Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение.

Загрязнение биосферы – это поступление в нее любых твердых, жидких, газообразных веществ или видов энергии (теплота, звук, радиация) в количествах, оказывающих вредное влияние на человека, растения и животных. Загрязнения биосферы имеют различные формы про­явления и влияния на человека. Одни загрязнители оказы­вают на человека прямое влияние, вызывая различные за­болевания, патологические и генетические изменения в орга­низме и снижая нормальную трудоспособность людей. Дру­гие влияют косвенно, изменяя природную среду в худшую для человека сторону.

Негативная деятельность человека проявляется в сле­дующих трех направлениях:

загрязнение окружающей природной среды;

истощение природных ресурсов;

разрушение природной среды.

Под загрязнением среды обитания понимают физико-химические изменения состава природного вещества (воз­духа, воды, почвы), которые неблагоприятно влияют на окружающую среду обитания.

Загрязнение биосферы

— это поступление в нее лю­бых твердых, жидких, газообразных веществ или видов энергии (теплота, звук, радиация) в количествах, оказыва­ющих вредное влияние на человека, растения и животных как непосредственно, так и косвенным путем.

Загрязнение окружающей среды можно разделить на три группы:

естественные, т. е. те, которые поступают из кос­моса или при извержении вулканов;

усиленные действиями человека — дым лесных и степных пожаров, пыльные бури, бактерии и вирусы;

антропогенные — возникающие вследствие хозяй­ственной деятельности человека.

Антропогенные загрязнения окружающей среды подраз­деляются на пылевые, газовые, химические (в том числе заг­рязнение почвы химикатами), ароматические, тепловые (изменение температуры воды, воздуха, почвы), радиоак­тивные. Источником этих загрязнений является деятель­ность человека — промышленность, сельское хозяйство, транспорт.

Основными причинами роста загрязнений являются: раз­витие производительных сил, урбанизация, замена есте­ственного сырья и материалов на синтетические материа­лы, необходимость материального обеспечения все возрас­тающего населения Земли.

Охрана биосферы становится одной из важнейших про­блем человечества, решение которой требует международ­ного сотрудничества.

Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

Прямое воздействиезагрязнений биосферы на челове­ка выражается в том, что загрязнители непосредственно попадают в организм человека. По отношению к большому числу современных загрязнителей организм человека не располагает эффективной иммунной защитой, а механизмы детоксикации и выведения ядов часто уже не справляются с задачей самоочищения.

Прямое воздействиезагрязнений биосферы (при непос­редственном контакте) на человека могут оказать:

вода— при употреблении ее из природных источни­ков, подвергшихся биологическому, химическому, радиа­ционному или какому-либо другому загрязнению; из город­ского водопровода, при нарушениях систем или техноло­гий очистки воды и т. д.;

почва — при сельскохозяйственных работах на учас­тках; отдыхе на берегу или другой территории, подверг­шейся любым загрязнениям;

воздух — может быть отравлен ядовитыми вещества­ми, болезнетворной микрофлорой, радиацией и пр.

Вредные воздействия разнообразных, и пылевидных выбросов на человека определяются количеством загрязняющих веществ, поступающих в организм, их состоянием, составом и временем воздействия. Атмосферные загрязнения могут привести к полной интоксикации организма.

Хлорнаносит урон органам зрения и дыхания. Фтори­ды, попадая в организм человека через пищеварительный тракт, выводят кальций из костей и снижают его содержа­ние в крови. При вдыхании фториды отрицательно воздей­ствуют на дыхательные пути.

Гидросулъфид поражает ро­говицу глаз и органы дыхания, вызывает головные боли. При высоких концентрациях возможен летальный исход. Дисульфид углеродаявляется ядом, действующим на не­рвную систему, что может вызвать психическое расстрой­ство.

Опасны для дыхания пары или соединения тяжелых металлов.Вредны для здоровья соединения бериллия.Ди­оксид серыпоражает дыхательные пути. Оксид углеродапрепятствует переносу кислорода, отчего наступает кис­лородное голодание организма (продолжительное вдыха­ние может оказаться смертельным).

Наиболее опасны присутствующие в атмосфере в ма­лых концентрациях альдегиды и кетоны. Альдегиды ока­зывают раздражающее воздействие на органы зрения и обо­няния, являются наркотиками, разрушающими нервную систему. Нервную систему поражают также

фенольные со­единения иорганические сульфиды.

Наличие пыли в атмосфере уменьшает поступление к Земле ультрафиолетовых лучей. В период смоговухудша­ется самочувствие людей, резко возрастает число легоч­ных и сердечнососудистых заболеваний, возникают эпиде­мии гриппа.

Большую роль в загрязнении атмосферы в последние десятилетия играет автотранспорт. Автомобили вместе с выхлопными газами распространяют сернистые и канцеро­генные соединения, окись углерода, окись азота, альдеги­ды, фотооксиданты и т.д. Легковой автомобиль может за 1 час езды выбросить в воздух 3,4 кг (3 м3) окиси углерода, а грузовой автомобиль — 6,8 кг (м3).

Ярким предостерегающим примером воздействия на че­ловека загрязнений биосферы явились последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) в 1986 г. На симпозиуме в Минске ученые из Беларуси и Японии пришли к выводу, что последствия чернобыльской катаст­рофы в значительно большей степени проявляются через 10 лет после взрыва. Поэтому процесс распространения

ра­дионуклидов необходимо держать под строгим контролем. Изучение форм контроля и миграции радионуклидов явля­ется актуальной задачей на длительное время.

Радиоактивные изотопы могут включаться в биологи­ческий круговорот веществ, накапливаться в почве, в тка­нях растений, животных и человека и вызывать внутрен­нее облучение. Наиболее активно в биологический круго­ворот включаются стронций-90, цезий-137, железо-55, три­тий.Продолжительное внутреннее облучение даже низ­кими дозами радиации вызывает увеличение количества он­кологических заболеваний и наследственных мутаций.

Большую опасность для здоровья человека представ­ляет избирательное накопление радиоактивных элементов в разных частях тела. Например, накопление стронция-90в костном мозге может вызвать лейкоз или опухоль кости. Менее растворимый

цезий-137накапливается в печени или в половых железах, что может привести к возникновению наследственных изменений у потомства.

Наиболее восприимчивыми к облучению являются крас­ный костный мозг и другие органы кроветворной системы, хрусталик глаза и половые железы. Чрезвычайно вредна радиация для детей, так как их ткани и органы еще растут и поэтому возможны соматические мутации. У детей нет порога чувствительности по отношению к радиации, поэто­му неизвестно, какая доза вызывает мутации в их организ­ме. Хотя и для взрослых эта доза является условной, так как установлено, что перестройка хромосом в половых клет­ках часто происходит под влиянием весьма малых доз облучения. Таким образом, последствия аварии на ЧАЭС еще Долго могут проявляться.

Са­мые распространенные заболевания от облучения — это рак молочной и щитовидной желез, легких, поражение се­менников.Что же происходит после чернобыльской ава­рии? Съезд педиатров Беларуси констатировал, что бе­лорусская нация в опасности. Рождаемость в сравнении с 1985 г. сократилась на 25%. Рост заболеваний беременных женщин вызвал снижение нормальных родов с 54,3 до 34%. Возросла патология пищеварительной, мочевыделительной и эндокринной систем. В несколько раз увеличилась забо­леваемость раком щитовидной железы у детей. Ученые ут­верждают, что здоровых детей в Беларуси не более 10%.

studopedia.net

2.3. Природные и антропогенные источники загрязнения

В природоохранной практике необходимо учитывать не только антропогенные источники загрязнения (обусловленные сознательной деятельностью человека), но и природные. При этом вследствие загрязнения воздуха природными источниками сокращение промышленных выбросов не всегда может дать требуемый положительный эффект.

Следует подчеркнуть, что если выбросы от антропогенных источников оценивают уже давно (в США с 1900 г.), то выбросы от природных источников начали оценивать сравнительно недавно.

К природным источникам биогенного характера относятся растения и микроорганизмы, выделяющие различные химические соединения.

К природным источникам небиогенного характера относятся геотермальные источники, грозовые разряды и молнии, процессы природного горения, водные и почвенные аэрозоля (переносимые массами атмосферного воздуха).

При этом в атмосферу попадают твердые и газообразные вещества, которые относят к непостоянным примесям, переменным составным частям атмосферного воздуха.

К непостоянным примесям природного происхождения относят: водяной пар, озон, оксиды азота, аммиак, диоксид серы, фторид и хлорид водорода, сероводород и взвешенные частицы. На долю примесей природного происхождения приходится около 50% соединений серы, 93% оксида углерода, 98% оксида азота и 87% реактивных углеводородов.

Водяной пар содержится в атмосфере в концентрации 1-3%, причем основная его масса сосредоточена в слое атмосферы от 0 до 6 км. И хотя водяной пар в настоящее время не считают загрязнителем, однако при его поступлении в больших количествах возможно изменение температуры атмосферы.

Озон является одним из наиболее опасных компонентов, который активно вовлекается в окислительные процессы и является сильным фитотоксином. В нижнем атмосферном слое он образуется в фотохимических процессах с участием соединений, а также и при электрических разрядах. Наиболее высокие его концентрации наблюдаются в промышленных районах и высокогорных областях. Основное его количество распределяется в слое атмосферы на высоте 25-40 км.

Аммиак поступает в атмосферу в результате распада органических азотосодержащих веществ и может присутствовать в воздухе вдали от населенных пунктов в концентрации 0,003-0,005 мг/м

3.

Взвешенные частицы природного происхождения представляют собой солевые частицы морской воды, почвы, растений, метеорной пыли, спор бактерий и цветочной пыльцы.

Серосодержащие соединения образуются в естественных Условиях в результате деятельности растений, живых организмов, при вулканической и геотермальной деятельности.

Образующиеся в результате жизнедеятельности растений Ненасыщенные углеводороды (в основном изопрены и терпены) крайне реакционноспособны в атмосферных окислительных процессах и быстро превращаются в активные частицы — свободные радикалы.

При извержениях вулканов в выделяющихся серосодержащих соединениях преобладает диоксид серы. В меньшем количестве в атмосферу поступают сероводород, карбонилсульфид, сульфаты в виде аэрозолей и твердых частиц. В мире ежегодно в результате вулканической деятельности выделяется 4 -16 млн т сернистых соединений.

Сероводород поступает в атмосферу в результате просачивания серосодержащего природного газа, жизнедеятельности бактерий, деятельности вулканов и геотермальных источников. В Мировом океане обнаружено только одно соединение, содержащее серу, — диметилсульфид. Распределение его в поверхностном слое вод Мирового океана аналогично распределению хлорофилла. Однако биогенные механизмы его образования пока не выяснены.

Более важную роль по сравнению с источниками серосодержащих соединений играют природные источники оксидов азота. Природными источниками оксидов азота являются грозовые разряды и молнии, а также биогенные выделения (в виде продуктов жизнедеятельности бактерий).

Общее количество оксидов азота из природных источников оценивается в 450 млн т/год.

Летучие органические соединения, в отличие от оксидов серы и азота, поступают в атмосферу главным образом из природных источников (65% от общего количества). Основной природный источник этих веществ — растения, в результате жизнедеятельности которых образуются непредельные соединения (терпеновые углеводороды и производные изопрена). Они активно участвуют в химических реакциях, протекающих в атмосфере, способны взаимодействовать с озоном и гидроксильными радикалами, инициируют химические реакции, в результате которых образуется целый ряд продуктов. Из природных источников выделяется более 90% летучих органических соединений. Количество их возрастает при повышении температуры и интенсивности солнечного освещения (летом их значительно больше, чем зимой).

По количеству выбросов природные источники в ряде случаев сопоставимы с антропогенными. Так, исследователями в США установлено, что из природных источников в атмосферу поступает около 35 млн т летучих органических соединений, тогда как выбросы этих соединений из антропогенных источников составляют 21 млн т [12]. Причем главными их поставщиками являются хвойные породы леса.

И, тем не менее, примеси природного происхождения обычно рассредоточены в пространстве, перемешиваются в воздухе и рассеиваются, как правило, нейтрализуются в процессе естественного самоочищения атмосферы.

Более опасны примеси антропогенного происхождения. Они характеризуются большой сосредоточенностью в пространстве, неоднородностью по составу и неравномерностью распределения. Загрязнения антропогенного происхождения наблюдаются в густонаселенных районах, содержат много веществ, отрицательно влияющих на здоровье человека, предметы материального производства, растительный и животный мир.

Основными источниками загрязнения антропогенного происхождения являются тепловые электростанции (29% всех загрязнений), предприятия черной и цветной металлургии (соответственно 24 и 10,5%), нефтехимической промышленности (15,5%), строительных материалов (8,1%), химической промышленности (1,3%), автотранспорта (13,3%) и другие. Причем в крупных городах доля выбросов загрязняющих веществ автотранспортом достигает 60-80 % и более.

Неотъемлемыми компонентами техногенных выбросов являются диоксид серы, оксид углерода и пыль (табл. 2.3).

Процессы горения играют важную роль в образовании загрязнений атмосферы; основные продукты сгорания топлива — диоксид и окись углерода. В результате окисления примесей, содержащихся в топливе, образуются также оксиды серы и азота. Более 58% выбросов диоксида серы образуется в результате функционирования тепловых электростанций.

Черная металлургия является также источником выбросов оксида углерода, марганца, небольших количеств соединений мышьяка, фосфора, сурьмы, свинца, паров ртути и др.

Таблица 2.3. Выбросы пыли и диоксида серы в атмосферу различными предприятиями, %

Предприятия

Пыль

Диоксид серы

Тепловые электростанции

42,5

58,6

Предприятия черной металлургии

25,6

17,6

Предприятия цветной металлургии

2,8

18,5

Предприятия промышленности строительных материалов

27,4

Предприятия химической и нефтеперерабатывающей промышленности

1,7

5,3

Нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность являются источником таких загрязнений, как углеводороды, кислые примеси, твердые частицы.

Химическая промышленность — источник пыли от неорганических производств, сероуглерода, хлористых соединений и др.

Угольная промышленность выбрасывает в атмосферу диоксид серы, оксид углерода, продукты возгонки смолистых веществ.

В выхлопных газах автомобилей содержатся оксид углерода, оксиды азота, различные углеводороды, альдегиды, соединения свинца и др. Один автомобиль в среднем ежегодно поглощает 4 т кислорода и выбрасывает с выхлопными газами около 800 кг оксида углерода, 40 кг оксидов азота и 200 кг углеводородов.

Загрязнителями воздуха являются также сельскохозяйственные объекты (животноводческие, птицеводческие, энергетические и тепловые). Основной и опасный загрязнитель в процессе сельскохозяйственного производства — пестициды.

Источником выбросов кислых компонентов (оксидов и диоксидов углерода, диоксида серы, оксидов азота, сероводорода) являются продукты сжигания мусора и отходов.

Выброс в атмосферу кислых продуктов обусловлен, прежде всего, процессами горения, которые характерны для нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. При сгорании топлива происходит окисление соединений углерода и водорода, основных компонентов топлива, с выделением углекислого газа и водяного пара. При недостатке кислорода происходит неполное окисление.

С + ½ О2→ СО+111 МДж/моль.

Часть образующегося диоксида углерода может вступать в реакцию с углеродом с образованием оксида

С + СО2→ 2СО — 172 МДж/моль.

Таким образом, обедненная смесь топливо-воздух приводит к образованию оксида углерода. Продукты неполного сгорания нефти или угля в виде летучих органических соединений являются компонентами дыма и загрязняют атмосферу.

Примеси, содержащиеся в топливе, также способствуют образованию побочных продуктов и сгорают с образованием диоксидов серы и азота.

S+О2→ SО2;

N+O2→ NO2.

В меньшей степени протекает дальнейшее окисление.

2+O → SО3;

2 + ½ О3→ SO3+85 МДж.

В результате окисления азота, содержащегося в топливе, и атмосферного азота выделяется также оксид азота.

N2 + O → NO + N — 315 МДж/моль;

N + О2→ NО + О + 133 МДж/моль.

При высоких температурах в пламени образуются оксиды азота из активных атомов азота и кислорода, а также гидроксильных радикалов. Выбросы в атмосферу оксидов азота из антропогенных источников составляют почти 50 млн т в год.

А. В. Дончевой и С. Г. Покровским (1999) была построена классификация отраслей промышленности по их экологической опасности для природной среды с использованием индекса экологической опасности, рассчитанной по отношению к валовой продукции и к численности промышленно-производственного персонала (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Классификация отраслей промышленности по экологической опасности для природной среды1

Отрасли промышленности

Индекс экологической опасности, рассчитанный по отношению к валовой продукции

Цветная металлургия, микробиологическая

Иэ>10,1

Химическая, нефтехимическая, черная металлургия, теплоэнергетика

Rэ= 5,1 -10,0

Лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, топливная

Rэ= 1,1 -5,0

Строительных материалов, пищевая, машиностроение и металлообработка, легкая промышленность

Rэ= 0,05-1,0

studfiles.net

16. Естественные и антропогенные источники загрязнения атмосферы

Основными источниками загрязнения атмосферы являются:

  • Природные (естественные загрязнители минерального, растительного или микробиологического происхождения, к которым относят извержения вулканов, лесные и степные пожары, пыль, пыльцу растений, выделения животных и др.)

  • Искусственные (антропогенные), которые можно разделить на несколько групп:

    • Транспортные — загрязнители, образующиеся при работе автомобильного,  железнодорожного,  воздушного, морского и речного транспорта;

    • Производственные — загрязнители, образующиеся как выбросы при технологических процессах,  отоплении;

    • Бытовые — загрязнители, обусловленные сжиганием топлива в жилище  и  переработкой бытовых отходов.

По составу антропогенные источники загрязнения атмосферы также можно разделить на несколько групп:

  • Механические загрязнители — пыль цементных заводов, пыль от сгорания угля в котельных, топках и печах, сажа от сгорания нефти и мазута, истирающиеся автопокрышки и т. д.;

  • Химические загрязнители — пылевидные или газообразные вещества, способные вступать в химические реакции;

  • Радиоактивные загрязнители.

.17. Экологические факторы среды (абиот, биот, антроп.)

Экологический фактор – это любой элемент окружающей среды, способный прямо или косвенно влиять на живой организм хотя бы на одном из этапов его индивидуального развития. Фактор от латинского слова «делающий, производящий» движущая сила, причина какого – либо процесса, явления. В свою очередь организм реагирует на экологический фактор специфичными приспособительными реакциями. Экологические факторы среды, с которыми связан любой организм, делятся на 2 категории:

  • факторы не живой природы (абиотические или абиогенные)

  • факторы живой природы (биотические или биогенные)

  • антропогенные

Классификация экологических факторов среды (по И. Н. Пономарёвой 1975г).

Абиотические:

  1. климатические: свет, температура, влага, движение воздуха, давление.

  2. орографические: рельеф, высота над уровнем моря, экспозиция склона.

  3. эдафогенные (от греческого слова «эдафос» почва): механический состав, влагоёмкость, воздухопроницаемость, плотность.

  4. химические: газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность и состав почвенных растворов.

Биотические:

  1. фитогенный: растительные организмы (воздействие растений)

  2. зоогенные: животные (воздействие животных)

  3. микробиогенные или микробогенные: вирусы, простейшие, бактерии (воздействие микробов)

  4. антропогенные: деятельность человека

Абиотическими факторами называют всю совокупность факторов неорганической среды, влияющих на жизнь и распространение животных и растений. Среди них различают: физические, химические и эдофические.

Физические факторы – это те, источником которых служит физическое состояние или явление (механическое, волновое и т.д.). В качестве примера: температура если высокая, вызывает ожог, если низкая, то обморожение.

Химические факторы – это те, которые происходят от химического состава среды. В качестве примера: солёность воды.

Эдофические факторы (почвенные) – это совокупность химических, физических и механических свойств почв и горных пород, оказывающих воздействие как на организмы, живущие в них, то есть те для которых они являются средой обитания, так и на корневую систему растений.

Хорошо известно влияние химических компонентов: температуры, влажности, структуры почв, содержание гумуса и т.п. на рост и развитие растений.

Не только абиотические факторы влияют на организмы. Организмы образуют сообщества, где им приходится бороться за пищевые ресурсы, за обладание определенными пастбищами или территорий охоты, то есть вступать в конкурентную борьбу между собой. При этом проявляются хищничества, паразитизм и другие сложные взаимоотношения, как на внутривидовом, так и особенно на межвидовом уровнях. Это уже факторы живой природы или биотические факторы.

Биотические факторы – это совокупность влияний, жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания, то есть существует способность самих организмов в определенной степени влиять на условия обитания.

studfiles.net

9. Естественное и антропогенное загрязнение воздуха

1 вопрос :Социальная и прикладная экология рассматривает и анализирует вопросы и проблемы, связанные с человеческой деятельностью, особенно с того периода, когда человек стал действовать как мощная геологическая сила (по словам В. И. Вернадского). Этот период связан главным образом с промышленной революцией и в особенности с последними 20 годами научно-технической и информационной революций. С этого времени термин «экология» стал широко употребляться и ориентироваться на человека и среду его обитания. Если общая экология основное внимание уделяет факторам, их действию в естественных экосистемах, то социальная и прикладная экология рассматривает в основном антропогенные факторы, специфику их действия в природных, природно-антропогенных, социальных системах. Задачи социальной и прикладной экологии не ограничиваются лишь констатацией изменений в окружающем мире, которые человек вольно или невольно в него привносит. Она занимается также поиском научно обоснованных путей и методов предупреждения изменений, их нейтрализацией. Важна также оценка технических, экономических, организационных нравственных и других средств, подходов к решению экологических проблем. В современном мире необходимы поиски новых, зачастую нетрадиционных путей решения экологических проблем и выживания человечества. Это возможно лишь через согласование человеком своей деятельности с возможностями природы по двум направлениям: технологическому – разработка новых и совершенствование имеющихся технологий сообразно экологическим законам, правилам; социальному – через более рациональное использование производимой продукции. Эффективность решения вопросов социальной экологии напрямую зависит от того, в какой мере применяемые методы согласуются с законами общей экологии. В результате противоречия между человеком и средой не могут быть сняты без глубоких и разносторонних экологических знаний, серьезных экономических затрат. Компенсационные затраты из года в год увеличиваются, а круг вопросов, анализируемых в социальной экологии, расширяется. Их можно объединить в три раздела: особенность человека как биосоциального вида, его место в экосистемах, масштабы его воздействия на окружающую среду; проблемы, вызываемые деятельностью человека, их содержание, причины и последствия; современные и прогнозируемые пути и средства решения экологических проблем. Данный раздел экологии тесно связан как с общей экологией, так и с комплексом социальных (культура, социология, экономика), естественных (биология, география) и прикладных (природопользование, энергетика) наук.

2 вопрос: Социальная экология — научная дисциплина, рассматривающая соотношение общества с географической, социальной и культурной средами, т.е. со средой, окружающей человека. Сообщества людей в связи с их средой имеют доминанту социальной организации (рассматриваются уровни от элементарных социальных групп до человечества в целом). История возникновения общества давно изучается антропологами и обществоведами-социологами. Главной целью социальной экологии является оптимизация сосуществования человека и окружающей среды на системной основе. Человек, выступая в этом случае в качестве социума, делая предметом социальной экологии крупные контингенты людей, распадающихся на отдельные группы в зависимости от своего социального статуса, рода занятий, возраста. Каждая из групп в свою очередь специфическими взаимоотношениями связана с окружающей средой в рамках жилья, мест отдыха, садового участка и так далее.  Социальная экология — наука об адаптации субъектов к процессам в естественных и искусственных средах. Объект социальной экологии: субъективная реальность субъектов разных уровней. Предмет социальной экологии: адаптация субъектов к процессам в естественных и искусственных средах. Целью социальной экологии как науки является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразования природной среды. Социальная экология призвана уяснить и помочь преодолеть разрыв между человеком и природой, между гуманитарным и естественнонаучным знанием. Социальная экология выявляет закономерности взаимоотношений природы и общества, которые столь же фундаментальны, как и закономерности физические.  3 вопрос: Социальная экология тесно связана с отраслевыми социологиями. Такими отраслевыми социологиями являются: социология охраны труда, социология села, социология города и социальная патология. Следует отметить, что отраслевые социологии изучают отдельные элементы окружающей среды, виды поселений, а также проблемы, связанные с угрозой целостности личности человека в трудовой сфере, что является в известной степени и предметом исследования социальной экологии. Социология охраны труда изучает «нарушение равновесия» в трудовой сфере, которое приводит к нарушению целостности личности человека. Трудовая среда — это часть окружающей среды, нарушения экологического равновесия чаще всего обусловлены изменениями в содержании труда в трудовой сфере. Социология села — это наука о сообществе в сельской среде, которая изучает связь природы и человека, в результате деятельности которого нарушается’ окружающая среда, возникает опасность для целостности личности человека. Социологии города — это наука о сообществе в городской среде, где люди включены в отношения и общности независимо от их воли. Социология города изучает также степень концентрации населения в городах, социальные отношения в локальных общностях и их влияние на человека как общественное существо. Социальная патология — это наука, которая занимается изучением тех общественных явлений, где проявляется их существенное расхождение, где требуется защита здоровья населения не только от вредных физических, химических, биологических, микробиологических факторов, но и от вредных факторов социальной среды. Таким образом, круг изучаемых вопросов отраслевыми социологиями тесно взаимосвязан с социальной экологией. Социальные науки должны научиться оперировать такими понятиями, которые комплексно включают в себя социальные и природные феномены в их системном единстве. При таком подходе многие явления, в том числе изучаемые общественными науками, предстают в совершенно ином свете. По мере развития теоретического знания социальной экологии развиваются и ее прикладные области, также взаимодействующие с другими отраслями знаний. Наглядно эту взаимосвязь можно проиллюстрировать на рис. 1, представленном Г. А. Батинским в книге «Основы социоэкологии» (Львов, 1993). Возникли также такие виды социально-экологического знания, как урбоэкология, проблемы экологического образования и экологического воспитания, экология культуры, рекреационная экология. В целом в современном мире совершается грандиозный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической. Этот переход должен произойти обязательно, так как в зависимости от него находится судьба рода человеческого. Как пишет Э. В. Гирусов: «От того, сумеет человек стать экологическим существом или не сумеет, зависит быть ему на Земле или не быть. Можно сказать, что идет своего рода экзамен на подлинную разумность человека. На ту разумность, к которой очень высокие требования предъявлял в свое время И. Кант, полагавший, что только в единстве с нравственным долгом рассудочная способность человека обретает черты разумности и мудрости».

4 вопрос: Содержание прикладной экологии ориентировано на рассмотрение к анализу вопросов и проблем, возникающих в результате человеческой деятельности. По выражению Вернадского человек воздействует на ОС как мощная геологическая сила. Этот период в геологическ. отношении крайне не продолжителен. По влиянию на ОС является наиболее мощным и действительным. Деятельность человека связана с хозяйственным производством, с промышленной революцией. этот период датируется 150-200 тыс.лет, когда деятельность чел-ого общества стала влиять на сост-ие ОС. Наиболее ощутимо — последние 30-60лет. В дисциплине общая экология основное внимание природным факторам. Задачи прикладной экологии Не ограничиваются только констатацией фактов, которые человек невольно или вольно привносит в ОС. Является поиск научно-обоснованных путей и методов изменения или нейтрализации влияния человеческой деятельности на ОС. В настоящее время необходимо поиск нетрадиционных путей решения экологических проблем. Взаимоотношение человека и ОС можно охарактеризовать 2-мя направлениями 1.социальное 2.технологическое. Прикладная экология — изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу составляет система обще экологических законов, правил и принципов.

5)Медицинская экология – область изучения экологических условий возникновения, распространения и развития болезней человека, в том числе хронических заболеваний, обусловленных природными факторами и неблагоприятными техногенными воздействиями среды. 7)Многочисленные исследования подтвердили связь широкого спектра заболеваний с загрязнением воздуха, но следует отметить, что выбросы в атмосферу представляют собой смесь различных загрязнителей, поэтому только в редких случаях удается связать определенное заболевание со специфичным загрязняющим веществом. Выявляемые последствия могут быть результатом воздействия одного или нескольких загрязнителей воздуха.Загрязнение воздуха действует на людей по-разному. ,Многие факторы, такие как: состояние здоровья, возраст, емкость легких и время, проведенное в загрязненной среде могут повлиять на эффект, производимый загрязняющими веществами на здоровье. Крупные частицы загрязняющих веществ могут отрицательно воздействовать на верхние дыхательные пути, тогда как частицы меньшего размера могут проникать в мелкие дыхательные пути и альвеолы легких.Следующие симптомы и заболевания связаны с загрязнением воздуха: хронический кашель,выделение мокроты,инфекционные заболевания легких,рак легких,заболевания сердца,сердечный приступ. Другие исследования также связывали влияние загрязнителей в выбросах автотранспорта на задержку роста плода и преждевременные роды. 8)Атмосфера — сплошная воздушная оболочка Земли. Атмосфера окружает Землю до высоты 3 тыс. км. Она состоит из смеси газов и пылевидных частиц. В сухом чистом воздухе в объемных процентах содержится 78 % азота, 21 % кислорода, 0,9 % аргона, 0,03 % углекислого газа и около 0,003 % смеси неона, гелия, криптона, ксенона, оксидов азота, метана, водорода, паров воды и озона. На долю водяного пара приходится до 3 % объема атмосферы. Большая часть пыли в составе атмосферы поднята с поверхности Земли, но также присутствует космическая и бактериальная пыль. Состав и свойства атмосферы на разных высотах неодинаковы, поэтому ее подразделяют на тропо-, страто-, мезо-, термо- и экзосферы. Последние три слоя иногда рассматривают как ионосферу.  Тропосфера (от 0 до 7 км у полюсов и до 18 км у экватора). Стратосфера (до 40 км) Мезосфера (до 80 км) Термосфера (до 800 км). Экзосфера (до 1500-2000 (3000) км) Атмoсферa Земли oблaдaет следующим свoйствoм: oнa прoзрaчнa для видимoгo светa и не прoпускaет знaчительную чaсть энергии, прихoдящуюся нa инфрaкрaсную oблaсть спектрa.  Значение атмосферы в природе и жизни человека огромно: — засчет газообразной оболочки поверхность планеты не нагревается днем и не остывает резко ночью; — регуляция теплового режима Земли, атмосфера защищает Землю от метеоритов, немалая пункт которых сгорает, не долетая до поверхности планеты; — озоновый экран (озоносфера) защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений, огромная доза которых губительна для организма; — кислород, содержащийся в атмосфере, необходим всем живым организмам для дыхания. — среда для распространения звука; — определение светового режима; — важный метод для воздушного транспорта.

Загрязнение атмосферного воздуха- любое изменение его состава и свойств, которое оказывает негативное воздействие на здоровье человека и животных, состояние растений и экосистем. Загрязнение атмосферного воздуха одна из самых значительных проблем современности

Загрязнение атмосферы может быть естественным (природным) и антропогенным (техногенным).

Естественное загрязнениевоздуха вызвано природными процессами. К ним относятся вулканическая деятельность, выветривание горных пород, ветровая эрозия, массовое цветение растений, дым от лесных и степных пожаров и др. Антропогенное загрязнениесвязано с выбросом различных загрязняющих веществ в процессе деятельности человека.

По агрегатному состоянию выбросы вредных веществ в атмосферу классифицируются на: 1) газообразные; 2) жидкие; 3) твердые.

Наиболее опасное загрязнение атмосферы — радиоактивное. В настоящее время оно обусловлено в основном глобально.

Еще одной формой загрязнения атмосферы является локальное избыточное поступление тепла от антропогенных источников. Признаком теплового (термического) загрязнения атмосферы служат так называемые термические зоны, например, «остров тепла» в городах, потепление водоемов.

10. Типы загрязнения атмосферы в зависимости от распространения

Загрязнение атмосферного воздуха- любое изменение его состава и свойств, которое оказывает негативное воздействие на здоровье человека и животных, состояние растений и экосистем. Загрязнение атмосферного воздуха одна из самых значительных проблем современности

В зависимости от масштабов распространения выделяют различные типы загрязнения атмосферы: местное, региональное и глобальное. Местное загрязнениехарактеризуется повышенным содержанием загрязняющих веществ на небольших территориях (город, промышленный район, сельскохозяйственная зона и др.).При региональномзагрязнении в сферу негативного воздействия вовлекаются значительные пространства, но не вся планета. Глобальное загрязнениесвязано с изменением состояния атмосферы в целом.

11. Источники антропогенного загрязнения атмосферы

Наибольшее количество загрязнений антропогенного происхождения попадает в атмосферу в результате сжигания различных видов топлива, основу которого составляют органические вещества — нефть и нефтепродукты, каменный и бурый угли, горючие сланцы, газ, дрова, торф.Кроме основных горючих компонентов — восстановленных углерода и водорода, дающих при соединении с кислородом в процессе горения углекислый газ и воду, все они, кроме газа, содержат негорючие минеральные примеси, образующие при сгорании топлива пылевые частицы различного состава, или горючие вещества, например серу, дающие окислы, которые в больших концентрациях могут быть достаточно опасны. Кроме того, в высокотемпературном пламени частично окисляется азот воздуха, добавляя к выбросам окислы азота. Наиболее чистое топливо — газ, как природный, так и получаемый при переработке нефти или в процессах метанового брожения органических веществ. Больше всего минеральных частиц образуется при сжигании горючих сланцев, бурого угля и торфа. Использующие эти виды топлива тепловые электростанции выбрасывают в атмосферу особенно много загрязнений.

Десятки миллионов двигателей внутреннего сгорания, работающих на всех видах транспорта, выбрасывают в атмосферу огромные количества окислов азота и серы, особенно дизельные двигатели, использующие дешевое «тяжелое» топливо. Автомобильные моторы выбрасывают также много продуктов неполного сгорания углеводородов, многие из которых обладают высокой канцерогенной активностью, и окиси углерода — угарного газа. В больших городах и вблизи автомагистралей основной источник загрязнения приземных слоев воздуха — автотранспорт.

studfiles.net

Ингридиенты загрязнения. Виды загрязнителей

Среди ингредиентов загрязнения – тысячи химических соединений, особенно металлы и оксиды, токсические вещества, аэрозоли. Разные источники выбросов могут быть одинаковыми по составу и характеру загрязняющих веществ. Так, углеводороды поступают в атмосферу и при сжигании топлива, и от нефтеперерабатывающей, и от газодобывающей промышленности.

Загрязнителем может быть любой физический агент, химическое вещество и биологический вид (главным образом микроорганизмы), подающие в окружающую среду или возникающие в ней в количествах, выходящих за рамки своей обычной концентрации – предельных естественных колебаний или среднего природного фона в рассматриваемое время.

Различают антропогенные загрязнители, разрушаемые биологическими процессами и неразрушаемые ими (стойкие). Первые входят в естественные круговороты веществ и поэтому быстро исчезают или подвергаются разрушению биологическими агентами. Вторые не входят в естественные круговороты веществ, а потому разрушаются организмами в пищевых цепях.

Природные и антропогенные виды загрязнения окружающей среды. Виды антропогенного загрязнения среды

Загрязнения окружающей среды подразделяют на природные, вызванные какими-то естественными, обычно катастрофическими причинами (извержение вулкана, селевой поток и т.п.), и антропогенные, возникающие в результате деятельности людей.

Среди антропогенных выделяют загрязнение биологическое – случайное или благодаря деятельности человека; механическое – засорение среды агентами, оказывающими лишь механическое воздействие без физико-химических последствий; химическое – изменение естественных химических свойств среды, в результате которого повышается среднемноголетнее колебание количества каких-либо веществ для рассматриваемого периода времени, или проникновение в среду веществ, нормально отсутствующих в ней или в концентрациях, превышающих норму.

Физическое и микробиологическое загрязнение окружающей среды

Загрязнение физическое подразделяется на: 1) тепловое (термальное), возникающее в результате повышения температуры среды главным образом в связи с промышленными выбросами нагретого воздуха, отходящих газов и воды; 2) световое – нарушение естественной освещённости местности в результате воздействия искусственных источников света, приводящее к аномалиям в жизни растений и животных; 3) шумовое, образующееся в результате увеличения интенсивности и повторяемости шума сверх природного уровня; 4) электромагнитное, появляющееся в результате изменения электромагнитных средств среды (от линии электропередачи, радио и телевидения, работы некоторых некоторых промышленных установок и т.п.), приводящее к глобальным и местным геофизическим аномалиям и изменениям в тонких биологических структурах; 5) радиоактивные, связанные с превышением естественного уровня содержания в среде радиоактивных веществ.

Загрязнение микробиологическое (микробное) – появление необычно большого количества микроорганизмов, связанное с массовым их размножением на антропогенных субстратах или средах, изменённых в ходе хозяйственной деятельности человека.

studfiles.net

Глава 5. Естественное и антропогенное загрязнение

окружающей среды ………..……………………………………….105

5.1. Химическое загрязнение……..…………………….. .. ……106 5.2. Физическое загрязнение… ………………………………121

5.3. Биологические загрязнения……………………… …………130

5.4. Экстремальные воздействия на биосферу…………… ……132

5.5. Контрольные вопросы………………………………………. ……………135

Глава 6. Изменения в биосфере и их влияние

на человеческое общество………….………………………………..136

6.1. Изменение природной среды…………………………………136

6.2. Проблемы урбанизации………………………………………139

6.3. Проблемы «бедных» и «богатых» стран ..…………………..142 6.4. Экологическая обстановка в России…………………………145

6.4.1.Природные факторы…… …………………………………….145

6.4.2.Качество воздушной среды…………………… …………….148

6.4.3.Состояние водных объектов…………………………………..149

6.4.4.Состояние ландшафтов и почвенного покрова……………151

6.5. Контрольные вопросы………………………………………………………158

Глава 7. Экологические кризисы, катастрофы.

Мера их опасности………… …………………………………………159

7.1. Основные элементы экологического кризиса….. ………….160

7.2. Особенности современного экологического кризис………..164

7.3. Экологические катастрофы…………………… …………… 167

7.4. Причины, порождающие экологические кризисы ……….. 168

7.5. Контрольные вопросы………………… …………………………………..173

Раздел 3. ПРИРОДООХРАННАЯ ПОЛИТИКА… ……………….175

Глава 8. Основы экологического права……… ……… …….175

8.1. Экологическое право: источники, определение и объекты 175

8.2. Система управления охраной окружающей среды……… ..183

8.3. Система управления качеством окружающей среды в

хозяйственной деятельности……..………… ………………190

8.4. Международное сотрудничество

в области охраны окружающей среды… … ……………………194

8.5. Контрольные вопросы………………………………. ………………….200

Глава 9. Экологические принципы рационального

использования природных ресурсов…………… …………….202

9.1.Принципы и законы природопользования………… ………203

9.2. Природные ресурсы, их классификация и

эколого-экономическая оценка……… .…………… ………… 208

9.3. Материальные и энергетические ресурсы..…… …………..212

9.4. Рациональное использование природных ресурсов……… .216

9.5.Контрольные вопросы……….. …………………………………………….219

Глава 10. Элементы системы управления качеством

окружающей среды… …………………………………………..220

10.1.Оценка воздействия на окружающую среду,

экологическая экспертиза и экологический аудит………………220

10.2. Нормирование в области охраны окружающей среды…… 223

10.3. Экологический мониторинг…………… ……………….228

10.4. Экологический контроль…………………………… …..236

10.5. Контрольные вопросы… ……………………………………………….240

Глава 11. Основы экономики природопользования… ………242

11.1Социально-экономические аспекты природопользования .242

11.2. Планирование природопользования………… ………….248

11.3. Методы и механизмы экономического регулирования … 253

11.4. Анализ эффективности природопользования ……………..258

 

11.5. Контрольные вопросы……………………………………………………264

Глава 12. Концепция устойчивого развития и новый уровень

деятельности людей …………………………………………..…266

12.1. Основные условия формирования концепции устойчивого

развития …… ……… ……………….266

12. 2. Начало пути к устойчивому развитию международное

сообщества ……………………… ……………………………….268

12.2.1.Дкларация по окружающей среде и развитию («Декларация

Рио»)………………………………………………………………………270

12.2.2.Повестка дня на ХХ1 век… …………………………………… 272

12.3. Социальные и экономические аспекты устойчивого развития 273

12.3.1. Социальные аспекты………………… …… ……………273

12.3.2. Экономические аспекты…………………… ………….…275

12.4. Мир после конференции в Рио де-Жанейро ………………………..277

12.4.1. Анализ ситуации ……………… ………………………… 280

12.4.2. Окружающая среда и социальные проблемы…… …… 314

12.4.3. Рреализация концепции устойчивого развития …………… 283

12.5. Контрольные вопросы……………. …. …………………………….285

Раздел 4. ИНЖЕНЕРНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ………… ……………………………….… 286

Глава 13. Защита атмосферы……… ………… ………… 286

13.1. Загрязнение атмосферы и контроль ее качества …………… .286

13.2. Классификация технологий защиты атмосферы ..290 13.3.Классификация средств защиты атмосферы ……………297

13.4. Системы комплексной очистки газопылевых выбросов..… … 302

13.5. Контрольные вопросы……………………….. ……………………………308

Глава 14. Защита гидросферы … ……………………………………..310

14.1.Показатели качества воды и их контроль ………… ………… 310

14.2.Промышленная классификация вод и систем водоснабжения.. 314

14.3.Технологии и средства защиты гидросферы …………… …….. 318 15.4. Примеры схем и систем защиты гидросферы……… ………..329 14.5.Контрольные вопросы………….. ………………………. ………………333

Глава 15. Защита литосферы ……………………………………….334

15.1.Классификация твердых отходов производства

и потребления ………………………………………………….….335

15.2 Основные направления охраны и защиты литосферы…….337

15.3.Технологии размещения отходов …………………………..338

16.3.1.Локальное размещение отходов……………………….338

16.3.2. Централизованное размещение отходов……….. …..339

15.4Технологии обезвреживания и утилизация отходов……… 341

15.5. Контрольные вопросы………………………………… ……………….343

Глава 16. Защита окружающей среды от физических воздействий 344

16.1. Защита от шума, инфразвука, вибраций …………………. 344

16.2. Защита от вибрации 348

16.3иЗащита от электромагнитных полей ………………………350

16.3. Защита от ионизирующих излучений………………………354

16.4. Контрольные вопросы…………………………………………………..357

Заключение………………………………………………… ……… …358

Библиографический список …………………………………..………… 362

Словарь основных терминов……………………….………….……………… 364

Список авторов 377

 

 

Введение

Экологические проблемы в последние годы стали оказывать все большее влияние на устойчивость процесса развития современной цивилизации. Острота этих проблем обусловлена массовым вовлечением природных ресурсов в сферу хозяйственной деятельности. Более того, опасные природные явления стали менее предсказуемы, рост запасенной энергии в объектах техносферы увеличил разрушительную силу опасных техногенных явлении, экономическая глобализация привела к еще большей нестабильности окружающей среды.

Существование любого общества обеспечивается не только простым воспроизводством материальных благ, но и увеличением их разнообразия, а также улучшением их качественного состояния. Процесс этот непрерывный и именно он предполагает использование расширяющегося спектра природных, материальных и энергетических ресурсов. При этом ресурсы любого вида преобразуются путем применения различных технологий в продукт потребления. Однако на этом не завершается жизненный цикл продукта. Он продолжает «жить» в другом качестве – либо в виде вторичного сырья, поступающего снова в производство, либо в виде отходов, возвращаемых в природную среду. Если иметь в виду, что современная цивилизация располагает сотнями тысяч технологий от добычи полезных ископаемых до производства необходимых для человека товаров и продуктов, то приведенная упрощенная схема весьма четко представляет процесс воспроизводства материальных благ, отражает процесс непрерывного обмена различных веществ и энергий между средой обитания человека и человеческим сообществом.

В ходе такого обмена общество оказывает постоянное и, большей частью, негативное воздействие на окружающую природную среду, так как все используемые вещества и виды энергии являются компонентами природной среды и взаимосвязаны друг с другом, формируя природную систему. Поэтому извлечение любого из них не только затрагивает всю систему, но и вызывает в ней возмущения различной значимости, последствия которых могут проявиться немедленно или в отдаленном будущем. Уровень таких, как правило, отрицательных последствий зависит от многих факторов и может оцениваться либо опытным путем, либо численно, но лишь в некоторых, весьма ограниченных случаях.

Деятельность человека в его взаимоотношениях с природой привела к настоящему времени к очевидным для большинства населения Земли преобразованиям условий его жизни. Эти преобразования или последствия человеческой (антропогенной) деятельности очень убедительно проявляются в следующем:

— изменяется ландшафт земной поверхности за счет вырубки лесов, распашки степей, мелиорации, создания искусственных озер, морей, больших городов и мегаполисов, строительства дорог и каналов, прокладки различных трасс и пр.;

— изменяется качественно состав природной среды, круговорот и баланс ее составляющих в результате изъятия полезных ископаемых, а также привнесения в нее не только известных, но и новых, ранее неизвестных природе компонентов, загрязняющих продукты питания, среду обитания и организмы ее населяющие;

— изменяется тепловой баланс Земли за счет накопления в атмо- сфере пыли и газов, создающих «парниковый эффект»;

— изменяется состав животного и растительного миров за счет снижения биоразнообразия на видовом, популяционном и экосистемном уровнях в результате как прямого истребления животных и растений, так и отрицательного воздействия на них измененной антропогенной среды, а также благодаря созданию новых пород животных и сортов растений и их перемещения на новые места обитания;

— изменяются условия протекания природных процессов, их скорость, направленность, степень завершенности, что обусловлено преобразованиями ландшафтов, нарушениями режимов водотоков, атмосферных процессов и др.;

— изменяются связи в природных системах между их структурами и составляющими их компонентами, включая и видовое разнообразие флоры и фауны. Этот процесс находится в прямой зависимости от загрязнения среды, изъятия ресурсов органического и неорганического мира, преобразования ландшафтов.

Появление локальных, региональных, глобальных изменений в окружающей нас природной среде и требующих своего разрешения экологических проблем, прежде всего, обусловлено, в частности, следующими причинами:

— доведением до предела, а в некоторых случаях исчерпанием способности природы к самоочищению и саморегуляции, а также к значительному сокращению запасов полезных ископаемых в силу ограниченности и невосполнимости этих ресурсов;

— несовершенством подавляющего большинства используемых технологий в промышленности и сфере услуг из-за чего 90-95% используемых природных ресурсов поступает в отходы и лишь 5-10% полезно используется для удовлетворения потребностей населения;

— недостатками в организационно-правовой и экономической деятельности государств и просчетами в экологическом воспитании и образовании жителей планеты. В результате этого у большинства населения Земли сформировалось и возрастает потребительское отношение к природе, а проблема охраны окружающей среды человечество волнует не в первую очередь.

Постепенно идея охраны природы от разрушения и повреждения ее со стороны человека переросла в форму борьбы за охрану и защиту окружающей природной среды.

Переход от чисто ресурсного подхода к пониманию необходимости сохранения естественной природы и стабильной окружающей среды начал осуществляться только во второй половине ХХ в. Своего рода точкой отсчета в осуществлении природоохранной деятельности, основанной на новом мышлении следует, считать резолюции Генеральной ассамблеи ООН и ЮНЕСКО, принятые в декабре 1968 г., идеи, которых были интегрированы в решения Стокгольмской конференции (1972 г.) в виде «Декларации принципов». Эта конференция рекомендовала в числе других мероприятий разработку международной и междисциплинарной образовательной программы. Итоги этой работы были подведены в Тбилиси на 1- ой Межправительственной конференции по образованию в области охраны окружающей среды (1977г.). В её решениях отмечено, что экологическое образование по своей значимости является с одной стороны этической нормой и с другой – правом каждого жителя планеты в приобретении знаний и умений, необходимых для охраны, защиты и улучшения окружающей среды. В документах конференции определена основная цель – экологическое образование должно быть направлено на формирование нового мировоззрения и сознания каждого гражданина и общества в целом. При этом следует в обязательном порядке учитывать важность взаимосвязей экономических, социальных, политических и экологических факторов. В том же документе подчеркивалось: процесс экологического образования должен быть непрерывным, постоянно обновляющимся, поскольку экологические проблемы и объем знаний меняются в пределах жизни одного поколения. Таким образом, по мере эволюции окружающей природной среды должно происходить совершенствование образования не только по содержанию и методам анализа знаний, но и их обобщению.

Через 10 лет в докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию отмечалось, что экологическое образование следует включить в программы всех уровней обучения, вовлекая в этот процесс население каждого государства планеты.

История прошедших со времени Тбилисской конференции лет убедительно показала, что незнание, непонимание экологических проблем препятствует становлению активного общественного мнения, движению «зеленых», способных противостоять экологически безответственным и пагубным решениям и действиям руководству предприятий, местных и региональных органов.

В Российской Федерации вопросам образования на всех уровнях обучения, а также и воспитания придается все большая экологическая направленность. Это актуально для каждого человека от рождения до ухода его из жизни. Меняются лишь акценты. В дошкольном возрасте превалирует воспитательный процесс, в школьном и вузовском – образовательный, а во взрослом – сознательный.

Полнее осознать проблемы окружающей среды можно только благодаря широкому внедрению экологического образования в высшую школу ибо без подготовки высокообразованных в экологической области специалистов невозможно ни полноценное экологическое образование на всех этапах обучения, ни эффективная практическая деятельность по переводу материального производства на экологически безопасные, безотходные и малоотходные технологии, ни правильная ориентация экологических общественных движений, ни разработка оптимальной (эффективной) национальной и международной экологической политики.

Ограниченность экологических знаний персонала предприятий промышленности, транспорта и связи во многом определяет сложную, а в некоторых случаях и неблагоприятную экологическую обстановку в городах и районах страны. Для кардинального изменения положения в экологической подготовке бакалавров технического профиля во все учебные планы технических вузов России введена дисциплина «Экология», относящаяся к группе естественнонаучных. Целью этой дисциплины является формирование у студентов современного экологического мировоззрения и экологической культуры, понимание личной причастности к решению проблем охраны природы и устойчивого развития общества. Важной целью курса также является создание у студентов заинтересованности в непрерывном расширении своих знаний.

Учебник «Экология» подготовлен с учетом требований образовательных стандартов. Его содержание базируется на знаниях по биологии, химии, физике, географии и других наук. Во все главы учебника введены контрольные вопросы для проверки усвоенного материала. Приведенный библиографический список современной учебной литературы по широкому спектру проблем экологии, рациональному природопользованию и защите окружающей природной среды.

Данный учебник предназначен для первого этапа экологического образования в вузе; он призван решить задачу формирования мировоззрения нового ноосферного мышления, сущность которого может быть определена отношением человека к природе: «человек — не покоритель, а защитник природы». Этот жизненный принцип должен стать руководящим для каждого жителя Земли, своего рода базой знаний на пути совершенствования представлений в области охраны окружающей среды и природопользования. Только тогда, когда каждый гражданин на своем рабочем месте будет лично и осознанно участвовать в решении экологических проблем, можно будет надеяться на повышение экологической безопасности человека, организаций и государства.

Система непрерывного экологического образования способна обеспечить подготовку специалистов нового поколения, творчески применяющих экологические знания при решении практических задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Работа авторского коллектива над рукописью учебника была распределена среди его участников следующим образом: академиком РАН, проф., д.б.н. Большаковым В.Н. написаны гл. 1 и 2; доц., к.т.н. Островской А.В. – гл. 3, 4; доц., к.т.н. Коберниченко В.Г., доц., к.х.н.Струковой Л.В – гл.5; доц., к.т.н. Советкиным В.Л.- гл. 6 и 7; проф., д.э.н. Качаком В.В., проф., д.т.н. Ярошенко Ю.Г. – гл. 8, доц., к.э.н. Ходоровской И.Ю. – гл. 9 и 11; доц., к.т.н. Коберниченко В.Г. – гл.10, проф., проф., д.э.н. Качаком В.В., проф., д.т.н. Тягуновым Г.В. – гл.12; доц., к.т.н. Советкиным В.Л., проф., д.т.н. Ярошенко Ю.Г. – гл.13; доц., к.т.н. Советкиным В.Л.,– гл. 14; доц. к.т.н. Советкиным В.Л., проф., д.т.н. Ярошенко Ю.Г. – гл. 15, доц., к.т.н. В.Г.Коберниченко, проф., д.т.н. Тягуновым Г.В., – гл.16; проф., д.т.н. Ярошенко Ю.Г., проф., д.т.н. Тягуновым Г.В. – Введение, Заключение; «Словарь основных терминов» составлен Советкиным В.Л. и Ярошенко Ю.Г. Научное редактирование осуществлено проф., д.т.н. Тягуновым Г.В, проф., д.т.н. Ярошенко Ю.Г.

Создание учебника по такой сложной дисциплине, как «Экология», стало возможным благодаря постоянной поддержке со стороны коллег по университету, с которыми обсуждались не только вопросы содержания курса, но и методики их изложения. Авторы выражают коллегам свою искреннюю, глубокую благодарность за предложения, которые были сделаны при подготовке рукописи к печати. Настоящий учебник написан для студентов всех специальностей технических учебных заведений и представляет собой адартированный курс для бакалавров. С выходом в свет учебника, работа над ним не заканчивается. Авторы будут признательны и благодарны за все замечания, направленные на улучшение содержания учебника и формы представления материала. Предложения просим высылать проф. Г.В.Тягунову по почте: 620 002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19, Уральский федеральный университет им.первого Президента России Б.Н.Ельцина, по факсу: (343)-374-38-84.

 

 




infopedia.su

37.Естественные и антропогенные факторы загрязнения почвы и их

источники. Воздействие человека на почву – составная часть общего влияния человеческого общества на земную кору и ее верхний слой, на природу в целом, особенно возросшее в век научно-технической революции. При этом не только усиливается взаимодействие человека с землей, но и меняются основные черты взаимодействия. Проблема «почва – человек» осложняется урбанизацией, все большим использованием земель, их ресурсов для индустриального и жилищного строительства, ростом потребностей в продуктах питания. По воле человека изменяется характер почвы, меняются факторы почвообразования – рельеф, микроклимат, появляются новые реки и т.д. Под влиянием промышленных и сельскохозяйственных загрязнений изменяются свойства почвы и почвообразовательные процессы, потенциальное плодородие, снижается технологическая и питательная ценность сельскохозяйственной продукции и т.д.

Эрозия почв, разрушение почв под действием ветра, воды, техники и

ирригации. Наиболее опасна водная эрозия — смыв почвы талыми, дождевыми и

ливневыми водами. Водные эрозии отмечаются при крутизне уже 1-2°. Водной

эрозии способствует уничтожение лесов, вспашка по склону.

Ветровая эрозия характеризуется выносом ветром наиболее мелких частей.

Ветровой эрозии способствует уничтожение растительности на территориях с

недостаточной влажностью, сильными ветрами, непрерывным выпасом скота. исходит потеря почвы.

Самое разрушительное влияние на почву оказывает эрозия, т. е. процесс

захватывания частиц почвы и их выноса водой (водяная эрозия) или ветром

(ветровая эрозия). Вынос может быть медленным и слабым, когда почва

медленно выдувается в ходе ветровой эрозии, и катастрофическим, когда

водная эрозия образует глубокие овраги после сильного ливня (овражная

эрозия). Растительный покров или естественный опал (опавшие листья)

обеспечивают защиту земли от всех видов эрозии. Водная эрозия начинается с

капельной эрозии — действия ударов дождевых капель; равномерное смывание

почвы с поверхности называется плоскостной эрозией. Для удержания воды и

биогенов в почве важнее всего гумус и глина, удаление которых за счет

эрозии приводит к опустыниванию почвы.

38.Значение миграции и круговорота загрязняющих веществ.

Миграция загрязнения

процесс переноса и перераспределения в атмосфере, гидросфере и литосфере химических элементов, твердых и жидких аэрозолей и газов, независимо от природы происходящих процессов и агентов, их вызывающих: ионная диффузия, перенос поверхностными и подземными водами, газами, при катастрофических взрывах и др. М.З. может возникать в результате естественных природных причин (загрязнение подземных вод нефтепродуктами, выпадение газов и аэрозолей при извержении вулканов, концентрация метана в горных выработках и др.). Миграция техногенных веществ часто нарушает нормальный ход (объемы, скорость) естественного круговорота веществ в природе. Миграция химических элементов-загрязнителей, поступающих в окружающую среду при функционировании различных отраслей экономики, связана с биогеохимическими круговоротами веществ, в которые вмешался человек. За счет этого увеличилась не только масса мигрирующих веществ, но в этот процесс включились новые, не существующие в природе вещества, что сопровождается различными экологическими нарушениями .

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *