Крылатая ракета Х-101 | ДА ВВС РОССИИ

Стратегическая крылатая ракета Х-101 по своим характеристикам, вне всякого сомнения, не имеет аналогов в мире. Дальность полета ракеты 5500 километров, возможное отклонение от цели на максимальной дистанции 5 метров. Восьмиметровый снаряд невидим для радаров и в зависимости от обстановки может менять высоту полета от 30 метров до 10 километров.

Х-101 (Х-102 в исполнении с термоядерной боеголовкой), (произносится «Ха-101») — стратегическая крылатая ракета «воздух-земля» с использованием технологий снижения радиолокационной заметности. Разработана конструкторским бюро «Радуга» (1995—2013 годы).

Конструкция

Двигатель расположен внутри ракеты. Ракета выполнена на новой технологической основе, имеет исключительно только российские комплектующие. Используется комбинированная система наведения: не только инерциальная система с оптико-электронной коррекцией, но и головка самонаведения на конечном участке. А также может получать комплексную информацию как по маршруту, так и по координатам цели. По сравнению и в отличие от ракет предыдущего поколения, имеется принципиальная возможность смены цели, когда ракета уже находится в полёте.

Ядерный вариант (Х-102) несёт боеголовку мощностью, по различным сведениям, в 250 килотонн или 1 мегатонну.

По результатам испытаний ракета имеет круговое вероятное отклонение (КВО) 7 м на дальности 5500 км, а также способна уничтожать подвижные цели с точностью попадания до 10 м.

Крылатая ракета Х-101 характеристики

ПараметрЗначение
РазработчикМКБ «Радуга»
Год начала испытаний1999
Длина, м7,45
Диаметр, мм742
Размах крыла, м3
Стартовый вес, кг2200—2400
Масса боевой части, кг400
Масса топлива, кг1250
Скорость, м/с, крейсерская190—200
Скорость, м/с, максимальная250—270
Максимальная дальность, км5500 км
Профиль полётаизменяемый
Высота профиля полёта, мизменяемый от 30—70 до 10 000
ЭПР, м20,01
Тип головки самонаведения ГСНоптоэлектронная система коррекции + ТВ (СМИ) ИНС + лазерный высотомер/оптическое изображение по эталонам участков коррекции + (вероятно) на конечном этапе полета — оптическая или радиолокационная ГСН
Силовая установкаДвигатель ДТРД ТРДД-50А с тягой 450 кге
Точность (КВО), м10
Ядерный вариант ракетыХ-102 с термоядерным зарядом мощностью 250 кт или 1 Мт
Носители• Ту-160 (12 ракет в двух внутренних отсеках)
• Ту-95 (8 ракет на внешней подвеске)
Крылатую ракету Х-101 улучшили с учетом сирийского опыта

Дальняя крылатая ракета воздушного базирования Х-101 доработана с учетом ее боевого применения в Сирии.

Представители КТРВ наблюдали подготовку ракет к применению и сами пуски: как в России, так и в Сирии. На основе полученных данных конструкторы проводили доводку изделий с учетом местного климата, корректировали полетные задания. По оценкам экспертов, Х-101 показала себя хорошо, так что можно с уверенностью сказать, что усилия наших специалистов не пропали даром.Борис Обносов, генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение».

Стратегическая крылатая ракета Х-101 по своим характеристикам, вне всякого сомнения, не имеет аналогов в мире. При дальности полета ракеты 5500 километров, возможное отклонение от цели на максимальной дистанции составляет всего лишь 5 метров. Восьмиметровый снаряд невидим для радаров и в зависимости от обстановки может менять высоту полета от 30 метров до 10 километров.

Свой маршрут ракета корректирует при помощи инерциальной навигационной системы, лазерного высотомера, перед целью включается головка самонаведения. Масса боевой части Х-101 400 килограммов, в зависимости от поставленной задачи она может быть осколочно-фугасной, проникающей, кассетной и объемно-детонирующей. У ракеты есть термоядерный близнец Х-102 с мегатонной боеголовкой.

Стратегические бомбардировщики приобрели ключевое преимущество

Носителями крылатых ракет Х-101 (Х-102) являются стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160. Самолеты оснащены новой подсистемой, позволяющей перенацеливать ракеты даже после запуска. Благодаря новой подсистеме в бортовом радиоэлектронном комплексе, самолет стал способен перенацеливать свои ракеты, пишет The National Interest со ссылкой на неназванных экспертов в области боевой авиации.

В ходе военной операции ВКС России в Сирии была успешно испытана подсистема СВП-24 для фронтовых бомбардировщиков Су-24. С ее помощью обычные бомбы превращаются в высокоточные. Аппаратура учитывает скорость и высоту полета бомбардировщика, силы и направление ветра, массу других параметров и выдает точку сброса, с которой бомба попадет точно в цель.

Нечто подобное придумано и для стратегических ракетоносцев. Ракеты Х-101 и так высокоточные от природы и хорошо зарекомендовавшие себя в Сирии. Однако, с помощью дополнительного модуля в оборудовании самолета крылатые ракеты дальнего радиуса действия могут быть теперь перенацелены уже в воздухе. Боевую задачу для них можно ставить или изменять непосредственно перед запуском. По некоторым данным, перенацеливание Х-101 возможно и после того, как ракета отправилась в самостоятельный полет.

vvs.moscow

на что способна российская сверхдальняя крылатая ракета Х-101/Х-102 — РТ на русском

В России стартовало серийное производство средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для сверхдальней крылатой ракеты воздушного базирования Х-101/Х-102. Об этом заявил советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев. По его словам, комплексы должны надёжно защитить боеприпас от средств ПВО потенциального противника. В настоящее время оборонная промышленность РФ проводит модернизацию дальней авиации под применение Х-101/Х-102. Какими характеристиками обладает российская ракета — в материале RT.

Советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев сообщил о запуске производства комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для сверхдальней крылатой ракеты «воздух — земля» X-101/Х-102.

«Сегодня наши крылатые ракеты (X-101 и Х-102. — RT) имеют полноценный бортовой комплекс обороны, потому что такое стратегическое оружие нужно очень хорошо защитить», — сказал Михеев РИА Новости на полях авиасалона Airshow China 2018, проходящего сейчас в Чжухае.

Как пояснил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов, аппаратура РЭБ на крылатых ракетах необходима для постановки помех радиолокационным станциям (РЛС) противника. По его словам, в предыдущие годы российские учёные совершили большой прогресс в сфере защиты авиационной техники и боеприпасов от радаров западных государств.

«Комплекс РЭБ на ракетах запускается автоматически после облучения вражеской радиолокационной станцией. Он фактически ослепляет средства ПВО противника, делая невозможным сопровождение и уничтожение. Говоря простым языком, с экрана оператора РЛС исчезает изображение цели. Поэтому её перехват невозможен», — сказал Кнутов.

По его мнению, российская промышленность продолжает совершенствовать бортовые комплексы РЭБ. В перспективе отечественные крылатые ракеты получат боевые части, которые, подлетая к цели, будут создавать мощный электромагнитный импульс. Таким образом, они смогут выводить из строя всю электронику противника в определённом радиусе.

  • Загрузка крылатой ракеты X-101 в бомбардировщик-ракетоносец
  • РИА Новости

Дальность и точность

Х-101/Х-102 — это новая крылатая ракета воздушного базирования, которая создавалась специалистами машиностроительного конструкторского бюро «Радуга» (Дубна) для замены советских ракет Х-55. Разработка боеприпаса стартовала в 1990-х годах. Первые испытания прототипов начались в 1998 году, серийное производство развернулось в 2002 году. Однако ракета не принималась на вооружение до 2012 года.

Также по теме

«Ракетоносец будущего»: какие задачи сможет выполнять бомбардировщик нового поколения

Разработка российского стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса…

Ракета производится в двух вариантах. Х-101 — боеприпас с обычной (осколочно-фугасной) боевой частью мощностью около 400 кг в тротиловом эквиваленте. Х-102 — ракета с термоядерной боеголовкой мощностью от 250 килотонн до 1 мегатонны.

Длина ракеты составляет 7,45—7,6 м, масса — 2,2—2,4 т, размах крыла — 4,4 м, диаметр корпуса — 0,75 м, вес боевой части — 400 кг. Х-101/Х-102 запускается на высоте до 6 км, но основную часть пути летит на высоте 30—70 м, маневрируя и огибая рельеф местности.

Особенность ракеты заключается в малозаметности, которая достигается за счёт специальной аэродинамической конструкции и использования радиопоглощающих материалов. Эффективная площадь рассеивания (ЭПР) Х-101/Х-102 оценивается в 0,01 кв. м (аналогична самолётам-«невидимкам»). По словам Кнутова, в сочетании с современным комплексом РЭБ, средствами оптической и тепловой защиты российская ракета становится практически неуязвимой.

«Радиолокационным средствам будет очень сложно обнаружить такую цель. Наиболее реальный способ перехватить ракету — это визуальное обнаружение специально приспособленными для этого истребителями. Теоретически это, конечно, возможно, но на практике — чрезвычайно трудоёмкая задача», — отметил Кнутов.

Главные достоинства Х-101/Х-102 заключаются в невероятной дальности. В октябре 2016 года министр обороны Сергей Шойгу заявил, что ракета может гарантированно поражать цели на расстоянии до 4,5 тыс. км. В ряде отечественных и западных СМИ утверждается, что максимальная дальность российской ракеты составляет от 5 до 10 тыс. км.

«Реальные тактико-технические характеристики Х-101/Х-102 не раскрываются. Это секретная информация. Однако очевидно, что наша ракета — это стратегическое оружие, позволяющее самолёту совершать пуск за пределами зоны действия ПВО противника», — сказал Кнутов.

  • Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС
  • РИА Новости
  • © Алексей Куденко

Ещё одно достоинство ракеты — её высокая точность. По информации источников газеты «Известия», Х-101 с обычной боевой частью может отклоняться от цели менее чем на 10 м при дальности пуска до 10 тыс. км. Согласно данным британского аналитического агентства Jane’s Information Group, отклонение Х-101 не превышает 20 м, а Х-102 — 100 м.

На российской ракете установлен малогабаритный турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) с тягой порядка 360 кг. После пуска силовая установка выдвигается из нижней части фюзеляжа. Максимальная продолжительность полёта Х-101/Х-102 не превышает десяти часов, а скорость — 970 км/ч.

Российская ракета оборудована инерциальной системой наведения. В процессе полёта она использует бортовую цифровую вычислительную машину с коррекцией по цифровым картам и оптико-электронный высотомер (передаёт изображение местности). Помимо этого, Х-101/Х-102 «ориентируется» по координатам российской навигационной системы ГЛОНАСС. На конечном этапе ракету направляет оптическая или радиолокационная корреляционная головка самонаведения (ГСН).

«Со своими задачами справилась»

Боевое крещение Х-101 состоялось 17 ноября 2015 года в Сирии. Удары по позициям террористов нанесли стратегические бомбардировщики Ту-95МС (именно на этих машинах проходили испытания ракеты в 1990-е и 2000-е годы). Пуски были выполнены из акватории Средиземного моря. Х-101 применялась в САР несколько раз в течение 2016 и 2017 годов и в основном поражала укреплённые командные пункты боевиков.

«Конечно, в применении Х-101 не было какой-то острой военной необходимости, так как это достаточно дорогое оружие. Однако Министерству обороны было важно испытать в реальных боевых условиях нашу дальнюю авиацию и новую ракету. Со своими задачами Х-101 прекрасно справилась, подтвердив заявленные разработчиком характеристики», — пояснил Кнутов.

  • Cтратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160
  • РИА Новости
  • © Алексей Никольский

В ноябре 2017 года начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов сообщил, что модернизация самолётов дальней авиации ВКС России осуществляется «под применение новой крылатой ракеты Х-101». Носителями этого боеприпаса выступают стратегические ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160. Некоторые эксперты полагают, что в перспективе Х-101 вооружат Ту-22М3.

Ту-95МС способен нести на внешней подвеске до восьми крылатых ракет, а Ту-160 на револьверных пусковых установках (располагаются внутри корпуса самолёта) — до 12. По словам Кнутова, Х-101/Х-102 заметно усиливают боевые возможности воздушного компонента ядерной триады РФ.

«На мой взгляд, X-101 намного превзошла все зарубежные аналоги. Её производство стало нашим ответом на создание последней модификации «Томагавка» (Tomahawk Block IV). В будущем X-101 войдёт в арсенал перспективного дальнего бомбардировщика (ПАК ДА). А учитывая модернизационный потенциал этого высокоточного оружия, можно смело утверждать, что X-101 будет служить нашей авиации несколько десятилетий», — подытожил Кнутов.

russian.rt.com

«Гибкая» тактика возможного применения СКР Х-101 против форпостов ПВО НАТО на европейском ТВД. О чём ностальгируют ВВС США?

Огромное впечатление на западный мир произвело первое боевое применение тактических ракет большой дальности «Калибр», а также стратегических крылатых ракет Х-101. Прошли лихие времена, когда сотни и тысячи американских «Томагавков» безнаказанно диктовали однополярную концепцию мироустройства на Балканах и на Ближнем Востоке, а Россия, погрязшая в собственных проблемах и ельцинской коррупции, «отсиживалась» в сторонке от участия в важнейшем геостратегическом переделе, ограничившись лишь марш-броском на Приштину.


Именно тогда американский Конгресс и ВВС США, надеявшиеся на дальнейшее падение российской экономики и обеднение интеллектуального потенциала военно-промышленного комплекса, допустили фатальный стратегический просчёт, о котором сожалеют уже на протяжении 15 лет. Было принято решение о закрытии программы развития малозаметной СКР AGM-129A (ACM). В первую очередь этот просчёт создал серьёзные проблемы в возможностях проведения уникальных стратегических воздушно-космических наступательных операций ВВС США, поскольку, в свете развития современных систем ПВО, тактико-технических возможностей имеющихся версий СКР BGM-109A “Tomahawk” и AGM-86C (CALCM) совершенно недостаточно для удержания господства над ключевыми «игроками» на азиатско-тихоокеанском и европейском ТВД (Россия и КНР). А как мы знаем, именно на стандартной СВКНО (силами обычных дозвуковых СКР и тактических ракет большой дальности) сегодня зиждется основная концепция западного господства в Мире, так как концепция «глобального молниеносного удара» («быстрого глобального неядерного удара») ещё совершенно «сырая» по причине отсутствия перспективных малоразмерных аэробаллистических и крылатых ракет Х-51А и др.ВВС США имеют на вооружении более 700 СКР AGM-86C CALCM. Дальность этих ракет составляет 1200 км, что абсолютно не отличается от более малозаметных и совершенных AGM-158B JASSM-ER. Это говорит о весьма низких возможностях стратегической авиации ВВС США в выполнении дальних неядерных ударов: самолёты вынуждены максимально приближаться к зоне действия современной авиации ПВО противника, из-за чего вероятность её успешного результата снижается до нуля. Крейсеры же «Тикондерога» и ЭМ «Арлей Бёрк», оснащённые более дальнобойными «Томагавками», не могут обеспечить достаточной оперативности в сравнении с дальней авиацией.

ПРЕИМУЩЕСТВА СКР Х-101 НЕ ДАДУТ ПОКОЯ КОМАНДОВАНИЮ ОВС НАТО В ЕВРОПЕ И «NORAD». НА ЧТО СПОСОБНА УНИКАЛЬНАЯ РАКЕТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ?

В далёком 1983 году в конструкторском отделе НПО «Радуга» была разработана уникальная на то время стратегическая крылатая ракета Х-55. Дальность первой модификации СКР составила 2500 км; ракета имела круглое сечение фюзеляжа и прямое крыло размахом 3,1 м; Х-55 может оснащаться боевой частью массой до 0,41 тонны. Следующая версия,- Х-55СМ, имеет увеличенную до 3500 км дальность полёта, благодаря чему появилась возможность совершать МРАУ вдали от зон патрулирования истребительной авиации противника. Ещё одна, наиболее современная модификация, — Х-555, имеет уменьшенную до 2500 км дальность полёта, но значительно лучшую систему наведения, использующую оптико-электронную систему корреляции по рельефу и навигацию по ГЛОНАСС. Между тем, все эти модификации имеют один важный недостаток, который влияет на негативный исход выполнения ударной операции в условиях, где противник применяет большое количество самолётов ДРЛО, а также наземных и воздушных средств перехвата. Ракеты имеют относительно большую радиолокационную сигнатуру (от 0,1 до 0,3 м2), из-за чего их обнаружение современными радиолокационными комплексами воздушного и наземного базирования не составит большого труда.

Например, анализируя данные весьма авторитетной таблицы-справочника подробных тактико-технических характеристик современных РЛС на сайте «Стелс машины» (paralay.com), можно чётко подсчитать, что бортовая РЛС AN/APG-77 малозаметного истребителя 5-го поколения F-22A “Raptor” способна обнаруживать СКР Х-55/Х-55СМ на дальности до 150 — 160 км, а БРЛС AN/APG-79 палубного истребителя F/A-18E/F «Super Hornet» — на удалении до 100 км. Самолёты же ДРЛО E-3C/G системы «AWACS» способны обнаружить Х-55 своим РЛК AN/APY-2 на дальности до 300 — 350 км. Такое положение дел совершенно не могло удовлетворять российские ВВС, поскольку обнаружение наших дозвуковых средств воздушного нападения противником на столь большом расстоянии позволяет подготовить и распределить все воздушные и наземные средства ПВО для отражения удара: эффективность МРАУ будет резко снижаться; вспомните времена «Бури в пустыне», когда даже слабая и находящаяся в информационной блокаде иракская армия, применяя связку ЗРСК-ЗСУ «Оса-Шилка», смогла за время операции перехватить не менее 20 КР «Томагавк», представьте себе, во сколько раз это число возрастёт с применением таких ЗРК как «SAMP-T», VL MICA, “Patriot PAC-3” или нового перспективного детища MBDA — ЗРК малой дальности FLAADS, данные системы одновременно способны сбивать свыше 10 воздушных целей, причём одним только дивизионом (а их исчисление на современном ТВД идёт на десятки, не считая сотен операторов ПЗРК, получающих тактическую информацию о целях от тех же самолётов ДРЛО). Х-55 и даже Х-555 стали нуждаться в скорейшей модернизации, упор которой был сделан на радикальное снижение радиолокационной заметности ракет.

Работы над проектом СКР Х-101 были начаты ещё в середине 80-х гг. и изначально были направлены на значительное увеличение дальности действия крылатых ракет Х-55, позднее, после наблюдений, сделанных в ходе военных операций в Югославии и Ираке, работы были продолжены и над радиолокационной сигнатурой ракеты. Именно этим можно объяснить 14-летний разбег между началом проектных работ и первыми лётными испытаниями опытных образцов СКР Х-101, прошедшими осенью 1998 года.

Х-101, разработанная МКБ «Радуга» и доведённая до оперативной готовности в 2012 году, получила ряд существенных технологических улучшений, благодаря которым её можно причислять к высокоточному вооружению следующего поколения. Основные конструктивные элементы Х-101 представлены специальными композиционными материалами и радиопоглощающими покрытиями, а фюзеляж имеет максимально сплющенные обводы с реализацией боковых рёбер (как в носовой части фюзеляжа Су-34), что позволило добиться невероятно низкой ЭПР в 0,01 м2, соизмеримой с артиллерийскими снарядами и НУРС. Максимальная скорость ракеты была сохранена на уровне 1000 км/ч, вес БЧ — на уровне 0,41 т, а вот дальность была увеличена на 57% (по сравнению с Х-55СМ) и достигла 5,5 тыс. км. Для этого потребовалось примерно на 900 кг увеличить массу топлива СКР, а масса самой ракеты возросла до 2300 кг, что потребовало установки выдвижного прямого крыла большей площади с размахом 4,4 м для достижения достаточных несущих свойств. Дальность 5500 км является воистину выдающимся качеством Х-101 в классе стратегических крылатых ракет, ведь даже самая дальнобойная американская СКР AGM-86B ALACM (только в ядерном исполнении) обладает радиусом действия 2780 км (меньше, чем у Х-55СМ). Не удивительно, что ВС США очень недовольны боевым крещением Х-101.

Американские самолёты E-2D и E-3C становятся просто «слепы» по отношению к этой ракете уже со 100 — 120 км, а «Super Hornet» и «Raptor» не «рассмотрят» объект с ЭПР в 0,01 м2 уже с 65—80 км. Такая малозаметность позволяет максимально эффективно использовать рельеф местности, а также некоторые оперативные пустоты между батареями ПВО противника для внезапного прорыва в зонах, где радиолокационные средства ЗРК не смогут обнаружить и взять на сопровождение Х-101.

Огромный радиус действия и малая радиолокационная сигнатура СКР Х-101 превосходно сужают возможности истребительной авиации ПВО Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD). Огромные пространства северной части Азиатско-Тихоокеанского региона отныне вполне преодолимы для ракеты Х-101 с дальностью 5500 км и экипажей наших Ту-95МС (на фото) и Ту-160 теперь совершенно необязательно входить в зону действия 525-й эскадрильи малозаметных истребителей F-22A “Raptor” (на фото), развёрнутой на авиабазе «Elmendorf-Richardson»

Во время эскалации вероятного крупного конфликта на европейском ТВД таких брешей в обороне НАТО может насчитываться множество, и они будут непременно идентифицированы самолётами ОРТР, бортами ДРЛОиУ А-50, а также комплексами РЭР высокоточных бомбардировщиков Су-34, а затем последует внезапный и беспощадный МРАУ. Можно предположить, что эти зоны ОВВС НАТО попытаются ликвидировать с помощью патрулирования специально отведёнными звеньями истребителей, но реализовать столь отлаженную работу в условиях «хаоса» воздушной войны, с активным применением средств РЭБ, будет не так просто, и ослабленное место будет найдено.

АСИММЕТРИЧНЫЙ ОТВЕТ ВС США НА СКР Х-101 НЕ ТОЛЬКО ТУМАННЫЙ, НО И ЛОКАЛЬНЫЙ

В предыдущих статьях мы несколько раз упоминали некоторые угрозы, связанные с закупкой польскими ВВС 40 малозаметных тактических крылатых ракет большой дальности AGM-158 JASSM (около 500 км), а также возможным контрактом на модернизированные до версии AGM-158B JASSM-ER ракеты (дальность — 1300 км), которые с определённой вероятностью могут преодолевать аналогичные ослабленные зоны 1-го, 2-го и 4-го командований ВВС и ПВО в Западном и Южном военных округах, а затем входить в воздушное пространство РФ над внутренними, наиболее промышленными, областями бывшего Московского округа, включая Нижегородскую и др. области. Действительно, западное и юго-западное оперативные направления можно считать наиболее ракетоопасными в этом отношении, что обусловлено максимальной плотностью юнитов в европейских странах НАТО на относительно небольшой территории Европы, тем более, что США будут продолжать усиливать подобными СВН военно-воздушные силы своих прихвостней у российских границ, угроз целая масса. Но не всё так ужасно.


AGM-158B JASSM-ER, при своём низком профиле полёта (25 — 30 м), имеет всё же большую, чем у Х-101, ЭПР (около 0,1 м2) и вовсе не стратегическую дальность полёта. Учитывая факт, что вся современная ПВО России построена на дивизионах, бригадах и полках С-300ПС/ПМУ-1 и С-400, к которым придаются специализированные низковысотные обнаружители (НВО) 76Н6, а радиолокаторы подсвета и наведения (РПН) 30Н6Е и 92Н6Е поднимаются на специализированную вышку 40В6МД, перехват JASSM-ER будет упрощён. Эти РПН способны обнаруживать последнюю на дальности около 30 км. Американские и европейские ЗРК не оснащаются настолько высокими вышками, а поэтому и дальность захвата малоразмерной Х-101 не превысит 17—20 км.

Американский аналог нашей стратегической Х-101, — СКР AGM-129A (ACM), начал разрабатываться с 1983 года. И уже летом 1985 первые B-52H Стратегического авиационного командования ВВС США были оснащены AGM-129A. Эта ракета тогда представляла собой одно из самых совершенных средств воздушного нападения. В её конструкции были учтены наиболее прогрессивные веяния стелс-технологий, а дальность достигала 3700 км. Радиолокационная сигнатура в ППС и ЗПС были уменьшены благодаря реализации ребристой формы образующей носовую часть ракеты, а также формы хвостового блока с соплом «бобровый хвост». Также малозаметности способствует обратная стреловидность крыла и применение композитов. Подобная конструкция сопла также снижает ИК-сигнатуру и акустическую заметность: между рабочей турбиной двигателя F112-WR-100 и кромками перевёрнутого трапециевидного сопла, интегрированного в хвост фюзеляжа, присутствует солидная воздушная камера, охлаждающая реактивную струю. Нагрев рабочей поверхности камеры не виден не только со стороны ЗПС, но и с боковых проекций, потому что она прикрыта специальным теплопоглощающим габаритом во внутренней полости хвоста ракеты. Стоит отметить, что это деталь маскировки ракеты AGM-129A остаётся самой прогрессивной даже среди современных крылатых ракет.

Хвостовая часть СКР AGM-129A

Отличными качествами ракеты на то время можно считать современную систему наведения, которая включает не только инерциальную систему наведения, спутниковую коррекцию и оптико-локационный датчик на конечном участке полёта, но и специальный лазерный высотомер LIDAR вместо радиовысотомера, данные от которого сопоставляются с эталонными картами подлётного участка, заложенными в накопитель БЦВМ ракеты, что не позволяет средствам пассивной РЭР наземного и воздушного базирования запеленговать ракету по излучению этого прибора. Известно, что Х-101 на маршевом участке пути также применяет данный принцип.

Изначально планировалось производство 2500 СКР AGM-129A, которыми планировалось вооружить B-52H, а также более опасную машину — B-1B “Lancer”. Последние, ввиду своей малой ЭПР (7—9 м2), могли проникать в воздушное пространство СССР и РФ с северо-восточного оперативного направления (со стороны Северного Ледовитого океана), и представляли огромную угрозу для военно-промышленной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока, так как ракеты AGM-129A способны были от северного побережья России достигать центральных районов и южных границ нашей страны.

Предварительный «приговор» программе ACM был сделан в 1992 г., когда ВВС США приняли решение не адаптировать СКР AGM-129A для оснащения B-1B “Lancer”. В связке именно с этим стратегическим ракетоносцем ракета способна была представлять для нашей ПВО наибольшую угрозу, причём, почти с любых стратегических направлений

Но распад СССР сыграл на руку нашим ВС: крупносерийное производство американских ракет сначала «ужали» до 1000 ед., а потом вообще заморозили 509 изделиями. Весной 2012 года была ликвидирована последняя из 460 оставшихся ракет AGM-129A, и теперь вероятность возобновления производства аналогичной, более совершенной, версии представляется с трудом, ведь дорогостоящих и убыточных проектов, которые всё же им необходимы, у американцев сегодня предостаточно. Одна только программа разработки и серийного производства истребителей 5-го поколения F-35A/B/C, известная как JSF, обходится в 1500 млн. долларов, что в 60 раз превышает стоимость программы строительства и обслуживания 3 малозаметных ударных эсминцев класса DDG-1000 «Zumwalt». Свою лепту вносит и конфигурация головных частей законсервированных AGM-129, которая «заточена» под ядерные БЧ, что потребует не мало времени и затрат на переоборудование в осколочно-фугасные версии боевых частей. За это время и в ВВС США и в ВВС России успеют перейти на совершенно новые гиперзвуковые СВН типа Х-51А и Ю-71.

Что и говорить! Вот такая досадная неожиданность ждала «продуманные» американские ВВС в самый трудный для нашей страны час, ведь построенная в «смутное время» ракета Х-101 позволила нам на десятки лет опередить Запад в данном классе вооружений.

topwar.ru

Российские ученые создали лучшую крылатую ракету в мире

Российским ученым удалось создать лучшую крылатую ракету в мире — ее наименование Х-101/Х-102. Сегодня она является венцом эволюции этого вида вооружений. Постановка ракеты на боевое дежурство позволит укрепить отечественные ядерные силы и стать основой для создания ядерного паритета, даже если противник плотным кольцом оцепит Россию системами ПРО.


Россия готовит разоблачения ЕвроПРО

Давняя мечта человечества — наносить врагу урон на расстоянии с целью избежать непосредственного контакта с противником или хотя бы уменьшить потери от встречи с ним, — заставляла специалистов разрабатывать новые и новые виды оружия. От камней, стрел и копий люди за тысячелетие почти незаметно перешли на межконтинентальные баллистические и крылатые ракеты. Параллельно совершенствовались и средства защиты от появляющихся угроз.

И вот, благодаря работе советских, а теперь уже и российских ученых, удалось создать по праву лучшую крылатую ракету в мире. На данный момент она является венцом эволюции этого вида вооружений. Это, безусловно, новая стратегическая крылатая ракета — Х-101/Х-102. В ракете идеально совместили параметры точности и дальности при весьма высокой разрушительной силе и многофункциональности (напомню, что Х-101 — ракеты с неядерной боевой частью, а Х-102 имеют ЯБЧ). Работы над ней начались еще в 1984 году, однако только через 11 лет ракета была создана и начались испытания и последующие доработки.

Читайте также: Оставит всех без света крылатая ракета

При этом, наиболее поражает дальность полета ракеты, которая, по некоторым данным, составляет от 5500 до 10 000 км. Другие источники приводят информацию о том, что она может провести в полете 10 часов, что позволит ей на крейсерской скорости около 700 км/час поражать цели на расстоянии почти 7000 км. Скорее всего, такая разница в цифрах может быть вызвана лишь продолжающимися доработками и малым количеством информации от официальных источников об этом изделии.

Новая ракета значительно тяжелее своих предшественников — почти в 2 раза по сравнению с Х-55. Ее вес составляет от 2200 до 2400 кг, а масса боевой части — 400 кг. Сердцем ракеты является реактивный двигатель РД-95ТМ-300, который имеет тягу то ли 360, то ли 500 килограмм-сил. Изначально планировалось, что ракета должна иметь винтовентиляторный двигатель, имеющий два соосных трехлопастных толкающих винта, вращающихся в противоположном направлении. Но в середине 90-х годов конструкторы приняли решение ради экономии средств прекратить разработку нового двигателя и вернуться к идее об установке более мощного реактивного.

Корпус ракеты представляет собой привычный низкоплан, однако имеет сплющенное поперечное сечение и боковые поверхности. Это необходимо для уменьшения ЭПР (эффективной площади рассеяния — площадь некоторой фиктивной плоской поверхности, расположенной нормально к направлению падающей плоской волны, которая, будучи помещена в точку расположения цели, создает у антенны радиолокационной станции ту же плотность потока мощности, что и реальная цель) ракеты — в итоге она составляет до 0,01 м2. Это необходимо и для того, чтобы более рационально использовать место в бомбоотсеке самолета, ведь из-за увеличенных размеров требуется дополнительная модернизация носителей.

По точности ракета вполне может посоревноваться даже с высокоточными боеприпасами США JDAM. При дальности полета на 5000 км показатель кругового вероятного отклонения (КВО) составляет всего 5-6 метров, а при дальности 10 000 км не превышает 10 м! Автономная корреляционная система «Спрут» с оптико-электронной системой коррекции траектории полета, интегрированный приемник системы ГЛОНАСС, и, возможно, радиолокационная корреляционная ГСН на конечном участке, позволяют ракете наносить смертельный удар по врагу, укрывающемуся как в малозаметных (всего 2-3 м), так и в движущихся целях (вроде автомобиля или танка). Такие технологические новшества нужны прежде всего для неядерного варианта изделия.

Боевая часть ракеты весом в 400 кг может поражать сразу 2 цели на расстоянии 100 км друг от друга. Первая цель будет поражена боеприпасом, спускающимся на парашюте, а вторая непосредственно при попадании ракеты. Кроме БЧ с двумя боеголовками существуют ещё и 2 варианта БЧ с одной боеголовкой: проникающего действия и с кассетным боеприпасом. Вполне вероятно, что будут использоваться самоприцеливающиеся противотанковые боевые элементы в варианте кассетной боеголовки подобно РБК-500 СПБЭ-Д. Это позволит уничтожать сразу более 10 вражеских танков. Мощность ядерной боевой части для Х-102 предположительно составляет 200 килотонн, что всего в два раза меньше, чем от взрыва метеорита «Челябинск».

Носителями этого чуда техники выступят стратегические бомбардировщики России. Эта ракета является одним из основных предлогов для модернизации стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. Все Ту-160 должны быть модернизированы до варианта Ту-160М к 2020 году, что позволит в два раза увеличить его боевую эффективность. Ту-95МС будут усовершенствованны до стандарта Ту-95МСМ. Предположительно, что и модернизированные Ту-22М5 будут иметь возможность нести четыре таких ракеты.

Сейчас Ту-95МС поднимают 8 ракет Х-101/Х-102 только на внешних узлах подвески. Ту-160 сможет нести до 12 ракет в двух отсеках для вооружения. Многоцелевые атомные подводные лодки пр.885/885М могут вместить до 32 КР этого типа.

Важно, что ракета имеет собственную станцию постановки активных помех и устройство для пуска ловушек. Она может изменять профиль полета и имеет очень низкий показатель заметности, что позволяет самостоятельно избегать огня даже самых современных и перспективных средств ПВО/ПРО. Благодаря большой дальности полета, носитель может производить пуски, не заходя в зону поражения вражеских средств ПВО, и не будучи обнаруженным радарами противника. К моменту поражения ракетой цели пилоты уже могут в безопасности обсуждать прошедший полёт за чашечкой кофе на родной авиабазе.

Читайте также: «Подарки» для часа X: ракеты на дне морском

Как видите, российским специалистам удалось подготовить достойную смену советской крылатой ракете Х-55. Крылатая ракета большой дальности Х-101 позволяет обеспечить российской авиации и ВМС огромнейшее превосходство ввиду новых вызовов и вероятных военных конфликтов. Принятие ее на вооружение позволит укрепить ядерные силы и стать основой для создания ядерного паритета, даже если противник плотным кольцом оцепит Россию системами ПРО.

Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»

www.pravda.ru

Х-101/102, крылатые ракеты

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприятий
  • Принять участие в мероприятии
  • Туристические услуги
  • Блоги
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • www.arms-expo.ru

    Минобороны показало ракету-невидимку Х-101 | Журнал Популярная Механика

    Министерство обороны России опубликовало несколько видеороликов с прошедших учений стратегических ядерных сил России, на которых можно заметить высокоточную крылатую ракету Х-101 с низкой радиолокационной заметностью. Ракетой, первое боевое применение которой состоялось в Сирии, оказались вооружены сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160, стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС и дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М3.

    Стратегическая высокоточная крылатая ракета класса «воздух-земля» Х-101 сконструирована с применением технологий снижения радиолокационной заметности. Она использует комбинированную систему наведения: инерциальную с оптико-электронной коррекцией и головкой самонаведения на конечном этапе. Х-101 может получать комплексную информацию и по маршруту, и по координатам цели. В отличие от ракет предыдущего поколения, имеется принципиальная возможность смены цели, когда ракета уже находится в полёте.

    Стартовая масса Х-101 составляет около 2400 килограммов, из которых 400 приходится на боевую часть. Длина ракеты достигает 7,5 метров, скорость — около 1000 км/ч. По результатам испытаний, Х-101 имеет круговое вероятное отклонение порядка семи метров на дальности 5500 километров и способна уничтожать подвижные цели с точностью попадания до 10 метров.

    www.popmech.ru

    Х-101

        В конце 80-х годов начались работы над сверхзвуковой КР воздушного базирования (КРВБ) Х-90, однако после нескольких испытательных пусков программа была приостановлена. Вместо нее КБ «Радуга» к 1995 году была создана КРВБ Х-101 с значительно повышенной точностью стрельбы. Она является аналогом американской КР AGM-129 - малозаметной крылатой ракета большой дальности, предназначенной для несения ядерной или обычной боеголовки.
        В октябре 1999 года прошли испытательные пуски новейших стратегических крылатых ракет Х-555, вслед за этим правительство приняло решение развернуть их серийное производство.
        Ту-95МСМ могут нести до 8 КР Х-101 на внешней подвеске. 4 пилона с попарно подвешенными ракетами размещаются под крылом. Увеличенная длина ракет по сравнению с Х-55 делает невозможным их размещение во внутреннем отсеке Ту-95МС.
        Модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-160 будут нести по 12 ракет Х-101 в двух отсеках вооружения. Предполагается, что перевооружение Ту-160 этими ультрасовременными изделиями отечественной «оборонки» на порядок увеличит ударную мощь дальней авиации. Ведь Х-101 способна поражать цели на расстоянии до 5000 км с вероятным отклонением всего на 5-6 метров. С этой ракетой российские стратегические бомбардировщики смогут наносить скальпельные удары по ключевым военным объектам противника, не входя в зону поражения его средств противовоздушной обороны. Благодаря снижению радиолокационной заметности ракеты до сотых долей квадратного метра засечь ее практически невозможно.
        Х-101 имеет изменяемый профиль полета (высоты от 30-70 м до 6000 м). Ракета оснащена автономной корреляционной системой «Спрут» с оптико-электронной системой коррекции траектории полёта, интегрированным приемником системы ГЛОНАСС, а также телевизионной системой наведения на конечном участке полета. Это обеспечивает точность попадания в цель 12-20 м.
        Первое боевое применение КР произошло 17 ноября 2015 года. Два стратегических бомбардировщика Ту-160, взлетев с авиабазы в Энгельсе, выпустили в сумме 16 Х-101 по объектам террористов в Сирии, уничтожив их ключевые пункты.
        Ядерный вариант ракеты — Х-102 (мощность БЧ — до 250 кт).


    Описание
    Разработчик МКБ «Радуга»
    Обозначение Х-101
    Обозначение NATO AS-?
    Год 1999
    Тип ГСН оптоэлектронная система коррекции + ТВ
    Геометрические и массовые характеристики
    Длина, м 7,45
    Диаметр, м 0,742
    Размах крыла, м 3
    ЭПР, м2 0,01
    Стартовый вес, кг 2200-2400
    Масса топлива, кг 1250
    Тип боеголовки обычная
    Масса БЧ, кг 400
    Силовая установка
    Двигатель ДТРД РД-95ТМ-300
    Тяга двигателя, кг 450
    Летные данные
    Скорость, м/с крейсерская 190-200
    максимальная 250-270
    КВО, м 12-20
    Дальность пуска, км 5000-5500

    Источники информации:

    testpilot.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *