Необычные танки Росcии и СССР. Т-111 1938 г » Военное обозрение

Уже в конце 30-х годов прошлого века темпы развития и возросшие возможности противотанковой артиллерии заставили инженеров-танкостроителей искать способы повышения броневой защиты танков. Принятая на вооружение 37-мм противотанковая пушка 1К образца 30-го года (аналог немецкой 3.7 см ПТ пушки Pak 35/36) бронебойным снарядом 53-Б-160 легко пробивала броневой лист толщиной до 30 мм с дистанции 300 метров при встречном угле до 60°, показатели бронепробиваемости Pak 35/36 были немного выше, это означало что она могла поразить любой танк, находящийся в то время на вооружении автобронетанковых частей РККА. Как известно, танковый парк Красной Армии того периода состоял в основном из легких танков серии БТ и Т-26 разных годов выпуска, броня которых была противопульной, толщиной 13-20 мм, этого было уже явно недостаточно для танка сопровождения. Учитывая, что армии потенциальных противников располагали машинами с противоснарядным бронированием, требовалась машина с более толстой бронёй и, как минимум, с такими же, как у Т-26 или БТ, ходовыми качествами. Одним из первых проектов танка с противоснарядным бронированием был проект Т-111 инженера С.А. Гинсбурга, некоторые источники называют его как Т-46-5, но это не верно, во многом, в частности по конструкции ходовой части и бронекорпуса, это другой проект, который был направлен на улучшение и повышение бронезащиты разрабатывающегося в то время танка Т-46 на смену технически устаревшему Т-26, хотя, безусловно, они внешне похожи.


В феврале 1936 года С.А. Гинсбург предлагает к рассмотрению в АБТУ РККА свой первый проект машины с противоснарядным бронированием «танк СП». В нём он планировал увеличить броню до 50 мм с установкой броневых плит под большим углом наклона. К сожалению, кроме докладной записки, больше сведений об этом танке не сохранилось. Учитывая опыт создания Т-46, к началу 1937 года С.А. Гинсбург начинает работы над проектом Т-111, или другое его название «объект-111». Однако находясь в то время под следствием, полноценно работать он не мог, лишь в 1938 году работы возобновляются. Первый опытный экземпляр машины был создан уже в апреле 1938 года. Бронекорпус танка был собран из цементированных, катанных броневых листов толщиной 20-60 мм методом электросварки, что было новшеством в танкостроении того времени. Фактический вес машины в силу значительного увеличения толщины брони намного превысил расчетный и составил 32 тонны, поэтому силовой агрегат, дизель МТ-5 мощностью в 300 л.с, изначально предусмотренный для установки на танк, уже не подходил, нужен был более мощный двигатель. В итоге было решено установить ДМТ-8, но он был ещё «сырым», требовалась его серьёзная доработка. Литая башня кругового вращения, расположенная сверху корпуса по классической схеме, также имела противоснарядное бронирование, составлявшее 60 мм. Вооружение танка Т-111 состояло из 45 мм пушки и трёх 7,62 мм танковых пулемётов ДТ-29, один установленный в лобовом броневом листе, второй — в башне спаренный с орудием, третий размещался в корме башни в шаровой опоре. Позже от курсового пулемёта С.А. Гинсбург отказался.


Ходовая часть машины представляла собой шесть, сблокированных по два, опорных катков, оснащенных торсионной подвеской, трех поддерживающих роликов переднего ведущего и заднего направляющего колёс на борт. Также следует отметить, что для уменьшения удельного давления на грунт была значительно увеличена, до 500 мм, ширина гусеничных траков. Экипаж состоял из трёх человек — командира, механика-водителя и заряжающего. Помимо всего прочего на танке была установлена радиостанция, размещенная в носовой части бронекорпуса рядом с местом водителя, справа от него. Выйдя из заводских ворот танк, сразу же был представлен на войсковые испытания, где Т-111 продемонстрировал довольно неплохие боевые и ходовые качества. Броня машины выдерживала прямое попадание 37 мм и 45 мм бронебойных снарядов, проходимость и маневренность танка были, в общем, такими же, как и у Т-46. Однако установленная на танке 45 мм танковая пушка 20К образца 1932/38 года могла успешно поражать большинство легких танков, но была мало пригодной для эффективной борьбы с средними танками противника. Установка более мощного орудия, такого как ПС-3 или Л-10, не представлялась возможной в виду их больших габаритов в сравнении с 20К. Изготовление же новой, более вместительной башни из-за чрезмерного веса машины было нецелесообразным. Тем не менее, АБТУ РККА заводу № 185 было отдано распоряжение к началу 1939 года изготовить мелкую серию Т-111 для проведения более широких войсковых испытаний, но к назначенному сроку двигатель ДМТ так и не был модернизирован, в дальнейшем машина была признана неперспективной и от производства заказанной партии было решено отказаться. Однако реализацию наработок проекта инженера С.А. Гинсбурга Т-111 мы можем видеть в танке Т-126 СП, находящегося в танковом музее в Кубинке.

topwar.ru

Проигравший конкурент «тридцатьчетвёрки» | Warspot.ru

Во время ходовых испытаний Т-46-5 показал проходимость не хуже, чем у большинства советских танков и продемонстрировал хорошую скорострельность. При этом в 1938 году мощности его пушки уже недоставало для эффективной борьбы с некоторыми зарубежными танками. В результате из-за принятия на вооружение более удачного среднего танка Т-34 от проекта Т-46-5/Т-111 решили отказаться

Испания вносит коррективы

Гражданская война в Испании 1936-39 годов незаслуженно мало освещается в прессе, публицистике и кинематографе. С одной стороны, подобная ситуация вполне объяснима – Вторая мировая война заслонила собой этот локальный конфликт и по масштабности, и по количеству жертв. Однако именно боевые действия в Испании во многом предопределили международную ситуацию в Европе перед нападением Германии на Польшу, а также методы ведения будущей войны и тенденции последующего развития вооружений. Поля сражений Испании фактически послужили полигоном, на котором немецкие, итальянские и советские военные специалисты смогли испытать новейшие вооружения на практике.

В испанском небе испытывалась бомбардировочная авиация, «мессершмитты» впервые столкнулись с советскими И-16, а на земле впервые после Первой мировой войны происходили встречные танковые бои. Эти сражения вскрыли один серьёзный недостаток тогдашних танков, осознание которого значительно повлияло на последующее развитие танкостроения в СССР и Третьем Рейхе. Оказалось, что лёгкие машины, из которых были сформированы практически все бронетанковые силы стран, чья техника воевала в Испании, легко поражаются снарядами противотанковых пушек. Противопульная броня толщиной менее 30 мм легко пробивалась не только 37-мм бронебойными снарядами, но и снарядами 20-мм зенитных автоматических пушек. В СССР ясно осознавали, что в условиях грядущей мировой войны Красной Армии срочно потребуются танки с противоснарядным бронированием. Стоит отметить, что к некоторым советским танковым конструкторам это понимание пришло даже раньше, ещё до войны в Испании.

Подбитый танк БТ-5, принадлежавший республиканской армии
Источник – war.ee

В начале 1936 года заместитель директора ленинградского завода №185 Семён Александрович Гинзбург отправил в Управление механизации и моторизации (далее – УММ) донесение, в котором указывал на недостаточную броневую защиту основных советских танков прорыва и сопровождения, которыми на тот момент являлись БТ-7 и Т-26. Разрабатываемые на их основе новые танки БТ-7-ИС и Т-46 эту проблему не решали, так как их броня оставалась противопульной. Гинзбург предлагал на базе танка Т-46 создать новый основной средний танк с противоснарядным бронированием толщиной в 30-35 мм. В качестве силовой установки танка предлагалось использовать бензиновый двигатель МТ-5 мощностью 320 л. с., а основное вооружение предполагалось оставить то же, что устанавливалась на БТ-7 и Т-26 – 45-мм танковую пушку 20К. Её пробивной способности вполне хватало, чтобы эффективно бороться с любой бронированной техникой стран-потенциальных противников СССР того времени. К донесению прилагался эскизный проект под названием «Танк СП обр. 1936 г.», информации о котором не сохранилось, за исключением отрывочных сведений из пояснительной записки.

Тут стоит остановиться на личности самого конструктора и истории предприятия, в руководстве которым он принимал участие, чтобы понять, почему данное донесение было внимательно изучено военным руководством СССР.

С.А. Гинзбург у истоков советского танкостроения

К концу 20-х годов молодая Страна Советов уже достаточно окрепла после разрушительной Гражданской войны, чтобы задуматься о развитии новейших видов вооружений. Они были крайне необходимы Советскому Союзу ввиду агрессивного отношения к нему практически всего капиталистического мира, страны которого в это время также начали модернизировать свои вооружённые силы.

С.А. Гинзбурга, работавшего в Главном конструкторском бюро Орудийно-арсенального треста (ОАТ), назначили главой группы конструкторов, которой поручили создать новый танк Т-19 взамен устаревшего Т-18. Коллектив, хоть и с нарушением сроков, с работой справился, но военных заказчиков не устроила высокая стоимость нового танка и его низкая надёжность. В результате закупочная комиссия, заместителем главы которой назначили Гинзбурга, заключила контракты о лицензионном производстве в СССР американского танка М1931 конструктора Джона Уолтера Кристи и танка английской компании «Виккерс-Армстронг» Виккерс Mk E (англ. – Vickers Mk E). Группа Гинзбурга разработала техническую документацию для английского танка, который в СССР получил индекс Т-26.

Позднее Гинзбург возглавил Специальное конструкторское бюро (далее – СКБ) Всесоюзного орудийно-арсенального объединения (именно так стал называться ОАТ) – организацию, в которую вошла и его группа. СКБ разрабатывало техническую документацию для запуска в производство на Харьковском паровозном заводе американского танка М1931, которому в СССР присвоили индекс БТ. Затем коллектив работал над созданием Т-28 – среднего трёхбашенного танка с противоснарядным бронированием, это был первый советский средний танк, запущенный в серийное производство.

В 1932 году Гинзбурга перевели на должность заместителя руководителя опытно-конструкторского машиностроительного отдела (далее – ОКМО) ленинградского завода №174 имени К.Е. Ворошилова, созданного на базе танкового производства завода «Большевик». Руководил ОКМО Николай Всеволодович Барыков, до этого работавший в совместном советско-немецком КБ АВО-5, где он и его коллеги получили опыт сотрудничества с немецким конструкторским бюро Эдварда Гроте. Коллектив АВО-5 разработал первый советский средний танк ТГ с противоснарядным лобовым бронированием толщиной 44 мм. Машина была реализована в металле, но в серию не пошла из-за высокой себестоимости.

Теперь в ОКМО вместе с Гинзбургом и Барыковым собрались конструкторы, которые за время работы над танками Т-26, БТ, ТГ и Т-28 приобрели бесценный опыт знакомства с английской, американской и немецкой школами танкостроения. В 1933 году на базе ОКМО возник завод №185 или Опытный завод «Спецмаштреста» (с 1936 года – имени С.М. Кирова). Директором нового предприятия назначили Н.В. Барыкова, а его заместителем по конструкторской работе стал С.А. Гинзбург.

Танк против снарядов

Семён Александрович хорошо знал танк Т-46, разработанный на заводе №174, так как его доводку и подготовку к серийному производству осуществляли специалисты завода №185. Поэтому Гинзбург предложил пойти дальше, создав на базе танка Т-46 универсальный средний танк, броня которого выдерживала бы попадания противотанковых снарядов. Кроме этого, он предложил отказаться от способности танка передвигаться без гусениц на колёсном ходу – это снизило бы стоимость машины, упростило её конструкцию и повысило надёжность.

Корпус танка Т-46 в экспозиции под открытым небом музея Великой Отечественной войны в Москве
Источник – aviarmor.net

Вес будущего танка должен был находиться в пределах 14-18 тонн, а силовая установка – обеспечивать максимальную скорость 40-45 км/ч (по шоссе). По расчётам специалистов, на пересечённой местности скорость машины достигала бы 30 км/ч, а ёмкость баков обеспечивала бы приличный запас хода в 250-300 км.

Руководство страны прислушалось к мнению заслуженного конструктора, были выделены необходимые средства, и в том же 1936 году на заводе №185 изготовили бронированный корпус нового танка, получившего индекс Т-46-3. Для его изготовления использовались листы цементированной брони. Это была броня, поверхностно упрочненная путём насыщения её наружного слоя углеродом и кремнием на глубину от нескольких десятых миллиметра до нескольких миллиметров. Она обладала лучшими прочностными характеристиками, чем обычная гомогенная броня, однако при работе с ней возникал ряд проблем. Основной сложностью была деформация цементированной брони при сварке (в местах швов сталь отпускалась и коробилась), поэтому при сборке корпуса Т-46-3 пришлось использовать заклёпки из самозакаливающейся стали Э16, а также бронеболты и гужоны. Но такой корпус во второй половине 30-х годов уже устарел, поэтому поступило распоряжение создать новый корпус из обычной гомогенной броневой стали толщиной 40-45 мм.

В начале 1937 года Гинзбург разработал проект нового танка Т-111, получившего на заводе индекс Т-46-5. Его корпус также планировалось собирать из листов цементированной брони, но теперь при их стыковке должно было использоваться новшество – электрическая сварка, позволявшая избегать отпускания цементированного слоя и изменения геометрии брони.

Т-46-5 – вид спереди
Источник – walkure.pro

Однако в 1937 году в СССР началась череда арестов среди военспецов и конструкторов, связанных с производством бронетехники. Масштабные военные учения лета-осени 1936 года показали ненадёжность советской военной техники, и власти начали «стимулировать» конструкторов, наказывая наиболее, по их мнению, виновных в сложившемся положении. Гинзбургу удалось избежать ареста, но весь 1937 год он, как человек, находившийся под подозрением, был отстранён от работы. Только зимой 1938 года, когда вместо арестованного и расстрелянного Иннокентия Андреевича Халепского руководство над УММ принял герой Испании генерал Дмитрий Григорьевич Павлов, работы над Т-46-5 возобновились.

Со сменой руководства изменились и требования к новой машине – теперь у Т-46-5 толщина лобовых бронедеталей должна была достигать 60 мм. Пройдя бои Испанской войны, генерал Павлов на практике убедился, что советским танкам необходимо надёжное лобовое бронирование.

Т-46-5 во дворе завода – вид справа
Источник – walkure.pro

Прототипу – быть

Прототип Т-46-5 собрали в апреле 1938 года из цементированной брони. Толщина его верхнего и нижнего бронелистов, расположенных под углами соответственно в 20° и 12°, достигала 60 мм, а среднего, почти горизонтального (82°) – 30 мм. Борт и корма также были забронированы 60-мм листами. Толщина стенок литой башни достигала 50 мм, ее крыши и крыши корпуса – 20 мм. Дно танка сваривалось из листов разной толщины – от 30 мм в передней части танка (для противодействия противотанковым минам), до 20 мм – в кормовой. Компоновка танка несколько отличалась от классической советской: впереди размещалось отделение управления, посреди которого устанавливалась трансмиссия; затем следовало боевое отделение, и в кормовой части танка располагалось моторное.

Т-46-5/Т-111 – вид слева
Источник – academic.ru

Место механика-водителя с приспособлениями и приборами управления находилось в передней части танка с левой стороны, справа же размещалась радиостанция 71-ТК-1 с источниками питания РУН-120 и РУН-10. За ними располагались места командира танка и заряжающего. Кормовое моторное отделение отгораживалось от боевого металлической перегородкой с шиберами (дверцами), обеспечивавшими доступ к карбюратору и пускателю V-образного 8-цилиндрового карбюраторного двигателя воздушного охлаждения МТ-5-1 мощностью 320 л. с.

В башне монтировалась 45-мм танковая пушка 20К и спаренный с ней пулемет ДТ, защищённые единой бронированной маской. Второй пулемёт ДТ располагался в задней части башни. Механизм поворота имел ручной и электромеханический приводы, обеспечивавшие вращение башни с различными скоростями.

Эскиз танка Т-46-5/Т-111
Источник – dogswar.ru

Ходовая часть оригинальной конструкции сильно отличалась от устройства других советских танков. Она состояла из шести сдвоенных опорных катков на один борт, сблокированных в три тележки на листовой рессорной подвеске, размещённой внутри корпуса танка. Такое инженерное решение усложняло демонтаж и ремонт ходовой части Т-46-5, так как лишало экипаж доступа к ней снаружи. Кроме катков, на каждую гусеницу приходилось по три поддерживающих ролика. Из-за переднего расположения трансмиссии ведущими у машины были передние колёса, а направляющими – задние. Гусеницы использовались мелкозвенчатые с траками шириной 500 мм.

Т-46-5 форсирует линию укреплений на полигоне
Источник – survincity.com

О важности двигателя в карьере танка

Испытания нового танка проводились весной-летом 1938 года. При его обстреле подтвердились ожидания, что машина будет неуязвима для самых распространённых у потенциальных противников средств противотанковой обороны – 37-мм и 45-мм противотанковых орудий. Не могла пробить броню Т-46-5 и 76,2-мм полковая пушка образца 1927 года.

Во время ходовых испытаний, проведённых на полигоне в Кубинке, Т-46-5 показал проходимость не хуже, чем у большинства советских танков и продемонстрировал хорошую скорострельность. При этом военные приёмщики признавали, что в 1938 году мощности танковой пушки 20К уже недоставало для эффективной борьбы с такими зарубежными танками, как немецкий средний Pz.Kpfw.III или французский FCM-36, но заменить её другим, более эффективным орудием оказалось проблематично. Конструкторы хотели установить на танк 76-мм танковую пушку ПС-3, однако её создатель и коллега Гинзбурга по заводу №185 конструктор П.Н. Сячинтов был арестован в конце 1936 года и расстрелян в 1937 году. ПС-3 сняли с производства, а выпускавшаяся взамен 76-мм пушка Л-10 конструктора И.А. Маханова не отличалась высокой надёжностью, да и не становилась в башню Т-46-5. Поэтому было решено до появления нового, более совершенного 76-мм орудия, временно оставить танку уже установленное на нём 45-мм орудие 20К.

Т-46-5 на полигоне перед надолбами
Источник – nnm.me

Значительные проблемы возникли у конструкторов с ходовой частью Т-46-5, так как из-за увеличения бронирования вместо максимально допустимых 18 тонн его вес достиг 32,25 тонны. Ни ходовая часть машины, ни её силовая установка, ни трансмиссия не были рассчитаны на столь значительные нагрузки. Максимальная скорость, развиваемая значительно потяжелевшим танком, составляла всего 31 км/ч, а общая ёмкость его топливных баков в 492 л обеспечивала запас хода по шоссе всего 126 км. Оба этих показателя категорически не устраивали военных заказчиков, к тому же, на пересечённой местности они снижались, соответственно, до 16 км/ч и 90 км.

Для исправления ситуации приняли решение силами завода №185 создать новый дизельный танковый двигатель ДТМ-8 мощностью 400 л. с., но по ряду причин работы над ним остановили. Возможно, что основным фактором этого послужила разработка на Харьковском паровозном заводе более перспективной силовой установки легендарного танкового дизеля В-2. Т-46-5 оснастили ею в начале 1940 года, чтобы испытать танк в боевых условиях в сражениях Советско-финской войны 1939-40 годов, но не успели завершить работы вовремя, и танк в боевых действиях поучаствовать не успел.

Т-46-5 на склоне
Источник – nnm.me

Несколько позднее из-за принятия на вооружение более удачного во всех отношениях основного среднего танка Т-34 от проекта Т-46-5/Т-111 решили отказаться. Единственный произведённый образец отправили на склад Научно-исследовательского института бронетанковой техники в Кубинке, после чего путь этой машины теряется. Последнее упоминания о ней в отчётной документации института датируется апрелем 1946 года.

Интересно, что участие в разработке танка Т-46-5 принимал и Михаил Ильич Кошкин – один из создателей легендарного танка Т-34. До своего перевода на Харьковский паровозный завод он работал в Ленинграде на заводе №185 заместителем С.А. Гинзбурга и за участие в разработке танка Т-46-5 был награждён орденом Красной Звезды.

М.И. Кошкин – главный конструктор танкового КБ завода №183 с 1936 по 1940 год
Источник – morozov.com.ua

warspot.ru

Первый советский танк с противоснарядным бронированием, Т-111.

Разработчик: КБ завода им.Кирова (№ 185). Руководитель проекта С.А.Гинзбург

Начало работы над проектом: 1936

Изготовление первого опытного экземпляра: апрель 1938

Судьба проекта: Создано два опытных танка. Работы свернули в связи с началом работы над проектом А20.

 

Рис. 161 Танк Т-111

В конце тридцатых годов века ХХ в войска во всё больших количествах начинают поступать противотанковые артиллерийские системы. Пушки калибра 37мм (например, германская пушка типа Pat 35/36) на дистанциях в 300 метров пробивали танковую броню толщиной до 30 мм даже на встречных углах до 60 градусов. То есть любой советский танк, стоявший на вооружении РККА (подавляющее большинство танкового парка составляли в то время лёгкие танки Т-26 и БТ разных модификаций), отныне мог быть легко уничтожен вероятным противником, так как все они имели противопульное бронирование, не превышавшее 20 мм.

Рис. 162 Т-111 на испытаниях. Лето 1939 г.

В то же время на вооружение Вермахта, а также ВС Франции начали поступать танки с противоснарядным бронированием.

В связи со всем вышеизложенным один из ведущих советских конструкторов танков того периода, С.А.Гинзбург, направил, в феврале 36-го года, на имя начальника АБТУ справку, именовавшуюся «О ходе танкостроения за рубежом». В ней он анализировал сложившуюся ситуацию и предлагал незамедлительно приступить к работам по созданию среднего танка с противоснарядным бронированием для нужд Красной Армии и приводит приблизительные ТТХ, которым должна соответствовать такая машина.

 

Рис. 163 Т-111 преодолевает проволочные заграждения. Полигон. Лето 1939

К докладной им была приложена документация на «танк СП» (он же «малый танк тяжёлого бронирования»), разработанный согласно вышеназванным ТТХ в инициативном порядке КБ завода № 185. Броневые листы на данной машине устанавливались под достаточно большими углами и должны были иметь толщину до 50 мм. В работе над проектом широко использовались наработки, полученные в процессе работ над танком Т-46. Полной информации о танке СП не сохранилось, есть только небольшие отрывки из пояснительной записки. В частности, Гинзбург предлагал сделать новую машину единым лёгким танком, заменив ей и Т-26 и танки серии БТ, оснастить новую машину дизелем МТ-5 в 320 л.с. и сделать танк чисто гусеничным. Танк получил коническую башню, во многом похожую на ту, которая была разработана для Т-46. в качестве вооружения планировался «стандартный набор»: пушка 20К (45мм) и три пулемёта ДТ.

Танк СП в металле реализован не был. Но частично в основу дальнейших расчётов положили результаты испытаний корпуса танка Т-46-3. Учтя замечания, высказанные по результатам ознакомления с проектной документацией, и обобщив результаты испытаний танков Т-46 (вариантов 1,2 и 3) КБ завода в начале 1937 года приступила к конструкторским работам, которые почти сразу свернули в связи с тем, что С.А.Гинзбург был арестован по обвинению во вредительстве. И только после того, как начальником УММ РККА был назначен Д.Павлов (зима 1938 г.), по его инициативе работы по проекту «объект -111» (или Т-111) были возобновлены в полном объёме. Единственным дополнительным условием к ранее согласованным ТТТ стало требование УММ об увеличении бронирования танка до 60мм.

В некоторых источниках ставят знак равенства между проектами Т-46-5 и Т-111. Но это не верно. Это разные проекты, существенно различающиеся конструкциями бронекорпусов и ходовой части, несмотря на то, что визуально они очень похожи. Просто наработки, полученные в ходе проектирования танка Т-46, частично использовались в процессе работы над Т-111.

Рис. 164 Танк Т-11 на заводских испытаниях

В апреле 1938 г. первый прототип вышел на заводские испытания. Танк получил корпус из катаных броневых листов, прошедших цементацию. Толщина брони колебалась от 60 мм (лоб) до 20 мм (корма). Сборку осуществляли путём сварки, что было для того времени крайне новаторским техническим решением. Возросшее бронирование привело к существенному превышению ограничения по массе, установленного ТТТ.

Рис. 165 Испытания Т-111 на поперечную устойчивость

 

Трёхсотсильный двигатель, который планировался к установке изначально, для новой машины не подходил. Его решили заменить новым дизелем ДМТ-8. Но последнему ещё требовались достаточно серьёзные и длительные доработки. Танк получил литую башню конической формы, также имевшую 60мм бронирование. На первом прототипе установили три пулемёта: курсовой – в лобовом листе корпуса, спаренный с пушкой и установленный в кормовом отсеке башни. Затем от курсового пулемёта решено было отказаться.

 

Рис.166 Первый прототип Т-111 во дворе завода. Вид на левый борт

Танк получил ходовую часть, состоящую из шести попарно сблокированных опорных катков, имевших торсионную подвеску и трёх роликов поддерживающих. Заднее колесо выполняло функции направляющего, а переднее – ведущего. Ширину гусеничных траков увеличили до 500 мм в целях снижения удельного давления на грунт. Т-111 оснастили радиостанцией, установив её рядом с механиком-водителем с правой стороны от его рабочего места

 

Рис. 167 Первый прототип Т-111 во дворе завода. Вид на правый борт

Заводские испытания объединили с полигонными и войсковыми. Результаты были получены достаточно хорошие. Бронирование танка выдерживало обстрел из 37, 45 и даже 76мм пушек, а маневренность и проходимость новой машины осталась практически на уровне танка Т-46 и почти не отличалась от показателей танков БТ-7 и Т-26 образца 1939 года. Основным замечанием к машине была констатация того факта, что танк вооружён достаточно слабо. Пушка 20К обр. 32/38 г. позволяла эффективно бороться с лёгкими танками вероятного противника, однако оказывалась бессильна против брони средних танков.

 

Рис.168 Т-111. Вид спереди. Фото из отчёта о результате проведения испытаний.

Более мощные танковые пушки, освоенные в серийном производстве (Л-10 и ПС-3, обе калибра 76,2мм) установить на танк было невозможно технически введу их существенных габаритов и большого (для размеров башни танка Т-111) отката в момент выстрела. Замена этой башни на другую, имеющую большие размеры, также была технически невозможна, ввиду того, что танк и так уже был достаточно перетяжелён. Несмотря на это завод № 185 обязали до начала 1939 г. изготовить мелкую партию танков Т-111 для проведения всесторонних испытаний машины. Двигатель к этому времени готов не был.

.

Рис. 169Т-111 преодолевает противотанковые заграждения. Лето 1939 г.

Работы были приостановлены, а затем и полностью свёрнуты, так как танк посчитали неперспективной разработкой ввиду достаточно большой технической сложности его изготовления и несоответствия показанных им характеристик требованиям, установленным в выданном УММ ТЗ (например, превышение массы танка).

Несмотря на то, что танк в серийное производство не пошёл, группа конструкторов, работавших над его созданием, была награждена боевыми орденами. Среди них был и малоизвестный в то время конструктор М.И.Кошкин.

Позднее все технические решения, использовавшиеся в Т-111, были применены при разработке танка Т-126-СП.

 

Рис. 170 Т-111 на испытаниях. Вид на правый борт.

Поделитесь с друзьями:

bronetechnikamira.ru

Т-111. Карьера крутой русской «трёшки»

(Посвящается памяти уважаемого Михаила Николаевича Свирина).

Принято считать, что решающим толчком к началу работ в СССР над танками с противоснарядным бронированием стала гражданская война в Испании. Именно там ряды наших «тонкокожих» Т-26 и БТ успешно прорежали малокалиберные скорострельные противотанковые орудия франкистов. Этот печальный опыт, с которым вернулись наши танкисты-интернационалисты, нашёл своё отражение в большой серии специальных совещаний, проведённых по инициативе Д. Павлова – не только получившего звание Герой Советского Союза за успешное командование в Испании интернациональной танковой бригадой, но и занявшего пост сперва заместителя, а потом и начальника АБТУ РККА.

Но, это не совсем так. На самом деле, работы над таким танком были начаты ещё в 1936-ом. И инициатором их выступил Семён Гинзбург, руководивший КБ завода им. Ворошилова в котором создавался новый общевойсковой колёсно-гусеничный танк Т-46 (ведущий конструктор Симский).

Танк успешно разработали, он блестяще выдержал все испытания, был официально принят на вооружение и на свет даже успели появиться 4 первые серийные машины. Но, стать основой танкового парка РККА, заменив исчерпавшие свой модернизационный ресурс Т-26 и БТ, новенькому колёсно-гусеничному Т-46 было не суждено.

Танк не имел ощутимых преимуществ ни по вооружению, ни по бронезащите над Т-26 и БТ, а по стоимости догнал средний Т-28. Понятно, что смысла в таком новом «едином» танке не было никакого и в начале 37-го Т-46 похоронили. Тихо и без помпы настолько, что сейчас мало кто о нём помнит, находясь в уверенности, что у «глупого» командования РККА ни разу не возникало идеи в 30-е годы заменить устаревшие Т-26 и БТ современным танком. И идея эта была, и её реализация в виде Т-46 тоже. Но, увы. Ставка на подвижность оказалась проигрышной – не стоящей запрашиваемой цены. К тому же, она оказалась устаревшей концептуально. Танк не пришёлся ко двору, а за напрасно потраченные на разработку народные денежки кому-то следовало ответить по всей строгости…

На мой взгляд, поскольку Т-46 соответствовал всем требованиям, помимо цены, брони (гомогенная вместо цементованной) и артвооружения (трёхдюймовую ПС-3 так в серию и не запустили, из-за чего Т-46 вооружался всё той же «сорокапяткой»)  – спрашивать надо было сугубо с заказчика в лице Тухачевского. Но, виноватых в те времена искали по всем направлениям скопом, чтоб никто не чувствовал себя обойдённым вниманием «старшего брата» исповедовавшего принцип «уж лучше перебдеть чем недобдеть». Именно поэтому умничка Гинзбург, наверное, пятой точкой ощущая приближение провала (в коем он-то уж точно виноват не был), ещё в 36-ом подсуетился с той самой знаменитой «справкой» в которой он весьма аргументированно обосновал необходимость создания для РККА вместо очередной жестянки в виде Т-46, нового танка с противоснарядным бронированием, вызвавшей у Тухачевского, уже чувствующего над собой сгущающиеся тучи, лишь раздражение.

Но, Гинзбург не унимался и за такую машину взялся, используя на всю катушку наработки по Т-46. И уже в том же 1936-ом году, состоялась попытка изготовить корпус танка (названного Т-46-3) из цементованной брони толщиной 30 мм. Вот только для 36-го сие было настоящим хайтеком. И сама броня и тем более её сварка. На Т-28 и Т-35 лобовая плита корпуса такой же толщины, но из гомогенной брони присоединялась к корпусам клёпкой. Технологии сварки брони такой толщины, да ещё и цементованной, не было. Поэтому, попытка сотворения суперкорпуса предсказуемо провалилась и его собрали опять-таки на заклёпках и болтах, что по убеждению советских специалистов уже было нетехнологично (странно, но ни во Франции – законодательнице мод в тогдашнем танкостроении (там литые бронедетали собирали на гужонах – тех же болтах), ни в не на много уступающей ей Чехословакии, во всю клепающей свою бронетехнику, так не считали).

Тем не менее, работы решено было продолжить, упростив задачу заменой цементованной 30 мм брони на  эквивалентную ей по снарядостойкости 40-45 мм гомогенную. И в начале 1937-го, КБ Гинзбурга в инициативном порядке подготовило чертежи и расчёты опытного «объекта Т-111» (он же Т-46-5).

Но, руководство страны вовсе не собиралось спускать на тормозах неудачную эпопею с «общевойсковым» Т-46 и все дальнейшие работы по его вариациям остановили до завершения расследования причин, по которым были напрасно потрачены громадные средства и время, а армия осталась при своём старье. В КБ начались разборки с поисками вредителей. Гинзбург был отстранён от работы и попал под следствие одним из первых.

Хотя стрелочники были назначены и «по совокупности эпизодов», многие из них, во главе с самим Тухачевским пошли в расход, новое направление многомудро признали верным и уже в 1938-ом работы над Т-111 были возобновлены. М. Свирин указывает, что возможно, это связано с приходом на пост главы УММ Павлова. И именно под его влиянием, требование к толщине вертикального бронирования подскочило сразу аж до 60 мм!

Ну а поскольку и расчёты, и чертежи предварительного проекта Т-111 требовалось лишь переделать под это усиленное бронирование, танк был готов уже в апреле 38-го и на испытаниях превзошёл самые радужные мечты серьёзно обновлённого руководства РККА (АБТУ в частности).

Броня танка была абсолютно непробиваемой для 45 мм противотанковой пушки и бронебойных снарядов трёхдюймового полкового орудия. При преодолении специальной испытательной трассы полигона с обстрелом подвижных и неподвижных целей, толстобронный Т-111 на 5 сек. обошёл серийный БТ-7!

Павлов был в полном восторге от нового танка и потребовал немедленно построить сразу серию машин для войсковых испытаний, закончить которые следовало уже в 39-ом.

Но, проблемы у Т-111 тоже имелись. Как и у нашей промышленности вообще.

Так вооружение танка оказалось слабым – 76,2 мм пушка Л-10 в столь толстобронной башне не поместилась, с трёхдюймовой ПС-3 (которая могла устанавливаться вместо 45 мм 20К) как и в случае с Т-46 произошёл досадный облом. Пришлось ограничиться «сорокапяткой» уже давно не удовлетворявшей запросы военных. Да ещё и пулемёт, вместо того чтоб смотреть и стрелять в ту же сторону что и пушка, почему-то смотрел назад как у японцев. К тому же сама башня, наверное впервые в СССР, была изготовлена уникально-экспериментальным методом броневого литья – что пока было совершенно невозможно внедрить в серийное производство. Двигатель и трансмиссия оказались перегружены, поскольку изначально, рассчитывались под машину массой 18 тонн, а Т-111 с 60 мм бронированием вытянул аж на 32 тонны! Сложноватой конструктивно получилась и подвеска. Двигатель МТ-5, хоть и был хорошо отработан в нескольких модификациях, серийно тоже не выпускался. К тому же для 32-тонной машины он был слаб. Максимальная скорость танка не превышала 32 км/ч, что было уже недостаточно и улучшить этот параметр не представлялось возможным – банальную замену двигателя на более мощный, не выдержит и без того работающая на пределе трансмиссия. И «на закуску», корпус танка был собран опять-таки не на вожделенной сварке, а на тех самых «не технологичных» болтах и заклёпках.

В итоге, по совокупности косяков и косячков, решено было признать Т-111 сугубо экспериментальной машиной, опыт разработки и постройки которой использовать для создания новых танков с противоснарядным бронированием.

Вроде всё логично. Тем более что к тому времени, когда в серию пошли Т-34 и КВ, промышленность научилась и сваривать толстобронный прокат и отливать толстостенные башни.

Тем не менее, как мне кажется, возможна и альтернатива.

Совершенно ясно, что альтернатива должна строиться на трёх пунктах:

  1. Никто и ничто не мешает Гинзбургу построить Т-111 уже на рубеже 36-37 г.г. сэкономив год.
  2. Танк должен быть оптимизирован как по конструкции, так и по технологичности.
  3. Сэкономленный на разработке год должен быть использован в т. ч. на адаптацию промышленности под выпуск альтернативного Т-111. Именно адаптацию, поскольку она предусматривает не только дорогостоящую модернизацию под всё более сложные технологии, но и возможность повышения технологичности более обыденных операций – той же клёпки.

Итак, в 1937-ом, КБ Гинзбурга создаёт в металле альтернативный Т-111. Это танк, собранный на заклёпках (и сварке где получится) из гомогенной брони толщиной 45 мм лоб корпуса и 40 мм прочее вертикальное бронирование (корпус и башня). Причём башня ради возможности установки в ней пушки Л-10 и пулемёта ДТ по своей конструкции заимствуется от Т-28, для чего погон расширяется до максимально возможных 1700 мм. Причём за исходник берётся не старая цилиндрическая башня Т-28, а новая – конической формы. И опять-таки ради экономии, чтоб не мучиться с раскроем 40 мм бронелистов для башни сложной конической формы, она изготавливается по той же технологии что и для Т-28 из 20 мм брони, на которую в процессе сборки наваривается  двадцатимиллиметровая же экранировка. Т.е. танк получает просторную, уже фактически освоенную промышленностью башню с 40-мм бронезащитой и 76,2 мм пушкой Л-10 (пулемёт правда не спарен, а в отдельной шаровой установке – как на Т-28, но для предсерийной машины это не принципиально. Всё прочее – пока без изменений. В сущности, такой Т-111 мечта военных – все вожделенные ими ТТХ (плюс подвижность и надёжность агрегатной части благодаря очень существенному снижению веса) и  вполне по силам тогдашним танкостроителям (хоть и не слишком технологично).

Конечно, по стоимости такой танк далеко затмит и Т-26 и БТ, да и Т-46 тоже. Но, за качественно улучшенные бронезащиту и вооружение можно и заплатить! И что с того, что Т-111 уверенно догонит по цене Т-28 – пусть даже превзойдёт, если он реально станет круче его, но в отличие от последнего, будет лучше приспособлен под массовый выпуск.

И этот танк действительно немедленно начинает выпускаться серийно! Да, его сборка на болтах и заклёпках пока не технологична. Но опыты по сварке тоже параллельно форсируются. Да, его двигатели пока выпускаются малыми сериями и даже возможно не совсем качественные (не исключено даже, что до начала массового выпуска МТ-5, танки будут оснащать «старым добрым» М-17).

Да, возможно, промышленность будет осваивать танк с трудом. Но, вспомним, какую громаду проблем пришлось преодолеть при начале выпуска Т-26 и БТ? Тогда мы вообще не имели ни опыта, ни технологий! Та лавина проблем с нынешними просто несопоставима – но справились же! Я уж не говорю про проблемы с выпуском Т-34 во время войны у заводов, которые прежде вообще танкостроением не занимались! Да, первые танки будут и не особо технологичны и возможно не того качества, что требуется армии – но разве это не нормальный этап освоения новой техники и промышленностью и войсками? В конце концов, все эти первые танки, по сути, – та самая опытная серия, о которой мечтал Павлов при эксплуатации которой в войсках, будут выявлены и устранены все слабые места и недоработки до развёртывания крупносерийного выпуска машины – а к этому ещё и заводы надо подготовить!

В дальнейшем, Т-111 получит и сварной корпус, и усовершенствованную агрегатную часть, и индивидуальную  торсионную подвеску (до этого на танке стояла сблокированная) и, возможно, цементованную броню, что поднимет её стойкость до эквивалента 60 мм гомогенной брони без нарастания массы, так плохо отразившегося на агрегатах и удельном давлении на грунт у перетяжелённого РИ Т-111.

Мелкосерийный выпуск танка по упрощённой, в смысле примитивной, трудоёмкой но доступной  технологии начнётся в конце 1937-го (по сути, наш танк станет ровесником немецкому Т-IV изначально превосходя его и по вооружению, и по бронезащите) на заводе им. Ворошилова. В течение 38-го года завод будет полностью перепрофилирован под массовый выпуск этого танка, а сам танк окончательно доработан, доведён до совершенства. В том же 38-ом, работы по освоению Т-111 будут начаты в Сталинграде на СТЗ.

В 1939-ом, когда в ходе польского похода в распоряжении советских конструкторов и инженеров окажутся два брошенных немцами неисправных Т-IIIF, в конструкцию Т-111 будут внесены изменения, делающие его прежде всего эргономичным – т. е. удобным для работы экипажа – благо башня, созданная на базе башни от Т-28 вполне подходила для размещения и современных средств коммуникации и приборов наблюдения, включая командирскую башенку. Вместо раздельной установки пушки и пулемёта, внедрят спарку. Причём это будет уже спарка ДТ и длинностволой Л-11.

В том же 39-ом, к выпуску Т-111 постепенно подключается СТЗ. Танк становится самым массовым и основным типом нового танка в РККА, благодаря чему, харьковчане и кировчане получают возможность доводить до ума свои новые Т-34 и КВ уже не так аврально и заполошно как в РИ.

Единственным катализатором, требующим резкого ускорения работ, возможно, стала бы Зимняя война, но, совершенно не обязательно! Т-111 практически не по зубам финским ПТП, да и экранированные Т-28 должны быть в гораздо лучшей форме – никто не заставляет конструкторов ЛКЗ форсировать работы по тяжёлым танкам, а это означает более внимательное отношение к Т-28. В общем, нет никаких предпосылок для бросания в бой опытных тяжёлых танков и заполошного форсирования работ по доводке и скорейшему запуску КВ в серию. В итоге, новый тяжёлый танк РККА получит пусть и позже, но более качественный. Причём учитывая опыт Финской, сразу с 85 или даже 107 мм пушкой! (Благо Грабинская танковая 85 мм Ф-30 была готова как раз в 39-ом).

Тоже самое касается и Т-34. Возможно, нам не потребуется Т-34 вообще – вместо того чтоб параллельно вести две программы – освоения в серии «сырого» Т-34 и сотворения его модернизированной версии Т-34М, мы сконцентрируем все усилия харьковчан только на Т-34М и в 41-ом, армия начнёт получать от ХПЗ сразу и только его.

И тогда, битые немцы уже с полным на то основанием смогут писать в своих мемуарах, что новые средние русские танки начали серьёзно досаждать им и даже вызывать шок, лишь с конца августа 41-го – чего никак не могут понять фанаты Т-34, прекрасно осведомлённые, что Т-34 имелись в РККА в довольно изрядном количестве уже с момента начала войны, но масса дефектов просто не дала им хоть сколько-нибудь показать себя летом 41-го.

Так же, освоив в массовом серийном выпуске Т-111 на 174-ом заводе им. Ворошилова (вместо Т-26) и на СТЗ, армии вообще не нужен будет Т-50 со всей той эпопеей с его разработкой, серийным выпуском и бодягой с освоением дизеля для него. Т-50 разрабатывался как дешёвый лёгкий пехотный танк для замены Т-26. Но ещё до войны, тема пехотного танка стала не актуальна – практически все имеющиеся в стране танки пошли на укомплектование мехкорпусов. Так почему бы те самые мехкорпуса не комплектовать сугубо новыми Т-111, оставив старичков Т-26 пехоте (танковая бригада на стрелковый корпус), а БТ таким же макаром в кавалерии и отдельных легкотанковых бригадах?

О дизеле. Поставить в Т-111 вместо 320-сильного карбюраторника МТ-5, 400-сильный дизелёк – дело сугубо желания заказчика, поскольку сие вполне возможно (РИ Т-111 первоначально предполагалось оснастить специально разрабатываемым в двигательном отделе завода № 185 дизелем ДМТ-8 мощностью в те же 400 л. с. как и основная версия харьковского БД-1 из которого вырос знаменитый пятисотсильный В-2). Так что тут вырисовываются целых два варианта дизельной СУ для Т-111 – либо ДМТ-8 (не был доведён по Свирину исключительно в результате неоправданной чистки КБ, существенно затормозившей работу), либо 400-сильным В-2 (БД-1) работы над которым не прерывались. Но, это тоже совсем не обязательно! Дизель в 400 лошадей реально был нужен 32-тонному монстрюку с 60 мм бронёй. А альтернативному Т-111 с 40-45 мм бронёй, вполне возможно, хватит и 320-сильной версии карбюраторного МТ-5.

Я никогда не решусь утверждать, что правильно эволюционирующий в довоенное время и освоенный в серии минимум двумя крупными заводами-изготовителями Т-111 лишает смысла появление не только Т-50, но и самого Т-34 – всё-таки при 40-45 мм броньке и башне с трёхдюймовкой (а возможно и с дизелем), танк получится фактически предельным по массе и его совершенствование в ходе войны будет затруднительным (по сути, он уже с момента рождения окажется в бесперспективном с точки рения дальнейшего развития положении Т-26). И когда это жёстко потребуется, аналог Т-34-85 из него уже вряд ли получится. Поэтому, новый средний танк в лице Т-34М с хорошими модернизационными перспективами армии всё-таки нужен. Не зря в РККА предполагалось иметь два танка Т-50 и Т-34, причём основным должен был стать тот, что подешевле – Т-50. Да и у немцев имелась своя «сладкая парочка» в виде «средне-лёгкого» Т-III и «нормально-среднего» Т-IV.

Единственное, что возможно, было бы очень полезно в военное время в рамках унификации Т-111 и Т-34М – это двигатели (в виде дизеля В-2-34 или М-17Т), башни (с пушкой Ф-34) и бронепрокат толщин 40-45 мм. Но, это только на самое тяжёлое время! Как только станет полегче, Т-34М вполне допустимо догрузить с лобовой проекции с 60 мм (было в РИ), до 75 мм брони как у КВ, и поставить на танк новую трёхместную башню с 85 мм пушкой Ф-30. Вот когда во всей красе скажутся и очень пригодившаяся в начале войны мощь хорошо отработанного и освоенного войсками Т-111 и наличие перспективного в плане последующих модификаций Т-34М, изначально избавленного от «детских болезней» Т-34.

И ещё. В плане всё той же унификации. Всем известный как главный конструктор знаменитой «тридцатьчетвёрки» М. Кошкин, гением-провидцем стал вовсе не вдруг. Первой его серьёзной работой по танковой тематике стало самое активное участие в разработке… правильно – Т-111! За свою работу над этой машиной, он даже был удостоен правительственной награды и, прослыв докой по танкам с противоснарядным бронированием, получил должность начальника танкового КБ ХПЗ. Поэтому нет сомнений, в случае начала серийного выпуска Т-111, Кошкин сделает всё чтоб с одной стороны сделать новый средний танк более сильным чем РИ Т-34, поскольку если ТТХ Т-111 и Т-34 будут слишком близки, руководство вполне логично спросит: «а на фига нам два одинаковых по ТТХ танка?». А с другой, он же, при создании более сильного Т-34, чтоб сэкономить время и деньги, свести к минимуму риск, по максимуму использует задел с того же Т-111, оправдывая сотворение нового харьковского танка и более высокими боевыми качествами, и большей модернизационной перспективностью, и минимальными сроками создания. Т. е. Т-34М – как результат «работы над ошибками» при поспешном сотворении Т-34 тоже неизбежен! Но он в любом случае будет мощнее РИ!

Поэтому, у меня есть все основания считать, что танков у нас всё-таки будет два. И как мне кажется, наш альтернативный дуэт Т-111, Т-34М, мог бы получиться гораздо круче чем немецкий T-III, T-IV и просто несопоставимо эффективнее чем пара Т-50, Т-34.

 

РИ Т-46-1

1936 г.

РИ Т-46-5

1938 г.

АИ Т-111

1937 г.

РИ Т-34

1940 г.

РИ Т-34М

1941 г.

АИ Т-34М

1942 г.

Масса

17,5

32 т.

24 т.

26 т.

26,5 т.

34 т.

Габариты

5,7х2,7х2,5

5,4х3,1х2,4

5,5х3,1х2,4

5,9х3х2,4

6,1х2,9х2,5

6,1х3х2,5

Двиг./скорость

320/58/80

300/31

320/45

500/51

600/60

600/50

Броня:

Лоб корп.

Борт корп.

Башня

 

15 мм

15 мм

15 мм

 

60 мм

60 мм

60 мм

 

45 мм

40 мм

40 мм

 

45 мм

40 мм

45 мм

 

60 мм

45 мм

45 мм

 

75 мм

45 мм

75 мм

Вооруж:

Пушка

Пулемёты

огнемёт

 

45/20К

3 ДТ

КС-45

 

45/20К

2 ДТ

 

76,2/Л-10

ДТ

 

76,2/Л-11

2 ДТ

 

76,2/Ф-34

2 ДТ

 

85/Ф-30

2 ДТ

 

alternathistory.com

T-111 T-46-5 Легкий танк сопровождения пехоты

Разработчик: КБ завода №185
Год начала работ: 1936
Год выпуска первого прототипа: 1937
Серийно не строился по причине несоответствия недоработанности конструкции и несоответствия техническим требованиям.

В то время, как полным ходом велись работы над легким танком сопровождения пехоты Т-46, который прочили в приемники устаревающего Т-26, как в начале 1936 года известный советский конструктор С.А.Гинзбург выступил с инициативой создания более мощной боевой машины такого типа. В направленном им на имя начальника АБТУ донесении указывалось, что танки Т-26 и БТ-7, прототипы которых были созданы в конце 1920-х гг., уже не отвечают требованиям современной войны. Особо подчеркивалось, что в плане бронирования эти машины не способны выдержать обстрел даже мелкокалиберной артиллерии, в виду их крайне слабой защищенности. Более того, аналогичные танки зарубежных образцов имеют литые, либо сварные корпуса с наклонной броней и противоснарядным бронированием, что даёт им преимущества в бою. Гинзбург считал, что РККА нет необходимости иметь на вооружении два практически одинаковых танка, а создание танка Т-46 с противопульной броней является “полумерой”. В этом же донесении он предлагал создать единый “универсальный танк сопровождения” со следующими характеристиками:

— вес – 14-18 тонн

— вооружение – 45-мм пушка и 2-3 пулемета

— максимальная скорость – 40-45 км\ч

— скорость движения по проселку – до 30 км\ч

— запас хода – 250-300 км.

К донесению сразу прилагался эскизный проект “Танка СП обр.1936 г.”, подробности о котором не сохранились, за исключением отрывочных сведений из пояснительной записки. В общих чертах Гинзбург развивал принципы, заложенные в Т-46, предлагая оснастить танк 35-30 мм бронированием с наклонным расположением бронелистов, дизельным двигателем МТ-5 мощностью 320 л.с. и отказаться от колесного хода. Вооружение, состоящее из 45-мм пушки 20К и трех пулеметов ДТ, размещалось в конической башне с толщиной брони 25 мм, конструкция которой во многом заимствовалась от Т-46-1.

Реализовать этот проект в металле не удалось, однако в 1936 году был изготовлен корпус опытного танка Т-46-3. Предполагалось, что наклонные 30-мм листы цементованной брони будут соединяться сваркой, но из-за возникших проблем их пришлось крепить на бронеболтах, гужонах и заклепках из самозакаливающейся стали Э16. Как прошли его испытания так и осталось неизвестным, но спустя некоторое время вышло указаний об изготовлении другого корпуса из обычных бронелистов толщиной 40-45 мм.

Основываясь на полученных данных, в начале 1937 года Гинзбург разработал проект танка Т-111 (“Объект 111”). Он также часто именуются как Т-46-5, хотя конструктивно эти машины отличались очень сильно и объединяло их только назначение. Едва появившись, проект был отложен на год, поскольку главный конструктор находился под следствием и не мог заниматься работой. Лишь зимой 1938 года, с приходом на должность начальника УММ РККА Д.Павлова, возобновляется дальнейшая разработка Т-111, правда требования к защищенности значительно изменяются – теперь танк должен был имел 60-мм броню.

Опытный образец Т-111 был готов в апреле 1938 года. При его проектировании Гинзбург, по всей видимости, соединил наработки по Т-46 и проекту “Танка СП обр.1936.”, что отразилось на внешнем облике танка.

Корпус Т-111 изготовлялся из листов катаной брони толщиной от 20 (крыша и днище) до 60 мм (лобовая часть). Слева в передней части корпуса размещался механик-водитель, справа находилась радиостанция.

За ними располагались места командира танка и заряжающего. В кормовой части был установлен дизельный двигатель МТ-5 мощностью 300 л.с.
Башня танка конической формы имела броню 50-60 мм. В её лобовом листе устанавливалась общая макса для 45-мм пушки 20К и спаренного с ней пулемета ДТ. Ещё один такой же пулемет находился в кормовой части башни.

Наиболее сильным изменения подверглась ходовая часть, которая состояла (применительно на один борт) из 6 сдвоенных опорных катков сблокированных по два на торсионной подвеске, трех поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Была также использована мелкозвенчатая гусеница новой конструкции с шириной трака 500 мм, хотя удельное давление на грунт у Т-111 всё равно составило 0,92 кг\см.кв.

На испытаниях, проведенных весной-летом 1938 года, опытный образец Т-111 оставил двоякое впечатление. Было выяснено, что корпус и башня танка способны выдержать обстрел из 37-мм и 45-мм противотанковых орудий, а также из 76,2-мм полковой пушки образца 1927 г. По крайней мере, не было зафиксировано ни одного случая сквозного пробития брони или поражения жизненно важных агрегатов.

На ходовых испытаниях на полигоне НИБТ, где Т-111 предстояло поразить три неподвижные и одну подвижную цель, экипаж новой машины показал на 9 секунд лучшее время, чем Т-26-1 (будущий Т-26 образца 1939 года) и на 5 секунд лучше, чем БТ-7. При этом по проходимости Т-111 мало отличался от своих “конкурентов”.

С другой стороны, мощности танковой пушки 20К явно недоставало для эффективной борьбы с новыми танками потенциальных противников (например, Pz.Kpfw.III или FCM-36). Решение этой проблемы виделось в оснащении советского танка орудием повышенной мощности ПС-3, однако его конструктор был арестован, а все изготовленные образцы отправились в 1938 году на переплавку. Предложенная вместо неё танковая пушка Л-10, обладавшая гораздо худшими показателями, в башню Т-111 совершенно не “вписалась”. Так было решено оставить “сорокопятку”, тем более, что в то время она могла успешно справляться с броне большинства танков того периода.

Хуже дела обстояли с моторно-трансмиссионной группой. На предварительном этапе проектирования уже было ясно, что с имеющимся бронированием в запланированные 18 тонн уложиться будет невозможно, а после усиления брони боевой вес танка составил более 32 тонн. Для столь тяжелой машины мощности дизеля МТ-5 явно не хватало, что сразу сказалось на ходовых качествах танка. Помимо этого, трансмиссия была изначально рассчитана на гораздо меньший вес.

Устранить эти недостатки так и не удалось. Более мощный двигатель ДТМ-8 (400 л.с.) завод-изготовитель №185 довести не смог, а на радикальную переработку трансмиссии времени не оставалось. Вместе с тем, в начале 1939 году начальник АБТУ распорядился построить установочную серию Т-111 для войсковых испытаний. Заказ передали всё тому же заводу №185, однако к тому времени процесс изготовления корпуса танка посчитали низкотехнологичным, а вооружение – слишком слабым. В конечном итоге от дальнейшей постройки Т-111 отказались в пользу более совершенных проектов, одним из которых был Т-126(СП), а единственный образец был отправлен в музей БТТ в Кубинке. Дальнейшая судьба Т-111 остаётся неясной, но согласно отчету сделанному в апреле 1941 года этот танк все ещё находился в экспозиции музея.

Источники:
М.Свирин. «Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.» Изд.»Яуза», «Эксмо». 2006 г.
«Полная энциклопедия танков мира 1915-2000». сост.Г.Л.Холявский. Харвест.Минск\АСТ.Москва. 1998 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕХОТЫ
Т-111 обр.1937 г.

БОЕВАЯ МАССА32250 кг
ЭКИПАЖ, чел.3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм5400
Ширина, мм3140
Высота, мм2416
Клиренс, мм390
ВООРУЖЕНИЕодна 45-мм пушка 20К и два 7,62-мм пулемета ДТ в башне
БОЕКОМПЛЕКТ121 выстрел и 2394 патрона
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯоптический прицел ТОП-1
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 60 мм
борт корпуса — 50 мм
лоб башни — 60 мм
борт башни — 50 мм
корма башни — 50 мм
крыша — 20 мм
днище — 20 мм
ДВИГАТЕЛЬМТ-5-1, дизельный, 8-цилиндровый, мощностью 300 л.с.
ТРАНСМИССИЯмеханического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) (на один борт) 6 опорных катков сблокированных в три тележки, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо, мелкозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ31,4 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 126 км (по шоссе)
95 км (по проселку)
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.29°
Высота стенки, м1,00
Глубина брода, м1,20
Ширина рва, м2,00
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция 71ТК со штыревой антенной

aviarmor.net

Т-111 Википедия

Т-111
Классификация средний танк
Боевая масса, т 28-32
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 3
Основные операторы
Длина корпуса, мм 5400
Ширина, мм 3140
Высота, мм 2416
Клиренс, мм 390
Тип брони стальная цементированная высокой твёрдости
Лоб корпуса (верх), мм/град. 60 / 20°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 30 / 82°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 60 / 12°
Борт корпуса, мм/град. 60
Корма корпуса, мм/град. 60 / 0…8°
Днище, мм 20—30
Крыша корпуса, мм 20
Лоб башни, мм/град. 50 / 18°
Борт башни, мм/град. 50 / 18°
Корма башни, мм/град. 50 / 18°
Крыша башни, мм 20
Калибр и марка пушки 45-мм обр. 1938 г. (20К)
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 46
Боекомплект пушки 121
Углы ВН, град. −6…+23°
Прицелы перископический ПТ-1, телескопический ТОП
Пулемёты 2 × 7,62-мм ДТ
Тип двигателя V-образный 8-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 320
Скорость по шоссе, км/ч 31
Скорость по пересечённой местности, км/ч 16
Запас хода по шоссе, км 90
Запас хода по пересечённой местности, км 126
Удельная мощность, л. с./т 9,92
Удельное давление на

ru-wiki.ru

Средний танк Т-111

Год разработки: 1938 г.
Боевая масса: 32 тонн
Длинна: 5400 мм
Ширина: 3140 мм
Высота: 2416 мм
Двигатель:
a. Скорость: 31 км\ч
b. Запас хода: 90 км
c. Тип двигателя: V-образный 8-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Броня:
a. Лоб: 60 мм
b. Борт: 60 мм
c. Корма: 60 мм
e. Корпус: (верх) 20 мм
f. Корпус: (низ) 20 мм
g. Крыша/Днище: 20 мм
Экипаж: 3 чел.
Вооружение: 45-мм обр. 1938 г. (20К)

 Работы по усилению броневой защиты, развернутые на заводе № 185 еще в 1936 г., привели к созданию первого отечественного среднего танка с противоснарядным бронированием. При организации проектно-конструкторских работ в КБ завода под руководством С.А.Гинзбурга предусматривалось разработать однобашенный двадцатидвухтонный танк с противоснарядным бронированием. Проект нового танка «Объект 111» был выполнен в начале 1937 г. Весной 1938 г. на заводе № 185 был изготовлен опытный образец танка под индексом Т-46-5, который до октября 1938 г. прошел заводские испытания, а затем в феврале-апреле 1939 г. прошел полигонные испытания на НИИБТ полигоне. Схема общей компоновки танка отличалась от классической расположением двигателя и трансмиссии. Двигатель устанавливался в корме танка и соединялся с трансмиссией, размещенной в носовой части корпуса, карданным валом, проходившем под полом боевого отделения. В отделении управления слева по ходу машины размещался механик-води-тель. В боевом отделении — командир танка и командир башни (наводчик). Моторное отделение было отделено от боевого перегородкой с двухстворчатой дверцей, обеспечивавшей доступ к карбюратору, приспособлению для пуска двигателя «Атлюс» и двум магнето.

 

Танк был вооружен 45-мм танковой пушкой и двумя 7,62-мм пулеметами ДТ: спаренным с пушкой и тыльным, который мог использоваться как зенитный, будучи установленным на турели на крыше башни. Углы обстрела спаренной установки по вертикали составляли от -6° до + 23°. В боекомплект входили 121 выстрел к пушке и 2394 патрона к пулеметам ДТ, снаряженных в 38 пулеметных дисках.

 

Для наблюдения за полем боя и ведения огня использовались телескопический прицел ТОП и перископические прицелы ПТ-1 или ПТК, а также три смотровых прибора зеркального типа. Механизм поворота башни имел ручной и электромеханический приводы, обеспечивавшие ее вращение с различными скоростями.

 

Броневая защита была противоснарядной, выполненной из броневых листов толщиной 20, 30 и 60 мм. При производстве корпуса и башни танка были опробованы способы сварки броневых листов большой толщины. Она обеспечивала защиту от 37-мм бронебойных снарядов со всех дистанций и от 76,2-мм снарядов на дистанциях 1200-1300 м. Броневые листы корпуса соединялись с помощью угольников и гужонов. В носовой части корпуса устанавливались два тарана, предназначенные для защиты ведущих колес от повреждений. В верхнем лобовом листе размещался люк механика-водителя с лобовым щитком, в котором устанавливался смотровой прибор зеркального типа. Башня конической формы в лобовой части имела толщину 50 мм. Броневые листы башни соединялись внахлест потайными заклепками. На крыше башни имелись два входных люка и малый вентиляционный лючок с электровентилятором. Второе вентиляционное устройство было установлено в отделении управления.

 

В танке устанавливался 4-х тактный 8-цилиндровый V-образ-ный карбюраторный двигатель МТ-5-1 воздушного охлаждения с углом развала цилиндров 90″ и мощностью 320 л.с. (235 кВт) при 2350 об/мин. Пуск двигателя осуществлялся с помощью приспособления «Атлюс», обеспечивавшего подачу топлива во всасывающий коллектор, а также сжатым воздухом. Для охлаждения двигателя использовались два вентилятора.

 

Трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, двухступенчатого редуктора, обеспечивавшего пониженную и прямую передачи, четырехступенчатой коробки передач с преселекторным переключением передач, двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых бортовых редукторов. Преселек-торнное переключение передач обеспечивало включение любой передачи (4 передачи переднего и 1 передача заднего хода) только при последовательной перестановке двух рычагов кулисы при полном выключении главного фрикциона.

Подвеска машины — блокированная, с листовыми рессорами, размещенными внутри корпуса. Такое техническое решение усложняло монтажно-демонтажные работы. Со стороны каждого борта находилось по три тележки с двумя двухскатными опорными катками в каждой, три поддерживающих катка с наружной амортизацией, ведущее колесо цевочного зацепления с мелкозвенчатой гусеницей и направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы, закрытым броневым колпаком.

 

Машина боевой массой 32 т развивала максимальную скорость по шоссе 30 км/ч. Общая емкость топливных баков 492 л обеспечивала танку запас хода по шоссе до 126 км.

 

Танк был оснащен радиостанцией 71-ТК-1 с источниками питания РУН-120 и РУН-10 и внутренним переговорным устройством СПУ-7-Р. Штыревая антенна укладывалась на правую надгусеничную полку и устанавливалась в рабочее (вертикальное) положение с помощью специального привода.

 

В качестве противопожарного оборудования использовались два стационарных тетрахлорных огнетушителя, расположенных под двигателем и приводившихся в действие из отделения управления или из боевого отделения.

 

Весной 1940 г. при подготовке танка к отправке на Карельский перешеек для участия в боевых действиях двигатель МТ-5-1 был заменен на дизель В-2 с соответствующей переделкой моторного отделения и установкой электромеханических сервоприводов управления агрегатами трансмиссии, но на фронт машина опоздала.

 

Танк Т-46-5 имел высокий уровень броневой защиты, но его огневая мощь и подвижность были ограничены. Он мог действовать только в качестве танка непосредственной поддержки пехоты, что не соответствовало новым требованиям. Поэтому танк не получил дальнейшего развития. Отдельные конструктивные решения, реализованные в Т-46-5, впоследствии были использованы при проектировании и изготовлении макета опытного тяжелого однобашенного танка прорыва «Объект 0-50».

 

tankimira.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *