Содержание

Палубный штурмовик Grumman A-6E Intruder » Военное обозрение

Grumman A-6E Intruder — палубный всепогодный штурмовик, который был спроектирован в США еще в конце 1950-х годов и предназначался для вооружения ВМС и Корпуса морской пехоты. Самолет состоял на вооружении три с половиной десятка лет и может быть отнесен к самолетам-долгожителям. Последние Grumman A-6E Intruder сняли с вооружения только в 1997 году. На смену им постепенно пришли палубные истребители-бомбардировщики F/A-18 Hornet.

Вариант A-6E представляет собой позднюю модификацию А-6. Первый полет данная машина совершила 27 февраля 1970 года. Всего ВМС США получили 445 таких самолетов, в том числе 240 было переоборудовано из ранее выпущенных версий штурмовика. На самолете A-6E была установлена многофункциональная РЛС AN/APQ-148, а также более совершенная навигационная система. Начиная с 1979 года, на всех самолетах начали ставить лазерный целеуказатель, который позволял применять бомбы с лазерной системой наведения.


Данные самолеты никогда не поставлялись на экспорт. В Америке они состояли на вооружении эскадрилий ВМС и КМП, получив признание экипажей, свидетельством чему стали многочисленные прозвища, данные машине: «Двойной гадкий» (Double Ugly), «Железный головастик» (Iron Tadpole), «Могучий Альфа-Шесть» (The Mighty Alpha Six), Беременная гуппи» (Pregnant Guppy). Несмотря на обозначение модели A-6E (литерой «А» в авиации США обозначают штурмовики), «Интрудер» не являлся штурмовиком в классическом понимании. По набору своих характеристик он скорее был палубным бомбардировщиком, обладавшим большой бомбовой нагрузкой и дальностью полета. На его борту находился набор оборудования, который позволял самолету достаточно точно совершать бомбометание.

Самолет представлял собой моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом (25°) со складывающимися частями консолей и однокилевым хвостовым оперением. Корневые части крыла обладали большим углом стреловидности и специальными пластинами, которые должны были предупреждать пилота о выходе самолета на критические углы атаки. Крыло имело закрылки и предкрылки по всему размаху, элеронов на «Интрудере» не было. Для управления самолета по крену применялись интерцепторы. При размещении штурмовика в ангаре авианосца консоли крыла складывались. Начиная с 26-го самолета, на концах крыла появились специальные расщепляющиеся воздушные тормоза. Хвостовое оперение машины состояло из цельноповоротного стабилизатора и киля с рулем направления. В хвостовой части фюзеляжа самолета изначально находились перфорированные поверхности воздушных тормозов. Однако в ходе эксплуатации самолета выяснилось, что отклонение фюзеляжных тормозов уменьшает тягу двигателей, и поэтому, начиная с самолета №310, тормоза на фюзеляже перестали устанавливать.

Самым «слабым» местом машины считалось крыло. Его разработкой занималась компания Boeing, обладающая богатым опытом в использовании композиционных материалов. Крыло на A-6E Intruder было изготовлено целиком из углепластиков, за исключением узлов крепления к фюзеляжу, которые были выполнены из титановых сплавов. Сверху крыло было покрыто специальным токопроводящим слоем, который должен был защитить конструкцию крыла в случае удара в нее молнии.

Силовая установка штурмовика A-6E Intruder была представлена парой турбореактивных двигателей J52-P-8A компании Pratt & Whitney с максимальной тягой по 4200 кгс. Данные двигатели были расположены в гондолах по бокам фюзеляжа. Длина двигателя составляла 3,01 м, диаметр — 0,8 м. Воздухозаборники двигателей были выполнены нерегулируемыми, с вертикальными отсекателями пограничного слоя. Во внутренних баках самолета имелся запас топлива в размере 8870 литров, а в пяти подвесных баках можно было разместить еще 7570 литров топлива. При этом самолет также получил систему дозаправки топливом в полете.

Шасси штурмовика было выполнено трехстоечным. Основные стойки шасси убирались вперед в специальные наплывы корневой части крыла. Передняя стойка шасси имела два колеса. На створке ниши передней стойки шасси самолета была размещена рулежная фара, а также проблесковый маяк красного цвета. По обеим сторонам фюзеляжа штурмовика (на воздухозаборниках) располагались складные лесенки, предназначенные для членов экипажа.

В кабине экипажа были смонтированы два катапультных кресла производства английской компании «Мартин-Бейкер». Данные кресла гарантировали экипажу самолета безопасное катапультирование через закрытый фонарь кабины, что и было доказано на ранних версиях штурмовика еще во Вьетнаме. Подвижную часть фонаря кабины можно было сдвинуть назад. На приборной доске пилота были размещены два крупных индикатора (вертикальной и горизонтальной обстановки) и порядка двух десятков традиционных стрелочных приборов. У штурмана имелся крупный индикатор радиолокационной станции, при этом органов управления штурмовиком на рабочем месте штурмана не было.

Оборудование Grumman A-6E Intruder было представлено наиболее мощным на тот момент комплексом ударной палубной авиации. Основу его составляла бортовая РЛС APQ-156, которая ставилась на последние серии А-6Е. Данная РЛС могла находить и сопровождать цели на земле и поверхности океана. Она обеспечивала обзор земной поверхности с селекцией движущихся целей и данными о рельефе местности, что позволяло обеспечить самолету полет на малых высотах с огибанием рельефа местности. Радиолокационную станцию самолета дополняла оптикоэлектронная система TRAM, которая на ранних машинах компенсировала ее низкую разрешающую способность. Также каждый самолет оборудовался станцией РЭБ индивидуальной защиты. Антенны данной станции были смонтированы на внешних пилонах для подвески вооружения.

Оптикоэлектронная система обеспечения распознавания и поражения целей TRAM (Target Recognition and Attack Multisensor) появилась на борту самолетов «Интрудер» в 1979 году. Она была ближайшей родственницей контейнера Pave Task ВВС США. Данная система была предназначена для обнаружения и сопровождения наземных целей в любое время суток и в любых атмосферных условиях, а также для автономного боевого применения управляемых бомб, оснащенных лазерной головкой самонаведения на цель. Датчики системы TRAM были расположены под носовой частью фюзеляжа штурмовика в специальном шаровом обтекателе на стабилизированной платформе. Подобное расположение TRAM оказывает меньшее влияние на аэродинамические характеристики самолета, чем подвеска громоздкого контейнера с тем же оборудованием. Летные испытания системы TRAM стартовали в 1974 году и закончились в 1979 году. Первый самолет А-6Е, оснащенный новой системой, поднялся в небо 22 марта 1974 года. До 1985 года все выпущенные штурмовики А-6Е получили систему TRAM.

Получил распространение и специальный самолет радиоэлектронной борьбы, получивший индекс ЕА-6В. Его основным оборудованием была система радиоэлектронного подавления РЛС противника. Данная система включала в себя подвесные контейнеры (до 5 штук, по количеству точек подвески), антенную систему на киле самолета и две бортовых ЭВМ. Помимо системы подавления РЛС на самолете имелась система постановки помех средствам связи противника. Один такой самолет последних серий мог подавить работу 8 РЛС противника, а также нарушить его систему связи между подразделениями или самолетами в районе нанесения удара.


Встроенного вооружения штурмовики А-6Е не имели совсем, все вооружение располагалось на 5 узлах подвески (максимальная нагрузка узла — 1633 кг). В перегрузочном варианте и при неполной заправке самолета топливом боевая нагрузка достигала 8160 кг. В состав вооружения самолета входила широкая номенклатура различных ракет и бомб: ПКР «Гарпун» (до 4-х ракет одновременно), противорадиолокационные УР HARM, УР «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух», управляемые авиабомбы (УАБ), НАРы, а также фугасные бомбы — три 2000-фунтовые или 28 500-фунтовых. Вместо бомб можно было взять подвесные топливные баки емкостью 1130 литров каждый. Радиус действия штурмовика с двумя противокорабельными ракетами «Гарпун» составлял более 800 км. Также на базе штурмовика были созданы упоминавшийся выше палубный самолет РЭБ ЕА-6В «Проулер» и самолет-заправщик KA-6D «Интрудер».

Штурмовики Grumman A-6E Intruder успели поучаствовать во многих боевых операциях США в конце XX века. Так в 1983 году они приняли участие в поддержке американского десанта на Гренаде. В декабре того же года во время совершения налета на позиции сирийских войск на территории Ливана один штурмовик был сбит (один летчик погиб, второй был взят в плен сирийцами и освобожден только через месяц). В марте 1986 года данные самолеты с помощью противокорабельных ракет AGM-84 смогли потопить два патрульных катера, принадлежащих ВМС Ливии, а в ночь на 15 апреля в рамках проведения операция «Каньон Эльдорадо» совершили налет на военные объекты Ливии, расположенные в пригородах Бенгази. В апреле 1988 года самолеты A-6E приняли участие в потоплении иранского фрегата «Саханд» в рамках операции «Богомол».

Последним крупным эпизодом в боевой биографии «Интрудеров» стало их участие в масштабной операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Тогда ВМС и КМП США использовали более сотни штурмовиков для нанесения ударов по промышленным и военным объектам Ирака, а также непосредственно по воинским частям. Через два года после этого самолеты A-6E приняли символическое участие в миротворческой операции ООН, проводимой в Сомали. Помимо этого они использовались для патрулирования неполетных зон, организованных над Боснией и Ираком.

В конце 1980-х годов предложение компании Grumman о проведении коренной модернизации парка выпущенных штурмовиков А-6 было отвергнуто представителями ВМС США. Хотя планируемый на замену «Интрудеру» новый палубный штурмовик А-12 так и не был построен, А-6 начали снимать с вооружения. Окончательно данный процесс был закончен в начале 1997 года. При этом некоторое количество данных самолетов было даже затоплено у берегов Флориды для создания так называемого «рифа Интрудеров».

Grumman A-6E Intruderиз музея морской авиации США в Пенсаколе:

Летно-технические характеристики Grumman A-6E Intruder:
Габаритные размеры: длина — 16,64 м, высота — 4,93 м, размах крыла — 16,15 м (сложенного — 7,72 м), площадь крыла — 49,1 м2.
Масса пустого самолета — 11 625 кг.
Максимальная взлетная масса — 27 397 кг (взлет с аэродрома), 26 580 кг (взлет с катапульты).
Силовая установка — 2 ТРД Pratt & Whitney J52-P-8A тягой 2х4200 кгс.
Максимальная скорость полета — 1043 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 776 км/ч.
Практическая дальность полета — 3482 км (без подвесок).
Практический потолок — 13 595 м.
Длина разбега — 802 м.
Длина пробега — 640 м.

Вооружение — 5 точек подвески (по 1633 кг нагрузки на каждую), боевая нагрузка — 7833 кг. Вооружение УР «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», неуправляемые ракеты (70 или 127 мм), бомбы: управляемые, фугасные, ядерные, кассетные.
Экипаж — 2 человека.

Источники информации:
http://igor113.livejournal.com/583627.html (фото)
http://www.brazd.ru/a6.html
http://www.airwar.ru/enc/attack/a6e.html
http://airspot.ru/catalogue/item/grumman-a-6e-intruder
Материалы из открытых источников

topwar.ru

Самолет Грумман А-6 «Интрудер» | Военное оружие и армии Мира

В феврале 1957 года ВМС США подготовили требования к всепогодному палубному штурмовику, призванному занять промежуточное положение между легкими машинами А-4 «Скайхок» и тяжелыми А-3 «Скайуорриор» и А-5 «Виджилент».

Новый двухместный самолет должен был развивать скорость порядка 1000 км/ч и обеспечивать боевой радиус 560 км (при непосредственной поддержке войск). Свои предложения представили восемь фирм, причем четыре из них предложили сразу по два варианта. В конечном итоге победителем в декабре 1957 года признали авторитетную в области палубной авиации фирму «Грумман». Самолет, разработанный под руководством Лоуренса Мида, имел среднерасположенное стреловидное крыло, два двигателя и однокилевое хвостовое оперение. Летчик и штурман сидели рядом в носовой части фюзеляжа. Основу бортового оборудования составляла весьма совершенная для своего времени прицельно-навигационная система DIANE (Digital Integrated Attack/Navigation Equipment). Штурмовик оборудовался двумя РЛС — поисковой и сопровождения целей.

ИСПЫТАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВО

Прототип «Интрудера» впервые поднялся в воздух 18 апреля 1960 года. Для испытаний построили восемь опытных и предсерийных самолетов. В октябре 1962 года штурмовик прошел квалификационные испытания на авианосце «Энтерпрайз», а в феврале следующего года первые А-6А поступили в строевую часть. Всего было изготовлено 480 самолетов этой модификации. 19 из них в 1967-1970 годах переделали в вариант А-6В — носитель противорадиолокационных ракет AGM-45 и AGM-78. Еще 12 самолетов в 1970 году переоборудовали для действий над «тропой Хо Ши Мина», установив инфракрасное оборудование и низкоуровневые телекамеры. Этот вариант обозначался А-6С. Наконец, 78 А-6А (и 12 более поздних А-6Е) переделали в самолеты-заправщики KA-6D. С этих самолетов демонтировали систему DIANE (при этом они сохранили возможность нанесения бомбовых ударов в дневных условиях), а на подфюзеляжный пилон установили контейнер с оборудованием для передачи топлива другим машинам.

ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ

В 1971 году начались поставки штурмовика А-6Е с радикально обновленным бортовым оборудованием, включающим единую многофункциональную РЛС AN/APQ-148 (вместо двух отдельных радаров), новую инерциальную навигационную систему, более совершенный бортовой компьютер. С 1979 года на А-6Е устанавливалась система TRAM, включающая инфракрасную камеру и лазерный дальномер-целеуказатель. В общей сложности было поставлено 445 самолетов А-6Е, из них примерно 240 представляли собой переделанные А-6А/В/С.

ДЛЯ ПОДАВЛЕНИЯ ПВО

В 1963 году на испытания вышел самолет ЕА-6А, оборудованный системой РЭБ AN/ALQ-86. Для авиации морской пехоты поставили 28 таких машин. Более совершенным и распространенным стал ЕА-6В «Проулер», появившийся в 1968 году. Его экипаж увеличили до четырех человек, введя двух операторов аппаратуры РЭБ. Помимо встроенного оборудования «Проулер» может нести до пяти контейнеров постановки помех AN/ALQ-99, а также применять противорадиолокационные ракеты. Построили 170 самолетов ЕА-6В, вошедших в состав как палубной авиации, так и авиации морской пехоты.

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

С середины 1960-х годов и до начала 1990-х «Интрудер» являлся основным всепогодным ударным самолетом палубной авиации ВМС и авиации корпуса морской пехоты. Самолеты этого ти па с 1965 по 1973 годы активно участвовали в войне во Вьетнаме, где было потеряно 84 «Интрудера». Если флотские машины действовали с авианосцев, то «морпеховские» А-6А и ЕА-6А базировались на аэродромах Южного Вьетнама
и Таиланда.

В 1983 году А-6Е обеспечивали действия многонациональных сил в Ливане (был потерян один «Интрудер», сбитый сирийским ЗРК), а в апреле 1986-го — участвовали в операции «Эльдорадо Каньон» против Ливии (бомбили казармы в Бенгази и аэродром Бенинья). В ходе операции «Буря в пустыне» в 1991 году А-6Е совершили 4700 боевых вылетов, потеряв от зенитного огня три самолета.

В 1990-е годы на смену «Интрудерам» пришли более современные машины. Авиация Корпуса морской пехоты сняла А-6Е с вооружения в 1993 году, а палубная авиация — в 1997-м. Гораздо более продолжительной оказалась карьера «Проулеров», которым долгое время не было адекватной замены. С вооружения палубных эскадрилий РЭБ самолеты ЕА-бВ сняли только в июне 2015 года, а в авиации морской пехоты они эксплуатируются до сих пор.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУММАН А-6Е «ИНТРУДЕР»

Тип: двухмоторный палубный штурмовик
Экипаж, чел.: 2
Двигатели: ТРД «Пратт энд Уитни» J52-P-8B тягой 4220 кгс
Размеры, м:
длина: 16,64
высота: 4,75
размах крыла: 16,15
площадь крыла, м2:49,15
Вес, кг:
пустого самолета: 11 630
максимальный взлетный: 27 500
Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 1040
дальность полета, км: 5220
практический потолок, м: 12400
Вооружение: обычные и ядерные бомбы, УР и НАР различных типов массой до 8170 кг на пяти узлах внешней подвески