Пятница, 13-е: гибель линкора «Хиэй»
К утру 13 ноября американская эскадра, потеряв половину кораблей и обоих адмиралов, покинула район Гуадалканала. Японская эскадра отошла к северу и готовилась к выполнению главной задачи — обстрелу аэродрома Хендерсон-Филд. Однако флагман адмирала Абэ линкор «Хиэй» оказался серьёзно повреждён в бою с американскими кораблями и теперь медленно отходил на север.
На рассвете 13 ноября линкор «Хиэй» с адмиралом Абэ на борту находился севернее острова Саво. С ним оставался только лёгкий крейсер «Нагара». Остальные японские корабли во главе с линкором «Кирисима» успели отойти ещё севернее.
Лёгкий крейсер «Нагара».tokkoro.com
Ночная стрельба велась на предельно малых дистанциях в 15–20 каб, и в «Хиэй» попало более 130 американских снарядов калибром от 127 мм — в том числе три десятка 203-мм с тяжёлых крейсеров. Ни один из снарядов не сумел пробить броневую цитадель линкора, и лишь один 203-мм снаряд проник за 76-мм пояс в корме. Но это попадание оказалось исключительно удачным, вызвав затопление румпельного отделения и выведя из строя электромоторы рулевого управления. В итоге управление рулями удалось восстановить лишь с помощью ручного привода.
Некоторые источники утверждают, что руль линкора заклинило в положении на правый борт, а управлять кораблём удавалось с трудом и исключительно машинами. Это опровергается японской схемой маневрирования линкора, описывавшего большие дуги то вправо, то влево. В любом случае корабль плохо держался на курсе и сильно снизил скорость. Причины снижения скорости не вполне ясны, так как нет никаких свидетельств повреждения силовой установки в ночном бою; возможно, это произошло из-за общего нарушения работы систем управления кораблём, а также ранения большинства высших офицеров.
Линкор «Хиэй» в 1940 году.S. Breyer. Schlachtschiffe und Schlahtkreuzer 1905-1970. Munchen, 1993
Град снарядов малого и среднего калибров нанёс огромные повреждения надстройкам и системам управления стрельбой. Из-за повреждения электрооборудования на некоторое время оказались обездвижены башни главного калибра. Директоры главного калибра были разбиты, корабельная радиостанция вышла из строя, а носовую башенноподобную надстройку линкора охватило пламя, так что командир корабля капитан 1-го ранга Нисида был вынужден перенести свой пункт управления в третью башню.
Теоретически ни одно из этих повреждений не угрожало живучести линкора, сохранил он и боеспособность — вторая и третья башни имели индивидуальные 8-м дальномеры и могли управлять огнём других башен. Это подтвердил инцидент на рассвете, когда около 6 часов утра в юго-восточном секторе горизонта обнаружились американские корабли. Это был лишившийся хода эсминец «Аарон Уорд» и только что подобравший его буксир «Боболинк» (позднее он также пытался спасти «Атланту»). До противника было 140 каб, в 6:07 «Хиэй» открыл огонь кормовыми башнями и с третьего залпа добился накрытия. Возможно, эсминец был бы потоплен — но тут в небе появились американские самолёты.
ibiblio.org
Воздушные атаки
На помощь американским кораблям подоспели шесть (по другим данным — пять) пикировщиков SBD-3 «Даунтлесс» из 142-й морской разведывательно-бомбардировочной эскадрильи (VMSB-142) с аэродрома Хендерсон-Филд, до которого было всего полсотни километров. Самолёты атаковали в 6:15 и добились попадания одной 450-кг бомбы рядом с бортом линкора. Зенитчики линкора заявили, что сбили один самолёт.
Через час над «Хиэй» появились четыре торпедоносца TBF «Эвенджер» из 131-й эскадрильи (VMSB-131) с Хендерсон-Филд. Они были атакованы тремя патрулировавшими над линкором истребителями «Зеро» с авианосца «Дзуньё» — японцам удалось повредить один бомбардировщик. Американцы доложили о попадании в линкор одной торпеды (японцы это отрицают). О повреждениях, полученных линкором в это время, информации нет, но можно предполагать, что близкий разрыв повлиял на его скорость и управляемость — иначе непонятно, почему «Хиэй» не двинулся к северу, а остался возле острова Саво. Более того, согласно японской отчётной карте, как раз в это время «Хиэй» резко ушёл влево, описал почти полную циркуляцию и лёг на курс вест.
Пикирующий бомбардировщик SBD-3 «Даунтлесс».collections.naval.aviation.museum
Сразу же после воздушного налёта к линкору подошёл эсминец «Юкикадзэ», флагман 16-го дивизиона эсминцев. За следующие два часа сюда прибыли эсминец «Тэрудзуки», а также 27-й дивизион эскадренных миноносцев — «Сигурэ», «Сирацую» и «Югурэ», не участвовавшие в ночном бою. Одновременно над линкором появились ещё шесть истребителей «Зеро», висевших над ним чуть больше часа.
Поскольку радиостанция «Хиэй» не работала, в 8:15 адмирал Абэ со штабом перешёл на эсминец «Юкикадзэ» и перенёс на него свой флаг. Одновременно он по радиостанции эсминца связался с «Кирисимой» и приказал линкору возвращаться к острову Саво, чтобы взять повреждённый «Хиэй» на буксир. Это было запоздавшее решение — помощь требовалось оказать гораздо раньше, ещё ночью.
В 9:15 начался мощный налёт: «Хиэй» атаковали девять «Даунтлессов» и три «Эвенджера» под прикрытием семи истребителей F4F-4 «Уайлдкэт». Поскольку японские истребители уже улетели, «Уайлдкэты» проштурмовали линкор, стремясь подавить его зенитные автоматы. Тем не менее ни одного попадания американцы не добились.
Приказ адмирала Абэ
В 10:10 над «Хиэй» появились семь «Эвенджеров» с аэродрома Хендерсон-Филд, а через несколько минут — ещё девять таких же машин с авианосца «Энтерпрайз». Одному из торпедоносцев «Энтерпрайза» удалось попасть в носовую часть линкора. Повреждения оказались незначительными, но именно в этот момент адмирал Абэ потерял присутствие духа. Видимо, на него повлияло и сообщение о том, что «Кирисима» атакован неизвестной подлодкой и получил попадание двух торпед (позже оказалось, что они не взорвались).
Абэ решил больше не испытывать судьбу и приказал «Кирисиме» вновь поворачивать на север, а командиру «Хиэй» капитану 1-го ранга Нисиде — направить линкор к Гуадалканалу и выброситься на берег у Камимбо. Нисида возразил, заявив, что повреждения линкора не смертельны, он ещё держится на воде, и его можно спасти. На этот раз адмирал Абэ уступил.
Бомбардировщики-торпедоносцы TBF «Эвенджер».pacificeagles.net
В 11 часов линкор безрезультатно атаковали три «Эвенджера» с Хендерсон-Филд, а через 10 минут над «Хиэй» появились 14 «Летающих крепостей» B-17 из 11-й тяжёлой бомбардировочной группы с острова Эспириту-Санто. Самолёты шли на высоте свыше 4000 м — попасть оттуда в корабль было весьма затруднительно, однако бомб у «Летающих крепостей» имелось много, вдобавок линкор на малой скорости представлял собой удобную цель. Одна из 56 бомб весом по 227 кг всё-таки угодила в «Хиэй» — она не причинила больших повреждений, но вода вновь стала поступать в кормовые отсеки линкора.
В 11:20 линкор атаковали шесть «Даунтлессов» 132-й эскадрильи, их пилоты заявили о трёх попаданиях 453-кг бомбами — правда, достоверность этих докладов вызывает сомнения. Ещё через 10 минут над «Хиэй» одновременно появились два «Даунтлесса» из 132-й эскадрильи и четыре «Эвенджера» из 8-й эскадрильи торпедоносцев с авианосца «Саратога». Именно последние добились серьёзного успеха, поразив линкор двумя торпедами: одна попала в среднюю часть корабля, ещё одна — в нос с левого борта. Налёт торпедоносцев пришлось отбивать огнём орудий главного калибра — теми самыми снарядами «Тип 3», приготовленными для обстрела аэродрома Хендерсон-Филд и на самом деле предназначавшимися для стрельбы по воздушным целям.
Последний шанс
Около полудня к «Хиэй» прибыли шесть истребителей «Зеро» — они патрулировали небо над кораблём целых полтора часа. К этому времени на линкоре наконец удалось исправить рулевое управление и на какое-то время дать ход в 15 узлов. Из румпельного отделения было выкачано две трети воды.
К половине третьего кормовые отсеки удалось осушить почти полностью, а пожар в районе носовой башенноподобной надстройки стал гаснуть. Казалось, теперь корабль удастся спасти. Правда, верхняя палуба линкора была серьёзно повреждена, а три из восьми котлов вышли из строя из-за бомбардировки.
Линкор «Хиэй» перед войной.IJN Warship Album Battleships & Battle Cruisers. Tokyo, 2005
Однако около половины третьего, сразу после ухода истребителей «Зеро», линкор вновь атаковала большая группа самолётов. Описания этой атаки крайне противоречивы. По японским данным, она состоялась уже после 14:30 — этим временем датируется запись в журнале адмирала Абэ о том, что пожар взят под контроль, управление рулём налажено, и есть шансы спасти корабль. Согласно этому журналу, линкор атаковало 12 торпедоносцев, которым удалось добиться двух попаданий. Одна торпеда попала в центральную часть корпуса с правого борта, другая угодила в корму.
По американским данным, налётов было два. В 14:00 «Хиэй» атаковали 14 самолётов с аэродрома Хендерсон-Филд (восемь «Даунтлессов» и шесть «Эвенджеров») под прикрытием сразу 14 истребителей «Уайлдкэт». Они претендовали на два точных и два предположительных торпедных попадания. В 14:35 появились ещё четыре «Эвенджера» с авианосца «Энтерпрайза» — их пилоты заявили о двух торпедных попаданиях.
airandspace.si.edu
Так или иначе, «Хиэй» получил как минимум две торпеды. Капитан Нисида дал максимальный ход, пытаясь уклониться от атак, однако то ли от резкой перекладки руля, то ли от торпедного попадания только что исправленное рулевое управление опять вышло из строя. Вдобавок в машинное отделение начала поступать вода, линкор накренился на правый борт и заметно осел на корму. Шанс спасти корабль был утрачен.
Команда покидает линкор
За восемь часов «Хиэй» атаковали в общей сложности около 70 самолётов. Линкор ещё держался на плаву, машины работали, но корабль окончательно потерял управление, а поблизости не было никого, кто мог бы взять на буксир гиганта в 30 000 т. В 15:30 вице-адмирал Абэ вновь приказал капитану Нисиде покинуть корабль. На этот раз приказ был отдан в письменном виде и отправлен на линкор катером. Нисида подчинился и начал переводить экипаж линкора на эсминец «Юкикадзэ». Впрочем, он не торопился — видимо, надеясь на чудо и приближавшуюся ночь.
Маневрирование линкора «Хиэй» ночью и днём 13 ноября 1942 года.Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов
Чуда не произошло. В 17:45 над «Хиэй» вновь появились шесть «Даунтлессов» с аэродрома Хендерсон-Филд. На этот раз в линкор американцы не попали, но положили одну бомбу рядом с бортом «Юкикадзэ», принятого ими за лёгкий крейсер. Одновременно Нисида получил известие о том, что машинное отделение полностью затоплено. Только тогда он отдал окончательный приказ покинуть корабль. В 18 часов Нисида оставил свой пост управления в третьей башне и спустился на эсминец «Тэрудзуки», предварительно забрав с собой портрет императора. Остальную часть команды сняли эсминцы 27-го дивизиона. Абэ приказал эсминцу «Сигурэ» потопить опустевший линкор торпедами.
В 18:38 на «Юкикадзэ» был получен приказ адмирала Ямамото: ни в коем случае не топить «Хиэй»! Некоторые историки трактуют этот приказ как последнюю попытку спасти линкор, другие считают, что Ямамото просто хотел, чтобы оставшийся на воде корабль ещё какое-то время отвлекал внимание противника.
В 19 часов эсминцы, завершив приём и перераспределение спасённых, оставили линкор и взяли курс на восток. К этому моменту «Хиэй» имел крен в 15° на правый борт, а кормой осел в воду почти до палубы квартердека. Видимо, кингстоны открыты не были, и корабль затонул только через шесть часов — в час ночи на 14 ноября. Это случилось в пяти милях к северу от острова Саво.
Эсминец «Юкикадзэ» после вступления в строй в 1939 году. На этот корабль перенёс свой флаг адмирал Абэ.Japanese Naval Warship Photo Album: Destroyers. Kure Maritime Museum
«Хиэй» стал первым японским линкором, потопленным во Второй мировой войне. Всего на нём погибло 188 человек, ещё 151 моряк был ранен. Долгая «Пятница, 13-е» завершилась победой американского флота. Эта победа обошлась американцам очень дорого: они потеряли два лёгких крейсера и четыре эсминца, ещё два тяжёлых крейсера были серьёзно повреждены. Было убито и утонуло примерно 1560 американских моряков (безвозвратные потери японцев составили около 600 человек).
Расследование
Получив сообщение о гибели «Хиэй», адмирал Ямамото уже 14 ноября отстранил Абэ от должности командира 11-й дивизии линкоров. Вслед за этим вице-адмирал Абэ Хираокэ и капитан 1-го ранга Нисида Масатакэ были отозваны в Японию, где предстали перед специальной комиссией, расследовавшей причины потери линкора «Хиэй». Оба были признаны невиновными, но уволены со строевых должностей: 53-летнего Абэ перевели на канцелярскую работу в Морской Генеральный штаб, а 10 марта 1943 года уволили в отставку. Нисиду сначала перевели в запас, но затем вновь призвали на службу: он командовал авиационными соединениями, но на кораблях более никогда не служил.
Бои 13 ноября завершились, однако 12 японских транспортов с частями 38-й дивизии и 8-й бригады морской пехоты всё ещё шли к Гуадалканалу. Несмотря на потерю одного из линкоров, вице-адмирал Кондо был полон решимости продолжить операцию и атаковать аэродром Хендерсон-Филд. В следующие два дня к северо-западу от Гуадалканала разгорелось новое морское сражение.
Продолжение следует
Источники и литература:
- Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов. М.: Воениздат, 1956
- Стивен Далл. Боевой путь императорского японского флота. Екатеринбург: Зеркало, 1997
- Э. Тулли. Гибель линкора «Хиэй»: артобстрел или воздушный налет? // ФлотоМастер, 2003, №3
- Корабль Японского императорского флота «Хиэй». Хроника // ФлотоМастер, 2003, №2
- https://www.history.navy.mil
- http://www.combinedfleet.com
- http://www.ibiblio.org
warspot.ru
Хиэй (линкор) Википедия
«Хиэй» | |
---|---|
яп. 比叡 | |
Линейный крейсер «Хиэй», 1915 год. | |
Служба | |
Япония Япония | |
Класс и тип судна | Линейный крейсер |
Изготовитель | Верфь в Йокосуке |
Строительство начато | 4 ноября 1911 года |
Спущен на воду | 21 ноября 1912 года |
Введён в эксплуатацию | август 1914 года |
Статус | Потоплен в ночь с 13-14 ноября 1942 года в ходе битвы за Гуадалканал |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | Стандартное — 32 350 т, полное — 38 200…38 900 т |
Длина | 219,5/222,1 м |
Ширина | 29,3 м |
Осадка | 9,7 м |
Бронирование | пояс — 203…76 мм; траверсы до 203 мм; палуба — 80…152 мм; башни — до 229 мм; барбеты — 229 мм; казематы — 152 мм |
Двигатели | 4 ТЗА Kampon |
Мощность | 136 000 л. с. (100 МВт) |
Скорость хода | 30 узлов (55,56 км/ч) |
Дальность плавания | 10 000 морских миль на скорости 18 узлов |
Экипаж | 1437 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 4 × 2 — 356-мм/45, 14 × 1 — 152/50 |
Зенитная артиллерия | 4 × 2 — 127-мм/40, 10 × 2 — 25-мм/60 |
Авиационная группа | 1 катапульта, 3 гидросамолёта[1] |
Медиафайлы на Викискладе | |
ru-wiki.ru
Обломки легендарного японского линкора «Хиэй» наконец обнаружили (фото) – WARHEAD.SU
Команда исследовательского судна «Петрел» выложила на свою страницу в Facebook фотографии найденного ими японского линкора «Хиэй», уничтоженного в ноябре 1942 года. Этот корабль — первый из японских линкоров, погибших в годы Второй мировой, — впервые за 77 лет предстал перед глазами человека.
Шестого февраля 2019 года команда исследовательского судна «Петрел» опубликовала на официальной странице Facebook уникальные фотографии японского линейного корабля «Хиэй», погибшего 77 лет назад. Долгое время обломки линкора оставались необнаруженными, но 31 января этого года «Петрел» нашёл их, а через неделю к «Хиэй» смогли спустить подводный аппарат, который и сделал эти кадры. «Хиэй» лежит килем вверх на глубине 985 метров в Соломоновом море к северо-западу от острова Саво. Исследователям удалось рассмотреть повреждения рулевого устройства, вызванные попаданием снаряда, и отсутствие большого фрагмента корпуса — по всей видимости, на корабле произошёл взрыв боекомплекта.
«Хиэй» — линейный корабль типа «Конго», один из четырёх. Как и его систершипы, был построен по британскому проекту и первоначально относился к линейным крейсерам. В строй вошёл в 1914 году. После реконструкции, завершившейся в 1941 году, был переклассифицирован в быстроходный линейный корабль (高速戦艦 — «кёсоку сенкан»). Уничтожен в ноябре 1942 года в битве при Гуадалканале, забрал с собой на дно 188 членов экипажа из почти полутора тысяч. Из списков императорского флота исключён 20 декабря 1942 года. Стал первым японским линкором, погибшим во Второй мировой войне.
Судно «Петрел», принадлежащее американскому миллиардеру Полу Аллену, с 2017 года занимается исследованием обломков затонувших боевых кораблей прошлого. Его экипаж, возглавляемый Робертом Крафтом, за два года работ нашёл американский авианосец «Лексингтон» и тяжёлый крейсер «Индианаполис», итальянский эсминец «Артильери», а также ряд других кораблей.
warhead.su
Хиэй (линкор) Википедия
«Хиэй» | |
---|---|
яп. 比叡 | |
Линейный крейсер «Хиэй», 1915 год. | |
Служба | |
Япония Япония | |
Класс и тип судна | Линейный крейсер |
Изготовитель | Верфь в Йокосуке |
Строительство начато | 4 ноября 1911 года |
Спущен на воду | 21 ноября 1912 года |
Введён в эксплуатацию | август 1914 года |
Статус | Потоплен в ночь с 13-14 ноября 1942 года в ходе битвы за Гуадалканал |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | Стандартное — 32 350 т, полное — 38 200…38 900 т |
Длина | 219,5/222,1 м |
Ширина | 29,3 м |
Осадка | 9,7 м |
Бронирование | пояс — 203…76 мм; траверсы до 203 мм; палуба — 80…152 мм; башни — до 229 мм; барбеты — 229 мм; казематы — 152 мм |
Двигатели | 4 ТЗА Kampon |
Мощность | 136 000 л. с. (100 МВт) |
Скорость хода | 30 узлов (55,56 км/ч) |
Дальность плавания | 10 000 морских миль на скорости 18 узлов |
Экипаж | 1437 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 4 × 2 — 356-мм/45, 14 × 1 — 152/50 |
Зенитная артиллерия | 4 × 2 — 127-мм/40, 10 × 2 — 25-мм/60 |
Авиационная группа | 1 катапульта, 3 гидросамолёта[1] |
Медиафайлы на Викискладе | |
«Хиэй» — линейный крейсер японского императорского флота типа «Конго» (Всего построено 4 единицы — «Конго» (Kongo), «Хиэй» (Hiei), «Кирисима» (Kirishima), «Харуна» (Haruna)[2]).
История создания
«Хиэй»[3] — заложен 4 ноября 1911 г., спущен 21 ноября 1912 г., вошёл в строй в августе 1914 г.
Корабль был заложен на стапеле в Йокосуке. Он строился по английским чертежам, как и первый корабль серии «Конго», но японскими инженерами.
История службы
Линейный крейсер «Хиэй», 1942 г.«Хиэй» потоплен в битве за Гуадалканал. В него попало 50 снарядов в ночном бою 13-14 ноября 1942 года и одна бомба с бомбардировщика В-17, а также две торпеды, сброшенные с самолетов из авиагруппы авианосца Энтерпрайз. «Хиэй» стал первым японским линейным крейсером, погибшим во Второй мировой войне.
Обнаружение
Затонувший линейный крейсер был обнаружен в начале 2018 года японскими исследователями при изучении морского дна в районе затопления с помощью гидролокатора[4].
31 января 2019 года экспедиция, базировавшаяся на научно-исследовательском судне Petrel (финансирование экспедиции осуществлялось фондом Пола Аллена), сообщила об идентификации ранее обнаруженных обломков как останков линейного крейсера Hiei. Изучение обломков было проведено с помощью глубоководных автономных дистанционно управляемых аппаратов (ROV, Remotely Operated underwater Vehicle). Останки находятся на глубине 985 метров в Соломоновом море к северо-западу от острова Саво (9°0’0″N 158°59’59″E)[5] и представляют собой часть корпуса длиной около 150 метров, лежащую на дне вверх килем. Носовая часть корабля длиной около 70 метров полностью утрачена и не обнаружена. Предположительно, она была оторвана вследствие детонации погребов боезапаса носовых башен орудий главного калибра[6][7][8]. Согласно заявлению Пола Майера (Paul Mayer), ведущего исследователя экспедиции, на расстоянии около 7,5 километров от обломков Hiei, находятся останки однотипного с ним линейного крейсера Kirishima, затонувшего на следующий день (15 ноября 1942 года) в этом же районе[9].
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
Японский линейный крейсер »Hiei»
«Конго» — тип линейных крейсеров японского императорского флота. Всего построено 4 единицы — «Конго» (Kongo), «Хиэй» (Hiei), «Кирисима» (Kirishima), «Харуна» (Haruna).
К проектированию первых линейных крейсеров в Японии приступили в 1908 г. Все работы велись силами Морского технического департамента, а ориентиром для разработчиков служили официально объявленные характеристики первого британского линейного крейсера «Инвинсибл» (Invincible).
Линейный крейсер «Конго». 1925 г. | ||
Основная информация | ||
Тип | Линейный крейсер | |
Государство флага | Япония | |
Параметры | ||
Тоннаж | стандартное 31720 («Конго»), 32350 («Хиэй»),
31980 («Кирисима»), 32156 («Харуна») |
|
Длина | 219,5/222,1 м | |
Ширина | 29,3 м | |
Осадка | 9,7 м | |
Бронирование | пояс — 203-76 мм; траверсы до 203 мм; палуба — 80-152; башни — до 229 мм;
барбеты — 229 мм; казематы — 152 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 4 ТЗА Kampon | |
Мощность | 136.000 л. с. | |
Скорость | 30 узлов | |
Автономность плавания | 10 000 миль на 18 узлах | |
Экипаж | 1437 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерия | 4х2 — 356-мм/45, 14х1 — 152/50 | |
Зенитное вооружение | 4х2 — 127-мм/40, 10х2 — 25-мм/60 | |
Авиация | 1 катапульта, 3 гидросамолёта[1] |
В соответствии с этим корабль должен был иметь водоизмещение 18650 тонн, скорость 25 узлов и главный калибр из 4 305-мм и 8 254-мм орудий. После того как стали известны истинные характеристики британского корабля, проект был изменён. Теперь будущий «Конго» должен был иметь водоизмещение 18750 тонн, скорость 26,5 узлов и однородный главный калибр из 10 305-мм орудий. Первый корабль серии предполагалось заложить в 1911 году. Однако британцы не останавливались на достигнутом и заложили линейный крейсер «Лайон» (Lion) в сравнении с которым все проекты японцев выглядели очень слабыми.
В сложившейся ситуации японский флот обратился к британской фирме «Виккерс» (Vickers) с просьбой о разработке проекта при условии постройки головного корабля на британских верфях. Проект был разработан под руководством британского кораблестроителя Джорджа Тёрстона (Georges Thurston), который создал проект близкий к новейшему британскому линейному крейсеру «Тайгер» (Tiger). Вскоре после закладки головного «Конго» между Японией и «Виккерсом» был заключён контракт предусматривавший передачу основных технологий. В течении 1911—1912 годов на японских верфях было заложено ещё три корабля типа «Конго».
В результате этого, Япония получила линейные крейсера, считавшиеся даже более мощными нежели новейшие британские, что вызвало небольшой скандал в английской прессе.
Конструкция
Несмотря на то, что защита корабля и модернизировалась с целью противостоять попаданиям 356-мм снарядов на дистанциях от 20000 до 25000 метров, следует признать, что такое бронирование оказалось явно недостаточным. Особенно это касалось вертикального бронирования, которое было слабейшим местом «Конго», поскольку подвергалось наименьшим переделкам с момента вступления корабля в строй. В итоге японцы сделали весьма нелицеприятный для себя вывод: бронирование «Конго» может быть пробитым снарядами американских линкоров практически с любой дистанции.
«Конго»
После вступления в строй входил в состав Второго флота. В 1929—1931 годах прошёл первую модернизацию в ходе которой было усилено горизонтальное бронирование, улучшено вооружение и установлены новые котлы. Корабль стал официально именоваться линкором. В 1936-37 годах прошёл вторую модернизацию, включавшую замену силовой установки и оснащение 127-мм зенитными орудиями. В 1939—1940 годах принимал участие в войне с Китаем.
В начале Второй мировой войны осуществлял прикрытие японских десантных сил в Южно-Китайском море. С февраля 1942 года входил в состав Ударного авианосного соединения вице-адмирала Нагумо. 1 марта 1942 года совместно с тяжёлым крейсером «Чикума» потопил американский эсминец «Эдселл» (Edsall).
Линейный крейсер «Хиэй», июль 1942 г.
«Хиэй»
Погиб в боях за Гуадалканал.
«Кирисима» у берегов Китая. 1938 г.
«Кирисима»
После вступления в строй входил в состав Второго флота. В 1927-30 и 1935-36 годах прошёл две модернизации аналогичные «Конго». Входил в состав Ударного авианосного соединения при нападении на Пёрл-Харбор. В январе-феврале 1942 года входил в состав прикрытия авианосцев в ходе операций в южных морях. В марте-апреле 1942 года участвовал в рейде в Индийский океан. С августа 1942 года действовал в районе Гвадалканала. В ночном бою 13 ноября 1942 года повредил американские тяжёлые крейсера «Портленд» (Portland) и «Сан-Франциско» (San Francisco), но сам почти не пострадал. В ночь на 14 ноября 1942 года, в ходе очередного рейда к Гвадалканалу, «Кирисима», бывший флагманом японского (силы прикрытия конвоя, доставлявшего к месту высадки крупные сухопутные соединения японцев) соединения вступил в артиллерийскую дуэль с американским линкором «Саут Дакота» (South Dakota), нанёс ему повреждения (попадание 1 снаряда, пронизал обе стороны комингса люка и сдетонировал при ударе о барбет. Пробоина в верхней палубе 0,914×3,048 м. Повреждены кожухи центрального и правого 16-дюймовых орудий башни ГК № 3. Уничтожены водо- и газо-отражающие ограждения на 30 футах вокруг барбета. Главная бронепалуба отразила все осколки. Правая катапульта и несколько 20-мм автоматов повреждены), но сам был тяжело повреждён огнём линкора «Вашингтон» (Washington), подошедшего незамеченным на близкую дистанцию (3 мили). В «Кирисима» попало 9 406-мм и около 40 127-мм снарядов, корабль потерял управление, были разрушены две башни главного калибра, начались сильные пожары. Утром 15 ноября 1942 года командир приказал оставить корабль, который затонул в 5 милях от острова Саво. Погибло 1125 человек, спаслось около 300, тем не менее свою задачу крейсер выполнил: конвой бесприпятственно дошёл до места назначения. «Саут Дакота» после этого боя выбыл из строя на 14 месяцев, «Вашингтон» — на 1,5 месяца.
Линейный крейсер «Харуна», 1931 г.
«Харуна»
В декабре 1941 года «Харуна» входил в состав сил дальнего прикрытия высадки японских войск в Малайе и на Филиппинах, а затем участвовал почти во всех главных битвах Тихоокеанской кампании. В июле 1945 года линкор был потоплен американской авиацией. В 1946 году «Харуна» был поднят и разрезан на металл.
Оценка проекта
Оценка пректа «Конго» не может быть отделена от оценки линейных крейсеров как класса, так как эти корабли были построены в рамках классической концепции адмирала Фишера. Согласно идеям Фишера, линейные крейсера должны были выполнять функции вооружённой разведки, поддерживать лёгкие корабли и выступать в роли авангарда главных сил флота. Вплоть до 1916 года японские адмиралы могли с гордостью взирать на свои линейные крейсера, считавшиеся лучшими в мире. Результаты Ютландского боя, где линейные крейсера использовались в полном противоречии с данной концепцией и понесли тяжёлые потери, поставило крест на дальнейшем развитии класса. Немногие оставшиеся линейный крейсера подвергались многочисленным модернизациям, направленным прежде всего на устранение их главного недостатка — слабого бронирования. Не избежали этого и корабли типа «Конго». Двукратная модернизация повысила их боевые качества, но вертикальное бронирование оставалось слишком слабым, чтобы дать серьёзные шансы в бою с линкорами, что и подтвердилось в единственном столкновении кораблей этого типа с линейными кораблями американского флота, когда «Кирисима» был потоплен огнём линкора «Вашингтон».
Японское командование вполне сознавало слабость своих линейных крейсеров и использовало их в качестве расходного материала. Фактически именно линейные крейсера вплоть до 1944 года были единственной действительно активной частью линейных сил императорского флота. Следует признать, что до появления на Тихом океане современных американских линкоров они вполне справлялись со своими задачами, главной из которых являлось прикрытие быстроходных авианосцев. Гибель «Хиэй» объяснялась крайне неблагоприятной тактической обстановкой, но не недостатками самого корабля. Тем не менее, на втором этапе войны японское командование предпочитало держать уцелевшие линейные крейсера подальше от возможного столкновения с американскими линкорами и проявили они себя не слишком ярко, так же, как гораздо более сильные линкоры японского императорского флота.
Можно заключить, что явные недостатки типа «Конго» привели к парадоксальной ситуации. Самые слабые capital ships японского флота провели куда более яркую карьеру, чем линкоры, почти всю войну простоявшие в резерве. Как ни странно, но по критерию стоимость/эффективность линейные крейсера оказались самыми полезными из крупных артиллерийских кораблей Японии.
Линейный крейсер «Конго». 1944 г. Схема.
modelik.ru
Хиэй (линкор) Вики
«Хиэй» | |
---|---|
яп. 比叡 | |
Линейный крейсер «Хиэй», 1915 год. | |
Служба | |
Япония Япония | |
Класс и тип судна | Линейный крейсер |
Изготовитель | Верфь в Йокосуке |
Строительство начато | 4 ноября 1911 года |
Спущен на воду | 21 ноября 1912 года |
Введён в эксплуатацию | август 1914 года |
Статус | Потоплен в ночь с 13-14 ноября 1942 года в ходе битвы за Гуадалканал |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | Стандартное — 32 350 т, полное — 38 200…38 900 т |
Длина | 219,5/222,1 м |
Ширина | 29,3 м |
Осадка | 9,7 м |
Бронирование | пояс — 203…76 мм; траверсы до 203 мм; палуба — 80…152 мм; башни — до 229 мм; барбеты — 229 мм; казематы — 152 мм |
Двигатели | 4 ТЗА Kampon |
Мощность | 136 000 л. с. (100 МВт) |
Скорость хода | 30 узлов (55,56 км/ч) |
Дальность плавания | 10 000 морских миль на скорости 18 узлов |
Экипаж | 1437 человек |
Вооружение | |
Артиллерия | 4 × 2 — 356-мм/45, 14 × 1 — 152/50 |
Зенитная артиллерия | 4 × 2 — 127-мм/40, 10 × 2 — 25-мм/60 |
Авиационная группа | 1 катапульта, 3 гидросамолёта[1] |
Медиафайлы на Викискладе | |
«Хиэй» — линейный крейсер японского императорского флота типа «Конго» (Всего построено 4 единицы — «Конго» (Kongo), «Хиэй» (Hiei), «Кирисима» (Kirishima), «Харуна» (Haruna)[2]).
История создания[ | код]
«Хиэй»[3] — заложен 4 ноября 1911 г., спущен 21 ноября 1912 г., вошёл в строй в августе 1914 г.
Корабль был заложен на стапеле в Йокосуке. Он строился по английским чертежам, как и первый корабль серии «Конго», но японскими инженерами.
История службы[ | код]
Линейный крейсер «Хиэй», 1942 г.«Хиэй» потоплен в битве за Гуадалканал. В него попало 50 снарядов в ночном бою 13-14 ноября 1942 года и одна бомба с бомбардировщика В-17, а также две торпеды, сброшенные с самолетов из авиагруппы авианосца Энтерпрайз. «Хиэй» стал первым японским линейным крейсером, погибшим во Второй мировой войне.
Обнаружение[ | код]
Затонувший линейный крейсер был обнаружен в начале 2018 года японскими исследователями при изучении морского дна в районе затопления с помощью гидролокатора[4].
31 января 2019 года экспедиция, базировавшаяся на научно-исследовательском судне Petrel (финансирование экспедиции осуществлялось фондом Пола Аллена), сообщила об идентификации ранее обнаруженных обломков как останков линейного крейсера Hiei. Изучение обломков было проведено с помощью глубоководных автономных дистанционно управляемых аппаратов (ROV, Remotely Operated underwater Vehicle). Останки находятся на глубине 985 метров в Соломоновом море к северо-западу от острова Саво (9°0’0″N 158°59’59″E)[5] и представляют собой часть корпуса длиной около 150 метров, лежащую на дне вверх килем. Носовая часть корабля длиной около 70 метров полностью утрачена и не обнаружена. Предположительно, она была оторвана вследствие детонации погребов боезапаса носовых башен орудий главного калибра[6][7][8]. Согласно заявлению Пола Майера (Paul Mayer), ведущего исследователя экспедиции, на расстоянии около 7,5 километров от обломков Hiei, находятся останки однотипного с ним линейного крейсера Kirishima, затонувшего на следующий день (15 ноября 1942 года) в этом же районе[9].
Примечания[ | код]
Ссылки[ | код]
ru.wikibedia.ru
Японский линейный крейсер »Hiei»
«Конго» — тип линейных крейсеров японского императорского флота. Всего построено 4 единицы — «Конго» (Kongo), «Хиэй» (Hiei), «Кирисима» (Kirishima), «Харуна» (Haruna).
К проектированию первых линейных крейсеров в Японии приступили в 1908 г. Все работы велись силами Морского технического департамента, а ориентиром для разработчиков служили официально объявленные характеристики первого британского линейного крейсера «Инвинсибл» (Invincible).
Линейный крейсер «Конго». 1925 г. | ||
Основная информация | ||
Тип | Линейный крейсер | |
Государство флага | Япония | |
Параметры | ||
Тоннаж | стандартное 31720 («Конго»), 32350 («Хиэй»),
31980 («Кирисима»), 32156 («Харуна») |
|
Длина | 219,5/222,1 м | |
Ширина | 29,3 м | |
Осадка | 9,7 м | |
Бронирование | пояс — 203-76 мм; траверсы до 203 мм; палуба — 80-152; башни — до 229 мм;
барбеты — 229 мм; казематы — 152 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 4 ТЗА Kampon | |
Мощность | 136.000 л. с. | |
Скорость | 30 узлов | |
Автономность плавания | 10 000 миль на 18 узлах | |
Экипаж | 1437 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерия | 4х2 — 356-мм/45, 14х1 — 152/50 | |
Зенитное вооружение | 4х2 — 127-мм/40, 10х2 — 25-мм/60 | |
Авиация | 1 катапульта, 3 гидросамолёта[1] |
В соответствии с этим корабль должен был иметь водоизмещение 18650 тонн, скорость 25 узлов и главный калибр из 4 305-мм и 8 254-мм орудий. После того как стали известны истинные характеристики британского корабля, проект был изменён. Теперь будущий «Конго» должен был иметь водоизмещение 18750 тонн, скорость 26,5 узлов и однородный главный калибр из 10 305-мм орудий. Первый корабль серии предполагалось заложить в 1911 году. Однако британцы не останавливались на достигнутом и заложили линейный крейсер «Лайон» (Lion) в сравнении с которым все проекты японцев выглядели очень слабыми.
В сложившейся ситуации японский флот обратился к британской фирме «Виккерс» (Vickers) с просьбой о разработке проекта при условии постройки головного корабля на британских верфях. Проект был разработан под руководством британского кораблестроителя Джорджа Тёрстона (Georges Thurston), который создал проект близкий к новейшему британскому линейному крейсеру «Тайгер» (Tiger). Вскоре после закладки головного «Конго» между Японией и «Виккерсом» был заключён контракт предусматривавший передачу основных технологий. В течении 1911—1912 годов на японских верфях было заложено ещё три корабля типа «Конго».
В результате этого, Япония получила линейные крейсера, считавшиеся даже более мощными нежели новейшие британские, что вызвало небольшой скандал в английской прессе.
Конструкция
Несмотря на то, что защита корабля и модернизировалась с целью противостоять попаданиям 356-мм снарядов на дистанциях от 20000 до 25000 метров, следует признать, что такое бронирование оказалось явно недостаточным. Особенно это касалось вертикального бронирования, которое было слабейшим местом «Конго», поскольку подвергалось наименьшим переделкам с момента вступления корабля в строй. В итоге японцы сделали весьма нелицеприятный для себя вывод: бронирование «Конго» может быть пробитым снарядами американских линкоров практически с любой дистанции.
«Конго»
После вступления в строй входил в состав Второго флота. В 1929—1931 годах прошёл первую модернизацию в ходе которой было усилено горизонтальное бронирование, улучшено вооружение и установлены новые котлы. Корабль стал официально именоваться линкором. В 1936-37 годах прошёл вторую модернизацию, включавшую замену силовой установки и оснащение 127-мм зенитными орудиями. В 1939—1940 годах принимал участие в войне с Китаем.
В начале Второй мировой войны осуществлял прикрытие японских десантных сил в Южно-Китайском море. С февраля 1942 года входил в состав Ударного авианосного соединения вице-адмирала Нагумо. 1 марта 1942 года совместно с тяжёлым крейсером «Чикума» потопил американский эсминец «Эдселл» (Edsall).
Линейный крейсер «Хиэй», июль 1942 г.
«Хиэй»
Погиб в боях за Гуадалканал.
«Кирисима» у берегов Китая. 1938 г.
«Кирисима»
После вступления в строй входил в состав Второго флота. В 1927-30 и 1935-36 годах прошёл две модернизации аналогичные «Конго». Входил в состав Ударного авианосного соединения при нападении на Пёрл-Харбор. В январе-феврале 1942 года входил в состав прикрытия авианосцев в ходе операций в южных морях. В марте-апреле 1942 года участвовал в рейде в Индийский океан. С августа 1942 года действовал в районе Гвадалканала. В ночном бою 13 ноября 1942 года повредил американские тяжёлые крейсера «Портленд» (Portland) и «Сан-Франциско» (San Francisco), но сам почти не пострадал. В ночь на 14 ноября 1942 года, в ходе очередного рейда к Гвадалканалу, «Кирисима», бывший флагманом японского (силы прикрытия конвоя, доставлявшего к месту высадки крупные сухопутные соединения японцев) соединения вступил в артиллерийскую дуэль с американским линкором «Саут Дакота» (South Dakota), нанёс ему повреждения (попадание 1 снаряда, пронизал обе стороны комингса люка и сдетонировал при ударе о барбет. Пробоина в верхней палубе 0,914×3,048 м. Повреждены кожухи центрального и правого 16-дюймовых орудий башни ГК № 3. Уничтожены водо- и газо-отражающие ограждения на 30 футах вокруг барбета. Главная бронепалуба отразила все осколки. Правая катапульта и несколько 20-мм автоматов повреждены), но сам был тяжело повреждён огнём линкора «Вашингтон» (Washington), подошедшего незамеченным на близкую дистанцию (3 мили). В «Кирисима» попало 9 406-мм и около 40 127-мм снарядов, корабль потерял управление, были разрушены две башни главного калибра, начались сильные пожары. Утром 15 ноября 1942 года командир приказал оставить корабль, который затонул в 5 милях от острова Саво. Погибло 1125 человек, спаслось около 300, тем не менее свою задачу крейсер выполнил: конвой бесприпятственно дошёл до места назначения. «Саут Дакота» после этого боя выбыл из строя на 14 месяцев, «Вашингтон» — на 1,5 месяца.
Линейный крейсер «Харуна», 1931 г.
«Харуна»
В декабре 1941 года «Харуна» входил в состав сил дальнего прикрытия высадки японских войск в Малайе и на Филиппинах, а затем участвовал почти во всех главных битвах Тихоокеанской кампании. В июле 1945 года линкор был потоплен американской авиацией. В 1946 году «Харуна» был поднят и разрезан на металл.
Оценка проекта
Оценка пректа «Конго» не может быть отделена от оценки линейных крейсеров как класса, так как эти корабли были построены в рамках классической концепции адмирала Фишера. Согласно идеям Фишера, линейные крейсера должны были выполнять функции вооружённой разведки, поддерживать лёгкие корабли и выступать в роли авангарда главных сил флота. Вплоть до 1916 года японские адмиралы могли с гордостью взирать на свои линейные крейсера, считавшиеся лучшими в мире. Результаты Ютландского боя, где линейные крейсера использовались в полном противоречии с данной концепцией и понесли тяжёлые потери, поставило крест на дальнейшем развитии класса. Немногие оставшиеся линейный крейсера подвергались многочисленным модернизациям, направленным прежде всего на устранение их главного недостатка — слабого бронирования. Не избежали этого и корабли типа «Конго». Двукратная модернизация повысила их боевые качества, но вертикальное бронирование оставалось слишком слабым, чтобы дать серьёзные шансы в бою с линкорами, что и подтвердилось в единственном столкновении кораблей этого типа с линейными кораблями американского флота, когда «Кирисима» был потоплен огнём линкора «Вашингтон».
Японское командование вполне сознавало слабость своих линейных крейсеров и использовало их в качестве расходного материала. Фактически именно линейные крейсера вплоть до 1944 года были единственной действительно активной частью линейных сил императорского флота. Следует признать, что до появления на Тихом океане современных американских линкоров они вполне справлялись со своими задачами, главной из которых являлось прикрытие быстроходных авианосцев. Гибель «Хиэй» объяснялась крайне неблагоприятной тактической обстановкой, но не недостатками самого корабля. Тем не менее, на втором этапе войны японское командование предпочитало держать уцелевшие линейные крейсера подальше от возможного столкновения с американскими линкорами и проявили они себя не слишком ярко, так же, как гораздо более сильные линкоры японского императорского флота.
Можно заключить, что явные недостатки типа «Конго» привели к парадоксальной ситуации. Самые слабые capital ships японского флота провели куда более яркую карьеру, чем линкоры, почти всю войну простоявшие в резерве. Как ни странно, но по критерию стоимость/эффективность линейные крейсера оказались самыми полезными из крупных артиллерийских кораблей Японии.
Линейный крейсер «Конго». 1944 г. Схема.
modelik.ru