Бронемашины Stryker: проблемы и планы

Во время реформирования вооруженных сил США в девяностых годах перед военными встал вопрос оснащения бронетехникой. Согласно новой концепции, сухопутные войска должны были делиться на три типа подразделений, в зависимости от их оснащения. Тяжелые дивизии и бригады предлагалось оснащать танками, легкие пехотные – бронетранспортерами семейства M113 и легкобронированной техникой. При этом вопрос оснащения средних (они также часто именуются промежуточными) дивизий/бригад оставался открытым. Звучали различные предложения, но в итоге оптимальной техникой для средних подразделений признали перспективную бронемашину на колесном ходу.

Кроме того, требовалась машина-платформа, на базе которой можно создать технику различного назначения. Возможно, идею такой бронетехники Армия США подсмотрела у Корпуса морской пехоты, который к тому времени уже более десяти лет эксплуатировал семейство бронемашин LAV, созданное на базе броневика MOWAG Piranha 8×8.

История и конструкция

Для осуществления глубокой модернизации швейцарско-канадской машины было привлечено два крупнейших оборонных концерна США: General Dynamics и General Motors. На разных этапах в проекте, получившем название IAV (Interim Armored Vehicle – «Промежуточный бронированный транспорт»), участвовали различные подразделения этих компаний. При этом основная работа была возложена на канадское отделение General Dynamics Land Systems, которое раньше было самостоятельной фирмой GMC и разработало бронемашины семейства LAV. Техническое задание на новые машины было выдано в самом начале 2000 года.

Примерно в это же время программа IAV получила еще одно название – Stryker. Согласно американской традиции обозначения бронированных машин, новую платформу назвали в честь прославившихся военных. Причем на этот раз в честь сразу двоих. Это рядовой первого класса Стюарт С.Страйкер, погибший в марте 1945-го, и специалист четвертого ранга Роберт Ф.Страйкер, не вернувшийся из Вьетнама. За проявленный героизм оба Страйкера были посмертно награждены Медалью Почета – высшей военной наградой США.

При создании бронеплатформы Stryker было использовано максимально возможное количество имевшихся у бывшей GMC наработок. По этой причине, к примеру, общая компоновка и обводы корпуса нового защищенного транспортного средства остались почти такими же, как у LAV. В передней правой части бронированного корпуса размещен дизельный двигатель Caterpillar C7 мощностью 350 л.с. Через трансмиссию Allison 3200SP крутящий момент двигателя передается на все 8 колес. При этом специальный пневматический механизм по команде водителя может отключать передние четыре колеса. Такой режим работы с колесной формулой 8х4 применяется для скоростного движения по шоссе.

В случае с базовой моделью бронетранспортера (боевая масса порядка 16,5 тонны) 350-сильный двигатель обеспечивает скорость до ста километров в час по шоссе. Прочие варианты «Страйкера», имея большую боевую массу, не способны разгоняться до таких скоростей и немного проигрывают по этому параметру базовому БТР.

Запаса топлива хватает на марш длиной до 500 км. Система подвески колес заимствована у LAV без значительных изменений. Передние четыре колеса получили пружинную подвеску, задние – торсионную. Ввиду предполагавшегося большого веса машин семейства элементы подвески были незначительно усилены. Как потом оказалось, усиление было недостаточным.


Бронированный корпус машин Stryker также является дальнейшим развитием проекта LAV, однако имеет ряд значительных отличий. Прежде всего, стоит отметить большую высоту корпуса. Для обеспечения удобства размещения экипажа, десанта, боекомплекта и т.д., а также для защиты от взрывов мин пришлось переработать профиль днища и, как следствие, увеличить высоту корпуса. Последнее было сделано для компенсации «украденного» V-образным днищем объема. В результате общая высота базового бронетранспортера (по крыше) оказалась на 25-30 см больше, чем у машины LAV. Увеличение высоты корпуса сказалось на его обводах.

Верхняя его часть внешне ощутимо отличается от канадского бронетранспортера – верхняя лобовая деталь длиннее и стыкуется с крышей дальше, почти перед второй осью. Бронированный корпус «Страйкера» сваривается из панелей толщиной до 12 мм. За счет использования разных сортов стали достигается защита, соответствующая четвертому уровню стандарта STANAG 4569 в лобовой проекции и второму-третьему со всех остальных направлений. Иными словами, «родные» лобовые плиты машины Stryker выдерживают попадание бронебойных пуль калибра 14,5 мм и осколков 155-мм снаряда, взорвавшегося на расстоянии около 30 метров. Борта и корма, в свою очередь, защищают экипаж, десант и внутренние агрегаты только от бронебойных пуль калибра 7,62 мм

. В целом, такие показатели защиты не являются чем-то особенным, однако их посчитали достаточными и оптимальными в отношении веса конструкции.

Еще на стадии начального проектирования была предусмотрена возможность установки дополнительного бронирования. На все машины семейства Stryker может быть навешена защита системы MEXAS производства немецкой фирмы IBD Deisenroth. При установке метало-керамических панелей значительно улучшается уровень защиты. Борта и корма машины в таком случае выдерживают попадание пуль калибра 14,5 мм, а лобовые детали – попадание 30-мм снарядов.



Модификации

Вооружение машин «Страйкер» зависит от конкретной модели, его спектр достаточно разнообразен. Комплексы вооружения стоит рассматривать в свете имеющейся бронетехники семейства.

— M1126 ICV. Infantry Combat Vehicle – базовая машина-бронетранспортер. Перевозит экипаж из двух человек и имеет девять посадочных мест для десанта. В корме располагается откидывающаяся вниз аппарель для посадки и высадки. На легкой башне ICV может быть установлен крупнокалиберный пулемет M2HB или автоматический гранатомет Mk.19. Кроме того, имеются приспособления для установки пулемета винтовочного калибра, например, M240;

— M1127 RV. Reconnaissance Vehicle – бронированная разведывательная машина. Комплекс вооружения аналогичен базовому бронетранспортеру. При этом для передачи сведений о ходе разведывательного рейда M1127 имеет экипаж из трех человек (введен радист), а количество мест для десанта сокращено до четырех;

— M1128 MGS. Mobile Gun System – «Мобильная пушечная установка». Бронеплатформа с установленной на ней автоматической башней для 105-мм пушки M68A1. Нарезное орудие располагается в необитаемой башне относительно малого размера и оснащено автоматом заряжания. Основной боекомплект MGS, готовый к стрельбе, состоит из 18 снарядов. В боевом отделении может разместиться дополнительное количество боеприпасов, но в таком случае экипажу придется вручную загружать их в автомат заряжания. Вспомогательное оружие – спаренный с пушкой пулемет M2HB и дымовые гранатометы.

Особый интерес представляет прицельный комплекс машины M1128. В распоряжении экипажа из трех человек имеются приборы ночного видения и всепогодные прицелы. Кроме того, все действия по управлению огнем осуществляются при помощи дистанционных систем, что повышает живучесть машины и экипажа. По своей огневой мощи M1128 MGS сравнима с танком M60 Patton;

— M1129 MC. Mortar Carrier – самоходный миномет. В десантном отделении установлены поворотное платформа и 120-мм миномет M6 (он же Soltam K6) израильской разработки. Тут же размещаются ящики с боезапасом. Экипаж машины M1129 MC состоит из пяти человек. При этом непосредственно с минометом работают только трое. При скорострельности до пяти выстрелов в минуту самоходный миномет M1129 MC способен поражать цели обычными минами на дальности до 7200 метров и активно-реактивными на дистанциях до 10,5 км.

— M1130 CV. Command Vehicle – командно-штабная машина. В десантном отделении размещена аппаратура связи и рабочие места командиров. Каждой роте полагается две КШМ M1130;

— M1131 FSV. Fire Support Vehicle

– машина разведки и целеуказания. Отличается от базового бронетранспортера M1126 только наличием дополнительного оборудования связи, совместимого со всеми стандартами, применяемым в НАТО, а также набором аппаратуры для проведения визуальной разведки, в том числе и ночью;

— M1132 ESV. Engineer Squad Vehicle – инженерная машина. На шасси базового «Страйкера» установлено оборудование для установки и обезвреживания мин. Главное внешнее отличие от прочих машин семейства – бульдозерный отвал. При его помощи можно выкапывать мины или производить расчистку завалов;

— M1133 MEV. Medical Evacuation Vehicle – Санитарная эвакуационная машина. В задней части корпуса броневик оснащается специальным бронированным агрегатом прямоугольной формы. Внутри него размещаются места для раненых. Внутренние объемы санитарной M1133 позволяют разместить до двух медиков и до шести сидячих больных. При необходимости есть возможность перевозки двух лежачих раненых. Собственное оборудование машины позволяет оказывать первую помощь и проводит ряд реанимационных мероприятий. Комплект медицинской аппаратуры подбирался с таким расчетом, чтобы экипаж M1133 мог довезти до госпиталя бойцов даже с тяжелыми ранениями и травмами;

— M1134 ATGM. Anti-Tang Guilded Missile – противотанковая машина с управляемыми ракетами. В этом варианте на стандартное шасси устанавливается башня Emerson TUA с двумя пусковыми установками для ракет BGM-71 TOW поздних модификаций. Максимальный боекомплект машины AGTM достигает пятнадцати ракет;

— M1135 NBCRV. Nuclear, Biological, Chemical Reconnaissance Vehicle – машина радиационной, биологической и химической разведки

. Машина лишена каких-либо систем вооружения, кроме личного оружия экипажа. Сам экипаж из четырех человек работает в полностью загерметизированном корпусе и располагает оборудованием, необходимым для определения признаков радиационного, химического или биологического заражения. Кроме того, NBCRV оснащается средствами связи для быстрой передачи данных о заражении.

Результаты эксплуатации

За счет использования наработок по предыдущему проекту LAV фирма General Dynamics Land Systems смогла быстро провести все конструкторские и испытательные работы. Уже осенью 2002 года первые бронемашины семейства Stryker были приняты на вооружение, а в ноябре того же года General Motors и General Dynamics Land Systems получили заказ на поставку 2131 единиц новой техники. Общая стоимость поставок превысила 4 млрд. долларов. Первые экземпляры машин поступили в войска в самом начале следующего 2003 года.

В количественном отношении заказ вооруженных сил был достаточно разнородным. Большая часть заказанных машин должна была быть построена в конфигурации бронетранспортеров. Вторые по количеству – командно-штабные машины. Самоходные минометы, разведывательные, САУ и противотанковые «Страйкеры» планировалось купить в заметно меньших количествах.

Всего через пару месяцев после начала поставок новой бронетехники США начали войну против Ирака. Уже после окончания основных боевых действий, в октябре 2003 года, началась переброска в Ирак подразделений, вооруженных бронемашинами Stryker. Первыми на Ближний Восток поехали бойцы и техника 3-й бригады (2-я пехотная дивизия) из Форт-Льюиса. Начиная с ноября того же года, они активно участвовали в поддержании порядка и патрулировании различных районов Ирака. Через год 3-ю бригаду сменила 1-я бригада 25-й дивизии.

Далее смена «промежуточных» подразделений происходила регулярно, причем со временем срок службы сократили: вместо года солдаты стали находиться в Ираке вдвое меньше. К моменту прибытия 3-й бригады 2-й пехотной дивизии основная часть войны завершилась, а противники сил НАТО перешли к партизанской тактике. На этом этапе, ввиду его характерных признаков, проявился ряд недостатков конструкции и тактики применения «Страйкеров». Еще до конца работы 3-й бригады стали появляться негативные отзывы о новой технике. К концу 2004 года специальная комиссия Пентагона подготовила объемистый доклад о результатах применения бронетранспортеров и других машин семейства Stryker в условиях реальных боевых действий.



Этот доклад вызвал массу споров, едва не приведших к закрытию всей программы. Критике специалистов подверглись практически все элементы проекта, от двигателя до ремней безопасности. Силовая установка и ходовая часть «Страйкеров» была удобна и полностью пригодна для поездок по шоссе, однако при движении по бездорожью возникали большие проблемы. Из-за не совсем большой удельной мощности (порядка 18-20 л.с. на тонну веса) даже базовый БТР порой вяз в песке и требовал сторонней помощи. При определенных условиях приходилось «гонять» двигатель на максимальных режимах, что плохо сказывалось на его ресурсе.

Кроме того, часто возникали проблемы с колесами и подвеской. Как оказалось, проделанное усиление амортизации и подвески было недостаточным. Ресурс подвески оказался заметно меньше расчетного. Еще одна неприятность с ходовой частью была вызвана сравнительно большой боевой массой. Из-за нее колеса, взятые с LAV, требовали регулярной и частой подкачки, что не совсем приемлемо для эксплуатации в боевых условиях. Наконец, были зафиксированы случаи, когда после пары дней активного использования машины в не самых сложных условиях возникала необходимость в замене шин. Все это послужило причиной для рекомендации усилить конструкцию ходовой части.

Вторая серьезная претензия касалась уровня защиты. Бронированный корпус «Страйкера» рассчитывался для защиты от пуль стрелкового оружия. При необходимости можно было использовать навесную броню. Однако в реальных условиях противник предпочитал обстреливать бронетранспортеры не из автоматов и пулеметов, а из противотанковых гранатометов. Несмотря на солидный возраст советских РПГ-7, они активно использовались иракскими вооруженными формированиями. Вполне очевидно, что даже дополнительные металлокерамические панели не обеспечивали защиту от таких угроз.

Еще до окончания подготовки доклада несколько машин 3-й бригады были оборудованы противокумулятивными решетками. Решетчатые панели навешивались на крепления для брони MEXAS. При использовании решеток уровень защиты от кумулятивных боеприпасов ощутимо вырос, хотя они и не стали панацеей. Количество повреждений корпуса сократилось, однако полностью избавиться от них не удалось. Тем не менее, противокумулятивные решетки имели один неприятные побочный эффект – защитная конструкция получилась достаточно тяжелой, что ухудшало ходовые качества. То же самое в докладе говорилось и о дополнительных панелях MEXAS.

Что касается V-образного противоминного днища, то к нему претензий почти не было. Оно хорошо справлялось со своими задачами и отводило в сторону взрывную волну. При этом отмечалось, что противоминная защита справляется только с теми взрывными устройствами, для которых она рассчитана: до 10 кг в тротиловом эквиваленте.

Другой вопрос безопасности был комплексным и касался сразу нескольких сторон конструкции. «Страйкеры» имели относительно высокий центр тяжести. При определенных условиях это могло привести к перевороту машины. Всего за годы эксплуатации бронетехники этого семейства было зафиксировано несколько десятков подобных случаев, как по причине взрыва под днищем или колесом, так и из-за сложных дорожных условий.

В целом, повышенная вероятность падения на бок не была чем-то особо опасным, что требовало особого внимания, помимо соответствующих пунктов в руководстве по вождению машины. Однако за первые несколько месяцев использования БТР Stryker в Ираке при переворачивании техники погибло трое солдат. Причиной этих инцидентов признали неправильную конструкцию ремней безопасности экипажа и десанта. Как оказалось, они крепко удерживали человека только при небольших толчках. При серьезной перегрузке использованные ремни были бесполезны, что в итоге привело к человеческим жертвам.



Комплекс вооружений, в целом, особых претензий не вызвал. Единственное требование касалось добавления ограничителя для автоматического гранатомета. При определенном положении ствола случайный выстрел мог привести к попаданию гранаты в люк командира или механика-водителя. К счастью, таких инцидентов не было, но предосторожность с ограничителем посчитали важной и нужной. Что касается плохой точности и кучности гранатомета Mk.19 при стрельбе в движении, то они давно уже не являются новостью и в докладе были упомянуты лишь вскользь, как неизбежное зло.

В состав оборудования «Страйкеров» входит несколько приборов ночного видения, в том числе и сопряженных с прицелом оружия. Однако эти приборы изначально выдавали черно-белую картинку. В ряде условий такое изображение бывает недостаточным для определения цели, в частности, во время проведения операций полицейского характера, когда, к примеру, требуется точное опознание транспортных средств, в том числе и по цвету. Комиссия Пентагона рекомендовала заменить приборы ночного видения на более удобные и эффективные.

После публикации доклада применение бронетранспортеров и других машин семейства Stryker было ограничено. После нескольких месяцев ожесточенных споров решили продолжить эксплуатацию этих машин, но в скорейшие сроки переоснастить имеющуюся технику в соответствии с результатами эксплуатации, а все новые машины сразу строить по обновленному проекту.

К счастью для финансистов Пентагона, ко времени публикации доклада General Dynamics Land Systems и General Motors успели построить только небольшую часть от заказанных машин. В связи с этим последующие партии бронетранспортеров, самоходок и т.д. изготовлялись с учетом выявленных проблем. При этом значительных изменений не последовало. Бронемашины получили новую электронику, штатные противокумулятивные решетки и ряд других исправлений. В 2008 году Пентагон заказал еще 600 с лишним машин различной конфигурации. Они изначально строились по обновленному проекту.

«Врожденные» недостатки конструкции и оснащения, которые пришлось исправлять по ходу производства, привели к ощутимому удорожанию программы. В случае полного перевода промежуточных бригад и дивизий на машины Stryker общая стоимость заказов техники может перевалить через отметку в 15 млрд.в долларов. Первоначально на оснащение шести бригад и строительство сопутствующей инфраструктуры планировалось потратить около 12 млрд. долларов. Стоит отметить, что цифра в 15 млрд. долларов пока вписывается в планы Пентагона и Конгресса: с самого начала программы IAV Stryker предусматривалось резервирование 2-3 млрд. на случай непредвиденного увеличения расходов.



Перспективы проекта

Несмотря на значительные усилия, предпринятые для устранения выявленных недостатков, облик бронетехники семейства Stryker продолжает оставаться неоднозначным. С одной стороны, боевые качества машин заметно улучшились, но с другой, они стали дороже и менее удобны в перевозке. С последним вопросом дело обстоит следующим образом: характеристики основного американского военно-транспортного самолета C-130 позволяют перевозить большинство машин семейства «Страйкер». Кроме того, раньше в ряде случаев на борт самолета могут быть помещены и модули дополнительного бронирования. Таким образом, для перевозки подразделения требовалось столько же самолетов, сколько бронемашин в роте, батальоне и т.д.

С добавлением штатных противокумулятивных решеток ситуация усложнилась. Габариты и вес этой защиты таковы, что список модификаций «Страйкера», которые можно перевозить со всей дополнительной защитой, сократился до пары машин. Таким образом, для переброски подразделения необходимо выделять дополнительные самолеты-транспортники для перевозки модулей брони и навесных решеток. Все это самым прямым образом влияет на стоимость эксплуатации бронетехники.

Дальнейшее совершенствование «Страйкера» идет в направлении улучшения электроники, обновления вооружения и установки новых средств защиты. В частности, планируется создать и запустить в серию модули динамической защиты, однако ввиду ряда особенностей конструкции это будет весьма не просто. В принципе, американцы могли бы попытаться сделать совершенно новую бронеплатформу. Однако все или почти все пути для такого «отступления» были перекрыты еще десять лет назад, когда Пентагон, не учтя возможные проблемы, заказал сразу более двух тысяч бронетранспортеров и других машин семейства.

Как результат, очень много денег было потрачено на строительство не вполне готовых для войны машин, а создание новой техники и крупномасштабное ее производство будет стоить еще больше. Таким образом, американской армии остается только модернизация Stryker, по крайней мере, в ближайшие годы. Но с такими темпами улучшения «Страйкеров» необходимость в совершенно новой бронированной платформе может назреть гораздо раньше, чем планируется.

Одной из причин всех неудач программы IAV Stryker считается ошибочность самой концепции. Один из авторов идеи промежуточных бригад – генерал Эрик Шинсеки, в свое время возглавлявший штаб сухопутных войск США – планомерно продвигал свое предложение по быстрому созданию новой структуры и столь же быстрому ее оснащению техникой.

Генерал Шинсеки неоднократно заявлял, что состояние армии лет пятнадцать назад не удовлетворяло требованиям времени. Танковые подразделения были слишком «неповоротливы», а мотопехота – слишком слаба в плане вооружения. Решением проблемы должно было стать новое семейство техники, объединяющее в себе мобильность легких бронемашин и огневую мощь тяжелых.

Как видим, выбранный путь оказался не совсем правильным, и сухопутные войска Соединенных Штатов получили боевые машины, не полностью подходящие для реальных боевых условий.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

army-news.ru

Страйкер (боевая бронированная машина) — это… Что такое Страйкер (боевая бронированная машина)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Страйкер.
M1126 Stryker
«Страйкер» (Stryker)
Классификациябронетранспортёр
Боевая масса, т17,2
Экипаж, чел.3
Десант, чел.9
История
Год(ы) производства2003-
Год(ы) эксплуатации2003-по настоящее время
Основные операторы США
Размеры
Длина корпуса, мм6394
Ширина корпуса, мм2667
Высота, мм2170
Клиренс, мм500
Бронирование
Тип бронистальная высокой твердости, разнесенная + модульная композитная Mexas[1]
Вооружение
Пулемёт(ы)12,7-мм M2 «Браунинг», или 7,62-мм M240, или 40-мм автоматический гранатомет Mk19
Боекомплект пулемёта(ов)2000 12,7-мм, или 4500 7,62-мм, или 448 40-мм гранат
Подвижность
Модель двигателядизельный Caterpillar 3126
Мощность двигателя, л.с.350
Колёсная формула8×8/4
Скорость по шоссе, км/ч97
Запас хода по шоссе, км500
Преодолеваемый подъём, град.31 град.
Преодолеваемая стенка, м0,6
Ширина преодолеваемого рва, м2

«Страйкер» (Stryker) — семейство колёсных боевых бронированных машин, разработанных и производимых американской компанией «Дженерал дайнемикс лэнд системз» (General Dynamics Land Systems).

Состоит на вооружении ВС США.

Названа в честь двух американских военнослужащих, посмертно награждённых Медалью Почёта: Стюарта С. Страйкера, погибшего во Второй мировой войне, и Роберта Ф. Страйкера, погибшего во Вьетнамской войне.

Машины «Страйкер» предназначены для оснащения механизированных бригад «Страйкер», созданных в начале 2000-х годов в соответствии с концепцией боевых бригадных групп и предназначенных для применения в конфликтах низкой интенсивности. Эти бригады занимают промежуточное положение между «тяжёлыми» механизированными бригадами, вооружёнными танками M1 «Абрамс» и БМП M2 «Брэдли» и лёгкими пехотными бригадами.

Производство

Семейство машин создано на базе канадской LAV-III , которая, в свою очередь, была разработана на базе швейцарской MOWAG «Пиранья» III , с колёсной формулой 8×8. В ноябре 2000 г. с компаниями «Дженерал дайнемикс лэнд системз» и «Дженерал моторс дефенс» был заключён первый контракт на поставки 2131 машин в течение 6 лет на сумму 4 млрд долл. В феврале 2003 года «Дженерал моторс дефенс» вышла из проекта и дальнейшее производство осуществляла только «Дженерал дайнемикс лэнд системз». В 2005—2007 гг. были заключены ещё 6 контрактов на поставку в общей сложности 1063 машин. Контракты должны были быть выполнены до мая 2008 года[2]. В августе 2008 года с «Дженерал дайнемикс лэнд системз» заключен новый контракт на производство 615 машин до декабря 2011 года на сумму 1,2 млрд долл.[3], а также контракт на производство 65 БМТВ M1128 до февраля 2010 года на сумму 326,5 млн долл.

Описание конструкции

Компоновка: Двигатель расположен впереди справа по ходу движения, место механика-водителя — слева, среднюю и заднюю часть машины занимает боевое отделение.

Бронирование обеспечивает круговую защиту от поражения 14,5-мм бронебойными пулями и осколками 152-мм снарядов при воздушном подрыве. При использовании навесной пассивной защиты Mexas массой 1300-1700 кг фирмы IBD Ingenieurbüro Deisenroth (Германия) лобовая проекция машины не поражается 30-мм бронебойным подкалиберным снарядом типа APDS с дистанции 500 м.

Вооружение различается для разных модификаций. Вооружение устанавливается на дистанционно управляемой установке сверху корпуса и может включать 12,7-мм пулемёт M2 «Браунинг» (боекомплект 2000 патронов), 7,62-мм пулемёт M240 (4500 патронов), 40-мм автоматический гранатомёт Mk19 (448 гранат). Кроме того, на установке размещаются шесть дымовых гранатомётов.

Двигатель — дизельный «Катерпиллер» (Caterpillar) 3126 мощностью 350 л. с.

Трансмиссия — автоматическая шестиступенчатая фирмы «Аллисон».

Колёсная формула — 8×8, возможно отключение привода двух мостов. Имеется система регулирования давления в шинах.

Машины могут перевозиться транспортными самолётами C-130 (1 единица), C-17 (2 единицы), C-5 (4 единицы).

Модификации

Stryker, вид со стороны кормы. Stryker после подрыва заглубленного импровизированного взрывного устройства, Ирак 2007. Экипаж выжил, машина отремонтирована.

M1126 — бронетранспортёр

M1127 — боевая разведывательная машина

M1128 — боевая машина с тяжёлым вооружением (105-мм пушка M68)

M1129 — 120-мм самоходный миномёт

M1130 — командно-штабная машина

M1131 — машина артиллерийской разведки

M1132 — инженерная машина

M1133 — бронированная медицинская машина

M1134 — самоходный противотанковый ракетный комплекс с ПТУР «ТОУ-2» (TOW-2).

M1135 — машина радиационной, химической и биологической разведки.

Боевое применение

С октября 2003 г. применяется в операциях на территории Ирака.

Оценки машины

По результатам использования в Ираке к машинам «Страйкер» высказывались претензии в связи с низкой надёжностью, недостаточной защитой от противотанкового и стрелкового оружия и неудобной конструкцией[4][5]. В феврале 2008 года сообщалось[6] о намерении командования армии США отказаться от закупки БМТВ M1128 из-за недостаточной надёжности, проявленной в ходе испытаний, однако впоследствии контракт был заключен. Имеются и положительные отзывы о машинах, в частности об обеспечении выживаемости экипажа и десанта при поражении машины[7]. По массе и защищённости сопоставима с финской ББМ Patria AMV.

Тактико-технические характеристики

БМТВ M1128 MGS

БМТВ M1128 MGS

  • Боевая масса — 18,77 т
  • Экипаж — 3 чел.
  • Вооружение — 105-мм пушка M68A2, 7,62-мм спаренный пулемёт, дополнительно может устанавливаться 12,7-мм зенитный пулемёт
  • Боекомплект — 32 выстрела, 3400 7,62-мм патронов, 400 12,7-мм патронов
  • Максимальная скорость по шоссе — 96 км/ч
  • Запас хода по шоссе — 482 км
  • Ёмкость топливных баков — 215 л

Операторы

 США 2744 на 2010 год[8]

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Американцы «прокачали» Stryker | Warspot.ru

Американский бронетранспортёр Stryker стал более разрушительным. Вчера блог tankandafvnews.com опубликовал видео и слайды с характеристиками новых бронестранспортёров, которые получили башню с 30-мм автоматическим орудием.

Впервые о планах перевооружить бронетранспортёры Stryker Минобороны США сообщило в марте этого года. В оборонном заказе сообщалось, что в первую очередь и в срочном порядке новое вооружение должны получить боевые машины, которые будут отправлены на боевое дежурство в Европу.

Бронетранспортёр Stryker с 30-мм орудием

Согласно планам Минобороны США, 8 прототипов и 83 серийные машины получат на вооружение вместо 12,7-мм пулемёта необитаемую башню с 30-мм пушкой XM813 производства компании АТК. Это орудие может вести огонь одиночными выстрелами, а также в автоматическом режиме со скорострельностью до 200 снарядов в минуту.

Слайд из презентации обновлённого бронетранспортёра Stryker
tankandafvnews.com

Сумма контракта на переоборудование бронетранспортёров составит чуть более $300 млн. Планово первые боевые машины должны будет поступить в войска в конце 2017 года, но военное ведомство всячески пытается ускорить график поставок.

Слайд из презентации обновлённого бронетранспортёра Stryker
tankandafvnews.com

Необитаемая башенка Stryker вмещает 156 снарядов калибра 30×173 мм и 200 патронов калибра 7,62 мм для спаренного пулемёта. Оператор башни управляет её вооружением с помощью всепогодной системы обнаружения и идентификации целей. Кроме того, на башенке размещены установки для отстрела дымовых гранат.

Stryker – семейство колёсных боевых бронированных машин, разработанных и производимых американской компанией General Dynamics Land Systems. Бронетранспортёры Stryker поступили на вооружение американской армии в 2003 году. Боевая машина вмещает двенадцать человек, включая троих членов экипажа. На базе Stryker созданы колёсный танк M1128 Mobile Gun System, мобильный миномёт M1129 Mortar Carrier и более десятка других разновидностей боевых, инженерных и вспомогательных машин.

warspot.ru

Новая модификация ББМ «Stryker» — Stryker MCVV » Военное обозрение

Американские войска принимают на вооружение очередную модификацию боевой бронированной машины «Stryker» — 120 мм миномет высокой точности APMI – Accelerated Precision Mortar Initiative. При установке новых минометных систем 120 мм калибра американская ББМ «Stryker» получает обозначение «Double-V Hull Mortar Carrier Vehicle» или сокращенно «MCVV». Интересный факт, оружие начинает считаться высокоточным в армии Соединенных Штатов, если 50 процентов выстрелов ложатся в 10-ти метровый круг с мишенью посередине. Как показали испытания, новый миномет не только вписывается в рамки высокоточного оружия, но и поражает заданные цели с первого выстрела.

На сегодня 120 мм минометы уже используются в американских миротворческих подразделениях в Афганистане и продолжают поступать на вооружения подразделений тактического звена. Минометы также можно использовать как переносные минометные системы. Это восьмая по счету модификация ББМ «Stryker», и хотя уже есть модификация М1129, известная как минометный транспортер, — это две разных машины.


Боевые бронированные машины «Stryker»
ББМ «Stryker» является серией бронемашин промежуточного типа, созданных на основе бронированных транспортеров «Piranha» для сухопутных подразделений Соединенных Штатов носящих одноименное название. Для создания машины объединились две компании – «DDGMC» и «Дженерал Дайнэмикс Ленд системз», которые создают новую машину на основе «LAV III». Название БММ получает по фамилии 2-х отличившихся американских военнослужащих – в ВОВ и Вьетнаме награжденных медалями Почета (посмертно).

Первые машины поступали в подразделения «Stryker» с 2002 года, которые являлись воплощением задумок сухопутного генерала Шинески. Он считал, что существовавшая в то время концепция сухопутных сил уже отстает от быстрых изменений применения сухопутных подразделений в военных конфликтах и пытался создать быстрые и маневренные подразделения, используя более мощную технику (ББМ «Stryker») и существующие пехотные подразделения. Молниеносную доставку таких подразделений планировалось осуществлять путем постоянного сотрудничества с ВМС и ВВС. Эти новые подразделения становились, по сути – передовыми сухопутными силами осуществляющими вторжение на территорию противника.

Новая программа создания подразделений «Stryker» с использованием ББМ «Stryker» принимается в Сухопутных войсках Америки, однако на пути создания машины решают модернизировать, и они становятся тяжелее и медленнее, чем даже машины, на базе которых они разрабатывались, и оказываются мало приспособленными для переброски воздухом. Мобильные сухопутные подразделения с такими машинами были представлены американскому конгрессу военными как войска боевого действия, решающие задачи полного спектра. Однако, ББМ «Stryker» на самом деле были легкобронированными машинами уязвимые для крупнокалиберного оружия и РПГ. Использование новых машин в военных конфликтах, показало, что по ним есть много замечаний и нерешенных проблем, над которыми надо работать и работать. Машина получилась достаточно громоздкой, высокой и перегруженной, что в конечном итоге стало приводить к опрокидыванию на плохо оборудованных дорогах.

По первоначальным планам сухопутного военного командования, планировалось создать 6 бригад «Stryker», основной техникой которых станут различные варианты исполнения машин «Stryker». Предположительная стоимость 6-ти бригад — 15 миллиардов, где около пяти миллиардов – это непредвиденные расходы и рост цен.

Иракский опыт машин «Stryker»
Все результаты по ведению боевых действий в Ираке были проанализированы и оценены, а по ББМ «Страйкер» был составлен даже отдельный спецдоклад. Основной вывод, составленный военными экспертами по материалам доклада: боевые машины практически полностью не соответствуют поставленным перед ними задачами, и их дальнейшее использование в войсках ставится под большое сомнение.

Отмеченные достоинства машины:
— плавный ход;
— комфортность при движении по бездорожью;

Основные недостатки:
— ненадежность в боевых условиях;

— слабая защита даже от стрелкового оружия;
— малая огневая мощь;
— некоторые недостатки конструкции.
— большая вероятность уничтожения ББМ одним выстрелом из гранатомета;

Основным методом борьбы со слабой защитой, была установка противокумулятивных решеток, которые только перегружали машину и уменьшали мобильные характеристики. Перегрузка приводила к очень быстрой необходимости замены покрышек, и становилась проблемой при выпадении обильных осадков. После дождей, ББМ вообще старались не использовать, так машины вязли даже на дорогах и установленные не слишком мощные двигатели в таких условиях выходили из строя. Из недостатков конструктивных решений стоит отметить неудобное решение ремней безопасности, которое даже привело к гибели нескольких американских военнослужащих. Были, конечно, претензии у пехотинцев и к стандартному вооружению машин, однако на фоне вышеперечисленных недостатков на них можно не заострять внимание.

Основные потери экипажей машин – 17 военнослужащих, и это при том, что БММ стали использовать в Ираке, после активной фазы военного вмешательства. Основные нападения на машины совершали нерегулярные иракские группировки, основным вооружением которых были старые гранатометы и устаревшие виды мин. Еще в Ираке, стало ясно, что «Страйкеры» довольно небезопасны в первую очередь для американских военнослужащих и их использование в решении различных задач существенно сократили.

Однако, как это часто бывает, от данной боевой техники американские военные не отказываются. Новые модернизированные машины, получившие динамическую защиту, поступают на вооружение подразделений сухопутных войск Соединенных Штатов. Кроме этого, на имеющиеся на вооружении машины устанавливают навесные системы динамической защиты, которая призвана максимально уменьшить главный недостаток ББМ – слабую защиту от крупнокалиберного оружия и гранатометных выстрелов.

Устройство и конструкция БММ «Stryker»
Машина сохранила характерную для колесных бронированных транспортеров «Piranha» компоновку:
— отделение управления – в носовой части слева;
— МТО – в носовой части справа;
— десантное отделение – центральная и кормовая часть машины;
Экипаж БММ «Страйкер» два человека – командир машины и водитель-механик. В десантном отделении могут разместиться 9-ть пехотинцев в полной экипировке. Колеса машины подключены к системе централизованной подкачки. Вход-выход пехотинцев в машину осуществляется через кормовую аппарель, которая имеет встроенную дверь и два люка в задней части корпуса машины на крыше. Формула колес 8х8, с возможностью отключения привода 2-х мостов.

Водитель-механик обеспечен тремя перископами М17 и прибором ночного видения. Основное оборудование установлено у командира машины:
— система передачи цифровых данных FBCB2;
— система отображения и отработки тактической обстановки;
— система навигации «Raytheon» AN/TSQ-158;
— перископ М45 – 7 единиц;
— дисплей отображения с видеокамеры и тепловизионной информации;

В МТО установлен дизельный двигатель «3126e/C7» от компании «Катерпиллер», с характеристиками мощности 350 л.с. Коробка передач автоматическая, трансмиссия «MD3066P» 6-ти ступенчатая от компании «Аллисон». Боевая бронированная машина не плавающего типа.

Стандартное вооружение зависит от варианта исполнения машины. Оно устанавливается над башенкой командира. Для этого имеется унифицированный держатель, на которое можно установить в короткое время различное вооружение. Вооружение в основном дистанционно-управляемого исполнения:
— пулемет калибра 12.7 мм «М2» с боезапасом 2 тысячи выстрелов;
— гранатомет калибра 40 мм «Mk19» с боезапасом 448 гранатных выстрелов;
— пулемет калибра 7.62 мм «М240» с боезапасом 4.5 тысячи выстрелов.
Вместе с любым из этих типов вооружения на одной с ними установке устанавливают 4-е блока 4-х ствольных гранатометов «М6» дымовых завес. Общее количество выпущенных экземпляров БММ «Страйкер» — 3 тысячи машин. Для транспортировки воздухом используются самолеты С-130/17/5.

Модификации ББМ «Страйкер»:
— боевая бронированная машина пехоты – ICV M1126;

— машина разведки – RV M1127;

— САУ – мобильная пушечная система – MGS M1128;

— минометная машина — МС M1129;

— командирская машина – CV M1130;

— машина огневой поддержки – FSV M1131;

— инженерная машина – ESV M1132;

— машина медпомощи – MEV M1133;

— мобильный комплекс ПТУР – ТОУ M1134;

— машина разведки ОМП — RV NBC M1135.

Основные характеристики:
— вес – 17200 килограмм;
— длина – 6.4 метра;
— ширина – 2.6 метра;
— высота – 2.2 метра;
— дорожный просвет – 50 сантиметров;
— вместимость – 11 человек, 2- экипаж, 9 – пехотинцы;
— максимальная скорость – 97 км/ч;
— дальность хода – 500 километров;
— угол преодолеваемого подъема до 31 градуса;
— преодолеваемое препятствие высота до 60 сантиметров, ширина до 2-х метров.

Источники информации:
— http://otvaga2004.narod.ru/otvaga2004/armour-usa/b_stryker.htm
— http://ru.wikipedia.org/
— http://defpol.org.ua/site/index.php/uk/arhiv/2010-01-06-09-35-57/11215—stryker—

topwar.ru

«Страйкер» (Stryker) — Бронетранспортёры \ Бронеавтомобили — Бронетехника США — БРОНЯ

«Страйкер» (Stryker) — семейство колёсных боевых бронированных машин разработанных и производимых американской компанией «Дженерал дайнемикс лэнд системз» (General Dynamics Land Systems).


Состоит на вооружении ВС США.

Названа в честь двух американских военнослужащих посмертно награждённых Медалью Почёта: Стюарта С. Страйкера, погибшего во Второй мировой войне, и Роберта Ф. Страйкера, погибшего во Вьетнамской войне.

Машины «Страйкер» предназначены для оснащения механизированных бригад «Страйкер», созданных в начале 2000-х годов в соответствии с концепцией боевых бригадных групп и предназначенных для применения в конфликтах низкой интенсивности. Эти бригады занимают промежуточное положение между «тяжёлыми» механизированными бригадами, вооружёнными танками M1 «Абрамс» и БМП M2 «Брэдли» и лёгкими пехотными бригадами.

Производство

Семейство машин создано на базе канадской LAV-III , которая, в свою очередь, была разработана на базе швейцарской MOWAG «Пиранья» III , с колесной формулой 8×8. В ноябре 2000 г. с компаниями «Дженерал дайнемикс лэнд системз» и «Дженерал моторс дефенс» был заключён первый контракт на поставки 2131 машин в течение 6 лет на сумму 4 млрд долл. В феврале 2003 г. «Дженерал моторс дефенс» вышла из проекта и дальнейшее производство осуществляла только «Дженерал дайнемикс лэнд системз». В 2005—2007 г. были заключены ещё 6 контрактов на поставку в общей сложности 1063 машин. Контракты должны были быть выполнены до мая 2008 г. В августе 2008 г. с «Дженерал дайнемикс лэнд системз» заключен новый контракт на производство 615 машин до декабря 2011 г. на сумму 1,2 млрд долл., а также контракт на производство 65 БМТВ M1128 до февраля 2010 г. на сумму 326,5 млн долл.

Описание конструкции

Компоновка: Двигатель расположен впереди справа по ходу движения, место механика-водителя — слева, среднюю и заднюю часть машины занимает боевое отделение.

Бронирование обеспечивает круговую защиту от поражения 14,5-мм бронебойными пулями и осколками 152-мм снарядов при воздушном подрыве. При использовании навесной пассивной защиты Mexas массой 1300-1700 кг фирмы IBD Ingenieurbüro Deisenroth (Германия) лобовая проекция машины не поражается 30-мм бронебойным подкалиберным снарядом типа APDS с дистанции 500 м.

Вооружение различается для разных модификаций. Вооружение устанавливается на дистанционно управляемой установке сверху корпуса и может включать 12,7-мм пулемёт M2 «Браунинг» (боекомплект 2000 патронов), 7,62-мм пулемёт M240 (4500 патронов), 40-мм автоматический гранатомёт Mk19 (448 гранат). Кроме того, на установке размещаются шесть дымовых гранатомётов.

Двигатель — дизельный «Катерпиллер» (Caterpillar) 3126 мощностью 350 л. с.

Трансмиссия — автоматическая шестиступенчатая фирмы «Аллисон».

Колёсная формула — 8х8, возможно отключение привода двух мостов. Имеется система регулирования давления в шинах.

Машины могут перевозиться транспортными самолётами C-130 (1 единица), C-17 (2 единицы), C-5 (4 единицы).

Оценки машины

По результатам использования в Ираке к машинам «Страйкер» высказывались претензии в связи с низкой надежностью, недостаточной защитой от противотанкового и стрелкового оружия и неудобной конструкции. В феврале 2008 г. сообщалось о намерении командования армии США отказаться от закупки БМТВ M1128 из-за недостаточной надежности, проявленной в ходе испытаний, однако впоследствии контракт был заключен. Имеются и положительные отзывы о машинах, в частности об обеспечении выживаемости экипажа и десанта при поражении машины. По массе и защищенности сопоставима с финской ББМ Patria AMV.

БМТВ M1128 MGS
Боевая масса — 18,77 т
Экипаж — 3 чел.
Вооружение — 105-мм пушка M68A2, 7,62-мм спаренный пулемет, дополнительно может устанавливаться 12,7-мм зенитный пулемет
Боекомплект — 32 выстрела, 3400 7,62-мм патронов, 400 12,7-мм патронов
Максимальная скорость по шоссе — 96 км/ч
Запас хода по шоссе — 482 км
Емкость топливных баков — 215 л

Классификация бронетранспортёр
Боевая масса, т 17,2
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 9
История
Год(ы) производства 2003-
Год(ы) эксплуатации 2003-по настоящее время
Основные операторы США
Размеры
Длина корпуса, мм 6394
Ширина корпуса, мм 2667
Высота, мм 2170
Клиренс, мм 500
Бронирование
Тип брони стальная высокой твердости, разнесенная + модульная композитная Mexas
Вооружение
Пулемёт(ы) 12,7-мм M2 «Браунинг», или 7,62-мм M240, или 40-мм автоматический гранатомет Mk19
Боекомплект пулемёта(ов) 2000 12,7-мм, или 4500 7,62-мм, или 448 40-мм гранат
Подвижность
Модель двигателя дизельный Caterpillar 3126
Мощность двигателя, л.с. 350
Скорость по шоссе, км/ч 97
Запас хода по шоссе, км 500
Преодолеваемый подъём, град. 31 град.
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Ширина преодолеваемого рва, м 2

tanks.at.ua

БТР «Страйкер» — Бронемашины — Бронетехника — Каталог статей

«Американский бронетранспортер БТР Stryker. История создания, основные модификации, описание конструкции и боевое применение»

Боевая машина «Страйкер» (в варианте бронетранспортера) во все красе

 В армии США долгое время существовал довольно странный разрыв между частями вооруженными тяжелой техникой (танками М1 «Абрамс» и БМП М2 «Брэдли») и пехотными частями, располагавшими по большому счету только вооруженными автомобилями. Именно с целью устранения этого разрыва, в начале 2000-х г.г., на вооружение был принят бронетранспортер Stryker, а точнее целое семейство восьмиколесных полноприводных бронемашин Stryker, предназначенных для доставки пехоты к полю боя и её непосредственной огневой поддержки. По этой причине, в армии США БТР типа «Страйкер» относятся к семейству промежуточных бронированных машин (IAV).

 БТР «Страйкер» не оригинальная разработка созданная с нуля. В основе машины лежит концепция заложенная в швейцарском БТР MOWAG «Пиранья» III (8×8). Строго говоря, БТР «Страйкер» это и есть доработанная и прилизанная «Пиранья» (точнее её более тяжелый канадский вариант LAV III), в варианте американской компании «Дженерал дайнемикс лэнд системз».

 Несмотря на то, что машина получилось по всем характеристикам неплохой и весьма многофункциональной, к тому же давно ожидаемой в армии, идеального результата добиться не получилось. Дело в том, что оригинальные машины — и «Пиранья» и «LAV» III, были по большей частью «легкобронированными маршрутками» для пехоты, и вес имели соответствующий. Масса «Страйкера» сильно превосходит ту нагрузку, что без проблем способно выдержать его шасси и трансмиссия, а довольно высокий центр тяжести способствует опрокидыванию машины при маневрах в условиях бездорожья.

Внешний вид БТР «Страйкер» с разных ракурсов

 Это — та цена, которую пришлось заплатить за сравнительно хорошее для бронетранспортера бронирование: с дополнительным усилением (комплект навесной пассивной защиты Mexas), броня БТР Stryker способна остановить 14,5-мм пулю крупнокалиберного пулемета и снаряды 30-мм пушки. Впрочем, с установкой этого полуторатонного комплекта, масса «Страйкера» достигает почти 20 тонн — что, согласитесь, многовато для бронетранспортера, база которого изначально была рассчитана на почти в два раза меньшую нагрузку.

 В итоге, машина которая должна была быть «легкобронированной маршруткой» для пехоты, получилась слишком тяжелой даже для переброски штатным армейским «аэрогрузовиком» С-130 «Геркулес» на тактически требуемые расстояния (нормальная грузоподъемность С-130 чуть-чуть меньше веса «Страйкера»).

 Отзывы военных использовавших «Страйкер» в боевых условиях во время кампаний в Ираке, в основном положительные: отмечается хорошее обеспечение выживаемости экипажа и десанта при поражении машины, в том числе при подрыве на фугасных минах.

Характеристики бронетранспортера Stryker

Страна:США
Тип:Бронетранспортер (8 × 8)
Дата выпуска:2003 г.
Длинна:6,39 м
Ширина:2,67 м
Высота:2,17 м
Броня, лоб:Стальная броня высокой твёрдости, выдерживает попадания 14,5-мм пуль (при использовании навесной пассивной защиты Mexas — снарядов 30-мм).
Броня, борт:См. выше
Броня, башня:См. выше
Экипаж:3 человека + 9 десантников
Двигатель:1х дизельный, фирмы «Caterpillar-3126», мощностью 350 л. с.
Дальность хода:531 км (по шоссе)
Максимальная скорость:97 км/ч
Масса:17,2 тонн (18,9 тонн при использовании навесной пассивной защиты Mexas)
Вооружение:1х 12,7-мм пулемет M2 Browning / или 1х 7,62-мм пулемет M240 / или 40-мм автоматический гранатомёт Mark 19

Конструкция и модификации бронетранспортера Stryker

 БТР Stryker — восьмиколесная (8х8) легкробронированная боевая платформа, относящаяся к семейству промежуточных бронированных машин (IAV), использующихся для непосредственной поддержки пехоты.

Бронемашина «Stryker» M1132 ESV, в варианте легкой инженерной машины подразделения

 Бронирование обеспечивает круговую защиту от поражения стрелкового оружия (в т.ч. 14,5-мм пулями, хотя и только в лобовой проекции). При использовании навесной пассивной защиты Mexas (+1700 кг) фирмы IBD Deisenroth (Германия) лобовая проекция машины не поражается 30-мм бронебойным подкалиберным снарядом с дистанции 500 м.

 Компоновка БТР Stryker классическая для бронетранспортеров: двигатель расположен впереди справа по ходу движения, место механика-водителя — слева, среднюю и заднюю часть машины занимает боевое отделение.

Американский БТР «Стракер» с решетчатой защитой от реактивных гранат, установленной на корпусе

Основные модификации выполненные на боевой платформе Stryker:

  • Stryker M1126 ICV (Infantry Carrier Vehicle) — стандартная модификация, бронетранспортёр.
  • Stryker M1127 RV (Reconnaissance Vehicle) — боевая разведывательная машина.
  • Stryker M1128 MGS (Mobile Gun System) — боевая машина с тяжёлым вооружением/противотанковая САУ/колёсный танк. Отличается основным вооружением состоящим из 105-мм пушки M68A2 и спаренного с ней 7,62-мм пулемета в увеличенной башне. По задумке конструкторов, «колесные танки» прикрывали действия бронетранспортеров, однако в реальных боевых условиях выяснилась их сомнительная боевая польза в виду слабой устойчивости к применению противником противотанковых средств.

Stryker M1128 MGS — американский колесный танк, задача которого — поддержка своих «побратимов» — «Страйкеров» в комплектации БТР

  • Stryker M1129 MC (Mortar Carrier) — 120-мм самоходный миномёт.
  • Stryker M1130 CV (Command Vehicle) — командно-штабная машина.
  • Stryker M1131 FSV (Fire Support Vehicle) — машина управления огнём артиллерии.
  • Stryker M1132 ESV (Engineer Support Vehicle) — инженерная машина подразделения.
  • Stryker M1133 MEV (Medical Evacuation Vehicle) — машина медицинской эвакуации.
  • Stryker M1134 ATGMV (Anti-Tank Guided Missile Vehicle) — самоходный противотанковый ракетный комплекс с противотанковым ракетным комплексом TOW-2.
  • Stryker M1135 NBCRV (Nuclear, Biological, Chemical, Reconnaissance Vehicle) — машина радиационной, химической и биологической защиты, разведки применения оружия массового поражения

Stryker M1133 MEV — Вариант «Страйкера» в виде медицинской бронемашины

zona-interesov.ru

Рассуждения вокруг американского бронетранспортера «Страйкер»: swg54


Бронетранспортер М1126 Stryker

Как всегда, привожу мнения и толки, которые открыто ходят в американской военной среде об их и наших вооружениях. В данном случае речь пойдет об американском бронетранспортере для перевозки личного состава «Страйкер» (Stryker). Интересно рассматривать его историю в контексте модернизации БРТ-80 до БТР-82А.

____________________
Любой диванный аналитик скажет вам, что это не очень хорошая идея использовать соединение бронетранспортеров Stryker («Страйкер») против танкового соединения. Однако в недавней статье для Института современной войны капитан Эндрю Грегори утверждает, что установка 30-миллиметровой пушки на Страйкер сделала бы его более смертоносной системой оружия. Это обновление, как он пишет, необходимо в современной оперативной среде. И хотя он отмечает, что Страйкер с более мощной пушкой все же не стоит использовать непосредственно для поражения хорошо бронированных соединений, его аргументам не хватает убедительности. На самом деле Stryker был разработан не для того, чтобы обмениваться ударами на дистанции с мощными бронетанковыми силами противника, а установка 30-миллиметровой пушки только создаст ложное ощущение безопасности и побудит командиров ввязываться в подобные боестолкновения.

Что такое Stryker?

Stryker это восьмиколесный бронированный транспортер, создание которого было инициативой «черных беретов» (до 2001 года черные береты в армии США носили только бойцы элитных подразделений СпН «рейнджеры», прим. переводчика) и лично бывшего начальника штаба сухопутных войск генерала Эрика Шинсеки. Первоначально планировалось создать бронированный транспортер, который стал бы промежуточный звеном между боевыми машинами того времени и будущей боевой системой, так никогда и не реализованной. Армия четко разграничила задачи создаваемого Страйкера и задачи M2 «Брэдли», которую обозначают как боевую машину пехоты, в то время как Страйкеру больше соответствует обозначение транспортер пехоты (наверное, больше всего соответствует нашему бронетранспортеру, так что в дальнейшем для удобства Страйкер будет условно называться БТРом, прим. переводчика).

Разница между БМП и БТР на первый взгляд кажется незначительной, однако их использование в доктрине различается настолько, что дальше быть не может. Брэдли была разработана для прорыва к месту действия и немедленной выгрузки там личсостава. Транспортировка пехоты, однако, не является главной задачей Брэдли. Она была создана как неплохое средство для поддержки танков M1 Abrams. БТР Stryker, с другой стороны, имеет совсем другие задачи.

Как отмечает капитан Грегори, согласно доктрине Страйкер предназначался для использования в качестве бронетранспортера – подразделения Страйкеров, сосредоточены вокруг пехотного отделения. Страйкеры спешивают свою пехоту на определенном расстоянии от места действия. Затем спешившаяся пехота атакует цель, а Страйкеры остаются позади, поддерживая пехоту огнем из гранатометов Mk 19 или пулеметов .50 калибра (12,7 мм). При этом целями являются объекты, обычные для легкой пехоты. Нигде в доктрине не говорится, что Страйкеры можно задействовать против  бронетанковых сил противника. Величайшей трагедией для соединений Страйкеров  является разрушенный Страйкер с пехотой на борту, что и произойдет, если поставить его против танка.

Соединения Страйкеров стали популярными во время войны в Ираке, так как командиры ощутили их полезность в операциях против повстанцев. Колесный Страйкер может передвигаться тише, чем гусеничная Брэдли, и доставлять больше войск (9 вместо 6 пехотинцев, перевозимых стандартной Брэдли), заставая врасплох и подавляя цель. Спрос на соединения Страйкеров стал опережать предложение, в результате чего армия переформировала несколько бронетанковых бригад в бригады Страйкер.


Установка 30-мм пушки не поможет

Капитан Грегори приводит много аргументов против установки 30-миллиметровой пушки на Страйкер и пытается развеять каждый из них. Многие из аргументов, которые он приводит в поддержку установки более мощного вооружения — мол, Страйкеров превосходят их ближайшие конкуренты (имеются ввиду новые модификации БТР-80, прим. переводчика), что доктрина особо не изменится и что противотанковые системы распространились как среди государственных, так и среди негосударственных субъектов — невольно доказывают противоположное тому, что он пытается утвердить.

Во-первых, насчет того, что Страйкеры уступают вероятным противникам. Как указано в доктрине, Страйкеры не предназначены для маневрирования против других боевых машин. Многие пытались во время учений в Национальном учебном центре и были быстро условно уничтожены противостоящими силами. Тот факт, что Страйкер превосходят российский БТР или китайский Type 90/92 ничего не значит, если Stryker используется правильно и не маневрирует на поле боя, как Абрамс или Брэдли.


Во-вторых, насчет того, что доктрину не нужно было бы сильно менять. Капитан Грегори прав. В самом деле, при установке на Страйкеры 30-миллиметровых пушек доктрина не должна измениться вообще. Транспортное средство должно использоваться так же, чтобы перемещать силы легкой пехоты в район боестолкновения. Проблема заключается во второй части его аргументации. Грегори утверждает: «Отрицание возможности увеличить мощь бригадной боевой группы Страйкер (Stryker brigade combat team) из-за неверия в то, что наши командующие на тактическом уровне будут правильно использовать боевую технику, предает и ту веру, что они вообще могут сражаться и выигрывать войны».


На фундаментальном уровне это правильно: мы должны доверять нашим командирам, не сомневаясь в правильности применения систем оружия. Проблема в том, что мы уже неправильно используем Stryker. В Национальном учебном центре бригадные боевые группы Страйкер ставятся против крупных бронетанковых соединений противника. Эти группы последовательно плохо выполняют наступательные операции против танковых соединений, если они не поддерживаются танками или ударными вертолетами.


Хотя во время оборонительных операций эти же Страйкер-соединения работают относительно неплохо. Подразделения, где инженеры правильно окапывают свои транспортные средства, при поддержке групп с Джавелинами (FGM-148 Javelin переносной ракетный комплекс, может использоваться как по наземным бронированным и небронированным целям, так и по некоторым низколетящим целям, прим. переводчика), способны удерживать бронетанковые соединения в течение короткого периода времени. Но как только они выходят со своих безопасных позиций, живучесть их резко падает.


Проблема не в том, что Страйкеры недостаточно мощны, чтобы меряться силами с танками, но в том, что в учебных центрах командиров поощряют использовать подразделения Страйкер, как танковые подразделения. Командирам Страйкеров приказывают действовать в рекогносцировке так же, как это делают бронетанковые бригады, для того только, чтобы обнаружить, что без тяжело бронированных Брэдли в один миг истребляется целый разведывательный батальон. Вместо того чтобы поощрять их использовать пехоту в своих интересах, им говорят двигаться в строю, в результате Страйкеры ввязываются в драку с Т-80, имея только пулеметы .50 калибра. Даже в среде MILES (multiple integrated laser engagement system, лазерная система для имитации боя, прим. переводчика) эта математика не работает.


Есть еще один момент, почему мы сейчас говорим об установке 30 мм пушки на Страйкер, развертывание которой приведет к безрассудному использованию этих машин. После того, как Россия двинулась на Украину, союзники по НАТО и другие восточноевропейские страны обратились за помощью к США. И американские военные оказались в трудной ситуации. У них больше нет крупных бронетанковых соединений, развернутых по всей Европе, как это было во время сдерживания советской угрозы в эпоху Холодной войны.


Ожидалось, что эта угроза ушла в прошлое, поэтому армия постепенно перебросила бронетанковые силы обратно в Соединенные Штаты. После того, как начался кризис на Украине, США обнаружили, что у них на континенте только воздушно-десантная бригада и бригада Страйкеров для сдерживания вторжения в другую восточноевропейскую страну со стороны российских военных, вооруженных тяжелой броней. Вместо того чтобы заменить бригаду Страйкеров бронетанковой бригадой для усиления потенциала сдерживания, американское военное руководство сделало именно то, чего, как говорил капитан Грегори, они не должны были делать: поставили Страйкеры на переднюю линию против российских первоклассных танковых соединений.


Реальная проблема

Вывод Strykers против бронированных формирований, даже с 30-миллиметровой пушкой, выявляет настоящую проблему данного транспортера. Он имеет тонкую броню. Здесь замечание капитана Грегори о том, что с момента принятия Страйкера на вооружение противотанковые возможности распространились как среди государственных, так и негосударственных субъектов, верно, но не так, как он предполагает. В настоящее время броня «Страйкер» из твердой стали, дополненная керамическими панелями, способна защитить только от прямого огня 14,5-миллиметрового пулемета и осколков ракетных, минометных и артиллерийских снарядов. Ее легко пробивает вооружение большинства  российских бронемашин, и она очень далека по степени защиты от БМП Bradley, у которой есть пакет динамической защиты. Можно поставить на Страйкер хоть главное орудие танка Абрамс, и все равно это не изменит того факта, что и транспортер, и пехотинцы на его борту уязвимы для всего, что крупнее пулемета.


Лучшее решение в Европе

Установка более мощной системы оружия на «Страйкер» не столько улучшит транспортное средство, сколько усугубит его уязвимость, так как у командиров будет соблазн отказаться от доктрины и использовать соединения «Страйкеров» против тяжелой брони. А бронетанковые соединения быстро уработают легкобронированные пехотные транспортеры. Более эффективным решением было бы вывести бригады «Страйкеров» с линии фронта, вернуть их в Соединенные Штаты и заменить на стандартную армейскую бронетанковую бригаду, которая может быть использована в качестве более подходящего средства сдерживания российских танков, тем самым возвращая Страйкер к его роли наблюдения и поддержки.


Если вы хотите сразиться с танком, возьмите танк.

_______________

В настоящее время автор текста майор Джеймс Кинг служит в качестве замкомандира в батальоне военной разведки в Сан-Антонио (Техас). За 20 лет службы в Национальной гвардии, армейском резерве и в регулярных СВ майор Кинг занимал различные руководящие должности в военной полиции, пехотных соединениях, в разведке, также на его счету три командировки в Ирак. Майор Кинг получил степень бакалавра в социологии в Вашингтонском университете и степень магистра в области стратегической разведки в Военном университете США. Мнение автора не отражает официальную позицию СВ, министерства обороны или любого другого правительственного органа  США.


_______________________________

Статья вызвала в основном негативные реакции американских читателей сайта Института современной войны.

Критиковали автора за некоторую поверхностность оценки.

Какие контрагрументы приводили, тезисно:

0) Чтобы поражать танки, никто уже не задействует только танки, а задействуются совместно различные виды и рода войск.

1) Страйкеры должны поддерживаться группами с «Джавелинами».

2) Нехватка танковых бригад, всего 9, хотя скоро будет 10, и все они приписаны к разным командованиям. А главное: «если 1-я танковая дивизия задействуется на каждом театре военных действий, то боеготовность остальных остается под вопросом».

3) Стайкеры призваны закрыть брешь между танковыми и пехотными бригадами.

4) «Настоящая сила бригад Страйкеров – гибкость и адаптивность на уровне роты и батальона».

5) А вот русские установили на новую модификацию БТР-80 30-мм пушку, и не посмотрели, что у них есть БМП типа «Брэдли».

5,5) И канадцы тоже установили на свои версии Страйкеров LAV 6.0 25-мм автоматические скорострельные пушки, как на Брэдли.

6) Страйкеру придется маневрировать вблизи войск противника и поддерживать пехоту огнем.

7) Современные ПТУРы гасят и очень хорошо бронированные основные танки, и часто на дальностях за пределами прямой видимости, так что и Страйкерам спрятаться не удастся.

8) Танки в городской застройке без пехоты не эффективны, а бронетранспортеры нужны пехоте, чтобы маневрировать.

9) 30-мм пушка на Страйкере хоть и слабая сила против танка, но зато позволит эффективно защищаться от «БТР, БМП и БРДМ».

10) Неплохо установить на Страйкер 30-мм пушку просто, чтобы была, хуже она машину не сделает, а в хозяйстве может и пригодиться (странно, что не упоминают ни разу финансовый вопрос, деньги-то у армии на модернизацию есть? Или все F-35 слопал? А армия, как всегда, обездоленная).


_________________________________

Один комментарий понравился, переведу полностью:


pRAYERBORNE on May 2, 2017 at 2:50 pm


Я замшелый тупой сержант военной полиции, и знаю, что выставлять Страйкер против танка это безумие. А почему бы тогда не послать бронированные «Хамви» или бронетранспортеры М1117? У нас, по крайней мере, есть Mk 19 (40 мм гранатометы), что дает нам огневое преимущество над Страйкерами. Ну, то есть, я имею в виду, что мы все равно УМРЕМ очень быстро. Конечно. Но только по 3-4 человека на машину, вместо дюжины!


И еще один интересный коммент:


Jim Horn on May 2, 2017 at 9:01 pm


Когда мы атаковали Революционную гвардию Ирака в 2003 году, мы никогда не планировали ставить «Брэдли» против Т-72, но это случалось, тем не менее. Противник имеет право голоса. Когда нам везло, у нас было время, чтобы поражать их с помощью ПТУР TOW-2B, еще лучше, когда мы успевали спешить группу с Джавелинами. Но когда не было ни времени, ни средств, то 25-мм бронебойные снаряды были достаточно эффективны, чтобы выиграть время и отманеврировать под прикрытие, развернуть группу с Джавелинами или вызвать Абрамс М1. Однажды мы выпустили достаточно 25 мм снарядов, чтобы, в конце концов, танк взорвался. Я бы высоко оценил 30 мм пушку (или что-нибудь, что может быстро открывать огонь и уничтожать).

_____________________________
Однако все же в целом майор Кинг, которого, кстати, недавно повысили и перевели с Аляски в Техас, прав. И его мнение, в общем-то, согласуется с мнением других аналитиков. Броня «Страйкеров» тонка, машина, скажем так, далека от многофункциональности и вообще морально устарела. А в Европу против злых и вооруженных русских нужно танков и побольше — наверное, ради этого и писалась вся статья…

swg54.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *