Б — это… Что такое Щука-Б?

МПЛАТРК проекта 971 «Щука-Б»
Основные характеристики
Тип корабляМПЛАТРК
Обозначение проекта971 «Щука-Б»
Классификация НАТО«Akula»
Скорость (надводная)11,6 узла
Скорость (подводная)33 узла
Рабочая глубина погружения480 м
Предельная глубина погружения600 м
Автономность плавания100 суток
Экипаж73 человека (31 офицер)
Стоимость
$785 млн (2007)[1]
Размеры
Водоизмещение надводное8 140 т
Водоизмещение подводное12 770 т
Длина наибольшая (по КВЛ)110,3 м
Ширина корпуса наиб.13,6 м
Средняя осадка (по КВЛ)9,7 м
Силовая установка
Атомная. 1 реактор типа ОК-650М (190 МВт) на тепловых нейтронах, два вспомогательных электродвигателя по 410 л. с., два дизель-генератора ДГ-300 по 750 л. с.
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
Торпедные аппараты: 4 x 650 мм, 12 торпед, 4 x 533 мм, 28 торпед
Ракетное вооружениеракето-торпеды, крылатые ракеты РК-55 «Гранат», подводные ракеты вместо части торпед
ПВОПЗРК «Стрела-ЗМ», 3 пусковых контейнера, 18 ракет
Изображения на Викискладе

Подводные лодки проекта 971 «Щу́ка-Б» (обозначение НАТО — «Akula») — серия советских многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения, спроектированных по тому же техническому заданию, что и титановые лодки проекта 945 «Барракуда», но со стальным корпусом. Построенные в 1983—2004 годах «Щуки-Б» стали основным типом многоцелевых атомных субмарин в российском флоте, придя на смену устаревшим лодкам проекта 671РТМК «Щука».

История создания

Решение о разработке массовой серии многоцелевых субмарин третьего поколения было принято в июле 1976 года. Проектированием лодки занималось СКБ-143 «Малахит». До 1997 года работами руководил главный конструктор Г. Н. Чернышёв, после его смерти — Ю. И. Фарафонтов.[2] Техническое задание было оставлено таким же, как у проекта 945 «Барракуда», работы «Малахита», и проектирование велось на его основе, поэтому работы над этапом эскизного проектирования не проводились. В отличие от «Барракуды» корпус лодки предполагалось выполнять не из титана, а из маломагнитной стали. С таким предложением выступили кораблестроители из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно российское предприятие, «Севмаш», мощностей которого было явно недостаточно для строительства крупной серии в достаточно короткие сроки. В то же время, замена титана сталью позволяла использовать возросшие мощности дальневосточных заводов. 13 сентября 1977 года технический проект был утверждён, однако в связи со строительством в США подводных лодок нового типа «Лос-Анджелес» с гидроакустическими комплексами нового поколения, «Щуку-Б» отправили на доработку.

Усовершенствованный проект был готов к 1980 году. Первая часть серии строилась в Комсомольске-на-Амуре, что весьма необычно, ведь в строительстве подводного флота, за исключением проекта 659, который строился только на Дальнем Востоке, тихоокеанским верфям отводилась всегда ведомая роль.

В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской компании «[3].

Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula». Позднее проект несколько раз усовершенствовался, и лодки, построенные по изменённым проектам, получили на западе кодовые названия «Improved Akula» (русск. «Улучшенная Акула»), проект 971М соответствует обозначению «Akula-II». Последнюю из построенных лодок, К-335 «Гепард», воплощение последних технических достижений, на Западе называют «Akula-III».

Конструкция

«Щука-Б» в море. Видны выдвижные устройства.

Корпус

Проект 971 имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен из высококачественной легированной стали с σт = 1 000 МПа (10 000 кгс/см²). Для упрощения монтажа оборудования, лодка спроектирована с использованием зональных блоков, что позволило перенести значительный объём работ из стеснённых условий отсеков подлодки непосредственно в цех. После завершения монтажа зональный блок «закатывается» в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем.

[4] Используется двухкаскадная система амортизации: все механизмы размещены на амортизированных фундаментах, кроме того каждый зональный блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами.[4] Кроме снижения общей шумности АПЛ, такая схема позволяет уменьшить воздействие подводных взрывов на оборудование и экипаж.[4][5] Лодка имеет развитое вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором находится буксируемая антенна. Особенностью проекта является плавно сопряжённое соединение хвостового оперения с корпусом. Это сделано для уменьшения гидродинамических завихрений, создающих шум.

Силовая установка

Энергообеспечение осуществляется атомной энергетической установкой. На головной лодке, К-284 «Акула», установлен водо-водяной ядерный реактор ОК-650М.01. На более поздних заказах АЭУ имеет небольшие усовершенствования. В некоторых источниках сообщается, что последующие лодки оснащены реакторами типа ОК-9ВМ[6]. Тепловая мощность реактора составляет 190 МВт, мощность на валу — 50 000 л. с. Два вспомогательных электродвигателя в откидных забортных колонках имеют мощность по 410 л. с., имеется один дизель-генератор АСДГ-1000.

Размещение экипажа

Условия обитаемости несколько улучшены, по сравнению с проектом 671РТМК «Щука». Весь экипаж размещён во 2-м жилом отсеке в каютах. В остальных отсеках личный состав несёт вахту и выполняет свои служебные обязанности.

Вооружение

«Щука-Б» вооружена торпедно-ракетным комплексом, включающим 4 торпедных аппарата калибра 650 мм и 4 торпедных аппарата калибра 533 мм. По некоторым данным у отдельных модификаций число торпедных аппаратов увеличено до 10.

[7]

В качестве боеприпасов калибра 650 мм могут быть использованы: торпеды 65-76, противолодочные ракетные комплексы ПЛРК-6 «Водопад» и ПЛРК-7 «Ветер» с возможностью установки ядерного заряда.

Аппараты калибра 533 мм оснащены системой подготовки торпед «Гринда» и могут использовать торпеды, в частности глубоководные торпеды УГСТ и электрические самонаводящиеся торпеды УСЭТ-80, ракето-торпеды (тип АПР-ЗМ), подводные ракеты М5 «Шквал», крылатые ракеты С-10 «Гранат» с ядерной боевой частью, предназначенные для уничтожения авианосцев[8], противолодочные управляемые ракеты (ПЛУР) модели 83Р. Также, через торпедные аппараты возможна постановка как обычных, так и самотранспортирующихся мин.

Используемый комплекс вооружения позволяет «Щукам-Б» бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также поражать наземные объекты высокоточными крылатыми ракетами.[5]

Радиоэлектронное оборудование

Буль с буксируемой антенной внутри на хвостовом оперении

Радиоэлектронное и гидроакустическое оснащение лодки в общих чертах совпадает с оборудованием проекта 945 «Барракуда» и включает в себя:

  • гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3» с цифровой обработкой сигналов,
  • навигационный комплекс «Симфония-У»,
  • комплекс спутниковой радиосвязи «Молния-МЦ»,
  • радиолокационный комплекс «Радиан» (МРКП-58 или МРКП-59),
  • система космической связи «Цунами-БМ»,
  • перископ «Сигнал-3»,
  • перископ «Лебедь-11» или «Лебедь-21».

Также, на лодке установлен специальный аппаратный комплекс для управления крылатыми ракетами «Гранат».

Модификации

модификации проекта. Снизу вверх: 971 до 1988 года, 971 после 1988 года, 971У, 971М

Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula». Позднее проект несколько раз усовершенствовался:

  • «Леопард», «Тигр» и «Морж» создавались с улучшенной акустической скрытностью. Эти лодки в классификации НАТО обозначены именем «Improved Akula» (русск. «Улучшенная Акула»), хотя в России их в отдельную модификацию не выделяют.
  • Лодки «Вепрь» и «Дракон» построены по усовершенствованному проекту 971У, получившему на западе обозначение «Akula-II». Эти субмарины имеют слегка изменённые внешние обводы из-за дополнительной вставки, удлинившей корпус на 4 метра, с 110,3 м до 114,3 м, и позволившей разместить дополнительное радиоэлектронное оборудование и оборудование для активного подавления шума и вибраций от энергетической установки. Водоизмещение возросло с 8 140/12 770 тонн до 9 830/12 390 тонн. Лодки также получили новую модификацию реактора — ОК-650М. По проекту 971У должны были быть построены также «Нерпа», «Гепард», «Рысь» и «Кугуар».
  • К-335 «Гепард» создана по модернизированному проекту (в различных источниках ошибочно проект называется 971М или 971У, в то время как в ВМФ РФ он числится как 971), ставшему воплощением последних технических достижений, на Западе эту модификацию называют «Akula-III».
  • К-152 «Нерпа» и ещё одна, пока безымянная лодка, достраиваются по особому проекту 971И для передачи в аренду ВМС Индии. Модификация 971И создана на основе 971У («Akula-II») и отличается экспортным, несекретным вариантом радиоэлектронного оснащения.

История службы

«Барс», представитель первой «Кошачьей серии». 650 тонн, 68 метров. 1914 год.

Неизвестный представитель второй «Кошачьей серии». 12 770 тонн, 110 метров. 1990 год.

Головная «Щука-Б», К-284, вступила в строй Тихоокеанского флота ВМФ СССР в 1984 году. Уже на ходовых испытаниях измерения показали, что новая субмарина имеет уровень шума примерно в 4 раза меньший, чем лодки проекта 671РТМК «Щука». Первоначально «Щуки-Б» несли только тактические номера, но 10 октября 1990 года главнокомандующий ВМФ СССР В. Н. Чернавин издал указ о присвоении К-317 имени «Пантера»

[5] в честь подводной лодки, открывшей в 1919 году боевой счёт российских подводников. В дальнейшем все лодки получили имена собственные, перекликающиеся с именами дореволюционных российских подводных лодок. «Щуки-Б», выпущенные на Севмаше получили имена лодок типа «Барс», которые являлись самой удачной и многочисленной серией российских субмарин начала XX века. За эти имена проект 971 на флоте прозвали «кошачьей серией».

Во время военной акции войск США в Сербии в 1996 году подводная лодка К-461 «Волк» осуществляла боевую службу в Средиземном море[9]. Она была обнаружена при прохождении Гибралтара, однако через некоторое время контакт с лодкой был потерян, и обнаружилась она только у берегов Югославии[3]. «Волк» осуществлял защиту ТАКР «Адмирал Кузнецов» от подводных лодок, за время боевой службы было выполнено слежение за несколькими субмаринами НАТО, в том числе за американской атакующей субмариной типа «Лос-Анджелес»[10]

В том же году другая «Щука-Б» с экипажем под командованием капитана 1-го ранга А. В. Буриличева находясь на боевой службе в дальних районах Атлантики обнаружила ПЛАРБ ВМС США и скрытно наблюдала за её выходом в боевое патрулирование. После того похода командиру экипажа было присвоено звание Героя Российской Федерации[11].

Сравнительная оценка

Проект 971 относится к третьему поколению подводных лодок, основными признаками которого являются сниженный уровень шумов и усовершенствованные средства связи и обнаружения. По сравнению с лодками второго поколения, у проекта 971 «Щука Б» имеются следующие особенности:

  • дальность обнаружения целей возросла в 3 раза,
  • существенно сократилось время определения скорости цели,
  • уровень собственных шумов снижен приблизительно в 4 раза по сравнению с предшественницей — «Щукой»
  • высокая степень автоматизации позволила уменьшить численность экипажа почти вдвое, со 130 до 73 человек.

В сравнении с лодками третьего поколения, «Щука-Б» превосходит все аналогичные проекты как по скрытности, так и по вооружённости. Некоторые специалисты сравнивают «Щуку-Б» не с прямым конкурентом — американским проектом «Improved Los Angeles», а с гораздо более совершенными проектами «Сивулф» и «Вирджиния». Так, адмирал Джереми Бурда (англ. Jeremy M. Boorda), являвшийся начальником оперативного штаба ВМС США в 1994—1996 годах, отмечал, что американские корабли оказались не в состоянии обнаруживать «Щуку-Б», идущую со скоростью 6-9 узлов, то есть по малошумности лодки проекта 971 соответствуют параметрам лодок четвёртого поколения[10]. «Кошачья серия» способна незамеченной преодолевать систему обнаружения подводных лодок SOSUS[12], создавшую в своё время много проблем советским подводникам.

29 февраля 1996 года во время учений флота НАТО после успешно выполненного задания по обнаружению субмарин условного противника, на связь с кораблями вышла необнаруженная российская субмарина с просьбой о помощи. Вскоре, в середине ордера кораблей НАТО всплыла подводная лодка, опознанная британскими моряками как проект 971 «Щука-Б». Один из членов экипажа лодки нуждался в срочной медицинской помощи из-за острого приступа аппендицита[3] (по другим данным российское посольство в Лондоне обратилось к командованию британских ВМС с просьбой оказать помощь больному перитонитом матросу, перенёсшему на борту «Щуки» операцию[13]). Больной подводник был доставлен на британский эсминец «Глазго», а оттуда вертолётом типа «Линкс» его отправили в госпиталь. Британская пресса освещала этот случай, а газета «Таймс» отметила, что это была демонстрация незаметности российских подводных лодок. Британские моряки тогда ошиблись: перед ними была «Щука» проекта 671РТМК, а не «Щука-Б»[14].

Некоторые специалисты скептически относятся к сравнению проекта 971 с лодками четвёртого поколения, считая оценку характеристик завышенной[5].

Реакция

В 1991 году в конгресс США были вынесены проекты реакции на создание в России атомарин проекта 971, предлагавшие, в том числе:

  • потребовать от России предать гласности долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;
  • установить для России и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;
  • оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.

Тяжёлая экономическая ситуация в 1990-х годах в России сделала эти предложения неактуальными и снизила обеспокоенность в США. Также, во время строительства серии большой активностью отличалась международная экологическая организация Гринпис, указывающая, что именно новые российские субмарины несут наибольшую угрозу радиационной безопасности северных морей. Как только финансовые трудности не позволили продолжить строительство «Щук-Б», деятельность Гринписа в этом направлении была свёрнута[3]. Американский военно-морской аналитик Н. Полмар на заседании в конгрессе США в 1997 году заявил следующее:

Появились зловещие признаки того, что Советы достигли успехов области снижения шумности субмарин. Советские лодки класса «Akula», вышедшие в море в середине 1980-х, были намного тише, чем прогнозировалось.

Оригинальный текст (англ.)  

There were, however, ominous signs that the Soviets were making progress in submarine quieting. The Soviet Akula class, which went to sea in the mid-1980s, was far quieter than expected[15].

Атомные подводные лодки проекта «Improved Akula», вышедшие в море в 1990-х, вскоре показали, что Советы превзошли ВМС США в некоторых аспектах акустической маскировки — «Improved Akula» оказались тише, чем наши новейшие атакующие субмарины класса «Improved Los Angeles».

Оригинальный текст (англ.)  

The Improved Akula SSN, which went to sea in 1990, soon revealed that the Soviets had surpassed the U.S. Navy in some areas of acoustic quieting—the Improved Akula was quieter than our newest attack submarines, the Improved LOS ANGELES class[15].

В том же выступлении Полмаром цитировались слова Командующего морскими операциями США, адмирала Джереми Бурды (англ. Jeremy Michael Boorda) :

Впервые с того времени, как мы спустили на воду «Наутилус»[16] возникла ситуация, что у русских в море есть субмарины, которые тише наших. Как вы знаете, для подводных лодок малошумность — главное качество.

Оригинальный текст (англ.)  

This is the first time since we put NAUTILUS to sea that [the Russians] have had submarines at sea quieter than ours. As you know, quieting is everything in submarine warfare[15].

Представители

Всего по проекту планировалась постройка 25 кораблей[17]: 13 в Комсомольске-на-Амуре и 12 в Северодвинске. В 1983—1993 годах было заложено 20 субмарин, из них 14 достроены (по 7 на каждом заводе) и входят в состав ВМФ России, на последней из них — К-335 «Гепард» флаг был поднят 4 декабря 2001 года в присутствии Президента и Верховного Главнокомандующего В. Путина[18]. Две подлодки, «Рысь» и «Кугуар», недостроены и разобраны, ещё одна, К-152 «Нерпа», спущена на воду и достраивается[17].

Завод имени Ленинского комсомола № 199, Комсомольск-на-Амуре

Северное машиностроительное предприятие № 402, Северодвинск

Современный статус

Все достроенные лодки проекта, кроме трёх, находятся в строю и входят в состав Северного и Тихоокеанского флотов, с базированием на губу Ягельная (СФ) и в посёлке Рыбачий (ТОФ). Головная лодка проекта, К-284 «Акула», была исключена из боевого состава флота и по крайней мере с 1996 года находится на отстое на базе ТОФ в бухте Крашенинникова[27]. К-480 «Ак Барс» была выведена из боевого состава флота в 1998 году и находилась на долговременном хранении в губе Ягельная. В 2007 году К-480 была отбуксирована на СРЗ Звёздочка для разделки на металл. Недостроенные конструкции лодок «Севмаша» К-337 «Кугуар» и К-333 «Рысь» были использованы при строительстве стратегического ракетоносца «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Две из четырёх недостроенных лодок завода им. Ленинского комсомола отменены на ранних стадиях готовности, третья лодка, К-152 «Нерпа», уже спущена на воду и достраивается. 15 июня 2008 года планируется её сдача в лизинг ВМС Индии за $650 млн сроком на 10 лет[28]. Интересно, что в индийском флоте «Нерпа» будет носить имя «Chakra»[28]. Ранее это имя носила советская атомарина К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988—1992 годах и ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой «Чакре» заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов[29]. Условия контракта с Индией предусматривают также достройку и передачу в аренду индийской стороне четвёртой из недостроенных в Комсомольске-на-Амуре лодок, готовность которой по состоянию на 2002 год была равна 42 %[3][28].

Над тремя лодками: «Волк», «Тигр» и «Леопард» шефствуют районы Нижнего Новгорода.[30]

Аварии

8 ноября 2008 г, во время испытаний в Японском море в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (Лодочная Объемная Химическая) на борту К-152 «Нерпа» погибли 20 человек — 17 гражданских и 3 военных. Еще 21 человек был госпитализирован (позже за помощью обратились ещё 20 человек из гражданских специалистов[31]. На борту АПЛ в момент аварии находились 208 человек, из них 81 — военнослужащие.[32][33].

Примечания

  1. См. К-152 «Нерпа»
  2. «Гепард» — первый атомный подводный крейсер XXI века, Игорь Лисочкин, shipbuilding.ru
  3. 1 2 3 4 5 Фёдоров, Вячеслав ОРУЖИЕ РОССИИ. «Гепард»: Подводный охотник.. Военная библиотека Фёдорова (2000-2008). Проверено 13 марта 2008.
  4. 1 2 3 «Пантера» проходит испытания, Андрей Гавриленко, «Красная звезда» (rosprom.gov.ru), 18.01.2007
  5. 1 2 3 4 Михайлов, Андрей «Бесшумному охотнику» глубин исполнилось 20 лет. Роспром. Федеральное агентство по промышленности. 21.06.2004 (ПРАВДА.Ру, 16.06.2004). Проверено 13 марта 2008.
  6. Ю. В. Апальков «Подводные лодки» т.1 ч.2, «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2002
  7. Российскому флоту вернули две модернизированные атомные подлодки. lenta.ru (23.01.2008). Проверено 14 марта 2008.
  8. Мясников, Виктор Стратегические ракеты улетели в Китай и Иран. nvo.ng.ru (07.07.2006). Проверено 14 марта 2008.
  9. ВОЕННЫЙ ПОРТАЛ Атомная подводная лодка (Проект 971) «Щука-Б». snariad.ru (2007). Проверено 16 марта 2008.
  10. 1 2 Владимир Ильин, Алексей Колесников. Многоцелевая атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б». milrus.com / Подводные лодки России. Иван Иванов (2005-2007). Проверено 16 марта 2008.
  11.  Буриличев, Алексей Витальевич на сайте «Герои страны»
  12. Первыми это продемонстрировали подводные лодки проекта 671РТМ(К) «Щука». См. Черный Принц подводного флота. lenta.ru. Илья Крамник (08.09.2006). Проверено 16 марта 2008.
  13. Порвут ли русские «Щуки» американские сети? Чей подводный флот сегодня сильнее, vlasti.net, 17.10.2008
  14. Submarina.Ru ПЛАТ — Проект 671РТМ(К) «Щука». submarine.id.ru (2000-2008). Проверено 16 марта 2008.
  15. 1 2 3 Polmar, Norman Statement by Norman Polmar (англ.). Military Affairs in Congress — 1997. Federal Association of Scientists (1997). Проверено 16 марта 2008.
  16. Имеется в виду первая в мире атомная подводная лодка USS Nautilus SSN-571, построенная американцами и названная в честь корабля из романа Жюля Верна.
  17. 1 2 Амурский судостроительный завод завершил строительство атомной подлодки «Нерпа». shipbuilding.ru. Портал машиностроения (5 июля 2006 года). Проверено 10 марта 2008.
  18. Корабелы из Северодвинска. Красная звезда. rosprom.gov.ru (20.03.2006). Проверено 14 марта 2008.
  19. 1 2 3 Тихоокеанский флот, kommersant.ru со ссылкой на Журнал «Власть» № 7(760) от 25.02.2008
  20. 1 2 3 Улучшенный проект, получивший название «Improved Akula»
  21. 1 2 Модификация 971У. Длина увеличена для размещения дополнительного оборудования. Получил западное обозначение «Akula-II»
  22. 1 2 Модификация 971И. Подписан договор с Индийскими ВМС о достройке и аренде.
  23. В.В.Путин посетил ОАО «Амурский судостроительный завод», premier.gov.ru, 11.05.2009
  24. Владимир Путин пригласил слесаря-монтажника «Амурского судостроительного завода» на совещание, regnum.ru, 11.05.2009
  25. Недолгий век «Барса», vdvsn.ru
  26. Модификация 971М. В некоторых изданиях обозначается как «Akula-III»
  27. Фотография К-284
  28. 1 2 3 ФГУП «Рособоронэкспорт» по информации Интерфакс-АВН Построенная для Тихоокеанского флота атомная подлодка «Нерпа» может быть передана в лизинг ВМС Индии в 2008 году.. vpk.name (5 сентября 2007). Проверено 10 марта 2008.
  29. Николаев, А. С. Проект 670 «Скат» (NATO – «Charlie-I»). (2003). Проверено 10 марта 2008.
  30. Нижегородских школьников отправляют на подлодку, rosbaltvolga.ru, 2008/10/24
  31. http://www.nr2.ru/society/206858.html
  32. Небоевые потери российского флота, Виктор Мясников. Независимая газета 2008-11-10
  33. Авария на подлодке Тихоокеанского флота, www.lenta.ru

Ссылки

Литература

  • В. П. Кузин, В. И. Никольский Военно-Морской Флот СССР 1945—1991. — Санкт-Петербург: ИМО, 1996.
  • В. Е. Ильин, А. И. Колесников Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник. — ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002.
  • А. Н. Гусев Подводные лодки России: Иллюстрированный справочник. — Санкт-Петербург: 2000.
  • С. С. Бережной Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России. — Санкт-Петербург: МИА № 7, 2001.
  • В. Демьяновский, А. Котлобовский Подводный щит СССР ч.1. — Майор, 2003.
  • А. В. Вырский, В. Ульянов Праздник, длиною 10 лет….
  • Тарас А. Е. Атомный подводный флот 1955—2005. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. — 216 с. — ISBN 985-13-8436-4

К-284 «Акула» | К-263 «Дельфин» | К-322 «Кашалот» | К-391 «Кит» | К-331 «Нарвал» | К-419 «Морж» | К-295 «Дракон» | К-152 «Нерпа» | К-480 «Ак Барс» | К-317 «Пантера» | К-461 «Волк» | К-328 «Леопард» | К-154 «Тигр» | К-157 «Вепрь» | К-335 «Гепард» | К-337 «Кугуар»* | К-333 «Рысь»* * — К-333, К-337, а также ещё три лодки без номеров — не достраивались

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

США не заметили российскую подводную лодку у своих берегов

Подлодка, по данным издания, которое ссылается на неназванные источники в госорганах США, провела в заливе около месяца и была обнаружена в тот момент, когда покидала эту территорию.
Российская подлодка присутствовала вблизи территориальных вод США в период с июня по июль 2012 года. Точные даты, как и предполагаемое местонахождение подводной лодки в этот период, не уточняются. По данным издания, тот факт, что ВМС США не смогли обнаружить подлодку, вызывает озабоченность в силовых кругах Соединенных Штатов.

Никаких других подтверждений нахождения в Мексиканском заливе российской подлодки не поступало. Официальные комментарии силовых ведомств и властей США не приводятся.

По всей видимости, в сообщении The Washington Free Beacon речь идет о подлодке проекта 971 «Щука-Б» («Akula» по классификации НАТО). Эти АПЛ являются основным типом многоцелевых подлодок в ВМФ России и отличаются от предыдущих поколений повышенным уровнем малозаметности. Всего было произведено 15 таких субмарин, большинство из них находятся в составе Северного и Тихоокеанского флотов РФ.

lenta.ru  

P.S.


Подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» (обозначение НАТО — «Akula»; не следует путать с проектом 941 «Акула») — серия советских многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения, спроектированных по тому же техническому заданию, что и титановые лодки проекта 945 «Барракуда», но со стальным корпусом. Построенные в 1983—2004 годах «Щуки-Б» стали основным типом многоцелевых атомных субмарин в российском флоте, придя на смену устаревшим лодкам проекта 671РТМК «Щука».

История создания «Щуки-Б»

Решение о разработке массовой серии многоцелевых субмарин третьего поколения было принято в июле 1976 года. Проектированием лодки занималось СКБ-143 «Малахит». До 1997 года работами руководил главный конструктор Г. Н. Чернышёв, после его смерти — Ю. И. Фарафонтов. Техническое задание было оставлено таким же, как у проекта 945 «Барракуда», работы «Малахита», и проектирование велось на его основе, поэтому работы над этапом эскизного проектирования не проводились. В отличие от «Барракуды» корпус лодки предполагалось выполнять не из титана, а из маломагнитной стали. С таким предложением выступили кораблестроители из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно российское предприятие, «Севмаш», мощностей которого было явно недостаточно для строительства крупной серии в достаточно короткие сроки. В то же время, замена титана сталью позволяла использовать возросшие мощности дальневосточных заводов. 13 сентября 1977 года технический проект был утверждён, однако в связи со строительством в США подводных лодок нового типа «Лос-Анджелес» с гидроакустическими комплексами нового поколения, «Щуку-Б» отправили на доработку.

Усовершенствованный проект был готов к 1980 году. Первая часть серии строилась в Комсомольске-на-Амуре, что весьма необычно, ведь в строительстве подводного флота, за исключением проекта 659, который строился только на Дальнем Востоке, тихоокеанским верфям отводилась всегда ведомая роль.

В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской компании «Toshiba» партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко снижало шумность субмарин. Сделка была секретной, но информация о ней попала в мировую прессу. В результате, США ввели экономические санкции против компании.

Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula». Позднее проект несколько раз усовершенствовался, и лодки, построенные по изменённым проектам, получили на западе кодовые названия «Improved Akula» (рус. «Улучшенная Акула»), проект 971М соответствует обозначению «Akula-II». Последнюю из построенных лодок, К-335 «Гепард», воплощение последних технических достижений, на Западе называют «Akula-III»

Конструкция «Щуки-Б»

Корпус
Проект 971 имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен из высококачественной легированной стали с σт = 1 000 МПа (10 000 кгс/см²). Для упрощения монтажа оборудования, лодка спроектирована с использованием зональных блоков, что позволило перенести значительный объём работ из стеснённых условий отсеков подлодки непосредственно в цех. После завершения монтажа зональный блок «закатывается» в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем. Используется двухкаскадная система амортизации: все механизмы размещены на амортизированных фундаментах, кроме того каждый зональный блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами. Кроме снижения общей шумности АПЛ, такая схема позволяет уменьшить воздействие подводных взрывов на оборудование и экипаж. Лодка имеет развитое вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором находится буксируемая антенна. Также на ПЛ установлены два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками. Особенностью проекта является плавно сопряжённое соединение хвостового оперения с корпусом. Это сделано для уменьшения гидродинамических завихрений, создающих шум.
Шумность лодки на 4-8 узлах 90-110 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м

Силовая установка
Энергообеспечение осуществляется атомной энергетической установкой. На головной лодке, К-284 «Акула», установлен водо-водяной ядерный реактор ОК-650М.01. На более поздних заказах АЭУ имеет небольшие усовершенствования. В некоторых источниках сообщается, что последующие лодки оснащены реакторами типа ОК-9ВМ. Тепловая мощность реактора составляет 190 МВт, мощность на валу — 50 000 л. с. Два вспомогательных электродвигателя в откидных забортных колонках имеют мощность по 410 л. с., имеется один дизель-генератор АСДГ-1000.

Размещение экипажа
Условия обитаемости несколько улучшены, по сравнению с проектом 671РТМК «Щука». Весь экипаж размещён во 2-м жилом отсеке в каютах. В остальных отсеках личный состав несёт вахту и выполняет свои служебные обязанности.

Вооружение
«Щука-Б» вооружена торпедно-ракетным комплексом, включающим 4 торпедных аппарата калибра 650 мм и 4 торпедных аппарата калибра 533 мм. По некоторым данным у отдельных модификаций число торпедных аппаратов увеличено до 10.

В качестве боеприпасов калибра 650 мм могут быть использованы: торпеды 65-76, противолодочные ракетные комплексы ПЛРК-6 «Водопад» и ПЛРК-7 «Ветер» с возможностью установки ядерного заряда.

Аппараты калибра 533 мм оснащены системой подготовки торпед «Гринда» и могут использовать торпеды, в частности глубоководные торпеды УГСТ и электрические самонаводящиеся торпеды УСЭТ-80, ракето-торпеды (тип АПР-ЗМ), подводные ракеты М5 «Шквал», крылатые ракеты С-10 «Гранат» с ядерной боевой частью, предназначенные для уничтожения авианосцев, противолодочные управляемые ракеты (ПЛУР) модели 83Р. Также, через торпедные аппараты возможна постановка как обычных, так и самотранспортирующихся мин.

Используемый комплекс вооружения позволяет «Щукам-Б» бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также поражать наземные объекты высокоточными крылатыми ракетами.

Начиная с К-391 (за исключением экспортного варианта К-152 «Нерпа») в носовой части корабля монтируются пусковые установки средств комплекса гидроакустического противодействия.

 

По уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог — многоцелевую АПЛ 3-го поколения «Лос-Анджелес”.

 

Материал из Википедии — свободной энциклопедии 

russiahousenews.info

ПЛА проекта 971 «Щука Б» («Akula»)

Предназначена для нанесения ударов по корабельным группировкам и береговым объектам. По конструкции-двухкорпусная лодка с высоким кормовым оперением, на котором размещен обтекатель для буксируемой антенны. Корпус разделен на семь отсеков. Самая малошумная атомная подводная лодка отечественной постройки.

Тактико-технические характиристикм

Водоизмещение, т:
      надводное8140
      полное подводное12770
Главные размерения, м:110,3×13,6×9,68
Энергетическая установкаатомная, паротурбинная
Мощность:
     водо-водяной реактор, МВт1×190
     паровая турбина, л.с.1×50000
     вспомогательные дизели, л.с.2×750
     гребные электродвигатели, кВт2×276
     резервные движетельные комплексы с электродвигателями,кВт2×370
Движители1×7 — лопастный ВФШ
Глубина погружения, м600
Скорость полного хода, уз:
      надводного10
      подводного33
Экипаж, чел.73
Автономность, сут.100

Вооружение

Минно-торпедное вооружение

4×650мм ТА; 4×533мм ТА. Запас торпед — 28 в различных комбинациях

Самонаводящаяся электрическая торпеда СЭТ-65

Телеуправляемая электрическая самонаводящаяся торпеда ТЭСТ-71М

Дальноходная кислородная самонаводящаяся торпеда 53-65К

Ракетное вооружение

Комплекс стратегических крылатых ракет «Гранат»

Зенитный ракетный комплекс «Стрела»

Радиотехническое вооружение

Гидроакустический комплекс МГК-540

Серия:

К-284 (1984)
К-263 «Дельфин» (1985)
К-322 «Кашалот» (1986)
К-391 «Кит» (1987)
К-331 «Нарвал» (1989)
К-419 «Морж» (1992)
К-267 «Дракон» (1996)
К-480 «Барс» (1989)
К-317 «Пантера» (1990)
К-461 «Волк» (1992)
К-328 «Леопард» (1993)
К-157 «Тигр» (1994)
К- «Гепард» (1998)


Видео подводная лодка проекта 971


Видео Война за океан

Смотрите также

podlodka.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *