Самоходка против ядерного потенциала — Российская газета

От угрозы начала ядерной войны между СССР и США спасали многочисленные военные разработки этих же держав. Большая часть оружейной техники, созданной в этот период, до сих пор защищает американскую и российскую границы. Сегодня «РГ» рассказывает о достоинствах самоходной артиллерийской установки (САУ) 2С19 «Мста-С», одной из немногих, способных как уничтожать ядерные ракеты и ПВО противника, так и самой стать «пращой» для таких ракет.

 

 

 

Дитя гонки вооружений

Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С» калибра 152 мм была принята на вооружение в 1989 году. Гонка вооружений, на фоне подходившей к концу «холодной войны», постоянно требовала от СССР и США совершенствования технологии в области военного дела. К началу разработки новой САУ на охране границ Советского Союза уже числились такие замечательные самоходки как «Акация», «Гиацинт» и «Тюльпан». Кстати, такая цветочная фантазия берет свое начало в 1968 году: именно тогда главное ракетно-артиллерийское управление министерства обороны решило присваивать новым самоходкам индексы по названиям цветов. «Мста-С» одно из немногих исключений из этого правила.

2С19 «Мста-С» разрабатывалась для замены САУ «Акация», а одним из основных требуемых изменений новой САУ должна была стать увеличенная дальность полета снаряда. Стоящая на вооружении «Акация» отвечала базовым требованиям советских артиллеристов, но к середине 70-х годов прошлого века руководство НАТО поставило перед собой приоритет в разработке дальнобойной артиллерии. Артиллерия США, «бог войны», могла дотянуться ядерным снарядом до тылов стран «Варшавского договора» и еще на подступах к возможной линии фронта оставить не у дел союзные войска. Так, один из первых прототипов натовских FH-70 мог прицельно стрелять до 24 километров обычным и до 30-35 километров реактивным снарядом, советские же САУ по типу «Акации» ограничивались дальностью в 15-20 километров.

Главными разработчиками «Мста-С» назначили УЗТМ («Уралмашзавод»), расположенный в Екатеринбурге. В промежутке с 1976 по 1986 год были созданы десятки чертежей, несколько макетов и прототипов будущей артиллерии. Изначально базой для самоходки должен был стать советский танк Т-72, но при прохождении испытаний оказалось, что его ходовая часть не выдерживает возросшей нагрузки, особенно на передние катки. При стрельбе орудие САУ давало сильный крен и раскачивалось, а возможный запас хода по пересеченной местности был куда ниже ожидаемого. Опираясь на все эти недостатки, конструкторы решили заменить часть узлов базы Т-72 на более современный Т-80, в особенности шасси и катки. К 1989 году 2С19 «Мста-С» была принята на вооружение СССР.

Тактический щит

2С19 «Мста-С» предназначена для уничтожения и поражения тактических ядерных средств, например, авиационных бомб, головных частей ракет, артиллерийских снарядов, мин, глубинных бомб, торпед, артиллерии противника, танков, живой силы, фортификационных укреплений и средств ПВО и ПРО. Последний пункт возможного уничтожения представляет особый интерес, ведь не дать противнику воспользоваться самым разрушительным оружием и есть основное назначение САУ. Например, у возможного противника есть сосредоточение авиационных бомб с ядерными боеголовками или замаскированные ПВО — используем корректируемые снаряды «Сантиметр» и «Краснополь». Специально разработанные для 2С19 «Мста-С» снаряды повышенной точности позволяют точечно ликвидировать военную мощь врага, не повредив объекты инфраструктуры. Особенно актуально применение данных снарядов для исключения или минимизации жертв гражданского населения.

Впервые «Мста-С» использовались в борьбе с бандформированиями во время первой чеченской кампании. САУ активно применяли в 1999 году в ходе антитеррористических операций на Кавказе.

Движение — жизнь, и почивать на лаврах успеха создатели 2С19 «Мста-С» не собираются. После использования машины в чеченских кампаниях были сделаны некоторые конструкторские изменения и дополнения, а на данный момент известно о дальнейших шагах модернизации самоходки. Новая 152-мм гаубица 2А64М2 отличается от старшего брата лучшей скорострельностью и точностью наведения, система управления огнем полностью автоматизирована, а также реализована возможность атаковать противников «огненным дождем». Фактически одна САУ выпускает несколько снарядов с разной скоростью и по разной траектории, но во врага они все прилетят одновременно и нанесут чудовищный урон. Новая модель также имеет все современные средства маскировки, например, передовой комплекс «Накидка». Он позволяет практически полностью стереть артиллерию с радаров противника, работающих в тепловом и радиолокационном диапазоне.

 

 

 

Классика конструкции

2С19 «Мста-С» выполнена по классической компоновке — бронированная башня с 152-миллиметровым орудием 2А64, которая установлена на специально разработанном самоходном гусеничном шасси с моторным отделением в кормовой части. Базой для САУ послужил симбиоз узлов советских танков Т-72 и Т-80. Бронирование самоходной установки несколько слабее, чем у упомянутых выше танков, что легко объясняется самим ее назначением. В башне, помимо орудия 2А64, расположены приборы наблюдения, автомат заряжания снарядов и сами снаряды, находящиеся в специальных контейнерах. Боекомплект рассчитан на 50 выстрелов, а скорострельность около 7-8 выстрелов в минуту.

Типы снарядов, которые могут быть использованы:

— Осколочно-фугасный «Сантиметр»

— Осколочно-фугасный «Краснополь»

— Осколочно-фугасный с газогенератором

— Кассетный с осколочными боевыми элементами

— Кассетный с кумулятивно-осколочными боевыми элементами

— Постановщик помех КВ УКВ связи в диапазоне 1,5-120 МГц

Машина имеет весь комплекс средств наблюдения, от приборов ночного видения до нескольких видов комбинированных прицелов. Маскировка осуществляется уже упомянутым комплексом «Накидка» и собственной системой стрельбы 81-миллиметровыми дымовыми гранатами.

rg.ru

Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-К» » Военное обозрение

В самом начале восьмидесятых годов прошлого века в Советском Союзе появилось новое предложение, касавшееся использования самоходной артиллерии. Согласно ему, в артиллерийских подразделениях должны были появиться самоходные орудия на колесном шасси. Такие боевые машины, как утверждалось, могли бы действовать с позиций вблизи рокад и быстро уходить от ответного удара, пользуясь своими ходовыми качествами и хорошими дорогами. Предложение заинтересовало военных и вскоре началась разработка новой САУ с индексом 2С21 и названием «Мста-К». Самоходка создавалась несколькими научными и проектными организациями, головной разработчик – ЦНИИ «Буревестник».

Как понятно из названия проекта, в качестве вооружения для новой САУ была выбрана 152-мм нарезная гаубица 2А67, представлявшая собой незначительно доработанное орудие 2А64/65, создававшееся для использования в буксируемом и самоходном варианте (на гусеничном шасси). От предыдущих орудий новое 2А67 отличалось компоновкой противооткатных устройств, а также конструкциями люльки, досылателя и уравновешивающего механизма. Все эти части артиллерийской системы были переделаны для использования на новой САУ с оригинальной башней. Дело в том, что перспективная самоходка 2С21 имела боевое отделение, полностью размещенное над погоном. Это потребовало соответствующим образом изменить конструкцию орудия и вспомогательных систем.


В итоге получился бронированный модуль сравнительно крупного размера, в котором удалось разместить все агрегаты пушки, прицельное оборудование и рабочие места экипажа. Конструкция башни и подбашенных систем позволяла вращать ее вокруг своей оси. Однако, вероятно, предполагавшееся колесное шасси должно было накладывать значительные ограничения на поворот башни при стрельбе, поскольку мощная отдача могла бы опрокинуть боевую машину. Углы возвышения орудия, согласно имеющимся данным, удалось сохранить на уровне буксируемого варианта гаубицы: от -3° до +70°.

В рамках проведения огневых испытаний для 2С21 «Мста-К» использовалось колёсное шасси типа КамАЗ-5320 с открыто установленной артчатью 2А64 и с ограниченным углом возвышения. Стрельбы проводились с целью определения нагрузок на шасси, заряжание производилось вручную. В дальнейшем планировалось отработать механизированную подачу снарядов/зарядов с машины на такой-же базе.

Поскольку ствол и ряд других агрегатов остались прежними, характеристики дальности и скорострельности остались прежними. Механизмы досылания, согласно расчетам, позволяли производить до семи выстрелов в минуту и посылать осколочно-фугасные снаряды на дальность около 25 километров. При использовании боеприпасов с газогенератором этот параметр должен был расти соответствующим образом. В результате огневая мощь колесной САУ 2С21 примерно равнялась потенциалу гусеничной самоходки «Мста-С». При этом два самоходных орудия, как предполагалось, могли дополнять друг друга и эффективно выполнять поставленные задачи в соответствующих условиях.

Однако создание башни с орудием оказалось одним из самых простых этапов проекта. Куда более сложным и длительным был поиск подходящего колесного шасси, способного не только перевозить крупную и тяжелую орудийную башню, но и выдерживать мощную отдачу 152-мм орудия. В 1982 году, по результатам научно-исследовательской работы «Шасси» сотрудники ЦНИИ «Буревестник» пришли к выводу о возможности использования в качестве базы для САУ восьмиколесного автомобиля Урал-5323. Во второй половине 1983 года «Буревестник» совместно с Уральским автозаводом построил две экспериментальные самоходки на базе выбранного шасси. Испытания САУ на колесном ходу доказали возможность воплощения задумки, но не обошлось без сложностей. Одной из главных проблем технического характера стала прочность выбранного шасси. Колеса и подвеска Урала-5323 справлялись с нагрузками при стрельбе, но работали буквально на пределах возможностей. При дальнейшем усовершенствовании артиллерийской части характеристики шасси могли оказаться недостаточными.

2С21 «Мста-К» в безбашенном варианте на колесном шасси 8х8 типа КамАЗ-5320 (открыто установленная гаубица закрыта тентом)

В качестве альтернативы автомобилю Уральского завода рассматривалось кременчугское шасси КрАЗ-6130, являвшееся развитием КрАЗ-ЧР-3130. Доработанная и усиленная колесная ходовая часть, как и в случае с Урал-5323, обеспечивала неплохие ходовые качества на шоссе, но прочность агрегатов продолжала вызывать сомнения. Наконец, орудийную башню попытались установить на шасси КамАЗ-5320. Такой вариант выглядел гораздо более удачным и перспективным, но и в этом случае требовались дополнительные исследования. На основе шасси, собранного в Набережных Челнах, построили экспериментальную самоходку с облегченной и упрощенной башней. Орудие 2А67 смонтировали на открытой платформе. Система установки орудия имела заметно меньшие углы возвышения в сравнении с изначально планировавшимися.

Самоходная артустановка на базе автомобиля КамАЗ-5320 использовалась для измерения возникающих при стрельбе нагрузок и проверки предлагаемых технических решений. Точные сведения о ходе этих испытаний отсутствуют. Согласно разрозненным данным, сотрудники ЦНИИ «Буревестник» и смежных организаций успели определиться с основными методами решения проблемы с высокой отдачей. Стабильность положения орудия при стрельбе предполагалось обеспечить при помощи сошникового и соответствующих противооткатных устройств. После испытаний, целью которых было решение проблем прочности конструкции, планировалось заняться механизмами подачи снарядов. В частности, рассматривалась возможность передачи боекомплекта на боевую машину с транспортного автомобиля на аналогичном шасси.

2С21 «Мста-К» на колесном шасси 8х8 типа КамАЗ-5320 с установленной башней

К сожалению, эти работы так и не начались. Имеется информация о начале разработки вспомогательной машины, но эта часть проекта так и не дошла до строительства прототипа. Проект «Мста-К» оказался достаточно сложным и долгим, из-за чего к концу восьмидесятых годов оставался на стадии исследовательских и конструкторских работ. В конце десятилетия финансирование программы стали уменьшать, а в 1991 полностью прекратили. Из-за этого не удалось завершить даже запланированные исследования.

По состоянию на момент окончания проекта открытыми оставались несколько вопросов. В первую очередь, так и не удалось полностью разобраться с проблемой воздействия отдачи на колесную ходовую часть. Примененные технологии не позволяли избавиться от рисков повреждения подвески или даже самой конструкции автомобиля. Вторым недостатком перспективной колесной САУ была сравнительно низкая проходимость выбранного типа шасси. Даже с учетом требований о работе вблизи дорог существовавшие на тот момент четырехосные автомобили не вполне устраивали заказчика. Также, выбранная архитектура колесной самоходки не позволяла обеспечить должный уровень защиты кабины автомобиля. Таким образом, весь экипаж САУ кроме механика-водителя был защищен от широкого спектра вражеского оружия, а сам водитель постоянно рисковал получить ранение. Наконец, при стрельбе из мощного орудия калибра 152 миллиметра имелись случаи повреждения и разрушения остекления кабины. Эту проблему можно было решить при помощи прочных, возможно, пулестойких стекол, но это отрицательно сказывалось на весовых показателях всей машины.

2С21 «Мста-К» на колесном шасси КрАЗ-6130 (переоборудованное и усиленное шасси ЧР-3130)

Прототип одного из вариантов колёсных шасси 2С21 «Мста-К» — опытный грузовой бортовой автомобиль ЧР-3130 (8х8) Кременчугского автозавода


Необходимо отметить, что первоначальные поиски подходящего шасси серьезно осложнялись расчетными показателями массы различных систем. Так, башня с орудием и механизированной укладкой, как минимум, на 30 выстрелов весила порядка 17 тонн. Еще три тонны приходились на устройства погона башни и сошниковый агрегат. Таким образом, требовалось шасси с грузоподъемностью не менее 20 тонн. На момент окончания проекта предполагалось вернуться к автомобилю КрАЗ-6316. В планах была его доработка с оснащением новой кабиной. Специально для использования на САУ 2С21 в ЦНИИ «Буревестник» разработали новую низкопрофильную бронированную кабину. Габариты этого агрегата в перспективе позволили бы вести огонь над крышей кабины, с определенными ограничениями по углу возвышения.

Ввиду постепенного сокращения финансирования проект «Мста-К» в конце восьмидесятых стал сбавлять обороты. В 1991 году, как говорилось выше, финансирование вовсе прекратилось и в «Буревестнике» были вынуждены прекратить все работы. Из-за этого наши вооруженные силы не получили новую самоходную артиллерийскую установку. Что касается семейства гаубиц «Мста», то в его составе так и остались лишь две системы: буксируемое орудие 2А65 «Мста-Б» и самоходное 2С19 «Мста-С». Работы по тематике колесных САУ в нашей стране возобновились лишь спустя почти два десятилетия после закрытия проекта 2С21 «Мста-К». По имеющейся информации, новая самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ-КШ» будет строиться на колесном шасси КамАЗ-6560.

Похоже что на фото остатки массогабаритного макета САО «Мста-К» на шасси КрАЗа для подтверждения возможности создания такой машины и проведения ходовых испытаний, т.к. автомобилисты очень сопротивлялись любым отступлениям от базового КрАЗ-6316. Все макеты и прототипы были построены «Буревестником» на этапе технического проекта, а на этапе разработки конструкторской документации тема была закрыта и до металла дело не дошло. http://www.russianarms.ru/forum/index.php/topic,5899.msg75575.html

По материалам сайтов:
http://raigap.livejournal.com/
http://russianarms.mybb.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
http://expert-ural.com/

topwar.ru

152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С» — Современная артиллерия — Россия/СССР — Обзоры

152-мм самоходная гаубица 2С19 «Мста-С»


История создания

4 июля 1967 года вышло постановление СМ СССР N. 609-201, открывшее новые страницы в истории отечественной самоходной артиллерии. В соответствии с ним началось создание четырех образцов САУ. Два из них — 152-мм самоходная гаубица 2СЗ «Акация» и 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан» — должны были разрабатываться на Уральском заводе транспортного машиностроения (УЗТМ) в Свердловске. Это предприятие имело давнюю «самоходную» историю. Во время Великой Отечественной войны здесь проектировались и производились все самоходные артиллерийские установки (САУ) на базе танка Т-34. После войны в стенах КБ УЗТМ под руководством Л И. Горлицкого родилась целая серия самоходных орудий различного назначения. Однако все они так и остались опытными и сейчас украшают коллекцию Музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. А до вышеупомянутого постановления было непонятное затишье — в 50—60-е годы на вооружение Советской Армии не приняли ни одной самоходной артиллерийской установки с орудием калибра свыше 100 мм.
Лишь в 70-х годах машинам периода Второй мировой войны и первых послевоенных лет появилась достойная замена. При разработке новых образцов сказался опыт, накопленный в КБ УЗТМ за предыдущие годы. В частности, все новые САУ проектировались на основе удачной ходовой части опытных образцов, не пошедших в серию. Это были уже упомянутые 2СЗ и 2С4, а также 152-мм самоходная пушка 2С5 «Гиацинт» Однако, когда «цветы» начали выпускаться серийно, Главное ракетно-артиллерийское управление выдало разработчикам новые требования на самоходную гаубицу калибра 152 мм. Артчасть предполагалась универсальной — для применения как на САУ, так и в буксируемой артиллерии. В то же время ходовую часть нового шасси планировалось унифицировать с ходовой частью основных танков, состоявших на вооружении и находившихся в производстве
Основными разработчиками САУ назначили УЗТМ (ныне ПО «Уралтрансмаш») — головной разработчик шасси «Объект 316» и машины в целом, а также Тульское КБ приборостроения (ныне НПО «Точность») разработчик боевого отделения. КБ завода №9 в Свердловске — качающейся части. Главным конструктором установки получившей обозначение ГРАУ 2С19 утвердили Ю.В. Томашева. В 1989 году новая самоходка была принята на вооружение под обозначением 2С19 «Мста-С» (С — самоходная, в отличие от буксируемого орудия 2А65 «Мста-Б», принятого на вооружение в 1986 году и имеющего аналогичную с 2С19 качающуюся часть). В те же годы на «Уралтрансмаше» создали специальный тренажер 2X51 «Бункеровка — для обучения расчетов САУ. Первые серии новых самоходных гаубиц выпускались на заводе «Уралтрансмаш». Вскоре специально для производства машин в необходимых для Советской Армии количествах построили завод в г. Стерлитамак (Башкирия).

Назначение

 
«Мста-С» предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны. Она может вести огонь по наблюдаемым и не наблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях (подъем орудия до +65°). При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, при этом скорострельность не снижается.

Состав и конструктивные особенности

САУ «Мста-С» (2С19) выполнена по классической схеме и представляет собой бронированную башню с орудием 2А64, которая установлена на специально разработанном самоходном гусеничном шасси с моторным отделением в кормовой части, унифицированном по основным узлам с танками Т-80 (ходовая часть) и Т-72 (моторно-трансмиссионная установка). В центре САУ расположено боевое отделение.

Бронированный корпус САУ по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-72, но есть и небольшие отличия. Так, бронирование самоходки более слабое, чем у танка. Поскольку оно должно обеспечивать защиту экипажа, вооружения, боезапаса и оборудования только от бронебойных пуль и осколков, лобовая часть не имеет комбинированного бронирования и сделана из гомогенной броневой стали. Верхний (подбашенный) лист корпуса рассчитан под погон диаметром 2444 мм, а нижняя часть корпуса отличается в связи с применением в подвеске торсионных валов и балансиров от танка Т-80. В корпусе смонтированы двигатель, трансмиссия, приводы управления и подвеска.

Двигатель — марки В-84А. Это V-образный 12-цилиндровый высокоскоростной 4-тактный дизель жидкостного охлаждения мощностью 618 кВт, способный работать на шести видах топлива. Его коробка передач имеет семь передач переднего хода и одну заднего. (Может быть установлен также двигатель В-46-6, задросселированный до 574 кВт). Электрооборудование включает в себя четыре аккумуляторные батареи напряжением 27 В. Ходовая часть САУ аналогична танковой (Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из шести опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со съемными зубчатыми венцами и пяти поддерживающих роликов. Подвеска независимая с длинными торсионами, из-за чего соответствующие катки правого и левого бортов расположены не соосно (катки левого борта смещены вперед на 110 мм). Первый, второй и шестой катки имеют регулируемые телескопические амортизаторы, стопорящиеся во время стрельбы для гашения колебаний. При этом отпадает необходимость в использовании стабилизирующих сошников. Гусеница шириной 580 мм, оснащенная резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже заимствована у Т-80.
 
Башня сварена из катаных броневых листов. В ней находятся: гаубица 2А64 с системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов (включает в себя конвейер подачи снарядов с грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к орудию), агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фильтровентиляционное оборудование, средства связи (внутренние телефонные, внешние проводные и радио) и система герметизации казенной части гаубицы предотвращающая загазованность боевого отделения. Масса башни без боекомплекта 13500 кг.
Масса машины составляет 42 т, экипаж — пять человек (при подаче боеприпасов с грунта – 7 человек).

Вооружение


Вооружение самоходной артиллерийской установки состоит из 152-мм гаубицы 2А64 и 12,7-мм зенитного пулемета НСВТ-«Утес», смонтированного на командирской башенке в составе зенитной установки (ЗПУ) с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-7. Нарезная гаубица 2А64 имеет раздельно-гильзовое заряжание. Углы наведения: горизонтальный — 360°, вертикальный от -3° до +65°. Стрельба ведется осколочно-фугасными снарядами (ОФС) ЗОФ45 (на дальность 24700 м) в составе выстрелов ЗВОФ58, ЗВОФ72, ЗВОФ7Э и активно-реактивными снарядами (АРС) ЗОФ61 (на дальность 28900 м) в составе выстрела ЗВОФ91 кассетными снарядами типа 3023, содержащими 42 противотанковых суббоеприпаса (дальность стрельбы 26000 м), снарядами-постановщиками активных радиолокационных помех типа ЗНСЗО (на дальность 22300 м), дымовыми снарядами-целеуказателями в составе выстрела ЗВДЦ8, а также спецбоеприпасами. Возможно использование и всех типов штатных боеприпасов Д-20 и 2СЗ, а также управляемых снарядов с лазерной подсветкой ЗОФЗЭ «Краснополь» в составе выстрела ЗВОФ64. Подсветка цепей производится передовыми артиллерийскими наблюдателями с помощью приборов 1Д15 (ПП-3), 1Д20, 1Д22 или 1Д26.

Наличие полуавтоматической системы заряжания облегчает работу экипажа и обеспечивает скорострельность до 7—8 выстрелов в минуту при использовании внутреннего боезапаса и до 6-7 выстрелов в минуту при подаче боеприпасов с грунта. Весь боекомплект расположен в башне. Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм (стандартный набор — 20 ОФС и 30 АРС), а также 300 патронов для пулемета. Масса боекомплекта составляет 2470 кг. Система перезарядки позволяет вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания. Масса снарядов превышает 42 кг, поэтому для облегчения работы заряжающего из боеукладки они подаются автоматически. Механизм для подачи зарядов — полуавтоматического типа. Конструкция стеллажей боеприпасов позволяет размещать все штатные типы снарядов, а поиск нужного из них и управление всем процессом заряжания ведет контрольная система механизма заряжания. Кроме того, она подсчитывает и фиксирует число выстрелов соответствующего типа. Доставку выбранных снарядов и зарядов к орудию осуществляют два независимых конвейера. Каждый из них обслуживается своим заряжающим, что повышает скорострельность. Наличие дополнительных конвейеров подачи боеприпасов с грунта позволяет вести стрельбу, не расходуя внутренний боезапас. При переводе установки в походное положение дополнительный конвейер подачи снарядов складывается и закрепляется на башне, а другой убирается внутрь. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк под стволом орудия, что значительно уменьшает загазованность боевого отделения.

Пулеметно-зенитная установка ПЗУ-5, предназначенная для самозащиты от легких бронированных машин, вертолетов и самолетов, аналогична применяемой на танках Т-64А/Б/БВ и Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни. Пулемет НСВТ-12.7 «Утес» (6П11) обладает прицельной дальностью 2000 м и скорострельностью 700-800 выстрелов в минуту при углах вертикального наведения от -3° до +70°. Боезапас его состоит из пяти лент по 60 патронов в каждой.

САУ оборудована двумя прицелами панорамным (1П22), находящимся в поворотном бронеколпаке на крыше башни, и прямой наводки (1П23), окно которого расположено на лобовом листе башни. Первый из них имеет 3.7-кратное увеличение и автоматическую горизонтальную стабилизацию поля зрения при условии, что крен машины не превышает 5°. В походном положении прицел убирается за защитную шторку справа от него. Прицел 1П23 увеличивает в 5,5 раза в пределах углов наведения от -4° до +55°.
Привод 2Э46 гаубицы электрический по вертикали — автоматически, по горизонтали — от пульта управления. Автоматическое восстановление угла возвышения после каждого выстрела упрощает работу наводчика. При стрельбе он выполняет только одну операцию — удерживает управляющим устройством панорамный прицел на точке прицеливания. В критических ситуациях командир машины имеет возможность самостоятельно наводить и стрелять из орудия, используя дублирующее оборудование. При отключении электропитания применяется резервная система ручного заряжания и наведения. «Мста-С» оснащена системой приема и передачи данных стрельбы 1В122 (проводной и радио) на расстояние до 500 м. Контроль за наведением и координацией взаимодействия батареи ведется машиной управления огнем — командирской или старшего офицера.

Для обеспечения работы систем САУ при выключенном или отказавшем основном двигателе используется автономный агрегат питания АП-18Д — газовая турбина мощностью 16 кВт. Время ее непрерывной работы — 8 часов.
Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь обеспечивается УКВ-радиостанцией Р-173 с дальностью действия до 20 км. К дополнительному оборудованию самоходки относятся автоматическая система пожаротушения 3-кратного действия с аппаратурой управления ЗЭЦ11-2, две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе: термодымовая аппаратура (ТДА), работающая от основного двигателя; система 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных прибора (ТДП).

Впервые «Мста-С» была представлена широкой общественности на авиасалоне в г. Жуковский в августе 1992 года, затем на выставке IDEX-93 в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) в феврале 1993 года, где продемонстрировала отличные ходовые и огневые качества. В частности, при стрельбе на дальность в 15 км сорока снарядами «Краснополь» оказались пораженными 38 целей.
Самоходная гаубица предлагается на экспорт, в том числе и с артиллерийской частью калибра 155 мм, которая может вести стрельбу снарядами «Краснополь-М», а также западными боеприпасами того же калибра. Стоимость одной САУ оценивается в 1,6 млн долларов.

МОДИФИКАЦИИ


«Мста-С» использовалась в борьбе с незаконными бандформированиями в Чечне. По результатам боевого применения ФГУП «Уралтрансмаш» совместно с ВНИИ «Сигнал» и другими предприятиями провел комплекс работ по модернизации САУ. Она оснащена дополнительными приборами-индикаторами наводчика и заряжающего, бортовой ЭВМ с модемом, дисплеем и цифровым датчиком угла возвышения орудия.

Существуют следующие модификации САУ 2С19 «Мста-С»:

  • 2С19М разработки ЦКБ «Титан» — оснащена системой управления огнем (СУО).
  • 2С19М1 – оснащена аппаратурой наведения огня (АСУНО) «Успех-С» (баллистический вычислитель, аппаратура топопривязки и ориентирования, спутниковая навигационная система), обеспечивающая автоматическое бесприцельное наведение и хранение информации не менее чем по 10 огневым задачам.
  • 2С19М1-155 – экспортная версия со 155-мм орудием стандарта НАТО.

Для повышения эффективности боевого применения САУ «Мста-С» в настоящее время может быть использована универсальная автоматизированная система управления огнем (АСУО) «Капустник-Б» (командно-наблюдательный пункт 1В152 на базе БТР-80 и унифицированный пункт управления огнем дивизиона, батареи 1В153 на базе шасси «Урал-4320») и автоматизированная система управления и наведения «Успех-С», разработанные ВНИИ «Сигнал», (г. Ковров). При их совместном использовании обеспечивается использование САУ «Мста-С» в режиме реального времени за счет сокращения времени на открытие огня. При этом повышается мобильность, маневренность и живучесть установки.
В ходе модернизации был создан экспортный вариант САУ «Мста-С» под калибр НАТО 155-мм. К этому образцу САУ значительный интерес проявили Индия, Аргентина, Чили и ряд других стран. Это обусловлено автоматизированной подачей картузного заряда (у зарубежных аналогов ручная) и рядом других ноу-хау, реализованных в экспортном варианте «Мста-С».
Первый опытный образец модернизированной САУ «Мста-С», который демонстрируется на выставке вооружений в г. Нижний Тагил, провел уже более 100 стрельб, в ходе которых было подтверждено полное соответствие заявленных характеристик как по точности стрельбы, так и по износостойкости и живучести ствола (ОАО «Мотовилихинские заводы»).
Стоимость модернизированной САУ «Мста-С» меньше ее зарубежных аналогов, которая составляет около 3 млн. долл.
 

НА ВООРУЖЕНИИ


По состоянию на 2010 год в российской армии имелось 550 гаубиц «Мста-С». Также данные самоходные орудия состоят на вооружении в армии Украины, Белоруссии, Венесуэлы и Эфиопии. К экспортной версии 2С19М1-155 проявляют интерес Индия, Чили и Аргентина.
САУ 2С19 «Мста-С» организационно объединяются в огневые батарейные артиллерийские комплексы (ОБАК) «Капустник». В состав последних обычно входят: машина командира батареи 1В152 «Капустник-Б» (на базе унифицированного шасси УНШ), машина старшего офицера батареи 1В153 и до восьми самоходных гаубиц 2С19. Такая батарея может выпустить до 3 т снарядов в минуту, а при ведении огня на предельную дистанцию до падения первого снаряда в воздухе может быть до 70 снарядов. ОБАК является базовым звеном для формирования любых артиллерийских частей.

Являясь основой парка самоходной артиллерии ВС РФ, САУ «Мста-С» уже не в полной мере удовлетворяют современным требованиям, и уступают САУ более поздней разработки в дальности стрельбы (например, германской PzH 2000 с дальностью стрельбы 30 км). Сейчас в России ведется разработка более совершенной двуствольной САУ 2С35 «Коалиция-СВ», дальность стрельбы которой должна составить до 40 км.


 Характеристики2С19 «Мста-С»
Длина с пушкой вперед, мм11917
Длина корпуса, мм6040
Ширина по бортовым экранам, мм3584
Высота по крышу башни, мм2985
Колея, мм2800
Клиренс, мм435
Вооружение (боезапас)152-мм нарезная гаубица 2А64 (50),
зенитный пулемет НСВТ-12,7 «Утес» (300)
Максимальная дальность стрельбы, км24,7*
Минимальная дальность стрельбы, км6,5
Скорострельность, выстр./мин7-8
Угол возвышения/склонения, град+68/-4
Угол горизонтального наведения, град360
Начальная скорость ОФС, м/с828
Масса ОФС, кг43,56
Масса установки, т42 ± 2,5%
Экипаж, чел5
Двигатель (тип)В-84А (Д, V12)**
Мощность двигателя, л.с.840
Максимальная скорость движения, км/час60
Запас хода, км500
 * для ОФС с газогенератором — 28,5 км
 ** Может устанавливаться двигатель В-46-6, задросселированный до 780 л.с.


Список источников:


Холявский Г.Л. «Энциклопедия бронетехники.Гусеничные боевые машины.»
Современная армия
Оружие России
Военное обозрение

hisofweapons.ucoz.ru

Модернизированная самоходная гаубица «МСТА-С» под калибр 155 мм (2С19М1-155)

155-мм самоходная гаубица 2С19М1-155 создана на шасси самоходной гаубицы «Мста-С».

В шасси самоходной гаубицы применены узлы моторно-трансмиссионного отделения от основного боевого танка Т-90.

Это современная боевая гусеничная машина, имеющая дальнобойное артиллерийское вооружение, броневую защиту и защиту от оружия массового поражения, повышенный запас хода, отличную маневренность, автономность боевого применения.

Автоматизированная система управления наведением и огнём 155-мм самоходной гаубицы обеспечивает выполнение противоогневого манёвра с автономным определением текущих координат, автоматический расчёт установок для стрельбы. Обеспечивается автоматическая наводка орудия и восстановление наводки после выстрела.

Автоматизированная система управления заряжанием на базе микропроцессорной техники обеспечивает контроль и управление процессами заряжания.

Артиллерийская баллистическая станция обеспечивает определение начальной скорости 155-мм снарядов.

Самоходная гаубица оснащена тепловизионным прицелом ночного видения с лазерным дальномером.

Самоходная гаубица способна вести огонь 155-мм снарядами стандарта НАТО, а также управляемыми снарядами «Краснополь-М», поражающими малоразмерные цели (типа танк) на расстоянии 17 км. Огонь ведётся с закрытых огневых позиций по наблюдаемым и не наблюдаемым целям, а также прямой наводкой, в том числе, в горных условиях, а также в условиях заражённой местности.

Технические характеристики

 

Масса, кг 43000
Габаритные размеры:
длина, м 12,42
ширина, м 3,38
высота, м 2,98
Клиренс, м 0,45
Длина ствола, калибров 52
Скорострельность, выстр./мин 6-8
Углы наведения:
по вертикали от -40 до +700
по горизонтали 3600
Максимальная дальность стрельбы:
ОФС (L15A1), км 30,0
ОФС с ГГ (ERFB BB), км 41,0
«Сантиметр М1», км 17,0
УАС «Краснополь-М», км 20,0
Боекомплект, выстр. 45
Заряжание снарядов автоматическое
Заряжание зарядов ручное
Прицельная система оптическая система прямой и непрямой наводки
Аппаратура управления наведением огнем АСУНО (баллистический вычислитель, аппаратура топопривязки и ориентирования, спутниковая навигационная система), обеспечивающая автоматическое бесприцельное наведение и хранение информации не менее чем по 10 огневым задачам
ААБС имеется
Готовность к открытию огня после получения координат цели, мин. 0,5
Готовность к открытию огня на марше на уровне дивизиона, мин. 3
Экипаж, чел. 5
Двигатель дизель, V12, 780/840 л.с.
Трансмиссия механическая, 7 передних и 1 задняя передача
Удельная мощность, л.с./т 18,1/19,5
Максимальная скорость движения, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, % 47
высота стенки, м 0,5
ширина рва, м 2,8
Транспортирование всеми видами транспорта

 

www.uraltransmash.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *