Содержание

СССР — Всё о Второй мировой

Аэростаты воздушного заграждения в Москве

Постановление Реввоенсовета от декабря 1930 г. «О ПВО тыла» открыло новую страницу противовоздушной обороны, когда для защиты от авианалетов стали применяться специальные аэростаты заграждения. И уже с 1931-1932 гг. советская промышленность начала серийный выпуск аэростатов заграждения, боевые автолебедки, полевые установки газодобычи и другое воздухоплавательное имущество, а также было начато производство промышленным способом подъемного газа – водорода. К 1934 году были сформированы первые военные подразделения, специализирующиеся на аэростатных заграждениях. Впервые советские аэростаты заграждения в боевой обстановке были опробованы во время советско-финской войны 1939-40 гг. В состав 2-го корпуса ПВО (Ленинградский Военный округ) входили 3-й и 4-й полки  аэростат заграждения. На вооружении полков стояли одиночные аэростаты заграждения и аэростаты заграждения системы тандем «КВ-КН» и «КТВ-КТН». Было также и несколько экспериментальных систем триплет «ТВ-ТС-ТН». Высота подъема одиночного аэростата заграждения составляла 2,5 км, а тандема — до 4,5 км.

Аэростаты заграждения после ночного дежурства возле Исаакиевского собора

К началу 1944 г. СССР имел уже 3026 постов.  Пост – это  место установки аэростата вместе с прикрепленной к нему командой, состоящей из 10-12 чел. Личный состав готовил площадку, разворачивал оболочки аэростатов, заполнял их водородом из баллонов или газгольдеров, устанавливал в откопанный котлован лебедки, создавал земляное убежище для бойцов, а также обеспечивал связь, маскировку, текущий ремонт аппаратов.  На каждом посту аэростатов заграждения хранилось до 500 м3 водорода, заключенного в прорезиненные оболочки аэростата и газгольдеры. Доставляли водород к боевым позициям по воздуху – в газгольдерах, цилиндрических прорезиненных емкостях объемом 125 м3, а также на дирижаблях. На каждом посту находилось два одинаковых аэростата, которые – в зависимости от обстановки – поднимали в воздух по одиночке или тандемом, вытягивая трос с автомобильной лебедки. К тросу аэростат крепился системой строп. Как правило, аэростаты поднимали в воздух лишь на темное время суток, что объясняется довольно просто: при свете дня противнику легко было их уничтожить и бомбежки городов предпринимались фашистами чаще всего ночью. Незадолго до войны были созданы отдельные дивизионы и полки аэростатов заграждения. Полк состоял из 216 постов аэростатного заграждения, и мог обеспечивать прикрытие территории порядка 200 кв. км. В дивизион входило от 50 до 80 постов. Он  мог прикрыть 75 кв. км.

Аэростаты заграждения ДКБА ПА-80

Аэростат заграждения БАЗ-136

Подъем аэростата КТН

Аэростаты заграждения  были представлены тремя типами: триплет (три сцепленных аэростата – «один над другим»), тандем (два сцепленных аэростата – «один над другим») и одиночные системы. Триплет в боевых действиях применялся редко. Чаще аэростаты использовались для тандемов или одиночных комплексов, а третий аппарат служил в качестве запасного. Тандемы  выпускались в таких  моделях: «КВ-КН»  (запущен в серию в 1932), «КТВ-КТН» (1938), «К6В-К6Н» (1940) и «БАЗ-136В-Н» (1942). Эти «двойки» использовались для прикрытия важных объектов: насосные станции, склады, железнодорожные узлы, промышленные предприятия, госпитали. Аэростаты-«одиночки» выпускались таких серий: «МАЗ-1» (1943), «БАЗ-136» (1942), «КО-1» (1942) и «КАЗ» (1945). Их запуск осуществлялся в считанные минуты, а простота эксплуатации позволяла привлекать к их обслуживанию неподготовленный персонал. Одиночные аэростаты могли дополняться минным вооружением. Их поднимали ночью, когда немецкие летчики не могли их обнаружить. Практиковалось использование нескольких схем ПВО с помощью аэростатов заграждения: «защитный ряд», «шахматный ряд», «кольцевая защита», «полевая защита». Посты научились поднимать аэростаты заграждения и с водных акваторий. Управлять подъемами воздухоплавательных средств ПВО удавалось даже в масштабах целых полков и дивизий аэростатов заграждения. Для выполнения специальных задач создавались небольшие маневренные подразделения, отряды и звенья  аэростатов заграждения. Служили на  постах аэростатов, в основном, женщины.

Aэростат наблюдения АН-540

Отделение взвода аэростатного заграждения

В период с конца 1941 по 1945 год аэростаты  прикрывали  города Москву, Ленинград, Баку, Одессу, Батуми, Севастополь, Куйбышев, Киев, Саратов, Запорожье, Харьков, Сталинград, Горький, Ярославль, Воронеж, Поти, Ростов-на-Дону, Мурманск, Архангельск, Ригу, Хабаровск, Владивосток, Плоешти. Наиболее эффективно аэростатная защита была реализована  в Москве и Ленинграде. К концу первого года войны в Москве было 303 поста, имевших 445 аэростатов. Всего зафиксировано более 120 столкновений самолетов с тросами, 35 самолетов были разрушены подвешенными минами в воздухе. Ленинградские войска ПВО имели около  360 аэростатов.

Наблюдатель в корзине аэростата

Аэростат артиллерийского наблюдения состоял из оболочки (двухслойная прорезиненная материя с алюминированным покрытием), наполняемой водородом, такелажа и сплетенной из ивовых прутьев гондолы для двух наблюдателей. Поднимался и опускался аэростат на тросе с помощью лебедки, установленной на автомобиле. Боевая работа велась в основном ночью. Аэростаты наблюдения успешно применялись для артиллерийской разведки и корректирования огня артиллерии на Ленинградском, Волховском, Карельском, Прибалтийском фронтах, во время боёв под Москвой, в Карпатах и в завершающих боях в Берлинском сражении. Всего за время  войны частями аэростатов наблюдения произведено 20 тысяч подъемов общей продолжительностью 20,1 тысяч часов. При этом разведано 4,6 тысяч артбатарей, 155 танковых колонн, 506 скоплений пехоты. Противником сожжено в воздухе 110 советских аэростатов наблюдения.

Моторизованный аэростат «Малыш» 1944 г. в полете.

Моторизованный аэростат «Малыш» 1944 г. – гондола аэростата.

Весной 1944 г. в СССР были закончены испытания моторизованного аэростата «Малыш». Разработка моторизованного аэростата была обусловлена  необходимостью  частой перебазировки аэростата при непродолжительной его работе в одном месте, что вызывало проведение  трудоемких работ, связанных с разоружением аэростата, выпуском /потерей/ газа, быстрым износом материальной части и транспортными перевозками по  проселочным дорогам. Моторизованный аэростат  решал проблему быстрой перебазировки без его разоружения  и потери газа. Аэростат прилетал к месту работы, куда одновременно приходила автолебедка с обслуживающей командой, и, проработав необходимое время, улетал обратно на базу. Превращение аэростата из привязного состояния в моторизованный занимало не более 20 — 30 минут. Моторизованный аэростат состоял из типовой конструкции аэростата типа БД и фюзеляжа самолета У-2. ТТХ аэростата: газовый объем — 1030 м³; длина – 30 м; диаметр – 8,6 м; поверхность оболочки — 605 м2; двигатель воздушного охлаждения – М 11д мощностью 126 л.с.;  максимальная скорость – 80 км/ч; дальность полета при одном пилоте – 365 км; максимальное время полета при одном пилоте – 5 часов; потолок высоты с одним пилотом – 2,2 км; подъемная сила – 1130 кг; мертвый вес – 910 кг; полезная нагрузка:  экипаж – 80 кг, балласт – 45 кг, ГСМ – 85 кг.  Раскрой оболочки трапециевидный, с разбивкой на 6 одинаковых полотнищ. Каждое полотнище состоит из 40 трапеций, расположенных по оболочке в шахматном порядке. На всех полотнищах основа направлена перпендикулярно меридианам. Трапеции между собой соединены двухрядным швом нитками №3 с пересклейкой 20 мм. Снаружи на швы наклеена одна лента, с внутренней стороны – 2 ленты. Гондола аэростата переделана из фюзеляжа самолета У-2 (убрана хвостовая часть). Разрез зашивался фанерной стенкой. К гондоле крепился бензобак емкостью 90 кг и маслобак на 10 кг. Вся винтомоторная группа взята от самолета У-2. Гондола снабжена пуфом диаметром 900 мм.

wwii.space

названия, принцип действия и применение во времена ВОВ

Аэростат – это воздухоплавательное судно, которое удерживается в воздухе за счет подъемной мощности, обусловленной разницей массы помещенного в оболочке судна газа и массы равнозначного параметра сухого воздуха. Аппарат спускается и поднимается по закону Архимеда. Наполняется он водородом, в редких случаях гелием и светильным газом. Данные судна имеют три основные разновидности: контролируемые, свободные и привязные. Третьи активно применялись как аэростаты заграждения.

Свободные модели

Они могут двигаться только по ветру, и управлять ими можно только в условиях вертикальной плоскости. Их первое появление было отмечено во Франции в 1783 году.

В военной отрасли на этих моделях происходит обучение пилотов разных аэростатов осуществлению свободного полета.

Строение аэростатов включает три основных компонента:

  1. Сферическая оболочка, сотворенная из тонкой ткани на основе хлопка и бумаги и пропитанной каучуковой смесью. Это гарантирует высокую газонепроницаемость. В ее верхней части устроен клапан, выпускающий газ при надобности проведения спуска. Внизу сделано отверстие со специальным рукавом. Через него аппарат пополняется газом на земле, и это топливо свободно выходит при расширении в процессе полета.
  2. Подвесной обруч. К нему крепится корзина, предназначенная для размещения экипажа, требующихся предметов и приборов. А еще присоединены якорное устройство и массивный канат, имеющий длину 80-100 м. Благодаря канату судно может тормозить и мягко спускаться на землю.
  3. Сетка, помещаемая на сферическую оболочку, к стропам которой монтируется подвесной обруч.

В корзину спускаются две веревки: первая – от клапана, вторая – от разрывного механизма, который вскрывается при экстренном спуске и срочном выпуске всего топлива.

Объем свободных моделей лежит в диапазоне 600–2 000 м3.

Привязные модели

Они поднимаются и спускаются, будучи присоединенными к металлическому тросу. Он идет от барабана специальной лебедки, установленной на земле.

Эти модификации используются преимущественно в военной отрасли. В зависимости от выполняемых задач их подразделяют на наблюдательные модели и аэростаты заграждения. Первые используются для разведывательных задач, вторые – для оборонительных.

Наблюдательные аэростаты

Их возможности отражены в следующей таблице:

Задачи обзора

Макс. дистанция (км)

Разрывы легких артиллерийских снарядов

11

Разрывы их тяжелых аналогов

17

Вспышки вражеских артиллерийских залпов

16

Окопы и созданные ограды

12

Движение масштабной армии по дорогам

15

Дым от паровозов

30

Дом от морских эскадрилий

80

Ориентировочный состав эскадры и вектор ее движения

35

Свои функции аппарат выполняет в дистанции 6-12 км от передовой зоны врага. Участок подъема выбирается на основе двух факторов: получения оптимального обзора территории расположения противника и обеспечения незаметности наблюдения.

Аппарат, находящийся в нерабочем состоянии, скрупулезно маскируется и располагается на биваке, удаленном максимум на 3 км от участка подъема.

Аэростат наполняется горючим прямо на биваке или на расстоянии около 500 м от зоны ожидаемого слежения. Поднимается аппарат с этого же места и оттуда направляется на лебедке к участку подъема. Двигаться он может с выпущенным топливом или наполненный газом. Первый метод актуален при существенных переходах и движениях по железнодорожным линиям. Опустошенную оболочку возможно было расположить на одной повозке.

Второй метод использовался в следующих ситуациях:

  1. При наличии удобной дороги без препятствий осуществляется движение на тросе.
  2. По бездорожью (на тройнике).
  3. При наличии очень широкой дороги и необходимости скрытной дислокации аппарата (движение на спусках, приближенных к земле).

Динамика движения наполненной модели составляет 3-4 км/ч. Для этого параметр ветра должен превышать 7-8 м/сек.

Такой аэростат очень уязвим при вражеских атаках. Поэтому его требуется основательно охранять. Для этой цели были задействованы истребители или зенитные оружия. А его экипажу предоставляли ручной пулемет и парашюты.

Модель Парсеваля

Начальные разведывательные аппараты имели сферическую форму и простое устройство.

В 1893 году немецкий полковник Парсеваль соорудил змейковую модель, в которой подъемная мощность газа дополняется силой ветра.

Аппарат оснащен цилиндрическим коробом, ограниченный полушариями в носу и на корме судна. Внешнюю составляющую оболочки образует мощная двухслойная ткань. Внутри ее разделяет перегородка на два отсека: вместилище для топлива и баллонет. С наружной стороны к ней прикреплены:

  1. Устройства устойчивости: хвост с парашютами, паруса (2 штуки) и рулевой мешок. Воспринимая воздействие ветра, они мешают вращению аппарата вокруг его оси.
  2. Два такелажа: подвесной и привязной. Первый служит для монтажа корзины. Второй имеет множество веревок и позволяет крепить судно к привязному тросу.

Параметры оболочки указаны далее:

Величина

Показатель (в м)

Объем

1 000 м3

Длина

25

Диаметр сечения поперек

7,15

Предельная подъемная высота

1 000

Средняя функциональная высота

700

Модель способна подниматься, если скорость ветра не превышает 15 м/с.

Последующие модификации

После изобретения Парсеваля были созданы более совершенные технологии.

В 1916 г. во Франции создают модель «Како». Форма ее оболочки – яйцеподобная. Объем — 930 м3. Средства для стойкости: стабилизаторы (две единицы) и рулевой мешок. К аппарату можно закрепить 2 корзины. Его предельная подъемная высота – 1 500 м, а средняя функциональная – 1 000 м. Модель может взлетать при скорости ветра не более 20 м/с.

Ближе к завершению Первой мировой войны в Италии была сделана модификация «Аворио Прассоне». Формат ее оболочки – эллипсоид. В кормовом участке она преобразуется в конус. Баллонет сосредоточен в нижней ее части. Устройства стойкости такие же, как в системе «Како». Взлет возможен при показателях ветра не более 26 м/с.

Чуть позже во Франции был выпущен аппарат «Зодиак».

Его особенности:

  1. Варьирующийся объем.
  2. Отсутствие баллонета.
  3. Оболочка удерживает форму за счет автоматической смены ее объема. На это влияет давление газа, меняющееся в диапазоне 850–1 050 м3.

Главный минус данных этих трех систем заключается в сложности передвижения в наполненном формате.

Оснащение в Первой мировой войне

Русская армия в этот период в своем арсенале применяла две модели аэростатов:

  1. Модернизированный аппарат Парсеваля.
  2. Аэростат Кузнецова.

Фото аэростата заграждения Парсеваля представлено далее.

Он характеризовался усиленной устойчивостью и грузоподъемностью. Например, он спокойно держался даже при ветровой нагрузке 100 м/с.

Аэростат воздушного заграждения, созданный в 1912 году советским конструктором В. В. Кузнецовым, стал первым отечественным аппаратом такого класса.

Здесь были задействованы эластичные шнуры, интегрированные в оболочку. За счет этого обеспечивалась фиксация ее формы. Объем оболочки составлял 850 м3. А образующим материалом являлась прорезиненная двухслойная газонепроницаемая ткань.

Картина в период ВОВ

В это время погибло много аэростатчиков. Кто-то сгорал вместе с аппаратами, кто-то не выдерживал огромных нагрузок, кого-то поражали вражеские обстрелы. Большинство из них разбивалось.

Однако применение аэростатов заграждения было необходимо, хоть и приходилось жертвовать многими людьми. Они играли значительную роль в системах ПВО.

К началу вражеских налетов на Москву в городе был сформирован серьезный арсенал для обороны. В нем значилось порядка 125 аэростатов воздушного заграждения. Хотя по расчетам их должно было быть 250. Вскоре в целях улучшения качества обороны их количество довели до 300 машин. И все они взлетали одновременно для защиты столицы.

Советские посты

Во время войны аэростаты заграждения использовались во многих уголках СССР и за его пределами. Так, с их помощью осуществлялась оборона города Плоешти. Причина крылась в расположении там крупного нефтеперерабатывающего предприятия и огромных складов топлива.

Список городов, где применялись данные системы в 1941-1945 годах, отражен в таблице. Там же указаны номера и виды войск, выполнявших оборонительные задачи.

Город

№ отряда

№ полка (П) или

отдельного дивизиона (ОД)

Архангельск

26

Баку

5 П

Батуми

7 ОД

Владивосток

72 морской ОД

Воронеж

4 и 9

Горький

8 и 28 ОД

Запорожье

6 ОД

Киев

4 и 14

Куйбышев

2

Ленинград

3, 4, 11 и 14 П

Москва

1-3 дивизии

Мурманск

6

Одесса

6 П

Плоешти

15

Рига

26

Ростов-на-Дону

9

Саратов

4 ОД

Севастополь

1

Сталинград

6 и 26 ОД

Хабаровск

12

Харьков

6 ОД

Ярославль

1

В совокупности насчитывалось более 3 000 постов.

Применение АЗ и АН

Такие аббревиатуры были введены в СССР для обозначения аэростатов заграждения и наблюдения, соответственно.

Отряды АН действовали в интересах артиллерии. Ленинградский и Волховский фронты стали местом работы первого дивизиона АН.

Он отстаивал Ленинград во время блокады, а завершил войну в Берлине. Только за период 1942-1943 гг. его аппараты совершили более 400 подъемов в небо и обнаружили порядка 100 вражеских батарей.

Сразу после 22 июня в Ленинграде начали действовать 328 постов аэростатов заграждения. Их разделили на три полка.

Посты, сосредоточенные в шахматном алгоритме, защищали:

  1. Городскую территорию.
  2. Подходы к ней.
  3. Часть Финского залива.
  4. Воздушные лазейки к Кронштадту.
  5. Морской канал.

Друг от друга посты были отдалены примерно на 1 км. Устраивали их также:

  • на площадях;
  • во дворах;
  • в припортовых зонах;
  • на территориях заводов;
  • в парках.

На каждом посту было два идентичных аэростата. Они поднимались поодиночке или в дуэте. Вытягивался трос с лебедки.

Одиночный аппарат взлетал на 2–2,5 км. Верхняя модель из дуэта достигала высоты 4–4,5 км. С помощью строп аэростаты монтировались к тросам. Аппараты поднимались только ночью по двум причинам:

  1. Днем врагу их проще ликвидировать.
  2. Бомбежки имели, в основном, ночной режим.

По своему облику аэростаты заграждения были похожи на дирижабли. На каждом посту работал 12 сотрудников: 10 рядовых, 1 моторист и 1 командир. Список их обязанностей выглядел так:

  1. Подготовка площадки.
  2. Разворот оболочки.
  3. Заполнение аппарата.
  4. Рытье траншеи для лебедки и землянки.
  5. Обеспечение связи и маскировки.
  6. Ремонт при надобности.

Тяжкое время Ленинграда

Таковым явился период с осени 1941 по весну 1942 года. Тогда происходили самые тяжелые и интенсивные бомбежки.

Как только враг возникал над городом (обычно в ночное время), в небе появлялось мощное освещение (за счет специальных ракет). Благодаря чему противник отчетливо видел свои цели.

Чтобы увеличить эффективность аэростатов воздушного заграждения в обороне Ленинграда, руководство ПВО требовало развития высоты их подъема. Потолок достигал тогда 4 км.

Его увеличение зависело от качества водорода и атмосферы. В непогоду показатель падал примерно на 1,5 км.

Используемые аэростаты заграждения принцип действия имели следующий: когда самолет сталкивался с их тросом, срабатывала инерционная система, вмонтированная под аппаратом. В итоге он откреплялся, а на окончании троса раскрывался парашют для торможения. Он образовывал тягу, вдавливая трос прямо в крыло самолета, к которому вскоре подходила мина (она также крепилась к концу троса) и при контакте с ним взрывалась.

Увеличение возможностей по высоте было ключевой стратегической задачей. И на одном из складов были обнаружены две модели – триплеты, способные подниматься гораздо выше.

Вскоре ими были оборудованы два поста. Согласно инструкции модель могла занять шестикилометровую высоту, но для этого один трос должен был подниматься тремя постоянными аэростатами.

В октябре 1941 г. на двух постах триплеты поднялись на 6 300 м.

На практике их массовое применение на войне было довольно трудным из-за их массивности, проблематичного подъема и спуска.

И эти две модели дежурили над ленинградским небом меньше года. Затем их больше не эксплуатировали.

Московская оборона

Первую воздушную атаку на столицу фашисты предприняли 22 июля 1941 г. Их самолеты были вычислены еще на дистанции 200 км. Все войска находились в состоянии боевой готовности, а аэростаты заграждения оперативно поднялись для обороны. На подступах активно работали зенитчики в тандеме с истребителями.

В штурме участвовало порядка 220 вражеских самолетов. Они действовали на различных высотах с 20-минутным интервалом. В сражениях было ликвидировано 20 бомбардировщиков. К городу прошли только единицы. В этом огромная заслуга АЗ.

По окончании 1941 года на страже Москвы действовало 300 постов. Через два года их численность увеличилась почти в полтора раза.

В мае 1943 г. произошло преобразование Первого корпуса ПВО в Специальную московскую армию.

Полки с номерами 1, 9 и 13 трансформировались в дивизии.

  1. Первая включила в себя полки № 2 и № 16. Ее возглавил П. И. Иванов.
  2. Во вторую вошли полки под номерами 7 и 8. Ее командир – Э. К. Бирнбаум.
  3. 3 дивизия аэростатов заграждения состояла из полков № 10 и № 12. Ей командовал С. К. Леандров.

В совокупности они образовали 440 постов. Они оказывали мощное сопротивление, поэтому с апреля 1942 года вражеской авиации из-за огромных потерь пришлось прекратить атаки на Москву.

Но до самого дня победы столичное ПВО работало в полной боеготовности.

Однако были и негативные моменты. Они связаны с налетом на тросы отечественных самолетов. Здесь больший урон понес полк номер 1 аэростатов заграждения АЗ. В число технических потерь вошли:

  1. Самолет-разведчик P-5 (также погиб пилот).
  2. Истребитель.
  3. Самолет с двумя моторами.
  4. Воздушное судно «Дуглас» (в этом случае также погиб экипаж).

За всю ВОВ столичные ПВО ликвидировали 1 305 вражеских самолетов.

После войны

В Советском Союзе в 50-х годах интенсивно развивалось производство ракет. И все подразделения заградительных аэростатов расформировали. Интерес к подобным моделям проявлялся только периодически.

В 1960-м Хрущев побывал с визитом в ГДР. Там он увидел, что американцы устроили воздушное сообщение с западным Берлином. Это очень разозлило советского руководителя, и он издал указ разместить аэростаты заграждения против американских самолетов.

В течение трех месяцев было организовано три дивизии АЗ. Только обучение персонала было осуществлять некому. В Берлин эти силы не направились во избежание конфликта. Через год их расформировали, а все аппараты списали.

fb.ru

Применение аэростатов в годы войны — Одиннадцатая олимпиада (2013/14 уч.год) — Архив работ — Каталог статей

Автор: Кондратенко Анна Геннадьевна

Возраст:17 лет

Место учебы: г. Москва Лицей № 1550

Город, регион: Москва

 

Руководитель (Ф.И.О., место работы) Жилякова Анна Викторовна, Лицей №1550

Проектно-исследовательская работа по теме:

Применение аэростатов в годы войны

План:

I. Введение

II. Основная часть

   1. Понятие аэростата и механизм его применения в военных целях

   2. Способы использования аэростатов во время I мировой войны

   3. Применение аэростатов заграждения в годы II мировой войны на Западном фронте и способы борьбы с ними

   4. Применение аэростатов в период Великой Отечественной войны

   5. Аэростатчики в годы Великой Отечественной войны

 

III. Заключение

 

IV. Источники информации

Введение

Вторая мировая война стала испытательным полигоном для многих изобретений и существенно продвинула вперёд разнообразные технологии. В области одной только авиации рывок произошёл колоссальный.

Сравните довоенные самолёты и послевоенные — земля и небо. И даже немного удивительно, что против авиации, против этого динамично развивавшегося технологичного рода войск почти все воюющие стороны использовали изобретение XVIII века — аэростаты. Однако факт — использовали.

Предлагаемое исследование рассматриваются вопросы использования аэростатов для защиты воздушного пространства в период Второй мировой войны. Особое внимание будет уделено их применению в годы Великой Отечественной войны.

Задачи исследования:

1. Установить, где (на Западном или Восточном фронте) аэростаты заграждения использовались наиболее интенсивно?

2. Выявить, в каких сражениях аэростаты сыграли наиболее заметную роль?

3. Изучить механизм использования аэростатов заграждения.

4. Выявить способы защиты самолетов от аэростатов.

 

Проблемный вопрос:

Насколько эффективной была защита городов с помощью аэростатов?

Основная часть

Понятие аэростата и механизм его применения в военных целях

Так что же такое аэростаты?

Аэростаты (от аэро… и греч. statos- стоящий, неподвижный) — это летательный аппарат легче воздуха, подъемная сила которого создается с помощью заключенного в оболочке (баллоне) более легкого, чем атмосферный воздух, газа (водорода, гелия, нагретого воздуха). Различают следующие виды аэростатов

 

Для военных целей применяют аэростаты свободного полета (пилотируемые с экипажем, автоматические, радио-зонды, шары-пилоты и др.) и привязанные аэростаты, которые используются для воздушного заграждения и корректирования огня артиллерии и для полета в стратосферу.

 

Привязные аэростаты

Конечно, аэростат не истребитель и представить себе воздушный бой, в котором с одной стороны участвует самолёт, а с другой, грубо говоря, воздушный шар, затруднительно, но в реальности таких боёв не было, если не считать расстрелов самолётами аэростатов наблюдения и их пилотов. Аэростаты можно сравнить не с боевыми машинами, а скорее с морскими якорными минами. Как и те, они были заякорены и плавали, правда, не в воде, а воздухе, ожидая, когда враг сам на них натолкнётся.

Способы использования аэростатов во время I мировой войны

Первыми, ещё в Первую мировую, аэростаты заграждения стали использовать англичане. Это были группы по три аэростата, отдалённых друг от друга на 450 метров и соединенных тросами. С их помощью британцы защищали Лондон от немецких аэропланов.

Использовались аэростаты и для разведывательных целей. В конце XIX века, начале ХХ-го воздушное фотографирование, как новый способ разведки и решения многих народнохозайственных задач, вызывало живой интерес в среде научно-технической и военной интеллигенции России. Создаются фотоаппараты, специально предназначенные для фотографирования с воздушных шаров и змеев, разрабатываются способы дешифрирования и фотограмметрических измерений воздушных снимков.

 

В 1910 г., когда во всем мире внимание все еще было приковано к летательным аппаратам легче воздуха, в частности большие надежды возлагались на дирижабли и аэростаты, в том числе и в России. В 1911 г. подполковником В.Потте создается первый в мире полуавтоматический аэрофотоаппарат. На учениях и маневрах отрабатывается методика и организация аэрофоторазведки.

Работа аэростатчиков-наблюдателей была не менее опасной, чем у военных летчиков. Аэростаты уничтожались аэропланами, при этом, на заре применения аэростатов, во многих случаях наблюдатели сгорали вместе с ними (в случае воспламенения водородный аэростат горит тысячеградусным факелом в течение 30 секунд) или разбивались, падая с огромной высоты. И надо воздать аэростатам должное — именно они заставили изменить мировоззрение пилотов «фарманов» и «ньюпортов»: те стали применять спасительные парашюты, хотя до этого брать их с собой в полет считалось трусостью, как у …пехотных генералов, так и у стратегов воздушного боя. Так что массовое применение парашютов началось именно с аэростатов, о чем будет сказано ниже.

Там, где должным образом велась аэрофоторазведка, войскам сопутствовал успех (Эрзерумская операция, Брусиловский прорыв и др.).

Применение аэростатов заграждения в годы II мировой войны на Западном фронтеи способы борьбы с ними

Обобщив опыт, полученный в Первую мировую, во Второй мировой англичане стали использовать аэростаты заграждения массово, поднимая их в воздух до двух тысяч штук за раз. Над наиболее важными объектами аэростаты висели постоянно.

Вот, например, аэростат над Тауэр Бридж:

 

Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.

Многие бомбардировщики были оснащены устройствами для разрезания тросов аэростатов заграждения. Чего только ни придумывали: и пиропатроны на крыльях, и подвижные лезвия. Но наиболее надёжными считались, так называемые, параваны — штуки из натянутых от носа фюзеляжа к концу крыла тросов или конструкции из гладких металлических прутьев, не позволяющие тросу аэростата за что-нибудь зацепиться, сбрасывающие его. Помогало это, впрочем, слабо, потому что, когда летящий самолёт сталкивается с чем-то, пусть даже и по касательной, хорошего от этого самолёту было мало. Вот, например, бомбардировщик Heinkel, оборудованный параваном, но всё равно получивший в столкновении серьёзные повреждения:

Во время боевых действий между Великобританией и Германией, Великобритания использовала большое количество аэростатов заграждения, и в ответ Германия разработала весьма эффективные устройства для их обезвреживания. Немецкое устройство состояло из небольших C-образных приспособлений, установленных на ведущей кромке крыла. Когда трос аэростата попадал внутрь устройства, то после скольжения вниз крыла он приводил в действие небольшие пиропатроны, которые, сработав, в свою очередь приводили в действие лезвия, перерубавшие трос. Британские бомбардировщики также были оснащены подобными резаками, хотя немцы использовали сравнительно незначительное количество аэростатов заграждения.

Применение аэростатов в период Великой Отечественной войны

Наиболее эффективно аэростатная противовоздушная защита была реализована советскими войсками в Москве и Ленинграде. Наши увешивали аэростатами всё небо над главными городами страны в шахматном порядке. Чтобы поднять «потолок» (максимальную высоту подъёма), аэростаты пускали по два — тандемами. Дело в том, что трос, к которому привязан аэростат, имеет вес. И, скажем, три километра троса — это очень много и тяжело. Неся на себе такую тяжесть, аэростат не может подняться слишком высоко. Три километра — предел. А наши делали так: два километра троса несёт один аэростат, а над ним — ещё два километра — второй. Таким образом, потолок сети аэростатного заграждения подняли до четырёх километров. А для верности на каждый аэростатный трос вешали мину. Когда самолёт сталкивался с тросом, мина съезжала к крылу и — бам! — до свидания. Некоторые аэростаты были также оборудованы тормозным парашютом: когда в трос влетал фашист, аэростат от троса отшибало и швыряло в свободный полёт. Одновременно открывался широкий тормозной парашют, который и создавал то самое сопротивление, которое резало самолёту крыло. Улетевший аэростат продолжал мешать самолётам противника маневрировать, а когда из него утекала часть водорода, приземлялся и мог, в принципе, быть использован повторно.

 

Аэростаты заграждения в осажденном Ленинграде

Во время Великой Отечественной войны система противовоздушной защиты, например, Москвы к началу налетов Люфтваффе на город включала 602 боевых самолета ПВО, 1044 зенитных орудия среднего и малого калибров, 336 счетверенных пулеметов, 618 зенитных прожекторов, свыше 600 постов воздушного наблюдения, оповещения и связи, а также 124 аэростата заграждения. Как видно, даже такому виду борьбы с вражескими самолетами, как боевые аэростаты, отводилась весьма весомая роль в системе защиты ПВО.

Аэростатчики в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война — это и подвиги советских аэростатчиков. Многие красноармейцы аэростатных постов, рискуя своей жизнью, пытались спасти сорвавшиеся с земли в небо аэростаты, цепляясь за стальные троса и улетая вместе с ними в небо. Среди них были и девушки, рисковавшие собой ради спасения своего «беглеца». Бывали случаи приземления аэростатов или со сработавшими предохранительными клапанами, или с продырявленным с помощью перочинного ножа корпусом, если улетевшему на аэростате бойцу удавалось это сделать. Многие разбивались, не сумев удержаться на стропах. Многие до полусмерти замерзали, поднимаясь на несколько километров ввысь.

 

Аэростатная команда в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война вновь подтвердила негативную сторону аэростата для наблюдателя — при поджоге гондолы красноармейцы-наблюдатели, выпрыгнув с парашютом, иногда долетали до земли мертвыми — у нацистских летчиков попасть в спускающегося на парашюте человека было делом весьма увлекательным. Кроме всего прочего, гондола с наблюдателями под напором воздушных масс качалась как вместе с аэростатом, так и относительно него, при этом качка могла по силе сравниться с морской. Поэтому наблюдателей для аэростатов тщательно подбирали и обучали, ибо от них требовались устойчивость к «морской болезни», смелость, знание парашюта и, конечно же, умение вести разведку на территории противника, выявлять его огневые и другие средства, управлять артиллерийским огнем. Бывали случаи, когда профессиональных летчиков, поднявшихся в воздух на привязном аэростате, укачивало до безобразного состояния.

Гибли аэростатчики и на земле — от попадания снаряда или бомбы на позицию поста, от диверсантов, ну и, конечно же, от возгорания водорода при обслуживании аэростата.

Так что нереально беззаботный полет Виталия Соломина и Надежды Румянцевой на аэростате в комедии «Крепкий орешек» (современной молодежи не путать с американским блокбастером!) надо рассматривать, прежде всего, как художественный фильм. Хотя такой случай, как говорится, из жизни.

 

Надежда Румянцева в фильме «Крепкий орешек»

Данный рисунок был помешен к статье фронтового журналиста за 1941 г. о действиях личного состава одного из аэростатных постов под Москвой по спасению сорвавшегося в небо аэростата: за стропы улетающего «беглеца» уцепились старшина и рядовой, но удержаться смог только последний — вскоре старшина сорвался и разбился. Сработавший на многокилометровой высоте предохранительный клапан позволил окоченевшему от холода рядовому спуститься вместе со своим аэростатом на территорию наших войск. В случае попадания в лапы к врагу этот боец планировал порезать аэростат карманным ножом.

И все же маршал Советского Союза ГК. Жуков в своих знаменитых «Воспоминаниях и размышлениях» отмечал, что аэростатов к началу обороны столицы имелось в два раза меньше расчетного. А надежная защита неба потребовала еще большего увеличения их количества — за один раз по всей системе обороны Москвы приходилось поднимать в воздух одновременно около 300 аэростатов.

Заключение

Вы думаете, с окончанием Второй мировой войны аэростаты стали историей, музейным экспонатом? Ничего подобного! Ведущие страны Западной Европы и США предметно и настойчиво занимались вопросами арофоторазведки. Так в пятидесятые годы США создали и стали запускать на территорию СССР дрейфующие аэростаты – разведчики. Аэростат на прозрачной для радиолокационного излучения пленке нес контейнер с аэрофотоаппаратом, имевшим высокоинформативные объектив и фотопленку. Существующие в атмосфере на высоте 20 — 40 км устойчивые, протянувшиеся на тысячи километров, струйные течения, имеющие скорость 200-300 км/час, позволяли аэростатам, запущенным у западных границ стран Варшавского договора, пролетать над всей Европейской частью Советского Союза и приземляться где-либо в Иране или Пакистане. На контейнере аэростата имелись надписи на английском, персидском и арабском языках, содержащие просьбу к нашедшему контейнер передать его ближайшим властям, за что обещалось вознаграждение. Для неграмотных была нарисована картинка: местный житель передает контейнер офицеру, тот протягивает мешочек с деньгами. Таким образом, архаичный на первый взгляд аэростат и в современном техногенном мире продолжает иметь своё практическое значение.

 

Подведем итоги исследования.

 

Аэростаты начали систематически использоваться в военных целях в годы Первой мировой войны. Тогда их использовали прежде всего для воздушной разведки. В меньшей степени для заграждения. В  период Второй мировой аэростаты стали более активно применяться для защиты воздушного пространства.

 

Аэростатам заграждения отводилась большая роль в случае затяжной обороны больших городов, когда противник активно использовал авиацию. Таким образом, аэростаты заграждения сыграли большую роль в «Битве за Англию» и в первые периоды Великой Отечественной войны, при обороне Москвы, Ленинграда, Сталинграда. 

 

Конечно, решающую роль в борьбе с вражескими самолетами сыграла истребительная авиация, зенитная артиллерия. Но и аэростаты сыграли свою роль, хотя и «второго плана». Изобретаемые нападающей стороной многочисленные способы борьбы с аэростатами заграждения подтверждают, насколько эффективен был этот способ защиты воздушного пространства.

 

Источники информации

olymp.as-club.ru

Воздушные аэростаты заграждения — новое вооружение СССР

Правительство СССР еще до нападения фашистской армии понимало необходимость развития и укрепления противовоздушной обороны близких к границам промышленных городов и других важных объектов и населенных пунктов для защиты их от вражеской бомбардировочной авиации агрессивных государств. В декабре 1930 года Реввоенсовет СССР принял постановление «О противовоздушной обороне тыла». В числе практических мер предусматривалось увеличение численности и качества истребительной авиации, особенно для Москвы, Ленинграда, Баку и других городов и пунктов ПВО, формирование отдельных зенитно-артиллерийских дивизионов, пулеметных и прожекторных рот и отрядов аэростатов заграждения. Именно в этом постановлении впервые заходит речь о формировании частей аэростатов заграждения.

Аэростаты ПВО на подступах к Ленинграду

В Красной Армии аэростаты заграждения были новым видом вооружения. Что они представляли собой? Каковы были их роль, место в бою в составе сил противовоздушной обороны? По созвучию слов люди, не знакомые с этим вооружением, считали—да и сейчас порой считают,— что препятствием для полета самолета-бомбардировщика или разведчика, т. е. собственно заграждением, является сам аэростат, плавающий на определенной высоте. Ошибочно и другое предположение, что аэростаты заграждения, поднимаясь в воздух, связаны между собой и удерживают в воздухе стальные сети. Таких аэростатов заграждения в Красной Армии не было.

Что же представляли собой разработанные советскими конструкторами и изготовленные на наших заводах аэростаты заграждения?

По внешнему виду они похожи на маленькие дирижабли. Оболочка аэростата, сделанная из прорезиненной баллонной материи, алюминированная снаружи, имела яркий серебристый цвет. Аэростат наполнялся водородом, каждый кубический метр которого имел подъемную силу 1,1 кг/м3. Устойчивость аэростату в воздухе обеспечивали три кормовых пневматических стабилизатора, наполняемых встречным потоком воздуха. К тросу аэростат присоединялся системой бортовых спусков и веревочных строп. Крепление аэростата к земле осуществлялось бивачными веревками с каждого борта, закрепляемыми к наземным штопорам. Кроме этого, аэростат прижимали к земле загрузочным балластом.

Аэростат, имея сплавную силу, поднимаясь в воздух, вытягивает за собой с земли разматываемый с механизма автолебедки стальной высокопрочный трос. Аэростат уравновешивается на той высоте, на которой сплавная сила будет равна массе вертикально поднятого троса. Это статический потолок!

Масса оболочки аэростата 150-240 кг. Оболочка компактно складывается в чехол и переносится шестью бойцами. Наземная автолебедка ЛЗ-3 для сдачи аэростата была оборудована на шасси грузового автомобиля ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны. Аэростат поднимался в воздух одиночно, а для достижения большего статического потолка высоты подъема применялся тандем — два аэростата, последовательно закрепленных на одном тросе. На земле аэростаты наполняют водородом на 50—70 % газовместилища. При подъеме на высоту за счет уменьшающегося наружного давления атмосферы примерно на 8— 10 % на каждый километр объем газа в аэростате автоматически увеличивается — за счет конструктивно упругого расширения оболочки или за счет вытеснения воздуха из баллонета. При выбирании (опускании) аэростата происходит явление обратное: газовый объем водорода сжимается, но аэростат сохраняет свои упругость и форму за счет стягивающей системы или наполнения воздухом баллонета. В первом случае речь идет об аэростате заграждения со стягивающей системой, во втором — о баллонетном.

В годы плановой экономики остро стояли вопросы снабжения газово-воздушно смесью. При современном развитии никаких сложностей с поставкой газа нет — десятки частных компаний в короткие сроки выполнят поставку в любом объеме. Например «Инфраструктура и Производство» — заказ можно сделать даже онлайн http://www.infrapro.ru/

5 апреля 1932 года постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР была принята комплексная программа военно-технических мероприятий по совершенствованию противовоздушной обороны страны.

Заказанный промышленности в 1930 году первый аэростат-тандем «КВ-КН» был испытан, и в 1932 году в подразделениях ПВО Москвы, Ленинграда и Баку были сформированы и укомплектованы первые отряды аэростатов заграждения (AЗ).

В предвоенные годы и в годы войны разрабатывались и ставились на вооружение новые системы и типы AЗ, поэтому уместно сейчас показать их основные характеристики.

ХарактеристикаКВ-КНКТВ-ТНКО-1БАЗ-136БАЗ-136МАЗ-1
ТипТандемТандемОдночныйОдиночныйТандемОдиночный
Год внедрения193219381942194319431936
Период эксплуатациипо 1941по 1943по 1944по 1945 и далее
Высота подъема, максимальная в км.3,5-3,754,5-4,72,8-32,85-3,24,85-5,21
Предельно допустимая скорость ветра на высоте, м/с12-1514-1815-1816-1816-1828-30
Прочность троса, тонн0,75-1,21,2-1,41,21,21,2-1,41,5-1,2
СистемаСтягивающаяБаллонетнаяСтягивающая

Из таблицы видно, что строительство аэростатов заграждения развивалось в направлении некоторого увеличения высоты подъема и аэродинамического сопротивления силе ветра. Малогабаритный, но устойчивый морской аэростат МАЗ хотя и имел небольшую высоту подъема, но допускал эксплуатацию при плохих погодных условиях и буксировку в поднятом состоянии за катером, что диктовалось боевой обстановкой на море. В войну был отработан также аэростат БАЗ-136, который мог использоваться в качестве верхнего, нижнего или одиночного, во фронтовых условиях это повышало степень его взаимозаменяемости.

ДИСЛОКАЦИЯ И БОЕВЫЕ ЗАДАЧИ АЭРОСТАТОВ ЗАГРАЖДЕНИЯ В ПВО

Аэростаты заграждения при отражении атак авиации противника взаимодействовали с войсками ПВО, истребительной авиацией и зенитной артиллерией, дополняя их огневую мощь. Каждому роду войск ПВО отводилась своя зона боевых действий. В годы войны для истребительной авиации и зенитной артиллерии наиболее сложным было отражение внезапных налетов авиации противника на малых высотах и особенно ночью или в темное время суток, при тумане и облачности. Для авиации же противника, наоборот, наиболее эффективное бомбометание осуществлялось именно на малых высотах или при снижении с пикированием, причем в ночных условиях.

Часовой у аэростата заграждения

Истребительная авиация встречала противника в воздухе за 100—150 км от границ обороняемого объекта.

Зенитная артиллерия располагалась и вела огонь в зоне ближних подступов к границе объекта и непосредственно над объектом.

Аэростаты заграждения прикрывали воздушное пространство непосредственно над объектом, а также и на отдельных участках подступа к нему, сковывая действия воздушного противника на высотах 3000-4500 м и исключая его снижение над объектом и бомбометание с пикирования. Аэростаты заграждения выставлялись в одну или две линии в направлении наиболее вероятного подхода самолетов противника к объекту.

Для защиты таких крупных и особо ответственных объектов, как Москва, Ленинград, Баку, Киев и другие города, аэростаты заграждения планировалось выставлять внутри объекта (в шахматном порядке с интервалами 800— 1000 м друг от друга) и на отдельных подступах к нему.

К этому времени были выработаны нормы количества аэростатов заграждения. Корпус противовоздушной обороны должен был прикрывать аэростатами заграждения площадь в 200-400 квадратных километров, а дивизия ПВО — площадь до 75 квадратных километров. Аэростаты заграждения должны были прикрывать также отдельные небольшие по объему, но чрезвычайно важные в стратегическом отношении объекты, такие как ГЭС, мосты, железнодорожные узлы, тыловые базы и т. д.

В этом случае они располагались вокруг объекта по радиусу воронки бомбометания бомбардировщиков, расчет которой велся с учетом зависимости от высоты полета и скорости самолета.

Подъем аэростата заграждения у Михайловского замка Ленинграда (в наст. время — Санкт-Петербург).

В связи с возрастанием опасности агрессивных действий ряда западных стран против Советского Союза и необходимостью дальнейшего повышения обороноспособности руководство страны в 1937 году проводит ряд мероприятий по укреплению противовоздушной обороны. В том числе в состав ПВО крупнейших административных центров Советского Союза были введены уже не отряды, а полки аэростатов заграждения. В ряде городов (например, в Риге, Одессе, Вильнюсе, Киеве, Минске) были сформированы дивизии ПВО. В состав частей этих дивизий входили дивизионы AЗ. Аэростатами заграждения были снабжены и отдельные бригады ПВО.

«В целом советская система ПВО перед началом Великой Отечественной войны отвечала уровню средств воздушного нападения»,— такая оценка дается в книге «Войска ПВО страны» (Воениздат, 1968).

www.airaces.ru

Хорошо забытое старое. Aэростаты заграждения против крылатых ракет.

По состоянию на сегодняшний день, крылатые ракеты (КР) массированно применялись всего четыре раза (материал от 1999 года):


— фашистской Германией в 1944-1945 годах против городов Великобритании в качестве оружия «возмездия» за бомбардировки немецких городов английской авиацией;

— США в 1991 г. в ходе воздушно-наступательной операции «Буря в пустыне» по объектам Ирака в качестве «наказания» этой страны за агрессию против Кувейта;

— США и Великобританией в 1998 г. в ходе воздушно-наступательной операции «Лис пустыни» в качестве «наказания» Саддама Хусейна;

— США и Великобританией в 1999 г. в ходе воздушно-наступательной операции «Союзническая сила» для «наказания» неугодного НАТО и США Слободана Милошевича, а вместе с ним и всего народа Югославии.

Очевидно, что во всех этих случаях применение крылатых ракет диктовалось не столько военной необходимостью, сколько политическими мотивами. Крылатые ракеты, как наступательное оружие, полностью сохранили идеологию применения «оружия возмездия», заложенную в них еще пропагандистами Третьего Рейха. При этом, по мнению многих военных специалистов, боевые возможности КР сильно преувеличиваются пропагандой нападающей стороны. Таким образом, обладание КР превращается в политический козырь. Для того, чтобы побить этот козырь, любое государство должно иметь на вооружении менее или более эффективные средства противодействия крылатым ракетам.

Аэростаты заграждения в годы Второй мировой войны были одним из самых эффективных средств противодействия германским крылатым ракетам V-1 («Фау-1»).

Эти КР, как и баллистические ракеты V-2 («Фау-2») стали орудием ведения тотальной войны, теория которой была разработана фашистскими военными экспертами. Новое «чудо-оружие» сразу стало оружием государственного терроризма, так как ракеты запускались не по военным объектам и группировкам войск, а по большим городам: Лондон, Париж, Манчестер, Антверпен, Льеж и Брюссель. Летом 1944 г. командование войск СС планировало нанести удар ракетами V-1 по Ленинграду, Москве, Куйбышеву, Челябинску, Магнитогорску. В январе 1945 г. германское руководство пригрозило Швеции, что применит V-1 против Стокгольма, если страна вступит в войну против Германии.

Когда англичане столкнулись с проблемой ракет V-1, то сначала всем казалось, что способов борьбы с ними не существует. Однако, впоследствии были выработаны довольно эффективные меры борьбы против крылатых ракет. В целом, систему ПВО преодолело только 33% V-1. Что касается V-2, то проблема борьбы с ними не была решена вплоть до тех пор, пока англо-американские войска не оттеснили немцев на расстояние, превышающее дальность полета ракет.

Ныне ситуация кардинально изменилась: защищающаяся сторона достаточно эффективно научилась бороться с баллистическими ракетами, а задача уничтожения современных крылатых ракет считается недостаточно решенной. Следовательно, опыт борьбы с V-1, в том числе и с помощью аэростатов заграждения, является весьма актуальным.

Что же собой представляла крылатая ракета (самолет-снаряд) V-1? Фюзеляж V-1 имел длину 7,6 м и диаметр – 0,82 м. Общая масса самолета-снаряда составляла 2750 кг. В носовой части помещалась фугасная боеголовка с 1000 кг (по другим данным – 700 кг) взрывчатого вещества. За боеголовкой размещался бак с 80-октановым бензином. Затем шли два оплетенных проволокой сферических стальных баллона сжатого воздуха для обеспечения работы рулей и других механизмов. Хвостовую часть занимал упрощенный автопилот. Размах крыльев достигал 5,4 м. Высота полета составляла от 200 до 2000 метров, скорость — до 800 километров в час.

При необходимости боеголовка V-1 могла содержать химические отравляющие вещества. Боевая часть V-1, возможно, предполагала и ядерное оснащение — в последние 2 года войны немецкие ученые активно работали над атомной бомбой.

Устройство крылатой ракеты V-1


16 мая 1944 г. верховное главнокомандование вермахта отдало приказ на боевое применение V-1. Вечером 12 июня 1944 г. немецкие дальнобойные пушки, расположенные в районе Кале, начали необычайно сильный обстрел английской территории через Ла-Манш, отвлекая внимание англичан от подготовки запуска самолетов-снарядов. В 4 часа ночи обстрел прекратился. Спустя несколько минут наблюдательным пунктом в Кенте был замечен странный «самолет», издававший резкий свистящий звук и испускавший яркий свет из хвостовой части. «Самолет» не спикировал на Кент, а продолжал полет над Даунсом. Он упал на землю с оглушительным взрывом в Суонскоуме, близ Грейвсенда, в 4 часа 18 мин. В течение последующего часа еще три таких «самолета» упали в Какфилде, Бетнал-Грине и в Плэтте. Это было началом так называемого «Роботоблица» – войны механизмов.

Крылатая ракета V-1 в полёте

Главные свои усилия англичане срочно перенесли на организацию противовоздушной обороны Лондона, Бристоля и районов сосредоточения основных сил союзников для вторжения в Нормандию от самолетов-снарядов. Еще в декабре 1943 г. командование ПВО Великобритании приступило к разработке детального плана обороны от V-1 – «Дайвер». Вскоре обстоятельства потребовали составления другого плана, который предусматривал оборону английских городов и прикрытие с воздуха уже начавшейся подготовки десантной операции союзников.

Планом предусматривалось создание трех рубежей ПВО: на первом внешнем рубеже V-1 должны были уничтожаться истребителями; на втором – зенитной артиллерией; на третьем – аэростатами заграждения (АЗ). Для обнаружения V-1 планировалось использовать уже существующую сеть радиолокационных станций и наземных наблюдателей.

Система противоракетной обороны Лондона

АЗ предусматривалось развернуть сразу за линией зенитной артиллерии в количестве 500 постов. Линия аэростатных постов была перпендикулярна маршрутам полетов V-1.

Вскоре для английского командования стало очевидным, что выделенного количества наземных средств борьбы с V-1 недостаточно. ПВО Лондона усилили батареями, снятыми с обороны других городов. 28 июня в отражении налета V-1 участвовало 363 тяжелых и 522 легких зенитных орудия. Развертывались легкие зенитные пушки, зенитные танки королевского механизированного корпуса и ракетные установки. Были приняты срочные меры по увеличению в 2 раза числа АЗ.

Заграждение из аэростатов Mk-VII на подступах к Лондону

Военно-морской флот оказывал помощь ПВО, высылая корабли к французскому берегу. Они находились в 7 милях от побережья с интервалом в 3 мили. Наблюдатели с кораблей предупреждали истребительную авиацию о приближении V-1 сигнальными ракетами и осветительными снарядами. Время полета V-1 от побережья до зоны зенитного огня составляло 5 минут, а от зоны зенитного огня до линии АЗ – 1 минуту.

Для повышения эффективности применения АЗ были испробованы различные приспособления к ним: сети, воздушные змеи, усы. Но эти приспособления затрудняли работу аэростатного поста и от них пришлось отказаться.

Самым удачным мероприятием, направленным на повышение эффективности ПВО от самолетов-снарядов, стала перегруппировка зенитной артиллерии из окрестностей Лондона непосредственно на побережье. АЗ остались на своих местах. В результате этого зона действий разделилась на две части: перед зенитно-артиллерийским поясом над морем и между тем же поясом и аэростатами заграждения над сушей.

После перегруппировки ПВО за одну неделю было сбито большее число КР, чем за любую предыдущую неделю. 28 августа явилось переломным днем: из 97 КР, пересекших Ла-Манш, 92 было уничтожено, 4 достигли Лондона, а 3 упали, не долетев до города. Таким образом, в августе 1944 г., когда обстрел Лондона V-1 достиг предела, ПВО добилась наивысшего успеха: к столице прорывались только отдельные КР. 29 марта 1945 г. на Англию упал последний самолет-снаряд Фау-1.

Немецкие крылатые ракеты V-1 нанесли Англии большой ущерб: было уничтожено 24491 жилое здание, 52293 постройки стали непригодны для жилья. Было убито 5864 человека, тяжело ранено 17197 и легко ранено 23174 человека. В среднем на один самолет-снаряд, достигший Лондона и его окрестностей, приходилось 10 убитых и тяжелораненых. Кроме Лондона, бомбардировке подверглись Портсмут, Саутгемптон, Манчестер и другие города Англии. Несмотря на то, что только половина V-1 достигла цели, удары КР оказывали большой морально-психологический эффект на население Англии.

Аэростаты заграждения были, по существу, последним рубежом защиты Лондона от V-1. Несмотря на пассивную природу их противодействия, об их тросы разбился 231 самолет-снаряд. Причем большее их число приходится на период, когда интенсивность бомбардировок была наибольшей, а авиационно-зенитные средства ПВО перегруппировывались.

Трос аэростата Mk-VII выдержал удар крылатой ракеты (обломки рядом)

Крыло самолёта-снаряда V-1, как консервным ножом вскрытое тросом аэростата заграждения…

.. и перерубленный тросом фюзеляж

Как в СССР, так и в Великобритании в частях аэростатов заграждения в основном служили женщины-добровольцы

Американские военные специалисты считали, что если бы немцам удалось усовершенствовать свои V-1 на 6 месяцев раньше и применить их в районах сосредоточения десантных сил и средств, то это чрезвычайно затруднило бы или даже сделало бы невозможным вторжение англо-американских сил во Францию.

Советскому командованию в 1944 г. стало известно, что войска СС планируют нанести удар ракетами V-1 по некоторым городам. При этом для увеличения дальности полета, сокращения потерь от средств ПВО и повышения точности удара, гитлеровское командование предполагало использовать пилотируемый вариант крылатой ракеты Fi 103 и летчиков-смертников. Знаменитый специалист по террористическим операциям Отто Скорцени уже отдал приказ набрать и подготовить 250 таких пилотов.

19 июля 1944 г. Военный совет артиллерии утвердил и направил в Войска ПВО «Предварительные указания по борьбе с самолетами-снарядами». 10 августа 1944 г. Военным советом Ленинградской армии ПВО был утвержден план развертывания авиационных и зенитных средств на случай применения V-1 противником. 22 сентября в части ПВО были разосланы «Указания по борьбе с самолетами-снарядами «Фау-1».

В зоне ответственности Ленинградской армии ПВО были созданы два сектора: северо-западный и юго-западный. Средства ПВО располагались по зонам: первая – зенитная артиллерия, вторая – аэростаты заграждения и третья – истребительная авиация. Против V-1 выделялось четыре полка истребительной авиации, свыше 100 батарей зенитной авиации, свыше 100 батарей зенитной артиллерии (418 орудий) и более 2000 АЗ. Общая глубина зоны ПВО составляла 70-100 км.

АЗ развертывались по новой, необычной схеме. Посты выдвигались за город и уплотнялись. Их интервал составлял 300-400 м, высота подъема – до 2 км. Таким образом, плотность заграждения была 6-7 тросов на километр фронта при общей глубине аэростатной зоны 8 км. Аэростаты поднимались в пригородах Ленинграда и на баржах в Финском заливе. В отличие от обычного защитного ряда АЗ, применявшегося для защиты Лондона, советские аэростаты помимо основного привязного троса имели две боковых расчалки, повышающие вероятность налета КР на поражающие элементы АЗ. Привязной трос оснащался миной фугасного действия. Были значительно уплотнены боевые порядки системы ВНОС. 86 наблюдательных и ротных постов и 5 РЛС оповещали о подлете V-1 на удалении 120 км от Ленинграда. Фашистские войска не успели применить самолеты-снаряды против Советского Союза.

Весьма интересным представляется сравнительный анализ английской и советской аэростатных систем для противодействия V-1. Во-первых, в обоих случаях аэростаты заграждения применялись в тесном взаимодействии с истребительной авиацией и зенитной артиллерией. Единым было то, что ПВО Лондона и Ленинграда предусматривала создание рубежей трех разнородных сил: авиации, артиллерии и аэростатов. И в Англии, и в СССР для обнаружения и оповещения о налете V-1 использовались радиолокационные станции, а также наземные наблюдатели.

Система противоракетной обороны Ленинграда

Отличие – для защиты Лондона на внешнем (первом) рубеже V-1 должны были уничтожаться истребителями; на втором – зенитной артиллерией; на третьем – аэростатами заграждения. Для защиты Ленинграда на третьем рубеже разворачивалась зенитная артиллерия, на втором — аэростаты заграждения и на первом – истребительная авиация. Каждый боевой порядок имел свои достоинства и недостатки. В английском способе аэростатам отводилась роль своеобразного последнего заслона крылатым ракетам, все-таки прорвавшимся к городу. Это было связано с тем, что зенитной артиллерии запрещалось сбивать V-1 над городом (сбитые ракеты своим взрывом также наносили ущерб). В советском способе аэростаты играли роль своеобразного сита. На прошедших через него крылатых ракетах должен был сосредотачиваться зенитно-артиллерийский огонь.

Основным аэростатом, применявшимся в Англии против V-1, был МК-VII. Его конструкцию разработали незадолго до Второй мировой войны на базе английского аэростата артиллерийского наблюдения. В советских системах воздушного заграждения против V-1 действовали аэростаты КО-1, КТН и БАЗ-136.

Советский способ применения аэростатов заграждения против самолётов-снарядов

Аэростатный барраж на защите Ленинграда (аэростаты КО-1)

Таким образом, первый опыт борьбы с крылатыми ракетами показывает: аэростаты заграждения применялись как самостоятельный рубеж обороны. Однако достигнутый англичанами результат в борьбе с V-1 был обеспечен комплексным применением всех противовоздушных средств. При этом исключительную роль сыграло взаимодействие разведки и средств поражения, а также маневр средствами ПВО.

Только за неполных четыре месяца налетов немецких КР на Лондон аэростатами заграждения, как отмечено выше, достоверно была уничтожена 231 ракета. Это составляет около 3% от всех выпущенных ракет (при этом необходимо учитывать, что значительная часть ракет вообще не долетела до Лондона) и более 8% от числа всех сбитых ракет.

Количество КР, поврежденных тросами АЗ, вероятно, было существенно большим. Это можно предположить из того, что 231 КР была достоверно уничтожена только системой аэростатного заграждения Лондона. Аэростатные же заграждения развертывались для защиты многих городов, в том числе и тех, по которым гитлеровцы наносили удар КР вплоть до 29 марта 1945 г. Несомненно, был также и определенный процент КР, поврежденный тросами АЗ и добитый зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Кроме того, поскольку V-1 было оружием площадного действия, то не поддается анализу количество КР, отклонившихся от первоначального маршрута и не поразивших цель после столкновения с тросами АЗ.

«Оружие возмездия» поновее — крылатая ракета BGM-109 «Томагавк»

Интересно, что современная КР отличается от V-1 только использованием новых материалов, более совершенных двигателей, большей дальностью полета и более высокой точностью наведения. Ни по скорости полета, ни по геометрическим размерам германские КР практически не отличаются от того же «Томагавка» или отечественной КР Х-55.

Сравнительные размеры крылатых ракет Х-55 (1984) и V-1 (1944)

Следовательно, можно сделать уверенный вывод, что аэростатные заграждения будут не менее эффективны и в борьбе с современными крылатыми ракетами.

topwar.ru

В России будут строить боевые аэростаты

В начале лета Минобороны приняло концепцию развития боевой воздухоплавательной техники, рассчитанную до 2025 года. Решено, что в Воздушно-космических силах будет создан отдел «воздухоплавания». Рассматривается возможность не только замены устаревших воздухоплавательных аппаратов, которые, кстати, до сих пор используются ВКС в военных и научных целях, но и создания специальной службы с заказом новой техники: шаров, баллонов и дирижаблей.

«Наша Версия» разбиралась, зачем Министерству обороны с учётом тактики современной войны понадобились воздушные шары.

Как это ни удивительно, ряд экспертов на самом деле считают, что в ближайшее время аэростаты начнут играть всё более значимую роль в современных военных конфликтах. Дело в том, что воздухоплавательная техника рассматривается нынче как альтернатива беспилотным летательным аппаратам. Во-первых, её грузоподъёмность на порядок выше, а значит, можно поднять в воздух, к примеру, больше приборов для наблюдения; во-вторых, она способна дольше находиться в небе вне досягаемости средств перехвата.

Есть свои достоинства и у дирижаблей. Так, их без больших затрат энергии можно поднять на высоту до 40 километров и длительное время, около месяца, вести мониторинг, а также решать многие другие задачи. В связи с этим о планах создания новых летательных аппаратов легче воздуха, эпоха которых, казалось, завершилась ещё в 30-х годах прошлого века, заявляют сегодня во многих странах Запада.

Сергей Денисенцев, эксперт Центра анализа стратегий и технологий:

– Придумать, как использовать аэростаты, не составит труда, если нужно установить контроль над каким-то участком – скажем, в месте проведения антитеррористической операции или над приграничной территорией. Но, по моему мнению, их применение будет целесообразно как дополнение к беспилотникам и летательным аппаратам. Насчёт транспортной функции дирижаблей я сомневаюсь – для этого есть более надёжные средства, например те же вертолёты и самолёты. При этом, что бы ни говорили, выживаемость аэростатов в условиях наличия сильного противника, располагающего системами ПВО и истребительной авиации, очень низка. Потому аэростаты целесообразно использовать лишь против противника, который не обладает средствами ПВО. Например, террористов или контрабандистов, которые хотят проникнуть через границу.

США и Россия обкатали аэростаты в боевой обстановке

Безусловным лидером в работах по данной тематике являются США. Ещё в 2014 году в Пентагоне заявили о планах создать группировку беспилотных боевых дирижаблей для прикрытия Вашингтона от ракетных атак, по сути, решив включить эти аппараты в систему ПРО. Как сообщается, сейчас аппараты проходят тестирование в штате Мэриленд. Параллельно американцы готовят их к боевому дежурству и встраивают в систему эшелонированной обороны. Начинка этих дирижаблей весьма технологична – они несут на борту радары системы JLENS (Joint Land Attack Cruise Missile Defense Elevated Netted Sensor System), созданные американской компанией Raytheon, для обнаружения ракет. Данная система позволяет защитить стратегические объекты от низколетящих крылатых ракет и самолётов на удалении более 550 километров. В достоинствах дирижаблей американцы уже убедились на практике: в 2005 году в Ираке были проведены испытания аппарата MARTS (Marine Airborne Re-Transmission Systems), который был снабжён аппаратурой, позволяющей поддерживать связь с подразделениями в радиусе 180 километров. Этот комплекс показал, что способен противостоять ветру до 90 километров в час и в течение двух недель висеть в воздухе без обслуживания. Локальные удачи вдохновили американских военных на дальнейшее развитие подобных аппаратов.

По теме

652

В Минобрнауки сообщили о планах с 2021 года начать выдавать выпускникам российских вузов электронные дипломы. Таким образом в ведомстве намерены бороться с поддельными документами.

Вот и Российская армия решила не отставать. Не так давно в подмосковном Алабине были продемонстрированы возможности применения аэростатов. Этот аппарат выполнял функции разведчика: выявлял цели, передавал их координаты на пункт управления, фиксировал поражение объектов. Также воздухоплавательные аппараты «засветились» в ходе антитеррористической операции российских ВКС в Сирии. Например, с помощью привязного аэростата осуществлялась охрана и оборона авиационной базы Хмеймим – информация с «баллона» поступала прямо в Национальный центр управления обороной. Военные не говорят о типе аппарата и о том, какие именно задачи он решал, но некоторые эксперты предполагают, что кроме видеокартинки на нём имелись и блоки электронного подавления, препятствующие применению террористами радиоуправляемых боеприпасов.

Аэростаты могут вытеснить беспилотники

Как отмечают эксперты, импульс к развитию воздухоплавательной техники в военных целях дало создание новых, более лёгких и прочных синтетических конструкционных материалов. Потому специалисты указывают ещё на один плюс аэростатов: даже видя его, навести на баллон зенитную ракету очень сложно – композитная оболочка шара не отражает лучи локаторов, что делает его абсолютно невидимым для ракеты.

Тем не менее эксперты считают, что такие аппараты по своей эффективности в решении военных задач могут превзойти беспилотники. Также, по оценкам аналитиков, дирижабль уже в ближайшее время может стать исключительно перспективной системой вооружения – например, полностью заменить транспортную авиацию. Дирижабли обладают большей, чем самолёты, грузоподъёмностью, не требуют больших и дорогостоящих взлётно-посадочных полос, при этом способны садиться практически на любую ровную поверхность. Также во время испытаний выяснилось, что дирижабль более устойчив к повреждениям – даже если в него попадёт снаряд, аппарат медленно опускается на землю, обеспечивая сохранность аппаратуры и вооружения. Кроме того, при размещении на дирижаблях радиолокационные станции получают более широкий обзор, дальность обнаружения и возможность засечь сложные цели, например крылатую ракету, летящую на высоте от 5 до 10 метров с огибанием рельефа местности. Американцы работают над созданием подобной программы с 1997 года. Локаторы предполагается размещать в гондолах 80-метровых беспилотных дирижаблей, способных беспрерывно находиться в воздухе до 30 суток.

В России в прошлом году сертифицировано и начато промышленное производство тканеплёночных материалов нового поколения для оболочек аэростатов и дирижаблей. Эта продукция в сочетании с внедрёнными современными методами автоматизированного раскроя позволяет создавать элементы воздухоплавательных аппаратов различного назначения с улучшенными техническими характеристиками. В настоящее время проводятся государственные испытания принципиально нового воздухоплавательного комплекса для ВКС. Кроме того, ещё несколько образцов перспективной техники выходят на финишный этап разработки. Так, несколько типов привязных аэростатов «Дозор» и беспилотный дирижабль ДП-29 завершают этап лётно-подъёмных испытаний.

Резервная связь аэростатами

Из осведомлённых источников редакции известно, что в недрах Минобороны затеяли новый мегапроект по созданию системы резервной связи. Дело в том, что в настоящее время службы экстренного реагирования, спецслужбы и военные слишком полагаются на мобильную связь, которая крайне энергозависима. Достаточно случиться блэкауту, и силовики останутся без связи. В связи с этим на случай ЧП будут заготовлены аэростаты, которые поднимутся в возух на предельно низкой высоте, неудобной для атаки противника, сформировав новую сеть мобильной связи. Будет ли это спецсвязь или же она сможет дублировать для крупных городов функции гражданской мобильной GSM, пока наверняка неизвестно. Однако лучших связистов уже привлекли к работе над этим гигантским прожектом, грозящим стать очередным мегабронепоездом, который никогда не выедет с запасного пути.

КСТАТИ

Использовать воздушные шары в качестве оружия уже пытались во время Второй мировой войны. Так, в Японии было развёрнуто массовое создание Фу-Гo – систем «бомба – воздушный шар». Заполненный водородом аэростат весом 12 килограммов нёс осколочно-фугасную бомбу весом 15 килограммов и четыре зажигательных боеприпаса весом по 5 килограммов. Фу-Го считались дешёвым видом оружия, с помощью которого можно осуществлять бомбардировки американского побережья. Барометрический автопилот удерживал баллон на высоте 9–11 километров, всего шар был рассчитан на полёт в течение трёх дней, за которые, как предполагалось, он должен перелететь через океан. При этом каждый шар оснащался пиропатроном – по задумке японцев, после осуществления бомбардировки аппарат должен был самоуничтожиться, чтобы американцы не могли определить тип чудо-оружия и испугались ещё больше.

Однако Фу-Го оказались крайне неэффективны. С ноября 1944-го по апрель 1945 года Япония запустила свыше 9 тыс. таких воздушных шаров, однако побережья США достигли только около 300. А проведённая бомбардировка привела лишь к гибели шести человек и вызвала небольшие разрушения.

versia.ru

Советские дирижабли на войне: забытые страницы истории. — Не теряйте мужества


Дирижабль «Победа»

Да-да, не привязные аэростаты заграждения, а именно свободнолетающие дирижабли. В СССР, а не в США, я ничего не путаю. Во время Великой Отечественной войны в боевых действиях со стороны СССР применялось с разными вспомогательными целями ажно четыре дирижабля.


В обеспечении боевых действий Красной Армии принимали участие четыре дирижабля — «СССР В-1», «СССР В-12», «Малыш» и «Победа», при том что последние три аппарата были построены на долгопрудненском дирижаблестроительном заводе (+еще кусок бывшего завода, но таки строит дирижабли) вообще, в годы войны — В-12 (2940 м³) в 1942 году (по другим сведениям — повторная сборка машины 1939 года, разобранной в 1940 году), а «Победа» (5000 м³) и «Малыш» — в 1944. Решали при этом дирижабли несколько различных задач, одной из важнейших была перевозка водорода так сказать, «в натуре», ведь применяемый в аэростатах заграждения водород был крайне неудобен для перевозки — сжижаться он без экстрима отказывается наотрез, а сжатие не дает существенного эффекта, — требуются очень тяжелые баллоны, — а итоге на запуск только одного аэростата нужно совершить не один и не два рейса «полуторкой». Можно, разумеется, добывать водород и из воды, банальным электролизом, — но хорошо, когда источник тока под рукой, а если нет? Бензогенераторами не отделаешься…

передача газа в привязной аэростат

Так вот: Дирижабли перевезли 194580 кубических метров водорода и 319190 килограмм различных грузов. Всего за годы Второй мировой войны советские дирижабли выполнили более 1500 полетов. Так, в 1943-44 гг. на дирижабле «СССР В-12» было совершено 969 вылетов общей продолжительностью 1284 часа. В 1945 г. дирижабли «СССР В-12» и «Победа» выполнили 216 полетов общей продолжительностью 382 часа. Одного вылета дирижабля с попутным грузом хватало для заправки 3-4 аэростатов заграждения.



В 1943-1944 годах дирижабли немало потрудились развозя водород по многочисленным точкам. Ну, и попутно дирижабли решали задачу перевозки небольших грузов, — причем, фактически бесплатно, им же нужен дополнительный балласт для перевозки газа? Нужен. Вот и пригружались они чем придется.

Еще одним интересным аппаратом, построенным в 1944 году является «моторизованный аэростат» Малыш, предназначенный для парашютной подготовки бойцов ВДВ. В годы войны десантников часто перебрасывали с места на место, — и отставание перебазирвоания аэростатного хозяйства полностью срывало все планы тренировок личного состава. Не пехота, с дерева не попрыгаешь..



мотогондола аэростата «Малыш»
Поэтому в 1944 году на базе привязного аэростата был построен мотоаэростат, полученный подвеской к нему мотогондолы, представлявшей собой часть фюзеляжа самолета По-2 с двигателем и кабинами пилотов. Аппарат был успешно испытан (отчет об испытаниях прилагается), но в серию не пошел, — не до того было, война…
А теперь еще об одном забытом советском приоритете: В Советском Союзе еще в 1945 году на Черном море был организован специальный воздухоплавательный отряд для поиска мин и затонувших кораблей. Для этой цели в сентябре 1945 года из Москвы в Севастополь совершил перелет дирижабль «Победа» под командой капитана А.И. Рощина.

26 сентября дирижабль “Победа” вылетел в свой первый ознакомительный полет. Полет продолжался 4 часа и 20 минут. В первом же полете, прямо на выходе из Севастопольской бухты, с дирижабля была обнаружена затаившаяся на небольшой глубине мина, хотя до этого было проведено неоднократное траление бухты. Вызванный по радио из дирижабля тральщик выловил эту мину, отбуксировал ее в открытое море и там расстрелял.



«Победа» в Килен-балке, под Севастополем.
А.И. Рощин вспоминал: «Мы провели большую программу научно-исследовательских работ, несколько раз летали на разведку мин. Штормы срывали их со стальных тросов. Блуждая в море, они угрожали торговым и пассажирским судам. Мы отыскивали мины и сообщали об этом командирам траловых судов, которые их уничтожали. Бывали случаи, когда мы спускались над морем до 5 метров и свободно разговаривали с командирами катеров, указывая им местонахождение мин«.

Дирижабль проводил аэрофотосъемку минных полей и участвовал в экспериментах по обнаружению подводных лодок. Попутно дирижабль проводил опыты по обнаружению косяков рыбы в акваториях Черного моря.

Эксплуатация воздушного корабля в Севастополе проводилась с 23 сентября по 2 ноября. Всего дирижабль «Победа» совершил на Черном море 20 полетов общей продолжительностью 113 часов. По итогам боевой работы «Победы» командующий Черноморским флотом адмирал Ф.С. Октябрьский запросил в Главном штабе ВМФ две эскадры дирижаблей для своего флота. Однако дальнейшего продолжения программа, к сожалению, не получила.

Но зарубку про использования дирижабля для поиска мин надо поставить, да..


По материалам сайтов airships.narod.ru и sevastopol.ws

P.S. Да, это не вот чтобы какая техника, — но не самые известные страницы воздухоплавания. Пусть будет.

strangernn.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *