Содержание

характеристики. Межконтинентальная баллистическая ракета «Булава»

«Булава» — это одна из новейших разработок отечественного ракетостроения. До сих пор проходят испытания по данному объекту. Часть из них прошла неудачно, что вызвало массу критики со стороны экспертов. Можно с уверенностью говорить о том, что «Булава» — ракета, характеристики которой действительно уникальны, а чем именно, вы узнаете в данной статье. Стоит обратить ваше внимание на то, что данная твердотопливная баллистическая ракета предназначена для размещения на атомных подводных лодках (типа «Акула»).

История создания

В 1998 году было принято решение в пользу разработки баллистической ракеты «Булава». В то время на посту ВМС Российской Федерации находился Владимир Куроедов, который разрабатывал орудие «Барк» стратегического назначения. Комплекс был готов всего на 70%, и его испытания прошли неудачно. После этого совет РФ принял решение передать разработку новейшей межконтинентальной ракеты столичному институту теплотехники, несмотря на то, что у последнего полностью отсутствовал опыт создания подобного оружия. В июне 2009 года было проведено первое испытание ракеты «Булава», которое оказалось успешным. После этого было принято решение запустить в серийное производство наиболее отработанные детали и узлы. Так, к концу 2012 года Анатолий Сердюков заявил о том, что данные ракеты поступят на вооружение армии РФ уже в октябре 2012 года. На январь 2014-го года было изготовлено порядка 46 ракет, примерно 14 из которых были запущены во время проведений испытаний.

Проводимые испытания

На сегодняшний день было выполнено порядка 20 испытаний, лишь 55% оказались успешными. Первый запуск ракеты «Булава» (массогабаритный макет) был осуществлен 23 сентября 2004 года. Второй, который можно назвать и первым настоящим, был выполнен 25 сентября 2005 года. Тогда межконтинентальная ракета «Булава» успешно достигла своей цели и поразила ее. Третий запуск из подводного положения с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской» был выполнен в октябре 2005 года. Цель на полигоне Кура, что на Камчатке, была успешно поражена. Несколько следующих испытаний прошли безрезультатно. То отказывал двигатель последней жидкостной ступени ракеты, то она отклонялась от курса и падала, то просто банально самоликвидировалась. Радует только то, что в ходе неудачных испытаний были сделаны соответствующие выводы и доработаны определенные узлы. В результате этого 9 из 10 последних испытаний оказались успешными, а это очень даже неплохой результат. Ну а сейчас давайте рассмотрим еще один интересный момент.

Ракета «Булава»: характеристики

Данный комплекс может похвастаться следующими характеристиками:

  • Радиус действия – 8 тысяч километров.
  • Вес (стартовый) – 36,8 тонны.
  • Забрасываемый (сбрасываемый) вес – 1 150 килограммов.
  • Длина/диметр пускового контейнера – 12,1/2,1 метра.
  • Диаметр первой ступени – 2,0 метра.

Ракета «Булава», характеристики которой вы только что узнали, имеет три ступени. Две первые выполнены твердотопливными, а последняя — жидкостной. Масса мотора первой ступени составляет порядка 18,5 тонн при длине 3,6 метра. На сегодняшний день данные о второй ступени не разглашаются. До начала 2014 года неизвестно было, как выполнена 3-я ступень. Сегодня же можно с уверенностью говорить о том, что она жидкостная. Это нужно для того, чтобы обеспечить максимальное маневрирование объекта на заключительных стадиях полета. Данная ракета в своем составе может нести порядка 10 ядерных блоков, каждый из которых является управляемым. Это практически все данные, которые известны на сегодняшний день.

Последние изменения комплекса

Стало известно, что в составе комплекса будет специальная система по преодолению противоракетной обороны. Но что это будет за система, пока не поясняется. Возможно, это будут ложные цели или специальное покрытие, которое сделает блок невидимым для радаров. Это совершенно секретные данные, которые не будут разглашаться. Отдельно несколько слов нужно сказать о том, что ракета «Булава», характеристики которой мы уже рассмотрели, была несколько модернизирована в последние годы разработки. В частности, был изменен принцип разведения ядерных блоков. Если раньше ракета выводила блоки над целью, после чего сбрасывала (рассыпала) их, то сейчас используется принцип «виноградной грозди», или «школьный автобус» — по терминологии США. Так как «Тополь-М» и «Булава» разрабатывались на одной и той же базе (Московский институт теплотехники), а точность первого комплекса весьма велика, то можно с большой уверенностью говорить о высокой эффективности межконтинентальной ракеты «Булава». Но, так как существуют различные модификации — «Булава-30», «Булава-М», то сложно что-то говорить о точности и других характеристиках отдельно взятого комплекса.

Скорость ракеты «Булава»

Баллистическая ракета практически все время своего полета является неуправляемой. Бортовая электроника содержит специальную программу, которая задает скорость и траекторию полета еще на активной стадии полета. После того как двигатель отключается, ракета движется по баллистической траектории и не управляется извне. Можно говорить о том, что скорость баллистической ракеты средней и малой дальности практически не отличается. Но так как мы имеем дело с межконтинентальной баллистической ракетой, то в этом случае скорость несколько выше и составляет порядка 5-6 километров в час. Точные данные назвать нельзя, так как они на сегодняшний день неизвестны. Однако можно говорить о том, что во время проведения испытаний было отмечено, что ракета за 14 минут пролетела 5,5 тысяч километров. Из этого можно сделать несложный вывод о том, что за секунду ракета пролетает порядка 6-7 километров. Можно говорить о том, что скорость ракеты «Булава» довольно внушительна, однако, согласно многим данным, американские подобные комплексы несколько быстрее.

Немного критики

Как было отмечено выше, из-за низкого процента успешных испытаний баллистическая ракета «Булава» вытерпела много критики, причем не только со стороны отечественных ученых. Так, американцы говорят о том, что данный комплекс практически на все сто процентов схож с их ракетой «Посейдон-С3». Правда, последний уже снят с вооружения как морально устаревший. Но обусловлено это тем, что там имеется всего лишь две твердотопливных системы, а максимальная дальность составляет всего пять с половиной тысяч километров. Нельзя не отметить, что многие эксперты говорят о том, что подмена жидкостных ракет морского базирования на такие аналоги, как «Булава», только уменьшит потенциал ядерного сдерживания. Но, по заявлению Соломонова (генеральный конструктор), уменьшение полезной нагрузки обусловлено увеличенной выживаемостью ракеты.

Некоторые оценки испытаний

Многие эксперты очень часто критиковали данный комплекс. Это было обусловлено тем, что запуск ракеты «Булава» в 45% случаев был неудачным. Хотя это довольно спорная информация, так как несколько испытаний были частично успешными, хоть и имели отклонения. Более того, примерно 90% неудачных пусков были осуществлены еще на стадии активной разработки. А вот когда ракета была доработана, то из 10 пусков всего один оказался неудачным. Такие показатели говорят как раз об обратном — о том, что баллистическая ракета «Булава» весьма надежна, если так можно выразиться. Юрий Соломонов дал свой комментарий по поводу большого количества неудач во время испытаний. Он говорил о том, что их невозможно спрогнозировать. Дело в том, что все процессы, приводящие к отклонению, проходят в доли секунды. И для выяснения их природы МИТ провел десятки дорогостоящих испытаний, что в конечном итоге привело к положительной тенденции.

Немного об особенностях комплекса

Как уже было отмечено несколько выше, межконтинентальная баллистическая ракета «Булава» является уникальной в своем роде. В первую очередь это обусловлено тем, что в условиях боевых действия ракета способна выдерживать огонь лазерного оружия. Примечательно то, что наклонный старт позволяет выполнять запуск на «ходу», то есть во время движения атомной подводной лодки. Это увеличит маневренность комплекса в целом. Кстати, нельзя не отметить, что после серии неудачных испытаний Соломонов ушел с поста гендиректора МИТ, но в это же время остался генконструктором комплекса. А сейчас давайте поговорим о том, на каких объектах будет использоваться межконтинентальная баллистическая ракета «Булава»

Размещение комплекса

Так как данная ракета создавалась как ракетный корабельный комплекс, то вполне логично предположить, что основное место размещение – атомные подводные лодки. Подводные крейсеры стратегического назначения усовершенствованного проекта «Акула», например, «Дмитрий Донской» и «Архангельск», уже имеют в своем вооружении данный комплекс. Кстати, в нашей статье есть картинки, где комплекс стартует с АПЛ, в этот момент довольно эффектно выглядит «Булава» (фото). Ракета также устанавливается на объекты проекта «Борей». Среди них «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и другие. К концу 2020 года планируется построить еще порядка 8 субмарин, 3 из которых по проекту «Акула» и 5 — по «Борей». На каждой подводке будет по 16 ракет «Булава».

Заключение

Вот мы и рассмотрели с вами ключевые особенности комплекса «Булава» (фото), ракета как вы видите, выглядит очень внушительно, да и последние испытания говорят о ее высокой эффективности. Тем не менее идеальной назвать ее довольно сложно. Но вот укрепить подводный потенциал РФ она сможет. Кроме того, пониженная мощность комплекса обусловлена повышенной точностью. Многие критики не брали во внимание живучесть ракеты по сравнению с аналогами. Стойкость к поражающим факторам играет чуть ли не ключевую роль во время ведения боевых действий.

fb.ru

Комплекс 15П666 Скорость, ракета 15Ж66

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 15П666 «Скорость», ракета 15Ж66

Мобильная баллистическая ракета средней дальности / подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК). Комплекс разрабатывался Московским Институтом Теплотехники под руководством А.Д.Надирадзе с 1982 г. с использованием наработок и узлов ПГРК средней дальности РСД-10 «Пионер»,  «Пионер-3» / 15П157, МБР «Тополь» и наработок по перспективной МБР «Тополь-М». 23 ноября 1983 г. по инициативе Д.Ф.Устинова принято решение о создании и развертывании в Европе (в т.ч. в странах Варшавского договора) ПГРК «Скорость». Авторство наименования комплекса так же приписывается Д.Ф.Устинову. В декабре 1983 г. министерство обороны СССР утвердило тактико-технические требования к комплексу. Постановление СМ СССР о создании комплекса принято 9 января 1984 г. В апреле 1984 г. военно-промышленная комиссия МО СССР утвердила план-график разработки комплекса. К началу 1985 г. первая летная ракета комплекса подготовлена к испытаниям. Сборка ракет велась Воткинским машиностроительным заводом.

Предполагалось обеспечить средствами комплекса быстрое поражение позиций БРСД «Першинг-2» и других средств доставки ядерного оружия и военных объектов НАТО в Западной Европе с позиций в ГДР и Чехословакии. Развертывание в Европе ПГРК «Скорость» планировалось совместить с передислокацией части ПГРК РСД-10 «Пионер» в Анадырь (Чукотка) с нацеливанием на часть территории США и Канады (цели — РЛС СПРН и др.объекты). В 1984 г. на Чуктоку передислоцирована 99-я мотострелковая дивизия в район специального подземного сооружения «Портал» — к месту будущей дислокации ПГРК «Пионер».


СПУ комплекса 15П666 «Скорость» на полигоне Капустин Яр (http://www.rusarmy.com).


Машина антенно-фидерных устройств на шасси МАЗ-7908 разработки ЦКБ «Титан» на выставке военной техники 02.02.2008 г. (http://dic.academic.ru).


В 1984 г. так же в ходе учений «Запад-84» с участием 24-й ракетной дивизии РВСН (БРСД Р-12) отработана тактика применения БРСД «Скорость», которыми «играла» 24-я РД при участии офицеров из ракетных частей вооруженных БРСД РСД-10 «Пионер». В ГДР к началу 1985 г. построены сооружения технической позиции ПГРК «Скорость» и площадки размещения 4 ракетных дивизионов (ракетный полк). Но после смерти Ю.В.Андропова  в феврале 1984 г. и Д.Ф.Устинова в декабре 1984 г. возможность претворения в жизнь всех этих планов стала сомнительной.

Ракета разрабатывалась на базе 2-й и 3-й ступеней МБР РС-12М «Тополь» и головной части БРСД РСД-10 «Пионер» с 3 РГЧ ИН. Изготовлено для проведения испытаний 10 ракет 15Ж66 и 30 боевых блоков. Испытания ракеты начаты 11 января 1985 г. (1 марта 1985 г. по другим данным) пуском на полигоне Капустин Яр (единственный пуск). Пуск закончился срабатыванием системы аварийного подрыва ракеты в результате прогара сопла двигателя 1-й ступени по причине дефекта сопла. Фактически разработка комплекса была завершена к 1986 г.

Разработка комплекса прекращена 11 апреля 1985 г. по решению СМ СССР. По другим данным разработка комплекса прекращена 7 марта 1987 г. указом М.С.Горбачева в связи с подписанием Договора о сокращении РСМД. Ракеты и боевые блоки уничтожены.

Система управления и наведение — инерциальная система управления с использованием БЦВМ, разработана НПО автоматики и приборостроения (ныне — НПЦ АП им. академика Н.А.Пилюгина). По некоторым данным при участии НПО автоматики (г.Свердловск). Бортовая аппаратура выполнена на новой элементной базе.

Применение ПГРК предполагалось из подготовленных в топогеодезическом плане районов боевого патрулирования. Применение — групповое.

Пусковая установка — самоходная ПУ на колесном ходу, старт минометный с помощью ПАДа из ТПК. Разработчик СПУ — ЦКБ «Титан» завода «Баррикады» (г.Волгоград). Шасси МАЗ-7908 разработано в СКБ-1 Минского Автомобильного Завода в 1985 г. Всего изготовлено 6 машин — 1 опытная, 3 под СПУ комплекса «Скорость», остальные — неизвестно. Одна из СПУ впоследствии переделана в антенно-фидерную машину для РВСН.
Колесная формула — 8 х 8
Двигатель — дизель В-58-7 мощностью 710 л.с.
Длина — 13790 мм
Ширина — 3385 мм
Высота — 2095 мм
Колея — 2700 мм
Грузоподъемность — 36000 кг
Масса полная — до 60000 кг
Емкость топливного бака — 385 + 440 л
Скорость максимальная — 45 км/ч
Скорость средняя по шоссе — 25 км/ч
Скорость средняя боевого патрулирования — 10 км/ч
Запас хода — 400 км
Расход топлива — до 150 л/100 км пути


Ракета 15Ж66 «Скорость»
Конструкция
— 2 ступени, приборный отсек, ступень разведения боевых блоков, боевые блоки. Корпуса двигателей маршевых ступеней выполнены из органопластика намоткой типа «кокон». Ракета разрабатывалась на базе 2-й и 3-й ступеней МБР РС-12М «Тополь» с использованием ступени разведения боевых блоков БРСД РСД-10 «Пионер».

Двигатели
: РДТТ, выполнены намоткой типа «кокон». Рецептура смесевого твердого топлива разработана люберецким НПО «Союз».
 1 ступень2 ступеньступень разведения
Тип двигателяРДТТ, аналог 2-й ступени МБР РС-12М «Тополь»РДТТ, аналог 3-й ступени МБР РС-12М «Тополь»РДТТ, аналог ступени разведения боевых блоков БРСД РСД-10 «Пионер»
Сопло и органы управлениягазоструйные рули ?центральное поворотное сопло, аналогичное сопло позже использовано в конструкции двигателя одно из ступеней МБР «Тополь-М» 

ТТХ ракеты:

Дальность действия — 4000 км

Типы БЧ:
— 3 РГЧ ИН, ядерные мощностью по 150 кт с КСП ПРО, тип боевого блока — типа ББ БРСД 15Ж53 комплекса «Пионер-УТТХ»;

— перспективная управляемая БЧ, ядерная.

— обычная БЧ большой мощности;

Статус: СССР — разрабатывалась, один испытательный пуск, всего произведено 10 ракет и 30 боевых блоков для испытаний. Не развертывалась.

Источники:
Бардышевский В. Колосс с глиняной головой. // Обозреватель. № 3 / 1998 г.
Качук Н., Чехута В. Супермашины, каких не знал мир. // http://ruzhany.narod.ru, 2011 г.
На стратегическом направлении. М., «Интервестник», 2006 г.
DTIG, Langestutzte Ballistische Lenkwaffen aus der ehem. Sowjetunion. 2009 г.
RusArmy.com. Форум сайта http://www.rusarmy.com, 2010 г., 2011 г.
Russian Arms forum, сайт http://www.russianarms.ru, 2007-2010 г.г.

militaryrussia.ru

Межконтинентальные баллистические ракеты: названия, характеристики

Сегодня развитыми государствами разработана линейка управляемых на расстоянии снарядов – зенитных, корабельных, сухопутных и даже запускаемых с подводной лодки. Предназначены они для выполнения различных задач. В качестве основного средства ядерного сдерживания многими странами используются межконтинентальные баллистические ракеты (МБР).

Подобное вооружение имеется в России, Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Франции и Китае. Обладает ли баллистическими сверхдальнобойными снарядами Израиль – неизвестно. Однако, как утверждают эксперты, в государстве имеются все возможности для того, чтобы создавать данный тип ракет.

Информация о том, какие баллистические ракеты состоят на вооружении стран мира, их описание и тактико-технические характеристики содержатся в статье.

Знакомство

МБР – это управляемые межконтинентальные баллистические ракеты класса «земля – земля». Для подобного вооружения предусмотрены ядерные боевые части, с помощью которых уничтожаются стратегически важные объекты противника, расположенные на других континентах. Минимальная дальность – не менее 5500 тыс. метров.

Для МБР предусмотрен вертикальный взлет. После старта и преодоления плотных атмосферных слоев баллистическая ракета плавно поворачивается и ложится на заданный курс. Таким снарядом можно поразить цель, находящуюся на дистанции не менее 6 тыс. км.

Свое название «баллистические» ракеты получили потому, что возможность управления ими доступна лишь на начальной стадии полета. Это расстояние составляет 400 тыс. м. Пройдя этот небольшой участок, МБР летят как стандартные артснаряды. К цели движется со скоростью 16 тыс. км/ч.

Начало проектирования МБР

В СССР работы по созданию первых баллистических ракет велись с 1930-х годов. Советскими учеными для изучения космоса планировалось разработать ракету, использующую жидкое топливо. Однако в те годы выполнить эту задачу было технически невозможно. Ситуация усугубилась еще тем, что ведущие специалисты-ракетчики подвергались репрессиям.

Аналогичные работы велись и в Германии. До прихода к власти Гитлера немецкими учеными разрабатывались ракеты на жидком топливе. С 1929 года исследования приобрели сугубо военный характер. В 1933-м немецкие ученые собрали первую МБР, которая в технической документации значится как «Агрегат-1» или А-1. Нацистами для усовершенствования и испытаний МБР были созданы несколько засекреченных армейских ракетных полигонов.

К 1938 году немцам удалось завершить конструирование жидкотопливной ракеты А-3 и осуществить ее запуск. Позже ее схема была использована для работ по совершенствованию ракеты, которая значится как А-4. На летные испытания она поступила в 1942 году. Первый запуск оказался неудачным. В ходе второго тестирования А-4 взорвалась. Летные испытания ракета прошла лишь с третьей попытки, после чего она была переименована в ФАУ-2 и принята на вооружение вермахта.

О ФАУ-2

Для данной МБР была характерна одноступенчатая конструкция, а именно она содержала одну-единственную ракету. Для системы был предусмотрен реактивный двигатель, в котором использовался этиловый спирт и жидкий кислород. Корпус ракеты представлял собой обшитый снаружи каркас, внутри которого располагались баки с горючим и окислителем.

МБР оборудовали специальным трубопроводом, по которому при помощи турбонасосного агрегата топливо подавалось в камеру сгорания. Воспламенение осуществлялось специальным пусковым топливом. У камеры сгорания располагались специальные трубки, по которым с целью охладить двигатель пропускали спирт.

В ФАУ-2 использовалась автономная программная гироскопическая система наведения, состоящая из гирогоризонта, гировертиканта, усилительно-преобразовательных блоков и рулевых машинок, связанных с ракетными рулями. Управленческая система состояла из четырех графитовых газовых рулей и четырех воздушных. Они отвечали за стабилизацию корпуса ракеты во время ее обратного входа в слои атмосферы. В МБР содержалась неотделяемая головная часть. Масса взрывчатого вещества составляла 910 кг.

О боевом применении А-4

Вскоре немецкой промышленностью было налажено серийное производство ракет ФАУ-2. По причине несовершенной гироскопической управленческой системы МБР не могла реагировать на параллельный снос. Кроме того, интегратор – прибор, который определяет, в какой момент выключается двигатель, работал с погрешностями. В результате немецкая МБР обладала невысокой точностью попадания. Поэтому для боевого испытания ракет конструкторами Германии был выбран Лондон как крупная площадная цель.

По городу было выпущено 4320 баллистических единиц. Цели достигли только 1050 штук. Остальные взорвались в полете или упали за чертой города. Тем не менее стало ясно, МБР – это новое и очень мощное оружие. По убеждению экспертов, если бы немецкие ракеты обладали достаточной технической надежностью, то Лондон был бы полностью уничтожен.

О Р-36М

СС-18 «Сатана» (она же «Воевода») — это одна из самых мощных межконтинентальных баллистических ракет России. Дальность ее действия составляет 16 тыс. км. Работы по данной МБР были начаты в 1986 году. Первый запуск едва не закончился трагедией. Тогда ракета, покинув шахту, упала в ствол.

Спустя несколько лет после конструкторских доработок ракету приняли на вооружение. Дальнейшие испытания осуществлялись с различным боевым оснащением. В ракете применены разделяемые и моноблочные боеголовки. С целью защитить МБР от средств ПРО противника, конструкторами была предусмотрена возможность выброса ложных целей.

Данная баллистическая модель считается многоступенчатой. Для ее работы используются топливные высококипящие компоненты. Ракета многоцелевая. В устройстве имеется автоматический комплекс управления. В отличие от других баллистических ракет, запуск «Воеводы» с шахты может осуществляться при помощи минометного старта. Всего было совершено 43 запуска «Сатаны». Из них успешными оказались только 36.

Тем не менее, как утверждают специалисты, «Воевода» — это одна из самых надежных МБР в мире. Эксперты предполагают, что данная МБР будет состоять на вооружении России до 2022 года, после чего ее место займет более современная ракета «Сармат».

О тактико-технических характеристиках

  • Баллистическая ракета «Воевода» относится к классу тяжелых МБР.
  • Масса — 183 т.
  • Мощность суммарного залпа, выполненного ракетной дивизией, соответствует 13 тыс. атомных бомб.
  • Показатель точности попадания составляет 1300 м.
  • Скорость баллистической ракеты 7,9 км/сек.
  • С боевой головкой весом 4 т МБР способна преодолеть дистанцию 16 тыс. м. Если масса составит 6 т, то высота полета баллистической ракеты будет ограничена и составит 10200 м.

О Р-29РМУ2 «Синева»

Данная баллистическая ракета России третьего поколения по классификации НАТО известна как SS-N-23 Skiff. Местом базирования данной МБР стала подводная лодка.

«Синева» является трехступенчатой ракетой с жидкостными реактивными двигателями. При поражении цели отмечена высокая точность. Ракета комплектуется десятью боевыми головками. Управление осуществляется при помощи российской системы ГЛОНАСС. Показатель максимальной дальности ракеты не превышает 11550 м. На вооружении состоит с 2007 года. Предположительно «Синеву» заменят в 2030-м.

«Тополь-М»

Считается первой российской баллистической ракетой, разработанной сотрудниками Московского института теплотехники после развала Советского Союза. 1994-й стал годом, когда были произведены первые испытания. С 2000 года состоит на вооружении российских ракетных войск стратегического назначения. Рассчитана на дальность полета до 11 тыс. км. Представляет усовершенствованную версию российской баллистической ракеты «Тополь». Для МБР предусмотрено шахтное базирование. Также может содержаться на специальных мобильных пусковых установках. Весит 47,2 т. Ракету изготавливают работники Воткинского машиностроительного завода. Как утверждают специалисты, мощная радиация, высокоэнергетические лазеры, электромагнитные импульсы и даже ядерный взрыв не в состоянии оказать влияние на функционирование данной ракеты.

Благодаря наличию в конструкции дополнительных двигателей «Тополь-М» способен успешно маневрировать. МБР оснащена трехступенчатыми ракетными двигателями, работающими на твердом топливе. Показатель максимальной скорости «Тополь-М» составляет 73200 м/сек.

О российской ракете четвертого поколения

С 1975 года на вооружении РВСН состоит межконтинентальная баллистическая ракета УР-100Н. В классификации НАТО данная модель значится как SS-19 Stiletto. Дальность действия данной МБР составляет 10 тыс. км. Комплектуется шестью боеголовками. Наведение на цель осуществляется при помощи специальной инерциальной системы. УР-100Н является двухступенчатой шахтного базирования.

Силовой агрегат работает на жидком ракетном топливе. Предположительно, данная МБР будет использоваться российскими РВСН до 2030-го.

О РСМ-56

Данную модель российской баллистической ракеты еще называют «Булавой». В странах НАТО МБР известна под кодовым обозначением SS-NX-32. Является новой межконтинентальной ракетой, для которой предусмотрено базирование на подводной лодке класса «Борей». Показатель максимальной дальности составляет 10 тыс. км. Одна ракета комплектуется десятью отделяемыми ядерными боеголовками.

Весит 1150 кг. МБР является трехступенчатой. Работает на жидком (1-я и 2-я ступень) и твердом (3-я) топливе. Службу в российском военно-морском флоте несет с 2013 года.

О китайских образцах

С 1983 года на вооружении Китая состоит межконтинентальная баллистическая ракета DF-5A (Dong Feng). В классификации НАТО данная МБР значится как CSS-4. Показатель дальности полета составляет 13 тыс. км. Создана для «работы» исключительно на континенте США.

Ракета оснащается шестью боеголовками весом по 600 кг. Наведение на цель осуществляется при помощи специальной инерциальной системы и бортовых компьютеров. МБР оборудована двухступенчатыми двигателями, которые работают на жидком топливе.

В 2006 году китайскими инженерами-атомщиками была создана новая модель трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты DF-31A. Дальность ее действия не превышает 11200 км. По классификации НАТО значится как CSS-9 Mod-2. Может базироваться как на подводных лодках, так и на специальных пусковых установках. Ракета обладает стартовым весом 42 т. Использует твердотопливные двигатели.

Об МБР американского производства

С 1990 года военно-морскими силами США используется UGM-133A Trident II. Данная модель является межконтинентальной баллистической ракетой, способной преодолевать расстояния 11300 км. В ней используются три твердотопливных ракетных двигателя. Местом базирования стали подводные лодки. Впервые тестирование состоялось в 1987 году. За весь период ракету запускали 156 раз. Четыре старта закончились неудачно. Одна баллистическая единица может нести восемь боеголовок. Предположительно ракета прослужит до 2042 года.

В Соединенных Штатах с 1970 года несет службу МБР LGM-30G Minuteman III, расчетная дальность которой варьируется в пределах от 6 до 10 тыс. км. Это самая старая межконтинентальная баллистическая ракета. Впервые она стартовала в 1961 году. Позже американскими конструкторами была создана модификация ракеты, которую запустили в 1964 году. В 1968-м стартовала третья модификация LGM-30G. Базирование и запуск осуществляется из шахты. Масса МБР 34 473 кг. В ракете имеется три твердотопливных двигателя. К цели баллистическая единица движется со скоростью 24140 км/ч.

О французской М51

Данная модель межконтинентальной баллистической ракеты эксплуатируется французским военно-морским флотом с 2010 года. Базирование и запуск МБР может осуществляться также и с подводной лодки. М51 была создана с целью заменить устаревшую модель М45. Дальность действия новой ракеты варьируется в пределах от 8 до 10 тыс. км. Масса М51 составляет 50 т.

Оборудована твердотопливным ракетным двигателем. Одна межконтинентальная баллистическая единица оснащается шестью боеголовками.

fb.ru

С какой скоростью летит ракета в космос.?

Чушь, бездумно усвоеная со школы. 8 или точнее 7,9 км/с — это первая космическая скорость — скорость горизонтального движения тела непосредственно над поверхностью Земли, при которой тело не падает, а остается спутником Земли с круговой орбитой на этой самой высоте, т. е. над поверхностью Земли (и это без учета сопротивления воздуха) . Таким образом ПКС — это абстрактная величина, связывающая между собой параметры космического тела: радиус и ускорение свободного падения на поверхности тела, и не имеющая никакого практического значения. На высоте 1000 км скорость кругового орбитального движения будет уже другой. Ракета наращивает скорость постепенно. Например Ракета-носитель Союз имеет через 117.6 с после старта на высоте 47.0 км имеет скорость 1.8 км/с, на 286.4 с полета на высоте 171.4 км, 3.9 км/с. Примерно через 8.8 мин. после старта на высоте 198.8 км скорость КА составляет 7.8 км/с. А вывод орбитального корабля на околоземную орбиту из верхней точки полета ракеты-носителя осуществляется уже активным маневрированием самого ОК. И скорость его зависит от параметров орбиты.

8 км/сек, чтобы преодолеть притяжение Земли

Если на околоземную орбиту то 8 км в сек. Если за пределы то 11 км в сек. Примерно так.

3-5км/с, учитывайте скорость вращения земли вокруг солнца

Точный — со скоростью 7,9 км/секунд выходя она (ракета) будет врашатся вокруг земли, если со скоростью 11 км/ секунд то это уже парабола, т. е. она чуть дальше поедить, есть вероятность что может и не верннутся

в чёрной дыре можно разагнатся до субсветовой скоросте

абстрактная наука-пораждает иллюзии у зрителя

на какой высоте летит космический корабль.

Всё это бред. Важную роль играет не скорость, а сила тяги ракеты. При высоте в 35км начинается полноценный разгон до ПКС (первая космическая скорость) до 450км высоты, постепенно придавая курс направлению вращения Земли. Таким образом сохраняется высота и сила тяги во время преодоления плотных слоёв атмосферы. В двух словах — не нужно расгонять одновременно горизонтальную и вертикальную скорости, значительное отклонение в горизонтальном направлении происходит на 70% нужной высоты.

Рекорд скорости космического аппарата (240 тыс. км/ч) был установлен американо-германским солнечным зондом «Гелиос-Б», запущенным 15 января 1976 г. Самая высокая скорость, с которой когда либо передвигался человек (39897 км/ч), была развита основным модулем «Аполлона 10» на высоте 121,9 км от поверхности Земли при возвращении экспедиции 26 мая 1969 г. На борту космического корабля были командир экипажа полковник ВВС США (ныне бригадный генерал) Томас Паттен Стаффорд (род. в Уэтерфорде, штат Оклахома, США, 17 сентября 1930 г.), капитан 3-го ранга ВМФ США Юджин Эндрю Сернан (род. в Чикаго, штат Иллинойс, США, 14 марта 1934 г.) и капитан 3-го ранга ВМС США (ныне капитан 1-го ранга в отставке) Джон Уотте Янг (род. в Сан Франциско, штат Калифорния, США, 24 сентября 1930 г.). Из женщин наивысшей скорости (28115 км/ч) достигла младший лейтенант ВВС СССР (ныне подполковник-инженер, летчик-космонавт СССР) Валентина Владимировна Терешкова (род. 6 марта 1937 г.) на советском космическом корабле «Восток 6» 16 июня 1963 г.

чтобы пакинуть землю скорость должна быть не менее 11.2 километра в секунду

touch.otvet.mail.ru

Гиперзвуковая война пугает неопределенностью » Военное обозрение

В январе произошло знаковое событие: клуб обладателей технологий гиперзвукового оружия пополнился новым членом. Китай 9 января 2015 г. испытал гиперзвуковой глайдер (планер) под названием WU-14. Это управляемый аппарат, который устанавливается на верхушке межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). Ракета поднимает глайдер в космос, после чего глайдер пикирует на цель, развивая скорость в тысячи километров час.

По данным Пентагона, китайский гиперзвуковой аппарат WU-14 может устанавливаться на различные китайские баллистические ракеты с дальностью стрельбы от 2 тыс. до 12 тыс. км. В ходе январских тестов WU-14 развил скорость в 10 М — это более 12,3 тыс. км/ч. Современные средства противовоздушной обороны не в состоянии надежно поразить маневрирующую цель, летящую на такой скорости. Таким образом, Китай стал третьей страной, после США и России, обладающей технологией гиперзвуковых носителей ядерного и обычного оружия.



Гиперзвуковой глайдер HTV-2 отделяется от разгонного блока (США)

США и Китай работают над схожими проектами гиперзвуковых глайдеров, которые получают первоначальное ускорение за счет подъема на большую высоту с помощью ракеты-носителя, а затем разгоняются во время управляемого спуска с больших высот. Преимущества подобной системы — большая дальность (вплоть до глобального удара по любой точке поверхности Земли), сравнительно простое устройство глайдера (нет маршевого двигателя), большая масса боевой части и высокая скорость полета (более 10 М).

Россия сосредоточена на разработке ракет с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД), которые могут запускаться с земли, кораблей или боевых самолетов. Существует российско-индийский проект по разработке подобных систем оружия, так что к 2023 г. Индия также может войти в «гиперзвуковой клуб». Преимущество гиперзвуковых ракет в меньшей стоимости и большей гибкости применения в отличие от глайдеров, запускаемых с помощью МБР.

Экспериментальная гиперзвуковая ракета с ГПВРД X-51A WaveRider (США)

Оба типа гиперзвукового оружия могут нести обычную или ядерную боевую часть (БЧ). Специалисты Австралийского института стратегической политики рассчитали, что кинетическая энергия удара гиперзвуковой боеголовки (без фугасной или ядерной БЧ) с массой 500 кг и скоростью 6 М по причиняемым разрушениям сравнима с подрывом боеголовки обычной дозвуковой ракеты AGM-84 Harpoon, оснащенной БЧ со взрывчаткой массой около 100 кг. Это всего четверть огневой мощи российской противокорабельной ракеты П-270 Москит со взрывчаткой массой 150 кг и скоростью 4 М.

Казалось бы, гиперзвуковое оружие не намного превосходит существующее сверхзвуковое,однако все не так просто. Дело в том, что боеголовки баллистических ракет легко обнаруживаются на большом расстоянии и падают по предсказуемой траектории. И хотя их скорость огромна, современные компьютерные технологии сделали возможным перехват боеголовок на этапе спуска, что с переменным успехом демонстрирует американская система противоракетной обороны.

В то же время гиперзвуковые летательные аппараты заходят на цель по относительно пологой траектории, находятся в воздухе короткое время и могут маневрировать. В большинстве сценариев современные системы ПВО не в состоянии за короткий промежуток времени обнаружить и поразить гиперзвуковую цель.

Гиперзвуковая ракета со скоростью 6 М пролетит расстояние от Лондона до Нью-Йорка всего за 1 час

Современные зенитные ракеты попросту не смогут догнать гиперзвуковую цель, например, ракета зенитного ракетного комплекса С-300 может разгоняться до скорости в 7,5 М, да и то лишь на короткий промежуток времени. Таким образом, цель со скоростью около 10 М для нее в подавляющем большинстве случаев будет «не по зубам». Кроме того, поражающая способность гиперзвукового оружия может быть увеличена благодаря использованию кассетной боевой части: высокоскоростная шрапнель из вольфрамовых»гвоздей» способна вывести из строя промышленный объект, крупный корабль или уничтожить скопление живой силы и бронетехники на большой площади.

Распространение гиперзвукового оружия, способного проходить сквозь любые системы ПВО, ставит новые вопросы обеспечения глобальной безопасности и военного паритета. Если в этой области не будет достигнуто равновесное сдерживание, как в случае с ядерным оружием, гиперзвуковые удары могут превратиться в распространенный инструмент давления, ведь всего несколько гиперзвуковых боеголовок могут разрушить экономику небольшой страны.

По расчетам Пентагона, американская программа быстрого глобального удара с помощью гиперзвукового оружия позволит без радиационного заражения местности в течение часа поразить любую цель в любой точке мира. Даже в случае ядерного конфликта система может частично заменить ядерное оружие,поражая до 30% целей.

Таким образом, члены»гиперзвукового клуба» получат возможность почти гарантированно уничтожать объекты критической инфраструктуры противника, например,электростанции, пункты управления армией, военные базы, крупные города и промышленные объекты. По расчетам экспертов, до появления первых серийных образцов гиперзвукового оружия осталось 10-15 лет, так что пока есть время для разработки политических соглашений, ограничивающих применение подобного оружия в локальных конфликтах. Если такие соглашения не будут достигнуты, существует высокий риск еще более масштабных гуманитарных катастроф, связанных с применением нового оружия.

topwar.ru

История изобретения баллистической ракеты | Великие открытия человечества

Наверное для многих из нас покажется удивительным факт, что ракетная техника имеет свою тысячелетнюю историю. Согласно историческим документам, впервые ракету изобрели в Китае и применили в 1232 году при осаде монгольской конницей китайского города Пиен-Кинга. Это были небольшие мешочки с порохом, которые крепились к стреле лука. Назывались эти зажигательные ракеты «огненными стрелами», позже их применяли индийцы и арабы. С появлением огнестрельного оружия интерес к ракетам угас на долгие столетия. В 1804 году англичанин Уильям Конгрев наладил массовый выпуск боевых ракет в Европе, внеся существенные изменения в их конструкцию. Масса реактивных снарядов Конгрева равнялась 20 кг, они могли поражать цель на большие расстояния (до 1000 м). С развитием более эффективного нарезного огнестрельного оружия вопрос применения ракет потерял свою актуальность еще на одно столетие.

В 1903 году появилась работа К.Циолковского, в которой знаменитый ученый предсказал, что когда-нибудь ракета выведет человека на космические просторы. Впервые ученый разработал и представил схему нового жидкостного реактивного двигателя. В 1909 году американский ученый Р. Годдард выдвинул идею создания многоступенчатой ракеты и взял патент (в 1914 г.) на ее конструкцию. Преимущество нескольких ступеней состояло в том, ступень с израсходованным топливом отбрасывалась, уменьшая массу ракеты, которую следовало разогнать до еще больших скоростей. Первый жидкостный двигатель Годдарда работал на эфире и жидком кислороде. В 30-е годы его ракеты поднимались ввысь до 3 км при стартовом весе 350 кг.

В этот же период в ряде стран также ведутся работы по усовершенствованию ракет. С первого взгляда принцип работы ЖРД довольно прост. Топливо и окислитель помещают в отдельные баки. Затем они под высоким давлением поступают в камеру сгорания, здесь они перемешиваются, вступают в реакцию, испаряются и воспламеняются. В результате этого образуются горячие газы, которые с огромной силой выбрасываются обратно через сопло, появляется реактивная тяга. Однако на практике возникали большие технические трудности. Наиболее острым был вопрос устойчивого горения топлива в предназначенной для этого камере сгорания, а также охлаждения двигателя. Возникали трудности с высокоэнергетическим горючим для двигателя, а также способах подачи в камеру сгорания компонентов топлива, чтобы они равномерно перемешивались и хорошо распылялись по всей камере, что обеспечило бы их полное сгорание и максимальное выделение тепла. Нужны были надежные системы для управления ракетой и регулирования работы двигателя. В результате многочисленных испытаний было установлено, что двигатели, которые работают на топливе из двух отдельных компонентов, более эффективны. Один из компонентов — горючее (керосин, гидразин, жидкий водород), другой — окислитель (жидкий кислород, жидкий фтор, азотная кисдлта, окислы азота). Для более эффективного распыления и перемешивания топлива в передней части камеры (форсуночная головка) имелись специальные форсунки.

В 30-е годы прошлого столетия группа советских испытателей (конструкторы С. Королев и М. Тихонравов) разработала и провела несколько запусков ракет. Первая ракета ГИДР-09 была запущена в 1933 году. Стартовая масса ракеты составляла 19 кг при диаметре 18 см и длине 2,4 м, максимальная высота полета — 400 м. В качестве топлива (примерно 5 кг) использовали сгущенный бензин (горючее) и жидкий кислород (окислитель). К сожалению, в 1939 г. работы Реактивного НИИ были приостановлены, а многие конструкторы сосланы в лагеря. В этот же период немецкие ученые успешно работают в области создания боевых ракет. В 1937 году в Пенемюнде появился ракетный центр, который возглавили В. фон Браун и К. Ридель. Если изначально в центре было несколько сотен рабочих и 120 сотрудников, то в 1943 году его численность возросла до 15 тысяч человек. Здесь находился завод по изготовлению жидкого кислорода и самая крупная в Европе аэродинамическая труба. Здесь был создан самолет-снаряд «Фау-1» и первая в мире баллистическая ракета «Фау-2», экспериментальный запуск которой состоялся в 1942 году. Баллистическая ракета управляется лишь на начальной стадии полета, после отключения двигателей ее полет подобен полету свободно брошенного камня. Стартовая масса ракеты составляла 12700 кг, дальность полета — 190 км, высота полета — 96 км. В январе 1944 г. немцы наладили серийный выпуск «Фау». Дальность ее полета достигала 300 км, высота полета — 90 км, скорость полета — 1,5 км/с, вес боевого заряда ракеты — до 1 т. С сентября 1944 года Германия произвела 4300 боевых пусков, 1402 ракеты были направлены против Великобритании. Для увеличения дальности полета на баллистической ракете А-4 были установлены стреловидные крылья.

После войны образцы баллистических ракет ФАУ-2 попали в СССР и США. В Америке запуск ФАУ-2 был произведен в апреле 1946 г., позже на ее основе появилась тактическая ракета, оснащенная ядерной боеголовкой «Редстоун». В СССР на базе ФАУ-2 была создана баллистическая ракета Р-1, ее запуск состоялся в сентябре 1948 г. В 1957 году на полигоне Байконур успешно стартовала межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, длина которой достигала 30 м, масса — 270 т. В этом же году Р-7 успешно вывела на орбиту впервые в мире искусственный спутник Земли.

mirnovogo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *