«Леопард» Фердинанда Порше | Warspot.ru
Вокруг танков, разрабатывавшихся компанией Porsche K.G., циркулирует немало слухов и домыслов. Многие из них связаны с недостоверной информацией, которая появилась ещё в отчетах, сделанных сразу после войны английскими и американскими военными. Позже на них наложились различные слухи, усугубившиеся развитым воображением некоторых авторов. Всё это в полной мере касается и истории создания VK 30.01(P), первого танка, разработанного командой Фердинанда Порше самостоятельно. В этом материале попробуем взглянуть на его настоящую историю, описанную в корректных публикациях и архивных документах.
Альтернатива из Штутгарта
Прежде чем непосредственно приступить к рассказу о разработке первого танка Porsche K.G., стоит хотя бы вскользь упомянуть о деятельности самого Фердинанда Порше и его фирмы. Многочисленные публикации, посвященные немецким танкам, породили общее непонимание того, чем же занималась компания Posche K.G. и какими были ее производственные возможности. Иным читателям воображение рисует огромное предприятие, где строились танки и башни к ним. Легко представить, что если танк называется «Тигр Порше», то и строит его фирма Порше.
На самом же деле фирма Dr. Ing. h. c. F. Porsche GmbH, основанная 25 апреля 1931 года, при всём желании не могла строить танки самостоятельно. Это была инжиниринговая фирма, которая занималась разработкой автомобильной техники и различных её компонентов. К слову, и нынешняя Porsche AG активно занимается разработками для сторонних компаний.
Патент Отто Цадника на электротрансмиссию. Позже его наработки легли в основу электротрансмиссий для танков разработки Porsche K.GТанковое направление в деятельности компании появилось совсем не случайно. Впервые Фердинанд Порше стал заниматься танками ещё в середине 20-х годов, когда работал на Daimler-Benz. С 1926 года Порше совместно с инженером Рудольфом Мертцем руководил разработкой среднего танка Großtraktor, который в 1929–32 годах тестировался на территории Технических курсов Осоавиахима (ТЕКО) под Казанью. Там же испытывалась ещё одна разработка Порше – четырехосный плавающий бронеавтомобиль Daimler-Benz Achtradwagen (Mtw 1). Несмотря на то, что с 1931 года Порше работал самостоятельно, с Daimler-Benz у него остались теплые отношения. Кстати, именно во время работы на Daimler-Benz он получил прозвище «Профессор».
Далеко не один Порше занимался в своей фирме разработками. Porsche K.G. представляла собой крепкий коллектив, в котором трудились талантливые инженеры-конструкторы. Одним из них был Карл Рабе, правая рука Фердинанда Порше. Именно он стал пионером использования торсионной подвески на танках. Разработал её он в 1933 году, а впервые такую подвеску использовали на шведском легком танке Landsverk L-60. Позже эта же подвеска использовалась сначала на La.S.138 (Pz.Kpfw.II Ausf.D/E), а затем на Z.W.38 (Pz.Kpfw.III Ausf.E). Именно благодаря инженерам Porsche K.G. закончились мучения с подвеской Pz.Kpfw.III.
Еще одной примечательной личностью, работавшей в фирме Порше, был Отто Цадник. Он занимался электрическими трансмиссиями. Впрочем, здесь он первопроходцем не был – впервые электрическую трансмиссию для танков применили французы на танках Saint-Chamond 1917 года.
Самый первый набросок будущего Porsche Typ 100, датированный 9 декабря 1939 годаДо начала повествования о разработке VK 30.01(Р ) стоит пролить свет и на структуру под названием Panzerkomission. Создана она была по инициативе Гитлера, а также рейхсминистра вооружения и боеприпасов Тодта. Возглавил ее Порше, заместителем стал Оскар Хакер, глава фирмы Steyr. Так образовалась своеобразная «австрийская группировка»: помимо австрийского происхождения большинства членов комиссии, многие из них ранее работали на Austro-Daimler. Была у Panzerkomission и производственная база: в этой роли выступал завод Nibelungenwerk, построенный Steyr после аншлюса и выпускавший ряд немецких танков. Также «в деле» оказались несколько немецких промышленных гигантов, включая Krupp и Siemens.
Целью создания Танковой комиссии было появление независимой от Департамента вооружений структуры, занимающейся разработкой танков. Создание конкурента для 6-го отдела Департамента вооружений имело смысл. Некоторые программы по разработке танков, которые вел Генрих Книпкамп, либо буксовали, либо приводили не совсем к таким результатам, какие хотели получить военные. Достаточно вспомнить проект Z.W., который удалось довести до ума во многом благодаря инженерам Porsche K.G. Впрочем, самостоятельная разработка бронетехники была лишь частью задач танковой комиссии. Комиссия использовалась при анализе разработок 6-го отдела Департамента вооружений, а также активно консультировала производителей бронетанковой техники.
Конкурент VK 30.01(H)
Первое время Танковая комиссия занималась анализом чужих разработок. Задание на проектирование танка собственными силами появилось у неё только в начале декабря 1939 года. Отчасти причиной начала разработки машины, получившей обозначение Typ 100, или Sonderfahrzeug I (спецмашина I) стало буксование программы разработки тяжелого танка D.W. Развитие этого проекта получило обозначение VK 30.01, причем конструкция его шасси, которое разрабатывалось совместно Henschel и Книпкампом, постоянно переделывалась. Судя по всему, кому-то в немецком военном руководстве стало ясно, что затягивание работ над проектом создания тяжёлого танка 30-тонного класса может привести к негативным последствиям.
5 декабря 1939 года Porsche KG начало работу над новым танком. Возглавил разработку Карл Рабе. Спущенное сверху техническое задание оказалось весьма расплывчатым. Боевая масса машины должна была составлять 25–30 тонн, в качестве вооружения предполагалось использовать орудие калибра 75 либо 105 мм. Появление в техзадании пушки калибра 105 мм говорит о том, что наверху беспокоились и о судьбе ещё одного проекта Henschel – A.W. (Artilleriewagen), который позже эволюционировал в VK 36.01(H).
Разработкой концепции танка занимался Франц-Ксавье Раймшпис, еще один выходец из Austro-Daimler, который вместе с Порше с 1929 года занимался бронемашиной Mtw 1. Он стал ключевой фигурой Porsche K.G. в области танковых разработок. Как и другие инженеры команды Порше, Раймшпис был разностронней личностью. Хотя известен он в первую очередь как двигателист, в его активе есть и разработки по подвескам, в том числе и торсионным. Подготовленная 9 декабря 1939 года Раймшписом спецификация на 30-тонный танк стала отправной точкой в создании будущего Typ 100. Согласно расчетам, длина корпуса машины составляла примерно 8 метров, длина опорной поверхности 4,5 метра, общая ширина 3 метра, а ширина трака – 0,5 метра. В целом танк рассчитывался с оглядкой на спецификацию VK 30.01(H), что заметно и по массе, и по толщине брони.
Проектные работы по Sonderfahrzeug I продолжались в течение первого полугодия 1940 года. За это время Раймшпис и другие инженеры-конструкторы Porsche K.G. создали общую концепцию нового танка. Но в июле 1940 года Гитлер отдал распоряжение заморозить работы по перспективным проектам танков. В августе Танковую комиссию возглавил Вальтер Роланд, для которого приоритетной была другая задача – наращивание объёмов производства. Роланд представлял «сталелитейное лобби», являясь главой металлургической компании Deutsche Edelstahlwerke Krefeld (DEW). Хотя Порше, как и ряд других членов «австрийской группировки», сохранил место в комиссии, про Typ 100 забыли на полгода.
Снова главой Танковой комиссии Порше стал 21 июня 1941 года. О Sonderfahrzeug I же вспомнили в начале 1941 года. Программа VK 30.01(H) продолжала буксовать, а Книпкамп начал привычное для себя жонглирование элементами трансмиссии перспективного танка. Кроме того, стало ясно, что вооружение VK 30.01(H) уже слабовато для борьбы с танками противника. Альтернатива нашлась довольно быстро – 88-мм зенитная пушка Flak 18. Правда, это орудие в башню VK 30.01 не влезло бы при всем желании, да и само шасси для его установки слабо подходило. Тогда, наконец, и вспомнили о разработке Porsche K.G.
Еще одной причиной, по которой перспективному немецкому танку потребовалось более мощное вооружение, некоторые источники называет поведение советской делегации в Германии летом 1940 года. Тогда советские военные не поверили, что Pz.Kpfw.IV является наиболее тяжелым немецким танком, и просили показать им настоящие немецкие боевые машины тяжёлого класса. Достоверность этой истории, к слову, подтверждают и советские документы. Подобное поведение вызвало у немцев подозрение, что в СССР ведутся работы по новым средним и тяжелым танкам. Хотя точных данных о таких машинах у немцев не было, из-за подготовки нападения на СССР было решено подстраховаться.
В феврале 1941 года работы по Typ 100 возобновились, правда, его пришлось серьёзно перепроектировать. Новое орудие требовало и новой башни, причем с внушительным для того времени диаметром погона – 1900 мм. Существовали и более амбициозные планы по установке 105-мм пушки с длиной ствола 52 калибра, такой же, как на САУ Pz.Sfl.IVa. Взяв за основу эскизные наброски башни, переданные с Krupp, конструкторское бюро Porsche K.G. к 5 марта подготовило переработанный вариант Typ 100. Корпус танка стал значительно короче (6,3 метра), при этом его пришлось расширить в районе подбашенной коробки, чтобы иметь возможность установить башню с диаметром погона 1900 мм.
Толщина брони лобовой части башни составила 80 мм, а бортов – 60 мм. Что касается корпуса, то его точная толщина неизвестна, но, судя по записям совещания, которое прошло 26 мая 1941 года, его борта уже тогда были толщиной 60 мм. Вероятнее всего, лоб корпуса имел толщину 80 мм, то есть в лобовой проекции танк был защищен от огня противотанковой пушки 5 cm Pak 38. При этом его боевая масса, согласно расчетам, значительно превышала планку не то, что в 30, а даже в 45 тонн. Другими словами, это был тяжелый танк во всех возможных смыслах этого словосочетания.
Иллюстрация из патента на торсионную подвеску нового типа. Позже эта схема использовалась в еще нескольких танках разработки Porsche K.G.Для дебютной разработки коллектива Фердинанда Порше характерным было не только очень мощное вооружение. Танк, с 6 марта именовавшийся также как VK 30.01(Р ), принципиально отличался от машин, проектировавшихся под надзором 6-го отдела Департамента вооружений. Для начала, инженеры-конструкторы отказались от концепции торсионной подвески, которую сами же в свое время и создали. Вместо этого была разработана новая торсионная подвеска, рабочие элементы которой были вынесены за пределы корпуса. Получилась своеобразная помесь блокированной и торсионной подвески: как и у B.W., опорные катки здесь блокировались в тележки по два, но в качестве упругого элемента использовался укороченный торсион. Подобная конструкция заметно упрощала конструкцию корпуса – не требовалось делать многочисленные отверстия и крепления под торсионы. Кроме того, при подрыве на мине теперь требовалось всего лишь поменять тележку.
Оптимальным оказался и диаметр катков, составивший 700 мм. Эти катки оказались куда менее подверженными отслоению бандажей на высоких скоростях, чем страдал Z.W.38.
Трак VK 30.01(Р ), точно такой же был на первом образце VK 45.01(Р )Главной же особенностью VK 30.01(Р ) оказалась моторно-трансмиссионная группа. Для начала, вместо одного бензинового двигателя водяного охлаждения Typ 100 оснащался спаркой бензиновых моторов воздушного охлаждения. Суммарно два 10-литровых мотора Typ 100, выполненных по схеме V-10, выдавали 420 лошадиных сил. Думал Порше и о дизельных моторах. Впрочем, идея использования дизеля в танке в Германии пришла в голову не только ему: дизельные силовые установки проектировались на MAN и Daimler-Benz.
Куда более оригинальной оказалась электротрансмиссия, которую спроектировал Отто Цадник в плотном сотрудничестве с Siemens. Двигатели сгруппировали с генераторами, которые передавали энергию на электродвигатели в носовой части корпуса. Ведущие колеса также находились спереди. От исходной концепции Sonderfahrzeug I остались траки, чья ширина по-прежнему составляла 500 мм.
Промежуточный результат
Подготовка проекта переработанного Typ 100 стала отмашкой для дальнейших действий. Уже 6 марта Управление вооружений инициировало работы по изготовлению трёх корпусов, контракт на их постройку получил концерн Krupp. Там работу планировали завершить через 7 месяцев после получения чертежей. Разработка документации полностью легла на плечи сотрудников Porsche K.G. Это нисколько не испугало инженеров из Штутгарта, поскольку именно создание проектной документации «под ключ» была их основной работой. Финансирование работ по проектированию легло на 6-й отдел Департамента вооружений.
Опытный образец VK 30.01(Р ) на испытаниях, конец 1941 годаВесьма важным вопросом являлся выбор вооружения, с которым конструкторы ещё не определились. За вооружение, как и за башню, отвечал концерн Krupp. 13 марта в ходе обсуждения вооружения прозвучал еще один индекс, который использовался в отношении танка Порше – Pz.Kpfw.VI (Porsche). По состоянию на 2 апреля в качестве основного вооружения рассматривались три системы – одна калибром 105 мм и две калибром 88 мм, отличавшиеся друг от друга начальной скоростью снаряда. Окончательный выбор в пользу 8.8 cm KwK 36 L/56 был сделан 4 апреля.
В этот же день был подписан контракт с Krupp на изготовление 6 башен с вооружением и прочим оборудованием, каждая башня обходилась в 110 000 рейхсмарок. Также строилась полноразмерная деревянная модель башни стоимостью 5000 рейхсмарок. Наконец, заказывались 3 корпуса стоимостью 75 000 рейхсмарок. К началу мая башня несколько изменилась: уступ на крыше конструкторы убрали, а на виде сверху борта лишились симметричности. Кроме того, изменилась орудийная маска. В таком виде был построен деревянный макет башни.
Испытания этого танка сильно помогли команде Порше в развитии конструкции VK 45.01(Р )Krupp оказался далеко не единственной заинтересованной в получении контрактов стороной. Наибольшую выгоду получила фирма Steyr: кроме выпуска двигателей, австрийская компания должна была и собирать VK 30.01(Р ). В качестве производственной площадки выступал завод Nibelungenwerk. Контракт на поставку электрооборудования заполучила Siemens-Schuckertwerke. Наконец, выпуск элементов ходовой части оказался в руках Skodawerke. Появлению Škoda в этом списке удивляться не стоит: после того, как руководить фирмой стал Вильгельм Фосс, чешская компания оказалась под колпаком у СС. А Порше с 1937 года состоял в СС и НСДАП. Принадлежность к партии в нацисткой Германии открывала многие двери.
Прохождение лесного проселка13 мая в адрес Krupp поступил заказ от Nibelungenwerk. В нем уточнялся объем поставок – 6 башен, 3 корпуса, а также полноразмерный макет корпуса и башни. Макет башни был подготовлен к 20 мая, после чего не без труда его доставили на Nibelungenwerk в Санкт-Фалентин. Позже туда же доставили и макет корпуса. По планам, первую башню предполагалось изготовить в ноябре 1941 года. Поставка корпусов ожидалась с ноября 1941 по январь 1942 года, по одному в месяц. Что же касается двигателей, то первый из них был собран Steyr 7 июля, а 14 числа испытан, второй мотор был готов 30 июля. После испытаний моторы тоже отправили на Nibelungenwerk.
Танк вполне уверенно двигался по бездорожью. Беда в том, что еще в начале лета требования по защите увеличились, а это привело к росту массы. В текущем виде шасси VK 30.01 осталось не у делПроблемы у VK 30.01(Р ) начались 26 мая 1941 года. В этот день прошло совещание с участием Гитлера, на котором он потребовал усилить толщину лобовой части корпуса перспективного танка до 100 мм. Также предлагалось усилить вооружение, доведя бронепробие орудия до 100 мм на дистанции 1,5 километра. Постепенно аппетиты росли, что привело в итоге, к появлению переработанного танка, известного под обозначением VK 45.01(Р ). Кстати, именно он впервые получил название Tiger, и случилось это 7 августа 1941 года. В сложившейся ситуации для VK 30.01(Р ) места в производственной программе не осталось. Уже к началу июля 1941 года контракт по производству его «пилотных» образцов был изменён: вместо трех корпусов в июле был построен всего один, причём для его изготовления использовалась неброневая сталь.
Фердинанд Порше лично принимал участие в испытаниях «своих» танков, его характерную шляпу можно увидеть на многих фото. Человек в берете – Отто Цадник, автор электротрансмиссииТочная дата изготовления единственного опытного образца VK 30.01(Р ) неизвестна. По мнению известных историков немецкого танкостроения Томаса Йентца и Хилари Дойла, произошло это где-то в октябре 1941 года. Отменять постройку не стали, поскольку машина представляла для Porsche K.G. большую ценность. Помимо того, что это был первый танк, полностью спроектированный коллективом Фердинанда Порше, данное шасси представляло собой отличную испытательную платформу. Благодаря её постройке удалось получить массу полезной информации, которая позже сильно пригодилась при проектировании VK 45.01(Р ). Башню, впрочем, ставить на шасси не стали, установив вместо неё массо-габаритный макет.
Pz.Kpfw. Leopard в ходе испытаний VK 45.01(Р ), лето 1942 годаИспытания VK 30.01(Р ) начались в конце 1941 года и продолжались вплоть до лета 1942 года. Использовался он и для сопровождения испытаний более удачливого VK 45.01(Р ). К весне 1942 года первый танк Porsche K.G. получил новое обозначение Pz.Kpfw. Leopard. Впрочем, это была не более чем формальность: к тому моменту танк уже почти как год перестал представлять интерес для заказчика. А на смену ему пришел более защищенный танк, судьба которого также оказалась очень непростой.
Источники:
- Материалы BAMA (Bundesarchiv)
- Материалы NARA
- Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz.181): The history of the Porsche Typ 100 and 101 also known as the Leopard and Tiger ₽, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 1997, Darlington Productions, Inc, 1–892848–03–1
- Panzer Tracts No. 6 — Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001, ISBN 0–9708407–1–3
- Germany’s Tiger tanks, D.W. to Tiger I: design, production & modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2000, ISBN 0–7643–1038–0
- Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987, ISBN 3–87943–456–5
- Professor Porsche’s Wars: The Secret Life of Legendary Engineer Ferdinand Porsche Who Armed Two Belligerents Through Four Decades, Karl Ludvigsen, Pen and Sword, 2015, ISBN 978–1783030194
warspot.ru
Как выглядели танки компаний Porsche, Volkswagen и BMW
Во времена Второй Мировой Войны практически всю промышленность перестроили под военные нужды. Это случилось и с известными сейчас всему миру немецкими автопроизводителями, такими как Porshe, MAN, Volkswagen и другие.
Авто Информатор покажет, как выглядели танки и военные машины производства этих фирм. На данный момент они более не эксплуатируются и в большинстве своем представлены в музеях.
Porsche
Австро-немецкий конструктор автомобилей Фердинанд Порше занимался разработкой сразу нескольких танков. Наиболее известным был “Тигр”, который стал симбиозом двух экспериментальных моделей. В разработке тяжелого танка прорыва массой 45 тонн участвовали компания “Porsche” под руководством Фердинанда Порше и “Henschel” с главным конструктором Эрвином Адерсом.
Порше преуспевал в автомобилестроении и решил перенести свой опыт на производство танков. Поэтому предложил создать шасси “Тигра” с высокоэффективными продольными торсионами в системе подвески и электротрансмиссией. Но этот прототип оказался сложным в производстве из-за дефицита меди. Поэтому за основу новой машины приняли прототип компании “Henschel”. Он выделялся новаторским «шахматным» расположением опорных катков в два ряда. Это повышало плавность хода и точность стрельбы на ходу.
Однако и Порше не остался в стороне, у всем известного танка “Тигр” осталась главная деталь, созданная им — башня. На момент серийного выпуска Адерс не успел доработать прототип башни, и приняли решение на шасси “Henschel” установить башню “Porsche”, сделав танк таким, каким он запомнился в истории.
![](/wp-content/uploads/porshe-tank_0.jpg)
Танк “Тигр”, собранный с двух прототипов
![](/wp-content/uploads/porshe-tank_1.jpg)
Шахматное расположение опорных катков
Шасси не принятого прототипа Порше, в свою очередь, стало основой для создания тяжелой самоходно-артиллерийской установки “Elefant”, которую затем переименовали в честь ее конструктора. Так САУ получила название “Ferdinand”.
![](/wp-content/uploads/porshe-tank_2.jpg)
САУ “Фердинанд” фирмы “Porsche”
Кроме того, “Porsche” известен созданием самого тяжелого танка в истории — Panzerkampfwagen VIII «Maus». Его боевая масса составляла 188,9 тонн. Создали всего два экземпляра, поэтому свою эффективность в бою машина так и не проявила.
MAN
Машиностроительная фабрика Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg занималась разработкой массового среднего танка — PzKpfw V “Panther”, более известного как “Пантера”. Этот танк в производстве был значительно дешевле “Тигра”, но особо не уступал ему в характеристиках. “Пантера” была легче, быстрее, имела неплохое орудие, но уступала “Тигру” в бронировании. Всего с 1942 по 1945 год компания МАN выпустила 5976 машин.
![](/wp-content/uploads/porshe-tank_3.jpg)
Cредний танк PzKpfw V “Panther” фирмы MAN
Volkswagen
Volkswagen Typ 82 (Kübelwagen) — немецкий автомобиль повышенной проходимости военного назначения, разработанный Фердинандом Порше и изготавливаемый компанией “Volkswagen”. Его разработали в 1938 году, а уже в 1939 запустили в серийное производство. Всего с 1939 года по 1945 год выпустили 50 435 таких автомобилей. Он отличался от гражданской модели специальным облегченным открытым 4-дверным кузовом с плоскими панелями, задними колесными редукторами, межколесным самоблокирующимся дифференциалом, увеличенным до 290 мм клиренсом и 16-дюймовыми колесами. Также выпускалась полноприводная версия штабного автомобиля VW Typ 87.
![](/wp-content/uploads/porshe-tank_4.jpg)
Самый массовый штабной автомобиль
BMW
BMW R-12 — самый массовый мотоцикл немецкой армии. Он имел две версии — гражданскую и военную, и выпускался в двух модификациях: с коляской и без. В военной версии на коляску устанавливался пулемет. Всего с 1935 по 1942 выпустили 36 002 мотоциклов R-12. На спортивной версии R12 28 ноября 1937 года немецкий мотогонщик Эрнст Хенне установил мировой рекорд скорости в 279,5 км/ч, который продержался 14 лет.
![](/wp-content/uploads/porshe-tank_5.jpg)
Военная модификация BMW R-12
Ранее мы сообщали о том, как прошла ретро выставка ОldCarLand. О том, как появлялись необычные автомобили, смотрите в нашей рубрике «Очерки истории«.
Михаил Информаторов
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
avto.informator.ua
Танк Porsche Typ 101, Тигр Порше (1942)
![](/wp-content/uploads/porshe-tank_6.jpg)
«Тигр Порше» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны, прототипом которого являлся танк VK4501 (P) доктора Фердинанда Порше.
Прототип был представлен Гитлеру 20 апреля 1942 года, наряду с конкурирующим VK4501 (H), проектом фирмы «Хеншель» (конструктор Эрвин Адерс). Однако по результатам военной комиссии вариант фирмы «Хеншель» был признан как более удачный и принят на вооружение Вермахта. Это решение во многом обусловила электрическая трансмиссия танка, требовавшая на изготовление большое количество дефицитной меди, хотя сам VK4501 (P) был практически готов к серийному производству, чего нельзя было сказать о его оппоненте. В итоге было построено всего 5 машин.
Танк Porsche Typ 101, Тигр Порше (1942)
История создания
До сих пор никто не может сказать точно, когда началась работа по созданию «Тигра». Многие исследователи называют дату 26 мая 1941 года, когда было выдано техническое задание. В этот день в «Бергхофе» состоялось совещание, на котором обсуждалось состояние немецких бронетанковых сил, которое вытекало из анализа их боевого применения во Франции. На нём присутствовали: А. Гитлер, рейхсминистр вооружения и боеприпасов Ф. Тодт, председатель «танковой комиссии» Рейхсминистерства, почётный доктор технических наук Ф. Порше, начальник управления вооружений сухопутных войск Заур, его заместители: полковник Филпс, подполковник фон Вилке, старший советник службы конструирования Э. Книпкампф и директор фирмы Штайр Хаккер. Особое внимание присутствующих Гитлер обратил на разработку средств борьбы с британским пехотным танком «Матильда».
Одним из пунктов повестки дня стал доклад начальника управления вооружений о ходе проектных работ по танкам VK4501 (P) и VK3601 (H), макеты которых были представлены здесь же для показа. Из этого следует, что танки на момент совещания уже находились на стадии разработки.
Кампания в СССР первоначально никак не повлияла на создание немецкого тяжёлого танка, так как все усилия немецких конструкторов были брошены на совершенствование уже имеющихся серийных машин, в связи с чем работы по проектированию и созданию тяжёлых танков были временно прекращены. Однако уже осенью, в связи с постоянными жалобами танкистов Панцерваффе на неудовлетворительную бронестойкость машин и слабое вооружение, работы по созданию нового танка были возобновлены. В результате доработок танка фирмы «Хеншель» (изменение подбашенной коробки, увеличение толщины брони, доработки в ходовой части), вес прототипа достиг 48 тонн вместо первоначально заявленных 36. После этого проект был переименован из VK3601 (H) в VK4501 (H). В результате увеличения веса машины увеличилось и давление гусениц на грунт, в связи с чем были применены чрезвычайно широкие гусеницы. На них танк не вписывался на железнодорожные платформы, поэтому его приходилось каждый раз переобувать.
Примерно в это же время состоялся первый скандал, связанный с созданием танка Порше. Управление вооружений заказало фирме Крупп не ту башню, которая была разработана в КБ «Порше». Вместо башни с погоном в 2000 мм и вооружённую 88-мм пушкой была изготовлена с погоном в 1820 мм, что затрудняло установку орудия, которое к тому времени так же не было изготовлено из-за решения Управления вооружения отложить работы по её запуску в производство на год. Рейхминистр Тодт, который лично курировал проект, подал жалобу Гитлеру. С тех пор начались постоянные конфликты между Управлением вооружений и Ф. Порше.
Стоит отметить, что Ф. Порше пользовался личным покровительством Ф. Тодта. И когда Тодт 3 февраля 1942 года разбился в авиакатастрофе, а его место занял Альберт Шпеер, машина доктора Порше в одно мгновение из «приоритетного танка прорыва» превратилась в «чрезмерно затратную и ненадёжную». Управление вооружений, при помощи Шпеера, постоянно доказывало Гитлеру о нецелесообразности создания танка Порше, так как революционное для того времени решение использовать электрогенераторы в качестве трансмиссии требовало очень много меди, а также было ненадёжно при эксплуатации танка.
Изначально планировалось к марту 1943 года изготовить 135 машин этого класса, из них 85 танков Порше, 50 — фирмы Хеншель. Но, по мнению Шпеера, изготовление одновременно двух однотипных машин было нерациональным, о чём он также неоднократно докладывал Гитлеру.
vilingstore.net
War Thunder танки Фердинанда Порше — Блоги
Премиумный танк Panzerbefehlswagen Tiger (P) доступен для покупки за Золотые Орлы
Фердинанд Порше, автор знаменитого автомобиля «Жук», был талантливым конструктором, создававшим, помимо всего прочего, различные образцы боевой техники. В ходе Второй мировой войны конструкторское бюро Порше разработало автомобили военного назначения на базе «Жука», а также бронетехнику: тяжёлые танки «Tiger (P)» и «Королевский Тигр», противотанковую САУ «Фердинанд (Элефант)» и сверхтяжёлый танк «Мышь» (нем. Maus). Но еще больше типов бронетанковой техники Порше осталось в качестве проектов.
Первым проектом, разработанным еще в 1925 году (когда Фердинанд Порше занимал должность главного инженера штутгартской компании Daimler-Benz AG) стал Grosstraktor Daimler-Benz 1. Машина вооружалась 75-мм пушкой KwK L/24, а также 7,92-мм пулеметами «Schwere» в количестве 3 или 4 штук. Из-за возникших в ходе испытаний проблем от дальнейшей работы над проектом было решено отказаться.
Среди последующих проектов бронетехники Ф. Порше можно выделить следующие образцы.
Тяжелый танк VK 3001 (P)
В заводской документации данный образец обозначался как Typ 100 (нем. — Тип 100), а также Panzerkampfwagen IV «Leopard». Проект было решено оснастить 88-мм пушкой и 7,92-мм пулеметом. В качестве силовой установки предполагалось использовать 2 двигателя V-10, мощностью по 210 л.с. каждый.
В 1941 году была закончена сборка прототипа, но из-за затянувшихся до мая 1942 года испытаний от проекта отказались в пользу работ над VK 4501 (P) – прототипом «Tiger» (P).
Тяжелый танк VK 4501(P)
К разработке проекта VK 4501(P) (он же – Tiger (P)) приступили еще осенью 1940 года. Машина строилась под 88-мм орудие KwK L/56 и должна была весить 45 тонн. Силовая установка состояла из двух двигателей с воздушным охлаждением «Porsche» Type 101/1. В целом проект отличался массой новшеств, делавщих машину уникальной. Достаточно упомянуть использование электрических реостатов вместо привычной коробки передач.
Тем не менее, VK 4501(P) на испытаниях показал низкую маневренность, вяз в мягком грунте и без помощи эвакуационных машин не мог выбраться из этой западни самостоятельно. Ненадежной оказалась и система управления. По итогам испытаний в серию пошел VK 4501(H) фирмы Henschel.
Несмотря на то, что, будучи уверенным в победе своего прототипа, Порше выпустил девяносто VK 4501(P), один из которых даже принял участие в боевых действиях, танк можно считать несостоявшимся проектом. Шасси остальных VK 4501(P) были использованы при производстве тяжёлых самоходных орудий Panzerjger Tiger(P) – Ferdinand – Elephant.
Разрушитель баррикад и оборонительных сооружений Rammtiger/ Raumpanzer Tiger(P)
Неудача с проектом VK 4501(P) позволила Фердинанду Порше, однако, создать на его базе ряд интересных проектов бронированной техники.
Так, по приказу Гитлера от 22 ноября 1942 года под влиянием донесений о боях в Сталинграде конструктору было поручено создать один образец Rammtiger для разрушения баррикад и оборонительных сооружений. Машина должна была быть оснащена наклонными бронеплитами и ножом-отвалом для тарана укреплений врага. Rammtiger предполагалось вооружить одним одним 7,92-мм пулеметом.
К 7 декабря 1943 года техническая документация была подготовлена. Последовал заказ на три Rammtigger. Однако никаких достоверных фактов о применении этого детища Порше не сохранилось.
Ремонтно-эвакуационные машины Bergepanzer Tiger (P)
Порше пытался реализовать потенциал 90 построенных VK 4501(P), в связи с чем появилась идея создать два тяжелых танковых батальона, вооруженных Tiger (P), для боев в Северной Африке. Однако из-за проблем с воздушным охлаждением двигателей этого танка идея так и осталась идеей.
Но 5 машин уже были направлены в австрийский Dollersheim для испытаний и обучения танкистов перед отправкой в северную Африку. После отказа этой идеи, с августа по сентябрь 1943 года все пять Tiger (P) были переделаны в ремонтно-эвакуационные машины Bergepanzer Tiger (P) и отправлены на фронт для спасения поврежденных САУ Panzerjger Tiger(P) – Ferdinand – Elephant.
Bergepanzer Tiger (P) обладал невысокой рубкой в кормовой части, оснащенной люками и пулеметом в шаровой установке, вмонтированной в лобовой бронированный лист. Помимо этого, машина была оснащена краном.
Колесный тягач RSO/ Тyp 175
В 1942 году бюро Ф. Порше разработало колесный тягач RSO (Radschlepper Ost – колесный тягач для Востока), обозначаемый как Тyp 175. Тягач предполагалось использовать для перевозки грузов и буксировки тяжелых артиллерийских орудий на Восточном фронте
Несмотря на то, что было выпущено около 200 машин для войсковых испытаний, от производства тягача отказались в пользу полугусеничных грузовых автомобилей «Маультир» более удачной конструкции. 11 апреля 1943 г. А. Гитлер издал распоряжение о прекращении производства тягочей RSO.
Тяжелый танк VK 4502 (P)
Пытаясь улучшить проект VK 4501 (P), Порше разработал новый вариант тяжелого танка – VK 4502 (P), обозначаемый также VK 4501 (P2) и Typ 180\Typ 181.
В ходе разработки данного проекта Фердинанд Порше пытался использовать максимальное количество новых инженерных решений, стараясь добиться высоких тактико-технических характеристик танка. Для проекта были разработаны четыре новых образца двигателей, новые варианты гидравлического и электрического приводов. Танк мог иметь боевую рубку, вынесенную вперед или назад, представляя собой некую модульную конструкцию, позволявшую выбрать лучшую компоновку.
Танк не пошел в серию из-за проблем с двигателем, разработанным непосредственно в бюро Порше. Силовая установка оказалась ненадежной, и в ноябре 1942 года проект был закрыт. VK 4502 (P) оставил в наследство более поздним танкам “башню Порше”, которая впоследствии ставилась на серийные Tiger II.
Танк Typ 245
Не оставляя попыток вернуться в «высшую лигу» немецкого танкостроения, бюро Ф. Порше в 1943 году разработало проект разведывательного танка Typ 245, который должен был конкурировать с VK1602 «Leopard» и Pz.II «Luchs». Выполненный с сильно наклоненными листами корпуса, новый танк имел ходовую часть, состоящую из 6 опорных катков, которые были собраны в три тележки, а также – из переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Машина была вооружена 55-мм пушкой МK112 и одним 7,92-мм пулеметом MG42.
На базе этого разведывательного танка были разработаны пять модификаций:
1. Typ 245/1 (Leichter Panzerkampfwagen) – легкий танк.
2. Typ 245/2 (Leichter Mehrzwecke-Panzerkampfwagen) – легкий танк многоцелевого назначения.
3. Typ 245/10 – (Leichter Panzerkampfwagen zur Verwendung gegen Erd un Luftziele) – легкий танк для борьбы с наземными и воздушными целями, пулемет не устанавливался.
4. Typ 245/11 (Aufklaerungs-Panzer) – легкий разведывательный танк.
5. Typ 245 «Sonderfahrzeug V» (Leichtes gepanzertes Mehrzweckefahrzeug fur Aufklarung und Begleit) – легкий многоцелевой танк для разведки и боевого сопровождения.
Тем не менее, ни один из проектов не пошёл в серию.
Штурмовое орудие Schwerer Kleiner Panzer
В том же 1943 г. Фердинанд Порше предложил проект штурмового орудия для уничтожения бронетехники противника, а также различных укреплений. Машину предполагалась оснастить 105-мм пушкой фирмы Рейнметалл с боезапасом из 60 кумулятивных снарядов. Экипаж штурмового орудия состоял из 4 человек. Общая масса машины должна была составить приблизительно 30 т.
Для обеспечения противовоздушной обороны на Schwerer Kleiner Panzer предполагалось установить в командирской башенке 30-мм авиационную пушку Mk108 с боезапасом в 700 выстрелов той же фирмы Рейнметалл, ввиду ее малых габаритов. Однако и этот проект остался лишь в виде чертежей, и в 1944 году был закрыт.
Противотанковая САУ Е-25/ Typ 255
В 1944 году Фердинанд Порше предложил проект истребителя танков Е-25 (Typ 255), который иначе именовался Mehrzweckpanzer. Главным орудием этой установки должна была быть 105-мм пушка leFh53, размещавшаяся в лобовом бронелисте. В качестве дополнительного вооружения предполагалась 30-мм пушка Mk108. В проекте использовались наработки разведывательного танка Typ 245. Бронирование корпуса в некоторых проекциях должно было достигать 120 мм. Экипаж установки должен был состоять из 4 человек. Двигатель V-12 мощностью в 500 л.с. должен был разгонять САУ весом в 27 тонн до скорости 57 км/час. Проект также остался нереализованным.
Штурмовое орудие Panzerjger Tiger Ausf. B «Jagdtiger»
Несмотря на то, что данный проект изначально был разработан компанией Henschel в сотрудничестве с фирмой Kruppe, из-за непозволительно высокой стоимости ходовой части эталонного образца САУ доработку машины поручили бюро Фердинанда Порше. Он предложил использовать подвеску с САУ «Elefant», что облегчало изначальную конструкцию на 2,5 тонны, а также значительно удешевляло производсто машины. Однако на испытаниях опорная тележка сломалась, и в серийное производство была рекомендована САУ с подвеской фирмы Henschel. Тем не менее, 11 САУ «Jagdtiger» были выпущены с подвеской фирмы Порше.
Тяжелый танк VK 100.01(P)/ KV3381
Данный проект представлял собой исходный дизайн Pz.Kpfw.Maus, разработанный 4 июня 1942 года. В данном варианте общая масса машины должна была составить 100 тонн. В качестве вооружения планировалось использовать 149-мм пушку KwK L/40.
Однако незадолго до этого Адольфом Гитлером было предложено увеличить боевую массу машины до 120 тонн. Проект ушел на доработку. В версии чертежей К3382 масса машины возросла до 140 тонн. Рассматривались варианты установки на месте командирской башенки второй башни с 75-мм пушкой KwK L/24.
Однако и эти варианты танка оказались нереализуемыми, и инженеры сосредоточились на разработке следующего проекта – Typ 205A «Muschen», в рамках которого масса машины возросла до 150 тонн. На неё предполагалось установить двигатель MB.507 мощностью 900 л.с. и новую башню со спаренными орудиями KwK L/31 и KwK L/24. В данном варианте была полностью переработана подвеска, предусматривающая дополнительный ряд траков для снижения давления на почву. Этот вариант, как и прежние, через некоторое время был отвергнут.
Сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen VIII «Maus»/ Porsche 205
Работа над проектом велась с 1942 по 1945 годы в кооперации с фирмами «Круп», «Даймлер-Бенц» и «Сименс». Общая сборка танка осуществлялась на заводе фирмы «Алкетт». Были построены две опытных машины.
Общая масса танка достигала 188 тонн. Мощность двигателя на заключительной стадии достигала 1250 л.с. Вооружение танка состояло из 128-мм орудия KwK-44 L/55, 75-мм орудия KwK-40 и 7,92-мм пулемета MG-42.
Танк до сегодняшнего дня является самым крупным из построенных машин этого класса. В боевых действиях «Maus» участия не принимал. Один экземпляр машины находится в танковом музее в «Кубинке».
www.playground.ru
«Тигр» (Порше) — это… Что такое «Тигр» (Порше)?
PzKpfw VI «Tiger» (P) | |
---|---|
Классификация | тяжёлый танк |
Боевая масса, т | 57 |
Компоновочная схема | отделение управления спереди, боевое отделение посередине, моторное сзади |
Экипаж, чел. | 5 |
История | |
Годы производства | март-июль 1942 |
Годы эксплуатации | 1942—1945 |
Количество выпущенных, шт. | 5 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 6700 |
Длина с пушкой вперёд, мм | 9340 |
Ширина корпуса, мм | 3140 |
Высота, мм | 2800 |
Клиренс, мм | 480 |
Бронирование | |
Лоб корпуса, мм/град. | 100 / 35° |
Борт корпуса, мм/град. | 60 / 0° |
Корма корпуса, мм/град. | 82 / 0° |
Днище, мм | 20 / 90° |
Крыша корпуса, мм | 20 / 90° |
Лоб башни, мм/град. | 100 / 8° |
Маска орудия, мм/град. | 100-110 / 0° |
Борт башни, мм/град. | 82 / 0° |
Корма башни, мм/град. | 80 / 0° |
Крыша башни, мм | 25 / 81-90° |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 88-мм KwK 36 L/56 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 56 |
Боекомплект пушки | 70 |
Углы ВН, град. | −9…+18° |
Углы ГН, град. | 360 (электропривод) |
Прицелы | телескопический TZF 9b |
Пулемёты | 2 × 7,92-мм MG-34 |
Подвижность | |
Тип двигателя | 2 двигателя Porche 101/1 V-10 с воздушным охлаждением |
Мощность двигателя, л. с. | 2 × 320 |
Скорость по шоссе, км/ч | 35 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 20 |
Запас хода по шоссе, км | 105 |
Запас хода по пересечённой местности, км | 48 |
Удельная мощность, л. с./т | 10,3 |
Тип подвески | торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 1,21 |
Panzerkampfwagen VI «Tiger P», «Porsce Typ 101», «Тигр Порше» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны. Прототипом является танк VK4501 (P) доктора Фердинанда Порше, который был представлен Гитлеру 20 апреля 1942 года наряду с VK4501 (H), проектом фирмы «Хеншель», конструктором которого являлся Эрвин Адерс. Однако, по результатам военной комиссии вариант фирмы «Хеншель» был признан как более удачный и принят на вооружение Вермахта. Этому решению во многом способствовала конструкция трансмиссии танка, требовавшая на изготовление большое количество дефицитной меди, хотя VK4501 (P) был практически готов к серийному производству, чего нельзя было сказать о его оппоненте. В результате было построено всего 5 машин.
История создания
История создания Танков «Тигр» Порше и Хенкеля неразрывно связана между собой.
До сих пор никто не может сказать точно, когда началась работа по созданию «Тигра». Многие исследователи называют дату 26 мая 1941 года, когда было выдано техническое задание. В этот день в «Бергхофе» состоялось совещание, на котором обсуждалось состояние немецких бронетанковых сил, которое вытекало из анализа их боевого применения во Франции. На нём присутствовали: А.Гитлер, рейхсминистр вооружения и боеприпасов Ф.Тодт, председатель «танковой комиссии» Рейхсминистерства, почётный доктор технических наук Ф.Порше, начальник управления вооружений сухопутных войск Заур, его заместители: полковник Филпс, подполковник фон Вилке, старший советник службы конструирования Э.Книпкампф и директор фирмы Штайр Хаккер. Особое внимание присутствующих А.Гитлер обратил на разработку средств борьбы с британским пехотным танком «Матильда».
Одним из пунктов повестки дня стал доклад начальника управления вооружений о ходе проектных работ по танкам VK4501 (P) и VK3601 (H), макеты которых были представлены здесь же для показа. Из этого следует, что танки на момент совещания уже находились на стадии разработки.
Кампания с СССР первоначально никак не повлияла на создание немецкого тяжёлого танка, так как все усилия немецких конструкторов были брошены на совершенствование уже имеющихся серийных машин, в связи с чем работы по проектированию и созданию тяжёлых танков были временно прекращены. Однако уже осенью, в связи с постоянными жалобами танкистов Панцерваффе на неудовлетворительную бронестойкость машин и слабое вооружение, работы по созданию нового танка были возобновлены. В результате доработок танка фирмы «Хеншель» (изменение подбашенной коробки, увеличение толщины брони, доработки в ходовой части), вес прототипа достиг 48 тонн вместо первоначально заявленных 36! После этого проект был переименован из VK3601 (H) в VK4501 (H). В результате увеличения веса машины, увеличилось и давление гусениц на грунт, в связи с чем были применены чрезвычайно широкие гусеницы. На них танк не вписывался на железнодорожные платформы, по этому его приходилось каждый раз переобувать.
Примерно в это же время состоялся первый скандал, связанный с созданием танка Порше. Управление вооружений заказало фирме Крупп не ту башню, которая была разработана в КБ «Порше». Вместо башни с погоном в 2000 мм и вооружённую 88-мм пушкой была изготовлена с погоном в 1820 мм, что затрудняло установку орудия, которое к тому времени так же не было изготовлено из-за решения Управления вооружения отложить работы по её запуску в производство на год. Рейхминистр Тодт, который лично курировал проект, подал жалобу Гитлеру. С тех пор начались постоянные конфликты между Управлением вооружений и Ф.Порше.
Стоит отметить, что Ф.Порше пользовался личным покровительством Ф.Тодта. И когда Тодт 3 февраля 1942 года разбился в авиакатастрофе, а его место занял Альберт Шпеер, машина доктора Порше в одно мгновение из «приоритетного танка прорыва» превратилась в «чрезмерно затратную и ненадёжную». Управление вооружений, при помощи Шпеера, постоянно доказывало Гитлеру о нецелесообразности создания танка Порше, так как революционное для того времени решение использовать электрогенераторы в качестве трансмиссии требовало очень много меди, а так же было ненадёжно при эксплуатации танка.
Нерациональным, по мнению Шпеера, было и изготовление одновременно двух однотипных машин, о чём он так же неоднократно докладывал Гитлеру. Изначально планировалось к марту 1943 года изготовить 135 машин этого класса, из них: 85 танков Порше, 50 — фирмы Хеншель.
Испытания
20 апреля 1942 года (в день рождения А.Гитлера) состоялся первый показ и сравнительные испытания обоих танков. Из отчёта о проведённых испытаниях известно, что по проходимости танк фирмы Порше превзошёл своего оппонента, чему в большей степени способствовала более удачная ходовая часть. Однако было отмечено, что машины нуждаются в последующей доработке, так как из-за значительного утяжеления машин вследствие дополнительной установки более мощной брони, а у VK4501 (H) ещё и более тяжелой башни с орудием (на VK4501 (H) была установлена башня с 8,8 см орудием прототипа Порше, так как его «родная» башня с 7,5 см орудием к моменту испытаний была не готова), танки имели неудовлетворительную проходимость по пересечённой местности, малую скорость и запас хода. Большим «минусом» в танке VK4501 (P), была его электротрансмиссия. Затраты на электрогенераторы (а именно — медь, необходимую для них), приводящие в движение танк, были для страны военного времени непозволительной роскошью. Западные историки склоняются именно этой версии закрытия проекта, а так же неудовлетворительной ходовой частью машины, которая умудрялась застревать на любом мягком грунте. Считается, что Ф.Порше не смог устранить все неполадки своей машины, в результате чего под названием «Тигр» в серийное производство пошёл танк конструкции фирмы «Хеншель», но с башней от танка Порше. Однако российский исследователь Михаил Свирин считает, что всему виной был приказ Гитлера о создании на базе нового танка штурмового орудия, вооруженного длинноствольной противотанковой пушкой PaK 43 фирмы Рейнметалл. Фирма Хеншеля не успевала по срокам к доводке своего шасси под САУ, а потому и не решилась на его проектирование. Порше, напротив, активно включился в работу по производству новой машины[1], которую впоследствии, по личному приказу Гитлера, в честь Фердинанда Порше, назвали САУ «Фердинанд».
Так или иначе, но перспективная для своего времени машина под индексом VK4501 (P) в серию не пошла, было изготовлено всего пять машин, однако 90 шасси под танки «Тигр» (P) были заказаны ещё до официальных сравнительных испытаний прототипов, что в свою очередь не исключает и версию о том, что Фердинанд Порше был уверен в победе своего детища и заранее подготовился к его серийному выпуску. Впоследствии все шасси были использованы для производства САУ.
Характерные особенности
Ходовая часть машины состояла из шести двойных катков на борт, расположенных попарно на трёх тележках, с обрезинкой внутри колеса, что в значительной степени способствовало большей износостойкости резинового бандажа. Впоследствии катки с подобными бандажами стали использовать на «Тиграх» и «Пантерах». Торсионы располагались в тележке, а не внутри корпуса как у подавляющего большинства танков того времени. Ведущее колесо располагалось сзади, в противовес традиционному у немецких танков переднему, благодаря чему танк становился более приземистым.
В танке устанавливалось два двигателя воздушного охлаждения V10, которые работали на два генератора, а те, в свою очередь питали два тяговых электромотора, приводящих в движение ведущие колёса [2].
Боевое применение
В связи с тем, что на танках использовались двигатели воздушного охлаждения, было решено использовать их на Африканском театре военных действий. Однако, в связи с неудовлетворительной проходимостью танка, от этой идеи отказались, после чего все пять построенных машин были переданы на завод в Дёллерсгайме (Dollersheim) для тренировок[2].
На сегодняшний день доподлинно известно лишь об одном «Тигре» фирмы Порше, который участвовал в боях на Восточном фронте в 1944 году, в районе Галиции, куда прибыл в расположение 653-го тяжёлого батальона истребителей танков в качестве командирского танка с бортовым номером «003».
САУ «Фердинанд»
Основная статья Фердинанд (САУ).
Немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны класса истребителей танков. Была создана на шасси танка PzKpfw VI «Tiger» (P), всего 90 единиц. Боевое крещение приняла в сражении под Прохоровкой. На тот момент — самая мощная САУ в мире, первая боевая машина, толщина брони которой достигла 200 мм. Являлась грозным противником, однако из-за отсутствия оружия ближнего боя становилась легкой добычей для пехоты. В 1944 году в ходе модернизации был установлен курсовой пулемёт, командирская башенка, поменяла ориентацию маска пушки. В дальнейшем принимали участие в боях на Западной Украине и в Италии.
БРЭМ «Тигр» фирмы «Порше»
В сентябре 1943 года три «Тигра» Порше на заводе «Нибелунгенверке» были переделаны в БРЭМ. Об участии в боевых действиях данных машин ничего неизвестно. По-видимому, все три экземпляра так ни разу и не покидали территорию завода.
Литература
- Чемберлен П., Дойл Х. Энциклопедия немецких танков второй мировой войны — М.: Астрель, 2003. — 272 с.
- Свирин М. Тяжёлое штурмовое орудие Фердинант — М.: Эспринт, 2003. — 48 с.
Примечания
- ↑ Свирин М. Тяжёлое штурмовое орудие Фердинант. — М.: Эспринт, 2003. — 48 с.
- ↑ 1 2 Чемберлен П., Дойл Х. Энциклопедия немецких танков второй мировой войны. — М.: Астрель, 2003. — 272 с.
Ссылки
dic.academic.ru
Как строил танк Фердинанд Порше и почему у него получилась самоходка?
В 1943 году германский завод по производству бронетехники Nibelungenwerke изготовил 90 шасси для боевых машин, от которых вермахт отказался. Конструкция Порше оказалась ненужной, и возник вопрос, что делать с этим запасом ходовых частей, на базе которых по первоначальному замыслу предполагалось построить новый тяжелый танк. «Фердинанд» — самоходное орудие, предназначенное для истребления бронетехники, стал вынужденной в условиях сырьевого дефицита мерой по использованию уже изготовленных узлов и механизмов.
![](/wp-content/uploads/porshe-tank_22.jpg)
Само шасси было по-своему уникальным. Блоки (их было три с каждого борта), включающие два опорных катка, крепились к бронекорпусу посредством тележек, снабженных удачной системой амортизации.
Силовая установка состояла из двух карбюраторных двигателей «Майбах» общей мощностью в 600 л. с., нагруженных на генератор, вырабатывающий энергию, поступающую на два электродвигателя «Сименс». Такое решение значительно упрощало управление машиной и исключало из кинематической схемы трансмиссию. Следует отметить, что германская промышленность так и не создала на протяжении всей войны мотор, которым можно было бы оснастить относительно быстроходный тяжелый танк.
![](/wp-content/uploads/porshe-tank_23.jpg)
«Фердинанд», таким образом, унаследовал ходовую часть несостоявшегося шедевра конструктора Порше, ранее специализировавшегося на проектировании гоночных автомобилей. Своеобразный подход проявлялся в том, что практически не учитывалась технологичность изготовления, в производстве такая ходовая часть была очень сложной и дорогой.
Силовая установка могла бы обеспечить скорость 30-35 км/ч, если бы ей был оснащен задуманный Порше танк. «Фердинанд» с 200 мм лобовой броней не мог двигаться быстрее 20 км/ч, да и то по твердому грунту. В сущности, САУ и не предназначен для стремительных бросков, главное достоинство этого класса бронетехники – мощное дальнобойное орудие.
![](/wp-content/uploads/porshe-tank_24.jpg)
Для того чтобы разместить такую пушку (она весила более двух тонн), потребовалось полностью изменить первоначальную компоновку. Ствол 88-миллиметрового калибра оказался очень тяжелым, он требовал опоры при движении, но благодаря большой длине мог поражать любой танк. «Фердинанд» при всей своей медлительной неповоротливости стал грозным оружием.
Экипаж пришлось разделить, артиллеристы оказались в кормовой части, а водитель и командир – в передней. Силовая установка находилась в центре машины.
На войне часто уникальные образцы техники применяются не по прямому назначению. Самоходные орудия вермахт вынужденно использовал в ближнем бою, в котором был бы эффективнее любой немецкий танк. «Фердинанд», орудие которого могло с километровой дистанции пробивать броню толщиной в 193 мм, не имел курсового пулемета, способного защитить машину от наседающей пехоты.
Машина создавалась в спешке, конструктивные недостатки приходилось устранять в процессе модернизации. После Курской битвы уцелевшие 47 самоходок отправили на завод-изготовитель, где снабдили стрелковым вооружением, командирскими башенками, а броню покрыли особым слоем, предохраняющим от магнитных мин.
После усовершенствования САУ получила название Elefant (то есть «слон»), возможно, в большей степени характеризирующее тяжелую машину с длинным «хоботом». В войсках же (как немецких, так и советских) прижилось старое наименование.
При огромном количестве недостатков эта машина обладала главным достоинством – орудие могло с больших дистанций поражать практически любой танк. «Фердинанд», фото которого и сегодня удивляет угловатостью, создавал немецкому командованию трудности при форсировании водных преград, его было почти невозможно эвакуировать с поля боя в случае потери хода.
До конца войны дожили всего два «Слона», их сожгла в Берлине советская пехота. Два захваченных ранее, а потому уцелевших экземпляра заняли свои места в музеях России и США.
fb.ru
«Тигр» Порше — NaziReich.net
«Тигр» Порше
08.10.2007 23:16
www.nazireich.net