«Чудо Дюнкерка». Подлинная история событий | История | Общество

Вторая мировая война оставила после себя много тайн и загадок, ответы на которые не получены до сих пор. Одним из спорных вопросов остаётся так называемое «чудо Дюнкерка», о котором историки спорят более семи десятилетий.

После нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 года Великобритания и  Франция, в соответствии с взятыми на себя союзническими обязательствами, объявили войну Третьему рейху.

Однако активные действия прекратились практически сразу. Начался период, вошедший в историю как «странная война»: стороны конфликта, по сути, бездействовали.

Период бездействия завершился 10 мая 1940 года, когда Германия запустила план «Гельб»: план молниеносной войны против Бельгии, Нидерландов и Люкссембурга. «Гельб», в свою очередь, открывал дорогу для плана «Рот»: молниеносного вторжения во Францию в обход мощных укреплений линии Мажино.

«Мы полностью разбиты!»

Немецкое наступление развивалось стремительно. К 14 мая капитулировала Голландия. Бельгия держалась дольше, но её положение быстро стало безнадёжным.

Натиск гитлеровцев привёл к тому, что уже через несколько дней угроза блокады и полного разгрома нависла над французскими войсками и Британскими экспедиционными силами в районе порта Дюнкерк на берегу Ла-Манша.

20 мая 1940 года немецкие танковые соединения прорвались к Абвилю, и войска так называемой Первой группы армий союзников (в общей сложности 10 английских, 18 французских и 12 бельгийских дивизий) оказались отрезаны и прижаты к морю в районе Гравлина, Арраса, Брюгге.

Ещё за два дня до этого командующий британскими войсками в континентальной Европе лорд Горт обратился к премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю с призывом начать эвакуацию.

Черчилль колебался, но через два дня приказ об эвакуации был отдан. Ситуация была поистине катастрофическая. В эти дни премьер-министр Франции Рейно звонил своему коллеге Черчиллю в Лондон и в отчаянии кричал в трубку: «Мы разбиты! Мы полностью разбиты!»

Под ударами немцев были потеряны порты Булонь и Кале. Дюнкерк оставался последней надеждой. Вокруг него скопилась группировка союзных войск численностью свыше 300 тысяч человек.

Операция по эвакуации войск получила название «Динамо».  Командование ей было поручено британскому

контр-адмиралу Бертраму Рамсею.

Для эвакуации собрали всё, что было можно, включая маленькие частные яхты и небольшие рыболовецкие суда. Всего удалось собрать 693 английских и около 250 французских кораблей.

Для того чтобы эвакуация стала возможной, войскам необходимо было во что бы то ни стало удержать фронт против немцев.

Отчаянные контрудары французских войск досаждали немцам, но не могли в корне переменить ситуацию.  Порт Кале был занят немцами 23 мая 1940 года. До Дюнкерка оставалось всего 16 километров.

Британские войска выходят на пляж в Дюнкерке, чтобы дождаться эвакуации. Фото: Commons.wikimedia.org

Танкам приказано остановиться

Французы и англичане предпринимали всё новые контратаки, но немецкие «клещи» продолжали сжиматься.

Британское командование, оценивая ситуацию, прогнозировало, что при благоприятном стечении обстоятельств может быть спасено не более 45 тысяч солдат и офицеров.

Немецкие танковые части готовились к последнему броску на Дюнкерк, когда 24 мая ими был получен приказ Гитлера: дивизиям, наступавшим вдоль побережья Ла-Манша, остановить наступление на рубеже канала Аа и отвести назад части, продвинувшиеся на Азбрук. Гитлер приказал «не приближаться к Дюнкерку ближе чем на 10 км» и не использовать против блокированной группировки танки.

Это был очень нелогичный приказ, который привёл в недоумение немецкий генералитет. А ещё более странным оказалось то, что приказ войскам остановиться, не доходя до Дюнкерка, был передан незашифрованным, благодаря чему стал известен англичанам.

Спасательные шлюпки с британскими войсками. Фото: Commons.wikimedia.org

«Многие тысячи солдат противника у нас под носом бегут в Англию»

26 мая 1940 года эвакуация англо-французских сил началась. Людей принимали на борт не только в самом порту Дюнкерка, но и на прилегающих пляжах, где для малых судов создали причалы из загнанных в воду грузовиков.

Немцы атаковали  суда и войска на берегу при помощи артиллерии и авиации, но сорвать эвакуацию таким образом не получалось. Британские истребители с противником справлялись довольно успешно.

Немецкий генерал Франц Гальдер 30 мая 1940 года в своём дневнике писал: «Мы потеряли время, поэтому кольцо вокруг французов и англичан было замкнуто медленнее, чем это было возможно. Главное состоит в том, что вследствие остановки механизированных соединений кольцо не замкнулось на побережье, и теперь приходится лишь созерцать, как многие тысячи солдат противника у нас под носом бегут в Англию».

Рубежи обороны вокруг Дюнкерка французы и англичане защищали упорно. Немцы же — по инициативе Гитлера — были лишены возможности воспользоваться своим главным оружием: танковыми соединениями.

В результате гитлеровцам оставалось только наблюдать, как всё новые и новые корабли увозят окружённых.

Французский эсминец Bourrasque, загруженный войсками. Фото: Commons.wikimedia.org

337 тысяч спасённых

«Морской мост» действовал с 26 мая по 4 июня 1940 года. За это время из Дюнкерка были эвакуированы свыше 338 тысяч человек, из которых более 337 тысяч добрались до английского берега.

Был спасён почти весь экспедиционный корпус Великобритании, более 90 тысяч французских военнослужащих, а также бельгийцы и солдаты других стран союзной коалиции.

Потери пришлись прежде всего на технику, которую пришлось бросить практически всю. Было оставлено 2472 артиллерийских орудия, почти 65 тысяч автомашин, 20 тысяч мотоциклов, 68 тысяч тонн боеприпасов, 147 тысяч тонн топлива, 377 тысяч тонн снаряжения и военного имущества, 8 тысяч пулемётов и около 90 тысяч винтовок, в том числе всё тяжёлое вооружение и транспорт 9 английских дивизий.

Но всё это не шло ни в какое сравнение со спасением людей. «Чудо Дюнкерка» стало своеобразной компенсацией за военную катастрофу во Франции. Англичанам удалось сохранить боеспособную армию, что делало возможным продолжение войны. Операция по эвакуации подняла боевой дух в Великобритании, что имело большое значение для дальнейших событий.

Британские корабли спасают войска союзников под немецким огнём. Фото: Commons.wikimedia.org

Широкий жест Гитлера

Не умаляя мастерство и мужество тех, кто проводил операцию по эвакуации, и стойкость защитников Дюнкерка (15 тысяч французов, прикрывавших порт и не успевших эвакуироваться, были взяты в плен), надо признать, что без приказа Гитлера об остановке немецких танков «чудо» могло и не состояться.

Но почему Гитлер отдал такой приказ?

Версий существует несколько: переоценка возможностей люфтваффе, опасение насчёт контрудара из района Парижа, нежелание понести большие потери. Но чрезмерная осторожность нехарактерна для Гитлера, которому были присущи авантюрные черты. К тому же в этот момент дела у гитлеровцев шли как нельзя лучше, и вероятность того, что немецкие танки сбросят французов и англичан в море, представлялась значительно выше, чем возможность серьёзной военной неудачи.

Решение Гитлера вполне могло быть политическим шагом. Останавливая наступление и передавая приказ так, чтобы о нём гарантированно узнали англичане, лидер нацистов  показывал, что истребления британцев не желает и дорога домой для них открыта.

Высадка в Дувре войск, эвакуированных из Дюнкерка. Фото: Commons.wikimedia.org

«Почётный мир» Британия не приняла

К чему такой широкий жест? К тому времени было очевидно, что Франция разбита и её капитуляция — вопрос ближайшего времени. По сути, Великобритания, загнанная к себе на острова, оставалась в войне против Германии одна.

Но, несмотря на планировавшуюся немецкими стратегами высадку в Англии, Гитлер вторгаться на Туманный Альбион не хотел.

«Жизненное пространство», завоевание которого составляло важнейшую часть идей Гитлера, лежало не на Западе, а на Востоке. Война с Советским Союзом была неизбежна, и для подготовки к ней Гитлер хотел бы избавиться от угрозы «войны на два фронта». С поражением Франции она серьёзно уменьшалась, но не исчезала полностью.

Давая возможность англичанам уйти из Дюнкерка, Гитлер пытался создать условия для «почётного мира», которым хотел завершить войну на Западе. В своих речах летом 1940 года Гитлер открыто говорил, что причин для продолжения войны между Германией и Великобританией нет, и призывал сесть за стол переговоров.

Вождь нацистов прекрасно знал, что в Англии немало его поклонников, а также тех, кто с удовольствием прекратил бы войну.

Но премьер-министр Уинстон Черчилль к таким не принадлежал. Великобритания отказалась от предложений фюрера, решив продолжить борьбу.

А войска, спасённые в Дюнкерке, ей в в этом очень помогли.

Памятник в Дувре. Фото: Commons.wikimedia.org

www.aif.ru

На последнем берегу. Эвакуация союзников из Дюнкерка

Немецкое наступление во Франции оказалось столь стремительным и мощным, что для противостоящей стороны это оказалось совершенно деморализующим сюрпризом. Британский экспедиционный корпус оказался не готов к войне нового типа, поэтому, невзирая на существенную численность и приличное техническое оснащение, он терпел поражение за поражением. Это не могло в итоге не привести к катастрофе — по мере продвижения немцев к Ла-Маншу панические настроения среди личного состава корпуса нарастали, и в конце мая 1940 года плотина рухнула. Британцы начали движение к спасительному проливу, за которым их ждали родные берега. Отступление было беспорядочным — дороги, забитые вперемешку беженцами и бегущими войсками, брошенный по обочинам транспорт. Офицеры, бросившие свои части, бежали первыми, невзирая на прямой приказ до последнего оставаться на посту. Стало понятно, что то, что нельзя остановить, придётся возглавить — и был отдан приказ об организации эвакуации британских военнослужащих и их союзников из зоны боевых действий. Сначала речь шла только о вывозе вспомогательного персонала, но быстро стало ясно, что эвакуировать придётся всех.

Отступление к побережью, май 1940 г.

Приготовления к эвакуации начались 20 мая. Командующим был назначен вице-адмирал Бертрам Рэмси (в некоторых источниках фамилию транскрибируют как Рамсей). Сама эвакуация получила название "операция «Динамо»" в честь генератора (динамо-машины) Дуврского замка — именно в генераторной Рэмси составил план операции и обсудил его с Черчиллем, оттуда же он ей и командовал.

Вице-адмирал Бертрам Рэмси на своём командном пункте в Дувре

Одной из загадок битвы при Дюнкерке остаётся приказ, отданный Гитлером — приказ об остановке наступления, который дал британцам время на проведение операции «Динамо». Не дойдя буквально нескольких километров, немецкие наземные войска остановились и заняли оборону, прижав остатки английских войск (совместно с некоторым количеством французских) к берегу в районе города Дюнкерк. Огромная масса солдат оказалась запертой в городе и на прилегающих к нему песчаных пляжах. Отдельные исследователи даже высказывают гипотезу о том, что фюрер специально приостановил карающий меч, чтобы не слишком настраивать против себя британцев — мол, цивилизованные белые люди же, не низшая раса. Однако вероятность справедливости подобной трактовки крайне мала. По крайней мере, жалеть англичан точно никто не собирался, так как окружённых на протяжении всей эвакуации непрерывно бомбили. В первый же день массированным налётом был уничтожен дюнкеркский порт. Значительная часть бомб попала и на город — число жертв среди мирных жителей, согласно некоторым источникам, достигало тысячи человек, около трети от всего оставшегося на тот момент в городе населения. Городской водопровод был повреждён бомбами, что сделало невозможным тушение пожаров, и Дюнкерк выгорел практически полностью. Скопившихся на пляжах солдат немцы бомбили и расстреливали из бортовых пулемётов. Британская авиация оказывала максимально возможную помощь — только за первый день прибывшей с противоположного берега «кавалерией» было сбито 38 немецких самолётов. Всего за время эвакуации британцы смогли уничтожить 145 вражеских самолётов ценой потери 156 своих, ещё 35 немецких самолётов было уничтожено зенитной артиллерией с кораблей.

Британские моряки наблюдают за пожарами на французском берегу

Наиболее вероятной причиной остановки немецких войск в настоящее время считается желание избежать лишних потерь. Загнанные в угол французы и британцы явно собирались отчаянно сопротивляться до последнего, Геринг же обещал расправиться с окруженцами исключительно при помощи ударов с воздуха, и эта перспектива показалась фюреру заманчивой. Впоследствии Гудериан и Манштейн считали приказ об остановке наступления одной из наиболее критичных ошибок Гитлера, а Рундштедт называл его «одним из ключевых моментов войны».

Бойцы в ожидании эвакуаци

Как бы то ни было, передышка оказалась для англичан спасительной. Эвакуацию начали 27 мая — для неё к побережью возле Дюнкерка было подведён британский лёгкий крейсер «Калькутта», восемь эсминцев и двадцать шесть транспортных судов. Проблема была в том, что берег в том месте пологий и песчаный, поэтому отмели простираются на большие расстояния под водой, делая невозможным подход крупных кораблей непосредственно к линии прибоя. Для перевозки людей с пляжей на корабли Адмиралтейство буквально прочесало все окрестные британские порты, отмобилизовав все малые суда, до каких только смогли дотянуться. Это был самый пёстрый и разнообразный флот, какой только можно себе представить — в него входили и прогулочные катера, и портовые буксиры, и рыболовецкие лодки, и даже личные парусные яхты. Впрочем, как быстро выяснилось, отмели не позволяли подойти к берегу даже этим небольшим судам.

Гражданские катера и яхты выдвигаются для оказания помощи в эвакуации

Солдатам приходилось несколько сот метров идти от линии прибоя вброд, иногда до штормтрапа катера они добирались по шею в воде. Для борьбы с подобными затруднениями офицеры на местах прибегали к различным ухищрениям. Например, во время отлива выгоняли на обнажившееся дно автомобили, выстраивая их в цепочку, направленную к морю, и укладывая на их крыши наспех сколоченные деревянные мостки. В порту Дюнкерка причалы были разрушены немецкими бомбардировщиками, но уцелели два бетонных мола, каждый из которых выдавался в море больше, чем на километр — их и стали использовать для погрузки.

Погрузка на катер

Ото дня ко дню количество задействованных в операции кораблей и судов росло — всего в «Динамо» приняли участие 693 британских плавсредства. В это число входили упомянутый ранее крейсер «Калькутта», 39 эсминцев, 36 тральщиков, 13 торпедных катеров и охотников, 9 канонерских лодок. Малых судов (без учёта шлюпок и катеров, принадлежащих большим кораблям и судам) было 311. Помимо этого, помощь в эвакуации оказывали и корабли иных союзников (в основном французские) — их насчитывалось 168, в том числе 49 боевых. Занимать внутренние помещения на кораблях солдаты по большей части отказывались из страха не успеть выбраться, если корабль начнёт тонуть, поэтому занимали палубы и надстройки, набиваясь, в самом буквальном смысле, как сельди в бочку. Там, где солдаты добирались до кораблей на лодках, они нередко бросали лодку, достигнув цели. Никто не хотел возвращаться на берег даже ненадолго — поэтому оставшимся на пляже приходилось ждать, пока пустую лодку прибьёт к берегу ветром. Из-за описанных выше затруднений с погрузкой практически всё тяжёлое имущество было оставлено на берегу. Фактически, солдаты не брали с собой ничего, кроме одежды — многие бросали даже оружие и ранцы с личными вещами. Всего британцами было оставлено 455 танков, более 80 тысяч автомобилей, мотоциклов и другой техники, две с половиной тысячи пушек, 68 тысяч тонн боеприпасов, 147 тысяч тонн горючего и 377 тысяч тонн прочих припасов.

Британские солдаты ведут огонь по немецким самолётам, бомбящим пляж

Загруженные корабли, покидавшие Дюнкерк, шли к Британским островам тремя маршрутами, носившими условные обозначения «X», «Y» и «Z». Самым коротким был маршрут «Z» (всего 72 км), корабли преодолевали его в среднем за два часа, но он пролегал вдоль французского берега, и следовавшие им корабли на протяжении значительной части пути подвергались обстрелу немецкой артиллерии с суши. Маршрут «X» был самым безопасным, хотя и заметно длиннее (105 км), однако он пролегал в непосредственной близости от ряда мелей и минных полей, из-за чего не мог использоваться ночью. Маршрут «Y» был самым длинным (161 км, четыре часа пути) — он проходил в стороне от мин и пушек, но следовавшие им корабли постоянно подвергались атакам немецкого флота и авиации. Всего было потеряно более четверти кораблей из участвовавших в эвакуации — 243 из 861.

Французский эсминец Borrasque тонет, подорвавшись на мине. На палубе видны эвакуируемые солдаты

Первоначально предполагалось, что затишье в немецком наступлении продлится не более сорока восьми часов. За это время планировалось спасти 45 тысяч человек. Фактически план был сорван (в первый день было вывезено чуть более семи с половиной тысяч человек, во второй — немногим менее восемнадцати тысяч, то есть суммарно около 25 тысяч вместо запланированных сорока пяти), но немцы продолжали стоять на месте, атакуя союзников лишь с воздуха, и эвакуация постепенно набрала обороты — 29 мая было вывезено более 47 тысяч человек за один день, за последующие два дня эвакуировались более 120 тысяч человек.

Британские солдаты грузятся на корабль Эвакуация

31 мая немцы нажали, и «дюнкеркский карман» существенно сжался. 1 июня было эвакуировано 64 тысячи человек. 2 июня отбыли британские силы прикрытия, оборонявшие Дюнкерк. На континенте остались лишь французы — их тоже вывозили, но не в первую очередь. 3 июня воздушные налёты стали гораздо интенсивнее, и дневные рейсы пришлось прекратить. В ночь с третьего на четвёртое удалось эвакуировать около 53 тысяч союзных бойцов, но четвёртого немцы, наконец, пошли в наступление, и операцию пришлось завершить. Последний корабль, британский эсминец «Сикарий», покинул французский берег в 3:40 утра 4 июня с приблизительно девятью сотнями эвакуированных на борту. Две французских дивизии, оставленные прикрывать периметр, были брошены на произвол судьбы и вынуждены были сдаться.

Оставленные британскими солдатами винтовки на пляже Дюнкерка Французские каски, брошенные на берегу Брошенная техника на пляжах Дюнкерка Немецкий солдат осматривает рассортированные трофеи

Итогом операции «Динамо» стало спасение более чем трети миллиона солдат и офицеров – то есть, фактически, всего Британского экспедиционного корпуса во Франции (его общая численность составляла около 400 тысяч человек). Утрата практически всей техники и значительного числа вооружения, конечно, сильно ударила по боеспособности британской армии, но сохранение большой массы личного состава – кадрового, обученного, слаженного и, самое главное, обладающего реальным боевым опытом – практически полностью это компенсировало. Вдобавок, не стоит и упоминать о том, какое мощное воздействие было оказано на моральное состояние населения Великобритании. Парни вернулись домой целыми и невредимыми, а не сгинули бесславно на чужой стороне – на этом фоне и потеря танков с пушками воспринималась как досадная мелочь. Танков, мол, можно и новых наделать. Поскольку предшествующие эвакуации разгром и паническое бегство британскими СМИ, по понятным причинам, не освещались, произошедшее имело в глазах гражданских героический оттенок. Дескать, пострадали от врага, но не дали себя убить и в плен не сдались, так что позже смогут вернуться и как следует отомстить. В оборот английского разговорного языка даже вошло выражение «дюнкеркские настроения» («Dunkirk spirit»), обозначающее единодушное сплочение народа перед лицом страшной угрозы. Неизвестно, возникло ли оно естественным образом или было привнесено пропагандой, но в словарях значится.

Эвакуировавшихся солдат встречают на родине

Об эвакуации британцы помнят до сих пор, именуя её «Чудом при Дюнкерке». В её память был учреждён специальный «дюнкеркский» флаг, право поднимать который имеют только гражданские суда, участвовавшие в операции «Динамо». Таковых до сегодняшнего дня дожило несколько десятков, они регулярно принимают участие в торжествах, посвящённых годовщинам эвакуации.

"Дюнкеркский флаг"

warspot.ru

Дюнкеркская операция - 1939-1945 гг.

 

 20 мая 1940 года британское правительство приняло решение о проведении беспрецедентной  операции по эвакуации британского экспедиционного корпуса с территории Франции. Операция получила кодовое название «Динамо». На момент принятия решения на вытянутом участке суши длиной 50 км и шириной 20 км в районе французского города Дюнкерк десять английских дивизий оказались заблокированы немецкими войсками. Кроме них в котёл угодило 18 французских и 12 бельгийских дивизий. Всего прижатыми к морю оказались около полумиллиона человек.

 Плачевное положение союзнических войск было результатом молниеносной войны, развязанной немцами с целью захвата европейских государств. В результате немецкого «блицкрига» немцы смогли в кратчайшие сроки оккупировать Норвегию, Данию, Бельгию, Нидерланды, Францию и Люксембург. Германские танковые армии внезапными концентрированными ударами взламывали оборону противника  и выходили на оперативный простор, разрушая систему управления, связь и снабжение, сея панику и смерть.

  Командование союзнической армии оказалось не готово к новым методам ведения войны. 1300 танков генерал-полковника Гудериана и командующего танковой армией Пауля Людвига Эвальда фон Клейста, прорвав оборону французов, как нож в масло вошли клиньями в оборону французов и вышли 20 мая 1940 года к проливу Ла-Манш. Деморализованные союзнические войска колоннами отступали к побережью, оставляя противнику в качестве трофеев тяжелую технику.

 Положение союзников усугубила капитуляция бельгийской армии под командованием короля Леопольда, подписанная 28 мая. Размер удерживаемого плацдарма неуклонно уменьшался. Казалось, что окруженные войска обречены на истребление и позорный плен. Перелом в трагическую ситуацию внес приказ Гитлера, остановивший наступление танковых дивизий на рубеже канала Аа – фактически немецким войскам было запрещено приближаться к Дюнкерку ближе чем на 10 км. Причина отдачи Гитлером столь странного распоряжения до сих пор не установлена. Можно только констатировать, что этот приказ позволил англичанам закрепиться в Дюнкерке и, в итоге, эвакуировать морем сотни тысяч военнослужащих. Наступление немецких танковых дивизий было возобновлено лишь 27 мая.

 Приказ об эвакуации британский корпус получил 26 мая. Первоначально британское командование рассчитывало, что сможет спасти не более 45 тысяч окруженных и что отведено ему на это не более двух суток. В действительности операция растянулась до 4 июня, и эвакуировано было более 300 тысяч человек.

  Эвакуация осуществлялась рассредоточенно, в условиях постоянно атакующей авиации противника и артиллерийских обстрелов. Эвакуировать приходилось в условиях постоянного боеконтакта арьергарда союзников с частями вермахта. Теснимые немцами, союзнические части ожесточенно сражались, изредка совершая контратаки и даже отбрасывая противника назад. Постепенно части, находящиеся в соприкосновении с противником, отправлялись на берег для эвакуации, а немцы накатывались на следующий рубеж обороны.

 Отправка на берег отнюдь не означала попадания в спокойный тыл – тысячи солдат на пляже подвергались непрерывному артиллерийскому и миномётному обстрелу. Немецкие пилоты как в тире, заход за заходом, расстреливали союзнических солдат из пулеметов. Противопоставить им было нечего – вся зенитная артиллерия была брошена при отступлении. Огонь по самолетам вели из винтовок и ручных пулеметов. Летчики королевских военно-воздушных сил прилагали нечеловеческие усилия для спасения своих соотечественников – было совершено 2739 самолетовылетов, сбито более ста немецких самолетов.

  Погрузка войск на суда осуществлялась как в порту Дюнкерка, так и с нескольких импровизированных причалов, сооруженных на побережье из колонн автомашин, загнанных в воду. Кроме того, солдаты добирались до мелких кораблей и катеров, подходивших к побережью на лодках, спасательных шлюпках и самодельных плавсредствах.

 Всего в дюнкеркской операции принимало участие 860 судов различного водоизмещения – как гражданских, так и военных. В том числе в операции участвовали сотни кораблей, катеров и иных судов, предоставленных частными лицами и компаниями в ответ на призыв британского правительства принять участие в эвакуации войск.

  2 июня последние британские части были погружены на эвакуационные суда. В ночь с 3 на 4 июня на берегу собралась огромная толпа французских военных, надеявшихся любой ценой попасть на борт последних судов, уходящих в Англию. Эвакуировать удалось 56 тысяч. А уже 4 июня немцы прорвались на пляж и стали расстреливать корабли прямой наводкой. Продолжение операции было невозможно. Эсминец «Шикари», последним покидавший Дюнкерк, провожали глазами десятки тысяч оставленных на берегу французских солдат. Дюнкерк пал.

 В ходе операции «Динамо» было потеряно около четверти кораблей и судов, участвовавших в эвакуации. Большинство уцелевших судов было повреждено. В плен попало около 50 тысяч французских военных, в том числе 15 тысяч французов, до последнего прикрывавших эвакуацию. Погибло и пропало без вести около 2 тысяч солдат и моряков союзников. Более 60 тысяч человек из состава четырехсоттысячного британского экспедиционного корпуса были потеряны убитыми и пленными. Немцам досталось практически всё тяжелое вооружение, техника и снаряжение корпуса.

  Однако, несмотря на чудовищные потери, была достигнута главная цель – удалось сохранить жизни большинства солдат корпуса, ставших в дальнейшем основой союзнических войск.

  История Дюнкеркской катастрофы была не раз экранизирована. Последняя экранизация – фильм «Дюнкерк» - вышла на экраны в 2017 году.

onhistory.ru

Дюнкеркская операция — Википедия

Дюнке́ркская эвакуа́ция, кодовое наименование опера́ция «Дина́мо» (англ. Operation Dynamo) — операция в ходе Французской кампании Второй мировой войны по эвакуации морем английских, французских и бельгийских частей, блокированных у города Дюнкерк немецкими войсками после Дюнкеркской битвы.

Предыстория

После прорыва линии Мажино 10 мая 1940 года и капитуляции Нидерландов 14 мая немецкое командование развило свой успех. Части Британских экспедиционных сил под командованием лорда Джона Горта, французские части и соединения, входившие в 16-й корпус, и остатки бельгийских войск оказались блокированными в районе города Дюнкерк.

18 мая 1940 года командующий британскими войсками лорд Горт впервые открыто предложил рассмотреть вопрос эвакуации союзных войск на Британские острова[4].

После того как 20 мая 1940 года немецкие танковые соединения прорвались к Абвилю, войска 1-й группы армий союзников (в общей сложности, 10 английских, 18 французских и 12 бельгийских дивизий) оказались отрезаны и прижаты к морю в районе Гравлин, Аррас, Брюгге. С юга и юго-запада против них действовали войска немецкой группы армий «А» под командованием генерал-полковника Герда фон Рундштедта (танковая группа Э. Клейста, танковая группа Г. Гота и 4-я армия вермахта), с востока и юго-востока — войска немецкой группы армий «Б» под командованием генерал-полковника В. Лееба (части 18-й и 6-й армий)[5].

Кабинет Черчилля и Британское Адмиралтейство решили эвакуировать части британского экспедиционного корпуса на Британские острова.

Ход операции

20 мая британское правительство начало собирать корабли и суда, которые были способны принять участие в эвакуации (см. Маленькие корабли Дюнкерка)[6]. Для эвакуации командование союзников мобилизовало все имевшиеся в наличии корабли военно-морского и торгового флотов: 693 английских и около 250 французских[3]. Планировал и руководил операцией контр-адмирал Бертрам Рамсей.

21 мая 1940 года 19-й корпус вермахта получил приказ перейти в наступление с целью овладеть портами на Ла-Манше[7]. В этот же день, во второй половине дня, британские войска предприняли контратаку против немецких частей в районе к югу от Арраса[6], в контратаке участвовали ограниченные силы (один пехотный полк и два танковых батальона). Подразделения 4-й армии вермахта при поддержке штурмовой авиации ликвидировали угрозу[4], однако немецкие войска были отброшены на несколько километров к югу.

В ночь на 22 мая 1940 в контратаку перешли две французские дивизии, но из-за отсутствия координации действий между союзниками к этому времени английское командование уже остановило продвижение и дало приказ своим войскам отойти. Контратака, получившая название «Кризис под Аррасом», вызвала переполох у немецкого командования.[8] В 1945 году Рундштедт писал: «Критический момент наступления возник как раз в то время, когда мои войска достигли Ла-Манша. Это был контрудар английских войск, нанесённый 21 мая к югу от Арраса. В течение короткого времени мы опасались, что наши танковые дивизии будут отрезаны, прежде чем успеют подойти на помощь пехотные дивизии. Ни одна из французских контратак не представляла такой серьёзной угрозы, как эта»[9][10].

22 мая 1940 года части танковой группы Клейста заняли Булонь[11]. В этот же день английское военно-морское министерство реквизировало 40 голландских шхун, находившихся в английских портах, с целью использовать их для эвакуации войск с континента[12].

Как отмечал в воспоминаниях командующий 19-м армейским корпусом генерал Г. Гудериан, в течение этого дня в боях под Девром, Саме и южнее Булони военнослужащие корпуса сталкивались не только с англо-французскими войсками, но и с подразделениями бельгийских и голландских войск[13].

23 мая 1940 года немецкие части вышли к порту Кале и оказались в 16 километрах от Дюнкерка[11].

В ночь с 23 на 24 мая 1940 года 9-я рота полка «Der Führer» 2-й танковой дивизии СС, выдвинувшаяся в район Байёля для охраны переправ, была атакована силами противника численностью до батальона пехоты при поддержке танков, которые прорвались через оборонительные позиции роты. Одновременно французские танки атаковали позиции 7-й роты полка. На помощь 9-й роте в бой под Сент-Илером были брошены резервы 9-й роты, а также один пулемётный взвод из состава 12-й роты и один противотанковый взвод из состава 14-й роты полка «Der Führer»[14].

24 мая Гитлер отдал приказ немецким танковым дивизиям, наступавшим вдоль побережья Ла-Манша, остановить наступление на рубеже канала Аа и отвести назад части, продвинувшиеся на Азбрук. Дальнейшее продвижение разрешалось только частям, выполнявшим задачи по разведке и охранению[4]. В результате немецкие части остановились на рубеже Бетюн — Сент-Омер — Гравлин[5]. Гитлер приказал «не приближаться к Дюнкерку ближе чем на 10 км» и не использовать против блокированной группировки танки, поэтому Рундштедт, стараясь воспрепятствовать эвакуации, но не нарушить полученный приказ фюрера, отдал немецким войскам приказ использовать для обстрела позиций противника артиллерию среднего калибра[15].
В этот же день, в 11 часов 42 минуты, незашифрованное сообщение, в котором немецкое военное командование приказало войскам остановиться на линии Дюнкерк — Азбрук — Мервилль, было перехвачено английской службой радиоперехвата[16].

Тем не менее, 24 мая по приказу командира дивизии СС «Адольф Гитлер» военнослужащие дивизии переправились через канал Аа и взяли высоту Монваттан на противоположном берегу, которая обеспечивала господство над равнинной местностью (развалины средневекового замка на вершине позволяли превратить её в опорный пункт)[17].

Вечером 26 мая британский экспедиционный корпус получил приказ об эвакуации. Непосредственно перед началом операции правительство Великобритании обратилось ко всем владельцам частных кораблей, катеров и иных судов с призывом принять участие в эвакуации войск[6].

27—28 мая полк «Der Führer» 2-й танковой дивизии СС вёл бои с подразделениями британских войск в районе леса Ньеп за переправу через реку Лис. Боевые действия носили ожесточённый характер и доходили до рукопашных схваток, лесной массив Ньеп был занят немцами только к вечеру 28 мая.[14]

28 мая 1940 года бельгийский король Леопольд III подписал акт о капитуляции Бельгии. Капитуляция бельгийских войск высвободила немецкие воинские части и осложнила положение англо-французских войск, блокированных в районе Дюнкерка[11].

Эвакуация из района Дюнкерка проходила рассредоточенно, под непрерывным огнём артиллерии и постоянными бомбардировками противника. Особо массированные налёты начинались после отхода на заправку английских истребителей, прикрывавших побережье. При сужении кольца окружения огонь вёлся и из стрелкового оружия, в первую очередь из пулемётов[18]. Погрузка войск на крупные корабли британского военно-морского и торгового флота проходила в порту Дюнкерка, однако войска на побережье создали нескольких импровизированных причалов из загнанных в воду колонн автомашин, к которым могли швартоваться небольшие корабли британского вспомогательного флота. Кроме того, под прикрытием кораблей британского военно-морского флота мелкие корабли и катера подходили к побережью, и солдаты добирались до них на лодках, спасательных шлюпках и самостоятельно изготовленных плавсредствах[6].

Боевые действия велись в условиях сильно пересечённой местности среди многочисленных каналов, английские войска удерживали восточную часть фронта, французские — западную; по мере эвакуации войск передовые части выходили из соприкосновения с противником и отправлялись на берег для погрузки, на следующем рубеже обороны противника встречали новые части арьергарда. Немцы постоянно атаковали, но несли тяжёлые потери и продвигались чрезвычайно медленно. Иногда союзные войска контратаковали и отбрасывали их на исходные позиции[18].

Самолёты немецких военно-воздушных сил не сумели достичь превосходства в воздухе и сорвать эвакуацию войск союзников по ряду причин, среди которых:

  • переоценка командованием люфтваффе сил и возможностей немецкой авиации[6] (генерал А. Кессельринг отмечал, что при постановке задачи Геринг не учитывал степень усталости лётчиков люфтваффе, которые в течение почти трёх недель участвовали в боевых действиях[19]), а также недостаточный учёт местных особенностей театра военных действий:
    • так, при бомбардировке побережья поражающее действие немецких авиабомб оказалось снижено в результате низкой плотности морского песка[6];
  • активное противодействие со стороны истребительной авиации противника в период проведения операции (только самолёты английских военно-воздушных сил выполнили 2739 самолёто-вылетов над зоной эвакуации)[20];
    • в частности, активные действия английских истребителей Supermarine Spitfire, затруднившие люфтваффе выполнение поставленных перед ними задач[19]
  • сохранявшаяся в течение нескольких дней плохая погода, которая не препятствовала эвакуации, но затрудняла действия авиации[19][20].

Результаты

По официальным данным военно-морского министерства Великобритании, в ходе операции «Динамо» (в период с 26 мая по 4 июня 1940 года) с французского побережья в районе Дюнкерка было эвакуировано в общей сложности 338 226 военнослужащих союзников[6][21]. Из этого количества до начала операции «Динамо» из района Дюнкерка на Британские острова было эвакуировано 59,3 тысяч британских военнослужащих[5], в ходе операции «Динамо» были вывезены ещё 139,8 тыс. англичан[5] и 139 тысяч военнослужащих стран-союзников[5] (около 90 тысяч французов[6], а также бельгийцы и военнослужащие других союзных стран).

Некоторое количество военнослужащих погибло в ходе транспортировки.

На Британские острова из Франции прибыло 337 131 человек[15]. Дюнкеркская операция позволила сохранить кадровую британскую армию, получившую при этом бесценный боевой опыт, хотя армия и лишилась практически всего тяжёлого вооружения. Был сохранён весь личный состав, ставший в дальнейшем основой войск союзников. Английское командование перед началом эвакуации рассчитывало, что сможет спасти всего около 45 тысяч человек, но в ходе упорных боёв британские вооружённые силы продемонстрировали высокий боевой дух и профессионализм. Английский народ показал свою решимость продолжать борьбу и готовность к самопожертвованию — около половины войск были спасены гражданским населением, рыбаками, паромщиками, владельцами яхт, катеров и другими, откликнувшимися на призыв британских властей. Наравне с англичанами также действовали многие французы, бельгийцы и другие союзники, те, кто не поддался панике и не был заражён пораженческими настроениями. Многие из них в дальнейшем продолжили сражаться в составе как британских вооружённых сил, так и в военных формированиях, таких как «Свободная Франция», решивших, несмотря на капитуляцию своих правительств, продолжать борьбу[9][22][23].

Потери

Антигитлеровская коалиция

При эвакуации личного состава английских, французских и бельгийских войск в районе Дюнкерка было брошено практически всё тяжёлое вооружение, техника и снаряжение. В общей сложности, было оставлено 2472 артиллерийских орудий, почти 65 тысяч автомашин, 20 тысяч мотоциклов, 68 тысяч тонн боеприпасов, 147 тысяч тонн топлива и 377 тысяч тонн снаряжения и военного имущества[24], 8 тысяч пулемётов и около 90 тысяч винтовок, в том числе всё тяжёлое вооружение и транспорт 9 английских дивизий.[11][25] Потери королевских военно-воздушных сил, прикрывавших эвакуацию, составили 106 самолетов. В ходе операции и при транспортировке в Англию погибло и пропало без вести около 2 тысяч солдат и моряков союзников[6][26][26][26].

В ходе боёв с немецкими войсками во время проведения операции «Динамо» и после её окончания в районе Дюнкерка были пленены в общей сложности 50 тысяч военнослужащих французской армии[27]. Несмотря на то, что английский военно-морской флот до последней возможности не прекращал эвакуацию и успел вывезти более 26 тысяч французов[23], около 15 тысяч военнослужащих французской армии попали в плен к немцам, когда прикрывали последний этап эвакуации, будучи в арьергарде эвакуирующихся войск. Впоследствии немецкая пропаганда использовала этот эпизод для разжигания антибританских настроений среди французов[28].

В ходе операции были потеряны более четверти участвовавших в эвакуации кораблей и судов[6] (224 английских[3][26] и около 60 французских[3] судов), в том числе 6[26][29]эсминцев английского военно-морского флота и 3 французских ВМС. Значительное количество кораблей получили повреждения[3] (в том числе, 19[29] или 23[6] корабля английского военно-морского флота).

Третий рейх

Германские войска потеряли 140 самолётов в воздушных боях и от огня зенитной артиллерии[3][26].

Людские потери составили 8,2 тысячи человек.

Причины остановки наступления немцев

Об истинных причинах остановки немецкого наступления по приказу Гитлера военные историки спорят и по сей день. Были выдвинуты предположения, объясняющие это решение:

  • Гитлер стремился избежать дополнительных потерь в танковых частях, которые должны были вновь вступить в бои против французских войск во второй фазе французской кампании[4]. При этом командующий 19-м армейским корпусом генерал Г. Гудериан (непосредственно участвовавший в операции по окружению англо-французских войск в районе Дюнкерка) считал, что «нервозность» Гитлера по этому вопросу являлась необоснованной, и что немецкие войска могли бы уничтожить блокированную группировку[30].
  • начальник генерального штаба сухопутных войск Ф. Гальдер не рекомендовал атаковать плацдарм, предупреждая об опасности возможной контратаки французских войск из района Парижа[26].
  • переоценка возможностей ВВС — шеф люфтваффе Геринг обещал фюреру, что сможет легко предотвратить эвакуацию с помощью ВВС, а танкам необходимо повернуть на юг и завершить кампанию против Франции.
  • Гитлер надеялся заключить с Британией мир на выгодных условиях и намеренно помешал ликвидации войск, что должно было облегчить ему эту задачу.
  • Гитлер или представители командования вермахта опасались наступления французских войск на других участках фронта и предпочли уменьшить потери от наступления на позиции противника[31].

Объективно стоит отметить — после войны многие немецкие генералы стремились переложить ответственность за свои неудачи на Гитлера. Однако по всей имеющейся информации можно сделать вывод: генеральный штаб и большинство участвовавших в кампании военачальников опасались контрнаступления французской армии из района Парижа и встречного удара с побережья британских экспедиционных сил.

Ещё одна причина остановки наступления: потери в танках и пехоте, достигавшие к этому моменту от 30 до 50 %. Отсюда опасения немецкого командования полностью потерять танковые войска при попытке атаковать отрезанных союзников — в таком случае продолжение войны на континенте против французской армии, тогда ещё далеко не обескровленной, стало бы невозможным. Только после того, как части вермахта были усилены подтянутой пехотой и артиллерией, и стало окончательно ясно, что французская армия дезорганизована, наступление немецких войск было возобновлено[18][32][33].

В любом случае, приказ о ликвидации окружённой группировки был отдан поздно, союзные войска успели укрепить свои позиции и провести эвакуацию, силы люфтваффе не справились с задачей им помешать, а англичане воспрянули духом благодаря «чуду Дюнкерка» и только укрепились в решимости продолжать войну[31].

Отражение в культуре и искусстве

См. также

Примечания

  1. ↑ History of the Second World War. Paulton, 1966 - 1968, p. 248
  2. ↑ История второй мировой войны 1939–1945 гг. Воениздат, 1974.Том 3. стр.99.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 Советская военная энциклопедия. / ред. Н.В. Огарков. том 3. М., Воениздат, 1977. стр.280-281
  4. 1 2 3 4 Курт фон Типпельскирх. История Второй мировой войны, 1939—1945. СПб., «Полигон»; М., «АСТ», 1999. стр. 113
  5. 1 2 3 4 5 Дюнкерская операция 1940 // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. Т.8. М., «Советская энциклопедия», 1972. стр.574
  6. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Курт фон Типпельскирх. История Второй мировой войны, 1939—1945. СПб., «Полигон»; М., «АСТ», 1999. стр. 116—118
  7. ↑ «21 мая я получил приказ продолжать наступление на север с целью овладеть портами на Ла-Манше»
    Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013. стр. 122
  8. ↑ История второй мировой войны 1939—1945 гг. Том 3. М., Воениздат, 1974. стр. 97
  9. 1 2 Д. Дивайн. Девять дней Дюнкерка
  10. ↑ The Rommel Papers. Edited by В. H. Liddell Hart. New York, 1953.
  11. 1 2 3 4 История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941—1945 (в шести томах). / редколл., П. Н. Поспелов и др. том 1. М., Воениздат, 1960. стр. 223—224
  12. ↑ Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. книга 1 (тт. 1-2). М., Воениздат, 1991. стр. 333
  13. ↑ Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013. стр. 123
  14. 1 2 Отто Вайдингер. Товарищи до конца. Воспоминания командиров панцер-гренадерского полка «Дер Фюрер». 1938—1945. М., ЗАО «Центрполиграф», 2012. стр. 35-37
  15. 1 2 Джон Фуллер. Вторая Мировая война. Смоленск, «Русич», 2004. стр. 84-85
  16. ↑ Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. книга 1 (тт. 1-2). М., Воениздат, 1991. стр. 339
  17. Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013. стр. 126
  18. 1 2 3 Д. Дивайн. Девять дней Дюнкерка.
  19. 1 2 3 «Главнокомандующий люфтваффе, должно быть, не вполне осознавал, в каком состоянии находились мои лётчики после почти трёх недель беспрерывных боёв, если отдал приказ о проведении операции, успешно осуществить которую было бы очень непросто даже свежим войскам. Я весьма недвусмысленно изложил Герингу своё мнение на этот счёт… Я указал Герингу на то, что в зоне боевых действий появились современные самолёты „Спитфайр“. Их появление сильно затруднило наши действия в воздухе»
    А. Кессельринг. Люфтваффе: триумф и поражение. Воспоминания фельдмаршала Третьего рейха. М., ЗАО «Центрполиграф», 2004. стр. 77-78
  20. 1 2 Энциклопедия Второй мировой войны. Сражения на южном направлении: май 1940 — июнь 1941 / пер. с англ. М. Р. Телеснина, В. Д. Тарасова. М., ООО ТД «Издательство „Мир книги“», 2007. стр. 20
  21. ↑ Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. книга 1 (тт. 1-2). М., Воениздат, 1991. стр. 357
  22. ↑ Уинстон Черчилль. Вторая мировая война.
  23. 1 2 Ширер, Уильям. Крах нацистской империи
  24. ↑ Sean Longden. Dunkirk: The Men They Left Behind. London: Constable and Robinson, 2009. page 11
  25. ↑ W. Churchill. The Second World War. vol.II. London, 1955. page 125
  26. 1 2 3 4 5 6 7 Р. Эрнест Дюпюи, Тревор Н. Дюпюи. Всемирная история войн (в 4-х тт.). Книга 4 (1925—1997). СПб., М., «Полигон — АСТ», 1998. стр. 122
  27. ↑ Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. книга 1 (тт. 1-2). М., Воениздат, 1991. стр. 349
  28. ↑ Энциклопедия Второй мировой войны. Сражения на южном направлении: май 1940 — июнь 1941 / пер. с англ. М. Р. Телеснина, В. Д. Тарасова. М., ООО ТД «Издательство „Мир книги“», 2007. стр. 21
  29. 1 2 The New Encyclopedia Britannica. 15th edition. Macropaedia. Vol.29. Chicago, 1994. p. 993
  30. ↑ Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013. стр. 128
  31. 1 2 Бевин Александер. 10 фатальных ошибок Гитлера (= How Hitler Could Have Won World War II: The Fatal Errors That Led to Nazi Defeat. London: Times Books, 2000) / пер. с англ. — М.: Яуза, Эксмо, 2004. — глава 3. — ISBN 5-8153-0145-0
  32. ↑ Тейлор А. Дж. П. Вторая мировая война.
  33. ↑ Ширер, Уильям. Крах нацистской империи.
  34. ↑ Кристофер Нолан отправляется в Дюнкерк эвакуировать британцев. КГ-Портал. Проверено 8 января 2016.

Литература

на русском языке
  • Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939—1942 гг. Том I. От начала войны с Польшей до конца наступления на Западном фронте (14.8.1939 г. — 30.6.1940 г.) — М.: Воениздат, 1968.
  • Дивайн Д. Девять дней Дюнкерка (сокр. пер. с англ.). — М.: Воениздат, 1965. — 239 с.
  • Сквайрс Р. Дорога войны. — М.: изд-во «Литературной газеты», 1952.
на других языках

wikipedia.green

ДЮНКЕРКСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1940 - это... Что такое ДЮНКЕРКСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1940?


ДЮНКЕРКСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1940

операция по эвакуации англ. экспедиц. корпуса и отд. частей франц. армии из р-на Дюнкерка (Франция) в Англию, проведенная 26 мая - 4 июня англ. флотом при участии кораблей франц. флота и англ. торг., рыболовных и спортивных судов (всего 861 единица). После прорыва нем.-фаш. армий у Седана и выхода их в р-н Абвиля (20 мая) англ. командование вместо запланированного контрудара начало поспешный отход к побережью, не предупредив ни франц., ни бельг. командование. Англ. командование в Дувре 20 мая приняло решение эвакуировать экспедиц. корпус и начало подготовку к операции. 22 мая немцы заняли Булонь, а 23 - Кале. 10 англ., 18 франц. и 12 бельг. дивизий оказались прижатыми к морю во Фландрии, в р-не Брюгге-Лилль, над ними нависла угроза уничтожения. Однако герм. верх. командование, считая, что окруженные войска и так обречены на гибель, и стремясь сохранить танк. соединения для действий против гл. сил франц. армии, 24 мая приостановило наступление. 27 мая наступление возобновилось, но Дюнкерк было приказано не брать, а остановиться в 10 км от него, чтобы не мешать действиям авиации, к-рой было поручено уничтожение противника. В прикрытии эвакуации с воздуха активно участвовала истребит. авиация, к-рая с 27 мая по 4 июня совершила 2739 самолето-вылетов. Всего удалось эвакуировать 338 226 чел. (в т. ч. 239 555 чел. непосредственно из Дюнкерка). На берегу было оставлено полевых орудий - 800, орудий крупного калибра - 310, зенитных орудий - ок. 500, противотанк. орудий - ок. 850, противотанк. ружей - 6400, пулеметов - 11 000, танков - ок. 700, мотоциклов - ок. 20 000, автомашин - 45 000. Бельг. войска 28 мая капитулировали; франц. войска (ок. 40 тыс.), прикрывавшие отход англичан, к 4 июня остались без боеприпасов и, будучи брошены англичанами, также сложили оружие.

За время Д. о. в результате действий нем. авиации было потоплено 243 англ. и франц. корабля и сбито 302 самолета. 4 июня Дюнкерк был занят нем.-фаш. войсками.

Лит.: История Вел. Отечеств. войны Сов. Союза. 1941-1945, т. 1, М., 1960; Вторая мир. война 1939-1945, М., 1958; Divine D., The nine days of Dunkirk, L., 1959; Видуэцкий П., "Дюнкеркское чудо" в освещении бурж. историков, "Воен.-ист. ж.", 1963, No 9.

—***—***—***—

Дюнкерская операция 26.V - 4.VI.1940 г.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

  • ДЮМУРЬЕ
  • ДЮПЛЕКС

Смотреть что такое "ДЮНКЕРКСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1940" в других словарях:

  • Дюнкеркская операция 1940 — (условное наименование «Динамо»)         эвакуация союзных (английских и части французских и бельгийских) войск из района Дюнкерка (Франция) в Англию 26 мая 4 июня 1940, в период 2 й мировой войны 1939 45. В результате прорыва немецко фашистских… …   Большая советская энциклопедия

  • Дюнкеркская операция 1940 — (Условное наименование Динамо ), эвакуация союзных (английских и части французских и бельгийских) войск из района французского города Дюнкерка в Англию 26 мая 4 июня 1940. Тысячи британских и французских солдат выстроились на берегу в ожидании… …   Энциклопедия Третьего рейха

  • Дюнкеркская операция — Операция «Динамо» Французская кампания (1940) Вторая мировая война …   Википедия

  • ДЮНКЕРКСКАЯ ОПЕРАЦИЯ — 26.5 4.6.1940, во время 2 й мировой войны. Эвакуация в Великобританию английских, части французских и бельгийских войск, блокированных немецко фашистскими армиями в районе Дюнкерка. Из за просчета немецко фашистского командования и благодаря… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дюнкеркская операция — (Dunkirk evacuation), эвакуация морем англ, и франц. войск в ходе 2 й мировой войны (26 мая 4 июня 1940 г.). В рез те герм, наступ ления в Сев. Франции крупные контингенты англ, и франц. войск оказались отрезанными от остальных сил. Команд.… …   Всемирная история

  • Дюнкеркская операция — 26 мая  4 июня 1940, во время 2 й мировой войны. Эвакуация в Великобританию английских, части французских и бельгийских войск, блокированных немецко фашистскими армиями в районе Дюнкерка. Из за просчёта немецко фашистского командования и… …   Энциклопедический словарь

  • Операция «Динамо» — Британское рыболовное судно эвакуирует солдат из Дюнкерка Место Дюнкерк, Фр …   Википедия

  • Французская кампания 1940 —         наступательные действия немецко фашистских войск против Франции 10 мая 24 июня, во время второй мировой войны 1939 45 (См. Вторая мировая война 1939 1945). Ф. к. готовилась и проводилась в исключительно благоприятной для фашистской… …   Большая советская энциклопедия

  • Динамо (военная операция) — Операция «Динамо» Британское рыболовное судно эвакуирует солдат из Дюнкерка Место Дюнкерк, Фр …   Википедия

  • Битва при Аррасе (1940) — Битва при Аррасе  битва, которая состоялась во время Французской кампании Второй мировой войны между английскими экспедиционными силами и германскими войсками близ города Аррас (Франция). 10 мая 1940 года началось наступление германских… …   Википедия

dic.academic.ru

Странная война: почему «Дюнкерк» может стать самым спорным фильмом Нолана: aleksei_turchin — LiveJournal

Уже в момент объявления о начале работ над фильмом, «Дюнкерк» (выходящий сегодня в прокат) приковал к себе самое пристальное внимание. По большей части, оно было обеспечено широким успехом предыдущих работ британского постановщика: пять из пяти его последних фильмов входят в топ-250 лучших по версии портала КиноПоиск, и зритель справедливо ожидает от очередной работы Нолана чего-то не менее впечатляющего.

Я же хочу обратить ваше внимание на один любопытный факт: «Дюнкерк» – первая картина в фильмографии Нолана, основанная на реальных исторических событиях (до этого он снимал преимущественно фантастику). И подобно любому другому историческому событию, точки зрения на произошедшее бывают совершенно разные. Тем более, когда речь заходит о событиях Второй Мировой войны.

А так называемая «Дюнкерская операция» или, как она официально именовалась в военных документах тех лет, «Операция “Динамо”» даёт более чем достаточно поводов для споров на тему: была ли это одна из самых впечатляющих спасательных операций в Новейшей истории или же весной 1940-го года Союзники потерпели сокрушительное фиаско.

В чём же причина двойственности мнений? Для ответа на этот вопрос взглянем на обстановку, сложившуюся на Европейском континенте до, во время и после тех противоречивых событий.

До Дюнкерка

Немецкие войска, марширующие по улицам Дании после её капитуляции

Несмотря на развязывание Фашистской Германией войны и вступлением в неё Франции и Англии, объявивших об этом 3 сентября, в реальные боестолкновения (за исключением, пожалуй, моря) это практически не выливалось. Союзники не спешили усмирить германскую военную машину и предпочли ограничиться небольшой перегруппировкой сил (Британия перебросила на Континент несколько своих дивизий из состава Экспедиционного корпуса) на французской границе, где англичане и французы окопались вдоль линии Мажино, вероятно, ожидания затяжной позиционной войны, которая имело место во время Первой Мировой.

Такой нерешительностью и недальновидностью своих оппонентов Вермахт воспользовался в полной мере.

За полгода невмешательства, Третий Рейх сумел добиться впечатляющих результатов. Была успешно завершена военная компания по захвату Польши; проведена Датско-Норвежская операция, в ходе которой Дания сдалась после дипломатического давления, а Норвегия – после трёх месяцев боёв. С оккупацией этой Скандинавской страны Гитлер лишил Союзников северного плацдарма и сделал невозможным блокирование своего флота. Также были разработаны планы «Гельб» и «Рот», предусматривавшие молниеносную войну против Третьей Республики и государств нынешнего Союза «Бенилюкс» – Бельгии, Нидерландов и Люксембурга.

Решив свои текущие задачи на Востоке, Гитлер развернул свои армии на западном направлении и 10 мая перешёл в наступление, положив конец т.н. Странной войне.

Дюнкерк

Техника, брошенная союзниками в ходе отступления

Уже через 4 дня после начала операции, немцы и их союзники захватили Нидерланды. Вопреки ожиданиям англо-французский частей, неприятель не стал развивать наступление и вступать в прямой бой на оборонительной линии Мажино, а организовал отвлекающий манёвр. Попросту обойдя оборону Союзников через Арденнские горы, Вермахт заблокировал английский Экспедиционный Корпус, французские части и остатки бельгийской армии (в общей сложности ровно 40 дивизий) у прибрежного городка Дюнкерк, Франция.

В немецком капкане оказалось около 400.000 человек.

Несмотря на достаточное оснащение и значительные людские ресурсы, действия Союзных сил были разрозненными, оборона организовывалась из рук вон плохо, а атаки «захлёбывались». Показателен случай с успешной французской контратакой у города Аррас, Франция, всполошившей немецкое командование, но не получившей развития из-за отсутствия помощи от англичан. Виной тому был прямой приказ не предпринимать никаких действий. Не поставив в известность союзников-французов, всего через неделю после начала прямых столкновений с неприятелем, Британское военное командование начало всерьёз обсуждать возможность ухода с материковой Европы обратно на острова.


Войска союзников, ожидающие спасения

К 20-му мая 1940-го года англичане приступили к формированию эвакуационного флота, в который вошли как незанятые военные корабли, так и гражданские суда. Часть из них, к слову, изымали для нужд операции без ведома/согласия хозяев.

Немцы день ото дня становились всё ближе, и Союзники потянулись к побережью. К 23-му мая немецкие танковые соединения вошли в город-порт Кале и оказались всего в 16 км от Дюнкерка. Окружённые войска, равно как и вся нация, пребывали в ожидании кровавого финала. Сам король Георг VI выступил с обращением к нации и призвал молиться о судьбах сыновей. И их молитвы, по всей видимости, были услышаны: совершенно неожиданно Гитлер отдаёт приказ о прекращении наступления и неприближении к Дюнкерку ближе, чем на 10 км. Об истинных причинах этого решения историки спорят до сих пор, выдвигая всевозможные теории: от опасения контрудара до нежелания устраивать расправу из-за планов на мир с Британией, которая в какой-то момент кризиса даже рассматривала вопрос капитуляции.


Техника, брошенная союзниками на побережье

Воспользовавшись паузой, бегущие войска добрались до берега, а англичане сумели подвести к побережью свои суда и 26-го мая начали эвакуацию. За последующую неделю силами почти 1.000 судов различной вместимости на Британские острова было вывезено более 330.000 человек.

Несмотря на прекращение сухопутной части операции, Германия не свернула свои воздушные налёты. Рейхсминистр авиации Геринг заверил фюрера, что покончит с отступающими с воздуха, что сбережёт наземные силы. Спасение солдат шло под непрерывным огнём ВВС, но по ряду причин их эффективность была сильно снижена и поставленной задачи Геринг не достиг. Из-за плохой походы, низкой плотности пляжного песка (снизившего поражающую способность авиабомб) и прикрытия с воздуха, Люфтваффе не смогла сорвать эвакуацию.

После Дюнкерка


Терпящее крушение судно с эвакуируемыми солдатами

Ещё до завершения спасательной операции Черчилль выступил в Палате общин с речью, в которой дал очень мрачный прогноз насчёт исхода эвакуации и призвал готовиться к тяжёлым новостям. Германия же ликовала. Командование Вермахта обнародовало официальное заявление, в котором общественности довели слова Фюрера: «Дюнкерк пал! 40.000 солдат – всё, что осталось от некогда великих армий. Величайшая битва в мировой истории подошла к концу».

Конечно, подобное заявление не  лишено популизма. Но Рейху было чему радоваться и помимо выдворения громадной группировки войск Союзников. Красноречивым свидетельством тому служит сухая статистика. В качестве трофеев немцам досталось 2.500 пушек, 65.000 автомашин, 70.000 тонн боеприпасов, 100.000 единиц стрелкового оружия, 150.000 тонн горючего и почти 400.000 тонн различного снаряжения. Кроме того, асы Геринга сумели потопить каждый четвёртый корабль, участвовавший в эвакуации, а общие потери союзников, с учётом раненных и пропавших без вести, превысили 70.000 человек.

Впоследствии, британский премьер охарактеризовал «Динамо» не иначе как чудо, СМИ идею подхватили и нарекли «Дюнкерк» катастрофой, обернувшейся триумфом. Формирующийся образ произошедшего Черчиллю не понравился. Опасаясь героизации случившегося, в день завершения эвакуации он вновь выступил в Палате и призвал не наделять эвакуацию атрибутами победы: «Войны не выигрываются эвакуациями».


Заголовок одной из газет, сообщающей об успехах операции "Динамо"

ПС: не прошло и трёх недель после завершения «Операции “Динамо”, как капитулировала Франция. 22 июня в Компьенском лесу в том же самом вагоне, в котором в 1918-ом году Германия подписала договор о капитуляции, представители французского командования заключили т.н. Второе компьенское перемирие. Согласно документу, остатки французской армии разоружались; большая часть Республики переходила под контроль Германской военной администрации, а всё её Атлантическое побережье полностью попадало под контроль немцев.

Часть вины за подобный исход французы переложили на своих союзников, в одностороннем порядке отказавшихся от сопротивления в угоду эвакуации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Ложь и правда в фильме "Храброе сердце" Мэла Гибсона
"Цельнометаллическая оболочка" Ст.Кубрика: интересные факты о фильме
О создании "Крёстного отца" Фр.Ф.Копполы
Каким мог быть "Интерстеллар" Кристофера Нолана

aleksei-turchin.livejournal.com

Дюнкеркская операция Википедия

Дюнкеркская операция
Основной конфликт: Французская кампания (1940)
Вторая мировая война
Дюнкеркская операция
Дата 26 мая — 4 июня 1940
Место Дюнкерк, Франция
Итог Эвакуация сил союзников
Противники

Великобритания Великобритания
Франция Франция

Третий рейх

Командующие

Джон Горт
Бертрам Рамсей

Герд фон Рундштедт

ru-wiki.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о