Содержание

как устрен фагот, как звучит фагот


Нотация (запись):
1 3 `
Строй инструмента: «in C«
Не транспонирует
(итал. — Fagotto,  франц. — Basson
нем. —
Fagott,  англ. — Bassoon,)

Фагот — является язычковым духовым музыкальным инструментом, в переводе с итальянского он означает «вязанка или узел». Он относится к классу музыкальных инструментов, изготовленных из дерева.


Диапазон и регистры фагота

Оркестровый диапазон – от си-бемоль контроктавы до ми второй октавы.


Нижний регистр отличается густой и сильной звучностью грозного характера Средний регистр обладает матовым, мягким и более слабым звучанием Верхний регистр звучит мягко, нежно и вместе с тем несколько сдавленно и напряжённо
Сконструировано язычковое духовое устройство было в Италии, примерно, в VI веке (приблизительно в двадцатые — тридцатые годы), во время великой эпохи барокко. Сначала изобретение фагота приписывалось священнослужителю Афраньо дель Альбонези, который , как считалось, объединил два музыкальных духовых инструмента(какие точно, предполагают) добавив к ним раздувательный мех, после чего изобретение было названо phagotus, но как выяснилось со временем, у созданного клириком музыкального прибора общего с настоящим фаготом почти ничего и не было, и в сущности это была обычная, простая волынка, дополнительно оборудованная язычками из металла, имя же настоящего создателя неизвестно. Однако известно, что нынешний фагот появился благодаря реконструкции старинного инструмента с наименованием бомбарда, а еще некоторые его называли «поммер». Бомбарда, сам по себе инструмент больших размеров, была разделена на две отдельные части, для того, чтобы было легче проводить изготовление и транспортировку. Внесенные в конструкцию изменения не только упростили создание, хранение и транспортировку, но и благотворно отразились на самом тембре и как следствие появился новый, совершенно новый музыкальный инструмент. За счет изменения тембра звучания сначала фагот называли «дульцианом», что с итальянского переводится как «сладкий и нежный». Тогда из фагота убрали трубы раздувательного меха.Эту реконструкцию произвел мастер музыкальных инструментов Сигизмунд Шэльтцэр в начале XVII столетия. Однако, несмотря на свое «нежное» название, инструмент совершенно отличался от нынешнего понятия нежного звучания, но если рассказывать о том как неприятно хрипела, рычала бомбарда в тот период, то новый фагот, переживший новшества в усовершенствовании своего сложно механизма, действительно должен был показаться современникам «мягким». Для игры в симфоничском оркестре инструмент эпохи барокко использовали редко. Начиная с конца VII века, в начале VIII века фагот начали применять и в России, особенно часто на нем играли соло для классических музыкальных произведений. Михаэль Прэториус — известный музыкальный писатель средневековья, в своем описании этого музыкального инструмента давал пять самостоятельных разновидностей фагота в то время, и что довольно интересно, фаготы того времени были вполне сходы по своему виду с современными музыкальными инструментами. В конце XVIII века фагот уже хорошо вошел в большое использование во всех городах Германии, в частности в военных гарнизонах. Такова история фагота до XVIII столетия. Уже с началом XIX века последующее развитие фагота пошло с молниеносной быстротой. Одни изобретали новое, другие сразу добавляли что-то свое, третьи развивали и совершенствовали это. И такой круговорот был вплоть до пятидесятых годов. Тогда знаменитый в то время мастер Эжэн Жанкур вместе с Бюффээ и Крампоном произвели наиболее существенное изменение в устройстве фагота. И именно им мы можем поклониться за современный, вполне совершенный фагот.
Фагот в музыке.
С начала XVIII и до середине XIX века фагот очень быстро начинает приобретать свое место в разных музыкальных жанрах и композициях. Так, самое первое сольное выступление фаготу было прописано в фантазии из сборника Canzoni, fantasie et correnti созданной Бартоломе де Сельма-и-Салаверде. Данная работа впервые была представлена в Венеции, и фаготу была дана сложная партия. Особенно, если учитывать, что он имел всего лишь два клапана, а ему нужно было сыграть в диапазоне, который был расширен вниз до контроктавы «си-бемоль». Начиная с XVIII столетия улучшенный фагот был включен в постоянный состав оперных оркестров. Из-за юмористического, задорного звучания отрывистых нот (стаккато) фагота, Глинка использовал фагот в своей знаменитой на весь свет опере «Руслан и Людмила». Тогда он чувственно показал трусливый характер Фарлафа. Поочередное стаккато двух перекликающихся фаготов сыграло очень существенный момент при передаче характера трусливого героя. И это не последний момент использования фагота в операх… Так же иногда фагот мог звучать и трагически. Так, у Чайковского в Шестой симфонии фагот играет тяжелое, скорбное соло, сопровождающееся звуком контрабасов. В некоторых симфониях Шостаковича фагот тоже приобретал драматичность и динамичность, бывая то веселым, то совершенно грустным. В музыке зарубежных авторов фагот звучал у Гайдна, И.С.Баха; И.Г.Граун, И.Г.Мютель и К.Граупнер писали концерты для фагота, где полностью раскрывался весь потенциал данного инструмента. Одним из самых частоиграемых произведений для фагота стал концерт Моцарта (Концерт B-dur или си мажор). Одной из важных составляющих истории фагота являются 39 концертов созданных Антонио Вивальди. Написанные Вивальди для инструмента сольные партии, удивляют своими быстрыми переходами и скачками из одного регистра в другой, длинными контиленными эпизодами и виртуозными пассажами, ведь такие приемы вошли в широкое употребление только с усовершенствованием инструмента через несколько десятилетий. Устройство ненышнего фагота: Выглядит фагот как изогнутая длинная трубка(на ней же расположены клавиши), он имеет систему клапанов и двойную трость, одетую на металлическую трубку, выполненную в форсе буквы «S».

Именно эта трубка и соединяет основной корпус инструмента с тростью.

Секрет игры на этом инструменте заключается в том, что необходимо очень быстро и сильно выдыхать воздух. Сама конструкция фагота изогнута три раза, а вот если его развернуть, то его общая длинна будет составлять не менее 6-ти метров в длину. Современные фаготы чаще всего изготавливаются из легкой кленовой древесины, потом на ней укрепляют клапаны и сверлят небольшие дырочки. Этот процесс очень кропотливый, ведь необходимо просверлить отверстие очень узко, при этом постепенно расширить его к концу, таким образом, что на выходе получается полого-коническое сечение.

Во время звучания фагот имеет экспрессивный тембр, в полном своем диапазоне он богат обертонами. Чаще всего используется средний и нижний регистры инструмента. Что касается верхних нот, то у них более сдавленное и гнусноватое звучание. На сегодняшний день существует две модели духового инструмента, сам фагот, и одно из его разновидностей — контрафагот, который имеет идентичную конструкцию, но звучит на одну октаву ниже.

Контрафагот

Обычный фагот имеет объем в три октавы с небольшим, начиная с «си-бемоль контр» и заканчивая «ре-второй» октавы, но все же музыканты умудряются извлечь необходимые ноты, несмотря на то, что это опасно, особенно во время концерта.
Звучание у полученных октав глухое и неприятное. Тембр звучания у фагота напрямую зависит от регистра воспроизведения звука. С появлением духового инструмента фагота классическая музыка приобрела экспрессивности и стала более богатой обертонами.

Некоторые интересные факты о фаготе — музыкальном инструменте:


Фагот — «forgotto» — «вязанка дров», не с проста получил такое название, ведь в разобранном виде он как раз и напоминает ту самую вязанку дров.
Фагот не изготавливается ни из какого другого дерева, как только клена.
Поэты прошлого века сравнивали звучание фагота с «речью Бога морских глубин»

Так как же научиться играть на фаготе?

Знайте, нет ничего невыполнимого. Человек способен сделать все, мы лишь ограничены самооценкой и мнением о себе. Чем раньше вы это поймете, тем лучше! Так как же играть на этом музыкальном инструменте и на сколько это трудно? Как уже было сказано мы ограничены лишь сознанием, поэтому вставайте с дивана, покупайте инструмент и приступайте к делу. Хотелось бы сказать, что фагот — инструмент оркестровый, соответственно он не такой универсальный как, допустим, гитара и фортепиано, однако без этого инструмента некоторые сонаты и симфонии знаменитых авторов просто не имеют право на существование. Итак, вот вы уже «железно» решили построить себе карьеру музыканта. Первое, что надо обязательно сделать — найти преподавателя, который и будет вашим гидом на протяжении обучения. Это может быть как человек из школы искусств (музыкальной школы) или просто частный преподаватель, который за отдельную плату(обычно по договоренности) поможет вам постигать науки музыки. Честно говоря, фагот не самый легкий для обучения инструмент, многие бросают это дело сразу. Однако, что в нашей жизни дается легко? Учитесь, старайтесь и плоды не заставят себя ждать!

Прослушайте как звучит Фагот
Masahito Tanaka — Variations pour basson seul sur un th_me de Paganini

Автор: Вожжаев Владлен


xn—-7sbab5aqcbiddtdj1e1g.xn--p1ai

фагот — это… Что такое фагот?

Хрипун, удавленник, фагот. История классовых диалектов русского языка почти совсем не изучена. Для иллюстрации можно указать случаи использования слов и выражений классовых диалектов или общенародных слов, но с жаргонными значениями, в языке художественной литературы, особенно часто в речи действующих лиц. Вот один пример из «Горя от ума» Грибоедова. Для социальной характеристики полковника Скалозуба в речи Чацкого Грибоедов использовал слова хрипун, удавленник, фагот в классово-диалектном, армейско-офицерском жаргонном смысле.

В «Горе от ума» Чацкий рисует социальный портрет Скалозуба такими словами:

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие манёвров и мазурки.

Непосредственно ясно, что слова хрипун, удавленник, фагот употреблены здесь не в своем прямом значении. Они тут выступают как иронические обозначения типических черт представителя внешне вымуштрованного, столичного, привилегированного офицерства царской России начала XIX века.

Хрипунами прозывали офицеров-фанфаронов, которые старались иметь хватский и высокомерный вид, стремились отличиться светской ловкостью и выработали у себя своеобразное произношение на французский манер, «сопровождаемое, по словам современника, насильственною хриплостью голоса».

Ср. у А. С. Пушкина в «Домике в Коломне»:

У нас война. Красавцы молодые,

Вы, хрипуны (но хрип ваш приумолк)

Сломали львы походы боевые?

В «Романе в письмах»:

«Охота тебе корчить г. Фобласа и вечно возиться с женщинами. В этом отношении ты отстал от своего века и сбиваешься на cidevant гвардии хрипуна 1807 г.». Ср. у Ф. Булгарина в «Приключениях квартального надзирателя»: «В армии называли хрипунами тех из молодых офицеров, которые говорили между собой по-французски, любили общество и щегольство. Это почти то же, что фанфароны».

Таким образом, Грибоедов пользуется армейским, военно-жаргонным осмыслением слова хрипун.

В этом контексте смысл слова удавленник, примыкающего к образу хрипуна, раскрывается отчасти таким описанием офицеров той же эпохи в повести И. С. Тургенева «Три портрета»: «Военные шею затянули туго-натуго… хрипят, глаза таращат, да и как не хрипеть

Ср. у А. Вельтмана в «Приключениях, почерпнутых из моря житейского» описание щегольски одетого, богатого офицера николаевского времени: «Воротник, как петля, задушил его, так что глаза выкатились; мундир перетянут в рюмочку» (см. Пыляев М. И. Замечательные чудаки и оригиналы. СПб., 1898, с. 37; см. его же: Старое житье. СПб., 1892; Вяземский П. Старая записная книжка. 1929, с. 110).

И слово удавленник употреблено Грибоедовым тоже в жаргонно-офицерском смысле.

Для понимания слова фагот чрезвычайно важен рассказ знаменитого хирурга Н. И. Пирогова в «Дневнике старого врача» о назначенном в начале царствования Николая I попечителе Московского университета военном генерале Писареве: «Не замедлил явиться перед нами в аудиториях и мундирный попечитель, тотчас же при своем появлении прозванный, по свойству его речи, фаготом. Действительно, речь была отрывистая, резкая. Я видел и слышал этого фагота, благодарение Богу, только два раза на лекциях…

У Геймана на лекции фагот, высокий, плечистый генерал в военном мундире, входивший всегда с шумом, в сопровождении своих драбантов, — встретил моего прежняго нахлебника, Жемчужникова, в странном для него костюме: студенческий незастегнутый мундир, какие-то уже вовсе немундирные панталоны и с круглою шляпою в руках.

— ”Это что значит?“ — произнес фагот самым резким и пронзительным голосом, нарушившим тишину аудитории и внимание слушателей, прикованное к химическому опыту Геймана. — ”Таких надо удалять из университета“, — продолжал таким же голосом фагот.

Жемчужников встал, сделал шаг вперед и, поднимая свою круглую шляпу, как бы с целью надеть ее себе тотчас на голову, прехладнокровно сказал: — ”Да я не дорожу вашим университетом“, — поклонился и вышел вон.

Фагот не ожидал такой для него небывалой выходки подчиненного лица и как-то смолк» (Пирогов Н. И. Соч., 1910, 2, с. 389—390).

Можно припомнить обычные указания на свойственный фаготу — музыкальному духовому деревянному инструменту низкого регистра — хрипловато-гнусавый тембр. Ср. у Гоголя в «Мертвых душах»: «Манилов в ответ принялся насасывать чубук так сильно, что он начал, наконец, хрипеть как фагот».

Следовательно, жаргонное словоупотребление в языке художественной литературы социально-исторически обусловлено, и в то же время оно нередко связано с общенародным словарным фондом языка.

(Виноградов. О трудах И. В. Сталина по вопросам языкознания. М., 1951, с. 65—67).

К слову хрипун В. В. Виноградов обращается в работе «Язык Пушкина»:

«Домик в Коломне» (1830) является теоретическим манифестом новых принципов литературно-просторечного стиля и их иллюстрацией. Разрушается система высокой русско-французской фразеологии, облекавшей основные поэтические символы — рифмы, стиха, Пегаса, Парнаса, Феба, муз (ср. в «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы», образы Парки и Жизни:

Парки бабье лепетанье…

Жизни мышья беготня.

(1830)

Ср. стиль пейзажа в «Евгении Онегине»:

Гулять? Но голы все места,

Как лысое Сатурна темя,

Иль крепостная нищета

и т. п.). Так, рифмы выступают в образе рекрутов, «мелкой сволочи», к которой раздается команда на языке военного просторечия:

…слушай!

Равняйтеся, вытягивайте ноги

И по три в ряд в октаву заезжай…

Держись вольней и только не плошай.

В исключенных строфах были отражения и военного арго:

У нас война. Красавцы молодые!

Вы, хрипуны (но хрип ваш приумолк),

Сломали ль вы походы боевые?..

Вспоминается характеристика Скалозуба, данная Чацким в образах офицерского арго:

Хрипун, удавленник, фагот…

«Хрипунами прозывали за картавое произношение звука Р тех военных фанфаронов, которые употребляли всегда французский язык вместо русского, имели высокомерно-хватовской вид и старались отличиться светскою ловкостью» (Пыляев М. И., Замечательные чудаки и оригиналы, с. 37; ср. также Пыляев М. И., Старое житье, СПб., 1892: «Офицеров, которые отличались светскою ловкостью и французским языком, называли ”хрипунами“, последнее название произошло от подражания парижанам в произношении буквы Р » (101). Кн. П. А. Вяземский приписывает военно-жаргонное значение слова хрип творчеству конногвардейца «лингвиста» Раевского: «Слово хрип также его производства, оно означало какое-то хватовство, соединенное с высокомерием и выражаемое насильственною хриплостью голоса» (Старая записная книжка, 110). По-видимому, определение кн. П. А. Вяземского тоньше и ближе к действительности). И на этом фоне приобретает особый символический смысл противопоставление Ширванского полка «светским», столичным «хрипунам», сравнение октавы, как формы нового стиля, с Ширванским полком:

Видали ль в Персии Ширванский полк?

Уж люди! Мелочь, старички кривые,

А в деле всяк из них, что в стаде волк,

Все с ревом так и лезут в бой кровавой.

(Виноградов. Язык Пушкина, с. 427; см. также: Виноградов. Очерки, с. 224).

[Ранее в «Литературной газете» (от 24 июня 1934 года, № 80 (396), с. 2) В. В. Виноградов также обращался к словам хрипун, удавленник, фагот:] «Но бывают от недостаточного знания литературного языка и его стилей ошибки понимания — более общие и более печальные. Скалозуб из ”Горе от ума“ Грибоедова нередко хрипит на русской сцене, как фельдфебель с перепою. Кажется, почему бы ему и не хрипеть, раз Чацкий называет его ”хрипуном.

Хрипун, удавленник, фагот…

И может ли человек, думающий, что «хрипун» это тот, кто хрипит, понять пушкинское противопоставление хрипунов — «красавцев молодых» — «старичкам кривым» из Ширванского полка в таких строках «Домика в Коломне»:

У нас война. Красавцы молодые!

Вы, хрипуны (но хрип ваш приумолк),

Сломали ль вы походы боевые?

Видали ль в Персии Ширванский полк?

Уж люди! Мелочь, старички кривые,

А в деле всяк из них, что в стаде волк.

Смысл этого противопоставления столичных гвардейцев Ширванскому полку станет ясным, если вспомнить или доискаться, что хрипунами прозывали за картавое произношение на французский майер тех офицеров-фанфаронов, которые старались отличиться светской ловкостью, блеснуть французским языком и имели хватский вид (см., например, книги М. И. Пыляева «Старое житье» и «Замечательные чудаки и оригиналы»). Кн. П. А. Вяземский, приписывая жаргонное значение слова «хрип» творчеству конногвардейца Раевского (автора выражения «под шефе»), вносил некоторые дополнительные черты в образ «хрипуна». «Слово ”хрип“, писал он в «Старой записной книжке», — означало какое-то хватовство, соединенное с высокомерием и выражаемое насильственною хриплостью голоса». В связи с этим и два другие эпитета Скалозуба — «удавленник, фагот» надо понимать как иронические обозначения вымуштрованного, затянутого в мундир столичного офицера — фронтовика: они относятся не столько к голосу героя, сколько к его внешнему облику, к его «портрету» и к его социальному характеру». — Л. А.

В. В. Виноградов. История слов, 2010

dic.academic.ru

история, видео, интересные факты, слушать

Музыкальный инструмент: Фагот

 

 Слово «фагот» в переводе с итальянского означает «узел» или «связка». Почему же самый габаритный и самый низкий инструмент деревянной духовой группы так называется? Все просто – первые фаготы, появившиеся более половины тысячелетия назад, были необъятных размеров и в разобранном виде внешне больше были похожи на вязанку дров, чем музыкальный инструмент. В современном облике фагот похож на гобой: у него такая же вытянутая коническая форма трубки и двойная трость. Но из-за своего впечатляющего размера – более двух метров, трубка сложена вдвое.

Историю фагота и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

 

 

Звук фагота

Фагот считается подвижным музыкальным инструментом, но стремительные пассажи исполнять на нем не просто. Однако именно эта особенность стала его «изюминкой» – быстрое отрывистое исполнение звуков (прием стаккато) создает «бубнящий», комический эффект, чем поспешили воспользоваться многие композиторы. Среди них – М. Глинка в опере «Руслан и Людмила», где такой прием использован для характеристики трусливого Фарлафа.

Этот инструмент может звучать и совершенно иначе: нежно, ласково, томно с ноткой страсти. Достаточно послушать знаменитейший романс Неморино из оперы Доницетти «Любовный напиток». Именно фагот в сопровождении пиццикато струнных начинает эту, пожалуй, одну из самых романтичных и проникновенных арий в мире.

Тембр этого инструмента трудно перепутать с каким-либо другим. Он низкий, с хрипотцой, к тому же очень экспрессивный. Самый низкий, а также средний регистр используется чаще всего, а вот верхние ноты получаются весьма сдавленными и даже гнусавыми. Диапазон фагота сравнительно небольшой – почти три октавы, от си бемоль контроктавы до ре второй. Интересно, что можно извлекать и более высокие ноты, вот только они не всегда хорошо звучат и композиторы практически никогда не используют их, зная эту особенность. Записывается партия фагота обычно в басовом либо теноровом ключах.

Фото:

 

 

 

Интересные факты

  • Динамический диапазон инструмента около 33 дБ: от 50 дБ при игре пиано, до 83дБ при громкой игре.
  • Антонио Вивальди написал 39 концертов для фагота.
  • Долгое время фагот был известен под названием дольцина, а также дульцина-фагота, что означало лишь его нежное звучание. Естественно, таковым оно считалось по сравнению с бомбардой.
  • Для игры на фаготе требуются все пальцы обеих рук, чего не требует любой другой инструмент из состава симфонического оркестра. Притом большой палец левой руки управляет сразу 9 клапанами, а большой палец правой руки нажимает на 4 клапана.
  • В XVIII веке фагот был особо распространен в Германии. Там мастера изготавливали инструменты с разными объемами и диапазонами звукоряда, а использовались они все в церковном хоре, чтобы поддержать голос и усилить его звучание.
  • Трости у гобоя и фагота схожи по своему устройству, только у первого она меньше и включает в себя металлический штифт и камыш. У фагота же только из камыша, обмотанного ниткой, а роль штифта выполняет эс. В последнее время набирают популярность трости из пластика.
  • Иногда партитура обязывает использование звука ля контроктавы. Например, в «Кольце Нибелунга» Рихарда Вагнера. Тогда на помощь музыкантам приходит обычная газета. Ее сворачивают в трубку и вводят в раструб, си бемоль теряется и звучит более низкий звук – ля. Изредка композиторы заставляют инструменты выполнять невозможное. Р. Вагнер в свой опере «Тангейзер» заставил фагот использовать необычайно высокий для него звук «ми» второй октавы. Но он сделал поддержку ему и усилил звучание фагота струнной группой.

  • Все первоначальные варианты сурдины были забракованы и музыканты отказались от их использования, так как это отрицательно влияло на качество звука. Лишь изобретенный механизм советского фаготиста Ю. Неклюдова стал широко применяться. Он установил в средней части раструба металлический кружок, оклеенный бархатом. При помощи механизма этот кружок менял положение и заслонял трубку, приглушая звучание.
  • На фаготе возможно начинать учиться с 9-10 лет.
  • Фагот изготавливается исключительно из легкой кленовой древесины, если не считать некоторые школьные модели из пластика.
  • Стоимость фаготов может доходить до 30000 евро, речь идет об инструментах знаменитой фирмы Геккель.
  • Существует две разновидности инструмента – с французской и немецкой системой. Их различия касаются лишь исполнителя, слушатель разницу почти не заметит. Наиболее распространенной считается немецкая система.
  • В 1856 году был изобретен саррюзофон, металический вариант контрфагота для игры на открытом воздухе. Этот инструмент внешне очень похож на саксофон, но имеет двойную трость.

 

 

Популярные призведения для фагота

В.А. Моцарт — Концерт для фагота и оркестра си-бемоль мажор (слушать)

Антонио Вивальди — Концерт для фагота с оркестром ми-минор (слушать)

К. Вебер — Венгерская фантазия (слушать)

 

 

Конструкция фагота

Внешне фагот похож на согнутую трубку, и представляет собой благородное сочетание темного дерева и металлических деталей. Трость у этого инструмента двойная. Она надевается на трубку, изготовленную из металла и имеющую очертания буквы S, отсюда и получившую свое название эс. Именно эта трубка и соединяет трость с основным корпусом. Если обратить внимание на раструб фагота, то легко заметить, что он ровный, без расширяющегося конца – это влияет на звучание инструмента. У него слабо выделяется основной тон, а высокие «призвуки» бедноваты. К тому же, именно поэтому, фагот не наделен огромной силой звука.

На фаготе 33 отверстия, многие из которых закрываются 29-ю клапанами довольной сложной механики.

Если развернуть трубу фагота, то ее длина составит 2,6 метра, у контрфагота почти 5 метров. Вес фагота около трех килограмм.

 

Разновидности фагота

За весь период формирования этого инструмента, существовало несколько видов: квартфагот, фаготино и контрфагот. Последний из них сохранился до сих пор и успешно используется в симфонических оркестрах.

 

История

Возникновение первых фаготов относится к XVI веку, его предшественником был старинный духовой инструмент бомбарда. У нового изобретения несколько видоизменили конструкцию и разделили трубку на несколько частей. Поначалу инструмент получил название «дульциан». Имя настоящего изобретателя фагота до сих пор неизвестно. Известно только, что постепенно инструмент незначительно изменялся и совершенствовался. Особое место, среди всех мастеров, причастных к этому, принадлежит фаготисту и капельмейстеру Карлу Альмендереру и Иоганну Адаму Геккелю. Именно они в 1843 году представили 17-клапанную модель фагота, которая и была приняла за основу. 

 

Роль в оркестре

Долгое время фаготу отводилась вспомогательная роль в оркестре – ничего, кроме «поддержки» басовых партий, ему не доверяли. Но все изменилось с рождением жанра оперы – композиторы увидели в нем нечто особенное. Отныне этот обладатель экспрессивного и насыщенного обертонами тембра с легкой хрипотцой стал ярким и полноправным солистом. Обычно в оркестре используется несколько фаготов – два или три, совсем редко встречается четыре, причем последний чаще заменяется на контрфагот, если того требует партитура.

 

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать фагот

soundtimes.ru

Фагот — это… Что такое Фагот?

  • Фагот — Классификация язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью …   Википедия

  • фагот — Хрипун, удавленник, фагот. История классовых диалектов русского языка почти совсем не изучена. Для иллюстрации можно указать случаи использования слов и выражений классовых диалектов или общенародных слов, но с жаргонными значениями, в языке… …   История слов

  • ФАГОТ — (ит. Fagotto). Музыкальный духовой инструмент, с мягким, полным, басовым тоном. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАГОТ духовой музык. инструмент, состоит из длинной деревян. трубы с клапанами и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Фагот — (Fagotto или Bassone итал., Basson франц., Fagott нем.) духовой деревянный инструмент, басовый гобой, длинная трубка которогосогнута пополам и связана, что и дало этому инструменту название Ф.(fagot по франц. связка, пучок). От верхней части… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ФАГОТ — ФАГОТ, фагота, муж. (итал. fagotto, букв. связка) (муз.). Музыкальный духовой деревянный инструмент низкого регистра с характерным хрипловато гнусавым тембром, состоящий из двух параллельно скрепленных цилиндров, к более короткому из которых… …   Толковый словарь Ушакова

  • ФАГОТ — (итал. fagotto букв. узел, связка), деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1 й пол. 16 в. Басовая разновидность контрафагот …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФАГОТ — ФАГОТ, а, муж. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент низкого тембра в виде длинной, слегка расширяющейся трубы. Играть на фаготе. | прил. фаготный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ФАГОТ — муж., франц. духовое музыкальное орудие, состоящее из двойной, оборотной деревянной трубки с отдушинами. Фаготовый, фаготный, к нему относящийся. Фаготист, фаготчик, на нем играющий; | фаготчик, фаготный мастер. Толковый словарь Даля. В.И. Даль.… …   Толковый словарь Даля

  • фагот — сущ., кол во синонимов: 5 • германизм (176) • инструмент (541) • контрафагот (3) • …   Словарь синонимов

  • Фагот — (итальянское fagotto, буквально узел, связка), духовой язычковый музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый) басо тенорового звучания. Появился в 1 й половине 16 в. Басовая разновидность контрафагот.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ФАГОТ — Вспомним еще раз музыкальную сказку Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и волк», о которой говорилось в рассказе, посвященном лейтмотиву. Всех персонажей этой сказки изображают различные музыкальные инструменты: кларнет, гобой, струнные…… …   Музыкальный словарь

  • dic.academic.ru

    Фагот — это… Что такое Фагот?

  • Фагот — Классификация язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью …   Википедия

  • фагот — Хрипун, удавленник, фагот. История классовых диалектов русского языка почти совсем не изучена. Для иллюстрации можно указать случаи использования слов и выражений классовых диалектов или общенародных слов, но с жаргонными значениями, в языке… …   История слов

  • ФАГОТ — (ит. Fagotto). Музыкальный духовой инструмент, с мягким, полным, басовым тоном. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАГОТ духовой музык. инструмент, состоит из длинной деревян. трубы с клапанами и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Фагот — (Fagotto или Bassone итал., Basson франц., Fagott нем.) духовой деревянный инструмент, басовый гобой, длинная трубка которогосогнута пополам и связана, что и дало этому инструменту название Ф.(fagot по франц. связка, пучок). От верхней части… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ФАГОТ — ФАГОТ, фагота, муж. (итал. fagotto, букв. связка) (муз.). Музыкальный духовой деревянный инструмент низкого регистра с характерным хрипловато гнусавым тембром, состоящий из двух параллельно скрепленных цилиндров, к более короткому из которых… …   Толковый словарь Ушакова

  • ФАГОТ — (итал. fagotto букв. узел, связка), деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1 й пол. 16 в. Басовая разновидность контрафагот …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФАГОТ — ФАГОТ, а, муж. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент низкого тембра в виде длинной, слегка расширяющейся трубы. Играть на фаготе. | прил. фаготный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ФАГОТ — муж., франц. духовое музыкальное орудие, состоящее из двойной, оборотной деревянной трубки с отдушинами. Фаготовый, фаготный, к нему относящийся. Фаготист, фаготчик, на нем играющий; | фаготчик, фаготный мастер. Толковый словарь Даля. В.И. Даль.… …   Толковый словарь Даля

  • фагот — сущ., кол во синонимов: 5 • германизм (176) • инструмент (541) • контрафагот (3) • …   Словарь синонимов

  • Фагот — (итальянское fagotto, буквально узел, связка), духовой язычковый музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый) басо тенорового звучания. Появился в 1 й половине 16 в. Басовая разновидность контрафагот.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ФАГОТ — Вспомним еще раз музыкальную сказку Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и волк», о которой говорилось в рассказе, посвященном лейтмотиву. Всех персонажей этой сказки изображают различные музыкальные инструменты: кларнет, гобой, струнные…… …   Музыкальный словарь

  • dic.academic.ru

    история появления и развития музыкального инструмента

    Фагот – духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра, изготовленный из древесины клена. Считается, что наименование этого инструмента произошло от итальянского слова fagotto, что в переводе обозначает «узел, пучок, вязанка». И в самом деле, если инструмент разобрать, то получится что-то напоминающее вязанку дров. Общая длина фагота составляет 2,5 метра, у контрафагота – 5 метров. Инструмент весит около 3 кг.

    Рождение нового музыкального инструмента

    Кто именно первым изобрел фагот неизвестно, но родиной инструмента считают Италию 17 века. Его прародителем называют древнюю бомбарду — басовый инструмент семейства язычковых. Фагот отличался от бомбарды конструкцией, трубку разделили на несколько частей в результате чего инструмент стало проще изготавливать и переносить. В лучшую сторону изменился и звук, поначалу фагот называли дульцианом, в переводе «нежный, сладкий». Он представлял собой длинную, согнутую трубку, на которой расположена система клапанов. Первый фагот был снабжен тремя клапанами. Позднее в 18 веке их становится пять. Вес инструмента составлял приблизительно три килограмма. Размер трубы в развернутом виде — более двух с половиной метров в длину. У контрфагота еще больше – около пяти метров.

    Усовершенствование инструмента

    Вначале инструмент использовали с целью усиления, дублирования басовых голосов. Только начиная с 17 века, он начинает играть самостоятельную роль. В это время для него пишут сонаты итальянские композиторы Бьяджо Марини, Дарио Кастелло и другие.
    В начале 19 века Жан-Николь Саварр предложил музыкальному миру фагот, имевший одиннадцать клапанов. Немного позже, два мастера из Франции: Ф. Требер и А. Бюффе усовершенствовали и дополнили этот вариант.
    Важный вклад в развитие фагота внесли немецкие мастера Карл Альменредер и Иоганн Адам Геккель. Именно они, в 1831 году в Бибрихе, основали предприятие по изготовлению духовых инструментов. Альменредер в 1843 году создал фагот с семнадцатью клапанами. Эта модель и стала базовой в производстве фаготов фирмой «Геккель», которая стала лидером в производстве этих музыкальных инструментов. До этого момента были распространены фаготы австрийских и французских мастеров.
    С самого рождения и до сегодняшнего дня существует три вида фаготов: квартфагот, фаготино, контрфагот. Современные симфонические оркестры по-прежнему продолжают использовать контрфагот в своих выступлениях.

    Место фагота в истории

    В Германии в 18 веке инструмент был на пике популярности. Звуки фагота в церковных хорах подчеркивали звучание голоса. В произведениях немецкого композитора Райнхарда Кайзера инструмент получает свои партии в составе оперного оркестра. Фагот использовали в своем творчестве композиторы Георг Филипп Телеман, Ян Дисмас Зелекан. Сольные партии инструмент получил в произведениях Ф.Й. Гайдна и В.А. Моцарта, особенно часто звучит репертуар фагота в Концерт B-dur, написанный Моцартом в 1774 году. Солирует он в произведениях И.Стравинского «Жар-Птица», «Весна Священная», у А. Бизе в «Кармен», у П. Чайковского в Четвертой и Шестой симфониях, в концертах Антонио Вивальди, в сцене с Фарлафом у М. Глинки в «Руслане и Людмиле».
    Майкл Рабинауиц – джазовый музыкант, один из немногих, кто в своих концертах стал исполнять партии на фаготе.

    Сейчас инструмент можно услышать на концертах симфонических, духовых оркестров. Кроме того он может солировать или играть в ансамбле.

    toolsmusic.ru

    Фагот

    (ит.— fagotto, фр.— basson, нем.— Fagott, англ.— bassoon)

    Непосредственной предшественницей фагота явилась басовая свирель — бомбарда. Этот инструмент изготавливался из дерева, имел форму прямой широкой трубы с воронкообразным раструбом и был снабжен 7 игровыми отверстиями.

    Звук извлекался с помощью двойной трости. Бомбарда располагала диатоническим звукорядом почти в две октавы. Наибольшее распространение получила в Германии.

    Во второй четверти XVI в. бомбарда претерпела ряд конструктивных изменений, главным из которых явилось придание ей формы латинской буквы U. Исполнителям стало удобнее обращаться с инструментом. Была также уменьшена мензура, а трость извлечена из чашеобразного мундштука-капсюлы. Тембр усовершенствованного инструмента приобрел мягкость и нежность, что обусловило его название — дольчиан, дольциан, дольцын (от ит. dolce — нежный, сладкий). Фактически этот инструмент обладал всеми признаками фагота.

    В XVI—XVIII вв. семейство фаготов состояло из контрафагота, двойного фагота, хорист-фагота (инструмента, наиболее близкого к современному фаготу), дискант-фагота и октав-фагота. Из всего семейства впоследствии, кроме основного инструмента, распространение получил лишь контрафагот.

    К концу XVII в. фагот состоял из четырех колен и имел уже три клапана (си- бемоль, ре и фа). Диапазон его охватывал две с половиной октавы (от си-бемоль контроктавы до фа-диез первой). Впоследствии появился четвертый клапан ля- бемоль, а в конце XVIII в.— клапан ми-бемоль. В это же время появляются октавные клапаны на малом колене, значительно расширившие верхний регистр инструмента (при наличии четырех октавных клапанов — до фа второй октавы).

    В начале XIX в. ведущее положение в исполнительской практике занимали фаготы французской системы. Фагот конструкции прославленного парижского мастера Савари-младшего имел 11 клапанов. Инструмент обладал нежным, но суховатым тембром подчеркнуто носового оттенка и имел неустойчивую интонацию. Суженный канал конической формы ограничивал его динамический диапазон. В середине XIX в. широкое распространение получили французские фаготы, усовершенствованные известными конструкторами А. Бюффе, и Ф. Триебертом. Эти инструменты имели 16 и 19 клапанов. В 1850 г. Ф. Триеберт пытался применить к фаготу систему Бёма, однако из-за сложности конструкции и бедности тембра новый инструмент не получил широкого распространения. Неудачными были и другие попытки применить к фаготу систему Бёма.

    С 1825 г. усовершенствованием фагота занимался капельмейстер и камер-музыкант в Нассау Карл Альменредер (1786—1843). Он тщательно откорректировал механизм классического инструмента бетховенской эпохи, добавил несколько игровых отверстий и клапанов. В результате была создана новая модель фагота немецкой системы, усовершенствованная затем знаменитой фирмой «Геккель». Она представляет собой инструмент с широким каналом конической формы и совершенным клапанным механизмом. Эту модель воспроизводят и в настоящее время многие европейские фирмы, изготавливающие фаготы. По образцам Геккеля выпускаются фаготы и в нашей стране Ленинградским заводом духовых инструментов.

    Французские фаготы в настоящее время имеют распространение помимо Франции в Испании и частично в Италии. Их изготовляет парижская фирма «Бюффе-Крампон».

    Фагот современный состоит из ствола, раструба и эса (изогнутой металлической трубки), длина его более 2,5 м. Материалом для изготовления служит клен (ранее также бук, самшит, явор), реже пластмасса. Ствол инструмента состоит из двух сложенных вместе трубок в форме латинской буквы U. Извлечение звука происходит с помощью двойной (двухлепестковой) трости, насаженной на эс. Клапан, расположенный на эсе, способствует более свободному извлечению звуков верхнего регистра. Инструмент имеет 25-30 игровых отверстий, большинство из которых снабжены клапанами, остальные могут быть закрыты пальцами. Открывая последовательно игровые отверстия и используя добавочные клапаны, на фаготе возможно получить хроматический звукоряд от си-бемоль контроктавы до фа малой октавы. Звуки от фа-диез малой октавы до ре первой извлекаются путем октавного передувания, причем при извлечении фа-диез, соль и соль-диез малой октавы нужно открыть половину игрового отверстия фа. При извлечении ля, си-бемоль, си малой и до первой октавы необходимо открыть октавный клапан, хотя исполнители-профессионалы довольно часто обходятся и без него. Звуки выше ре первой октавы извлекаются при помощи сложной аппликатуры. Фагот является нетранспонирующим инструментом. Нотируется в басовом, теноровом и редко (самые высокие ноты) в скрипичном ключе. Диапазон и характеристика регистров (см. пример 85).

    В техническом отношении фагот несколько уступает кларнету и гобою. Особенно это проявляется при исполнении быстрых пассажей и трелей в тональностях с большим количеством ключевых знаков. В нижнем регистре инструмент технически менее подвижен. Стаккато на фаготе звучит остро и отчетливо. Возможны скачки на октаву и даже большие интервалы. В верхнем и нижнем регистрах стаккатная техника по скорости уступает среднему регистру. Современные исполнители широко используют двойную атаку при исполнении быстро чередующихся звуков. Хотя усовершенствования инструмента советским фаготистом-конструктором В. Бубновичем и румынским — Г. Кучуряну значительно облегчили исполнение тремоло и трелей, все же тремоло на фаготе затруднительно и звучит недостаточно отчетливо, а трели возможны не на всех звуках. Неисполнимые трели (см. пример 86).

    Первым применил сурдину на фаготе советский фаготист Ю. Ф. Неклюдов. Она используется главным образом при извлечении рр в нижнем регистре. На самые высокие звуки сурдина не действует, а самый низкий звук при сурдине не извлекается.

    Разновидности фагота

    Контрафагот (ит.— contrafagotto, фр.— contrebasson, нем.— Kontrafagott, англ.— contrafagotto, double-basson). По сравнению с фаготом этот инструмент имеет вдвое больший размер. По конструкции и аппликатуре он в основном сходен с фаготом, хотя имеет некоторые конструктивные отличия (отсутствие эсного клапана). Нотируется контрафагот в басовом ключе, звучит октавой ниже. Наиболее ценным является нижний регистр инструмента (от си-бемоль контроктавы до си- бемоль большой), обладающий густым, мощным звуком. Более высокие звуки не представляют особого интереса, на фаготе они звучат полнее. По техническим возможностям этот инструмент уступает фаготу.

    domifa.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *