описание, дальность полета, скорость и ТТХ, особенности конструкции, отличие от аналогов, современное боевое применение

Ушли в историю те времена, когда основным средством доставки тактических боеприпасов большой мощности считалась авиация. Появление ракетного оружия, усовершенствование ракетных технологий привели к тому, что современные вооруженные силы получили в свои руки новое, мощное и стремительное оружие — крылатые ракеты. Эти новые средства борьбы сочетали в себе одновременно большую дальность и высокую точность. Новые ракетные комплексы обладали достаточно большим поражающим эффектом и могли обеспечить массированный удар. Ярким представителем такого вида оружия является хорошо известная на сегодняшний день американская крылатая ракета BGM-109 «Томагавк».

Ракета Томагавк

Что представляет собой КР «Томагавк»

Американская армия стала одной из первых в мире, которая в массовом порядке получила на оснащение новый тактический ракетный комплекс. Появившаяся в 1983 году крылатая ракета стала самой массовой в своем классе. К тому же это один из немногих образцов современных видов вооружений, которые были задействованы практически во всех военных конфликтах. С «Томагавками» связана история военных действий во время первой войны в Персидском заливе (1990-1991 гг.), последующие действия многонациональных сил НАТО в Югославии в 1999 году. Уже в новом тысячелетии американские «Томагавки», имеющие двадцатилетний послужной список, снова стали одним из основных видов вооружения на поле боя.

Сбитые томагавки

Американцы в действительности сумели создать универсальное средство борьбы – оружие, ставшее в современных военно-политических условиях удобным инструментом. Символично и название ракеты, томагавк – это боевой топор, легендарное оружие североамериканских индейцев. Для современной армии наличие такого оружия неоценимо. Оборудованная новой системой наведения, эта крылатая ракета, как и индейский топор в полете едва заметна, стремительна и смертельно опасна. Наносимый удар всегда точен, не ожидаем и непредсказуем.

Причина таких качеств оружия кроется в устройстве ракеты и в особенностях ее конструкции. Впервые на крылатую ракету была установлена система наведения, обеспечивающая снаряду полную автономность в полете. Ракета действует по принципу – навел, выпустил и забыл. Для контроля над летящим снарядом не требуется ни помощь оператора-наводчика, ни наличие спутниковой системы наведения. Боевая начинка в несколько сотен килограммов взрывчатки способна была вывести из строя любую цель, как на море, так и на суше. Высокие боевые характеристики стали плодом длительных конструкторских разработок, на которые американское военное ведомство потратило колоссальные суммы. Только на разработку проекта в 1973 году американские налогоплательщики потратили 560 тыс. долларов. В дальнейшем, уже на доводку опытного образца ушло свыше одного миллиона долларов.

Создание Томагавка

Испытания первых образцов новой ракеты продолжались 6 лет. Только в 1983 году после более 100 контрольных пусков Пентагон заявил о принятии новой крылатой ракеты на вооружение американских вооруженных сил. Создавалась эта ракета как универсальное ударное средство, способное нести ЯЗ и обычные заряды. В качестве пусковой платформы предполагалось использовать корабли различных классов, включая атомные подводные лодки и самолеты стратегической авиации ВВС США, поэтому изначально создавались модификации крылатых ракет, приспособленных для надводного и подводного пуска. Новый ракетный комплекс «Томагавк» состоял из крылатых ракет, пусковых установок и системы управления ракетной стрельбой.

Для справки: Первые образцы оружия разрабатывались в двух вариантах:

  • стратегический носитель Tomahawk Block I BGM-109A TLAM-N с ядерной боеголовкой;
  • противокорабельная ракета Tomahawk Block I BGM-109B TASM с обычной боевой частью.

Особенности конструкции крылатой ракеты Tomahawk Block I

Следует отметить, что американцы практично подошли к созданию нового оружия. Достигнутый с Советским Союзом в середине 70-х годов XX века ядерный паритет требовал создания новых средств доставки ядерных боеприпасов, поэтому изначально новая крылатая ракета — новый боевой топор разрабатывался в нескольких модификациях. Основной, стратегический вариант ракетного комплекса «Томагавк» имел три модификации(А, С , D) и был рассчитан для нанесения ударов по наземным целям в глубине территории вероятного противника. Ко второму, к тактическому варианту ракеты относились модификации B и E. Эти крылатые ракеты должны были уничтожать любые наводные цели.

Несмотря на различия в целевом применении, все модификации имели однотипную конструкцию и устройство. Тактико-технические характеристики ракет были идентичны. Различия касались только боевого снаряжения ракет — либо ядерная боеголовка, либо головная часть с обычным осколочно-фугасным зарядом.

Томагавк I

Конструкция крылатой ракеты имела все свойственные этому виду оружия характерные черты. Корпус представлял собой моноплан цилиндрической формы, снабженный в носовой части обтекателем. Устойчивость снаряда в полете обеспечивали выпускающиеся крылья, расположенные в центральной части корпуса. В хвостовой части ракета имела крестообразный стабилизатор. Основным конструктивным материалом являлся авиационный алюминий и прочный пластик. Использование в конструкции корпуса защитных материалов обеспечили существенное снижение радиолокационной заметности ракеты. В качестве основного двигателя на новую ракету сначала ставились турбореактивные двигатели Williams F107-WR-400 с тягой в 2,7 кН. Позже на другие модификации устанавливались более мощные двигатели. Для модификаций ракет воздушного базирования использовались двигатели ТРД Тeledyne CAE J402-CA-401, способные давать тягу в 3,0 кН.

Мощный маршевый двигатель обеспечивал ракете — снаряду скорость полета свыше 800 км/ч. Дальность полета варьировалась в диапазоне 800- 2500 км, в зависимости от модификации ракеты и варианта базирования. Как правило, крылатые ракеты с ядерной боеголовкой обладали большей дальностью. Тактические модификации способны были летать на меньшее расстояние. Сведенные тактико-технические характеристики для крылатых ракет «Томагавк» выглядят следующим образом:

  • дальность полета для ракет наземного (надводного) пуска 1250 — 2500 км;
  • дальность полета ракет (подводный пуск) базирующихся на подводных лодках до 1000 км;
  • маршевая скорость полета 885 км/ч;
  • максимальная скорость полета на завершающем участке полета при определенных углах атаки — 1200км/ч;
  • корпус ракеты имел длину 6,25 м;
  • размах крыльев 2,62 м;
  • вес снаряженной ракеты варьировался в диапазоне 1450-1500 кг, в зависимости от типа боеголовки;
  • ракета могла быть оснащена ядерной боеголовкой, осколочно-фугасным зарядом или кассетной боеголовкой.

Мощность ядерного заряда, который могла нести крылатая ракета BGM-109A, составляла 200 кт. Крылатые ракеты в неядерном исполнении BGM-109C и BGM-109D были оснащены полубронебойной боевой частью весом 120 кг или кассетной боеголовкой комбинированного действия.

ТТХ

В процессе разработки и последующего серийного выпуска ракеты оснащались тремя типами системы наведения:

  • инерциальной;
  • корреляционной;
  • корреляционной электронно-оптической.

Последняя модификация крылатых ракет Tomahawk Block IV, которая сегодня должна поступить на вооружение армии США уже оснащается совершенно новой электронно-оптической системой наведения DSMAC корреляционного действия. В процессе маршевого полета курс ракеты может быть скорректирован с учетом метеорологической обстановки в районе цели и боевой обстановки. В нынешних условиях оружие представляет собой полностью автоматизированный боевой комплекс, способный принимать решения самостоятельно в зависимости от особенностей боевого применения.

В чем главная особенность КР «Томагавк»

Главное преимущество, которого удалось добиться американцам в результате создания крылатой ракеты «Томагавк» — это практически полная неуязвимость оружия для средств ПВО. Выпущенная к цели крылатая ракета летиn на низкой высоте, огибая во время полета детали рельефа. Наземные системы ПВО в такой ситуации неспособны быстро реагировать на полет снаряда, практически не видя его в полете. Скрытности ракеты в полете способствует обтекаемый корпус ракеты, оснащенный защитными материалами.

Томагавк в полете

Выявить летящий «Томагавк» можно только при условии, если заранее известен маршрут его полета. Наглядным примером неуязвимости крылатых ракет для наземных систем ПВО стал конфликт в Югославии. Из выпущенных по целям на территории Югославии 700 крылатых ракет Tomahawk Block III, созданных в начале 90-х годов, всего было сбито не более полусотни ракет. Ракеты сбивались либо на подлете к территории Югославии средствами ПВО, либо были атакованы уже на территории Югославии самолетами югославских ВВС. Добиться таких результатов югославам позволил один существенный недостаток, которыми обладают американские чудо-топоры. Крылатая ракета имеет невысокую скорость, что делает ее уязвимой для огня истребительной авиации. Пилот современного самолета при визуальном обнаружении летящего снаряда может его легко догнать и уничтожить.

Полет Томагавка

При одиночном пуске засечь летящую ракету практически невозможно. Массированное применение крылатых ракет обеспечивает возможность одновременного удара, как по стратегическим объектам, так и по выявленным объектам системы ПВО противника. Такой комбинированный удар практически парализует противника, в дальнейшем ограничивая его действия.

Современная тактика использования крылатых ракет

Следует отметить, что, несмотря на все свое техническое совершенство, крылатая ракета «Томагавк» с большой натяжкой считается высокоточным оружием. Только ракеты с ядерными боеголовками можно считать средством нанесения единичных ударов. В тактическом плане американские вооруженные силы делают ставку на массированное применение этого оружия и это несмотря на его высокую стоимость. Один пуск КР «Томагавк» обходится американскому налогоплательщику в 1,5 млн. долларов.

Соответственно тактике использования этого вида вооружений отличаются и варианты базирования. Разрабатывая новую крылатую ракету, американцы планировали вооружить ею основную часть своего военно-морского флота. Ставилась задача создать универсальный ракетный комплекс, способный осуществлять массированный пуск. Так на эсминцах класса Arleigh Burke, основных кораблях американских ВМС, размещались пусковые установки для 56 ракет этого класса. На последнем американском линкоре «Миссури», оставшимся в строю флота и участвующем в атаке на Ирак в 1991 году, размещалось 32 крылатые ракеты Tomahawk Block I BGM-109B.

Линкор Миссури

Максимальное количество, до 154 крылатых ракет, могла нести атомная подводная лодка типа «Огайо». Американцы построили 18 таких кораблей. Все это говорит о том, что новое оружие планировалось использовать массировано. Всего Пентагон получил ассигнования на постройку и поставку в вооруженные силы США более 4 тыс. крылатых ракет «Томагавк» различных модификаций.

Последняя модификация ракеты Tomahawk Block IV, которая стала поступать на оснащение стратегических сил США, на кораблях американских ВМС и ВВС, в отличие от предыдущих модификаций способна наводиться сразу на несколько целей. По предварительным данным новейшая ракета способна держать в памяти информацию о расположении 15 объектов. Причем система наведения ракеты позволяет уже в процессе полета изменить параметры цели. Ноу-хау, которым хвастаются американские военные, является возможность выпущенной ракеты барражировать над районом, ожидая точного указания о целях и последующих команд. Помимо совершенствования системы наведения, активно ведется работа над увеличением мощности двигательной установки. Последняя модификация ракеты за счет уменьшения расхода топлива имеет увеличенную дальность полета. Теперь «Томагавки» будут способны наносить удары по противнику, находящемуся от места старта на расстоянии в 3-4 тыс. км.

Томагавк IV

Работы, которые постоянно ведутся над совершенствованием крылатой ракеты, говорят о том, что это оружие имеет большой технический потенциал. Заложенные в конструкцию ракеты технические возможности позволяют достаточно быстро менять технические параметры конструкции, улучшая тактико-технические характеристики каждой новой модификации.

comp-pro.ru

Пять мифов о ракете «Томагавк»

Они прольются с небес огненным дождем. Словно порыв «божественного ветра», сметающий вражеские батальоны с лица Земли. Крылатые роботы-самоубийцы. Они храбрее самых смелых камикадзе и безжалостнее самых лютых зондеркоманд СС.

Ни один мускул не дрогнет перед ликом смерти. Машины не боятся убивать и умирать. Они уже изначально мертвы. И, если понадобится, они сгинут без раздумий в ослепительной вспышке при столкновении с целью.

 

 


Ну а пока… ракета мчится сквозь ночную тьму к месту своей гибели.
Час назад она покинула уютную ячейку на борту субмарины и, пробившись сквозь слой холодной воды, выскочила на поверхность. Загудело пламя бустера, поднимая «Томагавк» на высоту 1000 футов. Там, на нисходящей ветви стартового участка, выдвинулся воздухозаборник двигателя, раскрылись короткие крылья и хвостовое оперение: боевой робот помчался за головой своей жертвы. Теперь уже ничто не спасет несчастных, чьи фотографии заложены в память летающего убийцы…

Миф №1. «Томагавк» решает все.

Никита Сергеевич, вы все еще здесь?!

Ракетная эйфория не оставляет умы и сердца: впечатляющие способности «Топора» породили уверенность, что применение лишь только одних крылатых ракет способно принести победу в любой войне.

Зачем рисковать дорогущим самолетом и бесценной жизнью пилота? Эти бесконечные тренировки и повышения квалификации летного состава. Аэродромы, топливо, наземный обслуживающий персонал…
К чему такие сложности и неоправданный риск, если можно пригнать эскадру подлодок и забросать вражину тысячами летающих роботов-самоубийц? Дальность полета «Топора» в «конвенционном» исполнении — 1200…1600 км — позволяет выполнить задание, не входя в зону поражения армии противника. Просто, эффективно и безопасно.

 

12 пусковых установок в носовой части ПЛА типа «Лос-Анджелес»


Масса боевой части ракеты — 340 кг. Имеется дюжина различных вариантов БЧ для различных типов целей: кассетные, бронебойные, полубронебойные, «обычные» боевые части фугасного действия… Несколько алгоритмов атаки: с горизонтального полета, с пикирования, с подрывом при горизонтальном пролете над целью. Все это позволяет выполнить практически любое задание на территории противника.

Ликвидировать выбранную цель, разрушить любой объект военной или гражданской инфраструктуры. Разбить взлетно-посадочную полосу аэродрома, поджечь ангар с военной техникой, свалить радиовышку, взорвать электростанцию, пробить несколько метров земли и бетона — и уничтожить защищенный командный пункт.

Непрерывно ведутся работы над расширением тактической гибкости применения крылатых ракет: последнюю модификацию RGM/BGM-109E Tactical Tomahawk оснастили блоками спутниковой связи и GPS-навигации. Новая ракета умеет барражировать в воздухе в ожидании подходящего момента для атаки. Кроме того, она получила способность перепрограммироваться в полете и, в зависимости от обстановки, атаковать одну из 15 заранее намеченных целей.

 

Атака с горизонтального полета


Единственное, что до сих пор не умеет «Томагавк» — атаковать движущиеся объекты.*

* возможность эффективного поражения движущихся целей, в т.ч. кораблей, была реализована в модификации «Томагавк» Block IV Multi-Mode Mission (TMMM), признанной избыточно дорогой и так и не принятой на вооружение ВМС США

Кроме того, существовала модификация BGM-109B Tomahawk Anti-Ship Missle (TASM) — противокорабельный вариант «Томагавка» с активной радиолокационной ГСН от ПКР «Гарпун». В связи с отсутствием достойного противника TASM был снят с вооружения около 10 лет назад.

Перехватить конвой с оружием (например, машины ЗРС С-300 на марше) или задержать наступающий танковый батальон? Современные крылатые ракеты бессильны на таких заданиях. Придется вызывать авиацию.
Фронтовые бомбардировщики, штурмовики, ударные вертолеты, БПЛА, в конце концов — этим «птичкам» до сих пор нет равных над полем боя. Высокая тактическая гибкость (вплоть до полной отмены задания и возвращения на базу) и широкий ассортимент боеприпасов делают авиацию незаменимой в борьбе с наземными целями.

Тем не менее, тенденция налицо: опыт локальных войн за последние 20 лет продемонстрировал 10-кратное увеличение роли крылатых ракет морского базирования (КРМБ). С каждым годом «Томагавки» обретают новые навыки и «получают допуск» к выполнению все более сложных заданий.

 

Эсминец USS Barry (DDG-52) обстреливает Ливию в рамках операции «Рассвет Одиссеи» (2011 год)


Как показала практика, КРМБ довольно успешно «втаптывают» жертву в каменный век, разрушают систему ПВО и дезорганизуют армию противника. Оставшись в первые же часы войны без радаров, ЗРК, аэродромов, электростанций, топливохранилищ, вышек сотовой и радиосвязи, командных пунктов и пр. стратегически важных объектов, противник оказывается неспособным оказать серьезное сопротивление. Теперь его можно брать «тепленьким».

В таких условиях становятся не нужны сверхдорогие и сложные стелс-самолеты и пр. «рэпторы». Бомбить мосты и отступающие танковые колонны с недосягаемой высоты? С таким заданием легко справляются простые и дешевые F-16.

Миф №2. «Томагавк» способен попасть в окно.

Точность «Томагавка» служит причиной горячих споров. В ходе операции «Буря в пустыне» обломки американских ракет находили даже на территории Ирана — некоторые из «Топоров» отклонились с курса на несколько сотен километров! Результат ошибки программистов или случайный сбой в бортовом компьютере ракеты…

Но каковы реальные возможности «Томагавков»? Каково расчетное значение их кругового вероятного отклонения (КВО)?

Традиционные методы наведения «Томагавков» включают в себя:

— ИНС для полетов над местностью со слабо выраженной радиолокационной контрастностью (например, над морем — вода везде одинакова). Гироскопы и акселерометры работают до момента прибытия ракеты в первый район коррекции над побережьем противника, далее наведение осуществляется более высокотехнологичными способами.

— Рельефометрическая система Terrain Contour Matching (TERCOM) — сканирует подстилающий рельеф и сравнивает полученные данные с радиолокационными снимками, заложенными в память ракеты.

Сам принцип работы TERCOM служит поводом для множества шуток: «Пока янки будут готовить полетное задание, наш стройбат заново перекопает весь рельеф»! Но если говорить серьезно, то TERCOM — один из самых надежных и эффективных способов наведения КРМБ. «Томагавк» ориентируется на местности в автономном режиме: ему не нужно постоянное наведение со спутника или от удаленного оператора. Это повышает надежность и исключает риск быть обманутым вражескими сигналами.

С другой стороны, это накладывает ряд ограничений — например, TERCOM малоэффективен при полетах над пустынями или заснеженной тундрой. Местность должна включать в себя максимум контрастных объектов (холмы, дороги и просеки, ж/д насыпи, населенные пункты). Маршрут прокладывают таким образом, чтобы избежать на пути ракеты открытых водных пространств (озера, устья больших рек и т.д.) — в противном случае, это может привести к критическим сбоям в навигационной системе ракеты.

Все это создает для янки такую проблему, как «предсказуемость» их ракетных ударов и, вследствие этого — увеличение потерь среди выпущенных ракет. Противник (если, конечно, у него есть хоть капля сообразительности) быстро вычислит основные направления угрозы — и выставит там средства ПВО.

— Третий способ наведения. Оптико-электронная система DSMAC на финальном участке траектории ракета ведет себя, словно легендарный Терминатор из боевика Джеймса Кэмерона: она непрерывно сканирует местность своим электронным «глазом», сверяя облик «жертвы» с цифровой фотографией, заложенной в её память. Будущее уже наступило!

— Наконец, последняя модификация «Топора» получила возможность наведения по данным GPS. Это существенно упрощает процесс подготовки к запуску, т.к. отсутствует необходимость в сложных картах для работы TERCOM (маршруты и радарные изображения местности готовятся заранее, на берегу — в центрах подготовки полетных заданий на территории ВМБ Норфолк и Кэмп-Смит).

В случае работы в режиме навигации по GPS экипаж корабля может самостоятельно «вбивать» координаты в память ракеты, без какого либо конкретного описания цели — дальше ракета все сделает сама, просто взорвавшись поблизости от указанного места. Уменьшается точность, но повышается оперативность. Теперь КРМБ могут использоваться в качестве средства огневой поддержки и работать по экстренным вызовам морских пехотинцев.

В полигонных условиях, при наличии качественных снимков «цели», значение кругового вероятного отклонения «Томагавка» указывается в пределах 5…15 метров. И это при дальности пуска в 1000 и более километров! Впечатляет.

Миф №3. «Томагавк» легко сбить.

Ну, так сделайте это! Не получается?…

Безопасность «Топора» обеспечивается его скрытностью. Предельно малая высота полета — всего несколько десятков метров — делает его невидимым для наземных РЛС. Радиогоризонт в этом случае не превышает 20-30 км, а если учесть естественные препятствия (холмы, строения, деревья) — обнаружение низколетящей ракеты, что ловко прячется в складках рельефа, представляется весьма сомнительным мероприятием.

 

Лодка для специальных операций на базе ракетоносца «Огайо». Всего в 22 ракетных шахтах корабля помещается 154 «Томагавка» + 2 шахты используются в качестве шлюзовых камер для боевых пловцов

Обнаружить, взять на сопровождение и поразить такую «трудную мишень» с земли — для этого необходима большая доля удачи и, желательно, знание наиболее вероятных маршрутов подлета «Томагавков». Случайность, не более того. Говорить о каком либо эффективном противодействии стаям КРМБ не приходится.

Не менее сложен перехват «Топора» с помощью воздушных средств — малые размеры и ЭПР ракеты делают «охоту на Томагавки» исключительно трудным мероприятием.

Габариты КРМБ «Томагавк»: длина — 5,6 м, размах крыла — 2,6 м.
Для сравнения — размеры истребителя Су-27: длина — 22 метра, размах крыла — 14,7 метров.

«Топор» имеет гладкую, обтекаемую форму, без каких-либо радиоконтрастных деталей и подвесных элементов. Янки намекают на использование в его конструкции радиопоглощающих покрытий и прозрачных для радиоволн материалов. Даже без учета элементов технологии «стелс» эффективная площадь рассеивания ракеты «Томагавк» не превышает 1 кв. метра — слишком мало, чтобы засечь её с большого расстояния. Наконец, поиск летящей ракеты производится на фоне земли, что вносит дополнительные сложности в работу радаров истребителей.

Официальные данные по перехватчику МиГ-31 подтверждают следующее: с высоты 6000 метров захват цели с ЭПР 1 кв. метр, летящей на высоте 60 метров, производится на дальности 20 км.
Учитывая, что только одна ПЛАРК на платформе «Огайо» способна выпустить до 154 КРМБ, требующееся количество истребителей для отражения атаки превысит возможности ВВС любой из стран, против которых собираются воевать янки.

 

Обломки сбитого «Томагавка» в Белградском музее авиации


На практике ситуация выглядела следующим образом: в ходе агрессии НАТО против Югославии, ВМС США и Великобритании выпустили по объектам на территории СРЮ около 700 «Томагавков». Официальный сербские источники приводят цифры в 40…45 сбитых КРМБ, представители НАТО не согласны и называют еще меньшие цифры. В целом, ситуация печальна: сербским военным едва ли удалось сбить 5% выпущенных по ним ракет.
Примечательно, что один из «Топоров» был сбит сербским МиГ-21 — летчик установил с ним визуальный контакт, сблизился и расстрелял робота из бортовой пушки.

Миф №4. «Томагавки» годятся лишь для войны с папуасами.

Стоимость ракеты «Томагавк», в зависимости от её модификации и типа БЧ, может достигать 2 миллионов долл. Выпустить 500 таких «штучек» — означает разорить бюджет США на 1 млрд. зеленых банкнот.
Дальность полета 1200…1600 км. Боевая часть 340 кг. Комбинированная система наведения — рельефометрический TERCOM, DSMAC, спутниковые системы связи и навигации. Стартовая масса в пределах полутора тонн. Носители — эсминцы и атомные подлодки.

Нет, господа. Столь разрушительное и дорогое оружие создано не для истребления несчастных жителей Папуа Новой Гвинеи. «Томагавком» следует пользоваться с умом; просто так разбрасывать двухмиллионные ракеты по пустыне — неслыханное мотовство даже для обеспеченных янки.

 

Запуск КРМБ «Томагавк» с борта атомного крейсера USS Mississippi (CGN-40), операция «Буря в пустыне», 1991 год. Ракета запускается из бронированной ПУ Mk.143 Armoured Launch Box


Не нужно иметь семи пядей во лбу, что определить назначение крылатых ракет — оглушающий удар по военной и гражданской инфраструктуре такого противника, который обладает некоторым военным потенциалом: Сирия, Иран, Ирак, Югославия… Против тех, кто способен огрызнуться и оказать сопротивление.

В этих случаях янки достают из рукава свой «страховой полис» — стаю летающих убийц, что «расчистят» коридоры в системе ПВО страны, дезорганизуют армию противника и позволят авиации НАТО захватить господство в воздухе. Крылатая ракета «Томагавк» не попадает под действие каких-либо договоров и конвенций об ограничении вооружений — а значит, можно не стесняться и запускать «Топоры» налево и направо без каких либо угрызений совести.

Что до обычных басмачей с берданками — их янки размазывают из 105 мм гаубиц, установленных в проемах бортов «ганшипов» АС-130. Ракеты «Томагавк» и прочий хай-тек там ни к чему.

Миф №5. «Томагавки» представляют опасность для России

Россия наряду с Индией и КНР — одна из немногих стран, кто может не обращать внимания на ВМС США и их бряцанье оружием. «Томагавк» — чисто тактическое оружие для локальных войн. С Россией такая фишка не прокатит — русский генштаб не поймет американских шуток, и дело может окончиться страшным термоядерным побоищем.

Даже в теории, при наличии ратифицированного договора с США о взаимном отказе от применения ЯО, морские крылатые ракеты неэффективны против сугубо континентальной России — все промышленные центры, арсеналы и стратегически важные объекты находятся в тысяче километров от побережья, на пределе дальности полета «Томагавков».

Что касается возможного оснащения «Топоров» термоядерными боевыми частями — эта угроза имела бы смысл лишь при отсутствии межконтинентальных баллистических ракет. В случае войны с применением «Трайдент-2» запоздалый удар крылатыми ракетами (подлетное время «Томагавков» будет исчисляться многими часами) уже не будет иметь никакого значения.

Экономные янки прекрасно понимали бесперспективность «Топора» как носителя ядерного оружия, поэтому отправили все свои ядерные КРМБ на слом 20 лет назад.

 

Количество ядерных зарядов на вооружении ВС США. Толстая линия — стратегические боеголовки для МБР. Тонкая линия — «тактическое» ядерное оружие, в т.ч. «Томагавки» с СБЧ

 

Запуск «Томагавка» из носовой УВП эсминца USS Farragut (DDG-99)

politinform.su

Крылатая ракета Tomahawk Block IV: новые возможности старого оружия

В начале восьмидесятых годов на вооружение военно-морских сил США была принята крылатая ракета Tomahawk. Вскоре эта ракета стала одним из основных видов вооружения, активно применяемых в ходе различных вооруженных конфликтов. По имеющимся данным, к настоящему времени Пентагон успел закупить более 4 тыс. ракет, и свыше половины этих изделий было использовано для поражения целей во время реальных боевых операций. В будущем эксплуатация подобных вооружений будет продолжаться, для чего несколько лет назад было решено создать очередную модификацию ракеты с повышенными характеристиками.

На данный момент самой новой версией ракеты «Томагавк» является модификация Block III, созданная и принятая на вооружение еще в начале девяностых годов. Проект Tomahawk Block III подразумевал повышение характеристик оружия за счет применения обновленной системы наведения, определяющей собственные координаты по сигналам GPS, и улучшенной силовой установки. В итоге такая ракета могла лететь дальше предшественников и более точно поражать указанные цели. Тем не менее, со временем модификация Block III перестала в полной мере отвечать требованиям военных. Как следствие, был дан старт новому проекту, целью которого вновь стало повышение основных технических и боевых характеристик.


Тестовый запуск ракеты Tomahawk Block IV, 10 ноября 2002 г. Фото US Navy

О начале разработки проекта Tomahawk Block IV было объявлено в начале прошлого десятилетия. В официальных сообщениях военного ведомства США и некоторых предприятий оборонной промышленности раскрывались основные особенности будущей модернизации и общие требования к обновленной ракете. Как вскоре стало ясно их ряда новых сообщений, улучшать существующее оружие предлагалось за счет применения новых компонентов, а также при помощи использования иных алгоритмов работы. Все это позволяло получить ряд новых возможностей с понятными последствиями для боевой эффективности ракеты.

Ракеты «Томагавк» предыдущих версий способны наводиться только на одну цель. В проекте Block IV заказчик требовал обеспечить возможность одновременного введения в память головки самонаведения координат 15 объектов противника. При этом следовало предусмотреть перенацеливание ракеты во время полета. Кроме того, для полной реализации всех преимуществ такого обновления ракета должна была получить возможность барражирования в заданном районе в ожидании новых команд оператора.

Имеющуюся систему управления, использующую инерциальную и спутниковую навигацию, предлагалось дополнить новыми средствами. В приборном отсеке ракеты требовалось установить оптические/тепловизионные средства наблюдения и систему передачи видеосигнала. При помощи этой аппаратуры оператор комплекса мог бы следить за полетом ракеты и, при необходимости, управлять им. Передача видеосигнала и телеметрии также могла бы использоваться для ведения разведки и контроля за результатами предыдущих пусков. Связь ракеты и операторского пульта должна была осуществляться через спутник.

В рамках новой программы модернизации следовало улучшить аппаратуру, предназначенную для кораблей и подлодок-носителей ракетного вооружения. Теперь оператор комплекса должен был иметь возможность полноценного планирования т.н. GPS-миссий – стрельбы ракетами с использованием только координат цели, но не полного объема данных, применявшегося ранее. Также носители должны были получать аппаратуру управления типа Tomahawk Weapons Control System и Tomahawk Command and Control System.

В первоначальном проекте Tomahawk предусматривалась возможность применения конвенциональных и специальных боевых частей. От использования ядерных боеприпасов в дальнейшем отказались. Кроме того, к моменту начала проекта Block IV военных перестала устраивать и существующая фугасная боевая часть. Как следствие, был дан старт проекту JMEWS (Joint Multi-Effects Warhead System – «Единая многоцелевая боевая часть»). Результатом этого проекта должна была стать новая боевая часть, отличающаяся высокими характеристиками проникновения, но при этом сохраняющая фугасное и осколочное действие на уровне предыдущего изделия.

Результатом очередной программы модернизации должно было стать появление улучшенной крылатой ракеты, отличающейся от предшественников повышенными характеристиками и расширенными боевыми возможностями. Ожидалось, что после такого обновления изделие Tomahawk Block IV сможет атаковать наземные и надводные цели, как стационарные, так и движущиеся. При помощи использования новой боевой части JMEWS можно было обеспечить поражение защищенных наземных объектов, такие как незначительно заглубленные бункеры и т.д. При этом новая боевая часть, как минимум, не должна была уступать существующим изделиям.


Выход ракеты из пусковой установки. Фото US Navy

С определенного времени улучшенный «Томагавк» стали рассматривать в качестве возможной альтернативы существующим противокорабельным ракетам Harpoon. Имея заметные преимущества во всех основных характеристиках, противокорабельный вариант Tomahawk Block IV мог бы прийти на смену менее крупным и тяжелым ракетам серийной модели. Это дало бы преимущества как боевого, так и эксплуатационного характера. Прежде всего, носителям ракетного вооружения более не нужно было бы оснащаться пусковыми установками разных типов.

Следует отметить, что вместе с повышением технических и боевых характеристик применение новых комплектующих должно было дать определенные возможности, отсутствовавшие у предыдущих ракет семейства. Наиболее заметным преимуществом Tomahawk Block IV при этом должно было стать резкое сокращение времени подготовки к запуску. На планирование миссии, подготовку ракеты и иные операции ранее требовалось 80 часов. В новом проекте все эти операции требуют не более часа, после чего ракета может быть отправлена к цели. Ценой некоторого сокращения боевого радиуса достигается определенная экономия топлива, позволяющая ракете оставаться в районе цели и ждать команды на атаку.

Разработка перспективной версии крылатой ракеты была поручена компании Raytheon, ранее создавшей предыдущие изделия семейства и занимающейся выпуском серийного вооружения. В течение нескольких следующих лет основная масса новостей о проекте Tomahawk Block IV касалась подписания различных контрактов и договоров. Кроме того, в этот период заказчик и исполнитель неоднократно пересматривали различные особенности перспективного проекта. Тем не менее, американские военные и промышленность несколько раз рассказывали об успехах технического характера.

В 2004 году новая ракета была официально принята на вооружение, однако развитие проекта не прекратилось. В 2006-м было объявлено о продолжении модернизации, которое продолжается до сих пор. На этом этапе следовало вновь обновить состав бортового оборудования ракеты и повысить основные ее характеристики. Также именно в рамках второго этапа модернизации планировалось реализовать часть новых функций. При этом было решено не использовать для обновленного проекта новое обозначение.

Так, в августе 2010 года специалисты военно-морских сил и оборонной промышленности провели первый успешный тест боевой части JMEWS. Впоследствии такие испытания несколько раз повторили, после чего конструкцию изделия начали адаптировать к установке на ракеты «Томагавк». По имеющимся данным, к настоящему времени такие работы были завершены.

В октябре 2013 года компания Raytheon сообщила о проведении успешных испытаний обновленной системы наведения. В ходе подготовки к этим тестам системы самонаведения были улучшены при помощи новейшей радиолокационной головки. Кроме того, тестовый комплекс бортового оборудования уже успел получить двухстороннюю связь с пультом оператора и некоторые другие нововведения. Компания-разработчик утверждала, что последние усовершенствования позволят эффективно применять крылатую ракету в качестве противокорабельного оружия.


Схема головного отсека ракеты Block IV, вмещающего средства наведения и боевую часть. Рисунок Raytheon / raytheon.com

19 февраля 2014 года состоялся первый полноценный испытательный запуск крылатой ракеты Tomahawk Block IV, доработанной по актуальному проекту. Как сообщалось, перед стартом в память ракеты были введены координаты цели и полетная программа, описывающая весь маршрут к ней. На всем протяжении испытательного полета ракета-прототип поддерживала двухстороннюю связь с пультом оператора. С целью проверки и оценки новых возможностей во время полета ракета получила обновленные данные целеуказания. Автоматика правильно обработала команды и обеспечила поражение условной цели. Связь с носителем сохранялась до момента попадания в цель.

Тогда же сообщалось, что в обозримом будущем испытания ракет с новой комплектацией будут продолжаться. Пентагон и компания Raytheon планировали проверить работу новой бортовой автоматики на различных режимах и в разных условиях. В частности, планировались опыты с осуществлением связи между ракетой и пультом при помощи отдельных самолетов-ретрансляторов.

Весной 2014 года военное ведомство США начало работы по определению требуемых объемов закупки нового вооружения. В течение 2014-15 годов предлагалось закупить около трех сотен ракет семейства Tomahawk. В дальнейшем вооруженные силы могли бы рассчитывать на получение подобных изделий последней модификации. В общей сложности командование желает одновременно иметь на вооружении около 4 тыс. ракет «Томагавк» всех модификаций. Такое число подобных вооружений позволит быстро и правильно отвечать на все возможные угрозы. Доля ракет последней модификации должна будет постепенно расти.

В сентябре того же года компания Raytheon сообщила о проведении двух новых испытаний ракет Tomahawk Block IV с использованием носителей, предоставленных военно-морскими силами. Одна из опытных ракет нового типа была запущена атомной подлодкой USS Hampton (SSN-767), а вторую к цели отправил ракетный крейсер USS Lake Champlain (CG-57). Вновь были подтверждены повышенные летные и технические характеристики изделия. Кроме того, опытные ракеты снова продемонстрировали возможность быстрого и простого перенацеливания после старта.

Летом и осенью 2015 года компания-разработчик провела несколько испытаний, в ходе которых опытная ракета новой модели впервые на практике продемонстрировала свои возможности в деле ведения разведки с использованием бортовых оптико-электронных систем. Ракета-прототип была запущена из одного района и направилась во второй. Там оператор произвел необходимые наблюдения, после чего отправил ракету в третью зону. В последней находилась условная цель, которую должна была поразить ракета. Также в ходе подобных испытаний было установлено, что такие оригинальные методы применения ракет могут использоваться как при одиночных, так и при залповых пусках.

На зиму 2015-16 годов были запланированы испытания, в рамках которых ракеты Tomahawk Block IV должны были поражать движущиеся наземные и надводные цели. Для поражения перемещающихся объектов ракеты должны использовать новые элементы, сравнительно недавно введенные в состав аппаратуры самонаведения. При некоторых проблемах технического или иного характера, опытные ракеты, в целом, успешно справились с возлагавшимися на них задачами.


Запуск модернизированного «Томагавка» с борта крейсера USS Cape St. George (CG-71), 23 марта 2003 г. Фото Navsource.org

В начале 2016 года было объявлено о начале работ по поиску новых способов повышения боевых качеств ракеты. Специалистами лаборатории Energetic Materials Research and Engineering было предложено усилить воздействие штатной боевой части при помощи некоторых доработок топливной системы. В некоторых ситуациях на момент попадания в цель в баках ракеты может оставаться некоторое количество топлива. Ученые лаборатории смогли использовать бак с остатками горючего в качестве специфического боеприпаса объемного взрыва. При помощи специальных средств распыления и воспламенения планировалось получить оптимальное распределение топлива по окружающему объему с последующим его зажиганием. В случае успешного решения имеющихся задач перспективные модификации ракет должны будут отличаться повышенным могуществом при сохранении штатной боевой части.

11 января 2017 года компания Raytheon завершила об успешном завершении испытаний новейшей ракеты Tomahawk Block IV. Тесты завершились двумя запусками ракет с борта корабля USS Pinckney (DDG-91), находившегося на морском полигоне у берегов Калифорнии. Первая тестовая стрельба ракеты подразумевала максимально быструю подготовку к запуску, после чего оружие отправилось к намеченной цели, следуя заложенной программе. Второй испытательный пуск произвели без заранее подготовленной программы и с управлением ракетой во время полета. Эти испытания вновь подтвердили принципиальную возможность практического применения новых функций для решения тех или иных боевых задач.

В предыдущих модификациях крылатая ракета Tomahawk представляла собой управляемое оружие, пригодное для поражения стационарных наземных целей. Ранее ракеты могли следовать изначально заложенной программе и следовать к цели по указанному маршруту. Такие особенности комплекса обеспечивают приемлемую вероятность поражения целей, однако уже не в полной мере соответствуют требованиям времени и желаниям основного эксплуатанта в лице ВМС США. Исходя из желания повысить потенциал надводных и подводных сил, обновить арсеналы и получить новые возможности, американские военно-морские силы ранее инициировали создание новой модификации существующей ракеты.

Для развития ракетного вооружения было решено использовать новые подходы. Как показывают имеющиеся сведения, теперь модернизация «Томагавков» осуществляется путем замены или переработки всех основных агрегатов ракеты. Без значительных изменений остается только планер. Таким образом, достаточно старое ракетное оружие теперь развивается по модульным принципам. Это позволяет внедрять в конструкцию новые элементы и аппаратуру с требуемыми возможностями. Такие подходы уже показали свой потенциал, подтвердив его в ходе многочисленных длительных испытаний.

Текущая модернизация крылатых ракет, позволяющая решать разнообразные боевые задачи и уничтожать различные объекты противника, позволит вооруженным силам США сохранять изделия семейства Tomahawk в своих арсеналах в течение нескольких следующих десятилетий. Известно, что в конце текущего десятилетия должна будет стартовать программа ремонта и обновления остающихся на хранении ракет предыдущих моделей. После восстановления технической готовности и установки новых компонентов это оружие будет соответствовать современным требованиям и сможет оставаться в строю в будущем. Параллельно с этим будет продолжатся производство новых ракет, изначально имеющих новые возможности.

В течение нескольких последних десятилетий военно-морские силы Соединенных Штатов неоднократно принимали участие в вооруженных конфликтах, в ходе которых применяли крылатые ракеты семейства Tomahawk. За все время эксплуатации такого оружия в общей сложности было применено свыше 2 тыс. управляемых ракет, целями которых были различные наземные объекты противника. Текущая модернизация подобного оружия прямо говорит о желании американского командования сохранять его на вооружении, но при этом получать новые возможности, связанные с модернизацией бортовых систем. Это означает, что ракеты Tomahawk Block IV будут оставаться на вооружении в течение длительного времени, и, вероятно, неоднократно смогут принять участие не только в учениях, но и в реальных боевых операциях. Именно в обстановке настоящей войны модернизированное оружие сможет показать свои возможности.

По материалам сайтов:
http://raytheon.com/
http://defenseindustrydaily.com/
http://nationalinterest.org/
http://militaryaerospace.com/
http://breakingdefense.com/

www.globalwarnews.ru

Военное дело — Томагавк (ракета)

История

В 1971 году руководство Военно-морских сил США инициировало работы по изучению возможности создания стратегической крылатой ракеты (КР) с подводным запуском. В начальной фазе работ рассматривались два варианта КР:

Первый вариант предусматривал разработку тяжелой КР с подводным стартом и боль­шой дальностью полета — до 3000 миль (5500 км) и размещение ракет на борту пяти ПЛАРБ типов «Джордж Вашингтон» и пяти типа «Этен Аллен» в пусковых установках БРПЛ UGM-27 «Поларис» (диаметром 55 дюймов), снимае­мых с вооружения. Тем самым ПЛАРБ становились носителями стратегических крылатых ракет ПЛАРК.

Второй вариант предполагал разработку более лёгкой КР под 533-мм (21 дюйм) торпедные аппараты подводных лодок с дальностью полета до 1500 миль (2500 км).

2 июня 1972 года был выбран более лёгкий вариант под торпедные аппараты, а в ноябре того-же года промышленности были выданы контракты на разработку SLCM (англ. Submarine-Launched Cruise Missile) — крылатой ракеты подводного базирования.

В январе 1974 года два наиболее перспективных проекта были отобраны для участия в конкурсных демонстрационных пусках, а в 1975 году проектам фирм «Дженерал Дайнемикс» и «Линг-Темко-Воут» (LTV) (англ. Ling-Temco-Vought) были присвоены обозначения ZBGM-109A и ZBGM-110A, соответственно (префикс «Z» в обозначении является статусным, и в системе обозначений МО США применялся для обозначения систем находящихся «на бумаге», то есть в ранней стадии разработки).

В феврале 1976 года первая попытка пуска из торпедного аппарата (ТА) прототипа YBGM-110A (префикс «Y» в обозначении) закончилась неудачно из-за неисправности ТА. Вторая попытка также не была успешной, из-за нераскрытия консолей крыла. В марте 1976 года, учитывая два безупречных пуска прототипа YBGM-109A и его менее рискованную конструкцию, ВМС США объявила победителем конкурса по программе SLCM ракету BGM-109, а работы по проекту BGM-110 были прекращены.

В тот же период флотское руководство решает, что SLCM должна также встать на вооружение надводных кораблей, поэтому значение акронима SLCM было изменёно на англ. Sea-Launched Cruise Missile — крылатая ракета морского базирования (КРМБ). Лётные испытания YBGM-109A, включая рельефометрическую систему коррекции TERCOM (англ. Terrain Contour Matching) продолжались в течение ряда лет.

В январе 1977 года, администрация президента Джимми Картера инициировала программу названную JCMP (англ. Joint Cruise Missile Project — Проект единой крылатой ракеты), которая предписывала ВВС и ВМС вести разработку их крылатых ракет на общей технологической базе. В это время, ВВС США разрабатывали крылатую ракету воздушного базирования AGM-86 ALCM (англ. Air-Launched Cruise Missile). Одним из следствий реализации программы JCMP стало то, что дальнейшее развитие получили только один тип маршевой двигательной установки (ТРДД Williams F107 ракеты AGM-86) и системы коррекции по рельефу местности TERCOM (McDonnell Douglas AN/DPW-23 ракеты BGM-109). Ещё одним следствием, стало прекращение работ по практически готовой к запуску в производство базовой модификации КР AGM-86A и проведение конкурсных лётных испытаний за роль основной крылатой ракеты воздушного базирования между удлинённым вариантом AGM-86 увеличенной до 2400 км дальности, обозначенным, как ERV ALCM (англ. Extended Range Vehicle, позднее стал AGM-86B) и AGM-109 (модификации YBGM-109A воздушного базирования). После проведённых в период между июлем 1979-го и февралём 1980 года, лётных испытаний, AGM-86B была объявлена победителем конкурса, а разработка AGM-109 ALCM воздушного базирования остановлена.

Морской вариант BGM-109 в это время продолжал развиваться. В марте 1980 года состоялось первое надводное летное испытание серийной ракеты BGM-109A Tomahawk, с борта эс­минца типа «Спрюэнс» USS Merrill (DD-976) (англ. USS Merrill (DD-976)), а в июне того же года выполнен успешный пуск серийного «Томагавка» с подводной лодки USS Guitarro (SSN-665) (англ. USS Guitarro (SSN-665)) проекта «Стёджен». Это был первый в мире пуск стратегической КР с борта подводной лодки.

Лётные испытания КРМБ Tomahawk продолжались в течение трех лет, за это время было произведено более 100 пусков, как результат, в марте 1983 года, было объявлено о достижении ракетой эксплуатационной готов­ности и были выданы рекомендации к принятию на вооружение.

Первыми модификациями этих ракет, известными как Tomahawk Block I, были стратегические BGM-109A TLAM-N (англ. Tomahawk Land-Attack Missile — Nuclear) с термоядерной боевой частью и противокорабельные BGM-109B TASM (англ. Tomahawk Anti-Ship Missile) с боевой частью в обычном снаряжении. Первоначально, модификации КР для различных типов среды запуска, обозначались присвоением цифрового суффикса, так, индексами BGM-109A-1 и −109B-1 обозначались ракеты надводного запуска, а BGM-109A-2 и −109B-2 — подводного. Однако, в 1986 году вместо цифрового суффикса, для обозначения среды запуска, в качестве первой литеры индекса («B» — обозначавшей множественность сред запуска) стали использоваться литеры «R» для КР надводных кораблей и «U» для КР подводных лодок.

Стоимость одного запуска КР «Томахок» в марте 2011 года составляла около 1,5 миллионов долларов.

voinanet.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *