Focke wulf fw 190 немецкий самолет люфтваффе фоккевульф фокер сорокопут

Focke wulf fw 190 немецкий самолет люфтваффе фоккевульф фокер сорокопут все это названия самолета Fw-190

Немецкий самолет«Фокке-Вульф» Fw190 совершил свои первый вылет 1 июня 1941 r.  и уже в августе поступил на вооружение люфтваффе. К концу войну люфтваффе получили в общей сложности 19724 самолета всех модификации, в том числе и около 6000 моделей истребителей-бомбардировщиков.

Самолет создали по контракту о разработке и производстве нового одноместного истребителя, заключенного осенью 1937 г. между министерством авиации рейха и фирмой «Фокке-Вульф».

Focke wulf fw 190 немецкий самолет люфтваффе фоккевульф фокер сорокопут

Fw-190A-l  получил  неофициальное название. В компании  фоккевульф, самолетам давали имена птиц так fw 190 стал (Wiirger) «Сорокопут», хищная небольшая птица.

Самолет «Фокке-Вульф» fw 190 хотя и не обладал внешней элегантностью самоле­тов противника, оказалось, что Fw-190 превосходит «Спитфайр» Mk V Королевских ВВС по всем па­раметрам. Только с поспешным введением в строй более быстрого «Спитфайра» Mk /Х Британия полу­чила самолет, достойный противо­стоять немецкому истребителю.
Высокая оценка Германией «Спит­файра» способствовала тому, что все выпущенные в 1941 г. самоле­ты фокевульф 190 направили во Францию и к Ла Маншу.

Один из первых полетов истребителя фокер 190

Части люфтваффе на Восточном фронте ждали почти год, прежде чем начали получать этот новый самолет. Но надо отметить все самолеты «Focke wulf» Fw-190F и Fw-190G — модифика­ции истребителя, конвертирован­ного в самолет непосредственной поддержки и штурмовик шли в основном только на Восточный фронт.

Фоккевульф фокер Fw 190 F-8 с вертикальными ракетными установками, во время пролета, при обнаружении магнитного поля танка ракеты запускались автоматически.
Из за неточности ракет система на вооружение не была принята.

Первый серийный Fw-190, укомплектованный четырьмя пуле­метами, критиковался за слабое вооружение. Но даже при этом преимущество в летных характе­ристиках самолета позволяло ему быть лучше самолетов Королев­ских ВВС. У Fw-190A-2 вооружение усилили двумя крыльевыми 20-мм пушками MG FF и двумя пулемета­ми МG-17.
Со временем Fw-190 стали появляться во все большем коли­честве на всех фронтах от Аркти­ки до Средиземного моря. Ноч­ные истребители Fw-190А- 5/U2 ПВО Третьего рейха снабжались светозащитными экранами и пла­мегасителями на выхлопных тру­бах и применялись в подразделе­нии «Дикий вепрь» (Wid1e Sau).

Истребители foker 190 в ожидании заправки

Дикий вепрь» — соединение сво­бодных ночных охотников, наво­димых прожекторами, которые служили в эскадре JG 300, сфор­мированной в июле 1943 г., а в по­следующем в эскадрах JG 301 и JG 302.
Истребитель или бомбардировщик.
На Западе самолеты фоккевульф широко применялся в рейдах по прин­ципу «ударить и убежать», над юж­ной Англией. В этих операциях истребители-бомбардировщики Fw-190 из эскадры JG 26 атакова­ли железнодорожные депо, заво­ды и газовые подстанции, наце­ливаясь на шесть береговых ре­зервуаров. Установка подвесных подкрыльевых баков позволила самолету залетать далеко в юж­ную Англию.

Замаскированные немецкие самолеты fw_190

Fw-190А-4/«Троп»  модифи­кация истребителя для тропичес­ких условий применения в среди­земноморской зоне. На него уста­новили защитные противопыльные фильтры на воздухозаборниках двигателя.

20 мм боеприпасы для пушки MG 151 FW 190G на боковой стороне кожуха установлен фильтр от пыли и песка

Само­лет комплектовался бомбодержа­телями для подвески 250-кг бомбы под фюзеляжем. Fw-190A-5/U15 — экспериментальный торпедоносец­ комплектовался  устройством  для размещения 1000-кг тор­педы LТ 950.

Fw 190A установка неуправляемого ракетного снаряда нурс

Фоккевульф Fw-190A-4/U 16 -специальная противобомбардиро­вочная модификация с 30-мм пушкой МК 108.

Для обучения со­здали Fw-190A-8/U 1 с двумя сиденьями; самолет совершил свой первый вылет 23 января 1944 г.
Утечка данных о самолете.
23 июня 1943 г. обер-лейтенант Ар­нин Фабер, адъютант третьей груп­пы 2-й истребительной эскадры посадил свой самолет Fw-190A-3 на аэродроме Королев­ских ВВС в Пембреи. Возможно, Фабер перепутал Бристольский ка­нал с Английским каналом — до посадки он совершил ряд победных фигур над аэродромом. Само­лет изучили, и некоторые конструктор­ские решения в дальнейшем заим­ствовали для «Темпеста».

Счастливого полета желали и в люфтваффе

По оценкам историков, в одной из эскадрилий Королевских ВВС летали три Fw-190A-4. Эта группа из захваченных у врага самолетов, известная как «Полет 1246», или «летающий цирк», базировалась в Колливестоне, запасном аэро­дроме Королевских ВВС.

Fw-190B — высотный пере­хватчик с двигателем «Даймлер­ Бенц» ОВ-603 жидкостного ох­лаждения мощностью 1800 л.с.  Четырехло­пастной пропеллер обеспечил прирост тяги, в испытательных вылетах самолеты достигли высоты более 13 000 м.
Всего построили шесть прототи­пов этой модификации. Большой воздухозаборник турбонагнетате­ля принес самолету прозвище «Кенгуру».

САМОЛЕТЫ ЛЮФТВАФФЕ fokke vulf 190

Хотя производ­ство самолетов оставалось высо­ким в 1944 г. и даже в 1945 г., мно­гие новые самолеты простаивали на земле из-за недостатка топлива.
ЗАМЕНА ШТУКАС
Focke wulf fw 190F и Fw-190G — модифика­ции истребителя, конвертирован­ного в самолет непосредственной поддержки и штурмовик. Моди­фикация F поступила в эксплуа­тацию эскадры штурмовиков зи­мой 1942-1943 гг., заменяя уязви­мый Ju-87 днем, а позднее и ночью. Focke wulf fw 190 немецкий самолет люфтваффе был даже большей рабочей лошадкой чем Мессершмитт Bf-109 истребитель фото.
Несмотря на свои скромные размеры, Fw-190 мог нести разнообразное и тя­желое вооружение. Под него могли подвесить стандартную морскую торпеду.
Fw-190F — модификация базового самолета серии -А. в качестве штурмови­ка.

FW 190G Черный треугольник на фюзеляже маркировка штурмовиков фокефульф

На самолете размещалась дополнительная броневая защита от огня мало­ калиберной зенитной артиллерии. Они почти все находились на Восточном фронте.

Фокевульф Fw 190FG с. Бронезащита плюс бронеплита и безосколочное стекло

Модифика­ции -190-го в качестве истребителя-бомбардировщика увеличенного радиуса действия, несущего только два пулемета.  За счет снижения веса вооружения на него подвешивались два топливных бака по 300 л в каждом.
Самолеты Fw-190F действовали преимущественно на Восточном фронте, обеспечивая прикрытие немецкого отступления. Это накладывало свою специфику использования.

FW 190 оружейники укладывают боеприпасы
С шасси удалены колпаки колес для предотвращения забивания грязью.

В неболь­щом количестве они также приме­нялись в кампаниях на Средизем­ном море и в Италии в дневных перехватах бомбардировщиков ВВС США над Германией и Францией, а также в боях про­тив высадки в Нормандии в 1944 г.
На самолетах Fw-190A летали ве­тераны истребительных эскадр JG2 и JG 26, около 75 самолетов Fw-190F и Fw-190G были в эскад­рах штурмовиков SG 4 и SG 10.
Focke wulf fw 190 немецкий самолет люфтваффе сыграли важную роль в немецком летнем на­ступлении под Курском, наравне с тихоходным и уязвимым Ju-87 Шту­кас, на смену которому они шли. Люфтваффе перебросило около 600 Fw-190 на Восточный фронт.

Фокевульф Fw 190 подвеска фугасной бомбой SC250

Fw-190F вооружался 20-мм пуш­кой И 13-мм пулеметами. Под не­го могли быть подвешены бомбы весом 250, 500, 1000 и 1800 кг и последние разработки — много­зарядные ракетные установки SO-2 и SO-4 с кумулятивными боевыми частями, используемые против танков. На последних ста­диях войны самолеты были во­оружены 88-мм «Панцершрек» (Panzerschreck) и «Панцерблиц» (PanzerbIitz) — реактивными сна­рядами для поражения брониро­ванных целей. Fw-190G в действительности появился раньше, чем Fw-190F.
В качестве стандартного оборудо­вания он снабжался балочными бомбодержателями. Его боевой дебют состоялся в Северной Аф­рике и в битве под Курском в ию­ле 1943 г. На нашем фронте Focke wulf fw 190 немецкий самолет люфтвафф называли просто и незатейливо Фокер.

Вид ИЗ КАБИНЫ ФОКЕРА 190 очень ограничена видимость при взлете и ниши от пулеметов практически заходят под оргстекло колпака

Как только Америка вступила в войну, стало ясно, что люфтваффе необходи­мы высотные истребители, чтобы мощи бомбар­дировщиков ВВС США. После первоначальных экспериментов Курт Танк, конструктор Fw-190 и техниче­скому директору фирмы «Фокке ВулЬф», использовал двигатель «Юнкере» Jumo 213 А, разработанный для бомбардировщика « Хейнкель» Не-111 .

Fokke Vulf FW190 уничтоженные самолеты при отступлении немцев

Первые Fw-190D появились в боевых частях в августе 1944 г. Танк мало верил в них, считая 190D только временной заменой до того момента, когда на фронте появится любимец Тан­ка — самолет Та-152, высотный ис­требитель.

Технические характеристики «Focke wulf fw 190 немецкий самолет люфтваффе фоккевульф фокер сорокопут» даны именно в сравнении с «Дора»

Технические характеристики «Focke wulf fw 190»

Но после первоначальной сдержанной реак­ции пилоты люфтваффе стали восторгаться но­вым типом самолета, признав его истребителем. В схватках с любым истребителем союзни­ков «Дора» ограничивала только нехватка топлива и недостаток подготовленных пилотов. Много Fw-190D потеряли при выполнении неосновных задач, таких как защита реактивных перехватчиков Ме-262 во время взлета и посадки.

Немецкий высотный истребитель Т 152

от Fw-190 произошел «Фокке­ Вульф» Ta-152, высотный ис­требитель. Он получился в ре­зультате улучшения Fw-190D, но его новое обозначение стало данью конструктору Fw-190, про­фессору, дипломированному ин­женеру Курту Танку. Первый са­молет попал во фронтовые эскад­рильи в 1945 г. и применялся при защите баз Ме-262.

toparmy.ru

Публикация: Бронированый боец: Истребитель Фокке-Вульф FW-190

Первоначальные неудачи истребителей Мессершмитт Bf-109 в боях с советскими И-15 и И-16в небе Испании и стремление обезопасить себя от подобных неприятностей в будущем побудили командование Люфтваффе провести в 1938 г. конкурс на создание более мощного истребителя. Фирма «Фокке-Вульф» приняла участие в этом конкурсе, представив проект истребителя со звездообразным двигателем воздушного охлаждения BMW 139. Конструктор самолета Курт Танк применил в истребителе «немодный» в то время двигатель воздушного охлаждения в расчете на то, что несмотря на его большую площадь поперечного сечения и соответственно большее аэродинамическое сопротивление, исключительно высокая мощность двигателя (1550 л. с. по сравнению с 635 л. с. двигателя водяного охлаждения Jumo 210D, стоявшего на первых модификациях Bf 109) обеспечит самолету отличные характеристики.

Состоявшийся в июне 1939 г. первый полет опытного образца самолета Fw 190 VI и последовавшие испытания в целом подтвердили расчеты конструкторов — скорость на высоте 5000 м 595 км/ч по сравнению с 550 км/ч у новейшей модификации Bf 109Е-3. Самолет обладал хорошей маневренностью и легкостью в управлении и более высокой, чем у Bf 109, устойчивостью при посадке, обеспеченной прочным шасси с широкой колеей. Некоторые проблемы возникли лишь в связи с перегревом двигателя, из-за чего температура в кабине во время полета повышалась до 55 градусов. Однако задержка в разработке самолета возникла подругой причине — фирма BMW предложила вместо двигателя BMW-139 использовать более мощный и перспективный двигатель BMW-801. Этот двигатель имел большую длину и гораздо больший вес, что потребовало перепроектировать подмоторную раму, сдвинуть кабину на 300 мм в сторону хвостовой части фюзеляжа и существенно усилить шасси. Все это повлекло за собой множество менее существенных изменений, так что первый полет модификации Фокке-Вульф Fw 190 V5 с новым двигателем состоялся лишь весной 1940 г. Самолет успешно прошел испытания и был запущен в серийное производство после внесения в его конструкцию некоторых изменений, главным из которых, пожалуй, было увеличение размаха крыла на один метр в целях повышения маневренности.

Самолет представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся в полете трехстоечным шасси с хвостовым колесом. Фюзеляж полумонококовой конструкции состоял из трех герметизированных отсеков — моторного, хвостового и отсека кабины. Моторные отсеки, как правило, изготавливались на двигателестроительных заводах и поставлялись вместе с капотами, маслорадиатором, маслобаком и необходимыми патрубками. На авиационных заводах они соединялись с помощью заклепок с изготовленными там отсеками кабины и хвостовыми отсеками. Хорошо отработанной с точки зрения технологии изготовления была и конструкция крыла самолета. Оно состояло из двух частей — верхней и нижней, каждая из которых собиралась методом высокопроизводительной открытой клепки панелей обшивки к каркасу. Обе части крыла соединялись между собой также методом клепки, а концовки крыла и детали передней кромки крепились с помощью шурупов. Преимущества такой конструкции крыла в полной мере проявились на заключительном этапе второй мировой войны, когда потребовалось развернуть массовое производство истребителей для борьбы с авиацией противника. Кабина Fw 190 была выполнена с обычным для немецких авиаконструкторов стремлением обеспечить пилоту наилучшие условия для ведения боя.

В состав радиооборудования самолета входила приемопередающая радиостанция FuG-16 ZY с блоком радиокомпаса, а также самолетная опознавательная радиостанция FuG-25А, представляющая собой приемопередатчик.

На большей части самолетов Fw 190 устанавливался 14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения BMW-801 в модификациях С и D. В ходе производства двигатель постоянно совершенствовался, развиваемая им мощность увеличивалась от 1560 до 1700 л. с.

К началу 1944 г., когда возможность повышения мощности двигателя BMW-801 была исчерпана, на самолете был установлен двигатель водяного охлаждения Jumo 213 мощностью 2240 л. с.

Двигатели комплектовались металлическими трехлопастными винтами-автоматами VDM 0-12176 A3 диаметром 3300 мм. Работа всей винтомоторной группы была в значительной степени автоматизирована. Первые модификации истребителя имели два синхронизированных 7,92-мм пулемета MG-17 над двигателем, две синхронизированные 20-мм пушки MG-151 и две несинхронизированные 20-мм пушки MG FF. В дальнейшем, после замены 7,92-мм пулеметов пушками калибром 20 мм и после установки в крыльях более мощных пушек, в том числе и калибром 30 мм, по весу минутного залпа Fw 190 оказался вне конкуренции.

Кроме мощного пулеметно-пушечного вооружения на Фокке-Вульф ФВ-190 могла быть размещена и весьма солидная бомбовая нагрузка. В зависимости от модификации самолета на устройствах наружной подвески могли быть подвешены бомбы весом до 700— 1000 кг, а в перегрузочном варианте – и до 1800 кг.

Боевое использование Фокке-Вульф ФВ-190

Первой среди боевых частей самолеты FW 190А получила летом 1941 г. группа II/JG 26. С сентября она участвовала в боях над Ла-Маншем. Вскоре к ней присоединилась III/JG 26, а затем началось перевооружение групп эскадры JG 2. В 1942 г. FW 190А перевооружили JG 1, также действовавшую на Западе. Со второй половины 1942 г. части «фокке-вульфов» стали привлекаться для перехвата американских бомбардировщиков над территорией Франции.

С ноября 1942 г. по май 1943 г. в Северной Африке воевали на FW 190А группы II/JG 2 и III/ZG 2 (последняя использовала «фокке-вульфы» в качестве истребителей-бомбардировщиков и в декабре была реорганизована в III/SKG 10). Самолеты участвовали в боях в Тунисе, нанося удары по позициям противника и выполняя задачи ПВО.

На Восточном фронте первые FW 190А появились в конце осени 1941 г., когда несколько таких машин передали на пополнение группы II/JG 54, действовавшей в районе Ржева. Но недоведенность системы охлаждения двигателя не позволила включить их в боевую работу. В сентябре 1942 г. «фокке-вульфами» перевооружили I/JG 51, воевавшую под Ленинградом, а вскоре переброшенную на центральный участок фронта. К концу года такие самолеты начала получать III/JG 51, а также воевавшие под Ленинградом группы I и II/JG 54. В начале 1943 г. FW 190А-3 и А-4 поступили в III/JG 54, а затем из Франции прибыла I/JG 26, вооруженная FW 190А-5 — её направили в район озера Ильмень,

В ходе операции «Цитадель» 4 группы, вооруженные FW 190, действовали на северном фасе Курской дуги. К началу битвы они насчитывали 186 самолетов. «Фокке-вульфы» с успехом применяли тактику блокирования районов действия собственной ударной авиации, оказавшуюся более эффективной, чем непосредственное сопровождение бомбардировщиков. Совершая в сутки по 3-4 вылета, немецкие летчики действовали большими группами, связывая боем или уничтожая малочисленные наряды советских истребителей. Однако и собственные потери были значительны — в частности, после провала «Цитадели» группу IV/JG 51 пришлось перевооружить с FW 190А на Bf 109G. Однако в последующих боях осени и зимы 1943-1944 гг. «фокке-вульфы» использовались более интенсивно, чем «мессершмитты» — FW 190А лучше подходили для действий с мокрых грунтовых аэродромов.

В первой половине 1944 г. количество FW 190А на Восточном фронте уменьшилось, но география их боевого применения расширилась. С лета группа II/JG 54 воевала над Карельским перешейком. Весьма интенсивно «фокке-вульфы» применялись в Прибалтике и Польше.

С весны 1943 г. части, вооруженные FW 190, включались в систему ПВО рейха. Не имеющие РЛС одномоторные истребители при ночных перехватах использовали тактику «дикого кабана», действуя в прожекторных полях. Помимо обычных истребительных частей, в июле 1944 г. в составе ПВО появились штурмовые отряды и группы — они имели FW 190А с усиленным бронированием и применялись для атак соединений вражеских бомбардировщиков в дневное время с минимальной дистанции.

Весьма незначительным оказалось участие FW 190А в попытке отражения высадки союзников в Нормандии — к июню 1944 г. во Франции находилось лишь 4 группы таких самолетов, к тому же, неполностью укомплектованных. А выделить дополнительные силы, сняв их с Восточного фронта или из ПВО рейха, не представлялось возможным. Из всей кампании 1944-1945 гг. на Западе наиболее заметным эпизодом боевого применения «фок-ке-вульфов» стала операция «Боденплат-те» — массированный удар по аэродромам союзников 1 января 1945 г., в котором участвовали 16 групп FW 190. К сколь-ни-будь заметным результатам он не привел, а вот потери люфтваффе были очень значительны — например, эскадра JG 2 лишилась 37 пилотов погибшими, ранеными и пропавшими без вести.

Самолеты FW 190D-9 появились в строевых частях осенью 1944 г. Первыми их получила группа III/JG 54, обеспечивавшая с аэродромов у голландской границы действия реактивных истребителей Me-262 («фокке-вульфы» прикрывали их на взлете и посадке). В начале 1945 г. FW 190D-9 появляются и на Восточном фронте — на них, в частности, действовала группа II/JG 6, а в последние недели войны — перевооруженная с «мессершмиттов» IV/JG 51.

Поставки FW 190F в строевые части начались в конце 1942 г. В декабре их получил отряд 5./SchG 1, а в январе 1943 г. — 6./SchG 1. В бой на Восточном фронте они пошли в марте 1943 г., когда, базируясь в Павлограде, поддерживали контрнаступление вермахта на Донбассе. Помимо боевых порядков войск противника и позиций артиллерии, штурмовики наносили удары по железнодорожным узлам и аэродромам. Как правило, выполнялось два захода: в первом сбрасывались бомбы, а во втором цель обстреливалась пушечно-пулеметным огнем. Потери, понесенные в боях, быстро компенсировались промышленностью, и к лету 1943 г. в эскадре SchG 1 было уже 5 отрядов FW-190F. В начале июля эскадра располагала 85 такими самолетами. Сосредоточенные на аэродромах в районе Белгорода, они активно участвовали в операции «Цитадель» — Курской битве. Главными целями при этом являлись подвижные объекты (колонны войск, обозы и пр.) в ближнем тылу противника. После перехода советских войск в контрнаступление, авиация стала одним из главных средств сдерживания продвижения противника. В августе 1943 г. люфтваффе перешли к комбинированным ударам с участием больших групп разнотипных самолетов, в которых FW 190F действовали на нижнем эшелоне (1500-2000 м). Их основной задачей стало подавление зенитной артиллерии в целях обеспечения действий бомбардировщиков. За июль-август 1943 г. на Восточном фронте было потеряно 102 FW 190F (одна потеря приходилась примерно на 50 боевых вылетов).

Фокке-Вульф FW 190G дебютировали в бою на Западе. Ими в январе-феврале 1943 г. вооружили эскадру скоростных бомбардировщиков SKG 10. С марта FW 190G начали налеты на порты и другие объекты на побережье Англии. С середины апреля, наряду с дневными операциями, стали практиковаться и ночные налеты. При этом предварительно высылалась небольшая группа самолетов с целью отвлечь на себя ночные истребители противника, а примерно через час — основная ударная группа (вражеские «ночники» в то время как раз садились на аэродромы после первого вылета, что позволяло «фокке-вульфам» беспрепятственно бомбить цели).

В конце 1943 г. основные силы штурмовиков были сосредоточены на Восточном фронте. Здесь действовали группы II/SG 2 и II/SG 77, к которым добавилась эскадра SG 10. Последняя наряду с FW 190F и G эксплуатировала также самолеты FW 190А. Активизация действий авиации наблюдалась с началом весеннего улучшения погоды в 1944 г. Эскадра SG 10 в полном составе (свыше 100 самолетов) была сосредоточена в районе г. Яссы. В мае 1944 г. её самолеты активно противодействовали советскому наступлению, выполняя задачи не только штурмовиков, но и истребителей.

Весной и в начале лета 1944 г. количество штурмовых частей, получивших FW 190F/G, значительно возросло. Так, на центральном участке Восточного фронта (в Белоруссии), а затем в Прибалтике воевала III/SG 3. С середины лета к ней присоединилась III/SG 4, ранее действовавшая на Западе. С 6 июня 1944 г. она участвовала в ударах по плацдарму союзников в Нормандии, потеряв к 10 июня [2]/3 своих самолетов, а после переформирования была переброшена на Восточный фронт. Осенью 1944 г. основным районом применения штурмовиков оставалась Прибалтика, но к концу года многие части были сконцентрированы в Венгрии, где SG 2 и SG 10 участвовали в боях в районе Будапешта.

К началу 1945 г. люфтваффе располагали 1331 штурмовиком, из них 1077 составляли FW 190F/G. Большинство их действовало на Восточном фронте. Непосредственно в строевых частях (без учета учебных и запасных) здесь находилось порядка 500 FW 190F/G, в то время как на Западном фронте и в Северной Италии — лишь 160 таких машин. Они приняли участие во всех операциях завершающего периода войны. Даже в последние месяцы войны штурмовики люфтваффе действовали большими группами по 20-40, а иногда до 60 машин, время от времени причиняя существенный урон советским войскам. Поставки техники с заводов позволяли поддерживать состав эскадр на достаточном уровне — например, действовавшая в районе Берлина SG 77 в начале апреля 1945 г. располагала 110 самолетами FW 190F. Но начинала ощущаться нехватка опытных пилотов. Тем не менее, до последних дней войны в боях участвовали эскадры SG 4 и SG 77, частично — SG 1 и SG 2, группа II/SG 3 и ряд учебных частей.

На Западе наиболее активно действовала ночная штурмовая группа NSGr 20, вооруженная FW 190F-8 и G-3. Её самолеты в декабре 1944 г. поддерживали наступление в Арденнах, а 1 января 1945 г. участвовали в операции «Боденплатте» — массированном ударе люфтваффе по аэродромам союзников.

Единственной страной, которой поставлялись истребители FW 190А, была нейтральная Турция. 72 полученных в 1942-1943 гг. самолетов FW 190Аа-3 эксплуатировались до 1948 г. Для испытаний 2 FW 190А были поставлены в Японию. С сентября 1942 г. на FW 190А летал на Восточном фронте отряд 15./JG 51, укомплектованный испанскими добровольцами, но входивший в состав люфтваффе.

72 самолета FW 190F получили венгерские ВВС. С ноября 1944 г. они служили в составе 102-й истребительно-бомбардировочной (с марта 1945 г. — штурмовой) группы, участвовавшей в боях вплоть до последних дней войны, когда в ней оставалось всего два исправных самолета. Несколько ФВ-190F, захваченных Румынией после перехода на сторону антигитлеровской коалиции, в боях не применялись.

В схватках с советскими Ла-5 «фокке-вульфы» показали гораздо лучшую маневренность и более высокие скоростные характеристики. «Яки» превосходили FW 190А в горизонтальном маневре на высотах менее 3000 м, но выше проигрывали им. Отличной репутацией среди пилотов люфтваффе пользовался FW 190D-9, считавшийся лучшим немецким истребителем, попавшим на фронт в сколь-нибудь заметном количестве.

Предпринятое в середине войны перевооружение штурмовых частей люфтваффе с Ju-87 на FW 190F/G позволило этим частям выполнять боевые задачи без истребительного прикрытия. Наибольших успехов пилоты FW 190F/G добивались при выполнении атак с применением бомб малого и среднего калибров, а также мощного стрелково-пушечного вооружения для поражения различных, прежде всего небронированных целей в ближнем советском тылу. Кроме того, они выполняли вылеты на прикрытие пикировщиков, вели тактическую разведку. Таким образом, FW 190 оказался не только неплохим истребителем, но и отличным многоцелевым самолетом.

В общем же, применение «фокке-вульфов» имело весьма ярко выраженную региональную специфику: если на Восточном фронте они использовались в основном в штурмовом варианте (на начало 1945 г. здесь действовало около 700 FW 190, из них 500 — в штурмовых эскадрах), то на Западном — в истребительном (на тот же период — примерно 760 FW 190, из них 160 штурмовиков). Для полноты картины отметим, что в то же время около 240 «фокке-вульфов» числилось в ПВО рейха.

Значительное количество «фокке-вульфов» стали трофеями победителей. В частности, СССР захватил, среди самолетов других модификаций, не менее 12 FW 190D-9.

Технические данные истребителя Fw-190D-9

Экипаж: 1 человек

Максимальная взлетная масса: 4840 кг

Размеры: длина х высота х размах крыл: 10,20 х 3,35 х 10,50 м

Силовая установка: количество двигателей х мощность:.1?1 776 л. с.

Максимальная скорость полета на высоте 6600 м.: 685 км/ч

Скороподъемность: 12—14 м/с

Практический потолок: 12 000 м

Дальность полета: 835 км

Вооружение: 2 х 13-мм пулемета MG-131, 2 х 20-мм пушки MG-151

Максимальная бомбовая нагрузка: 500 кг

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ФОККЕ-ВУЛЬФ FW-190

Цельнометаллическое хвостовое оперение выполнено свободнонесущим с регулируемым в полете стабилизатором;

Сдвижная часть фонаря кабины выполнена из целого куска плексигласа, неподвижный козырек фонаря снабжен 57-мм бронестеклом. Общий вес установленной на самолете брони сocтавляет 110 кг;

Два синхронных 13-мм пулемета MG-17 установлены под капотом двигателя;

Двигатель воздушного охлаждения BMW-801D мощностью 1700 л. с.;

Металлический трехлопастный винт регулируемого шага VDМ, работа винтомоторной группы автоматизирована благодаря применению центрального командного прибора-регулятора;

Синхронная (в корне крыла) и несинхронная 20-мм пушки MG 151/20. их скорострельность составляла до 900 выстрелов в минуту, запас снарядов 170—200 штук на ствол;

Консоли цельнометаллического крыла состояли из двух половин — верхней и нижней, каждая собиралась методом высокопроизводительной клепки панелей обшивки к каркасу;

Фюзеляж полумонококовой конструкции состоял из трех герметизированных отсеков: моторного, хвостового и отсека кабины;

Моторные отсеки поставлялись в комплекте с мотором двигателестроительным заводом, отсеки кабины и хвостовые отсеки изготавливались авиационным заводом, на котором производилась и окончательная сборка самолета;

http://www.airaces.ru/

www.the-submarine.ru

FW-190D Истребитель-бомбардировщик — Люфтваффе


Истребитель-бомбардировщик

Focke-Wulf


Fw-190 — единственный немецкий истребитель, спроектированный и запущенный в массовое производство уже во время войны.
Первоначально самолет проектировался под радиальный двигатель, однако к началу 1944 года возможность повышения мощности BMW-801 была исчерпана.
Стандартом стала модель Fw-190D с V-образным 12-ти цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения Jumo-213.

Мощность двигателя могла увеличиваться на короткое время до 2100-2240л.с. за счет использования системы MW-50, посредством которой в цилиндры двигателя впрыскивалась воднометаноловая смесь.

Завышенный вес самолета отрицательно сказывался на маневренности. Время виража на 3-4 сек больше (22 сек вместо 19), чем у Ла-5, Ла-7, а скороподъемность составляла 12-14м/сек, в то время как у других истребителей она составляла 15-20 м/сек. Поэтому FW-190 выполнял задачи воздушного прикрытия сухопутных войск, а также применялся в качестве истребителя-бомбардировщика и штурмовика, так как по своему вооружению он был самым мощным истребителем в мире.

FW-190D в НИИ ВВС. Война уже закончилась, когда на испытания поступили немецкие поршневые самолеты, использовавшиеся нацистами в последнем периоде боев. Прежде всего наши инженеры изучили FW 190D-9 (или «длинноносую Дору»). На истребителе модели D—9 заменили хорошо известный у нас мотор BMW 80ID воздушного охлаждения на Jumo 21ЗА жидкостного охлаждения. Это мероприятие несколько улучшило аэродинамику винтомоторной группы и увеличило длину самолета на 80 см. Более мощный двигатель сулил превосходство новой машины в скорости и скороподъемности над FW 190A. В нашей стране знали об обратном способе модификации некоторых истребителей: путем замены мотора жидкостного охлаждения на более мощный, охлаждаемый маслом и потоком воздуха (ЛаГГ-3 -> Ла-5; Кi 61->Ki 100).
Насколько изменилось соотношение основных летных данных немецкого «длинноносого фоккера» и лучших серийных истребителей ВВС Красной Армии? По мнению ведущих специалистов НИИ ВВС, модифицированный FW 190D-9 № 210251 не мог на равных вести борьбу на малых и средних высотах с отечественными Як—3, Як-9У, Ла-7. «Фокке-вульф» уступал им в скорости у земли по крайней мере на 24 км/ч, а на 5000 м — более, чем на 10 км/ч. Также не в пользу немецкого истребителя оказалось сравнение горизонтальной и вертикальной маневренности.

Наибольший интерес для отечественной промышленности вызвали удачная компоновка агрегатов мотора и оборудования винтомоторной группы, высокая максимально допустимая температура масла на входе в двигатель (130°С), удачная конструкция автоматического регулятора температуры охлаждающей жидкости, деревянные лопасти с высоким к. п. д. Также отмечалось, что за время испытаний с 11 по 26 мая 1945 г. все агрегаты спецоборудования немецкого самолета работали безотказно. Большую пользу принесло изучение специального блока радиостанции FUG- 16ZY, который позволял использовать приемник этой станции в системе радионавигации.

Хорошо отработанную систему управления огнем дополняли высокое качество бронестекла фонаря кабины летчика и удачная конструкция прицела. В отличие от некоторых наших машин с мощным вооружением при одновременной стрельбе из всех огневых точек наводка на цель не сбивалась, а сила отдачи оружия летчиком почти не ощущалась. Имелась возможность стрелять раздельно из пушек и пулеметов. Широкая электрификация оборудования упрощала работу летчика.

Истребитель FW 190D-9 использовали для учебного воздушного боя с Ла-7, показавшего полное преимущество отечественной машины. Летчики института инженер-подполковник А.Г.Кочетков, подполковники А.Г.Прошаков и В.И.Хомяков, майор В.Е.Голофастов пришли к выводу: немецкой новинке не проще вести бой с «лавочкиным», чем его предшественнику FW 190A-8. Начав «бой» на встречных курсах, советский истребитель заходил «немцу» в хвост после третьего виража или второго боевого разворота. Следует однако заметить, что «бои» проводились без применения чрезвычайного режима работы мотора с впрыском водно-метаноловой смеси.

Модификации: FW-190D-0 -без внешних крыльевых пушек для увеличения маневренности.

FW-190D-10 -в развале цилиндров вместо 2-х 13-мм пулеметов — пушка 30-мм МК-108.

FW-190D-11 -в крыле две 20-мм и две 30-мм пушки.

FW-190D-12 -штурмовая модификация — вооружение аналогичное предыдущему, увеличена броневая защита двигателя и кабина пилота.














Экипаж 1 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 10.5
Длина самолета, м 10.20
Высота самолета, м 3.35
Двигатели.
12-ти цил. V-образный двигатель Юмо-213А 1750 л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 2900
Максимальная взлетная 4840
Летные данные.
Максимальная скорость на высоте 6100м, км/ч 685
Скороподъемность м/сек 12-14
Практический потолок, м 12000
Дальность полета,км 835
Вооружение
2 x 20-мм пушки в крыле и 2 x 13-мм пулемета в развале цилиндров, бомб до, кг 500

Подробно

Источники

  • «Авиация Люфтваффе» /В.Н. Шунков/
  • «Немецкий след в истории отечественной авиации » /Д.А. Соболев, Д.Б. Хазанов/
  • «Энциклопедия военной техники» /Aerospace Publising/
  • «Истребитель FW 190» /А. Русецкий/
  • «Высотные истребители Fw 190D Ta 152» /Юрий Борисов/
  • «Самолеты Германии Второй мировой войны; /В. Шунков/

www.airpages.ru

Испытано в СССР. Истребитель Focke-Wulf FW-190D-9: alternathistory

Спустя десятилетия после окончания второй мировой войны продолжаются споры о том, чьи самолеты были лучше — фашистской Германии или Советского Союза. Наши отечественные специалисты долго и тщательно изучали технические решения, рожденные в немецких конструкторских бюро. Трофейная техника постоянно проходила испытания в ГК НИИ ВВС. Не был исключением и FW-190 (ФВ-190). В июле 1943 г. исследовалась модификация под индексом «А-4», два месяца спустя — «А-5». В декабре 1944 г. и марте 1945 г. советские летчики досконально изучили FW-190A-8 и его облегченный вариант — самолет FW-190D-9. Эта машина испытывалась на аэродроме «Чкаловская» в период с 11 по 25 мая 1945 г.

схемы FW-190D-9

FW-190D-9 отличался от своих предшественников, главным образом, винто-моторной группой. Вместо звездообразного двигателя воздушного охлаждения BMW-801 использовали V-образный Jumo-213A водяного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и винтом изменяемого шага VS-111, лопасти которого были деревянными. На двигателе устанавливались автоматический двухскоростной приводной центробежный нагнетатель и устройство для впрыска водо-спиртовой смеси, увеличивавшее мощность в чрезвычайных случаях с 1900 до 2100 л.с. Управление силовой установкой происходило с помощью центрального поста, позволявшего перемещением рычага управления двигателем задавать эксплуатационные параметры мотора и винта в их оптимальном сочетании.

элементы силовой установки FW-190D-9

Горючее размещалось в трех про-тектированных бензобаках общей емкостью 642 литра. Предусматривалась возможность установки еще и подвесного бензобака на 300 литров.

Защитные мероприятия включали в себя наличие бронестекла толщиной 45 мм в передней части козырька фонаря кабины пилота, бронеза-головника толщиной 12 мм, восьмимиллиметровой бронеспинки и четырех 5-мм бронеплит за сиденьем пилота.

компоновка FW-190D-9

Вооружение самолета было таким же, как и на FW-190A-8. Оно состояло из двух синхронных пушек MG-151 калибра 20 мм и двух пулеметов MG-131 калибра 13 мм, общий боекомплект которых насчитывал 400 и 900 патронов соответственно. В отличие от советских истребителей синхронные пушки размещались в крыле, а пулеметы — над двигателями.

размещение вооружения FW-190D-9

На самолете имелась связная УКВ-радиостанция FuG-16ZY и локационный ответчик «свой-чужой» FuG-25. Отличительной особенностью радиостанции было то, что ее приемник использовался в системе радиополукомпаса.

Для борьбы с обледенением стекла фонаря опрыскивались бензином, а на переднем и левом боковом стеклах имелись еще и электротермические устройства.

В результате модернизации длина самолета FW-190А-9 возросла по сравнению с FW-190A-8 с 8,950 до 10,380 метра. Наибольший «вклад» в это внесла винтомоторная установка, удлинившая машину на 0,8 метра. Увеличились также длины хвостовой части фюзеляжа (на 0,5 м) и хорды вертикального оперения (на 0,130 м). Следует отметить, что применение нового двигателя не привело к значительным переделкам планера.

FW-190D-9

В процессе государственных испытаний ведущими по машине были инженер В.О.Мельников и летчик В.Е.Голофастов. Облетали самолет А.Г.Кочетков, А.Г.Прошаков, В.И.Хомяков, Л.М.Кувшинов и В.Г.Масич. Летчики-испытатели ГК НИИ ВВС в своих отчетах отмечали, что:

«Кабина самолета ФВ-190Д-9 по оборудованию и расположению рычагов управления самолета и мотора аналогична кабине ФВ-190А-8…

Обзор передней полусферы хороший, обзор задней полусферы ограничен бронезаголовником.

На разбеге самолет имеет тенденцию к развороту влево, особенно при резкой даче газа и энергичном подъеме хвоста.

Вертикальная скорость самолета по сравнению с отечественными истребителями мала.

По сравнению с ФВ-190А-8 управление самолета стало более тяжелым.

Отсутствие регулируемых в полете триммеров на рулях управления значительно затрудняет пилотирование самолета. На малых скоростях машина имеет тенденцию к крену и развороту влево, а на больших скоростях (свыше 450 км/ч) — вправо.

Пилотаж на самолете выполняется нормально: исключение составляют виражи. На виражах, главным образом на левых, наблюдается тряска хвостового оперения, возрастающая по мере увеличения крена.

Время выполнения виража на высоте 1000 м составляет 22 — 23 секунды, на высоте 5000 м — 24-28 секунд.

За боевой разворот с высоты 1000 м самолет набирает 1000 метров, а с высоты 5000м — 900 метров.

На пикировании самолет быстро набирает скорость и при этом также быстро возрастают тянущие усилия на ручке. При выводе из пикирования для уменьшения тянущих усилий на ручке и для ускорения вывода необходимо пользоваться регулируемым в полете стабилизатором. Перед посадкой его нужно устанавливать на минимальный угол.

На пробеге самолет рыскает.

Управление пулеметно-пушечным вооружением удобное. При стрельбе с пикирования по наземной цели одновременно из всех огневых точек самолет ведет себя устойчиво — наводка на цель не сбивается. Силу отдачи оружия летчик почти не ощущает.

Проведенный воздушный бой самолета ФВ-190Д-9 с отечественным скоростным двухмоторным бомбардировщиком «63» (имеется в виду самолет «СДБ» ОКБ А.Н.Туполева, модификация Ту-2 —прим. автора) показал, что из-за отсутствия преимущества в максимальной горизонтальной скорости и малого преимущества в вертикальной самолет ФВ-190Д-9 в горизонтальном полете и на наборе высоты имеет возможность производить атаки только под небольшими углами в задней полусфере.

При снижении самолет ФВ-190Д-9 может производить атаки бомбардировщика «63» значительно свободнее и под большими углами, чем при горизонтальном полете, вследствии более быстрого набора скорости…

Проведенный воздушный бой самолета ФВ-190Д-9 с отечественным истребителем Ла-7 показал, что Ла-7 имеет значительные преимущества перед ним по максимальным скоростям, скороподъемности и маневренности в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

В горизонтальном маневре при встрече на скоростях 0,9 от максимальных, самолет Ла-7 заходит в хвост самолету ФВ-190Д-9 за 2-2,5 виража.

В вертикальном маневре при встрече на максиальных скоростях Ла-7 набирает за боевой разворот большую высоту и, имея превосходство в высоте, заходит в хвост самолету ФВ-190Д-9».

вариант окраски трофейного FW-190D-9

В заключительной части «Акта № 94 по результатам государственных испытаний самолетов ФВ-190» отмечалось следующее:

«1. Самолет Фокке-Вульф-190Д-9 с мотором жидкостного охлаждения ЮМО-213А уступает по летно-тактическим данным отечественным серийным истребителям Як-9У с ВК-107А, Як-3 с ВК-105ПФ2 и Ла-7 с АШ-82ФН.

2. Замена мотора БМВ-801 воздушного охлаждения на мотор ЮМО-213А жидкостного охлаждения привела к незначительному увеличения максимальных горизонтальных скоростей самолета».

Великая Отечественная война закончилась и стало ясно, что надежды, возлагавшиеся Люфтваффе на истребитель FW-190 в полном объеме не оправдались.

источник: http://alternathistory.org.ua/ispitano-v-sssr-istrebitel-focke-wulf-fw-190d-9

alternathistory.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о