Содержание

Религия народов Скандинавского полуострова

Каждому из нас известны легенды о светловолосых могучих воинах-викингах, не знавших страха, поклоняющихся своим языческим богам и захватывающих огромные территории других стран. Жителям Западной Европы эти воины родом из Скандинавского полуострова были известны как норманны, и именно под этим названием в большинстве современных учебниках упоминаются жители Скандинавии. Сами же себя представители коренных народов Скандинавского полуострова называли викингами, причем на территории полуострова жили несколько северных народов — германцы, готы, шведы и др. В отличии от множества других древних народов, которые не могли поделить одну территорию и регулярно воевали между собой, племена и народы Скандинавии неоднократно объединялись в мощные военно-политические союзы, и именно благодаря этому войска викингов сумели в разные времена оккупировать территории Франции, Англии, Ирландии, Шотландии и некоторые острова Средиземноморья.   

 

Одним из главных факторов, объединяющих между собой народы, населяющие Скандинавию, была религия. Все викинги верили в одних и тех же богов и соблюдали схожие традиции, поэтому неудивительно, что норманнские племена всегда могли найти межу собой «общий язык». Религия норманнов представляла собой сложную политеистическую систему, основанную на поклонении божествам, почитании духов природы, предков и мифических существ — гномов, альвов, валькирий, гигантов и др. И обряды, связанные с почитанием божеств, и мифы скандинавской религии очень красочны, и мало в какой религии есть столько традиций, мифических персонажей и легенд, как в веровании викингов. 

 

Миры и божества в скандинавской религии

 

Боги норманнов, согласно верованию, как и люди, имели семьи и принадлежали к одному из двух кланов: асам или ванам. Обособленно от этих двух родов божеств стояли богини судьбы норны, которым подчинялись и люди, и боги, а также не принадлежали к божественным семьям различные мифологические сверхъестественные существа. Согласно преданиям викингов, в древние времена
асы
и ваны враждовали между собой, однако позже они заключили мир, и стали совместно править и людьми, и некоторыми мифическими существами. 

 

Семья асов были более многочисленной, и к ней принадлежали большинство почитаемых норманнами богов. Боги-асы обитали в Асгарде — укрепленном городе, построенном во время войны с ванами. Асы считались божествами порядка, поэтому в их городе каждому жителю было отведено отдельное место — чертог, и в каждом чертоге был возведен дворец того или иного бога. Помимо чертогов с замками асов, в Асгарде была расположена Вальхалла — место, где проводят посмертие павшие в бою викинги. Валькирии, воинственные девы, забирающие души мертвых из поля брани, также проживали в Асгарде. Самыми известными и почитаемыми норманнами богами из семьи асов считаются:
  • Один — верховный бог асов, бог воинов, неба и повелитель мертвых
  • Тор — бог грома
  • Тир — бог войны и храбрости
  • Фригг — богиня брака и продолжения рода
  • Ёрд — богиня земли
  • Идунн — богиня вечной молодости
  • Бальдер — бог весны, интеллекта и мудрости
  • Браги — бог поэтов
  • Вар — богиня истины и хранительница людских клятв
  • Снотра — богиня мудрости, благопристойности и вежливости

 

Ванахейм, город и мир обитания ванов, был противоположностью Асгарду. В этом городе жили ваны — древнейшие боги природы и плодородия, а после окончания войны с асами сюда были допущены божества из семьи асов. Этот город, согласно скандинавской религии, был поселением на берегу моря в лоне природы; здесь было много цветущих садов, все растения всегда цвели и все посаженное приносило плоды. Наиболее почитаемыми богами с семьи ванов были:
  • Фрейя — богиня любви и плодородия
  • Фрейр — бог плодородия и лета
  • Улль — бог плодородия, закона, неба и моря
  • Гулльвейг — богиня-колдунья
  • Аегир — бог моря
  • Рен — богиня природы и штормов

 

Согласно религии викингов, помимо Асгарда, мира богов асов, и Ванахейма, мира богов ванов, еще существовало 7 следующих миров:

  1. Ётунхейм — мир великанов-ётунов
  2. Альвхейм — мир светлых альвов (эльфов)
  3. Мидгард — мир людей
  4. Муспельхейм — мир огненных великанов
  5. Нибльхейм — мир ледяных великанов
  6. Свартальфахейм — мир цвегов (гномов)
  7. Хельхейм — мир мертвых, в котором царствует богиня умирания и возрождения Хель.

 

Верования и обряды в религии норманнов

 

Скандинавская религия утверждает, что миры людей и сверхъестественных сущностей создали первые боги, причем в создании человечества принимали непосредственное участие три божества: Трель, создавший рабов, Карл
, создавший землепашцев, и Ярл, прародитель воинов. Так как основным способом добычи ресурсов и новых территорий у викингов была война, неудивительно, что в скандинавских народов наибольшим почетом пользовались божества и сущности, связанные с войной, а люди, занимающиеся воинским делом, имели привилегии и высокий статус в обществе.

 

Поклонение богам у норманн сопровождалось многочисленными обрядами и ритуалами, нередко включающими в себя жертвоприношения. Некоторые боги викингов, согласно верованию, имели излюбленных священных животных, и им в жертву часто приносили именно их; большинству богов плодородия и стихий жертвовали зерно, овощи и фрукты, а вот богам войны и покровителям воинов жрецы приносили в жертву военнопленных. Жертвоприношения и обряды, связанные с поклонениям богов, совершались в Уппсале — тогдашней столице народов Скандинавского полуострова (сейчас этот старинный город является административно-территориальной единицей Швеции). В Уппсале было возведено покрытое позолотой капище, вокруг которого росли
священные рощи
, и именно на ветках деревьев этих рощ жрецы развешивали тела животных и людей, принесенных в жертву богам.   

 

Как и древние германцы, викинги верили в неминуемый конец света — Рагнарек. Согласно древней легенде, пророчество о конце света, при котором погибнет большинство людей и богов, а все миры будут разрушены, произнесла поднятая Одином из могилы мертвая провидица Вельва. Пророчество гласит, что перед Рагнареком и боги, и люди забудут моральные нормы, а в семьях начнется вражда. Тогда произойдет битва между силами добра и зла, но победителя в ней не будет, и огненные великаны своим пламенем сожгут все миры. Однако после Рагнарека выживут несколько богов, сверхъестественных сущностей и двое людей, которые и построят новый идеальный мир. 

 

Религия викингов и руны

 

Современные люди, верящие в магию, экстрасенсорику и возможность предсказать будущее, часто обращаются за помощью к рунам. И наиболее используемыми для этой цели являются
руны Старшего Футарка
, которые применяли для общения с богами, проведения различных ритуалов  и зачарования вещей жрецы скандинавских богов. Согласно легенде, руны Старшего Футарка были добыты тремя могущественными богами — Фрейей, Хеймдалем и Туром. Всего рун в Старшем Футарке 24, и все они делятся на три атта — семейства. В каждом атте по 8 рун, связанных с добывшим их божеством.

 

Старший Футарк, самая старая система рун, используемая жрецами, а затем и обычными людьми исключительно для магических целей, широко используется до сих пор. Считается, что каждая руна изначально несет в себе заряд определенной энергии, применив которую, можно добиться определенной цели. Поэтому и сейчас в магазинах, торгующих сувенирами и продукцией, связанной с эзотерикой, предоставлен широкий выбор амулетов из изображением рун Старшего Футарка, а люди, занимающиеся гаданиями и магией, самостоятельно изготавливают для себя руны из дерева, глины или других материалов, чтобы использовать их в своей работе.     

sam-sebe-psycholog.ru

Боги и Богини скандинавской мифологии | Боги викингов | Freinheim

Скандинавская мифология — красивый и одновременно жестокий мир. Мир собранный из множества интересных и поучительных мифов. Мир насыщенный приключениями и подвигами, которые заставляют о многом задуматься.

Кратко о скандинавских богах

  1. Главные боги в скандинавском язычестве — Один [Война], Тор [Защита] и Фрейр [Плодородие].
  2. Боги скандинавской мифологии делятся на два рода:
    1. Асы — семья верховного бога Одина
    2. Ваны — семья морского бога Ньёрда
  3. В мифах и легендах скандинавов встречается множество второстепенных богов, которые играют незначительные роли и почти не участвуют в основных событиях.
  4. Сколько всего богов, сосчитать сложно. Потому что многие из них, в одних источниках относятся к богам, а в других к существам или великанам.
  5. Всего в скандинавской мифологии около 120 персонажей.

Здравствуй, уважаемый читатель. Большое спасибо что уделил время моему дневнику. Меня зовут Гаврилов Кирилл. Я увлекаюсь историей, мифологией и культурой средневековой Скандинавии, а это мой «Северный Дневник» — Freinheim. В этой записи я познакомлю тебя с богами и богинями скандинавской мифологии.

Скандинавские боги предстают перед нами, не только как мудрые и всесильные вершители человеческих судеб, но и как обычные люди. Часто они совершают вполне человеческие ошибки, прибегают к обману, поступают подло и несправедливо, любят жестокость и смеются над чужими бедами.

В этой записи я бережно составил удобные списки всех богов и богинь с небольшими описаниями, для твоего удобства. О некоторых персонажах у меня есть отдельные записи — нажимай на имя в списке.

Тор сражается с королём великанов Хрунгниром

Главные боги

Асы

Асы — это семья верховного бога Одина и боги, которые изначально приняли его своим владыкой. Живут они в мире под названием Асгард, в котором и находятся их чертоги.

  1. Один —  верховный скандинавский бог, владыка Асгарда и одноглазый правитель Вальхаллы. Бог войны, мудрец, странник, воин и колдун. Основатель миров скандинавской мифологии. Главные спутники и символы бога Одина:
    1. Вороны Хугин и Мунин
    2. Волки Гери и Фреки
    3. Восьминогий конь Слейпнир
    4. Копьё Гунгнир
  2. Фригг — жена Одина, богиня деторождения, хранительница домашнего очага и покровительница людей
  3. Локи — бог огня, хитрости и коварства. Главный виновник всех событий скандинавской мифологии. Поб­ра­тим Оди­на, сын великана Фар­ба­ути и богини Ла­увейи [Локи не принадлежит к Асам, но живет в Асгарде. Боги разрешили Локи жить вместе с ними за его хитрость]
  4. Тор — сын Одина, бог грома, защитник богов и людей. Рыжебородый силач, владелец волшебного молота Мьёльнира. Гроза великанов и убийца чудовищ. Главные символы Тора:
    1. Молот Мьёльнир
    2. Колесница с двумя козлами
    3. Железные рукавицы
    4. Пояс силы Мегингъерд
  5. Ёрд — мать Тора, богиня земли
  6. Сив — жена тора, златовласая богиня плодородия
  7. Моди — сын Тора, бог воинской ярости
  8. Магни — сын Тора, бог силы и мощи
  9. Улль — пасынок [Приёмный сын] Тора, бог лука и стрел, покровитель лыжников
  10. Хеймдалль — сын Одина, страж радужного моста «Биврест», предвидящий будущее. В день, когда наступит Рагнарек [Конец света], протрубит в свой рог Гьяллархорн, созывая богов на последнюю битву. Символы Хеймдалля:
    1. Громкий рог Гьяллархорн
    2. Золотой меч
    3. Конь с золотой гривой
  11. Тюр — сын Одина, однорукий бог храбрости и воинских поединков. Потерял правую руку в пасти волка Фенрира
  12. Хёд — сын Одина, слепой бог зимы
  13. Хермод — сын Одина, храбрый посланник
  14. Вали — сын Одина, бог мести и растений
  15. Видар — сын Одина, бог мести и безмолвия
  16. Бальдр — сын Одина, самый красивый и хорошо сложенный бог, покровитель весны. Смерть Бальдра будет началом Рагнарёка
  17. Нанна — жена Бальдра
  18. Форсети — сын Бальдра, бог судов и собраний
  19. Браги — бог красноречия, хранитель волшебного мёда поэзии.
  20. Идунн — жена Браги, богиня молодости, хранительница ларца с золотыми яблоками молодости, которые даруют богам бессмертие

Кроме жён асов, в Асгарде живут еще одиннадцать богинь:

  1. Эйр — покровительница врачевания
  2. Гевьон — покровительница юных дев
  3. Фулла — служанка и спутница Фригг
  4. Гна — посланница Фригг на коне Ховварпнир
  5. Сьеви — покровительница любви между мужчинами и женщинами
  6. Лови — соединяет влюблённых
  7. Вар — покровительница клятв
  8. Вер — богиня ума и любопытства
  9. Сюн — стражница закрытых дверей
  10. Хлин — оберегает людей от опасности
  11. Снотра — богиня сдержанности и мудрости

Ваны

Ваны — семья морского бога Ньёрда, которые изначально не захотели принимать Одина своим владыкой. Они живут в Ванахейме, но после войны богов переселяются в Асгард.

  1. Ньёрд — бог плодородия, владыка морей, отец Фрейра и Фрейи.
  2. Фрейр — бог урожая, плодородия, покровитель лета. Брат близнец Фрейи.
  3. Фрейя — богиня красоты и любви, именно она обучила Асов колдовству. Сестра близнец Фрейра.

Второстепенные боги и младшие божества

  • Валькирии — девы воительницы Одина. Возносят павших воинов в Вальхаллу, могут даровать победу или поражение в битве
  • Норны — три богини плетущие нити судьбы для каждого живого существа в девяти мирах. О них я рассказывал в записи о Мировом дереве Иггдрасиль
  • Андхримнир — главный пищевар в Вальхалле, ежедневно готовит гору мяса для воинов эйнхериев. Каждое утро закалывая гигантского вепря Сехримнира, который жертвует собой, чтобы прокормить войско Одина. А на следующее утро возрождается снова
  • Бури — дедушка Одина, предок всех богов
  • Бор — отец Одина и двух его братьев Вили и Ве
  • Бестла — мать Одина, жена Бора
  • Вили — первый брат Одина, сын Бора и Бестлы
  • Ве — второй брат Одина, сын Бора и Бестлы
  • Эгир — морской великан, покровитель спокойного моря
  • Ран — жена Эгира, покровительница бушующего моря
  • Сигюн — жена Локи, родившая ему сыновей Ва­ли и Нар­ви
  • Ангрбода — жена, Локи породившая волка Фенрира, змея Ёрмунганда и богиню Хель

Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество Freinheim. А все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении.

Запись украшают работы художников:

  1. Conor Burke — Speedpainting Selection
  2. Alvaro Estrada — Fierce attack
  3. Unknown — Valkyrie

Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.

www.laconlife.ru

Скандинавские боги, языческие боги викингов

Список скандинавских богов:

Скандинавские боги: «общий ракурс»

Скандинавские боги во многом похожи на людей. Это удивительно живые персонажи, и ни в одной мифологии мира мы не сможем найти столь полные психологические портреты, будто «срисованные» с реальных исторических личностей. Языческие боги северных народов в этом смысле значительно ближе к нам, людям. Конечно, противостояние Сета и Гора в древнеегипетской традиции тоже достаточно «человечно», но, во-первых, там просто «тонны» инцеста (пусть даже символического). А во-вторых, боги Скандинавии все же не переполнены ненавистью, вожделением, похотью, у них много других качеств, порой – откровенно отталкивающих, чаще – выдающихся.

Языческие боги, боги викингов, вопреки расхожему мнению далеко не всегда «ориентированы» на одни лишь воинские дисциплины. Разумеется, Тор, Один, Хеймдаль, Тюр – эти боги скандинавов известны своими подвигами. Они воинственны, храбры, могучи. Но ведь есть Ньёрд, Форсети, Браги, в конце концов, ныне весьма популярный Локи! Это тоже скандинавские боги, чьи деяния широко представлены в эддическом эпосе, да только к войне они не имеют практически никакого отношения. Ньёрд – бог моря, удачи, ветра, Форсети – бог справедливости, а Браги – покровитель поэтов. Локи из языческих богов, пожалуй, самый неоднозначный персонаж, однако трудно не согласиться с тем, что он же и самый «очеловеченный». От мифа к мифу мы все больше понимаем, что, в сущности, он не так уж плох. Просто порой ему скучно, порой он откровенно завистлив, но иногда может быть храбр и даже самоотвержен!

Боги Скандинавии сквозь тысячелетия

Скандинавские боги не всегда в своих деяниях. Хёд – слепой бог судьбы, почитался особо, но не стоит забывать, что именно он убил Бальдра, любимого сына Одина. Отец дружин был безутешен, но не наказал Хёда. Однако тот же Один чуть раньше вместе со своими братьями убил собственного отца, по существу – без всякой причины. Понятно, что здесь первые скандинавские боги совершают «образное» убийство, это всего лишь метафора, рожденная в забродившем мозгу хмельного скальда. Но так ли все просто?..

Скандинавский миф о сотворении мира весьма любопытен, позже многие учения взяли его за основу. Однако германо-скандинавские боги при всех своих «особенностях» никогда не были откровенно жестоки, тираничны, эгоистичны. Ну, разве что Фригг, этой даме эгоизма не занимать, хотя это скорее то самое исключение, которое подтверждает правило. Боги Скандинавов в своих перипетиях «дублируют» нас, жителей Мидгарда, хотя «по идее» они от нас максимально дистанцированы, ведь их мир, Асгард, это другой пласт реальности. Вероятно, так боги викингов воплощают в себе дихотомию добра и зла, извечную борьбу света и мрака, двух взаимодополняющих, но диалектически противостоящих начал.

Отвлекаясь от эзотерики и символизма, можно сказать, что языческие боги просто интересны. Тюр, отдавший правую руку адскому псу Гарму, Один, отдавший правый глаз старику Мимиру, Локи, отдавший… в общем, можно сказать «отдавший свою невинность» ради защиты Мидгарда (да, это тот самый миф о рождении Слейпнира!)… Боги Скандинавов при всей своей мифологичности действительно одни из самых жертвенных и добрых богов. На них хочется быть похожими, они восхищают. Вероятно, именно поэтому языческие боги не уступили Христу, образно выражаясь. Норвегия, Дания, Швеция и соседние регионы сохранили свою культуру, свой уклад, свой мир, несмотря на тотальную христианизацию. Германо-скандинавские боги со временем стали христианскими святыми, проникли в другие «веры». Благодаря этому сегодня мы можем многое рассказать о них на страницах информационного портала «РУНАРИУМ». Данный раздел посвящен им, богам Скандинавии, могучим и, как оказалось, действительно бессмертным богам викингов, лихим героям древней северной традиции.

 

runarium.ru

Пантеон скандинавских богов

Имена богов викингов

Ниже представлен пантеон скандинавских богов, их имена, родственные связи и события.

Бальдр: прекрасный и благородный бог, не­предумышленно убитый своим братом Хёдом в результате неудачной шутки Локи.

Больверк: один из псевдонимов Одина, который тот использовал во время путе­шествия в Мидгард.

Браги: бог музыки, поэзии и гармонии, сын Одина и великанши Гуннлод, соблаз­ненной Одином. Браги женился на Идунн. Один вырезал на его языке руны и пред­ложил сочинять песни, прославлявшие бо­гов и павших воинов, пребывающих в Валь­халле.

Вак: один из псевдонимов Одина, который он использовал во время путешествий в Мидгард.

Вали: сын Одина и Ринд. Считается, что именно этот бог обдуманно мстил за смерть Бальдра. (Не надо путать его с другим Ва­ли, сыном Локи и Сигюн).

Вальтам: еще один из псевдонимов Оди­на, который он использовал во время пу­тешествий в Мидгард.

Вара: одна из спутниц Фригг. Вара отвеча­ла за хранение клятв, наказание нарушивших клятву и награждение тех, кто оставался ве­рен данному слову, несмотря ни на что.

Васуд: отец Виндсала и дед Зимы. По все­общему мнению, Васуд был весьма недо­брожелательным богом.

: один из трех сыновей Бьорра и внуков великана Имира. (Двое других были Один и Вили). Втроем они убили своего деда и из его тела создали Мидгард, страну смерт­ных. По некоторым легендам, Один так долго находился вне Асгарда, путешествуя по миру смертных, что Be и Вили захвати­ли трон и сместили Фригг (очевидно, без каких-либо возражений с ее стороны).

Веча: один из множества псевдонимов Оди­на, который он использовал во время пу­тешествий в Мидгард.

Вер: одна из спутниц Фригг. Ее имя в пе­реводе означает «вера», и она знала всё, че­му суждено случиться в будущем.

Видар: сын Одина и великанши Грид. Он убьет Фенрира, переживет Рагнарёк и ото­мстит за смерть Одина.

Вьофн: одна из спутниц Фригг. Обязан­ности Вьофн по отношению к миру смерт­ных сосредоточивались на примирении: она стремилась сохранять мир, смягчала са­мые жестокие сердца, вселяя в них любовь.

Ганград: один из множества псевдонимов Одина, который он использовал во время путешествий в Мидгард.

Гевьон (Гевион): богиня, одна из спутниц Фригг. Гюльфи, король Швеции, за ночь, проведенную с ним, даровал ей столько земли в своих владениях, сколько она сможет вспахать за 24 часа. Она запряг­ла четырех огромных волов, которые бы­ли ее сыновьями, рожденными от велика­на, и принялась пахать. Плуг так глубоко врезался в землю, что за отпущенное ей вре­мя она вспахала огромный участок швед­ской земли, который ее сыновья оттащили в море. Этот остров назвали Зеландией. А там, где земля была прежде, возникло озеро Маларен.

Герсеми: одна из двух дочерей Фрейи и Ода (второй была Хносс).

Гна (Лиод): спутница Фригг, которая яв­лялась посланницей великих богов. Воз­можно, самым известным ее поручением было принести яблоко вечной молодости смертному Рериру.

Гримнир: еще один из псевдонимов Оди­на, который он использовал во время пу­тешествия в Мидгард.

Деллингер (Деллинг): бог рассвета и третий муж Ночи, Нотт. Их сыном был Даг (День).
Зима: злейший враг бога Лето; сын Виндсала и внук Васуда.

Идунн: богиня весны и вечной молодос­ти. Она была дочерью карлика Ивальда и женой бога Браги.

Кари: по некоторым версиям мифа о со­творении мира, сыновьями великана Имира были Хлер (море), Кари (воздух) и Ло­ки или Лодур (огонь). Эти боги, в свою очередь, породили великанов или чудовищ по имени Бели, Фенрир, Грендель, Гюмир, Хель, Мимир, Тиасси и Трюм.

Квасир: весьма загадочная фигура, по­скольку неизвестно, был ли он богом или сверхъестественным существом. Если он был богом, то, возможно, являлся одним из ванов, в котором текла кровь и асов. Он появился на свет в самом конце войны между асами и ванами; в знак примирения все боги плевали в ритуальный сосуд, и из их слюны появился Квасир. Он стал извес­тен своей мудростью и добродетельностью и поэтому был убит во сне двумя карликами Фиаларом и Галаром, жаждавшими завла­деть его мудростью для пользы всех кар­ликов. Наполнив его кровью три сосуда (котел под названием Одрёрир и два куб­ка — Боден и Сон), они смешали ее с медом, получился медовый напиток, превращаю­щий всякого, кто ни выпьет, в скальда или ученого.

Лето: один из первых богов. Его любили все, кроме Зимы.

Ловн: спутница Фригг. Прекрасная девушка добивалась у богов позволения соединиться мужчине и женщине, хотя раньше им это не позволялось.

Лодур: по одной из версий о сотворении мира, братьями Одина были Хенир и Лодур; втроем они дали жизнь человечеству. Лодур подарил людям кровь и креп­кое тело. Лодура часто сравнивают с Локи.

Локи: «коварный лжец» и, без сомнения, один из наиболее примечательных богов в Асгарде. Локи был родственником Одина, но отношения между ними были испорче­ны. Он пришел в Асгард по праву, посколь­ку Один был его кровным братом. Затем этот бог был изгнан из Асгарда и поклял­ся отомстить.

Магни: сын Тора и великанши Ярнсаксы. Он спас своего отца после его дуэли с ве­ликаном Хрюнгниром. После Рагнарёка Магни вместе со своим братом Моди по­лучат молот Тора Мьёлльнир.

Мимир: мудрейший изо всех богов; он, или, по крайней мере, его голова, охраня­ла источник (Колодец Мимира), берущий начало у корней Иггдрасиля. Существуют разные версии о том, как он лишился го­ловы, но, как оказывается, он и Хёнир были посланы асами к ванам в качестве заложников, чтобы скрепить мир, установ­ленный между двумя семьями богов. Ва­ны не любили Хёнира, поэтому они умерт­вили Мимира. Вполне возможно, что он создал меч Миминг. Один взял в привыч­ку советоваться с головой Мимира, когда ему была нужна помощь. Согласно неко­торым версиям Один лишился глаза, ибо ему пришлось отдать его голове Мимира в качестве платы за мудрые советы.

Нертус (хлодин): жена Ньёрда; богиня, часто отождествляемая с Фригг.

Норны: три богини судьбы — Скульд («жизнь — существование»), Урд («судьба — предназначение») и Верданди («необходи­мость»). Очевидно, что их образы напря­мую связаны с мойрами — богинями судь­бы из греческой мифологии. Каждый день они поливали Иггдрасиль святой водой, что­бы дерево продолжало расти. Также они страстные ткачихи, создающие огромное полотно. Две сестры, Урд (которая очень стара) и Верданди (которая молода и пре­красна) были очень дружны со смертными, но Скульд была чересчур обидчива; она оби­жалась по любому пустяку или из-за рав­нодушного к ней отношения. Скульд име­ла ужасную привычку разрезать полотно, сотканное тремя сестрами, как раз тогда, когда работа была уже почти закончена. Вюрд: мать Норнов.

Нотт: богиня ночи; дочь великана Норви. У нее было трое любовников-мужей: Нагльфари, от которого она родила сына Ауда; Аннар, который дал ей дочь Эрду; и Деллингер, чей сын был назван Днем.

Ньерд: отец Фрейра и Фрейи; один из ванов моря, постепенно вытеснивший культ бога моря асов Эгира и перенявший его функции. Одновременно был мужем вели­канши Скади и богини Нертус.

Од (Одур): первый муж Фрейи. Она безум­но любила его, но им овладела «охота к пе­ремене мест», и он ушел странствовать в поисках смертной женщины. Фрейя про­вела всю оставшуюся жизнь, то горько оп­лакивая его уход, то забавляясь с другими мужчинами.

Один (Водан, Воден, Вотан): Сын Бьорра и Бестлы, отец Тора, Бальдра, Хёда, Тюра, Браги, Хеймдалля, Улля, Видара, Хермода и Вали. Его женами были Фьорджин, Фригг и Ринд. Верховный бог скандинав­ской мифологии. Один имел привычку пу­тешествовать по Мидгарду в человеческом обличье, соблазняя женщин и награждая их детьми; поэтому многие смертные ведут свою родословную от главы асов — Одина.

Ран: жена Эгира. Она тоже связана с мо­рем. У Ран была сеть, которой она ловила всех людей, утонувших в море.

Ригер: один из псевдонимов Хеймдалля, который он, так же как и Один, исполь­зовал во время путешествий в Мидгард.

Ринд (Ринда): богиня, которая упомина­ется как третья жена Одина. Родила ему сы­на Вали. Она была абсолютно холодна с мужчинами, считалась богиней вечной мерзлоты. Существует некоторая путани­ца относительно богини и смертной жен­щины Ринд, дочери короля Биллинга; возможно, что и женщина и богиня были одним и тем же персонажем.

Сага: возлюбленная Одина, к которой он ежедневно наведывался в замок Соквабек.

Саэтер: бог сельского хозяйства, возмож­но, одно из воплощений Локи.

Свасуд: прекрасный и благородный бог, сыном которого был Лето.

Сигюн: третья жена Локи, которая была ему безгранично предана. Она воспитывала его смертных сыновей Нарве и Вали. Даже после того, как Локи был изгнан из Асгарда за свои преступления, Сигюн осталась верна ему.

Сив: богиня, жена Тора. Она очень горди­лась своими золотыми волосами, а Локи обрезал их, когда она спала.

Снотра: одна из спутниц Фригг, а также всеведущая богиня целомудрия и добро­детели.

Сюн: богиня, охраняющая дверь во дворец Фригг от нежеланных гостей. Если однаж­ды она решала отказать кому-либо войти, то ничто не могло заставить ее изменить ре­шение, и тщетно было взывать к высшим богам. Также она насылала все испытания и бедствия, выпадающие на долю смертных.

Фрейя: богиня любви, а позднее войны и смерти. Одна из ванов, она пришла в Асгард в качестве заложницы в сопровожде­нии своего отца Ньёрда и брата Фрейра. Она вышла замуж за бога Ода, который от­правился в дальние странствия; после это­го свое время она проводила, то оплаки­вая его отсутствие, то забавляясь с разны­ми мужчинами. В германской мифологии она отождествляется с Фригг.

Фригг (Берта, Фригга, Хольда, Нертус, Вод): одна из важнейших богинь Асгарда; одна из трех жен Одина и мать Бальдра и Хёда. Она была главной богиней плодоро­дия. У нее было так много общего с Фрейей, что в германской мифологии они счи­тались единым божеством.

Фридлееф: один из псевдонимов Фрей­ра, который он использовал во время пу­тешествия в Мидгард.

Фулла: богиня, которая выступала как спутница и посланница Фригг. Сама же она являлась богиней плодородия.

Фьорджин (Эрда, Ёрд): богиня Земли; одна из трех жен Одина и мать Тора.

Хеймдалль: довольно странный персо­наж, рожденный от девяти великанш (Мор­ских Дев) одновременно. Под именем Ригера он странствовал по Мидгарду, соблазняя женщин, и таким образом по­ложил начало сословию слуг, крестьян и воинов. Он охранял радужный мост, ведущий в Асгард.

Хель: богиня или чудовище, дочь Локи и Ангрбоды, управлявшая Нифльхеймом. Доподлинно не известно — была ли она жи­вой или мертвой. После смерти бога Баль­дра Хермод попросил ее позволить всеми горячо любимому богу покинуть ее царст­во. Она же ответила, что не верит, будто Бальдра действительно так сильно любят. Так же она отреагировала и тогда, когда Браги вернулся в надежде найти Идунн. Улль, будучи богом зимы, проводил нес­колько месяцев в году, деля ложе с Хель. Вместе с армией призраков она будет помо­гать богам во время битвы в час Рагнарёк, после которой ее царство будет поглоще­но огнем.

Хенир: существует две версии истории о самых первых богах. По первой из них, Один и его братья Вили и Be дали челове­честву дары, которыми люди пользуются до сих пор. По другой — первыми братья­ми Одина были Хёнир и Локи. В соответ­ствии с этой версией Хёнир одарил людей эмоциями и чувствами.

Хермод (Ирмин): сын Одина и Фригг. Он встречает героев в Вальхалле и исполняет те же функции, что и греческий бог Гер­мес. Его самым ответственным и извест­ным поручением было путешествие к Хель в попытке освободить бога Бальдра из цар­ства мертвых.

Хед: брат-близнец Бальдра. В результате проделок Локи Хёд непреднамеренно убил Бальдра и за это был приговорен к смерти. Бог был убит Вали, который был специаль­но послан для выполнения этого задания.

Хлер: в соответствии с версией мифа о со­творении мира один из первых богов.

Хлин: богиня из свиты Фригг. Богиня-уте­шительница, она была невероятно пре­красна. Она осушала слезы страдающих лишь поцелуем, смягчала горе и внимала мольбам смертных, сопровождая их к ве­ликой богине Фригг с сочувственными ре­комендациями, после которых та давала им положительный ответ.

Хносс: одна из двоих дочерей Фрейи и Ода (второй была Герсеми).

Эгир (Хлер): бог моря.

Эйра: одна из спутниц Фригг, а также бо­гиня медицины.

Просмотры 24 794

ezoport.ru

Скандинаво-германская мифология Саги, боги, герои, демоны Севера

Этот раздел перенесен в рубрику сайта godsbay.ru в 2006 году.

Скандинаво-германская мифология – мифология племен англов, саксов, норманнов, данов и других народностей, формировавшаяся с V века до нашей эры до принятия христианства; поскольку основным источником сведений о ней являются тексты поэтической «Старшей Эдды» и прозаической «Эдды» исландского скальда, ученого и государственного деятеля Снорри Стурлусона (1178 – 1241), ее часто называют «скандинавской мифологией».

Примерно в то же время датский хронист Саксон Грамматик в «Деяниях датчан» передает многие мифологические сюжеты. Ценные сведения о древнегерманской мифологии имеются в «Германии» Тацита. Стурлусон собрал саги периода викингов, примерно с 750 по 1050 год, когда сформировалась мощная традиция, связанная с подвигами главных богов – бога войны и покровителя дружин Одина и бога Тора, который беспощадно крушил врагов своим волшебным молотом-бумерангом Мьелльниром. Все еще свободные от влияния христианства, предприимчивые и отважные скандинавы – предки современных датчан, исландцев, норвежцев и шведов – уходили в море на поиски добычи и новых земель. Неудивительно, что воинственные викинги любили слушать предания о подвигах одноглазого Одина. Верховный бог привлекал скандинавов репутацией «отца доблестно павших в бою» и тем, что ему удавалось доводить до экстаза неистовых берсеркеров, которые в неудержимой ярости грызли щиты и бросались на врага обнаженными.

Согласно одному из мифов, когда старый датский король Харальд Синезубый (X век) посетовал на Одина, то дарующего, то отбирающего удачу в бою, бог войны загадочно произнес: «Серый волк наблюдает за обителью богов». Чтобы понять смысл его слов, следует вспомнить одну из главных тем скандинавских мифов – нависшей над богами и всем миром угрозе гибели – Рагнарек. Один во что бы это ни стало стремился собрать дружину эйнхериев, павших в бою отважных воинов, для решающей битвы богов с великанами и чудовищами в долине Вигрид, где почти всем им суждено было погибнуть. Самого Одина ждала неминуемая смерть в пасти гигантского волка Фенрира, отвратительного отпрыска бога огня Локи и великанши Ангрбоды. Был ли удовлетворен Харальд Синезубый ответом бога, сказать трудно, поскольку миф заканчивается тем, что Один, правивший королевской колесницей, сбросил старика на землю и пронзил несчастного его же собственным мечом.

«Век топора, век меча», который завершался катастрофой Рагнарек, возможно, казался суровым морским волкам идеалом жизни настоящих мужчин. Но те из них, кто предпочел осесть в колониях и стать крестьянином или торговцем, все же больше почитали сына Одина, бога грома и плодородия Тора. Вера в Тора помогала людям в решении земных проблем, будь то нападения местных конунгов на крестьян или не в меру усердных христианских миссионеров на языческие храмы. Особой популярностью Тор пользовался у исландских колонистов, которых бежать из Южной Норвегии заставили подобные Одину жестокие правители вроде Эрика Кровавая Секира (X век). Приверженность поселенцев к культу Тора была столь велика, что фамилии Торстен и Торолф до сих пор считаются самыми распространенными в Исландии. Поэтому вполне понятно, почему к концу эпохи викингов Тор в пантеоне богов занял более высокое положение, чем Один, и оставался верховным богом на протяжении столетия, после чего Скандинавия была обращена в христианство.

Пантеон скандинавов и германцев. Согласно древнегерманским представлениям, в начале мироздания лежало взаимодействие двух противоположных начал: первое из них – Муспельгейм, абсолютный верх, источник огня, света, мужское начало; второе – Нифльгейм, абсолютный низ, источник холода, женское начало. В начале была черная бездна Гинунгагап, к северу от нее лежало царство туманов Нифльгейм, а к югу – царство огня Муспельгейм. В царстве туманов забил родник Хвергельмир и двенадцать мощных потоков взяли из него свое начало. Вода в Нифльгейме обращалась в лед, но родник бил не переставая и ледяные глыбы подвигались к Муспельгейму. Наконец лед подошёл так близко, что начал таять. Из искр и талой воды возник великан Имир и корова Аудумла. Из пота Имира родилась пара – мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына.

Это были первые инеистые великаны. Аудумла лизала соленые камни, чтобы питать Имира молоком из своих сосцов. Так она вылизала Бури. Его сын Бер взял себе в жены великаншу Бестлу, и она родила ему трех сыновей-асов: Одина, Вили и Ве. Сыновья Бера убили Имира, а из его тела сотворили Землю: кости стали горами, жилы – реками, живот – морем, волосы – лесом, череп – небесным сводом, мозг – облаками.

Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. Боги создали первых людей: из ясеня – мужчину по имени Аск, а из ивы – женщину, назвав ее Эбла. Они построили для людей город – Мидгард, чтобы защитить их от духов дикой природы, от великанов – Етунов и от карликов – цвергов, гномов и пр. За морем, к востоку от Мидгарда, асы создали страну Етунхейм и отдали ее во владение Бергельмиру и его потомкам. Со временем асов стало больше, тогда они решили построить город для себя – Асгард, для чего они вступили в договор с одним великаном; было решено вознаградить великана, если он построит Асгард за один год; ему были обещаны Солнце, Луна и жена Одина – Фрея.

Великан строил город с необыкновенной быстротой, перевозя огромные камни на волшебном коне. Боги испугались, созвали собрание и на нем обвинили Локи в неудачном договоре. Локи заставили сделать все, чтобы не дать выполнить договор. Локи превратился в кобылицу и увел великанского коня. Великан не выполнил условий договора, не закончил строительства к концу года. Локи же тем временем трижды беременел и родил трех хтонических существ: мирового волка Фенрира, мирового змея Ермунганда и восьминогого коня Слейпнира(по другим источникам чудовищ Фенрира и Ермунганда родила его жена великанша Ангрбода). Быстроногий конь был взят Одином, который стал совершать на нем ежедневные поездки по небу. Однажды в год, 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, Один вместе с Фреей приезжал на волшебном коне на Землю, одаривая людей подарками, а люди, со своей стороны, благодарили бога жертвами, развешивавшимися на вечнозеленых елях. От этой древнегерманской традиции берет начало празднование Нового года.

Ермунганд опутал всю землю и кусал свой собственный хвост. В этом образе германцы метафорически предвосхитили идею сферичности Земли. Но самая мрачная роль в будущем отводилась мировому волку Фенриру. Прорицательницы предсказали богам, что придет день, когда волк поглотит их всех. Боги устрашились и решили защититься от этого бедствия. Им помогла Фрея, жена Одина. Она сплела веревку из всего, что есть на земле – из волос, жил, древесного лыка и пр. С этой веревкой боги в третий раз пришли к волку, раззадоривали его, уговаривая подвергнуться третьему испытанию. Волк отказывался, но потом согласился на условии, что Тюр в качестве гарантии положит ему в пасть правую руку. Веревка была надета на шею Фенрира, он пытался ее порвать, но тщетно, и тогда Фенрир откусил руку Тюра. Волк был привязан к скале, и боги на какое-то время обезопасили себя. У Одина и Фреи был сын по имени Бальдр. Еще при рождении мать взяла клятвы у всего живого на земле, чтобы ничто не причинило вреда ее ребенку. Правда, Фрея не взяла клятвы у слабого растения омелы, паразитирующего на дубе. Бальдр отличался статью, умом, рассудительностью.

Однажды боги собрались на площади и до начала собрания развлекались метанием копий, стрельбой из луков в Бальдра, стоявшего по пояс раздетым и демонстрирующего неуязвимость. И здесь обо всем ведающий Локи сделал почти невесомое копье из омелы и вложил его в руку слепого бога Хеда. Тот наугад метнул копье, оно пронзило насквозь Бальдра, и сын Одина умер. Боги набросились на Локи, после долгой погони поймали его и привязали к скале; над головой Локи прикрепили ядовитых змей, от которых он должен был умереть медленной, мучительной смертью. Ядовитые капли падали на лицо Локи, он содрогался, и вместе с ним содрогалась земля. Однажды Локи содрогнулся так сильно, что земля раскололась, выполз мировой змей Ермунганд, который стал все сжигать огнем своего дыхания и отравлять ядом. Спали путы с мирового волка Фенрира, он открыл свою гигантскую пасть и стал проглатывать одного бога за другим. Фенрир не смог проглотить лишь Видара, бога-башмачника. Видар наступил башмаком с толстой подошвой на нижнюю челюсть волка, а руками уперся в верхнюю и порвал пасть. Были исторгнуты назад проглоченные волком Один, Тор, Тюр и другие боги.

По преданию, было предсказано, что боги и чудовища уничтожат друг друга, а огненный великан Сурт уничтожит мир, после чего должен возникнуть новый мир. Лив и Ливтрасир – супружеская пара, которой суждено пережить Рагнарек и гибель мира; они возродят человеческий род. Еще, по преданию, Рагнарек переживут боги: Видар, Вали, Магни, Моди и Улль, Бальдр и Хед вернутся в мир живых. Таким образом, после конца света и гибели богов наступило воскресение(воскрешение). Затем последовал последний суд, и все праведные последовали в Муспельгейм, а все грешные – в Нифльгейм. Идеи эсхатологии, воскресения и загробного суда древних германцев предвосхитили христианские идеи.

smallbay.ru

Один – бог викингов и его компания

Каждый народ имеет свою культуру, религию, мировоззрение. До тех пор, пока христианство на западе не стало господствующей религией, страны поклонялись силам природы и разным существам. Особый интерес представляют собою боги древних викингов, народа, который вселял ужас в население всех прибрежных городов. Ведь они дольше исповедовали язычество, нежели обитатели других европейских государств.

Особая система мироздания

Боги викингов, список которых является очень внушительным, ведут свое происхождение от бога Хеймдаля. У него было три сына, которые дали жизнь трем социальным группам: рабам (потомки Треля), воинам (потомки Ярла) и землепашцам (потомки Карла). Отважные норманны, или варяги, как называли их на Руси, считали своим прародителем именно Ярла, его сына Кона (Конунга). Поэтому ратное дело считали благородным, таким, которым им суждено заниматься. Скандинавы верили, что боги обитали в сказочном месте – Митгарде, которое было окружено Утгардом. В этой части Вселенной жили разные чудища, карлики и великаны. С этими силами зла боги вели постоянную борьбу. В определенное время должна начаться величайшая битва, в которой погибнут все. Но затем мир снова возродится и станет более чистым, настоящим раем.

Боги покорителей морей

Как и полагается язычеству, каждый бог имел свои функции и сферу, за которую отвечал. Выглядели они как обычные люди, только имели сверхспособности. Чуть ниже богов в иерархии викингов стояли валькирии – воинственные девы, которые награждали воина либо победой по велению богов, либо доблестной смертью на поле брани. Поклонялись также норнам, которые пряли нить судьбы человека и определяли, какой будет его жизнь.

Сами боги, согласно «Младшей Эдде», разделялись на две семьи: ваны — покровители земледелия и плодородия, и асы — доминирующая группа, наподобие олимпийцев в древней Элладе. Раньше они враждовали, но потом заключили мир. Вот имена богов викингов (главных):

  • Один – верховное божество с крутым нравом, необузданный и непредсказуемый, но очень мудрый, его имя практически нигде не упоминалось, его не писали рунами;
  • Тор – бог грома и молний;
  • Фрейр – бог плодородия;
  • Бальдр;
  • Локи;
  • Хёд;
  • Вали;
  • Хеймдалль;
  • Улль;
  • Браги;
  • Ньёрд;
  • Тюр;
  • Видар;
  • Фригг – жена Одина;
  • Идунн – богиня молодости, хранительница молодильных яблок из чистого золота;
  • Фрейя – богиня любви;
  • Сив – жена Тора.

Один – бог викингов

Это главный бог, который считался самым сильным и могущественным. У него был только один глаз. По преданию, верховный бог викингов пожертвовал другой глаз, чтобы испить из источника мудрости. Родник, расположенный у мирового древа Иггдрасиль, охранял великан Мимир, который и потребовал у Одина плату. Самого великана позже убили, но его голова и дальше помогала хорошим советом.

Бог восседал на восьминогом коне Слейпнире и держал в руке копье. Служили Одину два ворона, которые приносили ему вести со всего мира. Домом его была Валгалла, куда валькирии приводили души умерших воинов (это была большая честь и предел мечтаний викинга). В этом месте души воинов тренировались и развлекались, ожидая великой битвы со злом.

Тор-громовержец

Очень почитаемым был Один. Бог викингов Тор – второй по значимости. Он приходился сыном Одину и повелевал погодой и урожаем, дождями и бурями, громом и молниями. Если стихия сильно бушевала, то жрецы велели приносить жертву Тору. Характер у него был идеальным: он ко всему относился с пониманием, был спокойным и надёжным. Но в то же время он обладал великой физической силой, с помощью которой боролся со злом (то есть с великанами, Мандгардским Змеем). Тор носил огромный молот и ездил на повозке, запряженной козлами. Именно подвеску в виде оружия этого бога носили на шее в качестве оберега (как нательный крестик). Имя бога упоминается на рунических камнях, во многих сагах, в его честь названы многие географические объекты.

Фрейр, дарящий радость

Миром правил Один. Бог викингов Фрейр также был очень почитаемый, поскольку считалось, что он дарит людям радость и мир. У его статуи с огромным пенисом приносили жертвы во время свадебных торжеств. Также он считался прародителем Инглингов, королевского рода. К сожалению, знаменитая статуя была разрушена епископом Эгино во время христианизации Северной Европы. Но до нас дошла небольшая фигурка бога, выполненная из бронзы. Сестрой бога являлась Фрейя.

Коварный Локи

Это противоречивый бог, хитрый и коварный. Его детьми были волк Фенрир и змей Мидгард. Локи был подстрекателем, натравливал друг на друга богов и людей, строил козни, обманывал, поэтому был неким олицетворением зла. Однако его ценили за острый ум, невероятную красоту и умение изменять свою внешность. А еще боги часто обращались к нему, если нужно было найти выход в сложной ситуации.

Поклонение великим богам

Скандинавы – особый народ, который обитал в сложных природных условиях. Они не строили себе постоянных домов, не вели оседлую жизнь. Возможно, поэтому не оставили храмов или других культовых сооружений. Однако Один (бог викингов), Тор, Фрейя и другие божества имели места поклонения. Это были святилища на открытом воздухе, окруженные каменными насыпями и редкими захоронениями. Главнейшим религиозным центром норманнов была Уппсала, где находилось позолоченное капище. Вокруг него расположилась священная роща, в которой на деревьях развешивали жертвы богам – тела людей и животных. Хронист Адам Бременский в своем труде (около 1075 года) описывает этот храм. По его словам, здесь стояли три гигантские статуи. Одна из них изображала Фрейра, другая — Одина, третья – Тора. Регулярно, каждые девять лет, в Уппсале собирались люди, чтобы поклониться богам, вспомнить умерших предков, которых почитали не меньше, чем богов.

fb.ru

Хеймдалль, Хермод Храбрый, Тюр, Велунд, Эгир, Утгарда-Локи, Тор, Один. Скандинавская мифология

Скандинавией традиционно именуются обширные территории, расположенные на севере Европы, и включающие в себя Норвегию, Швецию, Данию, Финляндию, Исландию, а также ряд ближайших к ним островов. Исторические особенности их развития породили своеобразную культуру, одной из граней которой стало мифотворчество, персонажами которого, в свою очередь, явились самобытные и неповторимые боги Скандинавии. Неустрашимые и дерзкие, они были в чём-то сродни самим викингам.

Откуда они пришли в наш мир?

Боги скандинавской мифологии, список которых содержит в себе имена персонажей, менее известных, чем их древнеегипетские и греческие собратья, являются частью культуры древнегерманских племён. Сведения о них дошли до наших дней главным образом в текстах двух памятников средневековой литературы. Это «Старшая Эдда» – поэтический сборник, содержащий в себе древнеисландские песни, а также «Младшая Эдда» – творение исландского писателя XII века Снорри Стурлусона.

Кроме того, ряд мифов стал известен из произведения средневекового датского хрониста Саксона Грамматика, названного им «Деяния датчан». Любопытно, что один из его сюжетов лёг в основу шекспировского «Гамлета», написанного четырьмя столетиями позже.

Обращаясь к сюжетам любых мифов, независимо от того, родились они в Скандинавии, Греции или Египте, следует учесть, что на протяжении веков они неоднократно редактировались, что сегодня неизбежно приводит ко множеству закравшихся в них разночтений и противоречий. Поэтому не следует удивляться, когда одни и те же события, да и сами боги Скандинавии описываются в разных источниках по-разному.

Скандинавский вариант возникновения мира

Необычайным своеобразием скандинавской мифологии окрашена, представленная в ней, картина рождения мира. Согласно древнему эпосу, всё началось с огромной чёрной бездны, по одну сторону которой находилось царство льда – Нифльхейм, а по другую огня – Муспелльхейм.

Из царства льда брали своё начало 12 потоков, которые тут же замерзали, но поскольку били они непрестанно, то глыбы льда постепенно приближались к царству огня. Когда эти две стихии совсем сблизились, то из снопов искр, смешавшихся с ледяной крошкой, появился на свет великан Имир и такого же размера корова по имени Аудумла.

Далее описываются совершенно невероятные события. Согласно «Старшей Эдды», однажды великан Имир изрядно вспотел, что и не удивительно, ведь рядом находилось царство огня, и из его пота появились два великана – мужчина и женщина. Это бы ещё куда ни шло, но вот далее говорится, что одна его нога зачала от другой и родила сына. Поскольку это трудно представить, примем на веру, не вдаваясь в подробности.

Что же касается коровы Аудумлы, то и ей в скандинавских мифах отводится весьма важная роль. Во-первых, она кормила своим молоком Имира и тех, кто произошёл от него столь чудесным образом. Сама же она питалась тем, что слизывала соль с камней. Во-вторых, от тепла её языка родился ещё один великан, получивший имя Бури. Так появились на земле её первые обитатели, от которых затем были рождены боги Скандинавии, а ещё позже и люди.

Асы, ваны и прочие мифические персонажи

Известно, что все скандинавские боги и богини подразделялись на несколько групп, основной среди которых были асы, возглавляемые их предводителем по имени Один. Жизнь у них была отнюдь не лёгкая и не безоблачная, поскольку постоянно приходилось вступать в конфликты с другими представителями древнескандинавского пантеона.

Больше всего неприятностей им доставляли ваны – группа богов плодородия, претендовавшая на владение миром, но доставалось и от великанов-ётунов, а также от карликов-цвергов. И уж совсем нещадно портили асам кровь женские божества – дисы, норны и валькирии.

Одним из главных сюжетов скандинавской мифологии является война между асами и ванами. Началась она с того, что ваны, обиженные тем, что люди в своих песнях прославляли не их, а асов, послали к ним в мир (он назывался Мидгард) злую колдунью Гульвейг. Поскольку сделана она была из золота, то, по расчётам ванов, своим появлением должна была испортить нравы людей, посеяв в их душах алчность и корыстолюбие. Асы воспрепятствовали этому, и убили ведьму. С этого началась война, в которой боги Скандинавии пытались силой решить вопрос первенства. Так как ни одна из сторон не могла взять верх, между ними в итоге был заключён мир, скреплённый обменом заложниками.

Верховный бог асов

Предводителем, и отцом асов являлся верховный бог Один. В скандинавской мифологии ему соответствует целый ряд характеристик. Он представлен как царь-жрец, шаман-знаток рун, князь-волхв и, кроме того, скандинавский бог войны и победы. Бог Один почитался как покровитель военной аристократии и покоритель валькирий (о них речь пойдёт ниже). В его ведении находится Вальхалла – небесный чертог, где в райском блаженстве коротали вечность павшие герои-воины.

Изображался Один в виде одноглазого, но полного жизненной энергии старца. Свой недостающий глаз он отдал когда-то великану Мимиру за то, чтобы тот позволил ему испить воды из охраняемого им источника мудрости. Похвальная тяга к знаниям, вообще, была свойственна Одину. Например, как-то раз, для того чтобы постичь силу, заключённую в старинных рунах, – древнегерманских письменах, он согласился принести себя в жертву, и провисеть 9 дней, прибитым к дереву собственным копьём.

Среди прочих качеств Одина, в мифах особо подчёркивается способность к перевоплощению. Обычно он бродит по земле в облике старца, облачённого в синий плащ и войлочную шляпу. Его постоянными спутниками бывают два волка или ворона. Но иногда Один может обернуться и бедным странником или уродливым карликом. В любом случае горе тому, кто, поправ законы гостеприимства, закроет перед ним двери своего дома.

Сыновья Одина

Сыном Одина был бог Хеймдалль, считавшийся хранителем мирового древа жизни. Его, обычно, изображали в облике воина, трубящего в золотой рог. Согласно легенде, именно так он должен будет возвестить о приближении конца света, и собрать всех богов на последнюю битву с силами тьмы. Живёт Хеймдалль в сказочном доме, который называется Химинбьёрг, что в переводе означает «небесные горы». Находится он вблизи моста, соединяющего небо и землю.

Широко известен и другой сын Одина – однорукий бог Тюр, являвшийся воплощением воинской доблести. Руки он лишился, однако, не на поле брани. Своё увечье бедолага получил, пытаясь сковать волшебной цепью гигантского волка по имени Фенрир. Когда-то это чудовище ещё безобидным щенком было взято асами в их страну Асгард. Со временем волчонок подрос, превратившись в сильное и агрессивное чудовище, наводившее ужас на окружающих.

Как ни пытались боги его сковать, он каждый раз с лёгкостью рвал оковы. Наконец, на помощь пришли эльфы, выковавшие волшебную цепь из шума кошачьих шагов, птичьей слюны, рыбьего дыхания и корней гор. Оставалось лишь набросить её на волка. Чтобы убедить зверя в отсутствии дурных намерений, бог Тюр вложил ему в пасть собственную руку, которая и была откушена, как только Фенрир понял, что попался на хитрость. С тех пор бог воинской доблести разил врагов лишь одной оставшейся рукой.

Бог, измученный дурными снами

Надо заметить, что бог весны Бальдр Прекрасный – так его все называли за необычайную красоту, был также сыном Одина, которого ему родила верховная богиня асов Фригг. Легенда рассказывает, что однажды он поделился с матерью тем, что стал часто видеть дурные сны. Чтобы обезопасить сына, Фригг взяла клятву с воды, огня, бранных металлов, деревьев, камней, ядов, болезней, зверей и птиц, что они не причинят ему никакого вреда. В результате бог весны стал неуязвим.

Зная об этом, прочие боги ради потехи метали в него камни, копья и стрелы, чем весьма досаждали Бальдру. И вот однажды их злые шутки окончились весьма плачевно. Бог хитрости Локи обманом выведал у Фригг, что она в своё время не взяла клятву с омелы – кустарника, на тот момент едва появившегося из земли.

Воспользовавшись её промашкой, коварный Локи сорвал ветку этого растения, и, вложив её в руку слепого от природы бога судьбы Хёда, заставил метнуть в проходившего рядом Бальдра. Острый прут пронзил прекрасного юношу и тот скончался, став добычей царства мёртвых и его страшной правительницы колдуньи Хель.

Рядом с верховным богом асов часто изображается ещё один популярный мифический персонаж – Хермод Храбрый. Он являлся посланником Одина в страну мёртвых, где должен был выкупить у её правительницы его сына – бога весны Бальдра. Это доброе намерение принесло Хермоду известность, несмотря на то что сама миссия провалилась в результате очередных происков всё того же бога хитрости и обмана Локи.

Состязания в замке Утгард

Следует отметить, что проделки этого плута и обманщика часто порочат имя его тёзки – вполне добропорядочного и уважаемого аса Утгарда Локи, прославившегося тем, что в его родовом замке Утгард как-то раз были организованы весьма необычные соревнования. О них повествует «Младшая Эдда». В ней рассказывается, в частности, как один из его гостей – бог грома и бури Тор, в пылу спортивного азарта боролся со злобной старухой Элли, воплощавшей собой старость, а его приятель Локи – тот самый бог-обманщик, состязался в прожорливости с самим огнём.

Кульминацией же всего стала попытка местного крестьянина Тьяльфи опередить скоростью бега мысль самого хозяина замка. И хотя ни бог грома, ни его приятели успеха не достигли, праздник удался на славу. О нём было сложено потом много песен. Не испортило впечатление даже то, что и огонь, и старуха Элли, да и сам хозяин Утгарда Локи изрядно жульничали, благодаря чему и одержали победы.

Женские божества древних скандинавов

Самое непосредственное отношение к Одину имеют валькирии, повелителем которых (а по некоторым источникам – отцом) он являлся. Согласно скандинавским мифам, эти девы-воительницы, восседая на летучих конях, незримо реяли над полями битв. Посланные Одином, они подбирали с земли убитых воинов, и относили затем в небесный чертог Вальхаллу. Там они им прислуживали, разнося за столами мёд. Иногда валькирии также получали право решать исход сражений, а наиболее понравившихся им воинов (убитых, разумеется) делать своими возлюбленными.

Кроме валькирий, женскую часть пантеона представляли также норны – три волшебницы, наделённые даром ясновидения. Они были способны без труда предсказывать судьбы не только людей и богов, но и всего мира в целом. Жили эти кудесницы в стране Мидгард, населённой людьми. Их главной обязанностью было поливать мировое дерево Иггдрасиль, от благополучия которого зависело долголетие человечества.

Ещё одну группу сверхъестественных обитательниц древнего мира составляли дисы. Повинуясь переменчивости женской натуры, они являлись то хранителями людей, то враждебными по отношению к ним силами. Среди памятников древнегерманской культуры, частью которой, как указывалось выше, является скандинавская мифология, сохранились тексты заклинаний, в которых дисам приписывается сила сдерживать натиск неприятельских войск и решать исход сражений.

Златовласая богиня

Кроме представительниц женской части пантеона, о которых шла речь выше, заслуживает внимания и богиня Сиф, являвшаяся женой бога бурь и грома Тора. Будучи покровительницей плодородия, эта дама, уступавшая красотой лишь богине любви Фрейе, приобрела известность своими необычайными золотыми волосами, история которых заслуживает особого внимания.

Однажды красота Сиф заставила бога обмана Локи преисполниться завистью к её мужу Тору. Улучив момент, когда того не было дома, Локи прокрался в опочивальню к его спящей жене и…, нет-нет, не подумайте ничего – он её всего лишь остриг наголо. Тем не менее, отчаянию бедняжки не было конца, и разъярённый супруг готов был убить негодника, но тот поклялся исправить положение.

С этой целью Локи отправился к кузнецам-гномам, жившим в сказочной стране, и поведал им о случившемся. Те с радостью вызвались помочь, продемонстрировав своё искусство. Гномы выковали для Сиф волосы из чистого золота, сделав их необыкновенно длинными, тонкими и пушистыми, обладавшими свойством тут же прирастать к голове и выглядеть как настоящие. Так богиня Сиф стала обладательницей золотых волос.

Боги – повелители морей

Ещё одним ярким представителем скандинавского пантеона является владыка морей Эгир. Принято считать, что Эгир олицетворяет собой, прежде всего, спокойное и безмятежное море, о чём свидетельствует его характер. Он гостеприимный хозяин, охотно принимающий у себя гостей, и затем посещающий их дома. Владыка морей всегда миролюбив, и никогда не участвует в спорах, а тем более в войнах. Однако распространённое в старину выражение «угодить в зубы Эгира», имеющее значение – утонуть, говорит о том, что и ему порой свойственны минуты гнева.

Следует отметить, что ряд источников в качестве повелителя морей называет другого скандинавского бога – Ньерда, и ему приписывает тихий и дружелюбный нрав, в то время как Эгир изображается возмутителем морских просторов и создателем бурь, смирять которые, и спасать терпящие бедствие корабли приходится Ньерду. Не следует удивляться, так как это всего лишь один из примеров разночтений, возникших в скандинавском эпосе за прошедшие века.

Кузнец, сделавший крылья

В скандинавском пантеоне имелся и свой бог-кузнец по имени Велунд. Этот работяга является персонажем эпоса почти всех германских народов. Его судьба была трудна и по-своему драматична. Будучи одним из трёх сыновей финского конунга (верховного повелителя), он, тем не менее, жил трудом своих рук. В семейной жизни парню явно не везло. Любимая жена Хервёр – дева, принимавшая порой облик лебедя, бросила его, оставив после себя лишь свадебное кольцо. Страдая от разлуки, Велунд выковал 700 его дубликатов.

Но на этом его злоключения не кончились. Однажды во время сна бог-кузнец был пленён шведским конунгом Нидудом. Злодей не только лишил мастера свободы, но и искалечил, оставив на всю жизнь хромым. Заточив Велунда в подземелье, конунг заставил его трудиться дни и ночи, выковывая для себя оружие, а для жены и дочери драгоценные украшения. Лишь благодаря случаю и собственному коварству пленнику удалось вновь обрести свободу.

Легенда повествует, что однажды в подземелье к Велунду пришли сыновья Нидуда, желавшие, как и отец, иметь мечи его изготовления. Воспользовавшись моментом, кузнец убил их, сделав затем из черепов кубки, которые отослал их отцу, и из глаз драгоценности для королевы, а из зубов броши для принцессы. В довершение всего он заманил к себе ничего не подозревавшую девицу, изнасиловал её. Отомстив таким образом, весьма довольный собой, бог-кузнец улетел прочь на крыльях собственного изготовления.

Новые времена – новые персонажи

С распространением в странах Скандинавии христианства все прежние мифические божества претерпели определённую трансформацию, приняв облик святых, или, вообще, исчезнув. Изменился до неузнаваемости и Велунд, превратившись из божественного персонажа в демонический. Связано это, прежде всего, с его профессией. Известно, что в древности к кузнецам относились с определённой долей подозрительности, приписывая им связь с нечистой силой.

Неудивительно после этого, что Гёте, несколько изменив это имя, наделил им своего героя Мефистофеля в одной из сцен трагедии «Фауст», представившегося как Воланд. У гениального немца находку позаимствовал Михаил Афанасьевич Булгаков, увековечив её в «Мастере и Маргарите», и дав прежнему Велунду новую жизнь в образе профессора чёрной магии Воланда.

Небольшой список богов Скандинавии, которые не вошли в наш обзор:

  • Браги — сын Одина.
  • Видар — божество войны.
  • Хенир — брат Одина.
  • Форсети — сын Бальдра.
  • Фулла — богиня изобилия.
  • Эйр — богиня врачевания.
  • Ловн — богиня милосердия.
  • Вер — богиня знания.
  • Йорд — богиня земли.
  • Скади — покровительница охоты.
  • Улль — бог охоты.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.