Тральщики проекта 12700 «Александрит» и их возможности

25 апреля 2018 года состоялась церемония спуска на воду очередного базового тральщика проекта 12700 шифр «Александрит». Тральщик был спроектирован Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» для ВМФ России и относится к новому поколению кораблей противоминной обороны (ПМО). Корабль предназначен для поиска и уничтожения морских мин в акваториях военно-морских баз на безопасной для корабля дистанции.
Головной тральщик «Александр Обухов», который был спущен на воду 27 июня 2014 года и вступил в строй 9 декабря 2016 года, полностью подтвердил все заложенные в проект тактико-технические характеристики. Об этом журналистам рассказал заместитель главнокомандующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, который присутствовал на церемонии спуска на воду третьего тральщика данного типа (второго серийного) «Иван Антонов». Первый серийный корабль «Георгий Курбатов» был заложен 24 апреля 2015 года, однако в июне 2016 года пострадал от пожара, корабль все еще строится, ориентировочно он будет спущен на воду в 2019 году.
Всего для нужд ВМФ России законтрактовано 10 кораблей проекта 12700, вместо изначально запланированных 8 кораблей, при этом сроки ввода в строй последнего тральщика серии были сдвинуты на 2027 год. По словам Виктора Бурсука, тральщики типа «Александрит» будут присутствовать на всех флотах. Головной корабль «Александр Обухов» в настоящее время несет службу на Балтийском флоте, а второй построенный и спущенный на воду корабль «Иван Антонов» войдет в состав Черноморского флота России. Испытания «Ивана Антонова» планируется начать осенью 2018 года.
Невидимый для магнитных взрывателей морских мин стеклопластиковый корпус нового корабля, современная противоминная система и высокая маневренность делают тральщики проекта 12700 стратегически важными кораблями для российского флота. Базовые тральщики данного проекта могут применяться как для расчистки безопасных коридоров в минных полях, так и для поиска одиночных дрейфующих морских мин, мешающих судоходству.
Тральщик предназначен для обнаружения и уничтожения мин всех типов; противоминной защиты баз, прибрежных морских территорий; обеспечения противоминной защиты кораблей флота на переходе морем, собственной исключительной экономической зоны и месторождений полезных ископаемых в море; постановки минных заграждений; ведения противоминной разведки. В периоды низкой вероятности минной угрозы тральщики проекта 12700 могут использоваться как для охраны заданного водного района, так и в учебных целях.
В базовых тральщиках проекта 12700 конструкторам санкт-петербургского предприятия ЦМКБ «Алмаз» удалось совместить достаточно большое количество нестандартных инженерных решений, многое на кораблях такого класса было применено в первый раз. К примеру, в дополнение к двум винтам регулируемого шага тральщик получил два носовых подруливающих устройства ПУ-100Ф и две кормовые выдвижные поворотные колонки ВПК-90Ф/70. За счет этого корабль получил маневренность, сопоставимую с маневренностью буксира. Для тральщика прибрежной зоны это достаточно ценное качество, которое позволяет эффективно использовать корабль даже в узких проливах, между отмелями, на фарватерах.
Два дизельных двигателя мощностью 2500 л.с. каждый обеспечивают боевому кораблю максимальную скорость хода в 16 узлов. Дальность плавания экономичным ходом составляет 1500 морских миль, автономность плавания – 10 суток.
Спуск на воду тральщика «Александр Обухов»
Но основной фишкой корабля является его уникальная конструкция, а именно технология изготовления корпуса. Корпус корабля изготовлен из монолитного стеклопластика методом вакуумной инфузии (впервые в России). При этом при создании тральщика был установлен мировой технологический рекорд – впервые в мире был изготовлен монолитный корпус из стеклопластика длиной почти 62 метра. Технология изготовления корпуса была разработана при участии ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» и ЦНИИ имени академика Крылова.
Основными достоинствами монолитного корпуса являются:
— повышенная прочность по сравнению с традиционным стальным корпусом;
— увеличенный срок эксплуатации;
— повышенные характеристики живучести;
— малый вес.
Более того в отличие от маломагнитной стали, более легкий и прочный стеклопластиковый корпус имеет минимальный уровень физических полей. Бесконтактные минные взрыватели на него просто не срабатывают, что очень важно для кораблей данного типа. Правда, и технология создания такого корпуса является очень дорогостоящей, поэтому первые корабли данного проекта влетели Минобороны России в копеечку, отмечают в агентстве РИА Новости.
Бортовое вооружение тральщиков проекта 12700 «Александрит» представлено одной шестиствольной артиллерийской установкой АК-306 калибра 30-мм и одной Морской тумбовой пулеметной установкой (МПТУ) калибра 14,5-мм (пулемет КПВТ). Возможна также установка вместо 14,5-мм пулемета двух 12,7-мм пулеметов Корд на шкворневой установке (6П59). Также на борту тральщика имеется 8 переносных зенитно-ракетных комплексов.
Спуск на воду тральщика «Иван Антонов»
Тральщик «Иван Антонов» оснащен современными комплексами поиска и обнаружения мин, которыми управляет автоматизированная система «Диез». Помимо этого тральщик располагает гидроакустической станцией миноискания «Ливандия-М». Система управления «Диез» в реальном времени принимает, обрабатывает и отображает на электронных картах оперативную информацию, которая поступает от навигационных систем, что заметно облегчает работу штурману. С тральщика также могут использоваться различные надводные и подводные автономные противоминные аппараты.
В частности специально для тральщиков проекта 12700 «Александрит» во Франции у компании ECA Group были приобретены три безэкипажных катера Inspeсtor Mk 2, которые представляют собой управляемую с корабля-носителя противоминную систему. Каждый такой 9-метровый катер оснащен активной ГАС миноискания на выдвижной матче в носовой части (для поиска мин на глубине до 10 метров, включая якорные) и буксируемой ГАС бокового обзора TOWSCA (для поиска мин на глубинах от 10 до 100 метров, включая объекты на дне), а также различные дистанционно управляемые подводные аппараты для поиска и уничтожения мин, в частности по два подводных противоминных аппарата Seascan Mk.2.
Безэкипажный катер может эффективно действовать на удалении до 10 км от корабля-носителя. В конце июня 2017 года в рамках международного военно-морского салона, который прошел в Санкт-Петербурге, коммерческий директор ECA Group Доминик Малле заявил, что концерн рассчитывает через два года наладить в России лицензионное производство катеров Inspector Mk.2 и автономных подводных аппаратов Seascan Mk2.
Военно-морской эксперт капитан первого ранга Михаил Славин в интервью РИА Новости рассказал о том, что львиная доля противоминного оборудования для первых тральщиков проекта 12700 была закуплена во Франции еще до введения санкций. При этом изначально тральщики проектировались под российскую противоминную систему «Александрит – ИСПУМ» четвертого поколения, которую, к сожалению, пока не удалось довести до ума.
Тральщик «Александр Обухов» и безэкипажный катер Inspeсtor Mk 2
Павел Звонарев в начале 1980-х годов служивший штурманом на базовом тральщике Балтийского флота в интервью РИА Новости отметил, что траление мин всегда считалось сложной задачей с точки зрения обеспечения навигации. «Для расчистки безопасного коридора обычно задействуют 6-7 кораблей, которые движутся плотным уступом с развернутыми тралами. Скорость хода тральщиков постоянная – от 6 до 12 узлов. Строй кораблей выдерживается так, чтобы позади них не оставалось непротраленных зон. Со временем данная тактика практически не изменилась
».По словам Звонарева, штурманы тральщиков обеспечивают так называемый «перекрыш» – очищение от мин полосы воды обязательно должны заходить одна на другую приблизительно на 30% от их ширины, реализуется эффект перекрытия. Для того чтобы добиться метровой точности при тралении, оперативно разворачивается независимая система радионавигации со специальными маяками, просчитываются все маневры и развороты, по локатору отслеживаются береговая черта, разного рода ориентиры. Наличие современной навигационной аппаратуры на кораблях проекта 12700 позволяет делать это намного точнее и быстрее.
Помимо современных роботизированных систем и комплексов, новые тральщики были укомплектованы и традиционными средствами: контактным тралом ГКТ-2 и акустическим ШАТ-У. Первый из них представляет из себя два длинных гибких стальных поводка с жестко закрепленными на них пассивными резаками, а также разводящими устройствами в виде поплавков на концах. Если наблюдать за этим тралом с высоты, то своими очертаниями он будет напоминать ласточкин хвост. Схема действия подобного трала достаточно проста. Зацепившись за трал, минреп (трос с якорем, который удерживает морскую мину под водой) начинает по нему скользить, после чего попадает на один из резаков и обрывается. После этого всплывшая на поверхность мина может быть оперативно ликвидирована с помощью установленного на тральщике артиллерийско-пулеметного вооружения. А с появлением и распространением донных мин были созданы так называемые неконтактные тралы, которые, имитируя физические поля, инициировали детонацию мин данного типа.
Несмотря на отсутствие на борту ударных вооружений современные корабли противоминной обороны имеют стратегическое значение для флота. Современные технологии минирования как с воды, так и с воздуха (сброс мин с самолетов и вертолетов) позволяют в короткие сроки и достаточно густо засеять морскую акваторию различными минами.
Каким бы мощным не был флот, если он будет заперт в местах своего базирования минными постановками противника, его боевые возможности будет существенно ограничены. Прорвать минную блокаду в состоянии лишь тральщики. Без тральщиков не удастся вывести атомные подводные ракетоносцы и крейсеры на патрулирование, высадить морские десанты, организовать эффективную оборону побережья. В последние годы командование ВМФ России всерьез озаботилось состоянием минно-трального флота и вопросами его пополнения новыми кораблями. До 2050 года потребность российского флота в новых тральщиках оценивается как минимум в 30-40 кораблей.
ТТХ тральщика проекта 12700 «Александрит»:
Водоизмещение – 890 тонн.
Длина – 61,6 м, ширина – 10,3 м.
Силовая установка – 2 дизельных двигателя мощностью 2х2500 л.с.
Дальность плавания – 1500 миль.
Автономность – 10 суток.
Вооружение: 1 х АУ АК-306 (30-мм), 1 х МТПУ 14,5-мм, 8 ПЗРК.
Противоминное вооружение: акустический трал ШАТ-У, контактный трал ГКТ-2 или ГОКТ-1.
Экипаж – 44 человека.
Источники информации:
https://ria.ru/defense_safety/20180426/1519424660.html
https://flotprom.ru/2018/298715
http://militaryrussia.ru/blog/topic-778
https://bmpd.livejournal.com/2750460.html
http://www.almaz-kb.ru/rus/catalogue/12701.php
/Сергей Юферев, topwar.ru/
army-news.ru
первый корабль большой серии » Военное обозрение
9 декабря в г. Кронштадт состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага на новейшем корабле, переданном военно-морскому флоту. В состав флота включен головной базовый тральщик проекта 12700 «Александрит». Корабль БТ-730 «Александр Обухов» успешно прошел все испытания и теперь передан заказчику. Новейший тральщик имеет ряд характерных черт, благодаря которым сможет заметно повлиять на ситуацию в области противоминной обороны. Кроме того, начало полноценной службы этого корабля является первым шагом в планируемой продолжительной программе перевооружения минно-тральных сил.В силу определенных причин в последние десятилетия отечественные минно-тральные силы сталкивались с серьезными проблемами. Прежде всего, отсутствовала возможность полноценного перевооружения и обновления материальной части. В дальнейшем ситуация изменилась, что и привело к началу строительства тральщиков проекта 12700. Несколько дней назад этот проект дал первые практически значимые результаты – судостроительная промышленность передала заказчику головной корабль, на котором был поднят флаг военно-морского флота. В будущем планируется провести еще несколько торжественных церемоний подъема флага на новейших тральщиках.

Базовый тральщик БТ-730 «Александр Обухов» во время церемонии поднятия флага. Фото Bmpd.livejournal.com
Противоминная оборона сохраняет свой приоритет, что планируется учитывать при дальнейшем развитии надводных сил флота. Согласно текущим планам, оглашенным 9 декабря главкомом ВМФ адмиралом Владимиром Королевым, в ближнесрочной перспективе планируется построить и принять в строй еще шесть кораблей типа «Александрит». В дальнейшем строительство кораблей противоминной обороны продолжится. В более отдаленном будущем планируется пополнить состав флота четырьмя десятками кораблей такого назначения. Принятый в состав флота «Александр Обухов» является первым шагом в деле реализации таких планов.
Проект базового тральщика 12700, шифр «Александрит», разрабатывался в прошлом десятилетии Центральным морским конструкторским бюро (ЦМКБ) «Алмаз». Эта организация имеет большой опыт проектирования надводных кораблей различных классов, который планировалось использовать при создании нового проекта. Кроме того, в рамках создания нового корабля конструкторам пришлось изучить некоторые новые технологии. То же касается и предприятия, которому предстояло заняться строительством тральщиков. В качестве площадки для строительства перспективных кораблей был выбран Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ, г. Санкт-Петербург).
Подготовка к строительству головного корабля, позже получившего имя «Александр Обухов», началась еще в 2007 году. Официальная закладка произошла только в сентябре 2011-го. В середине 2014 года, после нескольких изменений графика, головной тральщик спустили на воду. Достройка продолжалась до весны 2016 года, после чего корабль вышел на ходовые испытания. В течение нескольких месяцев корабль проходил все необходимые проверки, после которых был принят в состав военно-морского флота. Торжественная церемония поднятия флага, с которой официально началась служба «Александра Обухова», состоялась несколько дней назад.

Корабль 9 декабря 2016 г. Фото Bmpd.livejournal.com
Проект «Александрит» разрабатывался с заделом на будущее, из-за чего в нем было решено использовать ряд новых идей и технологий. Самым заметным нововведением проекта, ранее не получившим широкого распространения в отечественной практике, стало использование монолитного стеклопластикового корпуса. При содействии ряда смежных предприятий СНСЗ освоил выпуск крупногабаритных конструкций, выполняемых методом т.н. вакуумной инфузии. В специальной матрице из листов стеклоткани формируется изделие требуемой формы и габаритов. В настоящее время такой технологией изготовления корабельных корпусов в нашей стране владеет только Средне-Невский судостроительный завод. Кроме того, СНСЗ является единственным в мире предприятием, способным сделать стеклопластиковый корпус длиной до 80 м.
В предыдущих проектах тральщиков корпуса предлагалось изготавливать из маломагнитных сталей. Проект 12700 подразумевает использование новых материалов, дающих определенные преимущества. Стеклопластиковый корпус легче и прочнее стального. Также обеспечены некоторые преимущества с точки зрения живучести. Заявлено увеличение срока службы. Таким образом, при определенной сложности изготовления, корпус корабля новой конструкции имеет большие преимущества перед существующими, а также больше приспособлен к использованию в сфере противоминной обороны. Такому применению корабля способствует снижение уровня физических полей и повышение взрывостойкости корпуса.
Проектом 12700 «Александрит» предлагается строительство базового тральщика, способного работать в ближней морской зоне. Главной задачей таких кораблей должны стать поиск и уничтожение морских мин в акваториях вблизи баз военно-морского флота или в иных районах ближней морской зоны. В соответствии с таким предназначением был сформирован общий облик корабля и состав специального бортового оборудования. Следует отметить, что в новом проекте были предложены несколько оригинальных идей, ранее не использовавшихся на отечественных тральщиках. В частности, одним из средств поиска опасных объектов должны быть телеуправляемые и автономные подводные аппараты.

Спуск «Александра Обухова» на воду, 27 июня 2014 г. Фото «Средне-Невский судостроительный завод» / snsz.ru
Тральщик типа «Александрит» имеет длину 61 м при ширине не более 10,3 м и осадке до 3 м. Водоизмещение корабля, по разным данным, достигает 900 т. Корабль получает корпус, изготовленный по перспективной технологии, и отличающийся повышенными характеристиками. При этом форма корпуса является стандартной для кораблей подобного класса. В центральной части корпуса помещается двухярусная надстройка с рубкой и другими помещениями. Кормовая часть палубы разделена на две части, разнесенные по высоте. Там находится часть специального оборудования, в частности, там расположен подъемный кран. Также на корме находятся некоторые посты управления.
По имеющимся данным, основой энергетической установки тральщика является дизельный двигатель мощностью 2500 л.с. Также имеются три дизель-генератора, отвечающие за выработку электроэнергии для работы различных систем. Имеющаяся энергетическая установка дает кораблю возможность развивать скорость до 16,7 узла. Дальность плавания на экономической скорости 10 узлов достигает 1500 морских миль. Для улучшения маневренности кормовые гребные винты и рули дополняются носовым подруливающим устройством, расположенным в поперечном канале.
Для защиты от возможного нападения корабли проекта 12700 должны нести некоторое вооружение. Перед надстройкой предусматривается место для монтажа артиллерийской установки АК-306 с 30-мм шестиствольным автоматом. В кормовой части надстройки имеются две тумбовые установки с 14,5-мм пулеметами КПВ. Для отражения воздушного нападения экипаж корабля также может использовать переносные зенитные ракетные комплексы семейства «Игла». До восьми таких систем предлагается перевозить на соответствующем стеллаже в одном из внутренних помещений корабля. Какое-либо ударное вооружение для атаки надводных или подводных объектов отсутствует.
Главной задачей тральщиков проекта «Александрит» является поиск вражеских мин и установка собственных заграждений. Для решения последней задачи такие корабли могут брать на борт различные мины и минно-торпедные комплексы отечественного производства, такие как УДМ, УДМ-2, МТПК-1, МРПК-1 и т.д. Корабль имеет все необходимое оборудование для постановки заграждений и применения минного вооружения.

Матрица для изготовления стеклопластикового корпуса. Фото «Средне-Невский судостроительный завод» / snsz.ru
При этом основной целью строительства новых кораблей является защита указанных акваторий от мин противника. Для решения такой задачи в рамках проекта 12700 используется комплекс оборудования, соответствующий концепции «охота за минами». Эта концепция подразумевает оснащение корабля набором разнообразных средств наблюдения и обнаружения. В сочетании с «традиционными» средствами противоминной обороны новая аппаратура должна обеспечивать большую эффективность работы. Все элементы комплекса специального оборудования объединяются т.н. автоматизированной системой управления противоминными действиями (АСУ ПМД). Состав оборудования для противоминной борьбы сформирован с учетом необходимости своевременного обнаружения и ликвидации угроз на безопасном расстоянии от корабля.
Основными средствами поиска мин являются подкильная гидроакустическая станция и буксируемый гидролокатор. Также в качестве дополнительных систем поиска могут использоваться автономные или телеуправляемые подводные аппараты различных классов и типов, управление которыми осуществляется с борта корабля-носителя. Системы управления подводными аппаратами интегрируются с АСУ ПДМ, что позволяет повысить эффективность поисков.
Вместе с новейшим оборудованием, соответствующим современным концепциям, предлагается использовать уже проверенные временем изделия. Для борьбы с минами могут использоваться парный контактный трал ПКТ-Б, одинарный универсальный контактный трал ОУКТ-Б, трал-имитатор «Желатин», а также универсальный широкополосный акустический трал ШАТ-У.

Корпус корабля в процессе изготовления. Фото «Средне-Невский судостроительный завод» / snsz.ru
Кроме специального оборудования для поиска и обезвреживания минных заграждений противника корабли проекта 12700 «Александрит» должны нести радиоэлектронную, гидроакустическую и другую аппаратуру иного назначения. Так, для навигации предлагается использовать радиолокационную станцию «ПАЛ-Н». Имеются комплекс связи «Рубероид» и гидроакустическая система звукоподводной связи «Структура-35». Для защиты от возможных диверсий имеется дополнительная гидроакустическая станция «Анапа».
Управлять базовым тральщиком нового типа и всеми его системами должен экипаж, в состав которого, по разным данным, входит 44 человека. Автономность корабля по запасам продовольствия – 10 суток.
Официальная закладка головного тральщика проекта 12700 состоялась в сентябре 2011 года. Корабль планировалось спустить на воду в 2012 году, но в связи с некоторыми проблемами это событие было перенесено на несколько лет. Позже промышленности и заказчику пришлось перенести и дату сдачи. Изначально предполагалось, что «Александр Обухов» войдет в состав военно-морского флота в конце 2015 года, однако фактически служба корабля началась лишь через год.
Одной из причин затягивания строительства и неоднократного смещения сроков выполнения тех или иных работ, как позже выяснилось, стали проблемы с поставкой некоторых комплектующих. В феврале этого года руководство Средне-Невского судостроительного завода огласило подробности сотрудничества с поставщиками требуемых изделий. Некоторые устройства, предназначенные для установки на корабль «Александр Обухов», производятся французской промышленностью. В августе прошлого года поставщик объявил о невозможности передачи требуемой продукции в связи с введением санкций против России.

Выемка готового корпуса для тральщика из матрицы. Фото «Средне-Невский судостроительный завод» / snsz.ru
В такой ситуации российская судостроительная промышленность была вынуждена начать поиски замены для недоступного оборудования. Поиски альтернативы и ее поставщика завершились не позднее первых месяцев 2016 года. В феврале сообщалось, что требуемые агрегаты отечественного производства должны быть поставлены весной. Как показывают дальнейшие события, проблема с недоступными комплектующими была успешно решена при помощи привлечения отечественных предприятий, однако это негативным образом сказалось на сроках завершения работ.
9 декабря головной корабль нового проекта был передан военно-морскому флоту. В обозримом будущем ВМФ России приступит к эксплуатации нескольких других однотипных тральщиков. В апреле прошлого года на СНСЗ состоялась закладка второго корабля типа «Александрит». В настоящее время корабль «Георгий Курбатов» находится на стадии постройки. Строительство первого серийного тральщика на некоторое время приостанавливалось в связи с необходимостью завершения испытаний бортового оборудования головного корабля. Кроме того, на работах мог негативно сказаться инцидент июня 2016 года. Напомним, в начале лета в цеху судостроительного завода, где велось изготовление корпуса для второго тральщика, произошел пожар. По разным данным, корпус получил некоторые повреждения, но руководство предприятия заявило о завершении всех требуемых работ по постройке корабля в указанные сроки.
В мае 2016 года Средне-Невский судостроительный завод приступил к производству третьего корпуса для тральщика нового типа. Сообщения о скором начале изготовления корпуса для четвертого тральщика поступили в конце августа. В ноябре, в рамках выполнения этого заказа, началась выкладка стеклоткани в матрицу. До настоящего времени третий и четвертый корабли проекта 12700 (второй и третий серийные тральщики) не были официально заложены. Соответствующие мероприятия, по разным данным, состоятся в первых месяцах следующего года. В течение некоторого времени после этого СНСЗ завершит формирование корпусов, после чего сможет приступить к изготовлению прочих агрегатов для перспективных тральщиков.

Тральщик «Александр Обухов» в море. Фото Минобороны РФ / mil.ru
Согласно заявлениям главкома ВМФ России адмирала В. Королева, сделанным в ходе церемонии поднятия флага на «Александре Обухове», уже запланировано и законтрактовано строительство семи тральщиков «Александрит». Строительство шести новых кораблей, следующих за недавно переданным флоту, завершится до 2021 года. После этого планируется продолжать строительство новых базовых тральщиков. Общие потребности военно-морского флота оцениваются в четыре десятка кораблей.
Серийные корабли нового типа пока находятся на разных стадиях строительства и подготовки к нему, из-за чего БТ-730 «Александр Обухов» в течение некоторого времени будет оставаться единственным представителем своего проекта в составе российского ВМФ. Головной тральщик проекта 12700 включен в состав 64-й бригады кораблей охраны водного района Балтийского флота. Во время церемонии поднятия флага командующий войсками Западного военного округа генерал-полковник Андрей Картаполов рассказал о целях и задачах новейшего корабля. Зоной ответственности «Александра Обухова» названа практически вся Балтика. При этом генерал отметил, что даже в мирное время корабль не останется без работы: в Балтийском море все еще остаются взрывоопасные объекты, которые необходимо найти и обезвредить.

Тральщик на испытаниях. Фото Минобороны РФ / mil.ru
В течение длительного времени минно-тральные силы отечественного военно-морского флота не могли рассчитывать на получение современной материальной части и кораблей, полностью соответствующих требованиям времени. Ситуация в этой области начала меняться только несколько лет назад. Лишь в начале текущего десятилетия был заложен головной базовый тральщик новейшего проекта. Понимая важность развития противоминной обороны, командование российского военно-морского флота инициировало массовое строительство кораблей нового типа. Уже подписаны контракты на строительство семи тральщиков проекта 12700 «Александрит». В дальнейшем, в связи с моральным и физическим устареванием существующих тральщиков, планируется построить еще более трех десятков аналогичных кораблей. Это позволит заменить старые корабли, сохранив и нарастив требуемый потенциал минно-тральных сил.
Выполнение программы строительства четырех тральщиков нового типа, вероятно, растянется на несколько десятилетий, хотя уже показанные темпы строительства кораблей позволяют смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. Подъем флага на головном тральщике перспективного проекта в контексте имеющихся планов является важнейшим событием, показывающим возможность строительства и эксплуатации высокотехнологичных кораблей с современным специальным оборудованием.
По материалам сайтов:
http://mil.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://flot.com/
http://snsz.ru/
http://almaz-kb.ru/
http://bastion-opk.ru/
http://bmpd.livejournal.com/
topwar.ru
Тральщики проекта 12700 «Александрит» и их возможности » Военное обозрение
25 апреля 2018 года состоялась церемония спуска на воду очередного базового тральщика проекта 12700 шифр «Александрит». Тральщик был спроектирован Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» для ВМФ России и относится к новому поколению кораблей противоминной обороны (ПМО). Корабль предназначен для поиска и уничтожения морских мин в акваториях военно-морских баз на безопасной для корабля дистанции.Головной тральщик «Александр Обухов», который был спущен на воду 27 июня 2014 года и вступил в строй 9 декабря 2016 года, полностью подтвердил все заложенные в проект тактико-технические характеристики. Об этом журналистам рассказал заместитель главнокомандующего ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, который присутствовал на церемонии спуска на воду третьего тральщика данного типа (второго серийного) «Иван Антонов». Первый серийный корабль «Георгий Курбатов» был заложен 24 апреля 2015 года, однако в июне 2016 года пострадал от пожара, корабль все еще строится, ориентировочно он будет спущен на воду в 2019 году.
Всего для нужд ВМФ России законтрактовано 10 кораблей проекта 12700, вместо изначально запланированных 8 кораблей, при этом сроки ввода в строй последнего тральщика серии были сдвинуты на 2027 год. По словам Виктора Бурсука, тральщики типа «Александрит» будут присутствовать на всех флотах. Головной корабль «Александр Обухов» в настоящее время несет службу на Балтийском флоте, а второй построенный и спущенный на воду корабль «Иван Антонов» войдет в состав Черноморского флота России. Испытания «Ивана Антонова» планируется начать осенью 2018 года.

Базовый тральщик проекта 12700, рендер ЦМКБ «Алмаз»
Невидимый для магнитных взрывателей морских мин стеклопластиковый корпус нового корабля, современная противоминная система и высокая маневренность делают тральщики проекта 12700 стратегически важными кораблями для российского флота. Базовые тральщики данного проекта могут применяться как для расчистки безопасных коридоров в минных полях, так и для поиска одиночных дрейфующих морских мин, мешающих судоходству.
Тральщик предназначен для обнаружения и уничтожения мин всех типов; противоминной защиты баз, прибрежных морских территорий; обеспечения противоминной защиты кораблей флота на переходе морем, собственной исключительной экономической зоны и месторождений полезных ископаемых в море; постановки минных заграждений; ведения противоминной разведки. В периоды низкой вероятности минной угрозы тральщики проекта 12700 могут использоваться как для охраны заданного водного района, так и в учебных целях.
В базовых тральщиках проекта 12700 конструкторам санкт-петербургского предприятия ЦМКБ «Алмаз» удалось совместить достаточно большое количество нестандартных инженерных решений, многое на кораблях такого класса было применено в первый раз. К примеру, в дополнение к двум винтам регулируемого шага тральщик получил два носовых подруливающих устройства ПУ-100Ф и две кормовые выдвижные поворотные колонки ВПК-90Ф/70. За счет этого корабль получил маневренность, сопоставимую с маневренностью буксира. Для тральщика прибрежной зоны это достаточно ценное качество, которое позволяет эффективно использовать корабль даже в узких проливах, между отмелями, на фарватерах. Два дизельных двигателя мощностью 2500 л.с. каждый обеспечивают боевому кораблю максимальную скорость хода в 16 узлов. Дальность плавания экономичным ходом составляет 1500 морских миль, автономность плавания – 10 суток.

Спуск на воду тральщика «Александр Обухов»
Но основной фишкой корабля является его уникальная конструкция, а именно технология изготовления корпуса. Корпус корабля изготовлен из монолитного стеклопластика методом вакуумной инфузии (впервые в России). При этом при создании тральщика был установлен мировой технологический рекорд – впервые в мире был изготовлен монолитный корпус из стеклопластика длиной почти 62 метра. Технология изготовления корпуса была разработана при участии ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» и ЦНИИ имени академика Крылова.
Основными достоинствами монолитного корпуса являются:
— повышенная прочность по сравнению с традиционным стальным корпусом;
— увеличенный срок эксплуатации;
— повышенные характеристики живучести;
— малый вес.
Более того в отличие от маломагнитной стали, более легкий и прочный стеклопластиковый корпус имеет минимальный уровень физических полей. Бесконтактные минные взрыватели на него просто не срабатывают, что очень важно для кораблей данного типа. Правда, и технология создания такого корпуса является очень дорогостоящей, поэтому первые корабли данного проекта влетели Минобороны России в копеечку, отмечают в агентстве РИА Новости.
Бортовое вооружение тральщиков проекта 12700 «Александрит» представлено одной шестиствольной артиллерийской установкой АК-306 калибра 30-мм и одной Морской тумбовой пулеметной установкой (МПТУ) калибра 14,5-мм (пулемет КПВТ). Возможна также установка вместо 14,5-мм пулемета двух 12,7-мм пулеметов Корд на шкворневой установке (6П59). Также на борту тральщика имеется 8 переносных зенитно-ракетных комплексов.

Спуск на воду тральщика «Иван Антонов»
Тральщик «Иван Антонов» оснащен современными комплексами поиска и обнаружения мин, которыми управляет автоматизированная система «Диез». Помимо этого тральщик располагает гидроакустической станцией миноискания «Ливандия-М». Система управления «Диез» в реальном времени принимает, обрабатывает и отображает на электронных картах оперативную информацию, которая поступает от навигационных систем, что заметно облегчает работу штурману. С тральщика также могут использоваться различные надводные и подводные автономные противоминные аппараты.
В частности специально для тральщиков проекта 12700 «Александрит» во Франции у компании ECA Group были приобретены три безэкипажных катера Inspeсtor Mk 2, которые представляют собой управляемую с корабля-носителя противоминную систему. Каждый такой 9-метровый катер оснащен активной ГАС миноискания на выдвижной матче в носовой части (для поиска мин на глубине до 10 метров, включая якорные) и буксируемой ГАС бокового обзора TOWSCA (для поиска мин на глубинах от 10 до 100 метров, включая объекты на дне), а также различные дистанционно управляемые подводные аппараты для поиска и уничтожения мин, в частности по два подводных противоминных аппарата Seascan Mk.2. Безэкипажный катер может эффективно действовать на удалении до 10 километров от корабля-носителя. В конце июня 2017 года в рамках международного военно-морского салона, который прошел в Санкт-Петербурге, коммерческий директор ECA Group Доминик Малле заявил, что концерн рассчитывает через два года наладить в России лицензионное производство катеров Inspector Mk.2 и автономных подводных аппаратов Seascan Mk2.
Военно-морской эксперт капитан первого ранга Михаил Славин в интервью РИА Новости рассказал о том, что львиная доля противоминного оборудования для первых тральщиков проекта 12700 была закуплена во Франции еще до введения санкций. При этом изначально тральщики проектировались под российскую противоминную систему «Александрит – ИСПУМ» четвертого поколения, которую, к сожалению, пока не удалось довести до ума.

Тральщик «Александр Обухов» и безэкипажный катер Inspeсtor Mk 2
Павел Звонарев в начале 1980-х годов служивший штурманом на базовом тральщике Балтийского флота в интервью РИА Новости отметил, что траление мин всегда считалось сложной задачей с точки зрения обеспечения навигации. «Для расчистки безопасного коридора обычно задействуют 6-7 кораблей, которые движутся плотным уступом с развернутыми тралами. Скорость хода тральщиков постоянная – от 6 до 12 узлов. Строй кораблей выдерживается так, чтобы позади них не оставалось непротраленных зон. Со временем данная тактика практически не изменилась». По словам Звонарева, штурманы тральщиков обеспечивают так называемый «перекрыш» – очищение от мин полосы воды обязательно должны заходить одна на другую приблизительно на 30% от их ширины, реализуется эффект перекрытия. Для того чтобы добиться метровой точности при тралении, оперативно разворачивается независимая система радионавигации со специальными маяками, просчитываются все маневры и развороты, по локатору отслеживаются береговая черта, разного рода ориентиры. Наличие современной навигационной аппаратуры на кораблях проекта 12700 позволяет делать это намного точнее и быстрее.
Помимо современных роботизированных систем и комплексов, новые тральщики были укомплектованы и традиционными средствами: контактным тралом ГКТ-2 и акустическим ШАТ-У. Первый из них представляет из себя два длинных гибких стальных поводка с жестко закрепленными на них пассивными резаками, а также разводящими устройствами в виде поплавков на концах. Если наблюдать за этим тралом с высоты, то своими очертаниями он будет напоминать ласточкин хвост. Схема действия подобного трала достаточно проста. Зацепившись за трал, минреп (трос с якорем, который удерживает морскую мину под водой) начинает по нему скользить, после чего попадает на один из резаков и обрывается. После этого всплывшая на поверхность мина может быть оперативно ликвидирована с помощью установленного на тральщике артиллерийско-пулеметного вооружения. А с появлением и распространением донных мин были созданы так называемые неконтактные тралы, которые, имитируя физические поля, инициировали детонацию мин данного типа.
Несмотря на отсутствие на борту ударных вооружений современные корабли противоминной обороны имеют стратегическое значение для флота. Современные технологии минирования как с воды, так и с воздуха (сброс мин с самолетов и вертолетов) позволяют в короткие сроки и достаточно густо засеять морскую акваторию различными минами. Каким бы мощным не был флот, если он будет заперт в местах своего базирования минными постановками противника, его боевые возможности будет существенно ограничены. Прорвать минную блокаду в состоянии лишь тральщики. Без тральщиков не удастся вывести атомные подводные ракетоносцы и крейсеры на патрулирование, высадить морские десанты, организовать эффективную оборону побережья. В последние годы командование ВМФ России всерьез озаботилось состоянием минно-трального флота и вопросами его пополнения новыми кораблями. До 2050 года потребность российского флота в новых тральщиках оценивается как минимум в 30-40 кораблей.
Тактико-технические характеристики тральщика проекта 12700 «Александрит»:
Водоизмещение – 890 тонн.
Длина – 61,6 м, ширина – 10,3 м.
Силовая установка – 2 дизельных двигателя мощностью 2х2500 л.с.
Скорость – 16 узлов.
Дальность плавания – 1500 миль.
Автономность – 10 суток.
Вооружение: 1 х АУ АК-306 (30-мм), 1 х МТПУ 14,5-мм, 8 ПЗРК.
Противоминное вооружение: акустический трал ШАТ-У, контактный трал ГКТ-2 или ГОКТ-1.
Экипаж – 44 человека.
Источники информации:
https://ria.ru/defense_safety/20180426/1519424660.html
https://flotprom.ru/2018/298715
http://militaryrussia.ru/blog/topic-778
https://bmpd.livejournal.com/2750460.html
http://www.almaz-kb.ru/rus/catalogue/12701.php
topwar.ru
Тральщики проекта 12700 — Википедия
Базовый тральщик проекта 12700 «Александрит» | |
---|---|
Тральщик «Александр Обухов» | |
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы | |
Годы постройки | 2011 — н. в. |
Годы в строю | 2016 — н. в. |
Запланировано | 11 (до 2020 года) |
Строится | 5 |
В строю | 1 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 720-890 т (полное) |
Длина | 61,75 м (наибольшая) |
Ширина | 10,8 м (наибольшая) |
Осадка | 2,68 м (наибольшая с бульбом) |
Двигатели | дизель, 2 ДГ по 315 кВт, 2 ДГ по 210 кВт |
Мощность | 1 × 2500 л.с. |
Скорость хода | 15-16,5 узлов |
Дальность плавания | 1500 миль на 10 узлах |
Автономность плавания | 10 суток (по запасам провизии) |
Экипаж | 26-41-44 человек |
Материал корпуса | стеклопластик |
Вооружение | |
Радиолокационное вооружение | НРЛС «ПАЛ-Н» |
Радиоэлектронное вооружение | «Рубероид», «Анапа», «Структура-35», ГИСЗ «Алтын-М» |
Артиллерия | 1 × 1 × 14,5-мм |
Зенитная артиллерия | 1 × 6 × 30-мм АК-306 (1500 выстрелов) |
Ракетное вооружение | ПУ ЗРК 9К38 «Игла» (8 ЗУР 9М39) |
Минно-торпедное вооружение | УДМ, УДМ-2, УДМ-500, МТПК-1, МТПК-2, МРПК-1, ПМР-1, ПМР-2, ОУКТ-Б, ПКТ-Б, трал-имитатор «Желатин», |
Изображения на Викискладе | |
Базовые тральщики проекта 12700 шифр «Александрит», тип «Георгий Курбатов» — российский проект тральщика, спроектированный в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» для ВМФ России, относится к новому поколению кораблей противоминной обороны (ПМО). Предназначен для поиска и уничтожения мин в акваториях военно-морских баз на безопасной для корабля дистанции.
Особенностью данного проекта является то, что корпус изначально разрабатывался под возможность строительства на его основе патрульных кораблей или вспомогательных судов различного назначения как для военных, так и для гражданских заказчиков.
Данный проект базового тральщика должен стать основой ВМФ России по противоминной обороне в ближней морской зоне. Тральщики проекта пойдут в серию после прохождения испытаний противоминного комплекса на головном судне проекта «Александр Обухов».
Длина корабля около 62 метров, водоизмещение около 800 тонн. В проекте 12700 предусмотрено формирование противоминного контура с применением новейших высокоэффективных гидроакустических станций, размещаемых как на самом корабле, так и на телеуправляемых и автономных подводных аппаратах для поиска и уничтожения морских мин в прибрежной и морской зоне, интегрированной мостиковой системы, главного командного пункта — автоматизированной системы управления противоминными действиями. Вместе с тем корабль способен использовать и традиционное тральное вооружение.
Тральщики проекта обладают высокой маневренностью за счет применения эффективного комплекса различных подруливающих устройств. Много внимания конструкторы уделили комфорту экипажа — на корабле созданы все условия для эффективного выполнения боевых задач и отдыха.
Корабль имеет уникальный, самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии. Для успешного внедрения этой технологии была произведена закупка современного оборудования и программных продуктов, а также создано опытное производство. ОАО «СНСЗ» — единственный в России завод, владеющий такой технологией и единственный в мире, кто может создавать монолитные корпуса длиной до 80 метров. Достоинством такого «немагнитного» корпуса является более высокая прочность в сравнении со стальными корпусами, что обеспечивает большую живучесть корабля при поиске мин. Срок службы такого корпуса больше, чем у корпуса из маломагнитной стали, а масса корпуса значительно меньше.
На головном корабле противоминной обороны «Александр Обухов» предусматривалось установить французское оборудование системы поиска мин[2].
Головной тральщик, названный «Александр Обухов» (заводской № 521) был заложен 22 сентября 2011 года на «Средне-Невском судостроительном заводе». По первоначальному плану спуск на воду был запланирован на 2012 год. Затем сроки были перенесены на 2013 год, также в 2013 году ожидалось начало серийного строительства кораблей проекта[3]. Позже генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода Владимир Середохо заявил в интервью агентству Rambler News Service (RNS), что «сроки сдачи головного корабля противоминной обороны проекта 12700 «Александр Обухов» были сорваны из-за отказа французских партнеров поставить необходимое оборудование»[2].
26 марта 2014 года БТ «Алексанр Обухов» выведен из достроечного цеха на открытую площадку для подготовки к спуску на воду[4][5]). Спуск состоялся 27 июня 2014 года[6] с ожидаемым сроком ввода в состав Балтийского флота в IV квартале 2015 года[7]. 16 июля 2015 года тральщик совершил переход со Средне-Невского завода в Кронштадт, затем в Балтийск, где 20 июля начались заводские ходовые испытания. Введён в состав флота 9 дек 2016 года.
В марте 2015 года заместитель главкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук заявил, что по кораблестроительной программе до 2050 года ВМФ России планирует получить около 30 кораблей, представляющих собой различные модификации проекта 12700, в том числе до 2025 года — минимум 10 кораблей[8].
24 апреля 2015 года на «Средне-Невском судостроительном заводе» был заложен второй (первый серийный) тральщик, названный «Георгий Курбатов»[9]. Его строительство было приостановлено до прохождения испытаний противоминного комплекса на ТЩ «Александр Обухов». В июне 2016 года корпус тральщика серьезно пострадал во время пожара[10].
В ноябре 2016 начались работы по выкладке армирующей композитной ткани в матрицу для третьего серийного корабля[11].
9 декабря 2016 года главнокомандующий ВМФ Владимир Королёв сообщил, что на указанную дату всего законтрактовано 8 кораблей этого проекта (включая переданный флоту «Александр Обухов»), а в долгосрочной перспективе их планируется более 40[12]. Тогда же издание «Фонтанка» сообщило, что введённые против России санкции делают сроки реализации проекта неопределёнными[13].
19 января 2017 года представитель Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России по ВМФ капитан 1-го ранга Игорь Дыгало проинформировал, что в ближнесрочной перспективе планируется строительство около 20 кораблей противоминной обороны данного проекта[14]. В интервью «Российской Газете» от 19 февраля 2017 главком ВМФ адмирал Владимир Королёв подтвердил ранее озвученные сведения о том, что в обозримой перспективе для ВМФ, помимо «Александра Обухова», будет построено еще 7 кораблей противоминной обороны подобного типа, а в долгосрочном плане составы флотов должны пополнить, как минимум, 40 кораблей ПМО[15].
25 января 2017 состоялась закладка третьего тральщика (второго серийного) «Иван Антонов»[16].
В 2018 году было объявлено, что из-за недостаточности финансирования, сроки начала строительства кораблей проекта на Амурском судостроительном заводе (АСЗ) сдвинутся вправо[17].
Наименование | Изготовитель | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Александр Обухов | 507 | Средне-Невский ССЗ | 22.09.2011 | 27.06.2014 | 09.12.2016 | БФ | В строю[18] | |
Георгий Курбатов | Средне-Невский ССЗ | 522 | 24.04.2015 | 03-05.2019 | 2020 | ЧФ[19] | Cтроится[20]. 7.06.2016 произошёл пожар, повреждена внутренная обшивка корабля[21][22], повреждения устранены, строительство продолжается | |
Иван Антонов | 601 | Средне-Невский ССЗ | 523 | 25.01.2017 | 25.04.2018 | 12.2018[23] | ЧФ | Проходит государственные испытания[24] |
Владимир Емельянов | Средне-Невский ССЗ | 524 | 20.04.2017 | 03-05.2019 | ЧФ[19] | Строится[20] | ||
Яков Баляев | Средне-Невский ССЗ | 525 | 26.12.2017 | 03-05.2019 | 09-11.2019 | ТОФ | Строится[25] | |
Пётр Ильичёв | Средне-Невский ССЗ | 526 | 25.07.2018 | 11.2020 | ТОФ | Строится[26] | ||
Анатолий Шлемов[27] | Средне-Невский ССЗ | 527 | 2019 | до 2021[28] | Подписан контракт[29] | |||
Средне-Невский ССЗ | до 2021[28] | Подписан контракт[29] | ||||||
Средне-Невский ССЗ | Планируется к постройке | |||||||
Средне-Невский ССЗ | 2027 | Планируется к постройке[30] |
ru.wikiyy.com
Тральщики проекта 12700 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Базовый тральщик проекта 12700 «Александрит» | |
---|---|
Тральщик «Александр Обухов» | |
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы | |
Годы постройки | 2011 — н. в. |
Годы в строю | 2016 — н. в. |
Запланировано | 11 (до 2020 года) |
Строится | 5 |
В строю | 1 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 720-890 т (полное) |
Длина | 61,75 м (наибольшая) |
Ширина | 10,8 м (наибольшая) |
Осадка | 2,68 м (наибольшая с бульбом) |
Двигатели | дизель, 2 ДГ по 315 кВт, 2 ДГ по 210 кВт |
Мощность | 1 × 2500 л.с. |
Скорость хода | 15-16,5 узлов |
Дальность плавания | 1500 миль на 10 узлах |
Автономность плавания | 10 суток (по запасам провизии) |
Экипаж | 26-41-44 человек |
Материал корпуса | стеклопластик |
Вооружение | |
Радиолокационное вооружение | НРЛС «ПАЛ-Н» |
Радиоэлектронное вооружение | «Рубероид», «Анапа», «Структура-35», ГИСЗ «Алтын-М» |
Артиллерия | 1 × 1 × 14,5-мм |
Зенитная артиллерия | 1 × 6 × 30-мм АК-306 (1500 выстрелов) |
Ракетное вооружение | ПУ ЗРК 9К38 «Игла» (8 ЗУР 9М39) |
Минно-торпедное вооружение | УДМ, УДМ-2, УДМ-500, МТПК-1, МТПК-2, МРПК-1, ПМР-1, ПМР-2, ОУКТ-Б, ПКТ-Б, трал-имитатор «Желатин», |
Изображения на Викискладе | |
Базовые тральщики проекта 12700 шифр «Александрит», тип «Георгий Курбатов» — российский проект тральщика, спроектированный в Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз» для ВМФ России, относится к новому поколению кораблей противоминной обороны (ПМО). Предназначен для поиска и уничтожения мин в акваториях военно-морских баз на безопасной для корабля дистанции.
Проект
Особенностью данного проекта является то, что корпус изначально разрабатывался под возможность строительства на его основе патрульных кораблей или вспомогательных судов различного назначения как для военных, так и для гражданских заказчиков.
Данный проект базового тральщика должен стать основой ВМФ России по противоминной обороне в ближней морской зоне. Тральщики проекта пойдут в серию после прохождения испытаний противоминного комплекса на головном судне проекта «Александр Обухов».
Видео по теме
Конструкция
Длина корабля около 62 метров, водоизмещение около 800 тонн. В проекте 12700 предусмотрено формирование противоминного контура с применением новейших высокоэффективных гидроакустических станций, размещаемых как на самом корабле, так и на телеуправляемых и автономных подводных аппаратах для поиска и уничтожения морских мин в прибрежной и морской зоне, интегрированной мостиковой системы, главного командного пункта — автоматизированной системы управления противоминными действиями. Вместе с тем корабль способен использовать и традиционное тральное вооружение.
Тральщики проекта обладают высокой маневренностью за счет применения эффективного комплекса различных подруливающих устройств. Много внимания конструкторы уделили комфорту экипажа — на корабле созданы все условия для эффективного выполнения боевых задач и отдыха.
Корабль имеет уникальный, самый большой в мире корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии[en]. Для успешного внедрения этой технологии была произведена закупка современного оборудования и программных продуктов, а также создано опытное производство. ОАО «СНСЗ» — единственный в России завод, владеющий такой технологией и единственный в мире, кто может создавать монолитные корпуса длиной до 80 метров. Достоинством такого «немагнитного» корпуса является более высокая прочность в сравнении со стальными корпусами, что обеспечивает большую живучесть корабля при поиске мин. Срок службы такого корпуса больше, чем у корпуса из маломагнитной стали, а масса корпуса значительно меньше.
На головном корабле противоминной обороны «Александр Обухов» предусматривалось установить французское оборудование системы поиска мин[2].
История строительства
Головной тральщик названный «Александр Обухов» (заводской № 521) был заложен 22 сентября 2011 года на «Средне-Невском судостроительном заводе». По первоначальному плану спуск на воду был запланирован на 2012 год. Затем сроки были перенесены на 2013 год. Так же в 2013 году ожидалось начало серийного строительства кораблей проекта[3]. Позже генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода Владимир Середохо заявил в интервью агентству Rambler News Service (RNS), что «сроки сдачи головного корабля противоминной обороны проекта 12700 «Александр Обухов» были сорваны из-за отказа французских партнеров поставить необходимое оборудование»[2].
26 марта 2014 года БТ «Алексанр Обухов» выведен из достроечного цеха на открытую площадку для подготовки к спуску на воду[4][5]). Спуск состоялся 27 июня 2014 года[6] с ожидаемым сроком ввода в состав Балтийского флота в IV квартале 2015 года[7]. 16 июля 2015 года тральщик совершил переход со Средне-Невского завода в Кронштадт, затем в Балтийск, где 20 июля начались заводские ходовые испытания. Введён в состав флота 9 дек 2016 года.
В марте 2015 года заместитель главкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук заявил, что по кораблестроительной программе до 2050 года ВМФ России планирует получить около 30 кораблей, представляющих собой различные модификации проекта 12700, в том числе до 2025 года — минимум 10 кораблей[8].
24 апреля 2015 года на «Средне-Невском судостроительном заводе» был заложен второй (первый серийный) тральщик, названный «Георгий Курбатов»[9]. Его строительство было приостановлено до прохождения испытаний противоминного комплекса на ТЩ «Александр Обухов». В июне 2016 года корпус тральщика серьезно пострадал во время пожара[10].
В ноябре 2016 начались работы по выкладке армирующей композитной ткани в матрицу для третьего серийного корабля[11]. 25 января 2017 года состоялась закладка третьего тральщика (второго серийного) «Иван Антонов»[12].
9 декабря 2016 года главнокомандующий ВМФ Владимир Королёв сообщил, что на указанную дату всего законтрактовано 8 кораблей этого проекта (включая переданный флоту «Александр Обухов»), а в долгосрочной перспективе их планируется более 40[13]. Тогда же издание «Фонтанка» сообщило, что введённые против России санкции делают сроки реализации проекта неопределёнными[14].
19 января 2017 года представитель Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России по ВМФ капитан 1-го ранга Игорь Дыгало проинформировал, что в ближнесрочной перспективе планируется строительство около 20 кораблей противоминной обороны данного проекта для ВМФ России[15]. В интервью «Российской Газете» от 19 февраля 2017 года Главком ВМФ России адмирал Владимир Королёв подтвердил ранее озвученные сведения о том, что в обозримой перспективе для ВМФ помимо «Александра Обухова» будет построено еще 7 кораблей противоминной обороны подобного типа, а в долгосрочном плане составы флотов должны пополнить, как минимум, 40 кораблей ПМО[16].
Представители проекта
Наименование | Изготовитель | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Флот | Состояние | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Александр Обухов | 507 | Средне-Невский ССЗ | 22.09.2011 | 27.06.2014 | 09.12.2016 | БФ | В строю[17] | |
Георгий Курбатов | Средне-Невский ССЗ | 522 | 24.04.2015 | 03-05.2019 | 2020 | ЧФ[18] | Cтроится[19]. 7.06.2016 произошёл пожар, повреждена внутренная обшивка корабля[20][21], повреждения устранены, строительство продолжается | |
Иван Антонов | 601 | Средне-Невский ССЗ | 523 | 25.01.2017 | 25.04.2018 | 12.2018[22] | ЧФ | Проходит ЗХИ[23] |
Владимир Емельянов | Средне-Невский ССЗ | 524 | 20.04.2017 | 06-08.2018 | 03-05.2019 | ЧФ[18] | Строится[19] | |
Яков Баляев | Средне-Невский ССЗ | 525 | 26.12.2017 | 03-05.2019 | 09-11.2019 | ТОФ | Строится[24] | |
Пётр Ильичёв | Средне-Невский ССЗ | 526 | 25.07.2018 | 11.2020 | ТОФ | Строится[25] | ||
Анатолий Шлемов[26] | Средне-Невский ССЗ | 527 | 2019 | до 2021[27] | Подписан контракт[28] | |||
Средне-Невский ССЗ | до 2021[27] | Подписан контракт[28] | ||||||
Средне-Невский ССЗ | Планируется к постройке | |||||||
Средне-Невский ССЗ | 2027 | Планируется к постройке[29] |
Ссылки
Примечания
wiki2.red
Французские «Инспекторы» обезоружили русские тральщики
В случае войны бороться с минной опасностью вдали от своих баз ВМФ РФ не в состоянииВ воскресенье в День ВМФ в Главном военно-морском параде в Кронштадте и смотре на Неве примут участие более 40 кораблей и судов Военно-морского флота. Среди них будет и сравнительно небольшой, зато новейший тральщик «Александр Обухов», головной корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александрит».
Тральщик «Александр Обухов»
Как водится, диктор в честь праздника станет взахлеб рассказывать зрителям о достоинствах этого корабля. И его слова наверняка окажутся сущей правдой. Но не всей. В торжественный день нас точно не станут посвящать в то, как случилось, что сегодня российский Военно-Морской флот почти бессилен бороться с минной опасностью, особенно в дальней морской зоне. Чтобы не портить впечатления от прекрасного праздника — Дня ВМФ — завтра, попробуем разобраться в этом сегодня.
На днях на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония закладки корабля противоминной обороны «Петр Ильичев», относящегося к проекту 12700 «Александрит». По плану он должен быть передан ВМФ России в ноябре 2020 года.
Это шестой корабль проекта и пятый серийный. Головной корабль проекта «Александр Обухов» уже введен в строй ВМФ России. Четыре — «Георгий Курбатов», «Иван Антонов», «Владимир Емельянов» и «Яков Баляев» — строятся на Средне-Невском судостроительном заводе.
Корабль, безусловно, хороший и крайне важный для нашего флота, который переживает острую нехватку минных тральщиков. И прежде всего — способных работать в морской зоне. Хотя бы в ближней, не говоря уж о дальней. Его неоспоримое достоинство — использование при строительстве современных технологий, которые позволяют эффективно бороться с современным минным оружием. И при этом минимально подвергать опасности корабль и его экипаж.
Начнем с того, что корпус тральщика, а также надстройки изготовлены из монолитного стеклопластика, что полностью исключает срабатывание на него магнитных мин. Раньше противодействие магнитным минам осуществлялось за счет использования в корпусах не только маломагнитных сталей, но даже и дерева. Именно дерево использовано при строительстве в 70-е годы советских тральщиков проекта 1265, которые эксплуатируются и поныне. Для защиты от агрессивной морской воды они покрыты сверху тонким слоем пластика.
При строительстве «Александритов» используется технология вакуумной инфузии, позволяющая «выращивать» корпуса длиной до 80 метром. Такие размеры монолитных стеклопластиковых корпусов не могут изготавливать нигде в мире.
При строительстве противоминных кораблей проектировщики стремятся максимально снизить уровень физических полей тральщика. На «Александритах» в достаточном количестве присутствуют металлические агрегаты и узлы. При помощи специальной аппаратуры их периодически размагничивают. Также минимизированы и электромагнитные излучения и электростатические поля.
Существенно снижены акустические шумы. Силовая установка расположена на демпфирующей платформе, широко использованы резиновые покрытия, снижающие вибрационные шумы, в трубопроводах применяются гибкие вставки, шумящие механизмы имеют амортизаторы.
Все эти мероприятия необходимы в связи с тем, что современные мины имеют взрыватели, способные срабатывать и на металлическую массу, и на электромагнитные и электростатические поля, и на шумы. Есть и универсальные взрыватели, которые реагируют на все эти факторы.
Современны не только защитные меры корабля, но и способы обезвреживания мин. Раньше с минами боролись лишь при помощи контактных тралов, которые буксирует тральщик. Вполне понятно, что этот метод представляет серьезную угрозу для самого корабля.
Теперь работа выполняется не вслепую. Используемая на кораблях проекта 12700 концепция называется «охота на мины». Для этого применяются гидроакустические станции — как стационарная ГАС, так и буксируемая. А также телеуправляемые и роботизированные аппараты, которые «разыскивают» мины по курсу прохода тральщика. И либо сообщают их местоположения для последующего уничтожения, либо уничтожают сами. Есть даже одноразовые аппараты, которые осуществляют подрыв «ценой собственной жизни».
Уничтожение мин происходит по большей части неконтактным способом — с помощью направленного электромагнитного импульса, генерации магнитного поля, акустического удара. Также мины расстреливают из пулемета МТПУ калибра 14,5 мм.
На корабле используются и традиционные тралы — контактный одинарный, контактный парный и акустический.
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что ЦМКБ «Алмаз» спроектировал, а Средне-Невский судостроительный завод строит прекрасные тральщики, столь необходимые ВМФ. Характеристики корабля таковы. Водоизмещение — 890 тонн. Длина — 62 м, ширина — 11 м, осадка — 2,7 м. Мощность силовой установки — 2х2500 л.с. Максимальная скорость хода — 16,5 узлов. Дальность плавания на скорости в 10 узлов — 1500 миль. Экипаж — 44 человека.
То есть, исходя из водоизмещения, очевидно, что это прекрасный базовый тральщик, предназначенный для работы в районе военно-морских баз. Именно это и было вписано в тактико-техническое задание на корабли проекта 12700 Однако в 2017 году главком ВМФ адмирал Владимир Королев перевел «Александриты» в класс морских тральщиков.
Понятно, что в далекое море от этого он выходить не будет. Просто таким бюрократическим образом была создана видимость будто катастрофическое положение в нашем флоте с морскими тральщиками, которые должны осуществлять проводку боевых кораблей во время войны, у нас постепенно исправляется. Но пока никого и никуда «Александриты» без серьезного для себя риска проводить не в состоянии.
Невозможность дальних походов «Александритов», во всяком случае, — трех первых из них, обусловлена не только недостаточной мореходностью, но и нестыковкой при комплектовании корабля французскими аппаратами. Предполагалось закупить во Франции четыре безэкипажных катера Inspector Mk2 на сумму в 10 млн евро. Но впоследствии решили ограничиться тремя. При получении от французской компании ECA Group «Инспекторов» обнаружились, что они «сыроваты». То есть не вполне удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. В результате на прошлогодний военно-морской салон «Александру Обухову» пришлось прийти без катера.
Французы, похоже, в конце концов, довели катера до ума. Однако самую главную проблему устранить невозможно. Катер не может быть принят на борт нашего «Александрита» из-за слишком больших габаритов. Можно было бы, конечно, при строительстве серии у последующих кораблей удлинить корпус. Но при технологии вакуумной инфузии это невозможно — нельзя никаким образом изменять геометрию матрицы, «выращивающей» корпуса.
На внутреннем и внешнем рейдах военно-морских баз с этим можно как-то мириться: организовать дело так, чтобы катер все время плавал рядышком с тральщиком. Но в открытом море крохотный «беспилотник», имеющий водоизмещение всего 5 тонн, неминуемо утонет.
Правда, кораблестроители пытаются решить эту проблему за счет разработки собственного катера меньших габаритов. Его уже назвали «Искателем». Головной разработчик — НПП «Авиационная и морская электроника». Вот только неизвестно, когда «Искатель» будет готов. А до этого три первых «Александрита» обречены буксировать за собой французские катера, что называется, «на веревочке».
«Александриты», которых в лучшем случае будет десять (именно столько запланировано в Минобороны РФ), продолжат выпускать примерно до середины следующего десятилетия. Они смогут частично заменить давно устаревшие базовые тральщики проекта «Яхонт» и других столь же древних проектов. Всего таких плавающих «раритетов» в ВМФ России сегодня 22 единицы.
Но на четыре наших флота и одну флотилию десятка современных противоминных кораблей явно недостаточно. Тем более, если их начнут вынужденно использовать в дальних морских походах.
Еще хуже положение с более крупными морскими тральщиками (МТЩ). Сейчас их в совокупности у нас осталось 13 единиц. И в своем большинстве они явно устарели, поскольку имеют на вооружении для борьбы с минами лишь контактные тралы.
Но и это еще не все существо проблемы. МТЩ между флотами распределены явно неравномерно. На Балтийском флоте, например, нет ни одного морского тральщика. Нет их и у Каспийской флотилии.
При этом современных МТЩ у нас лишь три. Два корабля проекта 12660 «Железняков» (Черноморский флот) и «Владимир Гуманенко» (Северный флот) водоизмещением 1100 тонн, построены в 90-е годы. Лишь они способны осуществлять полноценную проводку подводных лодок, поскольку уничтожают мины, мины-торпеды, а также буи противолодочной обороны противника на глубине до 1000 метров.
На Черноморском флоте есть также корабль этого класса проекта 02668 «Вице-адмирал Захарьин», который был введен в состав Черноморского флота в 2008 году. Все остальные МТЩ спущены на воду в 70-е годы, в лучшем случае — в начале 80-х. Их уже давно пора списывать.
При этом обновления состава МТЩ существующих проектов в обозримом будущем не предвидится. Нет ясности и с проектированием новых кораблей.
В декабре прошлого года генеральный директор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко сообщил о разработке нового морского тральщика. Однако отказался сообщить подробности проекта, а также о том, сколько перспективных кораблей предполагается построить. И когда проект будет готов к передаче кораблестроителям — это тоже тайна за семью печатями.
Владимир Тучков
sozero.livejournal.com
Головной тральщик проекта 12700 «Александр Обухов» передан ВМФ России
Как сообщил Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны России, 9 декабря 2016 года в Кронштадте состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага на новейшем корабле противоминной обороны (ПМО) нового поколения «Александр Обухов» [проекта 12700]. Приказом Главнокомандующего ВМФ России Адмирала Владимира Королева корабль ПМО «Александр Обухов» зачислен в состав Военно-Морского Флота.
В ходе торжественной церемонии у причала в Кронштадте, Главком ВМФ вручил командиру корабля Андреевский флаг, который был торжественно поднят на флагштоке.
Церемония подъема Военно-Морского флага на головном базовом тральщике проекта 12700 «Александр Обухов». Кронштадт, 09.12.2016 (с) Александр Демьянчук / ТАСС
Выступая перед экипажем корабля ПМО «Александр Обухов» и участниками торжественной церемонии Главнокомандующий ВМФ России Адмирал Владимир Королёв отметил: «Подъем Андреевского флага на корабле противоминной обороны «Александр Обухов» открывает новую страницу в развитии минно-тральных сил Военно-Морского Флота. Мы получаем в состав корабль, который не имеет аналогов по своим конструктивным особенностям и тактико-техническим характеристикам. Он открывает новое поколение кораблей ПМО, в строительстве и проектировании которых «Средне-Невский Завод» и конструкторское бюро «Алмаз» реализует весь свой накопленный опыт».
Адмирал Владимир Королёв, также, сказал, что «Минно-тральные силы ВМФ имеют многолетние традиции и большой опыт в освобождении морских акваторий от мин. Личный состав минно-тральных соединений флотов, экипажи тральщиков и сегодня совершенствуют свою выучку в ходе учений флотского, межфлотского и межвидового масштаба. Только в 2016 минно-тральными силами Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского флотов и Каспийской флотилии проведено свыше 12 учений с применением противоминного оружия, около 200 одиночных боевых упражнений с применением противоминного оружия выполнено рейдовыми, базовыми и морскими тральщиками. Уверен, что включение в состав Военно-Морского Флота корабля противоминной обороны «Александр Обухов» выводит вопросы применения противоминных сил и средств на новый уровень эффективности».
Говоря о перспективах развития минно-тральных сил Военно-Морского Флота, Главком ВМФ Адмирал Владимир Королёв отметил: «Министерство обороны РФ, Главное командование ВМФ, наряду с развитием подводных сил, морской авиации, береговых войск уделяет огромное внимание развитию надводной составляющей и, в частности, проектированию и строительству противоминных кораблей нового поколения. В ближнесрочной перспективе для ВМФ будет построено еще 7 кораблей типа «Александр Обухов», а планы на долгосрочную перспективу предусматривают пополнение состава флотов еще, как минимум, 40 (сорока) единицами кораблей противоминной обороны. Наша задача, чтобы противоминное обеспечение действий группировок ВМФ в море, отвечало требованиям времени. Это касается и дальнейшей работы по оснащению минно-тральных кораблей роботизированными средствами для поиска, обнаружения и уничтожения мин. Такими средствами уже обладает корабль ПМО «Александр Обухов», на котором сегодня мы поднимаем Флаг».
Акцентируя внимание на особенностях характеристик нового корабля Главнокомандующий ВМФ подчеркнул, что «при проектировании и строительстве «Александра Обухова» сделан важнейший шаг по формированию противоминного контура с применением новейших, высокоэффективных гидроакустических станций, размещаемых как на самом корабле, так и на роботизированных поисковых системах. Корабль ПМО «Александр Обухов» обладает интегрированной мостиковой системой, автоматизированной системой управления противоминными действиями. Вместе с тем, корабль способен использовать и традиционное тральное вооружение, обладает высокой маневренностью за счет применения эффективного комплекса различных подруливающих устройств. Экипаж прошел обучение в Объединенном учебном центре ВМФ».
В свою очередь, командующий войсками Западного Военного округа генерал-полковник Андрей Картаполов выразил уверенность в том, что экипаж корабля ПМО «Александр Обухов» будет с честью выполнять задачи в составе соединения кораблей охраны водного района Балтийского флота».
Корабль противоминной обороны проекта 12700 «Александр Обухов» спроектирован Центральным морским конструкторским бюро ЦМКБ «Алмаз» и построен на «Средне-Невском Судостроительном Заводе».
Проект 12700 корабля противоминной обороны является базовым в вопросах формирования концепции противоминной обороны в ближней морской зоне. Корабль ПМО «Александр Обухов» имеет уникальный корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии. Для успешного внедрения этой технологии применяется современное оборудование и программные продукты, а также создано опытное производство. При проектировании и строительстве корабля этого проекта были реализованы требования Главного командования ВМФ России к кораблям минно-тральных сил нового поколения. Корабль ПМО «Александр Обухов» оснащен новейшим противоминным вооружением с применением автоматизированной системы управления противоминными действиями. Наряду с этим корабль ПМО «Александр Обухов» способен использовать и традиционное тральное вооружение.
Водоизмещение корабля составляет около 900 тонн, длина более 60 метров, скорость хода при полном водоизмещении около 17 узлов.
Корабль ПМО «Александр Обухов» обладает самым большим в мире корпусом из монолитного стеклопластика, сформированным методом вакуумной инфузии.
Преимуществами такого корпуса являются: значительное снижение всего спектра полей, большая прочность в сравнении со стальными корпусами, что обеспечивает большую живучесть корабля при проведении операций по поиску морских мин.
Кораблю Приказом Главкома ВМФ присвоено имя «Александр Обухов» в честь прославленного балтийского катерника — Героя Советского Союза А.А. Обухова (1917-2009).Комментарий bmpd. Головной базовый тральщик «Александр Обухов» (заводской номер 521 )проекта 12700 (шифр «Александрит») был построен на АО «Средне-Невский судостроительный завод» (СНСЗ, входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация») в Санкт-Петербурге по контракту с Министерством обороны России от 30 марта 2007 года, перезаключенному 10 июня 2014 года. «Александр Обухов» был начат постройкой на СНСЗ в 2007 году, официально заложен 22 сентября 2011 года, спущен на воду 27 июня 2014 года, и начал заводские ходовые испытания 29 апреля 2016 года.17 апреля 2014 года СНСЗ подписал контракт с Министерством обороны России на строительство серии из трех кораблей проекта 12700 (строительные номера 522 — 524) со сдачей в 2017 — 2018 годах. Первый из этих трех кораблей «Георгий Курбатов» (заводской номер 522) был начат строительством на предприятии в феврале 2015 года и официально заложен 24 апреля 2015 года. Укладка ткани в матрицу второго серийного корабля (заводской номер 523) была начата на заводе в мае 2016 года. 30 августа 2016 года на СНСЗ начались работы по строительству третьего серийного корабля (заводской номер 523) проекта 12700.
Церемония подъема Военно-Морского флага на головном базовом тральщике проекта 12700 «Александр Обухов». Кронштадт, 09.12.2016 (с) Curious / forums.airbase.ru
Экипаж головного базового тральщика проекта 12700 «Александр Обухов» в ходе торжественной церемонии подъема на корабле Военно-Морского флага. Кронштадт, 09.12.2016 (с) АО «Средне-Невский судостроительный завод»
Видео 1 канала телевидения:
Видео телеканалала «Звезда»:
Видео телеканала Ruptly TV:
Видео телевидения Санкт-Петербурга:
bmpd.livejournal.com