Ковка меча — от чертежей до этапов изготовления

Главной движущей силой в развитии металлообработки и металлургии было изготовление оружия. Любой металл, открытый человеком, тут же приспосабливали под производство этих орудий, открывая и разрабатывая новые технологии. Эти изыскания привели к открытию железа, а позже и стали, причем качество последней постоянно старались улучшить.

Ковка меча и сегодня довольно непростой технологический процесс. Как его можно изготовить в своей мастерской и из каких материалов? А также что нужно знать об изготовлении мечей?

Из чего ковать меч

Первые мечи пытались ковать из бронзы, однако качество их было, мягко говоря, не очень, слишком мягкий материал использовался. Первые железные и стальные образцы так же были плохого качества, их приходилось выравнивать после нескольких ударов. Именно поэтому на первых порах главным оружием было копье с топором.

Все изменилось с изобретением нескольких новых технологий, например, послойной сварки и проковки, что давало прочную и, главное, пластичную полосу стали (харлужная сталь), из которой ковали мечи. Позже появились фосфоритные сорта металла, производство этого вида оружия стало дешеветь, а приемы их изготовления упрощаться.

С чего можно выковать меч сегодня? Многие специалисты рекомендуют использовать марку стали 65Г. Это рессорно-пружинный сорт металла, использующийся при производстве рессор, пружин амортизаторов, корпусов подшипников. Марка имеет в составе низкий процент углерода и дополнена такими легирующими элементами, как никель, хром, фосфор. Такая сталь имеет прекрасные показатели прочности, а, главное, она пружинистая, что не даст мечу изгибаться при нагрузке.

Рессорная полоса

Выбирая материал для изготовления меча, изначально надо решить, как он будет использоваться. Если просто как декоративное украшение интерьера, то качество металла не столь важно. Для реконструкторских боев потребуется хорошая сталь, которую нужно будет дополнительно закалить.

Также можно поискать элементы рессор от автомобилей или тракторов, которые производят из марок стали 55ХГР, 55С2ГФ и других подобных аналогов.

Для декоративных мечей можно просто приобрести прокат в виде прутка или полосы на ближайшей металлобазе. Однако, подбирая материал, стоит учесть, что при ковке будет утрачена часть объема, а, значит, размеры заготовки должны быть больше.

После приобретения стали нужно озаботиться наличием оборудования для ее обработки.

Что нужно для ковки меча

Основная проблема обработки заготовки при ковке меча — наличие соответствующего размерам оборудования. Образцы такого оружия имеют длину 1000-1200 миллиметров. Следовательно, нужно иметь горн, который позволит разогревать металл полностью на всю протяженность.

Схема простейшего твердотопливного горна

Кузнечный горн с нужными параметрами можно сложить своими руками, используя огнеупорный кирпич. Для этого выкладывают печь, например, с открытым верхом и длинной очага 1,2-1,4 метра.

Также потребуется стандартный кузнецкий набор: наковальня, клещи, подбойник. Обязательно потребуется молот ручник, которым делают все кузнечные работы. Резку металла и его шлифовку можно осуществлять с помощью болгарки.

Значительно упрощает и ускоряет ковку наличие механического кузнечного молота.

Еще один немаловажный момент — это закалка меча. Особенно, если нужно получить прочное изделие. Для этого придется поискать какую-то посуду по длине клинка, залив в нее машинное масло или воду.

Когда собрано все необходимое оборудование, потребуется изготовить хотя бы простейший чертеж, по которому будет осуществляться дальнейшая ковка и сборка меча.

Схема-чертеж одноручного меча

Когда все готово, приступают непосредственно к ковке.

Как ковать меч

Независимо от того, что послужит исходной заготовкой для будущего меча (пруток или полоса с рессоры), ее нужно нагреть. Главное — соблюдать температурные рамки разогрева стали.

Нижняя граница ковкости низкоуглеродистых сталей составляет показатель 800-850 градусов. Без приборов определить прогрев материала можно двумя способами.

  • Первый — при определенной температуре накала сталь приобретает соответствующий окрас. При 800-830 градусах — светло-красные и светло-вишневые тона.
  • Второй — магнитные свойства материала. Их проверяют обычным магнитом. Когда сталь нагревается до показателя 768 градусов и более, она теряет свои магнитные свойства. После остывания они восстанавливаются.

Итак, заготовка разогрета, как ее формировать ковкой?

  • Если это пруток, то его нужно проковать вдоль протяженности, сделав из него полосу нужного сечения.

Во время поковки на поверхности металла будет образовываться слой окалины. Часть ее сама отвалиться, но всю поверхность нужно периодически зачищать, пользуясь щеткой по металлу.

  • Спуски будущего меча можно сформировать после ковки, используя наждачный круг, либо проковать их, сформировав приблизительные формы клинка.
  • На конце полосы, где будет собрана рукоять, нужно сделать хвостовик. Для этого часть полосы проковывают с торцов и плоскостей, образовывая конус.
  • В месте, где хвостовик соединяется с клинком, ковкой формируют плечи меча.
  • Вдоль плоскостей лезвия нужно проковать долы. Их формируют, используя подбойники или шаблоны.
  • Гарда обычно изготавливается отдельно и ее не куют вместе с клинком меча.
  • После окончания работы изделие очищают от окалины и стабилизируют (отпускают). Для этого в горне клинок разогревают до красного цвета и оставляют остывать вместе с очагом.
  • Закалку делают после остывания при стабилизации металла. Меч нужно прогревать равномерно по всей длине, следя, чтобы подаваемый воздух не попадал на клинок. Когда металл станет едва красным, его быстро опускают в воду полностью. После чего нужно снова отпустить материал. Для этого его предварительно зачищают и греют до золотистого цвета. Остывание проводят уже на открытом воздухе.

Сформированный клинок с хвостовиком, плечами, спусками и долом

Это самая простая технология того, как выковать меч в домашних условиях. Потренировавшись, можно будет изготовить отличный клинок.

Важно соблюдать температуры нагревания, а также правильно провести закалку клинка. Перекалив металл, получиться очень хрупкое изделие, а плохо закаленный материал будет слишком мягким.

Закончив ковочные процессы, изготавливают граду, рукоять и навершие.

Конечно, можно изготовлять мечи и без кузнечных технологий, используя слесарные приемы. Однако, именно кованое изделие будет прочным и натуральным.

В примитивных условиях очень трудно соблюдать правильную технологию изготовления кованного меча хорошего качества. Особенно без опыта кузнечных работ. Лучше всего изначально потренироваться, куя, например, коротки ножи или другие подобные изделия.

Огромное преимущество дает наличие механизированного оборудования. Как пример изготовления меча кузнечным способом с использованием механического молота можно посмотреть на предоставленном видео:

А есть ли у Вас опыт изготовления длинномерных предметов и, в особенности, мечей? Поделитесь способами и приемами обработки металла, примите участие в обсуждении в блоке комментариев.

wikimetall.ru

Изготовление меча: тайны древних кузнецов-оружейников, дамасская и булатная сталь

Сложно назвать изобретение, которое бы оказало такое значительное влияние на развитие нашей цивилизации, каким может похвастать меч. Его нельзя рассматривать, как банальное орудие убийства, меч всегда был чем-то большим. В разные исторические периоды это оружие представляло собой символ статуса, принадлежности к воинской касте или благородному сословию. Эволюция меча как оружия неразрывно связана с развитием металлургии, материаловедения, химии и горного дела.

Практически во все исторические периоды меч был оружием элиты. И дело здесь не столько в статусности этого оружия, сколько в его высокой стоимости и сложности производства качественных клинков. Изготовление меча, которому можно было доверить свою жизнь в бою, было не просто трудоемким процессом, а настоящим искусством. А кузнецов, занимавшихся этой работой, можно смело сравнить с виртуозами-музыкантами. Недаром с древнейших времен у разных народов существуют предания о выдающихся мечах с особыми свойствами, изготовленных настоящими мастерами кузнечного дела.

Цена даже среднего клинка могла достигать стоимости небольшого крестьянского хозяйства. Изделия известных мастеров стоили еще дороже. Именно по этой причине наиболее распространенным видом холодного оружия эпохи Античности и Средневековья является копье, но никак не меч.

На протяжении столетий в разных регионах мира сформировались развитые металлургические центры, продукция которых была известна далеко за их пределами. Они существовали в Европе, на Ближнем Востоке, в Индии, Китае и Японии. Труд кузнеца был почитаем и весьма хорошо оплачивался.

В Японии кадзи (это кузнец-оружейник, «мастер мечей») в общественной иерархии находился на одном уровне с самураями. Неслыханное дело для этой страны. Ремесленники, к которым, по идее, и должны относиться кузнецы, в японском табеле о рангах находились даже ниже крестьян. Более того, самураи иногда и сами не гнушались браться за кузнечный молот. Чтобы показать, насколько уважаемым Японии был труд оружейника, можно привести один факт. Император Готоба (правил в XII веке) объявил, что изготовление японского меча – это работа, которой могут заниматься даже принцы, никак не умаляя своего достоинства. Готоба и сам был не прочь поработать около горна, сохранились несколько клинков, которые он изготовил своими руками.

Сегодня в СМИ много пишут о мастерстве японских кузнецов и качестве стали, которая использовалась для создания традиционной катаны. Да, действительно, изготовление самурайского меча требовало огромного мастерства и глубоких познаний, но можно ответственно заявить, что европейские кузнецы практически ни в чем не уступали своим японским коллегам. Хотя о твердости и прочности катаны ходят легенды, но изготовление японского меча принципиально не отличается от процесса ковки европейских клинков.

Человек стал использовать металлы для изготовления холодного оружия еще в V тысячелетии до нашей эры. Сначала это была медь, которую довольно быстро заменила бронза, – прочный сплав меди с оловом или мышьяком.

Кстати, последний компонент бронзы очень ядовит и нередко превращал древних кузнецов и металлургов в калек, что нашло отображение в легендах. Например, Гефест, греческий бог огня и покровитель кузнечного дела, был хромым, в славянских мифах кузнецы также нередко изображаются увечными.

Железная эра началась в конце II – начале I тысячелетия до нашей эры. Хотя, оружие из бронзы использовалось еще многие сотни лет. В XII веке до н. э. кованое железо уже использовали для изготовления оружия и инструментов на Кавказе, в Индии и Анатолии. Примерно в VIII веке до н. э. сварное железо появилось в Европе, довольно быстро новая технология распространилась по континенту. Дело в том, что количество месторождений меди и олова в Европе сравнительно невелико, зато запасы железа значительны. В Японии железный век начался только в VII столетии новой эры.

Изготовление меча. От руды до крицы

Очень продолжительное время технологии получения и обработки железа оставались практически на одном месте, они не могли должным образом удовлетворить постоянно растущий спрос на этот металл, поэтому изделий из железа было мало и стоили они дорого. Да и качество инструментов и оружия из этого металла было крайне низким. Удивительно, но на протяжении практически трех тысяч лет металлургия не претерпела никаких принципиальных изменений.

Прежде чем перейти к описанию процесса изготовления холодного оружия в древности, следует дать несколько определений, связанных с металлургией.

Сталь – это сплав железа с другими химическими элементами, прежде всего с углеродом. Он определяет основные свойства стали: большое количество углерода в стали обеспечивает ее высокую твердость и прочность, снижая при этом пластичность металла.

Основным способом получения железа в эпоху Античности и в Средние века (до XIII века) был сыродутный процесс, названный так из-за того, что в печь вдували неподогретый («сырой») воздух. Главным методом обработки полученного железа и стали была ковка. Сыродутный процесс был очень неэффективным, большая часть железа из руды уходила вместе со шлаком. Кроме того, полученное сырье не отличалось высоким качеством, и было очень неоднородным.

Получение железа из руды происходило в сыродутной печи (сыродутный горн или домница), которая имела форму, напоминающую усеченный конус, высотой от 1 до 2 метров и диаметром основания 60-80 см. Такую печь делали из огнеупорного кирпича или камня, сверху обмазывали глиной, которую потом обжигали. В печь вела труба для подачи воздуха, его нагнетали с помощью мехов, а в нижней части домницы находилось отверстие для отвода шлаков. В печь загружали большое количество руды, угля и флюсов.

Позже для подачи воздуха в печь стали использовать водяные мельницы. В XIII веке появились более совершенные печи – штукофены, а затем блауофены (XV век). Их производительность была гораздо выше. Настоящий прорыв в металлургии состоялся только в начале XVI века, когда был открыт передельный процесс, в ходе которого из руды получалась качественная сталь.

Топливом для сыродутного процесса служил древесный уголь. Каменный уголь не использовали из-за большого количества вредных для железа примесей, которые он содержит. Коксовать уголь научились только в XVIII столетии.

В сыродутной печи происходит сразу несколько процессов: пустая порода отделяется от руды и уходит в виде шлаков, а оксиды железа восстанавливаются, вступая в реакции с угарным газом и углеродом. Оно сплавляется и образует так называемую крицу. В ее состав входит чугун. После получения крицы, ее разбивают на мелкие куски и сортируют по твердости, в дальнейшем с каждой фракцией работают отдельно.

Это сегодня чугун является важнейшим продуктом черной металлургии, раньше было иначе. Он не поддается ковке, поэтому в древности чугун считался бесполезным отходом производства («свиным железом»), непригодным к дальнейшему использованию. Он значительно снижал количество сырья, полученным в ходе плавки. Чугун пытались использовать: в Европе из него делали пушечные ядра, а в Индии гробы, однако качество этих изделий оставляло желать лучшего.

От железа к стали. Ковка меча

Железо, полученное в сыродутной печи, отличалось крайней неоднородностью и низким качеством. Нужно было приложить еще массу усилий, чтобы превратить его в прочный и смертоносный клинок. Ковка меча заключала в себе сразу несколько процессов:

  • очистку железа и стали;
  • сварку разных слоев стали;
  • изготовление клинка;
  • тепловую обработку изделия.

После этого кузнецу необходимо было изготовить крестовину, головку, рукоять меча, а также сделать для него ножны.

Естественно, что в настоящее время сыродутный процесс не используется в промышленности для получения железа и стали. Однако силами энтузиастов и любителей старинного холодного оружия он был воссоздан до мельчайших подробностей. Сегодня эта технология изготовления меча используется для создания «аутентичного» исторического оружия.

Полученная в печи крица состоит из низкоуглеродистого железа (0-0,3% содержания углерода), металла с содержанием углерода 0,3-0,6% и высокоуглеродистой фракции (от 0,6 до 1,6% и выше). Железо, в котором мало углерода, отличается высокой пластичностью, но оно очень мягкое, чем выше содержание углерода в металле, тем больше его прочность и твердость, но одновременно сталь становится более хрупкой.

Для придания нужных свойств металлу кузнец может либо насыщать углеродом сталь, либо же выжигать его избыток. Процесс насыщения металла углеродом называется цементацией.

Перед кузнецами прошлого стояла серьезная проблема. Если изготовить меч из высокоуглеродистой стали, то он будет прочным и хорошо держать заточку, но одновременно слишком хрупким, оружие из стали с низким содержанием углерода вообще не сможет выполнять свои функции. Клинок одновременно должен быть и твердым и эластичным. Именно это была ключевая проблема, которая стояла перед мастерами-оружейниками на протяжении многих сотен лет.

Существует описание использования длинных мечей кельтами, сделанное римским историком Полибиосом. По его словам, мечи варваров были изготовлены из такого мягкого железа, что становились тупыми и гнулись после каждого решительного удара. Время от времени кельтским воинам приходилось исправлять их клинки с помощью ноги или колена. Однако и очень хрупкий меч представлял огромную опасность для своего хозяина. Например, сломавшийся меч едва не стоил жизни Ричарду Львиное Сердце – английскому королю и одному и самых прославленных бойцов своего времени.

В ту эпоху сломавшийся меч означал примерно то же самое, что отказавшие автомобильные тормоза в наши дни.

Первой попыткой решить эту проблему было создание так называемых ламинированных мечей, в которых мягкие и твердые слои стали чередовались друг с другом. Клинок подобного меча представлял собой многослойный сендвич, что позволяло ему одновременно быть и прочным и эластичным (при этом, правда, большую роль играла правильная тепловая обработка оружия и его закалка). Однако с такими мечами была одна проблема: при затачивании поверхностный твердый слой клинка быстро стачивался и меч терял свои свойства. Ламинированные клинки появились уже у кельтов, по мнению современных экспертов, такой меч должен был стоить раз в десять дороже обычного.

Еще одним способом сделать прочный и гибкий клинок было поверхностное цементирование. Суть этого процесса заключалась в науглероживании поверхности оружия, изготовленного из сравнительно мягкого металла. Меч помещали в сосуд, наполненный органическим веществом (чаще всего это был уголь), который затем ставили в печь. Без доступа кислорода органика обугливалась и насыщала металл углеродом, делая его прочнее. С цементированными клинками была такая же проблема, как и с ламинированными:  поверхностный (твердый) слой довольно быстро стачивался, и лезвие теряло свои режущие свойства.

Более продвинутыми были многослойные мечи, изготовленные по схеме «сталь-железо-сталь». Она позволяла создавать клинки отменного качества: мягкое железо «сердцевины» делало клинок гибким и упругим, хорошо гасило колебания при ударах, а твердая «оболочка» наделяла меч отличными режущими свойствами. Следует отметить, что вышеприведенная схема компоновки клинка является наиболее простой. В Средние века кузнецы-оружейники часто «строили» свои изделия из пяти или семи «пакетов» металла с различными характеристиками.

Уже в раннем Средневековье в Европе образовались крупные металлургические центры, в которых выплавлялось значительное количество стали и производилось оружие достаточно высокого качества. Обычно такие центры возникали около богатых месторождений железной руды. В IX-X столетии хорошие клинки делали в государстве франков. Карлу Великому даже пришлось издавать указ, согласно которому продавать оружие викингам строго запрещалось. Признанным центром европейской металлургии была область, где позже возник знаменитый Золинген. Там добывали железную руду отличного качества. Позже признанными центрами кузнечного дела стала итальянская Брешиа и испанский Толедо.

Любопытно, но уже в раннем Средневековье клинки известных оружейников нередко подделывали. Например, мечи знаменитого мастера Ульфбрехта (жил в IX веке) отличались великолепным балансом и были выполнены из отлично обработанной стали. Они отмечались личным знаком оружейника. Однако кузнец просто физически не мог сделать всех клинков, которые ему приписываются. Да и сами клинки уж очень сильно отличаются по качеству. В период позднего Средневековья золингенские мастера подделывали продукцию кузнецов из Пассау и Толедо. Остались даже письменные жалобы последних на такое «пиратство». Позже стали подделывать мечи самого Золингена.

Подобранные полосы нагревают, а затем с помощью ковки сваривают в единый блок. Во время этого процесса важно выдержать правильную температуру и не пережечь заготовку.

После сварки начинается непосредственно ковка клинка, в ходе которой формируется его форма, изготавливаются долы, выделывается хвостовик. Одним из основных этапов ковки является процесс уплотнения лезвий, который концентрирует слои стали и позволяет мечу дольше сохранять свои режущие свойства. На этой стадии окончательно формируется геометрия клинка, определяется расположение его центра тяжести, задается толщина металла у основания меча и у его острия.

У средневековых кузнецов, естественно, не было термометров. Поэтому необходимая температура высчитывалась по цвету накала металла. Чтобы лучше определять эту характеристику, раньше кузницы обычно затемнялись, что еще больше добавляло мистики в ауру кузнецов.

Затем начинается тепловая обработка будущего меча. Этот этап крайне важен, он позволяет изменить молекулярную структуру стали и добиться от клинка необходимых характеристик. Дело в том, что кованая сталь, сваренная из различных кусков, имеет грубую зернистую структуру и большое количество напряжений внутри металла. С помощью нормализации, закаливания и отпуска кузнец должен максимально избавиться от этих недостатков.

Первоначально клинок нагревают примерно до 800 градусов, а затем подвешивают за хвостовик, чтобы металл не «повело». Этот процесс называется нормализация, для разных типов стали данную процедуру проводят несколько раз. После нормализации следует мягкий отжиг, в ходе которого меч нагревают до коричнево-красного цвета и оставляют остывать, завернув в изолирующий материал.

После нормализации и отжига можно приступить к наиболее важной части процесса ковки – закаливанию. Во время этой процедуры клинок нагревают до коричнево-красного цвета, а затем быстро охлаждают в воде или масле. Закаливание как бы замораживает структуру стали, полученную в ходе нормализации и отжига.

Дифференцированное закаливание. Это техника характерна для японских мастеров, она заключается в том, что разные зоны клинка получают различное закаливание. Чтобы добиться такого эффекта, перед закалкой на клинок наносились слои глины различной толщины.

Абсолютно понятно, что на любом этапе описанного выше процесса кузнец может допустить ошибку, которая будет фатальной для качества будущего изделия. В Японии любой кузнец, дорожащий своим именем, должен был безжалостно ломать неудавшиеся клинки.

Чтобы улучшить качество будущего меча нередко применяли метод нитрования или азотирования, то есть обработку стали соединениями, содержащими азот.

В саге о Виланде-кузнеце описан довольно оригинальный способ нитрования, который позволил мастеру создать настоящий «супермеч». Чтобы повысить качество изделия кузнец спилил меч в опилки, добавил их в тесто и скормил голодным гусям. После этого он собрал птичий помет и проковал опилки. Из них получился меч «…настолько твердый и крепкий, что трудно было на земле сыскать второй такой». Конечно, это литературное произведение, но подобный способ мог вполне иметь место. Современные «азотистые» стали имеют высочайшую твердость. Во многих исторических источниках сообщается, что мечи закаливали и в крови, что наделяло их особыми качествами. Вероятно, что подобная практика действительно имела место, и здесь мы имеем дело с еще одним способом нитрования.

Сразу после закалки клинок еще раз отпускают. После окончания процесса тепловой обработки начинается шлифовка, причем она проводится в несколько этапов. Во время этого процесса меч должен постоянно охлаждаться водой. Шлифовкой и полировкой меча, а также установкой на него крестовины, рукояти и навершия в Средние века обычно занимался не кузнец, а специальный мастер – швертфегером.

Естественно, что перед началом работы над мечом, кузнец до мелочей продумывал его будущий дизайн и конструкцию. Будет ли он боевым или предназначается больше для «представительских» целей? Как в основном будет сражаться его будущий владелец: в пешем или конном строю? Против каких доспехов предположительно будет использоваться? Ну и, конечно же, во время изготовления меча учитывались особенности самого воина: его рост, длина рук, излюбленная техника фехтования.

Дамасская сталь и булат

Каждому, кто хотя бы раз в жизни интересовался историческим холодным оружием, известно словосочетание «дамасская сталь». Оно и сегодня очаровывает своим налетом таинственности, экзотики и мужественности. На самом деле, дамасская сталь – это еще одна попытка решить вечное противоречие между хрупкостью стали и мягкостью железа. И надо сказать, что данная попытка получилась одной из самых удачных.

Неизвестно, кому первому пришла в голову мысль соединить воедино большое количество слоев мягкой и твердой стали, но этого человека можно смело назвать гением кузнечного дела. Хотя, сегодня историки считают, что подобная технология была независимо разработана в разных регионах мира. Уже в начале нашей эры оружие из дамасской стали изготавливали в Европе и Китае. Ранее считали, что этот вид стали был изобретен на Ближнем Востоке. Однако сегодня доподлинно известно, что он был придуман европейскими мастерами. Да и вообще, пока не найдено никаких доказательств, что Дамаск когда-либо был серьезным центром изготовления оружия.

Дамасские ножи, клинки и т.п. легко отличить по внешнему виду, на их поверхности хорошо различим характерный узор, который получается после протравливания клинка кислотой. Что же представляет собой этот вид стали? Нередко, когда говорят о дамаске, имеют в виду в виду булат – особую сталь, которую изготавливали совсем по другой технологи в Индии и Персии. Это неверно.

Дамасская сталь или сварной дамаск – это сложный комбинированный материал, состоящий из множества слоев с разным содержанием углерода, надлежащим образом прокованный и подвергнутый соответствующей термической обработке. Сразу следует сказать, что японский меч катана к дамасской стали никакого отношения не имеет.

В зависимости от способа изготовления различают несколько типов дамасской стали:

  • полосовой;
  • дикий;
  • крученный;
  • штампованный.

Наиболее древним и примитивным считается полосовой дамаск. Для его изготовления брали четыре полосы железа и три полосы стали, раскаляли их и сваривали ковкой. После этого из заготовки выковывали прут, который сгибали в виде латинской буквы V, заваривали внутрь него железный сердечник, а на внешние стороны заготовки наваривали стальные лезвия. После протравливания на таком клинке проявлялся характерный для дамасской стали узор.

Дикий дамаск получался, если исходную заготовку разрубывали пополам, половинки накладывали друг на друга и опять проковывали. Подобную операцию обычно проводили несколько раз, постоянно удваивая количество слоев металла, улучшая тем самым его свойства. Несложный математический расчет показывает, что заготовка, перекованная семь раз, получает 896 слоев высокоуглеродистой и низкоуглеродистой стали.

В Сре

militaryarms.ru

Как сделать настоящий меч в домашних условиях?

Современное увлечение средневековой культурой широко распространилось не только среди
молодежи. Все чаще за изготовление мечей, шашек или кинжалов берутся взрослые мужчины. В былые времена от качества холодного оружия часто зависела жизнь его владельца, а хороший меч обозначал его статус. Теперь собственноручно изготовленный по эскизам меч может украсить уникальную коллекцию старинного оружия, стать гордостью его хозяина или просто отличным украшением интерьера.

Кузнецы, по-настоящему занимающиеся ковкой подобного холодного оружия, не выдадут свои секреты первому встречному. Чтобы выковать настоящий боевой меч, а не игрушку для ребенка, нужно много лет посвятить изучению ремесла. Даже самая простая копия потребует немало терпения и некоторых профессиональных навыков от ее создателя. Однако, каждый, будь то любитель или коллекционер, имеющий большое желание, несколько инструментов для работы с металлом и немного свободного времени, может и в домашних условиях сделать декоративную копию средневекового или исторического оружия.

При этом следует учитывать, что изготовление любого холодного оружия с целью продажи или ношения без соответствующего на то разрешения может наказываться законом. 

 

Оригинал или подделка?

Если вы хотите создать имитацию боевого меча и использовать ее для декорации, то это сделать достаточно просто. Для этого достаточно взять полосу дерева, металла, пластика или любого другого материала и сформировать из него рукоять и клинок. Металлические макеты такого оружия шлифуют, а пластиковые или деревянные клинки покрывают серебристой краской.

Создать по эскизам настоящий меч можно, освоив простейшие навыки ковки. Конечно, владение горячей ковкой — это удел избранных, но навыками холодной ковки может овладеть практически каждый. Понятно, что с помощью такой технологии получить отличное боевое оружие невозможно, но в роли сувенира подобное изделие будет выглядеть отлично.

 

Создаем меч собственноручно

Можно по-разному сделать клинок в домашних условиях. Рассмотрим самый простой способ, заключающийся в обычной механической обработке материала. Для этого потребуется:

  • листовая 5-миллиметровая сталь;
  • электронаждак.

Работу следует начинать с создания эскиза холодного оружия на бумаге, а затем его контур с помощью маркера перенести на металл.

  1. Когда планируется создать достаточно сложной формы меч или кинжал, то в углах контура нужно просверлить дрелью отверстия. Это в значительной степени облегчит дальнейшее выпиливание.
  1. Вырезают заготовку по контуру болгаркой или выполняют эту работу с помощью обычного молотка и зубила.
  1. Убрать излишки металла, придать форму и сформировать клинок по толщине поможет дальнейшая обработка заготовки на наждаке.
  1. Затем клинок медленно нагревают на огне до красноватого свечения и быстро опускают в холодную воду для охлаждения. После чего металлическую заготовку зачищают до блеска и несколько раз повторяют процедуру нагревания, пока зачищенный участок не приобретает золотистый цвет.

И только после этого клинок полностью шлифуют, затачивают его кромки, украшают кожей или шнуром рукоять. По такому принципу можно создать целый домашний арсенал. 

podarki-suveniri.ru

Как правильно ковать средневековый меч

Меч

Элегантный и грозный меч – вершина развития лезвий, кульминация кузнечного мастерства. Хоть конструкция его и сложна, область применения меча, гораздо уже, чем топора или ножа. Те могут служить не только оружием, а мечом, можно только убивать. Мечи появились в арсенале воинства достаточно поздно. Первые мечи были выкованы четыре тысячи лет назад.

Как и ножи, первые мечи были сделаны из меди, а позже из бронзы. На протяжении тысячелетий они были редки и ценились очень высоко. Большинство древнейших мечей принадлежали в основном вождям племен.

Мечи делали из железа, но этот металл мало подходил для клинка. Из чистого железа вы не сможете сделать хорошее лезвие. Это мягкий металл. Но если добавить углерод, то это превратить железо в сталь. Лучшие в истории человечества мечи, да и вообще, режущие изделия, делали именно из стали.

Сталь — это сплав железа и углерода, так же, как бронза – сплав меди и олова. Массовое производство стали было освоено лишь к середине девятнадцатого века. Это открыло эру небоскребов. Люди стали получать сталь, как только научились обрабатывать железо. Сжигание древесного угля при плавке и ковке железа, дает, необходимый для стали, углерод. Метод получения железа из железной руды требует наличие углерода.

Меч — это очень длинный нож. Трудно определить, что считать длинным ножом или кинжалом, а что мечом. Нет четкого разделения между ножами, кинжалами и мечами. В какой-то степени это зависит от личного восприятия. Вам самому судить, можете ли вы использовать это оружие в ближнем бою, или на средней дистанции, на которой обычно дерутся мечами. Меч отличается тем, что его намного труднее изготовить, чем топор или нож. Их может легко выковать любой маломальский кузнец, но выковать меч, может только настоящий мастер. Можно допустить множество ошибок при изготовлении клинка.

Мастер, кующий мечи, пользуется самыми обычными инструментами: молотом, наковальней, парой щипцов, чтобы удержать, раскаленный металл, когда его обрабатывают на наковальне, зубилами и напильником.

Как куется меч

Для начала кузнец приобретает железную  руду, магнетит. Магнетит, похож на черный песок. Кузнец смешивает руду с древесным углем из твердой древесины. В итоге получается железная крица. Чтобы получить крицу весом 200 кг, мастер, сжигает до 180 килограммов древесного угля. Крица разрубается на куски поменьше, из которых кузнец получает сталь. Куски крицы накаляют в горне и обрабатывают на наковальне. При этом выжигаются примеси и удаляются раковины в металле. Затем процесс накала и проковки повторяется и получается чистый металл.


Многократная проковка, нагрев, и снова проковка позволяют выжечь из металла примеси и убрать пузырьки воздуха. Так получают прочную стальную заготовку. Пластины металла сваривают вместе многократной проковкой, чтобы заполнить все зазоры. Так можно сделать поковку больше размером. Далее поковка слаживается пополам, образуя бутерброд. Затем поковку начинают отбивать молотом, растягивая ее до нужной длины и ширины. В итоге получается полоса из стали. Потом нужно обработать края, вытянуть кромки, придать нужные формы молотом. После этого, остывший клинок чистят, и производят закалку. Сначала металл раскаляют в горне, затем очень быстро охлаждают в воде. Мягкая сталь становится при этом достаточно твердой.

Процессы, происходящие при закалке стали

Резкое охлаждение стали, делает ее особенно прочной, благодаря молекулярным изменениям, которые происходят, когда меч нагревают до определенной температуры. На данном этапе, ячейки кристаллической решетки железа расширяются от нагревания, и в них попадают атомы углерода. Если в этот момент быстро охладить сталь, ячейки кристаллической решетки, свяжут внутри углерод. В результате получается очень прочная, закаленная сталь. Дальше сталь надо снова нагреть, но до температуры пониже. Это называется отпустить металл. При этом сталь станет не такой хрупкой.

Оканчательная доводка меча

И наконец, нужно изготовить эфес меча. Он состоит из гарды, не дающей руке сползти на клинок, рукояти и навершия, которое помогает удерживать меч в руке и уравновешивать оружие.

Затем клинок снова нагревают и полируют. Потом нагревают навершие и делают в середине выемку. Далее в раскаленном металле надо пробить специальным инструментом квадратное отверстие. Потом подгоняются все части эфеса. Все части должны подходить одна к другой и плотно вставать на свое место, чтобы ничего не болталось. Далее на хвостовик насаживается рукоять. После того, как эфес собран, его части подогнаны и очищены, нужно его немного обстучать молотком, окончательно осадить все детали. Затем рукоять обматывается кожаным шнуром. После окончательной полировки меча, остается его лишь наточить.

Меч – это не просто оружие – это произведение искусства. Кузнецы были уважаемыми людьми. Они владели приемами мастерства и строго хранили секреты изготовления самого грозного оружия своего времени.

Но, как, ни важна работа кузнеца, он только создает меч. Дальше оружие попадает в руки воинам, умелым меченосцам, которые сражаются мечом на поле брани.

Рерайт буржуйского видео

sekach.ru

Варварский меч своими руками | Руки-крюки

Меч, представленный в этом пошаговом мастер-классе, будет максимально походить на настоящий. Варварский меч своими руками создать сложно, он требует знания многих технологий, терпения и оборудования.

Материалы

  • Высокоуглеродистая сталь;
  • брусок клена;
  • металлические купола;
  • латунные колпачки;
  • винты;
  • эпоксидная смола;
  • краска;
  • щетки для обработки металла;
  • бумага;
  • хлорид железа;
  • дистиллированная вода;
  • раствор для подсинения металла;
  • кожаный шнур;
  • проволока.


Шаг 1. Для начала была сделана распечатка в реальном размере модели меча, которую и предстояло повторить.

Шаг 2. Из распечатки необходимо вырезать контур меча и перенести его на кусок стали. Чтобы получить форму клинка достаточно приложить бумагу на сталь и обвести ее контур широким маркером.

Шаг 3. Зажав сталь в тиски, следует вырезать форму клинка. Далее нужно отшлифовать клинок, уделив особое внимание острию и противоположной части.

Шаг 4. Вырежьте желобок вдоль всей длины лезвия. В настоящем оружии этот желоб уменьшает вес клинка, а в этом случае он просто будет декоративной деталью. Глубину желоба делайте около 0,15 см, а ширину – 0,45 см.

Шаг 5. Используя специальную щетку для обработки металлических поверхностей, необходимо привести клинок в порядок. Такая работа в интенсивном режиме займет не менее четырех часов. Если вы, как и положено, планируете термообработку, не скашивайте рабочую поверхность на всем пути от центра лезвия. Кант по краю лезвия должен оставаться широким, около 0, 07 – 0,15 см. Если лезвие будет тоньше, в процессе термической обработки оно потрескается или лопнет.

Шаг 6. Изготовленная стальная часть лезвия должна пройти термическую обработку. Как правило, мастеров, занимающихся этим ремеслом, не много, а потому вам придется поискать такого в собственном регионе и договориться с ним о приемлемой цене.

Шаг 7. Для ручки меча предстоит найти небольшой купол. Конечно, можно сделать его из дерева, но в оригинале он должен быть металлическим. Такие купола, которые подошли бы, пришлось поискать на просторах интернета. Купленные исходники немного не подходили по форме, а потому были придавлены прессом и срезаны болгаркой. Расплавленный металл был отправлен в шов между частями, а после уже были сделаны отверстия и покрыт серебром сам металл.

Шаг 8. Из куска металла необходимо сделать воротник лезвия. В ножнах он удерживает меч и является отличным декоративным элементом. На станке заготовку воротника, состоящую из двух частей нужно вырезать, скрепить их вместе и зашкурить.

Шаг 9. Клинок следует протравить. Для этого при комнатной температуре в емкости смешивается хлорид железа и 30% дистиллированной воды. При комнатной температуре процесс травления занимает несколько часов. Нанесите узор, остальную часть покройте краской и после травления краску удалите.

Шаг 10. В той части ручки для меча, которая будет прилегать к воротнику, нужно сделать соответствующее продолговатое отверстие.

Шаг 11. Малую и большую часть ручки также протравите.

Шаг 12. Основание меча и ручки нужно подсинить ржавчиной. Такая технология укрепления клинка использовалась еще несколько веков назад. Вступая в реакцию со специальной кислотой, металл постепенно окрашивается под действием пара дистиллированной воды. Все последствия реакции убираются щеткой и после того, как металл окрашен до желаемой глубины, он смазывается маслом. Итог: очень прочное покрытие.

Шаг 13. Ручку в верхней части нужно прикрутить к винту, а сам винт приварить к металлической рукоятке меча.

Шаг 14. Рукоятка меча была сделана из кленового бруска, выточена под элементы металлической ручки, склеена и подогнана так, чтобы ее удобно было держать в руке. Дерево нужно зашкурить и окрасить.

Шаг 15. Рукоятку меча дополнительно нужно обтянуть проволокой. Проволока должна быть сделана из нержавеющей стали, толщиной около 9 мм. Проволоку нужно обернуть на катушке подходящего диаметра. Поскольку исходная проволока была слишком яркая, нужно было ее затемнить путем накаливания. Проволоку наденьте поверх деревянной ручки.

Шаг 16. Рукоятку поверх проволоки оберните кожаным шнуром.

Шаг 17. Верх ручки будет украшать латунный колпачок на резьбе. Роль драгоценного камня временно выполнит эпоксидная смола. Соберите меч полностью.

Меч готов!

Читайте также:


rukikryki.ru

Как в средние века делали мечи

Меч – нечто большее, нежели кусок метала необычной формы или символ статуса. В Средневековье к мечу относились с огромным трепетом, освящая его и иногда даже наделяя его магическими свойствами, так как меч был гарантией жизни. Именно поэтому к созданию мечей относились с умом. Иногда кузнецы представали перед людьми гномами или волшебниками, изготовлявшими оружие чудесной силой. Волшебная сила заключалась в стали и необычных методах её получения. Сам процесс изготовления имел множество этапов:

  1. Очистка стали.
  2. Сварка слоёв стали.
  3. Ковка клинка.
  4. Тепловая обработка.
  5. Изготовление крестовины, рукояти, головки и ножен.

Процесс изготовления начинался с дизайна. Кузнец определял назначение и параметры меча в соответствии с потребностями заказчика. Для достижения правильного баланса рассчитывали длину клинка под длину руки заказчика. Используя полосы стали и железа, кузнец сваривал их в прочный блок.

На следующем этапе кузнец проводил тонкую ковку для создания окончательной формы клинка. Чем точнее и аккуратнее действовал мастер, тем ближе был клинок к своей форме и тем лучше структура стали. Ключевым моментом тонкой ковки являлось уплотнение лезвия. При этом процессе происходил нагрев всего клинка до ярко красного свечения и обработка лезвия молотом. В завершении ковки делалось наведение красоты напильником.

После ковки кузнец делал обработку теплом — важнейший этап создания меча, который изменяет молекулярную структуру стали. Тепловая обработка включала в себя:

  1. Накаливание
  2. Закаливание
  3. Отпускание.

Накаливание происходило в три этапа:

Нормализация. Клинок нагревали до 800 градусов, после чего подвешивали и охлаждали. Сталь должна была получиться мелкозернистой и однородной.

Формовка. Клинок нагревали и удерживали как можно дольше в пределах 780 градусов.

Мягкий отжиг. Заключительный этап накаливания. Делался для напряжения в клинке. Клинок нагревали до коричнево-красного цвета, и после давали ему остыть, предварительно завернув в изолирующий материал.

После накаливания происходил один из самых критических моментов ковки – закаливание. Клинок нагревался до 800 градусов и быстро охлаждался в холодной среде. Проще говоря, происходила заморозка структуры стали. При малейшей ошибке клинок мог деформироваться. Сразу же после закаливания производили отпуск. Клинок нагревали до 300 градусов и медленно остуживали.

«Некоторые источники говорят о том, что клинок вместо воды закаливали в крови. Азотистые соединения крови придают поверхности клинка дополнительную твердость.»

Завершающим аккордом создания клинка являлась шлифовка. Камнем удаляли грубые следы ковки, придавали мечу нужны углы и контуры. При этом камень постоянно охлаждали водой. Предварительная и окончательная шлифовка делалась швертфегером. Сборка меча также производилась им.

12.11.2018

listatel.ru

Как сделать меч Варвара — часть 1

Перевел SaorY для mozgochiny.ru

Приветствую вас, мозгобратья! Перед вами подробное руководство о создании великолепного меча Варвара. Не декоративной вещицы, а качественного и красивого меча!

 

С тех пор, как я задумал создать себе меч Варвара, по своей натуре я охотник, и до момента его воплощения прошло немало времени. Думаю, так получилось не из-за отсутствия желания, а потому, что много времени ушло на приобретения материалов, необходимого оборудования, и, конечно же, знаний – это полагаю, справедливо для многих проектов.

Это руководство содержит более 200 фотографий, поэтому я не буду подробно описывать свои шаги, пусть фотографии говорят сами за себя.

Проектные критерии: Я хотел изготовить красивый меч, немного в стиле «фэнтези», но без потери его свойств, то есть он должен быть прочен, функционален, сделан из приличной стали и с качественной проработкой элементов. При этом инструменты и материалы, применяемые для изготовления меча должны быть доступны многим, и не дорогими.

Черновая обработка клинка: Поскольку у меня нет ни кузнечного горна, ни наковальни, я решил, что буду вырезать, а не выковывать свой меч из полосы металла. В качестве основы я взял 1095 высокоуглеродистую сталь, это недорогая, рекомендуемая для «ножеделов», сталь. Вообще, если вы планируете сделать хороший клинок, то лучше использовать нержавеющую закаленную сталь, а если «настенную вешалку», то можете использовать менее дорогие марки стали. И еще, если вы живете во влажном климате, то учитывайте состав стали по углероду, так как высокоуглеродистые стали очень быстро ржавеют.

 

 

Шаг 1: Желоб

 

Желоб – паз, идущий вдоль длины лезвия, наверняка вы слышали другое его название — кровосток, это не верно, так как основное его назначение уменьшить вес клинка. В данном же случае, это чисто декоративный элемент. На то, чтоб узнать как он делается, я потратил намного больше времени, чем на его изготовление.

Глубину паза выбирают относительно толщины клинка, и не стоит слишком углублять паз, так как это ослабит поделку. Я сделал паз с каждой стороны глубиной 0.16см, при этом мой меч толщиной 0.5см.

 

 

 

Шаг 2: Монтажная основа

 

Сейчас сделаем монтажную основу для меча и будем использовать ее на протяжении всего процесса создания меча. Она позволяет более качественно обрабатывать нож, шлифовать, формировать и т.д. Полотно клинка гибкое и мягкое, поэтому я не жалею что потратил время на создание монтажной основы, ведь с помощью нее я сделал меч великолепного качества.

Саму основу я сделал из обрезков пиломатериала, просто немного придал доске форму меча и установил крепежные элементы.

 

 

 

Шаг 3: Лезвие

 

 

Лезвие я вытачивал по технологиям «старой школы» — вручную, напильником, без оселков, болгарок и других приспособлений. Потратил я на все это дело не менее 4 часов, и думаю, если делать это постоянно, то можно сэкономить на тренажерном зале. Итак, мозгонапильник вам в руки!

И несколько советов:
— если вы планируете последующую закалку клинка, то не затачивайте лезвие до остроты, оставьте режущую кромку небольшой толщины 0.07-0.15см. Так вы избежите трещин и деформаций в процессе термообработки.

— постоянно проверяйте правильность геометрии лезвия. Для этого удобно заштриховать начальное полотно маркером, отметить границы лезвия. Я отметил фаску в 45 градусов, и в процессе заточки, когда маркер исчез, я точно знал, что необходимый угол заточки достигнут.

— используйте различные напильники, и грубые и мелкие, так как одни снимают много и с бороздками, а другие снимают гладко, но процесс идет медленно.

 

 

 

Шаг 4: Термообработка

 

Как я уже упоминал, у меня нет горна, поэтому пришлось потрудиться, чтобы найти мастерскую, где закалят мой меч методом «дифференциальной закалки». Это интересный способ, который применяется японскими мастерами для закалки катан. Суть в том, что лезвие и тело клинка охлаждаются по-разному, ведь тело клинка обмазано глиной, которая замедляет процесс охлаждения. Таким образом, после нагревания и охлаждения, лезвие становится твердым, но хрупким, а тело меча мягким и прочным. Что и нужно для отличного меча.

По крайней мере, в теории.

Продолжение часть 2

(A-z Source)


ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

About SaorY

mozgochiny.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *