Самая скрытная МБР в мире
Очень часто все вспоминают, что большая часть оружия всех видов, которыми пользуются наши вооруженные силы начиналось разрабатываться во времена СССР. Мало того, есть некоторые виды вооружения, которые сейчас не используются, но возвращения которых очень боятся «за бугром». Среди таких очень действенных мер воздействия и сдерживания «возможного противника» обычно называют «Боевой железнодорожный ракетный комплекс» (сейчас его производство восстанавливается), но давайте вспомним и о том, что есть автомобильный аналог самой скрытной МБР в мире.
Уникальный советский проект «Курьер», замороженный в 1991 году, вновь становится актуальным в связи с угрозой выхода США из договора об уничтожении баллистических ракет средней и меньшей дальности.
Речь идет о подвижном грунтовом ракетном комплексе с малогабаритной твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР). Именно он мог бы стать «зеркальным ответом» Америке, по мнению эксперта работающего в ракетно-космической отрасли.
Несколько десятилетий назад в Советском Союзе начались работы по тематике подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК), предназначенных для вооружения ракетных войск стратегического назначения. Считалось, что такие системы, выходя на маршруты патрулирования, могут остаться целыми и невредимыми после ракетно-ядерного удара вероятного противника за счет удаления от потенциально опасных районов. Работы по перспективному направлению дали ожидаемый результат. Вследствие этого на вооружении РВСН России до сих пор имеются ПГРК нескольких типов, а в будущем, вероятно, появятся новые подобные системы.
В начале восьмидесятых годов в Московском институте теплотехники (МИТ) стартовал один из новых проектов подвижного грунтового ракетного комплекса. По некоторым данным, изначально он именовался «Темп-СМ», однако в дальнейшем получил новое обозначение – 15П159 «Курьер». Именно под таким названием проект вошел в историю отечественной ракетной техники. Проект «Курьер» являлся ответом на американскую программу Midgetman. С 1983 года американские специалисты вели разработку мобильного ракетного комплекса, вооруженного межконтинентальной баллистической ракетой с дальностью полета не менее 10 тыс км. Важной особенностью проекта Midgetman являлись ограничения по габаритам и стартовому весу ракеты. Последняя в готовом к запуску стоянии должна была весить не более 15-17 т.
21 июля 1983 года вышло постановление Совмина СССР, в соответствии с которым МИТ должен был разработать ракетный комплекс со схожими характеристиками. Ограничения по габаритам и стартовому весу ракеты, хотя и усложняли разработку, могли иметь ряд положительных последствий. Исследования показывали, что сравнительно небольшая ракета может использоваться не только с шахтными пусковыми установками или машинами на базе специальных шасси. Носителей изделия «Курьер» могли стать специальные автомобильные полуприцепы или контейнеры стандартных размеров и поезда. Кроме того, облегчалась транспортировка ракет военно-транспортными самолетами.
Инициатором и одним из главных сторонников нового проекта был главком РВСН В.Ф. Толубко. Руководителем работ по теме «Курьер» был назначен А.Д. Надирадзе. В 1987 году его место занял Б.Н. Лагутин. К проекту был привлечен Воткинский машиностроительный завод, который сначала должен был построить необходимое количество опытных ракет, а потом освоить серийное производство новых изделий. Испытания и старт серийного производства ракетных комплексов «Курьер» планировались на начало девяностых годов.
Основным элементом нового комплекса должна была стать межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж59 «Курьер». Специфические требования к этому изделию заставили МИТ и смежные организации провести большое количество исследований и испытаний, освоить новые материалы и технологии. Так, известно, что в конструкции корпуса ракеты широко использовались новейшие композиционные материалы, а приборное оборудование должно было строиться на основе самой современной элементной базы. Таким образом, ракетный комплекс «Курьер» можно было считать представителем нового поколения систем своего класса.
Ракета 15Ж59, согласно ряду источников, должна была строиться по трехступенчатой схеме с отдельной ступенью разведения. Все ступени изделия предполагалось оснастить твердотопливными ракетными двигателями с использованием топлива нового типа. В конструкции двигателей, с целью сокращения их габаритов, могли применяться частично утопленные в корпус сопла. В головной части должна была находиться ступень разведения с полезной нагрузкой.
Ракета «Курьер» получалась уникально компактной. Ее длина не превышала 11,2 м, а максимальный диаметр корпуса равнялся 1,36 м. На ранних стадиях проекта предполагалось «уложиться» в стартовый вес на уровне 15 т, однако в дальнейшем его пришлось увеличить до 17 т. Забрасываемый вес – около 500 кг. Ракета 15Ж59 должна была нести моноблочную головную часть с ядерным боезарядом мощностью не более 150 кт.
Для наведения ракета «Курьер» должна была использовать инерциальную систему наведения, выполненную на основе современной элементной базы. В качестве органов управления могли использоваться поворотные сопла двигателей и решетчатые рули первой ступени.
По имеющимся данным, несмотря на малый вес и габариты, перспективная межконтинентальная ракета «Курьер» должна была доставлять боевую часть на дальность до 10-11 тыс км. Круговое вероятное отклонение не должно было превышать 350-400 м.
На заводе-изготовителе ракета должна была загружаться в транспортно-пусковой контейнер, который предполагалось устанавливать на подъемные механизмы самоходной пусковой установки. Саму пусковую установку предлагалось строить на базе специального многоосного шасси с соответствующими характеристиками. В ходе разработки проекта облик шасси постоянно изменялся. В комплексе «Курьер» могли использоваться шасси с тремя, четырьмя и пятью осями. Согласно одним источникам, первым было предложено использовать шасси 6х6, но затем из-за определенных затруднений пришлось разрабатывать и интегрировать в комплекс машины с более сложной ходовой частью. По другим данным, первым появилось шестиосное (!) шасси, после проектирования которого появилось предложение о сокращении базовой машины на несколько колесных пар.
Поскольку почти вся документация по проекту «Курьер» до сих пор засекречена, трудно говорить, какая из версий соответствует действительности. Правдоподобными выглядят обе версии, поскольку все шасси, упоминаемые в контексте проекта «Курьер», действительно разрабатывались и испытывались. Так, шестиосную мобильную пусковую установку предлагалось делать на базе шасси МАЗ-7916, пятиосную – на базе МАЗ-7929, четырехосную – МАЗ-7909.
В источниках, рассказывающих о последовательном уменьшении количества осей, приводятся некоторые подробности этого процесса. Так, изначально агрегаты комплекса «Курьер» должны были монтироваться на базе МАЗ-7916, однако уже в начале 1985 года было предложено использовать перспективное пятиосное шасси, которое еще не существовало. Весной того же года предложили разработать шасси 6х6 и 8х8, а в апреле 86-го приняли решение строить четырехосные шасси. Тем не менее, такая машина не в полной мере соответствовала требованиям военных, из-за чего в начале 1988 года решили строить пусковую установку на базе пятиосного МАЗ-7929. Эта машина получила индекс 15У160М.
Колебания с выбором базового шасси сказались на сроках разработки пусковой установки. Проект пятиосной машины завершили только в 1991 году, после чего предприятие МАЗ поставило необходимую технику на волгоградское ПО «Баррикады», где на нее должны были установить набор специального оборудования.
Особое внимание заслуживает специальный вариант комплекса «Курьер», предназначавшийся для скрытой переброски ракет в заданный район. Малый вес и размеры изделия позволяли поместить ракету в специальным образом оборудованный стандартный грузовой контейнер или автомобильный полуприцеп. Такая самоходная пусковая установка могла бы, не привлекая внимания, перемещаться по всей территории страны и, в случае получения приказа, проводить запуск.
В качестве базы для замаскированной модификации комплекса выбрали седельный тягач МАЗ-6422 и полуприцеп МАЗ-9389. Интересен тот факт, что отработка «автомобильной» модификации нового ракетного комплекса началась вскоре после старта проекта и основную массу работ провели задолго до окончательного выбора шасси для мобильной пусковой установки «классического» типа.
Уже в сентябре 1984 года на полигоне в Бронницах (Московская область) были проведены предварительные испытания предлагаемых тягача и прицепа. По окончании первого этапа испытаний грузовик перегнали в Гомельскую область, где в течение длительного времени он совершал поездки по местным трассам. Полигоном для испытаний стали трассы Ленинград-Киев-Одесса (с двумя мостами), Минск-Гомель и Брянск-Гомель-Кобрин.
В ходе испытаний специалисты собирали различную информацию о работе агрегатов машины, о ее характеристиках, а также о возникающих нагрузках на объекты в полуприцепе и т.д. По результатам испытаний был сформирован список требований к аппаратуре, которую предполагалось перевозить в автомобильном полуприцепе. Собранные данные активно использовались при разработке ракеты 15Ж59 и других элементов перспективного ракетного комплекса.
Согласно некоторым источникам, модификация ракетного комплекса на базе гражданского тягача с полуприцепом осталась на стадии предварительных исследований. Создание такой версии комплекса «Курьер» было связано с рядом специфических проблем. В частности, отсутствовали системы связи и управления с необходимыми характеристиками, которые можно было бы смонтировать на гражданском грузовике.
Ракета «Курьер», независимо от типа базового шасси, должна была стартовать из транспортно-пускового контейнера, закрепленного на подъемных механизмах самоходной пусковой установки. Как и в случае с другими отечественными межконтинентальными ракетами, предлагалось использовать т.н. холодный старт при помощи порохового аккумулятора давления. После выхода из контейнера и подъема на некоторую высоту ракета должна была включать двигатель первой ступени и отправляться к цели.
В марте 1989 года на полигон Плесецк были доставлены первые опытные ракеты «Курьер», имевшие упрощенную конструкцию и состав оборудования. Эти изделия должны были использоваться в ходе бросковых испытаний, целью которых являлись проверка и отработка агрегатов пусковой установки и отвечающей за пуск автоматики. Первый бросковый запуск состоялся в марте 1989 года. Такие испытания продолжались до мая 90-го. Всего было выполнено 4 бросковых пуска.
В 1990 году специалисты МИТ и смежных предприятий продолжили разработку проекта. При этом им пришлось дожидаться окончания работ по мобильной пусковой установке на базе специального шасси. Сборка последней началась только в 1991 году. На середину 92-го планировалось завершить подготовку всех агрегатов комплекса «Курьер» и провести первые летные испытания новой ракеты. Однако в октябре 1991 года, буквально за пару месяцев до распада Советского Союза, проект был закрыт. Причинами этого стали экономическая ситуация в стране, изменение политической ситуации на международной арене, а также отмена разработки американского проекта Midgetman.
Проект подвижного грунтового ракетного комплекса 15П159 «Курьер» с ракетой 15Ж59 был закрыт. Тем не менее, наработки по этой системе не пропали. В девяностых годах Московский институт теплотехники активно работал над рядом проектов перспективной ракетной техники для РВСН и военно-морского флота. Те или иные узлы, агрегаты и технологии используются в ракетах «Тополь-М», «Булава» и т.д. К примеру, легкая малогабаритная система управления ракеты «Курьер» используется на ракете-носителе «Старт», эксплуатация которой продолжалась с 1993 по 2006 год. Таким образом, проект «Курьер» не привел к появлению одноименного ПГРК, однако в определенной мере помог с созданием новых вооружений.
«Если американцы вернутся к размещению БРСД (баллистических ракет средней дальности) в Европе, как было до реализации упомянутого соглашения, это будет означать, что подлетное время американских баллистических ракет к российским стратегическим объектам на европейской части страны сократится до 7-10 минут», — отметил собеседник издания.
В этом случае Россия могла бы разместить в Арктике средства поражения, откуда подлетное время до американских стратегических объектов будет составлять также несколько минут. В качестве оружия источник предложил использовать «Курьеры».
Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета 15Ж59 «Курьер» (по классификации НАТО — SS-X-26) имеет малую длину (11,2 метра) и массу (15 тонн), вследствие чего характеризуется многовариантностью базирования. Оружие испытано четыре раза, разработка свернута в 1991-м после подписания 6 октября того же года СССР соглашения с США о прекращении разработки мобильных МБР легкого класса.
Вот теперь подробно поговорим о «Курьере».
«Курьер» (Индекс ГРАУ комплекса/ракеты — 15П159/15Ж59, RSS-40 (RSS-X-?), по классификации МО США — SS-X-26[2] (код позже был использован для обозначения комплекса Искандер)) — советский проект подвижного грунтового ракетного комплекса с малогабаритной твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой. Обозначение RSS-40 также иногда используется для межконтинентальной крылатой ракеты «Буран».
Разработка началась 21 июня 1983 года в МИТ. Эскизный проект был готов к 1984 году. По массо-габаритным характеристикам комплекс был близок к комплексу «Миджетмен». 6 октября 1991 проект был прекращен, в результате взаимных договоренностей с США о прекращении разработки мобильных МБР легкого класса — в ответ США прекратили разработку РК «Миджетмен».
Для комплекса первоначально проектировалась пусковая установка 15У160 на четырехосном шасси МАЗ-7909 (8×8), а в дальнейшем 15У160М на пятиосном шасси МАЗ-7929 (10×8).
По утверждению начальника главного штаба РВСН в 1994–1996 годах, генерал-полковника В. И. Есина,
«Курьер» должен был маскироваться под перевозку крупногабаритных грузов по шоссе общего пользования. Но по размышлению было решено, что это слишком опасно. Будет ли ядерная война или нет, это еще неизвестно, а бед можно в мирное время нажить много. Поэтому он и был приостановлен.
Было произведено четыре испытательных пуска ракеты из Плесецка — с марта 1989 года по май 1990 года. По другой информации, два первых испытания были неудачными (2 апреля 1986 года и в августе того же года), три последующих испытания (декабрь 1986 г., октябрь 1987 г. и в начале 1988 г.) были успешными.
В конце 80-х среди ракетчиков ходило много разговоров о каком-то новом подвижном комплексе, который будет в виде автофургонов «Совтрансавто». Но , естественно, все это было на уровне слухов, истинную картину знали лишь те, кто занимался непосредственно этой темой. Вот самые достоверные данные об этом РК. Это выдержки из книги, выпущенной к 60-летию Московского института теплотехники. Книга называется «На стратегическом направлении», издательский дом «Интервестник», Москва, 2006 год.
В начале 80-х гг. в США приступили к разработке комплекса с межконтинентальной баллистической ракетой «Миджетмен»(Карлик). После проработки ряда вариантов, в 1983 г. начались широкомасштабные работы по этой программе.
… была поставлена задача разработать ракету для шахтных пусковых установок, а также для мобильных комплексов, оснащенную моноблочной ядерной головной частью, обладающую дальностью полета свыше 10000 км. При этом новая МБР должна была иметь стартовую массу не более 15-17 тонн.
… Ответной мерой советской стороны стала разработка подвижного грунтового комплекса с малогабаритной межконтинентальной баллистической ракетой «Курьер» ( 15Ж59), проводившаяся в МИТ по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 21 июля 1983 г. № 696-213. Ставилась задача повышения выживаемости группировки РВСН за счет введения в ее состав комплексов повышенной мобильности и скрытности. Ракета «Курьер» была в несколько раз легче ранее созданных межконтинентальных ракет и примерно соответствовала американской ракете «Миджетмен». Кроме того, со стороны агрегатов наземного комплекса налагались жесткие ограничения по габаритам ракеты «Курьер». Таким образом, разработка данной ракеты представляла собой крайне сложную научно-техническую задачу.
… инициатива разработки «Курьера», комплекса с малогабаритной ракетой межконтинентальной дальности 15Ж59, принадлежала Главкому РВСН В.Ф. Толубко. А.Д. Надирадзе взялся за ее реализацию после согласия на это министра обороны Д.Ф. Устинова . Перед этим была серия докладов, показов макетов и схем начальнику Генерального штаба Н.В. Огаркову. Идея разработки «Курьера» начальником Генерального штаба была одобрена.
Комплекс был, конечно, удивительный. … он умещался в кузове автомобильного трейлера типа «Совавтотранс», в любых железнодорожных вагонах, мог транспортироваться на баржах, да и в самолет входил. Может быть, он и не давал бы явного прироста в эффективности. Но в ответном ударе, конечно, смог бы принять участие, поскольку обнаружить этот комплекс было практически невозможно.
Эскизный проект был закончен в 1984 году.
«Курьер» – первая и единственная в мире малогабаритная твердотопливная ракета мобильного грунтового комплекса на колесном ходу. Стартовая масса этой межконтинентальной ракеты была всего около 15 т – почти в 20 раз меньше , чем у первой отечественной МБР Р-7! Длина «Курьера» составляла всего 11,2 м, а диаметр – 1,36 м. Конструкция ракеты нового поколения базировалась на новейших разработках в области материалов и топлив, а также новой элементной базе в системах управления и наведения и несколько иной концепции конструирования МБР. По предварительным оценкам специалистов, «Курьер» не должен был уступать по своим тактико-техническим характеристикам заокеанскому аналогу.
Для обеспечения межконтинентальной дальности стрельбы для малогабаритной ракеты в ее конструкции были реализованы наиболее совершенные технические решения, существовавшие в мировом ракетостроении к началу 80-х годов. В частности в маршевых ДУ было применено высокоплотное твердое топливо повышенной энергетики. В цельномотанных корпусах типа «кокон» и сопловых аппаратах двигателей использовались высокопрочные и высокомодульные композиционные материалы. Для сопловых аппаратов верхних ступеней впервые были установлены тонкостенные углерод-углеродные насадки. Управление по каналам тангажа и курса при работе маршевых двигателей осуществлялось отклонением частично утопленных в камеру поворотных сопл повышенного разряжения.
На верхних ступенях для управления ракетой по крену были применены газодинамические органы, а на первой ступени – раскрываемые при старте решетчатые аэродинамические рули. Последние обеспечивали управление по всем каналам на баллистической «паузе» между участками работы двигателей первой и второй ступеней. Боевая ступень «Курьера» оснащалась ДУ с высоким уровнем массового совершенства. Специально для ракеты «Курьер» коллективом НПО АП была создана высокоточная бортовая аппаратура системы управления с массой , в несколько раз меньшей, чем у ранее разработанных аналогичных систем.
С учетом малой нагрузки на мидель, характерной для малогабаритной ракеты, было особо важно обеспечить минимальное аэродинамическое сопротивление, что обусловило хорошо обтекаемые внешние обводы ракеты. При этом боевое оснащение располагалось под сбрасываемым в конце работы второй ступени обтекателем, а ДУ третьей ступени – внутри удлиненного конического соединительного отсека второй ступени.
Постановлением СМ СССР от 22 июля 1985 г. № 696-213 Московский институт теплотехники определялся головным по проведению опытно-конструкторских работ по комплексу «Курьер». В процессе работы практически в полном объеме была выполнена наземная отработка основных узлов, систем и агрегатов ракеты, включая ДУ и аппаратуру СУ.
Много времени и усилий было направлено на создание пусковой установки. Начали с трехосного шасси, потом оно стало четырехосным, а в конечном итоге осей стало пять. Были изготовлены в металле эти пусковые установки. С них на полигоне Капустин Яр были осуществлены испытания с реальным пуском ракеты и отработкой основных пиротехнических систем по упрощенной нештатной циклограмме при полете первой ступени с уменьшенным зарядом твердого топлива.
К 1991 г. в ЦКБ «Титан» была завершена разработка, а в ПО «Баррикады» началось изготовление опытных ПУ для комплекса «Курьер». Летные испытания натурного образца должны были начаться летом 1992 г., однако они не состоялись в силу причин политического характера, хотя основные узлы и компоненты были успешно испытаны.
В соответствии с договоренностями между политическими лидерами СССР и США 6 октября 1991 г. дальнейшие разработки малогабаритной советской МБР и ее заокеанского аналога – МБР «Миджетмен» – были прекращены.
При работе над комплексом «Курьер» коллективом института были сделаны огромные технологические и конструкторские прорывы. Эти «курьерские» достижения в дальнейшем легли в основу комплексов «Тополь-М» и «Булава», не говоря о том, что космическая ракета-носитель «Старт-1» летает сегодня с использованием систем управления «Курьера»
ТТХ ракеты:
Длина:
— 11.2 м
— 12.982 м (оценочные расчетные данные по ист. — Николаев)
Диаметр корпуса:
— 1.36 м
— 1-й и 2-й ступеней — 1.363 м (оценочные расчетные данные по ист. — Николаев)
— 3-й ступени — 1.16 м (оценочные расчетные данные по ист. — Николаев)
Масса стартовая:
— около 15000 кг (начальная стадия проекта)
— около 17000 кг (окончательный вариант проекта)
— 16838 кг (оценочные расчетные данные по ист. — Николаев)
Масса забрасываемая:
— 500 кг
— 530 кг (оценочные расчетные данные по ист. — Николаев)
Дальность действия:
— 10000-11000 км (оценка)
— 10000 км (оценочные расчетные данные по ист. — Николаев)
КВО — не более 350 м
Время работы двигателей — 120 с (оценочные расчетные данные по ист. — Николаев)
Температура эксплуатации — от -40 до +50 град.С
Скорость ветра при пуске — до 25 м/с
Типы БЧ: ядерная моноблочная мощностью 100-150 кт (вариант — 0.5 Мт — оценочные расчетные данные по ист. — Николаев), возможно, с комплексом средств преодоления (КСП) ПРО.
[источники]Источники:
https://lenta.ru/news/2017/11/02/1991/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%8C%D0%B5%D1%80_(%D0%9F%D0%93%D0%A0%D0%9A)
http://www.rusarmy.com/forum/threads/raketnyj-kompleks-kurer-s-mbr.5957/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-442.html
https://topwar.ru/68819-proekt-podvizhnogo-gruntovogo-raketnogo-kompleksa-kurer.html
masterok.livejournal.com
Запуск баллистических ракет с самолётов
24 октября 1974 года самолет С-5А Galaxy взлетел с авиабазы Ванденберг. На высоте 2,5 км открылся хвостовой люк. Два вытяжных парашюта извлекли из грузового отсека платформу с ракетой «Минитмен-1». Сработали пирозамки, и отделившаяся от платформы ракета встала вертикально, удерживаемая тремя стабилизирующими парашютами…
В соответствии с программой испытаний двигатель отработал десять секунд, после чего ракета упала в океан. Так был осуществлен первый в истории запуск МБР с самолета. Все 13 членов экипажа были награждены медалями. Испытание продемонстрировало возможность безопасного воздушного запуска МБР с серийного военно-транспортного самолета Lockheed С-5А Galaxy. Эксперимент был заснят с самолета сопровождения, а все полученные материалы уже на следующий день легли на стол госсекретаря США Генри Киссинджера, став веским аргументом на переговорах с СССР.
Одной из целей американской стороны было ограничение советских мобильных МБР РС-14 («Темп-2С»). В результате в 1979 году был подписан договор ОСВ-2, протокол к которому предусматривал временный запрет на летные испытания и развертывание как мобильных МБР, так и баллистических ракет класса «воздух-земля». Договор СНВ-1, вступивший в силу в 1994 году, запретил производство, испытания и развертывание МБР воздушного базирования на последующие 15 лет. Что же это за страшное оружие, от которого две сверхдержавы надолго избавили человечество?
Запуск баллистической ракеты с самолета-носителя Ракета с вытяжным парашютом уже извлечена из грузового отсека и готова стартовать. Цель? Пока она учебная…
Дубинка повышенной выживаемости
Интерес к самолетным баллистическим ракетам возник в США к концу 1950-х годов. К тому времени развитие средств ПВО превратило стратегические бомбардировщики — носители атомных бомб — в довольно уязвимые цели. Появившиеся на вооружении авиационные крылатые ракеты Rascal c дальностью 160 км снижали потери бомбардировщиков, однако они тоже достаточно эффективно перехватывались ПВО. Баллистические ракеты, в отличие от крылатых, не перехватывались средствами ПВО, а противоракетной
обороны тогда не было. Однако первая американская МБР «Атлас», проходившая испытания в 1958 году, предусматривалась для размещения на открытых стартовых позициях и требовала длительной подготовки к пуску. Это лишало ее шансов на выживание в случае нападения противника. Первая американская ракета подводного базирования — БРПЛ «Поларис-А1» — к 1958 году еще только разрабатывалась.
Проект носителя МБР на базе Ан-124. Всего за годы холодной войны в СССР и США разрабатывались проекты как минимум 27 систем (12 и 15 соответственно), предусматривавших воздушное базирование баллистических ракет. Три американских проекта дошли до стадии летных испытаний, еще два — до бросковых. Из советских разработок в воздух не поднималась ни одна. До принятия на вооружение дело ни разу не дошло и в США.
Размещать баллистические ракеты на самолетах еще не пробовали, но эта идея уже витала в воздухе. Барражирующий в зоне действия собственной ПВО стратегический бомбардировщик практически неуязвим для любого мыслимого противника. Выживаемость самолетов на земле можно обеспечить, рассредоточив их пошире — на авиабазах по всему свету. В сочетании с неуязвимыми баллистическими ракетами стратегические бомбардировщики могли стать качественно новой, гибкой и эффективной компонентой ядерных сил.
Проблема веса
Размещение межконтинентальной ракеты на бомбардировщике выглядело крайне привлекательно — пуск тогда мог бы выполняться из своего воздушного пространства. Увы, тогдашняя мат-часть такой возможности не давала: ракеты были слишком большими и тяжелыми для потенциальных носителей. Стартовый вес МБР «Атлас-D» составлял 118,6 т, длина — 22,1 м, а диаметр корпуса — 3,05 м. Самолетов, способных поднять такую штуку в воздух, не существовало. Конструкторам пришлось начать с ракет средней и малой дальности, отложив межконтинентальные на потом.
Для создания комплекса с МБР воздушного базирования может быть использован состоящий на вооружении военно-транспортный самолет Ил-76 (МФ, МД) и обладающая высокой надежностью и эффективностью БРПЛ межконтинентальной дальности «Синева». Проработки по комплексу «Аэрокосмос», проведенные ГРЦ им. академика В.П. Макеева и АНТК им. С.В. Ильюшина подтверждают возможность внутрифюзеляжного размещения и воздушного старта баллистической ракеты со стартовой массой около 40 т с самолета Ил-76МФ.
В 1958 году американской компанией Lockheed Georgia была начата разработка самолета с ядерной силовой установкой. Этот самолет рассматривался в качестве летающей платформы для запуска баллистических ракет большой дальности. Однако эта программа не имела успеха и была закрыта.
В том же году ВВС США были заключены контракты на разработку экспериментальных баллистических ракет класса «воздух-земля» Bold Orion и High Virgo. Дальность полета ракеты Bold Orion составляла 1770, а High Virgo — 300 км. Испытания были проведены в 1958—1959 годах: Bold Orion запускался с B-47 Stratojet, а High Virgo — со сверхзвукового бомбардировщика В-58 Hustler. Bold Orion стала не только первой баллистической ракетой большой дальности, стартовавшей с самолета, но и первой ракетой, продемонстрировавшей принципиальную возможность перехвата спутника. 13 октября 1959 года она была запущена с бомбардировщика В-47 по американскому ИСЗ «Эксплорер-VI» и пролетела в 6 км от него.
Обе ракеты были по сути экспериментальными и не повлияли на ход истории, но помогли сформулировать требования к новой баллистической ракете воздушного базирования Skybolt.
Приближение к цели
Разработка Skybolt началась в 1960 году. Двухступенчатая твердотопливная ракета компании Douglas имела стартовый вес около 5 т, длину 11,66 м и диаметр корпуса 0,89 м. Мощность ядерного заряда составляла 1,2 Мт. Точность стрельбы должна была обеспечить астроинерциальная система управления компании Nortronics. Информация о дальности противоречива, по наиболее популярной версии она превышала 1800 км. В-52Н мог нести четыре ракеты, размещенные на двух подкрыльевых пилонах попарно. Для уменьшения аэродинамического сопротивления ракета снабжалась сбрасываемым хвостовым обтекателем. После отцепки от пилона она свободно падала около 120 м, избавлялась от обтекателя, запускала двигатель первой ступени и устремлялась вверх. Управление во время работы первой ступени обеспечивалось аэродинамическими рулями, а на участке второй ступени — поворотным соплом двигателя. Планами ВВС США предусматривалась закупка 1000 ракет к 1967 году и оснащение ими 22 эскадрилий стратегических бомбардировщиков В-52. Рассматривалась также возможность использования одноступенчатого варианта ракеты Skybolt для вооружения разрабатывавшегося сверхзвукового стратегического бомбардировщика В-70 «Валькирия». Новинку намеревалась принять на вооружение и Великобритания. В качестве носителя планировалось использовать стратегические бомбардировщики «Вулкан В.2».
Всем этим планам не суждено было стать реальностью. Первые пять пусков с В-52 оказались неудачными, успех пришел только при последнем испытании в апреле 1962 года, когда уже было принято решение о закрытии программы. На решение повлияли как неудачи на испытаниях, так и успешная разработка «подводного» «Полариса».
Советский ответ был в основных чертах симметричен американским планам. В уральском СКБ-385 провели проектные проработки авиационной баллистической ракеты Р-13А на базе ракеты морского базирования Р-13, а в ОКБ В.М. Мясищева — проектные проработки по размещению авиационных баллистических ракет на сверхзвуковых стратегических бомбардировщиках М-50 и М-56. Как и в США, эти работы дальнейшего развития тогда не получили. Доминантами стратегических ядерных сил СССР стали МБР наземного базирования и баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ).
Полет за океан
Новый этап разработок БР воздушного базирования начался в конце 1960-х, когда и в СССР, и в США были созданы первые широкофюзеляжные военно-транспортные самолеты большой грузоподъемности. Размеры грузовых кабин Ан-22 и Lockheed С-5А вкупе с грузоподъемностью (соответственно 60 и 79 т) позволяли использовать эти самолеты в качестве носителей баллистических ракет средней дальности с большим стартовым весом.
Размещение ракет Skybolt на B-52H. Стратегический бомбардировщик B-52H должен был нести четыре ракеты Skybolt на подкрыльевых пилонах. Система разрабатывалась совместно США и Великобританией, причем, если для американцев это был один из нескольких проектов, то англичане сосредоточили на «Скайболте» все силы. Закрытие программы вызвало ожесточенные протесты с английской стороны.
Американский проект «Медуза» предусматривал вертикальное размещение нескольких твердотопливных МБР «Поларис» на самолете Lockheed С-5А. Ракета «Поларис-А3Т», принятая на вооружение в 1968 году, имела стартовый вес 16,4 т и дальность полета до 4600 км. Разделяющаяся головная часть включала три боевых блока. В СССР был разработан проект аналогичного комплекса на базе жидкостных баллистических ракет Р-27, входивших в состав морского ракетного комплекса Д-5. Носителем должен был стать Ан-22. На «Антее» предполагалось разместить три вертикальные выступающие над фюзеляжем пусковые установки с ракетами. Ракета Р-27 была принята на вооружение ВМФ в 1968 году, имела стартовый вес 14,3 т, дальность полета 2500 км и оснащалась моноблочной головной частью.
К началу 1970-х точность стрельбы МБР в СССР и США стала такой, что выживание стационарных пусковых установок в случае вражеского удара перестало быть очевидным. Американцы начали разработку перспективной МБР по программе МХ (Missile-X), рассчитанной на то, чтобы уцелеть при ядерном ударе. Кроме шахтных ПУ повышенной стойкости изучались варианты мобильного базирования, включая воздушный. Предпосылки были — к тому времени самолеты стали больше, мощнее, а нужная для межконтинентальной стрельбы масса ракет, напротив, уменьшилась. Рассматривался широкий набор вариантов авиационных носителей, включая транспортники «Боинг-747», Lockheed С-5А, гражданский самолет Douglas DC-10, самолеты с укороченной длиной взлета и посадки, способные рассредоточиваться на широкой сети аэродромов, самолеты вертикального взлета и посадки, самолеты-амфибии, перспективные самолеты-носители специальной разработки и вертолеты.
Проект носителя MC-747. В ходе работы над программой MX компанией «Боинг был предложен вариант размещения МБР на модификации серийного B-747. На нем могли размещаться четыре ракеты массой по 45.4 тонны, или восемь малогабаритных МБР по 22.7 тонн каждая. Тяжелые ракеты должны были запускаться через хвостовой люк, малогабаритные — через специальные люки в нижней части грузовой кабины.
Предлагалось не менее трех концепций носителей специальной постройки. Четырехдвигательный самолет со взлетным весом 545 т должен был находиться в воздухе на восьмикилометровой высоте 15 часов с полезной нагрузкой 272 т и 24 часа — со 182 т. Масса одной ракеты в наземном варианте составляла около 88,5 т, но «аэроверсия», конечно, могла отличаться. После заправки топливом в полете масса носителя могла составить 681 т. Для сравнения скажем, что максимальный взлетный вес B-52 составляет 229 т, а Ту-95 — 188.
Оружие будущего
МБР воздушного базирования долго были под запретом, но сейчас препятствий для их разработки нет. Договор СНВ-1 утратил силу в 2009 году, а в новом Договоре о СНВ ограничений нет. Это дает простор для творческой фантазии.
Многообещающе выглядит использование в качестве носителя самолетов «точечного» (вертикального или наклонного) старта с горизонтальной посадкой. Этот вариант исключает потерю времени на разбег по ВПП и позволяет не дожидаться ее освобождения предыдущим самолетом. Авиационный комплекс, подобно МБР наземного базирования, сможет выходить из-под удара противника по сигналу СПРН с той лишь разницей, что он может быть отозван назад в случае ошибки. В обозримой перспективе воздушное базирование МБР является единственным вариантом, обеспечивающим стопроцентную выживаемость сил ядерного сдерживания.
Гарантированное сохранение возможности ответного удара дает возможность принимать решения без лишней спешки. Появляется запас времени, необходимый для анализа обстановки, и исключается риск применения ядерного оружия по ложному сигналу. Поэтому МБР воздушного базирования могут способствовать сохранению стратегической стабильности в условиях угроз XXI века.
Этот проект был еще не самым большим. Шестидвигательный самолет большой продолжительности полета с контейнерами для ракет, установленными на крыле, должен был весить 817 т и нести 454-тонный груз. В крыльевых контейнерах могли размещаться малогабаритные МБР со стартовой массой 21,3 т. Двигатели ракет должны были включаться после сброса через открывающиеся створки в нижней части контейнеров. Наконец, самолет-амфибия с высокорасположенным крылом, четырьмя двигателями и взлетной массой 397 т при взлете с воды и 545 — с аэродрома должен был нести 91 т полезной нагрузки, удаляясь от аэродрома на расстояние до 7400 км. Вертолетный вариант размещения МБР позволял реализовать концепцию ракетного комплекса, «кочующего» между неподготовленными, но пригодными для взлета и посадки площадками, с тем чтобы затруднить его обнаружение и нанесение прицельного удара противником. Такие же возможности сулило размещение МБР на самолетах вертикального взлета и посадки (проект Grasshopper — «Кузнечик»).
Варианты подвижного базирования МБР MX не были реализованы на практике — на вооружении состоял только шахтный вариант, обеспечивающий большую точность, необходимую для «разоружающего» удара по ядерным силам Советского Союза.
Наш ответ MX
Советские конструкторы не оставались в стороне от веяний времени. В 1970—1980-х годах в СССР разрабатывался межконтинентальный авиационный ракетный комплекс («МАРК») на базе МБР морского базирования и военно-транспортных самолетов Ан-22 и Ан-124. Проработки КБ машиностроения и КБ О.К. Антонова показали возможность размещения на Ан-22 одной ракеты Р-29Р, а на самолете Ан-124 — двух-трех. Ракета Р-29Р была принята на вооружение ВМФ в 1977 году, имела стартовый вес 35,3 т и оснащалась разделяющейся головной частью с тремя блоками индивидуального наведения. В перспективе возможен был переход к более мощной Р-29РМ со стартовым весом 40,3 т и четырьмя боевыми блоками.
Ракета должна была стартовать после десантирования на платформе с парашютом через хвостовой люк самолета. В отличие от «Минитмена», двигатель первой ступени с управляющими камерами запускался сразу после отделения ракеты от платформы. Это снижало потери начальной высоты и скорости полета ракеты на достартовом участке.
Другим вариантом воздушного базирования МБР был ракетный комплекс «Кречет» на базе бомбардировщика Ту-160 и твердотопливных ракет специальной разработки. Головными разработчиками этого комплекса были КБ А.Н. Туполева и КБ «Южное». На бомбардировщике могли размещаться две МБР, имеющие стартовый вес 24,4 т. Ракеты могли нести по шесть боевых блоков индивидуального наведения. Комплексы «МАРК» и «Кречет» не были востребованы заказчиком, а затем работы в этом направлении «заморозили» из-за запретов, наложенных договорами ОСВ-2 и СНВ-1.
Статья «Стратегическое оружие будущего» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2011).www.popmech.ru
Боеголовки межконтинентальных баллистических ракет: что у них внутри и как они летят к цели (ФОТО)
![]() |
- Главная
- Новости
- Видео
- Аналитика/Мнения
- Форум
- Информвойна
- ТВ
- Контакты
- Помочь сайту
- Партнёры
- О нас

rusvesna.su
Межконтинентальная баллистическая ракета — WiKi
Распространение
Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 была успешно испытана в СССР 21 августа 1957 года, принята на вооружение в 1960 году. Американская межконтинентальная баллистическая ракета SM-65 Atlas была успешно испытана в 1958 году, принята на вооружение в 1959 году (на год раньше, чем Р-7). В настоящее время межконтинентальные баллистические ракеты имеются на вооружении России, США, Великобритании, Франции и Китая.
Израиль в вопросе наличия у него ракет межконтинентальной дальности придерживается той же политики, что и в вопросе обладания ядерным оружием — не подтверждает и не отрицает наличия таких ракет. Таким образом, Израиль извлекает из ситуации двойную выгоду: не присоединяясь к международному договору по контролю за распространением ракетных технологий и одновременно держа в напряжении страны региона относительно своих реальных возможностей[2]. При этом, как российские источники, так и источники в других странах, учитывая наличие у этой страны отработанной трёхступенчатой твердотопливной космической ракеты-носителя Шавит, не сомневаются в возможностях Израиля по созданию МБР[3][4]. Первые две ступени РН «Шавит» имеют «боевое» происхождение, в качестве таковых использованы ступени баллистической ракеты средней дальности Иерихон-2. Достоверные данные о характеристиках ракеты Иерихон-3, считающейся межконтинентальным боевым вариантом РН «Шавит», отсутствуют.
Ведут разработку своих МБР Индия, КНДР и Пакистан, причём:
- Индия в апреле 2012 года успешно провела первое лётное испытание МБР типа Агни-V, её полномасштабное производство и принятие на вооружение были запланированы на 2014 год[5], а возможности небоевых индийских космических ракет-носителей (например, GSLV) давно превышают требуемые для МБР массо-энергетические характеристики;
- Северокорейская МБР Тэпходон-2[en], начало работ над которой относят к 1987 году[6], считается рядом источников испытанной под видом космических ракет-носителей серии «Ынха».
Иран, по мнению некоторых обозревателей[каких?], при помощи программы освоения космоса разработает технологии, позволяющие создать собственную МБР. В частности, иранская космическая ракета-носитель Сафир-2 при запуске по суборбитальной траектории может доставить боезаряд на расстояние 4000—4500 км.
ЮАР для противостояния как странам советского блока, так и Запада в 1980-х годах разрабатывала МБР RSA-3 (при содействии Израиля), но отказалась от принятия её на вооружение после краха режима апартеида.
История
Вторая мировая война
Первой из стран, приступивших к работам по созданию межконтинентальных баллистических ракет, стала Нацистская Германия. Летом 1942 года под руководством Вернера фон Брауна стартовал проект «Америка» по созданию ракеты A9/A10. Это была двухступенчатая ракета на жидком топливе весом в 100 тонн с заявленной дальностью около 5 000 км. Хотя по современной классификации A9/A10 формально относится к ракетам средней дальности, она создавалась как межконтинентальное оружие, способное нанести удар по восточному побережью США. Технически, A9/A10, тем не менее, не относилась к баллистическим ракетам, так как включала верхнюю крылатую ступень, де-факто представляющую собой сверхзвуковую крылатую ракету.
Наведение ракеты в начале и середине полёта осуществлялось при помощи радиомаяков, заранее установленных на цель и активируемых в определённый момент, на завершающей части — пилотом, который незадолго до цели должен был покидать небольшую кабину на парашюте и приводняться в Атлантическом океане после того как совершал суборбитальный космический полёт[7] По некоторым источникам, испытания в рамках создания A9/A10 проводились как минимум дважды — 8 и 24 января 1945 года, однако до боевого применения дело не дошло.[8] По другим источникам, работы по программе никогда не продвинулись далее эскизов (что более вероятно). Из-за недооценки немцами сложности планирующего полета на сверхзвуковых скоростях (что было ключевым элементом проекта), вероятно, система A9/A10 никогда бы не смогла функционировать.
После разгрома Германии США и СССР вывезли к себе большое количество специалистов, документации и материальной базы по ракетным разработкам.
Холодная война
Межконтинентальные баллистические ракеты на жидком топливе
В США работы по созданию дальнобойных (впоследствии — межконтинентальных) баллистических ракет велись с 1946 года в рамках программы Convair RTV-A-2 Hiroc. В 1948 году было осуществлено несколько запусков небольшого прототипа перспективной МБР, однако, ввиду слабого внимания ВВС США к баллистическим ракетам, программа была закрыта. Однако, в дальнейшем программа послужила основой для создания первой американской МБР SM-65 Atlas
Ракета с индексом SM-65D после продолжительной серии испытаний трёх прототипов была запущена 14 апреля 1959 года, а на вооружение была принята уже в сентябре 1959. Эта ракета, а также американский «Титан», принятый на вооружение в 1961 году, размещались изначально на незащищённых пусковых комплексах, но впоследствии стали развертываться сначала в заглубленных железобетонных бункерах (SM-65E, с 1960 года), а затем в надёжно защищённых шахтах (SM-65F, с 1961 года). Подготовка ракет к запуску занимала от 15 минут до получаса.
В Советском Союзе научные изыскания по поводу возможности создания МБР начались в 1950 году. В 1953 году был готов эскизный проект такой ракеты. В 1954 году непосредственное создание ракеты с индексом Р-7 было поручено ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва. Двухступенчатая «Семёрка» была способна доставить один 3-мегатонный ядерный заряд на расстояние 8 800 км. Её первое успешное испытание (после трёх неудач) состоялось 21 августа 1957 года. C 1954 года основные работы по созданию межконтинентальных баллистических ракет в СССР были переданы во вновь образованное ОКБ-586 под руководством М. К. Янгеля. В 1959 году в СССР была принята на вооружение ракета Р-12, ставшая основой созданного отдельного рода войск — РВСН, а в 1962 году — ракета Р-16, модификация которой стала первой советской ракетой, базирующейся в шахтной пусковой установке и первой в мире ракетой, стартующей из шахты (американские SM-65 Atlas только хранились в шахтах, перед запуском поднимаясь на поверхность лифтом).
Межконтинентальные баллистические ракеты на твёрдом топливе
В том же 1962 году в ВВС США поступила на вооружение первая МБР на твёрдом топливе: LGM-30A. Преимущества твёрдотопливных МБР — простота и безопасность обслуживания и хранения, постоянная готовность к запуску — были таковы, что в 1960-х США развернули более 800 МБР LGM-30A, полностью заменив ими старые жидкотопливные ракеты «Атлас» и «Титан-I»[9]. В дальнейшем США не предпринимали более попыток разработки жидкотопливных ракет.
В СССР для получения опыта в области твёрдотопливных ракет дальнего действия в 1959 году были начаты работы по трёхступенчатой твердотопливной ракете РТ-1 (8К95) на баллиститном порохе (из-за отсутствия технологий по смесевым топливам), однако из стадии испытаний данный проект не вышел (аварийность пусков была высокой), хотя и позволил отработать ряд технологий, так, модификация РТ-1-63 использовалась для отработки верхних ступеней первой советской твёрдотопливной МБР РТ-2 (8К98), работы по которой были начаты одновременно с РТ-1, в рамках одного комплексного постановления. РТ-2 была принята на вооружение только в 1968 году.
Ракеты с разделяющимися боеголовками
Важным этапом в развитии ракетной техники было создание систем с разделяющимися головными частями. Первые варианты реализации не имели индивидуального наведения боевых блоков: выгода от использования нескольких небольших зарядов вместо одного мощного заключается в большей эффективности при воздействии по площадным целям, а также затрудняло действия возможной противоракетной обороны противника. Так, в 1970 году Советским Союзом были развёрнуты ракеты Р-36 с тремя боевыми блоками по 2,3 Мт.
В том же году США поставили на боевое дежурство первые комплексы Minuteman III, которые обладали совершенно новым качеством — возможностью разведения боеголовок по индивидуальным траекториям для поражения нескольких целей. Для этой цели, ракета оснащалась блоком разведения: дополнительной ступенью с маневровыми двигателями, которая одну за другой, выводила боеголовки на курс.
В СССР были приняты на вооружение первые мобильные МБР: Темп-2С на колёсном шасси (1976 год) и РТ-23 УТТХ железнодорожного базирования (1989 год). В США также велись работы по аналогичным комплексам, но ни один из них не был принят на вооружение.
Особым направлением в развитии межконтинентальных баллистических ракет являлись работы по «тяжёлым» ракетам. В СССР такими ракетами стали Р-36, и её дальнейшее развитие Р-36М, принятые на вооружение в 1967 и 1975 годах, а в США в 1963 году на вооружение встала МБР «Титан-2». В 1976 году КБ «Южное» приступило к разработке новой МБР РТ-23, тогда как в США с 1972 года велись работы по ракете MX; они были приняты на вооружение в 1989 (в варианте РТ-23УТТХ) и 1986 годах, соответственно. Р-36М2, поступившая на вооружение в 1988 году, является самой мощной и самой тяжёлой в истории ракетного оружия: 211-тонная ракета при стрельбе на 16 000 км несёт на борту 10 боевых блоков мощностью 750 кт каждый.
Принцип действия
Баллистические ракеты, как правило, запускают по траектории, близкой к оптимальной, учитывая меняющиеся с высотой плотность воздуха и силу земного притяжения[10]. Обычно ракеты стартуют вертикально для более быстрого выхода из плотных слоёв атмосферы, так как на преодоление сопротивления воздуха расходуется до 17—20 % тяги двигателя[10][11]. Получив после прохода тропосферы некоторую поступательную скорость в вертикальном направлении, ракета с помощью специального программного механизма, аппаратуры и органов управления постепенно из вертикального начинает переходить в наклонное положение в сторону цели.
К концу работы двигателя продольная ось ракеты приобретает угол наклона (тангажа), отвечающий наибольшей дальности её полёта, приблизительно 45°, который уменьшается с увеличением скорости ракеты, например при скорости в 7 км/с и дальности полёта несколько более 9000 км угол наклона составляет 26°[12][13], а скорость становится равной строго установленному значению, обеспечивающему эту дальность.
При полёте по оптимальной траектории при межконтинентальной дальности ракета поднимается на высоту до тысячи и более километров[14] и при этом видна на радиолокаторах на очень большом расстоянии. Поэтому в реальных боевых условиях могут применяться более энергозатратные настильные траектории, высота апогея которых понижена до десятков километров.
После прекращения работы двигателя весь дальнейший свой полёт ракета совершает по инерции, описывая в общем случае почти строго эллиптическую траекторию. На вершине траектории скорость полёта ракеты принимает наименьшее своё значение. Апогей траектории баллистических ракет обычно находится на высоте нескольких сотен километров от поверхности земли, где из-за малой плотности атмосферы практически полностью отсутствует сопротивление воздуха.
На нисходящем участке траектории скорость полёта ракеты за счёт потери высоты постепенно увеличивается. При дальнейшем снижении плотные слои атмосферы ракета проходит с огромными скоростями. При этом происходит сильный разогрев обшивки баллистической ракеты, и если не будут приняты необходимые предохранительные меры, то может произойти её разрушение.
Классификация
Способ базирования
По способу базирования межконтинентальные баллистические ракеты делят на:
Первый способ базирования вышел из употребления ещё в начале 1960-х годов, как не отвечающий требованиям защищённости и скрытности. Современные ШПУ обеспечивают высокую степень защиты от поражающих факторов ядерного взрыва и позволяют достаточно надёжно скрывать степень боеготовности стартового комплекса. Остальные три варианта являются мобильными, а значит более трудно обнаруживаемыми, однако накладывают существенные ограничения на размеры и массу ракет.
МБР компоновки КБ им. В. П. МакееваНеоднократно предлагались и другие способы базирования МБР, призванные обеспечить скрытность развёртывания и защищённость стартовых комплексов, например:
- на специализированных самолётах и даже дирижаблях с запуском МБР в полёте;
- в сверхглубоких (сотни метров) шахтах в скальных породах, из которых транспортно-пусковые контейнеры (ТПК) с ракетами должны перед пуском подниматься к поверхности;
- на дне континентального шельфа во всплывающих капсулах;
- в сети подземных галерей, по которым непрерывно движутся мобильные пусковые установки[источник не указан 1076 дней], но ни один из подобных проектов не был доведён до практической реализации.
Двигатели
Ранние варианты МБР использовали жидкостные ракетные двигатели и требовали длительной заправки компонентами ракетного топлива непосредственно перед запуском. Подготовка к запуску могла длиться несколько часов, а время поддержания боевой готовности было весьма незначительным. В случае применения криогенных компонентов (Р-7) оборудование стартового комплекса было весьма громоздким. Всё это значительно ограничивало стратегическую ценность таких ракет. Современные МБР используют твердотопливные ракетные двигатели или жидкостные ракетные двигатели на высококипящих компонентах с ампулизированной заправкой. Такие ракеты поступают с завода в транспортно-пусковых контейнерах. Это позволяет им храниться в готовом к старту состоянии в течение всего срока службы. Жидкостные ракеты доставляют на стартовый комплекс в незаправленном состоянии. Заправка производится после установки ТПК с ракетой в ПУ, после чего ракета может находиться в боеготовом состоянии многие месяцы и годы. Подготовка к запуску занимает обычно не более нескольких минут и производятся дистанционно, с удалённого командного пункта, по кабельным или радиоканалам. Так же осуществляются периодические проверки систем ракеты и ПУ.
Современные МБР обычно имеют разнообразные средства преодоления ПРО противника. Они могут включать в себя маневрирующие боевые блоки, средства постановки радиолокационных помех, ложные цели и др.
Показатели
Точность стрельбы МБР (круговое вероятное отклонение, КВО) является очень важной характеристикой, так как повышение точности в 2 раза позволяет использовать в 5 раз менее мощный боезаряд. Точность ограничивается точностью навигационной системы и имеющейся геофизической информацией. Многие правительственные программы, такие как GPS, ГЛОНАСС, спутники дистанционного зондирования Земли, используются в том числе для повышения точности навигационной информации. Самые точные баллистические ракеты имеют КВО менее 100 метров, даже при межконтинентальной дальности.
Максимальная дальность полёта МБР — 16 тыс. км, обеспечивая практически глобальную досягаемость для ракетного удара вне зависимости от расположения пусковой установки. Стартовая масса — 16—200 т, полезная нагрузка — до 10 тонн, апогей траектории — до 1000 км.
Спуск к цели происходит на скорости более 6 км/с. Полётное время МБР наземного базирования от России до США лежит в диапазоне 25—30 мин. Для ракет подводного базирования полётное время может быть значительно меньше, до 12 мин[15].
Орбитальные ракеты (Р-36орб) имеют неограниченную дальность, но они сняты с вооружения по договору ОСВ-2.
Запуск ракеты «Днепр»Мирное использование
См. также
Примечания
Литература
- «Ракеты и люди» — Б. Е. Черток, М: «Машиностроение», 1999г, — ISBN 5-217-02942-0;
- «Байконур. Королёв. Янгель.» — М. И. Кузнецкий, Воронеж: ИПФ «Воронеж», 1997г, ISBN 5-89981-117-X;
- «Испытание ракетно-космической техники — дело моей жизни» События и факты — А. И. Осташев, Королёв, 2001 г.[1];
- «Оглянись назад и посмотри вперёд. Записки военного инженера» — Ряжских А. А., 2004 г. Кн. первая, издательство «Герои Отечества» ISBN 5-91017-018-X.
Ссылки
ru-wiki.org