Содержание

Nakajima Ki-27 Otsu — War Thunder Wiki

Ki-27 Otsu

Основные характеристики

Кратко

Подробно

1.3/1.3/1.3БР

1 человекЭкипаж

1,2 тоннВес пустого

1,8 тоннВзлётный вес

Лётные характеристики

8 500 мМаксимальная высота

сек10,8/10,8/10,0Время виража

109 км/чСкорость сваливания

Накадзима Котобуки 41Двигатель

Радиальныйтип

воздушнаясистема охлаждения

Скорость разрушения

554 км/чконструкции

550 км/чшасси

Курсовое вооружение

1 000 снарядовбоезапас

900 выстрелов/минскорострельность

Экономика

2 900 исследование700 покупка288 / 359/414 / 516/120 / 149ремонт200 обучение экипажа1 000 эксперты20 асыx 1,00 награда за бой

Описание

Напишите введение к статье в 2-3 небольших абзаца. Кратко расскажите об истории создания и боевого применения самолёта, а также о его ярких особенностях и применении в игре. Вставьте скриншоты машины в разных камуфляжах. Если начинающий игрок плохо помнит технику по названиям, он сразу поймёт, о чём речь.

Основные характеристики

Летно-технические характеристики

Расскажите о том, как самолёт ведёт себя в воздухе. Максимальная скорость, манёвренность, скороподъёмность и максимально допустимая скорость пикирования — важнейшие характеристики самолёта. Особенное внимание обратите на РБ и СБ, поскольку в аркадных боях физика упрощена и отсутствует флаттер.

Живучесть и бронирование

Напишите о живучести самолёта. Отметьте, насколько уязвим пилот и протектированы ли баки. Опишите бронирование, если оно есть, а также уязвимость системы охлаждения двигателя.

Вооружение

Курсовое вооружение

Опишите курсовое вооружение самолёта, если оно есть. Расскажите, насколько пушки и пулемёты эффективны в бою, а также какие ленты лучше использовать. Если курсовое вооружение отсутствует, удалите этот подраздел.

Подвесное вооружение

Опишите подвесное вооружение самолёта: дополнительные пушки под крыльями, бомбы, ракеты и торпеды. Особенно этот подраздел важен для бомбардировщиков и штурмовиков. Если подвесного вооружения нет, удалите подзаголовок.

Оборонительное вооружение

Оборонительное вооружение состоит из турельных пулемётов или пушек, обслуживаемых стрелками. Если оборонительное вооружение отсутствует, удалите этот подраздел.

Применение в бою

Опишите приемы игры на самолёте, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания «гайда» — не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними.

Достоинства и недостатки

Подведите итог и кратко оцените самолёт по совокупности его характеристик и боевой эффективности. Отметьте достоинства и недостатки в маркированном списке.

Достоинства:

Недостатки:

Историческая справка

Расскажите об истории создания и боевого применения самолёта. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона

main. В конце обязательно укажите ссылки на источники.

Медиа

Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

См. также

Ссылки на статьи War Thunder Wiki, которые по вашему мнению, будут полезны читателю. Например,

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

И подобные.

Ссылки

Вставьте ссылки на источники и внешние ресурсы, такие как:

  • тема на оф. форуме игры;
  • страница на Википедии;
  • страница на Airwar.ru;
  • другая литература.


wiki.warthunder.ru

Накадзима Ки-27 | Красные соколы нашей Родины

Путь к принятию на вооружение авиации Императорской армии истребителя-моноплана был довольно извилист. Ещё в 1934 г. фирма «Накадзима» представила на конкурс самолет Ки-11 — подкосный моноплан с неубирающимся шасси, несколько напоминавший американский «Боинг» Р-26. Однако заказчик выбрал более привычный и консервативный биплан «Кавасаки» Ки-10. Не повезло и со следующим монопланом Ки-12. Эту машину, оборудованную двигателем HS 12Ycrs с мотор-пушкой и снабженную убирающимся шасси военные сочли чересчур сложной для массового применения. Конструкторы «Накадзимы» во главе с Т. Коямой в инициативном порядке приступили к разработке более простого истребителя под фирменным индексом РЕ — свободнонесущего моноплана с неубирающимся шасси и 9-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения «Накадзима» Ха-1 Ко (650 л.с). Именно эта машина стала основой для будущего Ки-27, отличавшегося от РЕ лишь в деталях (например, пилотскую кабину сделали полностью закрытой). В июне 1935 г. «Накадзиме» наряду с «Кавасаки» и «Мицубиси» были выданы заказы на постройку каждой фирмой двух прототипов новых истребителей.

В июле 1936 г. был облетан опытный РЕ, а уже 15 октября поднялся в воздух первый прототип Ки-27. Вторая машина, вышедшая на испытания в декабре 1936 г., имела крыло увеличенной с 16,4 до 17,6 кв. м площади, что позволило улучшить маневренность. На сравнительных испытаниях конкуренты — «Кавасаки» Ки-28 и «Мицубиси» Ки-33 — показали несколько более высокие скорость и скороподъемность, но зато Ки-27 оказался более маневренным — а именно этому качеству традиционно отдавали преимущество японские пилоты-истребители. В итоге, на вооружение приняли самолет «Накадзимы».

В общей сложности было построено 2069 Ки-27, в т.ч. 2019 на заводе «Накадзима» в Ота (до ноября 1942 г.) и 50 — фирмой «Тачикава». В ряде источников упоминается о выпуске Ки-27 фирмой «Манею» в Харбине (Маньчжурия). Но, вероятнее всего, здесь имеет место путаница с Ки-79 — двухместным учебным самолетом, созданным «Манею» на базе Ки-27. В системе кодов союзников Ки-27 обозначался «Нейт», но наряду с официальным кодом широко использовалось прозвище «Абдул», которое самолет получил во время боев в Китае.

Летно-технические характеристики самолёта Ки-27 Оцу

Двигатель: Накадзима Ха-1 Оцу
мощность, л.с.: 710
Размах крыла, м.: 11,31
Длина самолета, м.: 7,53
Высота самолета, м.: 3,25
Площадь крыла, кв. м.: 18,56
Масса, кг:
пустого самолета: 1110
взлетная: 1790
максимальная взлетная: 1910
Максимальная скорость на высоте 3500 м, км/ч.: 470
Время набора высоты 3000, мин.: 2’59»
Потолок, м.: 12250
Дальность полета, км (с ПТБ) 630 (1100)

Основные модификации Накадзима Ки-27

Ки-27 — предсерийные самолеты, отличавшиеся от второго прототипа ещё большей площадью и размахом крыла, увеличенным килем, переделанными капотом двигателя и фонарем кабины. Часть самолетов получила двигатель Ха-1 Ко, часть -Ха-1 Оцу (710 л.с). Вооружение — 2 7,7-мм синхронных пулемета «тип 89» (боекомплект 500 патронов на ствол). С июня по декабрь 1937 г. построено 10 самолетов.

Ки-27 Ко (в некоторых публикациях фигурирует как Ки-27а; «истребитель армейский тип 97 модель Ко») -двигатель Ха-1 Оцу. Выпускался в течение 1938 г., построено около 300 машин.

Ки-27 Оцу («тип 97 модель Оцу») — двигатель и стрелковое вооружение без изменений, но предусмотрена возможность подвески под центропланом 4 25-кг авиабомб или 2 130-л ПТБ. Увеличена площадь остекления фонаря — Ки-27 Оцу стал первым в мире серийным истребителем с каплевидным фонарем. Усовершенствован капот, внесены некоторые другие изменения.

Ки-27 Каи — модифицированный облегченный вариант, появившийся в 1940 г. как «подстраховка» на случай проблем с доводкой Ки-43. Построено 2 самолета, массово не производился, поскольку Ки-43 был успешно внедрен в серию.

Ки-27 Каизо («учебный истребитель армейский тип 97») — переоборудованные для применения в школах Ки-27. Самолет оставался одноместным. С колес и стоек шасси снимались обтекатели, хвостовой костыль иногда заменялся колесом. Часть самолетов получила оборудование для буксировки мишеней.

Боевое использование Ки-27

Принятие на вооружение Ки-27 практически совпало с началом очередной японо-китайской войны. Уже в марте 1938 г. три Ки-27 Ко были отправлены в Китай, дебютировав в бою месяц спустя. Поставки новых истребителей позволили начать развертывание истребительных сентаев на базе ранее существовавших смешанных частей. Летом 1938 г., в частности, были сформированы 55-й сентай в Японии, 64-й в Маньчжурии, 33-й и 77-й в Китае. Последний заслуживает особого упоминания — на его вооружении Ки-27 состояли ровно пять лет, до лета 1943 г.!

Самолеты Ки-27 обеспечили японской авиации безусловное преимущество над китайскими истребителями. Пять сентаев с Ки-27 (в общей сложности до 200 самолетов) в мае-сентябре 1939 г. принимали участие в боях с советской авиацией на Халхин-Голе. Самолет показал полное превосходство над И-15бис, но уступал в скорости И-16, особенно на высотах ниже 5000 м.

К декабрю 1941 г. авиация Императорской армии насчитывала в частях первой линии порядка 600 истребителей. Большинство из них составляли Ки-27 Оцу — на них летало 15 сентаев (5 в Индокитае, 2 на Тайване, 4 в Маньчжурии, 1 в Китае, 3 в Японии). Новый Ки-43 только осваивался в частях. «Индокитайские» сентаи участвовали в оккупации Малайи и Сингапура, 24-й сентай с Тайваня и переброшенный из Манчжурии 50-й сентай воевали на Филиппинах. Здесь оказалось, что считавшийся устаревшим Ки-27 вполне способен вести воздушный бой даже с Р-40, и добиваться при этом успехов. Затем 24-й и 50-й сентаи участвовали в оккупации Голландской Ост-Индии. Весной 1942 г. главным ТВД для Ки-27 стала Бирма. С мая 1942 г. под влиянием рейда Дуллитла в Японии началось спешное формирование новых сентаев для ПВО метрополии. 7 из них первоначально получили Ки-27 Оцу, но вскоре были перевооружены более современными машинами. В дальнейшем такие самолеты применялись в Японии главным образом в качестве учебных.

Летом 1942 г. первые Ки-27 Оцу были переданы Маньчжоу-Го. Такими самолетами укомплектовали два сентая, прикрывавшие Мукден. На антикварных Ки-27 манчжурские пилоты пытались даже перехватывать В-29. Для этого истребителям следовало заблаговременно набрать высоту примерно 8000 м и атаковать бомбардировщики с пологого пикирования в переднюю полусферу. Для второго захода шансов уже не было, поскольку в наборе высоты Ки-27 не имел шансов угнаться за В-29.

12 Ки-27 Оцу японцы передали Сиаму, но там они использовались исключительно как учебные.

Самолет Ки-27, без сомнения, принадлежал к лучшим в мире образцам истребительной авиации второй половины 30-х гг

. Отлично проявив себя в Китае в 1938-1939 гг., он к началу войны на Тихом океане был уже устаревшим, но тем не менее, активно использовался в кампаниях начального периода.

www.airaces.ru

Истребитель армейский тип 97 Nakajima Ki-27

«Накадзима Хикоки Кабусики Кайса» проходил испытания в 1936 году. В 1934 году Коку Хомбу сформулировал требования к истребителю, призванному заменить состоявший в то время на вооружении самолет Каваниси KDA 5. В конкурсе по его созданию приняли участие фирмы «Каваниси» и «Накадзима», которые предложили заказчику проекты Ki-10 и Ki-11 соответственно. Cамолет Ki-10 представлял собой модернизированный KDA-5, a Ki-11 являлся абсолютно новой конструкцией — расчалочным монопланом по образцу американского истребителя Боинг Р-26. В результате летных испытаний самолета Ki-11, даже несмотря на меньшую мощность двигателя (640 л.с. по сравнению с 800 л.с. у Ki-10), показал большую скорость, чем его соперник. Но военные пилоты оказались неготовы пересесть на истребитель-моноплан с закрытой кабиной, поэтому в серию был запущен более маневренный истребитель Ki-10, ставший последним бипланом на вооружении армейской авиации.

Неудача с самолетом Ki-11 не остановила спецалистов компании «Накадзима» во главе с Т. Коямой. Наоборот, будучи уверенными в том, что будущее принадлежит монопланам, они в инициативном порядке приступили к работе над новым проектом истребителя, которому было присвоено фирменное обозначение Тип Р.Е. В июне 1935 года Коку Хомбу заказал фирмам «Мицубиси», «Накадзима» и «Кавасаки» по два опытных истребителя нового типа. Все представленные машины были монопланами. «Кавасаки» предложила проект Ki-28, «Мицубиси» — Ki-33 (сухопутный вариант палубного истребителя А5М), а «Накадзима» — Ki-27, который являлся развитием самолета Тип Р.Е.

Японский военный самолет Nakajima Ki-27 ведет бой с советским истребителеи И-15 нажмите, чтобы увеличить

Первый истребитель Ki-27 поднялся в воздух 15 октября 1936 года. Он представлял собой свободнонесущий низкоплан с двигателем воздушного охлаждения Накадзима На-1а мощностью 650 л.с. и отличался от предшественника только деталями: формой киля и обтекателей основных стоек неубираемого шасси, фонарем кабины и капотом. Конструкция крыла самолета была максимально облегчена, и оно имело новый профиль разработки «Накадзима», что обеспечило самолету очень высокую маневренность. Второй прототип, облетанный в декабре 1936 года, отличался от первого увеличенной с 16,4 до 17,6 м площадью крыла. После заводских испытаний оба самолета были переданы заказчику для тестовых испытаний, в ходе которых Ki-27 продемонстрировал меньшую, чем конкуренты максимальную скорость (468 км/ч на высоте 4000 м по сравнению с 485 км/ч у Ki-28 и 474 км/ч у Ki-33) и среднюю скороподъемность (время подъема на высоту 5000 м 5,60 мин по сравнению с 5,15 мин у Ki-28 и 5,95 мин у Ki-33).

Зато Японский самолет Ki-27 превзошел соперников в маневренности. Это и сыграло решающую роль — фирма «Накадзима» получила заказ на 10 предсерийных самолетов, которые были поставлены с июня по декабрь 1937 года. Они отличались еще большей площадью крыла (18,56 м2), размах которого увеличился с 10,4 до 11,31 м. Удлиненный козырек фонаря кабины с телескопическим прицелом был сохранен, зато металлический гаргрот за кабиной был заменен на остекленную неподвижную секцию фонаря. Испытания опытной партии были успешно завершены в конце 1937 года, и самолет запустили в серийное производство под обозначением «Армейский истребитель Тип 97 Модель А» (Ki-27a).

Истребитель Nakajima Ki-43 Hayabusa (Сапсан) вид сбоку

Серийные машины подобно самолетам опытной партии получили крыло увеличенной площади, более привычный козырек фонаря, металлический неостекленный гаргрот за кабиной и новый двигатель Накадзима На-Ib мощностью 780 л.с. Вооружение истребителя состояло из двух расположенных над двигателем синхронизированных 7,7-мм пулеметов Тип 89.

Военный самолет Nakajima Ki-43 Hayabusa (Сапсан) вид сверху

На все машины устанавливались радиоприемники, а на самолета командиров звеньев — и передатчики. Со временем на смену Ki-27a пришли истребители варианта Ki-27b, отличавшиеся фонарем кабины с улучшенным обзором и переработанным маслорадиатором, под центропланом можно было подвешивать четыре бомбы массой по 25 кг или два дополнительных сбрасываемых бака емкостью по 130 л. Всего до 1942 года было выпущено 3399 самолетов Ki-27, из которых 1379 было построено на заводе компании «Манею Хикоки Сейзо КК» в Харбине (Маньчжурия).

Истребитель Японской Императорской армии Nakajima Ki-43 Hayabusa (Сапсан) вид снизу

Боевое крещение истребителей Ki-27 состоялось в марте 1938 года в небе Китая, где благодаря им авиация императорской армии добилась безусловного превосходства над китайскими ВВС. Новые машины сохраняли преимущество в воздухе вплоть до появления советских истребителей Второй мировой войны И-16. Затем самолеты Ki-27 участвовали во вторжении в Бирму, Малайю, Голландскую Ост-Индию и на Филиппины и были эффективны до тех пор, пока не столкнулись с более современными истребителями, после чего были переведены в систему ПВО Японских островов, где несли службу до 1943 года. Позднее они применялись в качестве учебно-тренировочных машин. В конце войны некоторое количество Ki-27 использовалось пилотами-камикадзе — машины несли до 500 кг бомбовой нагрузки. Союзники присвоили японским самолетам Ki-27 кодовое название «Нэйт».

Модель

Ki-27b

Экипаж, человек

1

Размах крыла, м

11,31

Длина, м

7,53

Высота, м

3,25

Площадь крыла, м2

18,56

Силовая установка

Nakajima Hа-115

Мощность, л.с

710

Масса пустого, кг

1110

Нормальная взлетная, кг

1598

Максимальная взлетная, кг

1790

Макс. скорость, км/час

470

Крейсерская скорость , км/час

350

Время подъема на высоту 5км,м

5,4

Практический потолок, м

12250

Практическая дальность, км

625

Максимальная дальность, км

1710

Вооружение, пулеметы мм

2х7,7

Вооружение, бомбы, кг

100

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • Николай Якубович. Там вдали у реки…
  • Самолеты Мира. Истребитель Накадзима Ки-27.
  • В.Котельников «Истребители Второй мировой войны».

pro-samolet.ru

Nakajima Ki-27 — Global wiki. Wargaming.net

Общие данные

36000  Цена
100 HP Прочность
1450 кг Масса
43.8 HP/сек Урон

Скоростные характеристики

972.9 Скорость
440 км/чМакс. скорость у земли
440 км/чМакс. скорость на высоте
600 мОптимальная высота
480 км/чСкорость пикирования
91.9 м/сСкороподъёмность
80 км/чСкорость сваливания
231 км/чОптимальная скорость

Маневренность

89.6 Управляемость
8 сСреднее время виража
120 °/сСкорость крена
1592.9 Манёвренность

III

Разрабатывался для замены Ki-10. Прототип впервые взлетел в октябре 1936 года. Применялся в боях в Китае, на Халхин-Голе и в начальный период войны на Тихом океане. Всего было построено около 3 400 самолётов.

Модули

  • Таблица
  • Дерево
УровеньДвигательМощность двигателя, л.с. / ТягаТипМасса, кгСтоимость,
III Kotobuki 3715воздушного охлаждения4106580
III NAME_MODULE_KOTOBUKI3_SPEC_TOP_KI-27_1715воздушного охлаждения4106580
УровеньКонструкцияЖивучестьМасса, кгСтоимость,
II Ki-27a10010103100
III NAME_MODULE_KI-27B_SPEC_TOP_KI-27_111010209850
УровеньПулемётКалибрНачальная скорость снаряда, м/сУронСкорострельность, выстр/минМасса, кгСтоимость,
III 7,7-мм Type 97 Model 1 (С)7.796021800304250
III WEAPON_NAME_G12MM-HO-102-S_SPEC_TOP_KI-27_112.7104038600607800

Премиумный самолет

Подарочный самолет

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

Ki-27 в игре

Исследование и прокачка

Исследуется на Ki-10 через пулемёты 7,7-мм Type 97 Model 1 (С) за 1250 опыта. Из модулей рекомендуется установить:

  • Пулемёты 12,7-мм Ho-102 (С) (1250), для увеличения огневой мощи.
  • Конструкцию Ki-27b (650), что несколько увеличит прочность, манёвренность и скорость пикирования;
  • Двигатель Kotobuki 3 (750), которые дадут заметную прибавку скорости за счёт незначительной потери манёвренности.

Боевая эффективность

Nakajima Ki-27 — это отличный дуэлянт на III уровне. Прекрасная манёвренность по крену и рысканью делает его фаворитом даже в схватке с И-16 (ранним). Пара пулемётов калибра 12,7 мм обладают высокой точностью, но сравнительно низким уроном, однако в виражном бою это не будет проблемой. Ki-27 способен кружиться дольше, чем большинство противников — несмотря на не слишком мощный форсаж и плохой набор скорости в пикировании, он хорошо сохраняет энергию и быстро разгоняется.

Достоинства:
  • эффективен в бою на малых и средних высотах;
  • отличная горизонтальная манёвренность.

Оборудование, боекомплект и снаряжение

Оборудование
  • Улучшенный оптический прицел — добавит самолёту +10% к точности стрельбы.
  • Улучшенная обшивка l — добавляет -20% к вероятности получения критического повреждения крыльев и хвоста, так же добавит +5% к прочности самолёта.
  • Облегчённая конструкция l — повышает манёвренность самолёта по всем осям на 3%.
Ленты боеприпасов
  • Универсальная лента — лента позволяющая вести эффективную стрельбу и имеющая небольшую вероятность нанесения критических повреждений или поджога.
Снаряжение
  • Стандартный набор снаряжения Пневматический перезапуск, Ручные огнетушители и Триммирование рулей.

Экипаж

Прокачка умений пилота:

«Зоркий» увеличивает дальность обнаружения в секторе пилота увеличена на 20%.

«Меткий стрелок I» уменьшает разброс при стрельбе курсовым вооружением на 5%.

«Закалённый в боях» увеличивает живучесть пилота и позволяет лучше управлять повреждённым самолётом. Шанс ранения пилота −20%, негативные эффекты от повреждения крыльев и хвоста −25%.

«Пилотажник» повышает манёвренность по всем осям на 2%.

«Жажда крови» после уничтожения самолёта противника сбрасывается 25% перегрева орудий и на 10% увеличивается точность стрельбы. Складывается с действием умения «Меткий стрелок II». Действует в течение 10 секунд

Оценка самолёта

Оценка Ki-27

 

  • Ас — медленный перегрев пулеметов позволяет уничтожить несколько самолетов за небольшой промежуток времени.

Галерея скриншотов

Историческая справка

Один из самых массовых и известных истребителей японской армии, Ki-27 отлично показал себя в боях в небе Китая, и к вступлению империи во Вторую Мировую войну был основной боевой машиной IJAAF и служил в Индокитае, Малайе, Филиппинах и Бирме, а также защищал Японские острова.

Цельнометаллический моноплан лишь немногим уступал своим предшественникам-бипланам в манёвренности, но значительно превосходил по остальным лётным характеристикам. Слабое пулемётное вооружение на тот момент не было большим недостатком, а высокая устойчивость в большом диапазоне скоростей и хорошая управляемость делали его отличной машиной для воздушных дуэлей. Самолёт активно использовался в начальный период войны на Тихом океане. Однако, как и в случае с Ki-10, появление на поле боя более совершенных машин Союзников вынудило японских конструкторов заняться созданием следующего поколения истребителей, а Ki-27 был постепенно переведён в статус учебно-боевых, и последним его применением стали вылеты камикадзе.

Фотографии самолёта

Схемы и чертежи самолёта

Ссылки

Ресурсы World of Warplanes

wiki.wargaming.net

Nakadjima Ki-27 — aviArmor

Истребитель

Когда 7 июля 1937 года уже в третий раз за десятилетие начались
боевые действия между Японией и Китаем, императорская армия только что начала
перевооружение своей авиации, и, в результате, основная тяжесть боевых действий
в небе Китая легла на лучше оснащенную авиацию флота. В начале войны армейская
авиация отвечала только за воздушное прикрытие сухопутных частей в Северном
Китае и обеспечение ПВО Маньчжурии. Воздушный штаб армии воспользовался этим
сравнительно спокойным для него периодом боевых действий для перевооружения
своих частей на современные типы самолетов: “тяжелый бомбардировщик армейский
тип 97” (Mitsubishi Кi-21), “легкие
бомбардировщики армейский тип 97” и “тип 98” (Mitsubishi Кi-30
и Kawasaki Кi-32), “стратегический
разведчик армейский тип 97” (Mitsubishi Кi-15)
и “истребитель армейский тип 97” (Nakadjimа Кi-27). Последний самолет представлял собой низкоплан с закрытой
кабиной и с неубираемым шасси. Hесмотря на меньшую скорость, чем у появившихся
в Европе несколько ранее Мессершмитта Bf.109B и “Hurricane” Mk.I,
этот истребитель оказался в состоянии резко повысить боеспособность японской
армейской авиации. В 1934 года армия подготовила спецификации на истребитель
для замены состоявшего тогда на вооружении “типа 92” — Kawanishi KDA-5. По этому заданию
Kawanishi предложила свой проект — Кi-10,
представлявший переделку предшественника, а Hакадзима Ки11 — расчалочный
моноплан по типу американского Boeing Р-26. Hе смотря на
меньшую мощность своего двигателя — 640-сильного Nakadjima Ха-8 против 800сильного
Kawasaki Ha-9-II, Кi-11 оказался быстрее,
чем Кi-10. Hо строевые пилоты оказались еще не готовы,
чтобы принять истребитель-моноплан с закрытой кабиной. В результате для
производства под обозначением “истребитель армейский тип 95” был выбран более
маневренный Ки-10, ставший последним бипланом армейских ВВС. Hе смотря на
неудачу с Кi-11, Hакадзима вывела на испытания моноплан Кi-12
с двигателем жидкостного охлаждения Hispano—Suisa
12Ycrs и пушкой в развале цилиндров. Самолет был спроектирован с помощью
инженеров французской фирмы Devoitine и отличался
использованием самых последних достижений самолетостроения: убираемым
гидравлически шасси и щелевыми закрылками. С самого начала армейские высшие
чины считали такой самолет “слишком” сложным для принятия на вооружение и к
тому же обладавшим недостаточной маневренностью. В результате Nakadjima начала работу над более “простым” проектом “тип Р.Е.” с
неубираемым шасси и двигателем воздушного охлаждения. Почти одновременно с
началом работ над новым самолетом воздушный штаб выдал в июне 1935 года Mitsubishi, Nakadjima и Kawasaki заказ каждой на два опытных истребителя нового типа. Правоту
Nakadjima, уже ведшей работы по моноплану, подтвердили и
конкуренты: Kawasaki представила моноплан Кi-28
с двигателем жидкостного охлаждения Kawasaki Ha-9-II, а Mitsubishi — сухопутный вариант палубного истребителя А5М — Кi-33.
Nakadjima предложила на конкурс развитие проекта “типа
Р.Е”, который получил обозначение Кi-27. Единственный “тип
Р.Е.” был облетан в июле 1936 г., а уже в октябре в воздух поднялся первый Кi-27.
Обе машины, спроектированные Т.Коямой, представляли собой свободнонесущие
низкопланы под двигатель воздушного охлаждения Nakadjima
Hа-1а
мощностью 650 л.с. и отличались только в деталях: формой киля, обтекателей
шасси, фонарем кабины и капотами. “Тип Р.Е.” испытывался только на фирме и дал
ценную информацию для доработки проекта Кi-27. Причем “тип Р.Е.”
до конца своей карьеры был еще использован для испытания боевого закрылка –
“бабочки”, который Hакадзима позже с большим эффектом использовала на своих
самолетах. И для “типа Р.Е.” и для Кi-27 Т. Кояма выбрал
максимально облегченную конструкцию крыла и новый профиль разработки Nakadjima, что обеспечило самолету высочайшую маневренность. Первый опытный
Кi-27 был поднят в небо с аэродрома Одзима 15 октября 1936 г.
Hа втором самолете, облетанном в декабре 1936 г., площадь крыла была увеличена
с 16,4 м.кв. до 17,6 м.кв. После заводских испытаний оба самолета были переданы
армейскому исследовательскому авиационному институту в Тачикаве, где они
участвовали в конкурсе с истребителями Mitsubishi Кi-33
и Кавасаки Кi-28. Во время испытаний Ки-27 показал
максимальную скорость 468 км/ч на высоте 4000 м — меньше, чем Кi-28
(485 км/ч) и Кi-33 (474 км/ч). Высота в 5000 м набиралась на Кi-28
за 5,15 мин, на Кi-27 — за 5,6 мин, на Ки-33 — за 5,95 мин. Hо
зато Ки27 безусловно превосходил своих конкурентов в маневренности. В
результате был получен заказ на 10 предсерийных Кi-27, которые были
поставлены с июня по декабрь 1937 г. Еще во время конкурсных испытаний
V-образность крыла на втором Кi-27 была увеличена на
1.5, что улучшило управляемость, а из-за большей, чем на первом опытном
самолете, площади крыла потеря скорости составила только 7 км/ч, что с лихвой
компенсировалось лучшей маневренностью. Более того, на предсерийных самолетах
площадь крыла была увеличена еще больше — с 17,6 до 18,56 м.кв., а размах
возрос с 10,4 до 11,31 м. Удлиненный козырек фонаря кабины с телескопическим
прицелом остался, зато металлический гаргрот за кабиной был заменен на
остекленную, неподвижную секцию фонаря. Испытания опытной партии были завершены
успешно в конце 1937 г, и самолет был запущен в серийное производство под
обозначением “истребитель армейский тип 97 модель А” — Ки-27а. Серийные Кi-27а
подобно самолетам опытной партии получили крыло увеличенной площади, более
привычный козырек фонаря, металлический неостекленный гаргрот за кабиной и
более мощный двигатель Nakadjima Hа-1b, развивавший на
высоте 2900 м 780 л.с. Самолет был вооружен двумя синхронными 7,7-мм пулеметами
“тип 89”. Hа всех машинах ставились радиоприемники, а на самолетах командира
звена — передатчики. В марте 1938 г самолет появился в небе Китая, что
позволило армейской авиации наконец добиться безусловного превосходства над
китайскими ВВС. Почти одновременно императорская армия решила реорганизовать
свои воздушные силы — смешанные части были заменены специализированными
сентаями, вооруженными одним типом самолета. Первым из них 1 июля 1938 года
стал 59-й истребительный сентай, вооруженный как раз «типом 97». По
Мере поступления новых Кi-27 были введены в строй
с этим типом еще и 64-й, 13-й, 4-й, 5-й и 11-й сентай. По мере разворачивания
серийного производства Кi-27а был сменен на
сборочной линии на Кi-27b, отличавшийся фонарем кабины с круговым
обзором и переделанным маслорадиатором. Под центропланом теперь можно было
подвесить четыре 25-кг авиабомбы. Вместо бомб можно было подвесить два 130-л
дополнительных сбрасываемых бака. Для стрелковой подготовки под корневой частью
левого крыла можно было установить фотопулемет. Производство Кi-27b
также было налажено на “Манею хикоки сейзо К.К.” в Харбине. Всего было выпущено
3399 Ki-27, включая 1379, выпущенных на Манею в
Маньчжурии. Когда 4 мая 1939 на монгольской границе вспыхнул конфликт в районе
реки Халхин-Гол (или называемый японцами “наманганский инцидент”), японская
армия направила туда помимо других авиачастей пять истребительных сеитаев —
1-й, 11-й, 24-й, 59-й и 64-й всего 80 самолетов. По мере расширения боевых
действий количество японских истребителей в этом районе возросло до 200 машин,
включая даже несколько Ки-10. Во время воздушных боев Кi-27 показал безусловное
превосходство над бипланами Поликарпова И15бис и даже имел преимущество над
только что выпущенным И-153, но зато “тип 97” уступал в скоростных
характеристиках И-16, особенно на высотах ниже 5000 м. Кi-27
по свидетельству советских пилотов в боевой обстановке не могли развивать
скорость выше 400 км/ ч, а высота вертикального пикирования ограничивалась 500-600
м. Hа больших скоростях начиналась ощутимая вибрация крыла, а порой и
разрушение конструкции. Так что советские истребители всегда могли выйти из боя
крутым пикированием. В целом потери японцев на Халхин-Голе оказались очень
чувствительными: кроме самолетов были потеряны опытные пилоты, которых и так не
хватало — за все время конфликта японцы даже не имели возможность провести
ротацию экипажей, несмотря на их усталость. В декабре 1941 г, когда японцы
развязали войну на Тихом океане, истребителем “тип 97” были вооружены 1-й,
11-й, 50-й, 54-й и 77-й сентай, которые поддерживали вторжение на Филиппины, в
Бирму, Малайю и Голландскую Ост-Индию. Другие части с Кi-27 использовались в
небе Китая. Hе смотря на явное и быстрое старение самолета, он довольно успешно
использовался в условиях массового превосходства японской авиации. Более того,
самолет поступал и во вновь сформированные на территории Японии части, правда,
перед отправкой на фронт они перевооружались на новые типы. В составе ПВО
Японии Кi-27 оставались до 1943 г. Hа территории
Маньчжурии самолет эксплуатировался до конца войны. По мере перевооружения на Кi-43,
Кi-44 и Кi-61, “тип 97” все больше
использовался в качестве самолета повышенной подготовки пилотов-истребителей.
Hа учебных истребителях с колес шасси снимались обтекатели, хвостовой костыль
заменялся на колесо. В таком виде самолёт получил обозначение “учебный
истребитель армейский тип 97”. В конце войны некоторые такие машины
использовались пилотами-камикадзе, неся до 500 кг бомбовой нагрузки. Тем не
менее, по свидетельству американских пилотов, Ki-27 мог успешно
сражаться и против гораздо более сильного противника. В середине 1943 года
одинокий Nakadjima вступил в схватку с F6F-3.
Американцу, превосходящего старый японский истребитель по всем показателям,
кроме горизонтальной маневренности, удалось сбить Ki-27 только после
изнурительного 40-минутного боя. Вероятно, это был последний случай боевого
применения Ki-27 на Тихом океане в качестве
истребителя.

В 1940 г., когда разработка Ки-43 испытывала определенные
трудности, Nakadjima выпустила облегченный вариант Кi-27
— две машины, получившие обозначение Кi-27 Кai.
Максимальная скорость возросла до 475 км/ч, нагрузка на крыло снизилась до 80
кг/ м.кв., но страховки не понадобилось — проблемы с Кi-43 были успешно
разрешены.

ЧЕРТЕЖИ Nakadjima Ki-27

Источник:
сайт www.airwar.ru

Тактико-технические
данные истребителя
Nakadjima Ki-27 :

Длина – 7,53 м

Размах крыла – 11,31
м.кв.

Площадь крыла – 18,56
м.кв.

Вес пустого \ взлётный –
1110 \ 1790 кг

Скорость – 470 км\ч (по
данным фирмы, в боевых условиях – до 440 км\ч)

Скороподъёмность (время
набора высоты) – 627 м\мин

Дальность – 1710 км

Потолок – 10000 метров

Экипаж – один человек

Двигатель – один
звездообразный “Армейский тип 97”, мощностью 710 л.с.

Вооружение – два
синхронных 7,7-мм пулемета тип 89.

aviarmor.net

Nakajima Ki-27 — Википедия


Истребитель «97» Сухопутных войск Императорской Японии 陸軍九七式戦闘機/中島機27 (яп. Рикугун Кю:-нана-сики сэнто:ки/«Накадзима» Ки.-ни-нана)[3] — одноместный цельнометаллический фронтовой истребитель армейской авиации Сухопутных войск Императорской Японии, разработанный в авиационном КБ «Накадзима» под руководством Я. Коямы. Принят на вооружение Сухопутных войск Императорской Японии в 1937 г. под строевым шифром «97». Условное обозначение ВВС союзников — «Нэйт» («Nate»), ВВС РККА — «И-97». Строился средней серией до начала Второй мировой войны.

На момент принятия на вооружение в 1937 г. истребитель «97» Сухопутных войск Императорской Японии не уступал в скорости фронтовым истребителям европейской разработки[4], имея подавляющее преимущество в маневренности. Однако новая машина Сухопутных войск полностью утратила преимущество уже с 1938 г[5]. Кроме того, новый фронтовой истребитель потенциально не мог противостоять британским истребителям «Харрикейн» и «Спитфайр» с новейшим двигателем «Роллс-Ройс»[6][7]

В связи с устареванием бипланной схемы, весной 1936 г. ГУ авиации Сухопутных войск приняло решение о конкурсе на разработку перспективного моноплана для нужд Сухопутных войск[9]. Летом 1935 г. коллективам КБ «Накадзима», «Кавасаки» и «Мицубиси» были выданы заказы на постройку образца опытного истребителя.

На рассмотрение заказчика были предложены опытные машины под шифрами «Ки. 33», «Ки. 28» и «Ки. 27»[9]. Войсковые испытания начались зимой 1937 г.[10], где в первую очередь проявилась ненадежность лицензионного[11] двигателя КБ «Кавасаки». В связи с началом Второй японо-китайской войны[12], Сухопутные войска Императорской Японии прилагали все усилия для скорейшей доводки фронтового истребителя, и на вооружение осенью 1937 г. был принят опытный моноплан КБ «Накадзима»[13].

Видео по теме

Еще до получения ТТЗ Сухопутных войск на истребитель-моноплан коллектив КБ «Накадзима» во главе с Я.Коямой в инициативном порядке вел разработку проекта свободнонесущего моноплана «РЕ» с жестким шасси и двигателем «Накадзима» «Ха-1»[14][15][16].

Летом 1936 г. опытный моноплан «РЕ» был облетан испытателями КБ «Накадзима», и осенью в воздух поднялся первый образец «Ки-27». Для обеих машин коллектив «Ки. 27» Я. Коямы выбрал облегченное крыло с новым профилем собственной разработки, что обеспечило самолету очень высокий уровень маневренности.  Различаясь формой киля, фонаря и капота, обе машины представляли свободнонесущий низкоплан с силовой устаовкой «Ха-1-Ко». Летные испытания моноплана дали ценную информацию для проекта «Ки. 27». «РЕ» также использовался в качестве летной лаборатории для испытаний боевого закрылка «бабочкино крыло», который КБ «Накадзима» удачно применяло на своих машинах.

Опытный образец «Ки. 27» был поднят в воздух осенью 1936 г. После заводских испытаний зимой 1937 г. на второй машине было увеличено крыло[17], и машины были переданы в НИИ авиации Сухопутных войск (г. Татикава). В войсковых испытаниях также приняли участие машины «Ки. 28» (КБ «Кавасаки») и «Ки. 33»[18] (КБ «Мицубиси»).

Принятие на вооружение[19]

Во время испытаний «Ки. 27» показал максимальную скорость 470 км/ч[20][21], время набора 5 км составляло 5,6 мин[22], в маневренности образец превзошел биплан «Ки. 10» КБ «Кавасаки». Авиазавод «Накадзима» получил заказ на 10 опытных ед., построенных до конца 1937 г. Со второго образца были увеличены размах и площадь[23] крыла, что еще повысило горизонтальную маневренность. На некоторых машинах ставился каплевидный фонарь с гнутым лобовым стеклом. Испытания опытной серии были завершены в конце 1937 г, и истребитель был принят на вооружение Сухопутных войск Императорской Японии под строевым шифром «97-Ко» (заводской шифр «Ки. 27а»).

Серийное производство «Ки. 27b» было налажено на авиазаводе «Накадзима» в г. Ота, а также по лицензии разработчика на авиазаводе «Маньчжурия» (г. Харбин). Всего было выпущено 3,4 тыс. ед. истребителя «97» всех модификаций, из них 1,4 тыс. в авиапромышленностью Императорской Маньчжурии.

На машинах первых серий устанавливался модернизированный двигатель «Ха-1-Оцу» большей[24] мощности, радиоприемники (кварцованные передатчики на командирских машинах). До модификации «97-Оцу» истребители имели секционнное лобовое стекло и закрытый гаргрот. Истребитель имел два синхронизированных пулемета винтовочного[25] калибра. На учебных машинах «Ки-27-Кайдзо» в левой корневой части крыла устанавливался кинопулемет. По мере освоения истребителя промышленностью модификация «97-Оцу» («Ки. 27b») получила каплевидный фонарь, маслорадиатор новой конструкции и пилоны внешней подвески[26].

Серийные

«97»

  • «Ко» («Ки. 27а») — с двигателем «Ха-1-Оцу».
  • «Оцу» («Ки. 27b») — с каплевидным фонарем и подкрыльевыми пилонами.
  • «Кайдзо» («Ки. 27-Кайдзо[28]») — с кинопулеметом и оборудованием для буксировки мишеней.

Опытные

  • «Ки. 27» — 10 предсерийных ед. с двигателем «Ха-1-Ко», увеличенным крылом и килем.
  • «97-Кай»[29] («Ки-27-Кай») — 2 модернизированных ед. в рамках работ по истребителю «1».
Общий вид истребителя «97-Ко»
Истребитель «97»
Сухопутных войск
Императорской Японии
Характеристики«97-Оцу»
(«Ки. 21-Оцу»)
Технические
Экипаж1 чел.
Длина7,6 м
Размах
(площадь)
крыла
11,4 м
(18,6 м²)
Высота3,3 м
Взлетная
(сухая)
масса
1,8 т
(1,6 т)
Силовая установка
Двигатель«Ха-1»
Объем24 л
Мощность650 л.с.
Тяговооружённость0,5 л.с./кг
Лётные
Макс.
(крейс.)
скорость
450 км/ч
(350 км/ч)
Скороподъёмность15,3 м/с
Нагрузка
на крыло
86 кг/м²
Потолок10 км
Дальность1,7 тыс. км
Вооружение
Стрелковоесинхр.
2 ед. 7,7 мм
Подвесное4 ед. кал. 25 кг
или
2 ед. 130 л

В конце 1930-х гг. в связи с активным применением авиации на заморских ТВД командование Сухопутных войск Императорской Японии приняло решение о реорганизации ее ОШС. Для повышения мобильности армейской авиации из авиаполков[30]Сухопутных войск постоянного состава выделялись т. н. «полевые авиаотряды»[31][32] с одним типом самолетов на вооружении.

Применение истребителей «97» в Китае

Весной 1938 г. первые истребители появились в составе авиаотрядов Квантунской армии Сухопутных войск в Китае, что позволило добиться безусловного перевеса сил Императорской Японии над ВВС Китая. Первыми истребители «97» получили 59-й, 5-й, 11-й, 13-й и 64-й авиаотряды Квантунской армии в Китае. Принятие на вооружение нового истребителя совпало с началом японо-китайской войны, где они дебютировали весной 1938 г. Поставки истребителей позволили начать широкое развертывание истребительных авиаотрядов Сухопутных войск на территории Китая и Императорской Маньчжурии. Летом 1938 г. были сформированы 55-й авиаотряд метрополии, 64-й (маньчжурский), 33-й и 77-й (китайские) отряды.

Применение истребителей «97» в Маньчжурии

Весной 1939 г. штаб Квантунской армии Сухопутных войск в Китае, надеясь на слабость МНР в военном отношении, разработал план наступления на монгольской территории по восточному берегу р. Халхин-Гол, где нападение маньчжурских пограничников на монгольскую заставу положило начало масштабным столкновениям. В соответствии с договором о военной взаимопомощи СССР пришел на помощь Монголии. В начале боевых действий Императорская Япония имела на полевых аэродромах в районе боевых действий до 8 истребительных[33], 3 бомбардировочных и 6 разведывательных троек Квантунской армии и сводного берегового авиаотряда ВМС в Императорской Маньчжурии. Все машины были дислоцированы на военных аэродромах в р-не г. Хайлар.

Авиации Квантунской армии и береговому авиаотряду ВМС Императорской Японии в Императорской Маньчжурии противостояли 70-й ИАП[34] и 150-й САП[35] РККА, базировавшиеся на полевых аэродромах в районе Тамцак-Булак. Несмотря на численное превосходство авиации РККА, силы сторон оказались примерно равными, в силу опыта и обстрелянности личного состава японских авиаотрядов. Ситуация начала меняться, когда в Монголию стали прибывать советские летчики с боевым опытом Китая и Испании, и развертывания в районе 7-го, 22-го, 41-го и 51-го истребительных, 38-го и 56-го бомбардировочных авиаполков и 121-й спецэскадрильи ВВС РККА.

По первоначальным данным в пограничных боях 1939 г. авиация Квантунской армии и береговой авиаотряд ВМС Императорской Японии в Императорской Маньчжурии потеряли более 650 ед. техники[36]. Потери ВВС РККА составили 207 ед. Послевоенные уточненные данные сообщали, что за лето 1939 г. в боях было уничтожено 645 ед. авиации ВМС и Сухопутных войск[37] Главным героем боев со стороны Сухопутных войск Императорской Японии в Монголии стал истребитель «97», который (в сочетании с выучкой), по свидетельству обеих сторон, успешно боролся с «И-16» с двигателем «М-25» и полностью превосходил «И-15». Причины превосходства истребителя «97» стали ясны после его испытаний в НИИ ВВС РККА.

Боевые действия на Тихом океане

К декабрю 1941 г. авиация Сухопутных войск Императорской Японии насчитывала в частях первой линии порядка 600 истребителей, большинство из которых составляли машины «97-Оцу». Машинами «97-Оцу» были вооружены 15 авиаотрядов Сухопутных войск[38], тогда как новейший истребитель «1» только осваивался в строевых частях.

Авиаотряды Сухопутных войск в Индокитае принимали участие в операциях по захвату Малайи и Сингапура, 24-й (тайваньский) и 50-й (маньчжурский) принимали участие в боевых действиях на Филиппинах и оккупации Голландской Ост-Индии, где стало ясно, что истребители «97» способны вести воздушный бой с основным истребителем Сухопутных войск США «Р-40». Весной 1942 г. под влиянием налета авиации США на Токио в ВМС Сухопутных войсках Императорской Японии началось формирование авиаотрядов ПВО метрополии. Семь первых отрядов получили на вооружение истребители «97-Оцу», но вскоре все самолеты были переданы в учебных авиаотряды. 12 ед. истребителей «97-Оцу», переданные Сиаму[39], также использовались как учебные.

Летом 1942 г. первые машины «97-Оцу» были переданы ВВС Императорской Маньчжурии, где ими были укомплектованы два авиаотряда ПВО, прикрывавшие основные стратегические предприятия: горнорудный комбинат в г. Мукден и сталелитейный комбинат (г. Аньшань). На устаревших к концу войны истребителях маньчжурские военные летчики предпринимали попытки перехвата тяжелых бомбардировщиков ВВС США «В-29». Для атаки высотного бомбардировщика истребителям следовало заблаговременно достичь боевого потолка (ок. 8000 м) и зайти бомбардировщикам в переднюю полусферу с пологого пикирования, поскольку из любой другой позиции «97» не имел возможности догнать В-29.

  1. 1 2 «Накадзима» Ки-27 // О. В. Дорошевич. Самолёты Японии второй мировой войны. Минск, «Харвест», 2004. стр.178-179
  2. ↑ 1380 на авиазаводе «Маньчжурия»
  3. ↑ «Истребитель Сухопутных войск образца «Девяносто семь»/«Сапсан»/«Ки. 27» конструкции «Накадзима»)
  4. ↑ Первым модификациям «Bf.109-B/C/D» с двигателем «Юмо-210» разработки двигательного КБ «Юнкерс»
  5. ↑ После появления в Европе модификаций «Bf.109-C/D» с двигателем «Даймлер-Бенц DB-601» и особенно «Bf.109 E/G» с ещё более мощным «DB-605»
  6. ↑ Что далее привело к разработке проекта тяжелого перехватчика «2» и единого истребителя «4»
  7. ↑ #青木回想85-86頁
  8. ↑ Уголок Неба/«Ки-27», http://www.airwar.ru/enc/fww2/ki27.html
  9. 1 2 #仮制式制定の件p.20
  10. ↑ #仮制式制定の件pp.20-21
  11. ↑ БМВ-VI с жидкостным охлаждением
  12. ↑ #仮制式制定の件p.21
  13. ↑ #仮制式制定の件pp.21-22
  14. ↑ Шифр Сухопутных войск для двигателя «Котобуки» разработки двигателестроительного КБ «Накадзима»
  15. ↑ Лицензионный двигатель «Уосп» разработки КБ «Пратт-Уиттни». Однорядный звездообразный 9-цилиндровый с воздушным охлаждением, мощностью 650 л.с
  16. ↑ Эта машина позже стала основой серийного истребителя, отличавшегося от нее закрытой кабиной.
  17. ↑ До 17,6 кв. м.
  18. ↑ Доработанный по требованиям ТТЗ Сухопутных войск палубный истребитель «96»
  19. 1 2 3 Там же.
  20. ↑ На высоте 4 км
  21. ↑ «Ки. 28» — 490 км/ч), «Ки. 33» — 470 км/ч
  22. ↑ У биплана «Ки. 10» — 5,15 мин, у моноплана «Хаябуса» КБ «Мицубиси» — 5,95 мин.
  23. ↑ 11,3 м/18,5 кв. м.
  24. ↑ 780 л. с. на высоте 3 км
  25. ↑ По 500 патр. на ствол
  26. ↑ Для четырёх авиабомб калибра 25 кг или двух ПТБ по 130 л
  27. ↑ Там же
  28. ↑ Переоборудованный
  29. ↑ модернизированный
  30. ↑ (яп. 陸軍飛行連隊, Рикугун хико рэнтай)
  31. ↑ 陸軍飛行戦隊 (яп. Рикугун хико сэнтай)
  32. ↑ , представлявшие выделенный из авиаполка батальон армейской авиации с подразделениями техобслуживания, но без аэродромного батальона МТО
  33. ↑ Палубные истребители «96» авиации ВМС и истребители «97» Сухопутных войск, получивших в СССР обозначение И-96 и И-97 соответственно
  34. ↑ 38 ед. истребительной авиации (24 ед. И-16 и 14 ед. И-15)
  35. ↑ 34 ед. техники (29 ед. бомбардировщиков СБ и 15 разведчиков Р-5
  36. ↑ Из них в конце лета 204 ед.
  37. ↑ Из них в августе 270 ед.
  38. ↑ 5 отрядов во Фр. Индокитае (Вьетнаме), 2 на о. Тайвань, 4 на территории Маньчжурии, 1 в Китае, 3 отряда на территориии метрополии
  39. ↑ Ныне Таиланд
  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.

wikipedia.green

Истребитель «Накадзима» Ки-27. Самолеты мира 2000 04

Истребитель «Накадзима» Ки-27

И-97 (Ки-27), испытанный в Н-ской части ВВС Красной Армии (1939 г.)

Л учший японский истребитель предвоенного периода Ки-27 тип 97 в документах НИИ ВВС получил название «Накадзима» И-97. На этот раз с принадлежностью самолета к фирме не ошиблись. Именно в компании «Накадзима» под руководством конструктора Хидео Итакава был разработан и построен Ки-27.

Однако во всех отчетах об испытаниях И-97 советские авиационные специалисты и летчики уверенно повторяли: этот истребитель является удачной модификацией самолета «Накадзима» И- 96 (т.е. «Мицубиси» А5М2), который в 1939 г. уже исследовался в институте.

Исходили из того, что внешний вид и геометрические размеры самолетов И-96 и И-97 почти совпадали, но конструкция И-97 совершеннее и мотор на нем установлен более мощный. Обращалось внимание на состав оборудования и высокое качество производственного выполнения всех деталей, практически одинаковые на обоих самолетах. По-видимому, в нашей стране существовало слабое представление об унифицированном промышленном производстве. Поэтому японские самолеты разных авторов и фирм упорно считались модификациями.

В НИИ ВВС самолет И-97 прибыл 10 сентября 1939 г. со значительными повреждениями: отсутствовал руль высоты, были сломаны хвостовая и моторная части фюзеляжа, в конструкции и в агрегатах винтомоторной группы насчитывалось большое количество пулевых пробоин. Машину восстановили на опытном заводе института, частично покрасили и подготовили к летным испытаниям. Пришлось отремонтировать мотораму, хвостовую часть фюзеляжа, бензо- и маслобаки, стабилизатор, изготовить новый руль высоты, детали шасси и многое другое.

Истребитель И-97 проходил испытания в период с 15 ноября по 16 декабря 1939 г. и с 26 мая по 2 июня 1940 г. Зимой самолет не летал из-за невозможности установки лыж для взлета и посадки. Всего во время испытаний произвели 38 полетов общей продолжительностью 10 часов 30 минут.

Мотор работал на земле 8 часов 50 минут, на станке – 20 часов 15 минут. Летные характеристики снимали с углом установки лопастей винта (33°) и наддувом, которые соответствовали японской регулировке в боевых условиях. При испытаниях с самолета демонтировали кольцевой (лобовой маcляный радиатор, так как при пробах мотора на земле масло в нем сильно переохлаждалось.

Испытание вооружения и спецоборудования в НИИ ВВС не проводилось, поскольку оно уже было знакомо по самолетам И-95бис и И-96.

Кроме изучения вышеупомянутой машины, был произведен облет самолета И-97 более позднего выпуска летчиками НИИ ВВС и летчиками Н-ской авиационной части (предположительно – на территории Монголии).

Источником информации для специалистов института служили также отчеты по проведению воздушных боев с И-97 (Ки-27) советских самолетов И- 16 и И-153 во время операций в районе озера Халхин-Гол.

В группу непосредственных участников испытаний входили: ведущий инженер военинженер 3-го ранга М.И.Та- ракановский, помощник ведущего инженера военинженер 3-го ранга Рабкин, ведущий летчик-испытатель капитан А.С. Николаев, ведущий инженер по ВМГ военинженер 3-го ранга Золото- рев, ведущий инженер по вооружению военинженер 3-го ранга Березин, техник самолета воентехник 2-го ранга Стрелков, техник по вооружению воентехник 2-го ранга Наумов, моторист старшина Сидоркин, техники-расчет- чики Андросова и Сорина, техник по приборам Быков, техник-кислородчик Коробков.

Истребитель облетывали: генерал- майор авиации А.И.Филин, полковой комиссар Холопцев, летчики-испытатели майоры С.П.Супрун и П.М.Стефа- новский, военинженер 2-го ранга капитан А.Г.Кочетков, военинженер 2-го ранга капитан А.Г.Прошаков, старший лейтенант А.Г.Кубышкин, старший лейтенант Шапоров, летчик-испытатель Н- ской части К.К.Коккинаки и командир эскадрильи Олейниченко.

Конструктивно самолет И-97 представлял собой цельнометаллический низкоплан. Фюзеляж – монокок с дюралевой обшивкой и стрингерами. Киль был изготовлен за одно целое с фюзеляжем. За кабиной летчика на фюзеляже имелся разъем для удобства транспортировки. Внизу находится большой люк, предназначенный для осмотра крепления передней и задней части фюзеляжа, а также агрегатов управления.

Кабина закрытого типа, со сдвигающимся назад фонарем. Подвижная средняя часть на исследуемом в НИИ ВВС экземпляре И-97 отсутствовала – ее, очевидно, сняли в боевой обстановке для улучшения обзора.

Крыло трехлонжеронное, с работающей обшивкой, тонкого профиля. Имело сквозное строение и лишь короткие съемные отсеки на консолях. На крыле были установлены щитки-закрылки типа «Шренк» с механическим управлением. Элероны типа «Фрайз». Заклепки крыла (как и фюзеляжа) выполнены с потайной головкой.

Оперение металлическое, рули и элероны имели полотняную обтяжку. На руле высоты был установлен флетнер, регулируемой только на земле. На руле поворотов и элеронах установлены пластинки для балансировки самолета на земле. Рули и элероны имели 100- процентную весовую компенсацию.

Шасси одностоечное, неубирающееся. Костыль неориентирующийся и неуправляемый. Амортизация шасси была масляно-пневматическая, а костыля – масляно-пружинная. Тормоза колес механические.

Управление смешанное: элеронами – жесткое, а рулем высоты и поворотов – тросовое.

На самолете И-97 устанавливался звездообразный мотор воздушного охлаждения фирмы «Котобуки». Он имел максимальную мощность 650 л.с., был снабжен редуктором и нагнетателем. Высотность мотора, полученная при летных испытаниях, равнялась 3100 метрам.

Винт металлический, трехлопастный, фиксированного шага (испытания в НИИ ВВС проводили с двухлопастным, советского производства). Запуск мотора осуществляется от автостартера через храповик, смонтированный на втулке винта.

Имелось пять бензиновых баков, из них четыре – в крыле и один резервный – в фюзеляже, за доской приборов. Емкость основных баков составляла 332 литра (250 кг). Кроме того, на самолете предусматривалась подвеска сбрасывающихся бензобаков. Масляный бак один. Бензо- и маслобаки непротектированные.

Вооружение самолета состояло из двух синхронных пулеметов «Виккерс» калибра 7,7 мм с общим боезапасом 1000-1100 патронов. Имелся оптический прицел типа ОП-1. Гашетка пулеметов, как и на других японских самолетах, монтировалась на секторе нормального газа мотора.

Изготовленное в Японии по лицензии кислородное оборудование французской фирмы «Гурду-Лезэр» образца 1930 г. состояло из баллона, редуктора, индикатора потока, полумаски и гладкого резинового шланга с наружным диаметром 8 мм.

Для полетов ночью и в сложных метеоусловиях на щитке крыла устанавливались два факелодержателя. В полете, когда щитки закрыты, факелы направлены вдоль по потоку. На посадке они отклоняются на 45° вместе со щитками. Для лучшего видения приборов на их стрелки и шкалы нанесено большое количество светящейся массы. Индивидуальное освещение имел только компас.

На самолете предусматривалось место для радиостанции, и имелись вводы для антенны. Питание электроэнергией осуществлялось от аккумулятора.

В результате обобщенного мнения советских летчиков-испытателей сложилась картина рабочего места пилота на японском истребителе. Кабина была просторная, задувание незначительное и возможен полет без очков. Рычаги управления располагались удобно. Приборы на приборной доске были малочисленны и хорошо скомпонованы для наблюдения.

Обзор на рулежке вперед лучше, чем на И-16, благодаря тому, что летчик сидел выше и ближе к мотору. Обзор в стороны и назад хороший. Открытые створки капота ухудшают обзор. Обзор при наборе высоты вперед неудовлетворительный.

В полете обзор назад, вниз, вверх, вперед и в стороны были очень хорошие. Недостаточен обзор вперед-вниз под собой. Обтекатель за головой летчика был застеклен плексигласом, что очень помогало обзору назад во время воздушного боя. Удобно расположенное зеркало впереди летчика под козырьком в его верхней части облегчало обзор задней полусферы.

Сидение признали неудачным, потому что у летчика быстро уставала спина и поясница. Регулирование щитков при помощи рукоятки занимало много времени, так как для полного опускания щитков (до 45°) приходилось делать 21 оборот. Неудобными были педали ножного управления и педали тормоз

librolife.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *