технические характеристики вездехода, расшифровка, описание

Армия в современном мире требует оснащения передовым вооружением, боевыми машинами и квалифицированным составом. Однако наравне с этим необходимо обеспечивать пехоту и транспорт продовольствием, снаряжением и т. п. Для этих целей используются специальные средства передвижения. Так, в 60 гг. военными инженерами Советского союза был изобретен гусеничный транспортер — МТЛБ. Тягач является многоцелевым и оснащен легкой броней. Примечательно, что он до сих пор находится на вооружении в армии РФ.

Исторические факты о создании вездехода МТЛБ

В 60-х годах правительство СССР совместно с руководящим составом вооруженных сил приняло решение провести обновление артиллерийского тягача АТ-П. В качестве экономии бюджета на общем совете постановили разрабатывать транспортное средство не с нуля, а использовать базовую серийную модель. Для нужд советской армии по характеристикам больше всех подходил на роль вездехода — МТ-Л. Основополагающим изменениям подвергся корпус — его заменили на бронированный. Остальные узлы и механические части практически не были затронуты.

Разработкой и внедрением обновления МТЛБ (фото) занимались конструкторы Харьковского тракторного завода. Первые шаги на пути к современному вездеходу были сделаны в 64 году. Спустя 24 месяца тягач поставили в серийное производство.

Название «многоцелевой тягач» было присвоено инженерами на начальном этапе. При этом вряд ли, специалисты догадывались, насколько термин будет соответствовать действительности. Так, в армии России сегодня на базе МТ-ЛБ уже создано больше 80 модификаций и специальных транспортных средств. Обусловлено это тем, что машина зарекомендовала себя, как надежный вездеход в различных военных конфликтах.

Примечательно, что перед вездеходом МТЛБ не ставится цели принимать непосредственное участие в бою, т. к. сначала он разрабатывался, как бронетранспортер орудий, расчетов и боевых снарядов. Соответственно, он не предназначен для атаки, а установка пулемета используется в качестве обороны.

militaryexp.com

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МТЛБУ | Вездеход, снегоход, болотоход!

МТ-ЛБу
КлассификацияБронетранспортёр
Боевая масса, т11,5 + до 4т монтируемого оборудования
Экипаж, чел.1
Десант, чел.6
История
ПроизводительСССР, Россия, Украина, Белоруссия
 

Размеры
Длина корпуса, мм7210
Ширина корпуса, мм2850
Высота, мм2035
База, мм4445
Колея, мм2500
Клиренс, мм400
Бронирование
Тип бронистальная противопульная
Подвижность
Тип двигателяЯМЗ-238Н
Мощность двигателя, л. с.300
Скорость по шоссе, км/ч61,5
Скорость по пересечённой местности, км/ч26..32 по грунту
4..5 на плаву
Запас хода по шоссе, км500
Тип подвескииндивидуальная,торсионная с гидроамортизаторами, установленными на передние и задние опорные катки
Удельное давление на грунт, кг/см²0,485
Преодолеваемый подъём, град.35
Преодолеваемый брод, мплавает

xn—-btbbfdadcbcr9cwalfbbaa4c3a7co.xn--p1ai

Многоцелевой тягач легкий бронированный МТЛБ

 

 


МТЛБ — это быстроходный вездеход, предназначенный для доставки людей и транспортировки грузов в закрытом отапливаемом кузове в условиях бездорожья, снежных заносов, топкого грунта.

МТЛБ был разработан в 1964 году конструкторским бюро Харьковского тракторного завода под руководством А. Ф. Белоусова. Серийное производство машины началось в 1966 году.

В передней части корпуса машины размещены агрегаты трансмиссии, далее следует отделение управления с местами экипажа. Двигатель расположен в средней части ближе к левому борту, за счет чего образуется проход у правого борта. Задняя часть корпуса служит десантным отделением или грузовой платформой.

Герметичный корпус машины — сварной конструкции из катаных броневых листов толщиной 7 — 14 мм. Это обеспечивает защиту экипажа и десанта от пуль ручного огнестрельного оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин малого калибра.

В отделении управления слева располагается механик-водитель, справа — командир машины. В лобовом листе перед каждым из них оборудовано по смотровому окну, в боевой обстановке они закрываются броневыми крышками. В этом случае механик-водитель ведет наблюдение через три прибора ТНПО-170А, средний из которых может быть заменен прибором ночного видения ТНВ-2Б, работающим с подсветкой ИК фары (ФГ-125). Два прибора наблюдения имеются у командира.

Вращающаяся коническая башня с 7,62-мм пулеметом ПКТ расположена в правой части крыши отделения управления — над местом командира. Левее башни находится командирский люк, еще левее — люк механика-водителя.

Тактико-технические характеристики

МТЛБ

Масса заправленного тягача без груза и экипажа, кг

9,700

Грузоподъемность, кг:

 

номинальная, при буксировке прицепов

2,000

максимальная, при перевозке грузов без прицепа

2,500

Масса буксируемого прицепа, кг

6,500

Количество посадочных мест:

 

в кабине

2

в кузове

11

Габаритные размеры, мм

 

длина

6,454

ширина (по гусенице)

2,850

высота (при клиренсе 400 мм)

1,865

Колея, мм

2,500

База, мм

3,700

Дорожный просвет, мм

395-415

Максимальная скорость, км/час

61.5

Средний расход топлива с грузом на платформе и прицепом, кг

 

на час работы двигателя

43-44

на 100 км пути

90-120

Топливо

Дизель

Двигатель

ЯМЗ-238

Число цилиндров

8

Рабочий объём, л

14.86

Мощность, л.с.

240

Номинальное число оборотов, об/мин

2100

Позади отделения управления, в средней части корпуса, в шумопоглощающих перегородках установлен многотопливный 8-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-238В и обслуживающие его системы. Максимальная мощность двигателя — 240 л.с, что обеспечивает весьма высокий для 1960-х годов показатель удельной мощности — 26 л.с./т.

Радиатор системы охлаждения находится здесь же в моторном отделении, а поток охлаждающего воздуха, поступающего снаружи, регулируется с помощью жалюзи в левой стенке корпуса. Для облегчения запуска в холодное время двигатель снабжен специальным устройством, обеспечивающим подогрев жидкости в системе охлаждения и масла в картере.

Мощность от двигателя к трансмиссии, расположенной в передней части корпуса, передается через карданный вал, проходящий между сиденьями механика и командира. Коробка передач имеет шесть передач переднего хода и одну — заднего. Двухпоточный механизм поворота обеспечивает два фиксированных радиуса разворота на каждой передаче; управление осуществляется механиком-водителем с помощью двух рычагов.

Ходовая часть транспортера состоит из 12 опорных катков, двух ведущих колес, двух направляющих колес заднего расположения и двух гусениц. На передних и задних узлах подвески установлены телескопические гидроамортизаторы и ограничители хода балансиров. Опорные катки — из алюминиевого сплава. Ведущие колеса в передней части корпуса имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещен внутри корпуса, регулировка натяжения также осуществляется изнутри машины.

Гусеница — стальная, мелкозвенчатая, с открытым шарниром. На поздних модификациях могла устанавливаться гусеница с закрытым резинометаллическим шарниром (РМШ), срок её службы — в 2,5 — 3 раза выше. Ширина гусеничных траков — 350 мм.
При движении по шоссе МТЛБ развивает скорость до 61 км/ч. Он может преодолевать подъём до 35°, вертикальную стенку высотой 0,61 м, ров шириной 2,41 м. Большим преимуществом МТ-ЛБ является его способность вплавь преодолевать водные преграды со скоростью 6 км/ч. Движение при этом обеспечивается за счет перемотки гусениц. Чтобы встречный поток воды не заливал машину, на плаву поднимается волноотражательный щит, кроме того, присоединяются квоздухопитающей трубе удлинитель, к выхлопной — защита выхлопа.

На транспортере имеются высокопроизводительные помпы мощностью 450 л/с, при необходимости откачивающие поступающую в корпус воду. При работе помп машина может удерживаться на плаву при потере плавучести даже до 30%. Устанавливаются фильтровентиляционная, а также и отопительно-вентиляционная установка ОВ-65Г.

Радиосвязь с другими машинами осуществляется радиостанцией Р-123, которая находится перед сиденьем командира под правым лобовым стеклом.

МТЛБ состоит на вооружении во многих странах мира. В Украине насчитывается 2090 машин. В сухопутных войсках РФ — 7000 МТЛБ, из них 2000 на хранении, в морской пехоте – 250 машин, а в береговых войсках ВМФ — 400 МТЛБ.

enovosty.com

технические характеристики, функции вездехода, описание двигателя, фото

Современная армия нуждается не только в танках, самолетах, но и специальной технике типа МТЛБУ. Технические характеристики универсального вездехода рассмотрим далее. Машина служит для поддержки пехоты, самодвижущихся артиллерийских установок, личного и специального состава. Указанная техника относится к легким бронированным гусеничным агрегатам, которые используются до сих пор, хотя разработка производилась еще в 60-х годах прошлого столетия.

История создания

Вездеход МТЛБУ, технические характеристики которого вполне конкурируют со всеми аналогами того времени, стал основой для десятков гусеничных модификаций различного направления. Несмотря на то что некоторые скептики говорят о слабой защищенности машины, она свою функцию выполнила безупречно во многих горячих точках, а также на заданиях гражданского направления.

Дело в том, что многоцелевой тягач легкий бронированный универсальный создавался, прежде всего, не для непосредственного участия в боевых операциях, а в качестве транспортировочной техники. Эта машина не ориентирована на атакующие действия, имеющийся на большинстве моделей пулемет предназначен исключительно для самообороны.

Популярность МТЛБУ, фото которого приведено ниже, обусловлена надежностью, высоким эксплуатационным параметром и ремонтопригодностью. Гусеничная подвеска обеспечивает отличную проходимость, а небольшой вес и высокая удельная мощность добавляют маневренности. Рассматриваемый тягач находится на вооружении в нескольких десятках стран мира. За время серийного выпуска изготовлено более 9,5 тысячи единиц.

Технические характеристики МТЛБУ

Ниже приведены параметры и габаритные размеры указанного транспортно средства:

  • длина/ширина/высота — 6,45/2,86/1,86 м;
  • тоннажность с прицепом/без него — 2000/2500 кг;
  • скоростной порог — 62 км/ч;
  • расход топлива на 100 км — 100-120 литров;
  • колея — 2,5 м;
  • база колесная — 3,7 м;
  • клиренс — 40-41 см.

Интересные факты

Руководство советских вооруженных сил в шестидесятых годах прошлого столетия приняло решение о замене морально устаревших тягачей типа АТ-П на усовершенствованный аналог. Проект разрабатывался путем преобразования имеющейся техники к современным армейским требованиям (в целях экономии финансовых средств). Технические характеристики МТЛБУ на тот момент подходили больше всего. Основные механизмы и детали остались практически без изменений, не считая монтажа бронированного корпуса.

Над созданием специального транспортного средства работали конструкторы Харьковского тракторного завода. Через два года после начала разработок (1964 год) машина поступила на серийный конвейер. Корпусная часть тягача сварена из стальных плит небольшой толщины, которая защищает надежно только от стрелкового оружия. Этот момент компенсируется малым весом броневика (9,7 т). Гусеницы МТЛБУ имеют низкое удельное давление на почву, обеспечивают высокий показатель проходимости, также транспорт обладает хорошим параметром плавучести, что делает его незаменимым при работе на различных и смешанных ландшафтах.

Оснащение

Блок трансмиссии вездехода расположен в переднем отсеке, состоит из поворотного механизма и коробки переключения передач. За этим отделением находится пункт управления, который отделен бронированной перегородкой. Узел оснащается местами для командира боевой машины и механика-водителя. Качественную обзорность гарантируют лобовые стекла с защитными чехлами-крышками. Во фронтальной части корпуса предусмотрена башенка для монтажа пулемета (калибр 7,62 мм), обслуживаемого командиром экипажа.

Вездеход МТЛБУ также оборудован моторным отделом в средней части остова. Тут находится силовой агрегат и основной фрикцион. В корме техники расположен транспортно-грузовой отсек, служащий для перевозки и высадки десанта либо грузов. В качестве выходных и входных ворот используются кормовые люки и двери, обозначенные непосредственно в крыше корпуса.

Двигатель МТЛБУ представляет собой дизельный мотор типа ЯМЗ-238В, мощностью 240 лошадиных сил. Восемь цилиндров дают возможность развить скорость на шоссе до 62 км/ч. Опорные катки вездехода позволяют облегчить перемещения по водной поверхности, благодаря специальной воздушной камере. Удельное давление траков на грунт — 0,45 кг/см2. Подвеска вездехода – независимая торсионная. Машина способна плавать посредством перемотки гусеничных траков.

Модификации

Благодаря своим уникальным характеристикам МТЛБУ выпускался в разнообразнейших вариациях. Самые популярные среди них:

  1. Версия МТЛБУ-В отличается улучшенной проходимостью, оснащена широкими гусеницами, обеспечивает минимальное давление на грунт, по сравнению с базовыми вариантами.
  2. Модели «Алтай» и ВН приспособлены под нужды народного хозяйства.
  3. Серия ВМ оснащена пулеметом НСВТ калибром 12,7 мм.
  4. ВМ1К — имеет усовершенствованные дизели ЯМЗ-238-БЛ, адаптированные для работы в высокогорных условиях.
  5. М-1А7 — версия вездехода с башней от БТР-80. Машина оборудуется пулеметными установками ПКТМ (7,62 мм), «Корд» (12,7 мм), автоматическим гранатометом.
  6. Инженеры комбината «Муромтепловоз» на базе рассматриваемого вездехода создали специальный пожарный трактор.
  7. Модификация от специалистов Курганского машиностроительного завода — МТЛБУ-М2. Машина оснащается модернизированным мотором узлом трансмиссии.
  8. Тягач МТЛБУ-Р6 изготовлен в Харькове, имеет обновленный дизельный мотор, башенку с пушкой калибром 30 миллиметров, пулемет (7,62 мм), блок подачи дымовой завесы «Туча», а также улучшенную систему защищенности обслуживающего персонала.

Другие машины на основе МТЛБУ

Технические параметры машины позволили разработать еще несколько продуктивных и надежных транспортных средств. В эту категорию входят:

  1. Серия МТЛБ-Р7. Украинская модель выполнена с возможностью установки боевой системы «Штурм». Он включает в себя не только пулемет калибром 7,62, но и пару ПТРК, дымовые боеприпасы, 30-миллиметровую зенитку, автоматический гранатомет.
  2. Польский вариант под наименованием MT-LB дополняется пулеметной установкой ДШКМ (12,7 мм).
  3. Самоходный миномет, выпускаемый совместно казахскими инженерами и израильскими сотрудниками фирмы «Солтам». Его рабочее название — «Айбат».
  4. Азербайджанские конструкторы на базе указанного вездехода создали машину MTLB-AM, которая оснащалась стандартным пулеметом и пусковым арсеналом на 57 миллиметров (серия С-5), плюс гранатомет автоматического действия.
  5. Техника для помощи по реанимации другой техники МТП-ЛБ, оснащаемая грузовой платформой, вместо оружейной башенки.
  6. Вездеход с удлиненным шасси, с размещением самоходной артиллерийской установки типа «Гвоздика».
  7. Версия «Дева» (2-С24) — минометный комплекс.
  8. Транспорт химической разведки на базе указанного тягача, известный как РХМ «Кашалот».
  9. Самоходный миномет калибром 120 миллиметров «Тунджа».

Подробнее о двигателе

Характеристики МТЛБУ в направлении тяговой установки требуют отдельной оценки. Мотор вездехода отличается следующими параметрами:

  • тип двигателя — ЯМЗ-238В;
  • оснащение предпусковым приспособлением;
  • впрыск горючего — непосредственная подача в цилиндры;
  • запуск — с водительского места;
  • показатель мощности — 240 лошадиных сил;
  • категория топлива — солярка;
  • основные параметры — восемь цилиндров, четыре такта, V-образное размещение цилиндров;
  • тягач имеет предпусковой механизм, а запуск двигателя осуществляется с места шофера.

Особенности

На основе рассматриваемого вездехода в разные времена создавались также минные заградители, автомобили радиационной разведки, медицинские перевозчики, комплекты РЭБ, штабная техника. Этот список дополняют боевые машины пехоты (БМП) с мощной защитой и вооружением, противотанковые и зенитные самоходные тягачи. Хороший обзор давал возможность механику-водителю уверенно управлять транспортным средством в любое время суток. Пара основных фар и дополнительный световой элемент для ночного времени суток обеспечивал заявленную скорость и маневренность, а также гарантировал передвижение по воде со скоростью не менее 6 км/ч.

fb.ru

МТЛБу

РР390 реле-регулятор
РР361-А
реле-регулятор
  Палец звена гусеницы РМШ
  Звено гусеницы РМШ
ГПЗ-8307 шарикоподшипник 8307
ГПЗ-313 шарикоподшипник 313
ГПЗ-312 шарикоподшипник 312
  Генератор Г-290
А5.31.117-1 винт натяжной
А5.31.115-1 палец
740-33-60-1 гайка
740-33-24
втулка
740-33-23 втулка
740-07-сб.205 кассета верхняя
740-07-сб.204 кассета средняя
740-07-сб.203 кассета нижняя
730-03-сб.133 радиатор водяной в сборе
8.84-013 кронштейн натяжного устройства
8.84.101-1 кронштейн генератора
8.84.012-1 кронштейн генератора
8.84.011 натяжное устройство
8.61.021
Буксирный трос
8.60.022 приспособление для установки и демонтажа торсионов, опорных катков и направляющих колес
8.60.021 приспособление для установки катков (по высоте)
8.60.016 Шприц 
8.50.311 вольтамперметр ВА-340
8.50.295 датчик манометра ТЭМ-15
8.50.294 электроманометр ТЭМ-15 
8.50.293 приемник П-1-Т электрического термометра
8.50.292 термометр электрический ТУЭ-48-Т
8.50.288 указатель электроманометра ЭДМУ-6-Н
8.50.287 датчик электроманометра ЭДМУ-6-Н
8.50.065 щиток приборов в сборе
8.43.002 гусеница
8.41.011 крюк тяговый в сборе
8.35.010 амортизатор гидравлический
8.34.205 палец
8.34.201 звено гусеницы
8.32.155 гайка балансира
8.32.125
кольцо неподвижное
8.32.112 кольцо уплотнительное
8.32.111 крышка
8.32.109 торсион правый
8.32.108 торсион левый
8.32.034 кольцо лабиринтное в сборе
8.32.034 кольцо лабиринтное в сборе
8.32.033-1 уплотнение в сборе
8.32.033-1 уплотнение в сборе
8.32.032 корпус сальника в сборе
8.32.031 кольцо нажимное в сборе
8.32.031 кольцо нажимное в сборе
8.32.030 упор в сборе
8.32.026 балансир правый передний в сборе
8.32.025  балансир передний в сборе
8.32.024 балансир в сборе
8.32.019 каток опорный в сборе
8.31.114 вилка
8.31.103 обод колеса со ступицей
8.31.101 ось коленчатая
8.31.040
колесо направляющее с осью
8.31.001 колесо направляющее с натяжным устройством
8.30.104 болт
8.30.101 венец ведущего колеса
8.30.021 ступица с дисками
8.30.001 колесо ведущее
8.24.012 компрессор в сборе
8.23.043 лента тормоза механизма поворота в сборе
8.23.013 лента остановочного тормоза в сборе
8.22.040
мостик правый в сборе
8.22.035 мостик левый в сборе
8.21.010 Колонка в сборе
8.12.030 кардан центральный в сборе
8.12.020-1 насос в сборе
8.12.002 редуктор промежуточный
8.11.109 барабан тормозной
8.11.108 шестерня солнечная правая
8.11.107 шестерня солнечная левая
8.11.103-1 водило
8.11.026
уплотнение торцовое в сборе
8.11.012 передача бортовая правая
8.11.011 передача бортовая левая
8.10-034-1 шестерня третьей передачи с кольцом
8.10.533 вал фрикциона правый
8.10.532 вал фрикциона левый
8.10.531 барабан ведущий
8.10.524 диск фрикоциона ведомый
8.10.523 диск фрикциона ведущий
8.10.503 гнездо фрикциона правое
8.10.502 гнездо фрикциона левое
8.10.501 шестерня фрикциона ведущая
8.10.431 валик карданный правый 
8.10.430 валик карданный левый
8.10.408 фланец кардана
8.10.405 шестерня фрикциона ведомая
8.10.404 шестерня солнечная
8.10.317 шестерня эпициклическая правая
8.10.316  шестерня пятой передачи ведомая
8.10.315 шестерня шестой передачи ведомая
8.10.314-1 шестерня третьей передачи ведомая
8.10.312-1 шестерня четвертой передачи ведомая
8.10.311 муфта включения 1 и 2 передач
8.10.310-1 муфта неподвижная
8.10.309 муфта зубчатая
8.10.308 шестерня третьей передачи ведомая
8.10.307 муфта включения передачи заднего хода
8.10.305 шестерня передачи заднего хода ведомая
8.10.302 шестерня эпициклическая левая
8.10.301 вал главный 
8.10.247 муфта соединительная
8.10.245-1 шестерня пятой передчи ведущая
8.10.237-1 шестерня шестой передачи ведущая
8.10.236 шестерня третьей передачи ведущая
8.10.235 шестерня четвертой передачи ведущая
8.10.228 шестерня коническая ведомая
8.10.224 шестерня второй передачи ведущая
8.10.223 шестерня передачи заднего хода
8.10.220 вал передаточный
8.10.105 шестерня заднего хода промежуточная
8.10.058 диск нажимной в сборе
8.10.057 барабан ведомый в сборе
8.10.056 диск отжимной с пальцами
8.10.055 коробка поводковая правая с кольцом
8.10.054 коробка поводковая левая с кольцом
8.10.053 гнездо фрикциона правое с кольцом
8.10.052 гнездо фрикциона левое с кольцом
8.10.051 фрикцион правый
8.10.050 фрикцион левый
8.10.048 валик карданный правый в сборе
8.10.047 валик карданный левый в сборе
8.10.044 водило в сборе
8.10.041 механизм поворота правый
8.10.040 механизм поворота левый
8.10.038 вилка переключения 1 и 2 передач
8.10.037 вилка переключения 3 и 4 передач
8.10.036 вилка включения заднего хода
8.10.033-1 шестерня четвертой передачи с кольцом
8.10.032-1 синхронизатор 3 и 4 передач
8.10.030 вал главный с шестернями
8.10.028-1 шестерня пятой передачи с кольцом
8.10.027 вилка переключения 5 и 6 передач
8.10.026-1 шестерня шестой передачи с кольцом
8.10.025-1 синхронизатор 5 и 6 передач
8.10.021 вал передаточный с шестернями
8.10.020 шестерня коническая со стаканом
8.10.013-1 маслонасос
8.10.011 картер и крышка со шпильками
8.10.002 главная передача
8.09.028-1А воздухоотчиститель в сборе
8.07.019 радиатор масляный в сборе
8.07.010 масляный бак в сборе
8.06.011 отопительно-вентиляционная установка (ОВУ-65)
8.05.023 котел подогревателя в сборе
8.05.013 редуктор котла подогревателя в сборе
8.05.012 насос водяной в сборе
8.04.041 сильфон в сборе
8.03.041 насос РНМ-1 в сборе
8.03.025 бак топливный правый в сборе
8.03.024  бак топливный в сборе
8.03.023 бак топливный передний в сборе
8.02.014 вентилятор в сборе
8.02.011 редуктор вентилятора в сборе
8.01.104 балка двигателя
8.01.012 опора двигателя в сборе
8.000-1/2 Стекло электрообогревное
6.82-021 стеклоблок Б-2
6.82.012 установка ТНПО-170
6.03.026 кран топливный в сборе
6.03.023 бак верхний правый в сборе
6.03.022 бак нижний левый в сборе
6.03.021 бак нижний правый в сборе
6..03.024 бак верхний в сборе
2.34.111 почвозацеп съемный
2.34.110 почвозацеп съемный
2.34.105 палец
2.34.102 звено гусеницы правое
2.34.101 звено гусеницы левое
2.34.012 гусеница правая
2.34.011 гусеница левая

www.pkf-technica.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *