Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» » Военное обозрение
Десантные катера проекта 21820 шифр «Дюгонь» (по кодификации НАТО – Dyugon) – это серия новейших российских десантных катеров на воздушной каверне, головным кораблем серии является катер – Д-105 «Атаман Платов». В настоящее время он является единственным построенным по данному проекту кораблем и входит в состав Каспийской флотилии. Сегодня в постройке находится еще 2 катера данного проекта – один строится на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке, второй на ОАО «Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде. Также в 2011 году был подписан контракт на постройку серии из 3-х десантных катеров проекта 21820 на ОАО «Ярославский судостроительный завод». Первый из трех кораблей данной серии был заложен на ЯССЗ 18 января 2012 года, корабль получил имя «Денис Давыдов».Головной катер данного проекта был заложен в 2006 году и с 2010 года входит в состав одного из соединений Каспийской флотилии и получил имя «Атаман Платов» в честь командующего Великого войска Донского, чьи полки в 1814 году входили в Париж и «подарили» французской столице новый вид заведений общепита – бистро (от русского слова «быстро»), так как казаки в парижских кафе требовали, чтобы их обслужили как можно скорее. Стоит отметить, что и десантные катера, заложенные в Ярославле, получат имена героев Отечественной войны 1812 года, что в год ее 200-летия представляется действительно актуальным. Три катера, строящиеся в Ярославле, получат имена «Денис Давыдов», «лейтенант Римский-Корсаков» и «мичман Лермонтов». Два последних были членами морского гвардейского экипажа и принимали участие в кампании 1812 года.
Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» был разработан в Нижнем Новгороде специалистами «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева. Данное конструкторское бюро специализируется в области научных исследований, проектировании и создании скоростных кораблей, судов и катеров с динамическими принципами поддержания. Конструкторами и учеными данного КБ были созданы не имеющие аналогов в мире корабли-экранопланы или как их еще называют – «Каспийские монстры». Это и ракетный «Лунь» и транспортно-десантный «Орленок», которые были способны развивать скорость во время основного режима движения до 500 км/ч. По проектам созданным в «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева было произведено более 8 000 кораблей на подводных крыльях как гражданского, так и военного назначения. В настоящее время скорость во время проведения десантных операций играет все большую роль. Чем быстрее техника и войска будут доставлены на плацдарм, тем больше шансов на то, что успех на данном направлении удастся развить. Опыт, который получили российские моряки во время использования десантных катеров «Серна» проекта 11770, еще раз подтвердил данную аксиому. Но стало очевидным и другое: в качестве самостоятельных боевых единиц сегодня требуются еще более скоростные суда, обладающие большей десантовместимостью и грузоподъемностью. При этом амфибийные и мобильные характеристики новых кораблей должны были соответствовать аналогичным характеристикам катеров проекта 11770. Данные обстоятельства стали импульсом к созданию нового транспортно-десантного катера на воздушной каверне, которым и стал катер проект 21820 «Дюгонь».
Полное водоизмещение десантных катеров на воздушной каверне типа «Дюгонь» составляет 280 тонн, длина наибольшая – 45 метров, ширина наибольшая – 8,5 метра., осадка – 1,9 метра. Максимальная скорость хода – 35 узлов при высоте волны 0,75 метра. Корабль может использоваться и в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров. Десантные катера проекта 21820 оснащаются двумя дизельными двигателями типа М507А-2Д мощностью по 9 000 л.с. каждый. Максимальная дальность плавания составляет 500 морских миль. Размеры грузового трюма – 27х6,8х2,34 метра, максимальная грузоподъемность – 140 тонн, десантный катер может перевозить до 3-х ОБТ или 5 БТР. В системе управления десантного катера «Дюгонь» совместно с морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, гирокурсоуказателем ГКУ-5, лагом ЛИ2 1 и двигателями, которые оснащены тахометрами типа ТЭ-204, применяется и авторулевой «Агат-М3» (разработка и производство «НПП «АНФАС» город Саратов). При этом возможно использование модернизированного авторулевого «изменение 4».
Движительно-рулевой комплекс десантного катера, включающий в свой состав вентилируемый водометный движитель, не выступает за габариты корпуса судна и позволяет эффективно работать в условиях засоренных акваторий и мелководья. Экипаж десантного судна составляет 6 человек. На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла». По желанию заказчика состав и комплектация вооружения может быть изменена.
Сообщается, что данные суда могут использоваться вместе с десантно-вертолетными кораблями доками проекта «Мистраль», которые строятся сегодня для ВМФ России. Танко-десантные катера проектов 11770 «Серна» и 21820 «Дюгонь» полностью подходят для «Мистралей» по своим массогабаритным характеристикам. Такие катера совместно с авиационной группой «Мистралей» предназначены для доставки вооружений и сил десанта корабля-дока на берег.
В настоящее время постройка кораблей проекта 21820 для нужд ВМФ России продолжается. А ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева продолжает работать над усовершенствованием катеров данного проекта и создание новых модификаций. Все они отличаются друг от друга главными энергетическими установками, компоновочными решениями, движителями, скоростью хода и водоизмещением. Но при этом все, как нельзя лучше, подходят для применения в десантных операциях в акватории закрытых и полузакрытых морей, заливах и архипелажных водах.
Источники информации:
-http://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2011/1121/19587666/detail.shtml
-http://militaryrussia.ru/blog/topic-630.html
-http://ru.wikipedia.org
topwar.ru
пр.21820 Дюгонь — DYUGON | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)
ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение) пр.21820 «Дюгонь» — DYUGON Д-105 «Атаман Платов» «Денис Давыдов» «Иван Карцов» «Лейтенант Римский-Корсаков» «Мичман Лермонтов» |
Десантный катер на воздушной каверне. Проект разработан «Центральным Конструкторским Бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е.Алексеева» (г.Нижний Новгород). В 1998 г. ЦКБ по СПК был разработан проект большого скоростного десантного катера «Шельф». К 2000 г. планировалось завершить разработку катера и создать головной образец. Головной катер проекта Д-105 заложен на ССЗ «Волга» в Нижнем Новгороде 21 февраля 2006 г., спущен на воду в июле 2009 г. и в 2010 г. принят в состав Каспийской флотилии ВМФ России.
23 июня 2011 г. между Министерством обороны России и Ярославским ССЗ подписан контракт на производство серии катеров пр.21820. Первый серийный катер «Денис Давыдов» (зав.№701) заложен 18 января 2012 г.
Десантный катер Д-105 «Атаман Платов» пр.21820, фото не позже 2009 г. (http://forums.airbase.ru).
Спуск на воду десантного катера «Денис Давыдов» пр.21820, Ярославский ССЗ, 26.07.2013 г. (фото — Ярославский ССЗ via http://bmpd.livejournal.com).
Десантный катер «Денис Давыдов» пр.21820 после спуска на воду, Ярославский ССЗ, 26.07.2013 г. (фото — Маргарита Белозерова, http://www.imenno.ru).
Конструкция корпуса катера выполнена из коррозионно стойкого алюминиево-магниевого сплава АМг.
По состоянию на осень 2012 г. по головному кораблю «Атаман Платов» (зав.№С-811) сообщается, что в следствие экслуатации на корпусе корабля образовались трещины (в кормовой части), а швы корпуса не выдерживают движения на высокой скорости. Есть ничем пока не подтвержденное предположение, что данные дефекты являются следствием непродуманной конструкции корабля.
Часть кормы ниже ватерлинии десантного катера заводской №4001 пр.21820 производства ССЗ «Восточная верфь», г.Владивосток. Ноябрь-декабрь 2012 г.. (фото из архива пользователя Mehanoid, http://forums.airbase.ru).
Грузовая палуба десантного катера «Иван Карцов» пр.21820. ССЗ «Восточная верфь», г.Владивосток, 31.05.2013 г. (фото из архива Mehanoid, http://forums.airbase.ru).
Двигатели — 2 х дизеля М507А-2Д мощностью по 9000 л.с.
Пропульсивная система десантного катера пр.21820. Спуск на воду десантного катера «Денис Давыдов» пр.21820, Ярославский ССЗ, 26.07.2013 г. (фото — Ярославский ССЗ, http://yarshipyard.com).
Пропульсивная система десантного катера «Иван Карцов» пр.21820. ССЗ «Восточная верфь», г.Владивосток, 14.08.2013 г. (фото из архива Mehanoid, http://forums.airbase.ru).
ТТХ катера:
Экипаж — 6 чел
Длина — 45 м
Ширина — 8.6 м
Осадка — 2.2 м
Водоизмещение полное — 280 т
Грузоподъемность максимальная — 140 т
Скорость полного хода — 35 уз
Дальность плавания — 300 миль
Мореходность — 5 баллов
Вооружение: 2 х установки МТПУ-1 с пулеметами КПВТ калибра 14.5 мм.
Высадка десанта с катера Д-105 «Атаман Платов» пр.21820 на учениях «Центр-2011», 2011 г. Хорошо видно установки МТПУ-1 с пулеметами (фото — Денис Мокрушин, http://twower.livejournal.com/).
Оборудование: в системе управления катера совместно с гирокурсоуказателем ГКУ-5, морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, лагом ЛИ2‑1 и двигателями, оборудованными тахометрами типа ТЭ-204 используется авторулевой «Агат-М3» разработки и производства ООО «НПП «АНФАС» (г.Саратов). На серийных кораблях проекта используется модернизированный авторулевой «изменение 4» (2010 г.).
Оборудование рубки десантного катера «Иван Карцов» пр.21820. ССЗ «Восточная верфь», г.Владивосток, публикация 22.06.2013 г. (фото из архива Mehanoid, http://forums.airbase.ru).
Полезная нагрузка: 3 основных танка или 5 БТР или груз / десант. В первоначальном варианте катера по проекту «Шельф» — 3 БМП или 3 БТР.
Поезная нагрузка в десантном катере Д-105 «Атаман Платов» пр.21820, 2010 г. (фото из архива sevstud1986, http://forums.airbase.ru).
Десантный катер Д-105 «Атаман Платов» пр.21820, 2010 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).
Модификации:
— пр.21820 — базовая модификация десантного катера на воздушной каверне.
Модель эскизного проекта катера пр.21820 и окончательного варианта проекта (http://public.fotki.com).
— пр.21820Э — проект экспортной модификации.
— пр.21821 — проект модернизации десантного катера.
— «Лань» — проект морского скоростного грузового судна ЦКБ по СПК и ССЗ «Волга», 1990-е годы.
Двигатели — 2 х дизеля мощностью по 4000 л.с.
Экипаж — 6 чел
Длина — 44.5 м
Ширина — 8.2 м
Осадка — 2.1 м
Водоизмещение полное — 280 т
Масса полезной нагрузки — 120 т
Дальность плавания:
— не менее 100 миль (при скорости 30 уз)
— 300 миль (экономическим ходом)
— до 600 миль (при уменьшении массы полезной нагрузки до 25 т и увеличении запаса топлива)
Мореходность — 6 баллов
Изображения проекта транспортного судна «Лань» с рекламного буклета (фото из архива Mehanoid, http://forums.airbase.ru).
Статус: Россия
Десантный катер Д-105 пр.21820 перед спуском на воду на ССЗ «Волга», г.Нижний Новгород, 2009 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).
— 2012 г. 18 января — в Ярославле заложен первый серийный катер проекта — «Денис Давыдов».
Закладная доска десантного катера «Денис Давыдов» зав.№701 пр.21820, 18.01.2012 г. (http://flotprom.ru).
— 2012 г. 21 июня — на Ярославском ССЗ заложен второй серийный катер проекта — «Лейтенант Римский -Корсаков».
Закладная доска десантного катера «Лейтенант Римский-Корсаков» зав.№702 пр.21820, 21.06.2012 г. (http://yarshipyard.com).
Десантный катер Д-105 «Атаман Платов» пр.21820, фото опубликовано 22.10.2012 г. (из архива york, http://forums.airbase.ru).
— 2013 г. 18 января — на Ярославском ССЗ ожидается закладка десантного катера «Мичман Лермонтов» пр.21820 заводской №703 (источник).
— 2013 г. 23 января — в СМИ сообщается о планах руководства ВМФ России получить три серийных катера пр.21820 производства Ярославского ССЗ в течение 2013-2014 г.г. (источник).
— 2013 г. 26 июля — Ярославский ССЗ спустил на воду десантный катер пр.21820 «Денис Давыдов» заводской №701 (источник).
Спуск на воду десантного катера «Денис Давыдов» пр.21820, Ярославский ССЗ, 26.07.2013 г. (фото — Ярославский ССЗ via http://bmpd.livejournal.com).
Десантный катер «Денис Давыдов» пр.21820 после спуска на воду, Ярославский ССЗ, 26.07.2013 г. (фото — Маргарита Белозерова, http://www.imenno.ru).
Десантные катера пр.21820 в составе Флота:
«Атаман Платов» | «Денис Давыдов» | «Лейтенант Римский-Корсаков» | «Мичман Лермонтов» | «Иван Карцов» | |
2012 г. | Каспийская флотилия, Махачкала | ||||
2013 г. | |||||
2014 г. | |||||
2015 г. | 71-я бригада десантных катеров, Балтийск | 71-я бригада десантных катеров, Балтийск | 71-я бригада десантных катеров, Балтийск |
Реестр десантных катеров пр.21820:
№ пп | Название | проект | завод.№ | завод | заложен | спущен на воду | вступил в строй | примечание |
01 | Д-105 «Атаман Платов» | пр.21820 | С-811 | ССЗ «Волга», г.Нижний Новгород | 21.02.2006 | план 2007 г. (2006 г.) июль 2009 г. | план 2008 г. (2006 г.) 2010 г. | головной катер проекта, Каспийская флотилия, порт приписки — Махачкала |
02 | «Денис Давыдов» | пр.21820 | 701 | Ярославский ССЗ, г.Ярославль | 18.01.2012 | план — июнь-июль 2013 г. (январь 2013 г.) 26.07.2013 г. | план — осень 2013 г. (январь 2013 г.) | первый серийный катер проекта — 2012 г. октябрь — сообщается о планах базирования корабля на БФ |
03 | «Лейтенант Римский-Корсаков» | пр.21820 | 702 | Ярославский ССЗ, г.Ярославль | план 2012 г. (январь 2012 г.) 21.06.2012 г. | план — сентябрь-октябрь 2013 г. (январь 2013 г.) | план — 2014 г. (январь 2013 г.) 2014 г. | планируется постройка по состоянию на 2010 г. — 2012 г. октябрь — сообщается о планах базирования корабля на БФ |
04 | «Мичман Лермонтов» (рассматривался так же вариант названия «Модест Мусоргский») | пр.21820 | 703 | Ярославский ССЗ, г.Ярославль | план 2012 г. (январь 2012 г.) 18.01.2013 г. (планы объявлены 15.01.2013 г.) | план — 2014 г. (январь 2013 г.) | план — 2014 г. (январь 2013 г.) 2014 г. | планируется постройка по состоянию на 2010 г. |
05 | «Иван Карцов» | пр.21820 | 4001 | ССЗ «Восточная верфь», г.Владивосток | 2010 г. (источник) | план (не официально) — весна 2013 г. (декабрь 2012 г.) план (не официально) — конец июня — июль 2013 г. (май 2013 г.) план (не официально) — август 2013 г. (июль 2013 г.) 28.09.2013 г. — вывод в ПД, 30.09.2013 г. — спуск на воду | план 2012 г. (2010 г.) план (не официально) — 2013 г. (декабрь 2012 г., 16.08.2013 г.) 12.06.2015 г. поднят Флаг ВМФ | Строительство корабля ведется для ТОФ. в 2009 г. сообщалось о начале строительства, но об официальной закладке не сообщалось, строительство запланировано в 2008 г. По более поздним сообщениям строительство катера начато в 2010 г. (источник). |
06-11 | пр.21820 | 704-709 | Ярославский ССЗ, г.Ярославль | прогноз — начиная с 2013 г. (август 2013 г.) | (источник) | |||
12-14 | пр.21820 | 4002-4004 | ССЗ «Восточная верфь», г.Владивосток | прогноз — начиная с 2013 г. (август 2013 г.) | включая зав.№4001 — для оснащения ДВКД типа «Мистраль» ТОФ (источник) |
Источники:
Десантный катер типа «Дюгонь» на воздушной каверне заложат в Ярославле. Сайт http://flotprom.ru, 2012 г.
Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info, 2011 г.
Разработка систем управления движением. Сайт http://npp-anfas.ru, 2012 г.
РИА «Новости». Сайт http://ria.ru, 2013 г.
militaryrussia.ru
Летающий «Зубр» и другие десантные катера России
Десантные корабли на воздушных подушках имеют множество плюсов. Они быстрее своих цельнометаллических коллег и универсальны в применении: погодные условия, необорудованность берега посадки или высадки для них не играет никакой роли. Особое преимущество таких катеров заключается в том, что в постройке таких чудо-кораблей нашей стране нет равных.
Десантный катер проекта 12061 «Мурена»
Мечта морских пограничников и десантных частей ВМФ «Мурена» появилась на свет в середине 80-х годов. По сути, это глубоко переработанный проект катера на воздушной подушке «Кальмар», который в свое время считался лучшим подобным судном.
Водоизмещение «Мурены» было увеличено до 50 тонн, длина — до 31,3 метра, что позволило беспрепятственно перевозить на ней один танк, два БТР или БМП или 130 человек десанта. Вместе с тем судно не потеряло скорости, маневренности и способности преодолевать полутораметровые рвы и стены. Эти чудеса ловкости стали возможны благодаря двум нагнетательным агрегатам воздушной подушки, по 2,2 метра каждый. Для связи с остальными кораблями на катере была установлена самая передовая аппаратура: спутниковая навигация, радиопеленгаторы, приборы ночного видения и многое другое.
«Мурена» с легкостью дает отпор любому врагу, ведь она снабжена двумя автоматическими установками АК-306 по 30 миллиметров каждая, двумя установками БП-30 с гранатометами АГС-17 «Пламя» и минимум 8 ЗРК «Игла».
На данный момент на вооружении ВМФ России находятся 11 штук кораблей класса 12061, а в ближайшие полтора года планируется постройка еще пяти катеров.
Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь»
Десантные катера типа «Дюгонь» — настоящая гордость Военно-морского флота России. Подобного проекта вы не найдете больше нигде.
Этому катеру нет равных в высадке десанта и техники на абсолютно неприспособленных для этого побережьях и пляжах. И все это благодаря системе воздушной каверны, которая сама по себе уникальна. Нагнетая воздух под днище корабля, она снижает гидродинамическое сопротивление, что повышает скорость и маневренность судна, уменьшая при этом его осадку.
Длина корпуса проекта 21820 равняется 45 метрам, что позволяет поместить внутрь катера три танка Т-90, пять БТР или 90 военнослужащих. Скорость передвижения для подобных десантных кораблей довольно высока, около 35 узлов или 65 километров в час. Благодаря двум сильнейшим дизельным двигателям по 9000 лошадиных сил и вентилируемым водометным движителям «Дюгонь» комфортно себя чувствует при высоте штормовых волн до 3,5 метров. Также на вооружении катера находятся два крупнокалиберных пулемета и 8 ЗРК «Игла».
На данный момент готово три корабля из проекта — головной корабль «Атаман Платов», первый серийный катер «Иван Карцов», а буквально на днях был подписан акт о приемке следующего катера «Денис Давыдов». В 2015 году ожидается появление в строю еще двух катеров проекта 21820.
Десантный корабль проекта 12322 «Зубр»
«Зубр» — это самый большой в мире корабль на воздушной подушке. Неудивительно, ведь его длина равняется 57,3, ширина — 25,6 метрам, а водоизмещение составляет 555 тонн. Ближайшие конкуренты — американские катера LCAC — на его фоне просто карлики.
Но размер — это не самое главное достоинство «Зубра». Подсчитано, что он способен высадить десант на 70 процентах берегов во всем мире. Для него не имеет особого значения, каким будет берег, это может быть и галька, и песок, и скалы, и даже 15 километров мелководья. Да что там говорить, «Зубр» и на земле будет чувствовать себя как рыба в воде. Он может двигаться по проселочной местности, болотам и лугам, обходить минные поля, перепрыгивать небольшие рвы и высаживать десант туда, где его меньше всего ждет противник, а все это из-за уникальной конструкции воздушной подушки. Чудеса вездеходности и крайне высокая максимальная скорость в 60 узлов достигается с помощью трех воздушных винтов, привод которых осуществляет силовая установка мощностью 50 000 лошадиных сил. Корпус создан из специального антикоррозийного сплава, ведь чего только не предстоит ему на себе ощутить — от соленых морских вод до сучьев и грязи неизведанных берегов и троп.
Вместимость проекта 12322 достойна уважения: до трех основных танков или 9 транспортеров и более сотни десантников с ними. Если надобности в тяжелой технике совсем нет, то внутри «Зубра» может разместиться до 500 военнослужащих — а это уже маленькая, но крайне мобильная армия.
Вооружен катер двумя установками А-22 «Огонь», двумя тридцатимиллиметровыми АК-630, а ракетное вооружение представлено традиционными ЗРК «Игла».
В середине 2000-х годов ВМФ Греции закупили для собственных нужд 4 таких корабля. На балансе ВМФ России находятся два «Зубра», но планируется постройка еще минимум четырех штук и модернизация ранее построенных.
rg.ru
ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН
27.10.2014
В рамках проведения заводских ходовых испытаний (ЗХИ) экипаж десантного катера проекта 21820 «Лейтенант Римский-Корсаков» выполнил стрельбы по морским и воздушным целям и провел скоростные испытания главной энергетической установки, сообщила пресс-служба ЗВО.
В морских полигонах Балтийского флота (БФ) экипаж десантного катера успешно поразил все назначенные цели из двух морских тумбовых 14,5-мм пулеметных установок, которые удачно сочетают скорострельность станкового пулемета с бронебойностью противотанкового ружья.
Также экипаж катера совместно с представителями заводской сдаточной команды испытал главную энергетическую установку, состоящую из двух дизельных двигателей М507А-2Д мощностью по 9000 л.с. каждый, позволяющую развивать скорость хода до 35 узлов.
Двигатели десантного катера были проверены на всех режимах хода, на минимальных и максимальных скоростях. На катере проведены испытания по погрузке и транспортировке бронетранспортеров БТР-82А, состоящих на вооружении соединения морской пехоты БФ. В ближайшие дни экипажу «Лейтенанта Римского-Корсакова» предстоит провести высадку морского десанта на плав и на необорудованное побережье.
В начале ноября десантный катер «Лейтенант Римский-Корсаков» приступит к государственным ходовым испытаниям, после завершения которых войдет в состав БФ и начнет выполнять задачи по предназначению, говорится в сообщении пресс-службы ЗВО.
01.11.2014
Завершены государственные испытания нового десантного катера проекта 21820 «Денис Давыдов». Новейший десантный катер проекта 21820 «Денис Давыдов», построенный для Балтийского флота (БФ) на Ярославском судостроительном заводе, завершил государственные испытания в морских полигонах БФ.
В ходе испытаний представители заводской сдаточной команды совместно с экипажем катера и членами государственной приемной комиссии проверили маневренные и скоростные характеристики катера, работу всех агрегатов, систем и узлов, навигационных и радиотехнических средств, а также вооружения корабля.
При этом были выполнены артиллерийские стрельбы по надводным и воздушным целям, отработаны задачи по погрузке различной колесно-гусеничной техники на плав и на побережье.
В ближайшее время катер пройдет ревизию, будет проведено контрольное вскрытие механизмов и приборов, специалисты и члены госкомиссии оценят общее состояние катера, его оборудования и всех имеющихся на нем средств.
10.11.2014
Во Владивостоке подписан приемный акт о передаче ВМФ РФ десантного катера «Иван Карцов» проекта 21820 «Дюгонь». Об этом сообщает «Российская газета».
«Иван Карцов» станет первым катером этой серии на Тихоокеанском флоте. Ранее один катер типа «Дюгонь» получила Каспийская флотилия, еще три проходят испытания на Балтийском флоте. В сентябре представитель Ярославского судостроительного завода Владимир Попов сообщил, что «Иван Карцов» может быть продан во Вьетнам.
25.11.2014
Как сообщило в своем пресс-релизе ОАО «Ярославский судостроительный завод» (управляющая компания «ЗАО «ВП ФИНСУДПРОМ»), 23 ноября 2014 года в Балтийске после успешного завершения государственных приемных испытаний был подписан приемный акт на построенный этим предприятием скоростной десантный катер на воздушной каверне «Денис Давыдов» (заводский номер 701, бортовой номер «748″) проекта 21820 (шифр «Дюгонь»; проектант – нижегородское ОАО «ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева»).
Это первый в серии из трех десантных катеров проекта 21820, построенных ОАО «Ярославский судостроительный завод» по государственному контракту с Министерством обороны России, заключенному 23 июня 2011 года. В ознаменование 200-летия Отечественной войны 1812 года было принято решение увековечить память героев этой войны в наименованиях данной серии десантных катеров.
07.12.2014
Новейший десантный катер проекта 21820 «Лейтенант Римский-Корсаков», построенный для Балтийского флота на Ярославском судостроительном заводе, успешно завершил заводские ходовые испытания в морских полигонах Балтийского флота, сообщила в субботу пресс-служба Балтфлота.
«Представители заводской сдаточной команды совместно с экипажем катера провели маневренные и скоростные испытания, проверили работу всех агрегатов, систем и узлов, навигационных и радиотехнических средств, а также вооружения корабля», — говорится в сообщении.
Военные провели артиллерийские стрельбы по надводным и воздушным целям, отработали погрузку различной колесно-гусеничной техники на воду и на побережье. В ближайшие дни катер приступит к государственным испытаниям. Сдаточной команде, экипажу и государственной приемной комиссии предстоит проверить соответствие тактико-технических характеристик катера утвержденному проекту.
РИА Новости
09.12.2014
8 Декабря 2014 Новейший десантный катер «Мичман Лермонтов», построенный для Балтийского флота на Ярославском судостроительном заводе, впервые вышел в море в рамках заводских ходовых испытаний.
После завершения заводских и государственных испытаний десантный катер «Мичман Лермонтов» войдет в состав Балтийского флота (БФ).
«Мичман Лермонтов» прибыл прибыл на главную базу БФ – Балтийск в конце октября 2014 года для прохождения швартовых и ходовых заводских испытаний.
«Мичман Лермонтов» — третий катер проекта 21820, которым вскоре пополнится соединение десантных кораблей флота. Аналогичный корабль «Денис Давыдов» в настоящее время уже завершил государственные испытания, а катер «Лейтенант Римский Корсаков» проходит заводские ходовые испытания в морских полигонах БФ.
19.12.2014
В рамках заводских ходовых испытаний экипаж новейшего десантного катера проекта 21820 «Мичман Лермонтов» совместно с морскими пехотинцами Балтийского флота (БФ) приступил к проверке возможностей по погрузке, выгрузке и скоростной переброске военной техники морем.
Одновременно экипаж катера совместно с представителями заводской сдаточной команды испытывает главную энергетическую установку, состоящую из двух дизельных двигателей М507А-2Д мощностью по 9000 л.с. каждый, способную развивать скорость хода до 35 узлов.
При максимальной загруженности десантного катера военной техникой его двигатели проверяются в море на всех режимах хода, на минимальных и максимальных скоростях.
В ближайшие дни экипажу «Мичмана Лермонтова» предстоит провести высадку морского десанта на плав и на необорудованное побережье, а также выполнить стрельбы по морским и воздушным целям из морских тумбовых пулеметных установок.
После завершения заводских ходовых и государственных испытаний десантный катер «Мичман Лермонтов» войдет в состав соединения десантных кораблей БФ.
12.06.2015
В рамках празднования 70-летия соединения десантных кораблей Тихоокеанского флота сегодня на 33-м причале Корабельной набережной города Владивостока состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага на новом десантном катере «Иван Карцов».
На торжественной церемонии присутствовали представители командования ТОФ, военной промышленности (ОАО «Восточная верфь»), ветераны флота, личный состав Приморской флотилии разнородных сил.
Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц поздравил тихоокеанцев с приемом нового корабля и подчеркнул, что бригада десантных кораблей под командованием капитана 1 ранга Максима Алалыкина выполняет учебно-боевые задачи с высоким качеством. Только в прошлом году соединение достойно представляло флот во время проведения крупномасштабных командно-стратегических учений «Восток-2014», осуществив высадку десанта на необорудованные побережья Чукотки и Камчатки. Военные моряки показали высокий профессионализм на международном, совместном с ВМС Китая учении «Морское взаимодействие-2014», а также в период дальних океанских походов.
Поступление нового боевого корабля, отметил командующий флотом, обладающего универсальными характеристиками, положительно скажется на деятельности сил флота в своей операционной зоне.
Командующий ТОФ вручил полотнище Андреевского флага командиру корабля старшему мичману Сергею Самохвалову, который под звуки оркестра поднял символ военного флота над новой боевой единицей Тихоокеанского флота.
Пресс-служба Восточного военного округа
В БРИГАДЕ ДЕСАНТНЫХ КОРАБЛЕЙ ТОФ – ПОПОЛНЕНИЕ
03.07.2015
3 июля в Санкт-Петербурге пройдёт торжественный ритуал первого подъёма Военно-морского флага Российской Федерации на десантном катере проекта 21820 «Денис Давыдов», а днем позже в Балтийске Андреевские флаги взреют над двумя другими аналогичными катерами — «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Мичман Лермонтов».
Этим знаменательным событиям в жизни экипажей катеров предшествовало успешное выполнение программы заводских и государственных испытаний, в процессе которых по прямому назначению проверялись все их системы и вооружение.
Приказом Главнокомандующего ВМФ десантные катера включены в боевой состав Балтийского флота.
Пресс-служба Западного военного округа
06.07.2015
МВМС-2015: ПОДЪЕМ АНДРЕЕВСКОГО ФЛАГА БЫЛ НА ДЕСАНТНОМ КАТЕРЕ «ДЕНИС ДАВЫДОВ» ПРОЕКТА 21820
3 июля 2015 года в Санкт-Петербурге во время проведения Международного военно-морского салона МВМС-2015 Андреевский флаг был поднят на десантном катере «Денис Давыдов» проекта 21820. Это событие случилось сразу после торжественного мероприятия по подъему флага на дизель-электрической подводной лодки «Старый Оскол» проекта 636.3.
Данное событие не было таким торжественным, но стало знаменательным в судьбе нового корабля ВМФ России.
Это первый в серии из трех десантных катеров проекта 21820, построенных ОАО «Ярославский судостроительный завод» (проектант – нижегородское ОАО «ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева») по государственному контракту с Министерством обороны России, заключенному 23 июня 2011 года. В ознаменование 200-летия Отечественной войны 1812 года было принято решение увековечить память героев этой войны в наименованиях данной серии десантных катеров.
Десантный катер «Денис Давыдов» проекта 21820, построенный для Балтийского флота (БФ), в конце октября 2014 года завершил государственные испытания в морских полигонах БФ. 23 ноября 2014 года в Балтийске был подписан приемный акт на скоростной десантный катер на воздушной каверне «Денис Давыдов» (заводский номер 701, бортовой номер «748″) проекта 21820.
4 июля 2015 года в Балтийске прошел торжественный ритуал первого подъема Военно-морского флага России на двух других десантных катерах проекта 21820 «Мичман Лермонтов» и «Лейтенант Римский-Корсаков». В мероприятии приняли участие представители командования БФ, Ярославского судостроительного завода, ветеранских и общественных организаций. В ходе торжественной церемонии настоятель Свято-Георгиевского морского собора архимандрит Софроний провел чин освящения кораблей.
Этим знаменательным событиям в жизни экипажей катеров предшествовало успешное выполнение программы заводских и государственных испытаний, в процессе которых по прямому назначению проверялись все их системы и вооружение. Приказом Главнокомандующего ВМФ десантные катера включены в боевой состав Балтийского флота.
Таким образом, соединение десантных кораблей БФ увеличилось на три единицы.
В десантном варианте катер проекта 21820 «Дюгань» сможет десантировать два танка по 60 тонн каждый или подразделение морской пехоты с техникой в пределах вместимости и грузоподъемности. Размеры грузового трюма позволяют разместить три боевые машины пехоты типа БМП-З или три бронетранспортера типа БТР-80.
В тоже время на предыдущем морском салоне МВМС-2013 разработчик представил модель катера с двумя контейнерами ракетного комплекса «Клаб-К» (фото см. ниже), что говорит о расширении возможностей данного проекта. Наличие такого оружия делает корабль уже не десантным, а фактически ракетным. Какие еще сюрпризы придумали наши конструкторы, остается только догадываться.
ОВТ «ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА», 06.07.2015
ПОДЪЕМ АНДРЕЕВСКОГО ФЛАГА БЫЛ НА ДЕСАНТНОМ КАТЕРЕ «ДЕНИС ДАВЫДОВ» ПРОЕКТА 21820
7-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2015
03.02.2017
Экипажи десантных катеров на воздушной каверне проекта 21820 типа «Дюгонь» Балтийского флота (БФ) в рамках сдачи элементов курсовой задачи выполнили боевые стрельбы по морским и воздушным целям, а затем осуществили высадку бронетранспортеров морской пехоты на полигон Хмелёвка.
В ходе выполнения мероприятий боевой подготовки экипажи провели тренировки по погрузке техники с берега, после чего осуществил переброску и высадку боевой техники на необорудованное побережье. В десантировании было задействовано 6 бронетранспортеров БТР-82А.
Во время выхода в море экипажи кораблей успешно выполнили боевые стрельбы из крупнокалиберных пулеметов КПВТ по морским надводным и воздушным целям.
Быстроходные десантные катера «Денис Давыдов», «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Мичман Лермонтов» были включены в боевой состав БФ в 2015 г. С тех пор они успешно выполняют задачи по переброске боевой техники и морского десанта к местам высадки.
Пресс-служба Западного военного округа
04.03.2017
Десантные катера на воздушной подушке «Денис Давыдов», «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Мичман Лермонтов» проекта «Дюгонь» провели учение по высадке морского десанта на необорудованное побережье.
Во время выхода в море экипажи отработали различные элементы морского маневрирования при угрозе применения вооружения условным противником. В целях создания обстановки, максимально приближенной к боевой, десантные катера провели маневрирование на предельно возможных скоростях — более 30 узлов (около 60 км/час) — с отработкой различных вариантов подхода к берегу.
Кроме того, катера произвели высадку морского десанта на необорудованное побережье в районе полигона Хмелевка. Всего на берег было доставлено шесть бронетранспортеров БТР-82А с личным составом десантно-штурмового подразделения морской пехоты береговых войск Балтийского флота (БФ). Во время учения «черные береты» отработали задачи по захвату плацдарма на морском побережье.
Быстроходные десантные катера «Денис Давыдов», «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Мичман Лермонтов» были включены в боевой состав БФ в 2015 году. С тех пор они успешно выполняют задачи по переброске боевой техники и морского десанта к местам высадки.
Пресс-служба Западного военного округа
ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ
24.03.2018
В соединении десантных кораблей Балтийского флота проходят плановые мероприятия боевой подготовки дивизиона быстроходных десантных катеров типа «Серна» и «Дюгонь», которые приступили к учениям по переброске и высадке морского десанта.
В течение нескольких дней экипажи катеров отработали ряд учебных задач по своему предназначению.
На первом этапе экипажи провели корабельные учения в пункте базирования по подготовке к плаванию и отработку боевой и повседневной организации в условиях базы. В ходе выполнения задач боевой подготовки, экипажи десантных катеров провели тренировки по погрузке техники с береговой черты, после чего осуществили переброску и высадку боевой техники на необорудованное побережье в полигонах Балтийского флота.
Во время выхода в море экипажи выполнили различные элементы морского маневрирования при угрозе применения условным противником оружия, а также провели стрельбы по морским надводным и воздушным целям.
К учению были привлечены десантные катера «Мичман Лермонтов» «Денис Давыдов», «Римский Корсаков», Д-67, Д-325 и Д-465, свыше 10 единиц боевой техники, а также подразделение морской пехоты Балтийского флота.
Пресс-служба Западного военного округа
ВОЕННО-МОРСКИЕ УЧЕНИЯ И СОБЫТИЯ
ДЕСАНТНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 21820 «ДЮГОНЬ»
Десантные катера проекта 21820 шифр «Дюгонь» – это серия новейших российских десантных катеров на воздушной каверне, головным кораблем серии является катер Д-105 «Атаман Платов». В настоящее время он является единственным построенным по данному проекту кораблем и входит в состав Каспийской флотилии.
Разработан ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева (Нижний Новгород). Предназначен для транспортировки и высадки войск. Планируется оснастить «Дюгонь» дизель-газотурбинной энергетической установкой (с газотурбинным двигателем М70ФРУ мощностью 14 тыс. л.с.). Первоначально планировалось установить на корабле дизельную энергетическую установку мощностью 18 тыс. л. с. (два дизельных двигателя М507А-2Д). Может перевозить 140 т грузов, в том числе десантников и боевую технику (три танка или пять БТР).
Еще в конце 1990-х годов учитывая пожелания вероятных покупателей катеров на воздушной каверне, предполагающих использование их в качестве автономных средств, АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева» разработало проект большого скоростного десантного катера типа «Шельф», имеющего следующие основные ТТХ:
Водоизмещение полное, т 300
Длина наибольшая, м 45
Ширина, м 7,6
Осадка в грузу, м 2,2
Грузоподъемность, т 120
Скорость хода, уз. 30
Дальность плавания, миль 300
Мореходность, балл. 5
Экипаж, чел. 6
В десантном варианте он сможет десантировать два танка по 60 тонн каждый или подразделение морской пехоты с техникой в пределах вместимости и грузоподъемности. Размеры грузового трюма позволяют разместить три боевые машины пехоты типа БМП-З или три бронетранспортера типа БТР-80. По желанию заказчика, возможны другие варианты использования катера. В каждом из них можно перевозить грузы и технику с проведением погрузочно-разгрузочных работ в условиях необорудованного в инженерном отношении берега. Катер предназначен для использования в морях и на крупных озерах в странах с разными климатическими условиями. Предполагается широкое использование оборудования различных отечественных и зарубежных фирм, а также применение автоматизированных систем управления и контроля. Корпус – из коррозиестойких алюминиево-магниевых сплавов.
Десантные катера проекта 21820 обладают уникальными характеристиками и фактически не имеют аналогов в мире. Они предназначены для скоростной переброски морем и высадки на необорудованное побережье людских контингентов, колесной и гусеничной техники. Высокая скорость катера обеспечивается наличием воздушной каверны на днище, мощными дизелями М507А-2Д и вентилируемыми водометными движителями.
Отличительная его черта – искусственная воздушная каверна на днище для достижения высокой скорости хода и экономичности при движении. Этот способ динамического принципа поддержания (ДПП) не требует сложных конструктивных решений и больших энергозатрат. Кроме того, плавсредства с воздушной каверной при одинаковой грузоподъемности со своими «собратьями» на ДПП имеют меньшие габариты, более экономичны и проще в эксплуатации. Предшественник «Дюгоня», до сих пор не имеющий мировых аналогов, – скоростной десантный катер проекта 11770 «Серна», также разработанный в ЦКБ по судам на подводных крыльях. Он может перевозить грузы и технику общей массой до 45 т со скоростью 30 узл. при состоянии моря до двух баллов (27 узл. – до трех баллов). Мореходность – 5 баллов. Длина – 25,6 м, ширина – 5,8 м, осадка – 0,42 м (носом) и 1,48 м (кормой). При полном водоизмещении 99,7 т способен доставлять и высаживать на необорудованный берег людей и грузы на расстояние до 600 миль. Оснащен двумя дизелями марки М503А мощностью 4000 л.с. (2940 кВт) каждый. Автономность катера по запасам провизии и воды – одни сутки. «Дюгонь» намного совершеннее «Серны». У него низкая заметность, большее водоизмещение позволило в разы увеличить грузоподьемность и десантовместимость, скорость, дальность плавания, мореходность, при габаритной осадке такой же, как у «Серны», оснащен эффективным вооружением огневой поддержки десанта. Нет сомнения и в его большом экспортном потенциале.
На сегодняшний день в постройке находится еще 2 катера данного проекта – один строится на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке, второй на ОАО «Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде. Также в 2011 году был подписан контракт на постройку серии из 3-х десантных катеров проекта 21820 на ОАО «Ярославский судостроительный завод». Первый из трех кораблей данной серии был заложен на ЯССЗ 18 января 2012 года, корабль получил имя «Денис Давыдов».
21 июня 2012 года на Ярославском судостроительном заводе состоялась торжественная церемония закладки второго десантного катера проекта 21820.
Контракт на строительство серии катеров этого проекта подписан между открытым акционерным обществом «Ярославский судостроительный завод» и Министерством обороны России 23 июня 2011 г. В ознаменование 200-летия Отечественной войны 1812 года принято решение увековечить память героев в наименованиях серии десантных катеров. Катеру зав. №701 присвоено действительное наименование «Денис Давыдов». Катер зав. №702 будет носить имя «лейтенант Римский-Корсаков»
Головной катер данного проекта был заложен в 2006 году и с 2010 года входит в состав одного из соединений Каспийской флотилии и получил имя «Атаман Платов» в честь командующего Великого войска Донского, чьи полки в 1814 году входили в Париж и «подарили» французской столице новый вид заведений общепита – бистро (от русского слова «быстро»), так как казаки в парижских кафе требовали, чтобы их обслужили как можно скорее.
Современные концепции ведения боевых действий на море предусматривают активные действия военных флотов против береговых объектов, поэтому появление «Дюгоней» в составе ВМФ РФ – это и повышение его боевых возможностей.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Полное водоизмещение – 280 т
Длина – 45 м
Ширина – 8,5 – 8,6 м
Осадка – 1,9 м
ГЭУ два дизеля типа М507А-2Д мощностью по 9000 л.с.
Движители вентилируемые водометные
Скорость полного хода до 50 узлов
Максимальная скорость хода при высоте волны 0,75 м — 35 узлов
Дальность плавания — 500 миль
Экипаж 6 человек.
ДЕСАНТОВМЕСТИМОСТЬ:
Грузоподъемность катера – 140 т
Размеры грузового трюма — 27х6,8х2,34 м
Десант: три танка или пять БТР.
Источники: yarshipyard.com, army-news.ru, Военный Парад №4-2009, ИАА «ПортНьюс» и др.
ДЕСАНТНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 21820 «ДЮГОНЬ». НОВОСТИ
ПОДЪЕМ АНДРЕЕВСКОГО ФЛАГА БЫЛ НА ДЕСАНТНОМ КАТЕРЕ «ДЕНИС ДАВЫДОВ» ПРОЕКТА 21820
В БРИГАДЕ ДЕСАНТНЫХ КОРАБЛЕЙ ТОФ – ПОПОЛНЕНИЕ
ЯРОСЛАВСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД
bastion-opk.ru
Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь»
Десантные катера проекта 21820 шифр «Дюгонь» (по кодификации НАТО – Dyugon) – это серия новейших российских десантных катеров на воздушной каверне, головным кораблем серии является катер Д-105 «Атаман Платов». В настоящее время он является единственным построенным по данному проекту кораблем и входит в состав Каспийской флотилии.
На сегодняшний день в постройке находится еще 2 катера данного проекта – один строится на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке, второй на ОАО «Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде. Также в 2011 году был подписан контракт на постройку серии из 3-х десантных катеров проекта 21820 на ОАО «Ярославский судостроительный завод». Первый из трех кораблей данной серии был заложен на ЯССЗ 18 января 2012 года, корабль получил имя «Денис Давыдов».
Головной катер данного проекта был заложен в 2006 году и с 2010 года входит в состав одного из соединений Каспийской флотилии и получил имя «Атаман Платов» в честь командующего Великого войска Донского, чьи полки в 1814 году входили в Париж и «подарили» французской столице новый вид заведений общепита – бистро (от русского слова «быстро»), так как казаки в парижских кафе требовали, чтобы их обслужили как можно скорее.
Стоит отметить, что и десантные катера, заложенные в Ярославле, получат имена героев Отечественной войны 1812 года, что в год ее 200-летия представляется действительно актуальным. Три катера, строящиеся в Ярославле, получат имена «Денис Давыдов», «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Мичман Лермонтов». Два последних были членами морского гвардейского экипажа и принимали участие в кампании 1812 года.
Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» был разработан в Нижнем Новгороде специалистами «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р.Е.Алексеева. Данное конструкторское бюро специализируется в области научных исследований, проектировании и создании скоростных кораблей, судов и катеров с динамическими принципами поддержания.
Конструкторами и учеными данного КБ были созданы не имеющие аналогов в мире корабли-экранопланы или как их еще называют – «Каспийские монстры». Это и ракетный «Лунь» и транспортно-десантный «Орленок», которые были способны развивать скорость во время основного режима движения до 500 км/ч. По проектам, созданным в «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р.Е.Алексеева было произведено более 8000 кораблей на подводных крыльях как гражданского, так и военного назначения.
В настоящее время скорость во время проведения десантных операций играет все большую роль. Чем быстрее техника и войска будут доставлены на плацдарм, тем больше шансов на то, что успех на данном направлении удастся развить. Опыт, который получили российские моряки во время использования десантных катеров «Серна» проекта 11770, еще раз подтвердил данную аксиому.
Но стало очевидным и другое: в качестве самостоятельных боевых единиц сегодня требуются еще более скоростные суда, обладающие большей десантовместимостью и грузоподъемностью. При этом амфибийные и мобильные характеристики новых кораблей должны были соответствовать аналогичным характеристикам катеров проекта 11770. Данные обстоятельства стали импульсом к созданию нового транспортно-десантного катера на воздушной каверне, которым и стал катер проект 21820 «Дюгонь».
Полное водоизмещение десантных катеров на воздушной каверне типа «Дюгонь» составляет 280 тонн, длина наибольшая – 45 метров, ширина наибольшая – 8,5 метра, осадка – 1,9 метра. Максимальная скорость хода – 35 узлов при высоте волны 0,75 метра. Корабль может использоваться и в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров.
Десантные катера проекта 21820 оснащаются двумя дизельными двигателями типа М507А-2Д мощностью по 9000 л.с. каждый. Максимальная дальность плавания составляет 500 морских миль. Размеры грузового трюма – 27х6,8х2,34 метра, максимальная грузоподъемность – 140 тонн, десантный катер может перевозить до 3-х ОБТ или 5 БТР.
В системе управления десантного катера «Дюгонь» совместно с морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, гирокурсоуказателем ГКУ-5, лагом ЛИ-21 и двигателями, которые оснащены тахометрами типа ТЭ-204, применяется и авторулевой «Агат-М3» (разработка и производство «НПП «АНФАС» город Саратов). При этом возможно использование модернизированного авторулевого «изменение 4».
Движительно-рулевой комплекс десантного катера, включающий в свой состав вентилируемый водометный движитель, не выступает за габариты корпуса судна и позволяет эффективно работать в условиях засоренных акваторий и мелководья. Экипаж десантного судна составляет 6 человек. На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла». По желанию заказчика состав и комплектация вооружения может быть изменена.
Свои достаточно высокие боевые характеристик корабли данного проекта, в частности единственный находящийся в строю десантный катер «Атаман Платов», подтвердили в рамках проведения стратегических маневров «Центр-2011», которые в том числе проходили и на Каспии. В рамках учений десантный катер достаточно быстро доставил к месту боя и высадил на необорудованное побережье бронетехнику и морскую пехоту.
«Атаман Платов» высаживает десант на стратегических учениях «Центр-2011»
Сообщается, что данные суда могут использоваться вместе с десантно-вертолетными кораблями-доками проекта «Мистраль», которые строятся сегодня для ВМФ России. Танко-десантные катера проектов 11770 «Серна» и 21820 «Дюгонь» полностью подходят для «Мистралей» по своим массогабаритным характеристикам. Такие катера совместно с авиационной группой «Мистралей» предназначены для доставки вооружений и сил десанта корабля-дока на берег.
В настоящее время постройка кораблей проекта 21820 для нужд ВМФ России продолжается. А ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева продолжает работать над усовершенствованием катеров данного проекта и создание новых модификаций. Все они отличаются друг от друга главными энергетическими установками, компоновочными решениями, движителями, скоростью хода и водоизмещением. Но при этом все, как нельзя лучше, подходят для применения в десантных операциях в акватории закрытых и полузакрытых морей, заливах и архипелажных водах.
/По материалам oborona.ru и militaryrussia.ru/
army-news.ru
Проект 21820 Дюгонь — десантные катера российского флота, ТТХ, экипаж и грузоподъемность, история создания и перспективы проекта
Высадка морских десантников на береговые плацдармы с целью их захвата является очень важным и часто встречающимся способом проведения современных боевых операций. Одним из самых главных требований при высадке морского десанта является скорость, с которой десантники, а также боевая техника способны высадиться на берег. Скорость – это и внезапность, и возможность застать противника врасплох, и возможность развить дальнейший успех наступательной операции, это залог победы.
Однако такое преимущество может быть достижимо лишь в случаях, когда в современных вооруженных силах имеются скоростные морские транспортные средства для доставки морских десантников, а также боевой техники к месту, где должна произойти высадка. Имеются ли такие средства в современных вооруженных силах России? Да, имеются. Современные российские морпехи высаживаются с десантных катеров образца «Серна». Однако в последнее время боевая техника развивается просто-таки не по дням, а по часам, и потому катера «Серна» устарели как в техническом, так и в моральном плане. Им на смену должны прийти транспортно-десантные катера нового типа и новых технических возможностей. Создание таких катеров получило наименование проект 21820 и шифр «Дюгонь».
Краткая информация о предприятии, которое строит катера проекта 21820
Проект включает в себя строительство новых малых десантных судов, зонами действия которых должны быть прибрежные морские воды, а также реки.
Разрабатывает проект российское предприятие «ЦБК по СПК имени Алексеева». На сегодняшний день это единственный в мире производственно-конструкторский центр, который создает корабли с подводными крыльями. В мире имеется еще несколько предприятий, пытающихся строить такие же суда, однако их продукция не идет ни в какое сравнение с той, которая выпускается на российском предприятии. Еще в середине прошлого века здесь был сконструирован и построен знаменитый гигантский экраноплан, прозванный «Каспийским монстром». За все время своего существования предприятие сконструировало и ввело в действие около 9 тысяч кораблей на подводных крыльях. Это были и военные корабли, и суда гражданского предназначения.
Информация о проекте 21820 «Дюгонь»
Новый десантный катер проекта 21820 «Шифр» будет строиться на основе предшествующей отечественной версии «Серна». Для катера проекта 21820 взято все лучшее из «Серны», плюс к этому добавлены новейшие технические разработки. В итоге, по замыслу конструкторов, должно получиться судно, равного которому на сегодняшний день в мире не существует.
Днище оснащено так называемой воздушной каверной. Такое гидродинамическое устройство не ново, но до недавних времен существовало исключительно в теоретических разработках. Благодаря такому техническому новшеству, десантные суда станут обладать гораздо большей грузоподъемностью, сохраняя при этом небольшие размеры и не теряя скорости передвижения. Больше того, благодаря такому техническому нововведению, катера смогут передвигаться значительно быстрее, а, кроме того, их двигатели смогут работать намного экономичней.
Водоизмещение десантных катеров нового типа будет существенно больше, чем у их аналогов предыдущего поколения. Кроме того, они будут обладать большей вместимостью и грузоподъемностью. Выше будет и скорость, о чем уже упоминалось. Еще одно немаловажное новшество заключается в том, что суда будут малозаметными для вражеских радаров. На борту предполагается серьезное вооружение. В частности, их вооружат двумя крупнокалиберными пулеметами, а также переносным ракетно-зенитным комплексом «Игла».
Благодаря таким характеристикам, катер с успехом сможет доставлять десантников на берег. Кроме того, он сможет прикрывать десантников в случае атаки с моря или с воздуха. Еще одно достоинство заключается в том, что во время высадки он, благодаря своему вооружению, сможет поддерживать их огнем.
Этапы строительства катеров проекта 21820
Как водится, вначале был построен первенец проекта 21820, его назвали «Атаман Платов». Судно заложили в 2006 году. Через четыре года он стал боевой единицей Каспийской флотилии. Затем приступили к строительству еще двух новых судов. Один катер строило владивостокское судостроительное предприятие «Восточная верфь», а другой – нижегородский судостроительный завод «Волга». Кроме того, в 2011 году Минобороны России решило начать строительство еще трех катеров, заключив с этой целью контракт с Ярославским судостроительным заводом.
Сколько именно судов проекта 21820 будет в итоге построено, широкой общественности неизвестно. Зато известно, что все построенные и будущие катера станут называться именами героев, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Так, построенные в Ярославле катера назвали «Денис Давыдов», а также «Мичман Лермонтов» и «Лейтенант Римский-Корсаков». Два последних героя – это русские военные моряки, которые в 1812 году участвовали в сражениях с французами на суше.
В 2014 году закончили строительство двух катеров из проекта 21820. Один из них, «Денис Давыдов», пополнил Балтийский флот, а другой, «Иван Карцов», приписан к Тихоокеанскому флоту. После них в строй вошли «Мичман Лермонтов» и «Лейтенант Римский-Корсаков», построенные судостроителями Ярославля. Оба корабля также приписаны к Балтийскому флоту. Исходя из первичных отзывов, все катера проекта 21820 «Шифр» намного превосходят аналогичные образцы предыдущих поколений.
Подробные технические параметры и тактические особенности катеров проекта 21820
У российских транспортно-десантных катеров нового образца нижеследующие параметры и ТТХ:
- Водоизмещение – до 280 тонн;
- Наибольшая длина – 45 метров;
- Наибольшая ширина – 8,5 метра;
- Глубина осадки – 1,9 метра;
- Скорость передвижения – до 35 узлов;
- Могут быть использованы в шторм, в случае если волна не превышает высоты больше 3,5 метров;
- Катера оборудованы двумя двигателями дизельного типа;
- Суммарная мощность двух двигателей – 18000 лошадиных сил;
- Максимум груза, который можно принять на борт – 140 тонн. Это позволяет разместить два современных танка;
- В грузовых отсеках способны разместиться три боевые машины пехоты или столько же бронетранспортеров;
- Экипаж – 6 человек;
- Управление – автомобильного типа.
Благодаря особенностям конструкции, катера обладают способностью успешно двигаться на мелководье, а, кроме того, в водоемах, где наблюдается большая засоренность.
Оправдали ли первые образцы проекта 21820 ожидания?
На этот вопрос можно ответить однозначно: десантные катера проекта 21820 оправдали вполне. Еще в 2011 году первенец серии «Атаман Платов» участвовал в боевых учениях под названием «Центр-2011». Учения проводились в акватории Каспийского моря. На этих учениях «Атаман Платов» показал себя, что называется, в полной красе. Катер с успехом доставил морскую пехоту вместе с бронетехникой на берег, продемонстрировав в ходе учений все свои уникальные боевые свойства.
Исходя из первых впечатлений о катерах, сегодня сложилось устойчивое мнение, что они хорошо справляются с выполнением той боевой роли, которая им предназначена, а потому их строительство будет продолжено. Новыми катерами вооружат три российских флота – Балтийский, Тихоокеанский и Черноморский. При строительстве они могут быть подвергнуты изменениям и улучшениям в плане их технических, а также боевых характеристик.
warways.ru
Проект 21820, Транспортно-десантные Катера Под Шифром Дюгонь, Где Применяются, Какие Боевые Возможности, Какие Грузоподъемность, Водоизмещение, Скорость и Длина
06.05.2018
Десантные операции на сегодняшний день являются одними из самых основных и часто используемых способов ведения боевых действий. В эпоху господства на поле боя авиации и ракет, овладение береговыми плацдармами должно осуществляться быстро и стремительно. Скорость во время проведения десантной операции становится ключом к успеху. Чем быстрее в зону высадки будут доставлены войска и военная техника, тем больше шансов не только закрепиться на плацдарме, но и развить успех. Российские моряки в этом плане имеют самое современное и самое подготовленное техническое оснащение. Сегодня огромную роль в проведении десантных операций играют специальные суда – десантные катера проекта 21820 типа «Дюгонь».
Основная сфера применения и боевые возможности десантных катеров
С быстрой доставкой боевых подразделений и военной техники на плацдарм могут справиться далеко не все военные флоты в мире. Иметь мощные боевые корабли в составе флота – это еще не значит иметь возможность внезапно атаковать и захватить объекты на берегу. Основную черновую работу в этом плане выполняют десантные суда, и чем быстрее осуществляется доставка боевых подразделений на берег, тем успешнее будет проведена вся военная операция. Огромный боевой опыт в проведении подобных войсковых операций имеют российские военные моряки, использующие до настоящего времени десантные катера типа «Серна». Однако время не стоит на месте. Меняется тактика проведения десантных операций, меняется количественный и качественный состав десантируемых подразделений. На сегодняшний день назрела необходимость использовать для десантирования более вместительные и более скоростные суда.
Десантные суда проекта 11770 мобильны и обладают хорошими амфибийными характеристиками. Единственными требованиями, которым не отвечали десантные катера этого типа — малая вместительность и недостаточная скорость. Это и послужило толчком к созданию новых десантных судов, имеющих превосходные боевые характеристики. Проект 21820 типа «Дюгонь» стал следующим шагом на пути переоснащения военно-морских сил специальными средствами для проведения десантных операций.
Новый транспортно-десантный корабль должен быстро доставить на берег не только полноценное боевое подразделение морской пехоты со всем штатным набором легкого и тяжелого вооружения, но и бронированную технику. Способствовать успеху будет высокая скорость хода, большая дальность плавания (до 500 км) и наличие штатного вооружения на корабле. Данные характеристики делают такие корабли исключительно важными плавсредствами для действий современного флота.
Рождение десантных катеров проекта 21280
Новые корабли проекта 21820 представляют собой малые десантные суда, способные действовать на реках и на море в ближней морской зоне. Разработчиком проекта является ОАО «ЦБК по СПК им. Алексеева» — лидер среди отечественных компаний по разработке и проектированию специальных плавсредств и судов на воздушной подушке.
Для справки: ЦКБ им. Алексеева является единственным в мире действующим предприятием, которое способно создавать самые совершенные и современные суда на подводных крыльях. Настоящим прорывом в деятельности конструкторского бюро стало появление еще в далеких 60-х годах гигантского экраноплана «Каспийский монстр». По чертежам и проектам нижегородских конструкторов было построено более 8 тыс. судов на подводных крыльях самых разных классов и типов, как для гражданского флота, так и для военных нужд.
Новое судно разрабатывалось на основе проектной документации десантных катеров типа «Серна», которые до последнего времени не имели аналогов в мировом кораблестроении. Вобрав в себя все самое лучшее от предыдущего проекта, новый корабль должен был стать совершенной боевой единицей.
Особенностью конструкции является искусственно создаваемая на днище корабля воздушная каверна. Подобный гидродинамический принцип поддержания судна на плаву во время движения был известен и ранее, однако только на катерах «Дюгонь» получил практическую реализацию. Суда с воздушной каверной имеют большую грузоподъемность, сохраняя при этом небольшие размеры и высокую скорость передвижения.
Это техническое новшество позволяет добиться существенного увеличения скорости движения судна, одновременно с этим обеспечивая экономичный режим работы двигателей.
Проект 21820 предусматривает строительство десантного судна большего водоизмещения. Соответственно увеличена вместимость корабля и его грузоподъемность. К высоким скоростным характеристикам добавилась значительная дальность плавания и улучшенные мореходные качества. Новшеством в новых судах является их малозаметность и наличие мощного вооружения. Катера будут оснащены двумя тумбовыми установками с пулеметами крупного калибра (14,5 мм). ПВО катера представлено переносными зенитно-ракетными комплекса «Игла».
Теперь транспортно-десантный корабль может не только доставить десантируемое подразделение к берегу, но и обеспечить огневое прикрытие десанту от атаки на море и с воздуха. При необходимости тумбовые пулеметные установки могут обеспечить огневую поддержку десанту, действуя по береговым целям.
Местом строительства новых судов стал Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде.
Программа строительства катеров проекта 21280
Программа строительства судов проекта 21820, шифр в военно-морской классификации «Дюгонь», предполагает серийное строительство десантных катеров, оснащенных воздушной каверной. В западной классификации новые российские корабли получили шифр «Dyugon». Головной корабль был заложен в 2006 году на верфи ССЗ «Волга». Транспортно-десантный катер получил номер Д-105 и звучное название «Атаман Платов», данное кораблю в честь героя Отечественной войны 1812 года.
Для справки: Казачий атаман Войска Донского генерал Платов геройски проявил себя в Бородинском сражении. Казачьи войска под его командованием внесли весомую лепту в исход Бородинского сражения. Казаки Платова участвовали во всех значимых сражениях Отечественной войны, а так же стали первыми подразделениями русских войск, которые вошли в Париж после свержения Наполеона.
Головной корабль спустили на воду в 2009 году, после чего десантный корабль вошел в состав Каспийской военной флотилии. Следом за головным судном в 2012 году на стапелях Ярославского судостроительного завода и на Восточной верфи во Владивостоке были заложены первые серийные судна. Контракт, которые подписало Министерство обороны РФ в 2011 году, предусматривал вести основное строительство 3-х десантных катеров новой серии проекта 21820 с шифром «Дюгонь», на Ярославском судостроительном заводе. Два первых десантных катера проекта 21820 «Денис Давыдов» и «Иван Карцов» вошли в 2014 году в состав действующего флота. Первый получил прописку на Балтике. Второй корабль серии был передан на оснащение морской пехоты Тихоокеанского флота.
Всем катерам было решено давать имена героев Отечественной войны 1812 года. Последние суда получили звучные названия в честь двух членов героического морского экипажа, принимавшего участие в сухопутных сражениях 1812 года.
Следующими судами подобного класса стали десантные корабли с воздушной каверной «Лейтенант Римский-Корсаков» и «Мичман Лермонтов» так же строились в Ярославле и уже вошли в строй. Оба корабля пополнили ряды технических плавсредств подразделений морской пехоты Балтийского флота и на сегодняшний день являются самыми совершенными малыми транспортно-десантными судами в отечественном флоте. В последующих катерах были учтены все современные концепции ведения десантных операций на море, включая активные действия флота против береговых объектов.
Конструктивные особенности десантных катеров проекта 21820
Корабли этого проекта имеют водоизмещение 280 тонн, что в 4 раза больше, чем у десантных катеров типа «Серна». Соответственно катера имеют и большие размеры. Длина корпуса от носа до кормового среза составляет 45 метра, в 2 раза больше чем у кораблей проекта 11770. Осадка корабля составляет 1,9 метра, что идентично катерам типа «Серна».
Транспортно-десантный катер «Дюгонь» способен преодолевать штормовое море при высоте волн не более 3,5 м. Корпус корабля в носовой части имеет подъемно-опускной механизм – аппарель для погрузки и выгрузки личного состава десанта и транспорта. Вместимость грузового отсека составляет 3 бронированных транспортных средства типа БТР или БМП-3. Грузоподъемность катера составляет 140 тонн, что делает судно пригодным для транспортировки двух танков.
Движение корабля обеспечивается двумя мощными дизельными двигателями М507А-2Д, способными развивать суммарную мощность в 18000 л.с. Главной особенностью двигательной установки является технологическая способность дизелей работать в экономичном режиме. Дальность плавания корабля в полном боевом снаряжении и при полной загрузке составляет 500 миль. Катер способен развить на спокойной воде максимальную скорость до 35 узлов. Главным движителем на судне является водометный двигатель, спрятанный в главном корпусе. Особенностью движителя, установленного на катерах типа «Дюгонь», является то, что они могут свободно передвигаться по мелководью и в акваториях с большой засоренностью водной поверхности.
Система управления боевым судном представлена морским информационным центром МИВК 5П-08ПБ. На катерах этого проекта установлено современное навигационное оборудование и мощные средства радиосвязи. Корабль оснащен простым и надежным рулевым управлением автомобильного типа. Экипаж корабля составляет 6 человек. В зависимости от пожеланий заказчика конструкция десантного корабля может быть оснащена различными видами вооружения.
Свою высокую эффективность в бою головной корабль проекта 21820 подтвердил в ходе учений «Центр -2011».На Каспийском море в условиях штормового моря были проведены десантные мероприятия с участием катера «Атаман Платов». Катер обеспечил доставку и высадку подразделений морской пехоты на берег в полной боевой выкладке с участием бронированной техники.
На сегодняшний день принято считать корабли проекта 21820 максимально адаптированными к выполнению боевых задач современного флота. Принято решение продолжить постройку новых кораблей этого класса, которыми планируется оснастить в будущем все подразделения морской пехоты на Балтике, на Черном море и на Тихом океане. В процессе строительства в проект могут быть внесены некоторые технические изменения и новшества, увеличивающие автономность плавания и улучшающие условия транспортировки боевых подразделений.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Автор статьи:
Метальников АлександрВоенный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.
Свежие публикации автора:
С друзьями поделились:
militaryarms.ru