Входная контрольная работа по географии (6 класс)
Входная контрольная работа 6 класс
1 вариант
1. Что такое география?
а) наука о растениях; б) наука о планете Земля;
в) наука о животных; г) наука о небесных телах.
2. Слово «география» в переводе означает:
а) использование Земли б) изучение Земли
В) описание Земли
г) путешествие по Земле
3.Планеты относящиеся к земной группе:
а) Меркурий, Венера, Юпитер, Марс
б) Меркурий, Сатурн, Земля, Марс
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс
г) Меркурий, Земля, Венера Уран
4. Какая из перечисленных горных пород является осадочной по происхождению?
а) гранит б) известняк в) кварцит г) песок
5. Выберите верное утверждение:
а) Солнце по размерам равно Земле;
б) Земля – пятая по счету от Солнца планета;
в) Солнечную систему образуют Земля и Солнце;
г) Солнце – раскаленная звезда, которая даёт нам свет и тепло.
6.Рельеф это:
А) совокупность неровностей поверхности суши;
Б) совокупность неровностей поверхности суши или дна океанов и морей;
В) горы и равнины на суше.
7. Земля вращается вокруг своей оси:
а) по часовой стрелке
б) против часовой стрелки
8. Распределение тепла на Земле определяет:
а) растительность; б) наклон солнечных лучей;
в) положение Луны; г) продолжительность дня.
9. Главной причиной неравенства дня и ночи на Земле является:
а) наклон земной оси к плоскости орбиты;
б) осевое движение Земли;
в) форма Земли;
г) размеры Земли.
10. Чем океаническая земная кора отличается от материковой?
а) температурой в) влажностью
б) толщиной г) твёрдостью.
11. Самая высокая горная система суши — это
а) Альпы б) Кавказ в) Гималаи г) Памир
12. Один оборот вокруг своей оси Земля совершает:
а) за 29 часов; б) за 24 часа; в) за 34 часа; г) за 12 часов.
В1.Выберите три признака характерных для равнинных рек.
А) неглубокие долины
Б) быстрое течение
В) широкие поймы
Г) малая скорость течения
Д) глубокие долины
Е) узкая пойма
В2.Установите соответствие между природными явлениями и датами их наступления:
В3. Установите соответствие.
1) Осадочные горные породы2) Магматические горные породы
3) Метаморфические горные породы
а) песок б) мрамор
в) гранит г) базальт
д) мел е) каменная соль
В4.Установите соответствие между положением Земли на орбите по отношению к Солнцу и определенным днем в году , обозначенным на рисунке буквами:
Положение Земли на орбите день
1. Весеннее равноденствие
2. Зимнее солнцестояние
3. Летнее солнцестояние
4. Осеннее равноденствие
Входная контрольная работа 6 класс
Вариант 2
1.«География» в переводе с греческого означает?
а) «природа»; б) «землеописание»;
в) «наука о жизни»; г) «наука о планетах».
2.Какой объект НЕ является географическим?
а) вулкан Гекла; б) луна;
в) египетские пирамиды.
3. Какая из перечисленных горных пород является магматической по происхождению?
а) гранит б) известняк в)кварцит г) песок
4.Ближайшими к Земле планетами Солнечной системы являются
а) Сатурн и Юпитер б) Юпитер и Марс
в) Марс и Венера г) Меркурий и Нептун
5. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает:
а) за 365 суток и 6 часов; б) за 24 часа;
в) за 356 суток; г) за 265 суток.
6. Как называются точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью?
а) меридианы; б) экватор;
в) полюса; г) параллели.
7. Выберите верное утверждение:
а) Смена дня и ночи – следствие наклона земной оси к плоскости орбиты;
б) Самое высокое положение Солнца над горизонтом называется экватором;
в) Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца;
г) Планеты со своими спутниками образуют солнечную систему.
8. В каком направлении Земля вращается вокруг своей оси
а) с запада на восток;
б) в зависимости от времени суток;
в) с востока на запад;
г) в зависимости от сезона года.
9. Полярный день и полярная ночь наблюдаются на широте:
а) экватора б) тропика
в) в умеренных широтах г) на широте полярных кругов
10. Какие пояса освещенности выделяют на земной поверхности?
в) Жаркий; г) Умеренно холодный.
11. Материковая земная кора имеет строение:
а) трехслойное в) двухслойное
б) четырехслойное г) однослойное.
12.Самая высокая горная система Евразии — это
а) Альпы в) Гималаи
б) Кавказ г) Памир
В1 Расставьте составные части гидросферы в порядке возрастания объема содержащейся в них воды (установите последовательность):
А) Реки, озера, болота,
Б) Мировой океан,
В) Вода в атмосфере,
Г) Ледники.
В2. Установите соответствие между названием прибора и измеряемыми параметрами погоды:
А) осадкомер 1) скорость и направление ветра
Б) флюгер 2) температура воздуха
В) термометр 3) количество осадков
Г) гигрометр 4) влажность воздуха
В3. В какой точке будет минимальный угол падения солнечных лучей в положении, показанном на рисунке
А 2) В 3) С 4) D
В4. Установите соответствие.
1) Осадочные горные породы2) Магматические горные породы
3) Метаморфические горные породы
а) известняк
б) обсидиан
в) гранит
г) мел
д) мрамор
е) уголь
infourok.ru
Контрольная работа по природоведению в 4 классе
Природоведение 4 класс 1 семестр
Контрольная работа №1
Вариант 1
1. Какие массивные небесные тела, вращающиеся вокруг Солнца, называют планетами?
__ небесные светила
__ части Вселенной
__ не излучающие свет, холодные
2. Почему Земля получает на поверхности возле экватора больше света и тепла, чем возле полюсов?
__ лучи Солнца падают там на Землю почти отвесно
__ лучи Солнца там скользят по поверхности планеты
__ лучи Солнца ближе к поверхности из-за выпуклости Земли
3. Смена дня и ночи происходит вследствие
__ наклона земной оси
__ движения Земли вокруг Солнца
__ вращения Земли вокруг своей оси
4 . Установи соответствие между планетами и группами – соедини.
Венера планеты земной группы
Юпитер (внутренние планеты)
Земля
Уран планеты-гиганты
Сатурн (внешние планеты)
5. Установи соответствие между словами столбиков.
созвездие Меркурий
звезда Большая Медведица
планета Полярная
6. Ближайшая к нам звезда называется ___________________ .
7. Почему из всех планет Солнечной системы только на Земле существует жизнь? __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Природоведение 4 класс 1 семестр
Контрольная работа №1
Вариант 2
1. Что такое звёзды?
__ планеты, которые движутся вокруг Солнца
__ природные спутники Земли
__ космические тела в виде гигантских раскалённых шаров
2 . Почему Земля получает на поверхности возле полюсов меньше света и тепла, чем возле экватора?
__ лучи Солнца падают там на Землю почти отвесно
__ лучи Солнца там скользят по поверхности планеты
__ лучи Солнца не достают до поверхности
3. Смена времён года происходит вследствие
__ наклона земной оси
__ движения Земли вокруг Солнца
__ вращения Земли вокруг своей оси
4. Установи соответствие между планетами и группами – соедини.
Нептун планеты земной группы
Марс (внутренние планеты)
Меркурий
Венера планеты-гиганты
Уран (внешние планеты)
5. Установи соответствие между словами столбиков.
созвездие Солнце
звезда Большой Воз
спутник Луна
6. Наша Галактика называется ___________________________________________ .
7. Почему на других планетах Солнечной системы нет жизни?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
multiurok.ru
План-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему: Тема: « Солнце как ближайшая к нам звезда».
Урок.
Тема: « Солнце как ближайшая к нам звезда».
Оборудование: таблицы, схемы, рисунки, фотографии звезд, карточки.
Ход урока:
1.Орг. момент ——————————————————————— 1-2 мин.
2.Основная часть: —————————————————————— 30 мин.
2.1.Повторение ранее изученного: ———————————————-10 мин.
Какие утверждения верны:
- Звёзды – небесные тела, которые светят отраженным светом.
- Ближайшая к Земле звезда – Солнце.
- Солнце – это гигантский пылающий шар.
- Солнце по размерам почти такое же, как и Луна.
- Солнце неподвижно.
- Самые большие звёзды называются сверхгигантами.
- Солнце относится к звёздам – карликам.
- Созвездия – это участки звёздного неба.
2.2. Изучение нового материала:———————————————-20 мин.
Звезды — гигантские пылающие шары, находящиеся на больших расстояниях от нашей планеты и кажущиеся мерцающими точками на темном небе .Солнце — самая близкая к Земле звезда. Вокруг Солнца движется Земля. Представим себе Солнце, наполненное шарами размером с пашу Землю.
1) Как вы думаете, сколько таких шаров поместится в Солнце?
Больше миллиона. Солнце — это центр Солнечной системы. Как и все звезды,Солнце — гигантский пылающий шар.
2)Как вы думаете, какова температура Солнца?
Температура Солнца на поверхности приблизительно + 6000′, а внутри — 15 млн. градусов.
При такой температуре все вещества находятся в особом газообразном состоянии. Солнце испускает огромное количество тепла и света, но на Землю попадает лишь незначительная их часть — одна двухмиллиардная, остальное рассеивается в космосе.
3) Какое значение данное явление имеет для нашей планеты?
Без тепла и света не было бы жизни на нашей планете, но если бы вся излучаемая Солнцем тепловая и световая энергия попадала на Землю, то она буквально сожгла бы все живое.
Самым загадочным и прекрасным на небе является Млечный Путь, протянувшийся подобно ожерелью из драгоценных камней от одного края неба до другого.
1) Что же представляет собой Млечный Путь?
Долгое время природа Млечного Пути оставалась неизвестной. Думали, что это сияние в воздухе нашей планеты. Только в 1609 году Галилео Галилей с помощью телескопа обнаружил, что Млечный Путь состоит из множества звезд, одной из которых является наше Солнце.
2) Как же устроен Млечный путь?
Млечный Путь представляет собой уплощенный диск с выделяющимся ядром и имеет ветви, или рукава.
3) Где же находится Солнце в галактике Млечный Путь?
Солнце находится в одном и> рукавов диска (на схеме это место указано стрелкой) галактики Млечный Путь.
4) Движется ли галактика Млечный Путь?
Галактика Млечный Путь находится в постоянном движении. Она вращается и одновременно «мчится» в космическом пространстве со скоростью 1 млн 500 тыс. км в час.
5) Движется ли Солнечная система?
Наша Солнечная система обращается вокруг центра Галактики (с большой буквы Галактика пишется лишь в том случив, когда речь идет о пашей Галактике — Млечный Путь) со скоростью около 800 тыс. км в час и делает один оборот за 200 млн лет.
6) Что находится между звездами Галактики?
Пространство между звездами заполнено межзвездным веществом, состоящим из разреженного газа и пыли.
7) А как измеряют расстояние между звездами?
Расстояние между звездами так велико, что его неудобно измерять в километрах. Поэтому астрономы пользуются особой единицей длины — это световой год.
8) Что следует понимать под световым годом?
Световой год — это путь, который свет проходит за один год. (Скорость света — 300 тыс. км в секунду.)
Галактика Млечный Путь — лпо небольшая часть Вселенной. Сегодня известно, что существуют миллиарды галактик. Астрономы договорились писать слово «галактика» с большой буквы, когда речь идет о нашей Галактике, и с маленькой, — если речь идет о других галактиках.
2) Чем различаются галактики Вселенной?Галактики различны по форме, размерим, составу, удаленности от нашей Галактики.
3) Назовите ближайшие к нашей Галактике другие скопления звезд (галактики).
Ближайшие к нам галактики — Большое и Малое Магеллановы облака. Они расположены от нас на расстоянии 150 тыс. световых лет. Обе эти галактики меньше нашей.
4) А есть ли галактики больше пашей по размерам?
Галактика Андромеда крупнее нашей. Она находится от нас на расстоянии свыше 2 млн световых лет.
Современные телескопы позволяют наблюдать и изучать множество галактик. Совершенствование астрономических приборов дает возможность проникнуть в тайны еще не изведанных миров.
Галактика– это огромное скопление звезд, звездная система(Солнце и видимые на небе звезды).Определение Галактика произошло (от греческого слова «галактикос») — млечный, молочный. С чем связан такой перевод слова, мы разберем в дальнейшей работе. Наша Возникла примерно 12 млрд лет назад из гигантского облака в образованного в основном водородом и гелием. Спиральные ветви состоят из звезд, газовых и пылевых туманностей, которые закручиваются вокруг ядра. Солнце находится в одном из рукавов диска галактики Млечный Путь.
2.3.Закрепление: ————————————————————— 10 мин.
Какие утверждения верны?1. Млечный Путь – это особое сияние в воздухе нашей планеты
- Млечный Путь состоит из множества звёзд
- Галактика – это огромное скопление звёзд, звёздная система
- Солнце находится в центре Галактики.
- Наша Галактика неподвижна.
- Галактика состоит из ядра и спиральных рукавов
- Пространство между звёздами ничем не заполнено.
- Световой год – расстояние, которое проходит свет за один год.
- Магеллановы Облака – ближайшие к нам другие галактики.
10.Туманность Андромеды находится в нашей Галактике. Ответы: 2.3.6.8.9.
4.Домашнее задание:——————————————————1-2 мин.
- Изучить текст на с. 48-52 учебника,
- повторить стр.46- 50, знать основные термины и понятия.
nsportal.ru
«Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда»
Предмет: природоведение
Класс: 5
Тема: Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
Задачи:
формировать представление о звездах, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды; познакомить обучающихся с созвездиями; научить находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Кассиопеи;
развивать активную познавательную деятельность (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы).
воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии.
Формирование УУД:
Предметные:
Почему звёзды разного цвета.
Почему мы видим звёзды в виде светящихся точек.
Что такое созвездия, распространённые названия созвездий.
Личностные действия:
Регулятивные действия:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
Познавательные действия:
Коммуникативные действия:
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
уметь высказывать своё мнение.
Оборудование: презентация «Созвездия. Солнце», рисунки с изображением созвездий, карта звёздного неба, материал к заданиям.
Ход урока
Организационный момент.
Прием «Смайлики».
Предлагается ребятам оформить небо, согласно своему настроению т.е. прицепить на небо смайлик, который соответствует настроению.
Мотивация учебной деятельности.
Видеоэкскурсия «Звезды и Солнце».
О чем идет речь в видео?
Для чего нам нужны звезды?
Для чего нам Солнце?
Как вы думаете, что случится если не будет звезд и Солнца?
Актуализация опорных знаний.
Работа в парах. Подобрать к предложенным картинкам соответствующие названия.
Метеорит
Вселенная
Солнечная система
Звезда
Комета
Прием «Узнай меня». Обучающимся предлагается выступить от имени определенного объекта, не называя сам объект. Остальным обучающимся нужно узнать о чем идет речь.
III. Изучение нового материала.
Прием «Информационная минутка» (материал учителя + сообщения ребят)
В древности наиболее яркие и заметные звезды были объединены в группы и созвездия. На звездных картах созвездия изображались красивыми рисунками. В созвездие объединялись не все звезды. Поэтому некоторые астрономы выделяли на небе все новые и новые созвездия. Чтобы ликвидировать создавшуюся путаницу, 90 лет назад, в 1922 году Международный астрономический союз постановил оставить только 88 созвездий с их традиционными названиями и принял решение называть созвездием всю область неба, находящуюся в пределах установленных границ. Все звезды, видимые в данной области как невооруженным глазом, так и в телескоп, считаются принадлежащими этому созвездию.
Итак, 88 созвездий и 33 из них носят название животных. Земля, словно конек в карусели летит вокруг Солнца по большому кругу. Затрачивая на один оборот ровно год, она каждый месяц встречает новое созвездие. Большинству из них древние греки дали название животных. Вот и получился круг животных или по-гречески – зодиак.
Названия очень многих созвездий пришли к нам из Древней Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд. Сейчас нам ребята расскажут легенды о некоторых созвездиях. (выступления детей).
Прием «Словарь»
Звезды – это огромные пылающие шары, которые различаются между собой по размерам, цвету, яркости, температуре.
Созвездие – это небольшое скопление звезд.
Прием «Практическая лаборатория».
Посмотрите на карту звездного неба. Что вы видите на ней? Найдите созвездие Кассиопея, его 5 звездочек похожи на букву «М». Вокруг Кассиопеи расположились пять других созвездий Каких? (Цефей, Персей, Андромеда, Пегас, Кит).
С этими созвездиями у древних греков связана красивая легенда об Андромеде послушайте ее.
«В те далекие времена правил страной Эфиопией царь Цефей. Была у него красивая жена, Кассиопея. Но стала она хвастаться своей красотой перед волшебницами Нереидами. Обиделись Нереиды и пожаловались морскому царю Посейдону. Разгневанный Посейдон послал к берегам Эфиопии огромного кита. Как задобрить кита, чтобы оставил он бедную страну в покое? Посоветовали мудрецы Цефею отдать киту самую прекрасную девушку страны, свою любимую дочь Андромеду. Привезли Андромеду на берег моря, приковали цепями к скале, оставили одну. В это время далеко от Эфиопии смелый воин Персей готовился совершить замечательный подвиг. Он пробрался на уединенный остров, где жили горгоны. Это были страшные чудовища, похожие на злых женщин. Вместо волос у них на голове копошились змеи. Каждый, кто видел их, застывал от страха и превращался в камень. Персей подкрался к горгонам, когда они спали, и одной из них отрубил голову, при этом из тела Медузы вылетел крылатый конь Пегас. На волшебных крыльях-сандалиях помчался персей по воздуху к себе на родину, спрятав в сумку отрубленную голову Медузы. Пролетая над Эфиопией, увидел Персей на берегу моря прикованную Андромеду. А кит в это время уже подплывал к берегу и готовился схватить Андромеду. Персей бросился к киту и показал ему страшную голову Медузы. И всемогущее чудовище окаменело от ужаса. Кит стал островом у берегов Эфиопии, а Персей освободил прекрасную Андромеду от цепей и отвез ее к отцу. Царь Цефей несказанно обрадовался и в благодарность отдал Андромеду в жены герою Персею»
О каких созвездиях говорилось?
С чем связано имя Цефея? (о Кассиопее) Что за созвездие Персей? (победитель горгоны Медузы)
Пегас — крылатый конь Персея. Откуда он появился? (из головы горгоны Медузы).
Работа с учебником.
Что вы можете сказать о Солнце? (Солнце имеет форму шара. Оно находится в небе, значит это небесное тело).
Что вы можете сказать о Солнце из личных наблюдений? (Солнце дает нам свет и тепло. Наша жизнь на Земля возможна лишь благодаря Солнцу).
Прочитай текст, выдели самые главные мысли о Солнце. (Солнце освещает и согревает нашу планету. Без солнечного света и тепла была бы невозможна жизнь на Земле. )
5. Работа в парах.
Используя текст, впиши недостающие данные:
Солнце — ближайшая к Земле. . . (звезда). Это огромное. . . (раскалённое) космическое тело. Солнце имеет форму. . . (шара). Диаметр Солнца в. . . (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в. . . (3 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца 150 миллионов километров.
Сформулируйте кратко полученные знания о Солнце.
Первичное закрепление изученного материала.
Прием «Практическая лаборатория»
Согласно таблицы, обучающимся предлагается определить свой знак зодиака, найти на карте звездного неба и изобразить его в тетради.
Прием «Блиц-опрос»
Что такое звезда?
Что такое солнце?
Признаки звезды?
Приведите примеры созвездий.
Значение Солнца для планеты Земля?
Подведение итогов.
Прием «3 предложения».
Что узнал нового?
Что наиболее впечатлило?
Что хотел бы узнать еще?
Оценивание.
Рефлексия. Прием «Смайлики». Предлагается ребятам продолжить оформление неба, согласно своему настроению к концу урока т.е. прицепить на небо смайлик, который соответствует настроению.
Домашнее задание.
Проработать материал учебника.
Творческое задание: придумать свое созвездие, его историю, изобразить его.
infourok.ru
Свет, тепло, излучаемые центральным телом Солнечной системы 6 букв
Похожие ответы в сканвордах
Вопрос: Гимнастическое упражнение — вращение тела вокруг перекладины
Ответ: Солнце
Вопрос: Свет, тепло, излучаемые этим светилом
Ответ: Солнце
Вопрос: Небесное светило — раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которог о обращается Земля и другие планеты
Ответ: Солнце
Вопрос: Раскрой одежды в виде круга
Ответ: Солнце
Вопрос: То что является источником, средоточием чего-нибудь ценного, высокого, жизненно нео бходимого
Ответ: Солнце
Вопрос: Похожий на солнце
Ответ: Солнце
Вопрос: Относящийся к солнцу
Ответ: Солнце
Вопрос: Стихотворение Лермонтова
Ответ: Солнце
Вопрос: Стих Лермонтова
Ответ: Солнце
Вопрос: Ближайшая к Земле звезда
Ответ: Солнце
Вопрос: В телескоп на… можно посмотреть всего два раза в жизни. Один раз правым и один раз левым глазом
Ответ: Солнце
Вопрос: Гимнастическое упражнение- вращение тела вокруг перекладины
Ответ: Солнце
Вопрос: Гимнастическое упражнение на перекладине
Ответ: Солнце
Вопрос: Его масса в 740 раз больше массы всех вместе взятых планет нашей системы
Ответ: Солнце
Вопрос: Звезда, источник жизни на Земле
Ответ: Солнце
Вопрос: Как известно, в схеме мира Птолемея в центре находилась Земля, вокруг которой размещались сферы планет. Какая планета занимала четвертую сферу
Ответ: Солнце
Вопрос: Какая планета в диаметре 864 000 миль
Ответ: Солнце
Вопрос: Какую роль играл король Франции Людовик XIV в спектакле «королевский балет ночи
Ответ: Солнце
Вопрос: НАЗОВИТЕ БЛИЖАЙШУЮ К НАМ ЗВЕЗДУ
Ответ: Солнце
Вопрос: Небесное светило
Ответ: Солнце
Вопрос: Свет, тепло, излучаемые центральным телом Солнечной системы
Ответ: Солнце
Вопрос: Светило, погубившее Икара
Ответ: Солнце
Вопрос: Центральное тело Солнечной системы, звезда, представляющая собою гигантский раскаленный шар, излучающий свет и тепло
Ответ: Солнце
Вопрос: Что общего между именами Сольвейг и Ярославна
Ответ: Солнце
Вопрос: Что проходит по звериному пути
Ответ: Солнце
Вопрос:
wordparts.ru
Этапы урока | Деятельность учителя | Виды УУД |
1. Организационный момент. | Звенит звонок! Звенит звонок! Пора нам начинать урок! – Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. |
Личностные – положительное отношение к процессу учения Регулятивные – принимать учебную задачу Познавательные (общеучебные) – понимать информацию представленную в схематической и модельной форме |
2. Проверка домашнего задания | – Ребята, разделите слова на группы.
(явления и тела) – Расшифруйте слово. (слово ОБЛАКА) – Это тело или явление? (тело) – А образование облаков? (явление) – Как же образуются облака? (водяные пары поднимаясь вверх, превращаются в капельки воды или кристаллики льда, скапливаясь образуют облака) |
|
3. Актуализация знаний. | Учитель: Мы много узнали о телах
живой и неживой природы, а сегодня продолжим знакомство с объектами
неживой природы – небесными телами, которые не менее интересны и не
менее красивы.
– Ребята, а часто ли вы смотрите в небо? – О чем вы думаете, глядя в небо? – Что вас больше всего поражает в нем? нравится? |
|
4. Работа над новым материалом. | 1. Введение понятия Солнце Используя ЭОР, загадываю загадку про Солнце. – А что бы вы хотели узнать о Солнце? (что такое солнце, почему оно светит и греет ?, Какого размера, оно больше или меньше Земли, как далеко оно ? можно ли долететь на космическом корабле? и т.д.) |
Познавательные (общеучебные) – поиск информации – ставить познавательную задачу |
2. Мотивация – А необходимы ли нам эти знания, ведь Солнце далеко от нас? (ответы детей) |
||
Вывод учителя. Знания о Солнце важны и нужны, ведь Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле. | Познавательные (общеучебные) – формулирование познавательной цели |
|
3.Объяснение нового материала 3.1.Что же такое солнце? |
||
Работа в парах. Дети читают
текст на стр. 100 (1 абзац) и отвечают на вопрос
Что такое солнце? (карточка 1) Вывод (слайд Что такое солнце ) – Солнце имеет большое значение и для растений, и для животных, и для человека. Ведь это самый главный источник света и тепла. – Все богатство красок окружающего мира мы видим при свете Солнца: голубое небо, зеленая трава, красный мак. Вспомните, что цветы с восходом солнца раскрывают свои цветки, а с заходом закрываются. – А кто может сказать, что происходит с головками подсолнухов? Они всё время поворачиваются за солнышком. Куда Солнце, туда и подсолнух. 3.2. Значение Солнца. – Мы много говорили о том, как хорошо, когда светит солнце. А давайте представим, что произойдёт на Земле, если вдруг Солнце погаснет? |
Познавательные (общеучебные) Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач |
|
Дети. Всё погибнет на Земле. – А вот как об этом рассказал К.И. Чуковский. (посмотреть отрывок мультфильма из сказки К.Чуковского “Краденое солнце”) -Что же хотел нам сказать автор? – Давайте прочтем стихотворение Я. Акима и поясним, чем важно Солнце для растений, животных и для нас с вами. (Работа по тексту стр.98) Учитель. Итак, Солнце нас обогревает и освещает в дневные часы. |
Познавательные (действие постановки и
решения проблемы) – формулирование проблемы |
|
3.3. Так почему же оно излучает свет
и тепло?
Рассм. рис стр. 99 . – Приходилось ли вам сидеть вечером у костра? Почему рядом с ним светло? Когда угли костра перестают светиться? – Наблюдали ли вы, как горит свеча? Как она освещает комнату? – Что светится в электрической лампочке? Почему она нагревается? Давайте проведём небольшой эксперимент. Я думаю, что мы сейчас сможем доказать, что все они раскалённые тела, которые излучают свет и тепло. (зажигается свеча или лучина, и демонстрируется детям) – Давайте понаблюдаем за горящей лучиной. Какой цвет у горящей лучины? А у гаснущей? ( Желтый, а у гаснущей – красноватый.) |
Познавательные (логические) –устанавливать причинно-следственные связи |
|
Вывод: Теперь мы можем сделать вывод,
что Солнце – это тоже… (открывается рисунок солнца) Дети. Раскалённое тело. |
Познавательные (действия постановки и решения проблем) |
|
3.4. А велико ли Солнце? (Чтение текста на стр. 101) |
||
4.Закрепление нового материала Работа в группах. (во время ответов детей слайды) (карточка) Что такое Солнце? Почему оно светит и греет? Почему мы видим солнце большим светящимся кругом? Велико ли солнце? Об этом еще раз прочитаем и узнаем из текста в учебнике стр. 100 (2 абзац) + ЭОР |
Познавательные (логические) – анализировать с целью выделения признаков Познавательные (логические) – перерабатывать полученную информацию Коммуникативные – аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения Регулятивные Коммуникативные – вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
|
Физкультминутка. | Игра “Солнышко – тучка ”. (При команде “солнышко” – дети веселятся, при команде “тучка” – прячутся и затихают). | |
5. Контроль и коррекция знаний | – А теперь мы проверим, кто на
уроке был внимательным и многое запомнил. Если высказывание верное – вы
хлопаете.
|
|
6.Рефлексия | На партах у вас солнышки. Если вам на уроке понравилось и вы многое узнали пусть ваше солнышко улыбается .А если вам было скучно и вы мало узнали пусть загрустит ваше солнышко. | Регулятивные (оценка) Личностные – готовность оценивать свой труд Коммуникативные |
7. Домашнее задание. | Дома вы поработаете наблюдателями.
Понаблюдаете, каким бывает солнце утром, днем, вечером и выполните
задания № 4 стр. 101.
– Но давайте заглянем в мешочек, который оставило Солнышко. Учитель достает солнечные очки. – Ребята, а зачем вам Солнце напоминает об это предмете? Учитель обобщает ответы детей и дает совет не смотреть на солнце без темных очков. – А на следующем уроке вы узнаете, какие опасности может таить в себе горячее солнце. Делается вывод о работе ребят на уроке. |
urok.1sept.ru
План-конспект урока (природоведение, 5 класс) на тему: Разработка урока «Солнце — ближайшая к нам звезда» к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
Тема урока «Солнце — ближайшая к нам звезда».
Цель:
При формировании понятия Солнце как космическом теле, создание условий для развития познавательных, коммуникативных и рефлексивных способов деятельности.
Формирование у учащихся представлений о Солнце как о космическом теле и звезде. Формирование общеучебных умений и навыков и способов деятельности.
Задачи:
Образовательные: Актуализировать знания учащихся о Солнце, формировать понятие звезда, определить характеристики Солнца.. Раскрыть зависимость процессов на Земле от Солнца
Развивающие: Учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, решать проблемные вопросы. Развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности, развитие письменной коммуникативностии понимание текста.
Воспитательная: Воспитывать товарищество, уважение, взаимодействие и солидарность в коллективе.
Тип урока: Комбинированный урок
Методы: Частично-поисковые, объяснительно иллюстративные, дискуссионный, технология развития критического мышления.
Формы организации: парная, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: Проектор или Мультимедийная доска;
Учебник «Природоведение» А.А.Плешакова и Н.И.Сонина
« Дрофа»201,Презентация к уроку.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний, постановка проблемы.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите на изображении? (слайд 1)
Как вы думаете, что мы сегодня с вами на уроке будем узнавать? Правильно!
Я думаю, что вам будет интересно поиграть в игру, которая называется «Третий лишний»
- Комета, Венера, Марс.
- Юпитер, Нептун, Земля.
- Луна, Деймос, Меркурий.
- Нептун, Уран, Марс.
- Меркурий, Венера, Земля
Отгадайте загадки:
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
Достать не могут.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект…
В голубой станице
Девица круглолица.
Ночью ей не спится —
В зеркало глядится.
По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
Задание: На пьедестале памятника Копернику в Варшаве высечены слова: «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». Объясните фразу.
А вот вам еще одна загадка:
Колокольчик синенький
Прозвенел букашке
— Ты скажи мне милая,
Что там за ромашка
Выросла над облаком, желтая такая,
Яркая, лучистая очень уж большая?
— Это кроха, не цветок, — та в ответ смеется
— Это крупное светило под названием …
(слайд 10)
Правильно! Это Солнце. Солнце – это звезда или планета? Почему его не видно ночью, как другие звезды? Звезды – маленькие или большие небесные тела? Скажите, в какое время года хорошо видно движение Солнца по небу? (ответы учеников, обсуждение).
А теперь поиграем в игру «Верю — не верю».
Правила игры:
- На столе лежат листочки, на которых начерчена таблица с утверждениями.
- Я вам зачитываю утверждение, а вы, напротив утверждения, в соседней графе, ставите знак «+» если согласны и знак « — » если не согласны.
Учащиеся работают индивидуально, каждый со своим листочком, после работы листочек отложить на край стола.
|
| |
| + | |
| + | |
3.Солнце – это самая близкая к нам звезда. | + | |
4. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце | — | |
5.В центре Солнца находится ядро. | + | |
6. Звезды по величине намного меньше планет. | — | |
7. Температура в центре Солнца 2000 градусов. | — | |
8 Солнце как и Земля вращается с запада на восток | + |
- Изучение нового материала.
Солнце — ближайшая к нам звезда. Люди очень давно наблюдали за ним, поклонялись ему, обожествляли его. Мир в представлении древних египтян: внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.
Гимн Солнцу: Восходит — и все оживает,
Заходит и все умирает.
Ты — жизни мерило и первопричина ее… Почему?
- Ра — в египетской мифологии бог Солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском.
- В старославянской мифологии бог Ярило считался богом Солнца. Ярила был также богом весны: он воплощает ее плодородные силы, приносил ее с собой, от него зависел и ее своевременный приход, и осуществление надежд крестьян. Ярило появлялся в положенное время года, распространял весеннее солнечное тепло, возбуждал производительную силу в растениях и людях, вносил в жизнь природы и жизнь людей молодую свежесть, пылкость чувств, наполнял людей храбростью.
- Хорошо вам известный праздник Масленица также связан с Солнцем, ведь блины как раз и символизировали его.
Солнце – центр Солнечной системы
Самостоятельная работа, заполнение таблицы «аргументы и факты»
АРГУМЕНТЫ | ФАКТЫ |
Посмотрите на слайд. (слайд 21)
Какое строение имеет Солнце?
Значение Солнца
Недавно мне приснился страшный сон,
О том ,что………….навсегда пропало
И взледенели острова устало
И шепот моря превратился в стон.
Исчезло всё деревья ,звери ,люди,
Нет ветра, не шумят ручьи
Сплошная тьма
Исчезло наше главное светило
Нет ничего лишь море пустоты
Проснулась от того
Что яркий свет ворвался в окна,
Открыв глаза, я подошла к окну
И улыбаясь, протянула руки
К нему, что дарит ЖИЗНЬ всему.
(Пожаркова .А.П)
О чем это стихотворение? А почему вы так решили?
Какими строчками стихотворения вы можете подтвердить значение Солнца для нашей планеты
Актуализация опорных знаний
- Солнце — главный источник энергии (света и тепла) на Земле
- Энергия Солнца приводит в движение огромные массы воздуха (образование ветра)
- Энергия Солнца вызывает круговорот воды в природе
- Смена времен года и климат обусловлены распределением солнечной энергии на земном шаре
- Благодаря Солнцу развиваются и живут организмы
Остались ли вопросы, на которые вы не нашли ответ в учебнике?
Солнечное затмение.
IV.Стадия Рефлексии. На экране таблица с Утверждениями.
Ребята, давайте снова попытаемся ответить на утверждения и проверим, не ошиблись ли мы в наших утверждениях.
Я зачитываю утверждения, а вы находите и обсуждаете ответ и ставите в третьей графе нужный знак (работа в парах).
На экране – таблица с Утверждениями.
|
| |
| + |
|
| + |
|
3.Солнце – это самая близкая к нам звезда. | + |
|
4. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце | — |
|
5.В центре Солнца находится ядро. | + | + |
6. Звезды по величине намного меньше планет. | — | — |
7. Температура в центре Солнца 2000 градусов. | — | — |
8 Солнце как и Земля вращается с запада на восток | + | + |
По каким вопросам ваше мнение совпало?
Объясните, почему вы так решили?
По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
Написание СИНКВЕЙНА. Работу можно выполнить индивидуально или в парах.
Домашнее задание:
Вы живете в 2234 году
Имеете свой собственный космический корабль, который пользуется спросом у туристов из других галактик, на котором совершаются межпланетные экскурсии. Ваша мечта организация экскурсии к Солнцу. Составьте экскурсионный маршрут. Или просто опишите Солнце. А можете нарисовать ваш маршрут и космический корабль.
Желаю успеха.
nsportal.ru