» ADV: 1 предсерийный, 194 серийных для Королевских ВВС. Также производились самолёты для Саудовской Аравии.
  • Италия   Италия  — построен 101 самолёт: 1 прототип, 1 предсерийный и 99 серийных «Торнадо» IDS. В 1995—2004 годах итальянские ВВС эксплуатировали 24 взятых в лизинг британских «Торнадо» ADV.
  • Саудовская Аравия   Саудовская Аравия  — получено 96 «Торнадо» IDS и 24 «Торнадо» ADV.

Модификации

«Торнадо» GR4 ВВС Великобритании
  • «Торнадо» IDS  — истребитель-бомбардировщик ВВС и ВМС Германии, а также ВВС Италии
    • «Торнадо» GR1  — ударный истребитель ВВС Великобритании
    • «Торнадо» GR1A  — тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании [7]
    • «Торнадо» GR1B  — морской ударный истребитель [8]
    • «Торнадо» GR4  — модернизированный истребитель-бомбардировщик GR1 [9]
    • «Торнадо» GR4A  — модернизированный тактический всепогодный разведчик ВВС Великобритании
  • «Торнадо» ECR  — разведчик-бомбардировщик, самолет РЭБ ВВС Германии [10]
  • «Торнадо» ADV  — всепогодный дальний перехватчик [11]

Боевое применение

Война в Персидском заливе (1991)

В зоне конфликта было развёрнуто 80 самолётов «Торнадо» (42 со стороны Великобритании, 8 со стороны Италии, 30 со стороны Саудовской Аравии). Самолёты этого типа широко применялись для ведения разведки, нанесения сначала ночных, а потом и дневных ударов по наземным целям, а позже — при охоте за иракскими « Скадами ». Самолёты совершили в сумме более 3600 вылетов [12] .

3 самолёта разбилось до начала боевых действий и 9 самолётов было потеряно во время боевых действий. Были сбиты противником 8 самолётов (6 английских, 1 итальянский, 1 аравийский), также одна машина потеряна по небоевым причинам [13] . Британия теряла 1 самолёт на каждые 80-400 вылетов, что примерно в десять раз чаще чем американские самолёты [14] [15] . Известен случай тяжёлого повреждения иракского перехватчика МиГ-25 на аэродроме в результате атаки «Торнадо» [16] . Как отметил британский лётчик Ниалл Ирвинг, каждый раз, когда истребители Торнадо F3 появлялись в воздухе, иракские самолёты разворачивались и возвращались на аэродром [17] .

Война в Югославии (1999)

40 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (14 со стороны Великобритании, 20 со стороны Германии и 6 со стороны Италии) привлекались для нанесения ударов по наземным целям [13] .По официальным данным НАТО, самолёты этого типа потерь не имели, сербская же сторона заявляла о сбитии 10 «Торнадо» [18] . О наличии каких-либо документальных подтверждений сербских заявок (обломки самолётов, пленные лётчики) ничего не известно.

Война в Ираке

Единственной потерей «Торнадо» стал британский самолёт, сбитый зенитно-ракетным комплексом «Пэтриот» американских союзников, оба пилота погибли [19] .

Война в Сирии

3 декабря 2015 года ВВС Великобритании нанесли первый бомбовый удар по позициям ИГИЛ . Два самолёта Panavia Tornado вылетели с авиабазы Акротири на Кипре и сбросили 6 бомб Paveway [20] .

В январе 2016 года газета Bild сообщила, что обновление комплекса авионики до версии ASSTA-3.1 и установка цветных многофункциональных ЖК дисплеев на Tornado германских ВВС нарушило работу нашлемных устройств ночного видения, которые используются пилотами для ночного бомбометания. [21] В комментариях каналу Deutsche Welle министерство обороны Германии заявило, что ночные полёты Tornado в Сирии не планируются, и что возникшие проблемы с засветкой дисплеев будут устранены в течение нескольких недель. [22]

14 апреля 2018 года четыре самолета Panavia Tornado, действующие с авиабазы Акротири на Кипре , нанесли удар ракетами Storm Shadow по бывшей ракетной базе в пятнадцати милях к западу от Хомса , контролируемой официальными сирийскими властями, где по предположениям военного руководства Великобритании хранилось химическое оружие [23] .

Тактико-технические характеристики

Турбовентиляторный двигатель Turbo-Union RB199 в музее ВВС Германии, Берлин-Гатов

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации «Торнадо» IDS (GR4): Источник данных: В.Ильин, И.Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник. [13]

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 2 х 27-мм Mauser BK-27   (англ.) русск. [2]
    • Боезапас : 2 х 180 патронов
    • Скорострельность : 1600 выстрелов/мин
  • Точки подвески: 7
  • Боевая нагрузка: 9000 кг
  • Управляемые ракеты: УРВВ AIM-9 , противорадиолокационные HARM , ALARM , ПКР Sea Eagle , TASM
  • Бомбы : BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177

На вооружении

Германия
  • ВВС Германии  — 152 «Торнадо» (121 IDS и 31 ECR), по состоянию на декабрь 2011 года [25] . В 2014 году в строю находилось 89 "Торнадо".
Великобритания
Италия
Саудовская Аравия

Примечания для "Panavia Tornado"

  1. ↑ Tornado: Status and Upgrades
  2. 1 2 Tornado at airforce-technology.com
  3. ↑ The birth of Tornado. Royal Air Force Historical Society, 2002 Postcombe, ISBN 0-9530345-0-X
  4. ↑ Н. Николаев. Первый самолёт «Торнадо» поступил в ВВС Италии // «Зарубежное военное обозрение», № 9, 1981. стр.75-76
  5. ↑ EADS модернизирует немецкие истребители Tornado
  6. ↑ Модернизированный истребитель Tornado совершил первый полет
  7. ↑ Tornado GR.1A
  8. ↑ Tornado GR.1B
  9. ↑ Tornado GR.4
  10. ↑ Tornado ECR
  11. ↑ Tornado ADV (F.2)
  12. ↑ Gulf War Air Power Survey, Volume V. A Statistical Compendium and Chronology. — Washington D.C., 1993. — P. 343—345.
  13. 1 2 3 В. Ильин, И. Кудишин. Боевая авиация зарубежных стран. Иллюстрированный справочник. — Московская Область, г. Балашиха: Астрель, 2001. — С. 123-139. — 510 с. — 10 100 экз.  — ISBN 5-271-01861-X .
  14. ↑ The Encyclopedia of Middle East Wars: The United States in the Persian Gulf, Afghanistan, and Iraq Conflicts. — ABC-CLIO, 2010. — С. 1277.
  15. ↑ Damaged and lost allied planes and helos
  16. ↑ Douglas Dildy, Tom Cooper. F-15C Eagle vs MiG-23/25, Osprey Publishing, 2016, стр.51
  17. ↑ SADDAM HUSSEIN AND IRAQI AIR POWER: JUST HAVING AN AIR FORCE ISN’T ENOUGH
  18. ↑ В. Е. Ильин, И. В. Кудишин. «Торнадо» — многоцелевой самолёт. — М.: Астрель, АСТ, 2001. — С. 81.
  19. ↑ Canadian Pugwash Group
  20. ↑ Britain launches airstrikes hours after Parliament backs ISIS bombings.
  21. ↑ Software Issues Ground Luftwaffe Tornadoes at Night in the Fight Against Daesh
  22. ↑ Deutsche Welle - Report: German jets useless at night
  23. ↑ https://www.gov.uk/government/news/raf-jets-strike-chemical-weapon-facility-in-syria
  24. 1 2 Panavia Tornado: General Characteristics
  25. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 39.
  26. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 50.
  27. ↑ Hoyle Flight International 13-19 December 2011, p. 47.

Литература

  • Ю. Алексеев. Многоцелевой тактический истребитель «Торнадо» // «Зарубежное военное обозрение», № 4, 1987. стр.36-40
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе  (рус.)  // Крылья Родины . — М. , 1995. — № 8 . — С. 29-30 . — ISSN 0130-2701 .
  • Колесников С. «Торнадо», зародившийся в Европе  (рус.)  // Крылья Родины . — М. , 1995. — № 9 . — С. 26-29 . — ISSN 0130-2701 .

Ссылки на "Panavia Tornado"

www.cruer.com

Панавиа Торнадо - это... Что такое Панавиа Торнадо?


Панавиа Торнадо
Торнадо IDS GR.1
Назначение: истребитель-бомбардировщик, перехватчик 
Первый полёт: 14 августа 1974 года 
Производитель: Панавиа 
Всего построено: около 1000 
Характеристики
Экипаж: 2 чел
Макс. скорость на высоте: 2338 км/ч
Боевой радиус: 1390 км
Дальность полёта с ПТБ: 3890 км
Практический потолок: 15 240 м
Размеры
Длина: 16,72 м
Высота: 5,95 м
Размах крыла: 13,91/8,6 м
Площадь крыла: 26,7 м²
Угол стреловидности крыла по линии ¼ хорд: 67/25 °
Масса
Пустой: 14 091 кг
Снаряжённый: 20 411 кг
Макс. взлётная: 27 951 кг
Силовая установка
Двигатели: Турбо-Юнион RB199-34R Mk 101 
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение: 2x27 мм 
Боезапас: 2x180 сн. 
Кол-во точек подвески:
Масса подвесных элементов: 9000 кг

Панавиа Торнадо (Panavia Tornado) — боевой самолёт с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в начале 1970-х годов совместными усилиями авиационных фирм Великобритании, Германии и Италии. Существует в двух основных модификациях: истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS, перехватчик «Торнадо» ADV. Является одним из основных боевых самолётов НАТО. Широко использовался во время боевых действий в Ираке и на Балканах.

На вооружении

Статистика серийного производства приведена по источникам: Panavia Tornado IDS, Panavia Tornado ADV.

  • Великобритания — построено 249 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» IDS: 4 прототипа, 3 предсерийных, 242 серийных для Королевских ВВС. Также построено 195 перехватчиков «Торнадо» ADV: 1 предсерийный, 194 серийных для Королевских ВВС. Также производились самолёты для Саудовской Аравии.
  • Германия — построено 363 самолёта: 4 прототипа, 2 предсерийных, 322 серийных «Торнадо» IDS, 35 серийных «Торнадо» ECR.
  • Италия — построен 101 самолёт: 1 прототип, 1 предсерийный и 99 серийных «Торнадо» IDS. В 1995—2004 годах итальянские ВВС эксплуатировали 24 взятых в лизинг британских «Торнадо» ADV.
  • Саудовская Аравия — получено 96 «Торнадо» IDS и 24 «Торнадо» ADV.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Пан или пропал (телесериал, 2003)
  • Панавия Торнадо

Смотреть что такое "Панавиа Торнадо" в других словарях:

  • «Панавиа» — Истребитель «Торнадо». «Панавиа» (Panavia) — международный консорциум, созданный для разработки и серийного выпуска многоцелевого боевого самолёта «Торнадо» с крылом изменяемой стреловидности (рис.). Образован в 1969 фирмами «Бритиш эркрафт… …   Энциклопедия «Авиация»

  • «Панавиа» — Истребитель «Торнадо». «Панавиа» (Panavia) — международный консорциум, созданный для разработки и серийного выпуска многоцелевого боевого самолёта «Торнадо» с крылом изменяемой стреловидности (рис.). Образован в 1969 фирмами «Бритиш эркрафт… …   Энциклопедия «Авиация»

  • Панавиа — (Panavia) международный консорциум, созданный для разработки и серийного выпуска многоцелевого боевого самолёта «Торнадо» с крылом изменяемой стреловидности. Образован в 1969 фирмами «Бритиш эркрафт корпорейшен» (с 1977 «Бритиш аэроспейс»,… …   Энциклопедия техники

  • Панавия Торнадо — Торнадо IDS GR.1 Назначение: истребитель бомбардировщик, перехватчик  Первый полёт: 14 августа 1974 года  …   Википедия

  • Тристия (аниме) — Тристия Обложка росскийского издания. 蒼い海のトリスティア (яп.) Aoi Umi no Tristia (ромадзи) Tristia of the Deep Blue Sea (англ.) Жа …   Википедия

  • Tristia of the Deep Blue Sea — Тристия Обложка росскийского издания. 蒼い海のトリスティア (яп.) Aoi Umi no Tristia (ромадзи) Tristia of the Deep Blue Sea (англ.) Жанр приключения, комедия, меха Режиссёр Хитоюки Мацуй …   Википедия

  • Авиационная промышленность — отрасль промышленности, осуществляющая научные исследования, разработки, опытное строительство, испытания и серийное производство летательных аппаратов, авиационных двигателей, бортовых систем и оборудования. Поставщиками многих комплектующих… …   Энциклопедия техники

  • Panavia Tornado — Tornado Немецкий «Торнадо» IDS в полёте Тип …   Википедия

  • Военно-воздушные силы Италии — Aeronautica Militare Italiana Военно воздушные силы Италии …   Википедия

  • British Aerospace Skyflash — Skyflash XJ521 Rb 71А …   Википедия

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о