Зенитные ракетные комплексы семейства «Тор»

В начале февраля исполнилось 40 лет со дня выхода постановления Совмина СССР о разработке самоходного автономного зенитного ракетного комплекса 9К330 «Тор». За прошедшие годы было создано несколько модификаций этого ЗРК, используемых для защиты различных объектов и войск на марше. Кроме того, параллельно с системой «Тор» создавался частично унифицированный комплекс «Кинжал», предназначенный для вооружения кораблей военно-морского флота.
9К330 «Тор»

Головным разработчиком перспективного зенитного комплекса «Тор» был назначен НИЭМИ Минрадиопрома. Главным конструктором комплекса стал В.П. Ефремов, за разработку боевой машины 9А330 отвечал И.М. Дризе. Разработку зенитной управляемой ракеты 9М330 поручили МКБ «Факел», главным конструктором стал П.Д. Грушин. Кроме того, к созданию различных элементов зенитного комплекса привлекались некоторые другие предприятия оборонной, радиоэлектронной и т.д. промышленности.

Изменения характера предполагаемой войны сказались на требованиях к новому ЗРК. Комплексы для войсковой ПВО должны были бороться не только с самолетами и вертолетами противника. Список целей комплекса «Тор» дополнялся крылатыми ракетами, управляемыми бомбами и другими типами вооружения, пополнявшими арсеналы вероятного противника. Для защиты войск от подобных угроз требовалось использовать новые радиоэлектронные системы. Кроме того, со временем изменились требования по размерам возимого боекомплекта. В итоге было решено строить новый зенитный комплекс на основе гусеничного шасси. Такая базовая техника обеспечивала возможность боевой работы в одних порядках с танками и БМП. Одновременно с этим заказчику пришлось отказаться от требований относительно возможности пересечения водных преград вплавь.

Все основные агрегаты комплекса 9К330 размещались на боевой машине 9А330. В качестве основы для этой машины использовали шасси ГМ-355 Минского тракторного завода. На шасси разместили набор специального оборудования, а также поворотное антенно-пусковое устройство (башню) с набором антенн и пусковой установкой для зенитных ракет. За счет повышения требований по боевым возможностям массу машины 9А330 пришлось довести до 32 т. Тем не менее, 840-сильный дизельный двигатель обеспечивал подвижность на уровне существующих танков и БМП. Максимальная скорость комплекса «Тор» на шоссе достигала 65 км/ч. Запас хода – 500 км.

На боевой машине 9А330 размещалась станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения (СН), специальная ЭВМ для обработки информации о целях и пусковая установка с восемью ячейками для ракет. Кроме того, на машине присутствовали системы навигации и топопривязки, газотурбинный электрогенератор, аппаратура жизнеобеспечения и т.д.

Для обнаружения целей ЗРК «Тор» использовал когерентно-импульсную СОЦ кругового обзора, работающую в сантиметровом диапазоне. Вращающаяся антенна, расположенная на крыше антенно-пускового устройства обеспечивала одновременный обзор сектора шириной 1,5° по азимуту и 4° по углу места. Увеличение сектора обзора достигалось возможностью использования восьми положений луча по углу места, благодаря чему перекрывался сектор шириной 32°. Очередность обзора секторов определялась специальной программой бортовой ЭВМ.

Станция обнаружения целей могла работать в нескольких режимах. Основным был режим обзора окружающего пространства за 3 с. При этом нижняя часть зоны обзора за это время «осматривалась» дважды. В случае необходимости могли применяться и иные режимы работы СОЦ, в том числе с одновременным обзором нескольких угломестных секторов. Автоматика комплекса 9К330 могла отслеживать до 24 целей одновременно. Обрабатывая координаты обнаруженных целей в разные моменты времени, ЭВМ комплекса могла вычислять до 10 трасс. Информация о целях выводилась на соответствующий экран рабочего места командира машины.

СОЦ и связанная с ней автоматика позволяли засекать самолеты типа F-15 на высотах 30-6000 м на дальностях до 25-27 км (вероятность обнаружения не менее 0,8). Для управляемых ракет и бомб дальность обнаружения не превышала 10-15 км. Имелась возможность обнаружения вертолетов на земле (на дальности до 6-7 км) и в воздухе (до 12 км).

В передней чести башни комплекса «Тор» располагалась фазированная антенная решетка когерентно-импульсной радиолокационной станции наведения. В обязанности этой системы входило сопровождение обнаруженной цели и наведение управляемых ракет. Антенна СН обеспечивала обнаружение и сопровождение цели в секторе шириной 3° по азимуту и 7° по углу места. При этом осуществлялось сопровождение цели по трем координатам и пуск одной или двух ракет с последующим их наведением на цель. В составе антенны станции наведения предусматривался передатчик команд для ракет.

СН могла определять координаты цели с точностью до 1 м по азимуту и углу места, а также около 100 м по дальности. При мощности передатчика на уровне 0,6 кВт станция могла перейти на автоматическое сопровождение цели типа истребитель на дальности до 23 км (вероятность 0,5). При подлете самолета на 20 км вероятность взятия на автосопровождение увеличивалась до 0,8. СН могла одновременно работать только по одной цели. Допускался пуск двух ракет по одной цели с интервалом 4 с.

При боевой работе на позиции время реакции комплекса составляло 8,7 с, при сопровождении войск и пуске ракеты с короткой остановки этот параметр увеличивался на 2 с. Перевод боевой машины из походного положения в боевое и обратно занимал около трех минут. На загрузку новых ракет в пусковую установку уходило порядка 18 минут. Загрузка боекомплекта осуществлялась при помощи транспортно-заряжающей машины 9Т231.

Для поражения целей ЗРК «Тор» использовал ракету 9М330. Это изделие выполнено по схеме «утка» и оснащается цилиндрическим корпусом со складными рулями и стабилизаторами. Имея длину 2,9 м и стартовый вес 165 кг, такая ракета несла осколочно-фугасную боевую часть весом 14,8 кг. Интересной особенностью ракет комплекса 9К330 был запуск прямо из пусковой установки, без использования транспортно-пускового контейнера. Восемь ракет загружались в пусковую установку при помощи транспортно-заряжающей машины.

Ракета 9М330 со скоростью 25 м/с выстреливалась из пусковой установки пороховым зарядом. Затем вертикально стартовавшая ракета производила доворот в сторону цели, запускала маршевый двигатель и направлялась в заданном направлении. Для склонения ракеты на заранее установленный угол (необходимые данные вводились в систему управления ракеты непосредственно перед пуском) использовался газогенератор с набором сопел. Примечательно, что подобный газовый двигатель использовал те же приводы, что и аэродинамические рули. Через одну секунду после старта или при отклонении на 50° от вертикали ракета запускала маршевый двигатель. На дальности 1,5 км от пусковой установки изделие 9М330 развивало скорость до 800 м/с.

Вертикальный старт ракеты с включением двигателя после выхода из пусковой установки и склонения в сторону цели позволила с большей эффективностью использовать возможности твердотопливного двигателя. Поскольку двигатель включается, когда ракета уже наклонилась в нужном направлении, весь его импульс используется для разгона ракеты на почти прямой траектории без значительного маневрирования, связанного с потерей скорости.

За счет оптимизации работы двигателя удалось довести максимальную высоту поражения цели до 6 км и максимальную дальность до 12 км. При этом обеспечивалась возможность атаки цели, летящей на высотах от 10 м. На подобных высотах и дальностях обеспечивалось уничтожение аэродинамических целей, движущихся со скоростью до 300 м/с. Цели со скоростью до 700 м/с можно было атаковать на дальностях не более 5 км и высотах до 4 км.

Обнаружение цели и подрыв боевой части осуществлялся при помощи активного радиовзрывателя. Ввиду необходимости эффективной работы на малых высотах радиовзрыватель мог определять цель на фоне подстилающей поверхности. Поражение цели производилось многочисленными осколками боевой части. Вероятность поражения самолетов одной ракетой достигала 0,3-0,77, для вертолетов этот параметр составлял 0,5-0,88, для дистанционно пилотируемых летательных аппаратов – 0,85-0,955.

Первый прототип зенитного ракетного комплекса 9К330 «Тор» был построен в 1983 году. В декабре того же года на Эмбинском полигоне начались испытания новой боевой машины. Испытания продлились около года, после чего разработчики занялись доработкой систем и исправлением выявленных недостатков. Постановление Совмина о принятии нового зенитного комплекса на вооружение вышло 19 марта 1986 года.

Зенитные ракетные комплексы семейства «Тор»

К серийному производству новой техники были привлечены несколько предприятий. Гусеничные шасси поставлялись Минским тракторным заводом, управляемые ракеты производились на Кировском машиностроительном заводе. Различные комплектующие поставлялись массой иных предприятий. Общей сборкой боевых машин 9А330 занимался Ижевский электромеханический завод.

Серийные комплексы «Тор» сводились в зенитные полки дивизий. В составе каждого полка имелись полковой пункт управления, четыре зенитные батареи, а также подразделений обслуживания и обеспечения. Каждая батарея включала в себя четыре боевые машины 9А330 и батарейный командный пункт. В течение нескольких первых лет службы ЗРК «Тор» использовались совместно с полковыми и батарейными пунктами управления ПУ-12М. Кроме того, на полковом уровне могла применяться машина боевого управления МА22 в связке с машиной сбора и обработки информации МП25. Командный пункт полка мог использовать РЛС типа П-19 или 9С18 «Купол».

Предполагалось, что ЗРК 9К330 будут работать в составе батарей, защищая объекты или войска на марше. При этом, однако, не исключалось использование комплексов «Тор» с централизованным управлением с полкового командного пункта. Структура систем управления определялась в соответствии с предполагаемыми задачами.

Зенитные ракетные комплексы семейства «Тор»

9К331 «Тор-М1»

Сразу после принятия на вооружение комплекса 9К330 «Тор» началась разработка его модернизированного варианта под обозначением 9К331 «Тор-М1». Целью обновления было повышение боевых и эксплуатационных характеристик комплекса путем использования новых систем и компонентов. К разработке обновленного проекта были привлечены организации, участвовавшие в создании базовой версии «Тора».

При разработке проекта «Тор-М1» серьезным обновлениям подверглись все элементы комплекса и в первую очередь боевая машина. Модернизированный вариант боевой машины получил обозначение 9А331. При сохранении общих особенностей конструкции были введены новые блоки оборудования и заменены некоторые имеющиеся. Машина 9А331 получила новую двухпроцессорную вычислительную систему с большей производительностью. Новая ЭВМ имела два целевых канала, защиту от ложных целей и т.д.

Модернизированная СОЦ имела трехканальную цифровую систему обработки сигналов. Такое оборудование позволило улучшить характеристики подавления помех без использования дополнительных средств анализа помеховой обстановки. В целом, РЛС комплекса 9К331 имеют более высокую помехозащищенность в сравнении с системами базового 9К330.

Была модернизирована станция наведения, «освоившая» новый тип зондирующего сигнала. Целью такого обновления было повышение характеристик СН с точки зрения обнаружения и сопровождения зависающих вертолетов. К телевизионно-оптическому визиру был добавлен автомат сопровождения цели.

Важнейшим нововведением проекта «Тор-М1» стал т.н. ракетный модуль 9М334. Этот агрегат состоит из транспортно-пускового контейнера 9Я281 с четырьмя ячейками и управляемых ракет. Модуль весом 936 кг предлагалось перевозить на транспортных машинах и загружать в пусковую установку боевой машины. Машина 9А331 имела место для установки двух таких модулей. Использование ракетных модулей 9М334 значительно упростило эксплуатацию зенитного комплекса, а именно облегчило перезарядку пусковой установки. На загрузку двух ракетных модулей при помощи транспортно-заряжающей машины 9Т245 требуется около 25 минут.

Зенитные ракетные комплексы семейства «Тор»

Для комплекса «Тор-М1» была разработана зенитная управляемая ракета 9М331. Ракеты моделей 9М330 и 9М331 отличались только характеристиками боевой части. Новая ракета получила доработанную боевую часть с повышенными поражающими характеристиками. Все остальные агрегаты двух ракет были унифицированы. Ракеты двух типов могли использоваться как новыми ЗРК «Тор-М1», так и существующими «Тор». Также обеспечивалась совместимость ракет с корабельным комплексом «Кинжал».

В батареях с ЗРК 9К331 предлагалось использовать унифицированные батарейные командные пункты 9С737 «Ранжир» на самоходном шасси. Такие машины оснащаются набором специального оборудования, предназначенного для приема информации о воздушной обстановке, обработки полученных данных и выдачи команд боевым машинам зенитных комплексов. На индикаторе оператора пункта 9С737 выводилась информация о 24 целях, обнаруженных связанной с «Ранжиром» радиолокационной станцией. Сведения еще о 16 целях командный пункт получает от боевых машин батареи. Самоходный командный пункт может своими силами обрабатывать данные о целях и выдавать команды боевым машинам.

Машина 9С737 «Ранжир» построена на шасси МТ-ЛБу и управляется расчетом из четырех человек. На развертывание всех средств командного пункта требуется около 6 минут.

Государственные испытания обновленного ЗРК «Тор-М1» начались в марте 1989 года. До конца года на Эмбинском полигоне были проведены все необходимые работы, после чего комплекс рекомендовали к принятию на вооружение. Комплекс 9К331 был принят на вооружение в 1991 году. Тогда же началось серийное производство, которое, по известным причинам, шло со сравнительно малыми темпами.

В ходе испытаний было выявлено, что «Тор-М1» с точки зрения боевых качеств имеет только два основных отличия от базового «Тора». Первое – возможность одновременного обстрела двух целей, в том числе двумя ракетами каждой. Второе отличие заключалось в сокращении времени реакции. При работе с позиции оно сократилось до 7,4 с, при стрельбе с короткой остановкой – до 9,7 с.

Первые несколько лет ЗРК «Тор-М1» производились в ограниченных количествах только для вооруженных сил России. В начале девяностых появился первый экспортный контракт. Первым зарубежным заказчиком стал Китай. В 1999 году первые комплексы «Тор-М1» были переданы Греции.

Известно о создании нескольких вариантов комплекса 9К331 на различных базах. Так, боевая машина «Тор-М1ТА» должна была строиться на основе грузовых автомобильных шасси. Комплекс «Тор-М1Б» мог базироваться на буксируемом прицепе. «Тор-М1ТС» разрабатывался в качестве стационарной зенитной системы.

С 2012 года вооруженные силы получают обновленный вариант зенитного комплекса под обозначением «Тор-М1-2У». Планировалось, что такие боевые машины со временем заменят в войсках технику предыдущих модификаций. В некоторых источниках ранее утверждалось, что ЗРК «Тор-М1-2У» способен поражать до четырех целей одновременно.

Зенитные ракетные комплексы семейства «Тор»

«Тор-М2Э»

Дальнейшим развитием зенитных комплексов семейства «Тор» стал «Тор-М2Э». Как и ранее, комплекс при обновлении получил новые узлы и агрегаты, что соответствующим образом сказалось на его характеристиках. Кроме того, любопытным нововведением проекта стало использование колесного шасси. Выпускаются боевые машины 9А331МУ и 9А331МК на гусеничном и колесном шасси соответственно.

Одним из главных средств повышения характеристик стала новая щелевая фазированная антенная решетка станции обнаружения целей. Кроме того, теперь для обнаружения целей может использоваться новая оптико-электронная система. За счет серьезного обновления радиоэлектронного оборудования получилось значительно повысить число одновременно отслеживаемых целей и трасс. Автоматика комплекса «Тор-М2Э» может одновременно обрабатывать до 48 целей и рассчитывать 10 трасс, распределяя их по опасности. Станция наведения теперь может обеспечивать атаку четырех целей одновременно при помощи восьми ракет.

Зенитные ракетные комплексы семейства «Тор»

Как и ранее, радиолокационные станции и ЭВМ боевой машины могут работать как во время движения, так и на остановках. Поиск ракет выполняется только с места или с коротких остановок. Автоматика имеет т.н. конвейерный режим работы. В таком случае целевой канал после завершения наведения ракеты на цель сразу используется для атаки следующей цели. Очередность атаки целей определяется автоматически, в соответствии с их характеристиками и опасностью.

Боевые машины ЗРК «Тор-М2Э» могут работать совместно в режиме «звено». Две машины такого типа могут обмениваться данными о воздушной обстановке. В таком случае СОЦ двух машин обозревают и контролируют зону большей площади. Поражение обнаруженной цели производится боевой машиной, имеющей наиболее выгодное положение. Кроме того, «звено» сохраняет работоспособность при неполадках с СОЦ одной из боевых машин. В таком случае обе машины используют данные с одной радиолокационной станции.

От «Тора-М1» новый комплекс перенял антенно-пусковое устройство с гнездами для установки ракетных модулей 9М334. Каждая боевая машина перевозит по два таких модуля с четырьмя ракетами 9М331 в каждом. За счет использования уже освоенных ракет характеристики комплекса «Тор-М2Э» остаются примерно на том же уровне, что и в случае с «Тор-М1», однако с поправкой на более совершенное радиоэлектронное оборудование.

Совершенствование электроники позволило заметно поднять максимальные значения дальности и высоты атакуемой цели. Так, цель, летящая со скоростью до 300 м/с, может быть поражена на расстоянии до 12 км и высоте до 10 км. Цель со скоростью до 600 м/с может быть сбита на высотах до 6 км и дальности до 12 км.

В качестве базы для боевой машины 9А331МУ используется гусеничное шасси ГМ-335. 9А332МК базируется на колесном шасси МЗКТ-6922 производства Минского завода колесных тягачей. По желанию заказчика все оборудование зенитного комплекса может устанавливаться на колесном или гусеничном шасси. Все отличия боевых машин в таком случае заключаются только в характеристиках подвижности и особенностях эксплуатации.

Для расширения списка возможных шасси была создана модификация комплексом под обозначением «Тор-М2КМ». В таком случае все агрегаты зенитного комплекса монтируются в модуле, который может быть установлен на любом подходящем шасси, в первую очередь колесном. В 2013 году на аэрокосмическом салоне МАКС демонстрировался образец ЗРК «Тор-М2КМ» на базе грузовика TATA индийского производства с колесной формулой 8х8. Основой для такого комплекса могут быть и иные грузовики.

***

По данным справочника The Military Balance 2014, в настоящее время на вооружении России имеется не менее 120 зенитных ракетных комплексов семейства «Тор». В настоящее время эта техника эксплуатируется в составе войсковой ПВО вместе с другими комплексами аналогичного назначения. Помимо «Торов» на вооружении состоят комплексы ближнего действия «Стрела-10» и «Оса» разных модификаций. Кроме того, в составе войсковой ПВО имеются комплексы большей дальности, благодаря чему создается эшелонированная система защиты от авиации противника.

Производство и эксплуатация зенитных комплексов семейства «Тор» продолжается. Ведется постепенное пополнение зенитных подразделений новыми боевыми машинами с повышенными характеристиками. Кроме того, комплексы новых модификаций поставляются зарубежным государствам. Так, еще в 2013 году военные Республики Беларусь получили три батареи комплексов «Тор-М2», что позволило сформировать первый дивизион. Производство и поставки систем семейства «Тор» продолжаются. Являясь одними из самых новых комплексов своего класса, «Торы» будут оставаться на вооружении в течение нескольких следующих десятилетий.

По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://pvo.guns.ru/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://bmpd.livejournal.com/

ЗРК 9К331 Тор-М1 Фото. Видео. ТТХ. Устройство

Работы по созданию нового ЗРК малой дальности 9К331 «Тор-М1» в СССР были завершены в 1983 году, испытания комплекса проходили в 1984 году, а в 1986 году новый комплекс поступил на вооружение Советской Армии. В состав ЗРК входят: боевая машина (БМ) 9АЗЗО, зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9МЗЗО, транспортно-заряжающая машина, транспортная машина и ремонтные средства. БМ 9АЗЗО представляет собой гусеничную легко бронированную машину ГМ-355 Минского транспортного завода с вращающейся башней большого размера, в которой размещено радиоэлектронное оборудование и 8 ЗУР.

ЗРК Тор-М1 — видео

Электронное оборудование зенитно-ракетного комплекса 9К331 «Тор-М1» включает: 1) станцию обнаружения целей (СОЦ) с системами опознавания и стабилизации антенны; 2) станцию наведения (СН) с фазированной антенной решеткой (ФАР) с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР; 3) специальную ЭВМ; 4) устройство вертикального пуска для 8 ЗУР; 5) аппаратуру стартовой автоматики и предстартового контроля ЗУР; 6) навигационную систему; 7) систему документирования процесса боевой работы; 8) автономную систему электропитания на основе газотурбинного двигателя (ГТД).

ЗРК «Тор-М1» способен вести разведку целей в движении и открывает огонь с короткой остановки. БМ 9АЗЗО может одновременно обстреливать одну цель двумя ракетами, запущенными с интервалом не менее 4 секунд. Защита от противорадиолокационных ракет обеспечивается уничтожением их в полете. После модернизации в 1991 году появился ЗРК 9К331 «Тор-М1». На БМ 9М331 была установлена более мощная ЭВМ, обеспечивающая возможность одновременного обстрела двух целей, а в СОЦ вошли более мощная система помехозащиты и более чувствительный приемник, а также аппаратура сопряжения и связи с более современным, чем ПУ-12М, подвижным пунктом управления «Ранжир» 9С737. После распада СССР машины «Тор-М1»стали строиться на базе гусеничного транспортера ГМ-5955 Мытищинского машиностроительного завода. 8 ЗУР 9М331 теперь собраны в два пусковых ракетных модуля 9М334.

СОЦ 9К331 «Тор-М1» осуществляет круговой обзор и способна обнаруживать самолеты на дальностях до 27 км, а беспилотные средства — до 15 км. ЭВМ осуществляет обработку 24 целей и выдает целеуказание на станцию наведения, которая, используя ФАР, начинает сопровождать указанные цели. При пуске ракеты выбрасываются вертикально вверх катапультой и двигаются в направлении обстреливаемой цели. На высоте 20 м происходит запуск маршевого двигателя. Станция наведения быстро сканирующим лучом ФАР одновременно начинает сопровождать и летящие ракеты с дальности 250 м.

Передача команд управления полетом на борт ракет обеспечивается этим же лучом ФАР. Ракеты 9МЗЗО и 9М331 имеют твердотопливные двигатели, осколочно-фугасные боевые части и неконтактные радиовзрыватели. ЗРК «Тор» и «Тор-М1» находятся на вооружении зенитных ракетных полков (танковых дивизий), состоящих из командного пункта (оснащен машинами боевого управления МП22 и обработки информации МП25, РЛС обнаружения 9С18 «Купол», П-19, «Каста-2-2»), четырех батарей (по 4 БМ 9АЗЗО или 9А331 и одному пункту управления ПУ-12М или «Ранжир») и подразделений обеспечения.

Тактико-технические характеристики ЗРК 9К331 Тор-М1

— Разработчик: Алмаз-Антей
— Годы разработки: с 1972 по 1983
— Годы производства: с 1983
— Годы эксплуатации: с 1986

— Экипаж, чел.: 4 (9А330). 3 (9А331)

Вес ЗРК 9К331 Тор-М1

— Боевая масса, т: 32

Габаритные размеры ЗРК 9К331 Тор-М1

— База, мм: 5055
— Клиренс, мм: 450

Вооружение ЗРК 9К331 Тор-М1

— 8 х ЗУР 9М330

Дальность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1

— Дальность стрельбы системы, км: 12 (макс.), 1,5 (мин.)
— Высота поражаемых целей: 6 км (макс.), 10м (мин.)
— Максимальная скорость поражаемых целей, м/с: 700
— Время реакции ЗРК, сек: 9,4 (с короткой остановки), 7,4 (с позиции)

Вероятность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1

— а) истребителя — до 0,8;
— б) вертолета-0,5-0,88;
— в) беспилотного аппарата — 0,89-0,9

Двигатель ЗРК 9К331 Тор-М1

— Мощность двигателя, л. с.: 840

Скорость ЗРК 9К331 Тор-М1

— Скорость по шоссе, км/ч: 65
— Запас хода по шоссе, км: 500

— Удельное давление на грунт, кг/см²: не более 0,8
— Преодолеваемый подъём, град.: 35
— Преодолеваемый ров, м: 2,0
— Преодолеваемый брод, м: 1,0

 

Фото ЗРК 9К331 Тор-М1

You have no rights to post comments

Автономный самоходный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) 9К331 «Тор-М1»
Источник: © Ладислав Карпов/ТАСС

Автономный самоходный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) 9К331 «Тор-М1»

Разработчик: НПО «Алмаз-Антей» (Россия), ИЭМЗ «Купол» (Россия)

Изготовитель:

9К331 «Тор-М1» предназначен для противовоздушной обороны мотострелковых и танковых дивизий во всех видах боевых действий и в районах сосредоточения, защиты наиболее ответственных объектов (командных пунктов узлов связи, радиотехнических средств, мостов, аэродромов) от ударов высокоточного оружия, управляемых и противорадиолокационных ракет, управляемых авиабомб, самолетов, вертолетов, крылатых ракет и дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА).

ЗРК 9К331 является результатом последовательной модернизации ЗРК «Тор». В результате модернизации в ЗPK был введен второй целевой канал, в ЗУР применена БЧ из материала с повышенными поражающими характеристиками, реализовано модульное сопряжение ЗУР с боевой машиной, увеличение зоны и вероятности поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение боевой машины с унифицированным батарейным командирским пунктом «Ранжир» для обеспечения управления боевыми машинами в составе батареи.

Состав комплекса:

  • боевая машина 9А331 — уничтожение целей;
  • зенитно-ракетный модуль 9М334 с ракетами 9M331 в транспортно-пусковом контейнере 9Я281 — средства уничтожения;
  • транспортно-заряжающая машина 9Т244;
  • транспортная машина 9Т245;
  • машины технического обслуживания 9B887M и 9В888-1M;
  • комплект такелажного оборудования 9Ф116;
  • машина группового ЗИП 9Ф399-1М1;
  • автономный электронный тренажер операторов боевой мдшнны 9Ф678.

Модификации:

  • 9К331 «Тор-М1» — модернизация «ТОР» + новая боевая машина 9А331-1 с базовым шасси ГМ-5955 + новая ракета 9М331 + второй целевой канал + увеличена зона поражения низколетящих целей + сопряжение с унифицированным батарейным командным пунктом 9С737 «Ранжир» + увеличена вероятность одной ракетой любой воздушной цели + снижено время реакции до 7,4 с (стрельба на позиции) и до 9,7 с (стрельба с короткой остановки) + обновлена аппаратура боевой машины + расчёт машины уменьшен до 3 человек (командир, оператор, механик-водитель) + двухпроцессорная вычислительная система с повышенной производительностью и расширенным функциональным контролем + трёхканальная цифровая система обработки сигналов на станции обнаружения + повышена защита от помех + повышена защита от ложных меток + новый усилитель чувствительности + увеличено количество обнаруживаемых и распознаваемых целей до 48 + автомат сопровождения цели в телевизионно-оптическом визире станции наведения по углу места + дополнительные радиостанции и аппаратура передачи данных + четырёхместные транспортно-пусковые контейнеры 9Я281 + ТПК соединяются в транспортировочные пакеты для перевозки транспортной машиной 9Т244.
  • «Тор-М1ТА» — модификация Тор-М1 + колёсная база + аппаратная кабина на Урал-5323 + антенно-пусковой пост на ЧМЗАП 8335
  • «Тор-М1Б» — буксируемая модификация Тор-М1 + оборудование размещается на колёсных полуприцепах
  • «Тор-М1ТС» — стационарный вариант Тор-М1
  • «Тор-М1-2У» — модернизированный Тор-М1 предназначен для замены комплексов «Оса», «Тор» и «Тор-М1» + новая боевая машина 9А331МУ + новая машина технического обслуживания 9В887М2У + новая машина технического обслуживания 9В887-1М2У + машина ЗИП 9Ф339-1М2У + новые транспортно заряжающие машины 9Т244-1 и 9Т245-1 + комплект наземного оборудования 9Ф116

Характеристики:

  • Количество одновременно обнаруживаемых целей — 48
  • Количество одновременно сопровождаемых целей — 2
  • Зона обнаружения по дальности — 27 км.
  • Зона обнаружения по азимуту — 360 град
  • Зона обнаружения по углу места — 0 — 32 или 32 — 64 град
  • Зона обнаружения по высоте — не менее 23 км.
  • Зона поражения по дальности — 1 — 12
  • Зона поражения по высоте — 0,01 — 6
  • Зона поражения по параметру — 6
  • ЗУР — 9M331
  • Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) — 9Я281 с размещением 3 x ЗУР 9M331
  • Ракетный модуль — 9М334 состоит из двух ТПК 9Я281
  • Масса модуля (1 ТПК x 4 ЗУР) с двумя балками — 1053 кг.
  • Масса ТПК с двумя балками — 333 кг.
  • Масса одной балки — 40 кг.
  • Габариты модуля с двумя балками — 539 x 1507 x 3005 мм.
  • РЛС наведения (СВР) — когерентно-импульсная (импульсно-доплеровского типа) сантиметровая ФАР
  • Ширина луча ФАР — 1 град по азимуту и по углу места
  • Время перехода на автосопровождение — 400 — 600 мс.
  • Количество лучей ФАР — 2
  • Вероятность перехода на автосопровождение самолета-истребителя, летящего на дальности 23 км. — 0,5
  • Вероятность перехода на автосопровождение самолета-истребителя, летящего на дальности 23 км. — 0,8
  • Система обработки сигнала РЛС сопровождения — цифровая мононмпульсная со сжатием импульсов
  • Вероятность поражения одной ракетой самолета (типа F-15) — 0,45 — 0,8
  • Вероятность поражения одной ракетой вертолета — 0,62 — 0,75
  • Вероятность поражения одной ракетой крылатой ракеты — 0,93 — 0,97
  • Вероятность поражения одной ракетой высокоточного оружия — 0,75 — 0,9
  • Максимальная скорость поражаемых целей (вдогон/навстречу) — 700 м/с
  • Максимальная поперечная перегрузка поражаемой цели — 10 g
  • Время реакции комплекса (от обнаружения цели до пуска ракеты) с позиции — 7,4 с.
  • Время реакции комплекса (от обнаружения цели до пуска ракеты)с короткой остановки — 9,7 с.
  • Масса боевой машины — 37 т.
  • Запас хода по топливу (при двухчасовой работе аппаратуры) — 500 км.
  • Боевой расчет — 3 чел.
  • Скорость полета ЗУР — 700 — 800 м/с
  • Масса ракеты — 165 кг.
  • Масса боевой части — 14,5 кг.
  • Время заряжания боевой машины двумя модулями — 25 минут.
  • Максимальная высота эксплуатации комплекса — 3000 м. над уровнем моря
  • Время года эксплуатации — любое
  • Время суток эксплуатации — любое
  • Температура окружающего воздуха для эксплуатации — от -50 до +50 град
  • Относительная влажность эксплуатации при температуре 25 — 35 град — не более 98%
  • Допустимая скорость ветра эксплуатации — не более 20 м/с.
  • Цикл работы аппаратуры боевой машины — 3 x (10 мин работы — 10 минут перерыва) + 4-й x 1 час перерыв + 3 x (10 мин работы — 10 минут перерыва) + и т.д.
  • Проведение пуска — в любое время, включая время перерыва
Тор (зенитный ракетный комплекс) — это… Что такое Тор (зенитный ракетный комплекс)?У этого термина существуют и другие значения, см. Тор.
изображение
Боевая машина 9А331-1 на репетиции парада победы в Москве
БМ 9А331-1 ЗРК 9К331 «Тор-М1»
КлассификацияЗенитный ракетный комплекс
Боевая масса, т32
Экипаж, чел.4 (9А330)
3 (9А331)
История
ПроизводительСоюз Советских Социалистических РеспубликРоссия
Годы разработкис 1972 по 1983
Годы производствас 1983
Годы эксплуатациис 1986
Количество выпущенных, шт.245[сн 1]
Основные операторыСоюз Советских Социалистических РеспубликРоссия
Размеры
База, мм5055
Клиренс, мм450
Вооружение
Дальность стрельбы, км1..12
Другое вооружение8 х ЗУР 3М330
Подвижность
Мощность двигателя, л. с.840
Скорость по шоссе, км/ч65
Запас хода по шоссе, км500
Удельное давление на грунт, кг/см²не более 0,8
Преодолеваемый подъём, град.35
Преодолеваемый ров, м2,0
Преодолеваемый брод, м1,0
Дополнительно
Изображения на Викискладе?Тор (зенитный ракетный комплекс)

«Тор» (индекс ГРАУ — 9К330, по классификации МО США и НАТО — SA-15 Gauntlet («Латная рукавица»)) — всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс, предназначенный для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена.

Система «Тор» предназначена для прикрытия важных административных, экономических и военных объектов, первых эшелонов сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, планирующих авиабомб, самолётов и вертолётов, в том числе и выполненных по технологии «стелс». Может работать как в ручном, с участием операторов, так и полностью автоматическом режиме. При этом система «Тор» сама контролирует обозначенное воздушное пространство и самостоятельно сбивает все воздушные цели, не опознанные системой «свой-чужой».

История создания

Работа над новым комплексом началась в 1972 году в НИЭМИ с НИР «Тор» (заказ 038). Ответственным исполнителем был назначен Дризе И. М. В 1975 году было выдано тактико-техническое задание, а в 1976 году — защищён эскизно-технический проект. Главный конструктор ЗРС «Тор» — Вениамин Павлович Ефремов. Комплекс принят на вооружение 19 марта 1986 года[1].

Описание конструкции

Основным режимом работы комплекса «Тор» является отдельная работа каждой батареи, однако имеется и режим централизованного управления начальником ПВО дивизии или командира зенитно-ракетного полка. Вероятность поражения одной ракетой цели типа «самолёт» составляет от 30 до 77 %, вертолёты поражаются с вероятностью 50—88 %, беспилотные летательные аппараты — 85—95 %. Обеспечивает защиту от целей, перемещающихся на скоростях до 700 м/с, на удалённости от 0,5 до 12 км и на высотах от 10 м до 6 км. Перевод из походного в боевое положение занимает до 3 минут. Время реакции комплекса — 8—12 секунд.[2]

Состав

Боевая машина 9А330

Основной единицей комплекса «Тор» является боевая машина. В состав боевой машины входят станция обнаружения целей, станция наведения, ЭВМ, пусковая установка, и прочая аппаратура (стартовая автоматика, система топопривязки и навигации, газотурбинный энергоагрегат для автономного электропитания и система жизнеобеспечения). Всё оборудование боевой машины устанавливается на гусеничное шасси «Объект 355», унифицированное с шасси боевой машины 2С6 ЗПРК 2К22 «Тунгуска». На боевой машине размещено 8 ЗУР 9М330. Старт ракет осуществляется вертикально по аналогии с ЗРС С-300 для защиты от климатических факторов, а также от воздействия осколков бомб и снарядов.[3]

Станция обнаружения целей (СОЦ)

Когерентно-импульсная радиолокационная станция кругового обзора решает задачи обнаружения воздушных целей и выдаёт их координаты местонахождения. Станция оборудована системой опознавания «свой-чужой». Работает в сантиметровом диапазоне волн с частным управлением по углу места лучом. Одновременно может производиться обзор угла места сразу тремя лучами, очерёдность устанавливается с помощью ЭВМ. Каждый луч имеет ширину 4° по углу места и 1,5° по азимуту. Один луч способен перекрыть сектор в 32° по углу места. В основном режиме темп просмотра зоны обнаружения составляет три секунды, при этом нижняя часть зоны сканируется два раза. Дополнительно, имеется режим обзора тремя лучами с темпом в 1 секунду. Отметки с координатами обнаруженных целей завязываются в трассы. Всего станция обнаружения целей может завязать 10 трасс по 24 обнаруженным целям.[4]

Цели с векторами скорости, номерами трасс, степенью опасности и номером луча, в котором находится цель, отображаются на индикаторе командира боевой машины. При наличии сильных пассивных помех имеется возможность бланкирования проблемного участка обзора и ввода в ЭВМ координат цели с помощью ручного наложения маркера и ручного съёма координат. Максимальные ошибки при определении координат не превышают половину разрешающей способности станции обнаружения целей. Разрешающая способность: не хуже 1,5—2° по азимуту, 4° — по углу места и 200 метров — по дальности. Вероятность обнаружения самолёта типа F-15 на высоте от 30 до 6000 метров и дальности 25—27 км составляет 80 %. Беспилотные летательные аппараты обнаруживаются на дальности от 9 до 15 км с вероятностью 70 %. Вертолёты, находящиеся на земле, с включенными винтами на дальности 6—7 км могут быть обнаружены с вероятностью 40—70 %, зависшие в воздухе на расстоянии 13—20 км — 60-80 %, при осуществлении подскока на высоту 20 м при дальности 12 км — не ниже 60 %. Для своевременного обнаружения целей используется защита от противорадиолокационных ракет.[5]

Станция наведения (СН)

Когерентно-импульсная радиолокационная станция предназначена для обнаружения и автосопровождения одной цели по трём координатам с помощью моноимпульсного метода, и наведения одной или двух ракет на цель после запуска. Работает в сантиметровом диапазоне волн. Конструкция РЛС представляет собой малоэлементную фазированную антенную решётку, способную формировать луч шириной 1° по углу места и азимуту. Станция наведения обеспечивает электронное сканирование и поиск цели с секторе 3° по азимуту и 7° по углу места. Через единый передатчик антенной решётки осуществляется передача на борт команд наведения, кроме того, осуществляется одновременное определение координат цели и наводимых на неё ракет. Среднеквадратическая ошибка при сопровождении ЗУР не превышает 2,5 метров, при автосопровождении истребителей — не более 7 метров по дальности и 30 м/с по скорости. Разрешающая способность: не хуже 1° по азимуту и углу места, 100 метров — по дальности.[6]

ЗУР 9М330

9М330
Основные характеристики
НазначениеЗенитная управляемая ракета
РазработчикМКБ «Факел»
Масса снаряженной, кг165
Диаметр, мм230
Длина, мм2890
Размах крыла, мм650
Дальность пуска макс.:
в передней полусфере, км12,0
Скорость полёта цели, км/ч2520
Скорость полёта, М2,11..2,41
Боевая часть14,8 кг
Наведениерадиокомандное
Взрывательрадиовзрыватель
Носители9А330, ЗК95
Модификации9М330, 9М330-2, 9М331, 9М331-2, 9М332

В пусковом контейнере боевой машины располагаются зенитные управляемые ракеты 9М330. Антенное и пусковое устройства составляют единую конструкцию, вращающуюся относительно вертикальной оси. ЗУР 9М330 выполнена по конструктивной схеме «утка». Во время старта ракеты выбрасываются катапультным устройством из пускового контейнера со скоростью 25 м/с, затем раскрываются складные крылья. Для склонения ракеты на заданный угол у основания аэродинамического руля установлен специальный газогенератор. В зависимости от необходимого поворота руля перекрываются газоходы, ведущие к соплам. На высоте 16—21 м включается двигатель и через 1,5 км ракета набирает скорость 700—800 м/с. На дальности 250 метров включается режим командного наведения. В зависимости от скорости сближения с целью в целях оптимального уничтожения со станции наведения на борт ЗУР передаются значения задержки взрывателя. При действии на малых высотах имеется возможность селекции поверхности и срабатывания взрывателя при контакте с самой целью. В ракете используется твердотопливный ракетный двигатель.[7]

Модификации

ЗК95 «Кинжал»

Морская версия комплекса «Тор» с ракетой 9М330-2 (по классификации НАТО — SA-N-9).

9К331 «Тор-М1»

Одновременно с принятием на вооружение комплекса «Тор» были начаты работы по его дальнейшей модернизации. Испытания новой модификации под обозначением 9К331 были начаты в марте 1989 года и завершились в декабре этого же года. В 1991 году комплекс был принят на вооружение. Результатом модернизации стал ввод второго целевого канала, в ракете 9М331 использована более эффективная боевая часть, зона поражения низколетящих целей была увеличена, появилась возможность сопряжения с унифицированным батарейным командным пунктом 9С737 «Ранжир». Вероятность поражения одной ракетой цели типа F-15 составляет от 26 до 75 %, вероятность поражения крылатых ракет ALCM от 45 % до 99 %, вертолёты «ХьюКобра» сбиваются с вероятностью от 50 до 98 %. Зона поражения при двухканальном режиме осталась на уровне ЗРК «Тор» за счёт снижения времени реакции до 7,4 с во время стрельбы на позиции и до 9,7 с во время стрельбы с короткой остановки.[8]

Существенные изменения претерпела аппаратура боевой машины. Расчёт машины был уменьшен до трёх человек (командир, оператор, механик-водитель). Для введения второго целевого канала установлена двухпроцессорная вычислительная система с повышенной производительностью и расширенным функциональным контролем. Станция обнаружения имеет трёхканальную цифровую систему обработки сигналов для более эффективной защиты от помех. Для защиты от ложных меток внедрён специальный алгоритм. Используется новый усилитель, обеспечивающий более высокую чувствительность. Количество обнаруживаемых и распознаваемых целей было увеличено до 48. Для повышения точности сопровождения цели станции наведения в телевизионно-оптическом визире по углу места добавлен автомат сопровождения цели. Для сопряжения с УБКП 9С737 «Ранжир» установлены дополнительные радиостанции и аппаратура передачи данных.[9]

Новые ракеты 9М331 способны выдерживать перегрузки до 30g и поражать цели маневрирующие с перегрузками до 12g. Ракеты размещены в четырёхместных транспортно-пусковых контейнерах 9Я281 вместо пусковой установки. ТПК выполнены из алюминиевых сплавов. Масса ТПК с ЗУР и катапультными установками составляет 936 кг. Транспортно-пусковые контейнеры могут быть соединены в пакеты и перевозиться с помощью транспортной машины 9Т244.[10]

На базе боевой машины 9А331 была разработана боевая машина 9А331-1, в которой базовое шасси ГМ-355 было заменено на шасси ГМ-5955, производства Мытищинского машиностроительного завода.[11]

«Тор-М1-ТА»

Модификация комплекса 9К331 с размещением на колёсной базе. Аппаратная кабина размещена на автомобиле Урал-5323, антенно-пусковой пост размещается на полуприцепе 4МЗАП8335.[11]

«Тор-М1-Б»

Буксируемая модификация комплекса 9К331. Всё оборудование размещается на колёсных полуприцепах.[11]

«Тор-М1-ТС»

Стационарный вариант комплекса 9К331.[11]

«Тор-М1-2У»

Модернизация комплекса 9К331 «Тор-М1».

9К332 «Тор-М2»

  • Тор-М2 (9К332) — видна новая антенна обнаружителя

  • ЗРК Тор-М2Э (9К332МК) на МАКС-2009, новое шасси

  • Макет ЗРК Тор-М2Э на МАКС-2009, хорошо видны открытые ракетные шахты

ЗРК «Тор-М2» в настоящее время производится на ОАО «Ижевский электромеханический завод «Купол».

Является представителем нового поколения боевых средств ПВО малой дальности класса «Тор». Отличается повышенной эффективностью отражения массированных налётов современных средств воздушного нападения в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

В 2008—2009 гг активно велась работа по созданию новых комплексов войсковой ПВО, в том числе перспективного ЗРК «Тор-М2».[12]

Существует колесный вариант боевой машины ЗРК «Тор-М2Э» — 9К332МК на базе шасси, разработанного белорусским предприятием «Минский завод колёсных тягачей».[13]

ТТХ
  • Зона поражения:
    • по дальности: от 1 до 12 км
    • по высоте: от 0,01 до 10 км
    • по параметру: 8 км
  • Время реакции, с: 4,8
  • Макс. скорость поражаемых целей 700 м/с
  • Максимальная перегрузка ракеты: 30 g
  • Скорость полета ЗУР 700..800 м/с
  • Минимальная ЭПР цели 0,05 м²[14]
  • Система наведения помехозащищенная радиокомандная
  • Число целевых каналов 4 канала
  • Число ЗУР на боевой машине 8 ракет
  • Год разработки 2008
  • Экипаж 3 чел
  • Запас хода 500 км[15]

«Хунци-17»

Китайская нелицензионная копия. Создана на базе купленных ЗРК «Тор-М1» после отказа в получении лицензии на производство от Министерства обороны России[16].

Операторы

См. также

Примечания

  1. По состоянию на 2010 год 120 комплексов «Тор» состояло на вооружении России, 60 — у Китая, 31 — у Греции и Кипра, 29 — у Ирана, 4 — у Венесуэлы, 1 — у Белоруссии. Итого 245 комплексов.
Источники
  1. Давыдов М. В., Годы и люди, стр. 284
  2. Василий, Гуринович, 2001, с. 198
  3. Василий, Гуринович, 2001, с. 198-199
  4. Василий, Гуринович, 2001, с. 199-200
  5. Василий, Гуринович, 2001, с. 200
  6. Василий, Гуринович, 2001, с. 200-201
  7. Василий, Гуринович, 2001, с. 201-203
  8. Василий, Гуринович, 2001, с. 204-205
  9. Василий, Гуринович, 2001, с. 204-207, 210
  10. Василий, Гуринович, 2001, с. 206-208
  11. 1 2 3 4 Василий, Гуринович, 2001, с. 211
  12. Новейшие комплексы ПВО «Тор-М2» и «Бук-М3» будут приняты на вооружение ВС РФ в 2008—2009 годах на сайте Роспрома, ИТАР-ТАСС, 21 сентября 2007
  13. Год ПВО. Итоги 2007 года на сайте «Вестник ПВО»
  14. МАКС-2007 — 0005.htm
  15. Система ПВО малой дальности «Тор-М2Э»
  16. Еще один факт оружейного пиратства: китайцы скопировали российский зенитный ракетный комплекс «Тор»  (рус.). Вестник Мордовии. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012. Проверено 19 сентября 2012.
  17. The Military Balance 2010. — P. 223.
  18. 1 2 Stockholm Internation Peace Research Institute — Arms Transfers Database
  19. BelArmy: Беларусь купила у России 14 комплексов Тор-м2э, передача их состоялась 28 декабря 2011.
  20. 1 2 The Military Balance 2010. — P. 99.
  21. The Military Balance 2010. — P. 138.
  22. 1 2 The Military Balance 2010. — P. 139.
  23. The Military Balance 2010. — P. 181.
  24. Греция заменит на Кипре С-300 на ЗРК «Тор-М1» и САУ «Сюзанна». — ВОЙНА и МИР
  25. The Military Balance 2010. — P. 253.
  26. Россия начала поставки в Иран комплексов ПВО «Тор-М1» — АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС»

Литература

  • Василий Н. Я., Гуринович А. Л. Самоходные зенитные ракетные комплексы // Зенитные ракетные комплексы. — Справочное издание. — Минск: Белорусский дом печати, 2001. — С. 244,247. — 461 с. — 11 000 экз.

Ссылки

 Просмотр этого шаблона Советские и российские комплексы ПРО, ЗРК, ЗСУ, ЗО и ПЗРК
Комплексы ПРО

А-35 «Алдан» • А-135 «Амур» • А-235

ЗУ ВВС и ПВО
Ближнего действия (до 10 км)
Малой дальности (от 10 до 50 км)

С-25 «Беркут» • С-75 «Двина» • С-125 «Нева»/«Печора»

Средней дальности (от 50 до 200 км)
Дальнего действия (> 200 км)
ЗУ
сухопутных
войск РФ
Ближнего действия (до 15 км)
Малой дальности (от 15 до 30 км)
Средней дальности (от 30 до 100 км)
Дальнего действия (> 100 км)
ЗУ ВМФ РФ
Командные пункты,
средства управления,
разное
Войск ПВО

5Н83С (Командный пункт ЗРК)

Сухопутных войск
Военно-морского Флота
* — производились только на экспорт. Курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы
Зенитные ракетные комплексы / Библиотека / Главная / Арсенал-Инфо.рф

«Тор-М1»

(РОССИЯ)

«Тор-М1»

Комплекс «Тор-М1» предназначен для решения задач противовоздушной обороны на уровне дивизионного звена. Он обеспечивает эффективную противовоздушную оборону военных и гражданских объектов от внезапных ударов крылатых ракет, корректируемых авиабомб, самолетов, вертолетов, беспилотных и дистанционно управляемых летательных аппаратов.

Комплекс способен выполнять боевые задачи в любых климатических условиях. Отличительными особенностями ЗРК «Тор-М1» от других комплексов этого класса являются высокая маневренность, мобильность, малое время реакции, автоматизация боевой работы, эффективность при стрельбе по широкому классу целей.

Комплекс создан на базе ЗРК «Тор». В результате модернизации в комплекс был введен второй целевой канал, в ракете применена боевая часть с повышенными поражающими характеристиками, реализовано модульное сопряжение ЗУР с боевой машиной, увеличилась зона поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение боевой машины с унифицированным батарейным командирским пунктом «Ранжир» для обеспечения управления боевыми машинами в составе батареи.

Государственные испытания ЗРК «Тор-М1» проводились с марта по декабрь 1989 г., на вооружение он был принят в 1991 г.

Вероятность поражения типовых целей одной ЗУР была увеличена по сравнению с ЗРК «Тор» при стрельбе по крылатым ракетам типа ALCM с 0,45-0,95 до 0,56-0,99, по ДПЛА типа BGM — с 0,86-0,95 до 0,93-0,97, по самолетам типа F-15 — с 0,26-0,75 до 0,45-0,80 и по вертолетам типа «Хью Кобра» — с 0,50-0,98 до 0,62-0,75.

Зона поражения ЗРК «Тор-М1» при стрельбе одновременно по двум целям осталась практически такой же, как у комплекса «Тор» по одной цели, что обеспечивается за счет сокращения времени реакции комплекса «Тор-М1» с 8,7 до 7,4 с при стрельбе с позиции и с 10,7 до 9,7 с — при стрельбе с короткой остановки после движения.

В состав зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» входят: боевая машина (9А331), транспортно-заряжающая машина (9Т244), средства технического обслуживания и ремонта.

В боевую машину 9А331 были внесены некоторые изменения (по сравнению с 9А330):

• использована новая двухпроцессорная вычислительная система повышенной производительности, которая реализовала двухканальную работу по целям, защиту от ложных трасс целей, расширенный функциональный контроль;

• в станции обнаружения целей введены трехканальная цифровая система обработки сигналов, обеспечивающая более эффективное подавление пассивных помех без проведения дополнительного анализа помеховой обстановки, во входных устройствах приемника заменен усилитель для повышения чувствительности, изменен порядок обзора пространства для уменьшения времени завязки трасс целей, введен алгоритм защиты от ложных отметок;

• в станции наведения введен новый тип зондирующего сигнала, обеспечивающий обнаружение и автосопровождение зависшего вертолета, в телевизионно-оптическом визире введен автомат сопровождения цели по углу места (для повышения точности ее сопровождения), введен улучшенный индикатор командира и аппаратура сопряжения с унифицированным батарейным командирским пунктом «Ранжир» (радиостанции и аппаратура передачи данных). Впервые в практике создания ЗРК вместо пусковой установки применен четырехместный транспортно-пусковой контейнер 9Я281 для ракеты 9М331 с корпусом из алюминиевых сплавов, который в совокупности с этими ЗУР составил ракетный модуль 9М334.

Масса модуля с четырьмя ЗУР, с катапультами и ТПК составляет 936 кг. Корпус ТПК разделен диафрагмами на четыре полости.

Для транспортировки и хранения ракетные модули собирались с помощью балок в пакеты — до шести модулей в пакете. Транспортная машина 9Т244 была способна перевозить два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжаю- щая машина — два пакета из двух модулей.

Боевая машина размещается на базе гусеничного шасси ГМ-355, имеющего изменяемый клиренс. Гидромеханическая трансмиссия и гидропневматическая подвеска обеспечивают хорошую маневренность и плавность хода по пересеченной местности.

В боевой машине размещаются информационно-командные средства, приборы управления, навигации и связи, два транспортно-пусковых контейнера с четырьмя ракетами в каждом, автономная система электропитания.

«Тор-М1»

Информационно-командные средства обеспечивают обнаружение целей, измерение их координат и наведение ракет. Они включают в себя радиолокационные станции обнаружения, сопровождения целей и наведения ракет, системы опознавания целей и вторичной обработки радиолокационной информации, радиолокатор захвата и вывода ракеты на траекторию цели, быстродействующую цифровую специализированную вычислительную машину «Сейвер», а также пульт управления со средствами индикации.

Радиолокационная станция обнаружения целей представляет собой трехкоординатный доплеровский локатор кругового обзора с многоканальной цифровой обработкой сигналов. Функционируя совместно с вычислительной машиной, она обнаруживает и опознает до 48 целей на дальности 25 км, а затем сопровождает десять наиболее опасных из них. Эти цели по критерию опасности распределяются в приоритетный ряд. Стрельба готовится по самым «важным» из них. Данные об этих целях поступают на пульт командира и параллельно — на станцию сопровождения целей и наведения ракет.

Станция сопровождения целей и наведения ракет — моноимпульсный доплеровский локатор с ФАР и электронным управлением луча — уточняет параметры целеуказания, осуществляет сопровождение и четырехкоординатное измерение параметров движения цели. Максимальная дальность обзора — 25 км. В рабочем секторе производится одновременное измерение координат двух целей и наведение на них ракет. На основе траекторных и сигнальных признаков цели ранжируются по классам, эта информация поступает в систему управления ракетой для оптимизации режима ее полета.

Цифровая специализированная вычислительная машина осуществляет обработку данных и управление всеми системами комплекса.

В процессе движения боевой машины, в том числе в боевых порядках прикрываемых войск, обнаружение цели и анализ воздушной обстановки осуществляется за счет гиро- стабилизации антенной системы поискового локатора. Остановка требуется только для ракетной стрельбы. В походном положении антенны РЛС складываются.

В сложной помеховой обстановке (при плотном радиоэлектронном противодействии противника) и на предельно малых высотах полета цели может использоваться дублирующий (телевизионный) канал сопровождения.

Внутри башни кругового вращения располагается шахта пусковой установки. В ней вертикально размещаются два ТПК с ракетами.

ЗУР 9М331 — твердотопливная, одноступенчатая, выполнена по аэродинамической схеме «утка» с радиокомандным способом наведения. Осколочно-фугасная боевая часть включает осколки высокоплотного сплава.

Подрыв боевой части осуществляется активным радиовзрывателем. Ракета обладает высокими маневренными свойствами (допустимые перегрузки — до 30g), что позволяет поражать скоростные, низковысотные, малоразмерные и бронированные цели, маневрирующие с перегрузкой до 12g. ЗУР 9М331 поставляется в войска в окончательно снаряженном состоянии и не требует технического обслуживания в течение 10 лет.

Ракета запускается из шахты вертикально с помощью катапульты, а после выхода из шахты с помощью газодинамических рулей, расположенных в носовой части, разворачивается в направлении цели. Затем включается двигательная установка. Автономный широкоугольный пеленгатор ЗРК осуществляет захват ракеты, а затем выводит ее в луч локатора наведения.

Станция наведения и телевизионный оптический визир

Станция наведения и телевизионный оптический визир

Боезапас ракет пополняется с помощью транспортно-заря- жающей машины, снабженной специальным манипулятором. Для заряжания полного боекомплекта ракет требуется 18 мин, загрузка ракет возможна и с тобычной транспортной машины с помощью крана.

Система навигации, топопривязки и ориентирования комплекса автоматически определяет координаты боевой машины и осуществляет прокладку курса ее движения, а также производит взаимную привязку с другими войсковыми средствами с точностью, необходимой для обмена информацией о воздушной обстановке.

Электропитание аппаратуры боевой машины осуществляется от встроенной электростанции, имеющей основной привод от газотурбинного агрегата и вспомогательный — от системы отбора мощности дизельного двигателя шасси.

Для поддержания боеготовности и достоверной оценки состояния аппаратуры комплекса имеется автоматическая система встроенного функционального контроля. При отказе она производит поиск неисправного элемента с точностью до группы панелей.

Аппаратура комплекса выполнена с учетом новейших технических достижений и технологий, имеет развитый функциональный контроль, что обеспечивает высокую эксплуатационную надежность.

Заряжание боекомплекта

Заряжание боекомплекта

Расчет боевой машины — 3 человека: командир, оператор и механик-водитель. Предусмотрена защита расчета от средств массового поражения, система жизнеобеспечения создает внутри рабочего отсека башни нормальные условия обитания. Для подготовки операторов боевой машины есть специальный автономный тренажер.

Значительным отличием ЗРК «Тор-М1» от комплекса «Тор» явилось наличие в его составе боевых средств унифицированного батарейного командирского пункта «Ранжир», предназначенного для автоматизированного управления боевыми действиями ЗРК «Тор-М1» в составе зенитного ракетного полка.

Основное предназначение унифицированного батарейного командирского пункта «Ранжир» применительно к ЗРК «Тор-М1» — управление автономными боевыми действиями зенитных ракетных батарей (с постановкой и контролем выполнения боевых задач боевым машинами, целераспределе- нием между ними, выдачей им целеуказаний). Централизованное управление должно было осуществляться через унифицированный батарейный командирский пункт батареями полка «Тор-М1» с командного пункта полка, на котором предполагалось использовать командно-штабную машину МП22-Р и специальную машину МП25-Р.

Боевая машина комплекса «Тор» может транспортироваться всеми видами транспорта, включая авиационный (масса шасси 34 250 кг, максимальная скорость боевой машины по дорогам с твердым покрытием 65 км/ч).

Мобильный вариант «Тор-М1ТА»

Мобильный вариант «Тор-М1ТА»

Проводятся работы по замене минского гусеничного шасси ГМ-355 на разработанное в подмосковных Мытищах ГМ-5955.

Проводятся также работы по размещению основных элементов комплекса на колесных базах — в самоходном варианте «Тор-М1ТА» с размещением аппаратной кабины на автомобиле «Урал-5323», а антенно-пускового поста — на прицепе 4МЗАП8335, и в буксируемом «Тор-М1Б» (на двух прицепах). За счет снижения проходимости по бездорожью и увеличения времени развертывания (свертывания) до 8-15 мин достигается снижение стоимости комплекса. Ведутся работы и по стационарному варианту комплекса «Тор-М1ТС».

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Дальность поражения, км:

максимальная 12,0

минимальная 0,5 Высота поражения, км:

максимальная 6,0

минимальная 0,01 Вероятность поражения цели

типа самолет одной ракетой 0,45-0,8

Число целевых каналов 2

Длина ракеты 9М330, м 2,89

Диаметр корпуса ракеты 9М330, м 0,23

Размах крыльев, м 0,65 Масса, кг:

ракеты 165,0

боевой части, кг 14,8

Время перезаряжания, мин 18

Тор-М1 Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Тор.
Тор
VDay Parade Rehearsal Moscow04.jpg
Боевая машина 9А331-1 на репетиции Парада Победы в Москве
Классификация Зенитный ракетный комплекс
Боевая масса, т 32
Экипаж, чел. 4 (9А330)
3 (9А331)
Разработчик Алмаз-Антей
Производитель Союз Советских Социалистических РеспубликРоссия
Годы разработки с 1972 по 1983
Годы производства с 1983
Годы эксплуатации с 1986
Основные операторы Союз Советских Социалистических РеспубликРоссия
Длина корпуса, мм
База, мм 5055
Клиренс, мм 450
Дальность стрельбы, км 1—15
Другое вооружение 8 (16) х ЗУР 9М330
Мощность двигателя, л. с. 840
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 500
Удельное давление на грунт, кг/см² не более 0,8
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемый ров, м 2,0
Преодолеваемый брод, м 1,0
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

«Тор» (индекс ГРАУ — 9К330, по классификации МО США и NATO — SA-15 Gauntlet («Латная рукавица»)) — всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс (ЗРК), предназначенный для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена.

Система «Тор» предназначена для прикрытия важных административных, экономических и военных объектов, пе

ЗРК Тор М1 — SA-15 — что это за комплекс и мог ли он сбить Боинг в Иране

Одна из основных версий крушения самолета Boeing 737 компании МАУ в Иране – это поражение зенитной ракетой. На месте катастрофы рейса PS752 предположительно были обнаружены обломки ракеты российского ЗРК «Тор-М1».

Что это за оружие и мог ли «Тор» сбить пассажирский самолет – разбирался OBOZREVATEL.

ЗРК "Тор-М1" выпускает ракету

ЗРК «Тор-М1» выпускает ракету

Что такое ЗРК «Тор»

ЗРК «Тор-М1» (по классификации НАТО – SA-15 Gauntlet («Латная рукавица»)) – это всепогодный зенитно-ракетный комплекс советского, а позднее российского производства. «Тор» был разработан концерном «Алмаз-Антей» и принят на вооружение еще в 1986 году.

ЗРК "Тор" на параде в Москве

ЗРК «Тор» на параде в Москве

Главное преимущество ЗРК «Тор» – возможность автоматической работы. В этом случае комплекс сам сканирует воздушное пространство и сам сбивает любые цели, которые не подают опознавательного сигнала «свой-чужой», фактически самостоятельно принимая решение атаковать.

Ударная сила «Тор-М1» – восемь зенитных управляемых ракет 9М330. Они способны догнать и поразить цель, которая летит со скоростью до 2500 км/ч, и предназначены для уничтожения крылатых ракет, авиабомб, беспилотников, боевых самолетов и вертолетов, в том числе так называемых «самолетов-невидимок».

Ракета "Тора" 9М330

Ракета «Тора» 9М330

Откуда ЗРК «Тор» появился в Иране

Советский Союз, а позднее Российская Федерация массово продавали ЗРК «Тор» за рубеж, а также снабжали этими комплексами своих союзников. Так, ЗРК «Тор» и его модификации стоят на вооружении Беларуси, Армении, Азербайджана, Венесуэлы, Греции, Ирана, Китая, Кипра и даже Украины. Кроме того, после начала войны на Донбассе данный зенитный комплекс неоднократно замечали на вооружении пророссийских террористов «ДНР».

Иран тоже закупал эти ЗРК у России вплоть до 2007 года. В настоящее время у Ирана есть около 30 зенитно-ракетных комплексов «Тор». При этом регулярная армия Ирана не обладает таким оружием – «Торы» стоят на вооружении Аэрокосмических сил КСИР (Корпус стражей Исламской революции).

Мог ли «Тор» сбить Boeing 737

Одна из популярных версий, озвученная украинским журналистом Юрием Бутусовым, заключается в том, что операторы ЗРК «Тор», который находился рядом с Тегераном, могли переключить комплекс на автоматическую работу. В этом случае, не получив от «Боинга» МАУ необходимого опознавательного сигнала, «Тор» мог принять гражданский борт за вражеский самолет и нанести по нему удар. Следует отметить, что тактико-технические характеристики комплекса и его вооружения позволяют сбить медленно летящий, набирающий высоту Boeing 737.

Что известно про ЗРК "Тор", из которого могли сбить Boeing 737 в Иране

Что известно про ЗРК «Тор», из которого могли сбить Boeing 737 в Иране

OBOZREVATEL собрал всю информацию о трагедии

  • Украинский самолет Boeing 737 авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ), на борту которого находились 167 пассажиров и 9 членов экипажа, 8 января разбился вскоре после вылета из аэропорта Тегерана (Иран).

  • Появились первые фото разбившегося лайнера. Также опубликовано видео с места аварии.

  • СМИ сообщили, что все пассажиры и члены экипажа погибли. Спасатели не обнаружили следов выживших на месте катастрофы.

  • В результате катастрофы самолета Boeing 737 погибли 11 украинцев. В сети показали их имена.

  • В посольстве Украины в Иране предварительно заявили, что версия теракта или ракетной атаки как причины катастрофы самолета авиакомпании МАУ исключается. Причиной назвали возгорание двигателя.

  • Спасатели обнаружили «черный ящик » украинского самолета Boeing 737, который разбился. Позже Иран предоставил Украине и США предварительный доклад о катастрофе.

  • Президент США Дональд Трамп выразил сомнения в том, что Boeing 737 компании МАУ потерпел крушение из-за механической неполадки. Он отметил: у него «есть подозрения», что авария с Boeing «могла быть чьей-то ошибкой». Впрочем, позже госсекретарь США Майк Помпео заявил, что причиной катастрофы могла быть техническая неисправность.

  • Премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил, что Boeing 737 авиакомпании «Международные авиалинии Украины» был сбит иранской ракетой.

  • В СНБО Украины заявили, что среди возможных версий причин аварии самолета МАУ в Тегеране будет рассмотрена и атака зенитной ракетой российского ЗРК «Тор».

  • Специалисты Украины и Ирана договорились о совместной расшифровке «черных ящиков» Boeing 737.

САМ 9К331 «Тор-М1» — зенитная ракетная система


 SAM 9K331 «Tor-M1» - air defense missile system

Работы по созданию нового САМ ближнего действия 9К331 «Тор-М1» должны были быть завершены в СССР 1983 года, комплексные испытания были состоявшийся в 1984 году, а в 1986 году новый комплекс поступил на службу в Советскую Армию. Структура состоит из САМ: боевая машина (БМ) 9AZZO, ракета земля-воздух (развивающиеся страны) 9MZZO, грузовой грузовой автомобиль, транспортное средство и ремонтные мастерские. БМ 9AZZO является легко отслеживаемой бронетехникой GM-355 Минского автомобильного завода с большой вращающейся башней, на которой размещены авионика и 8 развивающихся стран.

ЗРК «Тор-М1» — видео

Электронное оборудование Зенитная ракетная система 9К331 «Тор-М1» Включает в себя: 1) станцию ​​обнаружения цели (СОС) с системами идентификации и стабилизации антенна; 2) станция наведения (SN) фазированной решетки (Phare) с одним целевым каналом, ракета с двумя каналами и каналом захвата фокуса ZUR; 3) выделенный компьютер; 4) устройство вертикального пуска 8 развивающихся стран; 5) домашняя автоматизация и управление оборудованием перед запуском ракеты; 6) навигационная система; 7) системная документация процесса боевой эксплуатации; 8) автономная система питания на базе турбомашины (ГТД).


 SAM 9K331 «Tor-M1» - air defense missile system

ЗРК «Тор-М1» способен выполнять разведывательные задачи в движении и открывает огонь с короткой остановкой. БМ 9AZZO может одновременно стрелять двумя ракетами по одной цели, работая с интервалами не менее 4 секунд. Защита от противорадиолокационных ракет обеспечила их уничтожение в полете. После модернизации в 1991 году появился SAM 9K331 «Тор-М1». В БМ 9M331 был установлен более мощный компьютер, позволяющий одновременно стрелять двумя целями, а SOC вошла в систему противодействия помехам и стала более мощной. чувствительный приемник, а также оборудование интерфейса и связи с более современным, чем ПУ-12М, мобильным контрольным пунктом «Рейтинги» 9S737.После распада СССР автомобиль «Тор-М1» был построен на базе гусеничного транспортёра GM 5955 Мытищинского машиностроительного завода. 8 ракет 9М331 теперь собраны в две ракетные пусковые установки 9М334.


 SAM 9K331 «Tor-M1» - air defense missile system

SOC 9K331 «Tor-M1» видимость следующего круга и способна обнаруживать самолеты на расстояниях до 27 км, а беспилотные летательные аппараты — до 15 км. Компьютер обрабатывает 24 цели наведения и обеспечивает руководство по станция, которая, используя PAR, начинает сопровождать эти цели.При запуске ракеты катапульта выбрасывается вертикально вверх и движется в направлении бомбардировки целей. На высоте 20 м запускает главный двигатель. Станция наведения быстро сканирует пучок фазированных решеток, одновременно начинает сопровождать и летающие ракеты с дальностью 250 метров.


 SAM 9K331 «Tor-M1» - air defense missile system

Передача команд управления полетом ракетам на борту обеспечивается тем же лучом PAR. Ракеты 9MZZO и 9M331 — это твердотопливные двигатели, взрывобезопасная боеголовка и бесконтактный взрыватель. ЗРК «Тор» и «Тор-М1» Они вооружены зенитными ракетными полками (танковыми дивизиями), состоящими из командного пункта (машины, оснащенные средствами управления и обработки информации MP22 и MP25, РЛС 9С18 «Купол») обнаружение, П-19, «Каста-2-2»), четыре батареи (по 4 БМ 9AZZO или 9А331 и одна контрольная точка ПУ-12М или «Рейтинги») и вспомогательные блоки.


 SAM 9K331 «Tor-M1» - air defense missile system

Эксплуатационные характеристики зенитно-ракетного комплекса 9К331 «Тор-М1»

Стрелковая система стрельбы, км 12 (макс.), 1,5 (мин.)
Высота намеченных целей 6 км (макс.), 10 м (мин.)
Максимальная скорость намеченных целей, м / с 700
Время реакции ADMS, сек 9 , 4 (с короткой остановкой),
7,4 (с позиции)
Вероятность поражения одного цур а) истребителя — до 0,8;
б) вертолет-0,5-0,88;
at) БПЛА — 0,89-0,9
боеприпасы 8 развивающихся стран
время развертывания (коагуляция) SAM 3 (3) мин.
боевой вес, т 32
Максимальная скорость, кмч 65
Запас хода, км 500 (один час ГТД)
Двигатель GM-355: В-84МЗО, дизель с турбонаддувом
, мощностью 700л. из.

Фото SAM 9K331 «Тор-М1»


 SAM 9K331 «Tor-M1» - air defense missile system

Источник

1 295

.

м1 — Википедия, la eniclopedia libre

Википедия todavía no tiene una página llamada «Tor-m1».


Busca Tor-m1 en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario Wikcionario (diccionario)
Wikilibros Wikilibros (учебные пособия / учебные пособия)
Wikiquote Wikiquote (citas)
Wikiviajes Wikisource (библиотека)
Wikinoticias Wikinoticias (noticias)
Wikiversidad Wikiversidad (contenido académico)
Commons Commons (imágenes y multimedia)
Wikiviajes Wikiviajes (viajes)
Wikidata Wikidata (дата)
Wikiespecies Википедии (виды)
  • Comprueba У Comprueba si есть условное обозначение правильной формы, правильной и правильной, как в Википедии, так и в добровольном обмене информацией.Си-э-э-э-э-э-э-э-э, правильно и правильно, Викимедиа donde quizás podrías encontrarla.
  • Busca Busca «Tor-m1» и текстовые сообщения из Википедии.
  • Nuvola apps fonts.png Консультация по художественному оформлению «Tor-m1».
  • Enlaces Busa las páginas de Wikipedia que tienen включает в себя «Tor-m1».
  • ¿Borrada? Сюй хабиас креадо ла паджина кон эсте номбре, лимпия каше де ту навегадор.
  • Symbol delete vote.svg También puede que la página que buscas haya sido borrada.

Si el artículo incluso así no existe:

  • Crear la página Crea el artículo utilisando nuestro asistente o solicita su creación.
  • Traducir Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
  • Aviso Ru Wikipedia únicamente pueden incirse текстовые сообщения и тексты, совместимые с лицензией Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Нет информации о том, что нужно делать, и нет никаких условий для кумплан-альгуна-де-эсас.
  • Ten en cuenta Ten en cuenta también que:
    • Статьи об информации и информации serán borrados — версия «Википедия: Эсбозо» -.
    • Искусство публикации и автопромышленность serán borrados — версия «Wikipedia: Lo que Wikipedia no es» -.
,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *