Назначение основных узлов и систем

 

Основными частями любой боевой машины, обеспечивающими их подвижность, являются силовая установка, трансмиссия и ходовая часть.

Силовая установка состоит из двигателя и обслуживающих его систем: питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения и облегчения пуска двигателя.

Двигатель является источником механической энергии. На современных боевых машинах применяются двигатели внутреннего сгорания трех типов: карбюраторные, дизельные и газотурбинные.

Дизели широко применяются на современных боевых машинах, так как они являются более экономичными по сравнению с карбюраторными двигателями.

Основными достоинствами газотурбинных двигателей являются простота конструкции, облегченный запуск при низких температурах.

Система питания топливомпредназначена для хранения, очистки и подачи топлива в цилиндры двигателя.

Система питания воздухом служит для забора воздуха из атмосферы, его очистки от пыли и подачи к цилиндрам двигателя.

Система смазки предназначена для хранения, очистки и подачи масла к трущимся поверхностям деталей и узлов двигателя.

Система охлаждения предназначена для отвода избыточного тепла от деталей двигателя и поддержания температуры этих деталей в необходимых пределах. Применяемая охлаждающая жидкость: летом – вода с трехкомпонентной присадкой (присадка предохраняет детали системы охлаждения от коррозии и образования накипи), зимой – антифриз марки «40» или «65».

Система облегчения пуска двигателя предназначена для подогрева двигателя, системы смазки, системы охлаждения при низких температурах окружающей среды.

Трансмиссией называется совокупность агрегатов и механизмов, передающих энергию от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам.

Трансмиссия состоит из следующих узлов: главного фрикциона (сцепления), коробки передач, механизма поворота (для гусеничных машин) и бортовых редукторов (колесных редукторов).

Главный фрикцион (сцепление) размещается между двигателем и коробкой передач и предназначен для отключения двигателя от коробки передач при переключении передач, для остановки машины и плавного трогания с места, для предохранения агрегатов трансмиссии и двигателя от перегрузок при резком изменении нагрузок на ведущих колесах.

Коробка передач предназначена для изменения передаточных чисел между двигателем и ведущими колесами с целью изменения тяговых усилий и скоростей движения машины в больших пределах, чем это может быть обеспечено за счет изменения режимов работы двигателя.

Механизм поворота гусеничных машин предназначен для осуществления поворота за счет изменения скоростей движения гусениц. Поворот колесных машин осуществляется за счет изменения положения передних колес по сравнению с прямолинейным движением.

Бортовые редукторы (колесные редукторы) предназначены для постоянного увеличения крутящего момента, подводимого к ведущим колесам, с целью уменьшения габаритов коробки передач и механизма поворота.

Ходовой частью называется совокупность деталей и узлов, обеспечивающих опору машины на грунт и, за счет их взаимодействия с внешней средой, ее движение.

Ходовая часть боевой машины состоит из подвески и движителя.

Подвеской называется совокупность узлов и деталей, соединяющих корпус машины с опорными катками (колесами). Подвеска предназначена для смягчения толчков и ударов, передаваемых на корпус, при движении по неровной дороге или местности.

Движитель предназначен для создания тяговых усилий и обеспечения движения машины.

В настоящее время на боевых машинах применяются: гусеничный движитель, колесный движитель, а на плавающих машинах – водоходный движитель.

В качестве водоходного движителя используются гусеницы машины (БМП) или гидрореактивный движитель – водомет (БТР).

 

1.2. Общее устройство бмп-2

 

1.2.1. Общая характеристика

 

Боевая машина пехоты БМП-2(рис.1.1) является гусеничной боевой машиной, имеющей вооружение, броневую защиту и высокую маневренность, и предназначена для повышения мобильности, вооруженности и защищенности пехоты, действующей на поле боя в обычных условиях или в условиях применения ракетно-ядерного оружия.

 

 

Рис.1.1. Боевая машина пехоты (вид слева и спереди)

 

Машина вооружена 30-мм автоматической пушкой 2А42 с двухленточным питанием, стабилизированной в двух плоскостях, спаренным с пушкой 7,62-мм пулеметом ПКТ и пусковой установкой для борьбы с бронированными целями из машины и вне ее.

Вооружение, установленное в БМП-2, позволяет вести борьбу с различными целями, включая танки и боевые вертолеты.

На машине установлены устройства, предназначенные для защиты экипажа и оборудования внутри машины от воздействия ударной волны и проникающей радиации при взрыве ядерных боеприпасов, для защиты от химического и бактериологического оружия, а также для защиты экипажа от радиоактивной пыли при движении машины по зараженной местности. Эти устройства составляют систему защиты от оружия массового поражения.

Для постановки дымовых завес в целях маскировки машина оборудована термодымовой аппаратурой и системой пуска дымовых гранат.

Для траления мин на машину может быть установлено тралящее оборудование.

Машина может преодолевать водные преграды на плаву, используя для передвижения гусеничный движитель, а также приспособлена для авиадесантирования.

Расчет машины состоит из десяти человек: экипаж три человека (командир, механик-водитель, оператор-наводчик) и семь стрелков-десантников. Десант может вести прицельный огонь из личного оружия через амбразуры машины, расположенные в десантном отделении и отделении управления.

 

Боевая и техническая характеристика БМП-2

 

Таблица 1.1

 

Наименование Параметры
Общие данные
Масса в боевом снаряжении, т 14+2%
Экипаж, человек 3(7)
Основные размеры, мм
Длина с пушкой вперёд, мм длина корпуса, мм ширина общая, мм ширина по гусеницам, мм высота общая, мм клиренс, мм
Вооружение
Пушка: Калибр, мм Скорострельность, выстр./мин Дальность прямого выстрела, м БПК/КУМ Наибольшая прицельная дальность, м Противотанковый комплекс Пулеметы: Спаренный с пушкой ПКТ, мм Сигнальный пистолет, мм 2А42 200-300 9К113М   7,62

 

 

Продолжение табл. 1.1

 

Наименование Параметры
Боекомплект
Пушечных выстрелов всего, шт Патронов к ПКТ, шт Патронов к бортовому ПК, шт Гранаты для РПГ-7, шт Ручных гранат Ф-1, шт Патронов к сигнальному пистолету, шт ПТУР 9М113М
Подвижность и проходимость
Скорость движения, км/час: — средняя по грунтовой дороге — максимальная по шоссе — на плаву Запас хода на основных топливных баках, км Емкость топливных баков, л Преодолеваемые препятствия: — максимальный угол подъема, град — ширина рва, м — высота стенки, м — глубина брода, м   40-50   2,5 0,7 Плав.
Силовая установка
Марка двигателя Тип двигателя     Мощность двигателя, л.с. УТД-20С1 6-ти цилиндровый, дизельный жидкостного охлаждения
Силовая передача
Тип     число передач (вперед + назад)   Механическая с планетарными механизмами поворота 5+1
Ходовая часть
Тип движителя     Тип подвески Гусеничный с передним расположением ведущих колес Независимая торсионная
Специальное оборудование
Система защиты от ОМП Противопожарное оборудование Средства маскировки ПАЗ ППО ТДА
Средства связи
Тип    
Диапазон рабочих частот, МГц

 

Приемопередающая, телефонная, ультракоротковолновая
20—51,5

 

   

Продолжение табл. 1.1

 

Наименование Параметры
Средства связи
Дальность связи, км: при включенном подавителе шумов
при выключенном подавителе шумов, не менее
Потребляемая мощность, Вт: при передаче, не более
при дежурном приеме, не более
  Переговорное устройство Тип  
Марка
Количество абонентов, шт.

Расположение аппаратов:

А-1 В нише башни справа от командира

А-2 В нише башни слева от оператора-наводчика

А-3 У механика-водителя слева на крыше

А-3 У переднего десантника слева на стенке отсека ФВУ

А-3 В нише левого борта в десантном отделении

А-4 В нише правого борта в десантном отделении

 
  До 13  
 
  Телефонное с электромагнит­ными ларингофонами
Р-124

 

 

1.2.2 Общая компоновка

 

По расположению механизмов и оборудования внутри машина условно разделена на четыре отделения (рис. 1.2): отделение управления, силовое отделение, боевое отделение и десантное отделение.

Отделение управления расположено в носовой левой части корпуса. Оно ограничено слева левым бортом машины, а справа – перегородкой силового отделения. В нем размещаются: сиденья механика-водителя (MB) и десантника (Д), органы управления машиной, контрольно-измерительные приборы, средства наблюдения, баллон сжатого воздуха и др.

Силовое отделение расположено в передней правой части корпуса и отделено от всей машины теплозвукоизоляционной перегородкой.

В силовом отделении размещены: силовая установка и агрегаты трансмиссии.

Боевое отделение расположено в средней части корпуса машины непосредственно за отделением управления и силовым отделением. Оно включает башню и часть корпуса до перегородки десантного отделения.

Силовое Боевое Десантное

отделение отделение отделение

Отделение управления

Рис. 1.2 Общая компоновка БМП-2.

 

В боевом отделении размещены: система управления огнем (СУО), боекомплект, место командира машины (справа от пушки) и место наводчика-оператора (слева от пушки).

Десантное отделение расположено в кормовой части машины. Оно ограничено бортовыми листами машины, кормовыми дверями и ограждением сидений десанта.

В десантном отделении размещены: два трехместных сиденья десанта, три топливных бака, две аккумуляторные батареи (АБ).

 

1.2.3 Корпус и башня

 

Корпус и башня служат для размещения и защиты экипажа, агрегатов, механизмов и систем машины.

Корпус(рис. 1.3) – сварной, из катанных броневых листов. В передней части корпуса размещается волноотражательный щиток. Носовая часть корпуса состоит из нижнего и верхнего наклонных броневых листов. В верхнем наклонном листе имеется большой люк для доступа к трансмиссии, закрытый ребристым листом. Бортовые листы корпуса состоят из трех частей: верхних, средних и нижних броневых листов. В кормовой части корпуса размещены двери (с топливными баками)для посадки и высадки десанта с топливными баками. В корме размещаются гидродинамические решеткиводоходного движителя.

Рис. 1.3. Корпус машины:

1 – водоотражательный щиток; 2 – ребристый лист; 3 – скоба; 4 – стопор; 5 – нижний наклонный лист; 6 – пробка отверстия для заправки маслом КП; 7 – крышка люка механика-водителя; 8 – крышка люка для доступа к двигателю; 9 – съемная крыша; 10 – колпак обратного клапана выброса воды носовым откачивающим насосом; 11 – пробка отверстия для заправки масляного бака; 12 – пробка отверстия для заправки охлаждающей жидкостью; 13 – сетки над жалюзи; 14 – сетка над заслонками эжектора; 15 – перегородка силового отделения; 16 – колпак обратного клапана выброса воды из силового отделения; 17 – рукоятка лючка для выброса газов из подогревателя; 18 – днище; 19 – кольцевой воздуховод; 20 – подбашенный лист; 21 – бортовой габаритный фонарь; 22, 50 – колпаки клапанов вытяжных вентиляторов; 23, 60 – шахты для ТНПО-170А; 24 – шахта для воздухозаборной трубы; 25, 33 – пробки отверстий для заправки топливных баков; 26 – крышка люка десантного отделения; 27 – торсион; 28 – полка крыла; 29 – кормовой габаритный фонарь; 30 – колпак обратного клапана выброса воды кормовым откачивающим насосом; 31 – дверь-бак; 32 – стоп-сигнал; 34 – защитный кожух прибора ТНПО-170А; 35 – броневая крышка амбразуры для стрельбы из автомата; 36 – сектор; 37 – буксирный крюк; 38 – стопор; 39 – проушина для крепления машины при транспортировании; 40 – отбойник; 41 – отверстие для кривошипа направляющего колеса; 42 – направляющий аппарат; 43 – направляющая очистителя; 44 – задняя часть крыла; 45 – кронштейн пружинного упора; 46 – кронштейн подвески; 47 – фланец для крепления поддерживающего катка; 48, 56 – броневые крышки амбразур для стрельбы из пулемета и автоматов; 49 – кронштейн резинового упора; 51 – поручень; 52 – средние части крыла; 53 – крышка люка для доступа к ФПТ; 54 – крышка люка десантника; 55 – колпак циклона ВЗУ; 57 – ограничитель; 58 – кронштейн крепления гидроамортизатора; 59 – отбойник гусеницы; 61 – передняя часть крыла; 62 – передний габаритный фонарь; 63 – поплавок; 64 – ограждение фары; 65 – штуцера; 66 – хомут; 67, 69 – проушины, 68 – бонка; 70 – платик.

 

В днище машины сделаны продольные выштамповки для обеспечения ему соответствующей жесткости. Кроме того, в днище сделан специальный люк для обслуживания двигателя, закрываемый крышкой. Имеется также ряд отверстий для слива эксплуатационных материалов, закрываемых пробками.

Крыша корпуса в передней части имеет съемный лист для доступа к двигателю. Над жалюзи системы охлаждения размещены защитные сетки. В крыше предусмотрены люки для посадки и высадки экипажа и десанта.

Башня машины(рис. 1.4) – конусообразной формы, сварена из стальных броневых листов. Она установлена на шариковой опоре на подбашенном листе корпуса. В передней части башни имеется амбразура для установки пушки и спаренного с ней пулемета. На башне размещается пусковая установка ПТУР, имеются люки наводчика и командира машины.

Рис. 1.4. Башня:

1 – кронштейн для фиксации крышки прицела 1ПЗ-3; 2 – плита для установки прицела 1ПЗ-3; 3 – бонка для установки коллиматора; 4 – болты крепления верхнего погона шариковой опоры; 5 – кольцо для установки люка командира; 6 – опорный лист; 7 – нижний погон шариковой опоры; 8 – фланец для крепления шаровой опоры пусковой установки; 9 – стойка для крепления колпачка антенны; 10 – стойка для крепления поплавка; 11 – кожух для установки антенного ввода радиостанции Р-123М; 12 – крышка люка оператора; 13 – крышка башни; 14 – скобы для установки ремней для крепления укрывочного чехла; 15 – задний сектор башни; 16 – шахты для приборов наблюдения ТНПО-170А; 17 – кронштейны для установки системы 902В; 18 – средний сектор башни; 19 – сетка; 20 – отверстие для установки прицела БПК-1-42; 21 – левый передний сектор; 22 – рым; 23 – кронштейн для установки коллиматора; 24 – лист передний; 25 – амбразура; 26 – кожух защитный; 27 – кронштейны для установки осветителя ОУ-5; 28 – рамка; 29 – правый передний сектор; 30 – кронштейн для установки лотка.

1.2.4 Техническая характеристика систем и узлов

Силовая установкаБМП-2 состоит из двигателя и обслуживающих его систем: питания топливом и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.

Двигатель – дизель четырехтактный, 6-цилиндровый V-образный, жидкостного охлаждения. Мощность двигателя – 220 кВт (300 л. с.).

Система питания топливом включает пять топливных баков. Общая заправочная емкость – 462 л. Топливные баки размещаются в десантном отделении. Каждый топливный бак имеет заправочную горловину.

Применяемое топливо: летом – дизельное марки ДЛ, зимой – дизельное марок ДЗ и ДА.

Система питания воздухом включает в себя воздухоочиститель с автоматическим эжекционным удалением пыли. Он крепится к днищу короба эжектора, расположенного в силовом отделении.

Система смазки – циркуляционная, комбинированная, под давлением и разбрызгиванием, с «сухим» картером. В систему смазки входит масляный бак емкостью 48 л. Емкость всей системы смазки 58 л.

Применяемое масло – МТ-16п.

Системы охлаждения и подогрева. Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией и эжекционным охлаждением радиаторов (без вентилятора).

Заправочная емкость системы: при заправке водой – 52 л; при заправке антифризом – 48 л.

Заправка системы осуществляется через заправочную горловину в расширительном бачке.

Система подогрева предназначена для подогрева двигателя при низких температурах. Основным узлом системы является подогреватель – форсуночный, с жаротрубным котлом. Он установлен в силовом отделении машины.

Система пуска. Основным видом пуска двигателя является пуск сжатым воздухом. Для этого в машине установлен один баллон со сжатым воздухом. Максимальное давление воздуха вбаллоне 15 МПа (150 кгс/см2). Баллон размещается в отделении управления.

Вспомогательной системой пуска является пуск электростартером.

Трансмиссия машины(рис. 1.2) состоит из главного фрикциона (ГФ), коробки передач (КП), двух механизмов поворота (ПМП) и двух бортовых редукторов (БР).

Главный фрикцион – двухдисковый, «сухой», с трением стали по фрикционному материалу, с рычажным механизмом выключения. Он размещается в общем картере с коробкой передач. Привод управления – гидравлический или пневматический.

Коробка передач – механическая, ступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен. Она обеспечивает пять передач переднего хода и одну – заднего хода. Привод управления – гидравлический (2, 3, 4 и 5-й передач) и механический (1-й передачи и передачи заднего хода).

Механизм поворота – двухступенчатый, планетарный. Он состоит из двух планетарных механизмов, размещенных в цилиндрических картерах, прикрепленных с обеих сторон к коробке передач.

Механизм поворота машины обеспечивает ее поворот и кратковременное увеличение тяговых усилий на ведущих колесах. Привод управления – гидравлический.

Бортовые редукторы – однорядные, планетарные с передаточным числом 1=5,5. Картеры бортовых редукторов крепятся к корпусу машины.

Ходовая часть.Гусеничный движитель состоит из двух гусениц, двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц, двенадцати опорных катков и шести поддерживающих катков.

Гусеницы – мелкозвенчатые, с резинометаллическим шарниром.

Подвеска – независимая, торсионная, с гидравлическими амортизаторами. Упругим элементом подвески являются торсионные валы. Они представляют собой длинные стальные стержни цилиндрической формы. Одним концом торсионный вал соединяется с балансиром, а вторым – с корпусом машины. Гидравлические амортизаторы служат для гашения колебаний машины, возникающих при ее движении. На машине установлено шесть амортизаторов на первых, вторых и задних опорных катках.

 

1.3. Общее устройство бтр-80

 

1.3.1. Общая характеристика

 

Бронетранспортер БТР-80 (рис.1.5) представляет собой боевую колесную плавающую машину, обладающую вооружением, броневой защитой и высокой подвижностью. Он предназначен для использования в мотострелковых подразделениях Сухопутных войск.

Бронетранспортер оборудован десятью посадочными местами для размещения отделения в составе командира отделения (машины), механика-водителя, наводчика и семи мотострелков.

В башне бронетранспортера размещается пулеметная установка, состоящая из 14,5-мм и 7,62-мм пулеметов. В корпусе имеются лючки для стрельбы из автоматов.

На машине применены устройства, предназначенные для защиты экипажа, десанта и внутреннего оборудования от воздействия ударной волны и проникающей радиации при взрыве ядерных боеприпасов, для защиты от химического и биологического оружия, а также для защиты от радиоактивной пыли при движении машины по радиоактивно зараженной местности.

Бронетранспортер – четырехосная, восьмиколесная машина со всеми ведущими колесами, способная передвигаться за танками, преодолевать сходу окопы, траншеи и водные преграды.

Машина оборудована системой запуска дымовых гранат для постановки дымовых завес с целью маскировки.

Для тушения пожара в машине имеется противопожарное оборудование.

Бронетранспортер приспособлен для авиатранспортирования.

 

Рис.1.5. БТР-80 (вид справа и спереди)

 

Боевая и техническая характеристика БТР-80

 

Таблица 1.2

 

Наименование Параметры
Общие данные
Масса в боевом снаряжении, т 13,6
Экипаж, человек 3(7)
Основные размеры, мм
длина корпуса, мм ширина общая, мм высота общая, мм клиренс, мм  

Продолжение таблицы 1.2

 

Наименование Параметры
Вооружение
Пулемет КПВТ, калибр, мм Пулемет ПКТ, калибр, мм 14,5 7,62
Боекомплект
Патронов к КПВТ, шт Патронов к ПКТ, шт Ручных гранат Ф-1, шт
Подвижность и проходимость
Скорость движения, км/час: — максимальная по шоссе — на плаву Запас хода по шоссе, км Емкость топливных баков, л Преодолеваемые препятствия: — максимальный угол подъема, град — ширина рва, м — высота стенки, м — глубина брода, м     2,0 0,5 Плав.
Силовая установка
Марка двигателя Тип двигателя     Мощность двигателя, л.с. КАМАЗ-7403 8-ти цилиндровый, дизельный жидкостного охлаждения
Трансмиссия
тип   число передач ( вперед + назад ) Механическая ступенчатая 5+1
Ходовая часть
Тип движителя   Тип подвески колесный со всеми ведущими колесами Независимая торсионная
Специальное оборудование
Система защиты от ОМП Противопожарное оборудование Средства маскировки ПАЗ ППО ТДА
Средства связи
Радиостанция: — тип — дальность, км Переговорное устройство: — тип   — количество абонентов   Р-123М (Р-173) УКВ Р-124 Телефонное с ларингофонами

1.3.2. Общая компоновка

По размещению оборудования внутри машина условно разделена на три отделения (рис. 1.6.): отделение управления, боевое отделение и силовое отделение.

Отделение управлениярасположено в передней части корпуса. В нем размещаются: сиденья командира и механика-водителя, органы управления машиной, контрольно-измерительные приборы, лебедка, средства наблюдения и связи.

Боевое отделениерасположено в средней части корпуса и занимает объем за спинками сидений командира и механика-водителя до перегородки силового отделения. В нем размещаются башенная пулеметная установка с сиденьем пулеметчика, два одноместных сиденья, два трехместных сиденья, боекомплект, ЗИП машины.

Силовое отделениерасположено в кормовой части корпуса и изолировано от боевого отделения герметичной перегородкой. В нем размещены: двигатель, агрегаты трансмиссии, радиаторы в блоке с вентилятором, топливные баки и другие узлы. Часть агрегатов трансмиссии размещается под листами пола машины.

 

Отделение Боевое Силовое

управления отделение отделение

 

 

Рис. 1.6. Общая компоновка БТР-80.

 

Снаружи машины размещаются: приборы освещения и сигнализации, пусковые устройства для запуска дымовых гранат, ящик ЗИП.

1.3.3. Корпус и башня

Корпус и башня машины служат для размещения экипажа и десанта, вооружения, агрегатов и механизмов и для защиты их от поражения огнем стрелкового оружия.

Корпуспредставляет собой жесткую конструкцию (рис. 1.7 1.8), сваренную из стальных броневых листов. Он состоит из носовой части, бортов, кормовой части, крыши и днища.

Рис. 1.7. Корпус машины (вид спереди и слева)

2, 10 и 12– амбразуры для стрельбы из автоматов; 4–крышки смотровых люков; 5 – гнездо прибора наблюдения ТКН-3; 6–гнездо прибора наблюдения ТНПО-115; 7– люк башенной установки; 8 и 9 – поручни; 10 –амбразура для стрельбы из пулемета; 13 – верхняя створка двери бокового люка; 14 – крышка люка фильтра ФВУ; 15 – швартовочный крюк; 16 и 18 – подножки; 17–нижняя створка двери бокового люка; 19– ограждение фары; 20–буксирный крюк; 21–крышка люка выдачи троса лебедки; 22– передние буфера

 

В носовой части расположены: люк лебедки, волноотражательный щит, смотровые люки.

По бортам корпуса имеются: амбразуры , бортовые двери десанта, люк доступа к ФВУ.

В кормовой части корпуса расположены: заслонка водометного движителя, крышки заправочных горловин топливных баков.

На крыше корпуса имеются: люк командира, люк механика-водителя, вырез башенной установки, верхние люки боевого отделения, люки над силовой установкой.

В днище машины имеются входное отверстие водометного движителя и отверстия для слива эксплуатационных материалов из систем двигателя и узлов трансмиссии.

 

Рис. 1.8. Корпус машины (вид сзади справа)

1– защитные щитки воздухоотвода; 2–скоба для буксирования на плаву; 4 – амбразура для стрельбы из пулемета; 5, 6 – поручни; 7, 9, 11 – амбразуры для стрельбы из автоматов; 8, 14 – подножки; 10 – верхняя створка двери бокового люка, 12– нижняя створка двери бокового люка; 13 – крышка ниши для аккумуляторных батарей; 15 – выходной канал заднего хода на плаву; 18 – штырь буксирного приспособления; 19 – съемный лист кормы; 20 – заслонка водометного движителя; 21– козырек отводящего патрубка водооткачивоющего электронасоса; 23 – крышка заправочной горловины топливного бака; 24 – гнездо заднего фонаря; 43– отверстие устройства для выпуска отработавших газов; 44 – колпак воздухозаборника двигателя; 45 – крышка верхнего люка боевого отделения; 46 – крышка лючка для стрельбы из автомата

 

Башнябронетранспортера (рис. 1.9) – конусообразной формы, сварена из стальных броневых листов. Она установлена на шариковой опоре над вырезом в подбашенном листе крыши корпуса машины. В передней части башни имеется амбразура для установки спаренных пулеметов.

 

Рис. 1.9. Башня бронетранспортера

 

1.3.4. Техническая характеристика систем и узлов

Силовая установка представляет собой комплекс агрегатов и узлов, состоящий из двигателя и обслуживающих его систем: питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения и облегчения пуска двигателя.

Двигатель – дизель, четырехтактный, 8-цилиндровый, V-образный, с турбокомпрессорным наддувом, жидкостного охлаждения. Мощность двигателя–191 кВт (260 л. с.). На машине может быть установлен такой же двигатель, но без турбокомпрессорного наддува мощностью 154,5 кВт (210 л. с.).

Система питания топливом. В системе питания БТР-80 применяется дизельное топливо. В зависимости от условий эксплуатации используется четыре марки топлива: летнее и три марки зимнего: зимнее до температуры воздуха –20° С, зимнее до –30° С и арктическое до –50° С. В систему питания входят два топливных бака, размещенные в корме машины, общей емкостью 300 л.

Система питания воздухом. Основным узлом системы является воздушный фильтр с автоматической эжекционной очисткой его от пыли.

Система смазки – комбинированная, под давлением и разбрызгиванием, с «мокрым» картером (т. е. нижняя часть картера двигателя является емкостью для масла). Масло в систему заправляется через заливную горловину картера двигателя и проверяется щупом. Заправочная емкость системы – 28 л. Применяемое масло: летом – М-10Г2К, зимой – М-8Г2К.

Система охлаждения – жидкостная, вентиляторная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Заправочная емкость: при заправке водой 50 л, при заправке антифризом 49 л.

Заправка системы осуществляется через заливную горловину радиатора.

Система облегчения пуска двигателя состоит из двух частей: электрофакельного устройства и подогревателя. Электрофакельное устройство предназначено для подогрева воздуха во впускных трубопроводах двигателя во время его пуска.

Подогреватель служит для подогрева охлаждающей жидкости в условиях низких температур. Подогреватель смонтирован на двигателе машины.

Трансмиссия БТР-80 – механическая, ступенчатая. Она состоит из следующих агрегатов и узлов (рис. 1.10): главного фрикциона 1, коробки передач 2, раздаточной коробки 3, карданных передач 4, мостов 5, колесных редукторов 6, узлов привода насоса водомета 8, узлов привода лебедки 7.

Главный фрикцион – «сухой», двухдисковый, с трением стали по фрикционному материалу, с гидравлическим приводом управления.

Коробка передач – механическая, пятиступенчатая, с механическим приводом управления.

 

 

Рис. 1.10. Схема трансмиссии БТР-80.

1 – редуктор лебедки; 2 – передний карданный вал привода лебедки; 3 – карданный вал привода колесного редуктора; 4 – колесный редуктор; 5 – задний карданный вал привода лебедки; 6 – карданный вал привода третьего моста; 7 – промежуточный карданный вал; 8 – передний карданный вал привода водометного движителя; 9 – промежуточная опора карданной передачи на водометный движитель; 10 – коробка передач; 11 – задний карданный вал привода водометного движителя; 12 – сцепление; 13 – редуктор водометного движителя; 14 – вал гребного винта; 15 – двигатель; 16 – гребной винт; 17 – четвертый мост; 18 – задний карданный вал привода четвертого моста; 19 –промежуточная опора карданной передачи на четвертый мост; 20 – третий мост; 21 – передний карданный вал привода четвертого моста; 22 – раздаточная коробка; 23 – карданный вал привода второго моста; 24 – второй мост; 25 – задний карданный вал привода первого моста; 26 – промежуточная опора карданной передачи на первый мост; 27 – передний карданный вал привода первого моста; 28 –первый мост

 

Раздаточная коробка предназначена для передачи мощности от коробки передач на ведущие мосты, водометный движитель и лебедку. Она размещается под сиденьями десанта.

Раздаточная коробка – механическая, двухступенчатая, с отбором мощности на водометный движитель и лебедку, с тормозными узлами стояночной тормозной системы. Привод управления – механический, четырехрычажный.

Карданные передачи служат для соединения между собой отдельных агрегатов, расположенных в разных местах машины. Карданные передачи имеют шарниры с игольчатыми подшипниками и телескопические шлицевые соединения.

Мосты предназначены для передачи мощности к колесным редукторам. На машине установлено четыре ведущих моста со специальными кулачковыми дифференциалами.

Колесные редукторы представляют собой одноступенчатую передачу, состоящую из двух цилиндрических шестерен. Они размещены в ступицах опорных колес.

Ходовая часть состоит из колесного движителя и подвески. Колесный движитель состоит из восьми ведущих колес. Колеса съемные, с разъемным ободом. Шины бескамерные, с регулируемым давлением.

Давление воздуха в шинах в зависимости от дорожных условий и скорости движения машины регулируется в пределах от 300 до 50 кПа (от 3,0 до 0,5 кгс/см2).

Подвеска – независимая, торсионная, с гидравлическими телескопическими амортизаторами.

Водоходный движитель БТР-80 представляет собой один водомет с осевым насосом, расположенный в кормовой части машины.

Управление колесным движителем и водометом осуществляется при помощи рулевого механизма.

Рулевое управление предназначено для обеспечения движения машины в заданном направлении.

Поворот машины при движении на суше осуществляется поворотом колес двух передних мостов, а на плаву – одновременным поворотом водяных рулей, заслонок и колес.

Рулевой механизм – механический, с гидравлическим усилителемо.

 

Контрольные вопросы

 

1. Назначение боевой машины пехоты БМП-2 и БТР-80.

2. Боевая и техническая характеристика БМП-2.

3. Боевая и техническая характеристика БТР-80.

4. Компоновка БМП-2.

5. Компоновка БТР-80.

6. Размещение экипажа и десанта в БМП-2.

7. Размещение экипажа и десанта в БТР-80.

8. Общее устройство корпуса и башни БМП-2.

9. Общее устройство корпуса и башни БТР-80.

10. Правила пользования люком механика-водителя БМП-2 и БТР-80.

11. Правила пользования дверями и люками корпуса БМП-2, БТР-80.

12. Правила пользования крышей над силовым отделением БМП-2.

13. Расположение приборов наблюдения, агрегатов и узлов, внутреннего оборудования в отделении управления БМП-2, БТР-80.

14. Расположение и крепление вооружения, боекомплекта, приборов наблюдения и прицеливания, агрегатов и узлов стабилизатора вооружения, внутреннего оборудования в боевом отделении БМП-2.

15. Расположение и крепление вооружения, боекомплекта, приборов наблюдения и прицеливания, внутреннего оборудования в боевом отделении БТР-80.

16. Расположение и крепление систем силовой установки и силовой передачи в силовом отделении БМП-2.

17. Расположение и крепление систем силовой установки и трансмиссии БТР-80.

 

 




infopedia.su

Памятка экипажу по эксплуатации боевой машины пехоты БМП-2

О книге : Памятка экипажу по эксплуатации боевой машины пехоты БМП-2, обслуживание, эксплуатация, вождение, подготовка к стрельбе, основные системы БМП-2. Издание 1986 года.
Формат книги : файл pdf в архиве zip
Страниц : 106
Язык : Русский
Размер : 22,3 мб
Скачать книгу : бесплатно, без ограничений, на нормальной скорости, без логинов и паролей

Настоящая памятка экипажу по эксплуатации боевой машины пехоты БМП-2 содержит указания по основным вопросам эксплуатации машины и является справочным пособием для экипажа. Памятка состоит из следующих разделов. 

1. Общие требования безопасности.

В разделе изложены основные правила техники безопасности, которые необходимо соблюдать в процессе эксплуатации БМП.

2. Подготовка вооружения к стрельбе и обращение с ним при стрельбе.

В разделе изложены подготовка вооружения, приборов прицеливания к стрельбе, требования безопасности при работе с вооружением БМП.

3. Вождение.

В разделе изложены порядок подготовки БМП к движению, правила управления машиной в движении, особенности вождения машины в различных условиях погоды и местности, при преодолении водных преград, а также эвакуация и буксирование машины.

4. Использование специального оборудования.

В разделе изложены правила использования систем защиты, ППО, ТДА и средств связи БМП.

5. Особенности эксплуатации боевой машины пехоты БМП-2 в летних и зимних условиях.

В разделе .изложены порядок подготовки машины к летной эксплуатация, правила эксплуатации в летних условиях, а также подготовка к зимней эксплуатации и правила эксплуатации в зимних условиях.

6. Техническое обслуживание БМП-2.

В разделе изложены перечень работ, выполняемых при каждом виде технического обслуживании БМП, а также технологический порядок выполнения работ по техническому обслуживанию машин и меры безопасности.

7. Хранение БМП-2.

В разделе указывается, какие машины подлежат постановке на хранение и каким документом требуется пользоваться для постановки, содержания, и снятия машин с хранения.

8. Транспортирование машины.

В разделе изложены порядок подготовки БМП к погрузке, погрузка, крепление, разгрузка и требования безопасности при погрузочных и разгрузочных работах.

9. Возможные неисправности боевой машины пехоты БМП-2.

В разделе изложены наиболее характерные возможные неисправности вооружения, двигателя и его систем, трансмиссии, ходовой части, электрооборудования, радиостанции, системы пуска дымовых гранат, пневмосистемы, системы ППО, системы ТДА, системы защиты и способы их устранения.

В приложении изложены перечни основных эксплуатационных регулировочных параметров агрегатов и механизмов БМП, основные и дублирующие марки топлива, масел и специальных жидкостей, нормы заправки систем и агрегатов.

survival.com.ua

БМП-2: Будет Меньше Пробок — Автоцентр.ua

Наверное, многие по примеру Михаила Жванецкого хотели бы купить себе танк (есть у него такой монолог). Ну, или хотя бы БМП. Кстати, боевая машина пехоты даже предпочтительнее. О ее преимуществах по сравнению с танком и другими транспортными средствами мы и поговорим…

Наверное, многие по примеру Михаила Жванецкого хотели бы купить себе танк (есть у него такой монолог). Ну, или хотя бы БМП. Кстати, боевая машина пехоты даже предпочтительнее. О ее преимуществах по сравнению с танком и другими транспортными средствами мы и поговорим…

Насколько удачная машина эта боевая машина пехоты! Проходимость поразительная. А масса и внешность даже владельца Hummer превратят в «простого смертного» на «Запорожце». Для особо несговорчивых есть весомые аргументы в виде пулемета и пушки. По сравнению с танком боевая машина по-минивэновски вместительная. Еще бы, ведь здесь размещаются десять человек. Да все с оружием.

Не подвластна веяниям моды

Внешность боевой машины нельзя назвать образцом элегантности и изящества. Да и зачем ей все это? Главное, в ней ощущаются неприкрытая сила, угроза и мощь. Дизайн БМП-2 разрабатывали «кутюрье» Курганского машиностроительного завода, специализирующиеся на «пошиве» военной «униформы». Кстати, машина появилась еще в далеких 60-х под именем БМП-1. После модернизации, проведенной в 1974 году конструкторским бюро Курганмашзавода, появилась БМП-2, а в 1980-м она была принята на вооружение Советской Армии. Новшества заключались в установке более современного оснащения. Чтобы его разместить, для БМП-2 специально разработали двухместную башню. А вот десантный отсек уменьшился с семи- до шестиместного. Под капотом же модернизированной машины появился новый турбодизель УТД 20С1.

Боевая машина в прямом смысле слова способна пробивать себе дорогу корпусом. Кстати, для его перекраски не понадобятся специальные покрасочные камеры и оборудование. В зависимости от условий эксплуатации БМП-2 может быть выкрашен в цвет хаки (как тестируемый) летом и стать белым, как снег, зимой. В жаркой пустыне машине легко придать песочный камуфляж, в лесу – зеленый. К тому же по корпусу часто ходят в грязной обуви. К слову, иной раз машина специально «прячется» за дымовой завесой, для этого БМП-2 оборудована специальной термодымовой аппаратурой. Так что не стоит особо уделять внимание качеству покраски. Тем более что так же, как шрамы украшают мужчину, боевой машине «к лицу» вмятины и разрывы металла. Кстати, сквозь некоторые из них просматривается пенопластовая прослойка в крыльях. И служит она отнюдь не для утепления салона, а для обеспечения лучшей плавучести. Но об этом чуть позже…

Усаживаясь на место механика-водителя, стрелка, оператора-наводчика или командира, приходится нырять в узкий люк и топтаться по сиденьям. Так что шикарный вечерний костюм лучше оставить дома. Жаль, так хотелось подъехать на званую вечеринку, скрежеща гусеницами по асфальту, а затем лихо крутанувшись на месте, припарковаться между лощеными кузовами дорогих иномарок, да с компанией вооруженных друзей. Кстати, им с посадкой и высадкой проще. В расположенное в кормовой части десантное отделение попасть довольно легко: для этого есть задние распашные двери (в них, кстати, размещены дополнительные емкости для горючего) и четыре люка в верхней части корпуса.

Легким движением руки…

Управляя БМП-2, можно поднять сиденье механика-водителя в верхнее положение и сидеть, высунувшись над броней, или опустить в нижнее, но тогда смотреть придется через триплексы, расположенные вокруг люка. Обзор, конечно, неважный. Но контролировать правый передний габарит помогает, например, расположенная с краю корпуса фара. А вот обзора назад попросту нет. О каких-либо помехах «за кормой» предупреждает разве что сидящий сзади десантник-оператор.

В отличие от автомобилей, в БМП-2 электрический стартер служит для резервного пуска двигателя. В обычных условиях для этого применяется сжатый воздух, а в наиболее сложных можно использовать оба устройства одновременно.

К органам управления привыкаешь быстро. Под ногами знакомый педальный узел – сцепление, тормоз, газ, все педали довольно легкие и не слишком информативные.

Начинать движение следует со второй пониженной передачи. «Вилка» коробки такая же, как в обычной машине. Рычаги 5-ступенчатой механической КПП и «раздатки» расположены на рулевой колонке, как в большинстве американских авто. Главное – привыкнуть «шевелить» рычагами в вертикальной плоскости.

Справиться с этой тяжелой военной техникой не составляет труда. Два планетарных механизма поворота обеспечивают БМП-2 отличную маневренность. Поворот боевой машины осуществляется посредством штурвала, похожего на руль велосипеда или мотоцикла. Он очень чувствительный, легкий и острый (всего полоборота!), а потому во избежание курсового рысканья требует осторожного обращения. Хотя больше бояться должны другие. Против лома нет приема! И броня наша крепка! А достаточно повернуть штурвал на 90 градусов, и БМП-2 начинает разворачиваться практически на месте.

По бездорожью и водной глади

Кто бы мог подумать, что эта машина… переднеприводная! Тем не менее это так. В гусеничном движителе БМП-2 ведущими являются именно передние катки. Высокую скорость на суше (65 км/ч) машина развивает благодаря легким мелкозвенчатым тракам, соединенным резинометаллическими шарнирами. Гусеницы совершенно не боятся проколов и довольно «живучи», из строя они могут выйти, пожалуй, лишь вследствие прямого попадания снаряда или наезда на мину. В остальном главное не забывать их проверять и при необходимости подтягивать через каждые 1200 – 1300 км пробега.

Масивная подвеска выглядит впечатляюще. Впрочем, на поверку она оказывается очень комфортной. Небольшие неровности просто игнорируются. Гусеница принимает их форму, и толчки не передаются на кузов. Даже глубокие овраги и острые пики холмов боевая машина преодолевает очень мягко. Правда, при движении по пересеченной местности и при резком троганье и торможении продольная раскачка великовата. Но инерция тяжелого корпуса гасится уверенно.

Внушительные мощные гидроамортизаторы двойного действия не имеют жесткого закрепления и сделаны по принципу «качающейся свечи». Ход «стойки» довольно большой, а в конце стоит демпфер, но до него подвеска срабатывает редко, разве что при приземлениях после прыжков во время скоростного преодоления больших неровностей или десантирования с самолета. С такой ходовой проходимость БМП-2 просто поразительная! Куда там самым «навороченным» внедорожникам с их изменяемым дорожным просветом и блокировками. А что не «покорится» огромному 420-миллиметровому клиренсу боевой машины, будет раздавлено 14-тонной массой (боевой вес с экипажем, десантом и вооружением), притом без малейшего риска оторвать что-нибудь, ведь днище машины абсолютно гладкое. Удельное давление БМП-2 на грунт составляет всего 0,62 кг/см2. Благодаря этому машина уверенно передвигается и по песку, и по снегу, и по заболоченной местности. А специальные бортовые передачи способствуют увеличению крутящего момента на ведущих колесах.

В условиях бездорожья боевой машине по плечу 36-градусные подъемы, 0,7-метровые отвесные стенки и рвы шириной до 2,5 м. БМП-2 способна двигаться по склонам крутизной 30 градусов. Да и водная преграда для нее не помеха. Причем форсировать ее можно даже с ходу. При помощи пневмосистемы, включающей баллон со сжатым воздухом, воздушные редукторы и пневмокомпрессор, поднимается волноотражательный щиток, производится гидропневматическая очистка наружных стекол в приборах наблюдения механика-водителя и командира и выдвигается воздухозаборная труба, защищающая мотор от попадания воды. А ее проникновение в двигатель через воздухоочиститель и выпускные коллекторы предотвращают специальные автоматические клапаны. Проникшая же в корпус вода откачивается тремя насосами. Их производительности достаточно, чтобы БМП-2 сохранял плавучесть даже в случае небольшой пробоины. О состоянии ковриков и материалов отделки интерьера особо можно не беспокоиться – по причине отсутствия оных.

Для форсирования водных преград на БМП-2 не предусмотрено никакого специального двигателя. Зачем усложнять конструкцию, главные требования к которой – надежность в эксплуатации, простота обслуживания и высокая ремонтопригодность, и увеличивать массу транспортного средства? На плаву БМП-2 двигается за счет реакции потока воды, создаваемого нижними ветвями двигающихся гусениц. Кроме того, конструкция крыльев такова, что они направляют поток от верхних ветвей гусениц в обратную сторону. В результате по воде машина передвигается со скоростью 7 км/ч.

Новая жизнь боевой машины

Высокая маневренность, небольшие масса и размеры боевой машины делают ее малоуязвимой на поле боя. Легкость управления БМП-2 в сочетании с большим запасом хода по топливу, плавучестью, возможностью переброски по воздуху, высокой надежностью и простотой эксплуатации позволяют существенно расширить диапазон ее использования.

После очередной модернизации на боевую машину устанавливают автоматический гранатомет АГ-17, прицел наводчика БПК-3-42 с лазерным осветителем или прицел БПК-М с тепловизионным модулем, прибор наблюдения командира ТКН-АИ с лазерной активно-импульсной подсветкой, универсальный прибор механика-водителя ПМВ. Проведена и модернизация системы управления огнем дополнительного вооружения.

Современный БМП-2 обзавелся новым турбодизелем УДТ-23 мощностью 360 л. с., дополнительной броней, быстродействующей системой пожаротушения «Иней» и кондиционером КБМ-2. Обновлению подверглась и ходовая часть.

Сегодня на базе БМП-2 создается и специальная техника. Так называемый командирский вариант БМП-2К оснащается дополнительной навигационной и радиоаппаратурой. «Афганский» БМП-2Д отличается усиленным бронированием бортов, башни и днища, правда, в этом случае машина «разучивается» плавать. БМП-2 МПС – это стандартный БМП-2, только приспособленный для навешивания противоминных тралов КМТ-8 и КМТ-10.

 Комплектация
 Конструкция

Двигатель БМП-2 расположен в носовой части машины. В этом же отсеке находится масляный бак с котлом подогрева, блок системы охлаждения с воздухоочистителем, узлы топливной системы, компрессор, водооткачивающий насос и другое оборудование.

Слева от моторного отсека, разделенные тепло- и звукоизоляционной перегородкой, расположены отделения механика-водителя и стрелка. Места командира и оператора-наводчика расположены в центре машины (в башне). Они оборудованы вращающимися сиденьями. Тут же базируются штатное оружие БМП-2 и боекомплект, приборы наблюдения и стрельбы, а также вытяжной вентилятор.

Десантный отсек находится в корме. Он разделен основным топливным баком и контейнерами аккумуляторных батарей надвое. Здесь же размещаются ящики для продуктов, насосы водооткачивающей и термодымовой аппаратуры, воздуховоды для подачи очищенного воздуха десантникам, воздухозаборная труба, вентиляторы отсоса пороховых газов, укладки для гранатомета, ЗУР и другое оборудование. Использование ручного гранатомета РПГ-7 возможно через открытые люки в крыше десантного отделения. При необходимости действовать вне машины десант может легко извлечь оружие из амбразур.

Боевой расчет и оборудование БМП-2 защищены от пожара, затопления, воздействия обычных огневых средств, ядерного, химического и бактериологического оружия. Основной защитой служит круговое бронирование машины. Лобовая проекция корпуса и башни защищены от 23-миллиметрового бронебойного снаряда, бортовая – от бронебойной пули калибром 7,62 мм. В случае ядерного взрыва система защиты тут же останавливает двигатель, вентиляторы и нагнетатели, закрывает жалюзи, заслонки эжектора и клапаны вентиляторов башни и десантного отделения, отключает электропривод башни и включает в магистраль подачи воздуха фильтр-поглотитель.

 Против «Чебурашки» не попрешь

Более эффективному применению вооружения в бою способствует наличие в машине полупроводникового электропривода наведения башни, сочетающего большую скорость переброса башни с высокой плавностью наведения вооружения на цель.

«Чебурашка» – так ласково называют электромеханический двухплоскостной стабилизатор вооружения с наведением с пульта оператора-наводчика и дублированием с пульта командира. Это позволяет вести стрельбу как из пушки, так и из пулемета не только оператору-наводчику, но и командиру.

Для подготовки прицельной стрельбы из орудийно-пулеметного вооружения башни и наведения ПТУР на цель служит комбинированный бесподсветный прицел, с помощью которого ведется наблюдение и прицеливание в ночное время, не демаскируя машину осветителем. Наличие электрообогрева и пневмогидравлической очистки стекол позволяет использовать вооружение в мороз и непогоду.

 БМП-2
Общие данные
Типгусеничная, плавающая, авиатранспортабельная
Люков/мест (боевой расчет, чел.)8/10
Габариты, Д/Ш/В, мм6735/3150/2450
Клиренс, мм420
Полная боевая масса, т14
Кол-во/объем баков, л3/462
Защита
Лобовая проекция башни и корпуса, от23 мм бронебойного снаряда
Бортовая проекция, от7,62 мм бронебойной пули
Система защиты отОМП*
Средства защитыППО, ТДА**
Двигатель
Типтурбодизель с непоср. впрыск.
Расп. и к-во цил./кл. на цил.V6/2
Объем, см куб.15900
Мощн., кВт (л.с.)/об/мин220(300)/2600
Трансмиссия
Тип приводапередний
КППмех. 5-ст.
Преодолеваемые препятствия
Высота отвесной стенки, м0,7
Ширина рва, м2,5
Глубина брода, мплавает
Максимальный угол подъема/крена, град.36/30
Ходовая часть
Подвеска правая/леваяторсионная с телескопическими гидроамортизаторами
Гусеницымелкозвенчатой конструкции траков, с резинометаллическими шарнирами
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость по шоссе/на плаву, км/ч65/7
Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч40 – 50
Запас хода, км500 – 600
Контрольный осмотрперед выходом/через 2-3 ч движения
Ежедневное ТОпо возвращению в парк
Сезонное ТОпри переходе на соответств. режим эксплуатации
Периодичность ТО, км/часов2500/5
Цена тестируемого БМП-2военная тайна
Цена баз. версиивоенная тайна
* ОМП – оружие массового поражения
**ППО – противопожарное оборудование, ТДА – термодымовая аппаратура

Дмитрий Чабан
Фото Владислава Бойко

Редакция благодарит командование Деснянского учебного центра за предоставленный на тест БМП-2

На время теста мы не стали страховать боевую машину пехоты. Зачем?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.autocentre.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *