Содержание

Военно-воздушные силы Сирии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Флаг ВВС Сирии

Военно-воздушные силы Сирии (араб. القوّات الجوية العربية السورية‎; Al Quwwat al-Jawwiya al Arabiya as-Souriya) — один из видов Вооружённых сил Сирии.

История

ВВС Сирии были основаны в 1948 году[источник не указан 37 дней], когда первые сирийские лётчики закончили подготовку в британских лётных школах. С 1950-х годов Сирия закупала авиатехнику почти исключительно у СССР. Сирийская авиация принимала участие в войнах с Израилем 1967 (потеряв большую часть своих самолётов в первый день войны) и 1973 годов, а также в ряде стычек с израильскими ВВС над Ливаном в 1979—1982 годах. Во время израильского вторжения в Ливан (июнь 1982) ВВС Сирии понесли тяжёлые потери, лишившись 68 боевых самолётов в течение нескольких дней[1].

По западным оценкам, на 1985 год сирийские военно-воздушные силы имели примерно 650 боевых самолётов, число которых, однако, продолжало неуклонно снижаться на протяжении 1990-х и 2000-х годов, главным образом из-за сокращения поставок комплектующих после распада СССР

[2]. В боевом составе ВВС Сирии на 2006 год было 784 летательных аппарата[3].

ВВС Сирии принимают участие в продолжающейся гражданской войне в стране. На 2015 год более 90 % вертолётов выведено из строя, сирийская армия вынуждена использовать для ударов по позициям повстанцев противолодочные вертолёты ВМС[4].

Аэродромная сеть

Основные аэродромы базирования ВВС Сирии

Аэродромная сеть достаточно плотная. Вместе с тем авиабазы расположены на территории страны неравномерно - большая их часть сосредоточена в западной части страны. В настоящее время в стране имеется 34 аэродрома, из них 24 - с искусственным покрытием. В интересах национальных ВВС полностью или частично задействуется только 15: Дамаск (международный), Латакия (аэродром Хмеймим), Камишлия. Эти аэродромы используются совместно с гражданской авиацией.

Наиболее крупными (способными принимать самолеты всех классов и типов) являются:

Сирийская военная авиация также использует аэродромы: Абу ад-Духур, Халеб, Думейр, Дейр эз-Зор, Насирия, Сейкаль, Табка, Тияс и Хама, а также три вертолетные площадки: Акраба, Марж-эс-Султан и Тафтаназ.

Большинство аэродромов имеют взлетно-посадочные полосы с капитальным покрытием и построены по типовой схеме: одна ВПП, магистральная рулежная дорожка, которая может быть использована для взлета и посадки в случае вывода из строя основной ВПП; групповые и одиночные стоянки самолетов; площадки для дежурных самолетов; склад ГСМ, технические и служебные здания[5].

Боевой состав

Техника и вооружение

Интенсивное использование авиации в ходе гражданской войны в Сирии снизило доступность и боеготовность техники до очень низких уровней[6]

Опознавательные знаки

  • Опознавательный знак ВВС Сирии

Эволюция опознавательных знаков

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Сирийская авиация: как на старых МиГах воевать против новой техники друзей НАТО

Сирия, 15 июля. Пилоты ВВС Сирии творят чудеса на авиатехнике советского и российского производства. В этом убедился военкор Федерального агентства новостей (ФАН), наблюдавший за работой лётчиков САР на разных аэродромах страны.

Самолёты: в бой идут одни старики

Некогда большой, но устаревший уже к моменту развала СССР парк сирийских военно-воздушных сил серьёзно сократился за годы войны. Для продолжения борьбы с террористами и эффективной авиаподдержки войск Дамаску позарез нужны новые самолёты. Каково состояние ВВС Сирии и что их ждёт?

Истребители МиГ-21 и МиГ-23

Основа парка боевой авиации Сирии — устаревшие истребители МиГ-21 и МиГ-23. До войны их число оценивались в 160-200 единиц, по 80-100 машин каждого типа. Данные разнятся из-за отсутствия точной информации о довоенном состоянии авипарка и о числе потерь.

Старые самолёты, возраст которых зачастую больше 40 лет, часто падают. Причина банальна — отказ техники. Те же МиГ-21

просто не рассчитаны на столь долгую эксплуатацию, в России их сняли с вооружения ещё в 1980-х. Однако надёжность, высокое качество сборки этих истребителей, а также труд сирийских авиамехаников и помощь РФ с запчастями позволяют им оставаться в строю.

В условиях войны все средства хороши. Использовать «двадцать первый» как бомбардировщик? Не вопрос! Например, в Дейр-эз-Зоре МиГ-21 довольно успешно бомбят позиции террористов. Это при том, что самолёт создан как истребитель и к нанесению ударов по земле не приспособлен. Остаётся только восхищаться мужеством лётчиков и мастерством механиков и техников. Ведь пилоты Дейр-эз-Зора взлетают буквально под миномётным огнём войск «Халифата».

А вот против авиации потенциальных противников Сирии — Израиля и Турции — МиГ-21 и МиГ-23 практически бесполезны.

Высотные перехватчики МиГ-25

До войны у Сирии было три эскадрильи высотных перехватчиков МиГ-25П/разведчиков МиГ-25Р, всего около дюжины самолётов. Большая часть этих самолётов разукомплектованы или повреждены в результате обстрелов аэродромов. За полгода в Сирии я ни разу не видел «двадцать пятый» в небе.

Бомбардировщики Су-24 и Су-22

До войны Сирия располагала 12 бомбардировщиками Су-24. Эти машины — более старые в сравнении с однотипными самолётами ВКС РФ, что базируются в Хмеймиме. Однако есть информация, что РФ оснастила их новым прицельным комплексом. Су-24 — лучшее, что есть у бомбардировочной авиации Сирии, они позволяют наносить мощные и точные удары.

По состоянию на 2012 год ВВС САР имели также 23 старых Су-22 (Су-22М4).

Самые современные сирийские самолёты — это МиГ-29, до 30 машин в двух-трёх эскадрильях. Москва помогла модернизировать около десяти этих самолётов до версии МиГ-29СМТ. Истребители получили радиолокационную систему «Жук-М», ракеты Р-77 «воздух-воздух» и корректируемые авиабомбы КАБ-500С-Э. Именно эти самолёты прикрывали российские штурмовики Су-25 при нанесении ударов по террористам.

ВВС САР также могут располагать несколькими истребителями Су-27, однако точной информации об этих поставках нет.

Вертолёты и ПВО

С вертолётами ситуация близка к критической. Французские SA-342 Gazelle и российские Ми-24 уже старые, а Ми-8/17 осталось совсем немного. Пришлось задействовать морскую авиацию, представленную вертолётами Ми-14 (морская версия Ми-8). Годами снабжать по воздуху блокированную авиабазу Квейрис в провинции Алеппо или окружённую группировку сирийских войск в Дейр-эз-Зоре, теряя машины, дорогого стоило сирийским вертолётчикам. 

Вертолёты ВКС РФ при этом действуют в Сирии довольно успешно. Мастерство российских пилотов позволяет им работать на сверхмалых высотах и огромной скорости — сирийские вертолётчики такого себе позволить не могут.

Учебная авиация: от L-39 и Flamingo к Як-130?

Во время блокады авиабазы Квейрис сирийские пилоты использовали учебные самолёты L-39 для нанесения ударов по террористам «

Сирийской свободной армии», «Нусры» и ИГ1. ВВС САР потеряли в Квейрисе на земле около 10 L-39 и почти все учебные винтовые самолёты Flamingo. Машины были повреждены на земле в ходе боёв.

Всё актуальнее необходимость замены старых учебно-боевых самолётов на современные российские Як-130.

Потери

В ходе войны в Сирии с 2011 года авиация страны потеряла десятки машин. Часть самолётов были сбиты боевиками или Турцией, часть — уничтожены на аэродромах в ходе артобстрелов. Не все самолёты успели эвакуировать с авиабаз перед их захватом террористами.

Всего с 2011 года ВВС САР потеряли 15-25% самолётов и до половины вертолётов. Потери оцениваются в 40-50 самолётов и 50 «вертушек».

Появятся ли у Сирии новые самолёты?

ВВС САР комплектовались преимущественно советской авиатехникой. Объёмы поставок снизились после развала СССР, хотя Москва и Дамаск продолжили взаимодействовать в части модернизации самолётов.

Естественно, нынешних возможностей ВВС САР не хватает даже для борьбы с террористами, не говоря уже о противостоянии турецкой или израильской воздушной мощи. Вот почему сирийской авиации нужно качественное обновление авиатехники. Помочь Асаду с новыми самолётами сейчас может только Москва.

Масштабные льготные или бесплатные поставки отечественных самолётов в ВВС САР закончились с развалом СССР. Россия, возможно, что-то передавала, однако точных данных нет. Ходят слухи, что под модернизацию МиГ-29 на рубеже веков замаскировали передачу новых самолётов.

В 2012-м Россия и Сирия договорились о поставке 12 МиГ-29М, восьми МиГ-31 и 36 Як-130, однако нехватка денег и война помешали этим планам.

Вопрос в том, будет ли РФ поставлять Сирии новые самолёты или хотя бы машины со складов хранения. Это может серьёзно изменить ход войны.

Россия уже поставила значительное число авиатехники Ираку. ВВС этой страны получили около 30 ударных вертолётов Ми-28НЭ и 10 фронтовых штурмовиков Су-25, а также шесть истребителей Су-30К.

Те же Су-25 могли бы стать для ВВС САР хорошим подспорьем, однако их поставка связана с необходимостью обучения сирийских пилотов. Ситуация повторяет историю с танками

Т-90, которые сирийские танкисты пока не вполне освоили.

Кадры

Проблема, таким образом, не только в поставках новой техники. Для обучения пилотов нужны время и деньги, а также материально-техническая база. Школа пилотов в Квейрисе, провинция Алеппо, пока не восстановила свою работу. Эта авиабаза с лётным училищем долгое время была в полной блокаде террористов. Оборона Квейриса вошла в историю как одна из героических страниц сирийской армии. Курсанты, защищавшие авиабазу, по-прежнему сражаются на земле.

Поэтому сирийских пилотов, скорее всего, придётся обучать в России. Есть информация, что этот процесс уже начался, однако подготовка пилотов ВВС САР в российских лётных школах вряд ли будет афишироваться.

Сегодня в Сирии около 500 опытных боевых пилотов, а всего — до четырёх тысяч лётчиков. Большинство из них — алавиты (как президент Сирии Башар Асад), значительная часть — сунниты. Экс-президент САР

Хафез Асад, управлявший страной с 1971 по 2000-й годы, также был лётчиком. Неудивительно, что его земляки также массово записываются в авиацию.

Кто помогает террористам сбивать самолёты и вертолёты ВВС САР и ВКС РФ

Террористы получают от своих «друзей» всё новые зенитно-ракетные противовоздушные системы как американского, так и советского производства. В начале июля стало известно, что Саудовская Аравия помогла боевикам террористической группировки «Джейш-аль-Ислам» отремонтировать 3-4 ЗРК «Оса». При этом запчасти для комплексов могли быть закуплены на Украине.

Для ударов по вертолётам нередко используются противотанковые комплексы — например, TOW американского производства. Именно этим оружием были уничтожены два вертолёта ВКС РФ. 24 ноября 2015-го на земле был сбит вертолёт Ми-8, перевозивший спецназ, который спас штурмана Су-24 Константина Мурахтина. В результате инцидента погиб морпех Александр Позынич.

8 июля этого года под

Пальмирой также предположительно из комплекса TOW был подбит ударный вертолёт Ми-25 (по другим данным Ми-35) ВВС САР с российским экипажем. Погибли командир машины полковник Ряфагать Хабибуллин и штурман, лейтенант Евгений Долгин.

В ожидании «Кузнецова»: РФ отправит в Сирию «Хмеймим» морского базирования

В помощь сирийским ВВС и авиагруппе ВКС РФ в Хмеймиме будет отправлен единственный российский авианосец — тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». По проекту на борту корабля может базироваться 26 палубных истребителей Су-27К или МиГ-29К, а также 24 вертолёта (Ка-25, Ка-27 и Ка-29). Сейчас авиагруппа «Кузнецова» представлена 14 Су-33, двумя Су-25УТГ, 10 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ.

Прибытие корабля к берегам САР ожидается осенью. После многих лет тренировок пилотам палубной авиации РФ предстоят боевые вылеты. Координация с «Кузнецовым» станет новым опытом для сирийских ПВО и ВВС, в том числе для истребителей, которые вновь могут сопровождать самолёты ВКС России.

Сейчас сирийские пилоты буквально творят чудеса. Они летают, по сути, на музейных экспонатах, работающих на пределе, и сами часто выходят за грань человеческих возможностей. Подвиг этот незаметен, но именно авиация является главным преимуществом Дамаска перед террористами.

1 Организация запрещена на территории РФ.

riafan.ru

Военно-воздушные силы Сирии - это... Что такое Военно-воздушные силы Сирии?

Флаг ВВС Сирии

Военно-воздушные силы Сирии (араб. القوّات الجوية العربية السورية‎‎; Al Quwwat al-Jawwiya al Arabiya as-Souriya) — один из видов Вооружённых сил Сирии.

История

ВВС Сирии были основаны в 1948 году, когда первые сирийские лётчики закончили подготовку в британских лётных школах. С 1950-х годов Сирия закупала авиатехнику почти исключительно у СССР. Сирийская авиация принимала участие в войнах с Израилем 1967 и 1973 годов, а также в ряде стычек с израильскими ВВС над Ливаном в 1979—1982 годах. Во время израильского вторжения в Ливан (июнь 1982) ВВС Сирии понесли тяжёлые потери, лишившись 68 боевых самолётов в течение нескольких дней[1].

По западным оценкам, на 1985 год сирийские военно-воздушные силы имели примерно 650 боевых самолётов, число которых, однако, продолжало неуклонно снижаться на протяжении 1990-х и 2000-х годов, главным образом из-за сокращения поставок комплектующих после распада СССР.[2].

ВВС Сирии принимают участие в продолжающейся гражданской войне в стране. По состоянию на ноябрь 2012 года в боевых действиях по разным причинам потеряно не менее 15 самолётов и вертолётов[3].

Боевой состав

Обозначение формирования или части Вооружение и оснащение Место расположения
697 Эскадрилья МиГ-23 (МиГ-29 по другим источникам) Авиабаза Sayqal
699 Эскадрилья МиГ-29 Авиабаза Sayqal
??? Эскадрилья МиГ-29 Авиабаза Sayqal
1 Эскадрилья МиГ-25П/Р Авиабаза Tiyas
5 Эскадрилья МиГ-25П/Р Авиабаза Tiyas
827 Эскадрилья Су-22 Авиабаза Tiyas
819 Эскадрилья Су-24 Авиабаза Tiyas
7 Эскадрилья МиГ-25П/Р Авиабаза Shayrat
675 Эскадрилья МиГ-23МФ Авиабаза Shayrat
677 Эскадрилья Су-22

Су-20

Авиабаза Shayrat
685 Эскадрилья Су-22 Авиабаза Shayrat
695 Эскадрилья МиГ-23БН Авиабаза An Nasiriya
698 Эскадрилья МиГ-23БН Авиабаза An Nasiriya
??? Эскадрилья МиГ-25Р Авиабаза Dumayr
??? Эскадрилья МиГ-23МЛ Авиабаза Dumayr
??? Эскадрилья Су-22 Авиабаза Dumayr
54 Эскадрилья Су-20 (МиГ-23 по другим источникам) Авиабаза Marj Ruhayyil
77 Эскадрилья МиГ-23МЛ Авиабаза Marj Ruhayyil
767 Эскадрилья Ми-24 Авиабаза Marj Ruhayyil
825 Эскадрилья МиГ-21 Авиабаза Al Qusayr
826 Эскадрилья МиГ-21 Авиабаза Al Qusayr
945 Эскадрилья МиГ-21 Авиабаза Khalkhalah
946 Эскадрилья МиГ-21 Авиабаза Khalkhalah
679 Эскадрилья МиГ-21 Авиабаза Hamah
680 Эскадрилья МиГ-21 Авиабаза Hamah
8 Эскадрилья МиГ-21 Авиабаза Deir Zzor
10 Эскадрилья МиГ-21 Авиабаза Jirah
10 Эскадрилья МиГ-21 Авиабаза Tabqa
Штаб 24 бригады Ми-8 Авиабаза Tabqa
2 Эскадрилья L-39ZO Авиабаза Abu ad Duhor
678 Эскадрилья МиГ-23МС Авиабаза Abu ad Duhor
??? Эскадрилья L-39ZO Авиабаза Abu ad Duhor
??? Эскадрилья Ми-8 Авиабаза Nayrab-Aleppo
??? Эскадрилья Ми-8 Авиабаза Nayrab-Aleppo
??? Эскадрилья L-29 «Дельфин» Авиабаза Nayrab-Aleppo
??? Эскадрилья L-29 «Дельфин» Авиабаза Nayrab-Aleppo
??? Эскадрилья L-29 «Дельфин» Авиабаза Nayrab-Aleppo
??? Эскадрилья L-39 «Альбатрос» Авиабаза Nayrab-Aleppo
??? Эскадрилья L-39 «Альбатрос» Авиабаза Nayrab-Aleppo
585 Эскадрилья Ту-134

Boeing 737

Авиабаза Damascus (International)
522 Эскадрилья Ан-24

Ан-26

Ил-76

Авиабаза Damascus (Meze)
565 Эскадрилья Як-40 Авиабаза Damascus (Meze)
575 Эскадрилья 20F2 Авиабаза Damascus (Meze)
909 Эскадрилья Ми-8 Авиабаза Damascus (Meze)
976 Эскадрилья SA-342L «Газель» Авиабаза Damascus (Meze)
977 Эскадрилья SA-342L «Газель» Авиабаза Damascus (Meze)
??? Эскадрилья Ми-8 Авиабаза Damascus (Meze)
765 Эскадрилья Ми-24 Авиабаза Es Suweidaya
766 Эскадрилья Ми-24 Авиабаза Es Suweidaya
525 Эскадрилья Ми-8 Авиабаза Marj As Sultan
537 Эскадрилья Ми-8 Авиабаза Marj As Sultan
253 Эскадрилья Ми-8 Авиабаза Afis
255 Эскадрилья Ми-8 Авиабаза Afis
532 Эскадрилья Ми-8

Ми-2

Авиабаза Qabr as Sitt
618 Эскадрилья — морская авиация Ми-14

Ка-25

Авиабаза Latakia
3-я школа пилотов CASA 223

L-39ZA «Альбатрос»

Авиабаза Rasin el Aboud
4-я школа пилотов CASA 223

Ми-8

Авиабаза Rasin el Aboud

Техника и вооружение

Данные о технике и вооружении ВВС Сирии взяты со страницы журнала Aviation Week & Space Technology.[4][5]

Тип Производство Назначение Количество Примечания
Боевые самолёты
Су-24МК СССР фронтовой бомбардировщик 20 Поставлялись в 1989-1992[6][7]
Су-22 СССР истребитель-бомбардировщик 40
МиГ-21бис

МиГ-21ПФ

МиГ-21СМБ

МиГ-21У

СССР

СССР

СССР

СССР

многоцелевой истребитель

истребитель-перехватчик

истребитель-перехватчик

учебный истребитель

20

70

40

20

МиГ-23БМ

МиГ-23МФ

МиГ-23УБ

СССР истребитель-бомбардировщик

многоцелевой истребитель

учебный истребитель

60

107

6

МиГ-25

МиГ-25Р

МиГ-25У

СССР истребитель-перехватчик

самолёт-разведчик

учебный истребитель

30

6

2

Поставлялись с 1979[8]
МиГ-29A

МиГ-29СМТ

МиГ-29УБ

СССР

Россия

многоцелевой истребитель

многоцелевой истребитель

учебно-боевой истребитель

42

14

6

Поставлялись с 1987[9]
Транспортные самолёты
Ан-24 СССР транспортный самолёт 2
Ан-26 СССР транспортный самолёт 5
Dassault Aviation Falcon 900  Франция административный самолёт 1
Dassault-Breguet Falcon 20F  Франция административный самолёт 2
Ил-14 СССР транспортный самолёт 4
Ил-76М

Ил-76Т

СССР

СССР

транспортный самолёт

транспортный самолёт

2

2

Piper PA-31  США общего назначения 2
Ту-134 СССР транспортный самолёт 2
Як-40 СССР транспортный самолёт 2
Учебные самолёты
Aero Vodochody L-39  Чехословакия учебно-боевой 40
CASA 223  Испания учебно-тренировочный 30 немецкий самолёт MBB 223 Flamingo
производился в Испании
Pakistan Aeronautical Complex Mushshak  Пакистан учебно-тренировочный 6
Вертолёты
Aerospatiale SA 342J  Франция многоцелевой вертолёт 55
Ми-2  Польша многоцелевой вертолёт 10
Ми-4 СССР многоцелевой вертолёт 2
Ми-6 СССР транспортный вертолёт 10
Ми-8 СССР многоцелевой вертолёт 51
Ми-17 СССР многоцелевой вертолёт 45
Ми-24 СССР транспортно-боевой вертолёт 36

Опознавательные знаки

  • Опознавательный знак ВВС Сирии

Эволюция опознавательных знаков

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Военно-воздушные силы Сирии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Флаг ВВС Сирии

Военно-воздушные силы Сирии (араб. القوّات الجوية العربية السورية‎; Al Quwwat al-Jawwiya al Arabiya as-Souriya) — один из видов Вооружённых сил Сирии.

История

ВВС Сирии были основаны в 1948 году[источник не указан 37 дней], когда первые сирийские лётчики закончили подготовку в британских лётных школах. С 1950-х годов Сирия закупала авиатехнику почти исключительно у СССР. Сирийская авиация принимала участие в войнах с Израилем 1967 (потеряв большую часть своих самолётов в первый день войны) и 1973 годов, а также в ряде стычек с израильскими ВВС над Ливаном в 1979—1982 годах. Во время израильского вторжения в Ливан (июнь 1982) ВВС Сирии понесли тяжёлые потери, лишившись 68 боевых самолётов в течение нескольких дней[1].

По западным оценкам, на 1985 год сирийские военно-воздушные силы имели примерно 650 боевых самолётов, число которых, однако, продолжало неуклонно снижаться на протяжении 1990-х и 2000-х годов, главным образом из-за сокращения поставок комплектующих после распада СССР[2]. В боевом составе ВВС Сирии на 2006 год было 784 летательных аппарата[3].

ВВС Сирии принимают участие в продолжающейся гражданской войне в стране. На 2015 год более 90 % вертолётов выведено из строя, сирийская армия вынуждена использовать для ударов по позициям повстанцев противолодочные вертолёты ВМС[4].

Видео по теме

Аэродромная сеть

Основные аэродромы базирования ВВС Сирии

Аэродромная сеть достаточно плотная. Вместе с тем авиабазы расположены на территории страны неравномерно - большая их часть сосредоточена в западной части страны. В настоящее время в стране имеется 34 аэродрома, из них 24 - с искусственным покрытием. В интересах национальных ВВС полностью или частично задействуется только 15: Дамаск (международный), Латакия (аэродром Хмеймим), Камишлия. Эти аэродромы используются совместно с гражданской авиацией.

Наиболее крупными (способными принимать самолеты всех классов и типов) являются:

Сирийская военная авиация также использует аэродромы: Абу ад-Духур, Халеб, Думейр, Дейр эз-Зор, Насирия, Сейкаль, Табка, Тияс и Хама, а также три вертолетные площадки: Акраба, Марж-эс-Султан и Тафтаназ.

Большинство аэродромов имеют взлетно-посадочные полосы с капитальным покрытием и построены по типовой схеме: одна ВПП, магистральная рулежная дорожка, которая может быть использована для взлета и посадки в случае вывода из строя основной ВПП; групповые и одиночные стоянки самолетов; площадки для дежурных самолетов; склад ГСМ, технические и служебные здания[5].

Боевой состав

Техника и вооружение

Интенсивное использование авиации в ходе гражданской войны в Сирии снизило доступность и боеготовность техники до очень низких уровней[6]

Опознавательные знаки

  • Опознавательный знак ВВС Сирии

Эволюция опознавательных знаков

Примечания

Ссылки

wiki2.red

фото, состав, состояние, схема окраски. ВВС России в Сирии

Чем дольше длится неразбериха в Сирии, тем чаще новости о ее вооруженных силах появляются на широком экране. Всего за несколько лет страна прошла путь от незначительных стычек с отрядами «оппозиционеров» до кровавого хаоса гражданской войны. Как ни странно, но до недавних пор ВВС Сирии никакого внимания к себе не привлекали, хотя их роль в удержании воинствующих фанатиков и «долларовых исламистов» очень велика.

Немного истории

С тех пор как к власти в стране пришла партия «Баас», что случилось в 1963 году, военная авиация играла в жизни этого государства далеко не последнюю роль. Именно офицеры ВВС под командованием Хафеза Асада, приходящегося отцом Башару Асаду, нынешнему президенту страны, устроили тот вооруженный переворот. Неудивительно, что именно «летуны» играли и играют заметные роли как в военной, так и в сугубо мирной жизни. Хотя в три последних года на последнем поприще им проявлять себя не получается.

Почему Сирия обладала столь мощными ВВС?

Этому много объяснений. Во-первых, сирийцы традиционно не в ладах с соседним Израилем. Во-вторых, по ряду причин они были вынуждены вмешиваться в Ливанский конфликт. В-третьих, у них в свое время имелись весьма тяжелые противоречия с правительством Саддама Хусейна.

Особенно удачными для ВВС Сирии выдались 80-е годы: когда в стране наконец-то появились «туземные» летчики с высокой квалификацией, а не их коллеги из СССР, сирийцы смогли активнее вмешиваться в хронические конфликты на границе Израиля, не опасаясь политических последствий. Более того, они на практике убедились, что израильские самолеты – не всесокрушающий вал, а всего лишь цели. Это смогло несколько обелить сирийцев в глазах руководства Кремля.

После позорной для Сирии «Войны Судного дня», когда практически вся дорогостоящая советская техника была уничтожена израильтянами на аэродромах, а пилоты даже не делали попыток подняться в воздух, Москва весьма скептически стала относиться к идее восстановления ВВС Сирии как класса.

Откуда кадры?

Из небольшого ядра, которое было подготовлено еще английскими военными специалистами в 1948 году, выросла когорта талантливых специалистов. В составе ВВС на 1980 год числилось 650 самолетов и вертолетов, не менее ста тысяч кадровых военных и около 40 тысяч резервистов. На тот момент основной задачей руководства страны была коренная модернизация своих ВВС, ради чего в 1986 году правительством был сделан заказ на поставку некоторого количества МиГ-29 из СССР. Также планировалось, что воздушно-десантные войска ВВС Сирии подвергнутся коренной реформации, после которой их структура и подготовка станут аналогичными советской.

Но в 90-е годы по понятным причинам поставки были практически свернуты, и вскоре сирийские «летуны» уже практически не участвовали ни в одной боевой операции. Конечно, с Израилем война велась всегда, не прекращаясь ни на один день, но по причине ослабевания противников евреев в том регионе и роста мощи их армии за счет постоянных поставок техники из США, Сирия оказалась в патовой ситуации. В то время кадровых летчиков осталось не более 60 тысяч, резервистов стало еще меньше, состав ВВС Сирии вообще сократился до 555 единиц. Сравнительно много, но… Многие из самолетов существовали только на бумаге и в воздух подняться не могли даже теоретически.

Современное положение дел

Опять-таки на бумаге все выглядит вполне радужно, так как ВВС Сирии могут сравниться по численности со своими коллегами из Египта или Израиля. Но на самом деле все плохо. Основная проблема – катастрофическое устаревание всего парка боевой авиации. В ее составе числится не более 60 самолетов МиГ-29, около трех десятков МиГ-25 и двух десятков Су-24. Все остальное – очень старые МиГи, которые из-за полного отсутствия вменяемого ТО зачастую даже взлететь не могут. Разумеется, что с такими силами глупо думать о противодействии ВВС Израиля.

К примеру, евреи в последние годы стали эффективно использовать БПЛА собственной разработки, да и их авиационные ракеты очень хороши. У сирийцев же все это находится даже не в зачаточном состоянии, а попросту отсутствует как класс. Даже разведывательные эскадрильи толком не укомплектованы более-менее современной техникой. Да и прикрывать их нечем: практически все МиГ-21, которые хоть как-то могли противодействовать израильским Ф-16, были уничтожены задолго до известных событий, будучи перемолотыми в постоянных приграничных стычках.

Сообщается также, что значительная часть остававшихся у Сирии МиГ-23 была уничтожена так называемыми «оппозиционерами». Впрочем, высока вероятность того, что они взрывали и сжигали уже ни на что не годный металлолом, который не летал уже с конца 90-х годов. В общем и целом, состояние ВВС Сирии на сегодняшний день очень тяжелое.

Тяжелые времена

Как и во многих странах Ближнего Востока, ВВС страны подверглись значительному сокращению, а расходы на их содержание уменьшились в разы. На содержание всей армии даже в сравнительно благополучном 2009 году выделялось не более 3% от ВВП, и это при условии непрекращающейся войны на границах. Ситуация еще более усугублялась умелой «поддержкой» США, которые всячески урезали валютные транши и инвестиции в экономику страны, вводя против нее все новые ограничения.

Официально при этом сообщалось, что сирийцы, якобы, поддерживают «террористов» из Ирака. Террористами при этом называли бойцов правительственной иракской армии, которую в тот момент сами американцы вдохновленно истребляли. Кульминацией стала операция «Фруктовый сад», в ходе которой самолеты Ф-15 и Ф-16 Израиля полностью уничтожили строящийся реактор предполагаемой сирийской АЭС. Есть любопытные сведения о направленной кибератаке, которой подвергались все военные сети страны в этот момент. Из-за этого организованного сопротивления оказать не получилось.

Таким образом, ВВС и ПВО Сирии в настоящее время находятся в столь плачевном состоянии, что сложно говорить об их реальном существовании. Чисто гипотетически, самолеты у страны есть, но вот их реальная боеспособность вызывает глубочайшие сомнения.

ПВО

Особенно большую тревогу вызывает плачевное состояние системы радиоразведки. В отличие от Израиля, который имеет на вооружении немало самолетов ДРЛОиУ, сирийцы вынуждены довольствоваться только системами наземных радаров. Техника эта надежная, но весьма устаревшая. Именно по этой причине самолеты тех же израильтян или турок очень часто нарушают государственную границу страны. Своих же перехватчиков у Сирии практически не осталось, так что противодействовать такому поведению соседей попросту нечем.

Кроме того, не вызывает восторга и ситуация с ЗРК. Когда-то сирийцам было поставлено немалое количество вполне современных по тем временам машин, но из-за ужасающих условий их обслуживания и хранения, когда не соблюдались самые элементарные нормы, большая часть была уже утрачена. Оставшееся оборудование уже очень старое и несовершенное, оно не может гарантировать обнаружения вражеских самолетов во всех ситуациях, а расчеты, приставленные к машинам, далеко не всегда обладают высоким уровнем выучки. Во многом связано это с тем, что многие кадровые военные уже погибли за несколько лет непрерывной войны.

Российская поддержка

Еще со времен Холодной войны, когда основным поставщиком вооружения для Сирии был СССР, аналогичное положение дел сохраняется и в отношении России. В настоящее время проводятся также операции ВВС РФ в Сирии, а также имеются сведения о контрактах с сирийской стороной, которые предусматривают, в частности, поставку боевых вертолетов Ми-25 (это экспортная модификация Ми-24).

Еще в начале 2000-х годов проскальзывала информация о началах поставок МиГ-31Э. Предполагалось, что эти самолеты станут заменой устаревших МиГ-25. На страницах СМИ проскакивали сообщения о заказе восьми машин, поставка которых, якобы, была приторможена из-за финансовых затруднений у сирийской стороны. Но в 2010 году было официально объявлено, что никаких контрактов на самом деле не заключалось.

Поставка МиГ-29 в настоящее время находится в «подвешенном» состоянии. Кроме того, предполагается, что отечественные оружейники намереваются продать Сирии не менее 36 учебно-боевых самолетов Як-130. По состоянию на конец 2012 года было официально заявлено о заключении контракта. Пока что можно говорить о том, что этой техники в стране еще нет.

Лояльность России

По понятным причинам все эти договоры вызывают ярко выраженную негативную реакцию США и их сателлитов. Но Россия, скорее всего, все свои договоренности выполнит. Многие отечественные экономисты в свое время говорили, что препятствием для поставок может стать разве что низкая платежеспособность сирийцев, так как Москва не собирается повторять ошибок СССР, бесплатно поставляя дорогую технику, но тут дело не только в деньгах.

Еще в 1971 году между нашими странами был заключен договор, по условиям которого Россия имеет право располагаться на базе, расположенной в Тартусе. Во многом это обуславливает и успехи ВВС РФ в Сирии, так как наша группировка имеет хорошие тылы и не испытывает проблем со снабжением.

Война с «оппозицией»

Пока нет достоверных данных о поставках самолетов и вертолетов в Сирию. Во многом этому способствуют и зарубежные «партнеры»: так, корабль, перевозивший отремонтированные Ми-25, вообще был вынужден оставаться в порту, так как страховка судна, находящегося под британской юрисдикцией, была отозвана Великобританией. Только благодаря эскорту боевых российских кораблей, в окружении которых он вышел из порта Калининграда, удалось доставить 30 или 45 вертолетов сирийцам.

Как уже было сказано в самом начале статьи, хорошо себя показали ВВС Сирии в борьбе с ИГИЛ. В первые годы войны особенно уважаем был тот самый Ми-25. В составе его вооружения имеются крупнокалиберные пулеметы, ракеты, есть возможность навешивания широкого спектра бомб. Кроме того, был востребован и штурмовик Су-25, некоторое количество которых у сирийцев все же сохранилось. К сожалению, из-за невысокой подготовки многих пилотов и большого количества ПЗРК, практически вся эта техника была потеряна.

Прямая поддержка России

Если бы не российские ВВС в Сирии, правительству Асада было бы совсем туго. Примечательно, что первые сообщения в зарубежных СМИ, касающиеся присутствия нашей авиации на территории этого государства, появились задолго до первых официальных подтверждений. Во многом это обусловлено широким распространением сервисов видеохостинга: еще года полтора назад, когда нашей техники в Сирии не было, по просторам сети гулял ролик, в котором несколько Су-34 и транспортник Ил-86 пролетают над сирийской территорией.

Учитывая, что схема окраски ВВС Сирии чрезвычайно схожа с российской (фактически нами используется тот же самый пустынный камуфляж), можно все же предположить, что это поставленные сирийцам истребители прикрывают российский транспортник, везущий припасы. Но вскоре Правительство Российской Федерации все же сделало официальное заявление. В нем говорилось, что российские ВВС в Сирии действительно присутствуют.

Кстати, а как вообще окрашены сирийские военные самолеты? В отличие от наших ВВС, в которых используется сразу несколько вариантов камуфляжа, которые зависят от непосредственных условий использования, техника этого государства окрашена намного «скромнее». Возможна желто-зеленая окраска или болотный, зеленоватый вариант.

Превалирует обычная песочная окраска с опознавательными знаками ВВС Сирии. Фото этих самолетов, если на них нет каких-то особых отметок, очень легко спутать с аналогичными машинами других государств в этом регионе, которые в свое время получали вооружение у СССР.

Сколько наших самолетов там есть?

Сперва хоть сколько-нибудь достоверных данных о составе нашей группировки в этом регионе не предоставлялось, но сегодня такая информация есть. Итак, в сирийском небе сегодня летают:

  • Су-27СМ – 4 единицы.
  • Су-30СМ – 16 единиц.
  • Су-34 – 12 единиц.
  • Су-24М – предполагается, что этих самолетов там чуть более 30 штук.
  • Наконец, штурмовиков Су-25СМ там есть 12 экземпляров.

Вылеты с территории России

Помимо самолетов, на помощь сирийцам было отправлено по 15 вертолетов Ми-8 и Ми-24. Наконец, сравнительно недавно вылеты на территорию Сирии стали совершать российские ВВС, базированные в Моздоке и Махачкале. Среди «гастролеров», которые представляют ВВС России в Сирии, имеется следующая техника:

  • Легендарные «Белые лебеди», они же Ту-160 – 6 единиц.
  • Не менее известные «Медведи», они же Ту-95 – 5 единиц.
  • Ту22М3 – вылеты совершают от 12 до 14 самолетов.
  • Су-34 – 8 штук.
  • Су-27СМ – еще 4 единицы.
Таким образом, состав нашей группировки достаточно многочисленный, но весьма разнородный. Во многом это объясняется традиционной узкоспециализированной направленностью отечественных боевых самолетов, которые четко делятся на штурмовиков, истребителей, перехватчиков и бомбардировщиков. Учитывая, что в Сирии летают только «сушки», особых проблем с их снабжением не возникает, так как эта техника максимально меж собой унифицирована. То же самое касается и вертолетов семейства «Ми». Вот чем представлены ВВС России в Сирии.

fb.ru

Военно-воздушные силы Сирии — Википедия. Что такое Военно-воздушные силы Сирии

Флаг ВВС Сирии

Военно-воздушные силы Сирии (араб. القوّات الجوية العربية السورية‎; Al Quwwat al-Jawwiya al Arabiya as-Souriya) — один из видов Вооружённых сил Сирии.

История

ВВС Сирии были основаны в 1948 году[источник не указан 44 дня], когда первые сирийские лётчики закончили подготовку в британских лётных школах. С 1950-х годов Сирия закупала авиатехнику почти исключительно у СССР. Сирийская авиация принимала участие в войнах с Израилем 1967 (потеряв большую часть своих самолётов в первый день войны) и 1973 годов, а также в ряде стычек с израильскими ВВС над Ливаном в 1979—1982 годах. Во время израильского вторжения в Ливан (июнь 1982) ВВС Сирии понесли тяжёлые потери, лишившись 68 боевых самолётов в течение нескольких дней[1].

По западным оценкам, на 1985 год сирийские военно-воздушные силы имели примерно 650 боевых самолётов, число которых, однако, продолжало неуклонно снижаться на протяжении 1990-х и 2000-х годов, главным образом из-за сокращения поставок комплектующих после распада СССР[2]. В боевом составе ВВС Сирии на 2006 год было 784 летательных аппарата[3].

ВВС Сирии принимают участие в продолжающейся гражданской войне в стране. На 2015 год более 90 % вертолётов выведено из строя, сирийская армия вынуждена использовать для ударов по позициям повстанцев противолодочные вертолёты ВМС[4].

Аэродромная сеть

Основные аэродромы базирования ВВС Сирии

Аэродромная сеть достаточно плотная. Вместе с тем авиабазы расположены на территории страны неравномерно - большая их часть сосредоточена в западной части страны. В настоящее время в стране имеется 34 аэродрома, из них 24 - с искусственным покрытием. В интересах национальных ВВС полностью или частично задействуется только 15: Дамаск (международный), Латакия (аэродром Хмеймим), Камишлия. Эти аэродромы используются совместно с гражданской авиацией.

Наиболее крупными (способными принимать самолеты всех классов и типов) являются:

Сирийская военная авиация также использует аэродромы: Абу ад-Духур, Халеб, Думейр, Дейр эз-Зор, Насирия, Сейкаль, Табка, Тияс и Хама, а также три вертолетные площадки: Акраба, Марж-эс-Султан и Тафтаназ.

Большинство аэродромов имеют взлетно-посадочные полосы с капитальным покрытием и построены по типовой схеме: одна ВПП, магистральная рулежная дорожка, которая может быть использована для взлета и посадки в случае вывода из строя основной ВПП; групповые и одиночные стоянки самолетов; площадки для дежурных самолетов; склад ГСМ, технические и служебные здания[5].

Боевой состав

Техника и вооружение

Интенсивное использование авиации в ходе гражданской войны в Сирии снизило доступность и боеготовность техники до очень низких уровней[6]

Опознавательные знаки

  • Опознавательный знак ВВС Сирии

Эволюция опознавательных знаков

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Военно-воздушные силы Сирии Википедия

ВВС Сирии были основаны в 1948 году[источник не указан 351 день], когда первые сирийские лётчики закончили подготовку в британских лётных школах. С 1950-х годов Сирия закупала авиатехнику почти исключительно у СССР. Сирийская авиация принимала участие в войнах с Израилем 1967 (потеряв большую часть своих самолётов в первый день войны) и 1973 годов, а также в ряде стычек с израильскими ВВС над Ливаном в 1979—1982 годах. Во время израильского вторжения в Ливан (июнь 1982) ВВС Сирии понесли тяжёлые потери, лишившись 68 боевых самолётов в течение нескольких дней[1].

По западным оценкам, на 1985 год сирийские военно-воздушные силы имели примерно 650 боевых самолётов, число которых, однако, продолжало неуклонно снижаться на протяжении 1990-х и 2000-х годов, главным образом из-за сокращения поставок комплектующих после распада СССР[2]. В боевом составе ВВС Сирии на 2006 год было 784 летательных аппарата[3].

ВВС Сирии принимают участие в продолжающейся гражданской войне в стране. На 2015 год более 90 % вертолётов выведено из строя, сирийская армия вынуждена использовать для ударов по позициям повстанцев противолодочные вертолёты ВМС[4].

Основные аэродромы базирования ВВС Сирии

Аэродромная сеть достаточно плотная. Вместе с тем авиабазы расположены на территории страны неравномерно - большая их часть сосредоточена в западной части страны. В настоящее время в стране имеется 34 аэродрома, из них 24 - с искусственным покрытием. В интересах национальных ВВС полностью или частично задействуется только 15: Дамаск (международный), Латакия (аэродром

ruwikiorg.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о