Войска гражданской обороны (ГО)

Войска гражданской обороны (ГО) – это организационные объединения воинских формирований, предназначенных для решения задач в области гражданской обороны.

История войск гражданской обороны начинается с создания в 1932-1936 годах первых кадровых воинских частей МПВО для проведения специальных работ по защите населения Москвы, Ленинграда, Киева и др. крупных городов страны в случае нападения возможного противника. В годы Великой Отечественной войны количество воинских частей и подразделений МПВО было значительно увеличено. Ими был выполнен большой объем аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. Воинские части и подразделения МПВО являлись основным резервом и опорой начальников МПВО городов для выполнения внезапно возникших задач. В послевоенные годы они активно участвовали в восстановлении разрушенных городов и объектов обороны. После образования на базе МПВО системы Гражданской обороны СССР (1961) воинские части МПВО были переданы в подчинение военных округов Минобороны СССР. В 60-80 гг. XX в. Войска гражданской обороны участвовали в ликвидации ряда крупных промышленных аварий, наводнений и др. стихийных бедствий, внесли большой вклад в ликвидацию массовых лесных и торфяных пожаров, последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Спитакского землетрясения в Армении. С образованием в 1991 ГКЧС РСФСР (с 1994 – МЧС России). Войска гражданской обороны из состава Минобороны СССР были переданы в его подчинение.

В настоящее время войска гражданской обороны – важнейшая составляющая сил МЧС России, организационно они состоят из спасательных центров, отдельных бригад, полков, батальонов и вертолетных отрядов. На вооружении войск гражданской обороны находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки гражданской обороны. Они могут проходить службу в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальных органах. Деятельность войск гражданской обороны, комплектование военнослужащими и гражданским персоналом, социальная защита военнослужащих, а также финансирование осуществляются в соответствии с законодательством РФ. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введением Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, террористических актах, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и др. неотложных работ. Структуру, состав войск гражданской обороны и их штатную численность утверждает Президент РФ. Руководство войсками гражданской обороны осуществляет Президент РФ, управление — Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий через аппарат министерства и региональные центры МЧС России.

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» (1998) свои задачи войска гражданской обороны выполняют самостоятельно или совместно с нештатными аварийно-спасательными формированиями гражданской обороны, а при необходимости – с ВС РФ, другими войсками и воинскими формированиями. Основа организации деятельности войск гражданской обороны определяется Положением о войсках гражданской обороны, утвержденным Президентом РФ. В войсках гражданской обороны для рассмотрения важнейших вопросов их деятельности функционирует военный совет, который возглавляет Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. МЧС России создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке органы управления, спасательные центры, отдельные бригады, воинские части и подразделения войск гражданской обороны, осуществляет в соответствии с законодательством РФ их комплектование личным составом, производит тарификацию их утвержденных штатов и штатных перечней, а также организацию их материального, технического, финансового и др. видов обеспечения, организует в установленном порядке подготовку войск гражданской обороны.

Основными задачами войск гражданской обороны являются:

в мирное время:

  • участие в мероприятиях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • доставка и обеспечение сохранности гуманитарных грузов;
  • участие в жизнеобеспечении пострадавшего населения;
  • проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием неразорвавшихся боеприпасов.

в военное время:

  • строительство укрытий для населения, обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения;
  • проведение аварийно-спасательных и др. неотложных работ;
  • ликвидация радиационных, химических и биологических очагов поражения, участие в срочном восстановлении функционирования коммунальных объектов и др. элементов систем жизнеобеспечения населения;
  • участие в жизнеобеспечении пострадавшего населения и др.

Войска гражданской обороны активно участвовали в последние годы в проведении операций по оказанию гуманитарной помощи населению Чеченской Республики, др. регионов страны и за рубежом.

Источник: Положение о Войсках гражданской обороны Российской Федерации. Собрание законодательства РФ. 1996. № 22. Cт. 2671.

fireman.club

Войска гражданской обороны Википедия

Спасательные воинские формирования МЧС России
Годы существования с 1932 года
Страна  Россия
Подчинение МЧС России
Численность 7 230 человек[1]

Спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращенно — СВФ МЧС России) — подразделения, созданные на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны и предназначенные для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации. Являются составной частью сил гражданской обороны.[2].

Руководство спасательными воинскими формированиями осуществляет Президент Российской Федерации. Управление спасательными воинскими формированиями осуществляет Министр по чрезвычайным ситуациям. Деятельность спасательных воинских формирований регламентирована Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2011 г. № 1265 « О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

История

Нашивка формирований ГО СССР

4 октября 1932 года — Советом Народных Комиссаров СССР принято «Положение о противовоздушной обороне СССР». Этот документ положил начало создания системы местной противовоздушной обороны (МПВО), которая стала прообразом системы гражданской обороны, а подразделения МПВО — прообразом войск гражданской обороны. В этот период воинские части МПВО подчинялись Народному комиссариату по военным и морским делам СССР[3].

Нарукавная нашивка войск ГО России 1991—2003 г.г.

7 октября 1940 года — руководство подразделениями МПВО передано Народному комиссариату внутренних дел СССР, в составе которого создано Главное управление МПВО[4].

Нарукавная нашивка СЦ МЧС России с 2003 г.

15 июля 1961 года — Постановлением Совета Министров СССР МПВО преобразована в гражданскую оборону СССР. Основу войск составили отдельные механизированные полки и отдельные батальоны гражданской обороны[5].

8 апреля 1967 года — на базе 147-го отдельного механизированного полка гражданской обороны создано Московское военное училище гражданской обороны для подготовки командного состава войск гражданской обороны Вооружённых Сил СССР.

1971 год — подразделения гражданской обороны СССР переданы в состав Министерства обороны СССР. Создаются формирования повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ.

1990 год — некоторые отдельные механизированные полки гражданской обороны преобразованы в механизированные бригады, включившие в свой состав до 7 батальонов гражданской обороны: 2-3 механизированных батальона, аварийно-спасательный, инженерно-технический, РХБЗ и понтонно-переправочный батальоны[6].

9 декабря 1992 года — подготовка кадров для войск гражданской обороны организована на базе созданного высшего учебного заведения ГКЧС России — Академии гражданской защиты ГКЧС России

[7].

23 октября 1993 года — утверждено Временное положение о войсках гражданской обороны Российской Федерации.

1994 год — система гражданской обороны включена в состав МЧС России.

27 мая 1996 года — утверждено Положение о войсках гражданской обороны Российской Федерации. Основной структурной единицей войск ГО стала отдельная бригада гражданской обороны[8].

1999 — 2003 г.г. — отдельные полки и бригады гражданской обороны реорганизованы в новые основные структурные подразделения войск ГО — спасательные центры МЧС России.

30 сентября 2011 года — войска гражданской обороны МЧС России реорганизованы в спасательные воинские формирования МЧС России.

Структура

Организационно спасательные воинские формирования состоят из следующих подразделений[2]:

  • Подразделение центрального аппарата МЧС России:

— Отдел спасательных воинских формирований Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России.

  • Региональные центры:

— Центральный региональный центр;

— Южный региональный центр;

— Северо-Западный региональный центр;

— Сибирский региональный центр;

  • 85 Главных управлений МЧС России по субъекту Российской Федерации.
  • Спасательные центры МЧС России:

— Ногинский спасательный центр;

— Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер»;

— Невский спасательный центр;

— Тульский спасательный центр;

— Донской спасательный центр;

— Волжский спасательный центр;

— Уральский учебный спасательный центр;

— Сибирский спасательный центр;

— Амурский спасательный центр;

— Камчатский спасательный центр.

  • Авиационно-спасательные центры МЧС России:

— Жуковский авиационно-спасательный центр;

— Северо-западный авиационно-спасательный центр;

— Северо-Кавказский авиационно-спасательный центр;

— Приволжский авиационно-спасательный центр;

— Южный авиационно-спасательный центр;

— Красноярский авиационно-спасательный центр;

— Уральский авиационно-спасательный центр

— Хабаровский авиационно-спасательный центр.

  • Органы обеспечения управления:

— Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;

— Рузский центр обеспечения пунктов управления МЧС России.

  • Образовательное учреждение:

— Академия гражданской защиты МЧС России

Задачи

Основными задачами спасательных воинских формирований МЧС России являются[2]:

в мирное время:

  • проведение мероприятий по поддержанию готовности спасательных воинских формирований к выполнению возложенных на них задач;
  • использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обучение населения в области гражданской обороны;
  • участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также по разработке технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время:

  • участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соглашения;
  • участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании;
  • участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;
  • участие в доставке грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам;
  • участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи;
  • участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;
  • осуществление совместно с войсками (силами) и средствами федеральных органов исполнительной власти противодействия терроризму.

в военное время:

  • участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • участие в обеспечении ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;
  • участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;
  • участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
  • участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;
  • участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;
  • участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

См. также

Примечания

wikiredia.ru

Другие войска, их основные задачи

Другие войска не входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, но вместе с ними обеспечивают выполнение задач, связанных с обороной государства. К этим войскам относятся пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны Российской Федерации.

Пограничные войска Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации

Пограничные войска предназначены для защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа нашей страны и природных ресурсов.

Основные задачи пограничных войск:

• защита и охрана Государственной границы РФ в целях недопущения противоправного ее прохождения, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима границы;

• охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также для защиты морской среды, экономических и иных законных интересов России.

Структурно пограничные войска сведены в 10 региональных управлений: Арктическое, Северо-Западное, Калининградское, Западное, Северо-Кавказское, Юго-Восточное, Забайкальское, Дальневосточное, Тихоокеанское и Северо-Восточное.

Внутренние войска Министерства Внутренних Дел Российской Федерации

Внутренние войска предназначены для защиты прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

Основные задачи внутренних войск:

• предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов и действий, направленных против целостности государства;

• разоружение незаконных формирований;

• соблюдение режима чрезвычайного положения;

• усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо;

• обеспечение нормального функционирования всех государственных структур и законно избранных органов власти;

• охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т. д.

Важнейшей задачей внутренних войск МВД РФ является совместное с Вооруженными Силами России участие в территориальной обороне страны.

Проводимые во внутренних войсках организационные преобразования направлены на то, чтобы повысить их мобильность, способность быстро концентрировать силы и средства там, где это необходимо, реально обеспечивать охрану жизни, здоровья и имущества граждан.

Войска Гражданской обороны Российской Федерации

Войска гражданской обороны являются важной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Эти войска в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обороне» могут привлекаться к обороне с применением средств вооруженной борьбы. Организационно они входят в состав МЧС России.

Основные задачи войск гражданской обороны в мирное время:

• накопление, размещение, хранение и своевременное обновление вооружения, техники, других материально–технических средств, предназначенных для развертывания войск и проведения аварийно–спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время;

• участие в мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

• подготовка сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• обучение населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях;

• ведение радиационной, химической и бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;

• проведение аварийно–спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у России имеются соответствующие договоры;

• проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;

• проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

• участие в локализации и ликвидации крупных лесных и торфяных пожаров;

• обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций в качестве гуманитарной помощи;

• участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, временным жильем и другими средствами и услугами, оказание ему доврачебной медицинской помощи;

• участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;

• участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

Основные задачи войск гражданской обороны в военное время:

• ведение радиационной, химической и бактериологической (биологической) разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

• проведение аварийно–спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

• проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;

• обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

• участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

• проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

• участие в работах по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения и выполнении задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.

Войска гражданской обороны организационно состоят из соединений, воинских частей и организаций, в которые входят аварийно–спасательные, инженерные, механизированные, пожарные, медицинские, пиротехнические и другие подразделения. В соответствии с Женевскими конвенциями они не участвуют в боевых действиях, поэтому имеют на вооружении спасательную технику и легкое стрелковое оружие.

Соединения и части гражданской обороны располагаются в тех регионах, где высока вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Особенности регионов учтены в их структуре и составе. Если регион сейсмоопасный – в нем больше механизированных подразделений, если подвержен наводнениям – в нем преобладают понтонно–переправочные силы и средства, если много радиационно или химически опасных производственных объектов – рядом с ними размещают части, имеющие в своем составе больше подразделений радиационной и химической защиты.

В ближайшие годы планируется провести следующие мероприятия по дальнейшему развитию сил гражданской обороны:

• сокращение штатной численности войск гражданской обороны до оптимальных пределов;

• переформирование отдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков и отдельных механизированных батальонов в спасательные центры с высокой степенью мобильности;

• создание Государственной спасательной службы на базе входящих в систему МЧС России Государственной противопожарной службы, войск гражданской обороны и спасательных организаций.

studfiles.net

Войска гражданской обороны Википедия

Спасательные воинские формирования МЧС России
Годы существования с 1932 года
Страна  Россия
Подчинение МЧС России
Численность 7 230 человек[1]

Спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращенно — СВФ МЧС России) — подразделения, созданные на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны и предназначенные для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации. Являются составной частью сил гражданской обороны.[2].

Руководство спасательными воинскими формированиями осуществляет Президент Российской Федерации. Управление спасательными воинскими формированиями осуществляет Министр по чрезвычайным ситуациям. Деятельность спасательных воинских формирований регламентирована Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2011 г. № 1265 « О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

История[ | ]

Нашивка формирований ГО СССР

4 октября 1932 года — Советом Народных Комиссаров СССР принято «Положение о противовоздушной обороне СССР». Этот документ положил начало создания системы местной противовоздушной обороны (МПВО), которая стала прообразом системы гражданской обороны, а подразделения МПВО — прообразом войск гражданской обороны. В этот период воинские части МПВО подчинялись Народному комиссариату по военным и морским делам СССР[3].

Нарукавная нашивка войск ГО России 1991—2003 г.г.

7 октября 1940 года — руководство подразделениями МПВО передано

ru-wiki.ru

Войска гражданской обороны Российской Федерации Википедия

Спасательные воинские формирования МЧС России
Годы существования с 1932 года
Страна  Россия
Подчинение МЧС России
Численность 7 230 человек[1]

Спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращенно — СВФ МЧС России) — подразделения, созданные на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны и предназначенные для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации. Являются составной частью сил гражданской обороны.[2].

Руководство спасательными воинскими формированиями осуществляет Президент Российской Федерации. Управление спасательными воинскими формированиями осуществляет Министр по чрезвычайным ситуациям. Деятельность спасательных воинских формирований регламентирована Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2011 г. № 1265 « О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

История[ | ]

Нашивка формирований ГО СССР

4 октября 1932 года — Советом Народных Комиссаров СССР принято «Положение о противовоздушной обороне СССР». Этот документ положил начало создания системы местной противовоздушной обороны (МПВО), которая стала прообразом системы гражданской обороны, а подразделения МПВО — прообразом войск гражданской обороны. В этот период воинские части МПВО подчинялись Народному комиссариату по военным и морским делам СССР[3].

Нарукавная нашивка войск ГО России 1991—2003 г.г.

7 октября 1940 года — руководство подразделениями МПВО передано

ru-wiki.ru

Войска гражданской обороны Российской Федерации Википедия

Спасательные воинские формирования МЧС России
Годы существования с 1932 года
Страна  Россия
Подчинение МЧС России
Численность 7 230 человек[1]

Спасательные воинские формирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращенно — СВФ МЧС России) — подразделения, созданные на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны и предназначенные для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе за пределами территории Российской Федерации. Являются составной частью сил гражданской обороны.[2].

Руководство спасательными воинскими формированиями осуществляет Президент Российской Федерации. Управление спасательными воинскими формированиями осуществляет Министр по чрезвычайным ситуациям. Деятельность спасательных воинских формирований регламентирована Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2011 г. № 1265 « О спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

История

Нашивка формирований ГО СССР

4 октября 1932 года — Советом Народных Комиссаров СССР принято «Положение о противовоздушной обороне СССР». Этот документ положил начало создания системы местной противовоздушной обороны (МПВО), которая стала прообразом системы гражданской обороны, а подразделения МПВО — прообразом войск гражданской обороны. В этот период воинские части МПВО подчинялись Народному комиссариату по военным и морским делам СССР[3].

Нарукавная нашивка войск ГО России 1991—2003 г.г.

7 октября 1940 года — руководство подразделениями МПВО передано Народному комиссариату внутренних дел СССР, в составе которого создано Главное управление МПВО[4].

Нарукавная нашивка СЦ МЧС России с 2003 г.

15 июля 1961 года — Постановлением Совета Министров СССР МПВО преобразована в гражданскую оборону СССР. Основу войск составили отдельные механизированные полки и отдельные батальоны гражданской обороны[5].

8 апреля 1967 года — на базе 147-го отдельного механизированного полка гражданской обороны создано Московское военное училище гражданской обороны для подготовки командного состава войск гражданской обороны Вооружённых Сил СССР.

1971 год — подразделения гражданской обороны СССР переданы в состав Министерства обороны СССР. Создаются формирования повышенной готовности — сводные отряды и команды механизации работ.

1990 год — некоторые отдельные механизированные полки гражданской обороны преобразованы в механизированные бригады, включившие в свой состав до 7 батальонов гражданской обороны: 2-3 механизированных батальона, аварийно-спасательный, инженерно-технический, РХБЗ и понтонно-переправочный батальоны[6].

9 декабря 1992 года — подготовка кадров для войск гражданской обороны организована на базе созданного высшего учебного заведения ГКЧС России — Академии гражданской защиты ГКЧС России[7].

23 октября 1993 года — утверждено Временное положение о войсках гражданской обороны Российской Федерации.

1994 год — система гражданской обороны включена в состав МЧС России.

27 мая 1996 года — утверждено Положение о войсках гражданской обороны Российской Федерации. Основной структурной единицей войск ГО стала отдельная бригада гражданской обороны[8].

1999 — 2003 г.г. — отдельные полки и бригады гражданской обороны реорганизованы в новые основные структурные подразделения войск ГО — спасательные центры МЧС России.

30 сентября 2011 года — войска гражданской обороны МЧС России реорганизованы в спасательные воинские формирования МЧС России.

Структура

Организационно спасательные воинские формирования состоят из следующих подразделений[2]:

  • Подразделение центрального аппарата МЧС России:

— Отдел спасательных воинских формирований Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России.

  • Региональные центры:

— Центральный региональный центр;

— Южный региональный центр;

— Северо-Западный региональный центр;

— Сибирский региональный центр;

  • 85 Главных управлений МЧС России по субъекту Российской Федерации.
  • Спасательные центры МЧС России:

— Ногинский спасательный центр;

— Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер»;

— Невский спасательный центр;

— Тульский спасательный центр;

— Донской спасательный центр;

— Волжский спасательный центр;

— Уральский учебный спасательный центр;

— Сибирский спасательный центр;

— Амурский спасательный центр;

— Камчатский спасательный центр.

  • Авиационно-спасательные центры МЧС России:

— Жуковский авиационно-спасательный центр;

— Северо-западный авиационно-спасательный центр;

— Северо-Кавказский авиационно-спасательный центр;

— Приволжский авиационно-спасательный центр;

— Южный авиационно-спасательный центр;

— Красноярский авиационно-спасательный центр;

— Уральский авиационно-спасательный центр

— Хабаровский авиационно-спасательный центр.

  • Органы обеспечения управления:

— Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;

— Рузский центр обеспечения пунктов управления МЧС России.

  • Образовательное учреждение:

— Академия гражданской защиты МЧС России

Задачи

Основными задачами спасательных воинских формирований МЧС России являются[2]:

в мирное время:

  • проведение мероприятий по поддержанию готовности спасательных воинских формирований к выполнению возложенных на них задач;
  • использование, размещение и своевременное обновление вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • участие в подготовке сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обучение населения в области гражданской обороны;
  • участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию, испытанию и внедрению новых технических средств для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также по разработке технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время:

  • участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по оперативной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соглашения;
  • участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании;
  • участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;
  • участие в доставке грузов, перевозимых в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе в качестве гуманитарной помощи иностранным государствам;
  • участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи;
  • участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения;
  • осуществление совместно с войсками (силами) и средствами федеральных органов исполнительной власти противодействия терроризму.

в военное время:

  • участие в ведении радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также на маршрутах выдвижения к ним;
  • участие в обеспечении ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;
  • участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;
  • участие в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;
  • участие в проведении работ по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники, имущества и территорий;
  • участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон заражения (загрязнения) и катастрофического затопления;
  • участие в выполнении отдельных мероприятий территориальной обороны и в обеспечении режима военного положения;
  • участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

См. также

Примечания

wikiredia.ru

4 октября – День войск гражданской обороны МЧС РФ » Военное обозрение

Ежегодно 4 октября в России отмечается День войск гражданской обороны МЧС РФ. Гражданская оборона (ГО) в настоящее время является одной из наиболее важных функций любого государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности его граждан. За последние годы специализированные подразделения ГО Российской Федерации успели принять участие более чем в 150 000 спасательных операциях внутри страны, а также оказывали помощь гражданам 48 государств мира.

Сегодня войска гражданской обороны РФ (далее просто войска гражданской обороны) являются воинскими формированиями, главной целью которых является решение задач, касающихся гражданской обороны. Данные формирования используются во время войны для защиты территории страны и ее граждан от опасностей, которые возникают во время ведения боевых действий или вследствие ведения таких действий. Войска гражданской обороны – это самые подготовленные и мобильные части в составе подразделений гражданской обороны страны, они выполняют наиболее трудоемкие и сложные задачи по обеспечению ввода сил и средств ГО в очаги поражения, а также проведению в этих очагах комплекса аварийно-спасательных и других видов неотложных работ. Войска гражданской обороны, обладая высокой маневренностью и готовностью, в состоянии оперативно выдвинуться к очагам поражения и первыми приступить к спасательным работам на месте как самостоятельно, так и во взаимодействии с гражданскими организациями.


Дата 4 октября была выбрана неслучайно. Именно 4 октября 1932 года согласно постановлению правительства СССР была организована общесоюзная система местной противовоздушной обороны страны (МПВО), также было учреждено положение о новой организации. Эта структура стала прообразом будущих войск гражданской обороны. Первым серьезным испытанием для МПВО стала Великая Отечественная война, во время которой подразделения местной противовоздушной обороны смогли обезвредить около 40 тысяч зажигательных бомб, а также потушили 2700 пожаров, ликвидировали более 3 тысяч разнообразных крупных аварий. В те годы в стране была создана система защиты населения, которая обеспечила сохранность тысяч человеческих жизней.

После окончания войны МПВО совершенствовалась с учетом новых угроз: распространения ядерного, бактериологического и химического оружия. Были пересмотрены задачи организации и ее структура. В 1961 году МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР. В этот же период в нашей стране были разработаны теоретические основы защиты населения, а также на всей территории страны был проведен полный комплекс инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и организационных мероприятий.

Начиная с сентября 1971 года, непосредственное руководство системой ГО в нашей стране было передано военному ведомству. 26 апреля 1986 года, после страшной техногенной аварии на Чернобыльской АЭС, на ГО были возложены задачи по борьбе с последствиями техногенных и природных катастроф. В начале 1990-х годов ГО СССР стала составной частью Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС). 27 декабря 1990 года в стране был создан Российский корпус спасателей. В 1991 году при президенте Российской Федерации был организован Государственный комитет по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. В 1993 году наша страна смогла стать полноправным членом Международной организации гражданской обороны (МОГО). А уже в следующем году на основании указа президента в РФ было создано Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

За последние годы войска гражданской обороны РФ активно привлекались для проведения эвакуации населения, а также решения вопросов первоочередного жизнеобеспечения людей, сопровождению гуманитарной помощи, локализации и тушения крупных очагов торфяных и лесных пожаров, восстановления разнообразных пострадавших объектов и коммуникаций, охране особо важных объектов. Все это первоочередные задачи войск ГО.

Части и подразделения войск ГО часто привлекались к работе в зоне вооруженных конфликтов: в Афганистане, Таджикистане, Приднестровье, Абхазии, Югославии, Чечне, Южной и Северной Осетии. Они брали на себя обязанности по обеспечению людей едой и питьевой водой, занимались эвакуацией раненных граждан и доставкой почты. Во время крупных эпидемий войска ГО совместно с медиками не раз осуществляли эвакуацию больных, организовывали доставку предметов первой необходимости.

Стоит отметить, что за прошедшее время российские войска гражданской обороны качественно преобразились. Сегодня на их вооружении находится самая современная инженерная и специальная техника, приборы поиска пострадавших, спасательный инструмент, а также средства жизнеобеспечения граждан. Продолжающаяся реформа войск ГО позволит улучшить их эффективность и мобильность, а также спецподготовку, материально-техническое обеспечение и их систему управления.

Только за последние 10 лет военные спасатели более 40 тысяч раз привлекались для ликвидации последствий различных катастроф и аварий. В результате проведенных ими операции удалось спасти более 70 тысяч граждан. Именно поэтому 4 октября остается замечательным праздником и памятным днем для всех представителей сферы ГО РФ, которые помнят свой долг и стоят на защите россиян и нашего государства.

По материалам из открытых источников

topwar.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о