Су-7Б Википедия

Эта статья — о реактивном истребителе-бомбардировщике. О поршневом истребителе-перехватчике см. Су-7 (1944).
Су-7

Су-7БМ в польском авиамузее, 2011 год.
Тип истребитель-бомбардировщик
Разработчик ОКБ Сухого
Производитель Авиазавод № 126 (Комсомольск-на-Амуре)
Первый полёт 7 сентября 1955 года
Начало эксплуатации 1960 год
Конец эксплуатации 1986 год (СССР)
Статус снят с вооружения
Эксплуатанты СССР СССР
см. на вооружении
Годы производства 1957 — 1972
Единиц произведено 1 848
Варианты Су-17
 Медиафайлы на Викискладе

Су-7 (изделие «С-2», по ификации НАТО: Fitter-A) — советский истребитель, разработанный в 1950-х годах ОКБ им. Сухого.

Су-7Б (изделие «С-22», по ификации НАТО: Fitter) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в конце 50-х ОКБ им. Сухого

Всего было произведено 1 848 Су-7 всех модификаций, из которых 691 самолёт был поставлен на экспорт в 9 стран мира.

Содержание

  • 1 История создания и производства
  • 2 Конструкция
  • 3 Модификации
  • 4 Лётно-технические характеристики
  • 5 Сравнение с аналогами
  • 6 На вооружении
  • 7 Боевое применение
  • 8 Авиапамятники и экспонаты музеев
  • 9 В кино
  • 10 См. также
  • 11 Литература
  • 12 Ссылки
  • 13 Примечания

История создания и производства[ |

ru-wiki.ru

Су-7 — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Су-7 (за класифікацією НАТО: Fitter) — радянський винищувач-бомбардувальник.

Серійно вироблявся з 1957 по 1972 рік. Експлуатація у СРСР тривала до 1986 року.

Був розроблений ДКБ Сухого на початку 1950-х рр. як основний ударний винищувач СРСР та країн Варшавського договору. Експлуатувався ними до кінця 80-х рр. Сьогодні єдиним оператором Су-7 є КНДР.

Колишні оператори[ред. | ред. код]

Червоні-колишні оператори, синій — сучасний
 Афганістан
  • Станом на квітень 1978 року в складі ВПС Афганістану налічувалося 24 Су-7БМК, які були зведені в 335-й авіаційний полк винищувачів — бомбардувальників з базуванням в Баграмі. командував полком підполковник Акрам. Льотчики полку взяли активну участь у перевороті 1978 року. Так, в полку Су-7Б дванадцять льотчиків виконали 45 бойових вильотів, причому 3 — вночі. Понесли і втрати-пілот якого на зльоті відчув себе погано через перевтому, став втрачати свідомість і змушений був катапультуватися. Крім того, 4 Су-7Б були пошкоджені вогнем із землі.
  • З початком громадянської війни Су-7 були залучені до активних бойових дій. Розуміючи, що воюють проти своїх же співгромадян, вони далеко не завжди до кінця усвідомлювали завдання і цілі цієї боротьби. Тому одні з них ухилялися від виконання завдань по різних, включаючи релігійні, мотивам. Інші зривали терміни вильотів, необхідність в яких при цьому відпадала. Користуючись відсутністю контролю за результатами ударів, деякі льо

uk.wikipedia.org

Истребитель-бомбардировщик Су-7Б » Архив Авиапанорамы

Александр Яворский 

По странному стечению обстоятельств истребитель-бомбардировщик Су-7, как и истребитель-перехватчик Су-9, обязан своим появлением войне в Корее. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба П.О.Сухого, если бы не эта война: в 1949 г. волевым решением руководства страны КБ Сухого в составе завода № 134 было расформировано, а вместе с ним распущен и весь немногочисленный состав бригады проектов. Сам Сухой отправился в “почетную ссылку” в коллектив А.Н. Туполева.

В мае 1952 г. сотрудник ЦАГИ В.В.Кондратьев обратился с письмом на имя И.В.Сталина. Он предложил серийно строить копию американского реактивного истребителя F-86 “Сэйбр” фирмы “Норт-Америкен”, хорошо показавшего себя в воздушных боях в небе Кореи. В ЦАГИ был доставлен почти целый “Сэйбр”, подбитый и совершивший вынужденную посадку на территории, контролируемой северокорейцами. Самолет разобрали, изучили и смакетировали, после чего и возникла идея о плагиате.

Уже 18 июня того же года правительство образовало ОКБ-1 под руководством Кондратьева, однако вскоре выяснилась абсурдность идеи копирования. “Сэйбру” к тому времени исполнилось пять лет, к тому же он не имел явных преимуществ перед МиГ-15, и тем более перед МиГ-17. Кроме того, единственный в то время двигатель с подходящей тягой ВК-1Ф имел центробежный компрессор и никак не вписывался в фюзеляж “Сэйбра”, рассчитанный под осевой компрессор. Предложение по установке отечественного двигателя АМ-5 с осевым компрессором, который поступил на испытания в 1953 г., ненамного улучшило положение с этим проектом.

После неудачи с “Сэйбром” ОКБ предложило еще несколько идей прожектерского толка. Результатом такой деятельности “холодным летом пятьдесят третьего” (14 мая) стал приказ МОП № 233 об освобождении Кондратьева от должности главного конструктора ОКБ-1 и назначении главным конструктором П.О. Сухого.

В августе 1953 г. ОКБ вошло в состав МАП, а 26 октября того же года ОКБ-1 выделили производственную базу – так называемый филиал завода № 155 на территории бывшего завода № 51. С 15 января 1954 г. ОКБ получило официальное название – “Государственный союзный опытный завод № 51”. Вновь созданный коллектив ОКБ П.О. Сухого к 1954 г. был полностью переориентирован на создание современных истребителей нового поколения – фронтовых истребителей со стреловидным (С-1) и треугольным (Т-1) крылом, а также истребителей-перехватчиков С-3 и Т-3, в конструкции которых был воплощен опыт боевого применения авиации в Корее.

Любопытно, что Сухому предложили право выбора тематики, и вскоре он представил четыре проекта сверхзвуковых фронтовых истребителей и перехватчиков со стреловидными и треугольными крыльями. В дальнейшем было решено сосредоточить усилия на самолетах С-1 (будущий Су-7) и Т-3.

Руководителем работ на обоих направлениях стал Е.С.Фельснер. В дальнейшем главным конструктором по самолетам семейства Су-7 и Су-17 стал Н.Г.Зырин. Бригаду общих видов возглавил Е.Адлер, бывший конструктор ОКБ А.С.Яковлева, а затем начальник бригады эскизного проектирования в ОКБ В.Кондратьева. Под руководством Адлера, с согласия Сухого, был серьезно переработан первоначальный вариант проекта С-1. Была введена подкосная схема крыла, цельноповоротное горизонтальное оперение и основные опоры шасси с механическим подтягом. С 1955 г., после возвращения Адлера в ОКБ Яковлева, бригадой руководил И.И.Цебриков. В рамках бригады работами по всему комплексу развития самолета Су-7 и Су-17 руководил А.М.Поляков, заместитель Цебрикова.

Первый полет самолета С-1 состоялся 8 сентября 1955 г. и был выполнен случайно: во время скоростной рулежки самолет неожиданно взмыл в небо и летчику-испытателю А.Г. Кочеткову ничего не оставалось, как продолжать полет, который завершился вполне благополучно. Осенью 1956 г. вышел на испытания второй экземпляр нового истребителя, С-2, отличающийся от исходного самолета сокращенным составом пушечного вооружения и увеличенным объемом топливных баков. Во время конкурсных испытаний с истребителем ОКБ А.И.Микояна аналогичного назначения Е-370, самолет С-2 с двигателем АЛ-7Ф-1 показал более высокие характеристики и был рекомендован в серийное производство под обозначением Су-7.

Несмотря на то что государственные испытания нового истребителя завершились только осенью 1957 г., подготовка к серийному выпуску Су-7 по решению правительства началась с середины 1956 г. на заводе № 126 ДМЗ (Дальневосточный машиностроительный завод) в Комсомольске-на-Амуре, где ранее строились дозвуковые истребители МиГ-17. Весной 1958 г. в воздух был поднят первый серийный Су-7.

“Карьера” первого варианта Су-7, как фронтового истребителя, в общем-то, не состоялась. Было построено всего лишь около 130 самолетов. Причины заключались в появлении истребителя МиГ-21, имевшего близкие характеристики. “Политические” мотивы заключались в боязни верхов монополизации ОКБ Сухого производства всех тактических истребителей в стране, т.к. в это время уже началось серийное производство перехватчика Су-9 в Новосибирске.

В дальнейшем эти же мотивы не раз вмешивались в реализацию признанных перспективными проектов ОКБ Сухого, которые явно “переходили дорогу” ОКБ А.Н.Туполева в области бомбардировочной авиации. В 60-х годах было сделано все возможное, чтобы не допустить серийного производства сверхзвукового разведывательно-ударного комплекса Т-4 (изд. “100”) и завершения программы летных испытаний опытного самолета; кроме этого, ОКБ не дали реализовать проект дальнего сверхзвукового ракетоносца-разведчика Т-4М с изменяемой стреловидностью крыла. Так же поступили в начале 70-х годов с проектом ударно-разведывательного самолета Т-4МС (изделие “200”), который вышел победителем конкурса аванпроектов самолетов такого назначения. В конце 90-х годов была прекращена разработка бомбардировщика промежуточной дальности Т-60С (опытный самолет находился в постройке) в пользу “радикальной модернизации” бомбардировщика Ту-22М ОКБ Туполева.

Однако главной причиной прекращения выпуска Су-7 явилась потребность в истребителе-бомбардировщике, способном нести ядерное оружие и осуществлять атаки наземных объектов с малых высот. Подобной машины в ВВС просто не существовало. Весной 1958 г. заказчик выдал задание на принципиально новый специализированный тип самолета – “истребитель-бомбардировщик”.

До конца 50-х годов истребители-бомбардировщики, как правило, создавались на основе тактических истребителей. Так появились на свет первые американские истребители-бомбардировщики “Норт-Америкен” F-86H “Сэйбр” и F-100С “Супер Сэйбр”. Аналогичным путем пошли и в Советском Союзе. В качестве базы для создания такого самолета наилучшим образом подходил Су-7 – тяжелая, достаточно живучая машина с мощным двигателем, имеющая значительные резервы для увеличения боевой нагрузки и установки нового бортового оборудования.

24 апреля 1959 г. под управлением летчика-испытателя ОКБ Е.С.Соловьева поднялась в воздух опытная машина С22-1 (доработанный Су-7). Зимой 1960 г. самолет был передан на государственные испытания, а 24 января 1961 г. вышло постановление Совмина СССР о принятии самолета на вооружение под обозначением Су-7Б. Серийное производство самолета Су-7Б началось в 1960 г., а в начале 1961 г. первые серийные машины поступили на вооружение. Летом того же года на воздушном параде в Тушино уже демонстрировались серийные самолеты. В общей сложности на берегах Амура было построено 1850 самолетов семейства Су-7 (Су-7Б, Су-7БМ, Су-7БКЛ, Су-7БМК, Су-7У, Су-7УМК).

Конструкция

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным крылом. Фюзеляж типа “полумонокок” с работающей обшивкой, круглого сечения, конструктивно разделен на головную, среднюю и хвостовую части. Головная часть, в свою очередь, разделена на передний отсек, отсек гермокабины и задний отсек. В переднем отсеке расположен осесимметричный воздухозаборник с подвижным центральным двухскачковым коническим телом, выполненным из радиопрозрачного материала. Конус является обтекателем антенны радиодальномера. На боковой поверхности переднего отсека установлены четыре противопомпажные створки.

Поступающий воздух в районе кабины разделяется на два потока, соединяющихся за ней в единый канал, который проходит насквозь через весь фюзеляж вплоть до входа в двигатель. Кабинный отсек включает гермокабину вентиляционного типа с фонарем и отсек ниши передней опоры шасси.

Среднюю часть фюзеляжа занимают воздушный канал, турбореактивный форсажный двигатель (ТРДФ), топливные баки, боекомплект пушек, агрегаты управления двигателем и проводка системы управления самолетом.

Хвостовая часть фюзеляжа выполнена конструктивно как единый агрегат, большую часть внутреннего объема которого занимает удлинительная труба форсажной камеры двигателя. Здесь также находятся вкладной топливный бак, ниша контейнера тормозного парашюта, четыре тормозных щитка, узлы навески киля и стабилизатора, бустеры управления стабилизатором.

Крыло имеет угол стреловидности 60° по линии ¼ хорд, угол установки +1° и поперечное V -3°. В конструкции крыла, помимо листовой работающей обшивки, широко использованы панели. Отсек шасси расположен между лонжероном и подкосной балкой, здесь же находятся узлы крепления основных стоек шасси и агрегаты их уборки. На каждой консоли установлены элерон с весовой и аэродинамической компенсацией, выдвижной щелевой закрылок, две аэродинамические перегородки; в центральной части находится герметичный топливный бак. Хвостовое оперение включает киль с рулем направления и цельноповоротный стабилизатор.

Силовая установка первоначально состояла из одного ТРДФ АЛ-7Ф-1, позднее устанавливались АЛ-7Ф1-100, АЛ-7Ф1-150 или АЛ-7Ф1-200 с повышенным ресурсом. На модификациях Су-7БКЛ и Су-7У было предусмотрено применение пороховых стартовых ускорителей СПРД-10 (2 х 3000 кгс).

Топливная система самолета состоит из фюзеляжных и крыльевых топливных баков, общей емкостью 3375 л. Полная емкость топливной системы — 4655 л, с учетом топлива в двух ПТБ. Топливо – керосин марки Т-1 или РТ.

Герметическая кабина летчика – вентиляционного типа. В кабине установлено катапультное кресло разработки ОКБ — КС-3, КС-4 или КС-4У-22. В закабинном отсеке размещается электронное оборудование, агрегаты электросистемы и системы кондиционирования.

Шасси – трехопорное с носовым колесом, допускающее эксплуатацию с грунтовых аэродромов. Амортизация масляно-пневматическая, подвеска колес рычажная, основные стойки шасси имеют механизм подтяга. На всех опорах установлены колеса высокого давления. Модификация Су-7БКЛ имеет оригинальное, единственное в своем роде колесно-лыжное шасси, позволяющее эксплуатировать самолет как с бетонных ВПП, так и с грунтовых, имеющих предел прочности до 6 кгс/см².

Гидравлическая система с рабочим давлением 210 кг/см² состоит из трех независимых систем: силовой и двух бустерных (основной и дублирующей), каждая из которых имеет отдельный источник питания. Силовая система используется для уборки шасси, закрылков, тормозных щитков, конуса воздухозаборника, открытия и закрытия противопомпажных створок, а также для автоматического торможения колес при их уборке, а бустерные системы – только для работы бустеров.

Пневматическая система состоит из шести систем, две их которых обслуживают шасси и предназначены для нормального и аварийного торможения колес главных опор шасси, аварийного выпуска шасси и закрылков.

Пилотажно-навигационное оборудование Су-7Б позволяет совершать полеты днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Самолет оснащен радиолокационным дальномером СРД-5М, установленным в носовом конусе и сопряженном с оптическим прицелом АСП-5НМ (НД) и прицелом ПБК-2 для бомбометания с кабрирования.

На крыле и фюзеляже размещено четыре точки внешней подвески с универсальными балочными держателями БДЗ-57 (две точки – под крылом, две – под фюзеляжем). На фюзеляжных узлах помимо боевой нагрузки можно устанавливать подвесные топливные баки.

Вооружение самолета Су-7Б включает встроенное пушечное вооружение из двух 30-миллиметровых пушек НР-30 Нудельмана-Рихтера с боекомплектом по 65-80 патронов на ствол, бомбардировочное и реактивное вооружение. Максимальная бомбовая загрузка составляет 2000 кг, что допускает использование различных бомб калибром до 500 кг. Реактивное вооружение включает следующие варианты: 64 НУРС С-5 – по 16 в четырех пусковых блоках, 29 НУРС С-3 – по 7 в четырех пусковых блоках или 4 НУРС С-24.

Назначение и боевое применение

Основным назначением Су-7Б была поддержка войск в заданном районе (полосе боевых действий) в условиях сильного противодействия со стороны противника, а также обеспечение десантирования и поддержка воздушных десантов, борьба с воздушными и морскими десантами противника, уничтожение авиации противника на аэродромах и в воздухе, а также ведение разведки. Самолет обладал высокой маневренностью в воздушном бою и хорошей управляемостью на малых высотах, представлял собой устойчивую платформу для высокоточного применения оружия на малых высотах. Отличительной особенностью Су-7Б являлась способность совершать полет у земли со сверхзвуковой скоростью (до 1350 км/ч). Уход от цели на малой высоте на “сверхзвуке” делал самолет практически неуязвимым для средств ПВО того времени.

Все эти качества Су-7Б были неоднократно подтверждены в боях на Ближнем Востоке и во время индо-пакистанской войны в 1971 г. Практически эти самолеты (модификация БМК) “сделали” эту войну, составляя основу ударной мощи индийских ВВС. “Сухие” успешно проявили себя и в воздушных боях с пакистанскими истребителями, даже против численно превосходящего противника. Самолеты продемонстрировали исключительную живучесть даже после поражения их ракетами “Сайдуиндер”: ни один Су-7БМК не был потерян в боях с авиацией противника.

В различных модификациях самолеты поставлялись в Чехословакию (Су-7БМ и Су-7БКЛ), Польшу (Су-7БМ и Су-7БКЛ), Египет (Су-7БМК), Сирию (Су-7БМК), Ирак (Су-7БМК), Индию (Су-7БМК), Афганистан (Су-7БМК), Алжир (Су-7БМК), КНДР (Су-7БМК). В ряде стран Су-7Б все еще сохранились.

ОСНОВНЫЕ ЛЕТНО-ТАКТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Су-7Б

Длина (без ПВД), м16,60
Высота, м4,15
Размах крыла, м9,30
Площадь крыла, м²34
Силовая установка1 х АЛ-7Ф-1
Тяга, кгс:
на форсированном режиме, кгс
на максимальном режиме, кгс
9600
6800
Масса пустого, кг8370
Масса взлетная нормальная, кг11983
Масса взлетная максимальная, кг13043
Масса боевой нагрузки, кг:
нормальная
максимальная
1000
2000
Максимально допустимая эксплуатационная перегрузка7
Максимальная скорость полета, км/ч:
у земли
на высоте
1135-1350
2120
Практическая дальность полета с ПТБ на высоте, км1850
Практический потолок, м19500
Длина разбега, м1350-1450
Длина пробега (с тормозным парашютом), м900-1000
22nd Февраль 2003 5:11. Категория 37, Знаменитые самолеты Просмотров: 1232   

aviapanorama.su

Су-7Б — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья — о реактивном истребителе-бомбардировщике. О поршневом истребителе-перехватчике см. Су-7 (1944).

Су-7 (изделие «С-2», по кодификации НАТО: Fitter-A) — советский истребитель, разработанный в 1950-х годах ОКБ им. Сухого.

Су-7Б (изделие «С-22», по кодификации НАТО: Fitter) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в конце 50-х ОКБ им. Сухого

Всего было произведено 1 848 Су-7 всех модификаций, из которых 691 самолёт был поставлен на экспорт в 9 стран мира.

История создания и производства[ | ]

14 мая 1953 года по приказу МОП № 223 Главным конструктором ОКБ-1 был назначен Павел Осипович Сухой. Так состоялось второе рождение ОКБ П. О. Сухого. Согласно Постановления Правительства от 5 августа 1953 года, в ОКБ развернулись работы по проектированию сверхзвуковых истребителей в двух вариантах компоновки — со стреловидным и с треугольным крылом (условные шифры «С» и «Т» соответственно). В 1953—1954 годах был разработан опытный истребитель, который впервые в практике советского сверхзвукового самолётостроения был оборудован регулируемым воздухозаборником и цельноповоротным горизонтальным оперением (управляемым стабилизатором). В одном из испытательных полётов этот самолёт достиг скорости 2170 км/ч. Обнадеживающие результаты лётных испытаний позволили приступить к строительству опытного образца самолёта Су-7, испытания которого начались в 1955 году. В 1956 году самолёт был продемонстрирован на аэродроме в Тушино. Серийное производство истребителя продолжалось с 1957 по 1960 год, всего выпущено 133 машины. Первый вылет в строевом полку на Су-7 состоялся 11 июня 1959 года, а выполнил его капитан А. И. Романов (аэродром Воздвиженка, Приморский край, 523-й иап). Истребители Су-7 эксплуатировались в частях ВВС и ПВО СССР на Дальнем Востоке до 1966 г. (аэродромы Воздвиженка и Спасск-Дальний (Хвалынка) Приморского края).

17 мая 1957 года директивой начальника Генерального штаба ВС СССР было начато создание нового рода авиации — ИБА. Руководство ВВС

encyclopaedia.bid

Су-7 — Википедия

Эта статья — о реактивном истребителе-бомбардировщике. О поршневом истребителе-перехватчике см. Су-7 (1944).

Су-7 (изделие «С2», по кодификации НАТО: Fitter) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в 1950-х годах ОКБ им. Сухого.

Всего было произведено 1847 Су-7 всех модификаций, из которых 691 самолёт был поставлен на экспорт в 9 стран мира.

История создания и производства[править]

Работы над самолётом начались в 1953 году. В 1953—1954 годах был разработан опытный истре­битель, который впервые в практике совет­ского сверхзвукового самолётостроения был оборудован регулируемым воздухозаборником и цельноповоротным горизонтальным опере­нием (управляемым стабилизатором). В одном из испытательных полётов этот самолёт достиг скорости 2170 км/ч. Обнадеживающие резуль­таты летных испытаний позволили присту­пить к строительству опытного образца самоле­та Су-7, испытания которого начались в 1955 году. В 1956 году самолёт был продемонстрирован на аэродроме в Тушино. В 1958 году Су-7 запущен в серийное производство. Су-7 был принят на вооружение 10 стран, включая СССР и государства Варшавского дого­вора.

В процессе эксплуатации самолёт неодно­кратно подвергался модернизации. Изменения касались конструкции планера, двигательной установки, вооружения и бортового оборудова­ния. В 1966 году на базе Су-7БМ в был создан самолёт с крылом изменяемой стреловидности Су-17. В 1967 году этот самолёт был показан на воздушном параде в Домодедово.

Су-7 был самым аварийным самолётом ВВС СССР начала 1960-х годов. За первые пять лет эксплуатации (1959—1963) было потеряно 28 машин, причём подавляющее большинство (82 %) лётных происшествий произошло из-за конструктивно-производственных недостатков. В 1964 году налёт на одно лётное происшествие у Су-7 составлял 1770 часов по сравнению с 3225 часами у МиГ-21.[1] По данным ОКБ Сухого, с 1956 по 1979 год в ВВС СССР произошло 224 лётных происшествия с самолётами Су-7, включая 114 катастроф[2].

Конструктивные особенности[править]

Су-7БКЛ: хорошо видно колёсно-лыжное шасси и блок 57-мм НАР УБ-16

Су-7 построен по классической схеме, имел стреловидное среднерасположенное крыло с углом стреловидности 60°, обеспечивающим очень высокую скорость. В качестве основных удельных параметров самолёта главный конструктор выбрал тяговооружённость, близкую к единице, и нагрузку на крыло около 300 кг/м². Для того времени это было очень необычно и многими воспринималось скептически.

Впервые в истории советского авиастроения был применён цельноповоротный стабилизатор с необратимым бустерным управлением. Если на первых реактивных самолётах бустер помогал лётчику управлять машиной, то при больших сверхзвуковых скоростях этого было мало: усилия на ручке управления становились огромными. Принципиально новым решением П.О. Сухого было сделать бустер двухкамерным, с двумя золотниками и питанием каждого от своей гидросистемы, что исключало отказ управления в целом. Впоследствии этот способ широко применялся на всех зарубежных и отечественных самолётах.

Больших усилий потребовала разработка конструкции шасси. При уборке его в фюзеляж уменьшалось пространство для размещения емкостей топлива, усложнялась силовая установка, что в общем утяжеляло конструкцию. После многодневных исканий было найдено простое и рациональное решение: крепить колеса главного шасси на рычажной подвеске и убирать в крыло механическим подтягом. Зазоры между стойками шасси при уборке их в крыло уменьшили. Такая схема, не имеющая аналогов в отечественном и зарубежном самолётостроении, оказалась весьма удачной. При разработке фонаря кабины был выбран вариант сдвижной назад кабины, что позволяло защитить лётчика от набегающего воздушного потока при катапультировании. Было спроектировано и катапультируемое кресло КС-1 новой конструкции.

Су-7У в Пражском музее авиации
  • Су-7 (изделие «С2») — фронтовой истребитель (серийно строился в 1958—1960 гг.).
  • Су-7Б (изделие «С22») — серийный истребитель-бомбардировщик (1960—1961 гг.).
  • СУ-7БКЛ (изделие «С22КЛ») — колёсно-лыжная модификация самолёта, для улучшения условия базирования на грунтовых ВПП (1965-71).
  • СУ-7БМ (изделие «С22М») — модификация Су-7Б с новым бортовым оборудованием и двигателем АЛ-7Ф-1 с повышенным ресурсом (1962-64).
  • СУ-7БМК (изделие «С22МК»)  — экспортный вариант СУ-7БМ, с некоторыми улучшениями конструкции, реализованными на Су-7БКЛ; последние серии самолёта были оборудованы дополнительной парой подвесок (1966-71).
  • СУ-7У (изделие «У22») — учебно-тренировочная модификация самолёта на базе СУ-7Б (1965-71).
  • СУ-7УМК (изделие «У22МК») — экспортный вариант Су-7У (1965-71).

Тактико-технические характеристики[править]

Приведённые характеристики соответствуют модификации Су-7Б.

Три проекции Су-7

Источник данных: [3]

Технические характеристики


Лётные характеристики

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 2 х НР-30 (по 70 патронов на пушку)
  • Точки подвески: 6
  • Боевая нагрузка: 2000 кг
  • Неуправляемые ракеты: С-3К или С-5 или С-24
  • Бомбы: 2 х 500 кг или 4 х 250 кг или 1 х ядерная РДС-4
  • Подвесные пушечные контейнеры: УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боезапасом 250 снарядов </ul>

Сравнение с аналогами[править]

Су-7 McDonnell Douglas F-4 Phantom II Republic F-105 Thunderchief Hawker Hunter Dassault Super Mystère Dassault Étendard HAL HF-24 Marut
Внешний вид
Год принятия на вооружение 1960 1961 1958 1956 1958 1962 1967
Годы производства 1957 — 1972 1958 — 1979 1957 — 1964 1953 — ? 1957 — 1960 1960 — 1965 1961 — 1985
Выпущено, единиц 1874 5195 833 ~2000 180 90 147
Масса пустого, кг 8370 12701 12181 6405 6932 5900 6195
Масса боевой нагрузки, кг 1200 7275 6400 3400 1360 1800
Встроенная пушка 2 × 30-мм НР-30 1 х 20-мм M61 Vulcan 1 × 20-мм M61 Vulcan 4 × 30-мм ADEN 2 × 30-мм DEFA 552 2 × 30-мм DEFA 552 4 × 30-мм ADEN
Макс. взлётная масса, кг 13 043 20 230 23 970 11 160 11 660 10 200 10 910
Силовая установка 1 × АЛ-7Ф-1 2 х General Electric J79-GE-8 1 × Pratt & Whitney J75-P-19W 1 × Rolls-Royce Avon 207 1 × SNECMA Atar 101G 1 × SNECMA Atar 8B 2 × Bristol Siddeley Orpheus Mk 703
Тяга двигателя (форсаж), кН 1 × 94,1 2 × 79,4 1 × 117,9 1 × 45,1 1 × 43,1 1 × 43,2 2 × 21,6
Макс. скорость, км/ч 2120 2585 2208 1150 1250 1100 1128
Практический потолок, м 15 000 18 898 12 558 15 240 17 000 15 500 13 750
Практ. дальность (без ПТБ), км 1130 1650 1175 1100
Страны, эксплуатирующие Су-7 (синим цветом) и уже снявшие Су-7 с вооружения (красным) Хвостовая часть сирийского Су-7БМК, сбитого ПВО Израиля в октябре 1973 года
  • СССР СССР — в 1960-1970-х годах Су-7 состоял на вооружении 25 авиаполков. Снят с вооружения в 1986 году и заменён на Су-17 и МиГ-27.
  • Алжир Алжир — в 1971-1972 годах, Алжир получил 22 истребителя-бомбардировщика Су-7БМК, включая спарки Су-7УМК.[4]
  • Афганистан Афганистан — в начале 1970-х годов Афганистан получил 24 истребителя-бомбардировщика Су-7БМК, поступивших на вооружение 355-го апиб. Ввиду постоянных боевых действий, высокой аварийности в условиях высокогорья и плохого техобслуживания авиаполк постоянно доукомплектовывался подержанными Су-7БКЛ, поступавшими из СССР. Всего Афганистан получил 79 Су-7, последние из которых окончательно вышли из строя к 1992 году.[5]
  • Египет Египет — первая партия из 14 Су-7БМК, поступила на вооружение 55-й эскадрильи 1-й авиабригады ВВС Египта. Большая часть этих самолётов была уничтожена в ходе «шестидневной войны», и для восполнения боевого состава из СССР стали вновь поступать Су-7. Помимо 55-й эскадрильи, ими были вооружены 202-я и 204-я истребительно-бомбардировочные авиабригады. Впоследствии во время боевых действий Су-7 ВВС Египта несли тяжелые потери, которые восполнялись поставками из СССР. Всего за период 1967—1972 годов Египет получил 185 Су-7БМК и Су-7УМК. После разрыва отношений между СССР и Египтом Су-7 находились на вооружении ВВС последнего до середины восьмидесятых.[6][7]
  • Индия — в Индию Су-7 поставлялся с 1968 года, где истребителями-бомбардировщиками Су-7БМК и «спарками» Су-7УМК было укомплектовано шесть эскадрилий: в марте 1968 26-я, в июле 101-я, в августе 221-я, затем 32-я и 108-я. Последней Су-7, в сентябре 1968 года, получила 222-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья. Всего в нескольких партиях с учетом восполнения потерянных самолётов ВВС Индии получили 154 Су-7. Последние истребители были списаны в 1986 году.[8][9]
  • Ирак Ирак — в 1968 году ВВС Ирака получили первые 18 Су-7БКЛ. Всего в Ирак из СССР было отправлено 83 истребителя типа Су-7.[4][10]
  • КНДР КНДР — в конце 1960-х годов ВВС КНДР получили 25 Су-7БМК и Су-7УМК, что позволило укомплектовать истребительно-бомбардировочный авиаполк двухэскадрильного состава. После перевооружения на штурмовики Су-25 в 1987—1989 годах старые Су-7 не были списаны. Самолёты поддерживались в боеготовом состоянии и содержались на открытых стоянках на краю аэродрома, очевидно, в целях дезинформации. По данным с космических снимков, на этот момент в строю оставалось 18 Су-7.[11]
  • Польша Польша — в июле 1964 года 5-й полк истребителей-штурмовиков, входивший в 16-ю дивизию истребительно штурмовой авиации, получил шесть Су-7БМ. Следующая партия, прибывшая в июне 1966 года, состояла из двенадцати Су-7БКЛ. С мая 1967 года полк стал именоваться 3-им Поморским полком ИБА. Всего, до окончания поставок в 1972 году, полк получил 30 Су-БКЛ. В сентябре 1969 года полк получил три спарки Су-7У, кроме того ВВС Польши получили дополнительно пять Су-7У для подготовки пилотов Су-20, не имевшего двухместного варианта. Один Су-7БКЛ полякам пришлось отдать Чехословакии взамен сбитого на учениях польским МиГ-21ПФМ чехословацкого Су-7БКЛ. А ещё один Су-7БКЛ был передан в качестве компенсации самой Польше, но уже от СССР, взамен разбитого советским лётчиком самолёта ВВС Польши. В 1988 году началось списание истребителей этого типа с вооружения, а 25 июня 1990 года польские Су-7 в последний раз поднялись в воздух. За 26 лет эксплуатации в ВВС Польши было потеряно в общей сложности 10 машин этого типа.[12]
  • Сирия Сирия — вскоре после «шестидневной войны» ВВС Сирии получили 25 Су-7БМК и Су-7УМК, из которых была сформирована истребительно-бомбардировочная авиабригада. В войне 1973 года сирийская авиация понесла ощутимые потери: в частности, было потеряно 13 Су-7БМК. После 1973 года ВВС Сирии получили ещё 35 самолётов этого типа, однако ввиду того, что выпуск экспортных машин был уже завершён, это были подержанные советские Су-7БКЛ и Су-7У. В середине восьмидесятых Су-7 были переведены в резерв, а к началу девяностых сняты с вооружения.[13]
  • Чехословакия Чехословакия — чехословацкие ВВС стали первым зарубежным эксплуатантом Су-7. В 1963 году ЧССР оплатила заказ первой дюжины Су-7 для своих ВВС, это стало началом для амбициозных планов по оснащению двух истребительно-бомбардировочных полков новыми самолётами. Первой частью, получившей Су-7БМ, стал 28-й авиаполк, входящий в состав 34-й авиадивизии, размещённой на аэродроме Часлав. Всего, начиная с середины 1964 года, полк получил 41 Су-7БМ. В июле следующего года первые машины получил 20-й истребительно-бомбардировочный авиаполк в Намеште-над-Ославой. В 1966 году начали в чехословацкие ВВС поступать Су-7БКЛ, в конце этого же года прибыли первые двухместные Су-7У, а в следующем году поставки были завершены. Всего было поставлено 64 Су-7БМ, 31 Су-7БКЛ и 7 Су-7У. Ещё один Су-7БКЛ чехи получили из Польши, взамен сбитого на учениях польским МиГ-21ПФМ, чехословацкого Су-7БКЛ. Другой Су-7БКЛ был передан в качестве компенсации Советским Союзом. В 1990 году 20-й ибап сдал свои последние Су-7БКЛ. За время эксплуатации Су-7 в ВВС Чехословакии было потеряно 30 истребителей.[14][15]

Боевое применение[править]

  • Шестидневная война — в воздушных боях израильскими истребителями были сбиты 9 египетских Су-7[16]. Египетские Су-7 сбили один «Мираж-III» и предположительно SMB.2. Также посадили два израильских вертолёта S-58.[17][18] Истребитель-бомбардировщик Су-7БМК в авиационном музее ВВС Индии
  • Война на истощение
  • Третья индо-пакистанская война — индийские Су-7 совершили около 1500 боевых вылетов. Первые из них были на выведение из строя пакистанских аэродромов. В частности, 32 эскдрилья заявляла о поражении 2 B-57, 2 «Сейбров» и 1 «Мираж-3» на авиабазе Шоркот на Западном фронте. Пакистанцы отвергли потери самолётов, индийцы же предоставили снимки ФКП Су-7, на одном из которых виден взрыв «Сейбра», всего 4 самолёта отмечаются подтверждённо уничтоженными.[19] На Восточном фронте в результате налета «сухих» 221-й эскадрильи были уничтожены 3 «Сейбра» (пакистанскими данными это не подтверждается). Всего на этом фронте был потерян 1 Су-7. В следующих атаках были нанесены серьезные потери наступавшей пакистанской бронетехнике. В одной из них было поражено 69 танков, 57 бронемашин и 25 орудий. 14 декабря в результате налета Су-7 было полностью парализовано железнодорожное сообщение от Касура до Пукхпаттана, индийцы стали использовать на самолётах тяжёлые НУРС С-24. На следующий день в от удара ракетами С-24 была поражена ГЭС в Сулейманки. 16 декабря индийские Су-7 в секторе Шакаргарх уничтожили 17 пакистанских танков, потеряв один самолёт. На следующий день индийские штурмовики полностью уничтожили эшелон с танками на станции Вазирабад, лишив пакистанцев подкреплений.
Польский Су-7БКЛ

Приходилось индийским Су-7 встречаться и с пакистанскими истребителями, для боя с которыми они практически не предназначены. В этих стычках несколько «сухих» получили попаданий ракет AIM-9, ни одно из которых не было фатальным: самолёт получал повреждения и возвращался на базу, по другим данным, три самолёта были сбиты ракетами AIM-9. Согласно данным российского исследователя Владимира Ильина, Су-7 не имели потерь в воздушных боях, однако индийский военный историк Jagan Mohan, опираясь на ряд индийских публикаций, определяет число потерь Су-7 в воздушных боях в 4 сбитых точно (два «Сейбрами» и два F-6) и один, предположительно, «Миражом». 8 декабря разбился пакистанский F-6, пролетев через обломки падающего Су-7. 12 декабря, Су-7, во время разведывательного вылета на фотографирование аэродрома, перехватил пару пакистанских F-6 и огнём пушки сбил один из них. На следующий день, по неподтверждённой информации, Су-7 сбили два пакистанских «Сейбра». Отмечались случаи использования «сухих» против водных целей, в ходе которых несколько катеров и барж было потоплено.[20]. Общие потери Су-7 в войне составили по одним данным 14 машин, по по более современным данным — 19(с учетом списанных), что составило четверть всех потерь ВВС Индии в этом конфликте. Хвост одного из Су-7, выдержавшего прямое попадание ракеты AIM-9 выставлен в авиационном музее индийских ВВС.[21][22].[23][24][25][26]

Су-7БКЛ в музее Джихада, г. Герат, Афганистан
  • Октябрьская война — Су-7 применялись Египтом, Сирией, Ираком, Алжиром. 6 октября группа египетских Су-7 нанесла удар по израильским аэродромам, на которых было поражено 18 израильских самолётов. В ходе налета 2 Су-7 было сбито.[27] За время войны было потеряно 15 иракских и 21 алжирский Су-7(включая 16 от действий противника), потери египетских и сирийских самолётов неизвестны. Как минимум 18 арабских Су-7 были сбиты израильскими истребителями в воздушных боях.[28][29][30][31]
  • Египетско-ливийская война — по некоторым данным один египетский Су-7 был сбит истребителем «Мираж-5» ВВС Ливии, по другим он был сбит из ПЗРК Стрела-2.[32].
  • Гражданская война в Афганистане — в 1979 году афганские Су-7 нанесли удар по территории СССР, что привело к гибели мирных жителей. Шесть афганских Су-7 взорваны моджахедами на аэродроме Шинданд в 1985 году[33]. В 1983 году один афганский Су-7 был угнан лётчиком в Пакистан.[34]
  • Ирано-иракская война — известен случай сбития иракского Су-7 иранским истребителем F-5[35].

Авиапамятники и экспонаты музея[править]

Таблица памятников истребителей Су-7 и истребителей-бомбардировщиков Су-7Б/БМ/БКЛ/У/БМК находится на сайте Ейского Высшего Военного Авиационного Училища Лётчиков (ЕВВАУЛ): Памятники ИБА: Су-7

п/п Тип Бортовой номер Страна Местонахождение На карте Изображение
1 Су-7 Россия c. Воздвиженка (аэродром), Приморский край. Памятная доска: Вечная слава авиаторам — Оршанцам, отдавшим жизнь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и при исполнении воинского долга. На обоих бортах нанесены изображения наград 523-го Оршанского иап: — орден Красного знамени; — орден Александра Невского; — орден Кутузова; — орден Суворова карта фото
2 Су-7Б 77 Россия г. Таганрог, Ростовская область. КПП аэродрома Таганрог-Центральный (ранее принадлежал ЕВВАУЛ). Памятные тексты: Слава советской авиации ! … Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума. Самолёт — величайшее творение разума и рук человеческих картафото
3 Су-7Б 69 Россия г. Курган, Музей авиациифото
4 Су-7БМ 06 Украина г. Красноград, Харьковская область, ул. Полтавская, около д. 90. Памятная доска: Бессмертному подвигу, стойкости, мужеству крылатых защитников Отчизны 292-й Красноградской штурмовой авиационной дивизии и 268-у Краснознамённому истребительному авиационному полку карта
5 Су-7БКЛ 01 Украина г. Черкассы (Черкаси), Парк 30-летия Победы. Памятная доска: Подвигу 8-й Черкасской гвардейской бомбардировочной дивизии, освобождавшей г. Черкассы, посвящается. 14 декабря 1943 г. карта
6 Су-7У 116 Польша г. Краков (Kraków), Музей польской авиации (Muzeum Lotnictwa Polskiego). карта
7 Су-7БМК Египет г. Бени-Суэйф карта
  1. ↑ Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7
  2. ↑ В. Марковский, И. Приходченко. Первый сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7. — М.: Яуза; ЭКСМО, 2012. — С. 121.
  3. ↑ Су-7Б
  4. 4,04,1 Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 6. — С.19.
  5. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 7. — С.29-36.
  6. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 8. — С.27-33.
  7. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 9. — С.22-33.
  8. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 12. — С.25-30.
  9. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 1. — С.25-33.
  10. ↑ Iraqi Air Force Since 1948, Part 1
  11. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 11. — С.22-27.
  12. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 3. — С.24-33.
  13. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2007. — № 10. — С.29-34.
  14. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 5. — С.14-21.
  15. Виктор Марковский, Игорь Приходченко. Истребитель-бомбардировщик Су-7 // Авиация и Космонавтика. — 2008. — № 6. — С.35-41.
  16. ↑ Israeli Air-to-Air Victories in 1967
  17. ↑ Israel Air Force Aircraft Inventories
  18. ↑ Egyptian Air-to-Air Victories since 1948
  19. ↑ Shorkot raid attack. Air marshal vk «Jimmy» Bhatia
  20. ↑ Indian Air-to-Air Victories since 1948
  21. ↑ Indian Air Force Losses in the 1971 War.
  22. ↑ A WHALE OF A FIGHTER: THE SU-7 IN IAF SERVICE
  23. ↑ Sukhoi-7 BMK (Fitter) Type S-22
  24. ↑ Су-7Б Истребитель- бомбардировщик
  25. ↑ Indian Air-to-Air Victories since 1948
  26. ↑ Истребитель-бомбардировщик Су-7. Игорь ПРИХОДЧЕНКО. стр.142,143
  27. ↑ Авиация и космонавтика, Сентябрь, 2007
  28. ↑ Потери авиационной техники Ирака
  29. ↑ 12 ЛЕТ НА СУ-7
  30. ↑ Истребитель-бомбардировщик Су-7. Игорь ПРИХОДЧЕНКО. стр.92
  31. ↑ Israeli Air-to-Air Victories in 1973
  32. ↑ Libya-Egypt Conflict 1971-1979
  33. ↑ Истребительно-бомбардировочная авиация
  34. ↑ Беглецы (ВВС ДРА) — Авиация в локальных конфликтах — www.skywar.ru
  35. ↑ Chronological Listing of Iraqi Losses & Ejections

www.wiki-wiki.ru

Су-7 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья — о реактивном истребителе-бомбардировщике. О поршневом истребителе-перехватчике см. Су-7 (1944).

Су-7 (изделие «С-2», по кодификации НАТО: Fitter-A) — советский истребитель, разработанный в 1950-х годах ОКБ им. Сухого.

Су-7Б (изделие «С-22», по кодификации НАТО: Fitter) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в конце 50-х ОКБ им. Сухого

Всего было произведено 1 848 Су-7 всех модификаций, из которых 691 самолёт был поставлен на экспорт в 9 стран мира.

История создания и производства[ | ]

14 мая 1953 года по приказу МОП № 223 Главным конструктором ОКБ-1 был назначен Павел Осипович Сухой. Так состоялось второе рождение ОКБ П. О. Сухого. Согласно Постановления Правительства от 5 августа 1953 года, в ОКБ развернулись работы по проектированию сверхзвуковых истребителей в двух вариантах компоновки — со стреловидным и с треугольным крылом (условные шифры «С» и «Т» соответственно). В 1953—1954 годах был разработан опытный истребитель, который впервые в практике советского сверхзвукового самолётостроения был оборудован регулируемым воздухозаборником и цельноповоротным горизонтальным оперением (управляемым стабилизатором). В одном из испытательных полётов этот самолёт достиг скорости 2170 км/ч. Обнадеживающие результаты лётных испытаний позволили приступить к строительству опытного образца самолёта Су-7, испытания которого начались в 1955 году. В 1956 году самолёт был продемонстрирован на аэродроме в Тушино. Серийное производство истребителя продолжалось с 1957 по 1960 год, всего выпущено 133 машины. Первый вылет в строевом полку на Су-7 состоялся 11 июня 1959 года, а выполнил его капитан А. И. Романов (аэродром Воздвиженка, Приморский край, 523-й иап). Истребители Су-7 эксплуатировались в частях ВВС и ПВО СССР на Дальнем Востоке до 1966 г. (аэродромы Воздвиженка и Спасск-Дальний (Хвалынка) Приморского края).

17 мая 1957 года директивой начальника Генерального штаба ВС СССР было начато создание нового рода авиации — ИБА. Руководство ВВС предложило ОКБ П.О. Сухого создать

encyclopaedia.bid

Сухой Су-7 Википедия

Эта статья — о реактивном истребителе-бомбардировщике. О поршневом истребителе-перехватчике см. Су-7 (1944).
Су-7

Су-7БМ в польском авиамузее, 2011 год.
Тип истребитель-бомбардировщик
Разработчик ОКБ Сухого
Производитель Авиазавод № 126 (Комсомольск-на-Амуре)
Первый полёт 7 сентября 1955 года
Начало эксплуатации 1960 год
Конец эксплуатации 1986 год (СССР)
Статус снят с вооружения
Эксплуатанты СССР СССР
см. на вооружении
Годы производства 1957 — 1972
Единиц произведено 1 848
Варианты Су-17
 Медиафайлы на Викискладе

Су-7 (изделие «С-2», по ификации НАТО: Fitter-A) — советский истребитель, разработанный в 1950-х годах ОКБ им. Сухого.

Су-7Б (изделие «С-22», по ификации НАТО: Fitter) — советский истребитель-бомбардировщик, разработанный в конце 50-х ОКБ им. Сухого

Всего было произведено 1 848 Су-7 всех модификаций, из которых 691 самолёт был поставлен на экспорт в 9 стран мира.

Содержание

  • 1 История создания и производства
  • 2 Конструкция
  • 3 Модификации
  • 4 Лётно-технические характеристики
  • 5 Сравнение с аналогами
  • 6 На вооружении
  • 7 Боевое применение
  • 8 Авиапамятники и экспонаты музеев
  • 9 В кино
  • 10 См. также
  • 11 Литература
  • 12 Ссылки
  • 13 Примечания

История создания и производства[ |

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *