Судьба трех суперлайнеров: «Титаника», «Британика» и «Олимпика»

В 1908 и 1909 годах было начато строительство первых двух судов серии. Одно назвали «Олимпик», другое — «Титаник». Оба судна строились рядом, в одном цехе. Строительство третьего было запланировано на более поздний срок.

20 октября 1910 года «Олимпик» был спущен на воду, 31 мая 1911 года, после завершения достроечных работ, он вышел на ходовые испытания, а 14 июня отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Руководство «Уайт Стар Лайн» отнеслось к первым рейсам «Олимпика» с большой ответственностью. Именно в этих рейсах были приняты решения о ряде улучшений на еще строящемся «Титанике»: была слегка изменена планировка некоторых помещений, за счет уменьшения площади прогулочных палуб было увеличено количество пассажирских кают, появились каюты-апартаменты, всего две, создано кафе в парижском стиле, примыкавшее к ресторану. Наконец, первые рейсы показали, что часть прогулочной палубы лайнера недостаточно защищена от непогоды, поэтому на «Титанике» ее было решено сделать закрытой, с раздвижными окнами. В дальнейшем «Титаник» и «Олимпик» визуально можно было различить именно по этой прогулочной палубе.

В пятом рейсе случилась авария. Утром 20 сентября 1911 года, на выходе из Саутгемптонского залива, «Олимпик» столкнулся с британским крейсером «Хок» и получил 12-метровую пробоину в правом борту. Едва начавшийся рейс был прерван, и «Олимпик» вернулся в Белфаст на верфь для ремонта. Ремонтные работы на «Олимпике» несколько задержали достройку и первый рейс «Титаника», который закончили строить в 1912 году.

«Титаник» поражал своими размерами и архитектурным совершенством; газеты сообщали, что длина лайнера равна длине трех городских кварталов, высота двигателя — высоте трехэтажного дома, что якорь для «Титаника» по улицам Белфаста тащила упряжка из 20 самых сильных лошадей.

Гибель «Титаника»

10 апреля 1912 года «Титаник» вышел в свой первый и последний рейс в Америку, взяв на борт более 2,2 тысячи человек. 14 апреля, на исходе четвертого дня пути, «Титаник» столкнулся с огромным айсбергом. Правый борт корабля был распорот от самого форштевня, длина пробоины составила 90 метров. На корабле началась паника, в тесноте и давке люди пытались пробраться на корму. Из 20 шлюпок две так и не удалось спустить.

«Титаник» затонул в 2.20 15 апреля. Погибли, по разным данным, от 1,4 тысячи до 1,517 тысячи человек, спаслись около 700.

Обломки погибшего лайнера оставались нетронутыми до тех пор, пока американский морской археолог Роберт Боллард и его французские коллеги не обнаружили их 1 сентября 1985 года в 325 милях от побережья канадского острова Ньюфаундленд. С тех пор было поднято около 5 тысяч артефактов, обнаруженных среди обломков «Титаника». У останков корабля побывало множество подводных лодок, субмарины доставляли туда туристов.

О печально известном пароходе написаны десятки книг, сотни статей и очерков, поставлено несколько фильмов.

Во время гибели «Титаника» в ночь на 15 апреля 1912 года «Олимпик» находился в очередном рейсе из Нью-Йорка в Саутгемптон. Получив информацию о бедствии, «Олимпик» поспешил на помощь брату-близнецу, однако он находился на значительном расстоянии от места катастрофы, и спасшихся пассажиров подобрал лайнер «Карпатия». Капитан «Олимпика» предложил взять к себе на борт часть спасенных, однако от этой идеи было решено отказаться, поскольку возникли опасения, что появление копии «Титаника» вызовет ужас у находящихся в шоке людей. Несмотря на это, «Олимпик» попросили держаться в пределах видимости «Карпатии», поскольку мощности радиостанции этого корабля не хватало для того, чтобы связаться с берегом, а радиостанция на «Олимпике» имела достаточную мощность. Списки спасенных передавались радисту «Олимпика», который немедленно отправлял их на береговую радиостанцию. Через некоторое время «Олимпик», на котором находились сотни спешащих в Европу пассажиров, продолжил плавание по своему маршруту.

24 апреля 1912 года «Олимпик» по расписанию должен был отправиться в очередной рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Но поскольку на «Титанике» не хватило шлюпок, чтобы спасти всех людей, команда «Олимпика» отказалась выходить в море до тех пор, пока лайнер не обеспечат необходимым количеством шлюпок. Часть экипажа покинула корабль в Саутгемптоне. Рейс был сорван.

В том же году «Олимпик» прибыл на верфь «Харленд энд Воллф», где в течение шести месяцев была проведена его дорогостоящая реконструкция: приподнято второе дно и увеличена высота водонепроницаемых переборок. Эти меры были приняты по результатам гибели «Титаника». Теперь «Олимпик» мог удержаться на плаву даже в случае затопления шести отсеков. Лишь 2 апреля 1913 года «Олимпик» вышел в первый после реконструкции рейс.

Первая мировая война

Лайнер заканчивал очередной трансатлантический рейс, когда началась Первая мировая война. Увеличив скорость, «Олимпик» прибыл в Нью-Йорк раньше расписания. Было принято решение оставить лайнер на трансатлантической линии, тем более что с началом войны появилось очень много желающих уехать из неспокойной Европы. В октябре «Олимпик» спас моряков военного корабля «Одейшиес», который подорвался на мине у берегов Ирландии. С сентября 1915 года «Олимпик» стал транспортным судном для перевозки войск и получил название «T-2810». Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок.

В апреле 1917 года «Олимпик» был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 тысяч военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим, а один раз невероятным маневром протаранил и потопил подводную лодку.

Судьба «Британика»

Во время Первой мировой войны погиб младший брат «Олимпика» и «Титаника», третье и последнее судно серии. Сначала планировалось, что новый лайнер получит название «Гигантик», но после гибели «Титаника» было решено выбрать ему более скромное и в то же время патриотичное имя «Британик». Он был заложен 30 ноября 1911 года и должен был выйти в первое плавание летом 1914 года, но конструктивные доработки, которые потребовалось сделать после гибели «Титаника», задержали выход судна с верфи. 26 февраля 1914 года «Британик» был спущен на воду.

Не отличаясь от своих старших братьев внешне, по комфорту для пассажиров «Британик» был лучшим из серии. На нем появилась еще одна парикмахерская, детская игровая комната, гимнастический зал для пассажиров второго класса, четвертый лифт. Разработчики запомнили, что радисты «Титаника» из-за своей занятости не всегда успевали передавать на мостик радиограммы, связанные с навигационной обстановкой, и на «Британике» появилась пневматическая почта, связывавшая радиорубку и мостик.

Однако пассажиры не успели оценить достоинства нового лайнера. Когда началась война, его переоборудовали в судно-госпиталь, и уже в таком качестве лайнер вышел в свое первое плавание в конце 1915 года. 12 ноября 1916 года «Британик» подорвался на мине в проливе Кеа, недалеко от Греции. Несмотря на то, что лайнер тонул всего 55 минут, большинство людей, находившихся на борту, удалось спасти.

«Олимпик» после войны

После окончания войны «Олимпик» вернулся к мирной работе на трансатлантической линии, а вскоре встал на очередную длительную реконструкцию, во время которой его двигатели были переведены с угля на мазут. Реконструкция продолжалась почти год, и только 25 июня 1920 года «Олимпик», который первым из крупных трансатлантических лайнеров начал использовать мазут в качестве топлива, вернулся к работе.

1920-е годы были звездным временем для «Олимпика». Забылась гибель его близнеца «Титаника». Лайнер завоевал репутацию чрезвычайно надежного судна. В эти годы судно регулярно пересекало Атлантический океан с пассажирами на борту и пользовалось большой популярностью.

Не обошлось и без аварии. 22 мая 1924 года в Нью-Йорке «Олимпик» столкнулся с лайнером «Святой Георгий», после чего ему пришлось заменить значительную часть кормовой обшивки.

В 1928 году были модернизированы пассажирские помещения лайнера. Но возраст начинал брать свое. Уже к 1930 году стали появляться механические проблемы и усталостные трещины в корпусе. Дошло до того, что в 1931 году судну был выдан сертификат годности к плаванию по состоянию корпуса всего на полгода. В дальнейшем он все-таки был продлен.

В 1930-е годы мировой экономический кризис обернулся серьезными проблемами для судоходных компаний. Чтобы остаться на плаву, «Уайт Стар Лайн» объединилась с другой британской компанией, «Кунард Лайн». В 1934 году появилась новая компания «Кунард — Уайт Стар», которой был передан весь пассажирский флот двух компаний, в том числе «Олимпик». Вскоре после этого, 16 мая 1934 года, «Олимпик» в густом тумане налетел на плавучий маяк Нантакет у побережья Канады и потопил его вместе с семью членами экипажа.

Тут же вспомнилась катастрофа «Титаника». Кроме того, шло строительство нового лайнера «Куин Мэри», рядом с которым «Олимпику» места уже не было. В условиях продолжающегося мирового кризиса это решило судьбу лайнера.

Последние дни «Олимпика»

Несмотря на то, что расписание трансатлантических рейсов «Олимпика» на лето 1935 года было официально опубликовано, уже в январе 1935 года компания объявила об отмене рейсов лайнера. Свой последний рейс «Олимпик» завершил 27 марта 1935 года. Он остался ждать своей участи в Саутгемптоне. В сентябре того же года «Олимпик» был продан для разделки на металлолом.

11 октября 1935 года лайнер вышел из Саутгемптона и отправился в Шотландию для разделки. Месяцем позже в Лондоне состоялся аукцион, на котором в течение десяти дней распродавалось имущество с «Олимпика». До сих пор детали изысканной отделки лайнера можно увидеть в интерьерах некоторых британских отелей и ресторанов. Стенными панелями из ресторана «Олимпика» украшен ресторан круизного судна «Миллениум».

«Олимпик» пересек Атлантический океан более 500 раз и остался в памяти пассажиров и моряков красивым, комфортабельным и надежным лайнером. Он занял почетное место в истории трансатлантического судоходства.

ria.ru

Проклятие трёх братьев: cr2 — LiveJournal

Жили-были на свете три близнеца-лайнера: Олимпик, Титаник и Британик. Про них сегодня пост.


«Олимпик» (слева) и «Титаник» (справа) в Белфасте 6 марта 1912 года.

Во время гибели «Титаника» капитан «Олимпика» предложил пересадить пассажиров на его судно, но команда отказалась. Посчитали, что для потерпевших будет шоком увидеть недавно затонувший лайнер опять на плаву.

В конце XIX века White Star Line была самой мощной транспортной компанией в Великобритании. Пароходная связь осуществлялась не только с Америкой, но и с Австралией и Южной Африкой.

В 1902 году компанию купил американец Пьерпонт Морган. Американский капитал и сотрудничество с одной из лучших судостроительных компаний Harland and Wolff способствовали началу постройки трёх огромных судов: «Олимпик» (Olympic), «Титаник» (Titanic) и «Британник» (Britannic)

1. Olympic. «Любимый».

«Олимпик» был первым из серии трёх лайнеров одноимённого класса. Наравне с «Титаником» и «Британником» задумывался как конкурент судам других трансатлантических компаний.

Поначалу в White Star Line видели два больших лайнера с тремя трубами. Такой постройкой предполагалось оставить конкурентов далеко позади. Но дуэт лайнеров был превращен в трио. Три трубы были заменены четырьмя для большей убедительности пассажиров, что судно с четырьмя трубами безопаснее

В 1908 году был заложен киль будущего «Олимпика». Корабль имел длину 268 м, ширину 28 м и высоту 18,4 м от ватерлинии до шлюпочной палубы. 16 водонепроницаемых отсеков защищали судно от повреждений. Гигантские двигатели, вместе с турбиной, вырабатывали мощность примерно в 50 000 л.с. и достигали скорости в 21 узел.


Спуск на воду

В четверг 20 октября 1910 года в 11.00 «Олимпик» был спущен на воду. Корабль» уже через 62 секунды развил скорость в 12.5 узлов. Можно было начинать отделку.


Испытания в 1911 году

После испытаний, которые превзошли все ожидания, корабль был готов к выходу в море.

По традиции, после окончания всех испытаний, «Олимпик» прибыл в Ливерпуль для всеобщего рассмотрения. Хотя порт отправления позже был изменен на Саутгемптон, на корме «Олимпика» и его двух братьев, под названием всегда будет виднеться надпись «Ливерпуль».


Парадная лестница Первого класса

«Фишкой» всех трёх лайнеров была непотопляемость. Этот факт публиковался во всех газетах во время строительства кораблей.
Непотопляемость обеспечивалась 16 водонепроницаемыми отсеками и герметичными дверями.

Внутренние помещения «Олимпика» были изящны. Стиль помещений, в отличие от немецких кораблей, не был столь пафосный, а более скромный, поэтому и более привлекательный.


Обеденный зал Второго класса

В среду, 14 июня 1911 «Олимпик» отдал швартовы и направился из Саутгемптона в Нью-Йорк. Его капитаном был опытный Эдвард Джон Смит. В четверг 22 июня корабль причалил к пирсу в Америке.

В первые годы эксплуатации с «Олимпиком» случался ряд мелкий неудач. Судно то сталкивалось с другими кораблями, то получало повреждения. Например 24 февраля 1912 года лайнер потерял лопасть винта на пути в Англию. «Олимпик» должен был вернуться в Белфаст для ремонта, что отложило первое плавание «Титаника».


Каюта Третьего класса

Уроки «Титаника» не прошли даром. Судно оснастили спасательными шлюпками. Правда это было сделано после бунта команды. Экипаж отказался продолжать рейсы без нормального количества шлюпок.

Первая мировая война застала «Олимпик» на пути в Нью-Йорк. В Америке лайнер был окрашен в серый цвет.

С этого времени «Олимпик» значился как военный транспорт и был оборудован массивным оружием. Чуть позже он стал транспортным судном между Великобританией и Канадой.

После войны, пройдя модернизацию, корабль вернулся к своему прежнему занятию — перевозкой пассажиров через Атлантику.

15 мая 1934 года «Олимпик» шел в нью-йоркских водах через густой туман на скорости в десять узлов. Несмотря на низкую скорость и огни, на корабле не заметили плавучий маяк. Огромный «Олимпик» перерезал маяк пополам. Семь мужчин на борту плавучего маяка погибли и только четверо выжили.

«Олимпик» устарел. Теперь был лишь вопрос времени, когда его снимут с линии.
11 октября 1935 года, «Олимпик» покинул Саутгемптон в последний раз, чтобы быть распиленным на металл. Все внутренние убранства распродали с аукциона. Большая часть всей мебели и отделки ушла в отели.

2. Titanic. «Проклятый».

Самый известный и самый печальный лайнер серии. Был крупнейшим пассажирским лайнером мира на момент постройки.


«Титаник» выходит из Саутгемптона в его первый и единственный рейс 10 апреля 1912 года

Длина 269,1 м, ширина — 28,19 м, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы -18,4 м.

Заложен 31 марта 1909 года на верфях в Северной Ирландии и строился вместе с «Олимпиком». Уже 31 мая 1911 года спущен на воду.


«Олимпик» и «Титаник» на стапелях Харланд энд Вольф


Перед спуском на воду


Место гибели

4 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 1 316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2 224 человека. Из них спаслись только 711 человек.

К «Титанику» ближе всего были три судна: «Калифорниэн», «Карпатия» и «Маунт Темпл». «Калифорниэн» и «Маунт Темпл» были зажаты льдом, поэтому только «Карпатия»смогла прийти на помощь гибнущему титану.
Однако, прибыла она слишком поздно: «Титаник» уже 2 часа как затонул. «Карпатия» погрузила на борт выживших пассажиров и отправилась в Нью-Йорк.

3. Britannic. «Забытый».

«Британник» — третье и последнее судно класса «Олимпик». Первоначально строился под именем «Гигантик».


Запланированный внешний вид

Длина 269 м, ширина 28 м, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы 18,4 м

После гибели «Титаника» на третьем судне было немедленно остановлено строительство, а намеченное имя «Гигантик» было заменено на «Британник».


Британник спущен на воду.

Работа над «Британником» продолжалась в течение 1912 года. Запуск был отсрочен несколько раз, и только 26 февраля 1914 года, «Британник» был спущен. В соответствии с традицией Уайт Стар Лайн, не было никакой церемонии, и не разбивали бутылку шампанского о нос корабля.

«Британик» должен был стать одним из величественных лайнеров, но тут грянула Первая Мировая Война.

13 ноября 1915 года он реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно. Работа по преобразованию незаконченного лайнера шла полным ходом. Каюты на верхних палубах превращены в палаты. Обеденный зал и Гостиная первого класса были переоборудованы в операционные и главную палату.

Судно было окрашено в интернациональные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса с красными крестами. Эти цвета гарантировали «Британику» статус неприкосновенного для всех военных судов, согласно Женевскому Соглашению. Несостоявшийся лайнер был оправлен служить в Средиземное море.

21 ноября 1916 года «Британик» подорвался на немецкой мине между островом Kea и материковой Грецией. Судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут. Жертвы были малочисленные.


Тонущий «Британик»

Что интересно, на борту «Британника» была медсестра Вайлет Джессоп. Её затянуло под винт тонущего судна, но женщина выжила.
Вайлет благополучно пережила гибель и старшего брата «Британника» — «Титаника». Что еще более удивительно, она была стюардессой на «Олимпике»

Три лайнера получили имена в честь героев греческой мифологии: олимпийцев, титанов и гигантов. Любопытно, что титаны и гиганты были повержены олипийцами. Быть может, поэтому «Олимпик» — единственный, кого не постигло крушение?

cr2.livejournal.com

Судьбу «Титаника» несколько лет спустя повторил его «двойник»

Их было три. – Три однотипных трансатлантических лайнера-исполина, построенных на английских верфях по заказу крупнейшей транспортной компании «White Star Line».

«Старший брат» – «Олимпик», благополучно проплававший по морям-океанам четверть века и «умерший естественной смертью» (то есть разрезанный на металлолом).

«Средний брат» – тот самый печально знаменитый «Титаник».

И, наконец, «младший братишка». С именем его не все однозначно. В первоначальном варианте руководители WSL утвердили название «Гигантик». То есть эта серия супер-кораблей посвящена была героям греческой мифологии: олимпийцам, титанам и гигантам. Однако после гибели «Титаника» спохватились, что в таком варианте заложена «логическая мина». Ведь, согласно античным легендам, в результате сражений титаны и гиганты оказались повержены. Причем повержены олимпийцами! Чтобы не «накаркать» печальную судьбу третьему из своих лайнеров (который тогда еще только начали собирать на стапеле), господа-директора решили сменить ему имя. В итоге «Гигантик» превратился в «Британика», – тоже звучно и кроме того патриотично!

Узнать некоторые подробности короткой, но непростой биографии этого уникального пассажирского судна корреспонденту «МК» помогли материалы, собранные энтузиастом – историком Дмитрием Мазуром.

Изделие №433

«Британик» был заложен на верфи в Белфасте под кодовым обозначением «изделие №433» 30 ноября 1911 года и спущен на воду 26 февраля 1914-го. Уже через несколько месяцев, сразу после гибели «Титаника», его строительство было на некоторое время приостановлено: потребовалось время, чтобы в конструкцию этого гигантского парохода инженеры внесли изменения, учитывавшие печальный опыт апрельской морской трагедии 1912 года. На «Британике» увеличили число водонепроницаемых переборок в корпусе (причем они проходили теперь и через пассажирские отделения, достигая уровня верхней палубы), сконструировали двойные борта, дополнительно защищающие отсеки на случай встречи с айсбергом… Возросло количество спасательных средств. Каждый из пяти установленных на пароходе мощных кранов-шлюпбалок мог даже при большом крене судна благополучно спустить на воду разом пять спасательных шлюпок. Для большей оперативности передачи получаемых радиограмм о навигационной обстановке по маршруту на капитанский мостик его соединили пневмопочтой с рубкой радиста…

фото: ru.wikipedia.org

«Титаник»

В итоге всех усовершенствований лайнер должен был стать самым безопасным и, главное, «самым непотопляемым» судном в мире. Специалисты-проектировщики утверждали, что «Британик» сможет удержаться на плаву даже с шестью затопленными водой носовыми отсеками по одному борту. («Титанику» «позволялось» затопить лишь четыре отсека, так что, окажись в роковую ночь 14 апреля на «рандеву» с айсбергом не он, а «Британик», страшной трагедии на море не было бы).

«Младший» стал самым крупным из трех «братьев»-лайнеров. Он был на несколько метров длиннее «Титаника», чуть шире него и имел водоизмещение без малого на 2000 тонн больше (48158 тонн против 46328). Каюты трех классов рассчитаны на 2575 пассажиров, а экипаж корабля составлял 950 человек.

«Британик» хотели сделать также самым комфортабельным и роскошным из всей троицы супер-лайнеров WSL. Например, для удобства пассажиров расширены были ресторан и курительный салон 1-го класса. Кроме того проектом предполагалось оборудовать на судне игровую комнату для детей, еще одну парикмахерскую, гимнастический зал для путешествующих 2-м классом, 4 электрических лифта… На парадной лестнице даже собирались орган установить для устройства концертов!

Однако осуществлению этих планов помешала начавшаяся мировая война. В новых условиях было уже не до скоростных трансатлантических рейсов. Достройка «Британика» значительно замедлилась, а осенью 1915-го в судьбе его произошли коренные перемены. 13 ноября английское Адмиралтейство реквизировало огромный пароход, чтобы переоборудовать его для военных нужд в госпитальное судно.

На такой шаг морское руководство Великобритании подтолкнула непростая обстановка, складывавшаяся на средиземноморском театре военных действий. В самом разгаре была Дарданелльская операция, затеянная Францией и Англией против Германии и Турции. Войска союзников по Антанте высадились в районе Галлполи и активно пытались расширить плацдарм, чтобы взять под контроль важнейший на пути из Черного моря в Средиземное пролив Дарданеллы. При этом французы и англичане несли серьезные потери. Британцам, необходимо было эвакуировать морем многочисленных раненных, заболевших «солдат Его Величества». Именно для этой цели в помощь уже имеющимся госпитальным судам и понадобился огромный «Британик».

В течение считанных недель супер-лайнер переоборудовали под плавучий госпиталь. Обеденный зал и гостиная 1-го класса, расположенные в центральной зоне палубных надстроек, были превращены соответственно в операционную и главную палату. В близлежащих каютах на палубе «В» решено было разместить медицинский персонал – врачей, фельдшеров, медсестер. Другие пассажирские каюты приспособили под палаты для раненых. Несколько трюмных помещений превратились теперь в склады медоборудования и препаратов, а одно из них – даже в морг… Для постороннего наблюдателя самым заметным стало изменение внешнего вида «Британика». Его окрасили в принятые по международному соглашению цвета госпитального судна, которые должны гарантировать его неприкосновенность для военных кораблей любой страны: белые борта, на каждом из которых нанесена вдоль всего корпуса зеленая полоса и изображены три больших красных креста.

фото: ru.wikipedia.org

«Британик»

В декабре 1915 года несостоявшийся трансатлантический лайнер, который именовался теперь «Госпитальное судно Его Величества Британик», официально включили в состав английского флота. Он мог перевозить свыше 3000 больных и раненых, медицинский и обслуживающий персонал состоял из почти 450 человек, а судовая команда – из 675 человек. Капитаном «Британика» назначили Чарльза Бартлетта.

23 декабря полностью укомплектовавшись на рейде Саутгемтона персоналом и погрузив все необходимые припасы пароход-госпиталь отправиться в свой первый рейс. Он взял курс на Средиземное море. Конечным пунктом маршрута была перевалочная госпитальная база англичан, созданная ими на греческом острове Лемнос. Корабль прибыл туда через 8 дней, погрузил очередную партию раненых и отправился назад к британским берегам.

В общей сложности до весны 1916-го «Британик» совершил три рейса по эвакуации раненых в Дарданелльской операции. Каждый из этих походов был отнюдь не безопасным, ведь в Средиземном море активно действовали немецкие подводные лодки.

Потом на средиземноморских полях сражений наступило затишье, в связи с чем плавучий госпиталь поставили на прикол за ненадобностью. Военно-морское командование собиралось даже, ради экономии денег на обслуживание огромного судна, вернуть его назад прежнему владельцу – компании WSL. К началу лета официально успели исключить этот пароход из списков Британского флота, однако вслед за тем пришлось отыгрывать назад. Ситуация в Средиземноморье вновь изменилась, там начался очередной всплеск активности военных действий: союзники вновь перешли в наступление.

4 сентября на капитанский мостик «Британика» вновь поднялся его прежний капитан – Чарльз Бартлетт. А через несколько дней огромное судно в четвертый раз отправилось к греческим островам забирать раненых. Еще один такой рейс был выполнен в конце октября – начале ноября 1916-го. Лайнер-госпиталь отшвартовался у родных английских берегов 6 ноября. После этого ему полагался «тайм-аут» для проведения профилактики паровых котлов, машин… Однако обстоятельства этому помешали: английские войска на средиземноморском театре военных действий несли неожиданно большие потери, госпитальная перевалочная база на острове Лемнос переполнялись, поэтому нужно было срочно вывозить оттуда раненых. Так что стоянка «Британика» в Саутгемтонском порту продлилась всего 5 суток. Уже в воскресенье, 12 ноября огромный пароход вновь вышел в море, отправившись к греческим островам.

Этот шестой рейс – «вне расписания» – оказался для судна роковым.

Как тонул «непотопляемый»

9 дней спустя «Британик» благополучно достиг греческого архипелага. 21 ноября 1916 года судно шло по проливу между материковой частью Греции и островом Кеа со скоростью 20 узлов (около 36 км/час). Внезапно в носовой части по правому борту раздался взрыв, заметно тряхнувший огромный пароход, вслед за ним – еще один.

Корабельный хронометр показывал в этот момент 8.12 утра, – время завтрака медицинского персонала. Встревожившихся было медсестер успокоили: ничего серьезного, можно продолжать трапезу. Однако капитан Бартлетт уже понимал, что ситуация становится все более опасной. Корабль стал крениться на правый борт, оседая носом в море. Приказ немедленно задраить все водонепроницаемые переборки не помог: потоки воды почему-то продолжали распространяться по отсекам. Трюмные доложили на мостик, что в результате сильного взрыва не только разрушена переборка в носовой части, но еще повреждена шахта главной пожарной магистрали, по которой вода теперь проникает в другие отсеки, – в том числе даже в котельные. При этом герметичные двери в переборках оказались почему-то в момент взрыва открыты, а теперь их никак не удавается задраить под напором прибывающей воды.

Свою лепту в агонию «самого непотопляемого» корабля внесли иллюминаторы в его бортах. Большинство из них было открыто: медицинский персонал устроил утреннее проветривание кают. Теперь, когда «Британик» заметно сел носом, через эти круглые «окошки» море стало легко захлестывать помещения на нижних палубах правого борта.

На лайнере находилось 1134 человека – администрация плавучего госпиталя, медицинский и обслуживающий персонал, команда. Понимая, что его корабль тонет, капитан Бартлетт распорядился давать в радиоэфир сигнал SOS, а до прибытия помощи начать эвакуацию.

В целом она проходила достаточно спокойно и четко, однако, по воспоминаниям очевидцев, несколько случаев паники все-таки было. Например, группа корабельных пожарных стала спускать шлюпку, не получив разрешения офицеров, распоряжавшихся спасательной операцией. В это время «Британик» еще двигался вперед с весьма приличной скоростью и суденышко это, захлестываемое волнами, почти сразу опрокинулось. К счастью никто из паникеров-пожарных не погиб.

Но без жертв, увы, все-таки не обошлось. Огромный корабль погружался в море носом, все больше кренясь на правый борт (по странному капризу госпожи Фортуны все происходило точно так же, как с «Титаником!»). В какой-то момент корма задралась так высоко, что из воды показались гребные винты. Они вращались, поскольку машины лайнера продолжали работать. И вот под эти «вентиляторы» стало вдруг затягивать две большие шлюпки со спасающимися людьми, только что спущенные кормовыми шлюп-балками. Оба спасательных суденышка раздробило в щепки, а находившихся в них неудачников стало перемалывать, словно в гигантской мясорубке, – под лопастями погибло более 20 человек, другие были ранены… Еще несколько человек так и не смогли выбраться из внутренних отсеков гибнущего корабля.

В 9.07 «младший брат» «Титаника» опрокинулся на правый борт (при этом внутри его корпуса раздался страшный грохот рушащихся механизмов) и вслед за тем быстро пошел на дно. «Самый непотопляемый» корабль исчез в морской пучине всего через 55 минут после взрыва (а ведь тот же «Титаник» продержался на плаву почти 2 часа 40 минут!). Капитан Бартлетт, соблюдая морскую традицию, до последнего мгновения находился на своем гибнущем корабле. Оказавшись в воде, он сумел, благодаря надетому спасательному поясу, удержаться на поверхности и доплыл до ближайшей шлюпки.

Сигналы бедствия, подаваемые радистом «Британика», были услышаны на нескольких английских кораблях, которые поспешили на помощь. Уже к 10 часам утра к месту кораблекрушения первыми прибыли «Скоурж» и вспомогательный крейсер «Героик», потом еще несколько кораблей… На них поднимали из шлюпок людей с «Британика».

В общей сложности удалось спасти 1104 человека. Число жертв катастрофы «Британика» составило 30 человек. Этот плавучий госпиталь стал самым крупным судном, погибшим во время Первой мировой войны. А операция по спасению с него людей была признана едва ли не самой успешной.

Причина трагедии «Титаника» всем известна: столкновение с огромным айсбергом. В случае с гибелью его близнеца абсолютной ясности до сих пор нет.

Согласно официально существующей версии, «Британик» оказался жертвой немецкой подводной лодки. Еще за несколько дней до трагедии германская субмарина U-73, которой командовал капитан Густав Зисс, поставила мины в проливе между островом Keа и материком. На одну из таких мин и наткнулся супер-лайнер.

Долгое время затонувший в 1916-м гигантский корабль оставался «невидимкой». Лишь в 1975 году точное место его гибели установила экспедиция знаменитого французского исследователя Жака Ива Кусто. На следующий год водолазам удалось обследовать лайнер, лежащий на глубине около 120 метров. Увиденное ими с одной стороны подтверждает официальную версию: в носовой части судна, лежащего на правом борту, есть пробоина от взрыва. Но помимо этого подводные разведчики обнаружили и другие повреждения корпуса «Британика».

Впоследствии члены экспедиции выдвинули иную версию гибели огромного парохода. Именно эта версия дает объяснение парадоксальному факту: почему же «непотопляемый» «Британик» затонул гораздо быстрее своего не столь совершенного «среднего брата». Согласно этой версии на борту госпитального (а потому неприкосновенного для германских кораблей) «Британика» англичане нелегально перевозили оружие в Египет. Выполняя свой шестой (оказавшийся гибельным) рейс, лайнер должен был зайти в порт Александрии для разгрузки военной контрабанды. Однако об этой секретной операции сумела узнать немецкая разведка. Во время промежуточной стоянки «Британика» в Неаполе на его борт германским агентам удалось протащить и спрятать в одном из угольных бункеров хитроумное взрывное устройство. Некоторое время спустя, в проливе Кеа адская машина сработала, вызвав еще и вторичный взрыв угольной пыли, скопившейся в полупустых уже к тому моменту бункерах огромного корабля (этот «запоздавший» взрыв слышали многие из тех, кто находился на борту «Британика»). Детонация взрывоопасной угольно-воздушной смеси привела к серьезным повреждениям соседних с бункерами водонепроницаемых переборок и других систем в трюмах корабля, нарушила герметичность отсеков, что и привело к их быстрому затоплению.

Выглядит слишком фантастично? – Но даже некоторые из тех специалистов. которые отвергают данную конспирологическую версию, соглашаются с тем, что вторичный «угольный» взрыв все-таки мог произойти под влиянием взрыва мины, на которую наткнулся «Британик».

Более тщательно исследовать лежащий на дне «Британик» экспедиции Кусто не позволило отсутствие в те годы соответствующего оборудования для глубоководных работ. Уже в наши дни группе дайверов удалось проникнуть внутрь корпуса затонувшего лайнера и обследовать некоторые из отсеков. Увиденное лишь подтвердило существовавшую прежде информацию: герметичные двери в водонепроницаемых переборках почему-то не задраены.

х х х

«Посмертная» судьба «Титаника №2» до сих пор не определена. Власти Греции, в территориальных водах которой лежит это затонувшее судно, ратуют за то, чтобы включить «Британик» в списки объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Находятся энтузиасты, предлагающие поднять лайнер и восстановить его в первоначальном виде. Есть и более реальный план: создать виртуальный музей этого погибшего исполина, установив в разных местах его видеокамеры. Транслируемые виды различных частей лежащего на дне корабля при помощи компьютера будут объединяться в единую панорамную «картинку», которой смогут любоваться пришедшие в музей посетители.

Между тем при попытке реализовать любой из этих проектов следует учитывать, что на данный момент у затонувшего «Британика» имеется полноценный владелец, без согласия с которым даже спускаться под воду для «рандеву» с «младшим братом» «Титаника» нельзя. Зовут этого господина Саймон Миллз. Хозяином легендарного корабля он стал в 1996 году. Тогда высокие военные чины в Великобритании вдруг спохватились, что на балансе у их ведомства до сих пор еще остаются некоторые корабли, участвовавшие в Первой мировой (среди них – гигантский плавучий госпиталь), и решили устроить необычную распродажу этих раритетов. Миллз, к тому времени уже давно интересовавшийся историей «Титаника», узнав о столь эксклюзивной торговой акции, подал заявку и приобрел «Британик» задешево. Сам «судовладелец» конкретизировать понесенные им расходы на эту сделку не торопится, но в печати упоминалась сумма 25 тысяч долларов.

Справка «МК»

Англичанке Вайолетт Джессоп «повезло» стать участницей аварий на всех трех супер-кораблях компании WSL. В сентябре 1911 года она находилась на борту «Олимпика», исполняя обязанности одной из стюардесс лайнера, когда он, столкнулся в Саутгемптонском заливе с крейсером «Хок», получил большую пробоину и вынужден был срочно возвращаться в порт. В апреле 1912-го Вайолетт, тоже будучи зачислена в штат стюардессой, плыла на «Титанике» и оказалась в числе спасшихся после катастрофы. А 21 ноября 1916 года при эвакуации людей с тонущего «Британика» медсестру Джессоп погрузили в одну из тех двух злополучных шлюпок, которые затянуло под вращающиеся винты лайнера. Однако и на сей раз англичанка избежала гибели.

фото: ru.wikipedia.org

Вайолетт Джессоп

www.mk.ru

«Титаник», «Олимпик», «Британик»…: evgensemenihin — LiveJournal

Мало кто знает, что у «Титаника» был брат-близнец – корабль «Олимпик», точная его копия, также принадлежавший компании «Уайт Стар Лайн».

**********
Крупнейший в мире суперлайнер «Титаник» был действительно длиннее своего брата-близнеца… на целых два дюйма…
Это длина спичечного коробка…

Близнецы: «Титаник» (справа) и «Олимпик». Белфаст.

Кто из них ху.?.

Источник:  https://picturehistory.livejournal.com/4223416.html

********************
Но…

конце 1907 года компания «Уайт Стар Лайн» приняла решение построить на верфи «Харленд энд Воллф» в Белфасте, Северная Ирландия, три лайнера длиной 259 метров, шириной 28 метров и водоизмещением 52 тысячи тонн. На них предусматривались места для 2,566 тысячи пассажиров в каютах трех классов, причем пассажирам всех классов предоставлялись невиданные до этого удобства.
Планировалось, что третье судно серии получит название «Гигантик», но после гибели «Титаника» было решено выбрать ему более скромное и в то же время патриотичное имя «Британик».  По комфорту для пассажиров «Британик» был лучшим из серии.

«Титаник» затонул в 2.20 15 апреля. Погибли, по разным данным, от 1,4 тысячи до 1,517 тысячи человек, спаслись около 700.

Обломки погибшего лайнера оставались нетронутыми до тех пор, пока американский морской археолог Роберт Боллард и его французские коллеги не обнаружили их 1 сентября 1985 года в 325 милях от побережья канадского острова Ньюфаундленд. С тех пор было поднято около 5 тысяч артефактов, обнаруженных среди обломков «Титаника». У останков корабля побывало множество подводных лодок, субмарины доставляли туда туристов.

О печально известном пароходе написаны десятки книг, сотни статей и очерков, поставлено несколько фильмов.

Во время гибели «Титаника» в ночь на 15 апреля 1912 года «Олимпик» находился в очередном рейсе из Нью-Йорка в Саутгемптон. Получив информацию о бедствии, «Олимпик» поспешил на помощь брату-близнецу, однако он находился на значительном расстоянии от места катастрофы, и спасшихся пассажиров подобрал лайнер «Карпатия». Капитан «Олимпика» предложил взять к себе на борт часть спасенных, однако от этой идеи было решено отказаться, поскольку возникли опасения, что появление копии «Титаника» вызовет ужас у находящихся в шоке людей.

 В это время лайнер «Британик» еще строился…
 Когда началась война, его переоборудовали в судно-госпиталь, и уже в таком качестве лайнер вышел в свое первое плавание в конце 1915 года. 12 ноября 1916 года «Британик» подорвался на мине в проливе Кеа, недалеко от Греции. Несмотря на то, что лайнер тонул всего 55 минут, большинство людей, находившихся на борту, удалось спасти.

 «Олимпик», с сентября 1915 года, стал транспортным судном для перевозки войск и получил название «T-2810». Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок.

После окончания войны «Олимпик» вернулся к мирной работе на трансатлантической линии…
Свой последний рейс «Олимпик» завершил 27 марта 1935 года.  В сентябре того же года «Олимпик» был продан для разделки на металлолом.

«Олимпик» пересек Атлантический океан более 500 раз и остался в памяти пассажиров и моряков красивым, комфортабельным и надежным лайнером. Он занял почетное место в истории трансатлантического судоходства.


 Источник: https://ria.ru/20100327/216678118.html

evgensemenihin.livejournal.com

Роковая судьба кораблей-близнецов — Олимпик, Титаник, Британник…

Корабли класса «Олимпик» — «Олимпик», «Титаник» и «Британник» создавали инженеры британской судостроительной компании «Харланд энд Вольф» по заказу «Уайт Стар Лайн». Судна задумывались как конкуренты «Лузитании» и «Мавритании», принадлежавшим конкурирующей компании Кунард Лайн.

Начало XX-го века ознаменовалось катастрофой, которая до сих пор будоражит умы людей со всего света, — гибелью корабля «Титаник».


14 апреля 1912 года во время своего первого рейса этот роскошный гигантский круизный лайнер столкнулся в Северной Атлантике с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. Из 2208 находившихся на борту людей выжили лишь 704 человека. Мир был в шоке.

Его предшественнику — кораблю «Олимпик» тоже удача не сопутствовала, хоть и трагедия была не столь масштабной. В одном из своих первых плаваний, лайнер столкнулся с крейсером «Хоук». В результате происшествия никто не пострадал, но «Олимпик» целый год простоял на ремонте, а его капитана обвинили в неосторожности и пренебрежении правилами судовождения.

Проектируя, третий пассажирский лайнер из этой серии под первоначальным названием «Гигантик», инженеры попытались учесть все выявленные трагедиями слабые стороны его предшественников — «Олимпика» и «Титаника». Создатели нового корабля сделали так, что «Гигантик» мог оставаться на плаву при повреждениях, которые стали роковыми для «Титаника».

Читайте также: Загадочное крушение тонголезского парома

Помимо новых конструктивных особенностей «Гигантика», ему добавили еще пять спасательных шлюпок. Причем, даже если судно опасно накренялось и возникала угроза потопления, ничто не должно было помешать посадке людей в шлюпки.

Захотелось улучшить и отделку корабля: приемную первого класса «Гигантика» сделать гораздо больше, чем на «Олимпике» и «Титанике». Ресторан и курительный салон также расширили и даже планировали установить орган на парадной лестнице.

26 февраля 1914 года этот огромный трехвинтовой корабль спустили на воду. Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон — Нью-Йорк, для которой его и строили: началась Первая мировая война.

Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в «Британник» и переоборудовать в госпитальное судно.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт.

Наиболее роскошные каюты «Британника» стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.

В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и «Британник» отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

Читайте также: Свидетелей гибели «Титаника» не осталось

12 ноября 1916 года «Британник» в очередной раз отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт новую партию раненых британских солдат. Утром 17 ноября зашел в порт Неаполя и продолжил курс на восток.

Катастрофа случилась 21 ноября 1916 года в 8:12 утра. «Британник» уже был в Эгейском море, когда его сотряс взрыв огромной силы, за которым последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал выбежали на палубу, прервав свой завтрак.

Оказывается, лайнер наскочил на мину, поставленную немецкой подводной лодкой U-73. Из-за полученных пробоин судно накренилось, и ситуация ухудшалась с каждой минутой.

Капитан Чарльз Альфред Бартлет сразу понял серьезность положения и приказал закрыть герметичные двери переборок и подготовить к спуску все шлюпки.

Четыре отсека корабля стремительно заполнялись водой; котельные были подтоплены. Положение усугубляли открытые при взрыве иллюминаторы нижних палуб: через них вода проникала внутрь «Британника». Капитан до последнего верил, что лайнер сможет дойти до острова Кеа и сядет на мель. Это было бы спасением.

Но нос «Британника» стремительно погружался все глубже, одновременно корабль накренился на правый борт. Стало ясно, что чудо не произойдет. Приняв сигналы бедствия, на помощь лайнеру отправились сразу четыре судна.


На самом же «Британнике» полным ходом шла эвакуация. Через некоторое время из воды показались продолжавшие свое вращение огромные винты корабля — и тут произошла новая бедая. Две шлюпки затянуло в водоворот и разрубило винтом на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты.

Вскоре морская драма достигла своего апогея: гигантский корабль пошатнулся и начал стремительно заваливаться на правый борт. Рухнули огромные дымовые трубы. Еще минута — и лайнер навсегда исчез в черной бездне Эгейского моря. Спустя час на место катастрофы подошли четыре судна. Спаслись 1036 из 1066 находившихся на борту «Британника» людей.

Вопрос о том, где же точно он покоится, долгое время интересовал многих людей. В 1975 году ответ на загадку дал легендарный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. После трехдневных поисков подводный радар на его судне «Калипсо» обнаружил корпус «Британника» на глубине 120 метров .

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.

Читайте самое интересное на «Правде.Ру»

www.pravda.ru

Старший брат «Титаника» — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

На кинохронике мы видим жизнь на борту судна до отправки в Нью-Йорк и после возвращения. Капитан Смит замечен на мосту и крыльях мостика правого борта, наблюдая за деятельностью на причале и на палубе под ним. Можно видеть прогуливающихся пассажиров. Есть возможность рассмотреть Шлюпочную палубу со спасательными лодками.

Эта кинохроника была показана публике после гибели «Титаника», чтобы удовлетворить её интерес к событию. Но в кадрах присутствует не сам «Титаник», а корабль «Олимпик».

«Олимпик» (RMS Olympic) — трансатлантический лайнер компании «Уайт Стар Лайн», первый из серии трёх лайнеров класса «Олимпик», двумя другими кораблями были «Титаник» и «Британник». Все три судна задумывались как конкуренты «Лузитании» и «Мавритании», принадлежавшим компании Кунард Лайн.История«Олимпик» был первым судном Уайт Стар Лайн класса «Олимпик». Вторым судном был «Титаник», а третье судно должно было быть названо «Гигантик». 

Давайте узнаем подробнее история старшего брата «Титаника».


Из всех трёх лайнеров этой серии у Олимпика была наиболее счастливая судьба — он совершил 257 рейсов из Саутгемптона в Нью-Йорк и обратно и был списан в 1935 году.

Все три лайнера были много больше и роскошнее «гончих» Кунарда — Лузитании и Мавритании, но медленнее. Компания Уайт Стар Лайн решила обойти конкурентов не с помощью скорости, а уровня комфорта. Хотя все три корабля вошли в историю как четырёхтрубные, изначально они должны были быть оснащены тремя трубами, но для придания судну более надёжного вида была установлена четвёртая, фальшивая, труба.

Киль «Олимпика» был заложен в декабре 1908 года, а 20 октября 1910 «Олимпик» был спущен на воду. Корпус лайнера был выкрашен в белый цвет, чтобы лучше получаться на фотографиях, ведь «Олимпик» был главным элементом в рекламной компании. Корпус был перекрашен в чёрный цвет после спуска на воду.

Первое плавание «Олимпика» состоялось 14 июня 1911 года. Путешествие прошло без инцидентов и было очень даже успешным. Корабль шёл со средней скоростью в 21,7 узлов при расходе угля в 650 тонн в сутки (для сравнения: «гончие» Кунарда тратили 1000 тонн в сутки). Со временем пассажиры стали жаловаться на непогоду, так как променад на палубе А был полностью открыт, из-за чего пассажиров забрызгивало в шторм. Было решено остеклить переднюю часть палубы А на «Титанике». Это и есть основное различие между судами.


Близнецы: «Титаник» (справа) и «Олимпик»


Хотя многие говорят, что над всеми тремя кораблями висел злой рок.  Ну, рок, не рок, а судьба «Олимпика» и в самом деле была полна неприятностей. Началась его карьера с того, что во время спуска на воду корабль врезался в дамбу. После этого мелкие и крупные аварии сыпались на него одна за другой, а судно вроде бы даже не было застраховано. Ходят слухи, что после ряда аварий владельцы и рады были бы застраховать свой корабль, да страховые компании отказались иметь дело с лайнером-неудачником.

Самой серьезной аварией стало столкновение с английским военным крейсером «Хоук», что привело компанию «Уайт Стар Лайн» к ощутимым финансовым проблемам: необходим был дорогостоящий ремонт, а финансовое положение компании было весьма печально. Так что «Олимпик» был поставлен в белфастские доки ожидать решения о своей дальнейшей судьбе. А теперь – внимание! Посмотрите на фотографию выше – это чуть ли не единственный существующий снимок, на котором запечатлены «Титаник» и «Олимпик», стоящие рядом бок о бок. Сделан он как раз в Белфасте.

Давайте подробнее посмотрим на историю  с крейсером «Хоук»

«Олимпик» 20 сентября 1911 г. шел по фарватеру из Саутгемптона к острову Уайт, чтобы, повернув у мыса Иджипт, выйти через Спидхедский рейд и совершить очередной «прыжок» через Атлантику. Офицеры лайнера хорошо знали фарватер, но осторожность ещё никому не мешала. Они заняли места наблюдателей: помощник капитана Уайльд находился на носу, первый офицер Мердох — на корме, второй офицер — в «вороньем гнезде» фок-мачты.


Капитан Эдвард Смит

Капитан лайнера Смит (да, да, тот самый будущий капитан «Титаника») стоял рядом с рулевым, но не командовал, так как судно вёл лоцман.

В 12.37 огромный пароход сделал поворот на юго-запад. В этот момент все, кто был на мостике обратили внимание на серый двухтрубный крейсер, который, находясь в 3,1 мили за кормой «Олимпика», тоже направлялся к Спидхеду. В Спидхеде располагалась база Королевского флота. Прошло ещё три минуты. По команде лоцмана лайнер медленно покатился влево, огибая буй Торн-Нол. Скорость «Олимпика» была весьма приличной, и капитан Смит решил помочь рулю машиной: левая остановилась, а затем заработала «полный назад». Одновременно сирена лайнера издала два коротких свистка.

Поднявшись на ходовой мостик, командир крейсера «Хаук» командор Блант сразу же заметил два облачка, сорвавшихся с трубы лайнера. «Олимпик» стал разворачиваться, показывая усеянный иллюминаторами чёрный борт и слегка скошенные трубы. В 12.43 лайнер обогнул буй, и левая машина заработала «полный вперёд». Скорость судна стала возрастать: 13, 14, 15 уз.

«Хаук» в то время обогнул мыс Иджипт и шёл со скоростью 15 уз. Силой инерции суда неудержимо влекло друг к другу. Их курсы сходились под углом 15°. Сначала крейсер медленно нагонял лайнер и оба корабля шли, что называется, мостик в мостик, а когда «Олимпик» увеличил ход, «Хаук» стал отставать. Один из пассажиров лайнера, полковник Уайт, с высокой палубы «Олимпика» с интересом разглядывал весь «Хаук». Тогда «Олимпик» шёл курсом 79°, а «Хаук» — 86°, приближаясь к мысу Ист-Коуис. Внезапно «Хаук» резко вильнул влево и бросился на лайнер. Уайт перегнулся через релинг и посмотрел за корму — кильватерная струя пассажирского судне была идеально прямой, через несколько секунд нос крейсера скрылся под кормовым развалом «Олимпика». Все ощутили лёгкий толчок… Корабли столкнулись. Сразу же после происшествия оба капитана велели задраить водонепроницаемые двери и определить повреждения. В правом борту «Олимпика», примерно в 21 м от кормы, зияла 14-метровая пробоина, которая, впрочем, ничем не угрожала огромному судну. Убедившись в этом, капитан Смит отвёл лайнер в залив Осбори. Там пассажиров пересадили на небольшой пароход, а пострадавший «Олимпик» ушёл на ремонт.

«Хаук» пострадал больше. Его длинный нос с выступающим форштевнем свернуло набок, часть обшивки сорвало, но переборки выдержали. Блант осторожно отвел искалеченный корабль на починку в Портсмут. Жертв, к счастью, не было. «Олимпик» и «Хаук» довольно скоро вышли в море, но инцидент на этом не кончился, а превратился в скандальное судебное дело. Через два месяца после аварии компания «Уайт Стар Лайн» обвинила командора Королевского флота в том, что его крейсер таранил лайнер. Адмиралтейство не думало защищаться. Оно обвинило капитана Смита в неосторожности и пренебрежении правилами судовождения. Простое, казалось бы, дело осложнилось крайне противоречивыми показаниями свидетелей. «Уайт Стар Лайн» была признана виновной и была обязана выплатить компенсацию.

Почему бы не предположить, сказали некоторые исследователи, что компания «Уайт Стар Лайн» решила провернуть грандиозную махинацию. Подлатать на скорую руку старый «Олимпик» и… выдать его за новый «Титаник»! Технически это было бы совсем не сложно: поменять местами таблички с названиями судов, да еще предметы интерьера, на которых была нанесена монограмма кораблей – например, столовые приборы. Затем «Олимпик» под видом нового, престижного, широко разрекламированного (и, разумеется, честь по чести застрахованного) «Титаника» отправится в путешествие через Атлантику, где столкнется (совершенно случайно, разумеется) с айсбергом (благо, недостатка в них в это время года не было). Конечно, топить лайнер никто не собирался – да никто и не верил, что какой-то айсберг способен отправить на дно самое надежное судно в мире. Планировалось устроить небольшое столкновение, после которого корабль не спеша доберется до Нью-Йорка, а его владельцы получат кругленькую страховую сумму, которая придется компании ой как кстати.

В пользу этой версии говорит странное поведение капитана корабля, Эдварда Смита. Почему такой бывалый, опытный морской волк столь небрежно отнесся к безопасности своего судна? Почему он упорно игнорировал поступающие от других кораблей сообщения о дрейфующих айсбергах, и даже сам, кажется, направлял лайнер по курсу, на котором легче всего встретить ледяную гору? Для чего же он делал это, если не для того, чтобы осуществить план «Уайт Стар»? Лично мне кажется, что именно для этого, вот только… план был совсем другой. Но об этом позже.

Опровергнуть теорию заговора оказалось совсем непросто, тем более что «Уайт Стар» лезла из кожи вон, чтобы спасти свою репутацию: всячески искажала информацию о катастрофе, подкупала свидетелей и так далее. Собственно, убедительные аргументы удалось найти лишь после того, как был обнаружен сам затонувший лайнер (а произошло это лишь спустя семьдесят три года – останки корабля были обнаружены экспедицией Роберта Балларда в сентябре восемьдесят пятого). Так вот, участниками одной из экспедиций, спускавшимися к погибшему кораблю, были сделаны фотографии гребного винта, на котором отчетливо виден отчеканенный серийный номер «Титаника» – 401 (у его старшего брата номер был ровно 400). Сторонники теории заговора утверждают, правда, что «Олимпик» повредил свой винт после столкновения с крейсером «Хоук», и «Уайт Стар» заменила его винтом с недостроенного тогда еще «Титаника». Но номер 401 находят и на других деталях затонувшего корабля, так что обвинение в спланированной катастрофе с «Уайт Стар Лайн» можно снять. Гораздо более правдоподобной выглядит следующая теория – о ней мы сейчас и поговорим.

Военная служба

В апреле 1917 года «Олимпик» был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 000 военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим, а один раз невероятным маневром протаранил и потопил подводную лодку.      

Он участвовал в операции по спасению HMS Audacious. 12 мая 1918 года «Олимпик», идя в сопровождении 4 эсминцев, встретился с немецкой подводной лодкой U-103. U-103, находясь в подводном положении, выпустила по кораблю 3 торпеды, но от двух корабль уклонился, а третья утонула не доплыв до цели. Не удержавшись под водой, немецкая подлодка всплыла на поверхность (сказалось несовершенство системы погружения тех времён). Тогда «Олимпик», не имея на борту серьёзного вооружения, поплыл на подлодку и потопил её таранным ударом.

  Между тем, «Олимпик» оставался лайнером на трансатлантической линии, тем более что с началом войны появилось очень много желающих уехать из неспокойной Европы. В октябре «Олимпик» спас моряков военного корабля «Одейшиес», который подорвался на мине у берегов Ирландии. С сентября 1915 года «Олимпик» стал транспортным судном для перевозки войск и получил название «T-2810». Судно было перекрашено в маскировочные цвета и оборудовано шестидюймовыми орудиями для защиты от подводных лодок.

Изменения после гибели «Титаника»

Мир был потрясён гибелью «непотопляемого» «Титаника», а если утонул один «непотопляемый», утонет и другой. Моряки начали бастовать: они не хотели выходить в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством шлюпок. Поэтому водонепроницаемые переборки были подняты до палубы Б, а так же увеличено число спасательных шлюпок: с 20 до 42. Только после этих изменений моряки вновь согласились выходить на «Олимпике» в море.

Однако наряду с официальной версией существует еще несколько версий гибели «Титаника». Одну версию, связанную с Олимпиком мы уже рассмотрели, а вот несколько других можете почитать ТУТ.

Основные отличия «Олимпика» от «Титаника»

1. У «Олимпика» променад на палубе А полностью открытый, а у «Титаника» передняя часть палубы А остеклена.

2. На палубе Б у» Олимпика» кормовая часть променада открыта больше, чем у «Титаника» (хоть у «Олимпика» эта часть часто перестраивалась).

3. У «Титаника» на палубе Б в районе второй трубы есть каюты-апартаменты с частными прогулочными палубами для миллионеров, тогда как на «Олимпике» решили этого не строить.

4. У «Титаника» в том месте, где у «Олимпика» открытый променад на корме палубы Б, кафе в Парижском стиле, тогда как на «Олимпике» его нет.

А знаете ли вы, что…

«Титаник» – один из первых, если не первый корабль в истории, пославший сигнал SOS.

В начале двадцатого века в качестве сигнала бедствия были приняты буквы «CQD» – сокращение от «Come Quick, Danger» («Скорее сюда, опасность»). Но этот сигнал был неудобен тем, что использовался также и для оповещения на суше о железнодорожных крушениях. В 1906 году на Международной радиотелеграфной конференции было предложено ввести специальный сигнал для морских катастроф. Тогда и были выбраны известные сегодня всему миру буквы – SOS. Вопреки распространенному мнению, это не аббревиатура фразы вроде «Save Our Souls». Такие буквы были выбраны просто потому, что их сочетание очень легко распознать в эфирной морзянке: три точки, три тире, три точки.

Однако привычка – вторая натура, и при крушениях на воде по-прежнему использовался сигнал CQD. Послал его и радист «Титаника», двадцатипятилетний Джон Филипс: «CQD, вот наши координаты: 41.46 норд 50.14 вест. Требуем немедленной помощи. Тонем. Ничего не слышно из-за грохота паровых труб». Он повторял это сообщение следующую четверть часа, пока его напарник ни предложил послать в эфир новый сигнал бедствия, цинично пошутив: «Дружище, попробуй отстучать сигнал SOS – больше в нашей жизни такой возможности не представится». Филипс грустно улыбнулся шутке и в 00.45 15 апреля 1912 года с «Титаника» был послан один из первых в истории сигналов SOS.

Судьба «Британика» не была столь безоблачной. 12 ноября 1916 года «Британик» подорвался на мине в проливе Кеа, недалеко от Греции.

Оставшийся в гордом одиночестве «Олимпик», неоднократно предпринимал попытки воссоединиться с братьями. 22 мая 1924 года в Нью-Йорке он столкнулся с лайнером «Святой Георгий», после чего ему пришлось заменить значительную часть кормовой обшивки.

На закате своей насыщенной карьеры лайнер протаранил ещё один корабль. 15 мая 1934 года в густом тумане «Олимпик» протаранил и потопил плавучий маяк Нантакет. Погибли 7 человек (экипаж Нантакета). После списания в 1935 году многие из элементов отделки «Олимпика» были использованы в отеле «Белый Лебедь». Их брали за образец кинематографисты при воссоздании декораций для съёмок фильма «Титаник»

Корабль всеми силами стремился  встретится с братьями в морской пучине, но это ему было не суждено. В сентябре 1935 года «Олимпик» был продан для разделки на металлолом. 

В мире есть немало фактов о схожести судьбы братьев близнецов. Существует поверье, что у них одна душа на двоих. Или на троих. Видимо, это свойственно не только людям, но и кораблям…

[источники]
источники
http://litvinovs.net/reflection/titanic/
http://www.repin.info/mystery/tragediya-korabley-bliznecov
http://videocentury.ru/268/Korabl-Olimpik—brat-Titanika—1911-g-/
http://kro1975.livejournal.com/991686.html
http://www.ask.com/wiki/RMS_Olympic
http://sea-transport.ru/okeanskie-layneri/18-olimpik.html

Ну и как не напомнить вам трагическую судьбу еще одного корабля: Гибель «Лузитании»

masterok.livejournal.com

Младший брат «Титаника» — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Во время гибели лайнера «Титаник» на острове Куинс на верфи «Harland & Wolff» полным ходом шло строительство третьего судна серии «Олимпик». Первоначально этот лайнер должен был носить наименование «Гигантик», но после гибели предшественника представители компании «White Star Line» от мифологии античности решили отказаться, и нарекли новое судно патриотическим именем «Британик». Его строительство было заморожено на несколько месяцев, в ожидании выводов британской комиссии по расследованию катастрофы «Титаника».

Как вы помните, у «Титаника» был старший брат «Олимпик», а теперь давайте узнаем подробнее такую же нелегкую судьбу младшего брата …


30 ноября 1911 года началась работа над последним и самым большим из трех океанских лайнеров «Олимпик-класса» в доке №2 на северной верфи в Белфасте,Северная Ирландия.Это был тот же самый док, в котором был построен «Олимпик».

В апреле 1912 года строительство было остановлено всвязи с гибелью «Титаника». Когда работа была продолжена, было внесено множество изменений.Двойное дно расширялось, чтобы сделать двойную обшивку, водонепроницаемые переборки также увеличивались.Все это, а также многие другие нововведения делали судно способным остаться наплаву с шестью поврежденными переборками (на две больше, чем у «Титаника»). Теперь «Британник» мог оставаться на плаву при повреждениях, которые стали роковыми для «Титаника».

Были предусмотрены еще пять спасательных шлюпок.Если судно накренялось на один борт и возникала угроза потопления ничто не должно было мешать посадке людей в шлюпки и их эвакуации. Среди крупных британских судов-«Британник» в то время был самым большим. Компания «White Star Line» спустила «Британник» на воду 26 февраля 1914 года.Изначально корабль должен был называться «Гигантик», но «White Star» выбрала имя «Британник», чтобы показать свой патриотизм в Европе, охваченной войной.Корабль должен был быть самым комфортабельным из «большой тройки».Приемная первого класса должна была быть более большой , чем на «Олимпике» и «Титанике». Ресторан и курительный салон первого класса были расширены и даже планировалось установить орган на парадной лестнице.Подобно «Титанику» и «Олимпику», он вмещал 790 пассажиров первого класса , 835 пассажиров второго класса, 950 пассажиров третьего класса и 950 членов экипажа.

Большой коммерческой прибыли «Британник» не принес из-за начала Первой Мировой войны в июле 1914 года.Вскоре после начала которой, британское праительство всячсеки старалось использовать коммерческие корабли в военных целях. Это вызвало спад пассажиров, пересекающих океан.Уже после нескольких месяцев шесть кораблей компании «White Star Line» были взяты британским адмиралтейством. Тем не менее линия получала хорошие деньги за ежемесячное использование каждого судна. Ряд членов правления компании очень беспокоились за свои суда, принимавшие участие в войне, поскольку были уверены, что война окончится к Рождеству.К сожалению этого не случилось.

Первая Мировая война была новым типом войны.Все новые технологии изобретенные в течение века, которые должны были сделать жизнь людей лучше, использовались для их уничтожения. Армии теперь впервые использовали самолеты, которые могли бросать бомбы на окопы и военную технику. Ранее в войсках использовали винтовки, которые могли сделать всего несколько выстрелов за достаточно длительное время.Но теперь оружие стало автоматическим, оно могло выпустить огромное количество пуль за несколько секунд.Также появились субмарины, которые назывались подводными лодками.Они могли погружаться под воду, оставаясь не видимыми для судов.Появился новый тип ядовитого газа, который, попадая на людей, медленно, но очень болезненно убивал их в течение двух дней. Со всей этой технологией солдаты погибали не поодиночке, а сотнями и очень быстро.

Большие проблемы появились с проливами, которые соединяют Средиземное море с Черным морем. В течение Первой Мировой войны была серьезная борьба, чтобы контролировать этот участок. Многие солдаты, получив ранения, должны были быть отправлены на кораблях-госпиталях обратно в Англию и Францию, но для этого нужны были большие корабли. Именно поэтому британское адмиралтейство собрало вместе два самых больших лайнера Кунарда, Мавританию и Аквитанию.

К несчастью, два суперлайнера не могли перевезти всех раненых. Именно тогда адмиралтейство вспомнило о «Британнике». Его мантаж не был завершен, так как материалы нужные для окончания постройки, были использованы в военных целях.Так, 13 ноября 1915 года, после того как он простоял год в Белфасте недостроенный, британское адмиралтейство переоборудовало его в корабль-госпиталь, а раскошные интерьеры были преобразованны в общежития и операционные.Приемная первого класса и обеденный салон были переоборудованны в отделения интенсивной терапии. Все остальные помещения:комнаты, салоны-стали палатами.Прогулочные палубы стали использоваться как отделения для легко раненых. Самые роскошные каюты стали кабинетами докторов.

На корпус нанесли зеленые зеленую полосу и шесть красных крестов.12 декабря 1915 года «Британник» был готов к несению военной службы. Он прибыл в Ливерпуль, Англия, где на него было назначено 2034 койки, 1035 складных койки, а так же персонал:52 должностных лица, 101 доктор и медецинская сестра, 336 сопровождающих, 675 человек команды. Судно могло в общей сложности перевозить 3309 пациентов. Корабль поступил под командование капитана Чарльза А.Бартлетта. Он начал свою карьеру в компании «White Star Line» в 1874 году и получил сертификат за заслуги в 1903 году.Хотя пассажиры полюбили его, он не был любим начальством из-за его беспокойства по поводу скорости судна.
«Британник» был определен как «Судно-госпиталь Его Величества» (HMHS), получил бортовой номер G618. Он вышел из Ливерпуля в свое первое путешествие 23 декабря 1915 года в направлени Наполи, Италия, и порта Мадрос на греческом острове Лемнос.Небольшой остров был выбран как база для атаки в проливе Дарданелл. Позже выяснилось, что именно этот остров стал местом наибольшего скопления раненых В отличие от его паредшественников «Британник» не праздновал свой первый рейс. «Британник» присоединился к «Мавритани» и «Аквитани» для работы в проливе Дарданелл.Все вместе суда могли перевозить более чем 10000 больных и раненых. «Лузитания» не присоединилась к ним, так как была потоплена немецкой подводной лодкой в 1915 году.Хотя местом назначения «Британника» являлся пролив Дарданелл, но судно также использовалось в других местах.

Для людей, которые работали на «Британнике», огромное судно стало домом. Рождество 1915 года они отпраздновали на борту по дороге в Италию. На то чтобы пройти путь от Англии до Италии «Британнику» потребовалось пять дней и он прибыл в пункт назначения 28 декабря.Для всех кораблей было обязательным правилом пополнить запасы угля и взять на борт раненых солдат.29 декабря 1915 года корабль был направлен на остров Мадрос, чтобы добраться до него «Британнику» потребовалось два дня.

«Британник» простоял около острова четыре дня и принял на борт 3300 больных и раненых.Он прибыл в Великобританию 9 января 1916 года, где раненые были помещены на поезда, которые перевезли их в госпитали Лондона. Второе путешествие было короче, так как покинув порт 20 января «Британник» взял курс в Италию, где приняв на борт раненых, он вернулся в Англию 9 февраля 1916 года.

На «Британнике» был введен режим, которому все должны были подчиняться. Пациенты будились в 6.00, чтобы умыться и убрать койку.Завтрак в 7.30. После этого персонал должен был вычистить столовую.Проверка судна капитаном осуществлялась с 11.00. Ленч- в 12.30, чай-в 4.30 и 8.30, после этого устанавливались кровати. В 9.00 капитан делал последний обход судна перед сном. Независимо от тяжести ранания ко всем пациентам относились одинаково.
В своем третьем путешествии «Британник» вышел из порта 20 марта 1916 годаи прибыл в Италию 25 марта. Он покинул Италию через два дня и отправился на Сицилию.После приема раненых он покинул Сицилию 30 марта и прибыл в Саутгемптон 4 апреля. После этого он ушел в Белфаст, где был снят с военной службы. «Британник» только встал на прикол для переоборудывания, чтобы вновь сделать его гражданским судном, когда британское адмиралтейство снова призвало корабль на военную службу и вернуло «Британник» в Саутгемптон 28 августа 1916 года.

Затем «Британник» отправился на один из британских островов, где четыре недели провел как плавающая больница.Всвой четвертый рейд он отправился 24 сентября 1916 года.В этой поездке он перевозил членов организации «Добровольное Отделение Помощи»(VAD).Следующая остановка была в Наполи для пополнения запасов топлива.Судно прибыдло на Мадрос 3 октября, здесь члены VAD пересели на судно «Галека».Они исследовали причины пищевых отравлений команды.
«Британник» вернулся в Саутгемптон 11 октября 1916 года.В пятое путешествие он отправился 20 октября на остров Мадрос и обратно.В последний день судно застиг большой шторм, но к счастью корабль благополучно вернулся в Саутгемптон. «Аквитания» во время этого же шторма получила серьезные повреждения, поэтому она не смогла осуществить свой очередной рейс за ранеными и «Британник» взял на себя обязанности «Аквитани». Таким образом он отправился в сое шестое путешествие всего через четыре дня после прибытия.

«Британник» вышел из Саутгемптона в воскресенье 12 ноября 1916 года. До Итали добрался без происшествий.В пятницу 17 ноября он прибыл в Наполи. Там предполагалось пробыть до 18 ноября, но из-за шторма отплытие было отложено на день.Вторник 12 ноября был отличным днем.»Британник» шел на закате через канал Кеа, который представлял собой небольшой водный путь между островом Кеа и континентальной Грецией.Около восьми часов утра команда, работавшая в бойлерной и машинном отделении, ожидала смены.Чтобы ускорить смену офицеры иногда открывали водонепроницаемые двери на небольшое время.

Спустя несколько минут послышался сильный грохот, содрогнувший все судно. Историки до сих пор не уверены: подорвался ли «Британник» на мине, оставленной немецкой подводной лодкой, или был торпедирован.
Корабль сразу накренился на один бок.Капитан Бартлетт сразу отдал распоряжение послать сигнал бедствия, приказал команде приготовить спасательные шлюпки и объявил по всему кораблю тревогу. Спасательные лодки спускались на воду и отплывали от корабля. Однако несколько лодок были затянуты гребными винтами, которые продолжали работать, некоторые успели выпрыгнуть прежде чем их лодки были разрезанны на щепки.

На воду были спущены почти все спасательные шлюпки.В целом эвакуация прошла успешно. Из 1066 пассажиров, которые были на борту, 30 погибли.Большинство смертей, если не все они, являлись следствием инцидента с винтом.Если бы на борту находились еще 3000 раненых солдат, то масштабы трагедии были бы сопоствавимы с гибелью «Титаника». Капитан Бартлетт был последним, кто оставил судно.После того, как прогремел последний взрыв, он прыгнул в воду и поплыл прочь от корабля. Он залез в пустую шлюпку, которая дрейфовала неподалеку, и поплыл к берегу. Один в спасательной лодке, он наблюдал как его судно исчезает под водой.

Помощь подоспела тут же. Многие суда услышали сигнал бедствия «Британника». Первым, кто смог помочь, был британский крейсер HMS «Героик», сопровождаемый рыбачьей лодкой. Два судна начали принимать уцелевших. Вскоре прибыл HMS «Srourge». Через час или два после этого прибыл HMS «Foxhound», чтобы спасти остальных уцелевших. С этих судов, женщины и должностные лица были высажены на небольшой остров Mальта. Там они находились до тех пор, пока другое судно не доставило их обратно в Британию. Остальные добирались в Англию поездом через Францию и пролив Ла Манш.

Даже со всеми нововведениями «Британник» затонул. Сначала пять водонепроницаемых отделений были затоплены. Шестой также затоплялся поскольку водонепроницаемая дверь, разделявшая пятое и шестое отделения не закрыла весь путь. Судно было способным остаться на плаву с шестью поврежденными отделениями. Тем не менее, большинство корабельных окон были открыты, поскольку сестры проветривали судно. Если бы эти окна были закрыты, то «Британник», возможно, остался бы на плаву.Теперь судно лежит на глубине 395 футов под водой.Кроме нескольких пробоин корпус особо не пострадал.Он был исследован в 1976 году.»Британник» не перевез ни одного коммерческого пассажира. Он никогда не пересекал Атлантический океан. Он не смог занять своего места на трансатлантическом маршруте. Взамен, он стал самым большим судном,принимавшим участие в Первой Мировой войне.

Гибель судна «Британик» стала самой большой потерей британского торгового флота за всю историю первой мировой войны.


Однако общественность всколыхнула не крушение «Британика», где погибло всего 30 человек, а то при каких обстоятельствах это произошло. Ведь судно затонуло за 57 минут. В гибель очередного лайнера гиганта люди просто не могли поверить.


Газеты писали, что «Британик» стал жертвой преднамеренной торпедной атаки. Однако это сообщение было опровергнуто командиром немецкой подводной лодки U-73 капитаном Зейссом, который утверждал, что в проливе была выставлена минная банка, на которую и напоролся лайнер. Подтверждением тому является бортовой журнал, в котором точно описано, что командир субмарины не отдавал приказания торпедировать «Британик», но также указан факт постановки нескольких мин у острова, где произошла катастрофа. Командир субмарины увидел, что на палубе корабля находятся люди. Все они принадлежали к военному корпусу и были одеты в форму защитного цвета.


Существуют две версии гибели «Британика». Официальная — лайнер подорвался на мине, поставленной немецкой подводной лодкой U-73. Вторая неофициальная версия была озвучена экспедицией известного исследователя Жака-Ива Кусто в 1975 году, согласно которой на борту лайнера перевозилось нелегальное оружие в Египет. Судно должно было зайти в порт Александрии и выгрузить его. Этот факт стал известен германской разведке, и во время бункеровки в Неаполе в один из угольных бункеров правого борта была заложена адская машинка. Через четыре дня, когда хранилища изрядно опустели, адская машинка сработала, вызвав вторичный взрыв угольной пыли во всех бункерах правого борта. Этим объясняется гул, который ощущался в течение некоторого времени после взрыва. Быстрое затопление лайнера Кусто объясняет тем, что герметичность была нарушена вторичным взрывом угольной пыли на всем протяжении бункеров. Так или иначе, вторичная детонация могла произойти и под влиянием взрыва мины за бортом. Подтверждением тому является скопление большого количества угля на грунте, разбросанного вокруг останков судна.


Более 90 лет эксперты задаются вопросом — перевозил ли «Британик» боеприпасы, был ли он подорван на мине, и как одна торпеда или мина могла уничтожить судно прославившееся непотопляемым. Ответы лежат на глубине 112 метров недалеко от острова Кеа.


Покоясь на левом борту 275 метровый гигант «Британик» спит беспробудным сном. На поверхности остались лишь леера, остальное погребено в песках. Огромный якорь единственное напоминание о былом величии этого корабля. Корпус этого «пришельца» теперь принадлежит другому миру, в котором корабль ведет войну с другими захватчиками: крабами, морскими червями, водорослями и прочими микроорганизмами.

В настоящее время останки лайнера «Британик» принадлежат морскому историку Саймону Миллзу. Он планирует организовать на остове судна уникальный музей, расставив в различных местах лежащего на дне корпуса видеокамеры, которые будут транслировать изображение на берег, где с помощью компьютеров будут формировать в общую картинку на панорамном экране.


Достаточно здравой и вполне коммерчески привлекательной выглядит идея подъема «Британика» и его восстановление до первозданного вида, поскольку судно является единственным сохранившимся до наших дней в более целостном виде, образцом трансатлантического судостроения начала прошлого века и к тому же однотипным судном печально известного лайнера «Титаник».

Технические данные океанского пассажирского лайнера «HMHS Britannic»:
Водоизмещение — 48158 тонн;
Длина — 275,4 м;
Ширина — 28,6 м;
Осадка — 10,6 м;
Силовая установка — паротурбинная «Parsons» мощностью 50000 л.с.;
Количество паровых котлов — 24;
Скорость — 21 узел;
Количество пассажиров — 2570 человек;
Экипаж — 860 человек;
После переоборудования — 675 кают;
Количество спальных мест — 3300;
Медицинский персонал — 489;

[источники]
источники
http://greatships.narod.ru/Britannic.htm
http://korabley.net/news/okeanskij_lajner_britanik_poslednij_iz_serii_olimpik/2010-08-03-616
http://www.maritimequest.com/liners/britannic_page_6.htm


Не могу не напомнить вам ознакомиться с историей Старшего брата «Титаника» , а так же узнать тайну Гибели «Лузитании»

masterok.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *