76М — это… Что такое СУ-76М?
СУ-76 в Кремле Нижнего Новгорода | |
СУ-76 образца 1942 года | |
---|---|
Классификация | САУ непосредственной поддержки |
Боевая масса, т | 11,2 |
Компоновочная схема | объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Год(ы) производства | 1942—1945 |
Год(ы) эксплуатации | 1943 — 1950-е |
14 292 | |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5000 |
Ширина корпуса, мм | 2740 |
Высота, мм | 2200 |
Клиренс, мм | 300 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 25 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 35 / 30° |
Борт корпуса, мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 10 / 20° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 15 / 30° |
Днище, мм | 7 / 81—90° |
Крыша корпуса, мм | 7 |
Лоб рубки, мм/град. | 35 / 25° |
Борт рубки, мм/град. | 10 / 25° |
Корма рубки, мм/град. | 10 / 20° |
Крыша рубки, мм/град. | 7 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 76,2-мм ЗИС-3 |
Тип пушки | нарезная |
51,6 | |
Боекомплект пушки | 60 |
Углы ВН, град. | −3…+25 |
Углы ГН, град. | ±15 |
Подвижность | |
Тип двигателя | спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л.с. | 2 × 70 |
то же, кВт. | 2 × 52 |
Скорость по шоссе, км/ч | 44 |
Запас хода по шоссе, км | 250 |
Удельная мощность, л.с./т | 12,5 |
Тип подвески | индивидуальная, торсионная |
Ширина гусеницы, мм | 300 |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 |
Ширина преодолеваемого рва, м | 2,0 |
Преодолеваемый брод, м | 0,9 |
СУ-76 — советская лёгкая самоходно-артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной Войне.
История
Самоходно-артиллерийская установка СУ-76 в музее Дрездена
СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в г. Киров летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семён Александрович Гинзбург. Первые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причём они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 320 машин серийное производство СУ-76 было остановлено и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению — оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины той же по схеме, но усилить её элементы с целью увеличения моторесурса. Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года, ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался удручающим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранён от конструкторской работы и послан на фронт, где погиб. Возможно, в таком развитии событий сыграли значение напряжённые отношения между конструктором и народным комиссаром танковой промышленности И.М. Зальцманом.
Тем не менее, необходимость в лёгкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на пост народного комиссара танковой промышленности В.А. Малышев (гибель С. А. Гинзбурга была одной из причин отставки И. М. Зальцмана с этой должности) объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нём приняли участие коллективы завода №38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского Автомобильного Завода (ГАЗ) под руководством Н.А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки лёгких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от лёгкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод №40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии. Всего было выпущено 13932 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в 1945 году, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии.
На базе СУ-76 поздних выпусков в 1944 г. была построена первая полноценная советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Она выпускалась серийно и после снятия базовой модели с производства.
Конструкция и устройство
СУ-76 в музее Войска Польского, Варшава
СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины; двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.
СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗиС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9Р.
Бронирование дифференцированное противопульное, толщина лобовой брони 35 мм, наклон 60 градусов к нормали.
Для самообороны экипаж имел автоматы (пистолет-пулеметы) ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1.
Варианты
- СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
- СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения
- СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 140 л. с.
- СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.
Боевое применение
СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее, чем у базового танка Т-70; открытая рубка позволяла тесно взаимодействовать с экипажем в городских боях. Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование, пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху, закидывания в неё гранат и попаданий осколочно-фугасных снарядов, не пробивавших броню, но убивавших, контузивших или травмировавших экипаж ударной волной при своём разрыве. Сами за себя говорят грубоватые или даже полуматерные прозвища СУ-76М «Сучка» или «Голожопый Фердинанд». Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе и позволяла легко покинуть подбитую самоходку. Поэтому были и самоходчики, буквально влюбленные в СУ-76, они её ласково называли «Жу-жу», «Сухариком», «Суворочкой» или «Коломбиной» (женский персонаж итальянской комедии дель арте). СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность, высокую проходимость по лесисто-болотистой местности.
В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами легких и средних танков вермахта и равноценными САУ противника. Против тяжёлой «Пантеры» СУ-76 тоже имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Против «Тигра» и более тяжёлых машин СУ-76 была малоэффективна. Поучения для экипажа предписывали в таком случае стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Введение подкалиберного и кумулятивного снарядов несколько упростило борьбу с тяжелобронированными целями. Грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому позволяло опытным экипажам успешно отбивать танковые атаки противника.
СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок и дальность стрельбы достигала 17 км. На завершающем этапе войны СУ-76 также использовались в качестве эрзац-БТР, машины передовых артиллерийских наблюдателей или для эвакуации раненых.
В составе северокорейской армии СУ-76 применялись в Корейской войне (1950—1953).
Сохранившиеся СУ-76
Благодаря большому числу выпущенных самоходок, СУ-76 присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в различных городах СНГ и воинских частях Российской Армии .
СУ-76 в компьютерных играх
СУ-76 можно увидеть в отечественной игре «Sudden Strike 3: Arms for Victory».
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей ее применения в бою в других компьютерных играх часто далеко от реальности.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
СУ-76М Википедия
СУ-76 | |
---|---|
СУ-76 в Кремле Нижнего Новгорода | |
Классификация | САУ непосредственной поддержки |
Боевая масса, т | 11,2 |
Компоновочная схема | объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади |
Экипаж, чел. | 4 |
Годы разработки | 1942 |
Годы производства | 1942—1945 |
Годы эксплуатации | 1942—1953 |
Количество выпущенных, шт. | 14292 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 5000 |
Ширина, мм | 2740 |
Высота, мм | 2200 |
Клиренс, мм | 300 |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 25 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 35 / 30° |
Борт корпуса, мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 10 / 20° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 15 / 30° |
Днище, мм | 7 / 81—90° |
Крыша корпуса, мм | 7 |
Лоб рубки, мм/град. | 35 / 25° |
Борт рубки, мм/град. | 10 / 25° |
Корма рубки, мм/град. | 10 / 20° |
Крыша рубки, мм/град. | 7 |
Калибр и марка пушки | 76,2-мм ЗИС-3 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 41,6 |
Боекомплект пушки | 60 |
Углы ВН, град. | −3…+25 |
Углы ГН, град. | ±15 |
Тип двигателя | спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 2 × 70 |
Скорость по шоссе, км/ч | 44 |
Запас хода по шоссе, км | 250 |
Удельная мощность, л. с./т | 12,5 |
Тип подвески | индивидуальная, торсионная |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 |
Преодолеваемый ров, м | 2,0 |
Преодолеваемый брод, м | 0,9 |
Медиафайлы на Викискладе |
СУ-76 или Самоходная установка — 76-го калибра — советская самоходная артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной войне.
Самоходка выполнена на базе лёгких танков Т-60, Т-70 и предназначалась для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование. Основное вооружение позволяло бороться с лёгкими и средними танками противника. Самый лёгкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в Союзе ССР в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией.
История
Cамоходно-артиллерийская установка поддержки СУ-76 в музее Дрездена.СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в городе Киров летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семён Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по её созданию. Первые боевые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причём они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 608 машин серийное производство СУ-76 было приостановлено и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению — оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины по той же схеме, но усилить её элементы с целью увеличения моторесурса. Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года, ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался удручающим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранён от конструкторской работы и направлен на фронт в составе 32-й танковой бригады, в которой он занял должность зампотеха. Боевая карьера Семена Александровича оказалась недолгой: он погиб 3 августа 1943 года в районе деревни Малая Томаровка Курской области. Для Зальцмана эта история также не прошла бесследно — 28 июня его сняли с должности наркома танковой промышленности.
7 июня 1943 года вышло постановление ГКО №3530 «О самоходных установках СУ-76»:
«Самоходные установки СУ-76, предложенные Наркомтанкопромом (т. Зальцман) и начальником ГАУ КА (т. Яковлевым) и принятые на производство Постановлением ГКО от 2.12.1942 г., имели в эксплуатации массовые поломки коробок перемены передач и другие дефекты.
Указанные недостатки имели место в результате безответственного отношения Наркома Танковой промышленности т. Зальцман, начальника ГАУ т. Яковлева, директора завода №38 НКТП т. Яковлева и конструктора т. Гинзбурга к разработке конструкции самоходной установки и ее испытаниям.
Мероприятия по устранению поломок коробки перемены передач и других дефектов в установке, предложенные Наркомтанкопромом (т. Зальцман) и Начальником ГАУ КА. (т. Яковлевым) и выполненные заводом №38 НКТП по Постановлению ГОКО №3184с от 14.4.43 г., не устранили имевшиеся дефекты и надежной эксплуатации этой самоходной артиллерийской установки не обеспечили.
Государственный Комитет Обороны постановляет:
Немедленно прекратить на заводе №38 НКТП дальнейший выпуск самоходных артиллерийских установок СУ-76 существующей конструкции.
<…>
За безответственное представление в ГКО предложения по серийному выпуску и конструктивным доработкам самоходной артиллерийской установки СУ-76 – Народному Комиссару Танковой Промышленности т. Зальцман объявить выговор.
Предупредить т. Зальцман, что в дальнейшем за подобные упущения по качеству изготовления бронетанкового вооружения он будет строго наказан.
Конструктора самоходной артиллерийской установки СУ-76 т. Гинзбурга отстранить от работы в Наркомтанкопроме, запретить допущение его в дальнейшем к конструкторским работам и направить в распоряжение НКО для использования в войсках Действующей Армии.
Начальнику ГАУ КА т. Яковлеву в своей дальнейшей работе повысить ответственность и контроль за всеми опытными работами по бронетанковому вооружению, обратив особое внимание на правильный подбор состава комиссии по испытаниям.
Обязать Наркомтанкопром (т. Зальцман) и Начальника ГАУ КА. (т. Яковлева) установить и наказать виновных работников НКТП и ГАУ КА, безответственно отнесшихся к испытаниям самоходной артиллерийской установки СУ-76».
Тем не менее, необходимость в лёгкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на должность Народного комиссара танковой промышленности В. А. Малышев объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нём приняли участие коллективы завода № 38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) под руководством Н. А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки лёгких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от лёгкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод № 40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии ВС Союза ССР. Всего было выпущено 13684 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в октябре 1945 года, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии.
На базе СУ-76 поздних выпусков в 1945 г. была построена первая полноценная советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Она выпускалась серийно и после снятия базовой модели с производства.
Производство СУ-76
1942 год
- № 38 — 25 (СУ-12)
- Декабрь — 25
1943 год
- № 38 — 583 (СУ-12), 514 (СУ-15М)
- Январь — 40 (СУ-12)
- Февраль — 150
- Март — 150
- Апрель — 100
- Май — 110
- Июнь — 33
- Июль (СУ-15М) — 25
- Август — 47
- Сентябрь — 78
- Октябрь — 102
- Ноябрь — 126
- Декабрь — 136
- № 40 — 210 (СУ-15М)
- Сентябрь -15
- Октябрь — 50
- Ноябрь — 75
- Декабрь — 70
- ГАЗ — 601 (СУ-15М)
- Октябрь — 16
- Ноябрь — 225
- Декабрь — 360
- Всего — 1908
1944 год
- № 38 — 1103
- Январь — 141
- Февраль — 141
- Март — 153
- Апрель — 176
- Май — 176
- Июнь — 175
- Июль — 141
- № 40 — 1344
- Январь — 75
- Февраль — 85
- Март — 100
- Апрель — 87
- Май — 87
- Июнь — 90
- Июль — 100
- Август — 130
- Сентябрь — 140
- Октябрь — 150
- Ноябрь — 150
- Декабрь — 150
- ГАЗ — 4708
- Январь — 316
- Февраль — 341
- Март — 385
- Апрель — 365
- Май — 365
- Июнь — 370
- Июль — 385
- Август — 430
- Сентябрь — 450
- Октябрь — 425
- Ноябрь — 425
- Декабрь — 451
- Всего — 7155
1945 год
- № 40 — 1380
- Январь — 140
- Февраль — 140
- Март — 150
- Апрель — 150
- Май — 160
- Июнь — 160
- Июль — 160
- Август — 160
- Сентябрь — 120
- Октябрь — 40
- ГАЗ — 3824
- Январь — 435
- Февраль — 435
- Март — 450
- Апрель — 454
- Май — 440
- Июнь — 440
- Июль — 420
- Август — 400
- Сентябрь — 250
- Октябрь — 100
- Всего — 5204
- Итого — 14292
Конструкция и устройство
СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.
СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗИС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9-Р.
Бронирование дифференцированное противопульное, толщина верхнего лобового листа 25 мм, наклон 60 градусов от вертикали.
Для самообороны экипаж имел пистолет-пулемёты ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1. На левом борту боевого отделения в укладке находился пулемёт ДТ.
Варианты
- СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
- СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения;
- СУ-76 с последовательной установкой двигателей, работающих на общий вал, суммарной мощностью 140 л. с.;
- СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.
Боевое применение
СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее, чем у танка Т-70, а широко распространенная пушка ЗИС-3 имела большой ассортимент боеприпасов и была хорошо освоена в войсках, полуоткрытая рубка позволяла экипажу тесно взаимодействовать с пехотой в городских боях. Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование (хотя бронирование её было одним из самых сильных в классе лёгких САУ), пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху и миномётных мин. Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе, облегчала обзор во всех направлениях и позволяла экипажу в любой момент использовать гранаты и стрелковое оружие в ближнем бою, покидание машины в критических ситуациях также облегчалось. СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность. Высокая проходимость и небольшая масса позволяла ей двигаться по лесисто-болотистой местности, лёгким гатям и мостам вместе с пехотой.
Отрицательные стороны боевого применения СУ-76 часто вытекали из того, что в среде командного состава Красной Армии не всегда учитывалось, что эта самоходка является бронетехникой лёгкого класса, и приравнивание её в тактическом плане к танку или САУ на базе Т-34, КВ вызывало неоправданные потери.
В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами лёгких и средних танков вооружённых сил Германии (вермахта) и равноценными САУ противника. Против «Пантеры» СУ-76 была менее эффективна, однако также имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Однако борьба с «Тиграми» и более тяжёлыми машинами представляла для СУ-76 проблему. В подобных ситуациях инструкции для экипажа предписывали стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Шансы самоходки несколько повысились после введения подкалиберного и кумулятивного снарядов к орудию. В целом же для успешной борьбы с танками противника от экипажа требовалось максимальное задействование положительных качеств СУ-76. В частности, грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому нередко позволяло самоходчикам получить боевое преимущество даже над тяжёлыми танками противника.
Американские солдаты осматривают подбитую северокорейскую СУ-76.СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок, и дальность стрельбы могла достигать пределов установленного на ней орудия ЗИС-3, то есть 13 км.
Однако подобное применение сильно ограничивалось тем, что, во-первых, разрывы 76-мм снарядов на дальних расстояниях малозаметны, что осложняет или делает невозможной корректировку огня, во-вторых, для этого нужен грамотный командир орудия/батареи, которых во время войны сильно не хватало; использовались подобные специалисты преимущественно там, где это давало наибольший эффект, то есть в артиллерийских батареях от дивизионных и выше.
На завершающем этапе войны СУ-76 также использовались в качестве эрзац-БТР, машины передовых артиллерийских наблюдателей или для эвакуации раненых.
Страны-эксплуатанты
Сохранившиеся СУ-76
СУ-76 в музее Войска Польского, Варшава.Благодаря большому числу выпущенных самоходок, СУ-76 присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в различных городах СНГ и воинских частях ВС России.
СУ-76М, изготовленную в 1945 году на заводе № 40 в подмосковном городе Мытищи, можно увидеть в Музее отечественной военной истории в Падиково Истринского района Московской области. Машина отреставрирована, на ходу. При восстановлении ходовой части машины воспроизведена сложная, но исторически достоверная оригинальная схема силовой установки из двух спаренных шестицилиндровых двигателей ГАЗ.
В Белоруссии на историко-культурном комплексе «Линия Сталина» построена ходовая реплика СУ-76М, которая принимает участие в военных реконструкциях. Реплика сделана настолько качественно, что с первого взгляда её трудно отличить от оригинала.
СУ-76 в литературе, компьютерных и мобильных играх
- Константин Колесов. «Самоходка номер 120»;
- С. Горский. «Записки наводчика СУ-76».
СУ-76 также можно увидеть в ряде компьютерных игр:
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеки от реальности.
Примечания
- ↑ полковник М. Симаков. Албания и её вооружённые силы // «Зарубежное военное обозрение», № 8, 1994. стр.11-13
- ↑ Светозар Йоканович. Т-34 в странах южных славян // «Техника и вооружение», № 5, 2013. стр.12-16
- ↑ Модели советских танков из дневников разработчиков WoT, Игровой журнал «PC игры», ноябрь 2009 года, стр.128-129
Литература
- Уланов Р. Боевая подруга (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2003. — Апрель (№ 04). — С. 21-26.
- Игорь Шмелев. Самоходная артиллерия (рус.) // Техника — молодёжи : журнал. — 1981. — Сентябрь (№ 09). — С. 38-39.
- Михаил Барятинский Самоходки. В одном строю с танками // М., Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
- Смирнов Г. Рассказы об оружии // М., Детлит, 1976.
- Чубачин А. В. СУ — 76. «Братская могила экипажа» или оружие Победы? // М.: Яуза. БТВ — Книга — Эксмо, 2009.
Ссылки
wikiredia.ru
СУ-76 Википедия
СУ-76 | |
---|---|
СУ-76 в Кремле Нижнего Новгорода | |
Классификация | САУ непосредственной поддержки |
Боевая масса, т | 11,2 |
Компоновочная схема | объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади |
Экипаж, чел. | 4 |
Годы разработки | 1942 |
Годы производства | 1942—1945 |
Годы эксплуатации | 1942—1953 |
Количество выпущенных, шт. | 14292 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 5000 |
Ширина, мм | 2740 |
Высота, мм | 2200 |
Клиренс, мм | 300 |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 25 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 35 / 30° |
Борт корпуса, мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 10 / 20° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 15 / 30° |
Днище, мм | 7 / 81—90° |
Крыша корпуса, мм | 7 |
Лоб рубки, мм/град. | 35 / 25° |
Борт рубки, мм/град. | 10 / 25° |
Корма рубки, мм/град. | 10 / 20° |
Крыша рубки, мм/град. | 7 |
Калибр и марка пушки | 76,2-мм ЗИС-3 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 41,6 |
Боекомплект пушки | 60 |
Углы ВН, град. | −3…+25 |
Углы ГН, град. | ±15 |
Тип двигателя | спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 2 × 70 |
Скорость по шоссе, км/ч | 44 |
Запас хода по шоссе, км | 250 |
Удельная мощность, л. с./т | 12,5 |
Тип подвески | индивидуальная, торсионная |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 |
Преодолеваемый ров, м | 2,0 |
Преодолеваемый брод, м | 0,9 |
Медиафайлы на Викискладе |
СУ-76 или Самоходная установка — 76-го калибра — советская самоходная артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной войне.
Самоходка выполнена на базе лёгких танков Т-60, Т-70 и предназначалась для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование. Основное вооружение позволяло бороться с лёгкими и средними танками противника. Самый лёгкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в Союзе ССР в годы Великой Отечественной войны и войны с Японией.
История
Cамоходно-артиллерийская установка поддержки СУ-76 в музее Дрездена.СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в городе Киров летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семён Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по её созданию. Первые боевые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причём они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 608 машин серийное производство СУ-76 было приостановлено и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению — оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины по той же схеме, но усилить её элементы с целью увеличения моторесурса. Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года, ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался удручающим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранён от конструкторской работы и направлен на фронт в составе 32-й танковой бригады, в которой он занял должность зампотеха. Боевая карьера Семена Александровича оказалась недолгой: он погиб 3 августа 1943 года в районе деревни Малая Томаровка Курской области. Для Зальцмана эта история также не прошла бесследно — 28 июня его сняли с должности наркома танковой промышленности.
7 июня 1943 года вышло постановление ГКО №3530 «О самоходных установках СУ-76»:
«Самоходные установки СУ-76, предложенные Наркомтанкопромом (т. Зальцман) и начальником ГАУ КА (т. Яковлевым) и принятые на производство Постановлением ГКО от 2.12.1942 г., имели в эксплуатации массовые поломки коробок перемены передач и другие дефекты.
Указанные недостатки имели место в результате безответственного отношения Наркома Танковой промышленности т. Зальцман, начальника ГАУ т. Яковлева, директора завода №38 НКТП т. Яковлева и конструктора т. Гинзбурга к разработке конструкции самоходной установки и ее испытаниям.
Мероприятия по устранению поломок коробки перемены передач и других дефектов в установке, предложенные Наркомтанкопромом (т. Зальцман) и Начальником ГАУ КА. (т. Яковлевым) и выполненные заводом №38 НКТП по Постановлению ГОКО №3184с от 14.4.43 г., не устранили имевшиеся дефекты и надежной эксплуатации этой самоходной артиллерийской установки не обеспечили.
Государственный Комитет Обороны постановляет:
Немедленно прекратить на заводе №38 НКТП дальнейший выпуск самоходных артиллерийских установок СУ-76 существующей конструкции.
<…>
За безответственное представление в ГКО предложения по серийному выпуску и конструктивным доработкам самоходной артиллерийской установки СУ-76 – Народному Комиссару Танковой Промышленности т. Зальцман объявить выговор.
Предупредить т. Зальцман, что в дальнейшем за подобные упущения по качеству изготовления бронетанкового вооружения он будет строго наказан.
Конструктора самоходной артиллерийской установки СУ-76 т. Гинзбурга отстранить от работы в Наркомтанкопроме, запретить допущение его в дальнейшем к конструкторским работам и направить в распоряжение НКО для использования в войсках Действующей Армии.
Начальнику ГАУ КА т. Яковлеву в своей дальнейшей работе повысить ответственность и контроль за всеми опытными работами по бронетанковому вооружению, обратив особое внимание на правильный подбор состава комиссии по испытаниям.
Обязать Наркомтанкопром (т. Зальцман) и Начальника ГАУ КА. (т. Яковлева) установить и наказать виновных работников НКТП и ГАУ КА, безответственно отнесшихся к испытаниям самоходной артиллерийской установки СУ-76».
Тем не менее, необходимость в лёгкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на должность Народного комиссара танковой промышленности В. А. Малышев объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нём приняли участие коллективы завода № 38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) под руководством Н. А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки лёгких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от лёгкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод № 40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии ВС Союза ССР. Всего было выпущено 13684 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в октябре 1945 года, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии.
На базе СУ-76 поздних выпусков в 1945 г. была построена первая полноценная советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Она выпускалась серийно и после снятия базовой модели с производства.
Производство СУ-76
1942 год
- № 38 — 25 (СУ-12)
- Декабрь — 25
1943 год
- № 38 — 583 (СУ-12), 514 (СУ-15М)
- Январь — 40 (СУ-12)
- Февраль — 150
- Март — 150
- Апрель — 100
- Май — 110
- Июнь — 33
- Июль (СУ-15М) — 25
- Август — 47
- Сентябрь — 78
- Октябрь — 102
- Ноябрь — 126
- Декабрь — 136
- № 40 — 210 (СУ-15М)
- Сентябрь -15
- Октябрь — 50
- Ноябрь — 75
- Декабрь — 70
- ГАЗ — 601 (СУ-15М)
- Октябрь — 16
- Ноябрь — 225
- Декабрь — 360
- Всего — 1908
1944 год
- № 38 — 1103
- Январь — 141
- Февраль — 141
- Март — 153
- Апрель — 176
- Май — 176
- Июнь — 175
- Июль — 141
- № 40 — 1344
- Январь — 75
- Февраль — 85
- Март — 100
- Апрель — 87
- Май — 87
- Июнь — 90
- Июль — 100
- Август — 130
- Сентябрь — 140
- Октябрь — 150
- Ноябрь — 150
- Декабрь — 150
- ГАЗ — 4708
- Январь — 316
- Февраль — 341
- Март — 385
- Апрель — 365
- Май — 365
- Июнь — 370
- Июль — 385
- Август — 430
- Сентябрь — 450
- Октябрь — 425
- Ноябрь — 425
- Декабрь — 451
- Всего — 7155
1945 год
- № 40 — 1380
- Январь — 140
- Февраль — 140
- Март — 150
- Апрель — 150
- Май — 160
- Июнь — 160
- Июль — 160
- Август — 160
- Сентябрь — 120
- Октябрь — 40
- ГАЗ — 3824
- Январь — 435
- Февраль — 435
- Март — 450
- Апрель — 454
- Май — 440
- Июнь — 440
- Июль — 420
- Август — 400
- Сентябрь — 250
- Октябрь — 100
- Всего — 5204
- Итого — 14292
Конструкция и устройство
СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.
СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗИС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9-Р.
Бронирование дифференцированное противопульное, толщина верхнего лобового листа 25 мм, наклон 60 градусов от вертикали.
Для самообороны экипаж имел пистолет-пулемёты ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1. На левом борту боевого отделения в укладке находился пулемёт ДТ.
Варианты
- СУ-76 с параллельной установкой двигателей и броневой крышей боевого отделения;
- СУ-76М с параллельной установкой двигателей с повышенным моторесурсом и без броневой крыши боевого отделения;
- СУ-76 с последовательной установкой двигателей, работающих на общий вал, суммарной мощностью 140 л. с.;
- СУ-76 с двигательной установкой, работающей на общий вал суммарной мощностью 170 л. с.
Боевое применение
СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее, чем у танка Т-70, а широко распространенная пушка ЗИС-3 имела большой ассортимент боеприпасов и была хорошо освоена в войсках, полуоткрытая рубка позволяла экипажу тесно взаимодействовать с пехотой в городских боях. Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование (хотя бронирование её было одним из самых сильных в классе лёгких САУ), пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху и миномётных мин. Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе, облегчала обзор во всех направлениях и позволяла экипажу в любой момент использовать гранаты и стрелковое оружие в ближнем бою, покидание машины в критических ситуациях также облегчалось. СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность. Высокая проходимость и небольшая масса позволяла ей двигаться по лесисто-болотистой местности, лёгким гатям и мостам вместе с пехотой.
Отрицательные стороны боевого применения СУ-76 часто вытекали из того, что в среде командного состава Красной Армии не всегда учитывалось, что эта самоходка является бронетехникой лёгкого класса, и приравнивание её в тактическом плане к танку или САУ на базе Т-34, КВ вызывало неоправданные потери.
В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами лёгких и средних танков вооружённых сил Германии (вермахта) и равноценными САУ противника. Против «Пантеры» СУ-76 была менее эффективна, однако также имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Однако борьба с «Тиграми» и более тяжёлыми машинами представляла для СУ-76 проблему. В подобных ситуациях инструкции для экипажа предписывали стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Шансы самоходки несколько повысились после введения подкалиберного и кумулятивного снарядов к орудию. В целом же для успешной борьбы с танками противника от экипажа требовалось максимальное задействование положительных качеств СУ-76. В частности, грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому нередко позволяло самоходчикам получить боевое преимущество даже над тяжёлыми танками противника.
Американские солдаты осматривают подбитую северокорейскую СУ-76.СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок, и дальность стрельбы могла достигать пределов установленного на ней орудия ЗИС-3, то есть 13 км.
Однако подобное применение сильно ограничивалось тем, что, во-первых, разрывы 76-мм снарядов на дальних расстояниях малозаметны, что осложняет или делает невозможной корректировку огня, во-вторых, для этого нужен грамотный командир орудия/батареи, которых во время войны сильно не хватало; использовались подобные специалисты преимущественно там, где это давало наибольший эффект, то есть в артиллерийских батареях от дивизионных и выше.
На завершающем этапе войны СУ-76 также использовались в качестве эрзац-БТР, машины передовых артиллерийских наблюдателей или для эвакуации раненых.
Страны-эксплуатанты
Сохранившиеся СУ-76
СУ-76 в музее Войска Польского, Варшава.Благодаря большому числу выпущенных самоходок, СУ-76 присутствуют в экспозициях многих музеев или служат машинами-памятниками в различных городах СНГ и воинских частях ВС России.
СУ-76М, изготовленную в 1945 году на заводе № 40 в подмосковном городе Мытищи, можно увидеть в Музее отечественной военной истории в Падиково Истринского района Московской области. Машина отреставрирована, на ходу. При восстановлении ходовой части машины воспроизведена сложная, но исторически достоверная оригинальная схема силовой установки из двух спаренных шестицилиндровых двигателей ГАЗ.
В Белоруссии на историко-культурном комплексе «Линия Сталина» построена ходовая реплика СУ-76М, которая принимает участие в военных реконструкциях. Реплика сделана настолько качественно, что с первого взгляда её трудно отличить от оригинала.
СУ-76 в литературе, компьютерных и мобильных играх
- Константин Колесов. «Самоходка номер 120»;
- С. Горский. «Записки наводчика СУ-76».
СУ-76 также можно увидеть в ряде компьютерных игр:
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою во многих компьютерных играх часто далеки от реальности.
Примечания
- ↑ полковник М. Симаков. Албания и её вооружённые силы // «Зарубежное военное обозрение», № 8, 1994. стр.11-13
- ↑ Светозар Йоканович. Т-34 в странах южных славян // «Техника и вооружение», № 5, 2013. стр.12-16
- ↑ Модели советских танков из дневников разработчиков WoT, Игровой журнал «PC игры», ноябрь 2009 года, стр.128-129
Литература
- Уланов Р. Боевая подруга (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2003. — Апрель (№ 04). — С. 21-26.
- Игорь Шмелев. Самоходная артиллерия (рус.) // Техника — молодёжи : журнал. — 1981. — Сентябрь (№ 09). — С. 38-39.
- Михаил Барятинский Самоходки. В одном строю с танками // М., Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
- Смирнов Г. Рассказы об оружии // М., Детлит, 1976.
- Чубачин А. В. СУ — 76. «Братская могила экипажа» или оружие Победы? // М.: Яуза. БТВ — Книга — Эксмо, 2009.
Ссылки
wikiredia.ru
СУ-76 Википедия
СУ-76 | |
---|---|
СУ-76 в Кремле Нижнего Новгорода | |
Классификация | САУ непосредственной поддержки |
Боевая масса, т | 11,2 |
Компоновочная схема | объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади |
Экипаж, чел. | 4 |
Годы разработки | 1942 |
Годы производства | 1942—1945 |
Годы эксплуатации | 1942—1953 |
Количество выпущенных, шт. | 14292 |
Основные операторы | |
Длина корпуса, мм | 5000 |
Ширина, мм | 2740 |
Высота, мм | 2200 |
Клиренс, мм | 300 |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 25 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 35 / 30° |
Борт корпуса, мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 10 / 20° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 15 / 30° |
Днище, мм | 7 / 81—90° |
Крыша корпуса, мм | 7 |
Лоб рубки, мм/град. | 35 / 25° |
Борт рубки, мм/град. | 10 / 25° |
Корма рубки, мм/град. | 10 / 20° |
Крыша рубки, мм/град. | 7 |
Калибр и марка пушки | 76,2-мм ЗИС-3 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 41,6 |
Боекомплект пушки | 60 |
Углы ВН, град. | −3…+25 |
Углы ГН, град. | ±15 |
Тип двигателя | спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 2 × 70 |
Скорость по шоссе, км/ч | 44 |
Запас хода по шоссе, км | 250 |
Удельная мощность, л. с./т | 12,5 |
Тип подвески | индивидуальная, торсионная |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 |
Преодолеваемый ров, м | 2,0 |
Преодолеваемый брод, м | 0,9 |
Медиафайлы на Викискладе |
СУ-76 или Самоходная установка — 76-го калибра — советская самоходная артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной войне.
Самоходка выполнена на базе лёгких танков Т-60, Т-70 и предназначалась для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование. Основное вооружение позволяло бороться с лёгкими и средними танками противника. Самый лёгкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в Союзе ССР в годы Великой Отечеств
ru-wiki.ru
СУ-76 — Википедия
СУ-76 в Кремле Нижнего Новгорода | |
СУ-76 образца 1942 года | |
---|---|
Классификация | САУ непосредственной поддержки |
Боевая масса, т | 11,2 |
Компоновочная схема | объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Годы разработки | 1942 |
Годы производства | 1942—1945 |
Годы эксплуатации | 1942—1953 |
Количество выпущенных, шт. | 14 292 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5000 |
Ширина корпуса, мм | 2740 |
Высота, мм | 2200 |
Клиренс, мм | 300 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 25 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 35 / 30° |
Борт корпуса, мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 10 / 20° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 15 / 30° |
Днище, мм | 7 / 81—90° |
Крыша корпуса, мм | 7 |
Лоб рубки, мм/град. | 35 / 25° |
Борт рубки, мм/град. | 10 / 25° |
Корма рубки, мм/град. | 10 / 20° |
Крыша рубки, мм/град. | 7 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 76,2-мм ЗИС-3 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 41,6 |
Боекомплект пушки | 60 |
Углы ВН, град. | −3…+25 |
Углы ГН, град. | ±15 |
Подвижность | |
Тип двигателя | спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 2 × 70 |
Скорость по шоссе, км/ч | 44 |
Запас хода по шоссе, км | 250 |
Удельная мощность, л. с./т | 12,5 |
Тип подвески | индивидуальная, торсионная |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 |
Преодолеваемый ров, м | 2,0 |
Преодолеваемый брод, м | 0,9 |
СУ-76 — советская самоходноя артиллерийская установка (САУ), применявшаяся в Великой Отечественной войне. Самоходка выполнена на базе легких танков Т-60, Т-70 и предназназначалась для непосредственного сопровождения пехоты, имела противопульное бронирование. Вооружение позволяло бороться с легкими и средними танками. Самый легкий и самый массовый тип САУ из выпускавшихся в СССР в годы Великой Отечественной войны.
www.wiki-wiki.ru
СУ-76 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 сентября 2018; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 сентября 2018; проверки требуют 10 правок. Перейти к навигации Перейти к поискуСУ-76 | |
---|---|
СУ-76 в Кремле Нижнего Новгорода | |
СУ-76 образца 1942 года | |
Классификация | САУ непосредственной поддержки |
Боевая масса, т | 11,2 |
Компоновочная схема | объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Годы разработки | 1942 |
Годы производства | 1942—1945 |
Годы эксплуатации | 1942—1953 |
Количество выпущенных, шт. | 14292 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5000 |
Ширина, мм | 2740 |
Высота, мм | 2200 |
Клиренс, мм | 300 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 25 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 35 / 30° |
Борт корпуса, мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 10 / 20° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 15 / 0° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 15 / 30° |
Днище, мм | 7 / 81—90° |
Крыша корпуса, мм | 7 |
Лоб рубки, мм/град. | 35 / 25° |
Борт рубки, мм/град. | 10 / 25° |
Корма рубки, мм/град. | 10 / 20° |
Крыша рубки, мм/град. | 7 |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 76,2-мм ЗИС-3 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 41,6 |
Боекомплект пушки | 60 |
Углы ВН, град. | −3…+25 |
Углы ГН, град. | ±15 |
Подвижность | |
Тип двигателя | спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 2 × 70 |
Скорость по шоссе, км/ч | 44 |
Запас хода по шоссе, км | 250 |
Удельная мощность, л. с./т | 12,5 |
Тип |
encyclopaedia.bid
САУ СУ-76 | Военное оружие и армии Мира
СУ-76 была принята на вооружение постановлением ГКО от 2 декабря 1942 года. Первая партия САУ СУ-76 (25 единиц) была изготовлена к 1 января 1943 года и направлена в учебный центр самоходной артиллерии. В конце января два первых самоходно-артиллерийских полка смешанной организации — 1433-й и 1434-й — отправили на Волховский фронт для участия в прорыве блокады Ленинграда. В марте 1943 года сформировали еще два полка — 1485-й и 1487-й, которые участвовали в боях на Западном фронте.
СУ-76
Над кормовой частью удлиненного по сравнению с базовым танком корпуса СУ-76 (заводское обозначение СУ-12) была установлена неподвижная закрытая броневая рубка. В амбразуре лобового листа рубки смонтирована пушка ЗИС-3. Силовая установка состояла из двух двигателей, соединенных с силовой передачей параллельно. Агрегаты последней также были запараллелены и соединялись на уровне главных передач. Механик-водитель располагался в носовой части машины, а орудийный расчет из трех человек — в рубке. Боевая масса составляла 11,2 т.
Уже спустя 10 дней войсковой эксплуатации большинство СУ-76 вышли из строя из-за поломок коробок передач и главных валов. Попытка поправить положение за счет усиления валов ни к чему не привела. Более того, такие машины выходили из строя даже чаще. Стало очевидно, что трансмиссия СУ-76 имеет принципиальный конструктивный порок, которым была параллельная установка двух спаренных двигателей, работавших на общий вал. Такая схема трансмиссии приводила к возникновению на валах резонансных крутильных колебаний. Причем максимальное значение резонансной частоты приходилось на наиболее напряженный режим работы двигателей (движение на 2-й передаче по бездорожью), что и приводило к их быстрому выходу из строя. Ликвидация этого дефекта требовала времени, поэтому 21 марта 1943 года производство СУ-76 было приостановлено. Всего было изготовлено 560 единиц.
СУ-76М
Более надежная машина — СУ-15 — появилась в результате конкурса, объявленного руководством НКТП на создание легкой штурмовой САУ, вооруженной 76-мм дивизионной пушкой. В конкурсе приняли участие ГАЗ и завод № 38. В июле 1943 года СУ-15 под армейским обозначением СУ-76М была принята на вооружение Красной армии.
СУ-76М имела открытую сверху и частично сзади броневую рубку. Силовая установка заимствована у танка Т-70 и состояла из двух моторов ГАЗ-202, соединенных последовательно. Компоновка и ходовая часть остались без изменений. Углы наведения орудия составляли от -5° до +15° по вертикали и по 15° влево и вправо по горизонтали. Скорострельность пушки с исправлением наводки составляла 10 выстр./мин., при ведении беглого огня — до 20 выстр./мин. Изготовлено 13 732 единицы.
По штату 1943 года в легком самоходно-артиллерийском полку имелась 21 САУ СУ-76М. В конце 1944-го и в начале 1945 года для стрелковых дивизий было сформировано 70 самоходно-артиллерийских дивизионов СУ-76М (по 16 САУ в каждом). В первой половине 1944 года началось формирование легких самоходно-артиллерийских бригад РВГК. В такой бригаде насчитывалось 60 установок СУ-76М, пять танков Т-70 и три американских бронетранспортера «скаут» МЗА1. Всего было сформировано четыре таких бригады.
К концу войны в Красной армии насчитывалось 119 легких самоходно-артиллерийских полков. САУ СУ-76М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной, а потом в войне с Японией. 130 самоходных установок было передано
Войску Польскому.
В послевоенный период СУ-76М состояли на вооружении Советской армии до начала 1950-х годов, а в армиях ряда стран еще дольше. В войсках армии КНДР они принимали участие в войне в Корее.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-76М
Боевая масса, т: 10,5
Экипаж, чел.: 4
Габаритные размеры, мм:
длина: 4966
ширина: 2715
высота: 2100
клиренс: 300
Макс, скорость движения, км/ч:
по шоссе: 45
Запас хода, км:
по шоссе: 250
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град.: 28
ширина рва, м: 1,6
высота стенки, м: 0,6
глубина брода, м: 0,9
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
4457warfor.me