Копьё нации Википедия

«Умконто ве сизве», или «Копьё нации» (зулу Umkhonto we Sizwe) — вооружённое крыло АНК, созданное в 1961 году для вооружённой борьбы с режимом апартеида. Боевые операции прекратило 1 апреля 1991 года в преддверии демонтажа режима апартеида, в 1994 году интегрировалось в Вооружённые силы Южно-Африканской Республики. Членами «Умконто ве сизве» были такие видные деятели Африканского национального конгресса и Южно-Африканской коммунистической партии, как Нельсон Мандела, Джо Слово, Крис Хани, Ронни Касрилс, Табо Мбеки, Джейкоб Зума.

Создание[ | ]

Ежегодно 16 декабря в ЮАР праздновалась годовщина победы, одержанной в 1838 году африканерами над зулусами на реке Нкоме на территории нынешней провинции Наталь. Река была переименована в Кровавую, а дата символизировала окончательный приход белых к власти в Южной Африке. Ночью 16 декабря 1961 года Йоханнесбург и Порт-Элизабет потрясли раскаты взрывов, возвестив о рождении «Умконто ве сизве». В первом бою погиб Петрус Молефе, ставший первым героем вооруженной борьбы против апартеида. В тот же день повсюду в ЮАР были разбросаны листовки с манифестом новорожденной организации, где подчеркивалось, что её членами являются южноафриканцы всех рас:

В жизни каждой нации наступает момент, когда ей приходится выбирать одно из двух — покориться или бороться. Этот момент наступил теперь и для Южной Африки. Мы не покоримся. У нас нет иного выбора, кроме нанесения ответных ударов всеми имеющимися в распоряжении средствами во имя защиты нашего народа, нашего будущего и нашей свободы. «Умконто ве сизве» будет оружием народа против правительства и его политики расового угнетения, ударной силой народа в его битве за свободу и равноправие.

С тех пор 16 декабря отмечается как День героев и день рождения «Умконто ве сизве»[1].

Примечания[ | ]

ru-wiki.ru

Умконто ве сизве — Howling Pixel

«Умконто ве сизве», или «Копьё нации» (зулу Umkhonto we Sizwe) — вооружённое крыло АНК, созданное в 1961 году для вооружённой борьбы с режимом апартеида. Боевые операции прекратило 1 апреля 1991 года в преддверии демонтажа режима апартеида, в 1994 году интегрировалось в Вооружённые силы Южно-Африканской Республики. Членами «Умконто ве сизве» были такие видные деятели Африканского национального конгресса и Южно-Африканской коммунистической партии, как Нельсон Мандела, Джо Слово, Крис Хани, Ронни Касрилс, Табо Мбеки, Джейкоб Зума.

Создание

Ежегодно 16 декабря в ЮАР праздновалась годовщина победы, одержанной в 1838 году африканерами над зулусами на реке Нкоме на территории нынешней провинции Наталь. Река была переименована в Кровавую, а дата символизировала окончательный приход белых к власти в Южной Африке. Ночью 16 декабря 1961 года Йоханнесбург и Порт-Элизабет потрясли раскаты взрывов, возвестив о рождении «Умконто ве сизве». В первом бою погиб Петрус Молефе, ставший первым героем вооруженной борьбы против апартеида. В тот же день повсюду в ЮАР были разбросаны листовки с манифестом новорожденной организации, где подчеркивалось, что её членами являются южноафриканцы всех рас:

В жизни каждой нации наступает момент, когда ей приходится выбирать одно из двух — покориться или бороться. Этот момент наступил теперь и для Южной Африки. Мы не покоримся. У нас нет иного выбора, кроме нанесения ответных ударов всеми имеющимися в распоряжении средствами во имя защиты нашего народа, нашего будущего и нашей свободы. «Умконто ве сизве» будет оружием народа против правительства и его политики расового угнетения, ударной силой народа в его битве за свободу и равноправие.

С тех пор 16 декабря отмечается как День героев и день рождения «Умконто ве сизве»[1].

Примечания

  1. ↑ Листовки с манифестом новорожденной организации | Институт социально-политических исследований

Ссылки

Африканский национальный конгресс

Африканский национальный конгресс (АНК, англ. African National Congress) — старейшая политическая организация африканского населения ЮАР, с 1994 года — правящая партия (в союзе с Конгрессом южноафриканских профсоюзов (COSATU) и Южно-Африканской коммунистической партией).

Основана в 1912 (до 1923 носила название Южноафриканский туземный национальный конгресс), в 1960—1990 гг. нелегальная. Провозглашала своей целью ликвидацию режима апартеида, борьбу за демократическое переустройство общества. Президент АНК — Сирил Рамапоса, сменивший в 2017 году Джейкоба Зуму. Входит в Социалистический Интернационал, определяет себя как «дисциплинированная левая сила».

В числе основателей — известный зулусский общественный деятель и писатель Джон Лангалибалеле Дубе и публицист-тсвана Сол Плааки. В эпоху апартеида имел созданное в 1961 году и возглавлявшееся Ронни Касрилсом боевое крыло «Умконто ве сизве» (зулу Umkhonto wesiZwe ‘Копьё нации’). Президент с 1985 года — Оливер Тамбо, с 1991 года до 1997-го — Нельсон Мандела.

В 1959 году из конгресса вышла группа воинствующего африканского меньшинства, которая создала организацию Панафриканский конгресс (РАС). Организация с 1960-х годов поддерживалась СССР. В ВУЗах и техникумах СССР учились сотни активистов АНК. В советских военных училищах и в лагерях в Анголе под руководством советских инструкторов получали подготовку свыше двух тысяч бойцов военного крыла АНК «Умконто ве сизве». Ему поставлялось советское оружие. Бойцы организации проходили обучение в СССР в 165-м учебном центре по подготовке иностранных военнослужащих. США исключили АНК и его членов из списка «террористов» лишь в 2008 году, к 90-летию Нельсона Манделы.

В сентябре 1989 г. президентом страны избран Фредерик де Клерк, который предпринял активные действия по ликвидации системы апартеида (белое население должно было отказаться от своего господствующего положения). Был освобождён лидер АНК Нельсон Мандела, и в 1994 году прошли первые демократические выборы, победу на которых одержал Африканский национальный конгресс. На выборах 2004 года АНК получил 69,6 % голосов и 279 мест в Палате представителей (конституционное большинство).

В 2008 году часть членов партии отделилась от АНК и создала новую партию — COPE (Congress of the People — Народный конгресс). Партия впервые приняла участие в парламентских выборах в апреле 2009 года.

По итогам муниципальных выборов 2016 года партия набрала только 55,65% голосов избирателей, что стало её худшим результатом с 1994 года.

На парламентских выборах 2019 года АНК одержал победу, набрав 57,51% голосов.

Долгая дорога к свободе

Долгая дорога к свободе (англ. Long Walk to Freedom) — автобиографическая книга Нельсона Манделы, президента ЮАР, опубликованная в 1995 году Little Brown & Co.

Долгий путь к свободе (памятник)

Долгий путь к свободе (англ. Long Walk to Freedom) — памятник Нельсону Манделе, работы художника Марко Цианфанелли. Установлен в 2012 году в небольшом городке Ховик, недалеко от Дурбана, ЮАР. Выполнен из 50 стальных колонн-пластин высотой от 6 до 9 метров, закреплённых в основании отдельно друг от друга.

Долгий путь к свободе (фильм)

«Долгий путь к свободе» или «Долгая дорога к свободе» (англ. Mandela: Long Walk to Freedom) — британско-южноафриканский биографический фильм режиссёра Джастина Чедвика, основанный на одноимённой автобиографической книге Нельсона Манделы, опубликованной в 1995 году. Премьера фильма состоялась 7 сентября 2013 года на Международном кинофестивале в Торонто.

Лилислиф (ферма)

Лилислиф (англ. Liliesleaf ) — ферма в районе Ривония, на севере Йоханнесбурга, ЮАР. Известна тем, что тайно использовалась активистами Африканского национального конгресса в начале 1960-х годов и была местом, где были арестованы многие видные лидеры АНК, что привело к суду в Ривонии. В настоящее время ферма является объектом культурного наследия и в ней находится музей.

Мандела (фильм, 1987)

«Мандела» (англ. Mandela) — драматический телефильм британского режиссёра Филипа Сэвилла. В главных ролях Дэнни Гловер и Элфри Вудард. Съёмки проводились в Зимбабве. Первоначально, длительность фильма составляла 139 минут в первом выходе в эфир 20 сентября 1977 года на канале «HBO», но впоследствии он был сокращен до 135 минут.

Медаль Изитваландве

Медаль Изитваландве (коса Isitwalandwe Medal) — высшая награда АНК. В переводе «Изитваландве» означает «тот, кто носит перья редкой птицы». Вручается за выдающиеся заслуги.

Мотланте, Кгалема

Кга́лема (Кхалема) Пе́трус Мотла́нте (тсвана Kgalema Petrus Motlanthe [ˈkxɑ.lɪ.mɑ mʊ.ˈtɬʼɑ.n.tʰɛ]; род. 19 июля 1949 года, Йоханнесбург, ЮАС) — бывший вице-президент ЮАР и вице-президент АНК. Первый тсванаговорящий президент ЮАР.

Мфезо

Мфезо (англ. Mvezo) — небольшая деревня на левом берегу реки Мбаше, недалеко от Умтаты, Восточно-Капская провинция, ЮАР.

Известна тем, что здесь родился будущий первый чернокожий президент ЮАР — Нельсон Мандела. Позже, после отставки его отца с поста главы деревни, его семья уехала в Цгуну.

Нзо, Альфред

Альфред Нзо (африк. Alfred Nzo; англ. Alfred Nzo) — государственный и политический деятель Южно-Африканской Республики. Занимал должность министра иностранных дел с 1994 по 1999 год.

Операция «Болеас»

Операция «Болеас» (англ. Operation Boleas) — вооружённая операция сил Сообщества развития Юга Африки (САДК) по установлению мира в Лесото.

Памятник Нельсону Манделе (Лондон)

Памятник Нельсону Манделе (англ. Nelson Mandela statue) — скульптура работы Иена Уолтерса. Открыт 28 августа 2007 года на Парламентской площади Лондона, обращён лицом к Вестминстерскому дворцу, рядом с памятниками Аврааму Линкольну и Уинстону Черчиллю.

Сасолбург

Са́солбург (африк. Sasolburg) — город в ЮАР, административный центр района Фезиле-Даби и местного муниципалитета Метсимахоло. Название в переводе с африкаанс означает «город корпорации Сасол».

Сисулу, Линдиве

Линдиве Сисулу (англ. Lindiwe Sisulu) — государственный и политический деятель Южно-Африканской Республики, занимает должность министра по населённым пунктам с 26 мая 2014 года.

Умтата

Мтата (англ. Mthatha), устаревшее название Умта́та (то же слово, где префикс «u» в названии — показатель именного класса для топонимов в языке коса) — город в Южно-Африканской Республике и бывшая столица бантустана Транскей. Основана в 1879 году англичанином Ричардом Калверли на месте прежнего поселения племени Тембу, входящего в народ Коса.

В городе существовал филиал Университета Форт-Хэр (одного из университетов для чернокожих), который с 1977 г. в честь провозглашения «независимости» Транскея стал называться Университет Транскея. Позднее, после отмены апартеида, он был преобразован в Технологический и научный университет имени Уолтера Сисулу, включивший также ряд других вузов.

В Мфезо родился, а в посёлке Цгуну близ Мтаты вырос бывший президент ЮАР Нельсон Мандела. Поэтому в Мтате находится дом-музей Нельсона Манделы, открывшийся 11 февраля 2000 года, спустя десять лет после его освобождения из заключения. Филиалы музея разделены между Мтатой, Цгуну и Мфезо.

2 марта 2004 года Умтата была официально переименована в своё нынешнее название — Мтата.

Хани, Крис

Крис Хани (коса Chris Hani, 28 июня 1942, Кофимваба, Транскей — 10 апреля 1993, Боксбург) — южноафриканский революционер, генеральный секретарь Коммунистической партии ЮАР, член Национального исполкома АНК, начальник штаба Умконто ве сизве — вооружённого крыла Африканского национального конгресса.

Цгуну

Цгуну (коса Qunu, чит. ˈk͡ǃuːnu, распространено ошибочное «Куну») — небольшая деревня в Восточно-Капской провинции в Южно-Африканской Республике, в 32 км к юго-западу от Умтаты на дороге между Баттервортом и Умтатой.

Я готов к смерти

Я готов к смерти (англ. I Am Prepared to Die) — трёхчасовая речь Нельсона Манделы, произнесённая 20 апреля 1964 года на заседании суда в Ривонии. Называется по последним словам речи: «Это идеал, которого я стремлюсь добиться и до которого я надеюсь дожить. Но если потребуется, то за этот идеал я готов умереть». Одна из значимых речей XX века, является ключевым моментом борьбы против апартеида в Южной Африке.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Умконто ве сизве — Википедия. Что такое Умконто ве сизве

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Умконто ве сизве», или «Копьё нации» (зулу Umkhonto we Sizwe) — вооружённое крыло АНК, созданное в 1961 году для вооружённой борьбы с режимом апартеида. Боевые операции прекратило 1 апреля 1991 года в преддверии демонтажа режима апартеида, в 1994 году интегрировалось в Вооружённые силы Южно-Африканской Республики. Членами «Умконто ве сизве» были такие видные деятели Африканского национального конгресса и Южно-Африканской коммунистической партии, как Нельсон Мандела, Джо Слово, Крис Хани, Ронни Касрилс, Табо Мбеки, Джейкоб Зума.

Создание

Ежегодно 16 декабря в ЮАР праздновалась годовщина победы, одержанной в 1838 году африканерами над зулусами на реке Нкоме на территории нынешней провинции Наталь. Река была переименована в Кровавую, а дата символизировала окончательный приход белых к власти в Южной Африке. Ночью 16 декабря 1961 года Йоханнесбург и Порт-Элизабет потрясли раскаты взрывов, возвестив о рождении «Умконто ве сизве». В первом бою погиб Петрус Молефе, ставший первым героем вооруженной борьбы против апартеида. В тот же день повсюду в ЮАР были разбросаны листовки с манифестом новорожденной организации, где подчеркивалось, что её членами являются южноафриканцы всех рас:

В жизни каждой нации наступает момент, когда ей приходится выбирать одно из двух — покориться или бороться. Этот момент наступил теперь и для Южной Африки. Мы не покоримся. У нас нет иного выбора, кроме нанесения ответных ударов всеми имеющимися в распоряжении средствами во имя защиты нашего народа, нашего будущего и нашей свободы. «Умконто ве сизве» будет оружием народа против правительства и его политики расового угнетения, ударной силой народа в его битве за свободу и равноправие.

С тех пор 16 декабря отмечается как День героев и день рождения «Умконто ве сизве»[1].

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Нельсон Манделе – копьё нации

Выдающегося борца за свободу поздравил с юбилеем Председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов. «Мы убеждены, — подчеркивается в телеграмме, — что разгром апартеида в Южной Африке, в который Вы внесли огромный вклад, является залогом неизбежной ликвидации и режимов апартеида в Европе».

Он обрел огромную известность в середине 80-х годов, когда кампания за его освобождение обрела подлинно мировой характер, а его выход из тюрьмы стал восприниматься как залог предотвращения назревавшей гражданской войны. Мало кто помнит, однако, что первая мощная кампания в поддержку Манделы и его товарищей развернулась еще в начале 60-х годов, когда они предстали перед судом по обвинению в государственной измене и им грозила смертная казнь. Тогда всем миром удалось добиться того, чтобы их осудили «всего лишь» на пожизненное заключение.

Но это была та же смертная казнь. Они были заживо погребены в мрачной тюрьме на острове Роббен. В стремлении искоренить даже воспоминания об этих людях режим апартеида запретил публикацию в прессе их фотографий. Долгие 27 лет мир не знал даже, как выглядит Нельсон Мандела.

А ведь поначалу ничто не предвещало столь бурной судьбы. Происхождение Манделы из верхушки одного из влиятельных кланов этнической группы коса и учеба в единственном в стране «университете для черных» в Форт-Хейр гарантировали ему высокое положение в племенной иерархии. Однако мятежный дух начал сказываться еще в юности.

Отвергнув попытки ректора университета и вождя своего клана втиснуть его в рамки колониальных «правил игры», Мандела на свой страх и риск отправился в крупнейший промышленный центр страны – Йоханнесбург, где много месяцев жил впроголодь, не имея постоянной работы и крыши над головой. Так начались его «рабочие университеты».

Погружение в повседневную жизнь черного рабочего без всяких учебников показало ему страшную несправедливость системы апартеида. Среди его новых знакомых нашлись люди, которые объяснили ему суть происходящего и как с этим бороться. Среди них было немало коммунистов.

Мандела начал работать и учиться. Он стал одним из первых в Южной Африке черных адвокатов, и он защищал прежде всего африканцев, которых в «белой» Южной Африке не считали за людей. Одновременно он все основательней включался в деятельность Африканского национального конгресса (АНК) – старейшей на континенте политической организации черных, созданной еще в 1912 году.

Нельсон Мандела не был политиком в привычном для нас смысле слова. Он не рвался в парламент, да это было невозможно, ибо африканцы были начисто лишены политических прав. Для Манделы участие в политической борьбе было формой существования. Он жил одной жизнью с народом. Несмотря на высокое происхождение, он подвергался дискриминации точно так же, как черный рабочий или неграмотный крестьянин, работающий на белого фермера. Он был неотъемлемой частью народа. Именно это сделало его столь успешным и столь популярным.

Мандела, несмотря на юридическое образование, не был теоретиком освободительной борьбы. Он был одним из инициаторов создания в 1943 году Молодежной лиги, которая превратила АНК в боевую организацию, в конечном счете опрокинувшую режим апартеида. В 1947 году его избрали в состав руководства АНК в провинции Трансвааль. Как он потом вспоминал, » до этого жертвы, которые я приносил, сводились к отсутствию дома по выходным дням. Я еще не понимал опасностей жизни борца за свободу. Но с этого момента я связал себя с АНК телом и душой. Борьба, как я вскоре понял, имела всепоглощающий характер.

Человек, вовлеченный в борьбу, – это человек, лишенный семьи. Однажды мой пятилетний сын спросил мою жену: «А где живет папа? » В ходе борьбы менялись взгляды Манделы. Он начинал как африканский националист, поначалу даже отвергавший помощь «белых» коммунистов. Но постепенно он пришел к пониманию значения марксизма. Это проистекало и из калибра личностей товарищей по АНК, которые одновременно были лидерами Компартии, и из знакомства с марксизмом: » Я приобрел собрания сочинений Маркса и Энгельса, Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна и других и принялся изучать диалектический и исторический материализм. Меня глубоко привлекла идея бесклассового общества, которая была для меня созвучна традициям Африки. Я стал приверженцем основополагающего принципа Маркса: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Диалектический материализм казался мне прожектором, освещающим мрачную ночь расового угнетения, и одновременноин- зультатом многолетней, упорной борьбы буквально на каждом участке жизни тюрьмы.

Мы все время говорим «Мандела и его товарищи», ибо они неотделимы. Они вместе занимались планированием политических кампаний и боевых операций, они вместе предстали перед судом, они вместе проводили долгие десятилетия тюремного заключения. Это Уолтер Сисулу, Гован Мбеки, Ахмед Катрада, Элиас Мотсоаледи, Эндрю Млангени, Раймонд Мхлаба. Режиму апартеида не удалось похоронить их заживо. Популярность их росла с каждый годом.

Манделе не раз тайно предлагали освобождение. Условие было одно и внешне несложное: отказаться от поддержки вооруженной борьбы и участия в политической деятельности. Первый раз такое предложение ему сделали еще в 1976 году. Каждый раз он отказывался. Мандела предпочел провести в тюрьме еще 14 лет. Но теперь уже он определял условия и даже сроки своего освобождения. Теперь уже министры приезжали в тюрьму, чтобы вести с ним переговоры.

И это при том, что режим апартеида с его мощным и свирепым военно-полицейским аппаратом казался тогда непобедимым. Мало кто во внешнем мире верил в силу АНК. Но в свою неизбежную победу твердо верило черное население Южной Африки. И олицетворением этой веры был Нельсон Мандела, находившийся в пожизненном заключении.

Он пробыл в тюрьме 27 лет. Но 11 февраля 1990 года он вышел из нее победителем. Через четыре года после его освобождения, 27 апреля 1994 года, АНК в союзе с Южноафриканской коммунистической партией и Конгрессом южноафриканских профсоюзов победил на первых в многовековой истории страны всеобщих выборах, набрав 62,6% голосов. 76-летний Нельсон Мандела стал первым африканцем – президентом Южной Африки.

В том, что противоборство в ЮАР не вылилось в кровавый хаос, в историческом примирении белых и черных чрезвычайно велика роль Манделы и других лидеров АНК, которые пошли на серьезные компромиссы с белым меньшинством.

Но, как ни парадоксально, чуть ли не вплоть до своего 90-летия Нельсон Мандела находился в американском официальном списке… международных террористов.

Он заплатил дорогую цену за преданность идее национального освобождения. Его первый брак распался, второй брак – с Винни Манделой – длился в нормальном, человеческом смысле всего два года, после чего он почти на три десятилетия оказался в тюрьме. Дети выросли без него. Когда он вышел из тюрьмы, они были уже взрослыми.

Мандела – большой друг нашей страны. В его доме до ареста висела картина «Штурм Зимнего дворца в 1917 году». Одна из его любимых книг, которую он постоянно перечитывал в тюрьме, – » Война и мир » Льва Толстого. На острове Роббен заключенные иногда смотрели на карту Земли, и само сознание того, что самая большая страна в мире – Советский Союз – на их стороне, внушало им чувство огромного оптимизма. Первая страна за пределами Африки, которую Мандела хотел посетить после выхода из тюрьмы в знак признательности за ее огромный вклад в освобождение его и его народа, был СССР. Но Горбачёв уклонился от встречи с ним…

Этот человек, который почти треть жизни провел в тюрьме, буквально излучает обаяние. И это не тщательно выработанное внешнее обаяние профессионального политика. Это нечто исходящее изнутри. Он любит людей, и люди любят его. Он обладает прекрасным чувством юмора. Когда в день исторических выборов в апреле 1994 года шутник-журналист спросил его, какую партию он поддержит, Мандела – лидер АНК – не моргнув глазом ответил: «Вы знаете, я сегодня всю ночь не спал, думал, за кого же мне проголосовать?» Популярность его в мире настолько велика, что в «народном» Лондоне, в знаменитом Гайд-парке, недавно прошел грандиозный концерт в его честь с участием мировых звезд, а «официальный» Лондон, с благословения которого Манделу 27 лет держали в тюрьме, ныне лицемерно изощряется в выражениях почтения к этому великому человеку.

Нельсон Мандела и в свои 90 по-прежнему в строю. По его словам, » я проделал такой долгий путь к свободе. Но, взойдя на один огромный холм, обнаруживаешь впереди еще много холмов, на которые нужно взобраться. Я остановился на мгновение, чтобы отдохнуть, посмотреть на великолепные виды вокруг, бросить взгляд на дорогу, которую прошел. Но я могу отдыхать только мгновение, ибо со свободой приходит ответственность. Мой долгий путь еще не окончен» .

струментом, позволяющим покончить с этим угнетением. Марксистский призыв к революционному действию звучал музыкой для борца за свободу».

Режим апартеида тоже понимал неразрывную связь национально освободительного движения и борьбы за социализм: репрессии против активистов АНК осуществлялись в соответствии с законом… «О подавлении коммунизма».

Получивший две престижнейшие премии мира Нельсон Мандела отнюдь не был пацифистом. Он изначально был бойцом. Даже увлечение боксом свидетельствовало об этом. Но он не был «экстремистом». Пока это было возможно, адвокат и политический лидер Нельсон Мандела пытался изменить ход событий, действуя в рамках законов. Даже откровенно дискриминационных законов, созданных сугубо для защиты интересов привилегированного белого меньшинства.

В 50-х годах у черных южноафриканцев еще были легальные возможности для сопротивления. Поддержка АНК ширилась. По оценке Манделы, » АНК превратился в подлинно массовую организацию, с закаленными активистами, не боявшимися полиции, судов и тюрем «. Но в марте 1960 года АНК и ряд других политических организаций были запрещены. Жестокие репрессии сокрушили сопротивление. На страну опустилась ночь апартеида.

Адвокат Нельсон Мандела возглавил вооруженную борьбу. Это было непростое решение. По его признанию, » мы вновь и вновь использовали ненасильственные методы – речи, депутации, марши, забастовки: все было бесполезно, мы везде наталкивались на железный кулак. На каком-то этапе с огнем можно бороться только при помощи огня. Мы стали на новый, более опасный путь – путь организованного насилия » . Мандела стал первым главнокомандующим созданными в 1961 году боевыми отрядами АНК – » Умконто ве сизве » ( » Копье нации » ) . Взрывы 16 декабря 1961 года самодельных бомб, заложенных бойцами «Умконто» под административные здания расистского режима, под линии электропередач и трансформаторные подстанции, всколыхнули не только здания, но и устои белого режима, привыкшего к рабскому подчинению миллионов черных сограждан.

Мандела ушел в подполье еще до запрета АНК, навсегда порвав с жизнью нормального семейного человека. Но, по его словам, » это было нечто такое, что я обязан был сделать «, чтобы завоевать право своего народа на человеческое достоинство. Он очень тяжело переживал разлуку с детьми и при каждой возможности стремился повидаться с ними. Но такие возможности появлялись все реже. После запрета АНК Мандела неутомимо ездил по стране, создавая вооруженные группы, тайно выезжал за границу в поисках поддержки. Он искал ее в Африке и в Европе. Африка помочь мало чем могла. Европа не хотела. В конечном счете основной опорой политической и вооруженной борьбы АНК стал Советский Союз. Но это случилось позднее, когда Мандела был уже в тюрьме.

Полиция ЮАР полтора года не могла схватить его. Утверждают, что аресту Манделы способствовали спецслужбы США, имевшие сеть агентуры в ЮАР. В августе 1962 года Мандела был задержан, а затем осужден на 5 лет тюрьмы за незаконный выезд из страны. Однако через несколько месяцев, в июле 1963 года, группа его соратников была арестована на подпольной штаб-квартире «Умконто ве сизве» в Ривонии близ Йоханнесбурга. Последовал Ривонийский судебный процесс против руководителей вооруженной борьбы. Мандела вновь предстал перед судом.

Весь мир облетели тогда знаменитые слова Манделы на процессе: » Я предан идеалу демократического и свободного общества, в котором все люди живут в гармонии и пользуются равными возможностями.

Это тот идеал, который я лелеял всю свою жизнь. И это тот идеал, за который я готов умереть «. Это не было громкой фразой. Он произнес эти слова, ожидая смертного приговора. Столь глубоко было убеждение Манделы и его товарищей в правоте их дела, что они готовы были пойти на виселицу, не прося о пощаде. Но под мощным международным давлением режим апартеида не решился казнить их.

Тюрьма особо строгого режима на острове Роббен была призвана сломить Манделу и его товарищей. Их уделом была скудная, почти несъедобная пища, отсутствие медицинской помощи, ежедневные издевательства, каторжный труд. Одним из тяжелейших испытаний была прерванная связь с семьей. Заключенным разрешали написать и получить одно письмо раз в полгода. Их часто лишали и этого. Разрешалось свидание с родными раз в два года. Всего на полчаса, через толстое стекло и в присутствии надзирателя.

Нельсона лишили даже таких встреч раз в два года. В автокатастрофе погиб его старший сын, умерла его мать, подвергалась репрессиям жена, маленькие дети оставались без матери и отца. Нельсон Мандела не фанатик, он живой человек. В тюрьме он мучительно размышлял: » оправданно ли поведение человека, который приносит в жертву благополучие своей семьи ради благополучия других, правильный ли я выбрал путь? » Но, несмотря на моральные страдания, » я неизбежно приходил к выводу, что избрал верный путь».

Мандела и его товарищи превратили тюрьму в своеобразный «университет», в котором заключенные, зачастую неграмотные и далекие от политики, узнавали о причинах и содержании освободительной борьбы, включались в нее. И порядки на острове Роббен начали меняться. Тюрьма начала фактически переходить под контроль политзаключенных. Все это было, разумеется, ре-

kprf.ru

Умконто ве сизве Википедия

«Умконто ве сизве», или «Копьё нации» (зулу Umkhonto we Sizwe) — вооружённое крыло АНК, созданное в 1961 году для вооружённой борьбы с режимом апартеида. Боевые операции прекратило 1 апреля 1991 года в преддверии демонтажа режима апартеида, в 1994 году интегрировалось в Вооружённые силы Южно-Африканской Республики. Членами «Умконто ве сизве» были такие видные деятели Африканского национального конгресса и Южно-Африканской коммунистической партии, как Нельсон Мандела, Джо Слово, Крис Хани, Ронни Касрилс, Табо Мбеки, Джейкоб Зума.

Создание

Ежегодно 16 декабря в ЮАР праздновалась годовщина победы, одержанной в 1838 году африканерами над зулусами на реке Нкоме на территории нынешней провинции Наталь. Река была переименована в Кровавую, а дата символизировала окончательный приход белых к власти в Южной Африке. Ночью 16 декабря 1961 года Йоханнесбург и Порт-Элизабет потрясли раскаты взрывов, возвестив о рождении «Умконто ве сизве». В первом бою погиб Петрус Молефе, ставший первым героем вооруженной борьбы против апартеида. В тот же день повсюду в ЮАР были разбросаны листовки с манифестом новорожденной организации, где подчеркивалось, что её членами являются южноафриканцы всех рас:

В жизни каждой нации наступает момент, когда ей приходится выбирать одно из двух — покориться или бороться. Этот момент наступил теперь и для Южной Африки. Мы не покоримся. У нас нет иного выбора, кроме нанесения ответных ударов всеми имеющимися в распоряжении средствами во имя защиты нашего народа, нашего будущего и нашей свободы. «Умконто ве сизве» будет оружием народа против правительства и его политики расового угнетения, ударной силой народа в его битве за свободу и равноправие.

С тех пор 16 декабря отмечается как День героев и день рождения «Умконто ве сизве»[1].

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Фрагменты ЮА-симфонии: Разящее «копье нации»-1

Разящее «копье нации»

Клятва народу и родине


«Амандла!> («Власть!»), «Нгавету!» («Народу!») – так звучат на коса боевой клич и отзыв против апартеида. Эти слова скандируют на митингах и собраниях, на подпольных встречах, ими приветствуют друг друга на улице. С ними на устах отправляются на боевые задания, с которых порой очень трудно вернуться живыми. Их чеканят, подняв вверх сжатый кулак, патриоты па расистских судилищах. Их бросают в лицо палачам, идя па эшафот

«Власть народу!» – этот лозунг вдохновляет тысячи бойцов военного крыла АНК «Умконто ве сизве» («Копье нации»), потрясающих устои расистского государства. Рождение ««Умконто ве сизве» – памятная веха в истории освободительного движения Южной Африки, ознаменовавшая переход от мирных форм борьбы за свободу к одновременному пользованию вооруженных акций.

К н. 1960-х многие в АНК, в т. ч. Нельсон Мандела, были разочарованы неэффективностью ненасильственной тактики борьбы. Массы и рядовые члены конгресса требовали от руководителей более решительных действий в ответ на террор режима. Как сказал нам на одной из встреч Оливер Тамбо, «непротивление злу насилием уже не устраивало противников расовой сегрегации».

Чашу терпения переполнили расстрел мирной демонстрации в Шарпевиле 21.03.1960, а также майские события 1961. Тогда, в конце марта, на встрече в Питермарицбурге представители антирасистских партий и организаций решили обратиться к властям с предложением созвать Национальный конвент по разработке демократической конституции, а в случае их отказа провести в знак протеста, с 29 мая, 3-дневную акцию гражданского неповиновения. Правительство и на сей раз игнорировало протянутую большинством руку мира. Предупреждая кровавые провокации, организаторы готовившегося протеста, располагавшие надежными сведениями, рекомендовали населению временно воздержаться от манифестаций и оставаться дома. Однако в Претории решили не миндальничать с бунтовшиками. 28 мая в африканские поселки были неожиданно введены войска. Солдаты и полицейские врывались в дома, избивали африканцев и силой доставляли их к месту работы. Ночью Мандела дал указание отменить бойкот, чтобы избежать кровопролития.

По горячим следам событий по инициативе Манделы, Тамбо и других руководителей АНК в июне состоялась нелегальная встреча лидеров АНК, Индийского конгресса, Конгресса демократов и Южноафриканского конгресса профсоюзов. Мандела предложил в ответ на террор властей принять тактику сочетания ненасильственных методов борьбы с вооруженными, создать военную организацию, которая бы стала действенным орудием сопротивления.

– Вся наша история отмечена стремлением большинства избежать насилия, мирно урегулировать проблемы Южной Африки, – говорил он. – На всякую нашу мирную инициативу власти отвечают всплеском насилия. В этих условиях я предлагаю на насилие ответить насилием, разумеется, не отказываясь от иных методов борьбы.

Однако участники встречи еще не были готовы принять его предложение. Тогда он решил сам создать самостоятельную организацию бойцов, которая могла бы прибегнуть к оружию как форме оппозиции правительству. В качестве компромисса было подтверждено право Манделы как частного лица на такой шаг. В 11.1961 основанная им организация была включена в АНК в качестве его военного крыла.

Впоследствии, на процессе в Ривонии, Мандела подчеркивал, что именно насилие режима побудило патриотов взяться за оружие. «Лишь когда все каналы мирного протеста были закрыты для нас, мы решили обратиться к насильственным формам политической борьбы и создать «Умконто ве сизве», – говорил его первый командир. – Мы поступили так не потому, что желали такого развития, а только по той единственной причине, что правительство не оставило нам иного выбора».

…Ежегодно 16 декабря белые пышно справляют, пожалуй, самый любимый свой праздник – годовщину победы, одержанной в 1838 африканерами над зулусами на реке Нкоме на территории нынешней провинции Наталь. С тех пор река переименована в Кровавую, а эта дата символизирует окончательный приход белых к власти в Южной Африке, Ночью 16.12.1961 в разгар веселья Йоханнесбург и Порт-Элнзабет потрясли раскаты взрывов, возвестив о начале вооруженной борьбы. В первом бою пал смертью храбрых Петрус Молефе, ставший первым героем освободительной армии в новейшей истории Южной Африки. С тех пор 16 декабря отмечается противниками расизма как День героев, день рождения «Умконто ве сизве».

В тот памятный день повсюду в Южной Африке были разбросаны листовки с «Манифестом» новой организации, где подчеркивалось, что ее членами являются южноафриканцы всех рас. «В жизни каждой нации наступает момент, когда ей приходится выбирать одно из двух – покориться или бороться, – говорилось в документе. – Этот момент наступил теперь и для Южной Африки. Мы не покоримся. У нас нет иного выбора, кроме нанесения ответных ударов всеми имеющимися в распоряжении средствами, во имя зашиты нашего народа, нашего будущего и нашей свободы. «Умконто ве сизве» будет оружием народа против правительства и его политики расового угнетения, ударной силой парода в его битве за свободу и равноправие».

На процессе в Ривонии один из руководителей «Копья нации» коммунист Гован Мбеки произнес слова, ставшие клятвой патриотов: «Я – солдат «Умконто ве сизве». Клянусь служить народу и моей родине, беспрекословно соблюдать дисциплину. Обязуюсь поддерживать политику АНК, возглавляющего освободительное движение, отстаивать права и достоинство народа, его интересы».

Главное качество солдат «МК», как сокращенно называют «Умконто ве сизве», – их высокая политическая сознательность. Это не фанатики, а идеологически зрелые члены организации, которая ставит целью добиться коренных перемен в жизни народа. Это армия беззаветно преданных делу и уверенных в своей победе патриотов.

…Личность Криса Хани овеяна в Южной Африке легендами. Всякий южноафриканец расскажет о том, как в к. 1960-х отряд Хани проник в ЮАР, совершив трудный марш через расистскую Родезию. На Криса, начальника штаба «Умконто ве сизве», не раз совершались покушения. Чудом, благодаря великому самообладанию и отваге, он уцелел, когда в 12.1982 расистские коммандос совершили вероломное нападение на столицу Лесото Масеру.

Крис родился в семье строителя в городке Кофимваба (Транскей). Все детство прошло в неблагоустроенном общежитии для рабочих. Отец надолго покидал семью, отправляясь на заработки.

Когда ему исполнилось 12 лет, Крис пошел в католическую школу. Он мечтал стать священником, но отец сказал категорическое «нет». Учился в колледже в Форт-Хейре, закончил в 1962 факультет права в университете Сесиля Родса. Поработав служащим юридических контор Кейптауна, он вскоре ушел в подполье и руководил организацией АНК в западном районе Капской провинции. Крис Хани поражает интеллигентностью и образованностью всех, кто встречался с ним. Со школьных лет у него сохранилась любовь к латинскому языку. Он большой знаток творчества Шекспира.

Рослый, стройный Крис подкупил нас с самого начала чувством юмора и здравого смысла, жизнерадостностью и оптимизмом, каким-то неуловимым умением расположить к себе собеседника. В номер гостиницы в Масеру, где мы остановились, он пришел с 2 соратниками по борьбе, улыбающийся, словно зная нас не первый год.

– Нет крупного города в Южной Африке, где бы мы не вели боевые операции. – Его голос звучал весьма решительно. – Главное назначение «Умконто ве сизве» – крепить моральный дух народа и сделать войну всенародной. Наши люди действуют повсюду. В Соуэто мы препятствуем выселениям за неуплату за жилье, в Кроссроудсе не даем сносить хижины бедняков. Некоторые из наших товарищей погибли, но враг страшится нас. Наше оружие – убежденность и дисциплина. Нет случаев, чтобы паши бойцы вырождались в хулиганов, бандитов или террористов. Мы не сторонники террора против белых граждан как таковых. В планах боевых операций фигурируют только военные и стратегически важные объекты режима. Повторяю, мы не трогаем белых, и тем более детей. Ведь и белые участвуют в нашей борьбе.

…На 17 лет отправил в тюрьму расистский суд комиссара «Умконто» Мксолиси Пентану. Его речь на процессе была яркой и убедительной:

– Для меня это последняя возможность публично высказать свои убеждения, и я хочу заявить: в нашей стране происходит не конфликт между белыми и черными, а борьба с анахроничными расистскими порядками. На наше желание быть равными среди равных власти ответили навязыванием унизительной «системы образования банту». Мирные демонстрации подавляются силой. Полиция устраивает засады беззащитным школьникам, расстреливает их, давит бронетранспортерами. В то же время белые врачи рисковали жизнью, спасая африканцев, раненных карателями. Нынешний режим должен быть заменен правительством, которое бы действовало в интересах всего народа…

– Власти утверждают, что вы прибегаете к актам терроризма?– прервал его судья.

– Это ложь! Мы никогда не были террористами. Мы защищаем свой народ от государственного терроризма и преступлений апартеида.

Белому меньшинству давно пора бы понять, что им противостоят не террористы, что попытка сохранить апартеид бесперспективна и будет иметь весьма трагические последствия. В одном из «прифронтовых» государств мы встретились с 25-летней Миной Мотау, комиссаром отряда «Умконто ве сизве». Разговор с ней также приоткрыл нам многое из жизни и психологии борцов за свободу, их нравственную чистоту, твердость духа и политическую зрелость.

– В народной армии освобождения действует революционный принцип: «Взаимная выручка и братская солидарность», – рассказывала энергичная миловидная девушка.– Каждый из нас гордится честью быть бойцом «Умконто», вносить посильный вклад в освобождение нашей многострадальной родины. Все мы, мои товарищи по оружию и я, готовы отдать жизнь за счастливое будущее народа. Этому нас учит АНК.

Старшее поколение борцов пыталось действовать только методами убеждения. На это власти отвечали зверскими репрессиями. Пришлось народу с оружием в руках подняться на борьбу за свободу. В бурах утвердился дух угнетателей, (Нет ли здесь национализма? 😉 – Р.) судя по их зверским преступлениям и твердолобому упрямству, они понимают лишь язык оружия. Мы не отказываемся от мирного решения проблем нашей страны, по при одном условии: на переговорах первостепенным вопросом должны быть немедленное погребение апартеида и создание подлинно демократического, нерасового общества…

«Копье нации» наносит расистам все более чувствительные удары. Мишенями его бойцов стали важнейшие объекты режима, в том числе ядерный комплекс в Куберге, главный штаб ВВС в Претории, военная база близ столицы, здания Президентского совета в Кейптауне, Верховного суда в Питермарицбурге. В к. 1987 взлетели в воздух полицейские казармы в квартале Дубе в Соуэто. Совершаются нападения на промышленные предприятия, разрушаются линии электропередач. Эффективной была «рельсовая война». Нанесенный ущерб оценивается многими сотнями млн. рандов. Народные мстители уничтожают карателей и их прихвостней из числа предателей-африканцев. Фактически страна превращается в сплошную фронтовую зону. В Претории издан целый свод полицейских инструкций по обеспечению безопасности государственных и частных учреждений, а также представителей «расы белых господ».

Можно лишь сердцем измерить героизм народа, твердо решившего покончить с бесчеловечной системой и построить единую демократическую Южную Африку, свободную от расовой дискриминации. Люди, не боясь смерти, идут на танки, пулеметы, против вооруженных до зубов карателей. «Умираю, но не сдаюсь», – с этими словами на устах гибнут патриоты «Умконто».

Стряхивая цепи раболепия

История учит простой истине: даже самый послушный раб таит в душе глухую обиду за попранное достоинство. В тайниках его сознания неугасима жажда справедливости. Даже если он идеальный раб для своего омерзительного господина, если в три погибели сгибает его страх быть уничтоженным за малейшее неповиновение, за самую робкую попытку самостоятельности. Разве может он когда-либо простить то, что фактически растоптан как личность неправедным обществом, обречен на противоестественное состояние, забыть о том, что его отцы и деды также прозябали безответными рабами?

В понимании африканера-расиста это – хрестоматийная проблема барского великодушия и неблагодарности слуги. Он не может осмыслить подлинные причины перерождения приголубленного слуги в борца за народное счастье. Психологически интересен и поучителен путь каждого африканца к восстанию против сил, еще вчера казавшихся ему всесильными, неодолимыми.

…Вот такое раскрытие таинства человеческой души произошло в Кейптауне, когда в 06.1987 начался процесс над 15 патриотами. Излагая суть дела, государственный обвинитель Вилджоин много и нудно морализировал о «непростительности и несостоятельности насилия», к которому прибегли подсудимые.

– Проповедуя насилие, вы подрываете основы христианского общества. Как можно пытаться ниспровергнуть богом власть, которая заботится о вас?..
Вилджоину верноподданически хлопали белые зеваки, явившиеся поглазеть, как будут судить «негодных кафров, замахнувшихся па белых благодетелей». Они понимающе кивали друг другу, восхищаясь красноречием и логикой обвинителя.

Однако настроение зала резко переменилось, а судьи помрачнели, когда заговорил 25-летний боец «Умконто ве сизве» Теофилус Мзуква:

– Поймет ли суд, почему такой обыкновенный человек, как я, который страдал всю свою короткую жизнь, обратился к борьбе? Способен ли понять суд, что именно любовь к народу привела меня к действиям, за которые нас сейчас судят? Уверен, что не поймет. Я представляю тех, удел которых бедность и унижение, кто должен воспринимать как должное жестокость белых людей, считающих, что цвет их кожи дает им природное право помыкать другими. Я выступаю от имени тех, кем движет идея мира и справедливости для каждого человека.

Теофилус поведал тяжелую историю своей семьи, похожую на судьбы миллионов черных, которые мечутся по стране в поисках работы. Его отец приехал из Статтерхайма в Кейптаун в 1940-х, чтобы найти там заработок. Первое время ему еще кое-как удавалось перебиваться продажей подержанной одежды, постоянно скрываясь от полиции, поскольку у него не было пропуска, который позволил бы ему устроиться где-нибудь постоянно. Потом дела пошли все хуже и хуже.

Т. н. «закон о пропусках» – хитроумное изобретение режима, цель которого приковать африканца к его этническому району – бантустану, лишить его каких-либо прав за пределами этой искусственно созданной расистами территории. Закон предписывает каждому африканцу постоянно иметь при себе пропуск – «референс бук». Каких только сведений о владельце не вмещает в себя эта объемистая книжка на 96 страницах: в ней и удостоверение личности, выданное по закону о регистрации населения, и отметки бюро найма рабочей силы, и контрольные пометки о передвижениях, и расписки об уплате налогов, и прочее и прочее. Если книжка забыта дома, нарушителя немедленно арестовывают. Формально этот закон недавно отменен, но на деле горе африканцу, забывшему «референс бук».

Отец умер, когда Теофилусу было 13 лет, и обязанность прокормить пятерых детей свалилась на больную мать. Она получала гроши, работая служанкой. Дети были предоставлены самим себе. Днем они никогда не видели ее, поскольку с утра до ночи она трудилась на белых хозяев, ухаживая за их детьми.

– В 1976 в Соуэто я впервые увидел, как расстреливают африканцев, впервые увидел убитого, – рассказывал он. – Департамент по делам банту, который мы зовем департаментом рабства, тогда попытался силой навязать язык африкаанс черным школьникам. Все мы протестовали. Но единственным ответом на про тесты были пули, слезоточивый газ, аресты и тюрьма. Помню, как рядом со мной рухнул убитый наповал товарищ. До сих пор не могу представить его мертвым: он всегда был такой веселый, жизнерадостный. Я думал, что весь этот кошмар снится мне. А перед нами стояли белые люди в мундирах, методично целились в нас, детей. С того момента я стал ненавидеть расистов. Еще одним этапом в моем политическом прозрении стал бойкот школы в 1980, всеобщий протест против ужасного положения в ней. Наши жалобы наталкивались на глухую стену непонимания. Мы стремились учиться в школе, но получить серьезное образование было просто невозможно, потому что от школы осталось одно название. Нас не желали и не желают допускать к знаниям. В то время я как раз узнал историю АНК, о том, как с 1912 руководители конгресса добивались мирного решения проблем нашей страны, но власти оставались глухи к их обращениям, а в 1960 запретили эту организацию.

Ему пришлось оставить школу, чтобы помочь матери, которая уже не могла выдерживать выпавшее на ее плечи непосильное бремя.

– Я наблюдал за мамой, и сердце мое обливалось кровью при виде ее страданий. – При этих словах сидевшая в зале мать Теофилуса закрыла лицо черным платком.

Он страдал от издевательств и насмешек, работая носильщиком в магазинах, чистильщиком котлов на электростанции.

– Понравилось ли вам, господа судьи, вам, христолюбивый и сладкоречивый господин обвинитель, если бы вас по 20-30 раз в день обзывали черномазыми кафрами, втаптывая в грязь ваше человеческое достоинство? – спросил он.

Судьи молчали. Молчал и Вилджоин. Как в рот воды набрала вся еще недавно шумливая белая аудидория.

– Согласен.. Мне тоже это не нравилось. Я весь кипел внутри, когда слышал, как белые сопляки презрительно называли 60-летних африканцев «боями», мальчиками напобегушках, а к себе требовали уважительного «баас» – хозяин, или сэр.

Теофилуса увольняли за язвительный язык и ершистый характер. Таких белые не любят. На электростанции он заболел туберкулезом.

– С нами там не нянчились. Не давали ни секунды передышки. Скобля котлы, мы вдыхали гарь, мечтая о глотке свежего воздуха. Когда я, прокопченный до костей, выбирался оттуда, даже мать родная не могла порой узнать меня.

В расистском государстве больные никому не нужны. Его вышвырнули на улицу, не заплатив ни гроша.

– Я пришел в такую ярость, что отказался уйти с работы, пока мне не выдадут причитающееся. Белые смотрели на меня как на преступника. Впервые в жизни я проявил характер, и они испугались, что могу отомстить им. Пожалуй, мои обидчики были правы: отчаявшись, я действительно готов был в тот момент на любой поступок. Семья голодала. Вся моя жизнь напоминала существование человека, которого то и дело грабят.

Ему выдали зарплату за отработанные дни и часть отпускных, однако не заплатили денег, причитающихся при увольнении.

– Все это привело меня к выводу: лучше сражаться ради перемен на моей родине и умереть за общую долю, чем влачить позорное существование, пресмыкаться ради куска хлеба. Я понял, что цену жизни определяет не бездействие, а конкретные дела. Мое терпение истощилось, когда южноафриканские коммандос напали на Масеру и убили одного из моих дорогих друзей – Мэри Мини. Я вступил в ряды АНК, стал бойцом
боец «Умконто ве сизве». Несколько лет, которые я провел в борьбе, – самые счастливые годы моей жизни.

Вилджоин, не выдержав, хмыкнул на весь зал:
– Ничего себе счастье! Кончил кандалами.

– Мы поклялись делать все для свободы. Мы больше не были рабами, гордо держали голову, поскольку защищали свой народ. И те, кто был рядом со мной, уважали и любили меня. В АНК, как нигде и никогда в жизни, я испытал, что такое искренние человеческие чувства. Я не породнился с насилием, оно было навязано нам. Мы только отвечаем насилием на насилие апартеида. Я хочу, чтобы была претворена в жизнь «Хартия свободы», хочу, чтобы все южноафриканцы жили, как братья и сест

rositsa.livejournal.com

Копье нации

18 июля 2008 года лауреату Ленинской и Нобелевской премий мира, всемирно известному лидеру освободительного движения Южной Африки, бывшему президенту ЮАР и бывшему политическому заключенному Нельсону Манделе исполняется 90 лет. Выдающегося борца за свободу поздравил с юбилеем председатель ЦК КПРФ Г.А.Зюганов. «Мы убеждены, — подчеркивается в телеграмме, — что разгром апартеида в Южной Африке, в который вы внесли огромный вклад, является залогом неизбежной ликвидации и режимов апартеида в Европе». 

Он обрел огромную известность в середине 80-х годов, когда кампания за его освобождение обрела подлинно мировой характер, а его выход из тюрьмы стал восприниматься как залог предотвращения назревавшей гражданской войны. Мало кто помнит, однако, что первая мощная кампания в поддержку Манделы и его товарищей развернулась еще в начале 60-х годов, когда они предстали перед судом по обвинению в государственной измене и им грозила смертная казнь. Тогда всем миром удалось добиться того, чтобы их осудили «всего лишь» на пожизненное заключение.
Но это была та же смертная казнь. Они были заживо погребены в мрачной тюрьме на острове Роббен. В стремлении искоренить даже воспоминания об этих людях режим апартеида запретил публикацию в прессе их фотографий. Долгие 27 лет мир не знал даже, как выглядит Нельсон Мандела.
А ведь поначалу ничто не предвещало столь бурной судьбы. Происхождение Манделы из верхушки одного из влиятельных кланов этнической группы коса и учеба в единственном в стране «университете для черных» в Форт-Хейр гарантировали ему высокое положение в племенной иерархии. Однако мятежный дух начал сказываться еще в юности.
Отвергнув попытки ректора университета и вождя своего клана втиснуть его в рамки колониальных «правил игры», Мандела на свой страх и риск отправился в крупнейший промышленный центр страны – Йоханнесбург, где много месяцев жил впроголодь, не имея постоянной работы и крыши над головой. Так начались его «рабочие университеты». Погружение в повседневную жизнь черного рабочего без всяких учебников показало ему страшную несправедливость системы апартеида. Среди его новых знакомых нашлись люди, которые объяснили ему суть происходящего и как с этим бороться. Среди них было немало коммунистов.
Мандела начал работать и учиться. Он стал одним из первых в Южной Африке черных адвокатов, и он защищал прежде всего африканцев, которых в «белой» Южной Африке не считали за людей. Одновременно он все основательней включался в деятельность Африканского национального конгресса (АНК) – старейшей на континенте политической организации черных, созданной еще в 1912 году.
Нельсон Мандела не был политиком в привычном для нас смысле слова. Он не рвался в парламент, да это было невозможно, ибо африканцы были начисто лишены политических прав. Для Манделы участие в политической борьбе было формой существования. Он жил одной жизнью с народом. Несмотря на высокое происхождение, он подвергался дискриминации точно так же, как черный рабочий или неграмотный крестьянин, работающий на белого фермера. Он был неотъемлемой частью народа. Именно это сделало его столь успешным и столь популярным.
Мандела, несмотря на юридическое образование, не был теоретиком освободительной борьбы. Он был одним из инициаторов создания в 1943 году Молодежной лиги, которая превратила АНК в боевую организацию, в конечном счете опрокинувшую режим апартеида. В 1947 году его избрали в состав руководства АНК в провинции Трансвааль. Как он потом вспоминал, «до этого жертвы, которые я приносил, сводились к отсутствию дома по выходным дням. Я еще не понимал опасностей жизни борца за свободу. Но с этого момента я связал себя  с АНК телом и душой. Борьба, как я вскоре понял, имела всепоглощающий характер. Человек, вовлеченный в борьбу, – это человек, лишенный семьи. Однажды мой пятилетний сын спросил мою жену: «А где живет папа?»
В ходе борьбы менялись взгляды Манделы. Он начинал как африканский националист, поначалу даже отвергавший помощь «белых» коммунистов. Но постепенно он пришел к пониманию значения марксизма. Это проистекало и из калибра личностей товарищей по АНК, которые одновременно были лидерами Компартии, и из знакомства с марксизмом: «Я приобрел собрания сочинений Маркса и Энгельса, Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна и других и принялся изучать диалектический и исторический материализм. Меня глубоко привлекла идея бесклассового общества, которая была для меня созвучна традициям Африки. Я стал приверженцем основополагающего принципа Маркса: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Диалектический материализм казался мне прожектором, освещающим мрачную ночь расового угнетения, и одновременно инструментом, позволяющим покончить с этим угнетением. Марксистский призыв к революционному действию звучал музыкой для борца за свободу».
Режим апартеида тоже понимал неразрывную связь национально-освободительного движения и борьбы за социализм: репрессии против активистов АНК осуществлялись в соответствии с законом… «О подавлении коммунизма».
Получивший две престижнейшие премии мира Нельсон Мандела отнюдь не был пацифистом. Он изначально был бойцом. Даже увлечение боксом свидетельствовало об этом. Но он не был «экстремистом». Пока это было возможно, адвокат и политический лидер Нельсон Мандела пытался изменить ход событий, действуя в рамках законов. Даже откровенно дискриминационных законов, созданных сугубо для защиты интересов привилегированного белого меньшинства.
В 50-х годах у черных южноафриканцев еще были легальные возможности для сопротивления. Поддержка АНК ширилась. По оценке Манделы, «АНК превратился в подлинно массовую организацию, с закаленными активистами, не боявшимися полиции, судов и тюрем». Но в марте 1960 года АНК и ряд других политических организаций были запрещены. Жестокие репрессии сокрушили сопротивление. На страну опустилась ночь апартеида.
Адвокат Нельсон Мандела возглавил вооруженную борьбу. Это было непростое решение. По его признанию, «мы вновь и вновь использовали ненасильственные методы – речи, депутации, марши, забастовки:  все было бесполезно, мы везде наталкивались на железный кулак. На каком-то этапе с огнем можно бороться только при помощи огня. Мы стали на новый, более опасный путь – путь организованного насилия». Мандела стал  первым главнокомандующим созданными в 1961 году боевыми отрядами АНК – «Умконто ве сизве» («Копье нации»). Взрывы 16 декабря 1961 года самодельных бомб, заложенных бойцами «Умконто» под административные здания расистского режима, под линии электропередач и трансформаторные подстанции, всколыхнули не только здания, но и устои белого режима, привыкшего к рабскому подчинению миллионов черных сограждан.
Мандела ушел в подполье еще до запрета АНК, навсегда порвав с жизнью нормального семейного человека. Но, по его словам, «это было нечто такое, что я обязан был сделать», чтобы завоевать право своего народа на человеческое достоинство. Он очень тяжело переживал разлуку с детьми и при каждой возможности стремился повидаться с ними. Но такие возможности появлялись все реже. После запрета АНК Мандела неутомимо ездил по стране, создавая вооруженные группы, тайно выезжал за границу в поисках поддержки. Он искал ее в Африке и в Европе. Африка помочь мало чем могла. Европа не хотела. В конечном счете основной опорой политической и вооруженной борьбы АНК стал Советский Союз. Но это случилось позднее, когда Мандела был уже в тюрьме.
Полиция ЮАР полтора года не могла схватить его. Утверждают, что аресту Манделы способствовали спецслужбы США, имевшие сеть агентуры в ЮАР. В августе 1962 года Мандела был задержан, а затем осужден на 5 лет тюрьмы за незаконный выезд из страны. Однако через несколько месяцев, в июле 1963 года,  группа его соратников была арестована на подпольной штаб-квартире «Умконто ве сизве» в Ривонии близ Йоханнесбурга. Последовал Ривонийский судебный процесс против руководителей вооруженной борьбы. Мандела вновь предстал перед судом.
Весь мир облетели тогда знаменитые слова Манделы на процессе: «Я предан идеалу демократического и свободного общества, в котором все люди живут в гармонии и пользуются равными возможностями. Это тот идеал, который я лелеял всю свою жизнь. И это тот идеал, за который я готов умереть». Это не было громкой фразой. Он произнес эти слова, ожидая смертного приговора.  Столь глубоко было убеждение Манделы и его товарищей в правоте их дела, что они готовы были пойти на виселицу, не прося о пощаде. Но под мощным международным давлением режим апартеида не решился казнить их.
Тюрьма особо строгого режима на острове Роббен была призвана сломить Манделу и его товарищей. Их уделом была скудная, почти несъедобная пища, отсутствие медицинской помощи, ежедневные издевательства, каторжный труд. Одним из тяжелейших испытаний была прерванная связь с семьей. Заключенным разрешали написать и получить одно письмо раз в полгода. Их часто лишали и этого. Разрешалось свидание с родными раз в два года. Всего на полчаса, через толстое стекло и в присутствии надзирателя.
Нельсона лишили даже таких встреч раз в два года. В автокатастрофе погиб его старший сын, умерла его мать, подвергалась репрессиям жена, маленькие дети оставались без матери и отца. Нельсон Мандела  не фанатик, он живой человек. В тюрьме он мучительно размышлял: «оправданно ли поведение человека, который приносит в жертву благополучие своей семьи ради благополучия других, правильный ли я выбрал путь?» Но, несмотря на моральные страдания, «я неизбежно приходил к выводу, что избрал верный путь». 
Мандела и его товарищи превратили тюрьму в своеобразный «университет», в котором заключенные, зачастую неграмотные и далекие от политики, узнавали о причинах и содержании освободительной борьбы, включались в нее. И порядки на острове Роббен начали меняться. Тюрьма начала фактически переходить под контроль политзаключенных. Все это было, разумеется, результатом многолетней, упорной борьбы буквально на каждом участке жизни тюрьмы.
Мы все время говорим «Мандела и его товарищи», ибо они неотделимы. Они вместе занимались планированием политических кампаний и боевых операций, они вместе предстали перед судом, они вместе проводили долгие десятилетия тюремного заключения. Это Уолтер Сисулу, Гован Мбеки, Ахмед Катрада, Элиас Мотсоаледи, Эндрю Млангени, Раймонд Мхлаба. Режиму апартеида не удалось похоронить их заживо. Популярность их росла с каждый годом.
Манделе не раз тайно предлагали освобождение. Условие было одно и внешне несложное: отказаться от поддержки вооруженной борьбы и участия в политической деятельности. Первый раз такое предложение ему сделали еще в 1976 году. Каждый раз он отказывался. Мандела предпочел провести в тюрьме еще 14 лет. Но теперь уже он определял условия и даже сроки своего освобождения. Теперь уже министры приезжали в тюрьму, чтобы вести с ним переговоры.
И это при том, что режим апартеида с его мощным и свирепым военно-полицейским аппаратом казался тогда непобедимым. Мало кто во внешнем мире верил в силу АНК. Но в свою неизбежную победу твердо верило черное население Южной Африки. И олицетворением этой веры был Нельсон Мандела, находившийся в пожизненном заключении.
Он пробыл в тюрьме 27 лет. Но 11 февраля 1990 года он вышел из нее победителем. Через четыре года после его освобождения, 27 апреля 1994 года, АНК в союзе с Южноафриканской коммунистической партией и Конгрессом южноафриканских профсоюзов  победил на первых в многовековой истории страны всеобщих выборах, набрав 62,6% голосов.  76-летний Нельсон Мандела стал первым африканцем – президентом Южной Африки.
В том, что противоборство в ЮАР  не вылилось в кровавый хаос, в историческом примирении белых и черных чрезвычайно велика роль Манделы и других лидеров АНК, которые пошли на серьезные компромиссы с белым меньшинством. Но, как ни парадоксально, чуть ли не вплоть до своего 90-летия Нельсон Мандела находился в американском официальном списке… международных террористов.
Он заплатил дорогую цену за преданность идее национального освобождения. Его первый брак распался, второй брак – с Винни Манделой – длился в нормальном, человеческом смысле всего два года, после чего он почти  на три десятилетия оказался в тюрьме.  Дети выросли без него. Когда он вышел из тюрьмы, они были уже взрослыми.
Мандела – большой друг нашей страны. В его доме до ареста висела картина «Штурм Зимнего дворца в 1917 году». Одна из его любимых книг, которую он постоянно перечитывал в тюрьме, – «Война и мир» Льва Толстого. На острове Роббен заключенные иногда смотрели на карту Земли, и само сознание того, что самая большая страна в мире – Советский Союз – на их стороне, внушало им чувство огромного оптимизма. Первая страна за пределами Африки, которую Мандела хотел посетить после выхода из тюрьмы в знак признательности за ее огромный вклад в освобождение его и его народа, был СССР. Но Горбачёв уклонился от встречи с ним…
Этот человек, который почти треть жизни провел в тюрьме, буквально излучает обаяние. И это не тщательно выработанное внешнее обаяние профессионального политика. Это нечто исходящее изнутри. Он любит людей, и люди любят его. Он обладает прекрасным чувством юмора. Когда в день исторических выборов в апреле 1994 года шутник-журналист спросил его, какую партию он поддержит, Мандела – лидер АНК – не моргнув глазом ответил: «Вы знаете, я сегодня всю ночь не спал, думал, за кого же мне проголосовать?»
Популярность его в мире настолько велика, что в «народном» Лондоне, в знаменитом Гайд-парке, недавно прошел грандиозный концерт в его честь с участием мировых звезд, а «официальный» Лондон,  с благословения которого Манделу 27 лет держали в тюрьме, ныне лицемерно изощряется в выражениях почтения к этому великому человеку.
Нельсон Мандела и в свои 90 по-прежнему в строю. По его словам, «я проделал такой долгий путь к свободе. Но, взойдя на один огромный холм, обнаруживаешь впереди еще много холмов, на которые нужно взобраться. Я остановился на мгновение, чтобы отдохнуть, посмотреть на великолепные виды вокруг, бросить взгляд на дорогу, которую прошел. Но я могу отдыхать только мгновение, ибо со свободой приходит ответственность. Мой долгий путь еще не окончен».

Вячеслав Тетёкин.

www.sovross.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *