В Пентагоне начали нервничать: эксперт оценил залповый пуск четырех ракет «Булава»

Атомный подводный крейсер К-535 «Юрий Долгорукий» совершил залповый пуск четырех баллистических ракет Р-30 «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Об этом сообщили в пресс-службе Северного флота.

Стало известно, что пуск твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет производился из подводного положения. Все поставленные перед экипажем АПЛ [атомная подводная лодка] задачи были выполнены.

«Подтверждены тактико-технические характеристики и надежность ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей» и корабельного ракетного комплекса «Булава», — значится в сообщении СФ.

Примечательно, что залповая стрельба таким количеством МБР с подводных крейсеров проекта «Борей» выполнялась впервые.

«Групповой пуск выполнялся в рамках боевой учебы и факт того, что ракеты успешно стартовали, после чего успешно поразили цель, — очень важен. Это говорит о том, что морские ядерные силы у нас оснащены нормальным, надежным ракетным оружием. Кроме того, все последующие лодки, а это «Владимир» и еще пять, уже будут оснащаться самым главным оружием — «Булавой», — заявил в интервью корреспонденту

Федерального агентства новостей капитан 1 ранга запаса Василий Дандыкин.

Военный эксперт подчеркнул, что подтверждение тактико-технических характеристик ракет Р-30 — очень важно для морских ядерных сил страны, так как судьба самой ракеты была весьма трудной. За все время испытаний было семь неудачных запусков МБР.

«Во время испытаний «Булавы» было много неудачных пусков, порой даже возникало отчаяние. После серии провалов в 2009 году генеральный конструктор, выдающийся и гениальный человек Юрий Соломонов должен был даже уйти в отставку с поста генерального директора предприятия «Московский институт теплотехники». Тем не менее, он сумел довести показатели Р-30 до ума и вывести ударную мощь морского компонента на качественно новую ступень», — продолжал аналитик.

По словам Дандыкина, успешный запуск ракет осуществлялся не только для подтверждения характеристик «Булавы» и АПЛ «Юрий Долгорукий», но и для демонстрации силы Соединенным Штатам Америки.

«Эта новость пришла очень вовремя, как раз после сообщений ряда американских СМИ о том, что четыре пуска наших новых ракет с ядерным двигателем якобы прошли неудачно. Но нужно понимать, что эти ракеты только испытываются, к тому же они на много десятилетий опережают то, что делается в США. Ну и вот взлетели четыре «Булавы», которые также могут дать фору американским аналогам [UGM-133A Trident II (D5) — прим. ФАН.]. А после залповой стрельбы с подводного положения, я уверен, многие генералы в Пентагоне начали реально нервничать», — заключил капитан 1 ранга запаса.

При подготовке к ракетной стрельбе и в процессе ее выполнения экипаж подводного крейсера продемонстрировал высокий профессионализм и военно-морскую выучку.

riafan.ru

В чем сложность и уникальность залпового пуска ракет «Булава»

ВМФ России успешно провел залповый пуск четырех ракет «Булава» с РПКСН «Юрий Долгорукий». Эта операция напоминает уникальные испытания, проводившиеся еще во времена позднего СССР и не превзойденные до сих пор ни в России, ни за ее пределами. В чем сложность залпового пуска и какова цель таких испытаний?

Министерство обороны в среду опубликовало видео успешного залпового пуска четырех баллистических ракет «Булава» с подводного крейсера «Юрий Долгорукий». Залп был произведен во вторник из акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке. Залповая стрельба таким количеством ракет на подводных крейсерах этого типа выполнялась впервые.

Залповый пуск можно считать единственной по-настоящему полноценной формой испытаний запуска ракет морского базирования. Ведь именно таким образом они предназначены для запуска в боевых условиях, но это требует специальной выучки и квалификации экипажа. В то же время такие испытания достаточно дорогостоящие, поэтому редки.

«Юрий Долгорукий» – головная лодка проекта 955 «Борей». В эту же серию входят «Александр Невский» и «Владимир Мономах». «Борей» – серия ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) четвертого поколения, первый из них был спущен на воду в 2008 году. С 1998 года этот класс подлодок был сориентирован на оснащение МБР «Булава» (по 16 пусковых установок на субмарине). На данный момент три таких подлодки введены в боевой состав флота, еще пять строятся и запланировано создание еще более 20 подводных крейсеров.

Из 32 пусков «Булавы» 7 были неудачными, а в конце 2000-х годов будущее ракеты и вовсе оказалось под вопросом. Сначала три неудачных запуска произошло в 2006 году, потом еще три в 2008–2009 годах. То есть к тому моменту половина пусков была неудачной. Причиной сбоев во время испытаний стали проблемы в технологии сборки. В результате испытательные пуски были отложены и возобновились лишь в конце 2010 года.

Из-за этого эксперты активно критиковали ракету, называя ее порой даже аферой. В оправдание главный конструктор «Булавы» Юрий Соломонов жаловался на отсутствие в стране 50 видов критических для производства ракеты материалов и несоблюдение смежниками технологии при изготовлении комплектующих. Однако исправить ситуацию все же удалось. Последующие пуски «Булавы» проходили почти безукоризненно, что позволило выйти на ее залповые испытания.

Испытательные пуски ракеты «Булава» с подлодок серии «Борей» начали осуществляться с 2011 года. Они преимущественно проходили успешно. Так, летом прошлого года был выполнен пуск «Булавы» с «Юрия Долгорукого». Боевые блоки МБР выполнили полный цикл программы полета и успешно поразили заданные цели на полигоне, отмечало РИА «Новости». В 2015 году залп уже двумя «Булавами» успешно выполнила АПЛ «Владимир Мономах».

Новая осечка произошла в сентябре 2016 года – залп с «Юрия Долгорукого» оказался успешным лишь частично. Вторая ракета после выполнения первого этапа программы полета самоликвидировалась. Кроме того, полностью неудачный запуск «Булавы» был произведен в сентябре 2013 года. Тогда на второй минуте полета ракеты произошел сбой в работе ее бортовой системы, в автоматическом режиме прошла команда на выключение двигателей, и ракета рухнула в океан.

Это вновь сгустило тучи над проектом – после данного инцидента глава Минобороны Сергей Шойгу принял решение о приостановке государственных испытаний РПКСН «Александр Невский» и «Владимир Мономах» и проведении пяти дополнительных пусков ракет «Булава». Позже эксперты, расследовавшие неудачный пуск баллистической ракеты, вновь назвали причиной аварии нарушение технологии при производстве.

С учетом непростого жизненного пути «Булавы» само по себе лишнее успешное испытание – уже хорошая новость. Залповая же стрельба аж четырьмя данными ракетами на подлодках типа «Борей» и вовсе уникальное событие.

«Запуск четырех подтверждает и надежность ракетного комплекса, и надежность собственно самих ракет, и слаженность работы корабельно-боевого расчета. И если поступит приказ запустить по какому-то объекту не одну ракету, а пять или шесть – наши смогут. Это подтверждает высокую боевую готовность ракетного подводного крейсера «Юрий Долгорукий», – заявил подводник, вице-адмирал Анатолий Шевченко.

«В чем сложность залповой стрельбы? Дело в том, что вес ракеты – порядка 45 тонн, и когда она выходит из лодки – в шахту поступает вода. И удержать лодку в стартовом коридоре порядка плюс/минус 45 метров под водой – это главная задача. Курс, скорость и глубина должны быть в соответствующих пределах. И когда ракеты уходят с интервалом 7,5 секунды – это задача сложная. Решают ее не люди, решает ее автоматика, и если люди не вмешиваются – то все проходит успешно», – рассказал руководитель Клуба моряков-подводников, капитан I ранга запаса Игорь Курдин.

Все сложности, которые связаны с залповым выпуском ракет, остаются прежними: это дорогое удовольствие и это очень сложная работа, объяснил писатель-маринист, офицер-подводник, капитан I ранга запаса Николай Черкашин. Нужна «слаженность какого-то часового механизма»: чтобы никто никого не подвел, чтобы лодка четко выдержала залповый коридор, чтобы ракетчики подготовили ракеты к старту безо всяких проволочек и отказов. Таким образом, подобные испытания – хорошая проверка как для самой техники, так и для личного состава и командования. Испытания максимально приближены к боевым условиям.

«Особой разницы между учебными стрельбами и стрельбами в боевых условиях нет. Разве что в боевых условиях командир и экипаж всегда должны помнить, что задача вероятного противника – предотвратить этот залп и уничтожить нашу подлодку еще до того, как она выпустит свои ракеты. Потому в боевых условиях экипаж должен быть готов к организации противоторпедной защиты и контратаке подводных лодок», – заключил Курдин.

Кроме того, залповый пуск МБР – это и сигнал для вероятного противника. «Вероятному противнику не нравится, когда ракеты летят залпом, потому что вероятность срабатывания защиты ПРО снижается», – указал Черкашин.

Черкашин и Курдин также напомнили, что подобная операция впервые проведена с ракетами «Булава», однако и до «Булавы» были запуски с несколькими ракетами. «Все-таки это не впервые в истории. Подобные запуски осуществлялись в советском военно-морском флоте как минимум дважды», – указали эксперты.

Действительно, мировой рекорд по залповому пуску баллистических ракет был установлен ВМФ СССР, который проводил учения «Бегемот» и «Бегемот-2». Производился залповый последовательный пуск 16 МБР – всего боезапаса – с минимальными интервалами между ракетами с субмарины в подводном положении. Правда, в 1989 году первая операция закончилась неудачей, зато в 1991 году запуск полного боекомплекта 16 МБР с борта АПЛ К-407 «Новомосковск» удался. Тогда были запущены две боевых Р-29РМ и 14 эквивалентных по баллистике ракет-макетов. «Это абсолютно уникальная история для всего мира, потому как подобных пусков больше не было ни у нас, ни у наших вероятных противников», – резюмировали Черкашин и Курдин.

vz.ru

www.discred.ru

Неотразимый удар секретной "Булавы" - Армия и ОПК

'ТАСС/Reuters'

29 июня источник в российском ОПК сообщил, что ракетный комплекс Д-30 с межконтинентальной баллистической ракетой Р-30 "Булава" по результатам успешных испытаний в 2018 году принят на вооружение ВМФ РФ.

'ТАСС/Минобороны РФ'

МБР Р-30 "Булава" (по кодификации НАТО — SS-NX-30) была принята на вооружение России 10 января 2013 года. Точные тактико-технические характеристики ракеты официально нигде не публиковались. По данным из открытых источников, МБР представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету, способную нести шесть боевых блоков индивидуального наведения. Общий забрасываемый вес — 1150 кг.

"Булавой" вооружены ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) проектов 09550, 09551 и 09552 "Борей" и "Борей-М". Каждая субмарина способна нести до 16 таких ракет.

Эти ракеты являются достойным ответом на любую ПРО, где бы она ни находилась. В каком бы океане ни пытались нас обложить, "Борей" прорвет эту оборону. Эта лодка является главным борцом за мир. Когда мы сформируем полный состав "Бореев" и "Ясеней", мы будем ощущать себя надежнее при любых капризах геополитической ситуации

Дмитрий Рогозин

вице-премьер РФ с 2011 по 2018 год

  • "Князья" подводного флота России
  • Гонка "стратегов": как Россия и США создавали морской ядерный щит

По состоянию на май 2018 года в составе Военно-морского флота (ВМФ) — три субмарины проекта "Борей", вооруженные Р-30: К-535 "Юрий Долгорукий", К-550 "Александр Невский" и К-551 "Владимир Мономах". По модернизированному проекту "Борей-А" строится еще пять подводных ракетоносцев. После 2023 года будет построено еще шесть субмарин такого проекта. С их передачей число новых стратегических подлодок в боевом составе флота достигнет 14 единиц.

От "Барка" к "Булаве"

История создания "Булавы" полна драматизма. С конца 1980-х годов ученые вели исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию баллистической ракеты для подводных лодок четвертого поколения ("Борей").

Первоначально предполагалось модернизировать ракетный комплекс Д-19 с ракетой Р-39, установленный на ракетоносцах предыдущего поколения (проект 941 "Акула"). Этим проектом занимался традиционный разработчик — КБ машиностроения (ныне — Государственный ракетный центр имени Макеева).

Он предложил для нее модернизированную трехступенчатую жидкостную ракету Р-39Р, которая стояла на самых больших в мире подводных ракетоносцах проекта "Акула". Но первые три испытания Р-39УТТХ "Барк" оказались неудачными. Кроме того, вес ракеты оказался выше, чем было определено в техническом задании. Для нее пришлось бы переделывать проект нового подводного корабля, а на это не было времени и средств

Виктор Литовкин

военный обозреватель ТАСС

Правительственная комиссия приняла решение заменить "Барк" на морской аналог мобильного наземного комплекса "Тополь-М", который был легче Р-39УТТХ, успешно прошел все испытания и уже был принят на вооружение в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН). В результате в 1998 году тема "Барк" была закрыта, а проектирование новой субмарины — передано Московскому институту теплотехники (АО "Корпорация "МИТ"), который до этого специализировался на "сухопутных" твердотопливных ракетах (в частности, "Тополь-М"). Главные конструкторы проекта — Юрий Соломонов (до сентября 2010 года) и Александр Суходольский.

Ряд военных экспертов уверяли, что институт сможет создать ракету, унифицированную с "Тополем-М", что позволит сэкономить военный бюджет и упростить технологические цепочки.

Но сделать из наземной ракеты морскую оказалось очень непросто, практически невозможно. Тем более если такими ракетами конструкторы МИТ никогда не занимались. При том что — по иронии судьбы — генеральный конструктор МИТа и "Тополя", а затем и "Булавы" Юрий Соломонов закончил Московский авиационный институт, защитив диплом как раз по морской ракете. Но делал всегда только наземные, начиная с РСД-10 "Пионер" и заканчивая РТ-2ПМ2 "Тополь-М"

Виктор Литовкин

военный обозреватель ТАСС

АПЛ "Дмитрий Донской"

© Лев Федосеев/ТАСС

МИТ вел эскизное проектирование "морской" ракеты с начала 1990-х. Проект получил шифр "Булава". Для ускорения работ и экономии средств было решено отказаться от испытательных пусков со специального погружаемого стенда. После трех успешных бросковых испытаний макета "Булавы" было решено начать тестовые пуски с подводной лодки — модернизированной субмарины ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941УМ "Акула".

Критическая "Булава"

23 сентября 2004 года провели бросковые (на высоту 40 м) испытания из-под воды. Первый испытательный пуск ракеты (из надводного положения) был осуществлен 27 сентября 2005 года и признан "частично удачным". Следующий запуск (первый из подводного положения) — 21 декабря 2005-го — был успешным. После этого министр обороны РФ Сергей Иванов пообещал принять ракету на вооружение к концу 2007 года. Однако следующие шесть пусков в 2006–2008 годах сопровождали различные технические проблемы, и принятие ракеты на вооружение откладывалось.

Особенностью их являлось то, что причины аварий каждый раз были разными. Что указывало не на недостатки конструкции, а на недоработки сборщиков ракеты на Воткинском заводе в Удмуртии и на некачественные комплектующие, которые приходили с 600 предприятий смежников, и низкий контроль за их соответствием техническому регламенту

Виктор Литовкин

военный обозреватель ТАСС

В то время многие СМИ начали критически отзываться о "Булаве". По мнению Литовкина, особенно старались те, "у кого был отнят заказ на свою ракету для проекта 955". "Они делали вид, что не помнят, что при создании их собственной ракеты Р-39 для крейсера 941-го проекта больше половины первых 17 испытательных пусков тоже были неудачными", — говорит эксперт.

АПЛ "Юрий Долгорукий"

© ЦКБ МТ "Рубин"

Тем не менее "Булава" доказала свою работоспособность и эффективность. С 2011 года испытательные пуски проводились с головной субмарины проекта 09550 — атомного подводного ракетоносца "Юрий Долгорукий". В рамках программы совместных госиспытаний пуски выполнили в августе и октябре, а 28 декабря 2011-го был осуществлен залп двумя ракетами.

Спецпроект на тему

10 января 2013 года одновременно с подъемом военно-морского флага на "Юрии Долгоруком" ракета Р-30 была принята на вооружение. При этом летно-конструкторские испытания "Булавы" продолжались еще несколько лет: после неудачного пуска 6 сентября 2013-го был назначен дополнительный цикл испытательных запусков. Всего с 27 сентября 2005-го по 23 мая 2018-го произвели 27 пусков, из них 15 признаны успешными, остальные — частично успешными или неудачными: происходили отказы в системах управления, разведения боеголовок, двигателях второй и третьей ступеней.

Главный калибр

Официальные тактико-технические характеристики "Булавы" в открытой печати не публиковались. Но известно, что стартовая масса ракеты — около 36,8 т, забрасываемый вес — 1150 кг, длина в пусковом контейнере — 12,1 м, диаметр — 2 м. По данным СМИ, максимальная дальность — до 10 000 км. Круговое вероятное отклонение (показатель точности стрельбы) ракеты, по оценкам специалистов, может составлять от 120 до 350 м.

Высокая точность попадания боеголовок и скорость подлета к цели, которую иногда называют гиперзвуковой, позволяют ракете преодолевать любую систему ПРО, как существующую, так и перспективную

Виктор Литовкин

военный обозреватель ТАСС

Спецпроект на тему

"Булава" — основное оружие подлодок класса "Борей". Они могут запустить ее из-под толщи арктического льда. Субмаринам старых проектов типа "Кальмар" и "Дельфин" для этого необходимо было проломить корпусом лед и только после этого начать подготовку к запуску ракет. Как отмечают военные эксперты, такой маневр сильно демаскирует крейсер при подготовке к ракетной атаке.

"Бореи" могут стрелять с ходу без подготовки. Такая возможность появилась благодаря "старому" проекту лодки с ракетным комплексом "Барк". На нем конструкторы создали систему пуска ракет из-подо льда, когда за несколько секунд до выхода ракеты из ракетной шахты стартуют несколько неуправляемых боеприпасов. Именно они расчищают дорогу главному ударному комплексу лодки, взрываясь при соприкосновении со льдом.

И хотя дальность полета ракеты не очень большая (до 10 000 км), она позволяет ей вместе с подводным ракетным крейсером проекта 955 решить все поставленные перед ней задачи и делает удар "Булавы" неотразимым

Виктор Литовкин

военный обозреватель ТАСС

АПЛ "Владимир Мономах"

© Лев Федосеев/ТАСС

Непрерывно без всплытия выполнять боевые задачи в любых точках мирового океана "Бореи" способны три месяца, при этом находясь на глубине около 400 м. На Западе эти лодки уже окрестили "глубинными монстрами". Как заявил в 2014 году телеканалу "Звезда" командир группы БЧ-2 на подлодке "Юрий Долгорукий" капитан-лейтенант Александр Калинин, если сравнивать эту субмарину с предыдущими поколениями и зарубежными кораблями, то "они отдыхают". "И по скорости и по другим характеристикам. Корабль очень хороший, бояться стоит его. И правильно они (на Западе) делают", — сказал он.

Двухкорпусная подводная лодка: экипаж, реактор, турбины, ракетные шахты, другие важнейшие системы и механизмы находятся в прочном корпусе, способном выдерживать большое давление воды; снаружи находится "легкий" корпус, придающий субмарине обтекаемую форму.

Согласно открытым источникам, длина лодки проекта 955 составляет 170 м, ширина — 13,5 м, осадка — 10 м. Надводное водоизмещение подлодки — 14 720 т, подводное — 24 тыс. т. Максимальная глубина погружения — до 400 м; надводная скорость — 15 узлов, подводная — до 29 узлов. Автономность плавания — 90 суток, экипаж — 107 человек.

Субмарина оснащена одновальной паротурбинной атомной энергетической установкой мощностью около 50 тыс. лошадиных сил, разработанной в ОКБМ им. И.И. Африкантова. Тепловая мощность водо-водяного реактора ОК-650В — 190 МВт.

Продолжение

Для "Бореев" за пять лет Минобороны приобрело 102 баллистические ракеты. В ноябре 2017 года на заседании коллегии Минобороны стало известно, что начаты работы по созданию атомного подводного крейсера с улучшенными характеристиками "Борей-Б". Сообщалось, что он получит корпус своего предшественника, но благодаря установке нового водометного движителя его шумность значительно снизится.

Он создает реактивную тягу благодаря выталкиваемой струе воды и, в отличие от классического винта, создает существенно меньше шумов. Им оснащены британские субмарины типа Trafalgar и американские Seawolf. В СССР экспериментальная водометная насадка впервые была установлена на дизель-электрической подводной лодке Б-871 "Алроса", построенной в 1988–1990 годах.

Продолжение

Однако 21 мая 2018 года источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил ТАСС, что лодки этого проекта не вошли в госпрограмму вооружения на 2018-2027 годы. Он уточнил, что "строительство новой серии подлодок проекта 955А начнется на "Севмаше" после 2023 года". 

Всего планируется построить шесть "Бореев-А", которые будут нести службу на Северном и Тихоокеанском флотах. С завершением этой серии в боевом составе ВМФ будут находиться 14 новых стратегических АПЛ: 11 — класса "Борей-А" и три — класса "Борей"

источник ТАСС в "оборонке"

Сейчас в стадии строительства находятся пять подлодок типа "Борей-А". Последний корабль этой серии, "Князь Пожарский", был заложен в декабре 2016 года. В этом году ожидается, что в состав ВМФ войдет головной подводный стратегический ракетоносец проекта 955А ("Борей-А") "Князь Владимир". Испытания субмарины проходят на Северном флоте.

Подготовил Роман Азанов

В материале использованы данные "ТАСС-Досье"

  • Чем гордится Военно-морской флот России
  • Боевые корабли ВМФ России. Спецпроект

tass.ru

Как оценить результаты запуска "Булавы" 27 сентября ?

27 сентября АПЛ «Юрий Долгорукий» произвел пуск двух межконтинентальных баллистических ракет «Булава» из акватории Белого моря по полигону Кура на полуострове Камчатка.

Это был экспериментальный залп: стрельба выполнялась из подводного положения одновременным залпом двумя ракетами. При этом, если все заданные первой ракете цели на были успешно поражены на полигоне Кура, то вторая ракета самоликвидировалась в ходе полета.

Как можно оценить такие результаты запуска «Булавы»?

Действительно, не все запуски этой ракеты проходили штатно. Напомню, что первый запуск макета будущей «Булавы» состоялся 23 сентября 2004 года с борта АПЛ «Дмитрий Донской». Три первых пуска прошли штатно, однако последующие пуски - четвертый, пятый и шестой - закончились неудачами: ракеты отклонялись от курса, отказывали двигатели ступеней и т.д.

Последующие пуски «Булавы» (всего их, на сегодняшний день, было 26) проходили с переменным успехом. Так, десятый, одиннадцатый и двенадцатый пуски (в 2008-2009 годах) были неудачными. Затем восемь пусков подряд пуски «Булавы» проходили в штатном режиме. Девятнадцатый пуск завершился неудачно из-за сбоя в системе управления второй ступени. Частично неудачным можно посчитать и крайний пуск ракеты – 27 сентября 2016 года.

При этом, по моему мнению, несмотря на самоликвидацию второй ракеты, процесс постановки «Булавы» на вооружение идет успешно.

Давайте вспомним, откуда в России появилось ядерное оружие и межконтинентальные баллистические ракеты? Правильно – мы унаследовали ядерные арсеналы, средства доставки ядерных боеприпасов и технологии РВСН от Советского Союза.

Как и все средства вооружений, советский арсенал устаревает, и потому требует обновления. При этом, модернизация ядерных арсенала России требует значительных материальных ресурсов на протяжении не одного десятка лет. По сути, это перманентный процесс, который ведется Минобороны России с 90-х годов.

Похожая ситуация сложилась в подводном флоте: после развала СССР подводные лодки, построенные при Союзе, старели, а на новые АПЛ средств не хватало. По сути, ситуация была переломлена лишь в 2007 году, когда был спущен на воду первая АПЛ четвертого поколения – подводная лодка «Юрий Долгорукий».

Сама ракета «Булава» разрабатывалась с 1998 года Московским институтом теплотехники, который ранее создал ракету наземного базирования «Тополь-М». Тогда, в конце 90-х годов, стесненное финансовым кризисом руководство страны поручило МИТ разработать универсальную стратегическую ракету для ВМФ и РВСН, передав москвичам заказ на ее постройку от Миасского КБ им. Макеева, которое изготавливало почти все советские морские баллистические ракеты.

Стремление властей к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет было понятно: оно исходило из экономических реалий 90-х. Хотя противники такого решения предупреждали о многочисленных сложностях этого проекта.

Неудачные пуски «Булавы», по сути, являются «отголосками» передачи «Булавы» конструкторам Московского института теплотехники, которые, несмотря на успехи в создании ракет наземного запуска, впервые строили ракету для АПЛ. Этот фактор стал причиной переделок существующих шахт: так, на «Дмитрии Донской» были даже установлены новые пусковые стаканы - специально под ракету «Булава».

Впрочем, на то они и испытания, чтобы указать на недоработки конструкторов, и дать возможность довести новые российские ракеты и подводные лодки, которыми они вооружаются, до максимально высокого уровня боевой слаженности.

Ракета «Булава» должна поднять ударную мощь ВМФ России на качественно новый уровень.

Сегодня «Булаву» устанавливают на подводные крейсеры проекта 955 «Борей»: «Юрий Долгорукий», «Александр Невский», «Владимир Мономах», «Князь Владимир» и «Князь Олег» (АПЛ «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III» еще строятся). Каждая из этих подлодок способна нести по 16 твердотопливных ракет типа «Булава» с разделяющейся головной частью.

«Булавой» также перевооружаются подводные лодки модернизированного проекта 941УМ «Акула». Эти подводные крейсеры справедливо считаются самыми большими в мире атомными подводными лодками. Так, например, АПЛ «Дмитрий Донской» может нести на себе 20 ракет «Булава».

Российские подводные лодки, вооруженные ракетами «Булава» - это самое грозное оружие, присутствующее ныне в акватории Мирового океана. Подводная составляющая российской «ядерной триады» - самая опасная для вероятного противника.

Российские АПЛ способны месяцами находится в автономном плавании в океане, и при этом практически молниеносно наносить ядерные удары «Булавами» по городам и военно-промышленным объектам противника, в том числе из подводного положения.

Прочитать в Дни.ру
 

mihooy.livejournal.com

Неудачный запуск «Булавы» и перенос сдачи подлодок » Военное обозрение

Ранее утверждалось, что осенью или зимой этого года ВМФ получит две новые атомные подводные лодки «Александр Невский» и «Владимир Мономах» проекта 955 «Борей». Однако события последних дней привели к тому, что министерство обороны на время приостановило государственные испытания этих подлодок. В связи с этим передача субмарин флоту откладывается на неопределенный срок и, скорее всего, состоится не ранее начала следующего года.

Причиной приостановки госиспытаний и переноса сроков сдачи подлодок стал неудачный пуск баллистической ракеты Р-30 «Булава». В пятницу 6 сентября подводная лодка «Александр Невский», находившаяся в акватории Белого моря, провела испытательный запуск ракеты «Булава». В соответствии с приказом, переданным центральным командным пунктом Генерального штаба, экипаж субмарины подготовил ракету и произвел запуск. Условная цель находилась на полигоне Кура (Камчатка). Пуск прошел штатно, но уже на второй минуте полета начались неполадки. Из-за некоего сбоя в системе управления ракета сошла с расчетной траектории и упала в воды Северного Ледовитого океана. Согласно некоторым источникам, автоматика отключила маршевые двигатели (предположительно, в это время уже работали двигатели второй ступени), что в итоге привело к падению ракеты.


Для выяснения причин происшествия министерством обороны была создана аварийная комиссия, в которую вошли представители военного ведомства и оборонной промышленности. Возглавил комиссию главнокомандующий ВМФ адмирал В. Чирков. Результаты первых дней работы комиссии пока не публиковались. На данный момент известны лишь некоторые подробности аварийного пуска. Так, издание «Коммерсантъ» пишет, что запуск ракеты был частью второго этапа государственных испытаний подлодки «Александр Невский». Среди прочего в программе второго этапа значилась проверка бортовых систем управления вооружением. Кроме того, издание приводит слова неназванного источника, согласно которым аварийная ракета «Булава» является одним из первых серийных изделий этой модели.

Вероятно, именно тот факт, что целью пуска была проверка бортовых систем субмарины, стал одной из предпосылок к значительному затруднению расследования. По данным источника издания «Коммерсантъ», ввиду такого характера испытаний на ракете не была установлена телеметрическая аппаратура. По этой причине расследование инцидента будет значительно сложнее, чем могло быть при использовании соответствующего оборудования.

Стоит отметить, неудачным запуск оказался лишь для баллистической ракеты. Основная задача испытаний была успешно выполнена, о чем сообщили и Минобороны, и промышленность. Как сообщила пресс-служба судостроительного предприятия «Севмаш», поставленные перед экипажем подлодки задачи были успешно выполнены. Корабельные системы сработали штатно, а все сроки прохождения и выполнения команд полностью соответствуют нормативам. Главком военно-морского флота адмирал В. Чирков тоже хорошо отозвался о работе моряков и корабелов.

Тем не менее, ракета не поразила учебную цель, а специальная комиссия теперь занимается выяснением причин этого инцидента. Ввиду отсутствия телеметрической информации расследование будет достаточно сложным. Комиссия может воспользоваться лишь сведениями с радиолокационной станции «Дарьял» (Республика Коми), отслеживавшей полет ракеты, а также документацией на использованное изделие и остальные боеприпасы той же серийной партии. В связи с этим комиссии придется изучать лишь имеющиеся сведения, количество и состав которых оставляют желать лучшего. В результате на данный момент нельзя с уверенностью говорить о возможных причинах аварии и остается лишь строить предположения.

Официальные данные о ходе расследования пока отсутствуют, но в понедельник появились первые сведения из источников, как утверждается, имеющих отношение к аварийной комиссии. По сообщению «Интерфакса», причиной аварии могли стать неполадки в системе управления вектором тяги двигателей. Как рассказал неназванный источник в оборонной промышленности, о таких неполадках стало известно вскоре после запуска. Иные подробности до настоящего времени не оглашались.

Поскольку причиной неполадок в системе управления ракеты могли стать технические недоработки или заводской брак, в ближайшее время будут проверены все серийные и готовые к применению изделия. Кроме того, по сообщениям министерства обороны, глава ведомства С. Шойгу распорядился провести дополнительную проверку ракет. В соответствии с приказом министра, в ближайшее время будет произведено пять тестовых запусков ракет Р-30 «Булава». Их целью станет подтверждение заявленных характеристик боеприпасов.

Вне зависимости от конкретных сроков завершения расследования причин аварии и проведения дополнительных пусков, передача двух новых подлодок военно-морскому флоту сдвинется, как минимум, на несколько месяцев. Одно лишь расследование, по разным оценкам, займет не менее месяца. Далее государственные испытания должны возобновиться и на их завершение тоже понадобится некоторое время. Таким образом, слова гендиректора «Севмаша» М. Будниченко, согласно которым «Александр Невский» будет сдан 15 ноября, точно не оправдаются, поскольку все необходимые работы не удастся завершить к этому сроку. С учетом времени, необходимого на завершение испытаний, можно предположить, что обе новые лодки действительно будут переданы заказчику лишь в следующем 2014 году.

Несмотря на явно негативный характер новостей, касающихся новых субмарин и баллистических ракет для них, в сложившейся ситуации есть и некоторые плюсы. Если пятничная авария была вызвана недоработками в проекте Р-30 «Булава» или недостаточно ответственным отношением к работе неких сотрудников предприятия, строящего эти ракеты, то в ближайшее время такие недостатки удастся выявить. В результате итогом работы аварийной комиссии во главе с главкомом ВМФ В. Чирковым может стать еще и решение сопутствующих проблем. Благодаря этому военно-морской флот России – хотя и с ощутимой задержкой – получит современные атомные подлодки и баллистические ракеты, избавленные от недостатков конструктивного или технологического характера.

По материалам сайтов:
http://kommersant.ru/
http://ria.ru/
http://interfax.ru/
http://lenta.ru/

topwar.ru

Тринадцатый по счёту запуск «Булавы» оказался успешным

• Ну, наконец-то! Тринадцатый по счёту испытательный запуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава», осуществлённый 7 октября 2010 года с борта тяжёлого атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Дмитрий Донской», оказался успешным.
• Как сообщает РИА Новости, со ссылкой на пресс-службу Министерства обороны России, запуск ракеты был произведен из подводного положения в Белом море по полигону Кура на Камчатке. Все боевые блоки ракеты поразили условные цели на полигоне.

Созданием МБР «Булава», которая в перспективе должна стать основным оружием морских стратегических ядерных сил, занимается Московский институт теплотехники, прежде разработавший ракету наземного базирования «Тополь-М». Создание межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» началось в 1998 году, а уже в 2006-2007 году её планировали принять на вооружение.
«Булавой» должны оснастить стратегические подводные лодки «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и «Владимир Мономах», которые сейчас строятся и проходят испытания в Северодвинске. Однако из-за частых неудачных испытательных запусков принятие «Булавы» на вооружение было отложено на неопределенный срок. Всего состоялось 12 запусков из которых только пять были признаны успешными.

• Двенадцатый запуск ракеты состоялся 9 декабря 2009 года и был неудачным — из-за производственного брака раздвижное сопло между первой и второй ступенями не сумело выйти в штатное положение.
В случае каждого неудачного запуска технические неполадки обнаруживались в разных узлах ракеты, что не позволяло установить точную причину провалов. В середине апреля 2010 года главный конструктор «Булавы» Юрий Соломонов предположил, что неудачи ракеты связаны с нарушением технологии производства и ненадлежащим контролем качества.

• Однако специальная государственная комиссия, занимавшаяся расследованием причин неудачных пусков межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава», приняла решение о продолжении испытаний.

• Согласно планам Министерства обороны России, после успешного запуска «Булавы», который стал первым испытанием ракеты в 2010 году, будут произведены ещё два пуска ракеты: один — с борта «Дмитрия Донского» и один — с борта штатного носителя атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Когда именно состоятся последующие запуски «Булавы», пока неизвестно.

КРАТКАЯ СПРАВКА
Атомные подводные ракетоносцы проекта «Борей» имеют водоизмещение 24 тысячи тонн и способны погружаться на глубину до 450 метров. Подлодки способны развивать скорость до 29 узлов. Помимо ракетных шахт для Р-30 «Булава» подводные лодки получат шесть торпедных аппаратов.
Следует отметить, что проект 955 претерпел несколько изменений. В конце сентября 2010 года головная АПЛ проекта «Юрий Долгорукий» завершила испытания; до конца года с её борта будет произведен испытательный запуск «Булавы». Кроме того, в разной степени готовности на судостроительном предприятии «Севмаш» находятся подлодки «Владимир Мономах», «Александр Невский» и «Святитель Николай».
Между тем, неудачи «Булавы», если они продолжатся и дальше, вновь поставят под угрозу проект «Борей». Переоборудовать уже построенные подводные лодки под другой вид вооружения будет очень дорого, если вообще возможно. При этом в ожидании, когда «Булаву» примут на вооружение, сами субмарины моложе не становятся. В то же время, отказаться от проекта «Борей» возможности уже нет — слишком много средств ушло на создание подлодок, одна из которых завершила все испытания и готовится к проведению испытательного запуска «Булавы».

• Испытания ракеты в 2010 году регулярно переносились. Изначально они были назначены на начало текущего года, затем перенесены на август, а потом на осень. В случае каждого переноса назывались разные причины — необходимость проверки качества сборки ракеты и лесные пожары. В середине сентября 2010 года министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что в случае, если неудачные пуски «Булавы» продолжатся, будет полностью изменена система производства и контроля качества межконтинентальной баллистической ракеты.

• Как сообщил агентству «Интерфакс» высокопоставленный представитель главного штаба ВМФ России, межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования «Булава» может быть принята на вооружение уже в середине 2011 года.

«До конца года планируется осуществить еще два испытательных пуска ракеты, если они будут успешными, как и сегодняшний пуск, то правомочно ставить вопрос о скорейшем завершении испытаний этого стратегического комплекса, Полагаю, что принятия на вооружение «Булавы» может состояться в середине следующего года», — сказал представитель главного штаба ВМФ РФ.

• По его словам, после принятия на вооружение «Булавы» начнётся её серийное производство и оснащение ракетой атомных подводных лодок проекта 955 «Борей». При этом подлодка «Александр Невский» уже готова к приему нового ракетного комплекса.

/По материалам lenta.ru/

army-news.ru

Булава (ракета) — Википедия

Р-30 «Булава-30»
Р-30 «Булава-30»
Три версии «Булавы», неофициальные чертежи [1]
Общие сведения
Страна Россия
Индекс 3М30
Код СНВ РСМ-56
Классификация НАТО SS-NX-30
Назначение БРПЛ
Разработчик МИТ
Изготовитель Воткинский завод
Основные характеристики
Количество ступеней 3
Длина (с ГЧ) 12,1 м[2]
Длина (без ГЧ) 11,5 м[2]
Диаметр 2 м [2]
Стартовая масса 36,8 т[2]
Забрасываемый вес 1150 кг[2]
Вид топлива твёрдое смесевое
Максимальная дальность 8000[3]-9300[4] км
Тип головной части РГЧ ИН, ядерная
Количество боевых блоков 10[5]
Система управления автономная, инерциальная на базе БЦВК
Способ базирования 941УМ «Акула» — испытания 955 «Борей» — штатный носитель
История запусков
Состояние продолжение испытаний
Места запуска Белое море
Число запусков 24
  - успешных 15
  - неудачных 7
  - частично неудачных 2
Первый запуск 27 сентября 2005
Последний запуск 14 ноября 2015

Р-30 «Булава́-30» (индекс УРАВ ВМФ — 3М30, код СНВ — РСМ-56, по классификации МО США и НАТО — SS-NX-30 Solaris; «Булава-М», «Булава-47») — российская твердотопливная баллистическая ракета комплекса Д-30 для размещения на подводных лодках проекта 955[6]. Считается, что установка нового ракетного комплекса на строящиеся лодки проекта 955 «Борей» и перевооружение лодок проекта 941 «Акула» восстановит изменившийся баланс сил в российской ядерной триаде. Новая ракета не только остановит старение, но и выведет ударную мощь морского компонента на качественно новую ступень.[7]

Разработка ракеты ведётся с 1998 года Московским институтом теплотехники, разработавшим в 1989—1997 гг. ракету наземного базирования «Тополь-М». До сентября 2010 года генеральным конструктором был Ю. С. Соломонов. В сентябре 2010 должность генерального конструктора по стратегическим твердотопливным ракетам морского базирования занял бывший заместитель Соломонова Александр Сухадольский[8].

История создания[править]

В ноябре 1997 года председателю правительства России Виктору Черномырдину было направлено письмо за подписями министров Якова Уринсона и Игоря Сергеева, в котором предлагалось, с учетом реалий международной и внутренней обстановки, финансовых и производственных возможностей России, придать Московскому институту теплотехники (МИТ) функции ведущей организации при создании перспективных средств ядерного сдерживания (СЯС), имея в виду прежде всего определение технического облика таких средств. После утверждения письма научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования были переданы 4-му ЦНИИ МО РФ, ранее этим не занимавшемуся. От разработки стратегических ракетных комплексов для ВМФ и РВСН были отстранены отраслевые научно-исследовательские институты Роскосмоса: ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения.[9] Генеральным конструкторам и директору МИТа Юрию Соломонову было предложено разработать универсальную стратегическую ракету для ВМФ и РВСН.[9]

Решение в пользу разработки ракеты «Булава» было принято в 1998 году вновь назначенным на пост главнокомандующего ВМФ России Владимиром Куроедовым после трёх неудачных испытаний законченного более чем на 70 % комплекса стратегического оружия «Барк». В результате Совет безопасности РФ отказался от разработки Миасского КБ им. Макеева (разработчика всех советских баллистических ракет подводных лодок — БРПЛ, за исключением Р-31) и передал разработку новой морской стратегической ракеты Московскому институту теплотехники. В качестве аргументов в пользу такого решения называлось стремление к унификации морских и сухопутных твердотопливных ракет. Противники этого решения указывали на сомнительные плюсы от унификации, отсутствие у МИТ опыта создания ракет морского базирования, необходимость переделки АПЛ «Юрий Долгорукий», строящейся с 1996 года на Северодвинском машиностроительном предприятии «Севмаш» и первоначально проектировавшейся под «Барк».

После успешных испытаний 29 июня 2007 года было принято решение[10] о серийном производстве наиболее отработанных узлов и деталей ракеты[11].

Производство ракет «Булава» будет[когда?] развёрнуто на ФГУП «Воткинский завод», где уже производятся ракеты «Тополь-М». По заявлению разработчиков, конструктивные элементы обеих ракет в высокой степени унифицированы.[источник не указан 1290 дней]

В конце ноября 2013 года в Североморске на губе Окольной началось возведение хранилищ для стратегических ракет «Булава»[12].

Всего на начало 2014 года было изготовлено 46 ракет, 19 из которых были запущены во время испытаний.[13]

К настоящему времени произведено 24 испытательных пусков «Булавы», одиннадцать из них признаны успешными (в ходе первого пуска запускался массогабаритный макет ракеты), два (седьмой и восьмой) — частично успешными. Последний испытательный пуск ракеты состоялся 14 ноября 2015 года.

24 мая 2004 года на Воткинском машиностроительном заводе, входящем в состав корпорации МИТа, во время испытаний твердотопливного двигателя произошел взрыв.[14][15]

При проведении испытаний было принято решение отказаться от использования подводных стендов для отработки подводного старта и использовать для этих целей запуски с подводной лодки.[16] Это решение может привести к тому, что ракета никогда не будет испытана при крайних значениях возмущений.[9]

23 сентября 2004 года с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941УМ «Акула», базирующейся на Севмашпредприятии в Северодвинске, был осуществлён успешный «бросковый» пуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки возможности использования ракеты с подводных лодок.[17]

Второй испытательный запуск (или первый запуск натурного изделия) был успешно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по московскому времени. Ракета, запущенная из акватории Белого моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Акула», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, примерно за 14 минут преодолела более 5,5 тысяч километров, после чего боевые блоки ракеты успешно поразили предназначенные для них цели на полигоне.[17]

Третий испытательный запуск был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по московскому времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Пуск был осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета успешно поразила цель.[17]

Четвёртый испытательный пуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года закончился неудачей. Пуск БРПЛ был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пролетев после старта несколько минут, ракета отклонилась от курса и упала в море.[17]

Пятый испытательный пуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также закончился неудачно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белое море.[17]

Шестой испытательный пуск ракеты был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (в надводном положении) и вновь закончился неудачно. Отказ двигателя третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минуте полёта.[17]

Седьмой испытательный пуск состоялся 28 июня 2007 года. Запуск был произведён в Белом море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и завершился удачно — Как заявил начальник службы информации ВМФ Игорь Дыгало, «Булава» была запущена из акватории Белого моря по полигону Кура, расположенному на Камчатке. По его словам, «головная часть ракеты в установленные сроки прибыла в полигон».[18]

Восьмой пуск — 18 сентября 2008 года. По сообщению новостного агентства Интерфакс, «российский подводный ракетный крейсер стратегического назначения в 18:45 МСК в четверг осуществил пуск ракеты „Булава“ из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигли цели в районе боевого поля полигона Кура. „В настоящее время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты, но уже сейчас можно заключить, что пуск и полёт ракеты прошел в штатном режиме“, — сказал представитель Минобороны РФ.» [19]

Девятый пуск. 28 ноября 2008 года пуск «Булавы» прошёл полностью в штатном режиме. Атомная подводная лодка стратегического назначения «Дмитрий Донской» произвела успешный пуск баллистической ракеты «Булава», сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга Игорь Дыгало. По данным источника в Минобороны, программа испытаний ракеты впервые была выполнена полностью. «Пуск произведён из подводного положения в рамках программы государственных лётно-конструкторских испытаний комплекса. Параметры траектории отработаны в штатном режиме. Боевые блоки успешно прибыли в полигон Кура на Камчатке», — сказал Дыгало.[20]

Десятый пуск. Произведён 23 декабря 2008 года с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской». После отработки первой и второй ступени ракета вышла на нештатный режим работы, отклонилась от расчётной траектории и самоликвидировалась, взорвавшись в воздухе. Таким образом, данный пуск стал четвёртым (с учетом лишь частично успешных — шестым) неуспешным по счёту из девяти проведённых.[17]

Одиннадцатый пуск. 15 июля 2009 года был проведён очередной (первый в 2009-м году) испытательный пуск ракеты «Булава» с подводного ракетоносца «Дмитрий Донской» из акватории Белого моря. Этот запуск оказался также неудачным, из-за сбоя на этапе работы двигателя первой ступени ракета самоликвидировалась на 20-й секунде полёта[21]. По предварительным данным комиссии, занимавшейся расследованием произошедшего, к нештатной ситуации привёл дефект рулевого агрегата первой ступени ракеты[22]. Этот запуск стал десятым испытательным запуском (не считая броскового) и пятым неудачным (седьмым — с учётом двух «частично успешных» пусков).

Вскоре после неудачного пуска начальник генерального штаба Вооружённых сил РФ генерал армии Николай Макаров заявил о возможности передачи производства «Булавы» с Воткинского завода на другое предприятие[23]. Однако затем это заявление было дезавуировано представителями МО[24], разъяснившими, что речь может идти о переносе производства лишь отдельных агрегатов ракеты-носителя, к качеству изготовления которых существуют претензии.

В конце октября 2009 года было сообщено, что АПЛ «Дмитрий Донской» проверила готовность механизмов к пуску ракеты, покинув базу 26 октября и вернувшись в ночь на 28 октября.[25][26] 29 октября источник на Беломорской военно-морской базе сообщил журналистам Интерфакса: «Ракетная подводная лодка стратегического назначения „Дмитрий Донской“ вернулась с полигона в Белом море к месту базирования. Все поставленные локальные задачи были выполнены. Не выполненной оказалась главная цель выхода — проведение очередного испытательного пуска „Булавы“. Версий случившегося много, но причины могут быть оглашены только после анализа произошедшего».[25] Предположительно, ракета не вышла из шахты из-за срабатывания автоматической защиты.[25]

Двенадцатый пуск был произведён 9 декабря 2009 года и закончился неудачей. По официальной информации Министерства обороны РФ, первые две ступени ракеты отработали штатно, однако при работе третьей ступени произошёл технический сбой[27]. Нештатная работа третьей ступени ракеты породила в условиях полярной ночи впечатляющий оптический эффект, наблюдавшийся жителями северной Норвегии и получивший название Норвежской спиральной аномалии.

По информации агентства ИТАР-ТАСС, очередные испытания межконтинентальной баллистической ракеты «Булава» были запланированы на лето 2010 года. С борта АПЛ «Дмитрий Донской» планировалось выполнить как минимум два пуска этой ракеты, сообщили в Главном штабе Военно-морских сил России. «Если эти пуски „Булавы“ пройдут удачно, в этом же году осенью испытания продолжатся с борта её „штатного носителя“ — атомного подводного крейсера „Юрий Долгорукий“», — сказали в Главном штабе ВМФ. Там уточнили, что сначала пройдёт одиночный пуск ракеты, а затем, в случае успеха, залповый пуск (ракеты стартуют одна за другой с интервалом в несколько секунд). «Самое плохое в испытаниях „Булавы“ состоит в том, что мы столкнулись с „плавающим“ сбоем в работе ракеты, то есть он возникает всякий раз в новом месте, — сказал представитель Главного штаба ВМФ. — Последний раз в декабре дала сбой третья ступень „Булавы“».[17]

21 мая 2010 года министр обороны Анатолий Сердюков, находившийся с визитом в Риме, заявил, что лётные испытания ракеты «Булава» возобновятся не раньше ноября 2010 года. «Проблема неудачных пусков ракеты „Булава“ заключается в технологии сборки. Каких-то других нарушений мы там не видим. Все дело в качестве сборки ракеты. При этом каждый неудачный пуск имеет свои причины. Все они разные. В настоящее время ведётся работа над созданием трех абсолютно одинаковых ракет. Мы рассчитываем, что это позволит нам точно найти ошибку, если такая имеется, так как она должна повториться на всех трёх ракетах. Сейчас мы работаем над тем, как проконтролировать процесс сборки, чтобы точно знать, что все ракеты идентичны. Поэтому возобновление испытательных пусков „Булавы“ планируется не раньше осени 2010 года. К ноябрю месяцу, думаю, что мы сможем начать запуски ракеты», — сказал Сердюков[28].

Тринадцатый пуск прошёл полностью в штатном режиме. Пуск был произведён 7 октября 2010 года, из подводного положения. Боевые блоки поразили заданные цели на полигоне Кура.[29]

Четырнадцатый пуск прошёл полностью в штатном режиме. Был произведён 29 октября 2010 года в 5:30 мск с РПКСН «Дмитрий Донской», из акватории Белого моря по полигону Кура. Боевые блоки «Булавы» поразили цель в установленный срок[30].

Пятнадцатый пуск был признан успешным. Был произведён 28 июня 2011 года (планировался на 17 декабря, однако был перенесён из-за сложной ледовой обстановки в Белом море, где проходят испытания[31]) и стал первым испытательным пуском «Булавы» со штатного носителя — РПКСН К-535 «Юрий Долгорукий»[32]. Боевые блоки ракеты доставлены в заданный район на Камчатке[33].

Шестнадцатый пуск завершился успешно. Был произведён 27 августа 2011 года с борта АПЛ «Юрий Долгорукий» и был выполнен, по заявлению Министерства обороны, в рамках испытаний на максимальную дальность полёта ракеты.[34][35]. В ходе испытаний ракета пролетела 9300 км, что существенно выше заявленных ранее показателей[4]. Эти испытания, по информации некоторых СМИ, должны были состояться ещё 20 августа, но не были осуществлены в связи с техническими неисправностями на борту подлодки[36]. Однако официальные представители Министерства обороны и завода «Севмаш» (изготовителя РПКСН типа «Борей») опровергли данную информацию, заявив, что соответствующий «…выход /„Юрия Долгорукого“/ являлся плановым и предусматривался для отработки ряда задач, одной из которых являлась проверка защиты основного комплекса при определённых нештатных ситуациях…»[37].

www.wiki-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *