Содержание

Броненосцы типа «Вирджиния» — Википедия

Броненосцы типа «Вирджиния» (англ.  Virginia-class battleships) — серия из пяти эскадренных броненосцев, построенных для ВМФ США в 1902—1906 годах. Первые линкоры США, заложенные в XX веке. Наряду с броненосцами типа «Кирсадж», были одними из немногих кораблей, использовавших двухъярусные орудийные башни. Принимали ограниченное участие в Первой Мировой Войне в роли эскортных кораблей, но непосредственно в столкновениях с противником не участвовали. В 1920 помещены в резерв, и в 1922 в соответствии с условиями Вашингтонского Договора проданы на слом.

История

В начале XX века Конгресс США, критически оценив предшествующие классы кораблей, счёл, что американские конструкторы набрали достаточный опыт, чтобы перейти от экспериментов и опытных единиц к крупносерийной постройке современных боевых кораблей. Успешная постройка серии броненосцев «Мэн» позволяла предположить, что технический риск при закладке сразу крупной серии будет сведён к минимуму, и новые корабли не будут иметь существенных недостатков проекта. Кроме того, критический анализ предшествующей — интенсивной, но сумбурной — кораблестроительной деятельности США, дал неутешительный результат: за 1890—1900 год было заложено двенадцать крупных броненосцев, но лишь четыре из них

[1] были современными кораблями, пригодными для боя в открытом море. Такое положение представлялось совершенно недопустимым.

При проектировании новой серии броненосцев Конгресс вновь повысил предел разрешенного максимального водоизмещения[2] до 15 000 тонн. Это позволило гораздо более рационально расположить конструктивные элементы, чем в предшествующих проектах. Кроме того, общая тенденция на усиление вспомогательной артиллерии в начале XX века продемонстрировала американцам, что отказ от промежуточной 203-миллиметровой артиллерии был ошибкой. Новые броненосцы должны были получить 305-миллиметровые орудия главного калибра, 203-миллиметровые — промежуточного, и 152-миллиметровые скорострельные орудия. Проблемой было лишь скомпоновать данное вооружение в ограниченном водоизмещении.

Конструкция

Броненосцы типа «Вирджиния» были гладкопалубными высокобортными кораблями. Обе их башни главного калибра располагались на одном уровне и были подняты высоко над уровнем моря (предыдущие американские высокобортные броненосцы обычно имели кормовую башню палубой ниже носовой). В их силуэте прослеживалась стандартная для американского кораблестроения коробчатая надстройка с тремя высокими трубами и двухъярусной батареей, боевые мачты с многочисленными марсами и два мостика.

Вооружение

В конструкции броненосцев типа «Вирджиния» американцы вновь вернулись к двухъярусным башням главного калибра. Ранее таковые уже испытывались (малоуспешно) на броненосцах типа «Кирсадж», но инженеры считали, что с новыми башнями современного образца могут быть получены лучшие результаты, чем со старыми башнями «мониторного» типа. Новая башня была подлинно двухъярусной: то есть, верхняя её часть была не надстройкой к существующей башне, как раньше, а интегральным элементом конструкции.

На нижнем ярусе башен главного калибра стояли четыре тяжёлые 305-миллиметровые 40-калиберные орудия — мощные и современные морские пушки, составившие основу вооружения американских броненосцев того времени. Эти орудия вполне соответствовали мировым стандартам, а опыт испано-американской войны позволил, наконец, усовершенствовать процедуры заряжания орудий и поднять скорострельность до нормативных 1,5 выстрела в минуту. Орудийные башни Mark-5, использовавщиеся на «Вирджиниях», имели несколько бо́льший угол возвышения, чем башни на «Мэнах», и могли стрелять на дистанцию до 19 000 метров (правда, управлять огнём на такой дистанции во времена их закладки было ещё невозможно). С расстояния в 10 000 метров 305-мм снаряд мог пробить 250 миллиметров гарвеированной брони.

На верхнем ярусе башен главного калибра были установлены четыре «промежуточных» 203-миллиметровых 45-калиберных орудия. Ещё четыре такие же пушки стояли побортно в двух независимых двухорудийных башнях. Это было весьма удачное для того времени орудие, способное стрелять с частотой 1-2 выстрела в минуту на дистанцию до 20 550 метров. Его 118-кг снаряд, запускаемый с начальной скоростью 818 метров в секунду, мог пробить 127 миллиметров гарвеированой брони.

Таким образом, формально бортовой залп броненосцев серии «Вирджиния» состоял из четырёх 305-миллиметровых и шести 203-миллиметровых орудий. При этом 203-миллиметровые орудия на верхнем ярусе башен главного калибра имели отличные углы обстрела. Но практические проблемы, связанные с размещением орудий на разных ярусах одной башни все равно оставались, хотя и несколько сглаженные за счет лучшего качества как башен, так и орудий, по сравнению с предшествовавшими образцами. Залпы 305-миллиметровых и 203-миллиметровых орудий приходилось синхронизировать[3], выстрел одновременно из четырёх стволов создавал сильное задымление перед башней. Кроме того, существовала проблема уязвимости: один удачно попавший снаряд мог разом вывести из строя четыре тяжёлых установки. Значительный вес конструкции также приводил к частым поломкам. В итоге, корабли типа «Вирджиния» оказались вторыми и последними броненосцами с двухъярусными башнями, когда-либо построенными.

Скорострельная батарея состояла из 12 6-дюймовых 50-калиберных орудий. Орудия располагались в центре корпуса, на главной палубе, в индивидуальных казематных установках — палубой ниже бортовых башен 203-миллиметровой артиллерии, что позволяло орудиям разных калибров не перекрывать друг другу сектора выстрелов. Скорострельность орудий составляла до 6 выстрелов в минуту, при дальности огня до 14 000 метров.

Противоминное вооружение состояло из восьми 76-миллиметровых орудий в бронированных казематах в оконечностях, восьми таких же орудий в надстройке, и 25 1-фунтовых орудий (уже почти бесполезных в тенденции увеличения размеров и скорости миноносцев). Торпедное вооружение было представлено четырьмя 533-мм подводными торпедными системами.

Броневая защита

Всё бронирование кораблей было впервые выполнено из брони Круппа. Главный пояс, толщиной в цитадели до 279 миллиметров, тянулся вдоль всей ватерлинии, сохраняя неизменную высоту и утоньшаясь в оконечностях до 152 мм. На верхнюю кромку главного пояса опирался верхний, защищавший борт в цитадели (между барбетами башен главного калибра) до главной палубы.

Сверху, над верхним поясом, стояли казематы 152-мм скорострельных орудий, защищённые 152-мм броней. Бортовые башни вспомогательного калибра защищала 102-миллиметровая броня. Башни главного калибра имели толщину броневых плит в 305-мм на нижнем ярусе и 152-мм на верхнем: барбеты имели толщину от 203 до 254 мм.

Горизонтальная защита обеспечивалась броневой палубой толщиной от 50 мм (в центре)до 76 мм (на скосах и в оконечностях, где палуба опускалась ниже ватерлинии. Центральная часть палубы находилась на уровне верхней кромки главного пояса, но края её по бортам и в оконечностях опирались на нижнюю кромку.

Силовая установка

Корабли приводились в движение двумя паровыми машинами общей мощностью в 19 000 л.с. Двадцать четыре котла Никлосса обеспечивали достаточное давление пара для достижения максимальной (форсированной) скорости в 19 узлов.

«Вирджиния» несколько отличалась от прочих кораблей: она имела 12 котлов Бэбкок-Уилкокс и её винты вращались в противоположных направлениях, что в теории должно было улучшить маневренность.

Служба

Оценка проекта

Броненосцы типа «Вирджиния» были крупными, весьма удачными кораблями, вполне соответствующими стандартам своего времени. Они были превосходно вооружены, имели мощную и хорошо продуманную систему бронирования, их скорость и мореходность не имели нареканий. Главным их недостатком было использование двухъярусных орудийных башен, которые сами по себе являлись технически тупиковым направлением, хотя и были сконструированы значительно лучше, чем прежние на «Кирсейджах».

С вступлением в строй пяти броненосцев класса «Вирджиния» американский флот, наконец, обзавёлся мощной, полностью современной и однородной эскадрой, способной действовать в любой части земного шара. Но хотя американские верфи работали весьма быстро, и все пять кораблей были введены в строй в 1906—1907 году — через 4 года после закладки — появление британского «Дредноута» автоматически сделало их морально устаревшими. К Первой мировой войне эти линкоры, не прослужив и восьми лет, были переведены на второстепенные позиции эскортных, учебных кораблей и даже транспортов.

Примечания

  1. ↑ Три класса «Мэн» и один класса «Айова»
  2. ↑ Обусловленный желанием удержать стоимость кораблей в приемлемых рамках
  3. ↑ Правда, так как скорострельность орудий была примерно одинакова, это не было такой проблемой как на «Кирсейджах»

Ссылки

  • Chesneau, Roger. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860–1905 / Roger Chesneau, Koleśnik, Campbell. — London : Conway Maritime Press, 1979. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Sondhaus, Lawrence. Naval Warfare 1815–1914. — London : Routledge, 2001. — ISBN 0-415-21478-5.
  • Pike, John BB-13 Virginia Class. GlobalSecurity.org. Проверено 3 октября 2011.

wikipedia.green

Броненосец «Вирджиния» — Волков бояться, в лес не удаляться, а если удалился

Броненосец «Вирджиния» (англ. Virginia — первый крупный броненосец флота Конфедеративных Штатов Америки во время Гражданской Войны. Перестроен из захваченного южанами парового фрегата USS «Merrimack»; иногда некорректно называется из-за этого CSS «Merrimack». Участвовал в знаменитом сражении на Хэмптонском рейде, в ходе которого нанес тяжелый урон деревянным кораблям северян, но был остановлен американским башенным броненосцем USS Monitor. После безрезультатного боя, оба броненосца разошлись. «Вирджиния» принимала участие еще в нескольких незначительных операциях, но более не встречалась с противником. В мае 1862 года, после того как южане были вынуждены оставить Норфолк, «Вирджиния» была уничтожена ввиду невозможности эвакуации.

В ходе этой дуэли, проявились главные недостатки «Вирджинии»; ее низкая скорость и неповоротливость. Маленький маневренный «Монитор» имел преимущество над своим неуклюжим оппонентом, легко уворачиваясь от попыток тарана со стороны «Вирджинии». В конечном итоге, правда, конфедератам улыбнулась небольшая удача — попавший в рубку «Монитора» снаряд ранил его капитана через смотровые щели, и из-за возникшего замешательства, федеральный броненосец временно отступил. «Вирджиния», впрочем, не стала дожидаться его возвращения, и предпочла отступить; боеприпасы у конфедератов заканчивались, изношенная силовая установка работала все хуже и в корпусе вскрылись наспех заделанные течи, так что продолжение сражения было не в их интересах.

Все артиллерийское вооружение «Вирджинии» располагалось в защищенном броней каземате на палубе. В каждой закругленной оконечности каземата было прорезано по три орудийных порта — один прямо по центральной линии корабля, и по одному с каждого борта, направленных в стороны под углом в 45 градусов от центральной линии. Эти порты закрывались наружными поворотными ставнями. В боковых стенках каземата было прорезано по четыре орудийных порта с каждого борта; к моменту ввода корабля в состав флота, ставни для них установить не успели.В носовой и кормовой оконечностях каземата, на поворотных установках, было установлено по одному 178-миллиметровому нарезному дульнозарядному орудию Брукса на центральном штыре. Эти пушки были изготовлены на основании захваченных заготовок для гладкоствольных орудий Дальгрена; завершенные конфедератами как нарезные орудия, они стреляли 47 килограммовыми снарядами. Благодаря поворотной установке, каждая из этих пушек могла использовать все три порта в своей оконечности каземата.

Бортовой залп «Вирджинии» состоял из двух меньших 163-миллиметровых нарезных орудий Брукса, и четырех трофейных 229-миллиметровых гладкоствольных орудий Дальгрена. Последние были менее точны и дальнобойны чем нарезные пушки, но зато были более надежны и просты в эксплуатации. Дополнительно, на крыше каземата «Вирджинии» стояли две легкие 12-фунтовые гаубицы, предназначавшиеся для стрельбы картечью по палубам неприятельских кораблей.

Инженеры южан знали, что северяне ответят на «Вирджинию» своими собственными броненосцами и понимали необходимость приспособить корабль для
борьбы с ними. Так как артиллерийское вооружение «Вирджинии» не смогло бы нанести существенного вреда аналогично защищенному броненосцу (учитывая что «Вирджинию» проектировали противостоять именно такой артиллерии), а получить более тяжелые орудия было в то время невозможно, было решено оснастить «Вирджинию» тараном. Таран представлял собой массивный стержень, отлитый из чугуна, и вставленный в форштевень «Вирджинии»; так как значительно перестраивать форштевень южане опасались, таран был закреплен слабо и мог легко отвалиться.


8 марта, «Вирджиния» в компании двух небольших канонерок вышла из Норфолка, и атаковала федеральные блокадные силы на Хэмптон-Роудс. Федеральный флот, состоявший исключительно из деревянных парусных и винтовых кораблей, оказался не способен что-либо противопоставить броненосцу; залпы орудий северян просто отскакивали от его брони. В начале боя, «Вирджиния» таранила и потопила большой парусный шлюп USS «Камберленд»; тонущий корабль сражался до последнего, но не смог победить бронированного противника. Однако, потопление «Камберленда» не прошло для «Вирджинии» бесследно; при ударе, ее слабо закрепленный таран отломился, а ответный огонь сильно повредил трубу броненосца, снизив его и без того небольшой ход.

После этого, «Вирджиния» направилась к большому парусному шлюпу USS «Конгресс». Опасаясь тарана (на практике, уже отломившегося, но северяне об этом не знали), капитан «Конгресса» поставил корабль на мель. Пользуясь неподвижностью своего оппонента, «Вирджиния» заняла позицию прямо по корме «Конгресса» и начала его расстреливать бортовыми залпами, в то время как северяне могли отвечать ей только немногочисленными кормовыми пушками.

После часа неравного боя, кормовые орудия «Конгресса» были разбиты, и он, не имея более возможности сопротивляться, был вынужден сдаться. Хуже того, шедшие на помощь северянам винтовые фрегаты «Роанок» и «Миннесота» выскочили на мели и оказались в беспомощном положении. Покончив с «Конгрессом», «Вирджиния» собиралась атаковать «Миннесоту», но из-за начавшегося отлива и наступивших сумерек, южане не решились рисковать броненосцем на мелководьях Хэмптон-Роудс и отступили, собираясь продолжить битву на следующий день.


9 марта, «Вирджиния» вернулась на Хэмптон-Роудс, намереваясь покончить с «Миннесотой». Однако, ее ожидал достойный противник — федеральный броненосец USS «Монитор», низкобортный башенный корабль, спроектированный Джоном Эрикссоном. Между броненосцами произошла первая в истории дуэль; при этом, артиллерия обеих кораблей оказалась неспособна нанести ущерб оппоненту.

kstk71.livejournal.com

Быстро устаревший идеал. Американские броненосцы типа «Вирджиния»

Около 9-00 утра семь бомбардировщиков «Мартин» авиации Соединенных Штатов с высоты 3 000 футов сбросили по две 1 100-фунтовые бомбы по стоявшему на якоре броненосцу «Вирджиния». Хотя в цель попала всего одна бомба, ее вполне хватило, чтобы «полностью уничтожить корабль как таковой». Восторженный свидетель этих событий писал: «В облаке громадного взрыва исчезли и мачты, и мостик, и три огромные дымовые трубы, и все надстройки… После того, как облако рассеялось, нашему вниманию предстал абсолютно «лысый» корабль с грудой бесформенных обломков на верхней палубе…».

 

В течение следующего получаса сильно потрепанный взрывом корпус заполнился водой, перевернулся и затонул. Вскоре к нему в результате подобных «разборок» присоединился и однотипный «Нью- Джерси», чья гибель оказалась не менее эффектной. Сначала корабль выдержал пять попаданий с высоты 10 000 футов 600-фунтовыми бомбами, затем получил еще несколько 2 000-фунтовых бомб с высоты 6 000 футов. Этого уже было вполне достаточно, чтобы затонуть, но авиаторы ускорили агонию старого корабля, сбросив на него, как и на «Вирджинию», несколько 1 100-фунтовых бомб с высоты 3 000 футов. Именно во время этих опытов военно-морские офицеры США собственными глазами смогли убедиться в эффективности авиации, еще недавно не вызывавшей ничего, кроме снисходительной улыбки. А в военном ведомстве сделали вывод о «срочной необходимости развития военно-морской авиации». Так, вероятно, своей гибелью принесли наибольшую пользу два броненосца, с появлением которых в США связывали так много надежд…

 

Испано-американская война стала серьезным испытанием для американского флота. В газетах военного периода нередко появлялись «страшилки» о нахождении испанских крейсеров в самых неожиданных участках побережья: то их видели с борта нейтрального парохода спешащими на всех парах с явным намерением обстрелять Нью-Йорк, то недавно призванные бывшие моряки торгового флота принимали за крейсеры практически бесполезные в бою мелкие испанские канонерки. Эти «жареные» сенсации нередко попадали на первые полосы даже наиболее авторитетных американских газет. К счастью, руководство флота, более трезво смотревшее на вещи, прекрасно понимало, что для кораблей под звездно-полосатым флагом представлял главную опасность не слабый испанский флот, а погодные условия. Несмотря на то, что броненосец «Орегон» по американским меркам считался вполне «океанским», его переход вокруг Южной Америки заставил изрядно поволноваться. А посылка на Филиппины двух мониторов и вовсе граничила с самым настоящим авантюризмом. В чуть лучшем положении находились корабли блокадного дозора у кубинского побережья, но и они зачастую сильно страдали из-за своей низкой мореходности. Таким образом, операции в Тихом океане и Карибском море поставили перед американскими моряками задачу разработать не просто мореходный, а по-настоящему всепогодный корабль для океана.

naukatehnika.com

Броненосец «Вирджиния» — royal_farr — LiveJournal

Броненосец «Вирджиния» (англ. Virginia — первый крупный броненосец флота Конфедеративных Штатов Америки во время Гражданской Войны. Перестроен из захваченного южанами парового фрегата USS «Merrimack»; иногда некорректно называется из-за этого CSS «Merrimack». Участвовал в знаменитом сражении на Хэмптонском рейде, в ходе которого нанес тяжелый урон деревянным кораблям северян, но был остановлен американским башенным броненосцем USS Monitor. После безрезультатного боя, оба броненосца разошлись. «Вирджиния» принимала участие еще в нескольких незначительных операциях, но более не встречалась с противником. В мае 1862 года, после того как южане были вынуждены оставить Норфолк, «Вирджиния» была уничтожена ввиду невозможности эвакуации.

В ходе этой дуэли, проявились главные недостатки «Вирджинии»; ее низкая скорость и неповоротливость. Маленький маневренный «Монитор» имел преимущество над своим неуклюжим оппонентом, легко уворачиваясь от попыток тарана со стороны «Вирджинии». В конечном итоге, правда, конфедератам улыбнулась небольшая удача — попавший в рубку «Монитора» снаряд ранил его капитана через смотровые щели, и из-за возникшего замешательства, федеральный броненосец временно отступил. «Вирджиния», впрочем, не стала дожидаться его возвращения, и предпочла отступить; боеприпасы у конфедератов заканчивались, изношенная силовая установка работала все хуже и в корпусе вскрылись наспех заделанные течи, так что продолжение сражения было не в их интересах.

Все артиллерийское вооружение «Вирджинии» располагалось в защищенном броней каземате на палубе. В каждой закругленной оконечности каземата было прорезано по три орудийных порта — один прямо по центральной линии корабля, и по одному с каждого борта, направленных в стороны под углом в 45 градусов от центральной линии. Эти порты закрывались наружными поворотными ставнями. В боковых стенках каземата было прорезано по четыре орудийных порта с каждого борта; к моменту ввода корабля в состав флота, ставни для них установить не успели.В носовой и кормовой оконечностях каземата, на поворотных установках, было установлено по одному 178-миллиметровому нарезному дульнозарядному орудию Брукса на центральном штыре. Эти пушки были изготовлены на основании захваченных заготовок для гладкоствольных орудий Дальгрена; завершенные конфедератами как нарезные орудия, они стреляли 47 килограммовыми снарядами. Благодаря поворотной установке, каждая из этих пушек могла использовать все три порта в своей оконечности каземата.

Бортовой залп «Вирджинии» состоял из двух меньших 163-миллиметровых нарезных орудий Брукса, и четырех трофейных 229-миллиметровых гладкоствольных орудий Дальгрена. Последние были менее точны и дальнобойны чем нарезные пушки, но зато были более надежны и просты в эксплуатации. Дополнительно, на крыше каземата «Вирджинии» стояли две легкие 12-фунтовые гаубицы, предназначавшиеся для стрельбы картечью по палубам неприятельских кораблей.

Инженеры южан знали, что северяне ответят на «Вирджинию» своими собственными броненосцами и понимали необходимость приспособить корабль для
борьбы с ними. Так как артиллерийское вооружение «Вирджинии» не смогло бы нанести существенного вреда аналогично защищенному броненосцу (учитывая что «Вирджинию» проектировали противостоять именно такой артиллерии), а получить более тяжелые орудия было в то время невозможно, было решено оснастить «Вирджинию» тараном. Таран представлял собой массивный стержень, отлитый из чугуна, и вставленный в форштевень «Вирджинии»; так как значительно перестраивать форштевень южане опасались, таран был закреплен слабо и мог легко отвалиться.


8 марта, «Вирджиния» в компании двух небольших канонерок вышла из Норфолка, и атаковала федеральные блокадные силы на Хэмптон-Роудс. Федеральный флот, состоявший исключительно из деревянных парусных и винтовых кораблей, оказался не способен что-либо противопоставить броненосцу; залпы орудий северян просто отскакивали от его брони. В начале боя, «Вирджиния» таранила и потопила большой парусный шлюп USS «Камберленд»; тонущий корабль сражался до последнего, но не смог победить бронированного противника. Однако, потопление «Камберленда» не прошло для «Вирджинии» бесследно; при ударе, ее слабо закрепленный таран отломился, а ответный огонь сильно повредил трубу броненосца, снизив его и без того небольшой ход.

После этого, «Вирджиния» направилась к большому парусному шлюпу USS «Конгресс». Опасаясь тарана (на практике, уже отломившегося, но северяне об этом не знали), капитан «Конгресса» поставил корабль на мель. Пользуясь неподвижностью своего оппонента, «Вирджиния» заняла позицию прямо по корме «Конгресса» и начала его расстреливать бортовыми залпами, в то время как северяне могли отвечать ей только немногочисленными кормовыми пушками.

После часа неравного боя, кормовые орудия «Конгресса» были разбиты, и он, не имея более возможности сопротивляться, был вынужден сдаться. Хуже того, шедшие на помощь северянам винтовые фрегаты «Роанок» и «Миннесота» выскочили на мели и оказались в беспомощном положении. Покончив с «Конгрессом», «Вирджиния» собиралась атаковать «Миннесоту», но из-за начавшегося отлива и наступивших сумерек, южане не решились рисковать броненосцем на мелководьях Хэмптон-Роудс и отступили, собираясь продолжить битву на следующий день.


9 марта, «Вирджиния» вернулась на Хэмптон-Роудс, намереваясь покончить с «Миннесотой». Однако, ее ожидал достойный противник — федеральный броненосец USS «Монитор», низкобортный башенный корабль, спроектированный Джоном Эрикссоном. Между броненосцами произошла первая в истории дуэль; при этом, артиллерия обеих кораблей оказалась неспособна нанести ущерб оппоненту.

royal-farr.livejournal.com

Броненосцы типа «Вирджиния» — Howling Pixel

Броненосцы типа «Вирджиния» (англ.  Virginia-class battleships) — серия из пяти эскадренных броненосцев, построенных для ВМФ США в 1902—1906 годах. Первые линкоры США, заложенные в XX веке. Наряду с броненосцами типа «Кирсадж», были одними из немногих кораблей, использовавших двухъярусные орудийные башни. Принимали ограниченное участие в Первой Мировой Войне в роли эскортных кораблей, но непосредственно в столкновениях с противником не участвовали. В 1920 помещены в резерв, и в 1922 в соответствии с условиями Вашингтонского Договора проданы на слом.

История

В начале XX века Конгресс США, критически оценив предшествующие классы кораблей, счёл, что американские конструкторы набрали достаточный опыт, чтобы перейти от экспериментов и опытных единиц к крупносерийной постройке современных боевых кораблей. Успешная постройка серии броненосцев «Мэн» позволяла предположить, что технический риск при закладке сразу крупной серии будет сведён к минимуму, и новые корабли не будут иметь существенных недостатков проекта. Кроме того, критический анализ предшествующей — интенсивной, но сумбурной — кораблестроительной деятельности США, дал неутешительный результат: за 1890—1900 год было заложено двенадцать крупных броненосцев, но лишь четыре из них[1] были современными кораблями, пригодными для боя в открытом море. Такое положение представлялось совершенно недопустимым.

При проектировании новой серии броненосцев Конгресс вновь повысил предел разрешенного максимального водоизмещения[2] до 15 000 тонн. Это позволило гораздо более рационально расположить конструктивные элементы, чем в предшествующих проектах. Кроме того, общая тенденция на усиление вспомогательной артиллерии в начале XX века продемонстрировала американцам, что отказ от промежуточной 203-миллиметровой артиллерии был ошибкой. Новые броненосцы должны были получить 305-миллиметровые орудия главного калибра, 203-миллиметровые — промежуточного, и 152-миллиметровые скорострельные орудия. Проблемой было лишь скомпоновать данное вооружение в ограниченном водоизмещении.

Конструкция

Броненосцы типа «Вирджиния» были гладкопалубными высокобортными кораблями. Обе их башни главного калибра располагались на одном уровне и были подняты высоко над уровнем моря (предыдущие американские высокобортные броненосцы обычно имели кормовую башню палубой ниже носовой). В их силуэте прослеживалась стандартная для американского кораблестроения коробчатая надстройка с тремя высокими трубами и двухъярусной батареей, боевые мачты с многочисленными марсами и два мостика.

Вооружение

В конструкции броненосцев типа «Вирджиния» американцы вновь вернулись к двухъярусным башням главного калибра. Ранее таковые уже испытывались (малоуспешно) на броненосцах типа «Кирсадж», но инженеры считали, что с новыми башнями современного образца могут быть получены лучшие результаты, чем со старыми башнями «мониторного» типа. Новая башня была подлинно двухъярусной: то есть, верхняя её часть была не надстройкой к существующей башне, как раньше, а интегральным элементом конструкции.

На нижнем ярусе башен главного калибра стояли четыре тяжёлые 305-миллиметровые 40-калиберные орудия — мощные и современные морские пушки, составившие основу вооружения американских броненосцев того времени. Эти орудия вполне соответствовали мировым стандартам, а опыт испано-американской войны позволил, наконец, усовершенствовать процедуры заряжания орудий и поднять скорострельность до нормативных 1,5 выстрела в минуту. Орудийные башни Mark-5, использовавщиеся на «Вирджиниях», имели несколько бо́льший угол возвышения, чем башни на «Мэнах», и могли стрелять на дистанцию до 19 000 метров (правда, управлять огнём на такой дистанции во времена их закладки было ещё невозможно). С расстояния в 10 000 метров 305-мм снаряд мог пробить 250 миллиметров гарвеированной брони.

На верхнем ярусе башен главного калибра были установлены четыре «промежуточных» 203-миллиметровых 45-калиберных орудия. Ещё четыре такие же пушки стояли побортно в двух независимых двухорудийных башнях. Это было весьма удачное для того времени орудие, способное стрелять с частотой 1-2 выстрела в минуту на дистанцию до 20 550 метров. Его 118-кг снаряд, запускаемый с начальной скоростью 818 метров в секунду, мог пробить 127 миллиметров гарвеированой брони.

Таким образом, формально бортовой залп броненосцев серии «Вирджиния» состоял из четырёх 305-миллиметровых и шести 203-миллиметровых орудий. При этом 203-миллиметровые орудия на верхнем ярусе башен главного калибра имели отличные углы обстрела. Но практические проблемы, связанные с размещением орудий на разных ярусах одной башни все равно оставались, хотя и несколько сглаженные за счет лучшего качества как башен, так и орудий, по сравнению с предшествовавшими образцами. Залпы 305-миллиметровых и 203-миллиметровых орудий приходилось синхронизировать[3], выстрел одновременно из четырёх стволов создавал сильное задымление перед башней. Кроме того, существовала проблема уязвимости: один удачно попавший снаряд мог разом вывести из строя четыре тяжёлых установки. Значительный вес конструкции также приводил к частым поломкам. В итоге, корабли типа «Вирджиния» оказались вторыми и последними броненосцами с двухъярусными башнями, когда-либо построенными.

Скорострельная батарея состояла из 12 6-дюймовых 50-калиберных орудий. Орудия располагались в центре корпуса, на главной палубе, в индивидуальных казематных установках — палубой ниже бортовых башен 203-миллиметровой артиллерии, что позволяло орудиям разных калибров не перекрывать друг другу сектора выстрелов. Скорострельность орудий составляла до 6 выстрелов в минуту, при дальности огня до 14 000 метров.

Противоминное вооружение состояло из восьми 76-миллиметровых орудий в бронированных казематах в оконечностях, восьми таких же орудий в надстройке, и 25 1-фунтовых орудий (уже почти бесполезных в тенденции увеличения размеров и скорости миноносцев). Торпедное вооружение было представлено четырьмя 533-мм подводными торпедными системами.

Броневая защита

Всё бронирование кораблей было впервые выполнено из брони Круппа. Главный пояс высотой восемь футов (2,4 м — на 3 фута {0,91 м} выше ватерлинии и на 5 футов {1,5 м} ниже при нормальном водоизмещении), толщиной в цитадели 279 миллиметров и 190 мм внизу, тянулся вдоль всей ватерлинии, в оконечностях утоньшался до 76 мм и был высотой шесть футов в корме[4]. На верхнюю кромку главного пояса опирался верхний длиной 245 футов и толщиной 152 мм, защищавший борт в цитадели (между барбетами башен главного калибра) до главной палубы.

Сверху, над верхним поясом, стояли казематы 152-мм скорострельных орудий, защищённые 152-мм броней. Бортовые башни вспомогательного калибра защищала броня 165/152/51 мм (лицо/борт/крыша), броня их барбетов была 152 мм (вперед и наружу) и 102 мм (назад и вовнутрь)[4]. Башни главного калибра имели толщину броневых плит в 305-мм на нижнем ярусе и 152-мм на верхнем: барбеты имели толщину от 190 до 254 мм.

Горизонтальная защита обеспечивалась плоской броневой палубой толщиной 39 мм (62,5-фунтовой[прим. 1][5]) поверх главного пояса. Вне цитадели была 76 мм карапасная палуба[4].

Силовая установка

Корабли приводились в движение двумя паровыми машинами общей мощностью в 19 000 л. с. «Виржиния» и «Джорджия» первоначально получили 24 котла Никлосса. Остальные имели двенадцать котлов Бабкок и Вилкокс, которые обеспечивали достаточное давление пара для достижения максимальной (форсированной) скорости в 19 узлов. Дальность на ходу 10 узлов должна была составить 3825 миль при нормальном и 5500 миль при полном запасе угля. Нормальный запас угля составлял 900 дл. тонн, полный — 1955 дл. тонн.

После модернизации «Вирджиния» получила двенадцать котлов Бэбкок-Уилкокс. В войну на «Джорджии» 24 котла Никлосса то же заменили на двенадцать котлов «Бабкок и Вилкокс».

Дальность хода и маневренность

При полном запасе угля броненосцы с котлам Никлосса имели дальность 3825 морских миль на ходу 10 узлов (18,5 km/h), «Небраска» — 5950, остальные — 4860[4]. «Нью Вирджиния» имела тактический диаметр на ходу 12 узлов 478 ярдов при развороте правым бортом и 455 ярдов — левым[4].

Оценка проекта

Броненосцы типа «Вирджиния» были технической ошибкой. Хотя они имели мощную и хорошо продуманную систему бронирования, их скорость и мореходность не имели нареканий, из-за главного их недостатка — двухъярусных орудийных башен, являлись технически тупиковым направлением, хотя их башни были сконструированы значительно лучше, чем прежние на «Кирсейджах». Кроме того дальность хода была недостаточна для действий в Тихом океане. Котлы Никосса приобрели окончательную репутацию «пожирателей угля».

С вступлением в строй пяти броненосцев класса «Вирджиния» американский флот, наконец, обзавёлся мощной, полностью современной и однородной эскадрой, способной действовать в любой части земного шара. Но хотя американские верфи работали весьма быстро, и все пять кораблей были введены в строй в 1906—1907 году — через 4 года после закладки — появление британского «Дредноута» автоматически сделало их морально устаревшими. К Первой мировой войне эти линкоры, не прослужив и восьми лет, были переведены на второстепенные позиции эскортных, учебных кораблей и даже транспортов.

Примечания

Комментарии
  1. ↑ 40,8-фунта=1 дюйм=25,4 мм
Использованная литература и источники
  1. ↑ Три типа «Мэн» и USS Iowa (BB-4)
  2. ↑ Обусловленный желанием удержать стоимость кораблей в приемлемых рамках
  3. ↑ Правда, так как скорострельность орудий была примерно одинакова, это не было такой проблемой как на «Кирсейджах»
  4. 1 2 3 4 5 Friedman, US Battleships, 1985, p. 429.
  5. ↑ Friedman, US Battleships, 1985, p. 41.

Ссылки

  • Chesneau, Roger. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860–1905 / Roger Chesneau, Eugène M. Koleśnik, N.J.M. Campbell. — London : Conway Maritime Press, 1979. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Sondhaus, Lawrence. Naval Warfare 1815–1914. — London : Routledge, 2001. — ISBN 0-415-21478-5.
  • Pike, John BB-13 Virginia Class. GlobalSecurity.org. Дата обращения 3 октября 2011.
  • Friedman N. U.S. Battleships: An Illustrated Design History. — Annapolis, Maryland, U.S.A.: Naval Institute Press, 1985. — 464 p. — ISBN 0-87021-715-1.
Великий белый флот

Великий белый флот (англ. Great White Fleet) — популярное название военно-морской группировки США, совершившей кругосветное плавание в период с 16 декабря 1907 года по 22 февраля 1909 года. Группировка состояла из четырёх дивизионов по четыре броненосца, сведённых в две эскадры, и корабли сопровождения. Плавание было совершено по приказу президента США Теодора Рузвельта и было призвано продемонстрировать военно-морскую мощь США — в частности, наличие у них флота открытого моря.

Под тем же названием с 1903 года был известен грузовой флот компании Юнайтед Фрут.

Список броненосцев и линкоров США

Броненосцы и линкоры США могут быть разделены на четыре группы:

броненосцы (корабли эпохи додредноутов),

дредноуты,

«линкоры стандартного типа»,

линкоры эпохи Второй мировой войны (так называемые «быстроходные линкоры»).Первые броненосцы «Техас» и «Мэн» иногда включают, иногда не включают в группу броненосцев додредноутной эпохи, более того, «Мэн» формально был броненосным крейсером (о чём говорит и код классификации ACR-1), но, тем не менее, в список он включён. Также первые пять броненосцев — «Техас», «Мэн» и броненосцы типа «Индиана» — иногда (например, [1]) выделяют в отдельную группу броненосцев береговой обороны, их мореходные качества действительно были не очень высокими, но это не соответствует официальной классификации (броненосцы 1-го ранга), поэтому в данном списке в отдельную группу они не выделены.

В список не включены австро-венгерские броненосцы «Зриньи» и «Радецкий» и германский дредноут «Остфрисланд», которые вошли в состав американского флота как призы после Первой мировой войны. Им не присваивался код классификации (BB), а их служба в США была крайне непродолжительной. Также в список не включены корабли, строившиеся по заказу других стран — российский «Ретвизан» (1899—1901), аргентинские однотипные «Ривадавия» и «Морено» (1910—1915).

Всего на службе ВМС США состояли 59 приведенных броненосцев и линкоров (не считая «Зриньи», «Радецкого» и «Остфрисланда»), ещё 14 кораблей не были введены в строй. Эти 73 корабля представляли 25 типов, 2 из которых не были реализованы. 8 линкоров сохранены как корабли-музеи.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Броненосцы типа «Вирджиния» — Википедия

Броненосцы типа «Вирджиния» (англ.  Virginia-class battleships) — серия из пяти эскадренных броненосцев, построенных для ВМФ США в 1902—1906 годах. Первые линкоры США, заложенные в XX веке. Наряду с броненосцами типа «Кирсадж», были одними из немногих кораблей, использовавших двухъярусные орудийные башни. Принимали ограниченное участие в Первой Мировой Войне в роли эскортных кораблей, но непосредственно в столкновениях с противником не участвовали. В 1920 помещены в резерв, и в 1922 в соответствии с условиями Вашингтонского Договора проданы на слом.

История

В начале XX века Конгресс США, критически оценив предшествующие классы кораблей, счёл, что американские конструкторы набрали достаточный опыт, чтобы перейти от экспериментов и опытных единиц к крупносерийной постройке современных боевых кораблей. Успешная постройка серии броненосцев «Мэн» позволяла предположить, что технический риск при закладке сразу крупной серии будет сведён к минимуму, и новые корабли не будут иметь существенных недостатков проекта. Кроме того, критический анализ предшествующей — интенсивной, но сумбурной — кораблестроительной деятельности США, дал неутешительный результат: за 1890—1900 год было заложено двенадцать крупных броненосцев, но лишь четыре из них[1] были современными кораблями, пригодными для боя в открытом море. Такое положение представлялось совершенно недопустимым.

При проектировании новой серии броненосцев Конгресс вновь повысил предел разрешенного максимального водоизмещения[2] до 15 000 тонн. Это позволило гораздо более рационально расположить конструктивные элементы, чем в предшествующих проектах. Кроме того, общая тенденция на усиление вспомогательной артиллерии в начале XX века продемонстрировала американцам, что отказ от промежуточной 203-миллиметровой артиллерии был ошибкой. Новые броненосцы должны были получить 305-миллиметровые орудия главного калибра, 203-миллиметровые — промежуточного, и 152-миллиметровые скорострельные орудия. Проблемой было лишь скомпоновать данное вооружение в ограниченном водоизмещении.

Видео по теме

Конструкция

Броненосцы типа «Вирджиния» были гладкопалубными высокобортными кораблями. Обе их башни главного калибра располагались на одном уровне и были подняты высоко над уровнем моря (предыдущие американские высокобортные броненосцы обычно имели кормовую башню палубой ниже носовой). В их силуэте прослеживалась стандартная для американского кораблестроения коробчатая надстройка с тремя высокими трубами и двухъярусной батареей, боевые мачты с многочисленными марсами и два мостика.

Вооружение

В конструкции броненосцев типа «Вирджиния» американцы вновь вернулись к двухъярусным башням главного калибра. Ранее таковые уже испытывались (малоуспешно) на броненосцах типа «Кирсадж», но инженеры считали, что с новыми башнями современного образца могут быть получены лучшие результаты, чем со старыми башнями «мониторного» типа. Новая башня была подлинно двухъярусной: то есть, верхняя её часть была не надстройкой к существующей башне, как раньше, а интегральным элементом конструкции.

На нижнем ярусе башен главного калибра стояли четыре тяжёлые 305-миллиметровые 40-калиберные орудия — мощные и современные морские пушки, составившие основу вооружения американских броненосцев того времени. Эти орудия вполне соответствовали мировым стандартам, а опыт испано-американской войны позволил, наконец, усовершенствовать процедуры заряжания орудий и поднять скорострельность до нормативных 1,5 выстрела в минуту. Орудийные башни Mark-5, использовавщиеся на «Вирджиниях», имели несколько бо́льший угол возвышения, чем башни на «Мэнах», и могли стрелять на дистанцию до 19 000 метров (правда, управлять огнём на такой дистанции во времена их закладки было ещё невозможно). С расстояния в 10 000 метров 305-мм снаряд мог пробить 250 миллиметров гарвеированной брони.

На верхнем ярусе башен главного калибра были установлены четыре «промежуточных» 203-миллиметровых 45-калиберных орудия. Ещё четыре такие же пушки стояли побортно в двух независимых двухорудийных башнях. Это было весьма удачное для того времени орудие, способное стрелять с частотой 1-2 выстрела в минуту на дистанцию до 20 550 метров. Его 118-кг снаряд, запускаемый с начальной скоростью 818 метров в секунду, мог пробить 127 миллиметров гарвеированой брони.

Таким образом, формально бортовой залп броненосцев серии «Вирджиния» состоял из четырёх 305-миллиметровых и шести 203-миллиметровых орудий. При этом 203-миллиметровые орудия на верхнем ярусе башен главного калибра имели отличные углы обстрела. Но практические проблемы, связанные с размещением орудий на разных ярусах одной башни все равно оставались, хотя и несколько сглаженные за счет лучшего качества как башен, так и орудий, по сравнению с предшествовавшими образцами. Залпы 305-миллиметровых и 203-миллиметровых орудий приходилось синхронизировать[3], выстрел одновременно из четырёх стволов создавал сильное задымление перед башней. Кроме того, существовала проблема уязвимости: один удачно попавший снаряд мог разом вывести из строя четыре тяжёлых установки. Значительный вес конструкции также приводил к частым поломкам. В итоге, корабли типа «Вирджиния» оказались вторыми и последними броненосцами с двухъярусными башнями, когда-либо построенными.

Скорострельная батарея состояла из 12 6-дюймовых 50-калиберных орудий. Орудия располагались в центре корпуса, на главной палубе, в индивидуальных казематных установках — палубой ниже бортовых башен 203-миллиметровой артиллерии, что позволяло орудиям разных калибров не перекрывать друг другу сектора выстрелов. Скорострельность орудий составляла до 6 выстрелов в минуту, при дальности огня до 14 000 метров.

Противоминное вооружение состояло из восьми 76-миллиметровых орудий в бронированных казематах в оконечностях, восьми таких же орудий в надстройке, и 25 1-фунтовых орудий (уже почти бесполезных в тенденции увеличения размеров и скорости миноносцев). Торпедное вооружение было представлено четырьмя 533-мм подводными торпедными системами.

Броневая защита

Всё бронирование кораблей было впервые выполнено из брони Круппа. Главный пояс, толщиной в цитадели до 279 миллиметров, тянулся вдоль всей ватерлинии, сохраняя неизменную высоту и утоньшаясь в оконечностях до 152 мм. На верхнюю кромку главного пояса опирался верхний, защищавший борт в цитадели (между барбетами башен главного калибра) до главной палубы.

Сверху, над верхним поясом, стояли казематы 152-мм скорострельных орудий, защищённые 152-мм броней. Бортовые башни вспомогательного калибра защищала 102-миллиметровая броня. Башни главного калибра имели толщину броневых плит в 305-мм на нижнем ярусе и 152-мм на верхнем: барбеты имели толщину от 203 до 254 мм.

Горизонтальная защита обеспечивалась броневой палубой толщиной от 50 мм (в центре)до 76 мм (на скосах и в оконечностях, где палуба опускалась ниже ватерлинии. Центральная часть палубы находилась на уровне верхней кромки главного пояса, но края её по бортам и в оконечностях опирались на нижнюю кромку.

Силовая установка

Корабли приводились в движение двумя паровыми машинами общей мощностью в 19 000 л.с. Двадцать четыре котла Никлосса обеспечивали достаточное давление пара для достижения максимальной (форсированной) скорости в 19 узлов.

«Вирджиния» несколько отличалась от прочих кораблей: она имела 12 котлов Бэбкок-Уилкокс и её винты вращались в противоположных направлениях, что в теории должно было улучшить маневренность.

Служба

Оценка проекта

Броненосцы типа «Вирджиния» были крупными, весьма удачными кораблями, вполне соответствующими стандартам своего времени. Они были превосходно вооружены, имели мощную и хорошо продуманную систему бронирования, их скорость и мореходность не имели нареканий. Главным их недостатком было использование двухъярусных орудийных башен, которые сами по себе являлись технически тупиковым направлением, хотя и были сконструированы значительно лучше, чем прежние на «Кирсейджах».

С вступлением в строй пяти броненосцев класса «Вирджиния» американский флот, наконец, обзавёлся мощной, полностью современной и однородной эскадрой, способной действовать в любой части земного шара. Но хотя американские верфи работали весьма быстро, и все пять кораблей были введены в строй в 1906—1907 году — через 4 года после закладки — появление британского «Дредноута» автоматически сделало их морально устаревшими. К Первой мировой войне эти линкоры, не прослужив и восьми лет, были переведены на второстепенные позиции эскортных, учебных кораблей и даже транспортов.

Примечания

  1. ↑ Три класса «Мэн» и один класса «Айова»
  2. ↑ Обусловленный желанием удержать стоимость кораблей в приемлемых рамках
  3. ↑ Правда, так как скорострельность орудий была примерно одинакова, это не было такой проблемой как на «Кирсейджах»

Ссылки

  • Chesneau, Roger. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860–1905 / Roger Chesneau, Koleśnik, Campbell. — London : Conway Maritime Press, 1979. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Sondhaus, Lawrence. Naval Warfare 1815–1914. — London : Routledge, 2001. — ISBN 0-415-21478-5.
  • Pike, John BB-13 Virginia Class. GlobalSecurity.org. Проверено 3 октября 2011.

wiki2.red

Броненосцы типа «Вирджиния» — Википедия. Что такое Броненосцы типа «Вирджиния»

Броненосцы типа «Вирджиния» (англ.  Virginia-class battleships) — серия из пяти эскадренных броненосцев, построенных для ВМФ США в 1902—1906 годах. Первые линкоры США, заложенные в XX веке. Наряду с броненосцами типа «Кирсадж», были одними из немногих кораблей, использовавших двухъярусные орудийные башни. Принимали ограниченное участие в Первой Мировой Войне в роли эскортных кораблей, но непосредственно в столкновениях с противником не участвовали. В 1920 помещены в резерв, и в 1922 в соответствии с условиями Вашингтонского Договора проданы на слом.

История

В начале XX века Конгресс США, критически оценив предшествующие классы кораблей, счёл, что американские конструкторы набрали достаточный опыт, чтобы перейти от экспериментов и опытных единиц к крупносерийной постройке современных боевых кораблей. Успешная постройка серии броненосцев «Мэн» позволяла предположить, что технический риск при закладке сразу крупной серии будет сведён к минимуму, и новые корабли не будут иметь существенных недостатков проекта. Кроме того, критический анализ предшествующей — интенсивной, но сумбурной — кораблестроительной деятельности США, дал неутешительный результат: за 1890—1900 год было заложено двенадцать крупных броненосцев, но лишь четыре из них[1] были современными кораблями, пригодными для боя в открытом море. Такое положение представлялось совершенно недопустимым.

При проектировании новой серии броненосцев Конгресс вновь повысил предел разрешенного максимального водоизмещения[2] до 15 000 тонн. Это позволило гораздо более рационально расположить конструктивные элементы, чем в предшествующих проектах. Кроме того, общая тенденция на усиление вспомогательной артиллерии в начале XX века продемонстрировала американцам, что отказ от промежуточной 203-миллиметровой артиллерии был ошибкой. Новые броненосцы должны были получить 305-миллиметровые орудия главного калибра, 203-миллиметровые — промежуточного, и 152-миллиметровые скорострельные орудия. Проблемой было лишь скомпоновать данное вооружение в ограниченном водоизмещении.

Конструкция

Броненосцы типа «Вирджиния» были гладкопалубными высокобортными кораблями. Обе их башни главного калибра располагались на одном уровне и были подняты высоко над уровнем моря (предыдущие американские высокобортные броненосцы обычно имели кормовую башню палубой ниже носовой). В их силуэте прослеживалась стандартная для американского кораблестроения коробчатая надстройка с тремя высокими трубами и двухъярусной батареей, боевые мачты с многочисленными марсами и два мостика.

Вооружение

В конструкции броненосцев типа «Вирджиния» американцы вновь вернулись к двухъярусным башням главного калибра. Ранее таковые уже испытывались (малоуспешно) на броненосцах типа «Кирсадж», но инженеры считали, что с новыми башнями современного образца могут быть получены лучшие результаты, чем со старыми башнями «мониторного» типа. Новая башня была подлинно двухъярусной: то есть, верхняя её часть была не надстройкой к существующей башне, как раньше, а интегральным элементом конструкции.

На нижнем ярусе башен главного калибра стояли четыре тяжёлые 305-миллиметровые 40-калиберные орудия — мощные и современные морские пушки, составившие основу вооружения американских броненосцев того времени. Эти орудия вполне соответствовали мировым стандартам, а опыт испано-американской войны позволил, наконец, усовершенствовать процедуры заряжания орудий и поднять скорострельность до нормативных 1,5 выстрела в минуту. Орудийные башни Mark-5, использовавщиеся на «Вирджиниях», имели несколько бо́льший угол возвышения, чем башни на «Мэнах», и могли стрелять на дистанцию до 19 000 метров (правда, управлять огнём на такой дистанции во времена их закладки было ещё невозможно). С расстояния в 10 000 метров 305-мм снаряд мог пробить 250 миллиметров гарвеированной брони.

На верхнем ярусе башен главного калибра были установлены четыре «промежуточных» 203-миллиметровых 45-калиберных орудия. Ещё четыре такие же пушки стояли побортно в двух независимых двухорудийных башнях. Это было весьма удачное для того времени орудие, способное стрелять с частотой 1-2 выстрела в минуту на дистанцию до 20 550 метров. Его 118-кг снаряд, запускаемый с начальной скоростью 818 метров в секунду, мог пробить 127 миллиметров гарвеированой брони.

Таким образом, формально бортовой залп броненосцев серии «Вирджиния» состоял из четырёх 305-миллиметровых и шести 203-миллиметровых орудий. При этом 203-миллиметровые орудия на верхнем ярусе башен главного калибра имели отличные углы обстрела. Но практические проблемы, связанные с размещением орудий на разных ярусах одной башни все равно оставались, хотя и несколько сглаженные за счет лучшего качества как башен, так и орудий, по сравнению с предшествовавшими образцами. Залпы 305-миллиметровых и 203-миллиметровых орудий приходилось синхронизировать[3], выстрел одновременно из четырёх стволов создавал сильное задымление перед башней. Кроме того, существовала проблема уязвимости: один удачно попавший снаряд мог разом вывести из строя четыре тяжёлых установки. Значительный вес конструкции также приводил к частым поломкам. В итоге, корабли типа «Вирджиния» оказались вторыми и последними броненосцами с двухъярусными башнями, когда-либо построенными.

Скорострельная батарея состояла из 12 6-дюймовых 50-калиберных орудий. Орудия располагались в центре корпуса, на главной палубе, в индивидуальных казематных установках — палубой ниже бортовых башен 203-миллиметровой артиллерии, что позволяло орудиям разных калибров не перекрывать друг другу сектора выстрелов. Скорострельность орудий составляла до 6 выстрелов в минуту, при дальности огня до 14 000 метров.

Противоминное вооружение состояло из восьми 76-миллиметровых орудий в бронированных казематах в оконечностях, восьми таких же орудий в надстройке, и 25 1-фунтовых орудий (уже почти бесполезных в тенденции увеличения размеров и скорости миноносцев). Торпедное вооружение было представлено четырьмя 533-мм подводными торпедными системами.

Броневая защита

Всё бронирование кораблей было впервые выполнено из брони Круппа. Главный пояс, толщиной в цитадели до 279 миллиметров, тянулся вдоль всей ватерлинии, сохраняя неизменную высоту и утоньшаясь в оконечностях до 152 мм. На верхнюю кромку главного пояса опирался верхний, защищавший борт в цитадели (между барбетами башен главного калибра) до главной палубы.

Сверху, над верхним поясом, стояли казематы 152-мм скорострельных орудий, защищённые 152-мм броней. Бортовые башни вспомогательного калибра защищала 102-миллиметровая броня. Башни главного калибра имели толщину броневых плит в 305-мм на нижнем ярусе и 152-мм на верхнем: барбеты имели толщину от 203 до 254 мм.

Горизонтальная защита обеспечивалась броневой палубой толщиной от 50 мм (в центре)до 76 мм (на скосах и в оконечностях, где палуба опускалась ниже ватерлинии. Центральная часть палубы находилась на уровне верхней кромки главного пояса, но края её по бортам и в оконечностях опирались на нижнюю кромку.

Силовая установка

Корабли приводились в движение двумя паровыми машинами общей мощностью в 19 000 л.с. Двадцать четыре котла Никлосса обеспечивали достаточное давление пара для достижения максимальной (форсированной) скорости в 19 узлов.

«Вирджиния» несколько отличалась от прочих кораблей: она имела 12 котлов Бэбкок-Уилкокс и её винты вращались в противоположных направлениях, что в теории должно было улучшить маневренность.

Служба

Оценка проекта

Броненосцы типа «Вирджиния» были крупными, весьма удачными кораблями, вполне соответствующими стандартам своего времени. Они были превосходно вооружены, имели мощную и хорошо продуманную систему бронирования, их скорость и мореходность не имели нареканий. Главным их недостатком было использование двухъярусных орудийных башен, которые сами по себе являлись технически тупиковым направлением, хотя и были сконструированы значительно лучше, чем прежние на «Кирсейджах».

С вступлением в строй пяти броненосцев класса «Вирджиния» американский флот, наконец, обзавёлся мощной, полностью современной и однородной эскадрой, способной действовать в любой части земного шара. Но хотя американские верфи работали весьма быстро, и все пять кораблей были введены в строй в 1906—1907 году — через 4 года после закладки — появление британского «Дредноута» автоматически сделало их морально устаревшими. К Первой мировой войне эти линкоры, не прослужив и восьми лет, были переведены на второстепенные позиции эскортных, учебных кораблей и даже транспортов.

Примечания

  1. ↑ Три класса «Мэн» и один класса «Айова»
  2. ↑ Обусловленный желанием удержать стоимость кораблей в приемлемых рамках
  3. ↑ Правда, так как скорострельность орудий была примерно одинакова, это не было такой проблемой как на «Кирсейджах»

Ссылки

  • Chesneau, Roger. Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1860–1905 / Roger Chesneau, Koleśnik, Campbell. — London : Conway Maritime Press, 1979. — ISBN 0-85177-133-5.
  • Sondhaus, Lawrence. Naval Warfare 1815–1914. — London : Routledge, 2001. — ISBN 0-415-21478-5.
  • Pike, John BB-13 Virginia Class. GlobalSecurity.org. Проверено 3 октября 2011.

wiki.sc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *