Содержание

Минный заградитель ГМЗ-3 -gmz-3.html

(девяностые годы XX века -начало XXI века )

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3
(Изделие 318)

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 предназначен для скоростной механизированной установки противотанковых противогусеничных и противоднищевых (последние только с неконтактными взрывателями) мин в грунт (снег) и на грунт на путях движения танков и бронемашин противника.

ГМЗ-3 является дальнейшим развитием ГМЗ и ГМЗ-2. Снята система термодымовой аппаратуры из-за слишком большого расхода топлива на образование дымосмеси и невозможности задымления машины, стоящей на места. Вместо этого на бортах установлено 6 дымовых гранатометов, обеспечивающих дымомаскировку как на месте, так и в движении.
Снята система противоатомной защиты за ненадобностью.
Добавлена возможность установки противотанковых мин ТМ-89 с магнитным взрывателем.

От автора. Очевидно первые ГМЗ-3 была выставлена на выставке RDE-2001 на полигоне «Старатель» НТИИМ под г. Нижний Тагил Свердловской области и с тех пор  экспонировалась ежегодно. Последний раз на REA-2012. Но похоже, что время этой машины уже ушло.   Изменились и концепция самих войн и минной борьбы. Военные специалисты не предсказывают в обозримом будущем длительных войн мирового масштаба с использованием  большого количества танков.  Ряд экспертов вообще высказывают сомнение в целесообразности существования самих танков, поскольку средства противотанковой борьбы развились так, что танку не выжить на поле боя.
А как раз под противостояние массированным танковым атакам в свое время и создавались ГМЗ.   Сегодня для  обычного планового создания противотанковых минных полей, когда время не лимитирует, вполне достаточно ручной установки мин. Не случайно  в Европе  и в США даже  не пытаются создавать ничего подобного ГМЗ. А для остановки танковой атаки уже давно придуманы системы дистанционного минирования. Минное поле выставляется едва ли не мгновенно и не требует присутствия на поле боя ни саперов, ни минных заградителей.

Машина оснащена современной системой навигационной аппаратуры (инерциальная и спутниковая), которая обеспечивает непрерывную выработку курса кратчайшего пути в назначенный пункт от точки привязки, цифровое индексирование координат машины, координат узловых точек минного поля, координат каждой мины. Это позволяет производить фиксацию минного поля в момент минирования, вычерчивание контуров минного поля на топографической карте и одновременную передачу координат минного поля в центр боевого управления общевойсковой части (мотострелкового или танкового полка и дивизии).

Основные тактико-технические характеристики ГМЗ-3

Тип машины……………………………………………………………………………………………………….миноукладчик гусеничный
Базовое шасси……………………………………………………………………………………………………изделие 303
Типы устанавливаемых мин……………………………………………………………………………..ТМ-57 со взрывателем МВЗ-57,  мины ТМ-62М, ТМ-62П2 со взрывателями МВЗ-62, МВЧ-62, МВП-62, МВП-62М, мины ТМ-89
Боекомплект……………………………………………………………………………………………………….208 мин
Шаг минирования……………………………………………………………………………………………стандартный 4 или 5.5. м., или же задаваемый оператором
Количество устанавливаемых рядов мин……………………………………………………………1 ряд
Скорость минирования
                                        — на грунт……………………………………………………………до 16 км/час
                                        — в грунт…………………………………………………………….до 6 км/час
                                        — в снег………………………………………………………………до 10 км/час
Время вкладки боекомплекта мин……………………………………………………………………4-10 минут
Протяженность ряда мин при стандартном шаге минирования…………………………832 или  1144 м.
Минимальный радиус поворота при выкладке мин в грунт……………………………….150 м.
Максимальный угол подъема и крена при выкладке мин………………………………….15 градусов
Категории грунтиов, позволяющие установку мин в грунт……………………………….I-III
Время перезарядки заградителя боекомплектом ( с привлечением сап. взв.)………15-20 минут
Экипаж……………………………………………………………………………………………………………3 чел.
Масса в снаряженном состоянии и с боекомплектом………………………………………..
28.5 т.
Габаритные размеры ( в транспортном положении):
                                                                                   длина…………………………………….9.3м.
                                                                                  ширина………………………………….3.25м.
                                                                                  высота……………………………………2.7м.
Колея………………………………………………………………………………………………………………2.72м.
Клиренс……………………………….. ………………………………………………………………………..
45 см.
Удельное давление на грунт……………………………………………………………………………0.67 кг./кв.см.
Максимальная  скорость движения
                                               -по шоссе………………………………………………………………60 км/час
                                               — по бездорожью…………………………………………………….35-40 км/час
Максимальный угол подъема…………………………………………………………………………….57.7 градусов
Максимальный угол крена………………………………………………………………………………..46.7 градусов
Преодолеваемый брод……………………………………………………………………………………… 1 м.
Высота вертикальной преодолеваемой стенки…………………………………………………..0.7м.
Преодолеваемый ров………………………………………………………………………………………..3м.
Двигатель………………………………………………………………………………………………………….дизельный  В-59У или В-59УМС
Мощность двигателя…………………………………………………………………………………………..382,5  квт. (520 л.с.)
Запас хода по топливу………………………………………………………………………………………500 км.
Вооружение……………………………………………………………………………………………………пулемет ПКТ на турели (1250 патронов),   два автомата АКС-74 (по 150 патронов), гранаты РГО (10 шт.)
Средства связи………………………………………………………………………………………………радиостанция Р-168 (Р-123М), ТПУ Р-124

Экипаж машины 3 человека. Командир и механик-водитель располагаются в носовой части машины по левому борту. Оператор, который управляет механизмами выдачи и укладки мин располагается  в кормовой части машины. Он полностью изолирован от остальных членов экипажа.  Броня машины довольно тонкая (15 мм.), держит только бронебойную пулю калибра 14.5 мм, осколки снарядов.

Мины машина может выкладывать на грунт или в грунт с задаваемым шагом минирования . Скорость минирования 6-16 км/час.  Длина выкладываемого минного поля одной зарядкой составляет до 1000 метров из мин к контактными взрывателями и до 2000 метров из мин с неконтактными взрывателями.

Принцип укладки мин в грунт довольно прост. Плужное устройство разрезает грунт  подобно плугу и отваливает его на две стороны отвала. Мина выдается под грунт транспортером, после чего грунт, скользивший по отвалу вновь укладывается на прежнее место.  За машиной остается только надрез грунта, который практически незаметен.
Толщина маскировочного слоя  грунта над установленной миной составляет до 12 см, снега до 50 см.

На снимке слева: устройство минирования в рабочем положении.

Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.

Время перевода устройства минирования в боевое положение до 2 мин, в транспортное положение до 8 минут.

На снимке слева вид машины с кормы (устройство минирования в транспортном положении). Хорошо видно где размещаются командир машины и оператор.

Время перезарядки машины экипажем 60 минут, отделением саперов 20 минут.   Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.

ГМЗ-3 оснащен устройством самоокапывания, позволяющем в средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины, сокращая время отрывки с 12-20 часов  при работе вручную до 1-1.5 часов.  Для выполнения иных задач устройство не предназначено и не приспособлено.

На снимке справа: вид машины с кормы. выдающий лоток опущен в боевое положение для вкладки мин на грунт. Плужное   устройство поднято в транспортное положение

ГМЗ — 3 машины состоят на вооружении взвода заграждений  инженерно-саперного батальона  мотострелковой (танковой) дивизии. Этот взвод за 4-15 минут может выставить трехрядное минное поле длиной 1-2 тыс. метров . По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составляет ПОЗ (подвижный отряд заграждений дивизии) и выдвигается на направления прорыва танков противника.

От автора. Армия США не имеет подобной машины, поскольку не считают это нужным.   Из имеющихся на вооружении противотанковых мин обычного типа только мина М15 могла устанавливаться с помощью прицепного минного раскладчика М67 1972 года разработки. Однако на сегодняшний день этот раскладчик снят с вооружения, а взамен не принято ничего.
США пошли по другому пути, по пути создания и развития семейства систем дистанционного минирования FASCAM. Однако новые дистанционно устанавливаемые мины М70, М73, М75, М78, BLU-91/B (кстати, совершенно идентичные друг другу по внешнему виду и устройству, довольно-таки низким поражающим характеристикам) все имеют магнитный взрыватель и легко уничтожаются российским электромагнитным тралом ЭМТ, который может устанавливаться на любую машину, включая легковые. Так что минные поля из этих мин легко преодолеваются нашей техникой даже без снижения скорости. Мины же традиционные, которые и обнаружить сложнее и которые поражают сильнее, американцам по прежнему приходится устанавливать вручную.

Впрочем, сие может иметь существенное значение только при прочих равных возможностях и оснащении обеих армий. Американцы уповают, и не безосновательно, на свое абсолютное превосходство в воздухе и прочих высоких технологиях. Авиация фактически выигрывает войну, а на долю наземных войск остается только закрепить успех на местности. Так было во время войны в Персидском заливе против Ирака, так было во время войны против Югославии, так может быть и….
России же рассчитывать на равенство с США в авиации в ближайшие 50-100 лет не приходится.

Январь 2013г.

Источники

1.Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982г.
2. Сайт «Броня» (http://www.crosswinds.net/~armoured/index.htm)
3. Стенд завода «Уралтрансмаш» на выставке RDE-2001 в г. Нижний Тагил в июле 2001 года.
4. Личный фотоархив автора.

—***—

 

©Веремеев Ю.Г.
Главная страница
-инженерная техника

Заметки на полях. Долгое время названия заводов изготовителей военной техники в нашей стране были засекречены. Времена изменились и теперь я имею возможность назвать не только завод изготовитель, но и его точные координаты:

Россия 620027 г.Екатеринбург ул. Свердлова 6. Федеральное унитарное предприятие «Уралтрансмаш». Телефоны (3432) 34-45-74, 34-45-43, 70-11-87. Факс (3432) 34-46-42, 34-46-61, 70-20-54. E-mail:  fgup@uraltransmash.ru. Сайт  http://WWW.Uraltransmash.ru

 

saper.isnet.ru

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Российский Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 — машина для укладки мин»


Характеристики ГМЗ-3

Страна:СССР
Тип:Гусеничный минный заградитель
Дата выпуска:1980 г
Длинна:9,3 м
Ширина:3,25 м
Высота:2,7 м
Броня, лоб:15 мм
Броня, борт:15 мм
Броня, башня:15 мм
Экипаж:3 человека
Двигатель:1х В-59У или В-59УМС, мощностью 520 л.с.
Дальность хода:500 км
Максимальная скорость:60 км/ч (скорость минирования — до 16 км/ч)
Масса:28 тонн
Вооружение:1х 7,62-мм пулемёт ПКТ (1250 патронов), 6х дымовых гранатометов 902В «Туча». Для экипажа также имеется 1х АКС-74 (150 патронов) и 10 гранат Ф-1. Машина перевозит 208 мин типа ТМ-57, ТМ-62М, ТМ-62П3.

История создания минного заградителя ГМЗ-3

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 («Изделие 318») это доработанная модель гусеничного минного заградителя ГМЗ «Изделие 118». Назначение машины — скоростная механизированная установка противотанковых мин на путях движения механизированных соединений противника. На одной «зарядке» минный заградитель ГМЗ-3 может в течение 10-20 минут «засеять» противотанковыми минами полосу длинной в 1-2 километра, в зависимости от типа используемых мин.

Разработку ГМЗ-3 осуществил ЦКБ «Трансмаш» в г.Свердловск под руководством Генерального конструктора Юрия Васильевича Томашова в 1980 году (ведущий конструктор Л.А.Ваганов). Уже в 1984 году ГМЗ-3 был принят на вооружение, а его разработчикам присуждена Государственная премия СССР.

Общая схема гусеничного минного заградителя ГМЗ-3

Даже в настоящее время машина не имеет аналогов в мире — ГМЗ-3 позволяет не только быстро и практически без участия человека расставлять мощнейшие минные заграждения, но также автоматически фиксирует места постановок каждой отдельной мины на карте, и передает соответствующие координаты в центр боевого управления.

По сравнению с предшественниками, ГМЗ-3 не имеет систем противоатомной и термодымовой защиты, однако оснащен весьма совершенным комплексом навигационной спутниковой и инерциальной аппаратуры, обеспечивающим автоматическую выработку курса следования в назначенный пункт от точки привязки, цифровое индексирование координат машины, координат узловых точек минного поля, координат каждой мины.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3, сбоку

Конструкция минного заградителя Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 выполнен на базе шасси «Изделие 303» (развитие шасси «Изделия 123», т.е. ЗРК «Круг» и, частично, «Изделия 105», т.е. САУ СУ-100П).

Мины машина может выкладывать на грунт или в грунт с задаваемым шагом минирования. Скорость минирования 6–16 км/час. Длина выкладываемого минного поля одной зарядкой составляет до 1000 метров из мин с контактными взрывателями и до 2000 метров из мин с неконтактными взрывателями. Принцип укладки мин в грунт прост – плужное устройство разрезает грунт подобно плугу и отваливает его на две стороны отвала. Мина выдается под грунт транспортером, после чего грунт, скользящий по отвалу вновь укладывается на прежнее место. За машиной остается только надрез грунта, который практически незаметен.

Задняя часть ГМЗ-3, виден «плуг» миноукладчика

Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.

Толщина маскировочного слоя грунта над установленной миной составляет до 12 см, снега – до полуметра. Время перезарядки машины экипажем 60 минут, отделением саперов 20 минут. Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины.

ГМЗ-3 стал оснащаться устройством самоокапывания, позволяющим в средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины, за 1–1,5 часа.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 (фотодетализация)

 

Основные характеристики ГМЗ-3
Боевая масса машины, кг28500
Экипаж, чел.3
Основные размерения, м:
— длина с навесным оборудованием
— ширина
— высота
— клиренс
9,3
3,25
2,7
0,43…0,47
Двигатель, типВ-59У или
В-59УМС
Мощность двигателя, кВт (л.с.)382,5 (520)
Удельная мощность л.с./т18,42
Максимальная скорость движения, км/ч55…60
Запас топлива, л700
Запас хода по шоссе, км500
Удельное давление на грунт, кг/кв.cм0,67
Преодолеваемые препятствия:
— угол подъема, град. (%)
— угол крена, град. (%)
— ширина рва, м
— высота стенки, м
— глубина брода, м
30 (57,7)
25 (46,7)
2,5…3
0,7
1,0
Вооружение, количество (боезапас, патр.):
— 7,62-мм пулемёт ПКТ
— 5,45-мм автомат АКС-74
— гранаты Ф-1
— дым.гранатометы 902В «Туча»

1 (1250)
1 (150)
10
6

Типы устанавливаемых противотанковых мин:
— ТМ-57 (с взрывателем МВЗ-57)
— ТМ-62М, ТМ-62П3 (с взрывателями МВЗ-62, МВН-72, или МВЧ-62)
Возимый комплект мин, шт.208
Масса устанавливаемой мины, кгдо 12
Скорость минирования, км/час6…16
Время загрузки заградителя боекомплектом, мин.20
Время перевода плужного устройства из транспортного положения в рабочее, мин.:
— автоматически
— вручную
до 2
до 8
Толщина маскировочного слоя:
— грунта, мм
— снега, мм
до 120
до 500
Протяженность устанавливаемого однорядного минного поля:
— из мин с конт.взрывателями, м
— из мин с неконт.взрывателями, м

1000
2000

Радиостанция, типР-168
(Р-123)
Внутреннее переговорное устройство, типТПУ
Бронирование:
— тип – противопульное/ противоосколочное
— толщина, мм – 15

ГМЗ-3 или «Изделие 318» является усовершенствованной версией гусеничного минного заградителя ГМЗ «Изделие 118» и предназначен для скоростной механизированной установки противотанковых мин на путях движения механизированных соединений противника.

Работы по машине были начаты ЦКБ «Трансмаш» (г.Свердловск) под руководством Генерального конструктора Юрия Васильевича Томашова в 1980 году. Ведущим инженером-конструктором по машине являлся Л.А.Ваганов.

Машина выполнена на базе шасси «Изделие 303», которое в свою очередь ведет родословную от шасси «Изделия 123» (ЗРК «Круг») и «Изделия 105» (САУ СУ-100П). В отличие от ГМЗ и ГМЗ-2, на третьей модели машины была снята система термодымовой аппаратуры из-за слишком большого расхода топлива на образование дымовой смеси и невозможности задымления машины, стоящей на месте. Вместо этого на бортах установлено 6 дымовых гранатометов, обеспечивающих маскировку дымами как на месте, так и в движении. За ненадобностью была снята система противоатомной защиты. Но в месте с тем машина стала оснащаться современной системой навигационной аппаратуры (инерциальная и спутниковая), которая обеспечивает непрерывную выработку курса кратчайшего пути в назначенный пункт от точки привязки, цифровое индексирование координат машины, координат узловых точек минного поля, координат каждой мины. Это позволяет производить фиксацию минного поля в момент минирования, вычерчивание контуров минного поля на топографической карте и одновременную передачу координат минного поля в центр боевого управления общевойсковой части (мотострелкового или танкового полка и дивизии).

Мины машина может выкладывать на грунт или в грунт с задаваемым шагом минирования. Скорость минирования 6–16 км/час. Длина выкладываемого минного поля одной зарядкой составляет до 1000 метров из мин с контактными взрывателями и до 2000 метров из мин с неконтактными взрывателями. Принцип укладки мин в грунт прост – плужное устройство разрезает грунт подобно плугу и отваливает его на две стороны отвала. Мина выдается под грунт транспортером, после чего грунт, скользящий по отвалу вновь укладывается на прежнее место. За машиной остается только надрез грунта, который практически незаметен. Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается. Толщина маскировочного слоя грунта над установленной миной составляет до 12 см, снега – до полуметра. Время перезарядки машины экипажем 60 минут, отделением саперов 20 минут. Укладка мин в лотки производится через открываемые большие люки на крыше машины. ГМЗ-3 стал оснащаться устройством самоокапывания, позволяющим в средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины, сокращая время на выполнение этой операции с 12–20 часов при работе вручную до 1–1,5 часов.

В 1984 году ГМЗ-3 был принят на вооружение. Машина состоит на вооружении взвода заграждений инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии. Этот взвод за 4–15 минут может выставить трехрядное минное поле длиной 1–2 тыс. метров. По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составляет ПОЗ (подвижный отряд заграждений дивизии) и выдвигается на направления прорыва танков противника.

По сию пору машина не имеет мировых аналогов и не потеряла своей актуальности. Существующие зарубежные образцы минораскладчиков используют, как правило, прицепные устройства, либо принцип ямобура, что серьезно ограничивает производительность работ.

За разработку ГМЗ-3 коллективу конструкторов была вручена Государственная премия СССР.

На представленных ниже фотографиях представлена машина ГМЗ-3 (серийный номер Щ05ШТ8622, выпущена ГУП «Уралтрансмаш», г. Екатеринбург, в мае 1994 года) на выставке RDE-2007, проходившей в июле 2007 года в г. Нижний Тагил.


ФОТООБЗОР И ФОТОДЕТАЛИЗАЦИЯ ГМЗ-3



Фото: © Алексей Хлопотов, Владислав Белогруд


Поделиться в социальных сетях:


otvaga2004.ru

Преграждая путь врагу. Минные раскладчики и заградители. Часть вторая

Сама логика ведения боевых действий ставила задачу на разработку минного заградителя с бронированным корпусом, что позволило бы ему ставить заграждения, не боясь ответного огня противника, как минимум, из стрелкового оружия, и ударов осколков, защищая тем самым расчет и боеукладку во время выполнения боевой задачи. Бронированная защита также позволяла заградителю выставлять минные заграждения, как говорится, прямо под носом противника, не давая ему времени на маневр.


Базовой машиной для нового заградителя явилась самоходная 100-мм пушка послевоенной разработки СУ-100П («объект 105»). Эта артсистема была принята на вооружение, но в 1949-1957 гг. было изготовлено всего 24 шт., и в связи с мнением Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева о том, что ракеты в состоянии заменить и авиацию, и артиллерию, от нее отказались. Однако на базе этой артсистемы в 1960 г. началось создание минного гусеничного заградителя ГМЗ – «Объект 118». ОКР по созданию ГМЗ были заданы Постановлением СМ СССР от 4 февраля 1956 г. Она была принята на вооружение приказом министра обороны СССР от 22 февраля 1960 г. и в 1961-1969 гг. серийно выпускалась на УЗТМ. В качестве базового шасси использовалась самоходная гусеничная машина – изделие 123, специальное измененное шасси бывшей установки Су-100П.

САУ Су — 100П

Разрабатывался заградитель в ОКБ-3 «Уралмашзавода», главный конструктор — Георгий Сергеевич Ефимов. Курировал работы зам. главного конструктора Е.А. Карлинский. Ведущими инженерами-конструкторами, сменявшими друг друга, были: Ю.А. Симонян, Ю.М. Никитин и Ю.П. Сарапульцев.

Главный конструктор ГМЗ Георгий Сергеевич Ефимов

Общий вид ГМЗ первой серии

Чертеж проекций минного заградителя ГМЗ

Конструктивно машина разделена на четыре отсека: моторное, управления, минный и оператора. В отсеке управления, которое находится в левой (по ходу машины) половине носовой части корпуса, размещены места водителя–механика и командира машины. Оператор находится в кормовом отсеке, где осуществляет управление процессом выдачи мин. В корме корпуса заградителя находится установка с лотком выдачи мин и плужно–маскировочное устройство.

Вид на моторное отделение и отделение управления. Хорошо видно люки мехвода и командира машины

Средняя часть машины. Вид сверху на открывающиеся створки минного отсека


Кормовая часть машины — место оператора

Корпус машины герметичен, снабжен ФВУ, что позволяет работать на химически или радиоактивно загрязнённой местности. Экипаж машины три человека – командир машины, механик-водитель и оператор. В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемёт ПКТ. Боекомплект составляет 1000 патронов. Для установки минного поля ГМЗ оснащён противотанковыми минами ТМ-57, ТМ-62. Мины снабжены контактными и неконтактными (для ТМ–62) взрывателями. Возимый комплект составляет 208 мин.

Выдача мин на укладочный механизм производится ленточным транспортером через окно в нижней части кормового листа корпуса машины. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц. При изменениях скорости движения машины точность выкладки мин не изменяется, и установленный оператором шаг минирования соблюдается.
Мины в минное отделение вставляются в специальные секции. Каждая секция вмещает 4 мины. Тринадцать секций составляют один ряд, а всего таких рядов в минном отделении четыре. Таким образом, общее число мин составляет 208 шт.

Чертеж минного отсека и места оператора, а также плужно-маскировочного устройства

Вид сверху на ряд минных секций

Мины вставляются в секции таким образом, чтобы взрыватели были направлены к корме корпуса заградителя, тогда они выходят правильно – взрывателями вверх. После загрузки мин заградитель готов к установке минного поля. При подходе к рубежу минирования оператор по команде опускает плужное устройство и спусковой транспортер в полутранспортное положение и открывает крышки окон выдачи мин. После выхода к месту работы (установки минного поля) оператор опускает плужное устройство в рабочее положение, ставит рычаг коробки передач в зависимости от шага минирования в положение 4 или 5,5. Оператор также руководство действиями мехвода принимает на себя, наблюдая за выходом мин, и устанавливает скорость минирования. После выхода последней мины на пульте оператора загорается желтая лампочка «Комплект выдан». Плужное устройство и спусковой транспорт поднимаются в полутранспортное положение.

Процесс выкладки мин на грунт

Время перезарядки машины составляет от 15 до 40 минут. Для этого требуется привлекать еще саперный взвод, который готовит мины к укладке (открывает ящики, снаряжает мины взрывателями и подает мины расчету наверх).

Загрузка мин

Укладка мин в грунт производится только на первой передаче (на грунт на первой и второй) и только в грунты І – ІІІ категории плотности. Не допускается установка мин в каменистые, щебенчатые и мерзлые грунты.

ГМЗ пришлось поучаствовать в боевых действиях. Впервые это произошло в Афгане, где они оказались то ли по случайности, то ли по глупости, то ли просто как штатная единица инженерно–саперного батальона дивизии. Но танков у духов не было, и поэтому механизированную установку минных полей применять было негде. А после того, как парочку снаряжённых ГМЗ подстрелили, и осталась на месте воронка приличных размеров, быстро решили попрятать все мины, поснимали минные кассеты и использовали заградитель как транспорт. Даже духи стрелять в эти машины боялись, памятуя о тех подрывах. Ведь если две тонны тротила взорвётся, то и стрелку мало не покажется. Вот так и возили мотострелков.

В начале 1990-х гг. 3 гусеничных минных заградителя находились на вооружении Приднестровских вооружённых сил и участвовали 2 марта 1992 г. в боях местного значения. Одна машина была уничтожена. Более детальная информация отсутствует. Но, судя по фото внизу, это были не ГМЗ, а ГМЗ-2.

Основные ТТХ ГМЗ:
Типы применяемых мин:
– ТМ-57 с взрывателями МВЗ-57
– ТМ-62 с взрывателями МВЗ-62
Полная масса заградителя – 28,5 т,
Габаритные размеры в рабочем положении:
Длина – 8,62 м.
Ширина – 3,25 м.
Высота – 2,7 м.
Колея – 2,72 м.
Средняя скорость по грунтовым дорогам – 25–27 км/час.
Скорость минирования:
— при установке мин на поверхность – до 16 км/час.
— при установке в грунт (снег) – до 6 (10) км/час.
Шаг минирования – 4 или 5.5 м.
Боекомплект мин – 208 шт.
Экипаж – 3 чел.
Толщина брони — 15 мм
Года выпуска: 1960-1968 гг.

В 1962 г. конструкторским бюро УЗТМ была начата работа по дальнейшему совершенствованию гусеничного минного заградителя. Так появился на свет заградитель второго поколения ГМЗ-2 («Объект 118М»), который должен был заменить ГМЗ. Машина была принята на вооружение приказом начальника инженерных войск МО СССР от 14 декабря 1967 г.

Основным предназначением машины ГМЗ-2, как и ГМЗ, является механизированная установка противотанковых мин. Мины могут устанавливаться в грунт и в снег. При этом мины могут быть, как замаскированы, так и устанавливаться на поверхность грунта.

Заградитель в действии — укладка мин на грунт

Существенным недостатком ГМЗ было то, что, если при минировании была израсходована лишь часть боекомплекта, дозарядка была невозможна. Требовалось выложить весь боекомплект, чтобы получить возможность зарядить машину снова. Этот недостаток был устранен в модифицированной версии машины. Кроме того, в ГМЗ-2 предусматривалась возможность отключения механизма приведения взрывателей в боевое положение, что позволяло использовать машину для установки мин с другими взрывателями (взрыватели в этом случае приводились в боевое положение вручную).
Мощность двигателя в ГМЗ-2 была увеличена до 520 л.с., что позволило поднять транспортную скорость до 60 км/час.

В состав экипажа машины входят три человека: механик-водитель, командир машины и оператор. Броневой корпус машины имеет лёгкое бронирование и обеспечивает защиту экипажа от пуль и осколков, а также имеет противоатомную защиту и защищает экипаж от ударной волны при ядерном взрыве.

Чертеж корпуса ГМЗ-2

Корпус ГМЗ-2 имеет четыре отделения: отделение управления, силовое, минное, отделение оператора. В носовом отделении между перегородкой силового отделения и левым бортом располагается отделение управления, в котором размещено сиденье механика-водителя, а также рычаги и педали приводов управления машиной. В крыше отделения управления расположены люки механика-водителя и командира машины. За местом механика-водителя по левому борту находится место командира машины, над которым установлена башенка с установкой ПКТ.

Носовая часть ГМЗ — 2. Вид на люк мехвода и командирскую башенку

В средней части корпуса ГМЗ-2 располагается минное отделение. В минном отделении установлен механизм выдачи мин и кассеты с минами. По бортам отделения расположены топливные баки. Два по правому борту и один по левому. Для снаряжения кассет минами, а также для заправки машины на крыше минного отделения имеются открывающиеся створки. В передней части минного отделения на крыше установлена антенна. Также в минном отделении установлена фильтровентиляционная установка и часть возимого комплекта ЗИП.

В задней части корпуса над выдающими механизмами располагается отделение оператора. В отделении оператора находятся ручные приводы с механизмом выдачи мин, пульт оператора механизмы закрывания окон выхода мин, а также башенка оператора, в которой имеется люк и приборы наблюдения.

Башенка оператора

Вид на спецоборудование сзади

В предыдущем варианте ГМЗ приборы наблюдения отсутствовали, поэтому оператор вынужден был для контроля укладки мин высовываться из люка, что было небезопасно. В качестве основного вооружения используется 7,62-мм танковый пулемёт ПКТ. Возимый боекомплект составляет 1500 патронов.
Для установки минного поля, ГМЗ-2 снабжён противотанковыми минами ТМ-57, ТМ-62М, ТМ-62П2 и ТМ-62Т. Мины снабжены контактными и неконтактными (для ТМ – 62) взрывателями. Возимый комплект составляет 208 мин.

Загрузка мин в секции




Противотанковые мины — основное оружие ГМЗ — 2 (сверху вниз): ТМ-57, ТМ-62 в металлическом корпусе, ТМ-62 в тканевом корпусе и ТМ-62 в пластмассовом корпусе.

Для наблюдения за местностью и прицельной стрельбы из пулемёта в башенках командира и оператора установлены по три призменных прибора наблюдения, перископические бинокулярные приборы ТКН-3А, а также инфракрасные лампы ОУ-3ГК.

У механика-водителя установлены два призменных прибора наблюдения и перископический бинокулярный прибор ТВН-2БМ.Для обеспечения внешней связи в ГМЗ-2 установлена радиостанция Р-123М, дальность действия которой на среднепересечённой местности составляет до 20 км. Для внутренних переговоров в машине имеется танковое переговорное устройство.

В качестве силовой установки использован модифицированный дизельный двигатель В-54, получивший обозначение В-105-В. Коробка передач — механическая, имеет 6 передних и 2 задних передачи. Внешнее отличие ГМЗ-2 от ГМЗ — наличие приборов наблюдения на башне командира машины и на башне оператора.

Отличия от ГМЗ первого поколения:
— стал легче на 1 тонну;
— при той же ширине и высоте стал длиннее почти на 70 см;
— изменилась подвеска (стала полностью торсионной).

ГМЗ-2 состояли на вооружении взвода ГМЗ инженерно-саперного батальона дивизии.

В конце 1980-х на базе ГМЗ – 2 был разработан универсальный гусеничный минный заградитель УГМЗ, предназначенный для дистанционного минирования противопехотными минами ПФМ-1 и ПФМ-1С.

Основные ТТХ ГМЗ–2:
Экипаж — 3 человека.
Боевая масса — 27,5 т.
Длина — 9,3 м,
Ширина — 3,25 м,
Высота — 2,7 м,
Клиренс — 450 мм.
Вооружение: 7,62-мм пулемет,
Боекомплект — 1250 патронов, 208 мин ТМ-62М, ТМ-57.
Толщина брони: противопульная – 15 мм, корма 12 мм.
Максимальная скорость — 63 км/ч.
Запас хода на топливе — 450 км.
Двигатель дизельный, мощность — 520 л.с.
Скорость минирования:
на грунт — 15 км/ч,
в грунт — 6 км/ч,
в снег — 10 км/ч.
Шаг минирования — 5 или 10 м.
Протяженность однорядного МП – 1080 м.
С минами с неконтактным взрывателем – 2000 м.

Но и ГМЗ-2 тоже не был совершенен, поэтому в 1984 г. на вооружение встает ГМЗ-3 (объект-318), разработанный на УЗТрМ. Отличия от предыдущих машин:
— снята система термодымовой аппаратуры из-за слишком большого расхода топлива на образование дымосмеси и невозможности задымления машины, стоящей на месте. Вместо этого на бортах установлено 6 81-мм гранатомётов системы «Туча» для постановки дымовых завес;
— снята система противоатомной защиты за ненадобностью;
— добавлена возможность установки противотанковых мин ТМ-89 с магнитным взрывателем.

ГМЗ-3 — дымовые мортирки системы «Туча»

Мина ТМ-89 с неконтактным взрывателем и принцип ее действия

Первая демонстрация ГМЗ-3 «Ветер» состоялась на выставке RDE-2001 в г. Нижний Тагил Свердловской области. ГМЗ-3 оснащен современными средствами навигации (инерциальная и спутниковая), что обеспечивает непрерывную обработку курса машины, поиск кратчайшего пути, цифровое индексирование координат машины и координат узловых точек минного поля, координат каждой мины. Все это позволяет производить фиксацию минного поля в момент минирования, вычерчивание контуров минного поля на топографической карте и одновременную передачу координат минного поля в центр боевого управления общевойсковой части. Экипаж машины состоит из 3 человек: командир, механик-водитель и оператор. Броня ГМЗ-3 довольно тонкая — 15 миллиметров, что защищает от легкого стрелкового оружия и осколков снарядов. Укладка мин происходит на грунт либо в грунт с задаваемым шагом минирования. Скорость минирования составляет от 6 до 16 км/час, а длина выкладываемого минного поля одной зарядкой составляет до 1000 метров из мин с контактными взрывателями и до 2000 метров из мин с неконтактными взрывателями. ГМЗ-3 оснащен устройством самоокапывания, позволяющим в средних грунтах производить механизированную отрывку укрытия для машины.


ГМЗ-3 приняты на вооружение взвода заграждений инженерно-саперного батальона. По штатам некоторых дивизий в конце восьмидесятых годов взвод ГМЗ был введен в штат инженерно-саперной роты мотострелкового или танкового полка. Такой взвод за четверть часа может выставить трехрядное минное поле длиной 1000—2500 метров. По общевойсковой тактике взвод ГМЗ в бою составлял подвижный отряд заграждения дивизии, и выдвигался в направлении прорыва танков противника.

Плужно–маскировочное устройство поднято – мины укладываются на грунт без маскировки

Плуг и спусковой транспортер в рабочем положении

Вид на корму ГМЗ-3 без спецоборудования. В самом низу видно два заваренных окна для выдачи мин

ГМЗ-3 за работой — выход на рубеж минирования (полигон бывшего Каменец — Подольского инженерного училища

ГМЗ-3 обеспечивает заблаговременную установку минных полей на ожидаемых танкоопасных направлениях, а также при непосредственном отражении атак танковых и механизированных частей противника. На сегодняшний день ГМЗ-3 принимали и принимают участие в боях на Востоке Украины с обеих сторон. Детальная информация о конкретных задачах и их эффективности пока закрыта. Только фото с тех мест.





Недостатком ГМЗ-3 военные эксперты считают его довольно лёгкое бронирование. Кроме того, современные технологии уже позволяют применять дистанционный метод минирования. В электронных СМИ появлялись публикации о том, что на базе платформы «Армата», кроме основного танка, тяжёлой БМП и ремонтно-эвакуационной машины, будут создаваться и другая техника, в частности – универсальный минный заградитель (УМЗ-А) нового поколения. Как раз эти машины и будут оснащены средствами дистанционного минирования, интегрированными в автоматизированные системы управления тактического звена. В случае необходимости эти «сухопутные миноносцы» за считанные минуты прикроют направление, на котором может появиться техника противника. Данное обстоятельство должно существенно осложнить действия любого агрессора.

Основные ТТХ ГМЗ–3:
Боевая масса – 28,5 т.
Экипаж – 3 чел.
Длина корпуса – 9,3 м.
Ширина корпуса – 3,25 м.
Высота – 2,7 м.
Колея – 2,7 м,
Клиренс – 0,45 м.
Тип брони – противопульная 15 мм.
Тип двигателя – дизельный
Мощность двигателя – 520 л. с.
Скорость по шоссе – 60 км/ч.
Запас хода по шоссе – 500 км.
Преодолеваемый подъём – 30 град.
Преодолеваемая стенка – 0,7 м.
Преодолеваемый ров – 2,5 – 3 м.
Преодолеваемый брод – 1, м.

topwar.ru

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

Самоходный установщик полей противотанковых мин с высокой производительностью.

Гусеничные минные заградители предназначались для масштабной установки полей противотанковых мин. Такие машины обеспечивает заблаговременное минирование предполагаемых танкоопасных направлений, а также могут применять для оборудования позиций при непосредственном отражении атак механизированных войск частей противника.

Эта техника довольно специфична для советской армии, предполагавшей войну в условиях активных встречных боев с массированным применением танков. Так, в американской армии развивались системы дистанционного минирования, а также использование прицепных устройств постановки мин.

Машина наследовала первым образцам аналогичного функционального назначения (ГМЗ и ГМЗ-2), производившихся в 1960-х и 1970-х годах. Предназначалась для оснащения взводов заграждений инженерно-саперных батальонов мотострелковой (танковой) дивизии.

Разработчик — «Уралвагонзавод». Заградитель был принят на вооружение в 1984 году. ГМЗ-3 выполнен на переработанном шасси самоходной артустановки СУ-100. Машина работала с противотанковыми минами типа ТМ-62М, ТМ-62П3 и ТМ-89.


Фото: saper.etel.ru

Мины выставлялись на грунт либо в грунт. Одной зарядкой машина выкладывала однорядное поле мин с контактным подрывом длиной до 1080 метров или однорядное поле мин ТМ-89 с бесконтактным магнитным подрывом (длиной до 2000 метров).

Взвод машин ГМЗ-3 (три единицы) в течение получаса способен установить практически непреодолимое сходу противотанковое минное поле шириной до 2−3 км по фронту. Поэтому взводы заграждения на таких машинах предполагалось использовать в качестве подвижного передового отряда, непосредственно обеспечивающего действия мотострелковой (танковой) дивизии на танкоопасных направлениях.

Схема установки мин в грунт с использованием плужного устройства выглядела так. Плуг взрезал поверхность грунта и разводил ее по отвалу. Мина сбрасывалась в углубление, после чего грунт, прошедший за время движения машины по отвалу, укладывался по направляющим обратно. При правильно выбранной скорости движения позади машины из всех следов постановки оставался только малозаметный разрез грунта.

ГМЗ-3 вооружался 7,62-мм пулеметом ПКТ на турели и оснащался шестью 81-мм дымовыми гранатометами системы постановки завес 802 В «Туча».

ТТХ машины:
  • Боевая масса машины: 28,5 тонн
  • Максимальная скорость: 60 км/ч (по шоссе), 35−40 км/ч (по пересеченной местности)
  • Боекомплект мин: 208 единиц Время перезарядки: 15−20 минут силами саперного взвода, до 60 минут силами экипажа
  • Время перевода из походного положения в боевое: 2 минуты силами саперного взвода, 8 минут силами экипажа
  • Глубина постановки мин: до 12 см в грунт, до 50 см в снег
  • Скорость минирования: на грунт — 16−18 км/ч, на снег — 10 км/ч, под грунт — 6 км/ч
  • Экипаж: 3 человека

defendingrussia.ru

Гмз 3 Гусеничный Минный Заградитель. Военные технологии. informatik-m.ru

гмз 3 гусеничный минный заградитель

Инженерная техника

(шестидесятые-восьмидесятые годы )

Гусеничный минный заградитель ГМЗ

(Изделие 118)

Гусеничный минный заградитель ГМЗ предназначен для скоростной механизированной установки противотанковых противогусеничных мин в грунт (снег) и на грунт на путях движения танков и бронемашин противника.

Базовой машиной для ГМЗ явилась самоходная 100мм. пушка послевоенной разработки СУ-100П (объект 105). Эта артсистема была принята на вооружение, но изготовлено было всего 24 изделия, и в связи с мнением Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева о том, что ракеты в состоянии заменить и авиацию и артиллерию, от нее отказались. Однако на базе этой артсистемы в 1960 году началось создание минного заградителя ГМЗ.

Базовая машина (объект 105) воплотила в себе новейшие разработки пятидесятых годов. Это резинометаллические шарниры соединения траков гусеницы, что резко снизило шумность гусеничного движителя и увеличило пробег гусеницы более чем в три раза. Это и коробка передач нового типа, позволяющая вращать гусеницы левого и правого борта в разном направлении. Таким образом, машина получила способность разворачиваться на месте вокруг собственной оси. Это и внедрение дымовой термоаппаратуры. В качестве дымосмеси использовалось дизельное топливо из основных баков. Через форсунку топливо впрыскивалось в выхлопную трубу, распылялось выхлопными газами. Это позволяло машине создавать в короткое время дымовую завесу любой плотности и протяженности. Это и нашлемный прибор ночного видения ПНВ-57Т, который позволял механику-водителю управлять машиной в полной темноте при открытом люке. Это обеспечивало хороший обзор. Это и система ПАЗ — противоатомной защиты, которая по вспышке ядерного взрыва автоматически запирала люки, останавливала двигатель и включала фильтро- вентиляционную установку.

Основные тактико-технические характеристики ГМЗ

Инженерная техника

(девяностые годы XX века -начало XXI века )

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3

(Изделие 318)

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 предназначен для скоростной механизированной установки противотанковых противогусеничных и противоднищевых (последние только с неконтактными взрывателями) мин в грунт (снег) и на грунт на путях движения танков и бронемашин противника.

ГМЗ-3 является дальнейшим развитием ГМЗ и ГМЗ-2. Снята система термодымовой аппаратуры из-за слишком большого расхода топлива на образование дымосмеси и невозможности задымления машины, стоящей на места. Вместо этого на бортах установлено 6 дымовых гранатометов, обеспечивающих дымомаскировку как на месте, так и в движении.

Снята система противоатомной защиты за ненадобностью.

Добавлена возможность установки противотанковых мин ТМ-89 с магнитным взрывателем.

От автора. Очевидно первые ГМЗ-3 была выставлена на выставке RDE-2001 на полигоне Старатель НТИИМ под г. Нижний Тагил Свердловской области и с тех пор экспонировалась ежегодно. Последний раз на REA-. Но похоже, что время этой машины уже ушло. Изменились и концепция самих войн и минной борьбы. Военные специалисты не предсказывают в обозримом будущем длительных войн мирового масштаба с использованием большого количества танков. Ряд экспертов вообще высказывают сомнение в целесообразности существования самих танков, поскольку средства противотанковой борьбы развились так, что танку не выжить на поле боя.

А как раз под противостояние массированным танковым атакам в свое время и создавались ГМЗ. Сегодня для обычного планового создания противотанковых минных полей, когда время не лимитирует, вполне достаточно ручной установки мин. Не случайно в Европе и в США даже не пытаются создавать ничего подобного ГМЗ. А для остановки танковой атаки уже давно придуманы системы дистанционного минирования. Минное поле выставляется едва ли не мгновенно и не требует присутствия на поле боя ни саперов, ни минных заградителей.

Машина оснащена современной системой навигационной аппаратуры (инерциальная и спутниковая), которая обеспечивает непрерывную выработку курса кратчайшего пути в назначенный пункт от точки привязки, цифровое индексирование координат машины, координат узловых точек минного поля, координат каждой мины. Это позволяет производить фиксацию минного поля в момент минирования, вычерчивание контуров минного поля на топографической карте и одновременную передачу координат минного поля в центр боевого управления общевойсковой части (мотострелкового или танкового полка и дивизии).

Основные тактико-технические характеристики ГМЗ-3

— Олег Викторович, Уралвагонзавод отмечает 75-летие. Какие события, на ваш взгляд, стали определяющими в истории предприятия?

— Свое летоисчисление УВЗ ведет с 11 октября 1936 г. когда с его конвейера сошли первые грузовые полувагоны. С тех пор предприятие является отечественным лидером по производству подвижного состава. Сегодня каждый третий вагон на железнодорожных магистралях России имеет марку #171 УВЗ#187 .

Еще одна важная ступень – развитие криогенного производства. С 1956 г. на УВЗ началось производство средств заправки жидким кислородом космических ракет-носителей, с помощью которых в августе 1957 г. была испытана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 на космодроме Байконур. Благодаря продукции Уралвагонзавода, в 1961 г. был успешно запущен космический корабль #171 Восток#187 с первым в мире космонавтом на борту.

В 1970-х гг. Уралвагонзавод был занесен в #171 Книгу рекордов Гиннесса#187 как крупнейшее машиностроительное предприятие мира. А самым значимым достижением конструкторов УВЗ в 90-е годы стало производство главного на сегодняшний день танка Российской армии – Т-90А и его экспортного варианта – Т-90С.

Олег Сиенко и члены экипажа модернизированного Т-90С снимают брезент с нового танка во время его презентации на выставке RussianExpoArms .

— Если позволите, остановимся на производстве бронетанковой техники более подробно…

— История Уралвагонзавода как военно-промышленного комплекса началась в декабре 1941 г. когда с конвейера предприятия сошел первый танк Т-34-76. Каждый второй Т-34, задействованный на фронтах Великой Отечественной войны, был детищем Уральского танкового завода.

Таким образом, в этом году завод празднует еще один юбилей – 70-летие нижнетагильского танкостроения. Всемирно известные танки, произведенные на Уралвагонзаводе – Т-34, Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, Т-90С, состоят на вооружении не только Российской армии, но и еще десятков стран. За семьдесят лет УВЗ выпущено около ста тысяч единиц бронетехники! Это абсолютный рекорд мирового танкостроения.

Сегодня завод успешно выполняет заказы на спецпродукцию. Предприятие модернизирует танки Т-72, выпускает танки Т-90С и Т-90А, инженерные машины разграждения ИМР-3М, танковые мостоукладчики МТУ-72, боевые машины поддержки танков БМПТ, бронированные машины разминирования БМР-3М и танковые бульдозеры-снегоочистители ТБС-86.

— Очевидно, что выпуск подвижного состава для железнодорожной отрасли занимает ведущее место в производственной программе УВЗ. Какие еще гражданские заказы выполняются предприятиями Корпорации?

— За 75-летнюю историю своего существования УВЗ выпустил на магистрали страны почти миллион единиц грузового подвижного состава. На данный момент Уралвагонзавод представляет широкий спектр железнодорожно-подвижного состава. Это 19 видов полувагонов, специальных вагонов различного назначения и цистерн. Ежегодно на конвейер ставятся одна-две новые модели грузового подвижного состава.

Выпускается также дорожно-строительная техника (малогабаритные погрузчики, гусеничные и колесные экскаваторы), мобильные буровые установки для ремонта и освоения скважин и несколько моделей тракторов.

Последние разработки Корпорации – полувагоны нового поколения модели 12-196-01 с нагрузкой на ось 25 тонно-сил, различные модификации трактора РТ-М-160 – энергетически насыщенного модуля, не имеющего аналогов в России. На его базе изготовлен тяговый модуль вагонов, который нашел применение на железных дорогах России.

Гаубица 2А61 Завода №9.

— Что представляет собой сегодня Научно-производственная корпорация #171 Уралвагонзавод#187 ?

— Это интегрированная структура, в которую входят более 20 промышленных предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов России, Украины и Западной Европы. Все они – известные разработчики продукции военного и гражданского назначения.

В дивизионе спецтехники Корпорации #171 УВЗ#187 – предприятия-разработчики и производители изделий для Вооруженных Сил. Они широко известны и признанны не только в России, но и за рубежом.

— Какую продукцию специального назначения представили предприятия Корпорации на RussianExpoArms ?

— На VIII Международной выставке вооружений на нижнетагильском полигоне Старатель Уралтрансмаш представил свою последнюю разработку – модернизированную 152-мм самоходную гаубицу #171 Мста-С#187 (2С19М1) с совершенной системой управления АСУНО. Эта же САУ существует со стволом под 155-мм снаряд НАТО (2С19М1-155). Екатеринбургское предприятие выпускает также гусеничный минный заградитель ГМЗ-3.

#171 Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК#187 выставил в этом году танковый дизельный двигатель В-92С2. Им оснащаются все серийные танки Уралвагонзавода, а также инженерные машины БРЭМ-1, ИМР-3, самоходные гаубицы, колесные и гусеничные шасси.

Завод №9 представил широкой публике одну из новейших артиллерийских систем – гаубицу 2А61, а НПО #171 Электромашина#187 продемонстрировало на выставке АПП-172 – автомат переключения передач для бронетехники. В экспозиции Рубцовского машиностроительного завода, несомненно, привлек внимание лесопожарный агрегат ЛПА-521, позволяющий с высокой эффективностью бороться с огнем на самых сложных участках.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 Уралтрансмаша.

— Главной интригой выставки стал, конечно, модернизированный танк Т-90С. Что вы о нем скажите?

— Да, здесь впервые широкой общественности был представлен модернизированный танк Т-90С. В нем традиционный для российских танков малый вес и габариты сочетаются с мощным вооружением и высокой скоростью движения. Танк снабжен боевым башенным модулем с высокоавтоматизированным комплексом управления вооружением и пушкой 2А46М-5 повышенной точности стрельбы. Входящая в боекомплект управляемая ракета, способна поражать цели на дальности до 5 км, что позволяет говорить о модернизированном Т-90С как о высокоточном оружии. Пулеметная установка танка отличается эффективным поражением неподвижных и движущихся целей в любое время суток на дальностях до 1500 м независимо от положения башни танка. Эксплуатационная скорость движения – не менее 60 км/ч. Конструкторы достигли своей главной цели – повысили боевые и эксплуатационные характеристики, обеспечивающие превосходство над лучшими современными танками.

ГМЗ-3 гусеничный минный заградитель

ГМЗ-3 гусеничный минный заградитель.

ГМЗ-3 («изделие 318») — последний вариант существенной модернизации первой версии ГМЗ («объект 118»), созданной на шасси самоходной АУ СУ-100П. Его задача — механизированная скоростная установка противотанковых противоднищевых (оснащенных только неконтактными взрывателями) и противогусеничных мин на грунт, в грунт (снег) на возможных путях движения бронетанковой техники противника.

Первые варианты ГМЗ были разработаны еще в 1970-х гг. Однако у нее до сих пор нет мировых аналогов. Все минораскладчики, существующие в настоящее время, смонтированы либо на прицепных устройствах, либо производят минирование с предварительным бурением ям под мины, что существенно снижает производительность работ по минированию.

Особенности.

Ввиду низкой эффективности и экономичности (на ГМЗ, ГМЗ-2) на ГМЗ-3 снята термодымовая аппаратура, которая использовалась для постановки дымовой завесы. Вместо нее смонтированы гранатометы «Туча» («изделие 902Б»). В связи с отсутствием необходимости демонтирована система противоатомной защиты.

На ГМЗ-3 установлена спутниковая и инерционная системы навигации, обеспечивающие расчет кратчайшего маршрута от точки привязки до пункта назначения. Реализовано цифровое индексирование в реальном времени фактических коорд и н ат машины, также каждой мины и узловых точек установленного минного поля. Данное техническое нововведение позволяет фиксировать минное поле непосредственно в процессе минирования с параллельным вычерчиванием его контуров на карте. Одновременно осуществляется передача координат в центр боевого управления той части (подразделения), в интересах которой осуществляется минирование.

Новые широкие гусеницы «изделия 318» в совокупности со снижением массы машины позволили получить удельное давление на грунт меньше, чем у танка Т-72. Это положительно сказалось на проходимости машины, особенно на заболоченных участках.

Существует возможность пополнения боекомплекта (неизрасходованных мин) без предварительной разгрузки боевых лотков. На машине установлена аппаратура, позволяющая отключать механизм, автоматически переводящий взрыватели устанавливаемых мин в боевое положение. Благодаря этому новый ГЗМ-3 может использоваться как простой раскладчик мин с любыми типами взрывателей.

В боевое положение их переводят саперы после полного завершения выкладки минного поля. ГЗМ-3 оснащен устройством самоокапывания, благодаря которому может механизированным способом подготовить себе укрытие за 1,5 ч. При работе вручную на это уходило до 20 ч. Иные задачи оно решать не может.

Конструкция.

У «изделия 318» есть моторно-трансмиссионное отделение, вынесенное в переднюю правую часть корпуса. Рядом с ним слева расположено отделение управления, в котором находятся рабочие места командира и механика-водителя. Средняя часть корпуса ГМЗ-3 представляет собой минный отсек. В нем находится кассета с минами, отсчитывающий и выдающий механизмы, другие необходимые специальные системы. Отсек оператора изолирован от отделения управления и расположен в кормовой части машины. Здесь установлена аппаратура управления процессом минирования. Снаружи на отсеке установлено плужно-маскирующее устройство. На подвижном прогоне башенки командира смонтирован пулемет.

Корпус ГЗМ-3 — сварной с противопульным и противоосколочным бронированием.

Принцип работы.

Заградитель способен выкладывать мины непосредственно в грунт или на грунт с шагом минирования, который задает оператор. В первом случае плужное устройство аналогично обычному плугу прорезает грунт. Находящиеся в кассете мины в автоматическом режиме поступают на выдающий механизм, из которого через специальное окно в кормовом листе корпуса ГМЗ поступают на спусковой транспортер. Движение ленты транспортера синхронизировано с движением гусениц заградителя, поэтому изменение скорости движения машины не влияет на точность постановки мин, выставленный шаг сохраняется. Если соответствующий механизм синхронизации не отключен, то на этом этапе мины переводятся в боевое положение. После этого мина идет под грунт, который, проскользив по отвалу, ложится в исходное положение. В результате после заградителя остается только плохо видимый надрез грунта. Толщина слоя, насыпаемого для маскировки мины, при установке в грунт составляет до 12 см, в снег — до 50 см. При выкладывании мин на грунт они маскируются обратными отвалами.

Устройство минирования переводится экипажем в боевой режим в течение 2 мин. Время возврата в транспортное положение несколько выше и составляет 8 мин. Мины закладываются в кассеты через специальные крышевые люки. В настоящее время ГМЗ-3 применяются в основном для установки минных полей в плановом порядке в ближних тылах батальонов и рот.

Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:

Источники: http://www.saper.etel.ru/texnica/gmz.html, http://www.saper.etel.ru/texnica/gmz-3.html, http://www.nationaldefense.ru/includes/periodics/defense//0906/21497299/detail.shtml, http://rus-guns.com/gmz-3-gusenichnyj-minnyj-zagraditel.html

Комментариев пока нет!

informatik-m.ru

ГМЗ-3, гусеничный минный заградитель

  • Новости
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Диверсификация предприятий ОПК
  • Выставки и конференции
  • Безопасность
  • Гражданская авиация
  • Космос
  • Оружие мира
  • История
  • Мнения
  • Политика и общество
  • Техника и вооружение
  • Силовые структуры
  • Сотрудничество
  • Наука и производство
  • Безопасность
  • Оружие мира
  • История
  • Мероприятия
  • Научно-практические конференции МВД России
  • День передовых технологий правоохранительных органов Российской федерации
  • MILEX — 2019
  • Календарь мероприятий
  • Календарь выставок по безопасности
  • Календарь конференций
  • Календарь социально-значимых мероприя
  • www.arms-expo.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *