история и современность. » Военное обозрение

Мало кто предполагает, что основную роль в охране страны и борьбе с мировым терроризмом играет авиация российского спецназа, о которой очень мало информации даже на сегодняшний момент. Это подразделение, относящееся именно к российскому спецназу, было создано еще в начале XX века и вот уже долгое время совершает высокопрофессиональные операции по обезвреживанию врагов Российской Федерации и народа.


История создания и развития спецавиации

На самом деле история данного подразделения началась еще более 80 лет назад, в далеком 1923 году, когда был подписан приказ от 14 августа «О формировании авиационных звеньев для войск ГПУ». Согласно этому приказу, несколько десятков самолетов были отправлены в помощь подразделениям спецназа государственной безопасности, которые находились на территории Средней Азии. А за некоторое время до этого, для подготовки кадрового состава, в одной из пограничных школ был произведен отбор сорока военных призывников. Именно этот момент стал зарождением нового витка авиации спецназа СССР.

В скором времени спецавиация подключилась и к поддержке наземных войск, обеспечивая их различным оружием и продовольствием во время проведения спецопераций. Кроме этого, на первых порах советская спецназовская авиация также совершала полеты на территориях с небезопасными метеорологическими условиями пребывания, обеспечивая транспортировку и связь наземных вооружений Красной Армии.

К слову, одним из самых значимых моментов в первые годы своего существования стала операция по устранению Ибрагим-бека, действующего на территории, расположенной недалеко от Таджикистана. Бандит собрал почти 30-тысячную армию, солдаты которой регулярно совершали нападения на приграничные российские гарнизоны, уничтожая военные и гражданские сооружения. Известным фактом стало то, что в 1931 году Ибрагим-бек вместе со своим ополчением вторгся на территорию Таджикистана, где первыми приняли на себя удар террористов российские пограничные войска, а местные жители, тщательно соблюдая конспирацию, помогали Красной Армии, передавая информацию о перемещении бандитской группировки.

Именно с помощью этого удалось отследить точное месторасположение руководителя банды и только благодаря удару авиации удалось остановить новую, зарождающуюся группировку, грозящую безопасности советского народа.

В 1932 году было принято решение о создании нового состава авиационных сил специального назначения, которые бы также действовали и под руководством приграничных служб. Повсеместно на территории Союза стали образовываться авиационные отряды. Именно во время Второй Мировой войны силами спецавиации были совершены различные диверсионные операции, которые способствовали нарушению многих немецких планов. Об этом также говорит и история 26 человек, которые за свою службу получили звание Героев Советского Союза.

А уже после 1945 года спецназ с помощью авиации участвовал во множестве серьезных и сложных зарубежных спецопераций по борьбе с террористами.

Современность российской авиации специального назначения

Развал Советского Союза привел к расформированию армии в целом, что привело к тому, что бывшие отряды авиации, принадлежащие КГБ, теперь потеряли свою автономию и уже в новом, созданном государстве работали под управлением Федеральной пограничной службы. Эту допущенную оплошность удалось исправить лишь спустя десятилетие.

Именно в ФСБ была создана специальная группа экспертов, занимающаяся созданием нового отряда авиации специального назначения, который бы теперь вновь действовал под руководством ФСБ. Комиссия была возглавлена Владимиром Козловым, бывшим сотрудником таких групп спецназа, как «Альфа» и «Вымпел». И уже спустя шесть месяцев были улажены все юридические вопросы, собран нужный пакет документов, и теперь спецназ обрел свою авиацию, подчиненную именно решению их вопросов. И теперь в любой момент, без бюрократической волокиты мог совершать боевые вылеты.

Также, в ходе создания авиации для спецназа, именно «Альфа» и «Вымпел» разработали основные цели и направления для ее дальнейшей работы, которая заключалась теперь в доставке ценных грузов и бойцов к местам проведения военных операций. И именно благодаря тому, что теперь российская авиация находилась на вооружении у спецназа, были спасены заложники в Лазаревском и Минеральных Водах, не менее уникальная операция была проведена ими же во время захвата ТУ-154 и перегона освобожденного от террористов самолета в Баку.

Спустя год, в марте 2003, Владимир Путин издал указ, согласно которому российская авиация специального назначения полностью переходила под руководство ФСБ для выполнения любых, даже пригранично-охранных операций.

К слову, на сегодняшний день она играет огромную роль в борьбе с терроризмом и охраной рубежей страны. В рядах военных, служащих в авиации, немало Героев Российской Федерации. Столь высокий профессионализм стал возможен благодаря высококлассному обучению. Правда, большинство всех совершаемых спецопераций до сих пор находятся под грифом «секретно». Согласно полученным отчетам, в состав российской авиации специального назначения входят более трехсот самолетов, большая часть которых рассредоточена на границах России для охраны.

До сих пор спецавиация — это большое подспорье спецназу в борьбе с мировым терроризмом, она обеспечивает их мобильность и быстрое реагирование, а также занимается доставкой ценных грузов в «горячие» точки, где проводятся операции. К слову, на вид вертолеты и самолеты, входящие в состав авиации специального назначения, выглядят вполне обычными, мало привлекают к себе внимания, кроме внутреннего «состава»-начинки, которая состоит из высокотехнологичного и современного оборудования.

Также в состав авиации входят и другие различные летательные аппараты – от дирижаблей до беспилотников.

topwar.ru

Спецназ ВВС. Спецслужбы США

Силы специальных операций ВВС США организационно входят в состав 23-й воздушной армии военно-транспортного командования ВВС. Они включают в себя: 1-е авиакрыло спецназначения, дислоцирующееся на авиабазе Хелбертфилд (Флорида), в составе 8-й диверсионно-транспортной эскадрильи, 16-й эскадрильи огневой поддержки, 20-й вертолетной эскадрильи, а также подразделений управления и оперативного контроля, разведки и связи; а также 1-ю и 7-ю отдельные диверсионно-транспортные эскадрильи, предназначенные соответственно для использования в Западной Европе и на Тихоокеанском театре военных действий. Кроме того, имеется отдельный вертолетный отряд, базирующийся в Панаме, команда метеорологического обеспечения и школа сил специальных операций, а также Аэрокосмическая спасательная служба.

Команды оперативного контроля ВВС США (так называемые «красные береты») были созданы в 1956 году. Их основная задача состоит в том, чтобы, будучи заброшенными в тыл противника впереди основных сил, разметить места высадки десанта и направлять подлетающие самолеты, а также, в случае необходимости, обеспечить эвакуацию десанта. Кроме того, эти подразделения могут выполнять и другие функции: глубокую разведку территории противника, наведение на цели боевых самолетов, управление воздушным движением в районе десанта и организацию там взаимодействия сухопутных войск, ВВС и ВМС.

В настоящее время суммарная численность команд оперативного контроля ВВС США составляет 300 человек. Они расквартированы как на территории США, так и за границей на базах ВВС в Германии, Панаме и на Филиппинах.

Аэрокосмическая спасательная служба, персонал которой также носит «красные береты», была создана 13 марта 1946 года. Ее основная задача – розыск и спасение пилотов сбитых летательных аппаратов, спустившихся как на землю, так и на воду. Также спасатели могут действовать за линией фронта и под огнем противника. Помимо военных задач данная служба совместно с НАСА производит поиск приземлившихся астронавтов.

На сегодняшний день Аэрокосмическая спасательная служба насчитывает в своем составе 3800 человек и располагает 160 транспортными самолетами и 50 вертолетами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

«Ястреб» – авиационный спецназ » Военное обозрение

Раннее утро в одном из подмосковных дачных поселков. Солнце еще робко пытается заявить о начале дня. На улице ни души. Тишина и покой. Вдруг из-за леса, разрезая утренний воздух серебристым винтом, с быстротой ястреба появляется и над одним из домов зависает вертолет с надписью «Полиция» на борту. На десантных платформах снайперы — они держат на прицеле весь двор и прилегающую территорию. Здание мгновенно окружает группа спецназа. Из репродукторов винтокрылой машины звучит грозное «Внимание! Работает полиция!»
Уже позднее, на допросе, задержанные признаются, что они были ошеломлены внезапным появлением полицейского вертолета и им даже в голову не пришло сопротивляться. Винтокрылая машина произвела на них мощнейший психологический эффект! Подразделение, обеспечившее успешный исход той операции, носит имя «Ястреб», а его полное название — Авиационный отряд специального назначения Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России (АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России). Это лишь одна из многих успешных операций, в которых принимали участие авиаторы МВД. Отряд в его нынешнем виде существует чуть больше года, а имя собственное и вовсе появилось буквально полгода назад. Однако, несмотря на это, авиационный спецназ имеет богатую историю, которая начиналась более 10 лет назад.

Первые авиационные подразделения тогда еще милиции появились в России в конце прошлого века. В то время это были отдельные подразделения, каждое из которых находилось в подчинении территориальных органов внутренних дел. Эти подразделения не имели ни общей нормативной базы, ни централизованного управления, ни, что самое главное, общего контроля над безопасностью полетов. А между тем авиация в структуре МВД была нужна, даже необходима. В связи с этим в 2002 году было принято решение создать в структуре Службы тыла МВД России отдел по организации деятельности авиации органов внутренних дел (ООДА ОВД). Новое подразделение возглавил Сергей Юрьевич Ежов. Задачами этого отдела были создание нормативной базы, которая позволила бы эксплуатировать воздушные суда в интересах правоохранительных органов, а также новых отрядов в тех регионах, где в этом была необходимость. Однако функции ООДА не ограничивались только нормотворческой деятельностью. Через некоторое время после появления отряд получил на вооружение свой первый вертолет Ми-8, и с этого времени началась эксплуатация отрядом воздушных судов в интересах правоохранительных органов. Нынешний заместитель командира отряда по летной работе, а тогда еще сотрудник ООДА ОВД Олег Алексеевич Бобров очень хорошо помнит тот момент и считает его значимым для отряда.

Заместитель командира АОСН «Ястреб» по летной работе ЦСН СР МВД России полковник полиции Олег Бобров:
«С получением вертолета Ми-8 мы начали выполнять полеты в интересах правоохранительных органов, и, надо сказать, нам это очень помогало. Сталкиваясь с проблемами на практике, мы понимали, в каком направлении необходимо двигаться для создания новых документов либо внесения изменений в уже существующие, регламентирующие деятельность нашей авиации. Нам необходимо было продумать все особенности милицейской работы, чтобы можно было максимально эффективно применять авиацию в интересах правоохранительных органов, не выходя при этом за рамки общегосударственных норм».

В 2003 году в связи с реформой МВД, а также с тем, что отдел уже выполнял оперативно-служебные задачи с применением авиации, было принято решение о реорганизации его в Центр авиации МВД России. Под началом новой управленческой структуры к тому моменту в различных субъектах Российской Федерации было объединено около 10 отрядов милицейской авиации. Центр обеспечивал всестороннюю методическую, организационную и практическую помощь всем этим подразделениям. В 2011 году Центр авиации был снова реорганизован. Часть сотрудников были переведены в новый отдел, созданный в структуре Управления по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации МВД России (УПСНиА). Остальные составили костяк авиационного отряда специального назначения в структуре вновь созданного Центра специального назначения Сил оперативного реагирования и авиации МВД России. Вместе с авиационным отрядом в ЦСН также вошли СОБР «Рысь» и ОМОН «Зубр». 2012 год — еще одна важная веха в истории отряда — присвоение собственного имени «Ястреб». Благодаря богатейшему опыту подразделение и сегодня остается своеобразным «старшим братом» для остальных полицейских авиаотрядов. Его сотрудники оказывают методическую помощь коллегам, помогают формировать нормативную базу и осуществлять контроль над безопасностью полетов.

Главная ударная сила АОСН «Ястреб» — легкие многофункциональные вертолеты AS-355 Ecureuil (в переводе с французского — белка) производства французского авиастроительного концерна Eurocopter. Максимальная высота полета — 6 км, скорость — 250 км/ч. Важнейшее требование для полицейского вертолета — маневренность. Несмотря на то, что в городской застройке вертолету приходится летать не часто, а основное поле его деятельности — большие открытые пространства, пусть и в черте города, но все-таки винтокрылый полицейский должен быть готов к тому, что ему придется маневрировать с малыми углами разворота и резко взмывать в небо или опускаться при необходимости. AS-355 для таких маневров подходит идеально. Еще одно неоспоримое преимущество этой машины — ее вес и габариты. Благодаря скромным размерам вертолет при необходимости может приземлиться на пятачок диаметром не более 30 метров и при этом сесть практически на любую площадку, в том числе на крыши высотных зданий. При этом машина способна работать не только в равнинных условиях, но и в горах, а эта среда, как известно, считается одной из самых сложных для полетов.


Одно из самых важных и ответственных направлений в работе АОСН сегодня — работа с подразделениями спецназа. В первую очередь с теми, которые входят в ЦСН СР МВД России — СОБР «Рысь» и ОМОН «Зубр». Однако при необходимости авиаторы могут сотрудничать и с другими подразделениями. Основная задача полицейской авиации при работе со спецназом — транспортировка боевой группы к месту проведения спецоперации. Вертолет может взять на борт до 4 сотрудников с оружием и в полном снаряжении. Причем спецназовцы могут находиться не только внутри вертолета, но и снаружи. Десантирование тоже может производиться любым из существующих способов. Сотрудники могут спешиться с десантных платформ после посадки машины или с режима висения над землей, а могут спуститься по фалу или с использованием альпинистского снаряжения — вертолет может оборудоваться для этого всем необходимым. Помимо десантных функций вертолет может осуществлять и прикрытие действий групп с воздуха — на десантной платформе могут размещаться сотрудники, вооруженные любым видом стрелкового оружия вплоть до ручного пулемета. Кстати, с вертолета можно вести не только огонь на подавление, но и высокоточную стрельбу — на учениях совместно с СОБР «Рысь» снайпер подразделения успешно поразил цель из снайперской винтовки с борта вертолета, который находился в этот момент в воздухе. Помимо транспортно-боевых функций вертолет может также выполнять разведывательные задачи с использованием специального оборудования.

Именно так работали сотрудники АОСН, когда вели наблюдение за лжеомоновцами, совершавшими разбойные нападения на развлекательные заведения. При помощи приборов ночного видения летчики вели наблюдение за преступниками со значительной дистанции. В момент, когда налетчики направлялись к объекту, пилот вертолета передал информацию наземной группе захвата, которая находилась в засаде — спецназовцы провели молниеносный захват, задержав бандитов на месте преступления.

Помимо вертолетов в боевых операциях могут применяться менее габаритные машины, состоящие на вооружении «Ястреба» — беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Возможности этого класса воздушной техники практически безграничны — беспилотник может держать под наблюдением территорию в несколько квадратных километров и при этом с земли его рассмотреть будет практически невозможно, ведь даже самый габаритный полицейский БПЛА не превышает 3 метров в длину, достигая в полете высоты в 2–3 тысячи метров, на которой он превращается в неразличимую точку!

АОСН имеет на вооружении беспилотники как вертолетного, так и самолетного типа. Каждый имеет свои преимущества и используется для выполнения определенных задач. БПЛА самолетного типа развивают большую скорость и могут летать на дистанции до 50 километров, при этом с расстояния до 25 километров беспилотный «малыш» может осуществлять трансляцию видеокартинки на базу, а автономную съемку он может вести, находясь на удалении до 50 километров от оператора. При потере сигнала беспилотник самостоятельно возвращается на базу. БПЛА вертолетного типа имеют более скромные характеристики скорости и дальности полета, но зато могут зависать в воздухе, непрерывно контролируя определенный участок местности или объект, интересующий правоохранительные органы. В настоящий момент полицейские БПЛА активно применяются для проведения разведки местности, результаты которой используются при планировании специальных операций.


Начальник отделения БПЛА АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России майор полиции Алексей Воробьев:
«Спецназ, которому был придан наш беспилотный летательный аппарат, преследовал группу боевиков. Дело происходило ночью, и видимость была сильно ограничена. Пытаясь уйти от погони, боевики укрылись на огромном поле, засеянном кукурузой. Растения уже были выше человеческого роста, и продвигаться по полю вслед за преступниками было опасно, поскольку сотрудники ничего не видели перед собой и могли натолкнуться на выстрелы в упор. Тогда над полем запустили беспилотник, который при помощи тепловизионной камеры определил местонахождение бандитов. Информация транслировалась в реальном времени на монитор, за которым находился наш оператор. Он указал спецназовцам местонахождение боевиков, и наши сотрудники обстреляли укрывавшихся в кукурузе бандитов из подствольников и закидали гранатами. В результате вся группа боевиков тогда была уничтожена».

Кстати, помимо винтокрылых «Экюрелей» и малышей-беспилотников на вооружении АОСН есть машины и покрупнее — например, транспортно-грузовой самолет Як-40, который используется в основном в качестве летающего оперативного штаба. Часто самолет применяется для эвакуации раненых сотрудников из горячих точек.

Спектр задач, выполняемых отрядом сегодня, не ограничивается работой только со спецподразделениями. Несмотря на то, что АОСН входит в структуру ЦСН СР МВД России, подразделение может привлекаться для решения задач, выполняемых не только сотрудниками Центра, но и любого подразделения МВД, которому необходима помощь специальной авиации, будь то ППС, ГИБДД или уголовный розыск. Основной массив работы авиаторов — разведка, рекогносцировка, патрулирование, поисковые мероприятия, наблюдение, преследование. Преимущество вертолета — большие высоты, на которых он работает. Именно эта особенность делает полицейскую авиацию незаменимым инструментом наблюдения и разведки. А благодаря мощной оптике, установленной на вертолете, его пилот становится поистине всевидящим. Сложная аппаратура помещается в отдельном навесном блоке. На авиационном сленге это устройство зовется «голова». Внутри такой «головы» размещается мощная оптика и камеры всех типов: дневные, ночные, тепловизионные. С помощью такой аппаратуры с небес можно рассмотреть что угодно. С высоты 150–200 метров оператор может рассмотреть номер автомобиля. Точно определить марку и модель транспортного средства можно с высоты 1000 метров. Ночью при помощи тепловизора можно с расстояния 4–5 километров засечь человека, автомобиль можно «рассмотреть» и вовсе с 6–8 километров. Очень плодотворно отряд работает в интересах ГИБДД.


Командир АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России полковник полиции Игорь Коньшин:
«Мы не раз выполняли профилактические полеты на особо опасных участках федеральных магистралей, результатом которых явилось существенное снижение количества нарушений правил дорожного движения. Вели поисковые мероприятия, которые позволили вернуть законным владельцам не один десяток угнанных транспортных средств. Надо сказать, что видеоданные с борта наших воздушных судов, предоставляемые в режиме онлайн, помогали руководителям оперативно принимать грамотные решения по организации дорожного движения в условиях скопления автотранспорта при проведении различных массовых мероприятий. И очень приятно, что руководство ГИБДД понимает эффективность и перспективность применения авиации для решения своих задач и с удовольствием взаимодействует с нами».

Часто АОСН «Ястреб» задействуется при проведении различных массовых мероприятий. При этом в таких операциях помимо произведения видео- и фотозаписи и передачи на землю пилот вертолета может выступать в качестве координатора действий наземных подразделений.

Командир АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России полковник полиции Игорь Коньшин:
«При осуществлении наблюдения за массовыми мероприятиями главной нашей задачей является контроль над обстановкой на земле. Чем раньше мы обнаружим проявление провокаций, агрессии, стычек и передадим эту информацию в оперативный штаб, ответственный за организацию общественной безопасности, тем больше шансов локализовать конфликт, не дав ему разрастись и перейти в массовые беспорядки».

А на одном из футбольных матчей авиаспецназ помог выследить негодяев, которые, укрывшись на крыше одного из зданий, закидывали наземные подразделения полиции камнями. С земли полицейские не могли точно определить местоположение хулиганов, а вот с вертолета они просматривались как на ладони.

Отряд при необходимости может организовать полноценную трансляцию картинки с вертолетной техники в режиме прямого эфира на передатчик на земле, если в этом есть необходимость. Такие возможности, кстати, очень пригодились во время проведения многотысячных митингов, которые в 2012 году проходили в Москве. Именно благодаря авиаторам удалось установить истинное количество участников митинга и развеять политические «мифы» различных деятелей.


Границы ответственности «Ястреба» не ограничиваются столичным регионом. Сегодня сотрудники АОСН могут работать в Московской области, а уже через пару дней будут выполнять задачи в небе над Сибирью или Кубанью. Причем отряд постоянно находится в готовности номер 2 — это значит, что при поступлении приказа вертолет должен быть в небе уже через 20 минут. АОСН постоянно привлекается для работы при обеспечении безопасности крупных государственных и международных мероприятий. Так, например, отряд работал во время проведения саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. К слову сказать, именно летчикам «Ястреба» доверили обеспечивать воздушную съемку мероприятий, связанных с выборами и инаугурацией Президента Российской Федерации.

В авиации всегда служили только лучшие из лучших. Сюда был самый жесткий отбор, как по физическим, так и по морально-волевым качествам. Авиация специального назначения вполне обоснованно предъявляет повышенные требования к кандидатам, которые должны иметь высшее техническое образование, идеальное здоровье и многочасовой налет на машинах самого разного класса. В отряд приходят сотрудники с богатейшим опытом работы. У всех летчиков за плечами служба либо в авиации Министерства обороны либо внутренних войск. Обязательное условие — летный класс не ниже второго и опыт полетов над Москвой и Московской областью в условиях городской застройки. Возраст кандидата на летную должность не должен превышать 45 лет. Предельный возраст, до которого сотрудник может служить на должности пилота, определяется сугубо индивидуально.

Командир авиационного подразделения Игорь Коньшин — пилот с богатым опытом работы. Он пришел в отряд из военно-воздушных сил, с детства восхищался работой спецназа и несмотря на высокую руководящую должность до сих пор продолжает пилотировать вертолеты, работая на переднем крае борьбы с преступностью. Свою работу любит и говорит, что делает ее с удовольствием. И как всякий летчик не мыслит свою жизнь без неба. Под стать командиру и остальные летчики «Ястреба» — все опытные асы, многие награждены высокими государственными наградами. В отряде свято чтут авиационные традиции и героев, погибших при выполнении служебного долга.


Командир АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России полковник полиции Игорь Коньшин:
«У нас три воздушных судна названы именами погибших летчиков. Это Ми-8 в память об Александре Непокрытых (в настоящее время находится в Новосибирском отряде), Р-44 в память об Илье Гаранине (летает в небе Байконура) и АС-355 — в память об Александре Калабушкине (в нашем отряде)».
Авиация МВД еще относительно молодая структура, однако АОСН «Ястреб» ЦСН СР МВД России уже успел вписать в нее много славных строк. Сегодня, как и всегда, авиационный спецназ готов выполнить любую задачу в любое
время.

topwar.ru

Спецназ ВВС. ЦРУ и другие спецслужбы США

Силы специальных операций ВВС США организационно входят в состав 23-й воздушной армии военно-транспортного командования ВВС. Они включают в себя: 1-е авиакрыло спецназначения, дислоцирующееся на авиабазе Хелбертфилд (Флорида), в составе 8-й диверсионно-транспортной эскадрильи, 16-й эскадрильи огневой поддержки, 20-й вертолётной эскадрильи, а также подразделений управления и оперативного контроля, разведки и связи; а также 1-ю и 7-ю отдельные диверсионно-транспортные эскадрильи, предназначенные соответственно для использования в Западной Европе и на Тихоокеанском театре военных действий. Кроме того, имеется отдельный вертолётный отряд, базирующийся в Панаме, команда метеорологического обеспечения и школа сил специальных операций, а также Аэрокосмическая спасательная служба.

Команды оперативного контроля ВВС США (так называемые «красные береты») были созданы в 1956 году. Их основная задача состоит в том, чтобы, будучи заброшенными в тыл противника впереди основных сил, разметить места высадки десанта и направлять подлетающие самолёты, а также, в случае необходимости, обеспечить эвакуацию десанта. Кроме того, эти подразделения могут выполнять и другие функции: глубокую разведку территории противника, наведение на цели боевых самолётов, управление воздушным движением в районе десанта и организацию там взаимодействия сухопутных войск, ВВС и ВМС.

В настоящее время суммарная численность команд оперативного контроля ВВС США составляет 300 человек. Они расквартированы как на территории США, так и за границей на базах ВВС в Германии, Панаме и на Филиппинах.

Аэрокосмическая спасательная служба, персонал которой также носит «красные береты», была создана 13 марта 1946 года. Её основная задача — розыск и спасение пилотов сбитых летательных аппаратов, спустившихся как на землю, так и на воду. Также спасатели могут действовать за линией фронта и под огнём противника. Помимо военных задач данная служба совместно с НАСА производит поиск приземлившихся астронавтов.

На сегодняшний день Аэрокосмическая спасательная служба насчитывает в своём составе 3800 человек и располагает 160 транспортными самолётами и 50 вертолётами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

история и современность » Военные материалы

Мало кто предполагает, что основную роль в охране страны и борьбе с мировым терроризмом играет авиация российского спецназа, о которой очень мало информации даже на сегодняшний момент. Это подразделение, относящееся именно к российскому спецназу, было создано еще в начале XX века и вот уже долгое время совершает высокопрофессиональные операции по обезвреживанию врагов Российской Федерации и народа.

История создания и развития спецавиации

На самом деле история данного подразделения началась еще более 80 лет назад, в далеком 1923 году, когда был подписан приказ от 14 августа «О формировании авиационных звеньев для войск ГПУ». Согласно этому приказу, несколько десятков самолетов были отправлены в помощь подразделениям спецназа государственной безопасности, которые находились на территории Средней Азии. А за некоторое время до этого, для подготовки кадрового состава, в одной из пограничных школ был произведен отбор сорока военных призывников. Именно этот момент стал зарождением нового витка авиации спецназа СССР.

В скором времени спецавиация подключилась и к поддержке наземных войск, обеспечивая их различным оружием и продовольствием во время проведения спецопераций. Кроме этого, на первых порах советская спецназовская авиация также совершала полеты на территориях с небезопасными метеорологическими условиями пребывания, обеспечивая транспортировку и связь наземных вооружений Красной Армии.

К слову, одним из самых значимых моментов в первые годы своего существования стала операция по устранению Ибрагим-бека, действующего на территории, расположенной недалеко от Таджикистана. Бандит собрал почти 30-тысячную армию, солдаты которой регулярно совершали нападения на приграничные российские гарнизоны, уничтожая военные и гражданские сооружения. Известным фактом стало то, что в 1931 году Ибрагим-бек вместе со своим ополчением вторгся на территорию Таджикистана, где первыми приняли на себя удар террористов российские пограничные войска, а местные жители, тщательно соблюдая конспирацию, помогали Красной Армии, передавая информацию о перемещении бандитской группировки.

Именно с помощью этого удалось отследить точное месторасположение руководителя банды и только благодаря удару авиации удалось остановить новую, зарождающуюся группировку, грозящую безопасности советского народа.

В 1932 году было принято решение о создании нового состава авиационных сил специального назначения, которые бы также действовали и под руководством приграничных служб. Повсеместно на территории Союза стали образовываться авиационные отряды. Именно во время Второй Мировой войны силами спецавиации были совершены различные диверсионные операции, которые способствовали нарушению многих немецких планов. Об этом также говорит и история 26 человек, которые за свою службу получили звание Героев Советского Союза.

А уже после 1945 года спецназ с помощью авиации участвовал во множестве серьезных и сложных зарубежных спецопераций по борьбе с террористами.

Современность российской авиации специального назначения

Развал Советского Союза привел к расформированию армии в целом, что привело к тому, что бывшие отряды авиации, принадлежащие КГБ, теперь потеряли свою автономию и уже в новом, созданном государстве работали под управлением Федеральной пограничной службы. Эту допущенную оплошность удалось исправить лишь спустя десятилетие.

Именно в ФСБ была создана специальная группа экспертов, занимающаяся созданием нового отряда авиации специального назначения, который бы теперь вновь действовал под руководством ФСБ. Комиссия была возглавлена Владимиром Козловым, бывшим сотрудником таких групп спецназа, как «Альфа» и «Вымпел». И уже спустя шесть месяцев были улажены все юридические вопросы, собран нужный пакет документов, и теперь спецназ обрел свою авиацию, подчиненную именно решению их вопросов. И теперь в любой момент, без бюрократической волокиты мог совершать боевые вылеты.

Также, в ходе создания авиации для спецназа, именно «Альфа» и «Вымпел» разработали основные цели и направления для ее дальнейшей работы, которая заключалась теперь в доставке ценных грузов и бойцов к местам проведения военных операций. И именно благодаря тому, что теперь российская авиация находилась на вооружении у спецназа, были спасены заложники в Лазаревском и Минеральных Водах, не менее уникальная операция была проведена ими же во время захвата ТУ-154 и перегона освобожденного от террористов самолета в Баку.

Спустя год, в марте 2003, Владимир Путин издал указ, согласно которому российская авиация специального назначения полностью переходила под руководство ФСБ для выполнения любых, даже пригранично-охранных операций.

К слову, на сегодняшний день она играет огромную роль в борьбе с терроризмом и охраной рубежей страны. В рядах военных, служащих в авиации, немало Героев Российской Федерации. Столь высокий профессионализм стал возможен благодаря высококлассному обучению. Правда, большинство всех совершаемых спецопераций до сих пор находятся под грифом «секретно». Согласно полученным отчетам, в состав российской авиации специального назначения входят более трехсот самолетов, большая часть которых рассредоточена на границах России для охраны.

До сих пор спецавиация — это большое подспорье спецназу в борьбе с мировым терроризмом, она обеспечивает их мобильность и быстрое реагирование, а также занимается доставкой ценных грузов в «горячие» точки, где проводятся операции. К слову, на вид вертолеты и самолеты, входящие в состав авиации специального назначения, выглядят вполне обычными, мало привлекают к себе внимания, кроме внутреннего «состава»-начинки, которая состоит из высокотехнологичного и современного оборудования.

Также в состав авиации входят и другие различные летательные аппараты – от дирижаблей до беспилотников.

Автор Валерий Бовал

warfiles.ru

Авиация спецназа. Техника и вооружение 2006 04

Авиация спецназа

Виктор Марковский

Тяжелые потери понес кандагарский 280-й ови в зимний период 198.5 г. В конце ноября полк принимал участие в запланированной крупной операции по уничтожению базового района Исламдара, к которой привлекались значительные армейские силы и спецназовские подразделения. Достичь внезапности намечали высадкой воздушных десантов сразу на 19 площадках, куда вертолетчикам предстояло дос тавить 2190 бойцов. Однако операция не заладилась с самого начала: разведать силы противника толком не удалось, экипажи слабо знали местность и оказались неподготовленными, огневые точки душманской ПВО до конца не были подавлены. При попытке десантирования на одной из площадок 23 ноября 1985 г. были подбиты сразу два Ми-8МТ комэска подполковника В.Г. Домрачева и командира звена капитана В.П. Капитонова. Летчики и десант успели покинуть вертолеты, добитые огнем душманов и сгоревшие на земле.

Когда выяснилось, что десантирование из-за путаницы с ориентирами выполнили еще и не в тех местах, руководство взял на себя командир полка полковник Ю.В. Филюшин. Командир прибыл в Афганистан лишь тремя месяцами ранее, но уже принял участие в шести крупных операциях и имел 78 боевых вылетов, поднимаясь в воздух практически каждый день. Филюшин вылетел на следующий день на своей «восьмерке» для высадки спецназа, управляя с борта вертолета десантированием группы, вышел к нужной площадке и высадил десант, но уже при отходе его подстерегла та же опаснос ть — вертолет попал под сильнейший зенитный огонь, упал и сгорел вместе с экипажем. Погиб сам командир, штурман А.В. Яковлев и борттехник П.Н. Коновалов, летавший с Филюшиным много лет.

Вертолет прибыл для эвакуации раненых из 70-й омсбр. Операция под Гардезом, осень 1984 г.

Через две недели после гибели командира полка, 6 декабря 1985 г., Ми-8МТ капитана И.М. Шамсеева вылетел для эвакуации окруженной душманами разведгруппы. 13 спецназовцев вели бой в пустыне у Лашкаргаха, вдали от своих, и, кроме помощи «воздуха», рассчитывать им было не на что. Экипажу Шамсеева удалось пробиться и подобрать группу. Казалось, самое трудное уже позади, но на взлете машина попала иод плотный огонь ДШК, изрешетивший вертолет. Потерявшая управление «восьмерка» разбилась, похоронив подсвоими обломками экипаж и разведчиков.

Трофейное оружие: винтовки «маузер» и «бур» английской системы Ли-Энфильда различных моделей, получившие свое наименование из-за использования в англо-бурской войне. Среди трофеев оказался и древний пулемет системы Виккерса (крайний), попавший в Афганистан не менее полувека назад.

Захваченные у душманов китайские безоткатные орудия и пусковые установки PC разных типов и моделей.

Тяжелое вооружение: трофейные минометы калибра 82 мм, преимущественно китайского и пакистанского производства.

При высадке спецназовских групп в начале 1986 г. 280-й овп потерял еще три Ми-8МТ. Одна из машин взорвалась в воздухе у Аашкаргаха 19 января и сгорела вместе с экипажем капитана С. Сергина и пятью десантникам и. Причиной явилась неосторожность одного из бойцов в обращении с ручной гранатой, после взрыва которой вертолет потерял управление, винт ударил о хвостовую балку и машина развалилась в воздухе. Ровно через два месяца, 19 марта, еще одна «восьмерка» была подбита при подборе группы в пустыне, однако экипаж без потерь сумел покинуть горящую машину и был подобран другим вертолетом. Еще один Ми-8 был потерян при взятии укрепрайона «Васатичигнай» под Кандагаром 28 февраля, в котором спецназ 173-го осин поддерживал действия 70-й мотострелковой бригады. Разведчики высаживались на господствующие высоты, по из-за ошибки две группы десантировались прямо посреди опорного пункта душманов. Рядом рухнул расстрелянный из РПГ вертолет. из которого под прикрытием дыма и копоти удалось выскочить летчикам, однако бортгехник старший лейтенант К). И. Молоденков погиб в машине. Все же вертолетчики свое дело сделали: спецназ сумел выбить противника с высоты, а затем решительной атакой освободить соседнюю, обеспечив успех операции.

В августе 1986 г. вертолетчики подполковника А. Волкова из 280-го овп по наводке разведчиков отыскали замаскированный у селения в пустыне склад продовольствия. На месте насчитали несколько сот мешков муки, явно не принадлежавших никому из местных купцов (те нашли бы товару место получше, чем лощина в песках). Вывезти добычу на своих вертолетах не представлялось возможным, а ночевать, сторожа гору провианта, тоже. Вертолетчики ушли на базу, прихватив в качестве доказательства пару мешков. Пока начальство принимало решение и изыскивало транспорт, хозяева проявили расторопность и успели вывезти весь склад, не оставив и следа.

Ночные вылеты оставались эпизодическими из-за трудностей ориентирования, поиска, целеуказания и изрядного риска полетов в темное время суток, для чего вертолеты были мало приспособлены (особенно в горах, где полет по приборам был попросту опасен). Навигационное и прицельное оборудование па борту работы в темное время не обеспечивало, да и далеко не все летчики имели допуск к ночным полетам. Обычным был порядок, когда находящийся в засаде спецназ знал, что до рассвета ему придется рассчитывать только на свои силы (впрочем, обычно и противник ночыо избегал активных действий, опасаясь попасть в ловушку). Методические указания по организации ночной работы выпускались, но то и дело сами вылеты по ночам запрещались командованием ВВС 40-й армии после очередной аварии и разбитой машины. В итоге ночная работа ограничивалась перевозками людей и почты и охраной собственных аэродромов, для чего организовывалось патрулирование их окрестностей.

К числу немногих удачных примеров относится успех, достигнутый в апреле 1986 г. у кишлаков Кучкай-Карез и Гаркалай под Кандагаром. Командир разведгруппы 173-го оспн, трое суток наблюдавшей за дорогой, сообщило замеченном оживлении на трассе — под покровом ночи па маршрут вышла колонна из шести «Тойот». К дороге направились три бронегруппы па БМП, а с Кандагарского аэродрома поднялось дежурившее в готовности звено Ми-24. Вертолетчики подсветили местность САБ и под их «люстрами» атаковали караван. Удар с воздуха был настолько ошеломляющим, что охрана каравана без боя бросила свой груз и разбежалась. Без единого выстрела спецназу достались все шесть машин, груженных оружием и боеприпасами.

Горит разбившийся Ми-8 капитана Г.И. Харина из 280-го овп. Во врезавшейся в землю машине погибли все десантники и экипаж, кроме выброшенного при ударе штурмана. Кандагарский аэродром, 9 апреля 1980 г.

Сбитый и сгоревший на месте падения Ми-8. Место и обстоятельства не установлены.

Проверенная в деле совместная работа спецназа и «вертушек» доказала свою эффективность. Однако опыт взаимодействия выявил и ряд недостатков, преимущественно организационного характера. Спецназовские отряды и вертолетные эскадрильи принадлежали к достаточно разным структурам, имевшим свои цели и задачи, причем и у тех и у других их перечень был весьма объемен. У армейской авиации обеспечение действий СпН занимало далеко не первое место по значимости: так, поданным за 1985 г., львиную долю забот вертолетчиков занимали транспортные перевозки (44 % всех вылетов), авиаподдержка и БШУ в интересах сухопутных войск (27 %), патрулирование и сопровождение колонн (7 %), десантирование в ходе операций (7 %), воздушная разведка (8 %) и поисково-спасательная служба (10 %). При такой загрузке работа со спецназом нередко велась по «остаточному принципу». Слаженности мешала различная подчиненность и видение средств и возможностей решения задач. Имело место отсутствие взаимопонимания между «пешими» и «летными», по-своему представлявшими себе пути их достижения и руководствовавшимися разными наставлениями и инструкциями. Летчиков могли не устраивать предложенный маршрут и зона высадки, причем их слово оставалось решающим (служивший в кандагарском спецназе ст. лейтенант С. Козлов вспоминал случай, когда в ответ на его настойчивость командир Ми-8 напрямик объяснил: «Если будешь спорить, вообще никуда не полечу. У меня инструкций, запрещающих летать в таких условиях, столько, что я могу весь год колеса от взлетки не отрывать, и никто слова мне не скажет»).

Экипаж капитана Г. Павлова у своего Ми-24П, сбитого 12 июня 1985 г. при поддержке спецназа у Бамиана. Благодаря мастерству летчика никто из экипажа не пострадал. Хозяйственный борттехник Яейко забирает из кабины бортовой пулемет ПКТ: разбившейся машине дефицитное оружие больше не пригодится.

Спецназ и авиаторы принадлежали различным «ведомствам», имея свое командование и наставления. Разность в подчинении приводила к долгому прохождению приказов, уграте гибкости и оперативности. Решение на совместную работу выполнялось без намека на го, что еще в годы Великой Отечественной войны достигалось «боевым сколачиванием» подразделений с выработкой слаженности и чувства локтя. По большей части дело ограничивалось получением боевой задачи на совместные действия с привлекающимися от случая к случаю экипажами и кратким инструктажем. Наиболее дальновидные командиры при этом старались изыскать возможность совместной проработки будущих вылетов, идя па не предусмотренную уставами совместную постановку задач экипажам и спецназу: в 335-м обвп комэск А.М. Райлян, будущий Герой Советского Союза, настаивал на закреплении такого порядка и, по возможности, постоянстве состава летных и «десантных» экипажей, при котором авиаторы успевали срабатываться и, что называется, в лицо знали «своих» бойцов.

Не все вертолетчики имели надлежащую подготовку для такой деятельности: обычным курсом боевой подготовки в Союзе вообще не оговаривалась отработка эвакуации и спасения, огневая поддержка с наземным авианаводчиком, и даже на самостоятельный выбор места посадки в незнакомой местности многие экипажи не имели допуска (предосторожность, вполне обоснованная: посадка на склоне или среди валунов каменистой площадки иной раз оканчивалась аварией со снесенным шасси, ато и переворачиванием вертолета). Несогласованность и проблемы со связью приводили к тому, что пехота и разведчики частенько не без опаски относились к появлению над головой авиации, резонно считая вполне вероятным риск попасть под огонь своего же прикрытия (тем более что такие случаи с гибелью людей бывали в 154-м и 173-м отрядах).

Взводный асадабадского отряда К. Шмидт вспоминал: «На войне промашки случаются часто. Для авиации сверху что свои, что «духи» — не разобрать. Попали мы как-то под ракетный залп с воздуха — слава Богу, мимо, только щебень от скал брызнул, обошлось парой контуженых. Но я после этого к авиации долго относился с опаской, полагая, что от «духов» мы как-нибудь отобьемся, а уж эти «соколы» второй раз точно не промахнутся».

Требовались организационные изменения, и они не заставили себя ждать.

Продолжение следует

Ми 8 авиаэскадрильи Среднеазиатского пограничного округа. Вертолеты погранвойск широко использовались при выполнении спецзаданий на севере Афганистана.

Их отличительной приметой являлась полоса на створках груэолюка.

Ми-8 из 280-го овп Маскируя принадлежность машин на них наносили афганские знаки Кандагар, зима 1980 г.

Ми-8 из 280 го овп с комплексом «афганских доработок» — пулеметным вооружением бронированием и эжекторами на соплах двигателей.

Кандагар, осень 1980 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

история и современность — Военный информатор

Ми-8амтш

Мало кто предполагает, что основную роль в охране страны и борьбе с мировым терроризмом играет авиация российского спецназа, о которой очень мало информации даже на сегодняшний момент.

Это подразделение, относящееся именно к российскому спецназу, было создано еще в начале XX века и вот уже долгое время совершает высокопрофессиональные операции по обезвреживанию врагов Российской Федерации и народа.

На самом деле история данного подразделения началась еще более 80 лет назад, в далеком 1923 году, когда был подписан приказ от 14 августа «О формировании авиационных звеньев для войск ГПУ». Согласно этому приказу, несколько десятков самолетов были отправлены в помощь подразделениям спецназа государственной безопасности, которые находились на территории Средней Азии. А за некоторое время до этого, для подготовки кадрового состава, в одной из пограничных школ был произведен отбор сорока военных призывников. Именно этот момент стал зарождением нового витка авиации спецназа СССР.

В скором времени спецавиация подключилась и к поддержке наземных войск, обеспечивая их различным оружием и продовольствием во время проведения спецопераций. Кроме этого, на первых порах советская спецназовская авиация также совершала полеты на территориях с небезопасными метеорологическими условиями пребывания, обеспечивая транспортировку и связь наземных вооружений Красной Армии.

К слову, одним из самых значимых моментов в первые годы своего существования стала операция по устранению Ибрагим-бека, действующего на территории, расположенной недалеко от Таджикистана. Бандит собрал почти 30-тысячную армию, солдаты которой регулярно совершали нападения на приграничные российские гарнизоны, уничтожая военные и гражданские сооружения. Известным фактом стало то, что в 1931 году Ибрагим-бек вместе со своим ополчением вторгся на территорию Таджикистана, где первыми приняли на себя удар террористов российские пограничные войска, а местные жители, тщательно соблюдая конспирацию, помогали Красной Армии, передавая информацию о перемещении бандитской группировки.

Именно с помощью этого удалось отследить точное месторасположение руководителя банды и только благодаря удару авиации удалось остановить новую, зарождающуюся группировку, грозящую безопасности советского народа.

В 1932 году было принято решение о создании нового состава авиационных сил специального назначения, которые бы также действовали и под руководством приграничных служб. Повсеместно на территории Союза стали образовываться авиационные отряды. Именно во время Второй Мировой войны силами спецавиации были совершены различные диверсионные операции, которые способствовали нарушению многих немецких планов. Об этом также говорит и история 26 человек, которые за свою службу получили звание Героев Советского Союза.

А уже после 1945 года спецназ с помощью авиации участвовал во множестве серьезных и сложных зарубежных спецопераций по борьбе с террористами.

Современность российской авиации специального назначения

Развал Советского Союза привел к расформированию армии в целом, что привело к тому, что бывшие отряды авиации, принадлежащие КГБ, теперь потеряли свою автономию и уже в новом, созданном государстве работали под управлением Федеральной пограничной службы. Эту допущенную оплошность удалось исправить лишь спустя десятилетие.

Именно в ФСБ была создана специальная группа экспертов, занимающаяся созданием нового отряда авиации специального назначения, который бы теперь вновь действовал под руководством ФСБ. Комиссия была возглавлена Владимиром Козловым, бывшим сотрудником таких групп спецназа, как «Альфа» и «Вымпел». И уже спустя шесть месяцев были улажены все юридические вопросы, собран нужный пакет документов, и теперь спецназ обрел свою авиацию, подчиненную именно решению их вопросов. И теперь в любой момент, без бюрократической волокиты мог совершать боевые вылеты.

Также, в ходе создания авиации для спецназа, именно «Альфа» и «Вымпел» разработали основные цели и направления для ее дальнейшей работы, которая заключалась теперь в доставке ценных грузов и бойцов к местам проведения военных операций. И именно благодаря тому, что теперь российская авиация находилась на вооружении у спецназа, были спасены заложники в Лазаревском и Минеральных Водах, не менее уникальная операция была проведена ими же во время захвата ТУ-154 и перегона освобожденного от террористов самолета в Баку.

Спустя год, в марте 2003, Владимир Путин издал указ, согласно которому российская авиация специального назначения полностью переходила под руководство ФСБ для выполнения любых, даже пригранично-охранных операций.

К слову, на сегодняшний день она играет огромную роль в борьбе с терроризмом и охраной рубежей страны. В рядах военных, служащих в авиации, немало Героев Российской Федерации. Столь высокий профессионализм стал возможен благодаря высококлассному обучению. Правда, большинство всех совершаемых спецопераций до сих пор находятся под грифом «секретно». Согласно полученным отчетам, в состав российской авиации специального назначения входят более трехсот самолетов, большая часть которых рассредоточена на границах России для охраны.

До сих пор спецавиация — это большое подспорье спецназу в борьбе с мировым терроризмом, она обеспечивает их мобильность и быстрое реагирование, а также занимается доставкой ценных грузов в «горячие» точки, где проводятся операции. К слову, на вид вертолеты и самолеты, входящие в состав авиации специального назначения, выглядят вполне обычными, мало привлекают к себе внимания, кроме внутреннего «состава»-начинки, которая состоит из высокотехнологичного и современного оборудования.

Также в состав авиации входят и другие различные летательные аппараты – от дирижаблей до беспилотников.

 

Источники:

1. Российский спецназ – подразделение авиации: история и современность — Спецназ.орг 

 

Похожие новости:

military-informant.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *