Противокорабельная ракета Х-31А (Х-31АД) | Ракетная техника
]]>]]>
Тактическая противокорабельная сверхзвуковая авиационная ракета Х-31А предназначена для поражения боевых надводных кораблей различных классов до эсминца включительно, водоизмещением до 4500 (8000) тонн, а также десантных и транспортных судов, следующих одиночно или в составе конвоев.
Х-31А может использоваться практически с любого самолета-носителя, на котором может быть подвешен контейнер или имеется бортовая система целеуказания с дальностью действия более 50км. АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» в 2015г. сообщил о возможности размещения ракеты Х-31 на борту палубной версии вертолета Ка-52К в случае модернизации бортовой РЛС. Это позволит повысить дальность обнаружения вертолетом целей в 2 раза, что составляет почти 200 км.
Ракета создана в ОКБ «Звезда» под руководством Главного конструктора Г.И.Хохлова на базе противорадиолокационной ракеты ]]>Х-31П]]>. Впервые была открыто продемонстрирована в 1991 году на авиационной выставке в г. Дубай ОАЭ.
В настоящее время на базе Х-31А создана высокоскоростная противокорабельная ракета Х-31АД (см. ]]>фото 1]]>, ]]>фото 2]]>, ]]>фото 3]]>, ]]>фото 4]]>, ]]>фото 5]]>). От своего прототипа Х-31АД отличается значительно большей дальностью пуска (до 120-160км) и увеличеннной на 15% мощностью боевой части. Носителями ракеты Х-31АД являются самолеты Су-30МК (МКИ, МКМ, МК2), Су-35, МиГ-29К, МиГ-29КУБ, МиГ-35 и др.
На западе ракета получила обозначение AS-17 «Kripton».
Состав
]]>
]]>Ракеты Х-31А (Х-31АД) (см. ]]>проекции]]>) выполнены по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным расположением крыла и рулей. Ракета состоит из трех отсеков. Каждый отсек представляет собой конструктивно и функционально законченный блок. На корпусе в плоскости несущих поверхностей расположены четыре боковых круглых сверхзвуковых воздухозаборника.
Двигатель — прямоточный воздушно-реактивный, создан в МКБ «Союз»(г.Тураево Московская область) . В его состав входят: воздухозаборники, топливные баки с системой вытеснения и аппаратурой дозирования топлива, фронтовое устройство, камера сгорания с нерегулируемым сверхзвуковым соплом, электрогидравлическая система регулирования росжига.
В камере сгорания маршевого двигателя размещается твердотопливный стартовый ускоритель, который после отделения ракеты от самолета-носителя надежно обеспечивает ее разгон до скорости запуска маршевого ПВРД. После окончания работы стартовый ускоритель выталкивается набегающим потоком воздуха. Использование такой интегральной двигательной установки обеспечивает увеличение среднетраекторной скорости и дальности стрельбы при уменьшении габаритов ракеты.
Ракеты семейства Х-31А функционируют совместно с прицельно-навигационной системой и системой управления оружием, входящими в состав бортовой аппаратуры самолета-носителя.
Ракета может применяться в двух режимах:
- совместном с захватом цели на автосопровождение ГСН на подвеске под самолетом-носителем
- автономном с захватом цели на автосопровождение ГСН на траектории полета ракеты (после пуска) на удалении 7…20км от цели.
]]>]]>Выбор режима производится экипажем самолета-носителя в зависимости от высоты полета и дальности обнаружения цели. После наложения прицельного перекрестия радиолокатора носителя на отметку цели и подачи соответствующих команд начинается расчет разрешенной зоны пуска и выдача ракете информации для подготовки ее к пуску. Затем происходит подготовка цепей ракеты к пуску, ввод данных целеуказания и параметров полета самолета-носителя в ракету. При нахождении самолета в зоне возможных пусков (см. ]]>схему]]> для Х-31А ) оператор подает с борта сигнал «пуск» на катапультное устройство и происходит катапультирование одной из ракет. После старта ракета совершает автономный полет в соответствии с выбранными законами управления в район поиска цели. Расчетная точка выхода ракеты в зону захвата цели активной радиолокационной головкой самонаведения (АРГСН) находится на расстоянии 7,5км от цели на высоте 100м. После захвата цели на автосопровождение ракета совершает «подскок», исключающий возможность приводнения ракеты при подлете к цели с малыми углами.
Поражение цели происходит за счет подрыва боевой части ракеты после проникновения ее внутрь корабля при прямом попадании или за счет осколочно-фугасного действия при пролете ракеты над целью. Пуск Х-31А с самолета-носителя возможен по цели, расположенной в пределах курсовых углов ±8°.
Ракеты Х-31А (Х-31АД) могут применяться днем и ночью, при волнении моря до 4-5 баллов и в любых метеоусловиях, при активном радиоэлектронном и огневом противодействии противника по целям с заранее известными координатами, а также обнаруженным самолетной РЛС в процессе полета (основной способ).
Среднее необходимое число попаданий ракеты Х-31АД для поражения цели типа «эсминец» — 2, для цели типа «ракетный катер» — 1.
Для транспортировки и хранения ракеты применяется герметизированный контейнер.
Тактико-технические характеристики
| Х-31А | Х-31АД | |
| Дальность действия,км: — максимальная по целям типа «эсминец» при высоте пуска 15км — максимальная по целям типа «эсминец» при высоте пуска 10км — максимальная по целям типа «ракетный катер» — минимальная | 70 50 25 5-7 | 120-160 — — — |
| Скорость полета,м/с: — максимальная — средняя | 1000 600-700 | |
| Скорость полета носителя ,км/ч | 600-1250 | |
| Высота пуска,км | 0.1-15 | |
| Габариты,мм: — длина — максимальный диаметр корпуса — размах крыльев — размах рулей | 4700 360 778 914 | 5340 360 — 954 |
| Стартовый вес ,кг | 610 | 715 |
| Вес боевой части,кг | 90-95,9 | 110 |
| Активная радиолокационная ГСН АРГС-31 | ||
| Угол азимутального обзора, град | ±27 | |
| Угол вертикального обзора,град | от +10 до -20 | |
| Вес, кг | 39 | |
| Диаметр, мм | 360 | |
| 1012 | ||
| Температура использования | от -50° до +50°С | |
| Авиационная пусковая установка АКУ-58 | ||
| Разработчик | МКБ «Вымпел» | |
| Вес пустой ПУ, кг | 185 | |
| Габариты,мм: — длина — ширина — высота | 3810 130 220 | |
Испытания и эксплуатация
На базе ПКР Х-31А предприятием «Звезда — Стрела» была создана ракета-мишень М-31. Это изделие стало первой российской авиационной ракетой, проданной в США. M-31 выиграла тендер, организованный командованием КМП США и в 1996 г. Закупки проводились через фирму Боинг. Их стоимость составила 4,7 млн. долл.
Испытания проходили на полигоне корпуса морской пехоты США Пойнт Мугу, и проводились с борта самолета F-4J Phantom II, оснащенного катапультным устройством советского производства АКУ-58. Первый пуск был выполнен на высоте 300 м, далее УР снизилась до 20 м, и прошла, маневрируя, около 30 км, после чего была потеряна РЛС слежения. По имеющимся данным ни одна из ракет первой партии не была сбита. Далее КМП закупил еще две партии мишеней. Со слов представителя фирмы «Звезда — Стрела», их испытания уже проходили в обстановке секретности и предприятие не только не смогло направить на американский полигон своих специалистов, но и не получило конкретную информацию по результатам испытаний. По его мнению, американцы пока не имеют эффективной защиты от сверхзвуковых малогабаритных ПКР.
Источники
- А.В.Карпенко, С.М. Ганин «Отечественные авиационные тактические ракеты», «Бастион» N1, 2000г
Тактическая авиационная ракета Х-31. — Российская авиация
Тактическая авиационная ракета Х-31.
Разработчик: ОКБ «Звезда»
Страна: СССР
Начало разработки: 1975 г.
Испытания: 1982-1987 гг.
Разработка противорадиолокационной ракеты (ПРР) Х-31 началась в 1975 году в ОКБ «Звезда». Необходимость ее создания была вызвана тем, что ее предшественница, ПРР Х-27ПС, не удовлетворяла заказчика по своей дальности пуска и скорости полета, заставляя носитель производить пуск ракеты в зоне досягаемости ЗРК «Усовершенствованный Хок» и «Найк Геркулес» с маневром ухода от цели, что, в свою очередь, позволяло расчету ЗРК выключать РЛС, тем самым срывая наведение ПРР. Предполагалось, что новая ракета будет иметь дальность пуска около 60 км и массу менее 400 кг, причем высокая (порядка 750 м/с при пуске на дальность 25 км с малой высоты) скорость позволит ей обеспечить поражение фугасной боевой частью РЛС ЗРК «Усовершенствованный Хок» раньше, чем выпущенная им ЗУР достигнет носителя. По РЛС ЗРК «Найк Геркулес» удары планировалось наносить вне зоны досягаемости ЗУР. Планировалось вооружить ПРР ударные самолеты третьего поколения типа МиГ-27, Су-17М и Су-24, на каждом из которых должно было размещаться не менее двух ракет.

Проекции Х-31П. Схема.
Для обеспечения требуемой средней скорости при заданной массе было решено использовать ПВРД. Для разгона ракеты до скорости запуска ПВРД использовался стартовый твердотопливный ускоритель, который удалось разместить в камере сгорания ПВРД.
В процессе проектирования стало ясно, что создать ракету массой менее 400 кг не удастся прежде всего из-за трудности создания малогабаритного ПВРД. Так, вместо легкой ПРР была получена ПРР средней дальности для подавления ПВО с дальностью пуска, в два раза превосходящей заданную первоначально. Был расширен также перечень РЛС-целей для ракеты Х-31 за счет включения в него РЛС ЗРК SAM-D (будущий «Патриот»), а также обзорных РЛС, работающих в диапазонах частотных литер В и С, для чего Омскому НПО «Автоматика» было выдано задание на проектирование трех ГСН (ПРГС-4ВП, ПРГС-5ВП и ПРГС-6ВП), работающих в данных диапазонах.
В процессе создания ракеты Х-31 в 1978 году вышло правительственное постановление о создании на ее базе противокорабельного варианта, получившего обозначение Х-31А, предназначенного для поражения надводных кораблей водоизмещением до 4500 т. Для этого на ракете Х-31 была установлена активная радиолокационная ГСН и проникающая боевая часть вместо осколочно-фугасной. Проведенные расчеты показали, что вероятность попадания ракеты Х-31А без учета огневого противодействия в одиночную морскую цель типа эсминец (ЭПР = 5000 м2) составляет 0,6-0,9, типа ракетный катер (ЭПР = 500 м2) при ее маневрировании — 0,8, которая снижается до 0,55 при наличии группы из трех катеров, при этом требуется около трех прямых попаданий ракет для потери целью типа эсминец боеспособности.

Проекции Х-31А. Схема.
Заводские летные испытания ракеты Х-31 начались в мае 1982 года на самолете МиГ-27М. На них ракета была предъявлена в вариантах Пр1 и Пр2, а также ее габаритно-массовые макеты для проверки аварийного сброса. Оснащенная стартовым двигателем и макетом маршевого двигателя Х-31Пр1 предназначалась для отработки отделения ракеты, ее старта и стабилизации на стартовом участке. Х-31Пр2 со стартовым и маршевым двигателями силовой установки предназначалась для отработки запуска маршевого двигателя, определения ее характеристик, оценки работоспособности системы стабилизации, проверки аэродинамических и баллистических характеристик.
22 ноября 1983 года начался этап «А» государственных совместных испытаний ракеты Х-31 с ГСН ПРГС-4ВП в составе системы вооружения самолета МиГ-27М.
К этому времени Х-31 претерпела конструктивные изменения, внешне выразившиеся прежде всего в изменении формы крыла и места его установки для повышения устойчивости ракеты. Параллельно с начавшимся 28 августа 1984 года этапом «Б» государственных совместных летных испытаний ракеты Х-31 в комплексе вооружения МиГ-27М был разработан перечень мероприятий по модификации ракеты Х-31 с целью повышения ее эффективности. Улучшения баллистических характеристик планировалось достичь снижением аэродинамического сопротивления за счет выполнения носовой части в едином калибре (360 мм) с камерой сгорания маршевой ступени, что также приводило бы к увеличению запаса маршевого топлива, уменьшению габаритов бугелей, устранению щелей и зазоров между сопрягаемыми элементами каркаса, установке рулей в плоскости крыльев и др.
Технологический процесс планировалось усовершенствовать за счет обеспечения лучшего подхода к соединяемым штепсельным разъемам, прокладки жгутов внутри отсеков для обеспечения их надежной термоизоляции, более рациональной компоновки и упрощения монтажа агрегатов. Эксплуатационная надежность повышалась путем обеспечения досборки и снаряжения ракеты без ее расстыковки за счет установки блока розжига, прокладки части жгутов электросхемы и их проверки при сборке двигателя, установки пиропатронов на заводе без снятия обтекателей при эксплуатации, установки боевой части через люк, а не с торца, вызывавшего необходимость отсоединения отсека с аппаратурой наведения и управления. Был проведен детальный анализ каждого элемента конструкции для снижения стартовой массы ракеты.
В феврале 1986 года успешно были проведены летно-конструкторские испытания модернизированной ракеты Х-31П. В конце весны продолжился этап «Б» государственных совместных летных испытаний комплекса вооружений самолета МиГ-27М с опытной ракетой Х-31П и опытной аппаратурой «Прогресс-Н».
В начале июня 1987 года этап «Б» летных испытаний был завершен и ракета рекомендована к серийному производству и принятию на вооружение.
Заводские летные испытания ракеты Х-31П с ГСН ПРГС-5ВП начались в январе 1986 года и проводились на самолете МиГ-27М с аппаратурой «Прогресс-Н». Затем в феврале 1987 года подключили самолет Су-24М, на двух самолетах продолжили летно-конструкторские испытания ракеты Х-31А. В третьем квартале 1987 года были выполнены практические пуски ракеты Х-31П с ПРГС-5ВП с самолета Су-24М, позволившие успешно завершить заводские летные испытания 8 сентября 1987 года. В конце сентября 1987 года начались государственные совместные летные испытания этой ракеты, проводившиеся на самолетах МиГ-27М и Су-24М и успешно завершившиеся в конце марта 1988 года, после чего Х-31П с ПРГС-5ВП была рекомендована к принятию на вооружение.

Ракета Х-31П на транспортировочной тележке.

Ракета Х-31П.
В начале весны 1988 года начались заводские летные испытания ракеты Х-31П с ПРГС-6ВП. Они были завершены в конце апреля 1988 года, затем во второй половине 1988 года были проведены государственные совместные испытания данного варианта ракеты в составе вооружения самолета МиГ-27М, завершившиеся с положительным результатом.
Так как разведывательно-прицельная станция, работающая в литерах В + С и В’ и предназначенная для установки на Су-24М к этому времени не была разработана, провести пуски ракет Х-31П с ГСН ПРГС-6ВП с него не представлялось возможным. Поэтому опытный самолет Су-24М, доработанный для применения ракет Х-31П, был задействован в мае 1988 года для проведения контрольно-серийных испытаний ракет Х-31П выпуска 1987 года, в ходе которых проверялись также возможности применения с самолета ракет Х-31П с ГСН ПРГС-4ВП.
В начале лета 1986 года начались летно-конструкторские испытания ракеты Х-31А на двух самолетах Су-24М (Т-6М30 и Т-6М37), завершившиеся 21 октября
1988 года с положительным результатом. Государственные совместные испытания ракета Х-31А прошла на Су-24М с 20 марта по 7 декабря 1989 года. В ходе них практически все ракеты поразили мишени.

Ракета Х-31А на транспортировочной тележке.

Ракета Х-31А.

Ракета Х-31А.
Серийное производство ракеты Х-31П на Калининградском производственном объединении «Стрела» (ныне ГНПЦ «Звезда-Стрела») началось в 1987 году, ракеты Х-31А — в 1990 году.
Ракета Х-31П выполнена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным расположением консолей крыла и рулей и включает следующие функциональные системы:
— планер. Построен по конструктивной схеме полумонокок, при которой каркасы отсеков имеют силовую обшивку, подкрепленную шпангоутами, и состоит из корпуса, технологически делящегося на три отсека, четырех консолей крыла и четырех рулей. Выполнен из титановых сплавов и жаропрочных сталей, в небольшом количестве используются также дюралюминий и композитные материалы;
— комбинированную двигательную установку 31ДПК, включающую маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель 31ДП с блоком запуска и топливной системой и вложенный в его камеру сгорания стартовый ускоритель 31ДТ-1 с заливным зарядом твердого топлива;
— пассивную радиолокационную ГСН. На ракете устанавливаются сменные ГСН (ПРГС-4ВП, ПРГС-5ВП и ПРГС-6ВП), унифицированные по конструктивно-технологическим, электрическим и информационным связям;
— комплексную систему управления ракетой КСУР-72, включающую блок управления БУ-75 серии 2 (два датчика линейных ускорений ДЛУ-ВД-20с, три свободных гироскопа ГС-12В1, три измерителя угловых ускорений ИУУ-М-3, два вычислителя продольного канала, вычислитель крена, устройство формирования команд и стабилизатор) и четыре пневматических (рабочее тело — азот) привода ППН-24, отклоняющихся дифференциально и использующихся для управления по тангажу и курсу и стабилизации по крену;
— осколочно-фугасную боевую часть. Состоит из корпуса и размещенного внутри его разрывного заряда с дополнительными детонаторами. По внутренней поверхности обечайки корпуса, в ее верхней передней и нижней задней частях вклеены полуцилиндрические осколочные блоки, представляющие собой набор размещенных на тонколистовой подложке стальных элементов с полуготовыми осколками;
— контактное взрывательное устройство КВУ-77 в составе системы контактных датчиков СКД-77 и двух предохранительно-исполнительных механизмов 099М5. Все датчики (четыре Б-48-1 инерционно-волнового действия и четыре 108Д5 реакционного действия) разделены на два независимых канала, каждый из которых подключен к своему ПИМу;
— пневмосистему, состоящую из трех пневомблоков с азотом, различных редукторов, пироклапанов, штуцера и трубопроводов;
— систему электроснабжения, включающую источники электроэнергии (ампульная батарея БА-501 и блок питания БП-77М) и электросеть (электрожгуты, разъемы стыковки, безопасности и контроля, блок автоматики БА-77М-01 и предохранительный механизм ПМ-77).
Ракета Х-31А в максимальной степени унифицирована с ракетой Х-31П и имеет общие с ней планер, двигательную установку, системы электроавтоматики и электропитания, рулевые приводы. Вместо ПР ГСН установлена АР ГСН АРСН-31, за которой размещаются радиовысотомер А069 и проникающая боевая часть с модернизированной системой контактных датчиков. В составе КСУР-72 был установлен новый блок управления БУ-77 вместо БУ-75.

Ракета Х-31А на МАКС-2003.
В строевые части ракеты Х-31П и Х-31А не поступали, так как доработка носителей для их применения не проводилась по причине отсутствия финансовых средств. К настоящему времени выполнены успешные пуски ракет Х-31П с трех самолетов МиГ-27М, одного МиГ-27К и одного Су-24М. Пуски ракет Х-31А выполнялись с двух самолетов Су-24М (один из которых выполнял пуски и Х-31П) и одного из опытных образцов МиГ-29М.

МиГ-27К с перспективной ракетой Х-31П.
Ракета Х-31А является первой тактической противокорабельной ракетой (ПКР), предназначенной для вооружения ударных самолетов фронтовой авиации, и авиационных аналогов не имеет. ВМФ располагает ракетами с аналогичным типом двигательной установки («Москит», «Оникс»), однако при стартовой массе порядка нескольких тонн их трудно разместить на самолетах фронтовой авиации. За рубежом аналогов ракеты Х-31А не существует.
На базе Х-31П в 1980-1989 годах была разработана мишень М-31, предназначенная для имитации противорадиолокационных ракет и отработки систем ПВО. От противорадиолокационной ракеты она отличается конструкцией второго отсека, где размещены радиовысотомер А069, приемоответчик для внешнетраек-торных измерений, телеметрическая аппаратура, система ликвидации. Изменения коснулись также одного из хвостовых обтекателей, где проложены электрожгуты для трассера, установленного в хвостовой части.
Траектория полета мишени такая же, как и у ракеты Х-31П, однако на конечном участке предусмотрен маневр безопасности, в ходе которого мишень выходит на высоту 60 м, следует на ней и затем пикирует за позицией РЛС, на которую она наводилась. Летно-конструкторские и государственные испытания М-31 были проведены с 26 марта по 10 июня 1989 года и закончились с положительным результатом. В ходе них с опытового самолета Су-24М было выполнено 5 пусков.

Варианты окраски ракет Х-31. Рисунок 1.

Варианты окраски ракет Х-31. Рисунок 2.

Варианты окраски ракет Х-31. Рисунок 3.
Тактике-технические данные ракеты Х-31П / Х-31А:
Длина ракеты, мм: 4700 / 4700
Диаметр ракеты, мм: 360 / 360
Размах крыла, мм: 914 / 914
Стартовая масса ракеты, кг: 592-594 / 610
Максимальная дальность при высоте пуска:
— максимальной, км: 110 / 50
— минимальной, км: 40 / 30
Минимальная дальность при высоте пуска:
— максимальной, км: 15 / 10
— минимальной, км: 15 / 10
Диапазон высот пуска, км: 0,1-15 / 0,1-12
Диапазон скоростей пуска, М: 0,6-1,3 / 0,6-1,3
Скорость полета ракеты:
— максимальная, м/с: 950 / 950
— средняя (на дальности, км), м/с: 750 (45) / 750 (на 30)
Время управляемого полета, с: 120 / 120
Располагаемая перегрузка, g: 10 / 10
Точность (Екво), м: 5 / 5
Тип боевой части: ОФ / Пр
Масса боевой части, кг: 85,5 / 94,5
Тип двигателя: ПВРД + РДТТ / ПВРД + РДТТ
Тип системы наведения: ПР / АР
.
.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
В.Ю.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-земля».
Е.А.Федосов. Авиация ВВС России и научно технический прогресс. Боевые комплексы и системы вчера, сегодня завтра.
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
Сверхзвуковая авиационная ракета Х-31 «Криптон» » Военное обозрение
Сложный профиль полета и сверхзвуковая скорость делают отечественные крылатые ракеты одними из самых опасных средств поражения во всем мире. В 2015 году на вооружение российской армии и флота будет поставлено более 10 новых и модернизированных образцов такой техники, среди которых главной новинкой станет семейство противорадиолокационных и противокорабельных ракет Х-31 (по кодификации НАТО — AS-17 Krypton).В конце 70-х годов прошлого века в СССР возникла потребность в разработке сбалансированного комплекса вооружений флота и авиации для того, чтобы ликвидировать наметившееся отставание. Разработкой советских авиационных ПКР занялось ОКБ «Звезда» (после объединения предприятий «Звезда» и «Стрела» компания получила новое название «Звезда-Стрела»), а уже в конце 1980-х годов прошли испытания крылатых ракет Х-31А и Х-35. Несмотря на общее назначение, данные ракеты разрабатывались по разным техзаданиям, а также показывали принципиально разные подходы к решению поставленных задач.
Постановление Совета министров СССР о начале работ над ракетой Х-31 с комбинированным прямоточным двигателем вышло в 1978 году. Изначально новая ракета обладала индексом 31П. Проектированием ракеты еще с 1975 года занималось КБ «Стрела», главным конструктором ракеты был Бугайский. Изначально ракета Х-31 создавалась в двух вариантах: Х-31А и Х-31П. Данные ракеты стали первыми в мире серийными ракетами, оснащенными комбинированным прямоточным двигателем. При этом ракета Х-31П разрабатывалась специально для борьбы с американскими ЗРК. Она была предназначена для поражения РЛС американских зенитно-ракетных комплексов MIM-104 Patriot, MIM-23 HAWK и MIM-14 Nike-Hercules. От ракет предыдущего поколения она отличалась высокой маршевой скоростью, большей дальностью стрельбы, устойчивым наведением на цель в условиях постановки интенсивных помех, а также временного выключения радиоизлучающих целей. Пассивная головка самонаведения ракеты была изготовлена НПО «Автоматика». Планировалось вооружить новыми ракетами самолеты третьего поколения, к которым относились Су-17М, МиГ-27 и Су-24. На каждом из этих самолетов можно было разместить не меньше двух ракет.

Помимо противорадиолокационной ракеты Х-31П, разрабатывалась авиационная противокорабельная управляемая ракета Х-31А. Данная ракета была предназначена для поражения вражеских надводных кораблей разных классов до эсминца включительно. Госиспытания новой противокорабельной ракеты Х-31А были завершены в 1989 году, самолетом-носителем ракеты выступал Су-24М. По результатам проведенных испытаний комплекс был рекомендован к принятию на вооружение, а сама ракета Х-31А к началу серийного выпуска. Примерно в этом же время завершились испытания и противорадиолокационной ракеты Х-31П, которую приняли на вооружение уже в начале 1990-х годов.
Ракеты Х-31 были построены по нормальной аэродинамической схеме. Они оснащались твердотопливным стартовым и прямоточным воздушно-реактивным маршевым двигателем. Кумулятивно-фугасная боевая часть ракеты имела массу 90 кг. Ракета Х-31А оснащалась помехоустойчивой ГСН и могла развивать скорости полета в М=4,5. Еще одной особенностью ГСН АРГС-31 была способность выделять заданную цель из плотной однородной группы целей. При этом вероятность попадания ракеты составляла 0,55. При обнаружении облучения РЛС противника ракета Х-31А могла совершить противозенитный маневр «горка», при этом допустимая перегрузка составляла до 10 единиц.
Стоит отметить, что корабль, как объект атаки, представляет собой довольно заметную, но при этом трудноуязвимую цель, которая чаще всего действует в составе группы, которая оснащается средствами обнаружения и отражения возможного нападения с воздуха. В таких условиях ударному самолету необходимо наносить удар по цели с безопасного расстояния, а результативность данных атак зависит от дальности пуска ПКР и их автономности, а также от уязвимости ракеты при подлете к цели.

Именно поэтому данные ракеты продолжают совершенствоваться. Так, ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» уже приступило к выпуску новой авиационной тактической ракеты, получившей обозначение Х-31АД. Авиационная высокоскоростная тактическая противокорабельная ракета Х-31АД предназначена для уничтожения боевых (десантных) надводных кораблей, а также транспортных средств противника из состава ударных групп (конвоев) или следующих одиночно целей. По сравнению со своим предшественником (Х-31А), у ракеты Х-31АД была на 15% повышена мощность боевой части (110 кг), а дальность пуска ракеты выросла до 120-160 км (почти в 2 раза). При этом для того, чтобы вывести из строя морскую цель класса эсминец, достаточно двух попаданий таких ракет.
Обновленная версия ракеты Х-31ПД отличается наличием широкополосной пассивной ГСН, которая аналогична таковой на Х-58УШКЭ, она работает в диапазоне от 1,2 ГГц до 11 ГГц. Дальность пуска ракеты была доведена до 250 км, в том числе и за счет управления тягой двигателя. Масса боевой части выросла до 110 кг, а стартовая масса ракеты до 715 кг. Серийное производство обновленной противорадиолокационной ракеты авиационного базирования началось 7 сентября 2012 года.
В настоящее время обе ракеты — и Х-31ПД, и Х-31АД, — находятся на вооружении российских ВВС. Они могут использоваться с истребителями семейств МиГ-29К/35 и Су-30/35. Существует также вариант интеграции данных ракет в состав вооружения истребителей иностранного производства, к примеру, французских Rafale, правда, с одним условием, если все же данные машины будут поставлены индийским ВВС.

По некоторым данным, ракеты Х-31П были использованы ВВС России во время югоосетинского конфликта в августе 2008 года. В частности, сообщалось о том, что 10 августа 2008 года российский фронтовой бомбардировщик Су-34 противорадиолокационной ракетой Х-31П смог поразить РЛС системы ПВО Грузии, расположенные в районе города Гори, после чего грузинская система ПВО была отключена во избежание дальнейших потерь.
Источники информации:
http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201501121210-ife4.htm
http://www.dogswar.ru/boepripasy/snariady-rakety/1012-aviacionnaia-ypravli.html
http://vpk.name/news/89325_takticheskoe_raketnoe_vooruzhenie_zapustilo_raketu_h41ad_v_proizvodstvo.html
http://www.airwar.ru/weapon/avz/x31p.html
topwar.ru
Сверхзвуковая авиационная ракета Х-31 «Криптон»
Сложный профиль полета и сверхзвуковая скорость делают отечественные крылатые ракеты одними из самых опасных средств поражения во всем мире. В 2015 году на вооружение российской армии и флота будет поставлено более 10 новых и модернизированных образцов такой техники, среди которых главной новинкой станет семейство противорадиолокационных и противокорабельных ракет Х-31 (по кодификации НАТО — AS-17 Krypton).
В конце 70-х годов прошлого века в СССР возникла потребность в разработке сбалансированного комплекса вооружений флота и авиации для того, чтобы ликвидировать наметившееся отставание. Разработкой советских авиационных ПКР занялось ОКБ «Звезда» (после объединения предприятий «Звезда» и «Стрела» компания получила новое название «Звезда-Стрела»), а уже в конце 1980-х годов прошли испытания крылатых ракет Х-31А и Х-35. Несмотря на общее назначение, данные ракеты разрабатывались по разным техзаданиям, а также показывали принципиально разные подходы к решению поставленных задач.
Постановление Совета министров СССР о начале работ над ракетой Х-31 с комбинированным прямоточным двигателем вышло в 1978 году. Изначально новая ракета обладала индексом 31П. Проектированием ракеты еще с 1975 года занималось КБ «Стрела», главным конструктором ракеты был Бугайский. Изначально ракета Х-31 создавалась в двух вариантах: Х-31А и Х-31П.
Данные ракеты стали первыми в мире серийными ракетами, оснащенными комбинированным прямоточным двигателем. При этом ракета Х-31П разрабатывалась специально для борьбы с американскими ЗРК. Она была предназначена для поражения РЛС американских зенитно-ракетных комплексов MIM-104 Patriot, MIM-23 HAWK и MIM-14 Nike-Hercules. От ракет предыдущего поколения она отличалась высокой маршевой скоростью, большей дальностью стрельбы, устойчивым наведением на цель в условиях постановки интенсивных помех, а также временного выключения радиоизлучающих целей.
Пассивная головка самонаведения ракеты была изготовлена НПО «Автоматика». Планировалось вооружить новыми ракетами самолеты третьего поколения, к которым относились Су-17М, МиГ-27 и Су-24. На каждом из этих самолетов можно было разместить не меньше двух ракет.
Помимо противорадиолокационной ракеты Х-31П, разрабатывалась авиационная противокорабельная управляемая ракета Х-31А. Данная ракета была предназначена для поражения вражеских надводных кораблей разных классов до эсминца включительно. Госиспытания новой противокорабельной ракеты Х-31А были завершены в 1989 году, самолетом-носителем ракеты выступал Су-24М.
По результатам проведенных испытаний комплекс был рекомендован к принятию на вооружение, а сама ракета Х-31А к началу серийного выпуска. Примерно в этом же время завершились испытания и противорадиолокационной ракеты Х-31П, которую приняли на вооружение уже в начале 1990-х годов.
Ракеты Х-31 были построены по нормальной аэродинамической схеме. Они оснащались твердотопливным стартовым и прямоточным воздушно-реактивным маршевым двигателем. Кумулятивно-фугасная боевая часть ракеты имела массу 90 кг. Ракета Х-31А оснащалась помехоустойчивой ГСН и могла развивать скорости полета в М=4,5.
Еще одной особенностью ГСН АРГС-31 была способность выделять заданную цель из плотной однородной группы целей. При этом вероятность попадания ракеты составляла 0,55. При обнаружении облучения РЛС противника ракета Х-31А могла совершить противозенитный маневр «горка», при этом допустимая перегрузка составляла до 10 единиц.
Стоит отметить, что корабль, как объект атаки, представляет собой довольно заметную, но при этом трудноуязвимую цель, которая чаще всего действует в составе группы, которая оснащается средствами обнаружения и отражения возможного нападения с воздуха. В таких условиях ударному самолету необходимо наносить удар по цели с безопасного расстояния, а результативность данных атак зависит от дальности пуска ПКР и их автономности, а также от уязвимости ракеты при подлете к цели.
Именно поэтому данные ракеты продолжают совершенствоваться. Так, ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» уже приступило к выпуску новой авиационной тактической ракеты, получившей обозначение Х-31АД. Авиационная высокоскоростная тактическая противокорабельная ракета Х-31АД предназначена для уничтожения боевых (десантных) надводных кораблей, а также транспортных средств противника из состава ударных групп (конвоев) или следующих одиночно целей.
По сравнению со своим предшественником (Х-31А), у ракеты Х-31АД была на 15% повышена мощность боевой части (110 кг), а дальность пуска ракеты выросла до 120-160 км (почти в 2 раза). При этом для того, чтобы вывести из строя морскую цель класса эсминец, достаточно двух попаданий таких ракет.
Обновленная версия ракеты Х-31ПД отличается наличием широкополосной пассивной ГСН, которая аналогична таковой на Х-58УШКЭ, она работает в диапазоне от 1,2 ГГц до 11 ГГц. Дальность пуска ракеты была доведена до 250 км, в том числе и за счет управления тягой двигателя. Масса боевой части выросла до 110 кг, а стартовая масса ракеты до 715 кг. Серийное производство обновленной противорадиолокационной ракеты авиационного базирования началось 7 сентября 2012 года.
В настоящее время обе ракеты — и Х-31ПД, и Х-31АД, — находятся на вооружении российских ВВС. Они могут использоваться с истребителями семейств МиГ-29К/35 и Су-30/35. Существует также вариант интеграции данных ракет в состав вооружения истребителей иностранного производства, к примеру, французских Rafale, правда, с одним условием, если все же данные машины будут поставлены индийским ВВС.
По некоторым данным, ракеты Х-31П были использованы ВВС России во время югоосетинского конфликта в августе 2008 года. В частности, сообщалось о том, что 10 августа 2008 года российский фронтовой бомбардировщик Су-34 противорадиолокационной ракетой Х-31П смог поразить РЛС системы ПВО Грузии, расположенные в районе города Гори, после чего грузинская система ПВО была отключена во избежание дальнейших потерь.
/Сергей Юферев, topwar.ru/
army-news.ru
Противорадиолокационная ракета Х-31П (Х-31ПД) | Ракетная техника
]]>
]]>
Сверхзвуковая авиационная ракета Х-31П с пассивной радиолокационной головкой самонаведения предназначена для уничтожения радиолокационных средств управления систем ПВО противника, в том числе РЛС зенитно-ракетных комплексов средней и большой дальности ]]>»Patriot»]]>, ]]>»Improved Hawk»]]>, «Nike Hercules» и др. От противорадиолокационных ракет предыдущего поколения она отличается большей дальностью стрельбы, высокой маршевой скоростью, устойчивым наведением на цель в условиях интенсивных помех и временного выключения радиоизлучающих целей.
Разработка противорадиолокационной ракеты (ППР) Х-31П началось в 1975 г. в ОКБ «Звезда» под руководством Главного конструктора Г.И.Хохлова. Необходимость ее создания была вызвана тем, что ее предшественница, ПРР Х-27ПС, не удовлетворяла заказчика по своей дальности пуска и скорости полета, заставляя носитель производить пуск ракеты в зоне досягаемости ЗРК «Improved Hawk» и «Nike Hercules» с маневром ухода от цели, что, в свою очередь, позволяло расчету ЗРК выключать РЛС, тем самым срывая наведение ПРР. Предполагалось, что новая ракета будет иметь дальность пуска около 60 км и массу менее 400 кг, причем высокая (порядка 750 м/с при пуске на дальность 25 км с малой высоты) скорость позволит ей обеспечить поражение фугасной боевой частью РЛС ЗРК «Improved Hawk» раньше, чем выпущенная им ЗУР достигнет носителя. По РЛС ЗРК «Nike Hercules» удары планировалось наносить вне зоны досягаемости ЗУР. Планировалось вооружить ПРР ударные самолёты третьего поколения типа МиГ-27, Су-17М и Су-24, на каждом из которых должно было размещаться не менее двух ракет.Для обеспечения требуемой средней скорости при заданной массе было решено использовать ПВРД. Для разгона ракеты до скорости запуска ПВРД использовался стартовый твердотопливный ускоритель, который удалось разместить в камере сгорания ПВРД.
В процессе проектирования стало ясно, что создать ракету массой менее 400 кг не удастся прежде всего из-за трудности создания малогабаритного ПВРД Так, вместо легкой ПРР была получена ПРР средней дальности для подавления ПВО с дальностью пуска, в два раза превосходящей заданную первоначально Был расширен также перечень РЛС-целей для ракеты Х-31 за счет включения в него РЛС ЗРК SAM-D (будущий «Patriot»), а также обзорных РЛС, работающих в диапазонах частотных литер В и С, для чего Омскому НПО «Автоматика» было выдано задание на проектирование трех ГСН (ПРГС-4ВП, ПРГС-5ВП и ПРГС-6ВП), работающих в данных диапазонах.
В процессе создания ракеты Х-31 в 1978 г. вышло правительственное постановление о создании на ее базе противокорабельного варианта, получившего обозначение ]]>Х-31А]]>, предназначенного для поражения надводных кораблей водоизмещением до 4500 т. Для этого на ракете Х-31 была установлена активная радиолокационная ГСН и проникающая боевая часть вместо осколочно-фугасной.
Заводские летные испытания ракеты Х-31П начались в мае 1982 г. на самолете МиГ-27М. На них ракета была предъявлена в вариантах Пр1 и Пр2, а также ее габаритно-массовые макеты для проверки аварийного сброса. Оснащенная стартовым двигателем и макетом маршевого двигателя Х-31Пр1 предназначалась для отработки отделения ракеты, ее старта и стабилизации на стартовом участке. Х-31Пр2 со стартовым и маршевым двигателями силовой установки предназначалась для отработки запуска маршевого двигателя, определения ее характеристик, оценки работоспособности системы стабилизации, проверки аэродинамических и баллистических характеристик.
22 ноября 1983 г. начался этап «А» государственных совместных испытаний ракеты Х-31 с ГСН ПРГС-4ВП в составе системы вооружения самолета МиГ-27М. К этому времени Х-31 претерпела конструктивные изменения, внешне выразившиеся прежде всего в изменении формы крыла и места его установки для повышения устойчивости ракеты. Параллельно с начавшимся 28 августа 1984 г. этапом «Б» государственных совместных летных испытаний ракеты Х-31 в комплексе вооружения МиГ-27М был разработан перечень мероприятий по модификации ракеты Х-31 с целью повышения ее эффективности. Улучшения баллистических характеристик планировалось достичь снижением аэродинамического сопротивления за счет выполнения носовой части в едином калибре (360 мм) с камерой сгорания маршевой ступени, что также приводило бы к увеличению запаса маршевого топлива, уменьшению габаритов бугелей, устранению щелей и зазоров между сопрягаемыми элементами каркаса, установке рулей в плоскости крыльев и др. Технологический процесс планировалось усовершенствовать за счет обеспечения лучшего подхода к соединяемым штепсельным разъемам, прокладки жгутов внутри отсеков для обеспечения их надежной термоизоляции, более рациональной компоновки и упрощения монтажа агрегатов. Эксплуатационная надежность повышалась путем обеспечения досборки и снаряжения ракеты без её расстыковки за счет установки блока розжига, прокладки части жгутов элсктросхемы и их проверки при сборке двигателя, установки пиропатронов на заводе без снятия обтекателей при эксплуатации, установки боевой части через люк, а не с торца вызывавшего необходимость отсоединения отсека с аппаратурой наведения и управления. Был проведен детальный анализ каждого элемента конструкции для снижения стартовой массы ракеты.
В феврале 1986г. успешно были проведены летно-конструкторскис испытания модернизированной ракеты Х-31П. В конце весны продолжился этап «Б» государственных совместных летных испытаний комплекса вооружений самолета МиГ-27М с опытной ракетой Х-31П и опытной аппаратурой «Прогресс-Н». В начале июня 1987 г. этап «Б» летных испытаний был завершен и ракета рекомендована к серийному производству и принятию на вооружение.
Заводские летные испытания ракеты Х-31П с ГСН ПРГС-5ВП начались в январе 1986 г. и проводились на самолете МиГ-27М с аппаратурой «Прогресс-Н». Затем в феврале 1987 г. подключили самолет Су-24М (Т6М-37), на двух самолетах продолжили летно-конструкторские испытания ракеты Х-31А. В третьем квартале 1987 г. были выполнены практические пуски ракеты Х-31П с ПРГС-5ВП с самолета Су-24М, позволившие успешно завершить заводские летные испытания 8 сентября 1987 г.
В конце сентября 1987 г. начались государственные совместные летные испытания этой ракеты, проводившиеся на самолетах МиГ-27М и Су-24М и успешно завершившиеся в конце марта 1988 г., после чего X-31П с ПРГС-5ВП была рекомендована к принятию на вооружение. Параллельно отрабатывалась аппаратура управления, обеспечивавшая целеуказание ГСН ракет — контейнеры «Фантасмагория» и «Этнография» для Су-24М и «Прогресс» для МиГ-27 и Су-17.
В начале весны 1988 г. начались заводские летные испытания ракеты Х-31П с ПРГС-6ВП. Они были завершены в конце апреля 1988 г., затем во второй половине 1988 г. были проведены государственные совместные испытания данного варианта ракеты в составе вооружения самолета МиГ-27М, завершившиеся с положительным результатом. Так как разведывательно-прицельная станция, работающая в литерах В + С и В’ и предназначенная для установки на Су-24М к этому времени не была разработана, провести пуски ракет Х-31 П с ГСН ПРГС-6ВП с него не представлялось возможным. Поэтому опытный самолет Су-24М (Т6М-37), доработанный для применения ракет Х-31П, был задействован в мае 1988г. для проведения контрольно-серийных испытаний ракет Х-31П выпуска 1987 г., в ходе которых проверялись также возможности применения с самолета ракет Х-31П с ГСН ПРГС-4ВП.
Серийное производство ракеты Х-31П на Калининградском производственном объединении «Стрела» (ныне ГНПЦ «Звезда-Стрела») началось в 1987 г.
]]>]]>Разработка ракеты модернизированного варианта Х-31ПК была осуществлена путем оснащения ракеты неконтактным датчиком подрыва и боевой частью повышенной эффективности. Тактическая Х-31ПК с пассивными головками самонаведения предназначена для эффективного поражения РЛС, в том числе с вынесенными вверх антенными устройствами (до 15 м), работающих в непрерывном и импульсном режимах излучения.
Увеличенная до 110км дальность полета ракеты обеспечивает эффективное ее применение, в основном, из-за рубежа досягаемости носителя ракетами ЗРК ПВО противника. Благодаря высокой скорости в сочетании с автономностью наведения, обеспечивается преимущество и в дуэльных ситуациях, когда пуск производится с дальностей до цели в пределах досягаемости носителей ракетами ЗРК.
В настоящее время предлагается усовершенствованная ракета Х-31ПД с увеличенной дальностью полета. Кроме того прорабатывается вариант ракеты класса «воздух-воздух» для борьбы с самолетами ДРЛО.
На западе ракета получила обозначение AS-17 «Kripton».
Состав
]]>]]>Ракета Х-31П(см. ]]>проекции]]>) выполнена по нормальной аэродинамической схеме с Х-образным расположением крыла и рулей. Ракета состоит из трех отсеков. Каждый отсек представляет собой конструктивно и функционально законченный блок. На корпусе в плоскости несущих поверхностей расположены четыре боковых круглых сверхзвуковых воздухозаборника, закрытые сбрасываемыми в полете заглушками конической формы. Ракета Х-31П оснащена осколочно-фугасной боевой частью, модернизированная Х-31ПД — кассетной универсальной, весом 110 кг, повышенного могущества.
Двигатель 31ДПК — прямоточный воздушно-реактивный, создан в МКБ «Союз»(г.Тураево Московская область) . В его состав входят: воздухозаборники, топливные баки с системой вытеснения и аппаратурой дозирования топлива, фронтовое устройство, камера сгорания с нерегулируемым сверхзвуковым соплом, электрогидравлическая система регулирования росжига.
В камере сгорания маршевого двигателя размещается твердотопливный стартовый ускоритель, который после отделения ракеты от самолета-носителя надежно обеспечивает ее разгон до скорости запуска маршевого ПВРД. После окончания работы стартовый ускоритель выталкивается набегающим потоком воздуха. Использование такой интегральной двигательной установки обеспечивает увеличение среднетраекторной скорости и дальности стрельбы при уменьшении габаритов ракеты. Камера сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя имеет воздушно-завесную систему охлаждения, что значительно увеличивает допустимое время работы и открывает практически неограниченные возможности по модификации ракеты. Удельный расход топлива при работе ПВРД 31ДПК примерно в 6 раз ниже, чем у РДТТ, а малая дымность повышает скрытность полета. Оригинальное решение обеспечило самостоятельный старт ракеты с ПВРД (обычно требующей разгонных ступеней), и устойчивую работу при максимальном удельном импульсе. Конструкция 31ДПК проста, он компактен и недорог в производстве, но отличается высокой надежностью. А использование твердого топлива в ПВРД упростило хранение и эксплуатацию ракеты. При высокой скорости ракета оказалась способна выполнять маневры с большими перегрузками, достигавшими на испытаниях 10g.
]]>]]> Система наведения модернизированной ракеты Х-31ПД включает инерциальную систему и широкодиапазонную пассивную радиолокационную головку самонаведения (ПРГС) Л-112Э, изготовленную в НПО «Автоматика».
Ракета Х-31П обеспечивала применение после захвата цели на подвеске под носителем. Ракета Х-31ПД может применяться в двух режимах: совместном с захватом цели на автосопровождение ПГСН на подвеске под самолетом-носителем и в автономном режиме с захватом цели на автосопровождение ГСН на траектории полета ракеты после пуска. Выбор режима производится экипажем самолета-носителя в зависимости от высоты полета и дальности обнаружения цели. ПРГС обеспечивает поиск и захват цели на подвеске под самолётом-носителем по данным аппаратуры носителя или автономно, а также сопровождение цели и формирование сигналов для наведения ракеты. После ее обнаружения летчик направляет самолет на цель и вводит данные целеуказания в ракету. После старта ракета переходит в режим набора высоты по программе. Далее, при достижении определенного угла визирования цели, ГСН разворачивается на нее и пикирует, при этом наведение на цель проводится по сигналам ГСН.
Наземная эксплуатация ракет обеспечивается комплексом подготовки авиационных средств поражения «Ока-Э-1».
Для транспортировки и хранения ракеты применяется герметизированный контейнер.
Тактико-технические характеристики
| х-31П | Х-31ПД | |
| Дальность действия,км: — максимальная — минимальная | 110 15 | 180-250 15 |
| Скорость полета,м/с: — максимальная — средняя | 1000 600-700 | |
| Скорость полета носителя ,км/ч | 600-1250 (0.65<М<1.5) | |
| Высота пуска,км | 0.1-15 | |
| Габариты,мм: — длина — максимальный диаметр корпуса — размах крыльев — размах рулей | 4700 360 778 914 | 5340 360 — 954 |
| Стартовый вес ,кг | 600 | 715 |
| Вес боевой части,кг | 87-90 | 110 |
| Угол пеленга цели в момент пуска: — захват цели под носителем — захват цели на траектории | ±15° ±30° | |
| Авиационная пусковая установка АКУ-58 | ||
| Разработчик | МКБ «Вымпел» | |
| Вес пустой ПУ, кг | 185 | |
| Габариты,мм: — длина — ширина — высота | 3810 130 220 | |
Испытания и эксплуатация
На базе ракеты Х-31П создана ракета-мишень МА-31 (снята головка самонаведения, боевое снаряжение и частично изменена аэродинамическая схема носового обтекателя). Мишень МА-31 в 1994 году выиграла обьявленный ВМС США всемирный конкурс и успешно прошла летные испытания. Четыре пуска ракеты-мишени МА-31 были проведены на испытательном полигоне ВМС США в Пойнт-Мугу штат Калифорния. Контракт на продажу ракет-мишеней МА-31 ВМС США, предполагает поставку от 20 до 40 ракет Х-31 в год.
Одна из версий, почему американцы обратили внимание именно на Х-31, — это желание командования ВМС США разработать систему противоракетной обороны, способной защитить корабли от другой сверхзвуковой российской крылатой ракеты ]]>3М-80Е “Москит”]]> — в натовской классификации SS-N-22 “Sunburn” (“Солнечный ожог”). Этот комплекс противокорабельного оружия госкомпания “Росвооружение” продала в составе вооружения эсминца 956 проекта типа “Современный” китайцам. Наличие у китайцев оружия, против которого ни в одном флоте мира не существует эффективных систем обороны, ставит под серьезную угрозу безнаказанность действий Тихоокеанского флота США в Юго-Восточной Азии, и это не может не беспокоить американских адмиралов.
Источники
- А.В.Карпенко, С.М. Ганин «Отечественные авиационные тактические ракеты», «Бастион» N1, 2000г.
- ]]>Ракета Х-31ПД ]]>
- ]]>Ракета Х-31ПК ]]>
- В. Марковский, К. Перов , «Советские авиационные ракеты «воздух-земля». — М.: ООО «Издательский центр «Экспринт» 2005.
- «Авиация ВВС России и научно-технический прогресс», под ред. Е.А.Федосова. — М.: Дрофа, серия «Авиация и комонавтика» 2005.
rbase.new-factoria.ru
Эта ракета отправит кораблики врага в АД

Х31-АД
Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» запустила в серийное производство противорадиолокационную ракету последнего поколения X-31ПД, сообщил журналистам в пятницу на выставке «Гидроавиасалон-2012» глава корпорации Борис Обносов.
«Она обладает повышенной дальностью, превосходящую своего предшественника. Вместо трех селекционных головок, которые стояли на X-31П, на этой ракете одна широкополосная, что позволяет бороться со всеми станциями РЛС», — сказал Обносов.
Кроме того, по его словам, готова к производству и сверхзвуковая противокорабельная ракета повышенной дальности. «Противокорабельная ракета X31-АД готова», — сообщил глава корпорации.
Противокорабельная ракета Х31-АД отличается от ракеты предыдущего поколения увеличенной мощностью боевой части, а также почти вдвое большей дальностью. Носителями новых ракет Х-31 являются самолеты Су-30 различных модификаций, Су-25, МиГ-29, МиГ-35 и другие.

Х-31АД — высокоскоростная противокорабельная ракета повышенной дальности,
Изделие несколько отличается от базового варианта. Увеличена площадь рулей, которые получили обратную стреловидность. Изменена форма крыла. На одной из предыдущих выставок сообщались лишь ТТХ этой модификации *).
Модификации:
* Х-31А («изделие 77А») — противокорабельная. Предназначена для поражения кораблей водоизмещением до 4500 т. Принята на вооружение в 1988 году. Поставляется на экспорт в Индию.
* Х-31АД (Х-31М) — с увеличенной до 100 км дальностью пуска.
* Х-31П («изделие 77П») — противолокационная. Предназначена для уничтожения радаров средств ПВО средней и большой дальности, радаров средств воздушного управления и радаров раннего предупреждения. Может противодействовать ЗРК «Пэтриот», «Найк-Геркулес». Принята на вооружение в 1988 году.
* Х-31ПД — с увеличенной до 150 км дальностью пуска. Масса увеличена на 100 кг.



Технические характеристики Х-31А
Габариты, мм:
длина 4700
диаметр фюзеляжа 360
размах крыльев 778
размах рулей 1125
Стартовая масса, кг 600
Масса боевой части, кг 87-90
Скорость максимальная, км/ч 4700
Дальность пуска, км:
максимальная 70
минимальная 5
Круговое вероятное отклонение, м 5-8
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 600-1100
Диапазон высот применения, м 50-15000

Вот такая штучка.
masterok.livejournal.com
Ракета Х-31 | Военное оружие и армии Мира
Ракета Х-31 — одна из наиболее интересных отечественных систем авиационного вооружения. Ее варианты призваны решать такие сложные и важные задачи, как борьба с радиолокационными средствами ПВО противника, его корабельными группировками или одиночными надводными целями.
Разработка противорадиолокационной ракеты Х-31 (Х-ЗШ) задана в 1975 году. Создание в США ЗРК SAM-D (будущий «Пэтриот») и «Усовершенствованный Хок». РЛС дальнего обнаружения типа AN/TPS-59 делало тему противорадиолокационных ракет (ПРР) нового поколения более чем актуальной.
ПРОТИВОРАДИОЛОКАЦИОННАЯ, ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНАЯ
Разработка ракеты велась в ОКБ «Звезда» в подмосковном Королеве под руководством В. Н. Бугайского, а затем — Г. И. Хохлова. Необходимость поражения РЛС, работающих в различных диапазонах частот, определила модульную схему со сменной пассивной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН) — разработкой ГСН занялось омское ЦКБ Автоматики. В 1978 году задана разработка варианта авиационной противокорабельной ракеты (ПКР) средней дальности, получившей индекс Х-31 А и рассчитанной на применение самолетами тактической и палубной авиации.
И ЗРК большой дальности, и корабли представляют собой радиоконтрастные, хорошо «видимые», но трудноуязвимые цели, защищенные развитой системой ПВО со средствами огневого и радиоэлектронного поражения. Увеличить вероятность прорыва такой ПВО возможно пуском ракеты с безопасного рубежа, приданием ей автономности и высокой (до трех скоростей звука) скорости при возможности маневра. Для этого Тураевское машиностроительное КБ «Союз» разрабатывало прямоточный воздушно-реактивный двигатель ПВРД-52 (после принятия на вооружение — 31 ДПК). Летные заводские испытания Х-31П начались в мае 1982 года. В 1983-1984 годах проведены государственные совместные испытания, по результатам которых Х-31 существенно доработана. В 1986-1988 годах прошли государственные совместные испытания Х-31П с различными вариантами ГСН в комплексе с истребителями МиГ-27М и Су-24М. Испытания Х-31А с теми же самолетами закончены в 1989 году. Параллельно отрабатывалась аппаратура управления и наведения в подвесных контейнерах.
По результатам испытаний оба варианта ракеты приняты на вооружение. Серийное производство Х-31 П начато в 1987 году на Калининградском ПО «Стрела». В дальнейшую судьбу ракет вмешалась «постперестроечная» ситуация в стране — организовать серийное производство Х-31 А для отечественного ВМФ не удалось, но ракета поставлялась на экспорт. В США и НАТО ракеты Х-31 получили обозначение AS-17 Krypton.
Х-31 В БАЗОВЫХ ВАРИАНТАХ
Ракета Х-31 построена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом малого удлинения и рулями, установленными в одной плоскости с крылом. Одним из ключевых элементов Х-31 стала комбинированная двигательная установка, включающая ПВРД 31 ДПК и установленный в его камере сгорания твердотопливный ускоритель. Сверхзвуковые воздухозаборники ПВРД смонтированы на внешней части корпуса, несущие поверхности размещены на воздухозаборниках. Двигатель оснащен оригинальной автоматической системой многоразового розжига с оптическим сигнализатором горения, воздушно-завесная система охлаждения камеры сгорания увеличила возможное время работы ПВРД. ПРР Х-31П имеет сменные полуактивные РЛ ГСН моделей ПРГС-4ВП, ПРГС-5ВП и ПРГС-6ВП — каждая на своем диапазоне частот. Алгоритмы наведения рассчитаны так, что интенсивные помехи и временное выклю-чение излучения РЛС-цели не срывают наведение.
Поражение цели обеспечивает осколочно-фугасная боевая часть. ПКР Х-31А оснащена активной РЛ ГСН АРГС-31, представляющей собой миниатюрную помехозащищенную РЛС с передатчиком, сканирующей антенной и приемником с координатором. Полубронебойная (проникающая) боевая часть Х-31 А способна эффективно поражать морские цели водоизмещением до 4500 т. При пролете над целью боевая часть подрывается неконтактным взрывателем и работает как осколочно-фугасная.
МОДИФИКАЦИИ
Носителями ракет Х-31 Пи Х-31 А могут выступать самолеты Су-24М, Су-27К-2, Су-ЗОМК, Су-34, МиГ-23БН, МиГ-27М, МиГ-29К и др. Подвеска и пуск осуществляется со стандартного подкрыльевого пускового устройства типа АКУ-58.
ПРР Х-31 П может производить захват цели на автосопровождение на подвеске под носителем или уже на траектории после пуска. После разгона ракеты до скорости запуска ПВРД твердотопливный ускоритель сбрасывается встречным потоком воздуха. Одновременно сбрасываются заглушки воздухозаборников. ПРР переходит в режим набора высоты. Выведение в район цели обеспечивает автономная инерциальная система наведения. При достижении определенных дальности и угла визирования на цель ГСН разворачивается на нее, ракета пикирует, наводясь по сигналам ГСН. Круговое вероятное отклонение составляет 5-8 м.
ПКР Х-31А совершает полет на высоте 100-300 м над водой также под управлением инерциальной системы наведения. При выходе на рубеж захвата цели ГСН начинается этап самонаведения. Ракета может резко набрать высоту, и, совершив противозенитную «горку», атаковать цель. Наведение на цель возможно и в полуактивном режиме — с подсветкой цели РЛС самолета-носителя или самолета-
наводчика.
Модификация Х-31 ПК получила неконтактный датчик подрыва и боевую часть повышенной эффективности — ракета может поражать РЛС со значительно (до 15 м) вынесенными вверх антенными устройствами. В 2012 году запущена в производство модернизированная Х-31 ПД. Дальность пуска намного увеличена за счет управления тягой ПВРД и расходом топлива, установлены кассетная боевая часть массой 110 кг и широкополосная пассивная ГСН, «перекрывающая» сразу несколько частотных диапазонов. Представлена и модификация ПКР — Х-31 АД с увеличенной до 120-160 км дальностью пуска, боевой частью массой 110 кг и возросшей до 715 кг стартовой массой.
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
4586warfor.me
