North-American P-82B «Twin Mustang» — Ретро-Модели.Ру
Американская North American Aviation Company создавала будущий F-82\P-82, как тяжеловооруженный истребитель сопровождения для стратегических бомбардировщиков, обладающий сопоставимым с ними радиусом действия. Конструкторы фирмы выбрали двухфюзеляжную схему с двумя кабинами, позволявшую пилотам подменять друг друга во время многочасовых полетов. Разработка закончилась уже к концу войны, и «Twin Mustang» был модифицирован в оснащенный радаром ночной истребитель. В таком виде он и нес службу на рубеже 40-50-х годов, успев принять участие в Корейской войне, в основном, как ударный самолет.
Сборная модель необычного истребителя проектировалась специалистами фирмы FROG в самом конце ее существования и даже не успела выйти на британский рынок, будучи сразу проданной в СССР и планировавшейся к выпуску уже под брендом NOVO. Планам не суждено было осуществиться в связи с банкротством Novo Toys Limited
При подготовке статьи использованы материалы, которые предоставили нам Р.Степанян, С.Просвирнин и А.Соколов, а также с интернет-аукциона eBay.
В течение 1942-1943 гг. функцию истребителей сопровождения в ВВС союзников выполняли одноместные Lockheed P-38 «Lightning» и North-American P-51 » Mustang «, что было далеко не всегда самым оптимальным вариантом, особенно учитывая острое желание американского командования перенести войну на территорию Японии. Сверхдальние перелёты требовали не только огромного запаса горючего, но повышенной выносливости от пилотов, так что экипаж из одного человека USAAFуже не устраивал. Таким образом, было выработано соответствующее техническое задание, одним из основных пунктов которого стала максимальная дальность полёта 3200 км без дозаправки.
За решение столь нетривиальной задачи взялись инженеры North American Aviation Company, которые в октябре 1943 года начали работы над одним из самых оригинальных проектов своего времени, получившем фирменное обозначение NA-120. Поскольку кроме дальности полёта требовалось обеспечить высокую скорость и мощное наступательное вооружение (при этом самолёт был двухместным), была выбрана двухфюзеляжная схема, в основе которой лежала конструкция опытного истребителя XF-51F. Данная модификация являлась облегченным вариантом P-51D, что позволяло использовать определенный резерв по массе. Между тем, в текущем виде фюзеляжи от XF-51F использовать было нельзя, поскольку в этом случае возникали проблемы с продольной устойчивостью, было принято решение их перепроектировать. В результате, длина обоих фюзеляжей была увеличена, а увеличенное по площади вертикальное оперение получило форкиль. Первый пилот размешался в левой кабине, где находился полный комплект приборного оборудования. Кабина второго пилота с сокращенным набором приборов располагалась в правом фюзеляже. За оригинальность концепции истребитель получил название
Первый прототип NA-120, который уже успел получить армейское обозначение ХР-82 и серийный номер 44-83886, был готов 25-го мая 1945 года, а его первый полёт состоялся 26-го июня. Пока шли испытания, Вторая Мировая война успела завершиться, и, хотя 30-го августа USAAF приняли этот самолёт, его дальнейшая судьба была неясной. Тем не менее, армейской авиации был нужен ночной истребитель для замены P-61 «Black Widow», в результате чего ХР-82 решили перепрофилировать. В итоге, лишь одна серийная модификация имела непосредственное отношение к эскорту бомбардировщиков, в то время как остальные специализировались на охоте за ночными целями.
ХР-82А – опытный вариант с двигателями Allison V-171-119 мощностью 1500 л.с., который из-за проблем с силовой установкой, по всей видимости, ни разу не поднимался в воздух. В итоге был построен только один прототип (серийный номер 44-83888), а заказ на второй был отменен (серийный номер 44-83889).
Р-82В \ NA-123 – первая серийная модификация, которая имела ещё хоть какое-то отношение к истребителям сопровождения. Самолет оснащался двигателями Packard Merlin V-1560-19/21. Весной 1944 года было заказано 500 самолётов, но после завершения войны контракт фактически аннулировали, в течение 1945 года собрав только 20 экземпляров с серийными номерами от 44-65160 до 44-65179. Нагрузка была увеличена до четырех 1000-фунтовых или двух 2000-фунтовых бомб, а в качестве альтернативного варианта можно было подвесить 25 неуправляемых ракет. Кроме того, под центропланом можно было разместить контейнер с восемью 12,7-мм пулеметами.
Р-82С – первый вариант ночного истребителя на базе Р-82В. На самолёте устанавливался радар SCR-720. Был изготовлен только один прототип (десятый переделанный Р-82В с серийным номером 44-65169), первый полёт которого состоялся 27-го марта 1946 года.
P-82D – ещё один Р-82В, на этот раз 11-й серийный (серийный номер 44-65170) был также переоборудован в ночной истребитель, получив более современный радар APS-4. Проект отклонен в пользу более перспективных моделей.
P-82E \NA-144 – фактически являлся серийным вариантом ХР-82А с двигателями Allison V-1719-143\145 номинальной мощностью по 1600 л.с. Прототип, переделанный из первого ХР-82А, получил фирменное обозначение. Осенью 1946-го года было заказано 100 самолётов с серийными номерами от 46-255 до 46-354, а вся партия была сдана в 1949 году.
P-82F \NA-149 – вариант с радаром APG-29. Основное отличие заключалось в установке радара в большом цилиндрическом контейнере под центропланом, что придавало этому варианту легкоузнаваемый вид. Вооружение было сокращено до шести 12,7-мм пулеметов. Первый P-82F поднялся в воздух 11 марта 1948 года, а всего изготовлен 91 самолёт с серийными номерами от 46-405 до 46-495.
P-82G \ NA-150 –развитие P-82F. Внешне обе модели были похожи, но P-82Gоснащался радаром SCR-720R, который имел меньшую массу и, соответственно, позволил немного повысить скоростные характеристики.
Р-82Н – такое обозначение получили пять P-82G и девять P-82F, применявшихся с баз на Аляске. Истребители сохраняли прежний состав оборудования и вооружения, но оснащались дополнительной системой для полётов в северных широтах. Все Р-82Н поступили на вооружение 449-й эскадрильи, базировавшийся на авиабазе Лэдд.
Истребители сопровождения Р-82В поступили в распоряжение USAAF только в 1947 году и нашли себе ограниченное применение, чаще используясь как тестовые самолёты для экспериментов с внешней подвеской. Более активно эксплуатировались P-82F и P-82G, которые начиная с 1948 года стали заменять Р-61. Между тем, истребители Р-82Е из состава 27 Fighter Group подчинялись Strategic Air Command и вплоть до 1950 года применялись для эскорта бомбардировщиков В-29. В июне 1948 года обозначение Р-82 было заменено на F-82.
Служба F-82 безмятежно продолжалась до лета 1950 года, пока не началась война в Корее. Поскольку расстояния были небольшими, для прикрытия тяжелых бомбардировщиков применялись одномоторные истребители. В свою очередь, F-82 неоднократно использовались для штурмовых атак и разведывательных полётов. Впрочем, начиная с 1951 года, самолёты из состава 68-й эскадрильи направили для прикрытия Сеула, но к концу августа в лётном состоянии осталось всего 8 F-82G, и в скором времени истребители сняли с боевого дежурства. За время войны USAF отчитались о 10 потерянных самолётах, из которых только половина была потеряна от противодействия противника.
Официально последний истребитель P-82G был снят с вооружения 12-го ноября 1953 года. Некоторые самолёты ещё пару лет использовались NACA для различных испытаний, в то время как остальные были разобраны на металл практически в полном составе. Например, Р-82Е с номером 44-65168 был тестовым самолётом NACA в период с сентября 1950-го по июнь 1957 года, установив рекорд дальности полёта и впоследствии завершив свою карьеру в качестве испытательного стенда для реактивных двигателей. В настоящее время этот самолёт находится в экспозиции USAF Museum.
Наверх
Одной из «лебединых песен» фирмы FROG стал как раз North American F-82 F/G «Twin Mustang», пресс-форма для которого была готова в феврале 1976-го года. Впрочем, предложение о разработке производственной оснастки ещё в 1967-м году внесла фирма АМТ, но тогда эту тему отложили в «долгий ящик». Модель получила индекс
Никаких «фроговских» коробок и инструкций напечатано не было, хотя дизайн декали впоследствии был использован фирмой Novo. Также у «Twin Mustang» отсутствовала подставка, которая для более ранних моделей FROG была штатным атрибутом (хотя вырез под неё имелся в нижней части основного ПТБ).
Интересный факт!
Несмотря на то, что 1976-й год стал для FROG последним, в работе ещё находилось несколько проектов, часть которых успели реализовать. Так, вместе с «Twin Mustang» (F405), были готовы пресс-формы для следующих моделей в масштабе 1:72:Arado Ar 234B-2/r or C-3 & Fieseler Fi 103 (F417)
Avro 683 Lancaster B.I (F215)
Boeing B-17E Flying Fortress (F213)
de Havilland D.H.110 Sea Vixen FAW.2 (F409)
Vickers Wellington IC (F214)
Bell P-39D Airacobra I (F415)
Heinkel He 115C-1 (F418)
Lockheed PV-1 Ventura G.R.V (F240)
Nakajima A6M2-N Rufe (F234)
Из этого списка 4 первых модели всё же успели выйти под логотипом FROG, в то время как остальные ограничились только пробными отливками. Впрочем, для PV-1 и A6M2-N были напечатаны коробки и инструкции, а на P-39D были готовы декали.
На момент появления пресс-формы конкурент у FROG был только один – это был F-82F\G от американской фирмы Monogram, появившийся на рынке в 1973-м году. После этого, и без того не сильно популярная модель выпускалась только двумя производителями. Полный список представлен ниже:
Monogram, Cat.No.05257 (США) — «Twin Mustang F-82G», 6 изданий в 1973-2010 гг., перепаковка фирмы Hasegawa (HM32, 1992)
Hobbycraft, Cat.No.HC1321 (Канада) — «F-82 Twin Mustang», 3 издания в 1980-2000-х гг.? gерепаковка фирм Idea (Южная Корея) и Taka (Япония)
Special Hobby (Чехия) — «F-82G Twin Mustang», Cat.No.SH72200\FQ-383, 2011 и F-82H Twin Mustang, Cat.No.SH72203 \ FQ-377, 2011
В 1977-м году пресс-форма была доставлена на московский завод Кругозор, где также была выпущена пробная партия отливок неустановленного количества (приблизительно, около 1000 штук из белого пластика). Модель планировалась на экспорт, поэтому для неё в Великобритании была сразу заказана коробка, на лицевой части которой был эффектнейший бокс-арт авторства британского художника Харрисона с изображением ночного истребителя с покрытыми звездами килями и законцовками крыла. Названием служило незамысловатое «Mustang – Night Fighter». В каталоге Novo модель получила индекс 78146. На нижней части коробки была напечатана схема окраски, предполагавшая два варианта оформления:
F-82F — FQ 414, 52-я истребительная группа (FIS) ВВС США , авиабаза Неллис, Невада, США, Июнь 1950, — тот самый вариант, приведенный на боксарте.
F-82G — FG 366, 4-я эскадрилья истребителей-перехватчиков (всепогодная) (F(AW)S) ВВС США, авиабаза Итацуки, Япония, июнь 1950.
Модель была заявлена в каталоге Novo 1980-го года (формально она была включена в Series 5), но есть большие сомнения в том, что поставка состоялась в действительности. Причиной тому стало банкротство головной фирмы и последовавшая за этим ликвидация Novo Toys Limited. Отчасти этот факт объясняет огромное количество упаковок и инструкций, «осевших» в СССР, а также отливок различного качества.
Основное производство «экс-фроговской» модели было перенесено на Бакинскую фабрику игрушек, которая в рамках распределения пресс-форм также получила уже упомянутый Bell P-39D «Airacobra» I (F415) и далеко не старый de Havilland D.H.100 «Vampire»FB.5/FB.50 (F217\F431).
К чести бакинских производителей надо признать, что на протяжении всего производства на мощностях БФИ окончательно «угробить» производственную оснастку они так и не смогли. К сожалению, этого нельзя сказать о фонарях для кабины пилотов – пресс-форма для них была повреждена ещё на «Кругозоре». Поэтому, все комплекты шли с очень толстыми и мутными прозрачными деталями, имевшими временами зеленоватый оттенок. В продаже попадались и откровенно бракованные наборы со значительными недоливами. Цветовая гамма пластика менялась от белого к серому и голубому, хотя встречались и розовато-кремовые отливки.
Ещё одной характерной чертой бакинского «Twin Mustang» стало полное отсутствие какой-либо упаковки. Возможно, она была разработана, но на внутреннем рынке эта модель появлялась только в пакетах с «адаптированной» инструкцией и без декалей.
Когда именно было завершено производство «Twin Mustang» в Баку, сказать затруднительно, но в начале 1990-х гг. эта модель появилась с инструкцией от Производственного комплекса «Техника», располагавшегося в Ростове-на-Дону. Надо полагать, что пресс-форма была выкуплена и перевезена, а на схеме окраски отпечатан 1990-й год и тираж 30.000 экземпляров. Кроме того, часть отливок продавала под своим брендо польская фирма фирма Chematic.
В последний раз бакинско-ростовские «Twin Mustang» появлялись в массовой продаже в 1992-1993 гг. После этого модели исчезли с прилавков магазинов, что наводит на мысль о том, что пресс-форма либо была разрезана на металлолом, либо просто сгнила.
Ростовской же фирмой «Travers» в 90-х выпускалась собственная декаль на 4 варианта оформления истребителя, в инструкии они все указаны как F-82F, хотя на самом деле два из них это F-82G:
F-82F — номер 46-414, известный вариант 52-го FIS c коробки Novo, в инструкции указано, что декали разработаны по материалам из издания «P-51 Mustang in color», где в полосах и звёздах добавлен красный и светло-голубой цвет. Однако на всех известных фотографиях этот самолёт несёт лишь белые и жёлтые звёзды/полосы, кроме того, стабилизатор оставался чёрным,
F-82F — номер 46-485, «Cumulus Woody», 318 (F(AW)S), авиабаза Мекхорд, Вашингтон,
F-82G — номер 46-363, «Siamese Lady» 68 (F(AW)S), авиабаза Савон, Корея. Эмблема с рыцарем здесь нарисована неправильно – молнии должны быть жёлтыми, щит должен быть красно-белым, а не чёрным,
F-82G — номер 46-390, «Midnigth Sinner» 4 (F(AW)S), Корея, 1951. Надпись должна быть светло-голубой с белой обводкой, в декали же она просто белая. Изображение девушки под надписью должно быть цветным, а не белым силуэтом.
Наверх
Закат FROG ознаменовался эпическими моделями и «Twin Mustang» не стал исключением. Однако, если общая геометрия была выдержана достаточно хорошо, то отдельные нюансы слегка портят картину.
Всего в наборе 68 деталей. Традиционно, «экс-фроговская» модель страдает от нехватки мелочевки, но при наличии хороших чертежей и фотографий этот вопрос можно считать закрытым. В остальном проблемы следующие:
— наружный раскрой не везде корректный (лучше сделать внутренний по чертежам),
— фонари для кабин пилотов (бакинские детали можно сразу выкинуть),
— воздухозаборники для носовых маслорадиаторов «глухие»,
— воздухозаборники для блока нижних радиаторов выполнены неправильно,
— неверные сечения хвостовой части,слишком высокий фюзеляж, что хорошо заметно даже визуально при сравнении с фотографиями,
— кабины смещены вперёд на 1,5-2 мм,
— рули направления и законцовки крыла имеют немного неверную форму,
— неверно расположены закрылки на консолях,
— необходима доработка винтов и коков,
— имитация подвесного вооружения (стабилизаторы ракет) и ПТБ неверная.
При желании, из F-82F\G «Twin Mustang» можно сделать более ранние модификации. Благо, бакинского пластика всё ещё много, а его стоимость на «барахолках» заметно ниже, чем у Monogram и Special Hobby…
Наверх
North-American P-82 «Twin Mustang» — автор Рубен Степанян, участник сайтов scalemodels.ru и karopka.ru
Ссылки (модель):
Scalemodels — NOVO 1/72 F-82G Twin Mustang
Scalemodels — Китография 1/72 F-82 Twin Mustang
Ссылки (инфо):
Military History Now — Double Trouble – The Strange History of the P-82 Twin Mustang
Militaryfactory — North-American F-83 \ P-82B «Twin Mustang»
Литература:
Иван Малышев «Норт Америкэн Р-51 Мустанг»
Warren E.Thompson «F-82: Killers over Korea». Air Enthusiast. Vol.6. Pilot Press. (March 1978)
Larry Davis «F-82 Twin Mustang» («Mini in Action», No.8). Squadron/Signal Publications. ISBN 0-89747-367-1
Richard Lines, Lief Hellstrom, Leif Hellstrom «Frog Model Aircraft 1932-1976». New Cavendish. 1989. ISBN-13:978-0904568639
retromodels.ru
f-82_twin_mustang [ScaleWiki.ru]
История появления Twin Mustang связана с B-29 — начало массовых налётов на Японские острова показало, что ЛТХ даже сверхсовременных стратегических бомбардировщиков не могут уберечь их от потерь, и требуются истребители сопровождения с такой же большой дальностью полёта. В то время у США таких истребителей не было, даже у лучшего эскортного истребителя P-51 Mustang дальность была недостаточной, кроме того, многочасовые полеты сильно утомляли пилотов одноместных машин. В результате, у инженеров North American родилась идея создать необычный двухместный истребитель, объединявший два фюзеляжа P-51, и в начале 1944 года был получен заказ на постройку четырёх прототипов самолёта, получившего обозначение XP-82 Twin Mustang. Даже не дожидаясь окончания постройки прототипов, ВВС США заказали 500 самолётов. Первые два прототипа оснащались, как и P-51, двигателями Packard Merlin V-1650, но вращавшимися в противоположные стороны, а на два другие самолёта, обозначенных XP-82A, было решено установить новые двигатели семейства Allison V-1710 c двухступенчатым нагнетателем по образу V-1650. Увы, постоянные проблемы с недоведёнными и сырыми двигателями Allison привели к тому, что третий прототип даже не был облётан, а постройка четвёртого отменена. Что касается XP-82 с Мерлинами, то первый из них взлетел в апреле 1945 года, и показал отличные лётные данные и даже более высокую скорость, чем у P-51. Острой необходимости в дальнем эскортном истребителе к тому времени уже не было — в связи с захватом новых островов всё ближе и ближе к Японии, размещаемые на них истребители P-51D/K и P-47N уже могли сопровождать бомбардировщики и над территорией метрополии. Тем не менее, модификация P-82B, отличающаяся от XP-82 в основном наличием пилонов для подвески ракетно-бомбового вооружения, пошла в серию. До конца войны успели выпустить всего 20 машин, после чего заказ на остальные был отменён, а уже построенные машины списаны из ВВС и в дальнейшем использовались для различных испытаний, а два самолёта были переоборудованы в прототипы ночных истребителей P-82C и P-82D. P-82B номер 44-65168 в феврале 1947 года совершил перелёт с Гавайских островов в Нью-Йорк, установив не побитый до сих пор рекорд дальности полёта поршневого истребителя без дозаправки. После окончания войны ВВС США хорошо понимали, что возможности развития поршневых самолётов уже исчерпаны и наступило время перевооружения на реактивную авиацию. Однако создающиеся в этот период реактивные истребители ещё страдали множеством «детских болезней» и могли поступить на вооружение лишь через несколько лет, а до тех пор ВВС вынуждены эксплуатировать поршневые самолёты. В связи с этим North American вновь получила заказ на Twin Mustang, который рассматривался как промежуточный этап до появления реактивных машин в достаточном количестве. Так как срок службы предполагался совсем короткий, то даже не было заказано достаточное количество запасных частей. Увеличенная британцами после окончания войны лицензионная плата за производство двигателей Merlin V-1650 и сильное лобби американских моторостроителей в руководстве ВВС США вынудили вновь вернуться к варианту с двигателями Allison V-1710, основные проблемы которых к тому времени уже были устранены. И хотя двигатели V-1710 так и не достигли уровня надёжности «Мерлинов» и уступали им в мощности, их установку сочли вполне приемлемой. Из-за новых двигателей модификация P-82E, впервые взлетевшая в начале 1947 года, внешне отличалась новой носовой частью, сменившей привычные для «Мустангов» очертания. В 1948 году машины, переименованные в F-82E, стали поступать на вооружение и провели свою ничем не примечательную карьеру в качестве перехватчиков и истребителей сопровождения, пока постепенно не были сменены реактивными самолётами в 1950-51 годах. Помимо эскортных истребителей, ВВС США требовались новые самолёты и для замены P-61 Black Widow, многие из которых участвовали во Второй мировой войне, были уже изношены и страдали от нехватки запасных частей. Twin Mustang, имевший экипаж из двух человек и большую дальность, отлично подошёл на роль ночного и всепогодного истребителя — второго пилота в правой кабине сменил оператор радара, а сам радар подвешивался в длинном обтекателе под центропланом. Созданные на основе P-82E, серийно выпускались ещё две модификации Twin Mustang – P-82F и P-82G, отличавшиеся в основном радарами. P-82F оснащался более современным радаром AN/APG-28 и предназначался в подразделения на территории США, а P-82G оснащался радаром SCR-720C, использовавшимся ещё на P-61, и предназначался для службы на Дальнем Востоке. Кроме того, небольшое количество P-82F и P-82G из последних серий было достроено как машины, оборудованные для использования в холодном климате, они получили обозначение P-82H и были отправлены на Аляску. Летом 1948 года все эти P-82 были переименованы в F-82. F-82F начали сменять «Чёрных вдов» в эскадрильях всепогодных истребителей в середине 1948 года, где и прослужили, пока сами не были сменены реактивными F-94 в 1950-51 годах. В феврале 1950 года F-82G сменили последние F-61 на авиабазах Японии и Окинавы, и когда в июне началась война, они оказались единственными самолётами с достаточной дальностью, способными с японских авиабаз обеспечить воздушное прикрытие над Кореей. Утром 27 июня 1950 года группа F-82G, прикрывавших эвакуацию американских граждан с южнокорейского аэродрома Кимпо, была атакована северокорейскими истребителями. Завязался бой, во время которого пилот лейтенант William Hudson и оператор радара Carl Fraiser, летавшие в тот день на самолёте с серийным номером 46-383, сбили северокорейский Як-11, официально это считается первой воздушной победой в Корее. И хотя другие экипажи, участвовавшие в том бою, также заявили несколько побед примерно в тот же промежуток времени, и вопрос о том, кто же действительно был первым, до сих пор остаётся спорным, первая победа в любом случае на счету F-82G Twin Mustang. Самолёты интенсивно использовались для воздушной поддержки, разведки и ударов по наземным целям. Всего в течение войны на их счет записано 20 уничтоженных самолётов – 16 на земле и 4 в воздушных боях, при собственных потерях в 10 машин, в том числе и по техническим причинам. В августе 1951 года в Японию на смену F-82G начали прибывать реактивные F-94, и в марте 1952 года последние оставшиеся F-82G были переоборудованы и отбыли на Аляску для замены изношенных F-82H, туда же были отправлены несколько переоборудованных F-82F. Все эти самолёты также почти исчерпали свой ресурс, и постоянная нехватка запасных частей приводила к тому, что для поддержания работоспособности одних машин приходилось разбирать на запчасти другие, которые уже нельзя было починить. В конце концов, летом 1953 года их начали списывать, и последний самолёт (серийный номер 46-377) был списан в ноябре 1953 года. И хотя Twin Mustang не успел поучаствовать во Второй Мировой, для которой создавался, ему всё же пришлось повоевать и удалось оставить яркий след в истории авиации, оставшись единственным в мире серийным истребителем двухфюзеляжной конструкции и последним поршневым истребителем США. К настоящему времени в музеях и частном владении сохранилось два P-82B, два F-82E и части фюзеляжа второго прототипа XP-82.
1/48
Modelcraft 1/48 F-82B Twin Mustang Long Range Fighter
Производитель: Modelcraft
Индекс производителя: 48020
Технология: ЛНД
110 деталей. Один вариант декалей для модели самолёта P-82B «Betty Jo», установившего в 1947 году рекорд дальности полёта без дозаправки для поршневых истребителей.
Ссылки:
Modelcraft 1/48 F-82E Twin Mustang Long Range Fighter Escort
Производитель: Modelcraft
Индекс производителя: 48021
Технология: ЛНД
144 детали, один вариант декалей для самолёта F-82E «Ole 97», пилот полковник Cy Wilson, командир 27th FEG.
Ссылки:
Modelcraft 1/48 F-82G Twin Mustang Night Fighter
Производитель: Modelcraft
Индекс производителя: 48022
Технология: ЛНД
110 деталей. Один вариант декалей для модели самолёта F-82G «Midnight Sinner» из 4th F(AW)S авиабазы Naha, Окинава, лето 1950 года.
Ссылки:
1/72
CHEMATIC/GOMIX 1/72 F-82 Twin Mustang
Производитель: CHEMATIC/GOMIX
Индекс производителя: 72015/72407
Технология: ЛВД
Перепаковка модели Hobbycraft.
Декали отпечатаны фирмой Techmod, на один вариант:
FROG/NOVO 1/72 F-82 Twin Mustang
Производитель: Frog/NOVO
Индекс производителя: F405/78146
Технология: ЛВД
Старая модель Frog разработки 70-х, одна из немногих, которые так и не были выпущены под этой маркой. В 80-х выпускалась в СССР на Бакинской фабрике игрушек, дальнейшая судьба пресс-форм неизвестна.
Модели Бакинской фабрики отличались разнообразными цветами пластика, обильным облоем и невысоким качеством литья со множеством недоливов.
Наиболее качественными были партии моделей, отлитые из белого пластика и предназначенные для экспорта под маркой NOVO.
Декали на два варианта:
F-82F FQ-414, пилот полковник Oliver Celini, командир 52th F(AW)G.
F-82G FQ-366 из 4th F(AW)S
В целом неплохая модель для своего времени, хоть и имеет весьма слабую деталировку и некоторые неточности в геометрии — например неверные сечения хвостовой части фюзеляжей, кабины смещены примерно на 2 мм вперёд. Также подвесные баки имеют странную форму, такие не встречаются ни на одной фотографии F-82F/G.
Ссылки:
Hasegawa 1/72 F-82F/G Twin Mustang
Производитель: Hasegawa
Индекс производителя: HM32
Технология: ЛВД
Перепаковка модели Monogram в 1992 г.
Декали на два варианта:
F-82F FQ-414, пилот полковник Oliver Celini, командир 52th F(AW)G, авибаза McGuire New Jersey, март 1950 года
F-82G FQ-390 «Midnight Sinner» из 4th F(AW)S, авиабаза Naha, Окинава, июнь 1950 года
Hobbycraft 1/72 F-82 Twin Mustang
Производитель: Hobbycraft
Индекс производителя: HC1301
Технология: ЛВД
По сути, представляет собой ухудшенную копию модели от Monogram (соответственно имеет все её недостатки). Исчезли некоторые элементы расшивки, и общее качество отливок заметно хуже — многие мелкие детали замылены, с фонарей исчез переплёт, по отзывам в интернете стыкуемость деталей тоже ухудшилась, например отверстие под ось винта в одном из фюзеляжей сделано со смещением.
4 литника серого или серебристого пластика, 1 литник с прозрачными деталями.
Hobbycraft 1/72 F-82 Twin Mustang
Производитель: Hobbycraft
Артикул производителя: HC1321
Технология: ЛВД
Тот же пластик, что и в наборе HC1301, декали на 3 варианта ночных истребителей, воевавших в Корее:
F-82G FQ-383
F-82G FQ-400
F-82G FQ-401
Ссылки:
Idea 1/72 F-82 Twin Mustang
Производитель: Idea
Индекс производителя: 1301
Технология: ЛВД
Перепаковка модели Hobbycraft.
Monogram 1/72 F-82G Twin Mustang
Производитель: Monogram
Артикул производителя: 7501/7561/85-7561/6063
Технология: ЛВД
Старая модель разработки 1973 г, несколько раз переиздавалась. В коробке 4 литника серебристого цвета (в наборе 7501 пластик чёрного цвета) и 1 литник с остеклением. Хорошее качество литья, расшивка внешняя и достаточно аккуратная, неплохо проработаны ниши шасси, можно сделать открытый оружейный отсек с пулемётами.
Модель имеет довольно точную геометрию, единственный серьёзный недостаток — слишком короткие фюзеляжи, не хватает целых 4.5 мм. Но это не очень сложно исправить, достаточно распилить фюзеляжи по линии противопожарной перегородки перед кабинами и сделать вставку необходимой длины.
Кроме того, набор предлагает возможность собрать модель в варианте F-82E, тогда как пламегасители, характерные для F-82F/G, уже отлиты на фюзеляже. Так что при желании сделать действительно F-82E придётся переделывать и выхлопные патрубки.
Декали во всех наборах Monogram одинаковые и предлагают два варианта оформления:
F-82E PQ-255, первый серийный F-82E, 1947 год
F-82G FQ-383 из 68 F(AW)S, самолёт официально одержавший первую воздушную победу в Корее в июне 1950 года
Monogram 1/72 F-82G Twin Mustang
Производитель: Monogram
Артикул производителя: 85-5257
Технология: ЛВД
Очередное переиздание старой модели в 2010 году с новыми декалями на F-82G FQ-377 и F-82F FQ-414.
Ссылки:
Revell 1/72 F-82G Twin Mustang
Производитель: Revell
Индекс производителя: 04336
Технология: ЛВД
Перепаковка модели Monogram.
Special Hobby 1/72 F-82G Twin Mustang ‘Korean War’
Производитель: Special Hobby
Индекс производителя: 72200
Технология: ЛНД
Модель вышла в 2010 году. В набор входят три литника серого пластика, один прозрачный литник, смоляные детали и плата фототравления. Декали на три варианта: FQ-363, FQ-383, FQ-400.
Ссылки:
Special Hobby 1/72 F-82H Twin Mustang ‘Alaskan All Weather Fighter’
Производитель: Special Hobby
Индекс производителя: 72203
Технология: ЛНД
Модель вышла в 2010 году. От набора 72200 отличается декалью на 4 варианта: машины FQ-377, FQ-382, FQ-386 и FQ-387.
Taka 1/72 F-82 Twin Mustang
Производитель: Taka Plastic Model
Индекс производителя: 011
Технология: ЛВД
Перепаковка модели Hobbycraft.
Декали представляют собой копию декалей от модели Monogram, но ужасного качества — мелкие элементы технички просто расплылись. Впрочем, возможно мне попался бракованный экземпляр.
1/48
Фототравление Airwaves 1/48 F-82 Twin Mustang
Производитель: Airwaves
Индекс производителя: AC48-81
Набор для деталировки модели от Modelcraft.
Фототравление Eduard 1/48 F-82E/G Twin Mustang
Производитель: Eduard
Индекс производителя: 48190
Набор для деталировки модели от Modelcraft.
Falcon 1/48 Clear Vax Canopies Set No 54
Производитель: Falcon
Индекс производителя: 54-48
Вакушный фонарь для для модели Modelcraft
Squadron 1/48 F-82 Twin Mustang
Производитель: Squadron
Индекс производителя: SQ9585
Вакушный фонарь для для модели Modelcraft
1/72
Фототравление Airwaves 1/72 F-82G Twin Mustang
Производитель: Airwaves
Индекс производителя: AC72154
Набор для деталировки модели Monogram.
Falcon 1/72 Clear Vax Canopies Set No 27
Производитель: Falcon
Индекс производителя: 27-72
Вакушный фонарь для для модели Monogram
Squadron 1/72 F-82 Twin Mustang
Производитель: Squadron
Индекс производителя: SQ9180
Вакушный фонарь для для модели Monogram
Резиновые колёса Equipage 1/72 Twin Mustang
Декали
Starfighter Decals 1/72 F-82 Twin Mustang part 1
Производитель: Starfighter Decals
Индекс производителя: 72-128
Декали на два варианта:
F-82E FQ-297
F-82F FQ-433
Superscale 1/72 F-82 Twin Mustang
Производитель: Microscale
Индекс производителя: 72-183
Декали на три варианта:
F-82E с номером 46-354. На единственном найденном фото эта машина запечатлена на более ранний период, ещё до изменения бортовых номеров с PQ-354 на FQ-354, поэтому судить о достоверности предлагаемой декали сложно.
F-82F номер FQ-433, на цветной фотографии этого самолёта звёзды и полосы серебристые, тогда как в декали они белые.
F-82G номер FQ-403
Декали старые, больше не выпускаются.
Обзор на modelingmadness
Superscale 1/72 F-82F Twin Mustang
Производитель: Microscale
Индекс производителя: 72-446
Декали на два варианта, больше не выпускаются:
F-82F FQ-414, вероятно сделан по боковику из издания «P-51 Mustang in color», где в полосах и звёздах добавлен красный и светло-голубой цвет. Однако на всех известных фотографиях этот самолёт несёт лишь жёлтые и белые или серебристые звёзды/полосы, кроме того, стабилизатор оставался чёрным
F-82F FQ-485
Обзор на modelingmadness
Techmod 1/72 F-82 Twin Mustang
Производитель: Techmod
Индекс производителя: 72401
Декаль на два варианта, повторяющих варианты в модели NOVO, больше не выпускается:
F-82F FQ-414, пилот полковник Oliver Celini, командир 52th F(AW)G.
F-82G FQ-366 из 4th F(AW)S
Travers 1/72 F-82 Twin Mustang
Производитель: Travers
Индекс производителя: 72-017
Декаль на 4 варианта, в инструкции они все указаны как F-82F, хотя на самом деле два из них это F-82G:
F-82F FQ-414 – в инструкции указано, что декали разработаны по материалам из издания «P-51 Mustang in color», так что повторяется та же ошибка, что и в наборе Superscale 72-446: красный и голубой цвета на звёздах и полосках
F-82F FQ-485
F-82G FQ-363, эмблема 68 F(AW)S нарисована неправильно – молнии должны быть жёлтыми, щит должен быть красно-белым, а не чёрным
F-82G FQ-390, надпись «MIDNIGHT SINNER» должна быть светло-голубой с белой обводкой, в декали же она просто белая. Изображение девушки под надписью должно быть цветным, а не белым силуэтом. Во втором издании декали эти ошибки устранены.
scalewiki.ru
P-82 Twin Mustang — FUN-SPACE.ru
Истребитель Норт-Америкэн Р-82 «Твин мустанг» оказался последним серийным поршневым истребителем армейской авиации США. Впервые требования к будущему Р-82 были выдвинуты еще в 1942 г. Обосновывалось это «настоятельной необходимостью в дальнем истребителе сопровождения бомбардировщиков, способный поддержать в решении этой задачи Р-47». Появление в составе ВВС США стратегического бомбардировщика В-29 поставило вопрос об их сопровождении на протяжении всего маршрута следования до цели, с чем не могли справиться даже последние модели истребителя P-51 «Мустанг». Кроме того, одноместныe истребители показали, что в длительных полетах нагрузка на пилота становилась чрезмерной — проводить восемь часов в тесной кабине, управляя самолетом, было очень тяжело. Пилоты, возвращаясь из таких полетов, порой просто не могли подняться из кабины. Явно требовалось ввести для дальнего истребителя второго члена экипажа. Учитывая все это, «Норт Америкэн авиэйшн» выступила с идеей объединить фюзеляжи двух «Мустангов» общим крылом, получив тем самым дальний двухместный истребитель. Возможно тут не обошлось и без немецкого влияния — по крайней мере первый серийный вариант американских «близнецов» носил одно время обозначение P-82Z подобно немецким Не 111Z и Bf 109Z. Потом его, правда, поменяли на более логичное для американской системы классификации истребителей Р-82В. На фирме проект получил обозначение NA-120.7 января 1944 г армейские ВВС США заказали четыре опытных самолета, дав им обозначение ХР-82. Фюзеляжи нового истребителя внешне напоминали Р-51Н, но их длина была увеличена на 145 см вставкой перед хвостовым оперением. Крыло представляло собой совершенно новую конструкцию, что позволяло поднять взлетный вес и увеличить запас топлива в крыльевых баках. Центроплан, соединивший два фюзеляжа, получил закрылки и мог нести один — два пилона. Консоли крыла были усилены и также могли нести по два пилона. Из-за большей инерции самолета в управлении по крену площадь элерона была увеличена, сами элероны стали двухсекционными, а их шарниры были рассчитаны на большие нагрузки.
На самолет поставили двигатели жидкостного охлаждения Паккард «Мерлин» V-1650-23/25 мощностью 1860 л.с. Основные стойки шасси крепились спереди к лонжерону каждой консоли. Стойки убирались к линии симметрии самолета. Вооружение состояло из шести 12,7-мм пулеметов «Браунинг» MG 53-2 с боезапасом 300 патронов на ствол — все в центроплане.
В двух кабинах было сохранено управление. Фонари были каплевидными — по образцу Р-51Н. В левой кабине располагался пилот и полное приборное оборудование для управления самолетом и двигателями. В правой кабине располагался штурман-второй пилот с сокращенным составом оборудования, предназначенного только для временного управления самолетом.
Еще в начале работ, учитывая скорое окончание войны, было мало надежды, что «Паккард мотор кар компани» продолжит производство двигателей «Мерлин» (производство «английских» моторов после войны посчитали «политически» невыгодным — «на американском самолете должны стоять американские моторы!»). Однако к тому времени достиг пика своего развития двигатель Аллисон V-1710, который уже без турбокомпрессора, только с двухскорост-ным нагнетателем мог обеспечить приемлемые высотные характеристики. Соответственно, на третий и четвертый опытные самолеты было решено установить двигатели V-1710-119, а машины переименовали в ХР-82А.
ХР-82 №44-83887 был облетан 15 апреля 1945 г испытателем Дж.Бэртоном. Другой ХР-82 №44-83886 полетел вскоре после первого. Летные данные Р-82 были довольно высокими и превосходили данные Р-51 почти по всем параметрам. Среди наиболее передовых решений, использованных на «Твин Мустанге», были: гидравлические усилители во всех каналах управления, термическая система антиобледенения, противоперегрузочные костюмы членов экипажа, эффективная система кондиционирования в кабинах, кислородная система низкого давления, эффективное бронирование мест пилотов.
Служебная карьера. Первый «Твин мустанг» попал в строевые части в 1948 г. В июне того же года литеру «Р» в обозначении истребителей поменяли на «F», и «Твин мустанг» стали теперь называться F-82. F-82Е поступили на вооружение 27-й истребительной группы (522-я, 523-я и 524-я эскадрильи) в составе Стратегического воздушного командования. Их недолго использовали в качестве истребителей сопровождения бомбардировщиков В-29, а уже в 1950 г их сменили реактивные истребители.
В 1948 г ночные истребители F-82F и F-82G «Твин мустанг» стали заменять в строевых частях командования ПВО истребители Нортроп F-61 «Блэк видоу». Первой частью командования ПВО, получившей «Твин мустанги», стала 325-я истребительная группа (317-я, 318-я и 319-я эскадрильи) на авиабазах Гамильтон-филд в Калифорнии и МакХорд, штат Вашингтон. Потом их получила 51-я истребительная группа (16-я, 25-я и 26-я эскадрильи) на авиабазе Митчел и 52-я истребительная группа (2-я и 5-я эскадрильи) на авиабазе МакГуир в Нью-Джерси. В 1949 г истребители F-82G получила 347-я истребительная группа (4-я, 68-я и 339-я эскадрильи), находящаяся в Японии. «Арктический» вариант истребителя F-82H получила 449-я эскадрилья 501-й смешанной группы на авиабазе Лэдд на Аляске.
К середине 1949 г «Твин мустанг» уже стал довольно многочисленным типом истребителя — на вооружении состояло 225 машин серий Е, F и G. Но ожидалось, что вскоре «Твин мустанг» будет снят с вооружения, так как F-82 рассматривался только в качестве временного решения до поступления нового поколения реактивных истребителей.
25 июня 1950 г началась война на Корейском полуострове. «Твин мустанги», базировавшиеся в Японии, практически сразу пошли в бой. Сначала они были практически единственным типом истребителя, способным с баз в Японии охватить практически весь район боевых действий. 27 июня 1950 г F-82G из состава 68-й истребительной эскадрильи 347-й истребительной группы под управлением пилота лейтенанта Вилльяма Хадсона и оператора лейтенанта Кэрла Фрэйзера сбил северокорейский Як-7У (по другим данным это был Як-11). Это была первая воздушная победа в войне в Корее и первая победа вновь образованных ВВС США. Позже в тот же день F-82G (№ 46-392) под управлением майора Джеймса Литтла из состава 339-й истребительной эскадрильи той же группы сбил Як-9.
Имеющиеся «Твин мустанги» относительно интенсивно использовались в Корее до ноября 1951 г, прикрывая бомбардировщики и штурмуя наземные войска противника. Однако F-82 по сравнению со своим предшественником F-51 все же играл второстепенную роль -не хватало запчастей, были трудности с обслуживанием машин (когда в 1948 г. производство F-82 завершилось, американским ВВС даже не пришло в голову заказать для них комплекты запчастей для последующей эксплуатации). В феврале 1952 года F-82 вообще вывели из боевых частей. Несмотря на ограниченное участие в Корейской войне, Р-82 записали все же на свой счет 20 вражеских самолетов (4 сбитых в воздухе и 16 уничтоженных на земле). С середины 1950 года вместо F-82 в строевые части стали поступать реактивные перехватчики F-94, а последний «Твин мустанг» был снят с .вооружения в середине 1953 г.
Источник
fun-space.ru