Трофейные зенитные орудия. Артиллерия Вермахта

Трофейные зенитные орудия

В отличие от полевой и противотанковой артиллерии, в области зенитной «вклад» чешской фирмы «Шкода» в вооружение вермахта был относительно скромным. Среди образцов этой фирмы отметим следующие:

7,65 cm Flak 33(t) и Flak 37(t) — 76,5-мм зенитные орудия обр. 33 и обр. 37, различавшиеся длиной ствола — соответственно, 50 и 52,8 калибров.

7.5 cm Flak М 37(t) — 75-мм зенитка обр. 37, наиболее современное орудие данного класса, разработанное в Чехословакии. Длина ствола 48,7 калибров, вес в боевом/походном положении 2800/4150 кг. Снаряд весил

6,5 кг, досягаемость по высоте составляла 9200 м. Вермахт получил 12 таких орудий.

8,35 cm Flak М 22(t) — 83,5-мм зенитка обр. 22. Неплохое по баллистическим качествам орудие (досягаемость по высоте 11 300 м) со стволом длиной 55 калибров, но довольно тяжелое — в боевом положении весило 8800 кг. К тому же, повозка была неподрессоренной, что существенно ограничивало мобильность. Вермахтом использовалось более 100 единиц. При этом первым такие орудия получил зенитный дивизион «Данциг», после оккупации Польши такими же системами укомплектовали ПВО Готенхафена (Гдыни), но большинство Flak М 22(t) применялось на территории Чехии и Австрии.

9 cm Flak M 12(t) — 90-мм зенитка обр. 12/20, разработанная ещё накануне Первой мировой войны, а впоследствии модернизированная. Активно экспортировалась в межвоенный период в Югославию, Румынию, Китай. Длина ствола 40 калибров, вес снаряда 10,2 кг, вес установки в боевом положении 6500 кг. Досягаемость по высоте 6000 м. Вермахтом использовалось всего 12 установок.

Довольно много разнообразных типов зенитных орудий стали трофеями вермахта во Франции. Всех их можно поделить на две группы: 25-мм зенитные автоматы и 75-мм зенитные орудия.

2.5 cm Flak 38(f) и Flak 39(f) — 25-мм зенитные автоматы фирмы «Гочкисс» обр. 1938 г. Отличались деталями конструкции лафета. Длина ствола 60 калибров, вес установки в боевом/походном положении 850/1234 кг. Снаряд весил 290–320 г, боепитание осуществлялось из магазинов емкостью 10 патронов. Вермахт использовал свыше 600 таких пушек.

Несколько модификаций 75-мм зенитных орудий было разработано фирмой «Шнейдер». К ним относились следующие образцы:

7.5 cm Flak M 17/34(f) — модернизированная пушка времен Первой мировой войны. Длина ствола 53 калибра, досягаемость по высоте 8200 м. Довольно тяжелая система — вес в походном положении достигал 5 т. Вермахтом применялось около 100 единиц.

7.5 cm Flak M 30(f) — по баллистическим характеристикам соответствовала прежнему образцу, но существенно облегчена (вес в походном положении 4200 кг). Использовалась в количестве примерно 80 единиц.

7.5 cm Flak M 33(f) — в отличие от предыдущих образцов, стреляла не 6,1-кг, а более тяжелыми, 9-кг снарядами. Германскими трофеями стали примерно 150 таких орудий.

7.5 cm Flak M 36(f) — наиболее современная французская зенитка с хорошей баллистикой и мобильностью. Было захвачено более 300 единиц.

9 cm Flak M 39(f) — 90-мм зенитная пушка, созданная на базе корабельного орудия обр. 1926 г. Длина ствола 42 калибра, вес в боевом/походном положении 5760/8750 кг. Досягаемость по высоте 11 600 м. Вермахтом захвачено 36 единиц.

Вермахт использовал ряд образцов зенитных пушек британского происхождения. Часть из них относилась к экспортным моделям, поставленным в европейские страны ещё до войны, а часть была захвачена под Дюнкерком у британского экспедиционного корпуса.

7.5 cm Flak M 35(h) и 7,5 cm Flak(d) — 75-мм экспортные зенитки фирмы «Виккерс» обр. 1931 г., захваченные, соответственно, в Нидерландах и Дании. Современная система с хорошей баллистикой (досягаемость по высоте 10 000 м) и массогабаритными характеристиками (вес в боевом/походном положении 2825/3325 кг).

7,5 cm Flak Vickers(e) — устаревшая 76,2-мм зенитка, захваченная в небольшом количестве под Дюнкерком.

9.4 cm Flak М 39(e) — современная 94-мм зенитная пушка, поступившая на вооружение буквально накануне Второй мировой войны. Захвачено под Дюнкерком более 60 единиц, но активно использовалось около половины ввиду нехватки боеприпасов.

На начальном этапе войны против СССР германскими трофеями стало довольно много советских зенитных пушек, причем большинство орудий калибров 76,2 и 85 мм было рассверлено до стандартного германского калибра 88 мм.

3,7 cm Flak М 39(r) — 37-мм автоматическая пушка обр. 1939 г. Захвачено не менее 650 единиц, причем по состоянию на февраль 1945 г. в войсках и на складах ещё находилось 489 таких пушек.

7.62 cm Flak M 31(r) и 7,62/8,8 cm Flak M 31(r) —

76.2-мм пушки обр. 1931 г. Захвачено свыше 800, не менее 720 рассверлено до калибра 88 мм.

7.62 cm Flak M 38(r) и 7,62/8,8 cm Flak M 38(r) —

76.2-мм пушки обр. 1938 г. Германскими трофеями стали около 200 единиц, более 160 рассверлено до 88 мм.

8.5 cm Flak M 39(r) и 8,5/8,8 cm Flak M 39(r) — 85-мм пушки обр. 1939 г. Вермахтом использовалось не менее 400 орудий.

Целая гамма зениток стала германскими трофеями в Италии после перехода последней на сторону антигитлеровской коалиции.

2 cm Flak Breda(i) и 2 cm Flak Skotti(i) — 20-мм пушки, создававшиеся как многоцелевые (противотанковые/зенитные). Различались целым рядом деталей, в т. ч. длиной ствола — соответственно, 65 и 77 калибров. Боепитание в обоих случаях — из магазинов емкостью 12 патронов. Вермахтом использовалось свыше 800 итальянских 20-мм зениток.

3,7 cm Flak Breda(i) — современный 37-мм автомат, принятый на вооружение итальнской армии в 1939 г. Вермахтом захвачено не более 100 единиц.

7,5 cm Flak 264(i) — 75-мм пушка фирмы «Ансальдо» обр. 1934 и 1940 гг. Производство таких систем продолжалось и после оккупации вермахтом Северной Италии — по германскому заказу было изготовлено 188 орудий.

7,62 cm Flak 266(i) — 76,2-мм зенитка обр. 1933 и 1935 гг.

9 cm Flak 309(i) — современная 90-мм пушка обр. 1941 г. производства «Ансальдо». Длина ствола 53 калибра, вес в боевом/походном положении 6240/8950 кг. Досягаемость по высоте 11 400 м. Вермахт использовал свыше 300 таких орудий — как захваченных, так и выпущенных по германскому заказу.

И в заключение следует упомянуть по-настоящему «интернациональный» образец — 40-мм автомат «Бофорс». Его разработка началась на фирме «Крупп» ещё в 1918 г., но до серийного производства он был доведен десять лет спустя в Швеции. В 30-е гг. производство таких пушек было налажено по лицензии в Венгрии, Польше, Норвегии, Великобритании, а целый ряд европейских стран получил их непосредственно из Швеции. Вермахт впервые стал обладателем «Бофорсов» в 1938 г., когда вследствие аншлюса были получены пушки бывшей австрийской армии. В Германии такие орудия обозначались как 4 cm Flak 28. После оккупации Норвегии производство «Бофорсов» на заводе «Конгсберг» продолжилось по германскому заказу. Значительное количество 4 cm Flak 28 поступало во флот. Люфтваффе же использовало более 300 таких зениток.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Противотанковая артиллерия в дивизиях. Артиллерия Вермахта

Противотанковая артиллерия в дивизиях

Версальский договор запрещал Германии иметь противотанковую артиллерию «как класс». Но разработки противотанковых пушек велись, благодаря чему уже в 1934 г. на вооружение была принята 37-мм пушка Рак 35/36. Именно это орудие и составляло основу противотанковой артиллерии вермахта накануне начала Второй мировой войны. Особенно «щедро» укомплектованы этими пушками был «костяк» вермахта — пехотные дивизии 1-й волны. В них каждый пехотный полк располагал 14-й ротой, вооруженной дюжиной Рак 35/36. Ещё 36 таких орудий было в противотанковом батальоне дивизионного подчинения и три — в роте поддержки разведывательного батальона. В сумме это составляло 75 противотанковых пушек на дивизию. Все подразделения противотанковой артиллерии были полностью моторизованы — в качестве тяги применялись, главным образом, легкие трехосные автомобили «Крупп» «Протце». В танковых и легких дивизиях противотанковая артиллерия, подобно пехотным орудиям, находилась не в полковом, а в батальонном звене. Каждый батальон моторизованной пехоты располагал тремя Рак 35/36. Предусматривалось и наличие дивизионного противотанкового батальона — такого же, как и в пехотной дивизии. Но часто в батальоне было лишь две роты. В итоге, танковые и легкие дивизии по состоянию на 1 сентября 1939 г. располагали, в зависимости от организации, различным количеством противотанковых пушек — от 33 до 51. Вновь формируемые пехотные дивизии часто также имели меньшее количество противотанковых средств — их противотанковые батальоны вместо трех рот могли состоять только из двух. В 7-й авиационной дивизии люфтваффе было две роты противотанковых пушек — одна дивизионного подчинения и одна в составе 1-го парашютного полка. В организационном отношении эти роты не отличались от соответствующих частей сухопутных войск.

37-мм пушки неплохо показали себя во время польской кампании, но уже против более «толстокожих» французских танков их эффективность оказалась гораздо ниже. В качестве временной меры, пока не будут внедрены в производство новые противотанковые орудия собственной разработки, на вооружение вермахта приняли чешскую 47-мм пушку под обозначением Pak(t). Её применяли как в буксируемом варианте, так и в самоходном — на шасси легкого танка Pz.Kpfw. I Ausf. B. В штат дивизий чешские пушки не вводили — ими комплектовали отдельные батальоны РГК. В начале 1941 г. существовало шесть батальонов с самоходками, каждый из которых имел три роты и насчитывал 27 самоходок. Один из этих батальонов (605-й) был направлен в Северную Африку и придан 5-й легкой дивизии в дополнение к штатному батальону с 37-мм буксируемыми пушками. Впоследствии 605-й батальон передали в состав 90-й легкой африканской дивизии. Отдельные батальоны на мехтяге имели смешанный состав — одна рота с девятью чешскими пушками и две с Рак 35/36 (по 12 орудий).

Самоходная установка с 47-мм Pak(t)

Накануне нападения на Советский Союз в части начали поступать 50-мм противотанковые пушки Рак 38. Поскольку поначалу их было относительно мало, то такие орудия вводили в смешанные роты, имевшие три Рак 38 и восемь Рак 35/36 либо четыре и шесть соответственно. Но значительное число дивизий не успело получить новые орудия, и в операцию «Барбаросса» вступили только с 37-мм пушками.

Начало войны с СССР принесло вермахту немало «сюрпризов». Пожалуй, главным из них оказались танки Т-34 и КВ, против которых были бессильными 37-мм пушки и малоэффективными 50-мм. Нельзя сказать, что факт существования новых советских танков был тайной для германских специалистов — просто этому факту не придавали особого значения. Разведка доносила, что танков новых типов в Красной армии насчитывается не более 8 %. Но если учесть, что общее количество танков оценивалось в 24 000, то эти 8 % превращалось в 2000 танков! Способные же эффективно поражать Т-34 и КВ 75-мм противотанковые пушки Рак 40 начали выпускаться лишь в конце 1941 г. При этом практически все такие орудия поначалу шли на вооружение самоходных противотанковых установок на шасси танков Pz.Kpfw. II, Pz.Kpfw. 38(t) и трофейных французских гусеничных тягачей Lorraine. В буксируемом варианте Рак 40 начали широко применяться лишь с 1943 г. В качестве противотанковых орудий, в том числе и в самоходном варианте, применялись и трофейные советские 76,2-мм дивизионные пушки. Танкоистребительные батальоны и роты, вооруженные такими САУ, получившими общее название «Мардер» с числовым индексом от I до III, в зависимости от модификации, придавались дивизиям — главным образом, танковым и панцергренадерским. Лишь несколько ПД получили такие самоходки.

Тактика применения самоходных противотанковых батальонов выработалась в течение 1942 г. В наступлении танковой дивизии противотанковые самоходки всегда располагались в боевых порядках атакующих частей. Они использовались для поддержки атак собственных танков, а также для отражения контратак танков противника. Противотанковые САУ часто применялись для быстрого закрепления захваченных рубежей, с которых они отражали контратаки танков противника, располагаясь на замаскированных позициях и ведя огонь с близкого расстояния. Кроме того, самоходные истребители танков использовались для прикрытия флангов наступающих частей. В обороне танковой дивизии истребители танков применялись в качестве подвижного противотанкового резерва командира дивизии, а также для поддержки контратак. Подобным образом применялись противотанковые САУ и в моторизованных дивизиях — с той разницей, что взаимодействовали они не с танками, а с дивизионом штурмовых орудий.

Для применения в противотанковом варианте приспособили и значительное количество захваченных в Польше и Франции 7 5 — мм полевых пушек образца 1897 г. Такие орудия получили обозначение Рак 97/38. Не могло существенно помочь пехоте и принятие на вооружение тяжелых противотанковых ружей sPzB 41 имевших конический канал ствола калибром 20/28 мм. Введенные в количестве трех единиц в штат пехотных рот, они оказались бессильными против советских средних и тяжелых танков.

Нехватка мощных противотанковых пушек обусловила необходимость привлечения для борьбы с танками всей наличной артиллерии. Особенно полезными в этом отношении оказались 88-мм зенитки, имевшие в боекомплекте мощный бронебойный снаряд. К тому же, они обладали весьма внушительной дальностью прямого выстрела по наземным целям — 3000 м. Создание кумулятивных снарядов позволило достаточно эффективно применять для борьбы с танками 105-мм и 150-мм полевые гаубицы и даже тяжелые пехотные орудия. Предпринимались и попытки повысить огневые возможности 37-мм пушек, введя в их боекомплект надкалиберный кумулятивный снаряд. Но все это были паллиативные решения. До широкого внедрения 75-мм пушек пехотные дивизии не обладали противотанковыми средствами, отвечающими требованиям времени.

Впервые в штат пехотных дивизий Рак 40 были введены в феврале 1943 г. Согласно штатному расписанию, каждая ПД должна была получить 39 таких пушек: по девять в противотанковых ротах полков и 12 — в одной роте дивизионного противотанкового батальона. Реально же насыщения дивизий 75-мм орудиями удалось достичь далеко не сразу. Поэтому противотанковые роты довольно долго имели смешанный состав. В первой половине 1943 г., как правило, в роте было только две пушки Рак 40, а также две Рак 38 и восемь Рак 35/36. к концу года 37-мм пушки уже почти исчезли из фронтовых частей. Теперь в роте противотанковых орудий в большинстве случаев имелось шесть Рак 40 и четыре Рак 38. Штат авиаполевой дивизии, введенный в октябре 1942 г., предусматривал сосредоточение всех противотанковых средств в дивизионном противотанковом батальоне (полкового звена в таких дивизиях не было). Такой батальон состоял из трех рот — тяжелой и двух легких, каждая по девять орудий. На вооружении тяжелой роты, как правило, состояли трофейные советские 76,2-мм пушки, легкие же вооружались 50-мм пушками Рак 38.

Новые штаты пехотных дивизий, введенные весной 1944 г., существенно ограничили количество противотанковых пушек в дивизиях. В частности, в пехотном полку теперь остался вместо роты только один взвод с тремя Рак 40. Для дивизионного противотанкового батальона было предусмотрено несколько вариантов штатного расписания. Согласно базовому варианту предусматривалось наличие трех рот: противотанковой с 9 или 12 пушками Рак 40, штурмовых орудий с 10-ю самоходками StuG III и зенитной с 12-ю 20-мм либо девятью 37-мм пушками. Допускалась замена роты штурмовых орудий самоходной противотанковой ротой с 14-ю установками «Мардер». Третий вариант предусматривал наличие роты штурмовых орудий, роты САУ «Мардер» и зенитной роты. Наконец, допускалось введение в дивизию вместо противотанкового батальона лишь одной роты с дюжиной пушек Рак 40.

Как видим, штаты 1944 г. предусматривали наличие в ПД всего 21–35 противотанковых орудий вместо 48-ми по штатам предыдущего года. Ситуацию исправило массовое внедрение реактивных гранатометов — одноразовых «Панцерфауст» и многоразовых «Панцершрек». Согласно штатам 1944 г. каждый пехотный полк получил роту «Панцершреков» (36 гранатометов). Горные и егерские дивизии на завершающем этапе войны по своим противотанковым возможностям в основном соответствовали пехотным. А вот танковые в этом отношении выглядели значительно сильнее. Танкоистребительный батальон ТД, согласно штату, располагал двумя ротами штурмовых орудий (по 10 единиц) и моторизованной ротой Рак 40 (12). В мотострелковых и разведывательных частях имелись бронетранспортеры и бронеавтомобили, вооруженные 75-мм пушками KwK 37 (всего 25 единиц). Кроме того, для противотанковой обороны привлекались 88-мм зенитки (12) и 105-мм полевые пушки (четыре). Наконец, не следует забывать и о танках, являющихся едва ли не лучшим противотанковым средством. В панцергренадерских дивизиях танкоистребительный батальон имел две роты «Мардеров» (по 10 или 14 едицниц) и моторизованную роту Рак 40 (12). Кроме того, большинство таких дивизий имело в своем составе батальон штурмовых орудий (31–45 единиц).

Формируемые летом 1944 г. гренадерские дивизии (29-я волна) вовсе не имели противотанкового батальона — как уже отмечалось, по батарее Рак 40 было включено в состав дивизионов легких гаубиц артполка таких дивизий. Кроме того, дивизия имела роту штурмовых орудий (10 единиц), а в состав каждого гренадерского батальона вошла рота с 18-ю «Панцершреками» (всего в дивизии было 108 таких гранатометов). В фольксгренадерских дивизиях последней за время войны, 32-й волны, формируемых в августе-сентябре 1944 г., вновь появился танкоистребительный батальон. В его составе была рота штурмовых орудий (14), моторизованная рота Рак 40 (девять) и зенитная рота с девятью 37-мм зенитками. В разделе о дивизионной артиллерии уже отмечалось, что артполк такой дивизии располагал дивизионом Рак 40 (18 единиц). А «Панцершреки» в фольксгренадерских дивизиях вновь вернули с батальонного уровня на полковой — теперь каждый полк имел роту с 54-мя такими гранатометами.

Весьма сильными противотанковыми средствами располагали парашютные дивизии люфтваффе. Согласно штату 1943 г. каждый парашютный полк имел роту с 14-ю 75-мм противотанковыми пушками, а в дивизионном батальоне было три роты по 12 таких систем (хотя на деле в противотанковых ротах преобладали 50-мм пушки Рак 38). В 1944 г. противотанковые пушки передаются на дивизионный уровень, и численность противотанкового батальона возрастает до шести рот. Кроме того, в его составе появляются самоходные противотанковые установки.

С конца 1944 г. планомерность в формировании и вооружении частей вермахта почти повсеместно была вытеснена импровизацией. Хотя штаты и существовали на бумаге, реально их уже не придерживались, бросая на фронт все, что было под рукой. В итоге, сложилась интересная ситуация — вновь сформированные в начале 1945 г. пехотные дивизии («Берлин», «Шарнхорст», «Фон Гуттен», «Фон Шилл» и др.) часто располагали гораздо более мощными противотанковыми средствами, чем «старые» пехотные дивизии. К тому времени уже вполне очевидным стало, что для промышленных районов Германии гораздо большую опасность представляют рвущиеся к ним танковые армады, чем бомбардировочная авиация. Поэтому значительное число зениток было снято с прикрытия промышленных центров и направлено на передовую. Например, пехотная дивизия «Берлин», сформированная в феврале 1945 г., имела лишь 12 75-мм пушек Рак 40, но 24 88-мм зенитки в двух введенных в её состав дивизионах люфтваффе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Зенитная артиллерия люфтваффе. Артиллерия Вермахта

Зенитная артиллерия люфтваффе

С самого начала развертывания системы ПВО подавляющее большинство огневых средств зенитной артиллерии находилось в ведении люфтваффе. Организационно они подчинялись авиационным округам. По итогам польской кампании началась реорганизация ПВО, призванная обеспечить более тесное взаимодействие с сухопутными частями в наступлении. Началось формирование зенитных корпусов, а впоследствии — бригад и дивизий. К примеру, созданный в октябре 1939 г. на базе частей 3-го авиационного округа 1-й корпус зенитной артиллерии имел в своем составе три зенитных артполка — 101-й, 102-й и 104-й, — а также два прожекторных дивизиона. 101-й полк был придан 12-й полевой армии, 102-й — танковой группе фон Клейста, а 104-й — 16-й полевой армии. Дивизионы прожекторов взаимодействовали со 10-м и 104-м полками.

В типовом варианте зенитный артполк имел четыре дивизиона — три тяжелых и легкий. В тяжелом дивизионе было две батареи по 4 88-мм и три 20-мм зенитка, а также батарея с 12-ю 20-мм пушками. Легкий дивизион имел две батареи с 12-ю 20-мм зенитками. Третья его батарея была вооружена либо 37-мм зенитками (9 пушек), либо 20-мм счетверенными установками (восемь единиц).

Зенитные части, приданные сухопутным войскам, сохраняли двойное подчинение. Например, 1-й корпус зенитной артиллерии в административном отношении подчинялся командованию 3-го воздушного флота, а в оперативном — сухопутным войскам. Подобное положение вещей могло стать источником потенциальных конфликтов между сухопутным и авиационным командованиями. Однако маршал Кессельринг в своих мемуарах отмечает, что такие конфликты никогда не возникали, поскольку авиаторы охотно «делились» с армейцами зенитными частями. Вероятно, в этом утверждении есть определенная доля предвзятости — ведь Кессельринг принадлежал к командованию люфтваффе. Но подобная система двойного подчинения просуществовала всю войну.

После завершения кампании корпуса зенитной артиллерии были разукрупнены в бригады. Например, на базе частей 1-го корпуса были сформированы 1-я и 2-я бригады зенитной артиллерии. Но при подготовке к операции «Барбаросса» корпуса восстановили. Вновь сформированный 1-й корпус зенитной артиллерии сосредоточили в районе Варшавы, а затем придали 2-й танковой группе, воевавшей в составе группы армий «Центр». В июне 1941 г. корпус располагал лишь двумя полками — 101-м и 104-м, но и для них главной задачей было отнюдь не ПВО, а поражение наземных целей, прежде всего, бронированных. Характерно, что к концу 1941 г. 1-й корпус зенитной артиллерии записал на свой счет 314 сбитых самолетов и целых 3000 уничтоженных танков!

В конце 1941 г. командование люфтваффе приступило к созданию зенитных артиллерийских дивизий. Такие соединения формировались и проходили боевую подготовку на территории рейха либо оккупированных стран, а затем отправлялись на фронт. Таким образом, к маю 1942 г. в составе 1-го корпуса зенитной артиллерии вместо двух полков, с которыми он начал боевые действия, было уже четыре дивизии — 9-я, 10-я, 15-я и 17-я. К тому времени корпус передали в состав группы армий «Юг», а его дивизии были распределены между входящими в эту группу армиями. В частности, 6-я армия генерала Паулюса получила 9-ю зенитную артиллерийскую дивизию. Части этой дивизии приняли участие в уличных боях в Сталинграде, а в начале 1943 г. были уничтожены в сталинградском «котле» вместе с остальными соединениями 6-й армии. Сам же 1-й корпус с боями отступал через территорию Украины и Польши, пока его остатки не были уничтожены в Силезии.

Две зенитные артиллерийские дивизии — 19-я и 20-я — были направлены в Северную Африку. Здесь они подчинялись в административном отношении авиационному корпусу «Тунис», а в оперативном одна из них взаимодействовала с германской 5-й танковой армией, а другая — с итало-германской танковой армией. На эти соединения зенитной артиллерии, кроме прикрытия полевых войск, возлагалась и задача ПВО североафриканских портов.

Естественно, на фронте оказались далеко не все соединения зенитной артиллерии. Значительная их часть обеспечивала ПВО территории рейха — как, например, 1-я дивизия зенитной артиллерии, вплоть до конца войны прикрывавшая с воздуха берлин. Впрочем, с февраля 1945 г. части этой дивизии также были брошены на наземный фронт.

Весьма интересным моментом в организации ПВО рейха стало создание крупных соединений зенитных прожекторов. В июле и сентябре 1940 г. были сформированы 1-я и 2-я бригады зенитных прожекторов, в августе следующего года развернутые в дивизии. Каждая прожекторная дивизия включала четыре полка. Обе прожекторные дивизии развернули на так называемой «линии Каммхубера», названной по имени генерала — командующего ночной истребительной авиацией люфтваффе. Линия эта находилась на пути следования стратегических бомбардировщиков союзников с Британских островов к целям на территории Германии и простиралась от Брюсселя через Бремен и Гамбург до Кёльна. При этом полки 1-й дивизии были дислоцированы в Бельгии и Нидерландах, а 2-й — в северной Германии. Главной их задачей стало взаимодействие с истребителями, действовавшими на этой линии, в то время, как основные силы зенитной артиллерии были сосредоточены за ней, прикрывая Рурский бассейн и другие важные промышленные центры и крупные города. Развитие технических средств обнаружения воздушных целей привело к тому, что в июле 1942 г. обе прожекторные дивизии расформировали, а их части включили в состав дивизий и корпусов зенитной артиллерии. На «линии Каммхубера» функции обнаружения целей взяли на себя радиолокаторы — сначала типа «Фрейя», а затем — более совершенные «Вюрцбург».

Несколько слов следует уделить материальной части прожекторных подразделений — о ней, в отличие от зенитной артиллерии, редко пишут в книгах. Итак, во время войны в Германии производились четыре типа зенитных прожекторов. Первый из них, самый маленький, имел диаметр 60 см, а луч его света распространялся на расстояние до 5 км. Такие прожектора использовались не только в частях, прикрывавших тыловые районы, но и в зенитных дивизионах в составе дивизий вермахта и «ваффен СС». Вдвое большую дальность действия имел 150-см прожектор. Следующий по размеру прожектор с диаметром 200 см «бил» на 15 км. Наконец, наиболее мощный прожектор, а, собственно говоря — счетверенная прожекторная установка, имел досягаемость 20 км. Следует также отметить, что прожектора, как и все иное спецоборудование ПВО, были довольно дорогими. К примеру, 200-см прожектор стоил 85 000 рейхсмарок, то есть больше, чем две 8 8-мм зенитки и почти столько же, сколько один танк Pz.Kpfw. III.

Характерной чертой зенитных частей ПВО рейха было увеличенное количество стволов в батареях по сравнению с теми частями, что действовали на фронте. Например, легкая батарея в рейхе имела 16 20-мм автоматов вместо 12-ти на фронте, средняя с 37-мм пушками — 12 вместо девяти, а тяжелая — шесть 88-мм орудий вместо четырех. К тому же, в тыловых частях применялись наиболее тяжелые системы, которые на фронте вовсе не встречались — например, 105-мм и 128-мм зенитные орудия, или же монстроподобные 128-мм спаренные стационарные установки. Довольно широко применялись трофейные системы, прежде всего, советские. Их количество позволяет наглядно представить огромные потери Красной армии в начальный период войны. Например, в январе 1944 г. люфтваффе располагали 642 37-мм автоматами Flak 39(r). В августе того же года в частях ПВО насчитывалось 723 76,2-мм зенитные пушки образца 1931 г., принятые на вооружение вермахта под обозначением Flak M31(r), часть которых получила рассверленные до калибра 88 мм стволы. Широко применялись и 85-мм зенитки образца 1939 г., обозначавшиеся как Flak M39(r). Например, в корпусе зенитной артиллерии «Даннмарк» в 1944 г. имелось восемь батарей таких зениток по 6–8 орудий.

Создание и развитие системы ПВО территории рейха поглощало огромные ресурсы. Не говоря уж о тысячах стволов артиллерии и десятках тысяч солдат, она потребляла 1/3 производства оптической промышленности (прицелы для орудий) и около половины продукции радиотехнической отрасли (радары и средства связи). Естественно, руководство рейха, особенно во второй половине войны, пыталось экономить, выкраивая необходимые для фронта ресурсы. Например, к службе в зенитных частях массово привлекали юношей допризывного возраста (что интересно, во время службы с ними продолжали проводить школьные занятия). Большинство зенитных батарей прикрытия тыла было лишено собственных транспортных средств, что высвобождало для фронтовых частей тягачи. Мобильность же зенитных подразделений пытались повысить, применяя железнодорожный транспорт. На платформы монтировали все существующие типы зениток, включая и 128-мм спарки. Легкие, 20-мм и 37-мм орудия на платформах часто защищали бетонными кольцами. Применение железнодорожных установок в системе ПВО было вполне оправданным, поскольку прикрываемые объекты — промышленные центры, порты и пр. — обладали развитой железнодорожной сетью, облегчавшей маневр огневых средств.

По одному моторизованному зенитному артполку вошло в состав 1-го и 2-го парашютных корпусов, входящих в 1-ю парашютную армию, подчиняющуюся командованию люфтваффе. Эти полки имели по три дивизиона. А в самом конце войны дивизионы зенитной артиллерии люфтваффе, снятые с прикрытия промышленных центров, вошли в состав формируемых в экстренном порядке «именных» дивизий. В частности тяжелые дивизионы зениток получили пехотныедивизии «Берлин» и «Дёберитц», танковые «Ютербог» и «Шлезиен».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Железнодорожная артиллерия. Артиллерия Вермахта

Железнодорожная артиллерия

Вермахт использовал очень широкую гамму типов железнодорожных артиллерийских установок, хотя большинство из них встречалось в лучшем случае в нескольких экземплярах. Для вооружения железнодорожных транспортеров применялись как пушки специальной конструкции, так и переделанные полевые и морские орудия. Довольно много железнодорожных артустановок было захвачено во Франции, военное руководство которой традиционно уделяло весьма значительное внимание подобным системам.

Из германских систем наиболее старой конструкции были установки 15 cm K(E) и 17 cm K(E) — литера Е в обозначении артустановок означала Eisenbahn, т. е. «железная дорога». Обе системы представляли собой воспроизведение конструкций, применвшихся кайзеровской армией во время Первой мировой войны, в обеих применялись корабельные орудия. В 1937-38 гг. фирма «Крупп» изготовила четыре установки 15 cm K(E), поступивших на вооружение 655-й батареи железнодорожной артиллерии и батареи «Гнейзенау», а также шесть 17 cm K(E), которыми вооружили 717-ю и 718-ю батареи. В 1940 г. вермахт получил шесть 280-мм железнодорожных установок «Курфюрст». Эти системы находились на вооружении кайзеровской армии, а после поражения Германии в Первой мировой войне были переданы Бельгии. Вернувшись к своим прежним хозяевам, установки «Курфюрст» использовались в системе береговой обороны.

Примером применения морских орудий современного образца для вооружения железнодорожных транспортеров стала артсистема 20,3 cm K(E). В ней использовалась 203,2-мм пушка 20,3 cm SK C/34, созданная для вооружения тяжелых крейсеров типа «Адмирал Хиппер». Вермахт получил восемь таких установок: две в 1940 г., четыре в 1941-м и две — в 1942-м. Поскольку калибр 203,2 мм был нестандартным для вермахта, велись работы по перестволиванию установок путем замены лейнеров на калибр 210 мм. Но после захвата союзниками в Нормандии в 1944 г. шести установок 20,3 cm K(E) из восьми построенных, эти работы утратили смысл. В боекомплект входили два типа фугасных снарядов весом 122 и 124 кг, а также бронебойный снаряд, весивший 122,2 кг.

Для вооружения железнодорожных транспортеров применялись и более старые морские пушки, в частности, 240-мм орудия, спроектированные в конце XIX века для вооружения броненосцев и броненосных крейсеров. Эти орудия существовали в двух вариантах — K L35 и SK L40, различавшихся длиной ствола (35 и 40 калибров).

Гаубица slG 33

Железнодорожные установки с такими орудиями получили обозначения «Теодор Бруно» и «Теодор» соответственно, а сокращенно — Th.Br. K(E) и Th. K(E). Лафеты обеих установок обеспечивали определенный угол горизонтального обстрела, но могли применяться и со специально оборудованных позиций с поворотными кругами, обеспечивающими круговой обстрел. Боекомплект состоял из 148,5-кг фугасных и 151-кг бронебойных снарядов. В 1937-39 гг. вермахт получил три установки «Теодор» и шесть — «Теодор Бруно», поступивших на вооружение 664-й, 721-й и 722-й железнодорожных батарей.

На железнодорожных транспортерах монтировали и старые 280-мм морские пушки. Применялись три типа таких орудий — SK L40, SK L45 и K L42, различающиеся длиной ствола. Железнодорожные установки с такими орудиями получили обозначение соответственно «Курце Бруно» («Короткий Бруно»), «Ланге Бруно» («Длинный Бруно») и «Швере Бруно» («Тяжелый Бруно»), а сокращенные индексы — kzBr. K(E), lgBr. K(E) и sBr. K(E). Первая из них стреляла 240-кг снарядами, две другие вели огонь боле тяжелыми, 302-кг снарядами. Так же, как и в случае с 240-мм установками, предусматривалась возможность установки лафета на специально подготовленную позицию с целью обеспечения кругового обстрела. Вермахт получил в 193738 гг. восемь «Коротких Бруно», три «Длинных» и два «Тяжелых».

Два типа новых 280-мм железнодорожных установк своему появлению обязаны ситуации, которая с трудом «стыкуется» с представлением о хваленой германской педантичности и порядке. Одно и то же ведомство (Управление вооружений вермахта) заказало одному и тому же разработчику (концерну «Крупп») два совершенно разных образца одинакового калибра, принятых на вооружение под обозначением «Нойе Бруно» («Новый Бруно», а сокращенно — nBr. K(E)) и К 5(Е). В последнем случае цифра «5» указывала на дальность стрельбы в десятках километров. «Нойе Бруно» имела ствол длиной 58 калибров. Фирме «Крупп» заказали четыре таких транспортера и дополнительно 19 стволов для перевооружения уже имеющихся железнодорожных установок серии «Бруно». Изготовлено же было лишь три транспортера (последний сдан в феврале 1942 г.) и ни одного дополнительно ствола — производственные мощности были переключены на выпуск установок К 5(Е).

Установка К 5(Е) отличалась гораздо более длинным стволом — 76 калибров. Объем заказа на такие установки был необычно велик — 30 единиц, причем рассматривалась возможность его увеличения до 44 установок. Реально же изготовли 22 К 5(Е) — 5 в 1939 г. (из них три до 1 сентября), 3 в 1940-м, две в 1941-м, 8 в 1942 г. и две последние — в 1943-м. В исходном варианте К 5(Е) имела ствол с 12-ю глубокими (10 мм) нарезами, а снаряды, соотвественно, снабжались ведущими поясками с 12-ю выступами. Впоследствии применялись стволы с 60-ю мелкими (3 мм) нарезами и снаряды традиционной конструкции, проводились и опыты с 310-мм гладкими стволами. В последнем случае огонь велся подкалиберными 136-кг снарядами на дальность до 90 км. Для 280-мм ствола был разработан активно-реактивный снаряд весом 247 кг, обеспечивающий дальность стрельбы 86,5 км, но рассеивание на такой дальности было слишком велико, а поражающий эффект ничтожен ввиду малого количества ВВ в снаряде (14 кг). Обычный фугасный снаряд для К 5(Е) весил 255,5 кг и содержал 30 кг ВВ.

Установки К 5(Е) применялись, как правило, в составе двухорудийных батарей. К началу 1941 г. вермахт располагал четырьмя такими батареями — 710-й, 712-й, 713-й и 765-й. Все они были сосредоточены у Булони и Кале. Затем такие установки применялись на Восточном фронте — в 1942-43 гг. они обстреливали Севастополь, Сталинград и Ленинград. Дольше всего — до середины 1944 г. — на Всоточном фронте находилась 688-я батарея, но и она была выведена ввиду отсутствия подходящих целей. Предполагалось перебросить одну батарею К 5(Е) в Северную Африку, но эти планы так и не были реализованы ввиду поражения германо-итальянских войск. В 1944 г. 712-я батарея воевала в Италии у Анцио, нанеся войскам союзников значительные потери. Но здесь же в полной мере проявилась уязвимость железнодорожных установок — бомбардировщики союзников разрушили железнодорожные пути, отрезав устанвокам путь к отступлению.

В 1934 г. по заказу Управления вооружений вермахта концерн «Крупп» начал разработку сверхдальнебойной железнодорожной артустановки калибра 210 мм. В основу была положена концепция знаменитой «Парижской пушки» времен Первой мировой войны. Установка получила чрезвычайно длинный — 33,3 м (158 калибров) — ствол, снабженный специальным натяжным устройством для предотвращения провисания под действием силы тяжести. Ствол имел 8 нарезов, а снаряд — соответственно, 8 выступов на ведущем пояске, совпадающих с нарезами для предотвращения прорыва из канала ствола пороховых газов, давление которых достигало 4000–5000 атмосфер. Фугасный снаряд, весивший 107,5 кг, из-за огромных нагрузок, воздействующих на него, пришлось сделать толстостенным. В итоге, масса ВВ в снаряде составляла всего 7,85 кг, что отрицательно сказалось на его могуществе. Максимальная масса метательного заряда достигала 241 кг.

Установку приняли на вооружение под индексом 21 cm K 12(E), где цифра «12» обозначала максимальную дальность стрельбы в десятках километров. Вермахт получил два экземпляра K 12(E) — первый в 1938 г., а второй — в 1940 г. Обе установки вошли в состав 701-й батареи и были размещены на атлантическом побережье Франции для обстрела прибережных районов Англии. С сентября 1940 г. до середины 1941 г. было выпущено всего 72 снаряда по городам Рейнхэм, Дувр и Истборн, не причинивших, однако, никакого вреда. В апреля 1941 г. при подготовке агрессии против СССР 701-ю батарею отправили на Восток, но подходящих целей для K 12(E) так и не нашлось, и орудия вернули во Францию. В дальнейшем применялись лишь эпизодически ввиду низкой живучести стволов, составлявшей всего 90 выстрелов. Например, за весь 1942 г. из K 12(E) было сделано всего 11 выстрелов! Таким образом, эти железнодорожные установки стали одним из многих примеров крайне нерационального расходования ресурсов, которые можно было бы с гораздо большей эффективностью обратить на производство других, более традиционных вооружений.

Наиболее мощной железнодорожной установкой, способной без частичного демонтажа перемещаться по обычным путям, был транспортер, вооруженный морской 380-мм пушкой 38 cm SK C/34, разработанной для вооружения линкоров типа «Бисмарк» и модифицированной для применения в береговой артиллерии. Предварительные исследования по созданию подобного транспортера начались в КБ концерна «Крупп» в 1938 г., а в следующем году был выдан заказ на производство восьми таких транспортеров, получивших наименование «Зигфрид» — 38 cm Siegfritd K(E). Срок готовности первой установки определялся в апреле 1942 г., остальные должны были быть готовы к октябрю 1943 г. Реально же к намеченному сроку было готово лишь три «Зигфрида», четвертый хоть и изготовили в декабре 1943 г., но в действующую армию так и не передали. На этом производство «Зигфридов» было свернуто. Имеющиеся три установки применялись на Западном фронте. Дальнейшим развитием «Зигфрида» должна была стать установка «Адольф» с 406-мм пушкой 40 cm SK C/34, предназнавчавшейся для вооружения так и не построенных линкоров типа Н. Судьбу линкоров разделили и железнодорожные установки с такими же орудиями — ни один «Адольф» не был готов к моменту, когда в 1942 г. Управление вооружений отменило на них заказ.

Наиболее тяжелыми артиллерийскими орудиями вермахта, да и вообще самыми большими артиллерийскими орудиями за всю историю человечества являлись 800-мм железнодорожные установки, известные как «Дора» и «Густав». Разработка подобной артсистемы, предназначенной для поражения сверхмощных укреплений линии Мажино, началась в 1937 г. В сентябре 1941 г. состоялись первые стрельбы с полигонного лафета, а в ноябре — со штатного железнодорожного транспортера. Наконец, в январе 1942-го орудие, получившее официальное обозначение 80 cm K(E), поступило на вооружение специально сформированного 672-го артдивизиона. Личный состав прозвал орудие «Дора» — под таким именем оно и стало известно общественности.

Из-за больших размеров и массы (вес самой пушки достигал 400 т!) конструкторам пришлось спроектировать специальный транспортер, занимавший две параллельные железнодорожные колеи. При этом на позицию правая и левая «половинки» доставлялись по отдельности. На позиции они соединялись поперечными коробчатыми балками, образуя своеобразный нижний станок. На него устанавливался верхний станок с люлькой и противооткатной системой, затем производился монтаж ствола пушки и сборка платформы для заряжания. В боекомплект входили два типа снарядов — бетонобойный и фугасный. Первый весил 7100 кг. Он содержал «всего» 250 кг взрывчатки, но при этом имел стенки толщиной 18 см, а также массивную закаленную головную часть. Такой снаряд гарантированно пробивал восьмиметровое бетонное перекрытие и метровую металлическую плиту, после чего донный взрыватель подрывал заряд ВВ, довершая разрушение бункера. Фугасный снаряд весом 4800 кг содержал семь центнеров взрывчатки.

В феврале 1942 г. 672-й дивизион с орудием «Дора» передали в распоряжение 11-й армии, части которой осаждали Севастополь. Подготовка огневой позиции заняла несколько месяцев и была завершена лишь к началу июня. Помимо личного состава 672-го дивизиона (около 350 чел.) к обеспечению боевого применения орудия «Дора» привлекли ряд других частей общей численностью до 4 тыс. чел. — зенитный дивизион, подразделения охраны, саперов и пр. На фоне приложенных усилий полученные результаты оказались несоизмеримо малыми — с 5 по 17 июня 1942 г. по осажденному Севастополю было выпущено всего 48 снарядов. Было зафиксировано лишь одно удачное попадание, вызвавшее взрыв склада боеприпасов на глубине 27 м. К тому времени ствол, из которого сделали (с учетом полигонных испытаний) порядка 300 выстрелов был уже изношен, и его отправили на завод для ремонта. Сам транспортер начали перевозить под Ленинград. Туда же собирались доставить и вторую 800-мм пушку «Густав». Но после начала операции совестких войск по прорыву блокады оба орудия эвакуировали. Таким образом, из трех изготовленных «сверхпушек» лишь одна реально учатвовала в боевых действиях, да и то без особого эффекта.

ТТХ железнодорожных артустановок германского производства см. приложение.

Все французские трофейные железнодорожные установки относились к периоду Первой мировой войны.

19,4 cm K(E) 486(f) — 194-мм установка, созданная с применением качающейся части береговой пушки обр. 1870/93 г. Имевшее длину ствола 30,4 калибра, орудие отличалось довольно низкими баллистическими характеристиками. Тем не менее, начиная с 1915 г. было построено 32 железнодорожных транспортера с такими орудиями. Характерной особенностью транспортера было наличие просторной бронированной башни, в общем нехарактерной для железнодорожных установок. По обе стороны от башни на транспортере находились бронипрованные погреба для боеприпасов. В вермахте часть K(E) 486(f) использовалось в первоначальном виде, а с части орудия были демонтированы и установлены на береговых батареях.

24 cm K(E) 557(f) и K(E) 557/1(f) — 240-мм установки «Шнейдер» на транспортерах разработки фирмы «Батиньоль». Отличались применяемыми орудиями: в K(E) 557(f) — обр. 1884 г. с длиной ствола 27,9 калибров, а в K(E) 557/1(f) — обр. 1917 г. с длиной ствола

28,5 калибров. Было изготовлено 8 установок. Подробности об использовании в вермахте неизвестны.

24 cm K(E) 558(f) — 240-мм установка фирмы «Сен-Шамон» с морской пушкой обр. 1893/96 г. От предыдущего образца отличалась гораздо более длинным стволом. Наиболее тяжелая из французских железнодорожных установок, обладающая возможностью кругового обстрела. К началу Второй мировой войны французская армия располагала 8 такими установками. Все они стали трофеями вермахта. В 1942-43 гг. орудия сняли с транспортеров и установили на стационарных береговых батареях.

27.4 cm K(E) 592(f) — 274-мм установка фирмы «Шнейдер». Эта и большинство более тяжелых французских систем относились к установкам т. н. «скользящего» типа — их транспортеры не обеспечивали кругового обстрела, а наведение орудия в горизонтальной плоскости достигалось путем передвижения по криволинейным железнодорожным веткам. К марту 1944 г. вермахт располагал тремя такими установками.

28.5 cm K(E) 605(f) — 285-мм установки, полученные путем рассверливания 274-мм орудий.

32 cm K(E) 651(f) и K(E) 652(f) — 320-мм установки на транспортерах, аналогичных 274-мм орудиям. Различались длиной ствола — соответственно, 30 и 37 калибров. Характерной их чертой было отсутствие противооткатных устройств — транспортер после выстрела откатывался по железнодорожному пути. Вермахтом захвачено не менее 8 таких установок.

34 cm K(E) 673(f) и K(E) 674(f) — 340-мм установки, различавшиеся типом транспортера. Первая из них (разработки фирмы «Шнейдер») принадлежала к системам «скользящего» типа, вторая, созданная фирмой «Сан-Шамон», имела лафет «с люлькой», обеспечивающий при огне с подготовленной позиции определенный угол горизонтального обстрела. Правда, для подготовки такой позиции требовалось 4–5 дней. Баллистические характеристики орудий были совершенно одинаковы. Вермахтом использовалось несколько (возможно, до шести) установок K(E) 673(f), а также четыре K(E) 674(f). Последние находились в составе 674-й железнодорожной батареи.

37 cm H(E) 711(f) — 370-мм гаубица обр. 1915 г. на лафете «с люлькой» разработки фирмы «Батиньоль». Орудие представляло собой укороченный и рассверленный до калибра 370 мм ствол морской 305-мм пушки. Для подготовки огневой позиции под это орудие требовалось около 10 часов. К началу Второй мировой войны французская армия располагал 7 такими гаубицами. Вермахт захватил пять установок, вошедших в состав 695-й и 711-й батарей (соответственно, три и две).

40 cm H(E) 752(f) — 400-мм гаубица обр. 1915/16 г. на лафете «с люлькой» разработки фирмы «Батиньоль». Орудие представляло собой укороченный и рассверленный до калибра 400 мм ствол морской 340-мм пушки. Было изготовлено 10 установок, из них восемь в 1940 г. стали германскими трофеями. Две гаубицы поместили в резерв, остальные 6 вошли в состав 693-й и 696-й батарей, применявшихся под Ленинградом.

52 cm H(E) 871(f) — 520-мм гаубица обр. 1916 г. на т. н. «упругом» лафете, сочетающим качества «скользящего» лафета и лафета «с люлькой». Орудие, в отличие от всех прочих французских железнодорожных установок — специальной разработки. Все операции по подаче боеприпасов и заряжанию механизированы, а на тележках транспортера установлены электродвигатели для перемещения установки по криволинейным участкам пути (осуществления горизонтальной наводки) без помощи локомотива. Электропитание обеспечивается дизель-генератором, находящимся в специальном вагоне. Одна из двух изготовленных установок в июле 1918 г. взорвалась при испытаниях. Вторая в 1940 г. стала трофеем вермахта. Применялась под Ленинградом, в январе 1944 г. захвачена советскими войсками.

ТТХ железнодорожных артустановок французского производства см. приложение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *