Громкий (эсминец, 1913) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску«Громкий» | |
---|---|
Эсминец «Громкий» (между 1914 и 1918 годами) | |
Служба | |
Россия Россия РСФСР РСФСР Германия Германия Великобритания Великобритания | |
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
Организация | ВМФ Российской Империи Императорские военно-морские силы ВМФ Великобритании ВМФ СССР |
Изготовитель | Невский судостроительный завод (Санкт-Петербург) верфь Николаевского адмиралтейства ( |
ru.wikipedia.org
Эсминец Громкий (1913) — история создания и службы российского эскадренного миноносца
Служба
Российская Империя
Исторические данные
30 сентября 1913 Заложен |
5 декабря 1913 Спущен на воду |
21 апреля 1915 Введен в строй |
18 июня 1918 Гибель |
Общие данные
1110 / 1370 т. Водоизмещение (стандартное/полное) |
97,99 / 9,3 / 3,41 м. Размерения (длина/ширина/осадка) |
ЭУ
0
2 ПТ, 5 ПК / 24000 Главная ЭУ (тип/мощность) |
2 ТГ / 20 кВт Вспомогательная ЭУ (тип/мощность) |
3 ед. Количество валов |
34 / 21 узл. Скорость хода (полная/экономичная) |
1020 / 1680 миль Дальность плавания (полным/экономичным ходом) |
330 т. Запас топлива |
1
2 ПТ, 5 ПК / 24000 Главная ЭУ (тип/мощность) |
2 ТГ / 20 кВт Вспомогательная ЭУ (тип/мощность) |
3 ед. Количество валов |
34 / 21 узл. Скорость хода (полная/экономичная) |
1020 / 1680 миль Дальность плавания (полным/экономичным ходом) |
330 т. Запас топлива |
Экипаж
111 чел. Общая численность |
7 чел. Офицеры |
4 чел. Мичманы |
100 чел. Матросы |
Вооружение
Артиллерия главного калибра
Зенитная артиллерия
- 2(2×1) 7,62-мм пулемета.
Минно-торпедное вооружение
- 10(5х2) 450-мм ТА;
- 80 мин заграждения.
Однотипные корабли
Общие сведения
В мае 1911 г. российским правительством были утвержден закон «Об ассигновании средств на усиление Черноморского флота». В соответствии с последним должны были строиться три линкора типа «Императрица Мария», девять эсминцев типа «Новик» и шесть подводных лодок. Из этих девяти эсминцев пять строились на Петербургских предприятиях по проекту Путиловского завода и относились к типу «Счастливый» (по имени головного корабля). В некоторых справочниках все девять кораблей относят к общему типу «Дерзкий», разделяя его на две серии строительства.
Постройка и испытания
8 августа 1911 г. отдел сооружений Главного управления кораблестроения и снабжений выдал Невскому заводу (г.Петербург) предварительный наряд на постройку эскадренного миноносца для Черноморского флота. Окончательную сборку кораблей и спуск на воду планировалось осуществить на Черном море.
Корабль зачислен в список судов Черноморского флота 11 октября 1911 года. 23 февраля 1912 года «Громкий» зачислен в разряд строящихся судов. 30 сентября 1913 года заложен на стапеле Невского судостроительного завода, но работы начались только в ноябре 1912 года.
Для сборки корпуса «Громкого» Невскому заводу по распоряжению Морского министерства отвели место в северной части бывшего Николаевского адмиралтейства на правом берегу р.Ингул. Перезаложен корабль 12 июля (или 30 сентября) 1913 года. 27 сентября 1913 года строящийся корабль зачислен во II ранг судов. «Громкий» был спущен на воду 5 декабря 1913 года, на плаву продолжилась достройка корабля. 12 декабря 1914 года личный состав корабля был зачислен на морское довольствие.
В конце декабря 1914 года, после завершения швартовочных испытаний, перешёл из Николаева в Севастополь для окончательной достройки и приёмных испытаний.
Описание конструкции
Общий вид корабляКорпус корабля с полубаком, тремя одноярусными надстройками, двумя мачтами и тремя трубами.
Котлотурбинная ГЭУ эсминцев состояла из 2 турбин и 5 паровых котлов . Расположение энергоустановки было линейным: сначала котельные отделения, за ними располагались 2 машинных отделения.
Корабль имел один длинно-волновой передатчик типа «МВ» (Морского ведомства) обр. 1911 г. мощностью 2 кВт, с дальностью передачи до 200 миль.
Вооружение
Главный калибр корабля составляли три 102/60-мм орудий разработки Обуховского завода с дальностью стрельбы 54 кбл.
Минно-торпедное вооружение было представлено 5 спаренными надводными 457-мм торпедными аппаратами образца 1913 года (боезапас 13 торпед, в том числе 3 запасных). Также корабль мог нести до 80 мин заграждения образца 1908 или 1912 года.
Модернизации и переоборудования
В 1916 году на корабле были установлены два 47-мм орудия Гочкиса японского производства, переделанные для стрельбы по самолетам.
История службы
«Громкий» в боевом походе21 апреля 1915 года «Громкий» поднял военный флаг, начал кампанию, зачислен в разряд судов действующего флота и был принят в состав 2-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота.
Эсминец «Быстрый» Первый выход эсминца в боевой поход состоялся 25-28 апреля 1915 года — в составе Черноморского флота выходил к Босфору для перехвата и уничтожения кораблей противника. На следующий день при увеличении скорости до 24 узлов на «Громком» вышел из строя воздушный насос левой турбины. Начальник дивизиона отпустил «Громкий» для ремонта в Батум. Выяснилось, что требуется заводской ремонт, и эсминец отправили в Севастополь. 19 июня «Громкий» и «Быстрый» вышли в море и направились к турецким берегам, где потопили 7 небольших парусников в районе Зунгулдака. До завершения 1915 года в составе 2-го дивизиона «Громкий» совершил ещё пару боевых походов к берегам Турции для обстрела побережья Угольного района, уничтожения турецких каботажных судов и выполнения минных постановок.В 1916 году корабль совершил 16 боевых походов для обстрела турецкого и румынского побережья, минных постановок, перевозок войск и охраны походов линейных кораблей и авиатранспортов. По результатам походов было уничтожено большое число турецких судов. Так, 26 января корабль в составе 3-й маневренной группы вышел из Севастополя для прикрытия кораблей, действующих на фланге Приморского отряда войск. «Громкий» совместно с «Быстрым» осмотрел побережье от Уние до Вице, уничтожив при этом 6 парусников. С 20 по 23 февраля «Громкий» и «Быстрый» действовали в Угольном районе. Ими у р.Секария был потоплен торпедами турецкий пароход «Сегар».
В кампанию 1917 года «Громкий» совершил 4 боевых выхода на турецкие морские коммуникации. 18 сентября «Громкий» и «Фидониси» потопили у о.Кефкен барк «Айданик» и буксир «Бебер».
16 декабря 1917 года «Громкий» вошёл в состав Красного Черноморского флота. После предъявления 25 апреля 1918 года советскому правительству германским командованием ультиматума о сдаче Черноморского флота, 29 апреля «Громкий» вместе с частью кораблей Черноморского флота ушёл из Севастополя в Новороссийск. 11 мая 1918 г. главнокомандующий германскими войсками на восточном фронте в ультимативной форме потребовал от правительства большевиков возвращения кораблей в Севастополь. 16 июня врио начальника морских сил А.И.Тихменев приказал готовить корабли к переходу в Севастополь.
Гибель
Рисунок корабля, лежащего на днеУтром 17 июня эсминец «Громкий», подчиняясь приказу Тихменева, начал разводить пары и вечером вышел на рейд. Но когда поступил приказ о походе, команда корабля отказалась его выполнять и решила затопить эсминец в районе Новороссийска. Снявшись с якоря, «Громкий» направился к выходу из бухты. На траверзе Мысхако (в трех милях от Широкой балки) команда покинула корабль, предварительно открыв кингстоны и клинкеты. Эсминец затонул на глубине 42 м и стал первым кораблем Черноморского флота, затопленным в Новороссийске.
В 1947 году, при выполнении работ по разминированию Цемесской бухты эсминец был обнаружен лежащим на грунте на левом борту; был обследован водолазами. Из-за сильной коррозии корпуса, надстроек и механизмов подъём корабля для последующей утилизации был признан нецелесообразным и произведён не был.
Место гибели
Корабль лежит на левом борту, до половины погрузившись в ил. При затоплении он ударился носом о дно, поэтому носовая часть (форштевень) свернута на правый борт. Сейчас эсминец является одним из наиболее примечательных затопленных объектов Новороссийской бухты.
Командиры
Звание | Имя | Срок службы |
---|---|---|
капитан 2 ранга, с 10.04.1916 капитан 1 ранга | Ф.О. Старк 2-й | 23.12.1913 — 30.07.1916 |
капитан 2 ранга | А. А.Пчельников 1-й | 30.07.1916 — 1917 |
капитан 2 ранга | Г.Ф. Гильдебрандт | 1917 — 30.10.1917 |
старший лейтенант | М.И. Бужинский | 30.10.1917 — 13.12.1917 |
старший лейтенант | Н.А. Новаковский 2-й | 13.12.1917 — 1918 |
См. также
Литература и источники информации
- Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 99. — ISBN 5-902863-10-4.
- Чернышов А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — 224 с. — (Арсенал-Коллекция). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-23164-5
Галерея изображений
Эсминец «Громкий» в Южной бухте Севастополя 1915 г.
Эсминец «Громкий» 1916 г.
wiki.wargaming.net
Громкий (эсминец, 1913) Википедия
«Громкий» | |
---|---|
Эсминец «Громкий» (между 1914 и 1918 годами) | |
Служба | |
Россия Россия РСФСР РСФСР Германия Германия Великобритания Великобритания | |
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
Организация | ВМФ Российской Империи Императорские военно-морские силы ВМФ Великобритании ВМФ СССР |
Изготовитель | Невский судостроительный завод (Санкт-Петербург) верфь Николаевского адмиралтейства (Николаев) |
Строительство начато | ноябрь 1912 (перезаложен 12 июля или 30 сентября 1913) |
Спущен на воду | 5 декабря 1913 |
Введён в эксплуатацию | 21 апреля 1915 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1370 т (полное)[1] |
Длина | 97,99 м[1] |
Ширина | 9,76 м[1] |
Осадка | 3,41 м[1] |
Двигатели | 2 паровые турбины «А. Е. Г. Кертис-Вулкан», 5 котлов «Ярроу» |
Мощность | 24 500 л. с. (контрактная) |
Движитель | 2 |
Скорость хода | около 34,0 узлов (контрактная) 30,1 узел (на приёмных испытаниях) |
Дальность плавания | 1 680 миль (расчётная) на скорости 21,0 узел 1020 миль на 34,0 узлах (расчётная) |
Экипаж | 111 человек, в том числе 7 офицеров |
Вооружение | |
Артиллерия | 3х1 102-мм/60 орудий (боезапас 450 патронов) |
Зенитная артиллерия | 2 47-мм (с 1916 года) |
Минно-торпедное вооружение | 5х2 457-мм ТА (13 торпед образца 1910 года или 45-12), 80 мин образца 1908 или 1912 годов |
Изображения на Викискладе | |
«Громкий» — эскадренный миноносец типа «Счастливый», построенный по «Программе спешного усиления Черноморского флота» и принадлежавший к числу эскадренных миноносцев типа «Новик».
История службы
Служба в Российском Императорском флоте.
Зачислен в списке судов Черноморского флота 11 октября 1911 года. Заложен на стапеле Невского судостроительного завода в ноябре 1912 года, перезаложен на стапеле завода А. Ваддона в Херсоне 12 июля (или 30 сентября) 1913 года, спущен на воду 5 декабря 1913 года. В конце декабря 1914 года, после завершения швартовочных испытаний, перешёл из Николаева в Севастополь для окончательной достройки и приёмных испытаний. 21 апреля 1915 года «Громкий» был принят в состав 2-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота[2][3].
Первый выход эсминца в боевой поход для перехвата и уничтожения кораблей противника состоялся 25-28 апреля 1915 года (в составе Черноморского флота выходил к Босфору). До завершения 1915 года в составе 2-го дивизиона «Громкий» совершил ещё 3 боевых похода к берегам Турции для обстрела побережья Угольного района, уничтожения турецких каботажных судов и выполнения минных постановок[2]. В 1916 году корабль совершил 16 боевых походов для обстрела турецкого и румынского побережья, минных постановок, перевозок войск и охраны походов линейных кораблей и авиатранспортов. По результатам походов было уничтожено большое число турецких судов. В кампанию 1917 года «Громкийй» совершил 4 боевых выхода на турецкие морские коммуникации[4].
Служба во время Гражданской войны
16 декабря 1917 года «Громкий» вошёл в состав Красного Черноморского флота. После предъявления 25 апреля 1918 года советскому правительству германским командованием ультиматума о сдаче Черноморского флота, 29 апреля «Громкий» вместе с частью кораблей ЧФ ушёл из Севастополя в Новороссийск. 17 июня по решению советского правительства экипаж корабля во избежание захвата немецкими войсками затопил корабль в Цемесской бухте на глубине 42 метров (на траверзе мыса Мысхако, в 3 милях от Широкой балки). В 1947 году, при выполнении работ по разминированию Цемесской бухты эсминец был обнаружен лежащим на грунте на левом борту; был обследован водолазами. Из-за сильной коррозии корпуса, надстроек и механизмов подъём корабля для последующей утилизации был признан нецелесообразным и произведён не был[1][3].
Командиры
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 99. — ISBN 5-902863-10-4.
- ↑ 1 2 Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 98.
- ↑ 1 2 3 Чернышов А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 209.
- ↑ Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 99.
| |||
| |||
| |||
1 Заложен, но недостроен; 2 Заказ аннулирован; 3 Ещё 8 эсминцам типа не успели присвоить названия. |
wikiredia.ru
Громкий (эсминец, 1913) — это… Что такое Громкий (эсминец, 1913)?
«Громкий» | |
---|---|
Эсминец «Громкий» (между 1914 и 1918 годами) | |
Служба: | Россия РСФСР Германия Великобритания |
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
Организация | ВМФ Российской Империи Императорские военно-морские силы ВМФ Великобритании ВМФ СССР |
Изготовитель | Невский судостроительный завод (Санкт-Петербург) верфь Николаевского адмиралтейства (Николаев) |
Строительство начато | ноябрь 1912 (перезаложен 12 июля или 30 сентября 1913) |
Спущен на воду | 5 декабря 1913 |
Введен в эксплуатацию | 21 апреля 1915 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1370 т (полное)[1] |
Длина | 97,99 м[1] |
Ширина | 9,76 м[1] |
Осадка | 3,41 м[1] |
Двигатели | 2 паровые турбины «А. Е. Г. Кертис-Вулкан», 5 котлов «Ярроу» |
Мощность | 24 500 л. с. (контрактная) |
Движитель | 2 |
Скорость хода | около 34,0 узлов (контрактная) 30,1 узел (на приёмных испытаниях) |
Дальность плавания | 1 680 миль (расчётная) на скорости 21,0 узел 1020 миль на 34,0 узлах (расчётная) |
Экипаж | 111 человек, в том числе 7 офицеров |
Вооружение | |
Артиллерия | 3х1 102-мм/60 орудий (боезапас 450 патронов) |
Зенитная артиллерия | 2 47-мм (с 1916 года) |
Минно-торпедное вооружение | 5х2 457-мм ТА (13 торпед образца 1910 года или 45-12), 80 мин образца 1908 или 1912 годов |
«Громкий» — эскадренный миноносец типа «Счастливый», построенный по «Программе спешного усиления Черноморского флота» и принадлежавший к числу эскадренных миноносцев типа «Новик».
История службы
Служба в Российском Императорском флоте.
Зачислен в списке судов Черноморского флота 11 октября 1911 года. Заложен на стапеле Невского судостроительного завода в ноябре 1912 года, перезаложен на стапеле завода А. Ваддона в Херсоне 12 июля (или 30 сентября) 1913 года, спущен на воду 5 декабря 1913 года. В конце декабря 1914 года, после завершения швартовочных испытаний, перешёл из Николаева в Севастополь для окончательной достройки и приёмных испытаний. 21 апреля 1915 года «Громкий» был принят в состав 2-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота[2][3].
Первый выход эсминца в боевой поход для перехвата и уничтожения кораблей противника состоялся 25-28 апреля 1915 года (в составе Черноморского флота выходил к Босфору). До завершения 1915 года в составе 2-го дивизиона «Громкий» совершил ещё 3 боевых похода к берегам Турции для обстрела побережья Угольного района, уничтожения турецких каботажных судов и выполнения минных постановок[2]. В 1916 году корабль совершил 16 боевых походов для обстрела турецкого и румынского побережья, минных постановок, перевозок войск и охраны походов линейных кораблей и авиатранспортов. По результатам походов было уничтожено большое число турецких судов. В кампанию 1917 года «Громкийй» совершил 4 боевых выхода на турецкие морские коммуникации[4].
Служба во время Гражданской войны
16 декабря 1917 года «Громкий» вошёл в состав Красного Черноморского флота. После предъявления 25 апреля 1918 года советскому правительству германским командованием ультиматума о сдаче Черноморского флота, 29 апреля «Громкий» вместе с частью кораблей ЧФ ушёл из Севастополя в Новороссийск. 17 июня по решению советского правительства экипаж корабля во избежание захвата немецкими войсками затопил корабль в Цемесской бухте на глубине 42 метров (на траверзе мыса Мысхако, в 3 милях от Широкой балки). В 1947 году, при выполнении работ по разминированию Цемесской бухты эсминец был обнаружен лежащим на грунте на левом борту; был обследован водолазами. Из-за сильной коррозии корпуса, надстроек и механизмов подъём корабля для последующей утилизации был признан нецелесообразным и произведён не был[1][3].
Командиры
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 99. — ISBN 5-902863-10-4.
- ↑ 1 2 Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 98.
- ↑ 1 2 3 Чернышов А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 209.
- ↑ Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 99.
dic.academic.ru
Громкий (эсминец, 1913) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Громкий» | |
---|---|
Эсминец «Громкий» (между 1914 и 1918 годами) | |
Служба | |
Россия Россия РСФСР РСФСР Германия Германия Великобритания Великобритания | |
Класс и тип судна | Эскадренный миноносец |
Организация | ВМФ Российской Империи Императорские военно-морские силы ВМФ Великобритании ВМФ СССР |
Изготовитель | Невский судостроительный завод (Санкт-Петербург) верфь Николаевского адмиралтейства (Николаев) |
Строительство начато | ноябрь 1912 (перезаложен 12 июля или 30 сентября 1913) |
Спущен на воду | 5 декабря 1913 |
Введён в эксплуатацию | 21 апреля 1915 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 1370 т (полное)[1] |
Длина | 97,99 м[1] |
Ширина | 9,76 м[1] |
Осадка | 3,41 м[1] |
Двигатели | 2 паровые турбины «А. Е. Г. Кертис-Вулкан», 5 котлов «Ярроу» |
Мощность | 24 500 л. с. (контрактная) |
Движитель | 2 |
Скорость хода | около 34,0 узлов (контрактная) 30,1 узел (на приёмных испытаниях) |
Дальность плавания | 1 680 миль (расчётная) на скорости 21,0 узел 1020 миль на 34,0 узлах (расчётная) |
Экипаж | 111 человек, в том числе 7 офицеров |
Вооружение | |
Артиллерия | 3х1 102-мм/60 орудий (боезапас 450 патронов) |
Зенитная артиллерия | 2 47-мм (с 1916 года) |
Минно-торпедное вооружение | 5х2 457-мм ТА (13 торпед образца 1910 года или 45-12), 80 мин образца 1908 или 1912 годов |
Изображения на Викискладе | |
«Громкий» — эскадренный миноносец типа «Счастливый», построенный по «Программе спешного усиления Черноморского флота» и принадлежавший к числу эскадренных миноносцев типа «Новик».
История службы
Служба в Российском Императорском флоте.
Зачислен в списке судов Черноморского флота 11 октября 1911 года. Заложен на стапеле Невского судостроительного завода в ноябре 1912 года, перезаложен на стапеле завода А. Ваддона в Херсоне 12 июля (или 30 сентября) 1913 года, спущен на воду 5 декабря 1913 года. В конце декабря 1914 года, после завершения швартовочных испытаний, перешёл из Николаева в Севастополь для окончательной достройки и приёмных испытаний. 21 апреля 1915 года «Громкий» был принят в состав 2-го дивизиона Минной бригады Черноморского флота[2][3].
Первый выход эсминца в боевой поход для перехвата и уничтожения кораблей противника состоялся 25-28 апреля 1915 года (в составе Черноморского флота выходил к Босфору). До завершения 1915 года в составе 2-го дивизиона «Громкий» совершил ещё 3 боевых похода к берегам Турции для обстрела побережья Угольного района, уничтожения турецких каботажных судов и выполнения минных постановок[2]. В 1916 году корабль совершил 16 боевых походов для обстрела турецкого и румынского побережья, минных постановок, перевозок войск и охраны походов линейных кораблей и авиатранспортов. По результатам походов было уничтожено большое число турецких судов. В кампанию 1917 года «Громкийй» совершил 4 боевых выхода на турецкие морские коммуникации[4].
Служба во время Гражданской войны
16 декабря 1917 года «Громкий» вошёл в состав Красного Черноморского флота. После предъявления 25 апреля 1918 года советскому правительству германским командованием ультиматума о сдаче Черноморского флота, 29 апреля «Громкий» вместе с частью кораблей ЧФ ушёл из Севастополя в Новороссийск. 17 июня по решению советского правительства экипаж корабля во избежание захвата немецкими войсками затопил корабль в Цемесской бухте на глубине 42 метров (на траверзе мыса Мысхако, в 3 милях от Широкой балки). В 1947 году, при выполнении работ по разминированию Цемесской бухты эсминец был обнаружен лежащим на грунте на левом борту; был обследован водолазами. Из-за сильной коррозии корпуса, надстроек и механизмов подъём корабля для последующей утилизации был признан нецелесообразным и произведён не был[1][3].
Видео по теме
Командиры
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 5 Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 99. — ISBN 5-902863-10-4.
- ↑ 1 2 Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 98.
- ↑ 1 2 3 Чернышов А. А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 209.
- ↑ Верстюк А. Н., Гордеев С. Ю. Корабли минных дивизий. От «Новика» до «Гогланда». — М.: Военная книга, 2006. — С. 99.
| |||
| |||
| |||
1 Заложен, но недостроен; 2 Заказ аннулирован; 3 Ещё 8 эсминцам типа не успели присвоить названия. |
wikipedia.green
Громкий (эсминец, 1904) Википедия
«Гро́мкий» — эскадренный миноносец типа «Грозный» Второй Тихоокеанской эскадры, геройски сражавшиеся, был затопленый командой после расхода всех имеющихся боеприпасов, в Цусимском сражении.
Строительство
Зачислен в списки судов Балтийского флота 30 июня 1904 года, спущен весной 1904 года, вступил в строй 25 сентября 1904 года. Вошёл в состав «Догоняющего отряда» капитана 1-го ранга Л. Ф. Добротворского и 3 ноября 1904 года покинул Либаву под командованием капитана 2-го ранга Г. Ф. Керна. 1 февраля 1905 года в составе отряда соединился с главными силами Второй Тихоокеанской эскадры, войдя в состав 2-го отделения миноносцев.
Служба
Во время Цусимского сражения 14 мая держался на траверзе крейсера «Олег», избежав повреждений. Вечером присоединился к крейсеру «Владимир Мономах», вместе с которым отражал атаки японских миноносцев. Ночью «Владимир Мономах» получил торпедное попадание и потерял боеспособность.
Из воспоминания одного из члена команды «Громкого»:
Поддерживали крейсер артиллерийским и пулеметным огнем и сами периодически атаковали японцев. Однажды заметили, как неприятельский двухтрубный миноносец, приблизившись с левого борта к крейсеру, выпустил в него мину. Катастрофа казалась неизбежной. На мостике все оглянулись на командира Керна, а он быстро нагнулся над переговорной трубкой и скомандовал в машину:
— Полный вперед!
Одновременно он дернул за ручку машинного телеграфа, повторяя то же приказание. И «Громкий» ринулся наперерез страшному самодвижущемуся снаряду. Очевидно, у командира был такой план: пусть лучше он сам взлетит на воздух вместе со своим судном-водоизмещением только 350 тонн и с командой в 73 человека, чем погибнет крейсер водоизмещением в 5593 тонны с населением более 600 человек. В темноте геройство Керна осталось незамеченным. На крейсере не знали, что маленькое судно идет на самопожертвование и готово своей грудью отстоять жизнь другого корабля, приняв на себя подводный удар. Зато на «Громком» тотчас разгадали поступок командира, и мы, ожидая взрыва, отсчитывали последние секунды своей жизни. К счастью, мина, поставленная на большое углубление, в расчете на низкую осадку крупного корабля, прошла под килем «Громкого» и благополучно миновала и «Мономаха».
Около 5 часов утра на горизонте был замечен тонущий броненосец «Сисой Великий». Командир «Владимира Мономаха» Попов приказал «Громкому» следовать в распоряжение броненосца, но последний уже погружался в воду и «Громкий» вернулся к поврежденному «Владимиру Мономаху». Далее последовал приказ прорываться во Владивосток. В этот момент был замечен японский миноносец «Сирануи», бросившийся в погоню за «Громким».
В 8:35 (по японским данным) «Громкий» развернулся, и постепенно набирая скорость, начал уходить от преследования. Хоть японский миноносец был вооружен сильнее «Громкого», но не имея преимущества в скорости начинал отставать. В 11:40 появился ещё один японский миноносец № 63. К тому времени угля в запасе осталось около 40 тонн, а машинная команда «Громкого» окончательно измоталась: к тому времени она несла вахту около 20 часов и люди начали падать в обмороки, а у некоторых начались судороги, в следствии чего не было больше возможности уходить от преследования. Тогда командир корабля принял решение атаковать противника торпедами, и «Громкий», круто развернувшись, выпустил две торпеды по миноносцу «Сирануи». Первая прошла мимо, а вторая ударившись о борт японского корабля не взорвалась.
Около 12 часов японские снаряды вывели из строя два котла «Громкого» и скорость миноносца упала до 16 узлов. Тогда один из японских миноносцев начал сближаться с «Громким», намереваясь захватить русских в плен. Чтобы причинить больше вреда противнику, Г. Ф. Керн приказал идти на таран «Сирануи» с целью причинить как можно больше вреда противнику. Командир «Сирануи», увидев решительный маневр «Громкого», приказал изменить курс и отступил на безопасное расстояние, и «Громкому» не хватало хода для тарана.
Из воспоминаний члена команды «Громкого»:
… когда при повороте для тарана грот-мачта вместе с андреевским боевым флагом полетела за борт. Командир приказал: Прочно пришить гвоздями боевой флаг на фокмачте. Пусть противник не подумает, что мы сдаемся.
Вскоре артиллерийские погреба оказались затопленными и из всей артиллерии действовали лишь два 47-мм орудия, достреливавшие боезапас остававшийся на палубе. Японские снаряды вывели из строя все котлы русского миноносца. В 12:04 замолчало последнее орудие «Громкого» и экипаж начал отстреливаться из винтовок. Отдав команду «спасаться кто как может», командир миноносца капитан 2-го ранга Г. Ф. Керн сразу же был сражён неприятельским снарядом. Судовой механик В. В. Сакс, несмотря на ранение и контузию, на протяжении всего боя организовывал борьбу за живучесть и обеспечивал ход корабля. После гибели командира корабля уничтожил секретные коды и утопил в море денежный ящик, вместе с подчинёнными открыл кингстоны в машинном отделении корабля для его затопления, чтобы миноносец не достался врагу. За время боя на миноносце были убиты 2 офицера, 1 кондуктор и 20 матросов, а также 3 офицера и 23 матроса были ранены. В 12:43 «Громкий» затонул, повалившись на правый борт. Оставшихся в живых людей японцы подобрали из воды.
Миноносец «Сирануи» получил более 20 попаданий, причём на нём четырежды меняли флаг.
Командный состав
Литература
- Александровский Г. Б. Цусимский бой. — Нью-Йорк: Rossiya Publishing Company, Inc., 1956.
- Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи / Морской Генеральный штаб в Токио; Пер. лейт. А. Воскресенского. В 5-ти тт. — СПб.: Тип. Морского Министерства, 1910. — Т. 4.
- Тарас А. Корабли Российского императорского флота 1892-1917 гг. — Харвест, 2000. — ISBN 9854338886.
- «Невки». Эскадренные миноносцы типа «Буйный» и его модификации’; Афонин, Н. Н.; Изд-во: СПб: ЛеКо, 2005 г.; ISBN 5-902236-19-3
- Использование торпедного оружия в русско-японскую войну
- Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. — М.: Воениздат МВС СССР, 1948. — 492 с. / Под редакцией доктора военно-морских наук капитана 1 ранга Н. В. Новикова. Составители: В. А. Дивин, В. Г. Егоров, Н. Н. Землин, В. М. Ковальчук, Н. С. Кровяков, Н. П. Мазунин, Н. В. Новиков. К. И. Никульченков,. И. В. Носов, А. К. Селяничев. // Академия Наук Союза ССР. Институт истории. Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Академии Наук Союза ССР.
wikiredia.ru
Громкий (миноносец) — это… Что такое Громкий (миноносец)?
«Гро́мкий» — эскадренный миноносец типа «Грозный» Второй Тихоокеанской эскадры, геройски погибший в Цусимском сражении.
История службы
Зачислен в списки судов Балтийского флота 30 июня 1904 года, спущен весной 1904 года, вступил в строй 25 сентября 1904 года. Вошёл в состав «Догоняющего отряда» капитана 1 ранга Л. Ф. Добротворского и 3 ноября 1904 года покинул Либаву под командованием капитана 2 ранга Г. К. Керна. 1 февраля 1905 года в составе отряда соединился с главными силами Второй Тихоокеанской эскадры, войдя в состав 2-ого отделения миноносцев.
Во время Цусимского сражения 14 мая держался на траверзе крейсера «Олег», избежав повреждений. Вечером присоединился к крейсеру «Владимир Мономах», вместе с которым отражал атаки японских миноносцев. Ночью «Владимир Мономах» получил торпедное попадание и потерял боеспособность.
Около 5 часов утра на горизонте был замечен тонущий броненосец «Сисой Великий». Командир «Владимира Мономаха» Попов приказал «Громкому» следовать в распоряжение броненосца, но последний уже погружался в воду и «Громкий» был снова отправлен к поврежденному «Мономаху». Командир крейсера приказал «Громкому» прорываться во Владивосток. В этот момент был замечен японский миноносец «Сирануи», бросившийся в погоню за «Громким».
В 8:35 (по японским данным) «Громкий» развернулся, и, постепенно набирая скорость, начал уходить от погони. Японский миноносец был вооружен сильнее «Громкого», но не имел преимущества в скорости. После 2 часов преследования машинная команда «Громкого» окончательно измоталась: уже около 20 часов люди находились на вахте, кочегары падали в обмороки, а у некоторых начались судороги. «Сирануи» начинал отставать, однако в 11:40 появился ещё один японский миноносец (№ 63). Положение «Громкого» стало критическим — угля осталось около 40 тонн, в то время как вновь приходилось форсировать ход и он рисковал остаться через непродолжительное время совсем без топлива. Командир корабля принял решение атаковать противника торпедами, и «Громкий», круто развернувшись, выпустил две торпеды по миноносцу «Сирануи». Первая прошла мимо, вторая не взорвалась, ударившись о борт японского корабля.
Около 12 часов японские снаряды вывели из строя два котла «Громкого» и скорость миноносца упала до 16 узлов. Несмотря на это, команда «Громкого» продолжала отчаянно сражаться; на миноносце даже сменили сбитый в бою флаг. Вскоре артиллерийские погреба оказались затопленными и из всей артиллерии действовали лишь два 47-мм орудия, достреливавшие остававшийся на палубе боезапас. Японские снаряды вывели из строя все котлы русского миноносца. В 12:04 замолчало последнее орудие «Громкого» и экипаж начал отстреливаться из винтовок. Отдав команду «спасаться кто как может», командир миноносца капитан 2 ранга Г. Ф. Керн сразу же был сражён неприятельским снарядом. За время боя миноносец имел потери — 2 офицеров, 1 кондуктора и 20 матросов убитыми и 3 офицеров и 23 матроса ранеными. В 12:43 «Громкий» затонул, повалившись на правый борт. Оставшихся в живых людей японцы подобрали из воды.
Миноносец «Сирануи» получил более 20 попаданий, причём на нём четырежды меняли флаг.
Литература
- Александровский Г. Б. Цусимский бой. — Нью-Йорк: Rossiya Publishing Company, Inc., 1956.
- Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи / Морской Генеральный штаб в Токио; Пер. лейт. А. Воскресенского. В 5-ти тт. — СПб.: Тип. Морского Министерства, 1910. — Т. 4.
- Тарас А. Корабли Российского императорского флота 1892-1917 гг. — Харвест, 2000. — ISBN 9854338886
- «Невки». Эскадренные миноносцы типа «Буйный» и его модификации’; Афонин, Н. Н.; Изд-во: СПб: ЛеКо, 2005 г.; ISBN 5-902236-19-3
- Использование торпедного оружия в русско-японскую войну
- Боевая летопись русского флота: Хроника важнейших событий военной истории русского флота с IX в. по 1917 г. — М.: Воениздат МВС СССР, 1948. — 492 с. / Под редакцией доктора военно-морских наук капитана 1 ранга Н. В. Новикова. Составители: В. А. Дивин, В. Г. Егоров, Н. Н. Землин, В. М. Ковальчук, Н. С. Кровяков, Н. П. Мазунин, Н. В. Новиков. К. И. Никульченков,. И. В. Носов, А. К. Селяничев. // Академия Наук Союза ССР. Институт истории. Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Академии Наук Союза ССР.
dic.academic.ru