Содержание

Бумажная модель танка Тигр II

Танк «Королевский Тигр» из бумаги

Привет всем кто любит склеивать танки из бумаги! Предлагаем пополнить коллекцию еще одним танком времен Второй Мировой войны – уменьшенной моделью танка Тигр II. Если вы склеили предыдущие модели танков из бумаги, то изготовление Тигра не вызовет больших затруднений.

Танк Тигр II – тяжелый танк Немецкой Германии известный так же, как «Королевский тигр». Этот танк считается самым мощным серийным танком принимавшим участие в боевых действиях. «Королевский тигр» выпускался с 1944 г., всего было изготовлено около 500 танков. Танк был хорошо защищен толстой броней и благодаря 88-мм пушке он мог поражать все танки, воевавшие на стороне противников Германии. Однако, Тигр II был слишком тяжелым и имел слабый двигатель, что снижало его маневренность и надежность.

Склеиваем танк Тигр II из бумаги

  • Для того чтобы модель «Королевского тигра» получилась прочной, бумагу для печати разверток нужно использовать плотную как картон или фотобумага. Можно также использовать листы ватмана, которые придется разрезать по размерам листов Формата А-4.
  • По возможности печатать схемы деталей танка «Королевский тигр» желательно на цветном принтере, тогда он будет смотреться более эффектно.
  • Так как модель танка имеет много деталей круглой формы, а также имеющих отверстия, то кроме ножниц придется использовать канцелярский нож (вырезая детали танка ножом, обязательно используйте специальную плотную подстилку, чтобы не поцарапать стол).
  • Не спешите вырезать все детали танка сразу, это может привести к тому, что вы можете запутаться, либо потерять некоторые из них. Поэтому вырезав несколько деталей, склейте их, а потом переходите к следующим.
  • С учетом того, что модель танка будет изготавливаться из плотной бумаги, то клей для склеивания лучше использовать специальный для поделок фирмы «Момент».
  • Используйте для изготовления ровных загибов чертежную линейку и не пишущую шариковую ручку (ручкой следует провести по месту, где должен быть изгиб).

Схемы танка Тигр II из бумаги

Схемы деталей танка Тигр II из бумаги №1 Схемы деталей танка Тигр II из бумаги №2 Схемы деталей танка Тигр II из бумаги №3 Схемы деталей танка Тигр II из бумаги №4 Схемы деталей танка Тигр II из бумаги №5 Схемы деталей танка Тигр II из бумаги №6 Схемы деталей танка Тигр II из бумаги №7

Схемы-инструкции по склеиванию танка Тигр II

Схема — инструкция по склеиванию танка Тигр II из бумаги №1 Схема — инструкция по склеиванию танка Тигр II из бумаги №2

Как? Вы, еще не склеили? А зря…

Будем благодарны, если поделитесь статьей в социальных сетях!

iz-bymagi.ru

drawings of tanks

Румынская САУ TACAM T-60 на базе танка Т-60 вооруженная советской пушкой Ф-22 ( НИБТ полигон (п. Кубинка)



Лёгкий немецкий танк Panzerkampfwagen II Sd Kfz 121

PzKpfw II Ausf.B (НИБТ полигон (п.Кубинка)

Чертеж PzKpfw II Ausf.B

Чертежи ходовой части PzKpfw II Ausf.C
PzKpfw II Ausf.C (место съемки неизвестно)


Немецкая противотанковая САУ «Мардер II» вооруженная советской пушкой Ф-22 (Pz Sfl fur 7.62 cm PaK 36(r) (SdKfz 132)( НИБТ полигон (п. Кубинка)

Лёгкий немецкий танк Panzerkampfwagen III (Sd Kfz 141)

PzKpfw III Ausf. J ( НИБТ полигон (п. Кубинка)


До Москвы не доехал. Подмосковье, весна 1942 г.

Чертежи компоновки корпуса PzKpfw III



Немецкая САУ Sturmgeschütz III (Sd.Kfz.142)
StuG III AusF (НИБТ полигон (п. Кубинка)


Средний немецкий танк Panzerkampfwagen IV ( Sd.Kfz.161)
Средний немецкий танк Pz.Kpfw.IV Ausf.G ( Sd.Kfz.161/2)(НИБТ полигон (п. Кубинка)

Немецкая ЗСУ «Шаровая молния» Flakpanzerkampfwagen IV (3 cm M.K. 103 Zwilling), «Кугельблиц» (Kugelblitz)


Немецкий танк»Пантера» ( PzKpfw V «Panther» Sd Kfz 171) 
Немецкий танк»Пантера» ( PzKpfw V «Panther» Ausführung D2) на площадке завода № 100 (г.Челябинск).


Немецкий танк»Пантера» ( PzKpfw V «Panther»Ausführung D2), НИБТ полигон (п. Кубинка).

Немецкий танк»Пантера» ( PzKpfw V «Panther»Ausführung D2), Челябинский механико-машиностроительный институт (Фото из собрания Алексея Хлопотова http://gurkhan.blogspot.ru/2012/01/477.html)

Чертежи ходовой части PzKpfw V «Panther»



«Бронированная ремонтно-эвакуационная машина „Пантера“» (Bergepanzerwagen Panther) Sd.Kfz.179



Немецкий тяжелый танк «Тигр» Pz.Kpfw.VI

Тяжелый танк Тигр брошенный немецкими войсками в районе Рабочего поселка № 5, это первый Тигр захваченный РККА. В последствии данная машина экспонировалась на выставке трофейного вооружения в ЦПКО им. Горького. В начале весны 1943 г. в рамках выполнения Постановления ГКО по усилению мер противотанковой обороны была расстреляна на полигоне НИБТ (п.Кубинка), после чего опять была выставлена в парке. По немецким данным числится подорванным, но по всей видимости с подрывом как-то не сложилось.


Он же на НИБТ полигоне (п. Кубинка).

На выставке трофейного вооружения в ЦПКО им. Горького.
На выставке трофейного вооружения в ЦПКО им. Горького после испытаний.

Чертежи ходовой части танка Тигр, выполненные скорее всего в 1943 г.





Немецкая САУ «Фердинант» (Sdkfz 184 «Ferdinand»)

По этой САУ информация тут http://grayknight.narod.ru/Ferds_Kursk_43/Ferds_Kursk_43.htm

Тяжелый танк «Короле́вский тигр» Panzerkampfwagen VI Ausf. B «Tiger II» («Königstiger») Sd.Kfz. 182 


«Танк N 502 был обнаружен стоящим во дворе дома на окраине деревни. Причина по которой экипаж бросил машину осталась неясной. Скоре всего, поскольку деревня Оглендув была взята одним стремительным броском наших танков, экипаж просто бежал, не успев воспользоваться своей машиной.  Машина  была полностью боеготовая, в танке был боекомплект и достаточный запас топлива. Причем танки № 102 и № 502 были командирскими и имели дополнительные средства связи. По найденной в машине № 502 технической документации выяснилось, что она прошла всего 444 км. При попытки запустить двигатель он завелся » с пол оборота».

Танк № 502 по состоянию на 7.09.2016 г.

Танк № 102 до испытаний обстрелом и после. 

НИБТ Полигон

На выставке трофейного вооружения в ЦПКО им. Горького.

         
            

            

            

           

           

Чертежи Королевского Тигра, выполненные французскими конструкторами после войны. Использовали они трофейную КД или обмеряли живые машины я не знаю, но это, пожалуй, лучшие, что есть на сегодняшний день.
Более подробно историю о захвате Королевских тигров можно прочесть здесь :

Дизельный двигатель воздушного охлаждения
фирмы «Зиммеринг» Sla 16.

Статья про немецкие танковые дизельные двигатели

Немецкая противотанковая САУ «Носорог» (Nashorn 8.8 cm PaK 43/1 auf PzKpfw IV) на площадке завода № 100 (г.Челябинск)

Трофейная немецкая противотанковая САУ на шасси тяжолого танка
«Тигр II» «Ягдтигр» Sd. Kfz 186.
Место съемки неизвестно, была вывезена в СССР, обратите внимание на изображение трубочиста на лобовой броне. 


Немецкая опытная САУ «Упрямый Эмиль» (12,8 cm Selbstfahrlafette auf VK3001(H) «Sturer Emil»). САУ создана на базе опытного образца танка Panzer IV компании Henschel — VK3001(H). Основное вооружение — 128-мм пушка PaK 40 L/61.


Пожалуй, один из самых знатных трофеев — немецкий тяжелый танк Маус (Maus) или как было написано на борту первой опытной машины Mäuschen (Мышонок). Трофей является «конструктором», корпус от первого опытного образца башня от второго.

Данные чертежи корпуса скорее всего относятся ко второй машине или вообще к первой серии которую по понятным причинам сделать не успели. Эту дилемму может разрешить только рулетка. Интересно где у нас лежит архив Германского министерства вооружения?




Чертежи ходовой части и системы охлаждения относятся к первой машине.






Французкий легкий танк «Рено» R-35 (Renault R35)







Французский средний танк «Сомуа» S-35 (Char 1935 S, Somua S35)
Танк с башенным номером 121 из состава 211-го танкового батальона, захваченный 9 сентября 1944 года.

На выставке трофейного вооружения в ЦПКО им. Горького.

Так «Сомуа» выглядел у прежних владельцев.

Чешские легкий танк LT vz.38

 (Panzerkampfwagen 38(t), Pz.Kpfw.38(t))
Испытания на НИБТ полигоне
НИБТ полигон (скорее всего г. Казань 1942 г.)



Итальянский легкий танк Fiat L6/40
Carro Armato Fiat L6/40
Финский легкий танк «Виккерс» Мк Е. мод.F


Польский легкий танк 7 ТР

Японская модернизированная танкетка (первоначально классифицировалась как «тяжелый бронеавтомобиль») Тип 92


Советского легкие танки и САУ созданные на базе  плавающего танка Т-40 Танковые башни завода № 112 Приключения иностранцев в Советской России Легкий танк А-20 (модернизация танка БТ)

ТРОФЕИ КРАСНОЙ АРМИИ

Тяжелые танки ИС МОДЕЛИ ТАНКОВ В МАСШТАБЕ 1:43







drawingstanks.blogspot.com

Корпус башни тигра | Танк «Тигр»

Бортовая броня.

Низ башни.

Внешнее кольцо.

Внутреннее кольцо.

Фронтовая бронедуга.

Зубчатое кольцо.

Фронтовая броня верх.

Фронтовая броня низ.

Вставка клиновая правая (левая – зеркальная копия).

Части корпуса башни.

Сборка корпуса башни.

metspra.ru

drawings of tanks: ТРОФЕИ КРАСНОЙ АРМИИ

Румынская САУ TACAM T-60 на базе танка Т-60 вооруженная советской пушкой Ф-22 ( НИБТ полигон (п. Кубинка)



Лёгкий немецкий танк Panzerkampfwagen II Sd Kfz 121

PzKpfw II Ausf.B (НИБТ полигон (п.Кубинка)

Чертеж PzKpfw II Ausf.B

Чертежи ходовой части PzKpfw II Ausf.C
PzKpfw II Ausf.C (место съемки неизвестно)


Немецкая противотанковая САУ «Мардер II» вооруженная советской пушкой Ф-22 (Pz Sfl fur 7.62 cm PaK 36(r) (SdKfz 132)( НИБТ полигон (п. Кубинка)

Лёгкий немецкий танк Panzerkampfwagen III (Sd Kfz 141)

PzKpfw III Ausf. J ( НИБТ полигон (п. Кубинка)


До Москвы не доехал. Подмосковье, весна 1942 г.

Чертежи компоновки корпуса PzKpfw III



Немецкая САУ Sturmgeschütz III (Sd.Kfz.142)
StuG III AusF (НИБТ полигон (п. Кубинка)


Средний немецкий танк Panzerkampfwagen IV ( Sd.Kfz.161)
Средний немецкий танк Pz.Kpfw.IV Ausf.G ( Sd.Kfz.161/2)(НИБТ полигон (п. Кубинка)

Немецкая ЗСУ «Шаровая молния» Flakpanzerkampfwagen IV (3 cm M.K. 103 Zwilling), «Кугельблиц» (Kugelblitz)


Немецкий танк»Пантера» ( PzKpfw V «Panther» Sd Kfz 171) 
Немецкий танк»Пантера» ( PzKpfw V «Panther» Ausführung D2) на площадке завода № 100 (г.Челябинск).


Немецкий танк»Пантера» ( PzKpfw V «Panther»Ausführung D2), НИБТ полигон (п. Кубинка).

Немецкий танк»Пантера» ( PzKpfw V «Panther»Ausführung D2), Челябинский механико-машиностроительный институт (Фото из собрания Алексея Хлопотова http://gurkhan.blogspot.ru/2012/01/477.html)

Чертежи ходовой части PzKpfw V «Panther»



«Бронированная ремонтно-эвакуационная машина „Пантера“» (Bergepanzerwagen Panther) Sd.Kfz.179



Немецкий тяжелый танк «Тигр» Pz.Kpfw.VI

Тяжелый танк Тигр брошенный немецкими войсками в районе Рабочего поселка № 5, это первый Тигр захваченный РККА. В последствии данная машина экспонировалась на выставке трофейного вооружения в ЦПКО им. Горького. В начале весны 1943 г. в рамках выполнения Постановления ГКО по усилению мер противотанковой обороны была расстреляна на полигоне НИБТ (п.Кубинка), после чего опять была выставлена в парке. По немецким данным числится подорванным, но по всей видимости с подрывом как-то не сложилось.


Он же на НИБТ полигоне (п. Кубинка).

На выставке трофейного вооружения в ЦПКО им. Горького.
На выставке трофейного вооружения в ЦПКО им. Горького после испытаний.

Чертежи ходовой части танка Тигр, выполненные скорее всего в 1943 г.





Немецкая САУ «Фердинант» (Sdkfz 184 «Ferdinand»)

По этой САУ информация тут http://grayknight.narod.ru/Ferds_Kursk_43/Ferds_Kursk_43.htm

Тяжелый танк «Короле́вский тигр» Panzerkampfwagen VI Ausf. B «Tiger II» («Königstiger») Sd.Kfz. 182 


«Танк N 502 был обнаружен стоящим во дворе дома на окраине деревни. Причина по которой экипаж бросил машину осталась неясной. Скоре всего, поскольку деревня Оглендув была взята одним стремительным броском наших танков, экипаж просто бежал, не успев воспользоваться своей машиной.  Машина  была полностью боеготовая, в танке был боекомплект и достаточный запас топлива. Причем танки № 102 и № 502 были командирскими и имели дополнительные средства связи. По найденной в машине № 502 технической документации выяснилось, что она прошла всего 444 км. При попытки запустить двигатель он завелся » с пол оборота».

Танк № 502 по состоянию на 7.09.2016 г.

Танк № 102 до испытаний обстрелом и после. 

НИБТ Полигон

На выставке трофейного вооружения в ЦПКО им. Горького.

         
            

            

            

           

           

Чертежи Королевского Тигра, выполненные французскими конструкторами после войны. Использовали они трофейную КД или обмеряли живые машины я не знаю, но это, пожалуй, лучшие, что есть на сегодняшний день.
Более подробно историю о захвате Королевских тигров можно прочесть здесь :

Дизельный двигатель воздушного охлаждения
фирмы «Зиммеринг» Sla 16.

Статья про немецкие танковые дизельные двигатели

Немецкая противотанковая САУ «Носорог» (Nashorn 8.8 cm PaK 43/1 auf PzKpfw IV) на площадке завода № 100 (г.Челябинск)

Трофейная немецкая противотанковая САУ на шасси тяжолого танка
«Тигр II» «Ягдтигр» Sd. Kfz 186.
Место съемки неизвестно, была вывезена в СССР, обратите внимание на изображение трубочиста на лобовой броне. 


Немецкая опытная САУ «Упрямый Эмиль» (12,8 cm Selbstfahrlafette auf VK3001(H) «Sturer Emil»). САУ создана на базе опытного образца танка Panzer IV компании Henschel — VK3001(H). Основное вооружение — 128-мм пушка PaK 40 L/61.


Пожалуй, один из самых знатных трофеев — немецкий тяжелый танк Маус (Maus) или как было написано на борту первой опытной машины Mäuschen (Мышонок). Трофей является «конструктором», корпус от первого опытного образца башня от второго.

Данные чертежи корпуса скорее всего относятся ко второй машине или вообще к первой серии которую по понятным причинам сделать не успели. Эту дилемму может разрешить только рулетка. Интересно где у нас лежит архив Германского министерства вооружения?




Чертежи ходовой части и системы охлаждения относятся к первой машине.






Французкий легкий танк «Рено» R-35 (Renault R35)







Французский средний танк «Сомуа» S-35 (Char 1935 S, Somua S35)
Танк с башенным номером 121 из состава 211-го танкового батальона, захваченный 9 сентября 1944 года.

На выставке трофейного вооружения в ЦПКО им. Горького.

Так «Сомуа» выглядел у прежних владельцев.

Чешские легкий танк LT vz.38

 (Panzerkampfwagen 38(t), Pz.Kpfw.38(t))
Испытания на НИБТ полигоне
НИБТ полигон (скорее всего г. Казань 1942 г.)



Итальянский легкий танк Fiat L6/40
Carro Armato Fiat L6/40
Финский легкий танк «Виккерс» Мк Е. мод.F


Польский легкий танк 7 ТР

Японская модернизированная танкетка (первоначально классифицировалась как «тяжелый бронеавтомобиль») Тип 92


Советского легкие танки и САУ созданные на базе  плавающего танка Т-40 Танковые башни завода № 112 Приключения иностранцев в Советской России Легкий танк А-20 (модернизация танка БТ)

ТРОФЕИ КРАСНОЙ АРМИИ

Тяжелые танки ИС МОДЕЛИ ТАНКОВ В МАСШТАБЕ 1:43







drawingstanks.blogspot.com

3D Модель танка Тигр II | Бронетехника и военный автотранспорт

модель\антенна.m3d

модель\антенна1.m3d

модель\башня сб.a3d

модель\башня сб1.a3d

модель\башня.m3d

модель\башня1.m3d

модель\бокэкран.m3d

модель\гусли.a3d

модель\гусли.m3d

модель\гусли2.m3d

модель\дульный тормоз.m3d

модель\колесо.m3d

модель\корпус.m3d

модель\маска.m3d

модель\осьз.m3d

модель\осьп.m3d

модель\Сборкакорп.a3d

модель\ствол.a3d

модель\ствол1.m3d

модель\фильтр.m3d

vmasshtabe.ru

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Ausf.B “Tiger II” (Королевский Тигр) — Танки — Бронетехника — Каталог статей


История создания танка “Tiger II” (Королевский Тигр)
 

 В августе 1942 года Управление вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) вермахта разработало тактико-техническое задание на тяжелый танк, призванный в перспективе заменить недавно запущенный в производство «Тигр» — Pz.VI Ausf.E. На новой машине предполагалось использовать сконструированную в 1941 году фирмой Krupp 88-мм пушку с длиной ствола в 71 калибр. Осенью 1942 года к проектированию танка приступили фирма Henschel и конструкторское бюро Фердинанда Порше, вновь вступившего в соревнование с Эрвином Адерсом. 
 

 Надо сказать, что ничего принципиально нового доктор Порше не предложил. Его танк VK 4502(Р) — заводское обозначение Тур 180/181 или Sonderfahrzeug III — представлял собой несколько переработанный применительно к новому техзаданию танк VK 4501(Р). От последнего позаимствовали ходовую часть, силовую установку из двух карбюраторных двигателей Simmering-Graz-Pauker мощностью 200 л.с. каждый и электрическую трансмиссию. В других вариантах проекта, предложенных конструкторским бюро Porsche AG, предполагалось использование иных типов двигателей, в том числе спаренных дизелей мощностью по 370 л.с. каждый или одного Х-образного 16-цилиндрового дизель-мотора мощностью 700 л.с, и гидромеханической трансмиссии. Были разработаны и два варианта компоновки танка VK 4502(Р): с передним и задним расположением башни. Во втором случае двигатель размещался в средней части корпуса, а отделение управления — спереди. 
 

 

Проект VK 4502 (P) с передней и задней расположением башен (Порше)


 

 Главными недостатками проекта VK 4502(Р) были недоведенность и низкая надежность электро-трансмиссии, дороговизна и невысокая технологичность производства. Шансов на победу в конкурентной борьбе с машиной Э.Адерса у нее практически не было, тем не менее в 1943 году завод Friedrich Krupp AG в Эссене успел изготовить 50 башен для танка Порше. Что касается проекта фирмы Henschel — VK 4503(H), то он в значительно большей степени отвечал требованиям военных. В частности и выдвинутому в феврале 1943 года требованию максимально возможной унификации с танком «Пантера II». 
 

 

Немецкий тяжелый танк «Тигр 2» (Королевский Тигр)

 Впрочем, создавая новый тяжелый танк, Адерс также не изобрел ничего оригинального: взамен «ящикообразного» корпуса старого «Тигра» в основу его проекта были положены формы и пропорции корпуса и башни «Пантеры». При этом 150-мм лобовую броню корпуса расположили под углом 50° к вертикали, а 80-мм бортовую — 25°. В ходовой части применили девять сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией. Часть деталей ходовой части {в частности, ведущих колес) заимствовали у «Тигра» и «Пантеры». В наследство от последней новой машине достались 700-сильный двигатель Maybach HL 230P30 и система охлаждения с четырьмя радиаторами, расположенными попарно слева и справа от двигателя. По-«пантеровски» в силовом отделении разместили и вентиляторы. У «Тигра» заимствовали карданный вал, а маску пушки и установку курсового пулемета унифицировали с «Пантерой II». 
 

 

Таблица производства немецких тяжелых танков «Королевский Тигр»

 В середине января 1943 года Гитлеру показали модель танка VK 4503(Н). «Игрушка» понравилась и работа пошла полным ходом. При этом, так же, как в случае станком «Тигр», поступило распоряжение фюрера использовать на танке Henschel уже изготовленные башни конструкции Порше. 20 октября на полигоне Арис в Восточной Пруссии фюреру продемонстрировали полноразмерный деревянный макет новой машины. (8 ноября 1943 года в сборочный цех с фирмы Wegmann поступили первые три полностью скомплектованные башни и началась сборка танков. До конца года были изготовлены три предсерийных образца. 
 

 

                                                                            

 Новый танк получил обозначение Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz.182), позже замененное на Panzerkampfwagen — Tiger Ausf.B или Tiger II. Неофициальное название Konigstiger — «Королевский тигр» — в вермахте использовалось довольно редко, но именно оно стало наиболее популярным у противников Германии. Так, например, в нашей стране словосочетание «Королевский тигр» известно каждому, а «Тигр B» или «Тигр II» в большинстве случаев вызовет недоумение. 
Серийное производство началось в январе 1944-го. В соответствии с заказом Управления вооружений предполагалось изготовить 1237 танков «Тигр II» со средним темпом сборки 120 машин в месяц. Однако планам этим с самого начала не суждено было сбыться. Еще 23 октября 1943 года, то есть спустя три дня после показа на полигоне Арис, 486 английских бомбардировщиков бомбили Кассель. Город был разрушен на 80%, досталось и заводам Henschel. 

 В результате к маю 1944 года заводские цеха покинули только 20 серийных «королевских тигров». Своего максимума производство достигло в августе, но и тогда не дотянуло до планового. Еще один крупный удар по немецким танковым заводам авиация союзников нанесла осенью. После этого выпуск «тигров II» сократился почти втрое. С марта 1945 года к их производству должны были подключиться заводы Niebelungenwerke в Сент-Валентине, но по понятным причинам этого не произошло. 
Таблица производства «королевских тигров» составлена по данным книги немецкого исследователя Вальтера Шпильбергера «Тигр» и его варианты». Другой немецкий автор — Фриц Хан привадит другое число танков, выпущенных в 1945 году, — 112. Подобное разночтение не позволяет точно указать общее число этих машин — оно колеблется от 477 до 489, без учета трех прототипов, покинувших заводские цеха в 1943 году. 
 

 

 

 

Характерные отличие немецких тяжелых танков «Королевский Тигр» (Тигр 2) в различных производственных сериях

 Как уже упоминалось, на первых 50 танках устанавливались башни конструкции Порше. Первые же бои с участием «королевских тигров» выявили у нее ряд недостатков, например, склонность снарядов к рикошету вниз при попадании в лобовую часть, что грозило пробоиной в относительно тонкой крыше корпуса. К маю 1944 года фирма Krupp разработала новую башню, которую стали устанавливать на танки, начиная с 51-й машины. Эта башня имела прямую 180-мм лобовую плиту, исключавшую возможность рикошета- Ее больший забронированный объем позволил увеличить боекомплект с 77 до 84 выстрелов. 
 

 

Башня танка «Королевский Тигр» в разрезе


 

 

Башня танка «Королевский Тигр» в разрезе

 Помимо замены башни, ставшей наиболее крупной модернизацией, в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились и другие более мелкие изменения. Была усовершенствована конструкция пушки, усилено бронирование моторного отделения, установлен новый прицел. В конце ноября 1944 года на «королевских тиграх» появилась новая гусеница Kgs 73/800/152, а в марте 1945 года внедрили бескомпрессорную продувку канала ствола пушки. Она осуществлялась воздухом, поступавшим из специального цилиндра, куда нагнеталась с помощью энергии отката орудия. К этому же времени пулеметы MG 34 заменили на MG 42, а шаровую установку курсового пулемета — на установку пистолета-пулемета МР 40. По мере приближения конца войны в конструкцию танка вносилось все больше упрощений. На машинах последних выпусков, например, отсутствовала даже внутренняя окраска. В течение всего периода серийного производства предпринимались неоднократные, но безуспешные попытки усовершенствовать бортовые передачи и двигатель танка. 
 

 Как и в случае с «Тигром», сборка «королевских тигров» на фирме Henschel теоретически была разделена на 9 этапов (по 6 часов на каждый). В среднем же на сборку одного танка требовалось до 14 дней. При этом от 18 до 22 машин одновременно находилось в сварочном цеху, а 10 — в сборочном. Что касается расхода материала, то на изготовление одного «Королевского тигра» уходило 119 798 кг стали (для сравнения: на «Пантеру» — 77 469 кг). 
 

 В начале 1945 года 10 танков с башней Henschel были переоборудованы в командирские. Сократив боекомплект до 63 выстрелов и демонтировав спаренный пулемет, на освободившемся месте разместили радиостанции Fu 5 и Fu 7 (вариант Sd.Kfz.267) или Fu 5 и Fu 8 (вариант Sd.Kfz.268). Переделкой занималась фирма Wegmann. Первая командирская машина Panzerbefehlswagen Tiger l покинула заводской цех 3 февраля 1945 года. 
 

 

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Ausf.B “Tiger II” (Королевский Тигр)( Konigstiger / King(Royal)Tiger / Tiger II), вид спереди, вид сзади

 Линейным и командирским вариантами, собственно, и ограничиваются все модификации танка «Королевский тигр». Однако существовало несколько нереализованных проектов. 
В конце 1944 года, в рамках программы перевооружения германских танков фирма Krupp приступила к проектированию танка «Тигр II», вооруженного 105-мм пушкой с длиной ствола 68 калибров. Пушка размещалась в стандартной хеншелевской башне и должна была оснащаться прицелом, стабилизированным в вертикальной плоскости наведения. Бронебойный снаряд массой 15,6 кг покидал ствол с начальной скоростью 990 м/с. В металле эта машина изготовлена не была. В течение 1944 года велось проектирование двух тяжелых самоходно-артиллерийских установок на унифицированном шасси, в котором использовались моторно-трансмиссионная группа и ходовая часть -Тигра II». 
 

 

Нереализованные проекты сверхтяжелых танков «Tiger III L» и «Tiger III S» (E-90 и E-100)

 Последняя при этом была удлинена до 11 опорных катков на борт. Шасси получило обозначение Geschiitzwagen VI. Сборка самоходки 17 cm K44(Sf)/GwVI велась на полигоне фирмы Henschel в Зеннелагер. Масса машины с экипажем из 8 человек, боезапасом в 5 выстрелов и 30-мм лобовой броней достигла 58 т. Как следует из названия САУ, она должна была вооружаться 170-мм пушкой К44. До конца войны почти полностью успели изготовить одну машину без вооружения, которую захватили союзники. 
 Другую машину предполагалось вооружить 210-мм мортирой. Ее масса составляла 52,7 т, а в возимый боекомплект входили только 3 выстрела, САУ 21 cm Mrs.18(Sf)/Gw VI построена не была. 
 

 Шасси «королевских тигров» планировалось использовать для транспортировки 280-мм железнодорожной пушки К5. Артиллерийская часть (ствол, лафет и опорная плита) в походном положении устанавливались на два специально оборудованных танковых шасси, получивших обозначение Gerat 566. Эти машины, как, впрочем, и Gerat 817 — спроектированный из агрегатов «Королевского тигра» самоходный лафет для 305-мм и 420-мм минометов, остались на бумаге.

Технической описание “Tiger II” (Королевский Тигр)

 Компоновка танка «Тигр» Ausf.B такая же, как и у всех немецких танков периода Второй мировой войны, то есть с передним расположением трансмиссии. Отделение управления занимало переднюю часть танка. В нем размещались главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота. Слева от коробки передач располагались органы управления танком, контрольные приборы и сиденье механика-водителя. Справа— курсовой пулемет, сиденье стрелка-радиста и часть боекомплекта пушки. Радиостанция также находилась в отделении управления — над коробкой передач и правой бортовой передачей. 
Боевое отделение располагалось в средней части танка. Над ним на шариковой опоре размещалась башня, в которой устанавливались пушка и спаренный с ней пулемет, а слева от пушки — механизмы управления огнем, телескопический прицел, ножные педали для поворота башни от гидропривода и ножной спуск пулемета, сиденья наводчика и командира танка. Справа от пушки находилось сиденье заряжающего. В нише башни и по стенкам корпуса в боевом отделении хранился боекомплект. 

 На днище танка под вращающимся полом боевого отделения устанавливался гидропривод поворота башни и размещались два топливных бака. В моторном отделении, в кормовой части корпуса, находились двигатель, вентиляторы и радиаторы системы охлаждения, топливные баки. Между моторным и боевым отделениями имелась перегородка. 
 

 

Компоновка тяжелого танка «Королевский тигр» Tiger II

 Силовая установка танка «Тигр» Ausf.B была целиком заимствована у танка «Пантера», а трансмиссия — у танка «Тигр» Ausf.E Корпус танка по форме был идентичен корпусу танка «Пантера». Он изготавливался из катаных броневых плит, соединенных в шип и обваренных аустенитовыми электродами (то есть электродами из высоко-углеродистой стали). В корпусе танка использовалось шесть типов плит толщиной от 25 до 150 мм. Верхний лобовой лист корпуса выполнялся сплошным и имел только амбразуру под шаровую установку курсового пулемета. 
 

 

Проушины для крепления буксирных серег у танка «Королевский тигр»


 

 

Командирская башенка на башне танка «Королевский тигр»

 В передней части крыши корпуса были смонтированы смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, защищенные броневыми П-образными скобами. В верхней части лобового листа слева сделан вырез, чтобы обеспечить механику-водителю максимальный обзор. 
 

 

Компоновка тяжелого танка «Королевский тигр» Tiger II

 Кроме того, в передней части крыши корпуса имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Для входа и выхода из танка крышки люков приподнимались вверх и отводились в сторону с помощью специального подъемно-поворотного механизма. Как и на танке «Пантера», люки-лазы были выполнены в крышке люка, предназначенного для монтажа и демонтажа трансмиссии. Между люками-лазами находилось вентиляционное отверстие, закрытое броневым колпаком. 
Внутренние водонепроницаемые переборки делили кормовую часть корпуса на три отсека. В центральный отсек, где находился двигатель, вода не поступала. Два крайних при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой — Эти отсеки закрывались сверху броневыми решетками, четыре из них служили для притока охлаждавшего радиаторы воздуха, а две средних — для его отвода. 
 

 

Лобовая часть танка «Королевский тигр» Tiger II с ее особенностями

 В крыше центрального отсека находился люк, в крышке которого имелись две отдушины для притока воздуха к воздушным фильтрам, а также три отверстия: для заливки воды в систему охлаждения, для доступа к горловине системы питания и для установки воздухоподводящей трубы при подводном вождении танка (системой ОПВТ было оснащено незначительное количество машин ранних выпусков). 
 

 

Схема бронирования тяжелого танка «Королевский тигр» Tiger II

 В днище корпуса были предусмотрены люки для доступа к торсионам подвески, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки, к водооткачивающей помпе и к спускной пробке картера коробки передач. Перед сиденьем стрелка-радиста в днище был оборудован аварийный люк. 
 Верхняя ветвь гусеницы и вертикальная часть борта корпуса прикрывались 6-мм фальшбортом, который одновременно являлся подкрылком. 
 

 

Хеншелевская башня танка «Королевский тигр» Tiger II


 

 

Маска пушки хеншелевской башни танка «Королевский тигр» Tiger II


 

 

Отличия по форме хеншелевской башни и башни Порше

 Башня танка — сварная, овальной обтекаемой формы, с развитой кормовой нишей. Изготавливалась из катаных броневых листов, соединенных в шип. Лобовая броне-плита соединялась с бортовыми плитами замками типа «ласточкин хвост». Борта и задняя стенка башни имели наклон под углом 25°. На левом борту делалась выштамповка под командирскую башенку. На прототипах и первых серийных машинах ниже выштамповки располагался лючок для выброса стреляных гильз; позже его заварили, а затем и вовсе ликвидировали. Кроме того, в обоих бортах имелись бойницы для стрельбы из личного оружия, которые также позже заваривали. 
 

 

Компоновка башни «Тип Хеншель» танка «Королевский тигр» Tiger II

 Передняя стенка башни представляла собой сварную выгнутую броне-плиту переменной толщины — 8О мм в нижней части, затем резко уменьшавшуюся до 60 мм и плавно — до 50 мм. В передней стенке башни были три выреза: центральный — для установки пушки; правый — для спаренного пулемета; левый —для телескопического прицела (на танках ранних выпусков, оснащавшихся бинокулярным прицелом, слева от пушки выполнялись два выреза). 
 

 

Внутри башни танка «Королевский тигр» Tiger II: вид на сидение наводчика через люк командира, справа видим казенник пушки, слева можно наблюдать маховик горизонтальной наводки орудия.


 

 

Внутри башни танка «Королевский тигр» Tiger II: вид на сидение механика-водителя


 

 

Внутри башни танка «Королевский тигр» Tiger II: вид на заднюю часть башни, видны элементы удерживающие снаряды и люк для заряжания/эвакуационный люк

 Крыша башни состояла из трех листов: переднего и заднего наклонных и центрального — горизонтального. На крыше устанавливалась командирская башенка с семью смотровыми приборами и рельсом для крепления зенитного пулемета. По конструкции она была аналогична башенке танка «Тигр» Ausf.E поздних выпусков. Справа от командирской башенки располагался прямоугольный посадочный люк заряжающего, а перед ним — прибор наблюдения. Кроме того, в крыше башни имелись вентилятор, лючки для выброса стреляных гильз и установки устройства ближнего боя, а в кормовом листе был предусмотрен люк для монтажа и демонтажа пушки, закрывавшийся массивной крышкой на болтах. В ней, в свою очередь, имелся люк для погрузки боеприпасов и аварийного выхода из танка. 
 

 

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw.VI Ausf.B “Tiger II” (Королевский Тигр)( Konigstiger / King(Royal)Tiger / Tiger II) с башней «Порше»

 Начиная с 51-й машины ввели новую башню «Типа Хеншель». Она отличалась от башни «типа Порше» более простой конфигурацией, расположением люков и лючков в крыше, полным отсутствием каких-либо отверстий в бортах и люка для демонтажа пушки в кормовом листе. Гнутый лобовой лист заменили сплошным прямым бронелистом толщиной 180 мм. Наконец, у тяжелого танка «Пантера II» была заимствована новая маска грушевидной формы. В новой башне пушка устанавливалась с некоторым смещением вправо от продольной оси танка. Диаметр башенного погона в свету составлял 1850 мм. 
 

 

Башня типа «Порше», устанавливаемая на танки «Королевский тигр»


 

 

Вариант расположения лючков и люков на крыше башни тяжелого танка «Королевский тигр»

 Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом, заимствованным у танка «Тигр» Ausf.E. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. При 2000 об/мин и включенной повышающей передаче башенного привода башня совершала полный оборот за 19 с, при 1000 об/мин и выключенной повышающей передаче — за 77 с. В ручном режиме для полного оборота башни наводчику необходимо было сделать 700 оборотов маховика. 
 Снаружи корпус и башня танка покрывались «циммеритом», поверх которого наносилась камуфляжная окраска, изнутри они были выкрашены в темно-желтый цвет.

 

 «Тигр II» является одним из немногих примеров в практике мирового танкостроения, когда не орудие проектировалось для танка, а танк — для орудия. Таковым являлась 88-мм нарезная танковая пушка 8.8 KwK 43 L/71, созданная на базе 88-мм зенитной пушки обр. 1941 года. Ряд экспертов с обеих противоборствующих сторон были склонны считать Kw.K. 43 L/71 самой мощной пушкой своего класса за весь период Второй мировой войны. По дальности стрельбы и бронепробиваемости пушка превосходила практически все танковые орудия, имевшиеся в распоряжении антигитлеровской коалиции.

 

Бронепробиваемость снарядом пушки танка «Тигр 2» (Королевский тигр)

 

 

 

 


  В боевом отделении под сиденьем наводчика устанавливался воздушный компрессор для продувки ствола пушки после каждого выстрела. Устройство продувки ствола заканчивалось двумя форсунками по обе стороны затворного кольца. Поток воздуха выдувал пороховые газы из зарядной каморы и предотвращал их поступление в боевое отделение. 
 С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34 (на танках последних выпусков — MG 42). Курсовой пулемет размещался в лобовом листе корпуса а шаровой установке. На командирской башенке на рельсе устройства FliegerbeschuHgerat 42 можно было установить зенитный пулемет MG 34. 

 

 

 

Вариант открытия люка командира в башне танка «Королевский тигр»

 


 Танки «Королевский тигр» первоначально оснащались бинокулярным телескопическим шарнирным прицелом TZF 9d/1, а затем монокулярным телескопическим шарнирным прицелом с переменным увеличением TZF 9d. Шарнирное соединение прицела обеспечивало свободу перемещения объективной части вместе со спаренной установкой пушки и пулемета по всему диапазону вертикального угла обстрела при неподвижном окуляре. Окулярная часть прицела шарнирно подвешивалась к крыше башки и имела регулировку по высоте. 

 

 

 

Место установки прицела TZF 9d/1

 


 Особенностью оптической схемы с переменным увеличением являлось наличие трех линз оборачивающей системы вместо двух, обычно применявшихся в танковых телескопических прицелах с постоянным увеличением. Первая линза оборачивающей системы была закреплена в корпусе прицела неподвижно. Вторая и третья линзы были связаны между собой кулисным механизмом и включались в оптическую схему попеременно. При включении второй линзы прицел давал 5-кратное увеличение с полем зрения 12,5°, при включении третьей линзы — 2,5-кратное увеличение с полем зрения 25°. Курсовой пулемет MG 34 оснащался 1,8-кратным телескопическим прицелом KZF 2. 

 

 

Двухкамерный дульный тормоз пушки танка «Королевский тигр»

 


 Боекомплект пушки состоял из 84 выстрелов (у первых 50 танков — из 77), которые укладывались в нише башни и нишах подбашенной коробки в отделении управления и боевом отделении. Боекомплект пулеметов — 4800 патронов. В качестве вспомогательного вооружения танк оснащался «устройством ближнего боя» (Nahkampfgerat) — мортиркой калибра 26 мм, в боекомплект которой входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные снаряды. Мортирка располагалась в правой части крыши башни. 

 На танке «Тигр II» устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель Maybach HL 230P30 мощностью 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об/мин (на практике число оборотов не превышало 2500). Диаметр цилиндра 130 мм. Ход поршня 145 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°. Степень сжатия 6,8. Сухая масса двигателя 1300 кг. 
 Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость семи бензобаков 860 л. Подача топлива принудительная, с помощью двух диафрагменных насосов Solex. Карбюраторов — четыре, марки Solex 52FFJHD. 
Система смазки — циркуляционная, под давлением, с сухим картером. Циркуляция масла осуществлялась тремя шестеренчатыми насосами, из которых один нагнетающий и два отсасывающих. 

 

 

 


 Система охлаждения — жидкостная. Радиаторов — четыре, соединенных по два последовательно. Емкость радиаторов—около 114 л. По обеим сторонам двигателя располагались вентиляторы типа Zykion. 
Для ускорения запуска двигателя в холодное время года предназначался термосифонный подогреватель, отапливаемый паяльной лампой, которая устанавливалась с наружной стороны кормового листа корпуса. 
 Запуск двигателя штатно осуществлялся с помощью электростартера. В случае необходимости был возможен запуск двигателя вручную или пускачом. Рукоятка ручного запуска двигателя соединялась с кулачковой муфтой на коленчатом валу двигателя. Рукоятку вставляли в небольшое отверстие в кормовом листе корпуса с правой стороны, чуть ниже выхлопной трубы. Отверстие закрывалось бронекрышкой. 

 

 Для пуска двигателя пускачом снималась крышка большого люка на уровне коленчатого вала двигателя. Пускач неподвижно фиксировался на броне танка двумя держателями, и шестерня на валу пускача входила в зацепление с шестерней на коленчатом валу двигателя. 

 

 

                                                                    


 С помощью специального устройства был возможен запуск двигателя танка от двигателей автомобилей Kubelwagen или Schwimmwagen. Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. При этом главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота, состоявший из двух суммирующих планетарных рядов, конструктивно были объединены в двухпоточный механизм передач и поворота. 

 

 

 

Варианты пуска двигателя танка «Королевский тигр» Tiger II: с помощью инерционного стартера, пускача и с помощью двигателя автомобиля

 


 Коробка передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16В продукции завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене — беэвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4 назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, отключал главный фрикцион и работавшую передачу, производил синхронизацию угловых скоростей зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно и главный фрикцион. 
 В случае неисправности гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен — струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере. 

 

 


 Особенностью коробки передач танка «Тигр» Ausf.B по сравнению станком «Тигр» Ausf.E было наличие радиатора, охлаждавшего масло. Радиатор располагался в специальном резервуаре с водой, не имевшей циркуляции и заменявшейся вручную. 
 Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, Так же, как и стояночный тормоз. 
 Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 114 м, минимальный — 2,08 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2. Бортовые передачи — двухрядные, комбинированные, с разгруженным ведомым валом. Механические дисковые тормоза LB 900,4 были изготовлены фирмой Argus. 

 

 

 

Чертеж подвески танка «Королевский Тигр»

 

                                                          

 

 

Вид на подвеску танка «Королевский Тигр»

 

 

Сборка ходовой части танка «Королевский Тигр» на заводе

 


 Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 9 цельнометаллических сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, расположенных в шахматном порядке в два ряда (пять катков во внешнем ряду, четыре — во внутреннем). Размеры катка — 800×95 мм. Подвеска — индивидуальная, торсионная, одновальная. Диаметр торсиона — 60…63 мм. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса. 

 

Варианты крышки танка «Королевский тигр» моторного отделения

 


 Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 18 зубьев в каждом. Зацепление цевочное. Направляющие колеса диаметром 650 мм — с металлическими бандажами и кривошипными механизмами натяжения гусениц, Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 92 траков каждая (46 гладких траков, 46 двухгребневых). Ширина боевых гусениц Kgs 73/800/52- 818 мм, транспортных Kgs 73/660/52 — 658,5 мм. Транспортные гусеницы танка «Королевский тигр» представляли собой боевые гусеницы «Пантеры» и использовались при перевозке по железной дороге.

                                                     

                                                                             

                                                      

Варианты окраски танков «Королевский Тигр» в зависимости от фронтов и времени года

 


 Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генератор Bosch GTLN 700/12-1500L1 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch емкостью 150 Ач. Аккумуляторные батареи соединялись параллельно. При нажатой кнопке пуска стартера батареи с помощью переключателя SF/Se8 переключались на последовательное соединение, обеспечивавшее напряжение в 24 В, необходимое для работы стартера. Потребители: электростартер Bosch BPD 6/24 мощностью 4,4 кВт и напряжением 24 В, система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицела, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов. Боевое отделение оснащалось электрическим обогревателем мощностью 100 Вт. 

 

                                                                    


 Все танки «Тигр» оснащались радиостанцией FuG 5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом, а также системой внутренней связи Bordsprechanlage 8. 
 Система пожаротушения — автоматическая, включала в себя пять зарядов огнегасящей смеси общей емкостью 3 л. Термодатчики, соединенные с четырьмя форсунками, были расположены в наиболее подверженных возникновению пожара частях моторного отделения. Если температура в силовом отделении превышали 120 «С, то система разбрызгивала один заряд смеси в течение 7 с. Если пожар не удавалось потушить, то срабатывал другой заряд и т.д. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

 В настоящее время «королевские тигры» имеются в экспозициях Saumur Musee des Blindes во Франции, RAC Tank Museum Bovington (единственный сохранившийся экземпляр с башней Порше) и Royal Military Colledge of Science Shrivenham в Великобритании, Munster Lager Kampftruppen Schule в Германии (передан американцами в 1961 году), Ordnance Museum Aberdeen Proving Ground в США, Switzerlands Panzer Museum Thun в Швейцарии и Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке под Москвой.
 

                                                            

 

 

 

 

 


__________________________________________________________________________
Источник данных:»Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны», П.Чемберлен, Х.Дойл; Журнал «Бронеколлекция» М.Братинский (1998. — № 3)

 

 

 

 

 

 

 

zona-interesov.ru

Танк Pz.Kpfw.VI Ausf.B «Королевский Тигр». | Тигр 2

«Тигр 2» либо «Королевский Тигр» является общепринятым названием немецкого танка Второй мировой войны Pz.Kpfw.VI Ausf.B. Данный танк являлся приемником тяжелого танка Pz.Kpfw.VI Ausf.E и выгодно отличался от него рациональным наклоном брони и более мощным вооружением. 

Причины появления танка «Тигр 2».

В Германии хорошо усвоили урок, который они получили в России, внезапно столкнувшись с значительным количеством танков Т-34 и КВ, превосходящих имеющиеся у них машины. Для того чтобы защитить себя от подобной неожиданности впредь немецкие военные приняли решение загодя приступить к работам по проектированию сверхмощного танка.

По этой причине, едва первые танки «Тигр» пошли в танковые подразделения, как верховное командование отдало указание производителям танков начать работы по проектированию новой машины.

Как не раз уже случалось, инициатором выступил Гитлер. Подверженность Гитлера гигантомании несомненна, и по этой причине усилия проектировщиков и танкистов сбалансировать три основные боевые свойства задуманного танка (вооружение, защита и маневренность) были изначально обречены на поражение. Маневренные характеристики будущего «Королевского Тигра» изначально принесены в жертву защищенности и мощности его огня.

В принципе, по отношению к танку «Королевский Тигр» это решение видеться правомерным. К средине войны большинству стало очевидно, что время маневренных действий танковых войск осталось в прошлом, а следовательно с ним пропала и нужда в стремительных, подвижных танках, которые нужны для захвата новых земель. Перерастание наступательных действий в оборонительные вызывало потребность в тяжелых танках, с сильным вооружением, которые способны успешно противостоять все усиливающимся атакам противника.

Этап проектирования.

В конце лета сорок второго, немецкие военные определилось с ТТТ боевой машины, лучше вооружённой и сильнее бронированным, чем новейший танк «Тигр». Главным оружием танка должно  было  стать 88-мм орудие. Заказ на проектирование танковой пушки, превосходящее орудие 8,8 cm KwK 36 был да фирме Krupp в ноябре сорок первого года.

Опять же по инициативе Гитлера, в качестве таковой должна была приспособлена зенитная пушка 8,8 cm Flak 41. Согласно плану новое орудие 8,8 cm KwK 41 L/71 должно было быть представлено в октябре сорок второго года. К проектным работам над шасси привлекли ва конкурирующие КБ — Porsсhe и Henschel, руководили которыми известные конструкторы Ф.Порше и Э.Адерс. Башню должна была представить фирма Krupp.

Проект предложенный КБ Porsсhe, на этот раз оригинальностью не отличался. По сути его проект — VK 4502(P) являлся доработанным под новые требования VK 4501(P). Новый проект унаследовал ходовую, электротарнсмисию и двигательную установку из двух бензиновых моторов в 200 л.с. Итого Ф.Порше представил пять различных вариантов танка.

КБ Henschel, также предложило несколько вариантов будущего танка «Тигр 2» с использованием различных башен и двигательных установок, среди которых были и дизели:

  • мощностью в 700 л.с с внедрением гидромеханической трансмиссии;
  • спаренного дизельного агрегата, из моторов в 370 л.с.

Помимо этого было проработано два вида компоновки, отличием которых было место расположения башни — впереди и сзади. В случае с задним местоположением башни, отсек управления по-прежнему оставался в передней части, а двигательное перенесли в среднюю.

Основными изъянами VK 4502(P) была слабая техническая надежность электротрансмисии, технологическая сложность и высокая цена. В силу этого, проект Porsсhe едва ли мог претендовать на лавровый венок в конкурсе, но всеже в сорок третьем году Krupp выполнил заказ на изготовление пятидесяти башнен для танка этого проекта.

Машина Henschel VK 4503(Н) в глазах военных выглядела более предпочтительно. Немаловажным что она была унифицирована с «Пантерой 2», требование, к которому немцы пришли в самом начале сорок третьего. В силу этого проект Андерса предполагал использование корпуса по своим пропорциям близкий к «Пантере». Ходовая с внедрением зарекомендовавших себя узлов как «Тигра 1», и «Пантеры». 

От последней, был унаследован и двигатель «Майбах» в 700-л.с., вместе с системой охлаждения. Карданный вал был заимствован от «Тигра», оригинальная маска орудия унифицирована с таковой с «Пантерой 2». Лобовой бронелист, толщиной в сто пятьдесят миллиметров установили под углом в пятьдесят градусов к вертикали, тогда как 80-мм броня бортов под 25.

Первый показ Гитлеру уменьшенной модели будущего танка «Тигр 2» прошел в январе сорок третьего года. Аналогично случаю с первым «Тигром» в танке разработанном Henschel, было предписано использовать «башню Porsсhe», реально башня разработки Krupp, в которой Порше лишь участвовал.

20.10.1943 г. вниманию Гитлера было предложена уже полноразмерная модель танка. А месяцем позже, 18.11.1943 года, по завершении доставки первых 3-х башен, Henschel начал сборку опытных образцов и завершили ее в конце года.

Танку присвоен индекс Pz.Kpfw.VI Ausf.B, познее его заменили на более привычный нам Pz.Kpfw. Tiger Ausf.B или Tiger II. Имя «Королевский тигр» в самой Германии было не особенно распространённым, но широко известно в лагере ее противников.

Производство танка «Тигр 2».

Выпуск серийных танков «Тигр 2» начат в январе сорок четвертого года. Правительственный заказ предусматривал ежемесячный объем выпуска в 120 штук, при общем заказе на 1237 танков.

Коррективы в планы производства внес ночной налет на Кассель бомбардировщиков RAF. Первый визит прошел 23.10.1944 г, в ходе него 468 самолетов на 80% разрушили город и существенно повредили цеха Henschel. Как следствие к маю сорок четвертого года изготовлено только двадцать танков. Пик производства был достигнут в августе текущего года.

Следующий удар по производству танков в Германии RAF нанесла осеню того же года, после чего месячное производство танков «Тигр 2» сократилось примерно в два раза. В марте следующего года к производству танка «Королевский Тигр» должен был присоединится Nibelungenwerke, однако понятно, что это не произошло.

На первых пятидесяти изготовленных танках «Королевский Тигр» были установлены «башни Porsсhe». Первый же опыт боевого применения выявил дефекты конструкции башен. Наиболее опасной была тенденция к рикошету в сторону корпуса, при попадании в маску. 

Для исправления недостатка Krupp спроектировала к маю сорок четвертого года улучшенную конструкцию. В ней лобовая плита толщиной в 180-мм была прямой формы, что исключало возможность рикошета. Другим улучшением стал большие размеры башни, которые были использованы для увеличения боекомплекта на семь выстрелов.

Новая башня, стала наиболее значимой модернизацией танка «Тигр 2». На протяжении выпуска были внесено много менее заметных улучшений. К ним можно отнести улучшения конструкции орудия, а также продувку орудия воздухом, а также гусеницы. Спаренный пулемет MG 34 был заменен на MG 42, а пулемет корпусе танка заменили на ПП MP 40. Бронирование крыши над МТО было несколько усилено.

На протяжении выпуска, особенно в его конце, в конструкцию танка «Королевский Тигр» были внесены некоторые упрощения. Помимо них было принято несколько попыток модернизировать двигатель и бортовые передачи.

Временные затраты на сборку танка «Королевский Тигр» составляли четырнадцать дней. Одновременно проходила сборка от восемнадцати до двадцати двух машин. На производство одной машины необходимо было затратить 119 798 кг стали, тогда как для «Пантеры» только 77 469.  

Характеристики танка «Тигр 2» .

Тактико-технические характерситики танка «Тигр 2»
 010203040506070809101112Итого
1943 г.         1 23
1944 .35661532458473262260377
1945 г.404218         100

На базе танка «Тигр 2» выпускались командирские машины, производство осуществлялось путем переоборудования из серийных путем уменьшения боекомплекта для установки дополнительных радиостанций. Всего было переоборудовано 10 машин.

Существовал нереализованный проект установки в стандартную башню Henschel 105-мм танкового орудия L 68. Проект вела фирма Krupp.

ww2tanki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *